автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки
- Автор научной работы
- Уколова, Любовь Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки"
о
.МОСКОВСКИЙ ГОСУБЛРСТЗЖЫЛ ЗАОЧНЫ/! ПЕдМОШЕСК!;! ИНСТИТУТ
На правах рукописи
УК0103А Любовь Ивановна . САМОКОНТРОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО*! ПОДГОТОВКЕ '
учителя хлузыки :
Специачьяооть 13.00.01 - теория а которая педагогики
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических нау::
Москва 1991
о
Работа выполнена в Московском государственном заочном педагогическом институте
Научный руководитель! доктор педагогических наук, . профессор АРЧАКНККОВА ЛЭДША ГРИГОРЬЕВНА
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Комарова Тамара Семеновна кандидат педагогических наук Морозова Зинаида Павловна
Ведущее учреждение: Ленинградские государственный институт культуры км. Н.К.Крупской
I
Защита состоится 13 ноябтл 1991г. в Т4 часов
на заседания специализированного совета К 113.25.02 по присуждению ученой стеиеки кандидата наук в Московском государственном заочном педагогическом гнетитуте по адресу; "ооке а, Зорхке-Ра-дищевская ул., д. 1В.. ' .
С диссертацией модно ознакомиться в библиотеке институт"
Автореферат разослан " сР . " СА-'^/Иь'/иЗ юу^г.
Ученый секретарь специализированного совета -
ь В.н'.Дармодезнка
ОБ'ДАЯ ХАРАХТЗШСТИКА МВОТЫ'
Актуальность лсследовглгя. В постановлении "Об оснозннх направлениях ре$ор.ы общеобразовательной и профессиональной пколн" выдвигается ?адача поднять работу иколк на более высока уровень, указывается., что решение эгой садачи связано с углублением про-фессиона~ьной направленности образования. В разработанных ЦК КПСС "Основных направлениях перестрой.":! высшего к ^ре?кего образовг:-кпя в стране" подчеркивается необходимости коренного улучшена вузовской подготовки специалистов всех профилен и специальностей, совершенствования учебно-воспитательного проц^ссг. з соответствии с современный! требовангямл.
Педагогическое мастерство учителя в настоящее время определяется как постоянно совериеьстзуемое искусство обучения и воспитания. Оно предполахает наличие педагогических способностей, общую культуру, компетентность, пирокую образованность, психологическую грамотность и методическую оснащенность. Педагогическое мастерство учителя такяе требует постоянной раболг над собой, над своим самообразованием и самовоспитанием, самоутверждением в обществе, коллективе. Не всем дается это легко и просто, нужно обладать многими личностные качества:.:::, без которых немыслима педагогическая работа з любом учебном и воспитательном учреждении.
Проблема формирования навыков самоконтроля у студентов педагогических вузоь как средства самовоспитания л самообразования, а также становления личности - одна из фундаментальных проблем педагогики.
В современном'обществе эта проблема приобретает особую значимость в силу ряда причин. Во-первых, она детерминирозана социальными потребностям:, так как стране нулсни не просто образованные спепиалисты, а специалисты, обладающие постоянной потребностью к пополнению и совершенствованию своих знаний. Во-вторых, проблема самоконтроля у студентов обусловлена потребностями самого педагогического процесса, поскольку навыки самоконтроля способствуют совершенствованию личности, развит:® ее способностей, преобразованию психических функция, личностных качеств, необходимых учителю в современных условиях.
Особое значение проблема формирования самоконтроля у сту-
дентов ::а:с средства самовоспитания приобретает в условиях заоч-', кого оСучехии, когда усвоенные кавыка самоконтроля в учебном труде способствуют улучшению качества профессиональной самостоятельной деятельности студентов.
Анализ научной и методической литературы ко проблемы, собственные мпоголеткие наблюдения подтверждает, "что самокзнтролъ, как одна из сторон учебной деятельности, в большей ила меньшей степени присутствует зо зсех аспектах учебно--воспитательного процесса, ко развивается он часто стихийно, ка уровне подражания. Возможности приобретения навыков самоконтроля в деятелткости студентов могут быть расширены в результате систематической к целенаправленной работы совместно и под руководством преподавателя, когда у обучающихся развивается внутреннее стремлено' к достиже-1Ш> хороших, стабильных результатов, появляется потребность постоянно контролировать езеи действия. При подходе к намеченной дели, а главное при получении определенных результатов, у студентов наблюдается более заинтересованное отнесение к предмету, профессии, появляется чувство уверенности в себе.
