Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Павлова, Мария Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Павлова, Мария Александровна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ.

1.1. Проблема самоконтроля в психолого-педагогической литературе.

1.2. Проблема вокально-слухового самоконтроля в музыкально-педагогической литературе. 1.3. Уровни вокальных навыков и вокально-слухового самоконтроля у студентов.

1.4. Музыкальность, как фактор, способствующий формированию вокальных навыков.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-СЛУХОВОГО

1 САМОКОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА. 2.1. Педагогические условия развития вокальных навыков и f вокально-слухового самоконтроля у студентов.

2.2. Типические особенности студентов по уровням сформи-р i рованности элементов, составляющих вокально-слуховой самоконтроль и музыкальность.

2.3. Приемы и методы формирования вокально-слухового самоконтроля у студентов на занятиях сольного пения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса"

Актуальность исследования. В современных условиях реформы образования большое внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки специалиста в педагогическом вузе. Существенную часть профессиональной подготовки музыканта-педагога обеспечивают занятия в классе постановки голоса, на которых студент приобретает основы сознательного отношения к своему музыкальному и певческому развитию. Подготовке будущего учителя музыки в классе сольного пения присущ ряд специфических черт, прежде всего: владение вокально-техническими и исполнительскими навыками, а также умение анализировать составляющие процесса постановки голоса. Важным компонентом этого процесса является проблема формирования вокально-слухового самоконтроля. Вокально-слуховой самоконтроль - умение, позволяющее студентам контролировать пение на уровне ощущений, соответствующих профессиональным требованиям академической школы сольного пения: слышать и корректировать вокальные ошибки и пение, понимать смысл принципа единства технического и художественного в пении, отыскивать способы в разрешении профессиональных задач и активизировать самостоятельность в исполнительской работе над произведениями. Именно поэтому формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета является одной из важнейших задач профессионального образования.

Проблема самоконтроля в педагогической деятельности нашла свое отражение в исследованиях выдающихся ученых музыкантов и педагогов (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, JI.A. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, В.В. Медушевский, А.И. Медянников, В.И. Петрушин, J1.A. Рапацкая, Б.М. Теплов, Л.И. Уколова, Г.М. Цыпин). В трудах, раскрывающих специфику деятельности педагога-вокалиста, самоконтроль определяется как фактор, обеспечивающий успех в обучении пению (М.С. Агин, Д.Л. Аспелунд, И.Ю. Алиев, Ю.А. Барсов, В.А. Багадуров, М. Гарсиа, Л.Б. Дмитриев, М.Э. Донец-Тессейр, A.M. Егоров, Ф.Ф. Заседателев, Н.М. Малышева, А.Г. Менабени, В.П. Морозов, И.К. Назаренко, Ф. Пановка, Г.П. Стуло-ва, П.Л. Тронина, С.П. Юдин, Р. Юссон, А.С. Яковлева). Однако процесс формирования вокально-слухового самоконтроля в классе сольного пения педагогического вуза не являлся предметом специального исследования.

В музыкально-педагогической литературе отсутствуют разработки, научно обосновывающие педагогический аспект формирования вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета. Таким образом, необходимость постановки голоса студентов на основе вокально-слухового самоконтроля и методическая неразработанность этого процесса определили актуальность нашего исследования.

Проблема настоящего исследования состоит в определении педагогических условий, способствующих формированию вокально-слухового самоконтроля как профессионального умения у студентов музыкально-педагогического факультета в процессе постановки голоса. Экспериментальная разработка методов и приемов формирования вокально-слухового самоконтроля студентами музыкально-педагогического факультета и значимость её для вокальной педагогики определила тему исследования: «Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета на занятиях по постановке голоса».

Объект исследования - вокальная подготовка студентов музыкально-педагогического факультета.

Предметом исследования является процесс формирования умения вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета.

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, направленных на формирование умения вокально-слухового самоконтроля у студентов.

Исследование проводилось на основе рабочей гипотезы, заключающейся в том, что эффективность процесса постановки голоса у студентов может быть значительно повышена, если будет использована система методов и приемов, включающая последовательное и целенаправленное овладение студентами умением вокально-слухового самоконтроля на всех этапах постановки голоса; обучение студентов применению умения вокально-слухового самоконтроля в самостоятельной певческой деятельности; проведение зачетов и экзаменов, создающих условия актуализации вокально-слухового самоконтроля у студентов.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили его основные задачи:

1. Определить понятие «вокально-слуховой самоконтроль», проанализировать его содержание как в общепедагогическом, так и применительно к специфике музыкально-педагогической деятельности. Рассмотреть базовые компоненты вокально-слухового самоконтроля.

