Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Ритуал как педагогическое средство социализации личности в отечественной образовательной практике XX века

Автореферат по педагогике на тему «Ритуал как педагогическое средство социализации личности в отечественной образовательной практике XX века», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Храбсков, Алексей Вячеславович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ульяновск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Ритуал как педагогическое средство социализации личности в отечественной образовательной практике XX века», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Ритуал как педагогическое средство социализации личности в отечественной образовательной практике XX века"

На правах рукописи

005538404

Храбсков Алексей Вячеславович

РИТУАЛ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ XX ВЕКА

Специальность 13.00.01 -общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 ноя газ

Самара 2013

005538404

Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор

Юстус Ирина Викторовна

Официальные оппоненты: Горячев Михаил Дмитриевич,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет», заведующий кафедрой педагогики;

Поляков Сергей Данилович,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», профессор кафедры психологии.

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Тверской государственный

университет».

Защита диссертации состоится 3 декабря 2013 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д.212.216.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора/кандидата педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

Автореферат разослан «_»_2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Вершинина Лидия Васильевна

Общая характеристика исследования Актуальность исследования. В современных условиях глобальной перестройки экономической и политической системы функционирования общества происходят изменения в духовной жизни людей. Современное общество находится в состоянии переосмысления ценностей, пересмотра их содержания. В прежние времена человек рождался и жил в одной системе ценностей, в одной культуре. В рамках глобализации происходит интеграция культур, что порою порождает непонимание даже между представителями одного поколения. Помимо изменения содержания ценностей в настоящее время происходит изменение форм их бытийствования. На фоне стремительно изменяющихся социальных условий затрудняется процесс социализации личности. Современное общество требует от личности высокого уровня социальной мобильности. Человек в своей жизни сталкивается с огромным количеством социальных ролей, которые ему приходится исполнять. Многообразие социальных ролей может провоцировать внутренние и внешние ролевые конфликты личности. В периоды жизненных изменений человек, как правило, не успевает присваивать новые роли, он продолжает функционировать в рамках социального статуса, который он занимает, что затрудняет развитие личности.

Одним из социальных институтов, предполагающих сохранение и трансляцию ценностей, является образование. Однако в условиях деидеоло-гизации воспитания в настоящее время явно ощущается недостаточность ценностного содержания образования. Возникает необходимость повышения ценностной составляющей образования, что может послужить средством формирования соответствующего сознания, способствующего принятию нравственных ценностей. Среди механизмов сохранения и трансляции ценностей, регуляторов общественных отношений можно выделить ритуалы, которые рассматриваются как исторически сложившиеся формы символического поведения, кодифицированные системы действий, выражающие определенные социальные и культурные взаимоотношения. Ритуал в образовании выступает как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. При помощи ритуала осуществляется один из самых важных процессов в образовании — передача культурного и социального опыта от поколения к поколению: транслируются традиции, сложившиеся в историческую эпоху и лежащие в основе общественного благополучия, передаются важнейшие ценности, нормы и правила, регулирующие человеческие взаимоотношения.

Как и всякое педагогическое явление, ритуал в образовании претерпевает изменения вместе со стремительно меняющейся жизнью. Сохраняя свою структуру, будучи традиционным по форме, ритуал наполняется новым современным содержанием и продолжает иметь большое значение в жизни человека. Ритуал отвечает потребностям человека любой эпохи и культуры. Современное мировоззрение формирует новые традиции, обычаи и ритуалы.

Все вышеизложенное показывает необходимость определения содержания ритуалов и форм их использования в условиях современного образования. Это делает педагогически и социально значимым обращение к исто-рико-педагогическому опыту использования ритуалов в образовании.

Актуальность исследования обусловлена также потребностью в изучении проблем использования ритуала в дореволюционной и советской России с новых позиций, свободных от идеологических установок и рекомендаций, позволяющих анализировать содержание и педагогическую направленность ритуалов в образовании, выявлять механизмы социализации личности посредством ритуалов и педагогические условия использования историко-педагогического опыта в современной образовательной практике.

Социализирующую роль ритуалов в обществе как предмет специального исследования рассматривали в своих работах А. ван Геннеп, Э. Дюрк-гейм, В.П. Левкович, В. Тернер.

Ритуалы как средства социализации личности в этнических группах рассматриваются в исследованиях современных ученых - А.Б. Аргуяновой, Ю.А. Борлакова. Исследования ритуала в процессах воспитания, обучения и социализации нашли свое отражение в работах немецкого ученого Кристофа Вульфа. В работах Г.М. Андреевой, И.С. Кона, A.B. Мудрика, A.B. Петровского, В.А. Сластенина рассматриваются механизмы социализации личности.

В работах Б.М. Бим-Бада, Н.В. Бордовской, А.Н. Джуринского, А.И. Пискунова, A.A. Реан, С.И. Самыгина, Л.Д. Столяренко, М.Ф. Шабае-вой, С.М. Платоновой, М.Г. Яновской рассматриваются отдельные аспекты ритуала как одной из разновидностей форм воспитательного процесса.

Вместе с тем, отмечая конструктивность изысканий, посвященных исследованиям ритуала, следует признать, что вопросы использования ритуала в истории образования как педагогического средства социализации личности не являлись предметом специальных исследований.

Анализ историко-педагогической литературы позволил выявить противоречия между потребностью современной педагогической теории и практики в обобщении исторического опыта использования ритуала в образовании как педагогического средства социализации личности и недостаточной степенью научного осмысления ритуала как педагогического явления, между потребностью в практическом применении ритуалов в образовании и отсутствием методического обеспечения в области организации и проведения ритуалов.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему исследования. В теоретическом плане это проблема воссоздания модели социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века; в практическом плане - проблема выявления позитивного историко-педагогического опыта использования ритуалов в образовании, определения типов и видов ритуалов.

Хронологические рамки исследования включают в себя временной интервал использования ритуалов в образовательной практике дореволюцион-

ной и советской России в XX веке (1900 - 1991 гг.). Данный период определен с учетом основной проблематики работы. Нижняя граница исследования связана со сложившимся к началу века комплексом ритуалов, используемых в образовании дореволюционной России. Верхняя хронологическая граница — 1991 год — определяется связью предмета исследования с историей российской государственности (распад Советского Союза обусловил изменения в системе образования страны, смену идеологических установок).

Объект исследования - процесс социализации личности в образовательной практике России 1900 - 1991 гг.

Предмет исследования - ритуал в образовании как фактор социализации личности.

Цель исследования - воссоздать модель социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретико-методологические основы социализации личности посредством ритуала как педагогического явления.

2. Раскрыть содержание понятия «ритуал в образовании».

3. Выявить функции ритуала в образовании.

4. Определить этапы развития ритуала в отечественной образовательной практике XX века и выявить их особенности.

5. Выявить типы и виды ритуалов в отечественной образовательной практике XX века.

Положения, выноснмые на защиту

1. Освоение личностью социальных ролей как механизм социализации в образовании — это процесс овладения подрастающим поколением многообразием социальных статусов и реализации требований, предъявляемых к нему системой образования путем социально одобряемых действий. В образовательной практике дореволюционной и советской России сложился набор способов педагогического воздействия на личность - внушение, убеждение, предписание, запрет, приучение, поощрение, порицание, выражение признания, поручение и др. С помощью этих способов поведение человека и целых групп людей приводилось в соответствие с общепринятыми образцами, нормами, ценностями. Одним из таких способов являлся ритуал как педагогическое явление. Ритуал в образовании имел особенности, определившие его применение в образовательной практике: он обладал сильным эмоциональным воздействием, поскольку заключенные в его структуре символы, символические действия, определяемые моделями поведения, оказывали влияние на чувства участника ритуала; был призван придать той или иной ситуации особую значимость, подчеркнуть важность происходившего события. Ритуал как педагогическое средство социализации личности осуществлял транслирующую, регулирующую, интегрирующую, адаптирующую, формирующую, мотивирующую и ассимилирующую функции в образовательной практике России XX века.

2. Этапы развития ритуала в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века: I этап (1900 - 1917 гг.) - стабильное функционирование ритуала в образовательной практике дореволюционной России (заимствованного из других сфер общественной жизни - церковной, военной, гражданской — как средства воспитания: поддержания дисциплины, приучения к нормам и правилам поведения, формирования почтительного отношения); II этап (1917 - 1922 гг.) - трансформация ритуала в образовательной практике России (поиск нового содержания ритуалов зарождение новых советских ритуалов в образовании); III этап (1922 - 1964 гг.) - становление ритуала в образовательной практике советской России (ритуал как инструмент идейно-политического и патриотического воспитания); IV этап (1964 -1991 гг.) - расцвет ритуала в образовательной практике советской России как средства социализации личности (социалистическая обрядность, «церемони-зация» (посвящение в первоклассники, в учащиеся, в студенты и др.)). Ритуал в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века прошел путь от средств, имеющих воспитательное воздействие, решающих ближайшие задачи воспитания: приучение к правилам поведения, выработка в учащихся подчинения, дисциплинированности, - к средствам формирования мировоззрения, нравственно-эстетического воспитания человека, укрепляющего общество через единение личности с социумом, а от них к средствам, несущим социализирующую функцию в формировании личности.

