Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Школьные традиции как фактор личностно-значимого развития подростков сельских образовательных учреждений

Автореферат по педагогике на тему «Школьные традиции как фактор личностно-значимого развития подростков сельских образовательных учреждений», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Антонова, Татьяна Рудольфовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Белгород
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Школьные традиции как фактор личностно-значимого развития подростков сельских образовательных учреждений"

:з од

- - АВГ 1997

I

На правах рукописи

АНТОНОВА Татьяна Рудольфовна Г

ШКОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Специальность 13.00.01 - общая педагогика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Белгород - 1997

Работа выполнена на кафедре педагогики дошкольного и начального образования Белгородского государственного университета

Научный руководитель: доктор педагогических наук

профессор П.Т.Фролов

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор В.В. Лебединский

кандидат педагогических наук А.Д.Гонеев

Ведущая организация: Воронежский областной институт

повышения квалификации и переподготовки работников образования

Защита состоится 10 октября 1997 г.^/^на заседании диссертационного Совета К 113.52.02 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Белгородском государственном университете по адресу: 308007 г. Белгород, ул. Студенческая, 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан " 1997 г.

"Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат педагогических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Известно, что подростковый возраст связан с важным этапом процесса формирования нравствешю-цсниой личности и отличается дискретностью, противоречивостью в ходе ее становления и развития. Социально-педагогическая среда, объективно стимулирующая личностно-значпмое развитие сельских подростков, характеризуется также противоречивой специфичностью н требует разработки такой технологии, которая обеспечила бы их активное включение в социально-педагогические условия, стержень которых составляет единство учебной, внеклассной и внешкольной деятельности. Связующим звеном, способствующим единству такой деятельности, являются школьные традиции, приобретающие высокую формирующую эффективность, если в их инструментовке, наряду с учащимися, принимают участие учителя, родители, жители села, в котором они проживают.

В условиях деформации престижа знаний, нравственных идеалов, морального сознания личности, возрастания корыстных мотивов и роста преступности среди несовершеннолетних проблема утверждения и развития традиций высоконравственного поведения, ответственного отношения к учению и труду приобретает особую значимость. Это обусловлено возрождением народных традиции и обычаев в современной деревне, интересом к прошлому и одновременно наличием условий для утверждения и развития новых традиций, способных оказать положительное влияние на личностно-значимое развитие учащихся.

Большое внимание традициям и обычаям в жизни народа уделяли общественные мыслители прошлого. Ценные идеи по данной проблеме содержатся в трудах Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а также современных ученых и практиков. Проблемам изучения и использования прогрессивных традиций в воспитании молодежи посвящены работы многих современных исследователей: С.С. Танхасиевой, С. Исаева, Ж. Бешпмова, С.Х. Темуровой, М. Магометовой, М.А. Муратовой, З.Г. Нигматова и других. В исследованиях М.Ф. Тереховой, Л.А. Лосановой, Е.Е. Лемзяковой дается научный анализ значения и содержания традиций в деле-воспитания школьников. Традиции народов национальных республик рассматриваются в исследованиях Г.Д. Баубековой, Б.А. Кадырова, Б.Л. Кадырова, P.M. Памаевой, З.Г. Расулова, Ж.Д. Доржиевой, Н. Ахмеровой.

Научный анализ проблем, связанных со значением традиций в образовательно-воспитательной деятельности школы, дает основание для вывода о том, что в этих исследованиях получили обоснование социально-экономические основы формирования и развития национальных традиций,

определены пути возникновения новых традиций и их значение в духовно-право венном развитии учащихся. Это позволяет четко определить взаимосвязь прогрессивных общественных, интернациональных и национальных традиций в семейном и школьном воспитании.

Однако современные школьные традиции как предмет исследования и (])актор личностно-значимого развития подростков сельских образовательных учреждений слабо изучены. В большинстве исследований отсутствует психолого-педагошческая классификация и типология различных традиций, которые объективно и субъективно влияют на процесс развития дпчпосш учащихся, проживающих н обучающихся в сельской местности. Не разработаны п них нравствсшю-педагошческие критерии определения содержания, направленности, динамики н эффективности влияния традиций на жизнедеятельность современного сельского подростка. Недостаточно четко определены пути адекватного использования современных традиций в учебно-воспитательном процессе сельской школы. Научно-теоретическая певостре-бованность традиций в личностпо-зпачимом развитии подростков привела к образованию дистанционного разрыва между педагогической наукой и практикой в инструментовке традиционного обучения, воспитания и образования учащихся. Между тем, многолетний исторический опыт обучения и воспитания личности, осуществляемый на основе традиций, свидетельствует об их особой роли в плане личностного развития и формирования учащихся как городских, так и сельских школ.