2. Выявить влияние музыкальности на процесс формирования вокально-слухового самоконтроля.

3. Разработать содержание, формы и методы, способствующие эффективному формированию элементов вокально-слухового самоконтроля и оценить их параметры в ходе опытно-экспериментальной работы.

4. Подготовить практические рекомендации по методике формирования вокально-слухового самоконтроля у студентов и внедрить их в практику музыкально-педагогического факультета.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных физиологов, психологов и педагогов, занимающихся проблемой самоконтроля в учебной деятельности (И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, Г.С. Никифорова, В.А. Крутец-кого); работы, затрагивающие проблему самоконтроля в музыкально-педагогической деятельности (Э.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, И.Ю. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, М.С. Агина, Л.Б. Дмитриева, М. Э. Донец-Тессейр, Е.Ф. Карповой, Д. Люша, Н.М. Малышевой, А. Г. Менабени, В.П. Морозова, Л.А. Ра-пацкой, А.А. Сенюрина, Г.А. Собиевой, Г. П. Стуловой, Л.И. Уколовой, Г.М. Цыпина).

Методы исследования:

Сочетание теоретических подходов к исследованию с решением практических задач обусловило выбор следующего комплекса методов исследования. Теоретические: анализ литературы по физиологии, психологии, педагогике, методике преподавания постановки голоса; сравнительный анализ и обобщение педагогического опыта работы ведущих педагогов по постановке голоса; анализ педагогического опыта работы народной артистки РСФСР, профессора Левченко Л.П., а также собственного опыта работы на кафедре пения и дирижирования МГОПУ им. М.А. Шолохова. Эмпирические: педагогический эксперимент, включающий создание и апробацию педагогических условий в процессе постановки голоса студентов музыкально-педагогического факультета; педагогическое наблюдение; анкетирование, интервьюирование.

Этапы исследования:

Первый этап (1996-1998) - теоретическое осмысление проблемы, анализ психолого-педагогической литературы. Определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, рабочей гипотезы, а также базы и методов исследования, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1998-2000) - проведение формирующего и контрольного экспериментов, анализ результатов экспериментальной проверки педагогических условий, обоснование методов и приемов вокально-слухового самоконтроля, внедрение результатов исследования.

Третий этап (2000-2001) - анализ и обобщение материалов исследования. Оформление результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Вокально-слуховой самоконтроль - профессиональное умение, основанное на представлении об эталоне вокального звука, интегрирующее слуховые, мышечные и вибрационные ощущения.

2. В процессе овладения студентами умением вокально-слухового самоконтроля происходит активное формирование таких профессионально-значимых качеств будущих педагогов, как способность творчески решать педагогические задачи, проявлять стремление учителя-исследователя, постоянно заниматься самообразованием, а также развивать личностные качества: собранность, дисциплинированность, внимание, целеустремленность, самообладание, умение давать критическую оценку своим вокальным действиям.

3. Формированию профессиональных качеств вокально-слухового самоконтроля, способствует система методов индивидуального подбора вокальных упражнений и музыкальных произведений, а также педагогические приемы, направленные на выявление музыкальности, как фактора, актуализирующего певческое развитие студентов.

Научная новизна и значимость исследования состоит в том, что в нем:

- в научный обиход введено понятие «вокально-слуховой самоконтроль», разработано его содержание как в психолого-педагогическом плане, так и применительно к специфике музыкально-педагогической деятельности;

- установлено, что комплексный контроль основных певческих ощущений (слуховых, мышечных, вибрационных и эмоциональных) обеспечивает полноценное формирование умения вокально-слухового самоконтроля у студентов музыкально-педагогического факультета;

- разработана и научно обоснована методическая система формирования умения вокально-слухового самоконтроля у студентов средствами подбора индивидуальных упражнений и музыкальных произведений;

- определены педагогические условия, способствующие успешному формированию умения вокально-слухового самоконтроля (индивидуальный подход к каждому студенту, работа с наиболее трудными для студента вокальными ощущениями - мышечными и вибрационными, опора на музыкальность как фактор, повышающий интерес к развитию своего голоса и др.);

- выявлены и экспериментально проверены эффективные методы (пение без музыкального сопровождения, самостоятельный разбор произведения, составление краткого плана профессионального певческого саморазвития, оценка студентами друг друга по заранее намеченному плану), способствующие формированию качеств вокально-слухового самоконтроля.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методическая система приемов, методов и заданий, способствующих формированию умения вокально-слухового самоконтроля в процессе постановки голоса студентов, дает возможность будущим педагогам значительно повысить уровень усвоения профессиональных знаний, умений и навыков. Предложенная методика позволяет дополнить содержание курса постановки голоса в различных образовательных системах (ДМШ, ДШИ, музыкально-педагогические колледжи, музыкально-педагогических факультеты ВУЗов и др.). Представленные в исследовании положения, научно обосновывающие процесс формирования вокально-слухового самоконтроля, ориентируют будущих учителей музыки на передачу полученных исполнительских умений и вокальных навыков своим ученикам.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается соответствием исходных методологических позиций и методов исследования его объекту, предмету, цели и задачам, а также тщательным количественным и качественным анализом результатов.