3. Типы ритуалов в образовании выделяются по основанию выполняемых ими педагогических задач: ритуалы посвящения (задача - приобщение личности к системе норм и правил коллективной жизни); ритуалы поощрения (задача — стимуляция саморазвития личности, социально одобряемого поведения); ритуалы порицания (задача - формирование дисциплинированности личности); ритуалы пиетета (задача - формирование ценностных отношений). Виды данных типов выделяются по следующим признакам: а) по институциональному признаку - ритуалы посвящения в члены учебного заведения, в члены временного сообщества, ритуалы гражданского посвящения, профессионального посвящения, неформального посвящения; б) по объекту воздействия — ритуалы персонального и коллективного поощрения; в) по субъекту воздействия - ритуалы официального и товарищеского порицания; г) по объекту формирования ценностного отношения - ритуалы приветствия, общей молитвы, почитания символов; д) по виду почитаемых символов - ритуалы почитания знамени, национальных героев, неформальных символов, ритуалы совместного исполнения гимна и торжественного шествия.

4. Воссоздание модели социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века базируется на том, что ритуалы как педагогическое средство социализации личности имели единую структуру и общие задачи, однако их содержание на каждом этапе развития было различным. Модель включает в себя: целевой компонент (включение воспитанников в систему общественных отношений); содержательный компонент (общечеловеческие и идеологические ценности; образцы поведения, соответ-

ствующие занимаемому воспитанником социальному статусу; микро-, мезо-, макро- и мегафакторы социализации, выраженные в структурных элементах ритуала - системе символов-ценностей, моделях поведения и эмоциональной заразительности ритуала и воздействующие на личность посредством символов, символических действий (жестов, слов), действующих лиц ритуала); деятельностный компонент (механизмы социализации личности посредством различных типов ритуалов: механизм адаптации личности посредством ритуалов посвящения; механизм интеграции личности посредством ритуалов пиетета и ритуалов порицания; механизм самореализации личности посредством ритуалов поощрения); результативный компонент (адаптационная способность личности, конформность личности, ролевая пластичность личности).

Результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

- раскрыто содержание понятия «ритуал в образовании» (ритуал в образовании — форма символического поведения, кодифицированная система действий, служащая педагогическим средством социализации личности путем освоения социальных статусов и ролей);

- выявлены функции ритуала в образовании [транслирующая (осуществление трансляции традиций от поколения к поколению); регулирующая (регулирование общественных взаимоотношений в системе образования); интегрирующая (вовлечение индивида в круг общественных обязанностей; применение в качестве средства сплочения, единения членов коллектива); адаптирующая (обеспечение безболезненного и эффективного перехода из одного социального статуса личности в другой, перехода личности на новый этап социализации; содействие в освоении личностью норм и правил коллективной жизни, в выражении чувств и отношений); формирующая (формирование ценностных отношений, дисциплинированности личности, социально одобряемого поведения); мотивирующая (стимуляция личности к саморазвитию; содействие удовлетворению потребностей личности в общественном признании, принадлежности к обществу); ассимилирующая (освоение личностью социальных статусов и ролей)];

- выявлены структурные элементы ритуала в образовании как педагогического явления: содержательный (система символов-ценностей), формальный (модель поведения) и качественный (эмоциональная заразительность);

- определены этапы развития ритуала в образовательной практике России XX века (I этап (1900 — 1917 гг.) - стабильное функционирование ритуала в образовательной практике дореволюционной России; II этап (1917 -1922 гг.) - трансформация ритуала в образовательной практике России; III этап (1922 - 1964 гг.) — становление ритуала в образовательной практике советской России; IV этап (1964 - 1991 гг.) - расцвет ритуала в образовательной практике советской России как средства социализации личности);

- выявлены типы и виды ритуалов, применявшихся в отечественной образовательной практике XX века (типы ритуалов в образовании, выделен-

ные по основанию выполняемых ими педагогических задач: ритуалы посвящения, ритуалы поощрения, ритуалы порицания, ритуалы пиетета. Виды ритуалов посвящения, выделенные по институциональному признаку: ритуалы посвящения в члены учебного заведения, посвящения в члены временного сообщества, ритуалы гражданского посвящения, ритуалы профессионального посвящения, ритуалы неформального посвящения. Виды ритуалов поощрения, выделенные по объекту воздействия: ритуалы персонального и коллективного поощрения. Виды ритуалов порицания, выделенные по субъекту воздействия: ритуалы официального и товарищеского порицания. Виды ритуалов пиетета, выделенные по объекту формирования ценностного отношения: ритуалы приветствия, общей молитвы и почитания символов; по виду почитаемых символов: ритуалы почитания знамени, национальных героев, совместного исполнения гимна, торжественного шествия и почитания неформальных символов);

- воссоздана модель социализации личности века посредством ритуалов в образовательной практике России XX века. [Модель включает в себя:

1) цель (включение воспитанников в систему общественных отношений);

2) ценности (общечеловеческие, идеологические); 3) образцы поведения (модели поведения, соответствующие занимаемому социальному статусу); 4) факторы социализации (микро-, мезо-, макро- и мегафакторы); 5) механизмы социализации личности посредством различных типов ритуалов (механизм адаптации личности посредством ритуалов посвящения, механизм интеграции личности посредством ритуалов пиетета и ритуалов порицания, механизм самореализации личности посредством ритуалов поощрения); 6) результат (адаптационные способности личности, ролевая пластичность личности, конформность личности)].

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии перспективных научных направлений в изучении истории образования на основе углубленного историко-педагогического исследования процесса применения ритуалов в отечественной образовательной практике; в критическом осмыслении сложившихся исторических представлений в этой области. Включение в теоретико-методологический аппарат педагогической науки понятия «ритуал в образовании» расширит пространство научно-теоретического поиска и осмысления ритуала как педагогического явления в образовательной практике. Выявление типов и видов ритуалов в отечественной образовательной практике XX века составит основу для новых научных представлений о современном ритуале в образовании, в структуре которого находятся сохранившиеся и сохраняющиеся неподвластные времени и политическим, идеологическим установкам ценности.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью внедрения полученных результатов исследования в практику: они могут быть эффективно использованы в сфере образования для разработки перспективных направлений в решении современных социальных, педагогических, методических и содержательных задач использования ритуала в образовании.

Результаты диссертационного исследования создают методологическую, теоретическую и фактологическую основу для составления учебных программ и формирования содержания соответствующих лекций и семинаров в рамках образовательного стандарта по истории педагогики и образования, по социальной педагогике, по социологии образования, спецкурсов и спецсеминаров как для студентов педагогических вузов, так и для слушателей системы повышения квалификации преподавательских кадров и специалистов в области организации и проведения ритуалов. Они могут быть использованы в массовом педагогическом опыте.

Методологической основой данного исследования являются современные подходы к изучению историко-педагогического процесса: антропологический, аксиологический, культурологический, фактологический, циви-лизационный; принципы единства исторического и логического, целостности и взаимосвязи процессов, научности, системности, взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания.

Важное концептуальное значение при изучении предмета исследования имеют:

- современные подходы к методологии историко-педагогических исследований (М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, Д.И. Латышина, А.И. Пискунов, Л.А. Степашко и др.);

- методология историко-педагогической науки (Е.В. Бережнова, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, С.Ф. Егоров, H.A. Желваков, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, C.B. Куликова, З.И. Равкин, М.В. Савин, Б.К. Тебиев, А.Н. Шевелев и др.), позволившая определить цель, задачи и основные направления исследования проблемы выявления позитивного историко-педагогического опыта использования ритуалов в образовательной практике;

- теория моделирования исторических явлений и процессов (М.П. Завьялова, И.Д. Ковальченко, Н.В. Сивачева, Т.Д. Товма и др.), определившая основы для воссоздания модели социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века;

- теория гуманизации и гуманитаризации образования (А.П. Асмолов, В .П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, М.В. Бугуславский, A.B. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, И.Д. Лельчицкий, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

- теория воспитания (Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д Ушинский и др.);

- теория и практика авторских воспитательных систем (Ф.Ф. Брюхо-вецкий, О.С. Газман, A.A. Захаренко, И.П. Иванов, В.А. Караковский, A.C. Макаренко, С.Д. Поляков, С.М. Ривес, В.А. Сухомлинский, Н.П. Шуль-ман и др.);

- теория социализации личности (П.П. Блонский, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, И.Я. Гилинский, В.И. Журавлев, Ю.П. Истратов, П.Ф. Капте-

рев, И.С. Кон, Ю.И. Кривов, В.В. Москаленко, A.B. Мудрик, Н.Д. Никандров, A.B. Петровский и др.);

— концепции социальных отношений (П.М. Блау, Ч. Кули, Дж. Мид, Дж. К. Хоманс, Мэй О'Элтон и др.);

— ролевые концепции личности (И. Гофман, Р. Мертон, Дж. Мид, Я. Л. Морено, Т. Парсонс и др.), позволившие проводить исследование социализации личности в аспектах освоения ею социальных ролей;

— концепции ритуалов (А.К. Байбурин, А. ван Геннеп, В. Глебкин, Э. Дюркгейм, А.Н. Илиади, К. Леви-Стросс, В.П. Левкович, Э. Лич, Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун, В. Тернер, И. Эйбл-Эйбесфельдт, М. Элиаде и др.), позволившие определить содержание понятия «ритуал в образовании», выявить его структурные элементы и функции.