Серьезные, задачи, стоящие перед музыкально-педагогическим образованном, требуют выявления воспитательного потенциала каждой учебной дисциплины, в той числе дисдигши дирижере ко-хорово-го цикла, призванных содействовать овладению студента.«.® профессиональным педагогически!,! мастерством, глубокими знаниями методики музыкального воспитания школьников на уровне современных требований. Новое отношение к массово,лу воспитанию в общеобразовательной школе, а также в хоровых студиях при общеобразовательных школах, хоровых кружках при Домах пионеров, связанное с уси-летем функции воспитания посредством музыкального искусства, в чалности, поднятием духовной культуры э цодои в насей обществе, вызывает большую потребность в квалифицированных кадрах учителей музыки, а тавхе руководителей школьных хоровых коллективов.
С-рмирсзате учителя-муьыханга предполагает не только ус-всаназ суммы знаний, овладение навыкала? и умениями, но и возможность ил применения з практической деятельности. Разносторонний характер а той деятельности требует особого подхода к тясгшганна • студентов музыкально-педагогического факультета.
"Практика показывает, что существуют противоречия моду уе-ловияли работы при обучения студентов в индивидуальном классе дпрск^розашш, где происходит становление'специальных хормей-
стерских навыков, и при самостоятельной работе студентов, где эти навыки должны кайтп практическое применение. Обучение студентов дирижированию весьма специфично уяе потоку, что на занятиях з индивидуальном классе отсутствует основной инструмент дирижера - хор. Поэтому нахождение спосооов формировали." таких навыков, которые не теряли бы своих качеств з любых условиях, го есть, другими словами,-. поиски средств к методов самоконтроля студентов за своими действиями в процессе обучения дирижировании составляют проблему, засу.т.изакщую самого пристального внимания.
Изучение педагогической, г.уоыкзлыго-ледагогическоп литературы, а также изучение ряда диссертационных работ, многолетняя практике авюра дают основание считать| что проблема самоконтроля студентов при обучении на занятиях по дисциплинам дирияерско-хорового цикла включает ряд нерешенных вопросов, а имеющиеся исследования в области психологии и педагогики создают объективные условия для ратания задач, стоящих перед дирижерской подготовкой специалиста ::а музыкально-педагогическом факультете.
Неразработанность этой проблемы п ее значимость для педагогической практики явились основание:.: выбора тзг.к настоящего исследования.
Таким образом, проблема настоящего исследования состоит з обосновании ;: разработке средств, приемов к методов самоконтро- -ля для овладения студентами профессиональным мастерством в процессе подготовки по предметам дирижерско-хорового циыа и применением этих методов в самостоятельной работе в межсессионный период.
Цель исследования - научно-педагогическое обоснование влияния навыков самоконтроля на совершенствование профессиональной самостоятельной деятельности студентов заочных отделений.
Объект исследования - профессиональная деятельность студентов заочного отделения ед'зыкально-Пйдгтогического факультета,
Оогчирование навыков-самоконтроля в условиях подготовки студентов в классе дирижирования стало предметом исследования.
Б качестве гипотезы сформулированы следующие положения:
I. Сформпрованность навыков самоконтроля является необходимым условием совершенствования самостоятельной деятельности студентов, влияет на качество учеблой деятельности при подготовке к зачетно-экзаменационным сессиям.
2. Оормярование навыков самоконтроля возможно при наличии целенаправленной методика, включающей в себя обучение конкретным приемам самоконтроля применительно ко всем разделам специфики дприкероко-хоровот'о цикла.
3. В результате усвоенных навыков самоконтроля мсахе!' быть осуществлен 12с перенос в.профессиональную практическую деятельность учителя музыка-хормейстера.
В соответствия с проблемой, целью и гзп^те^ой исследования была определены следующие задачи: л
I. Дать гснхолого-педггсгическое обоснование проблемы саыо-контроля.
■ 2. Выявить влияние индивидуальных психологических особзн-ностей студентов ка процесс формирования 1:знаков самоконтроля при обучении предметам дирянерско-хорового цикла.
3. Обосновать практические приемы, пути и метода формирова-ск навыков самоконтроля у студентов в "профессиональной работе.
Проверить е экспериментальной работе ишякиь уровня сформированное?:* навыков самоконтроля на качество учебного процесса г, условиях .заочного образования.
В процесса решения поставленных задач использовались следующие метод.;: _ '
- анализ философской, психолого-педагоги^еской и методической литературы;
- анализ г. обобщение педагогического опыта преподавания музыкально-педагогических дисциплин диоляерско-хорового цикла;
- анкетирование и интервьюирование студзктав, рейтинг, каталог, метод конкурсных заданий;
- педагогические наблюдения;
- педагогический эксперимент, состоящий из коксгатирувдего, поискового и формирувдего этапов; . ' '
количественный и качественный анализ гкепьриьи'кталышг. донных '
Научная новизна исследования за:да>чается в следу ад ем;
- проблема самоконтроля .в обучении студентов предметам ди-рижерско-хорового цикла впервые стала предметом исследования;
- вскрыта специфика самоконтроля прч профессиональной подготовке учителя музыки: .