Апробация результатов проводилась на ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов Московского государственного открытого педагогического университета им. Шолохова «Культура - искусство - образование»; заседаниях кафедры пения и дирижирования МГОПУ, в процессе осуществления опытно-экспериментальной работы. Внедрение результатов осуществлялось в процессе занятий по постановке голоса студентов вечернего и заочного обучения на музыкально-педагогическом факультете МГОПУ, в музыкальной школе №49 им. В. Андреева, в школе-пансионе «Росинка» г. Москвы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и пяти приложений. По теме исследования опубликовано 3 статьи.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

9 Выводы, итоги, замечания

10 Домашнее задание

Данный «График» составлен на основе тех же принципов, что и «Дневник наблюдений», однако он более наглядно отражает характер и перспективы вокального развития студента.

В завершении II главы исследования сделаем резюме по результатам проведенного эксперимента и сформулируем ряд выводов:

1. Проведенный эксперимент на базе музыкально-педагогического факультета МГОПУ им. Шолохова доказал справедливость выдвинутой гипотезы о том, что эффективность процесса постановки голоса может значительно повыситься при условии овладении студентом качеством вокально-слухового самоконтроля. Опытно-экспериментальная часть исследования показала, что в процессе специально разработанных методов и приемов вокально-слухового самоконтроля у студентов экспериментальной группы произошли значительные положительные изменения, а именно: образовалась устойчивая тенденция контролировать свой голос на уровне певческих ощущений, соответствующих профессиональным требованиям академической школы пения; активизировалась самостоятельность в работе над произведениями, большая грамотность исполнения.

2. Мы считаем, что одной из главных задач в деятельности певца, является достижение соответствия между слуховыми представлениями и вокальными ощущениями, что и лежит в основе вокально-слухового самоконтроля как профессионального умения. При этом яркая передача интонируемого образа вокального произведения зависит не только от совершенства технического мастерства певца, но и от его музыкальности, умения эмоционально чувствовать и художественно переживать музыку, что требует развитого вкуса, чувства меры в исполнении и активного самостоятельного участия студента в процессе его певческого развития. Навыки вокально-слухового самоконтроля, наработанные в классе с преподавателем, могут и должны быть естественным образом перенесены в самостоятельную певческую деятельность студента. Однако это возможно только в том случае, когда он в полной мере овладеет соответствующими методами и приемами в классе под руководством преподавателя. Основываясь на умении профессионального вокально-слухового самоконтроля, студент сможет уверенно реализовать свой певческий потенциал в будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности.

3. В качестве методических рекомендаций по формированию вокально-слухового самоконтроля мы предлагаем ведение «Дневника занятий» в классе постановки голоса, как одну из эффективных методических форм их проведения, способствующую сознательному закреплению студентами представлений о профессиональном пении; график закрепления навыков вокально-слухового самоконтроля в процессе работы над произведениями; знакомство с правилами, помогающими снимать внешние и голосовые (физические) и внутренние (психические) «зажимы» (К.С. Станиславский); применение упражнений, позволяющих выявить «тип и форму представления» (Д.Л. Аспелунд) эталона профессионального вокального звучания и закрепить его в практике пения вокализов и музыкальных произведений, а также метод составления индивидуальных планов профессионального развития студентов с учетом особенностей динамики формирования вокально-слухового самоконтроля.

143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать ряд вы

1. «Вокально-слуховой самоконтроль» - профессиональное умение, основанное на представлении об эталоне вокального звука, интегрирующем слуховые, мышечные, вибрационные ощущения. Определены педагогические условия (индивидуальный подход, опора на музыкальность и др.), способствующие повышению уровня профессиональной вокальной подготовки студентов. Доказано, что вокально-слуховой самоконтроль положительно влияет на развитие таких качеств, как способность творчески решать певческие задачи, формировать качества педагога-исследователя, позволяет активизировать самостоятельность студентов в обучении и дальнейшем самообразовании и самовоспитании.