Изложенные нами положения позволили определить тему исследования '"Школьные традиции как фактор личностно-значимого развития подростков сельских образовательных учреждений".

Раскрывая сущность личностно-значимого развития подростка, мы исходили из положения о единстве структуры личности, о необходимости при определении ее содержания учитывать не только "систему мотивов, отношения к миру, обществу, сознание, психические процессы, волю и эмоции" (С.Л.Рубинштейн), но я биологические характеристики и природные качества в человеке. Мы разделяем точку зрения B.C. Шубипского, утверждающего, что "человек существует в четырех основных измерениях: биологическом, психологическом, социально-технологическом и природно-космпческом, о правомерности рассматривать его как биопсихосоциопрп-роднокосмическое существо".'

На основе структуры личности и приоритетности се коллективистической и гуманной направленности правомерно сделать вывод о том, что лич-ностпо-значимое развитие подростка следует рассматривать как активное взаимодействие его с окружающей средой, в процессе которого индивид ста; вит перед собой жизненно важные задач]!, имеющие для него личностный

' Ш\йинскип B.C. Философские подходы к педагогическом теории //Сов.педагогнка.-1990.-№ 12.

смысл н притягательный характер; выступает субъектом деятельности, общения и познания; использует при этом собственный опыт в процессе реализации потребности в самоутверждении; развивает свои способности, позволяющие ему приобщиться к общечеловеческим ценностям и народной культуре; осуществляет самостимулиропание для развития ума, чувств и волн, утверждая при этом своими делами и поступками субъективную значимость норм этики. Глубинную сущность личностно-значпмого развития подростков, стимулируемого на основе традиций, Г.М. Потанин рассматривает в единстве их рационального, эмоционального и социального компонентов, а критерием такого развития он считает просоциальный динамизм содержания направленности, объективирующейся в социально и личностно-ценных видах деятельности и поведении.

Проблема исследования состоит в необходимости преодоления деструктивного противоречия между сложными задачами по личпостно-значимому воспитанию и развитию подростков (приобщению их к общечеловеческим ценностям, национальной культуре, производительному труду в сельском хозяйстве и т.д.) и существенным снижением у многих из них интереса к учению, общественной деятельности, производительному труду, утратой многими из них нравственных ориентиров, а также деформацией этических норм в поведении личности. Решение этой проблемы составляет нель нашего исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в сельской школе, осуществляемый на основе активного использования традиций в условиях единства, взаимосвязи урочной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

Предметом исследования выступает процесс влияния школьных традиций на личностно-значимое развитие подростков. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целыо исследования были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать состояние разработанности проблемы народных традиций в современной теории отечественной педагогики.

2. Проанализировать социально-педагогические особенности школьных традиций в аспекте личностно-значимого развития подростков.

3. Систематизировать, обобщить опыт массовой практики сельских школ по использованию современных познавательных, трудовых, народных и других традиций в целях личностно-значимого развития учащихся подросткового возраста.

4. Раскрыть оптимальные пути использования школьных традиций как средства включения подростков в активную деятельность, способствующую формированию их духовно-нравственного потенциала.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что личностно-значимое развитие подростков сельской школы может осуществляться результативно, если:

а) педагогический коллектив школы проводит планомерную работу с учащимися по использованию н развитию нравственно-ценных традиций;

б) нравственно-ценные традиции имеют личностный смысл, значимость для подростков, обеспечивают им позицию субъекта деятельности, способствуют их самовыражению и самоутверждению;

в) при подготовке и проведении традиционных мероприятий получают широкое развише деловые и творческие контакты учителей, учащихся, родителей, народных мастеров-умельцев и жителей села;

г) школьные традиции способствуют обогащению социального опыта учащихся, воспитывают у них чувство гордости за свои парод, любовь к родному краю, его природе, народным нравам и обычаям, приобщаю г их к труду в сельском хозяйстве.

Методологическую основу исследования составляют научная теория познания, а также программные документы о народном образовании и воспитании молодежи. В своем исследовании мы руководствовались положениями о целостном изучении педагогического процесса, комплексном использовании методов исследования; о единстве обучения и воспитания; о воспитании в коллективе и через коллектив; об изучении педагогических явлений в изменении и развитии, а также об историзме и эффективности процессов обучения и воспитания школьников.