Методы исследования. В процессе исследования использовались методы теоретического анализа и систематизации исторической, педагогической и методической литературы, архивных документов; сопоставление и обобщение идей, подходов, фактов, источников в соответствии с целью и задачами исследования; методы сравнительно-исторического и статистического анализа документов, отчетов о работе различных учреждений и учебных заведений в исследуемый период; методы исторической аналогии, экстраполяции, синхронного и диахронного анализа, позволившие выявить периодизацию процесса использования ритуалов в образовательной практике дореволюционной и советской России; реконструктивный и системно-структурный методы, позволившие выявить и охарактеризовать основные типы ритуалов, используемых в отечественной образовательной практике; общенаучные методы структурного и структурно-функционального анализа, моделирование.

Источниковедческая база исследования. В исследовании были использованы законодательные акты, уставы и отчеты учреждений образования, правила для воспитанников военных, светских и духовных учебных заведений, сборники документов и материалов, отчеты о деятельности учебных заведений, статистические сборники, архивные документы из фондов Государственного архива Ульяновской области, Национального архива Республики Татарстан, а также материалы периодической печати и воспоминания выпускников учебных заведений России.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2009-го по 2013 год и включало три этапа:

I этап (2009-2010 гг.). Изучение философской, педагогической, исторической и социологической научной литературы позволило собрать и систематизировать материал по теоретико-методологическим основам использования ритуала в образовании как педагогического средства социализации личности. На основе анализа литературы были сформулированы объект и предмет диссертационного исследования, определены его задачи и методы, разработан план исследования.

II этап (2011-2012 гг.). Работа с историческими и научными источниками Российской государственной библиотеки, фондами Государственного

архива Ульяновской области, Национального архива Республики Татарстан, выявление и систематизация документов и исторических исследований, раскрывающих педагогические условия социализации личности посредством ритуала в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века. Апробация результатов исследования на научных конференциях и публикация их в виде научных статей.

III этап (2013 гг.). Итоговое обобщение и анализ собранного фактического материала, его дальнейшая апробация на научных конференциях, публикация научных статей. Оформление материала в виде кандидатской диссертации.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов обеспечиваются следованием выбранной методологии исследования, применением методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам, изучением первоисточников, а также привлечением широкого круга источников различных видов и их критическим анализом на основе достижений современной педагогической науки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Ульяновского государственного университета, а также в выступлениях на всероссийских и региональных конференциях в г. Уфе, г. Йошкар-Оле, г. Самаре. Разработанная на основе результатов исследования программа дисциплины «Организация и проведение ритуалов» апробирована в учебном процессе подготовки специалистов по специальности 070301 «Актерское искусство» на кафедре актерского искусства УлГУ. Результаты исследования опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ: «Вестник Тверского государственного университета», «Среднее профессиональное образование», «Сибирский педагогический журнал».

Структура исследования. Диссертационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель, объект и предмет, формулируются проблема и задачи, раскрываются теоретико-методологические основы и методы исследования, характеризуются новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об этапах исследования, его апробации, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Историко-педагогическое обоснование теории и практики социализации личности посредством ритуала как педагогического явления в образовательной практике России XX века» рассматриваются теоретико-методологические подходы к анализу проблемы социализации личности, процесс освоения социальных ролей как механизм социализации личности, раскрывается и конкретизируется понятие «ритуал в образовании», обосновывается применение ритуала в отечественной образовательной практике в качестве педагогического средства социализации личности, выявляются

предпосылки для развития ритуала в образовательной практике России XX века, выделяются и анализируются этапы развития ритуала как педагогического средства социализации личности в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века и особенности использования ритуала в образовании в конкретно-исторических условиях.

Во второй главе «Основные направления и особенности использования ритуала как педагогического средства социализации личности в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века» составляется классификация ритуалов, используемых в образовательной практике дореволюционной и советской России, воссоздается модель социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века.

В заключении обобщены результаты исследования, констатируется выполнение поставленных задач, формулируются основные выводы, определяющие направления дальнейшего научного поиска.

В приложении приведены правила, положения и сценарии, регламентирующие применение ритуалов в отечественной образовательной практике XX века; схемы ритуалов, действовавших в учебных заведениях дореволюционной и советской России XX века; программа дисциплины «Организация и проведение ритуалов».

Основное содержание работы

Проблема социализации личности в образовании дореволюционной и советской России XX века являлась одной из самых актуальных. Общественно-политические преобразования, проходившие в этот период, ставили перед образовательной практикой задачи формирования у представителей подрастающего поколения системы духовных и нравственных качеств личности, норм и образцов поведения, позволявших им функционировать в качестве полноправного члена общества.

В образовательной практике дореволюционной и советской России XX века был выработан набор готовых статусов и ролей, в процессе освоения которых осуществлялось включение воспитанников в систему общественных отношений, происходила передача социального и культурного опыта от поколения к поколению, выработка социально одобряемого поведения. Каждый статус предполагал официальный и неофициальный набор требований и предписаний к личности, занимавшей данную позицию. Официальные находили свое выражение в нормативно-правовых актах на уровне государства, а также на уровне образовательных учреждений и регламентировали кроме всего прочего права и обязанности учащихся. Неофициальные требования и предписания были выражены в системе общественной морали и в обычаях.

Процесс овладения представителями подрастающего поколения многообразием социальных статусов и реализации требований, предъявляемых к ним системой образования, путем социально одобряемых действий, был тесно связан с такими внутренними процессами, как подражание и самоиденти-

фнкация личности, и являлся предпосылкой для адаптации, интеграции и самореализации личности в социальной группе.

В целях социализации личности в отечественной образовательной практике XX века сложился набор способов педагогического воздействия (внушение, убеждение, предписание, запрет, приучение, поощрение, порицание, выражение признания, поручение и др.), с помощью которых происходило освоение личностью социальных статусов и ролей, поведение воспитанников приводилось в соответствие с принятыми образцами, нормами, ценностями. К таким способам относилось такое педагогическое явление, как ритуал.

В народных, высших начальных, уездных, городских училищах, гимназиях, прогимназиях, лицеях, пансионах, воскресных и церковно-приходских школах, кадетских корпусах и военных училищах дореволюционной России XX века ритуалы выступали в формах исполнения воспитанниками общих молитв, государственных и народных гимнов, торжественных шествий; проведения торжественного вручения памятных и символических подарков; приветствий (учителей, воспитателей, начальников, почетных лиц), официальных и неформальных поощрений в виде публичной похвалы или благодарности, награждения за успехи; официальных и неформальных наказаний в виде выговора в присутствии товарищей. В военных учебных заведениях данного периода были распространены ритуалы в формах присвоения и лишения звания; чествований и вручения знамени или штандарта учебным заведениям и др.

В средних общеобразовательных школах, средних специальных и профессиональных учебных заведениях, высших учебных заведениях, средних и высших военных учебных заведениях советской России XX века ритуалы выступали в формах исполнения государственного гимна, пионерского гимна, студенческого гимна, торжественных шествий; проведения торжественных вручений памятных и символических подарков; торжественных приемов учащихся в школьный коллектив; торжественных назначений почетных поручений; торжественных вручений документов об образовании; торжественного вручения паспорта; присвоения имени героя пионерскому отряду или дружине; вручения переходящих символов (вымпелов, знамени и др.); приветствий (учителей, воспитателей, старших по званию, вожатых, начальников, государственных символов); официальных и неформальных поощрений в виде публичной похвалы или благодарности, награждений за успехи, присвоений звания; официальных и неформальных наказаний в виде выговора в присутствии товарищей, лишения звания, наград и отличий; чествования и вручения знамени учебным подразделениям и заведениям; посвящения в учащиеся, в октябрята, в пионеры, в комсомольцы, в ленинцы, в старшеклассники, в вожатые, в студенты, в ряды студенческого спортивного общества, в «бойцы строительных отрядов», в резерв рабочего класса, в профессию, в хлеборобы, в рабочие; возложений цветов к памятникам националь-

ных героев; несения почетного караула; подъема и спуска флага; торжественного выноса знамени и др.