2. Выявлено влияние музыкальности как профессионального качества, способствующего формированию вокально-слухового самоконтроля, воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, помогающего в преодолении технических и исполнительских трудностей, а также повышающего познавательную активность студентов в процессе вокальных занятий.

3. В исследовании апробированы содержание, формы и методы, способствующие формированию вокально-слухового самоконтроля у студентов (пение без музыкального сопровождения, оценка студентами друг друга по заранее намеченному плану и др.), показана их целесообразность и эффективность.

4. Составлены и внедрены в практику практические рекомендации по формированию навыков вокально-слухового самоконтроля на базе музыкально-педагогического факультета МГОПУ им. М.А. Шолохова, в музыкальной школе №49 им. В. Андреева, в школе-пансионе «Росинка» г. Москвы.

Универсальность предлагаемых разработок по формированию вокально-слухового самоконтроля свидетельствует о возможности широкого внедрения их в практику учебных заведений разного типа (ДМШ, ДШИ, педколледжи, педвузы и др.). Однако многогранная педагогическая проблема вокально-слухового самоконтроля не исчерпывается проведенным исследованием и является перспективой для её дальнейшей разработки.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Павлова, Мария Александровна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990. - 188 с.

2. Агин М.С. Формирование интереса к педагогической деятельности у студентов-вокалистов (в условиях педагогической практики). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1983. - 16 с.

3. Агин М.С. Становление советской вокальной методологии // Вопросы вокального образования. Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений. М.: Музгиз, 1990. - С. 412.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-336 с.

5. Алиев И.Ю. Методологические и методические основы вокально-педагогического творчества в двух частях. М., 1993. - 86 с.

6. Алиев И.Ю. Основы вокальной педагогики. Методология теории и практики творческой организации художественно-педагогического процесса. -М.: Педагогика, 2001. - 252 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 338 с. с ил.

8. Аникеева З.И., Аникеев Ф.И. Методические указания по техники вокала для начинающего певца. Пермь, 1976. - 119 с. с ил. (Институт искусств им Му-зыческу. Пермское музыкальное училище).

9. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. - 547 с. с ил.

10. З.Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии.// Художественное и научное творчество. /Сб. стат. под ред. Б.С. Мейлаха/ Л.: Наука Ленинградское отделение., 1983, N-2. - С.259-279.

11. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961. - 124 с. (Киргиз. гос. ун-т.).

12. Арет А.Я. Основные положения теории самовоспитания. Автореф. .док. дис., Л., 1994.-30 с.

13. Артемьева Е.Н. В классе К.Н. Дорлиак. М.: Музыка, 1969. - 342 с. с нот.

14. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и двигательных навыков: / В процессе обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе/: Автореф. .дис. канд. пед. наук. -М., 1971. -22 с.

15. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

16. Архипова И.К. Музыка жизни. М.: Вагриус, 1997. - 184 е., ил.

17. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.: Музгиз, 1952. - 268 с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 189с.

19. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. Второе, переработанное и дополненное издание. - М.: Музгиз, 1956. - 268 с. с ил. и нот.

20. Багадуров В.А. Очерки по вокальной методологии. Часть III. Вып. Первый. - М.: Гос. изд., муз. сектор. - 1937. - 256 е., нот. - (В надзагл. Труды науч.-исслед. муз. ин-та при Моск. гос. консерватории).

21. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. Л.: Музыка Ленинградское отделение., 1968. - 66 с. с нот. (На обл.: В помощь педагогу-музыканту).

22. Беляева А.И. Из моего педагогического опыта (В классе вокала). Музыкальная педагогика в идеях и лицах: Сборник статей. Ростов н/Д: РГК. 1992, С.178-193.

23. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349 с.

24. Бернштейн Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции нервных актов. // Вопросы психологии. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1957. - N 2. -С.13-18.

25. Блонский П.П. Психологические очерки. М.: Новая Москва, 1927. - 171 с. /Б-ка «Вестника просвещения»/.

26. Богословский И.Т. Физиология высшей нервной деятельности. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1955. - 100 с.

27. Божович Е.Д. Некоторые вопросы обучения по образцам.// Вопросы психологии. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1980. - N 2.- С. 135-139.

28. Вайкль Бернд. О пении и прочем умении. М.: Аграф, 2000. - 224с.: с ил.

29. Варламов А.Е. Полная школа пения. М.: Музыка, 1953. - 320 с.

30. Васильев Б.И. Из методического опыта профессора ленинградской консерватории И.И. Плешакова. // Вопросы вок. пед-ки. /Сб. стат.-М.: Музгиз, 1982 -N 6. -С.75-87.

31. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

32. Витвицкий К.З. Постановка голоса. (Пособие для практических занятий). -Пермь. Кн. изд., 1970. 29с. с ил. и нот. ил.

33. Витт Ф. Практические советы обучающимся пению./ Под ред. Ю.А. Барсова. Л.: Музыка, Ленинградское отделение., 1968. - 64 с. с ил. и нот. ил. (На обложке: В помощь педагогу-музыканту).

34. Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ В.И. Ленина, 1985.- 151 е.: ил.

35. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигаре-ва. М.: Просвещение, 1991. - 205 с. - (Б-ка учителя музыки).

36. Выготский Л.С. Психология искусства. / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

37. Гарсиа М. (Сын). Школа пения (Полный трактат об искусстве пения). /Предисл., пер., ком. и прим. проф. В.А. Багадурова, д-ра искусств, наук/.-М.: Музгиз, 1956. 127 с. с ил. и нот. обл. 1957.

38. Герсамия И.Е. Некоторые вопросы вокального исполнительства в свете теории установки академика Д.Н. Узнадзе. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, кан. искусствовед. (17.00.02). Тбилиси, 1976, - 21 с. (Тбил. консерв. им. Ва-но Сарадживили).

39. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М.: Музгиз, 1963. -87 с.

40. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. - 284 е., ил.

41. Григорьев С.А. Самоконтроль в деятельности учителя. // Советская педагогика. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. - N 3. - С.31-33.

42. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 152 с.

43. Грошева Е.К. Великая русская аристократка-патриотка.//Советская музыка: Ежемес. журн. Орган Союза ком-ров СССР и м-ва кул-ры СССР.-М.: Сов. композитор, 1950. -N-l 1. С.70-75.

44. Давыдова В.А. и Мчелидзе Д.С. Певческое дыхание и советы по постановке голоса. Тбилиси: Литература да хеловнеба, 1966. - 68 с.

45. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка 1996, - 366с. ил.

46. Дмитриев Л.Б. В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр. О воспитании легких женских голосов М.: Музыка, 1974. - 61 с. с нот. (В помощь педагогу-музыканту).

47. Донец-Тессейр М.Э. Опыт воспитания сопрано. // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. стат.- М.: Музгиз, 1967., N 3. С.120-133.

48. Егоров А.И. Гигиена голоса и его физиологические основы /под общ. ред. ЖинкинаН.И. -М.: Гос. муз. изд-во, 1962. 171с.

49. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж: Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов. СПб.: Лань, 1997, - 189, 1. е.: ил., ноты.

50. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с. - (Б-ка учителя музыки).

51. Ительсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля в производственном обучении. // Вопросы психологии. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1961. - N 2. - С.5-16.

52. Как научиться петь: Основы вокальной техники: О церковном песнопении. -М.: Казак, 1998. 124 е.: ил., нот.

53. Кантарович B.C. Гигиена голоса. -М.: Музгиз, 1955. 156 с.

54. Карпова Е.Ф. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепиано: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -М., 1975. -22 с.

55. Кауров А.В. Самоконтроль на базе адаптивных педагогических программных средств. Автореф. .дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 1996. - 15 с.

56. Кириллов А.А. Самоконтроль учащихся средней школы в работе над домашними заданиями.// Советская педагогика./АПН СССР. М.: Педагогика, 1949. - N-4.-С 91-99.

57. Коваленко В.Р. Об основах вокальной педагогики. Автореф. . дисс. канд. пед. наук. - Л., 1968. - 25 с.

58. Ковнер Ю.А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. ст. М.: Музгиз,1976. N-5. - С.39-60.

59. Коган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. // Музыка и пение в школе./Сост., общ. ред. и введ. В.Р. Коваленко/ Ростов н/Д (Мин-во проев.РСФСР. Рост. н/Д гос. пед и-т). 1987. N-4. - С. 28-32.

60. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Минск, 1986. - 160 с.

61. Кувшинов Н.И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения.// Вопросы психологии./АПН СССР.- М.: Педагогика, 1958. N 1. - С. 107-116.

62. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Перербург. Университетская книга, 1997. - 640 с. - (Культкрология. XX век).

63. Курлапов Н.И. Воспитание молодого оперного певца. (По материалам деятельности Свердловского оперного театра). Автореф. .дис. канд. искусствовед. (17.00.02). Л., 1979. - 19 с.

64. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели /Пер. с итальянского Ю.Н. Ильина/. Л.: Музыка, Ленинградское отделение., 1972. - 303 с.

65. Левидов И.В. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л. - М.: Искусство, Напечатано в Ленинграде., 1939. - 256 с. с ил. и граф.