Разрабатывая конкретную методологию исследования, мы исходили из психологической теории развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, A.Ii. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.). В работе широко представлены труды отечественных ученых и специалистов, исследования которых непосредственно связаны с проблемой традиций и их социально-воспитательной функцией. Значительный научно-исследовательский интерес имели монографические работы специалистов, предметами изучения которых являются социологические, этико-недагогические и социально-психологические проблемы перестройки учебно-воспитательной работы па современном этапе. Работы В.А. Ареша, Л.Ю. Гордина, A.B. Зоспмовского, А.Г. Ковалева, Г.М. Потанина, В.Д. Семенова, Е.А. Соловьевой, И.Ф. Харламова, B.C. Шубии-ского и других ученых помогли нам лучше понять взаимосвязь и взаимообусловленность педагогических явленна, разобраться в содержании процесса личностно-значимого развития, самовоспитания и самосовершенствования личности. Труды Р.Т. Байярда, Т.В. Драгуновой, В.А. Крутецкого, B.C. Лукина и других исследователей послужили теоретической основой для характеристики особенностей подросткового возраста.

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность следующих методов: изучение

и теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы, наблюдение, анкетирование, моделирование, методы экспертной оценки и самооценки, анализ продуктов деятельности учащихся, эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение опыта работы школ и учителей, а также ретроспективный анализ собственного опыта работы в качестве организатора внеклассной и внешкольной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе Корот-ковской, Яблоновской, Орликовской, Хохловской, Купннской средних школ и др. Исследованием было охвачено 234 учителя, 378 школьников. Формирующий эксперимент осуществлялся нами на базе Шаховской, Коротков-ской, Хохловской средних школ Белгородчины.

Этапы исследования.

1-й этап (1990-1993 гг.) - практическое знакомство с проблемой школьных традиций как фактора личпостно-значимого развития подростков в сельских образовательных учреждениях, изучение степени ее разработанности в педагогической теории и практике; предварительное определение темы, предмета исследования, его ведущих направлений, формирование гипотезы и обобщение опыта педагогов Шаховской сельской школы; накопление фактического материала и получения соответствующих опытно-экспериментальных результатов по проблеме исследования.

2-й этап (1993-1994 гг.) - продолжение опытно-экспериментальной работы по изучению и использованию в учебно-воспитательной деятельности боевых, трудовых, народных традиций, а также традиций в учебе, общественной и семейной жизни, во взаимоотношениях людей, в обычаях и обрядах. Одновременно изучалась философская, педагогическая, психологическая и социологическая литература.

3-й этап (1994-1996 гг.) - обобщение передового педагогического опыта ряда сельских школ Белгородчины: Коротковской,Орликовской, Хохловской, Яблоновской и других а также опыта работы Шебекинского Дома народного творчества по теме исследования. На данном этапе получила обоснование идея интеграции объективно необходимого, соответствующего потребностям общества в новых социально-экономических условиях, и субъективно-значимого, совпадающего с реально существующими интересами и потребностями учащихся, что имеет большое значение в утверждении и развитии школьных традиций. Одновременно определялась педагогическая эффективность школьных традиций путем личного участия в комиссиях по их проведению.

4-й этап (1996-1997 гг.) - систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, проверка положения гипотезы исследования, написание диссертации и подготовка ее к защите, разработка отдельных рекомендаций по проведению традиционных мероприятий в массовой педагогической практике.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что б нем сформулированы основные направления в развитии традиций современной сельской школы, определены большие возможности познавательных, трудовых, боевых, народных и других традиций в личностно-значн.мо.м развитии подростков, участвующих в многообразной образовательной и общественной жизни школы; осуществлены систематизация, обобщение и развитие идей педагогов сельских школ по использованию традиций с целью преодоления пассивности подростков в учебной и внеклассной деятельности, раскрыты механизмы включения подростков в работу по самореализации их потенциальных возможностей на основе тесного сотрудничества со сверстниками, учителями, родителями, жителями села; разработаны классификация и типология традиций, которые позволяют адекватно моделировать учебно-воспитательный процесс и руководить им в контексте личносшо-значимого развития сельских подростков.