- сделана попытка обосновать и проварить на практике. 5®ск-тивг.о^гь методакл по формирование приемов и навыков салю контроля,
которая предусматривала систему, -зад-дий на различные дири-кзрекой техники;
- раскрыты условия, при которых индивидуальный подход успешно используется в обучении навыкам самоконтроля. К таги:.: условиям относятся: составление дпя лаздого студента индивидуального плана-задания ка кексессионный гзриод, который помогает наиболее полно раскрыть творческий потенциал студента о учетом его подготовленности, способности и психологических особенностей;
- полученные в исследспнии данкнч выступают существенным компонентом системы грофессиопальной подготовки учителя музыки, способствуют совершенствованию самостоятельной работы студентов в условиях заочного образования.
Теоретическая значимость исследования: состоит з том, что автором конкретизировано понятие самоконтроля в профессиональной подготовке учителя муякки. Проведенный анализ проблемы самоконтроля и разработанная автором система приемов и заданий по формированию искомого качества: а) обогащают теории музыкально-педагогического образован:«; б) соадаат предпосылку длч дальнейшего углубления опытно-экспериментальной работы в области заочного образования.
Практическая значимость исследования заключается:: ■
-в разработке сис теш-приемов, методов и заданий, способствующих формированию навыков самоконтроля у студентов в процессе обучения по предметам дирпжерско-хорового цикла;
. - в заявлении конкретных путей реализации навыков самоконтроля в профессиональной самостоятельной деятельности студентов;
- в разработке научно-методических материалов ;: практических рекомендаций.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Положение о тог.:, что самоконтроль в профессиональной подготовка учителя музыки предусматривает осознанное овладение ксм-плексом взаимосвязанных умений и навьп.ов, способствующих улучие-гаш технической оснащенности в практической деятельности.
2. Вывод о том, что внедрение методики по формированию у студентов навыков самоконтроля в процесс' заочного обучения является существенным компонентом еноте:,и самостоятельной годготоеки в межсессионный период.
3. Идея о том, что продуктивное формирование навыков самоконтроля у студентов :лсжет быть осуществлено лишь при условии '
организации целостного процесса обучения, включающего в себя конкретные приемы, средства и гетоды профессионального мастерства при изучении предметов диршсерско-хорового цикла,
4. Тезис о том, что обоснованная в процессе исследования, целостная система формирования навыков самоконтроля и самовоспитания будет способствовать постоянному совершенствование личности учителя музыки.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе ошгно-зксперзментадьной работы; опубликования статей'по тема исследована, в процессе обсуждения материалов диссертации, на кафедре пения ж. хорового дирижирования и на кафедре методики и теории музыка ЮПИ; в ходе выступлений с до- . кладам на методологических семинарах едзикалыго-педагопгзеского факультета.
Содержание методики проверялось путем внедрения на практических занятиях в классах дирижирования й хоровом классо на музыкально-педагогическом факультете МГЗПК; при подготовке учебно-методических материалов по хоровод классу, дирижированию, мето-'дкке и практика работы с хором.
СТГУШРД II ОСНОВШБ СОШЬШИЕ ДООЕРГАЦИИ
Диссертация состоит кз введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной тзш исследования, формулируется предмет, ооъект, дел», задачи, гипотеза, научная човизна, практическая и теоретическая значшоеть, определяются методы исследования, излагаются основные полокенан, выносимые на эадату.
• ^ первой главе "Психолого-педагоглчеекио основы самопонтро-ля в -обучения сту-днтсв" исследуется основша закономерности и методы формирования данного качества. Проанализировано .сосюяяне проблемы в исследованиях 'как современных авторов,- таг, и в трудгх видных ученых, педагогов, психологоз (Бабаноккй Ю.К., Зяеиокай П.П., Леонтьев Д.Н., Рувинский Л.И,, Соловьэвь А.Е., Стргиов В.И. к ДР.). •
?дц исследователей, (Б.И.Страхов, Г.А.Соблева) отмечает, что овладение самоконтролем тесно связано с вьимашмм, однако сако-контроль не рассматривается как определенней уровень развития
вникания, а внимание - как определешый этап в развитии самоконтроля; устанавливается только их зависимость друг от друга как явлений» различных по свое:.™ содержанию. Делается вывод, "1то формирование навыков самоконтроля - длктелылй процесс, который предполагает постоянное предъявление к учащимся определгнных требований.
