автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Социализация детей младшего школьного возраста в условиях фольклорно-танцевальной среды
- Автор научной работы
- Домбровская, Елизавета Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2009
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Социализация детей младшего школьного возраста в условиях фольклорно-танцевальной среды"
На правах рукописи Домбровская Елизавета Николаевна
Социализация детей младшего школьного возраста в условиях фольклорно-танцевальной среды
13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 4 ['1
Москва-2009
003468913
Работа выполнена на кафедре педагогики начального обучения
факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: кандидат педагогических наук,
доцент СИТНИЧЕНКО Марина Ярополковна
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор педагогических наук,
профессор САВОСТЬЯНОВ Александр Иванович
кандидат педагогических наук,
Защита состоится «21» мая 2009 года в_часов на заседании
диссертационного совета Д 212.154.21 при ГОУ ВПО "Московский педагогический государственный университет" (119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, ауд._).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу 119992, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1
доцент ОСЕННЕВА Марина Степановна
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:
Федеральный институт развития образования
Автореферат разослан « » апреля 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Черкасова Е.Р.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Тенденции мирового развития, связанные с активным внедрением информационных технологий, конкурентной ситуацией экономического рынка, ростом межэтнического взаимодействия, глобализацией и сложными экологическими условиями жизни демонстрируют успешность самореализации и жизнедеятельности современного человека на основе свободы выбора, уверенности в себе и уважении к окружающим, принятии этнических, конфессиональных и национально-культурных особенностей каждого народа. Резкая смена культурных норм и стереотипов, произошедшая в России за последние 20 лет, жесткое влияние экономических отношений на развитие системы образования усилили внимание к процессу социализации учащихся, в том числе детей младшего школьного возраста. Задача раскрытия личностного потенциала маленького человека, помощи ему в установлении контактов с окружающими требует новых нестандартных решений, один из вариантов которого предлагается в данной работе.
Предметом научного познания социализация человека выступает давно, ее изучение охватывает все сферы бытия. Являясь междисциплинарной научной единицей, эта проблема находит свое отражение в философии, социологии, этике, культуре, психологии, педагогике. Теория социализации в философском плане представлена в работах Ю.Н. Давыдова, П.Е. Кряжева, А.К. Курылева, A.B. Мялкина, Б.Д. Парыгина,.В. Струкова, С.Г. Струмилина, В.П. Тугаринова, П.Н. Федосеева, И.Т. Фролова и др. Психологические механизмы взаимосвязи общества и личности, задачи, методы, средства и формы ее социализации, а также аспекты соотношения объективного и субъективного в личности человека рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Л.А. Петровской, С.Л. Рубинштейна и др. В современной психолого-педагогической науке данная проблема разрабатывается широким кругом ученых, среди которых: Г.М. Андреева, В.Г. Бочарова, И.В. Бестужев-Лада, М.А. Галагузова, Н.Ф. Голованова, Т.Д. Молодцова, A.B. Мудрик, Ю.А. Клейберг, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.Д.Шадриков и др. Социализация как проблема младшего школьного возраста представлена в работах О.В. Василенко, E.H. Землянской, B.C. Мухиной, В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна и др.
Установлено, что процесс социализации личности начинается с рождения и разворачивается на протяжении всей жизни человека. Огромное значение для его оптимального становления имеют детские годы, когда у ребенка складывается фундаментальное чувство доверия или недоверия к окружающим людям и миру вообще. (Э. Эриксон). Детство современного младшего школьника сопровождают те же объективные условия жизни, что и взрослых, но он гораздо меньше защищен от
воздействий окружающей среды. Кроме того, далеко не всегда оно связано с пребыванием ребенка в коллективе, а сугубо домашнее воспитание затрудняет развитие у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми. Психолого-возрастные особенности младших школьников, объективные потребности в сохранении здоровья, недостаточность опыта общения требуют создания для детей вспомогательной, формирующей и поддерживающей среды, некой «зоны успешности», на базе которой обучение, воспитание и развитие учащихся может проходить значительно легче и эффективнее. Таким педагогическим пространством может служить фольклорно-танцевальная среда.