Практическим значимость исследования. В диссертации разработана система оптимального моделирования и осуществления учебно-воспитательного процесса но личностно-значимому развитию учащихся сельских школ, в которых широкое применение получили традиции в учебе, труде, общественной жизни, во взаимоотношениях между представителями различных поколений, а также в разнообразной творческой деятельности учащихся. Доказательно обосновывается идея о том, что утверждение и развитие традиций в школе наполняет жизнь учащихся богатым содержанием, вызывает у них постоянно возрастающий интерес к проводимой в школе работе. повышает ответственность за свои дела и поступки. Материалы исследования могут использоваться в педагогической деятельности различных образовательных учреждений.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением различных методов исследования, соответствующих его цели и задачам, результатами экспериментальных данных и сопоставлением их с результатами контрольных школ.

Основные положения, выносимые на защиту:

- современные традиции, объективно и субъективно влияющие на образовательный процесс в сельской школе, подверглись определенной трансформации и инфраструктурному изменению в связи с переходом России на путь рыночного развития;

- воспитание учащихся на трудовых, боевых, учебно-познавательных, народных традициях - одно из ведущих направлений в деятельности образовательного учреждения по личностно-значимому развитию школьников. Особую актуальность эта проблема приобретает в сельских школах в работе с учащимися подросткового возраста из-за трудности этого возраста, потребности подростков в самоутверждении, ограниченности факторов воспи-

тательных воздействий в условиях села и богатства источников народной культуры;

- учебно-познавательные традиции в жизни школы (особенно сельской) повышают ответственность учащихся за учебу, делая знания более действенными и вариативными, содействуют вовлечению их в активный процесс познания, обеспечивают высокую интеллектуальную активность на учебных занятиях, а также укрепляют коллективные связи, содействуют преодолению пассивности среди учащихся, созданию атмосферы здоровой состязательности и взаимопомощи;

- народные и трудовые традиции, получающие постоянную "прописку" в школе, духовно обогащают учащихся, стимулируют применение знаний в различных жизненных ситуациях, формируют у них желание больше знать, проявлять пытливость, творческий поиск и самодеятельность, актуализируют работу по профессиональной ориентации сельских подростков;

- традиции совместной деятельности школы, семьи и жителей села способствуют развитию деловых и творческих контактов представителей различных поколений, воспитанию у учащихся (особенно подростков) любви к родному краю, людям труда, чувства гордости за свой народ и свою Родину, духа исканий, неудовлетворенности сделанным и высокой гражданственности;

- инструментовка содержания и педагогической технологии образовательно-воспитательной деятельности сельских школ обеспечивает положительный эффект, если она отвечает актуальным ожиданиям подростка и соответствует потребностям общества.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на областной конференции в Белгороде "Я +- Ты = семья" - сентябрь 1993 г., на Российской научно-просветительской конференции "Славянский мир: единство и многообразие" - май 1995 г., на Российско-Украинской конференции ученых и практиков "Проблемы отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте и пути его преодоления" - апрель 1997 г.

Результаты исследования опубликованы в коллективных монографиях "Искусство семейного воспитания" (под ред. Фролова П.Т. Белгород, 1995), "Воспитание детей в семье" (под ред. Фролова П.Т. Белгород, 1993 г.), в сборнике ученых и практиков "Проблемы отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте и пути его преодоления" (под ред.Потанина Г.М. Белгород, 1997 г. )

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологическая основа и методы

исследования, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Научно-теоретические основы воспитания учащихся на трудовых, боевых, учебно-познавательных и народных традициях" содержится анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по теме исследования в ее концептуальных аспектах.

Определены критерии научно-теоретической оценки традиций, проведена их классификация и типология , что послужило основой моделирования и организации опытно - экспериментальной работы. Разработаны рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса как условия личностно-значпмого развития учащихся сельских школ.

Во второй главе "Опытно-экспериментальная работа по личностно-значи.мому развитию подростков сельских школ на основе традиций и народных обычаев" раскрываются основные направления по развитию творческой активности и познавательной деятельности школьников, охарактеризованы роль и значение народных традиций в процессе урочной и внеурочной деятельности учащихся образовательных учреждений, обосновываются принципы их деятельности, раскрыты функции школы и семьи как двуединого организационно-методического центра, осуществляющего учебно-воспитательный процесс, который направлен на личностио-значимое развитие учащихся сельских школ.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и основные положения, выносимые на защиту.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: инструментарий констатирующего и формирующего экспериментов, методические рекомендации по использованию школьных традиции в личностно-значимом развитии подростков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В философской, социологической, психологической и педагогической литературе нет единого мнения о сущности традиций.