Доказано, что успесшое формирование навыков самоконтроля тесно взаимосвязано с мотивацией деятельности человека, в том число учебной. Любая деятельность человека протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные и глубокие мотивы, вызыващие желание и стремление действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Для того, чтобы сформировать • такие мотивы учебной деятельности, в практике используется весь арсенал методов обучения (.словесные, 'наглядные, практические, поисковые, проблемные), а' такхе .методы самостоятельной работы студентоз. Известно, что в практике все эти метэдн должны соче-• таться'как менду.собой, так и с методам! самостоятельной работы студентов. Вывести нас на эту взаимосвязь, в даьном случае, смогут навыки самоконтроля, сформированные у студента в процессе обучения.
3 настоящем исследовании понятие "самоконтроль" функциони- . руьт не как самоцель для овладения студентами: теми или иными навыками, а как средство для успешно.! самостоятельной деятельности. Поскольку в условиях заочного обучения основная нагрузка падает на осмысленную самостоятельную раооту студентов, самоконтроль должен стать, по нашему глубокому убеждении, активным рычагом управления этой самостоятельной работой. Это значит, что он должен быть ориентирован не столько на конечный результат, сколько на путь.к результату: анализ ошибок и причин их породивших, воздействие на дальнейший ход усвоения и закрепления материала, ос-кысле.к^ блиаайших целей к гадач обучения,'стимулирование интереса л познавательной активности. Б этих условиях особенно необходимо учитывать мнение психологов, что самоконтроль в учебной деятельности выступает как ваянан предпосылка'успешного обучения <Д.Б.Элысонин). ■
Опираясь на исследования исихологоз Леонтьева А.Н., Ананьева Б.Г., Божович Л .И. и др. об условиях и механизмах воэниккове-
-го -
кия самоконтроля к его Бездействия ка личность, можно проанали-' злровать возможности формирования самоконтроля, самовоспитания, самообразования, самооценки в педагогическом процессе. Так, известно, что как психическое образование самоконтроль запрограммирован в человеке и свою осознанную форму приобретав г' при пос-тоянк й рабоге над собой.
В главе анализируется влияние индивидуальных психологических особенностей на процесс формирования яавыкгв самоконтроля. В учебном процессе музыкально-педагогического факультета предметы дирижерско-хорового цикла выступают важным компонентом системы профессиональной подготовки учигеля музыки. Гозоря о дег-телыюсти учителя-хормейстера, ш подчеркиваем, что для ом яде-нкя этой профессией характерно наличие волч, быстроты реакции, ярко выраженных коммуликагивнкх и организаторских способностей, владение концентрированным и дифференцированным вниманием и др. К волевым качества-м также относят: целеустремленность, самостоятельность, выдержку, дисциплинированность. Все эти качества очень ь&аки для преподавателя, в частности для учителк-музыкан-та. Согласно мвагс;» психологов (В.А.Кванников, В.И.Селиванов) волевые качества, подобно другим качествам личности, .вырабатываются в процессе деятельности, формируется под управляем пре-подавателя-ластавкика, чей личный пример я требования играют ■ важную роль.
По.данным исследователей СЕ.Ф.Карпова) музыкально-слуховой самоконтроль связан с эмоциональными, ьолевымя с интеллектуальными компонентами музыкальной деятельности, е. также с такими' свойствами личности, как внимание и вгюбрленкэ. Ряд исследователей отмечает Ш.Я.ГалЪпаркн, В.К.Муцмахер, В.И.Пустовнт, В.!'.Страхов), что'овладение самоконтролем тесно связано с вниманием. Однако самоконтроль че рассматривается как определенный этап в развитии вешания, устанавливается только зависимость их друг от дру^а. как явлений, различных по.своему соде^жачию. В процессе обучения и воспитания под руководством преподавателя, в процессе деятельности и общения у студента развиваются свой- • ства взимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (ыщивидуальло-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы),'на основе которых" формируется внимательность, как свойство личности.
-я -
Е глава рассматривается влияние индивидуальных психологических особенностей на формирование навыков самоконтроля у студентов в процессе обучения предметам дирикерско-хорового цикла. Вопроса индивидуализации были предметом обсуждения в трудах многие советских ученых, ¡философов, псих логов - Ананьева Б.Г., Беркман Г.Л., Образцовой Л.Ю., Платонова К.К., Семеновой P.C. и др. В индивидуальности студента наиболее вакным-является то, vto прямо определяет его способности - психические свойства личности, отвечающие-требованиям данной деятельности и являющиеся у слови-' еи успешности эе выполнения. В одном из параграфов пергой глазы подробно рассматриваются некоторые из свойств личности, на наличие или несформированность которых следует обратить особое внимание при выработке навыков самоконтроля у студентов.
Одно из центральных мест в глава отродится поиску путей и сседстч формирования навыков самоконтроля у студентов в практической профессиональной деятельности. Данные средства, в сзою очередь, служат ориентиром студентам при самосточтельнсй работе в межсессионный период.