Понятие «образовательная среда» вошло в понятийный аппарат педагогики относительно недавно, однако теория воздействия среды на человека, психологические механизмы взаимодействия личности и среды отражены в фундаментальных трудах Л.С. Выготского, М.С. Иорданского,
A.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
B.А. Петровского, В.И. Слободчикова, В.А. Левина и др.
Проблема танца и его влияния на человека волновала людей с древних времен. К исследованию танца обращаются этнографы и хореографы, историки и культурологи, биологи и психологи, философы и экономисты.
Фольклорные танцы просты и доступны, не требуют специальной подготовки. Занятия могут проводиться как на уроке ритмики, так и во внеурочное время. Правильно организованная фольклорно-танцевальная среда имеет огромные воспитательные, психокорректирующие ресурсы.
Таким образом, в науке глубоко и разносторонне изучены вопросы социализации личности, существует также широкий круг работ, посвященных искусству танца и его педагогическим возможностям (А.Н. Беликова, И.Ю. Захарова, О.В. Кветная, Л.Д. Назарова, Н.Ю. Оганесян, Т.В. Пуртова и др.) Однако на сегодняшний день отсутствуют исследования, которые раскрывают возможности влияния фольклорного танца на социализацию детей младшего школьного возраста, нет методических разработок по созданию фольклорно-танцевальной среды, проведению таких занятий с детьми. Обнаруживает себя противоречие между трудностями социального развития современных детей, возможностями его индивидуальной коррекции в интересах каждого ребенка и теми психолого-педагогическими приемами социализации, которыми располагает фольклорно-танцевальная среда. Поэтому становится очевидной целесообразность научно-методического изучения проблемы социализации младших школьников в условиях фольклорно-танцевальной среды.
Проблема исследования: какие психолого-педагогические условия обеспечивают влияние фольклорно-танцевапьной среды на социализацию детей младшего школьного возраста? Решение выдвинутой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс социализация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — фольклорно-танцевальная среда и психолого-педагогические условия ее влияния на социализацию младших школьников.
В основу исследования была положена гипотеза: фольклорно-танцевальная среда способствует социализации младших школьников при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
1. создание пространства общения. Относительно фольклорно-танцевальных занятий — это пространство танцевального или игрового круга, обеспечивающего постоянное взаимодействие детей;
2. использование различных форм деятельности в этом пространстве — танец, пение, игра, импровизация;
3. введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и участие в деятельности.
Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:
> раскрыть процесс социализации как психолого-педагогическое понятие и его содержание в младшем школьном возрасте;
> определить интеграционные возможности искусства в социализации личности;
> дать педагогическую характеристику фольклорно-танцевальной среды как условия успешной социализации младших школьников;
> провести экспериментальную работу по созданию фольклорно-танцевальной среды и определить педагогические условия ее влияния на социализацию детей младшего школьного возраста.
Методологической основой исследования являются:
- фундаментальные научные теории о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, о единстве человека и общества, человека и природы (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);
- общая методология педагогической науки (Ю.К. Бабанский, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Б.А. Тахохов и др.);
- теория психологии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Ж. Пиаже, А.П. Усова, Д.И. Фельдштейн, С.Г. Якобсон);
- теория социального становления личности (социализации) (К. А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, М.А. Галагузова, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, A.B. Мудрик, и др.);
- теория управления и формирования личности в деятельности и общении (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский и др.);
- теория средоориентированного обучения (М.С. Иорданский, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, A.C. Макаренко, Л.И. Новикова,
A.B. Петровский, А.П. Пинкевич, В.А. Сухомлинский,
B.Н. Шульгин, В.А. Ясвин и др.);
- теории влияния искусства на личность человека (Е.Я. Басин, Э. Грёнлюнд, К. Дьюкер, А.Г. Заховаева, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, М. Либманн, Л. Д. Назарова, М. Наумбург, Н.Ю. Оганесян, и др.);
- теория этнорегионального и мультикулиурного обучения и воспитания (О.В.Василенко, А.Н.Джуринский, В.Н.Шаповалов и др.).