Анализ научной литературы и исторических источников по проблеме применения ритуалов в образовательной практике России XX века позволил сделать вывод, что каждый ритуал, являясь формой символического поведения, имел в своей структуре сложную систему символов и знаков (атрибутика, символика, жесты), отражавших общественные ценности - сведенные воедино понятия и идеи, выраженные в том или ином вещественном проявлении. Значения ритуальных символов-ценностей, объединенных в каждом конкретном ритуале в определенную систему, составляли содержательный элемент ритуала. Каждый ритуал в образовании включал в себя модель поведения, которая служила образцом выражения тех или иных социальных отношений человека. Модель поведения, выраженная в определенной последовательности действий участников ритуала, составляла его формальный элемент. Ключевым аспектом ритуала в образовании являлась его эмоциональная заразительность по отношению к участнику - качественный элемент ритуала. Драматургия ритуала, его музыкальное оформление, рождающее неповторимую атмосферу, символика и атрибутика, художественное оформление (внешнее убранство места действия ритуала), символические действия, исполняемые, как правило, коллективно, производили на участника эмоциональное впечатление, позволяли включиться в действие всем существом, переживая в игровой форме события, которые ритуал был призван драматизировать. Другими словами, элементы ритуала, воздействуя на чувства человека, делали его эмоционально привлекательным, зарождали в человеке желание личного участия.

Ритуал как педагогическое явление, оказывая сильное эмоциональное впечатление на воспитанников, был призван придать той или иной ситуации особую значимость, подчеркнуть важность происходившего события. Способность воздействовать на чувства человека и окказиональность ритуала определили применение ритуала в отечественной образовательной практике России XX века в качестве педагогического средства социализации личности.

Ритуал в образовании, являясь формой сложного символического поведения, кодифицированной системой действий человека, служил в образовательной практике России XX века педагогическим средством социализации личности путем освоения социальных статусов и ролей. Будучи регулятором взаимоотношений между воспитанниками и наставниками, ритуал в образовании осуществлял передачу социально-культурного опыта от поколения к поколению; вовлекал индивида в круг общественных обязанностей; способствовал безболезненному и эффективному переходу личности из одного социального состояния в другое (на новый этап жизнедеятельности, в новую социальную группу); содействовал освоению социальных норм и правил поведения; прививал уважительное отношение к авторитетам; служил средством сплочения, единения коллектива; стимулировал личность к саморазви-

тию; способствовал удовлетворению потребностей личности в общественном признании, принадлежности к обществу.

Предпосылками для развития ритуала в образовании России XX века как педагогического средства социализации личности явились становление и развитие системы народного просвещения России; развитие образовательной практики путем поиска эффективных средств воспитания и социализации подрастающего поколения в других сферах общественной жизни; конкретизация педагогических задач образовательной практики: приобщение личности к системе норм и правил коллективной жизни, формирование ценностных отношений, социально одобряемого поведения, дисциплинированности личности, стимуляция саморазвития личности; издание официальных предписаний об исполнении ритуалов в учебных заведениях России.

Этапы развития ритуала в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века: I этап (1900 - 1917 гг.); II этап (1917 - 1922 гг.); III этап (1922 - 1964 гг.); IV этап (1964 - 1991 гг.). Первый этап характеризуется стабильным функционированием ритуала в образовательной практике дореволюционной России XX века. В указанный период в России полностью сложилась национальная система образования, состоявшая из учебных заведений различных уровней, имевших разное ведомственное подчинение. В это время в отечественной образовательной практике функционирует целый комплекс ритуалов, сформировавшийся еще в предыдущем веке. Необходимо отметить, что ритуалы, применявшиеся в этот период, в основном заимствованы из других сфер общественной жизни — церковной, военной, гражданской: ритуалы общей молитвы, ритуалы приветствия, ритуалы награждений, ритуалы присвоения звания, ритуал военной присяги, ритуалы торжественного шествия, ритуалы совместного исполнения гимна, ритуалы почитания знамени и др. Они находят применение в учебных заведениях дореволюционной России как средства общественного воспитания. Социализирующее значение ритуалов в системе образования дореволюционной России XX века подчеркивают педагогические задачи, которые определяли выбор тех или иных средств воспитания того времени. Среди них выработка у воспитанников дисциплинированности и социально одобряемого поведения, формирование ценностных отношений, приобщение к системе норм и правил коллективной жизни, стимуляция саморазвития.

На втором этапе происходит трансформация ритуала в образовательной практике России, осуществляется поиск новых традиций, а вместе с тем и новых ритуалов в образовании. Поворотным моментом в развитии ритуала в отечественной образовательной практике стала смена в стране государственного строя и подписание В.И. Лениным в январе 1918 года декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», в котором провозглашалось отделение церкви от государства и отделение школы от церкви. Декрет запретил преподавание в школах религии и выполнение религиозных ритуалов. С 1917-го по 1922 год система образования России претерпевает кардинальные изменения - создается единая трудовая политехническая школа, ве-

дется борьба с безграмотностью среди населения. В связи с отделением церкви от государства ритуалы воспринимаются как пережиток прошлого. В стране происходит отказ от старых традиций. Это время характеризуется активными попытками создания новой, «коммунистической», обрядности (в устоявшуюся форму ритуалов как педагогического средства в образовании вкладывается новое содержание).

На третьем этапе происходит становление ритуала в образовательной практике советской России, ритуал становится в первую очередь средством формирования мировоззрения, инструментом идеологического воздействия. Заметную роль в развитии ритуала в системе образования советской России сыграла Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. Ритуалы и символика этой общественной организации становятся эффективным средством идейно-политического и патриотического воспитания детей и молодежи и неотъемлемой частью системы коммунистического воспитания, которая действует на протяжении всей истории советской России и в реализации которой задействована вся система образования страны. Ритуалы получили свое развитие и стали неотъемлемой частью воспитательных систем таких советских педагогов, как С.М. Ривес и Н.П. Шульман, A.C. Макаренко.

Четвертый этап - расцвет ритуала в образовательной практике советской России как средства социализации личности. Под руководством Комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам СССР разрабатываются и внедряются в образовательный процесс не только традиционные, но и вновь разработанные ритуалы. Предпосылками для этого послужили выступление в 1959 году на XIII съезде ВЛКСМ первого секретаря комсомольской организации A.M. Шелепина, в котором он говорил о необходимости новых гражданских и патриотических ритуалов среди молодежи, а также постановление Совета министров РСФСР от 18 февраля 1964 года «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». Развивается целое направление — социалистическая обрядность, где во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, разрабатывались и применялись ритуалы, рожденные именно в данном социальном институте (посвящение в первоклассники, в учащиеся, в студенты и др.). Несмотря на формулировку «социалистическая обрядность», процесс развития ритуалов в советской России скорее можно назвать «церемонизацией». Главным принципом, по которому разрабатывались новые советские ритуалы, являлось придание торжественно-церемониальных черт тем или иным мероприятиям, отмечавшим важные события в жизни общества или человека. Придание церемониальных черт событиям осуществлялось с помощью разработки строгого церемониала мероприятий, применения основных принципов драматургии в структуре ритуалов, а также с помощью применения государственных и партийных символов. Кроме того, социалистическая обрядность была призвана уже с начала существования новой страны вытеснить уже существовавшую традиционную, заменить уже привычные, веками сложившиеся ритуалы новыми, имеющими более сильное эмоциональное воздействие, а также новое идейное содержание. Для станов-

ления и поддержания стабильности нового социалистического государства ритуал становится мощным средством социализации. В этот период ритуал активно используется в воспитательных системах таких педагогов, как Ф.Ф. Брюховецкий, О.С. Газман, A.A. Захаренко, И.П. Иванов, В.А. Караков-ский, В. А. Сухомлинский.

Таким образом, ритуал в отечественной образовательной практике XX века прошел путь от средств, имевших воспитательное воздействие, решавших ближайшие задачи воспитания: приучение к правилам поведения, выработка в учащихся подчинения, дисциплинированности, к средствам формирования мировоззрения, нравственно-эстетического воздействия на человека, средствам, укрепляющим общество через единение личности с социумом, несущим социализирующую функцию в формировании личности. Являясь одной из разновидностей традиции и оставаясь практически неизменными по форме, со сменой исторических условий ритуалы наполнялись новым содержанием, транслировали актуальные на данный момент ценности, нормы и правила поведения. Выявление преемственности ритуалов в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века дало нам основание для проведения дальнейших исследований в едином ключе.

На основании сравнительного анализа ритуалов, применявшихся как педагогические средства в образовательной практике России в различные исторические периоды XX века, можно сделать вывод о преемственности между ритуалами в образовании в советской России и ритуалами в образовании в дореволюционной России XX века. В вышеуказанные периоды ритуалы в образовании выполняли одни и те же функции, использовались для решения одних и тех же педагогических задач: приобщение личности к системе норм и правил коллективной жизни; стимуляция саморазвития личности, социально одобряемого поведения; формирование ценностных отношений; формирование дисциплинированности личности. Оставаясь практически неизменными по форме, со сменой исторических условий ритуалы в образовании наполнялись новым содержанием, транслировали актуальные на данный момент общественные ценности, нормы и правила поведения, что дало основание осуществить классификацию ритуалов в отечественной образовательной практике XX века в едином ключе.

Обращение к истории российского образования, выявление особенностей использования ритуалов в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века позволило определить типы и виды ритуалов в образовании. Типы ритуалов, выделенные по признаку выполняемых ритуалами педагогических задач: ритуалы посвящения; ритуалы поощрения; ритуалы порицания; ритуалы пиетета.