Особенности традиций, существенное отличие их от других общественных явлений заключается, во-первых, в том, что они есть форма функционирования стабильных, прочно сложившихся отношений; во-вторых, традиции выступают как механизм передачи социального опыта и духовного наследия. Высокая ценность традиций состоит в их способности аккумулировать и транслировать опыт предшествующих поколений в историческом развитии.

Традиции имеют не только философское, но и психолого-педагогическое значение. По мнению Б.Д. Парыгина и A.B. Петровского, со-

ниально-психологический механизм традиции связан с подражанием. Для традиций характерны общность цели, единая и сознательная настроенность на определенное содержание совместной деятельности, опосредованной ее целями, задачами и ценностями.

Традиции как средство выражения общественного мнения и общих переживании, определяют уже сложившиеся особенности коллектива. Они возникают, закрепляются, изменяются в ходе его развития. Но и сами традиции оказывают влияние на развитие коллектива. Это зависит от сущности самой традиции, ее места в жизни школы, ее связи с характером деятельности.

Анализ традиций как педагогического явления содержится в трудах выдающихся педагогов прошлого (Я.А. Коменского, И.Г. Пестолоцци и др.). Так, И.Г, Пестолоцци настаивал на необходимости вводить в жизнь детей определенные нравственные требования и правила, ведущие к образованию устойчивых привычек, к созданию таких условий, которые гарантируют формирование характеров, наиболее близких к совершенству.

Традиционные формы жизнедеятельности в силу свойственной им повторяемости (это сущность традиции), утвердившись в психологии людей, абсолютизируются, принимаются как нечто сам о собой разумеющееся, т.е. становятся обычаем. Всякий обычай предполагает наличие традиции, но не всякая традиция становится обычаем. Обычаем можно назвать такое правило, которое имеет силу непреложного закона, требующее традиционного соблюдения своих установлений, точного исполнения (соблюдения) традиционных обрядов, ритуалов и церемоний.

Помимо понятий "табу", "традиция", "обычай", "ритуал", "церемония"', "обряд", есть еще два понятия - "праздник", "праздничное торжество".

По отношению к праздничному торжеству традиция - это его необходимый компонент. Наличие компонента традиционности свидетельствует о том, что определенное праздничное торжество носит упорядоченный характер, что оно сформировалось и оформилось.

Идеи народных традиций нашли свое выражение в трудах классиков отечественной педагогики (Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлин-ского), а также многих известных в стране ученых: H.A. Константинова, E.H. Медынского, Ф.Ф. Королева, В.З. Смирнова, И.Т. Огородникова, Г.Н. Волкова и других.

В научном арсенале истории педагогики понятия "традиция", "педагогическая традиция" используются крайне редко, в основном при изучении педагогики традиционно-бытовой культуры.

Анализ состояния исследованности проблемы традиций и народных обычаев в теории отечественной педагогики обусловил необходимость дальнейшей теоретической разработки и методического обеспечения воспитания учащихся на трудовых, учебно-познавательных, боевых и других традициях.

Для нашего исследования особое значение имеет знание психологических особенностей и психических новообразований учащихся подросткового возраста, что способствует их включению в такую многообразную учебно-воспитательную и общественную деятельность, которая обеспечила бы их духовный рост, физическое развитие и моральное совершенствование.

Проблема воспитания п развития учащихся данного возраста получила довольно полное обоснование в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Т.В. Дра-гуновой, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лукина, Г.М. Потанина, Е.Л. Славгородской, В.А. Сухомлинского, Б.А. Спока, ДБ. Эльконина и др.). Все эти исследователи подростковый возраст считают противоречивым. Э.Шпрангер выделяет три основных противоречия, С. Холл - двенадцать, В.А. Сухомлпнский - девять и т.д. В целях преодоления этих противоречии В.А. Сухомлпнский рекомендует: "разжигать огонек эмоциональной оценки окружающего мира, ... организовать полноценную интеллектуальную жизнь ученика, ... педагогу вложить в душу воспитанника то, что есть у него в собственной душе, ... сделать длительным увлечение тем занятием, которое в большей мере отвечает силам и задаткам подростка, помочь ему увидеть в повседневном однообразном учебном труде не только обязанность, но и духовную потребность, ... открывать подростку мир человеческих мыслей, страстей, идеалов".' Эти советы выдающегося педагога являются основополагающими для вовлечения подростков в общественно и личностно-значимую деятельность через систему многообразных школьных традиций.