Jipi, рассмотрении проблемы самоконтроля автор ставил перед собой педагогические цели, пытаясь найти педагогическое рещение проблем формирования навыков самоконтроля в обучении студентов, учитывря при этом психологические особенности данного понятия. Педагогическое решение проблемы заключается во взаимосвязи самоконтроля l проблемой сознательного подхода студентов к самостоятельной работе как в период сессий, так и з межсессионный пери. од, что очень ва'хно в условиях заочного образ;вания. Проблема сознательного подхода к сямостоятзлъной работе над музыкальным произведением выдвигает как теоретические, так и практические задачи, К последним откосится понимание сути самостоятельной профессиональной работы, выявление самоконтроля как ее значимого фактор.., знание цэли, направленности самоконтроля на Армирование специфических- навыков, обусловленных задачами конкретной деятельности. '
В диссертации подчеркивается, что для более яркого и образною раскрытия идейко-эмоционального содержания музыкального произведения, студенту нужно обладать не только пироким профессиональном кругозором и разлитым лузыкалькы.м згкусом, но п в совер-аенстзе владеть средствами технической выразительности, т.е. основами мануальной техники.
' Считается бесспорным, что техническое мастерство начинавда-го студэнта-диркясра формируется в практике повседневно? работа над музыкслышм произведением, В силу отсутствия такой повседневной работы у студентов заочных отделений, когда учебный процесс в массе с преподавателем ограничен рамками сессиокнкх занятий два-раза в год, необходимо вооружить студентов навыками самоконтроля, ориентирующими их на самостоятельное овладение . основами маиусшыюй техники в межсессионный период,
Л своей теоретической позиции автор опирается на сущоству-юдке общепринятые методические подходы и вместе с тем намечает собственные исследовательские позиции. Так, например, обращаясь к проблемам формирования мануальной техники, диссертант учитывает систематизацию н'эучко-тзоретических и методических установок по дкрмхерско-хоровому воспитанию студентов. Вместе с тем в гда-ве подчеркивается, что особое внимание должно быть обращено на индивидуальный подход при выборе тех или-иных задач, удракнений, заданий по освоению макусльной техники. Так, известно, что многие профессионально-технические навыки студскта-хормейитера (независимость и пластичность дирижерского аппарата, точность метроритмической реакции и т.п.) быстрее и эффективнее развлва-ются благодаря комплексу специально подобранных упрзкнений и заданий, нежели только в процессе работы над !.^2ыкальным произведением. Разработанная автором на основе теоретической пезкции система упражнений кладет решить задачу по освоению навыков самоконтроля в технической оснащенности студента, ко и том самым, одновременно будет способствовать воспитанию внешней и внутренней собранности, организованности, инициативы, развитию воли, воображения, музыкальной памяти, четкому распредзлснию времени занятий и т.д.
3 качестве таких упражнений предлагаются задания на различную ритмическую структуру, на выработку свободного дкрккерокого аппарата, на освобождение разлеткых групп мышц от излишнего напряжения; управление различными метрами и гомпами при произвольной их последовательности, ритмические какоы.:; одновременное дирижирование различных схем; развитое волевое начато в показах ' различных темпов, метров, нюансов, ритма, характера; самостоятельность левой руки; сопоставление размеров 5/8 и 3/4 - ритмический, перебой при музыкальном сояровоэдении 6/8; перемена размеров 6/8 и 3/4 при сохранении скорости восьмых; метрические-
каноны.:спол1пемнз отдельно каждой рукой; сочетание варьированных размеров с различными видами туше; воспитание и развитие ритмической памяти; смена дирижерских схем в зависимости от темпа, характера музыки и т.д.
Основное место при выполнении этих заданий принадлежит осоэнашпэ состоя!ля студента и тому, как, каким путем око-достигается, в чем проясняется приобретений студентом ь самостоятельной работ®, над мануальной техникой самоконтроль.
Помимо специальных технических задач предлагаема задания способствузат воспитании организованности студентов, развитию во-,"и, музыкальной памяти, мышления, саморегуляции собственного психического состояния, ощущению свободы к непринужденности, что очень за'хно для соверщзнствовагом профессионального мастерства и самовоспитания себя как личности.
" Зо вторсЗ главд - "Организация, содзрглние и результаты спктно-эксперимзнт&тькой работы" - характер исследования пред-ислагал проведение 2.онстатиру::щего эксперимента, в ходе которого решались следующие задачи: анализировался процесс работы над музыкальным произведением (игра, дирижирование под рояль, выучивание фрагмента музыкального произведения за ограниченное время, составление плана репетиционной работы, самостоятельное разучивание г хоровом классе и т.д.) с целью: а) проверят:, эффективность сформированных :: ,выков самоконтроля у студентов экспериментальной группы,; б) - выявить качзстзо сфотшровандай самостоятельной практической деятельности студентов при работе в хоровом классе. В оштко-экспаримзкг-злыюй части исследования анализируются л обобщаются результаты проведанной работы.