Сущностью ритуалов посвящения являлся прием посвящаемого (неофита) в члены коллектива того или иного учебного заведения. С помощью ритуалов посвящения происходило освоение личностью нового социального статуса. Ритуалы посвящения способствовали передаче социального опыта, трансляции традиций учебных заведений, адаптации личности в новом кол-

лективе, самоидентификации личности. Кроме того, одним из важнейших здесь являлся процесс интериоризации личностью нравственных норм и идеологических ценностей, выраженных в центральной части ритуалов посвящения - клятве. Подготовительной частью ритуала посвящения являлось испытание. Несмотря на объективные условия - готовность неофита в силу своего возраста или положения присвоить социальный статус, - испытания являлись неотъемлемым условием ритуала посвящения. В одних случаях испытанием являлись вступительные экзамены в учебное заведение, в других -особый переходный период, во время которого преемникам необходимо было доказать свое право стать членом коллектива.

Ритуалы поощрения являлись в первую очередь формой выражения поощрения как метода воспитания. Имея яркое эмоциональное воздействие, ритуалы поощрения укрепились в образовательной практике как средства выражения положительной оценки: признания качеств, поступков, поведения воспитанников или группы. Участие в ритуалах поощрения вызывало в воспитаннике чувство удовлетворения, уверенность в своих силах, положительную самооценку, мотивировало саморазвитие личности. По своей форме ритуал поощрения, как правило, представлял собой вручение членам учебного заведения ценных предметов, символизировавших особое отношение к награждаемому ученику. Вручение проводил старший по статусу. Ритуал проводился в присутствии всех членов учебного заведения, как правило, в местах, специально отведенных для торжественных мероприятий: актовый зал, площадь перед учебным заведением. Учащиеся награждались похвальными листами, грамотами, медалями, знаками отличия за определенные заслуги в учебе, работе, службе, общественной деятельности, спорте и др. Признание награды присутствовавшие выражали аплодисментами. Порядок выдачи наград зачастую определялся официальными документами. Золотые и серебряные медали вручались награждаемым учащимся лично директором на торжественном акте в присутствии представителей руководства, педагогического состава школы, учащихся и их родителей.

Ритуалы порицания действовали как одна из форм традиционного метода воспитания - наказания - выражения отрицательной оценки ненормативного поведения личности с целью приведения в соответствие с нормами и правилами, одобряемыми обществом. Это самый немногочисленный тип ритуалов, используемых в отечественной образовательной практике. Ритуалы порицания представляли собой ряд символических действий, выражавших негативное отношение к одному или группе учащихся, нарушивших законы и правила поведения, официально или негласно установленные в том или ином учебном заведении. Ритуалы порицания являлись радикальными мерами - во время исполнения ритуалов порицания воспитанника временно лишали его социальной роли либо наделяли социальной ролью негативного содержания. Действуя путем отвержения человека от социальной группы в наказание за проступок, ритуал порицания тем самым провоцировал в воспитаннике желание быть вновь членом общества, повышал ценность присутствия участни-

ков в единой общности. Эта ценность нахождения в единении с социумом подчеркивается в ритуалах порицания как для наказуемых, так и для присутствующих при наказании. Однако отвержение от коллектива, осуждение провинившегося могло действовать на человека обратным образом, и воспитанник вступал в длительное противоборство с окружением, иногда заканчивавшееся разрывом с коллективом.

Ритуалы пиетета - самый разнообразный по видам ритуалов тип. Здесь можно выделить несколько разновидностей ритуалов, по форме отличающихся друг от друга, но близких по своему содержанию. Основной задачей ритуалов пиетета, действовавших в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века, являлась выработка у представителей подрастающего поколения ценностных отношений, основанных на признании идеологических и общечеловеческих ценностей. Основное символическое действие участников ритуалов пиетета — выражение почтения к чему-либо или кому-либо. Так, почтение к старшим по званию, возрасту, социальному положению призваны были воспитывать ритуалы приветствия; признание ценности учебного заведения, в котором обучался воспитанник, — ритуал чествования учебного заведения; почтительное отношение и глубокое уважение к народным героям и святыням — ритуалы возложения цветов, спуск на воду венков славы, несение почетного караула; ритуалы почитания государственных символов — совместное исполнение гимна, торжественный вынос знамени или флага, прибивание знамени к древку, освящение знамен, торжественное шествие (парад, прохождение строем и т.д.) - призваны были воспитать любовь к Родине, вызвать патриотические чувства; почтение и благоговение перед высшими силами воспитывали ритуалы общей молитвы, торжественного шествия (крестный ход), участие в церковных таинствах и обрядах.

Вышеизложенные типы ритуалов, в свою очередь, подразделяются на виды, выделенные на основании различных признаков. Так, ритуалы посвящения делятся на ритуалы посвящения в члены учебного заведения, ритуалы посвящения в члены временного сообщества, ритуалы гражданского посвящения, ритуалы профессионального посвящения и ритуалы неформального посвящения (по институциональному признаку); ритуалы поощрения делятся на ритуалы персонального поощрения и ритуалы коллективного поощрения (по объекту воздействия); ритуалы порицания делятся на ритуалы официального порицания и ритуалы товарищеского порицания (по субъекту воздействия); ритуалы пиетета делятся на ритуалы приветствия, ритуалы общей молитвы и ритуалы почитания символов (по объекту формирования ценностного отношения); ритуалы почитания символов в свою очередь делятся на ритуалы почитания знамени, ритуалы совместного исполнения гимна, ритуалы торжественного шествия, ритуалы почитания национальных героев и ритуалы почитания неформальных символов (по виду почитаемых символов).

По результатам полученных исследований была воссоздана модель социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике, ко-

торая включает в себя целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. В основе воссоздания модели лежит идея единой структуры ритуалов в образовании, общих педагогических задач и разнородности содержания ритуалов в образовании на каждом этапе развития. Воссоздание модели базируется на выявлении цели, общей для всех этапов развития ритуала; содержания ритуалов в образовании; механизмов социализации личности посредством ритуалов в образовании; личностных качеств, сформированных в процессе социализации посредством ритуалов.

Целевой компонент выражен определением цели - включение воспитанников в систему общественных отношений. Достижение данной цели осуществлялось путем выполнения педагогических задач: приобщение личности к системе норм и правил коллективной жизни (ритуалы посвящения); стимуляции саморазвития личности, социально одобряемого поведения (ритуалы поощрения); формирования дисциплинированности личности (ритуалы порицания); формирования ценностных отношений (ритуалы пиетета).

Содержательный компонент включает в себя общечеловеческие и идеологические ценности, образцы поведения, регулирующие взаимоотношения субъектов в процессе социализации личности, а также факторы социализации, выраженные в элементах ритуала - системе символов-ценностей, моделях поведения и эмоциональной заразительности ритуала, и воздействующие на личность посредством символов, символических действий (жестов, слов), действующих лиц ритуала.

Ритуал в образовании, порождая особую, отличную от повседневности среду, где взаимодействуют различные агенты социализации, создавал специфическое пространство для влияния на личность всех групп факторов социализации. Согласно положению, высказанному A.B. Мудриком, что все группы факторов социализации — мегафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, этнос, общество, государство) и мезофакторы (регион, город, село, поселок, радио, телевидение, принадлежность человека к той или иной субкультуре) - оказывают влияние на становление личности как напрямую, так и опосредованно - через ближайшую к объекту социализации группу микрофакторов (семья, соседство, группы сверстников, общественные, государственные, религиозные, частные, воспитательные организации, микросоциум), сделан вывод, что ритуалы в образовании осуществляли комплексную социализацию, включая в себя все группы факторов социализации.

Благодаря внутренней связи ритуалов в образовании с факторами социализации разных уровней воспитанник приобщался не к одному сообществу, а сразу к нескольким. В этом смысле показателен пример ритуала приема в пионеры — вступая в ряды пионеров, учащийся приобщался одновременно к школе, в которой проводился ритуал (микрофактор), к пионерской организации имени В.И. Ленина (мезофактор), к Коммунистической партии Советского Союза — правящей политической партии страны, определяющей государственную идеологию (макрофактор). Необходимо особо отметить ритуалы в образовании, способствовавшие мегасоциализации - общая молитва,

крестный ход, ритуалы почитания символов, посредством которых происходила социализация личности во взаимодействии с понятиями божественного, сакрального, которые относятся, несомненно, к всеобщим факторам социализации — мегафакторам. Таким образом, можно говорить о ритуале в образовании как о микрофакторе социализации, через который оказывают влияние на процесс социализации личности другие группы факторов.