Для реализации цели и задач исследования использовались методы теоретического и эмпирического уровнен познания: анализ психолого-педагогической литературы, документации; наблюдение, анализ, синтез, классификация, обобщение; анализ творческой деятельности детей, социометрические методики, проективные методики, эксперимент, статистические и математические методы обработки результатов.
Диссертационное исследование включает опытно-экспериментальную работу, которая проводилась поэтапно в течение пяти лет (2004-2009 гг.)
Первый этап (2004-2005 гг.) посвящен изучению теории и практики исследуемой проблемы, определению основных задач, рабочей гипотезы исследования и началу экспериментальной работы.
Второй этап (2005-2006 гг.) связан с составлением программы занятий и их апробацией, выбором методик исследования и проведением первичной диагностики социализарованности испытуемых.
Третий этап (2006-2008 гг.) направлен на завершение опытно-экспериментальной работы, систематизацию и статистическую обработку результатов экспериментальной работы, оформление диссертации. Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:
• впервые установлены возможности социализации младших школьников в процессе их погружения в фолыслорно-танцевальную среду;
• теоретически обоснованы и реализованы в практике начальной школы содержание и структура фольклорно-танцевальных занятий, способствующих положительной социализации младших школьников;
• выявлены и экспериментально обоснованы направления психолого-педагогического воздействия фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей младшего школьного возраста;
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• дана сущностная характеристика фольклорно-танцевальной среды, раскрыты ее содержание и структура;
• разработана научно обоснованная эффективная методика организации фольклорно-танцевальных занятий, направленных на социализацию младших школьников.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнены имеющиеся теоретические представления о содержании социализации детей младшего школьного возраста в процессе фольклорно-танцевальных занятий;
• раскрыты интеграционные возможности искусства в социализации личности и возможности терапевтической коррекции этого процесса в младшем школьном возрасте;
• выявлены педагогические условия создания фольклорно-танцевальной среды, способствующей социализации младших школьников. Практическая значимость:
• содержащиеся в работе теоретические положения и выводы отражены в научно-практических рекомендациях, применение которых позволяет существенно улучшить процесс социализации младших школьников;
• исследование сопровождалось разработкой и апробацией новой программы и методических материалов, в которых нашли отражения теоретические положения диссертации;
• результаты исследования могут быть использованы в широкой педагогической практике.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс социализации современных младших школьников предполагает формирование межличностных отношений (коррекция социального статуса, расширение круга общения учащихся), создание благоприятной атмосферы в коллективе (снижение тревожности, враждебности, чувства незащищенности, преодоление трудностей в общении), а также развитие самосознания и укрепление веры в себя, свои силы и возможности.
2. Фольклорно-танцевальная среда обладает интеграционными возможностями искусства и может быть эффективно использована для социализации детей младшего школьного возраста. Являя собой модель естественного взаимодействия людей с самыми разными возможностями и способностями, фольклор (танцевальный, песенный, игровой) смещает основной акцент от различий между людьми к ощущению внутренней гармонии, соединяющей всех участников в единое целое.
3. Условиями влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию младших школьников являются: организация пространства общения и взаимодействия детей в танцевальном или игровом круге, использование различных форм деятельности (музыкальной, танцевальной, игровой и др.) в этом пространстве, а также введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и их участие в совместной деятельности.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в Прогимназии №1752 BAO г. Москвы. Разработанная программа занятий внедрена в практику подготовки студентов очного отделения третьего курса к летней практике, сроки внедрения: 2004-2008 гг. Результаты исследования обсуждались на сессиях по итогам научно-исследовательской работы в МПГУ (апрель 2008 г.), в Федеральном Институте Развития Образования (июль 2008 г.), на методическом объединении Прогимназии №1752 (сентябрь 2008 г.) Результаты исследования отражены в научных публикациях автора.