В оба;сй сложности в'эксперименте принимало участие оксло 40 студентов - 20 студентов в Э.Г, и 20 студентов - К .Г. Контингент студентов по группам был распределен произвольно. Определенное „тличие мзяду группами создавало отсутствие предварительной подготовки в области дирижирования (-экспзркментальнг? группа) и наличие таковуй (контрольная группа). Кроме того длительность эксперимента з методика индивидуального наблюдения как на занятиях по дирянирозанпв, так и ка практической работе в хоровом классе, обеспечивали достоверность полученных результатов. Эксперимент проходил в условиях индивидуальных занятий по дирижировании, зачетно-экзаменационных выступлений во врзья сессий ч непосредственно во время практической работы на хоро-
вом коллективе, соотоядем из этих же студентов. Таким образом, на наш взгляд, создавался наиболее естественный ход эксперимента г удобные для наблюдения условия.
Прозедекие основного эксперимента предполагало: предвари- ■ тельную констатацию исходного ровня наличия навыков самоконтроля в экспериментальной и контрольной группах; преобразование его посредством введегагя новых приемов самоконтроля и проворней при практической работе в хоровом классе; соотнесение конечного ре-зультгта с исходны;.: в целях построения зызодое и проверки гипотезы.
Изучение исходного уровня наличия навыков самоконтроля у студентов проходило в двух аспектах, а) выявление качеотва природных особенностей студентов, способствуицкх формированию самоконтроля; б) выявление уровня готовности к самс-сиятельной деятельности в области дирижирования. Оба аспекта взаимодополняли друг друга, выракая диалектическую связь идеального (природного) и деятельного (приобретенного в процессе довузовского обучения)/
Запер исходного уровня навыков самоконтроля проводился путем применения доух.взаимодополняющих методов: метода "•.каталога" и "рейтинга". Соответственно были сформулированы'задачи констатирующей части эксперимента: установить начальный уровень студента ь сфере дирижирования, з деятельности учителя ьузкхи, отношения к хоровому искусству в целом; выявить потенциальные возможности самостоятельной деятельности в области дирижирования.
Введение измерительной методики осуществлялось в два приема; в начале каждой сессии применялся метод "каталога", в конце -метод "рейтинга", Методика "каталога" помогала установить каковы качельные данные у студентов по предмету "дирижирование" и содержание первоначальных навыков самоконтроля и как они изменяются от сессии к сессии, от курса к курсу, то есть проследить динамику их развития. "Рейтинг" выполнен те эке функции, но на уровне применения этих навыков в деятельности, то-есть в практической работе с хором, что наиболее органично отра*дот связь внутренних побудительных мотивов этой деятельности и ее конкретных результатов. / В решении вопроса об оптимальном сроке экспериментального исследования автор исходил из предположения, что ограничиваясь сроком в год или два, получается представление о промежуточной ступени, а не об устойчивом сформированном навыке. Только для-
тельное- исследование способно представить наглядное и объективное доказательство сфор.;ирсванности навыков самоконтроля. Поэтому ч обаей сложности нал эксперимент проходил б течение пяти лет, т.е. полностью охватывал курс обучения в вузе на музыкально-педагогическом факультете.
Следувдим этапом тпего исследования был формируший эксперимент, ориентированный в целом на проверку рффёктивностп воздействия усвоенных навыков самоконтроля на развитие самостоятельной профессиональной деятельности у студентов в условиях заочного обучения. С этой целью Сила разргботша методика с^ор— ;,ируюдего эксперимента, состоящая из системы заданий. 3 ходе экспериментальных заданий ва/'.но было пронаблэдетъ:
• как изменится соотношение между группами по качественным показателям учебкой работы;
- какова будет динамика развития навыков самоконтроля в экспериментальной группе;
~ каким образом динамика развития навыков самоконтроля у студентов будет шиять на рост самостоятельности в практической работе;
- ¡¡э'.ае качественные изменения произойдут в развитии самих навыкоз самоконтроля внутри группы;
- "яфихсирозагь общее состнопеняе уровней самостоятельности у студентоз при анализе учебной деятельности от сессии к сессии и ьа все время- наблюдения, то есть за пять лет;
• - каким образом навыки самоконтроля у студентов будут спо-• собствоватт переносу выработанных умений в классе с преподавателем на самостоятельную практическую работу с хором.