66. Лемешев С.Я. Путь к искусству. 3-е изд. / Послесл. Е. Грошевой. - М.: Искусство, 1982. - 280 е., ил., портр.

67. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. - 576 с.

68. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии. // Вопросы психологии. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1979. - N-3. - С.11-15.

69. Линклэйтер К. Освобождение голоса. / Пер. с англ. М.: ГИТИС, 1993 - 176 е., ил.

70. Листова Н. А. А. Варламов. Его жизнь и песенное творчество М.: Музыка, 1968.-267 с. енот. ил.

71. Лихачев Д.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М., 1992, - 528 с.

72. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца /Сост. и общ. ред. Е.Е. Нестеренко. Л.: Музыка Ленинградское отделение., 1977. - 87 с. с нот. ил.

73. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы уч-ся. М.: Высшая школа, 1979, - 159 е., ил. - (Профтехобразование, Профпедагогика).

74. Люш Л.Ф. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев.: Музычна Украина, 1988.- 145 с.

75. Малышева Н.М. О работе певца над голосом. // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. стат. -М.: Музгиз, 1962, N-1.- С.50-76.

76. Масленкова Л.И. Воспитание вокалиста в классе сольфеджио. // Вопросы методики воспитания слуха. В помощь педагогу-музыканту. Л.: Музыка, 1967. -С.43-57.

77. Машевский Г.П. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А.С. Даргомыжского. /Г. Машевский. Л.: Музыка, Ленинградское отделение., 1976. - 64 с. - (В помощь педагогу-музыканту).

78. Медянников А.И. О профессиональной пригодности учителя музыки./ Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. трудов. М.: МГОПИ, 1993. С.6-13.

79. Мельникова Н.А. Самоконтроль в процессе межсессионной подготовки студента-заочника по фортепиано. // Сб.: Повышение эффективности подготовки учителя музыки в условиях высшего вечернего и заочного образования. -М., 1987. С.125-130.

80. Менабени А.Г. Самостоятельная работа студентов при обучении сольному пению. // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. стат. М.: Музгиз, 1976. - N - 5. - С.248-261.

81. Менабени А.Г. Вокальные навыки. // Вопросы профессиональной подготовке студентов на муз. пед. фак-те. / Межвуз. сб. науч. трудов. МГПИ им. В.И. Ленина. - М., 1985. - С.74-79.

82. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском воз-расте./Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед наук СССР - М.: 1991.- 152 с.: ил.

83. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л.: Музыка, 1965. - 86 с. с ил. -(На обложке: В помощь педагогу-музыканту).

84. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека.// Эволюционная биохимия и физиология. 1985. - N 6. - Т.21, С. 568-577.

85. Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблема профессионального отбора в вокальном музыкальном искусстве. // АН СССР. ВНИИИ Мин. Культуры СССР. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991 - С.26-49.

86. Морозов В.П. Резонансная теория пения (комментарий для вокалистов) /Музыкальное образование в контексте культуры. Академическое сольное пение: Материалы научно-практической конференции/Ред.-сост. М.С. Агин. -М„ 1996.-С.22-29.

87. Музыкальная педагогика в идеях и лицах: Сборник статей. Ростов н/Д: РГК. 1992. - 280 с.

88. Надеждинская Т.И. Активизация музыкально-слуховых представлений у учащихся в процессе слушания музыки на уроках пения в шко-ле.//Формирование музыкально-слуховых представлений, /отв. ред. проф.

89. И.В. Страхов. Саратов (М-во проев. РСФСР. Сарат гос. пед. ин-т). Вып.1, 1972. С.36-41.

90. Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972,-383с.

91. Назаренко И.К. Искусство пения. История, теория, практика. Предисл нар. арт. РСФСР Н. Озерова, с. 3-8. М. - Л.: изд. и типолит. Музгиза в Мск., 1948. - 384 с. с ил. и нот.

92. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. - 408. - (Труды д. чл. и чл. - кор. АПН СССР).

93. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в трех кн. : Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

94. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 320 е.: илл.

95. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека./ЛГУ Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -191 2.с.

96. Норвайш A.M. Человеческий голос как музыкальный инструмент. Учебное пособие для учащихся муз. училищ и ст-ов консерватории Рига: Метод. каб. учеб. заведений, 1981, - 40 с.

97. Овсянникова В.А. Индивидуальные особенности как основа формирования стиля хормейстерской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета. Дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 159 с.

98. Оганесян Л.О. О выработке самоконтроля в процессе труда./ЛГезисы докладов на 2-м съезде общества психологов. М., 1963. - Вып. - 2. - 219 с.