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследования; использованием оптимального набора методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследования; экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций, достаточной продолжительностью изучения проблемы, личным участием автора в проведении занятий.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и материалов приложения. Объем ее составляет 171 страницу и содержит 2 графика, 4 таблицы, 8 диаграмм; библиографический список включает 183 источника.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выдвигается его гипотеза, определяется проблема, задачи, раскрываются теоретическая основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы влияния фолыелорно-танцевальной среды на социализацию детей младшего школьного возраста» подробно изложены научные взгляды на процесс социализации личности и особенности его протекания в младшем школьном возрасте, рассмотрены возможности влияния искусства на социализацию личности человека, а также дана сущностная характеристика фольклорно-танцевальной среды.
В первом параграфе раскрыта сущность процесса социализации, которая трактовалась по-разному на разных этапах развития общества. Подробно рассмотрены концепции социализации: адаптивная, ролевая, критическая, а также концепция «баланса идентичности» и теория социализации, принятая в вальдорфской педагогике.
Современная наука описывает социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности,
активного включения в социальную среду (Г.М. Андреева). К настоящему моменту в науке разработана целостная теория социализации: изучены ее механизмы (Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Ж. Пиаже, 3. Фрейд а также — A.B. Мудрик, В.С.Мухина, P.C. Немов и др.), сферы (Г.М. Андреева), фазы (Т. Бергер, П. Лукман, В.Г. Немировский, A.B. Петровский, Х.Ф. Сабиров, Н. Смезнер и др.), критерии и результаты (Б.Г. Ананьев, Н.В. Андреенкова, С.С. Фролов, А.Н. Яковлева и др.)
Центральной позицией для данного исследования явилась концепция Г.М. Андреевой, согласно которой социализация человека протекает в единстве трех сфер: деятельности, общения и самосознания.
Опираясь на данные исследований психологов (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.И. Фельдштейн и др.) о том, что достижение определенного уровня социальной зрелости опережает интеллектуальное развитие ребенка, что уровни социального становления ребенка служат основой для преобразования психических процессов в системообразующие свойства личности, и принимая во внимание объективные условия современного детства, в работе выделен ряд задач социализации младших школьников:
в сфере деятельности: - овладение учебной деятельностью (переход на иной уровень мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения и др);
- сохранение игровой деятельности в сочетании с учебной;
- самоорганизация младшего школьника (режим дня, расписание занятий,чередование видов деятельности);
в сфере общения: - формирование и освоение новых взаимоотношений с семьей, взрослыми, одноклассниками; S в сфере самосознания: - осмысление и ориентировка в собственных переживаниях;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование и развитие образа тела.
Однако решить эти задачи можно, если делать акцент в воспитании на формирование межличностных отношений в группе, компенсировать ребенку недостаток активности, постоянно снимать излишнее психофизическое напряжение и создавать такие «зоны успешности», где каждый может раскрыться как личность и испытать положительные эмоции.
Этим требованиям в полной мере соответствует искусство, в частности, фольклорно-танцевалыше занятия.
Во втором параграфе обосновывается роль искусства в социальном развитии личности и его воздействии на человека (А.Л. Андреев, Е.Я. Басин М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, В.А. Разумный).
Искусство пробуждает познавательную активность и развивает эстетические чувства, расширяет границы восприятия мира и общения,
способствует глубокому пониманию себя и формированию отношения к самому себе, помогает излечению и гармонизации внутреннего мира человека.
Особого внимания заслуживают те виды искусства, которые имеют коллективный исполнительский характер. Именно они представляют собой деятельность, предполагающую развитие самосознания и самоактуализацию каждого, активизируют общение, а потому оказывают наибольшее социализирующее воздействие на личность.