Подростковый возраст, как известно, включает в свой состав учащихся 5-9 классов. Анализ мнений учителей показывает, что осложнения в работе с 5-6 классами не выходят за пределы обычных школьных проблем и связываются чаше всего с недоработками учителей начальной школы, в 7 классе расширяется диапазон проблем, с которыми сталкиваются учителя, считая подростков неуправляемыми, впечатлительными, заносчивыми и объясняя это физиологической перестройкой и промежуточным положением их между детьми и взрослыми. Самыми сложными учителя считают 8-9 классы: подростки в этом возрасте очень самолюбивы, они, как оголенные провода, сознательно делают не то, что нужно. Словом, число высказываний о положительных приобретениях от класса к классу последовательно убывает, а об отрицательных - возрастает.

Угрожающе растет в стране преступность: лица в возрасте 14 лет и старше составляют почти 60 % от общего количества участников преступлений. 67 % преступлений подростков - это кражи, грабежи, изнасилования, причем 80 % из них приходится на "долю" 14-15 летних. Лишь треть подростков и юношей имеют представление о том, что такое чувство долга.

г СумзмлмнскпП В.А. //Нзб.пед.соч. В 3-х томах. Т.1.-М.: Педагогика, 1979.-С.304-318.

Данные нашего исследования показывают, что в иерархии ценностей учащихся высокое место занимают довольно специфические ориентации. Они отражены в следующей гистограмме:

80 70 -| 60 50 40 -30 ■ 20 -10 -0

П

4 5 варианты ответов

1. Материальное благополучие, желание быть банкирами бизнесменами.

2. Желание иметь богатого м\ жа.

3. Желание жить отдельно от родителей.

4. Иметь престижную работу.

5. Желание иметь летен.

о

Как видим, на первом месте находятся меркантильные, утилитарные ценностные ориентации личности. Полученные данные объективно свидетельствуют о социальном регрессе и недооценке таких общечеловеческих ценностей, как любовь, дружба, уважение к старшим, родителям, совестливость, милосердие и другие.

Завершая рассмотрение вопросов в плане личностно-значимого развития подростков, правомерно сделать следующие выводы:

- общаясь с учащимися подросткового возраста в процессе их многообразной деятельности, не следует командовать ими, демонстрировать свою непогрешимость, заниматься администрированием, поскольку это существенно деформирует процесс личностно-значимого развития школьников;

- важно обеспечить каждому подростку условия для творческой самореализации. оказывая ему инструктивно-методическую помощь в качественном выполнении индивидуальных планов и программ самосовершенствования;

- всемерно способствовать развитию деловых контактов подростков со сверстниками и старшими;

- осуществлять постоянную профилактику возникновения отрицательных эрзацов взрослости (курение, употребление спиртного, наркотиков и т.д.) и ориентировать каждого подростка на формирование качеств культурного, честного и воспитанного человека;

- предоставлять подросткам равные права и условия для самоутверждения;

- в общении с подростками четко осуществлять свою педагогическую позицию, культивируя единство и целостность их взаимодействия на уровне

субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений положительной направленности;

- всемерно содействовать созданию, развитию и совершенствованию традиций, обеспечивающих широкое участие школьников сельских образовательных учреждений в их подготовке и проведении.

При создании и развитии школьных традиций, как мы полагаем, необходимо исходить из положения о том, что любая традиция "вызревает" и создается при руководящей роли органов школьного самоуправления по вовлечению всех учащихся в этот процесс с учетом их возрастных особенностей и реальных возможностей в решении проблем общественно-значимой деятельности, включению их в нравственно-проблемные ситуации, содержащие объективно-реальные внутренние и внешние трудности, преодоление которых развивает ум, закаляет волю, обогащает нравственный потенциал личности, укрепляет физические силы подростка.

Традиция приобретает устойчивость, если она содержит в себе элементы новизны и познавательного интереса, создает атмосферу всеобщей занятости и увлеченности, приумножает духовные ценности в жизнедеятельности общешкольного коллектива. Выводы, сделанные на основе проведенного нами исследования, дают основание рекомендовать для практического использования следующую парадигму традиций, утвердившихся в опытно-экспериментальных школах: праздники: "За честь школы", "За бережное отношение к природе", "Праздник урожая" (Орликовская, Коротковская, Никольская средние школы); вечера встреч с выпускниками (Хохловская, Шаховская, Бессоновская средние школы); отчет ученической производственной бригады о проделанной работе (Бессоновская, Шелаевская, Орликовская средние школы); неделя леса и сада (Щетиновская, Шаховская, Яснозорен-ская средние школы); работа малого предприятия (школы Шебекинского района и Яблоновская средняя школа Корочднского района Белгородчины); конкурсы на лучшего пахаря, дояра, пчеловода, цветовода, знатока природы, наездника, на лучший экспонат по рукоделию, сочинительство сказок (Новокур.пакская средняя школа Воронежской области, Большезмеинская среняя школа Курской области, многие школы Белгородчины).