99. Органов П.А. Певческий голос и методика его постановки. / Под ред. M.JL Львова. М. - Л.: Гос. муз. изд-во. Типо-литография Музгиза., 1951, 136 с.

100. Оськина С.Е. Внутренний музыкальный слух. (В помощь педагогу-музыканту). -М.: Музыка, 1977. 72 е., нот.

101. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е, доп. т. 1-6. М., из-во АН СССР, 1951-1952. Т.З, кн.2. Статьи не вошедшие в «Двадцатилетний опыт». М.-Л., 1951.-438 с.

102. Панофка Г. Искусство пения: Теория и практика для всех голосов. Соч. 81/ пер. с ит. Р.Н. Арской. Под общ. ред. Е.Н. Артемьевой. М.: Музыка, 1968.-214 с.

103. Педагогический поиск./ Сост. И.Н. Баженова. 3-е изд., с испр. и доп. -М.: Педагогика, 1989. - 560 е.: ил.

104. Педагогика высшей школы: Учебное пособие /Отв. ред. Н.Д. Никандров. -Л., 1974.- 115 с.

105. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. Пособие для сту-ов и преп. М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 1997. - 384 с.

106. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 176 с.

107. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: Пособие для муз. самообразования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272с.: ил.

108. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 320 е.: ноты.

109. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великороднова и др.; Под ред. А.И. Щербакова. М.: Просвещение, 1979. - 302 е., ил.

110. Программы педагогических институтов «Музыка и пение» сборник 25, М.: Просвещение, 1980. 115 с.

111. Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. трудов. -М.: МГОПИ, 1993. 154 с.

112. Психология. Учебник. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. - 584с.

113. Психологический словарь-справочник. Авторы-составители М.И. Дьяче-но, JI.A. Кандыбович. М., 1998. - 420 с.

114. Психологический справочник учителя. Составители Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. - 287 е., ил. (Психол. наука).

115. Психология формирования и развития личности /Под ред. Л.Н. Анциферова. -М.: Наука, 1981.-361с.

116. Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. II НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР. М., 1976. - 208 с.

117. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. /Моск. гос. пед. ин-т. им. В.И. Ленина. М.: Прометей, 1991. - 137 с.

118. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. М., 1996. - 142 с.

119. Рахимбаева Л.А. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-педагогической деятельности студентов-заочников: Авто-реф. .дис. .канд. пед. наук. -М., 1979. 16с.

120. Рахчеев Н.В. Постановка голоса и методика обучению пению: учебно-методическое пособие. Минск /Белорус, гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1988. -43 е.: ил., нот.

121. Рогов Е.И. Общая психология. (Курс лекций)./Сост. Е.И. Рогов; Рос. Аа-кад. образ. (Южн. отд.). М.: Владос, 1995. - 444 е., ил.

122. Роговин М.С. Введение в психологию. Пособие для студентов, специализирующихся в области психологии. М.: Высшая школа, 1969, - 381 с.

123. Рождественская Н.В. Творческая одаренность и свойство личности. //Психология процесса художественного творчества. Л., 1980. - С.57-67.

124. Рождественская В.Ю. Упражнения для развития женских голосов (с методическими указаниями). // Вопросы вокальной педагогики. /Сб. стат М.: Музгиз, 1964. - N 2. - С.99-192.

125. Розанов А.А. Полина Виардо-Гарсиа. Л.: Музыка, 1969. - 245 с.

126. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред В.В. Давыдов. -М.: Б. Р. Эн., 1993-680 е.,ил. Т1.-А-М-1993.

127. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз., 1946. -с.704.

128. Сенюрин А.А. Формирование способности к самоконтролю у младших школьников как условие эффективного обучения пению. М., 1988 (НИ-ИХВ АПН СССР).

129. Сеченов И.М. Избранные произведения. Ред. и послесл. Х.С. Коштоянца- М.: Изд-во Академ, наук СССР, 1952. Т.1, 2.

130. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во Академ, наук СССР, 1962. - 139 с.

131. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения М.: Педагогика, 1971. - 205с. (Акад. пед наук РСФСР).

132. Скаткин М.И. Некоторые вопросы дидактики в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. М.: Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1952.-62 с.

133. Словарь русского языка: В 4-х т. / .АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд. стеретип. - М.: Русский язык, 1985-1988. Т. IV. С-Я,- 1988.-800 с.

134. Снитовская Г.З. Певческий дар (Галина Писаренко). М.: Элекс-КМ, 2001.-96с.: ил.