Важное значение здесь имеет понятие фольклора и отражение в нем интеграционных особенностей народного песенного и танцевального искусства. В фольклоре заложены вековые традиции, мудрость многих поколений, секреты воспитания, а также принятые в том или ином народе способы взаимодействия между людьми и механизмы влияния на внутренний мир человека. Фольклор, будучи искусством коллективным, не только выражает мысли и чувства определенных групп людей, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Напротив, именно народное искусство служит примером принятия и совместного творчества с любым человеком, невзирая на его физические, психологические или исполнительские особенности. В этом заключается одно из самых ценных психолого-педагогических качеств искусства — его интеграционная сущность.
Под интеграцией в данном случае понимается взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду. Именно такое понимание интегарации лежит в основе деятельности специалистов Центра Лечебной Педагогики г. Москвы и изложено в работах O.A. Герасименко, Р.П. Дименштейна, взгляды которых согласуются с направлением данного исследования.
Искусство обладает также богатыми терапевтическими возможностями, на которых строится современная теория и практика арт-терапии (А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Э. Грёнлюнд, Л.Д. Назарова и др.)
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью творчества, выведении переживаний, связанных с ней во внешнюю форму через продукт творческой деятельности, а так же создание новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.
В зависимости от характера творческой деятельности можно выделить следующие направления современной арт-терапии: рисуночная терапия, изотерапия (основанная на изобразительном искусстве), библиотерапия, сказкотерапия (литературное сочинение и творческое прочтение
литературных произведений), песочная терапия, драматерапия (основывается на театральном искусстве), музыкотерапия, вокалотерапия, танцетерапия, хореотерапия, танце-двигательная терапия и др.
Педагогическая арт-терапия предназначена для развивающей, воспитательной и коррекционной работы с целью гармонизации процессов индивидуального и социального становления личности. Кроме этого она рассматривается и с позиции адаптации, так как. способствует формированию активной позиции человека в отношении возможностей приспособления к среде, взаимодействия с окружающими и самим собой. Арт-терапевтические занятия эффективны при нарушении адаптации у детей младшего школьного возраста, испытывающим трудности в обучении, общении, самоотношении.
Таким образом, искусство является неоценимым социализирующим педагогическим средством. Творческая деятельность значительно способствует благоприятной адаптации ребенка к школьному обучению, предполагает благополучное его развитие на протяжении всего обучения в начальной школе, что, в свою очередь, определяет снятие излишней эмоциональной и физической нагрузки обучающихся, учет возрастных потребностей, интересов и индивидуальных особенностей каждого школьника.
Для достижения наиболее глубокого и благоприятного результата в развитии, воспитании и социализации младших школьников творческая деятельность детей должна основываться на интеграционных принципах взаимодействия и формировать особую среду. Примером такой терапевтической и социализирующей среды может выступать фольклорно-танцевальная среда, которая соединяет в себе ценности и богатства народного игрового, песенного и танцевального искусства и благодаря своей сущности способствует решению широкого круга задач и проблем социализации детей младшего школьного возраста.
В третьем параграфе предметом особого изучения и подробного анализа явилась фольклорно-танцевальная среда. В работе рассмотрено общепедагогическое понятия среды и дана характеристика различных видов образовательных сред (естественной, искусственной, информационно-динамической, терапевтической; воспитывающей, гуманистической, развивающей и др.) Фольклорно-танцевальная среда — это специально организованная система взаимодействия людей на основе использования народных танцев и игр, направленная на развитие самосознания и самоактуализации личности в условиях совместной деятельности. Она оказывает положительное влияние на всестороннее развитие личности и способствует решению задач ее развития и воспитания.