Выразителями факторов социализации в структуре ритуалов в образовании являлись сведенные воедино понятия и идеи, отображенные в том или ином вещественном проявлении общечеловеческие и идеологические ценности - символы. Например, Государственный флаг СССР — символ-выразитель ценностей государства как макрофактора социализации. Пионерский галстук — символ-выразитель ценностей пионерской организации СССР как мезофак-тора социализации. А вот, например, жетон кадетского корпуса с памятной гравировкой служил символом-выразителем ценностей конкретного учебного заведения как микрофактора социализации. Символами в пространстве ритуала в образовании являлись также и символические действия — жесты, предписанные к исполнению в ритуале. Например, пионерское приветствие выражалось характерным поднятием руки - пионерским салютом. Участник мог не только воспринимать тот или иной символ и выражать к нему отношение (например, вынос знамени), но и присваивал систему общественных ценностей через совершаемые символические действия — символические жесты и слова — посредством взаимодействия с действующими лицами ритуала.

Восприятие ритуальных символов, эмоциональное взаимодействие с ними провоцировало переоценку представителем подрастающего поколения собственной системы ценностей, своего места и роли в обществе и, как следствие, приводило к интериоризации личностью общественных ценностей, норм и правил, формированию ценностных отношений. В процессе участия в ритуале воспитанник переживал чувства, рожденные в результате совершения символических действий (жестов, слов), что приводило к более глубокому освоению содержания ритуала, к формированию личностью устойчивой модели поведения по отношению к социальному окружению. Действующие лица ритуала, совершая коллективные и индивидуальные символические действия, создавали атмосферу, эмоциональный фон ритуала. Эмоциональная заразительность ритуала, как бы объединяя все его компоненты, придавая эмоциональную окраску действиям участника, провоцировала переживание человеком чувства удовольствия, что являлось предпосылкой к положительному отношению личности к ролевым ожиданиям, которые диктовал социальный статус или новая социальная роль, осваиваемые личностью в процессе участия в ритуале.

Деятельностный компонент включает в себя механизмы социализации личности посредством различных типов ритуалов: механизм адаптации личности — посредством ритуалов посвящения, механизм интеграции личности -

посредством ритуалов пиетета и ритуалов порицания и механизм самореализации личности - посредством ритуалов поощрения.

Механизм адаптации личности посредством ритуалов посвящения заключался в том, что воспитанник благодаря воздействию всех элементов ритуала идентифицировал себя с новой социальной ролью, осваивал нормы и правила коллективной жизни, формировал устойчивые модели поведения, приобретал положительное отношение к ролевым ожиданиям. В результате происходило освоение личностью социального статуса - происходило принятие себя в социальной роли, удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе, соблюдение норм и правил коллективной жизни. Таким образом, с одной стороны, развивались адаптационные способности личности, с другой стороны, воспитанник занимал определенное статусное положение в новом коллективе.

Механизм интеграции личности посредством ритуала пиетета, а также ритуала порицания заключался в том, что в процессе участия в данных ритуалах благодаря воздействию всех элементов ритуала происходила переоценка воспитанником своего места и роли в обществе, формировались ценностные отношения и устойчивые модели поведения, приобреталось положительное отношение к ролевым ожиданиям. В результате происходило укрепление личностью своего социального положения - формировалась дисциплинированность личности, происходило признание личностью общественных ценностей, удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе. Таким образом, с одной стороны, развивалось такое свойство личности, как конформность, с другой стороны, воспитанник укреплял свое статусное положение в социальной группе.

Механизм самореализации личности посредством ритуала поощрения заключался в том, что воспитанник благодаря воздействию всех элементов ритуала осваивал общественные ценности, нормы и правила, идентифицировал себя с новой социальной ролью, формировал устойчивые модели поведения, приобретал положительное отношение к ролевым ожиданиям. Участие в ритуалах поощрения создавало мотивацию к достижению успеха в деятельности, приводило к творческому исполнению актуальной социальной роли. В результате происходило освоение новой социальной роли внутри сообщества - формировалось социально одобряемое поведение, происходило расширение ролевого репертуара личности, удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе. Таким образом, с одной стороны, формировалась ролевая пластичность личности, с другой стороны, воспитанник осваивал новые социальные роли, занимая прежнее статусное положение в коллективе.

Результативный компонент представлен личностными качествами -адаптационной способностью личности, конформностью личности, ролевой пластичностью личности. Адаптационные способности как личностно-психологическая характеристика являлись результатом участия воспитанника в ритуалах посвящения. Адаптационные способности выражались в ус-

пешном овладении представителями подрастающего поколения набором социальных статусов и ролей, умении действовать в них, умении анализировать и ориентироваться в актуальных социальных ситуациях, осознании своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умении удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности, понимании и выполнении функций, продиктованных данным социальным статусом, что являлось результатом социализации личности посредством ритуалов посвящения.

Ролевая пластичность личности как личностно-психологическая характеристика являлась результатом участия воспитанника в ритуалах поощрения. Ролевая пластичность выражалась в способности личности легко и быстро переключаться из одной социальной роли в другую и продуктивно действовать с позиций данных ролей, что являлось результатом социализации личности посредством ритуалов поощрения.

Конформность личности как личностно-психологическая характеристика являлась результатом участия воспитанника в ритуалах пиетета и ритуалах порицания. Конформность как необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы - это способность отвечать требованиям общества, принимать «правила игры» той социальной группы, в которой находится человек, при этом, не изменяя собственным установкам; умение находить баланс между требованиями коллектива и собственными потребностями. Конформность позволяла избегать конфликтности как внутренней, так и внешней. Без этого личностного качества невозможны были передача социального опыта от поколения к поколению, достижение единства, сплочения коллектива, что являлось результатом социализации личности посредством ритуалов порицания и пиетета.

Таким образом, воссоздание модели социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века дает возможность более глубокого научного осмысления ритуала в образовании как педагогического явления в современной педагогической теории и практике, выявления положительного историко-педагогического опыта применения ритуалов в образовании России XX века как педагогического средства социализации личности.

Можно выделить следующие направления в исследовании проблемы использования ритуалов в образовании: организация и финансирование дальнейших теоретических и практических исследований ритуалов в педагогике и образовании; внедрение в современной системе образования положительного опыта использования ритуалов в образовательной практике России; создание в структуре системы образования России специальных организаций (комитетов, объединений), в задачи которых входит разработка, внедрение, организация и исполнение ритуалов в области образования; осуществление подготовки специалистов в области организации и проведения ритуалов в образовании.

С учетом результатов исследования разработан спецкурс «Организация и проведение ритуалов». Спецкурс рассчитан на студентов, обучающихся по специальности 070301 «Актерское искусство». Программа спецкурса включает в себя теоретические занятия по освоению слушателями основных понятий: «ритуал», «обряд», «церемония», обзор основных концепций ритуала как педагогического явления, классификацию ритуалов, применяемых в системе образования России, а также занятия по освоению основных приемов и методов организации и проведения ритуалов, разработке сценариев ритуала, организации и применению музыкального и художественного оформления ритуалов, технике речи и пластики в ритуалах, особенностей художественно-декоративного оформления ритуала. Включает в себя разделы «Феномен ритуала в жизни общества», «Классификация ритуалов в системе образования России XX века», «Организация и проведение ритуалов».

Выводы:

1. В исследовании раскрыто, что ритуал в образовании - форма символического поведения, кодифицированная система действий, служащая педагогическим средством социализации личности путем освоения социальных статусов и ролей. Осуществляя трансляцию традиций от поколения к поколению, ритуал в образовании служил регулятором общественных взаимоотношений в системах образования дореволюционной и советской России XX века. Ритуал как педагогическое средство социализации личности в образовательной практике вовлекал индивида в круг общественных обязанностей, способствовал адаптации личности в социальной группе, интериоризации личностью социальных норм и правил поведения, формированию ценностных отношений, освоению личностью социальных ролей, стимулировал личность к саморазвитию, содействовал удовлетворению потребностей личности в общественном признании.

2. В исследовании определены этапы развития ритуала в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века (I этап (1900 -1917 гг.) - стабильное функционирование ритуала в образовательной практике дореволюционной России; II этап (1917 - 1922 гг.) - трансформация ритуала в образовательной практике России; III этап (1922 - 1964 гг.) -становление ритуала в образовательной практике советской России; IV этап (1964 - 1991 гг.) - расцвет ритуала в образовательной практике советской России как средства социализации личности).

3. В исследовании выявлены следующие типы ритуалов в образовании: ритуалы посвящения, ритуалы поощрения, ритуалы порицания, ритуалы пиетета, выделенные по признаку выполняемых ритуалами педагогических задач. Виды ритуалов в образовании: ритуалы посвящения в члены учебного заведения, посвящения в члены временного сообщества, ритуалы гражданского, профессионального и неформального посвящения (по институциональному признаку); ритуалы персонального и коллективного поощрения (по объекту воздействия); ритуалы официального и товарищеского порицания (по субъекту воздействия); ритуалы приветствия, общей молитвы и почита-

ния символов (по объекту формирования ценностного отношения); ритуалы почитания знамени, национальных героев, неформальных символов, совместного исполнения гимна, торжественного шествия (по виду почитаемых символов).