135. Собиева Г.А. Формирование навыков самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках русского языка. // Вопросы психологии. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1964. - N-2. - С.25-30.

136. Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего педагогического образования. М.: МГЗПИ, 1982. -170 с.

137. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.: Учебно-методической пособие для студентов заочников педагогических институтов под ред. В.М. Гамезо. МГЗПИ. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1979. - 157 с.

138. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.-Л.: Искусство, 1945. -544 с.

139. Страхов В.И. К вопросу о психологии музыкально-слуховых представлений. // Формирование музыкально-слуховых представлений, /отв. ред. проф. И.В. Страхов. Саратов (М-во проев. РСФСР. Сарат гос. пед. ин-т), 1972. -Вып.1.-210с., 3-8 с.

140. Страхов В.И. Самоконтроль в трудовой деятельности учащихся. // Советская педагогика. /АПН СССР.- М.: Педагогика, 1962. N-2. - С. 46-54.

141. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие / Науч. ред. канд. мед. наук В.В. Мерцалова; Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина.-М., 1988.-68 с.

142. Тарасов Г.С. Психология учебно-творческой деятельности студентов-исполнителей музыкальных вузов.//Вопросы психологии./АПН СССР. М.: Педагогика, 1983. -N-3. С.36-40.

143. Тарская О.П. Мои вокально-педагогические принципы.//Вопросы вокальной педагогики./Сб. ст. -М.: Музгиз, 1978. N-4. - С.137-144.

144. Теплов Б.М. Психология. Учебник для средней школы. М.: Гос. изд. полит, лит., 1946. - 222 с. с ил.

145. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 335с. с нот.

146. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 113с.

147. Тронина П. Л. Из опыта работы педагога-вокалиста. Практические советы начинающим педагогам. М.: Музыка, 1976. - 112 е.: нот. - (В помощь педагогу-музыканту).

148. Тюрина Т.Н. Обучение будущих учителей взаимоконтролю и самоконтролю усвоения знаний как средство формирования педагогических направленности. -Л., 1983. 83с.

149. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки. Дис. .канд. пед. наук. -М., 1991, 163с.

150. Уколова Л.И. Формирование навыков самоконтроля у студентов в процессе работы над дирижерской техникой./Профессионально-педагогическая направленность подготовки учителя музыки: Межвуз. Сб. науч. трудов. -М.: МГОПИ, 1993. С.109-115.

151. Федоренко И.Т. Формирование навыков самоконтроля в учении.// Народное образование: Ежем. журн. м-ва проев. СССР и м-ва проев. РСФСР. -М.: Педагогика, 1962. -N-2. С. 15-19.

152. Фрейндлинг Г.Я. Слуховой самоконтроль и методика сольфед-жио.//Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967. - С.28-42.

153. Хоровой класс и практикум работы с хором: Программа курса для спец. «Музыкальное образование». / Сост. Л.И. Уколова. М.: МГОПУ, 1997. -17 с.

154. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. .дис. .докт. пед. наук. -М., 1978. -28с.

155. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994, 384с.

156. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учебн. Пособие для студентов муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 192с.

157. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. (Трудовые умения и навыки и условия трудового обучения) М.: Просвещение, 1969. - 303 с. с черт.

158. Чишко О.С. Певческий голос и его свойства. M.-J1.: Музыка Ленинградское отделение., 1966. -48 с.

159. Шадрина М.В. Постановка голоса. МГЗПИ / Материалы межзонального совещания по муз. дисциплинам. М., 1974. - С.79-80.

160. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М.: Вагриус, 1997. - 320 с.

161. Шибутани Т.Я. Социальная психология. М.: Педагогика, 1969. - 168 с.

162. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Проблемы методологии. Изд-во Музыка, Ленингр. от., 1973. - 104 е., с ил.

163. Эльконин Н.Н. Психология формирования личности и проблемы обучения.// Сб. научных трудов. М., 1980. - 250с.

164. Юдин С.Н. Формирование голоса певца. Учебное пособие для высших и средних музыкальных учебных заведений (очных, заочных и вечерних). /под общ. ред. [и с предисл.] Е.Н. Артемьевой М.: Музгиз, 1962. - 167 с.

165. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. Пер. с фр.- М.: Музыка, 1974. -261 е., с илл; 1 л. портр.

166. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: Учебное пособие по курсу истории вокального искусства. М., 1981. - 90 с. В надзагл.: Государственный музыкальный педагогический институт им. Гнесеных.

167. Stenley D. Your Voice. New York, 1945. 320 s.

168. Sundberg J. Formant technique in a professional female singer. Acustica, №2, 1975.-210 s.1. Анкета для студентов