Изучаемая среда имеет типические черты, характерные и для других видов образовательных сред, однако ее специфические особенности связаны с обращением к искусству. Поэтому функции данной среды будут
лежать на пересечении этих двух областей. Так, фолыслорно-танцевальная среда имеет следующие основные функции: социализирующая, терапевтическая, развивающая, воспитательная. Элементами фольклорно-танцевальной среды являются танцы народов мира и фольклорные игры. Особенности заключаются в том, что данная среда:
• несоревновательна, неагрессивна, не предполагает оценки;
• не требует специальной подготовки, допускает разный уровень исполнения танцевальных элементов;
• отличается устойчивостью;
• способствует решению проблем межличностного общения;
• благотворно влияет на формирование и развитие самосознания личности (самооценка, образ тела, пространственные представления);
• дарит радость и удовольствие от активного взаимодействия с танцевальным и музыкально-игровым искусством народов мира.
Исходя из выделенных задач социализации детей младшего школьного возраста и психолого-педагогических возможностей воздействия искусства на личность человека, был сделан вывод о том, что для достижения более глубокого и благоприятного результата в социализации младших школьников творческая деятельность детей должна основываться на интеграционных принципах взаимодействия и формировать особую среду.
Создание фольклорно-танцевальной среды с целью социализации младших школьников составило содержание экспериментальной работы, материалы которой представлены во второй главе диссертации — «Экспериментальная работа по выявлению педагогических условий влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей младшего школьного возраста».
В данной главе раскрыты условия организации, содержание, этапы и результаты диссертационного эксперимента, который проходил на базе ГОУ Прогимназии №1752 BAO с 2004 по 2008 гг. и охватывал более 100 младших школьников (экспериментальная и контрольная группы испытуемых).
В первом параграфе рассматривается диагностика социализированное™ детей, которая проводилась в соответствии с концепцией трех сфер социализации. Сфера деятельности детей экспериментальной и контрольной групп исследовалась методами включенного наблюдения и беседы. Для изучения сферы общения основной была выбрана социометрическая методика «Секрет» (под ред. Т. А. Репиной), направленная на изучение социального статуса и круга общения детей. Сфера самосознания была изучена с помощью методики анализа самооценки «Лесенка» (под. ред. Т.Д. Марцинковской), методики анализа уровня адаптации к школе и уровня притязаний «Дерево» (авторская модификация теста Л.П. Пономаренко) и проективных методик «Дом — дерево — человек» (тест Бака), «Мой друг», «Я в классе» (по С.Л. Рубинштейн). Выбор данных методик обусловлен тем, что они просты
в проведении, понятны и интересны детям, а также дают объемную картину их социализированности.
Во втором параграфе представлена разработанная автором программа фольклорно-танцевальной занятий и раскрыта методика создания фольклорно-танцевальной среды. Программа занятий рассчитана на 34 учебных часа, в ее основу положен этнокультурологический принцип. Содержание ее предусматривает знакомство детей с танцами народов мира (русскими, шведскими, греческими, сербскими, румынскими, армянскими, израильскими, американскими и др.), а также с фольклорными играми и песнями.
Все занятия имеют общую задачу и обладают структурным единством. Каждое из них состоит из организационного момента, трех основных блоков (1. исполнение уже знакомых и более простых танцев; 2. игровая пауза; 3. исполнение новых или более сложных танцев) и завершения занятия. Организационный или «адаптационный» момент занятия — это обычно игра, направленная на раскрепощение, создание атмосферы доверия, установление контакта между участниками занятия.
Первый блок предполагает исполнение 2-3 танцев, 1-2 из которых достаточно простые или служат повторением уже знакомых детям танцев, а один танец новый или более сложный в освоении. Для данного этапа встречи лучше выбирать танцы более массовые, хороводные, с минимальной сменой партнеров, те танцы, которые будут способствовать развитию навыков общения, чувства сопричастности и взаимоопоры среди участников хоровода. Таким образом, опираясь на теорию социализации Г.М. Андреевой, можно сказать, что первый блок занятия скорее отражает деятельностный компонент и сферу общения детей.