4. В ходе исследования была воссоздана модель социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века, в которой отражены: цель - включение воспитанников в систему общественных отношений; общечеловеческие и идеологические ценности; образцы поведения, соответствующие занимаемому социальному статусу; микро-, мезо-, макро- и мегафакторы социализации, находящие свое отражение в содержательном, формальном и качественном структурных элементах ритуала и воздействующие посредством символов, символических действий (жестов, слов), действующих лиц ритуала; механизмы социализации личности посредством различных типов ритуалов; результат — личностные качества, сформированные в процессе социализации посредством ритуала - адаптационные способности личности, конформность личности, ролевая пластичность личности.

Выполненное нами исследование проблемы использования ритуалов в образовательной практике России XX века как педагогического средства социализации личности способствует научному осмыслению ритуала как педагогического явления, позволяет определить тенденции развития современного образования как важного фактора социализации личности. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это определение форм и содержания ритуалов в условиях современного образования; разработка и апробация модели социализации личности посредством ритуалов в современной образовательной практике; исследование зарубежного педагогического опыта использования ритуалов в образовании.

Материалы исследования отражены в следующих публикациях автора:

I. Научные статьи а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений кандидатской диссертации:

1. Храбсков, А. В. Обряды посвящения как средство социализации личности / И. В. Юстус, А. В. Храбсков // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - 2012. - № 1. — С. 147154. - ISSN 1999-4133. - 0,4 п.л. (авторский текст - 0,3 п.л.).

2. Храбсков, А. В. Педагогический потенциал неформальных обрядов как средства освоения социальных ролей в военных учебных заведениях России XIX века / И. В. Юстус, А. В. Храбсков // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 3. - С. 67-69. - ISSN 1990-679X. - 0,4 п.л. (авторский текст - 0,3 п.л.).

3. Храбсков, А. В. Освоение социальных ролей как фактор социализации личности / А. В. Храбсков // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 7. - С. 51-54. - ISSN 1813-4718. - 0,4 п.л.

б) опубликованные в российских, региональных периодических

изданиях, журналах, сборниках статей и материалов научно-практических конференции:

4. Храбсков, А. В. Воззрения П. П. Блонского на проблему социализации личности / А. В. Храбсков // Духовная идентичность : пути сохранения (вчера, сегодня, завтра) / под ред. И. Д. Митина. - Ульяновск : Изд-во В. Н. Тухтаров. - 2010. - С. 15-18. - 0,2 п.л.

5. Храбсков, А. В. Педологи начала XX века об игре как средстве социализации детей / А. В. Храбсков // Симбирский научный вестник. - 2011. -№ 3 (5). - С. 77-80. - ISSN 2224-1620. - 0,4 п.л.

6. Храбсков, А. В. Использование средств театрального искусства в процессе социализации личности / А. В. Храбсков // Актуальные проблемы современной науки и образования : материалы Всерос. научно-практич. конф. с междунар. участием. Т. VII. Ч. 2. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2010. - С. 409414. - ISBN 978-5-7477-2440-2. - 0,3 п.л.

7. Храбсков, А. В. Основные принципы и приемы воспитательной системы Н. В. Демидова / И. В. Юстус, А. В. Храбсков // Проблемы педагогического образования : история и современность : материалы Всерос. научно-практич. конф., посвящен. 80-летию высшего педагогического образования в Республике Марий Эл / Map. гос. ун-т ; отв. ред. Н. А. Бирюкова. - Йошкар-Ола, 2012. - С. 214-218. - ISBN 978-5-94808-695-9. - 0,2 п.л. (авторский текст - 0,1 п.л.).

8. Храбсков, А. В. Ритуалы пиетета в образовании / И. В. Юстус, А. В. Храбсков // Образование в современном мире : сб. науч. трудов Всерос. заочной научно-методич. конф. с междунар. участием (Самара, 28 февраля 2013 г.) / отв. ред. Т. И. Руднева. - Самара : Самарский университет, 2013. -412 с. - ISBN 978-5-86465-591-7. - 0,3 п.л. (авторский текст - ОД п.л.).

И. Учебно-методические пособия

9. Храбсков, А. В. Организация и проведение ритуалов : учебно-методич. пособие / А. В. Храбсков. - Ульяновск : УлГУ, 2012. - 76 с. - 4,7 п.л.

Подписано в печать 24.10.2013 Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать ризографическая. Гарнитура Times New Roman. Усл. п. л. 1,50. Заказ №13/126.

Тираж 100 экз.

Отпечатано с оригинал-макета Заказчика в издательско-полиграфическом центре

«Гарт» ИП Качалин, А.В. 432042, г. Ульяновск, ул. Рябикова, 4.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Храбсков, Алексей Вячеславович, Ульяновск

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»

ХРАБСКОВ АЛЕКСЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

РИТУАЛ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ XX ВЕКА

13.00.01. - общая педагогика, история педагогики и образования

На правах рукописи

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -

доктор педагогических наук, профессор И.В. Юстус

Ульяновск - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................3

Глава I. Историко-педагогическое обоснование теории и практики социализации личности посредством ритуала как педагогического явления в образовательной практике России XX века..............................................17

1.1. Теоретико-методологические подходы к анализу проблемы социализации

личности в образовательной практике...........................................17

1.2. Ритуал как педагогическое явление и средство социализации личности путем освоения социальных ролей..................................................39

1.3. Исторические предпосылки и этапы развития ритуала в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века....................74

Глава II. Основные направления и особенности использования ритуала как педагогического средства социализации личности в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века.......................................104

2.1. Классификация ритуалов в образовательной практике дореволюционной и советской России XX века........................................................104

2.2. Модель социализации личности посредством ритуалов в образовательной

практике России XX века..........................................................150

Заключение............................................................................166

Библиографический список литературы.........................................186

Приложения............................................................................216

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях глобальной перестройки экономической и политической системы функционирования общества происходят изменения в духовной жизни людей. Современное общество находится в состоянии переосмысления ценностей, пересмотра их содержания. В прежние времена человек рождался и жил в одной системе ценностей, в одной культуре. В рамках глобализации происходит интеграция культур, что порою порождает непонимание даже между представителями одного поколения. Помимо изменения содержания ценностей в настоящее время происходит изменение форм их бытийствования. На фоне стремительно изменяющихся социальных условий затрудняется процесс социализации личности. Современное общество требует от личности высокого уровня социальной мобильности. Человек в своей жизни сталкивается с огромным количеством социальных ролей, которые ему приходится исполнять. Многообразие социальных ролей может провоцировать внутренние и внешние ролевые конфликты личности. В периоды жизненных изменений человек, как правило, не успевает присваивать новые роли, он продолжает функционировать в рамках социального статуса, который он занимает, что затрудняет развитие личности.

Одним из социальных институтов, предполагающих сохранение и трансляцию ценностей, является образование. Однако в условиях деидеологизации воспитания в настоящее время явно ощущается недостаточность ценностного содержания образования. Возникает необходимость повышения ценностной составляющей образования, что может послужить средством формирования соответствующего сознания, способствующего принятию нравственных ценностей. Среди механизмов сохранения и трансляции ценностей, регуляторов общественных отношений можно выделить ритуалы, которые рассматриваются как исторически сложившиеся формы символического поведения, кодифицированные системы

действий, выражающие определенные социальные и культурные взаимоотношения. Ритуал в образовании выступает как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. При помощи ритуала осуществляется один из самых важных процессов в образовании - передача культурного и социального опыта от поколения к поколению: транслируются традиции, сложившиеся в историческую эпоху и лежащие в основе общественного благополучия, передаются важнейшие ценности, нормы и правила, регулирующие человеческие взаимоотношения.

Как и всякое педагогическое явление, ритуал в образовании претерпевает изменения вместе со стремительно меняющейся жизнью. Сохраняя свою структуру, будучи традиционным по форме, ритуал наполняется новым современным содержанием и продолжает иметь большое значение в жизни человека. Ритуал отвечает потребностям человека любой эпохи и культуры. Современное мировоззрение формирует новые традиции, обычаи и ритуалы.

Все вышеизложенное показывает необходимость определения содержания ритуалов и форм их использования в условиях современного образования. Это делает педагогически и социально значимым обращение к историко-педагогическому опыту использования ритуалов в образовании.

Актуальность исследования обусловлена также потребностью в изучении проблем использования ритуала в дореволюционной и советской России с новых позиций, свободных от идеологических установок и рекомендаций, позволяющих анализировать содержание и педагогическую направленность ритуалов в образовании, выявлять механизмы социализации личности посредством ритуалов и педагогические условия использования историко-педагогического опыта в современной образовательной практике.

Социализирующую роль ритуалов в обществе как предмет специального исследования рассматривали в своих работах А. ван Геннеп, Э. Дюркгейм, В.П. Левкович, В. Тернер.

Ритуалы как средства социализации личности в этнических группах рассматриваются в исследованиях современных ученых - А.Б. Аргуяновой, Ю.А. Борлакова. Исследования ритуала в процессах воспитания, обучения и социализации нашли свое отражение в работах немецкого ученого Кристофа Вульфа. В работах Г.М. Андреевой, И.С. Кона, A.B. Мудрика, A.B. Петровского, В.А. Сластенина рассматриваются механизмы социализации личности.