О высокой результативности проведенных в процессе нашего исследования традиционных мероприятий по повышению ответственности учащихся Хохловской средней школы к учебе в сравнении с показателями школ трех областей (Липецкой, Воронежской, Белгородской) свидетельствуют следующие данные, получившие отражение в гистограмме:

60 50 40 .10 20 10 -I 0

Н- по Хохловской

ср.школе □ - но школам трех областей

1. Учусь па совесть.

2. По некоторым предметам мог(ла) 01.1 учиться лучше.

3. Пе проявляю желания к учебе по всем предметам.

варианты ответов

Опытно-экспернменталытая работа по утверждению учебно-познавательных традиций показала их большие возможности в насыщении школьной жизни атмосферой интеллектуальных поисков, в создании новых духовных и нравственных потребностей учащихся. Стремясь к увеличению результативности формирующего воздействия, опытно-экспериментальпую работу по утверждению традиций, способствующих развитию творческой активности н познавательной деятельности школьников, мы проводили по таким направлениям: привлечение учащихся к оснащению учебных кабинетов необходимым оборудованием, дидактическим материалом, средствами малой наглядности, организация постоянной помощи слабым ученикам со стороны сильных (работа ассистентов, консультантов), общественные смотры знаний; взаимопроверка учащимися домашних работ, проведение предметных недель и месячников; конкурсов учебного содержания, экспонирование творческих работ учащихся, руководство старшими подростками деятельностью творческих объединений учащихся и т.д.

Содержательная работа по утверждению учебно-познавательных традиций, как показала опытно-экспериментальная работа, побуждает учащихся проявлять высокую активность в учебной работе, воспитывает ответственное отношение к учению, стимулирует развитие склонности к творческим поискам и находкам. Совершенствование и развитие учебно-познавательных традиций и создание новых обусловливает необходимость использования самоуправленческих начал в процессе обучения, оптимального сочетания коллективных, групповых и парно-групповых занятий, взаимообучения школьников, а во внеурочное время - путем утверждения авторитета старшеклассника в многообразной работе с подростками.

Большое внимание в своей исследовательской работе мы уделяли утверждению и развитию народных традиций в деятельности образовательных учреждений. Чтобы знать свой народ, его традиции и обычаи, приобщить к духовным ценностям и народной 'культуре учащихся, в ряде школ Белгород-

чины изучается новый предмет - "Народоведение". Содержание курса предусматривает проведение праздников, народных игр, конкурсов, соревнований, встреч с народными умельцами, практическое обучение народным промыслам, запись песец, частушек и т.д. Результаты анкетного опроса учеников 5-9 классов Яблоновскон школы показали, что все учащиеся высоко оценивают уроки "Народоведения" и с большим увлечением изучают программу данного курса.

Ценный опыт по созданию и развитию традиций средствами народной культуры накоплен школами Шебекинского района Белгородчины. Центром такой работы является Дом народного творчества (ДНТ), в с. Кушшо. Здесь насчитывается более 7 тысяч экспонатов, 3640 из них сделаны руками учащихся. Занятия по народному творчеству проводятся в следующих творческих объединениях: народные вышивки, ковроделие, русское оружие, керамические изделия, народное врачевание, юные пасечники, юные коневоды и наездники, ткацкая прядильня, народные игры, история малой родины.

Особый интерес подростки проявляют к занятиям в зале русского оружия, где они с большим увлечением и творческим азартом изучают отечественное оружие, проводят военные игры, занимаются строевой подготовкой, изготавливают традиционные виды оружия: палицы, арбалеты, сабли, боевые щиты, булавы, бердаши, ружья, пистолеты, а также доспехи - кольчуги, полонтари, юшманы, бахтерцы, зерцала и т.д. В зале русского оружия занимаются прежде всего трудные подростки, те, за которыми установилась репутация хулигана, бездельника, второгодника. Занятие в кружке оказывает на них благотворное влияние: трудные мальчишки становятся благополучными во всех отношениях.