Анализ выполнения студентами системы заданий выявил говьше-ккч уровня учебной деятельности в экспериментальной группе, что проявилось в ряде личностных качеств:
- в увеличении активности, инициативности, системности, логичности в работе как на занятиях в классе с преподавателем, так у в мексесококн-'й период;
\ - в заинтересованное!и овладения навыками самоконтроля к пзрзнооа их в практическую деятельность;
- в больней тщательности, старательности, обязательности, проявленной студентами в процессе работы над собой;
- в увлеченности хоровым искусством, подкрепленным практической работой хна стен института (руководства хоровым кеялек-
типом в общеосразовательной школе, доме пионеров,- хоровой студии и т.д.).
lia основании проведенного эксперимента можно сделать следующие
1. Длительное формирование навыков самоконтроля в учебном процессе экспериментальной гру: позволило наблюдать у студентов :
- развитие самостоятельной профессиональной деятельности как на занятиях по дирижированию, так и на практической работе с хором;
- увеличение объема выучиваемого материала и качества домашнего задашь в межсессионный период;
- систематическая опора студентов на применение приемов самоконтроля в самостоятельной деятельности;
- применение студентами приемов самоконтроля при работе с собственном хоровым коллективом.
Перечисленные факты позволяют сделать вывод о налички у студентов экспериментальной группы сформированного самоконтроля, который переходит в своем развитии в профессиональную самоото- ■ ятельность.
2. Эксперимент показал, что первоначальный уровень развития навыков самоконтроля значительного влияния на его динамику ке оказывает. Свидетельством того является перемещение, происшедшее у студентов экспериментальной группы из зоны низкого уровня успеваемости - в зоны высокого и близкого к высокому уровню.
3. Эксперимент выявил, что только пут«.м длительного и осознанного формирования у студентов навыков самоконтроля в комплексе всех предметов дириг:ерско~хорового цикла могут 6aij получены положительные результаты в практической работе с хором.
Прежде, чем сделать окончательные выводы относительно эффекта воздействия сформированных.навыков самоконтроля у студентов на качество практических самостоятельных действий на хоровых занятиях в экспериментальной гру где, было рспено проверить их достоверность путем сопоставления обоих серий экспериментов (формирующего и контрольного). При наличии устойчивости эффекта . оптимизации самостоятельной деятельности результаты проверочного эксперимента в целом доданы были совпасть с результатами формирующего; только в таком случае Можно утверждать закономерность явления.
•¿ля сравнительной характеристики показателей качества самостоятельной профессиональной деятельности были построит два график.-!, на каждом из которых сопоставлялась дапшо двух сксле-рш/.энтов:
Счезы
! ~ !
2 1 3'| 4
Зер^рукций эксперимент
проверочный эксперимент
4,1 5,2 5,5 6 4 4,8 5 ,Ь 5,9
3,2 3,4 3,5
*,8 3,8 3,7 4,1
Групгы
! График - А ! Экспериментальная
График - Б Контрольная
Приведенные данные ь раздела" А и "5 данного графика достаточно отчетливо демонстрируют' уровень и характер изменения в качестве самостоятельной практической работы в хоровом классе у студентов обеих групп. Анализ дакггых в разделе А свидетельствует:
1. Г&яду • результатами обоих экспериментов разница очень незначительна (от ОД до 0,4 при семкбальной системе), что яе-ляется свидетельством закономерности полученных результстсв.
2. Гга протяжения пяти лет обучения экспериментальная группа устойчиво сохраняет оптимизацию самостоятельной про^зсонснальюй деятельности.
3. При наличии схожих с контрольной группой исходах данных
I
экспериментальная группа при последующих срезах функционировала на более качественно высоком уровне.
4. Ка основании цифровых показателей мокио утверждать, что введение методика формирования самоконтроля с первого оеместра" даю качественный рост в овладении навыками самостоятельной работы'студентов; наблюдения, приведенные в течение пяти лет, позволяет утверждать целесообразность и эффективность данной методики, т.к. прк этом появляется хорогай темп работы во время сессий, расширяются граиаы самостоятельности студента, идет процесс самовоспитания студентов, учебкой деятельности сопутствует положительный эмоциональный тон и психологический настрой.
Анализ данных в разделе Б данного графика позволяет констатировать:
I. При аналогии с экспериментальной группой в области исходных данных контрольная группа ьа протяжении всего цикла наблюдения функционировала на более низком качественном уровне.
2-, Мзжду показателями качества самостоятельной практической деятельности обеих серий эксперимента разница незначительная (от 0,3 до 0,6); что позволяет констатировать объективность условий проведения наблюдений.
3. Общая картина развития динамики профессиональных самостоятельных навчков отражает в.щй процесс, стабилкзкруг\ц;Йся на уровне невысоких показателей.