В работах Б.М. Бим-Бада, Н.В. Бордовской, А.Н. Джуринского, А.И. Пискунова, A.A. Реан, С.И. Самыгина, Л.Д. Столяренко, М.Ф. Шабаевой, С.М. Платоновой, М.Г. Яновской рассматриваются отдельные аспекты ритуала как одной из разновидностей форм воспитательного процесса.

Вместе с тем, отмечая конструктивность изысканий, посвященных исследованиям ритуала, следует признать, что вопросы использования ритуала в истории образования как педагогического средства социализации личности не являлись предметом специальных исследований.

Анализ историко-педагогической литературы позволил выявить противоречия между потребностью современной педагогической теории и практики в обобщении исторического опыта использования ритуала в образовании как педагогического средства социализации личности и недостаточной степенью научного осмысления ритуала как педагогического явления, между потребностью в практическом применении ритуалов в образовании и отсутствием методического обеспечения в области организации и проведения ритуалов.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему исследования. В теоретическом плане это проблема воссоздания модели социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века; в практическом плане - проблема выявления позитивного историко-педагогического опыта использования ритуалов в образовании, определения типов и видов ритуалов.

Объект исследования - процесс социализации личности в образовательной практике России 1900 - 1991 гг.

Предмет исследования - ритуал в образовании как фактор социализации личности.

Цель исследования — воссоздать модель социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретико-методологические основы социализации личности посредством ритуала как педагогического явления.

2. Раскрыть содержание понятия «ритуал в образовании».

3. Выявить функции ритуала в образовании.

4. Определить этапы развития ритуала в отечественной образовательной практике XX века и выявить их особенности.

5. Выявить типы и виды ритуалов в отечественной образовательной практике XX века.

Теоретико-методологической основой данного исследования являются современные подходы к изучению историко-педагогического процесса: антропологический, аксиологический, культурологический, фактологический, цивилизационный; принципы единства исторического и логического, целостности и взаимосвязи процессов, научности, системности, взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания.

Важное концептуальное значение при изучении предмета исследования имеют:

— современные подходы к методологии историко-педагогических исследований (М.В. Богуславский, А.Н. Джуринский, Д.И. Латышина, А.И. Пискунов, Л.А. Степашко и др.);

- методология историко-педагогической науки (Е.В. Бережнова, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, С.Ф. Егоров, H.A. Желваков, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, C.B. Куликова, З.И. Равкин,

M.B. Савин, Б.К. Тебиев, А.Н. Шевелев и др.), позволившая определить цель, задачи и основные направления исследования проблемы выявления позитивного историко-педагогического опыта использования ритуалов в образовательной практике;

- теория моделирования исторических явлений и процессов (М.П. Завьялова, И.Д. Ковальченко, Н.В. Сивачева, Т.Д. Товма и др.), определившая основы для воссоздания модели социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века;

- теория гуманизации и гуманитаризации образования (А.П. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, М.В. Бугуславский,

A.B. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, И.Д. Лельчицкий, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков,

B.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

- теория воспитания (Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д Ушинский и др.);

- теория и практика авторских воспитательных систем (Ф.Ф. Брюховецкий, О.С. Газман, A.A. Захаренко, И.П. Иванов, В.А. Караковский, A.C. Макаренко, С.Д. Поляков, С.М. Ривес, В.А. Сухомлинский, Н.П. Шульман и др.);

- теория социализации личности (П.П. Блонский, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, И.Я. Гилинский, В.И. Журавлев, Ю.П. Истратов, П.Ф. Каптерев, И.С. Кон, Ю.И. Кривов, В.В. Москаленко, A.B. Мудрик, Н.Д. Никандров, A.B. Петровский и др.);

- концепции социальных отношений (П.М. Блау, Ч. Кули, Дж. Мид, Дж. К. Хоманс, Мэй О'Элтон и др.);

- ролевые концепции личности (И. Гофман, Р. Мертон, Дж. Мид, Я.Л. Морено, Т. Парсонс и др.), позволившие проводить исследование социализации личности в аспектах освоения ею социальных ролей;

- концепции ритуалов (А.К. Байбурин, А. ван Геннеп, В. Глебкин, Э. Дюркгейм, А.Н. Илиади, К. Леви-Стросс, В.П. Левкович, Э. Лич,

Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун, В. Тернер, И. Эйбл-Эйбесфельдт, М. Элиаде и др.), позволившие определить содержание понятия «ритуал в образовании», выявить его структурные элементы и функции.

Цель и задачи исследования определили выбор методов исследования: методы теоретического анализа и систематизации исторической, педагогической и методической литературы, архивных документов; сопоставление и обобщение идей, подходов, фактов, источников в соответствии с целью и задачами исследования; методы сравнительно-исторического и статистического анализа документов, отчетов о работе различных учреждений и учебных заведений в исследуемый период; методы исторической аналогии, экстраполяции, синхронного и диахронного анализа, позволившие выявить периодизацию процесса использования ритуалов в образовательной практике дореволюционной и советской России; реконструктивный и системно-структурный методы, позволившие выявить и охарактеризовать основные типы ритуалов, используемых в отечественной образовательной практике; общенаучные методы структурного и структурно-функционального анализа, моделирование.

Хронологические рамки исследования включают в себя временной интервал использования ритуалов в образовательной практике дореволюционной и советской России в XX веке (1900 - 1991 гг.). Данный период определен с учетом основной проблематики работы. Нижняя граница исследования связана со сложившимся к началу века комплексом ритуалов, используемых в образовании дореволюционной России. Верхняя хронологическая граница - 1991 год - определяется связью предмета исследования с историей российской государственности (распад Советского Союза обусловил изменения в системе образования страны, смену идеологических установок).

Источниковедческая база исследования. В исследовании были использованы законодательные акты, уставы и отчеты учреждений

образования, правила для воспитанников военных, светских и духовных учебных заведений, сборники документов и материалов, отчеты о деятельности учебных заведений, статистические сборники, архивные документы из фондов Государственного архива Ульяновской области, Национального архива Республики Татарстан, а также материалы периодической печати и воспоминания выпускников учебных заведений России.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыто содержание понятия «ритуал в образовании» (ритуал в образовании - форма символического поведения, кодифицированная система действий, служащая педагогическим средством социализации личности путем освоения социальных статусов и ролей).

2. Выявлены функции ритуала в образовании: транслирующая (осуществление трансляции традиций от поколения к поколению); регулирующая (регулирование общественных взаимоотношений в системе образования); интегрирующая (вовлечение индивида в круг общественных обязанностей; применение в качестве средства сплочения, единения членов коллектива); адаптирующая (обеспечение безболезненного и эффективного перехода из одного социального статуса личности в другой, перехода личности на новый этап социализации; содействие в освоении личностью норм и правил коллективной жизни, в выражении чувств и отношений); формирующая (формирование ценностных отношений, дисциплинированности личности, социально одобряемого поведения); мотивирующая (стимуляция личности к саморазвитию; содействие удовлетворению потребностей личности в общественном признании, принадлежности к обществу); ассимилирующая (освоение личностью социальных статусов и ролей).

3. Выявлены структурные элементы ритуала в образовании как педагогического явления: содержательный (система символов-ценностей), формальный (модель поведения) и качественный (эмоциональная заразительность).

4. Определены этапы развития ритуала в образовательной практике России XX века (I этап (1900 - 1917 гг.) - стабильное функционирование ритуала в образовательной практике дореволюционной России; II этап (1917 -1922 гг.) - трансформация ритуала в образовательной практике России; III этап (1922 - 1964 гг.) - становление ритуала в образовательной практике советской России; IV этап (1964 — 1991 гг.) - расцвет ритуала в образовательной практике советской России как средства социализации личности).

5. Выявлены типы и виды ритуалов, применявшихся в отечественной образовательной практике XX века (типы ритуалов в образовании, выделенные по основанию выполняемых ими педагогических задач: ритуалы посвящения, ритуалы поощрения, ритуалы порицания, ритуалы пиетета. Виды ритуалов посвящения, выделенные по институциональному признаку: ритуалы посвящения в члены учебного заведения, посвящения в члены временного сообщества, ритуалы гражданского посвящения, ритуалы профессионального посвящения, ритуалы неформального посвящения. Виды ритуалов поощрения, выделенные по объекту воздействия: ритуалы персонального и коллективного поощрения. Виды ритуалов порицания, выделенные по субъекту воздействия: ритуалы официального и товарищеского порицания. Виды ритуалов пиетета, выделенные по объекту формирования ценностного отношения: ритуалы приветствия, общей молитвы и почитания символов; по виду почитаемых символов: ритуалы почитания знамени, национальных героев, совместного исполнения гимна, торжественного шествия и почитания неформальных символов).

6. Воссоздана модель социализации личности посредством ритуалов в образовательной практике России XX века. Модель включает в себя: 1) цель (включение воспитанников в систему общественных отношений); 2) ценности (общечеловеческие, идеологические); 3) образцы поведения (модели поведения, соответствующие занимаемому социальному статусу); 4) факторы социализации (микро-, мезо-, макро- и мегафакторы); 5) механизмы

социализации лично