Традицией шебекинских школьников стали походы за "золотыми россыпями" - ими собрано около 2 тысяч песен, частушек, пословиц и поговорок; составлены гербарии 272 видов луговых растений из них 180 видов - это лекарственныве травы; выявлено 286 мастеров по 19 специальностям народных ремесел.

В работе многих школ, опыт которых мы использовали в формирующем эксперименте, утвердились ценные традиции, связанные с трудом учащихся в сельском хозяйстве. Так, повышению престижа профессии хлебороба помогают такие традиции, как посвящение в хлеборобы, конкурсы на лучшего пахаря, дояра, взаимное шефство ученических групп и тракторных бригад, вечера чествования механизаторов и животноводов, помощь заготовительным конторам и аптекам в сборе лекарственных трав и др.

Истоки русской педагогики, по мнению академика Д.С.Лихачева, следует искать в семье, ее укладе, традициях, обычаях. И практика убедительно показала, что школьно-семейное воспитание является наиболее действенным и результативным. Особую значимость представляет семья, в которой проживают 3-4 поколения родственников. Именно в такой семье воплощаются в

жизнь народные традиции, где мудрость старших обогащает духовный мир младших.

Паше исследование полностью подтвердило жизненность принципа содружества старших и младших, реализуемого в совместной деятельности учителей, учащихся и сельской общественности. Так, в опытно-экспериментальных, школах отмечается полная успеваемость учащихся, утверждается гуманистический стиль общения, исключаются из жизни правонарушения в ученической среде, преодолевается пассивность среди подрост-коп, проявляется ими глубокое уважение и почтение к старшим, потребность сотрудничать с ними в многообразной деятельности. Данные анкетного опроса, проведенного до начала и после эксперимента в Коротковской средней школе, отражены в следующей гистограмме:

10 9 8

О - до начала

эксперимента □ - после эксперимент;'

1 - трудолюбие

2 - самостоятельность

3 - ответственность

4 - уверенность в себе

5 - уровень успеваемости

6 -патриотизм

7 - уважение к старшим

8 - активность

9 - девиантность

6 7 8 9 качества личности

оа,; и

6

В целях повышения эффективности школьных традиций в лпчностно-значпмом развитии учащихся, по нашему мнению, необходимо планировать работу по повышению научно-методического уровня учителей и руководителей школ, ввести спецкурс по школьным традициям в учебные планы средних и высших педагогических заведений и издать учебные пособия по данной проблеме.

Наше исследование подтвердило выдвигаемые в гипотезе положения, не претендует на полноту теоретического обоснования и методического обеспечения этой большой комплексной проблемы.

Целесообразно, на наш взгляд, дальнейшую исследовательскую работу проводить по таким аспектам, как значение школьных традиций в сплочении

ученического коллектива, воспитание учащихся на боевых традициях в условиях перехода страны к рыночным отношениям, формирование нравственного потенциала учащихся средствами школьных традиций. Исследовательская работа по данным аспектам, несомненно, способствовала бы повышению качестпа образования и воспитания юной смены в школах Российской Федерации.

Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях:

1. Семейные обычаи и традиции в Таджикистане //Воспитание детей в современной семье /Под ред. П.Т.Фролова.- Белгород, 1993,- С Л 90-203.

2. Крестьянская ссмья вчера и сегодня //Искусство семейного воспитания /Под ред. П.Т.Фролова. - Белгород, 1995.- С.38-50.

3. Славянские традиции воспитания в памятнике древнерусской культуры "Домострой" //Славянский мир: единство и многообразие. Материалы Российской научно-просветительскон конференции /Под ред. Е.В.'Гопкова. -Белгород, 1995,- С.204-206.

4. Формирование традиционных установок личности как условия профилактики отклоняющегося поведения в среде юношества //Проблемы отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте и пути его преодоления. Материалы Российско-Украинской научно-практической конференции /Под ред. Г.М.Потанина. - Белгород, 1997.- С.55-59.

5. Социально-психологические особенности школьных традиций в аспекте личностно-значимого развития подростка //Актуальные проблемы современно!! жизни молодых ученых: сб.научных трудов. Выпуск III. Харьков.: Харьковский уи-гвнут. дел Украины, 1997.

6. О типологии традиций как условия личностно-значимого развития несовершеннолетних (в соавторсгве с Г.М.Потаниным). Вестник университета внутренних дел Украины. -Харьков. 3, -1997.