Таким образом, в целом, эффективность воздействия экспериментальной методики не вызывает сомнения. Подтверждением то:,у являются:
а) идентичность результатов обеих серий эксперимента;
б) устойчивая тенденция оптимизации самостоятельной деятельности студентов экспериментальной грудпы.
Сравнение качественных и количественных показателей самостоятельной практической работы студентов с хоровым коллективом у исгытуемых экспериментальной я контрольной групп убедительно продемонстрировало оффективкость экспериментальной методики. .
Несмотря на то, что в контрольной груип? были очень сильные и одаренные студенты, по .сумме баллов группа не смогла опередить ' экспериментальную группу, т.к. многие студенты пс урокш-сформированное!:; самостоятельных практических навыков в процессе занятий в классе дирижирования не в состоянии были перенести их
- 13 -
на практическую работу 'с хором, а степень гладекия приемами п методами самоконтроля в этом процессе отстает в значительно Г; степени или отсутствует вовсе.
Сказанное подтверждает наые предположение о юм, что преодолеть противоречия между условиями работы при обучении студентов з индивидуальном классе дирижирования, где происходит становление специальных хормейстерских наЕикоз.'и при самостоятельной ргботе студентов, где эти навык: должны кайти практическое применение, можно лизь тогда, когда мы вооружим студента комплексом умений и навыков для овладения самоконтроле:., з профессиональном труде, Поскольку при практической работе в хоровом классе студент должен работать самостоятельно, показывая ьри этом опрзделе:гный уровень профессионализма, мы считаем, что сформированные навыки самоконтроля в классе дирижированил моглт помочь з планировании действий -учителя-хормейстера, в реализации его творческих замыслов, в выполнении четкие, хормейстер-0«IX целей и задач, ориентировании в ллбом г.узыкалы-юм произведении посредством приобретенных про^ессчогальных умений.
Выводы диссертации:
I. Экспериментальное обучение подтвердило выдвинутое нами теоретическое положение о том, что осознание студсвта.,гч ьначи-мости у-рмирования-навыков для практической работы с хором является необходимы:.! условием, стнмулпрувдим их техническое и исполнительское освоение музыкального произведения.
' 2. Опытно-экспериментачьная работа убедительно доказала, что сформированные навыки самоконтроля у студентов экспериментальной группы благотворно влияют на качество учебного процесса в целом, что особенно ваяно при 'обучении студентоз на заочном отделении.
3. В целях приближения к практическим задачам автор исследования предлагает обратить особое внимание на одно из средств самовоспитания - самоконтроль, который под руководством преподавателя поможет раскрыть творческий потенциал студента в профессиональной практической деятельности учителя музыки-хормейстера.
4. Самоконтроль на следует рассматривать как самоцель в обучении» В процессе целенаправленных систематических занятий эхо качество в своем развитии, динамике трансформируется в само-контролъ, как предпосылку самостоятельной профессиональной дея-
-20 ~
толыюстк, что крайне ценно в условиях заочного обучения.
5. Сормирусмнй в условиях обучения дирижированию самоконтроль представляет собой устойчивую, систематическую направленность личности на постоянное совершенствование знаки.*, умений • к навыков в области хормейстерской деятельности, являющейся существенным компонентом его про^ессчональното мастерства.
6. Опы'.'но-экспериментальная работа позволила утверждать, что длительное и систематическое применение методики формироза-ния навыков самоконтроля у студентов способствовало положительному изменении качественных характеристик не только до учебным показателя:.:, ко и в совершенствовании самого себя как личности, усилении гармонического развития в целом.
Материалы исследования нашли отргконие' в следуюцих опубликованных работах автора:
1. Самовнушение как 'средство педагогического мастерства. -Алма-Ата, ISS0 г. ("Учитель Казахстана").
2. Самоконтроль как средство самовоспитания и самообразования в современных условиях, (ЫГЗШ - W., 1950. - 0,?- п.л.). Депонент J5 S35-S0 в' ОЦНИ "Школа и педагогика" Ш СССР и АПН С^СР.
3. Проблема самоконтроля в развитии дириаерско-хоровых навыков студентов музыкально-педагогического факульгота. (ГЯЗПИ - М., I9S0. - 0,5 п.л.). Депонент JS 384-S0 в ОЦНИ "Школа й педагогика" Ш СССР и АПН СССР.
4. Методические рекомендации к работе в хоровом классе. -МГ31М. , I9X. - 4 п.л. (в соавторстве с '."едкнниковым A.M., НайденыкевойТ.Е., ^^шик^воД-В.А.).
Подписано к печати 30.09.91. Фориат 60x84 I/I6
Усл. печ. л. 1,2^ 1!'рах 100.
Заказ К 1300.
101475, Москва А--55, ул. Образцова, 15. Типография ШИТа •