После исполнения танцев целесообразно сделать игровую паузу. Она может содержать различные по характеру и целям игры и упражнения. Например, если необходимо отдохнуть, восстановить дыхание, переключить внимание, расслабиться физически, можно предложить игры, требующие сосредоточения, внимательного выполнения правил или сделать упражнения лежа на полу, способствующие развитию координации движений, развитию межполушарных связей мозга, формированию образа тела и самосознания младших школьников. И наоборот, если детям нужна психологическая разрядка, выплеск энергии и т.п., подойдут динамические, подвижные игры, где можно петь или выкрикивать слова, заданные условиями игры. Все игры и упражнения, независимо от их направленности, педагогических и терапевтических задач, должны иметь понятные правила и четкие пространственно-временные границы, а также нести положительный эмоциональный заряд. Основной целью второго блока занятий является способствовать развитию самосознания учащихся.
Затем исполняются еще 1-2 танца. Это могут быть новые, незнакомые детям танцы или танцы с усложненными элементами. Третий блок
соединяет в себе задачи воздействия на все три сферы социализации одновременно. Т.е. полезно предлагать для исполнения народные танцы со сменой партнеров. Подобные танцы интересны тем, что каждый ребенок в неизбежно соприкасается с разными партнерами, что пробуждает богатый спектр переживаний и дает редкий опыт невербальной коммуникации.
В конце занятия обязательно повторяют танец по выбору учащихся, что дает возможности каждому выразить свои предпочтения, насладиться еще раз понравившимся танцем и, что немаловажно и зачастую достаточно трудно, договориться между собой.
Завершает фольклорно-танцевальную встречу незамысловатый, но обязательный для всех ритуал прощания. Действие может быть простым, например, в конце занятия можно встать в круг, взяться за руки и сказать друг другу «Спасибо». Такое прощание отмечает окончание занятия и подчеркивает важность происходящего, способствует формированию чувства опоры, единства коллектива, защищенности и «нужности» каждого человека.
Представленные на занятиях танцы народов мира, фольклорные игры и упражнения, нацеленные на освоение танцевальной деятельности, навыком общения и развитие коммуникативных способностей и формирование адекватной самооценки, самовосприятия, самосознания младших школьников, а также формирования образа тела, развитию координации движений, снятию мышечных зажимов и, что немаловажно, создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности.
Построение фольклорно-танцевальной среды сопровождалось введением следующих трех правил фольклорных танцев:
1. Когда держишься за руки, правая рука «открыта» (повернута ладонью вверх), левая — «закрыта» (повернута ладонью вниз).
2. С кем оказался рядом, с тем и танцуешь.
3. «Держать» улыбку!
Эти правила отражают базовые социальные положения: умение «брать» и «отдавать», принимать особенности другого человека и взаимодействовать с ним в рамках общего дела (толерантность) и выражать свое доброе отношение к людям улыбкой.
Круговой групповой танец выполняет функции снижения тревожности и сопротивления; способствует созданию чувств общности, сопричастности; развитию внутригруппового единства и межличностных отношений. Круг рассматривается как базовая для танцевальной терапии фигура, где каждый может двигаться одновременно, все места одинаковые и связаны между собой, все участники танца стоят лицом друг к другу, держатся за руки, чувствуя опору и взаимоподдержку.
В третьем параграфе подробно объяснены методы математического анализа и подсчета результатов эксперимента. Таблица 1 показывает, что у детей экспериментальной группы произошли значительные улучшения в сфере общения со сверстниками. Общая ситуация взаимодействия в коллективе стала более ровной и однородной, учащиеся стали вступать в диалог с большим количеством одноклассников, научились более контактному взаимодействию с собеседником и партнером. В контрольном же классе показатели изменились незначительно, что свидетельствует лишь об объективном, естественном изменении взаимоотношений в коллективе.
Таблица 1
сравнение результатов дисперсионного анализа по социальному статусу в экспериментальном и контрольном классах
Экспериментальный класс Контрол ьный класс
ДО после ДО после
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
X 2,38 3,31 2,23 2,27
в 5,45 1,54 4,42 4,25
о 2,33 1,24 2Д 2,08
А 0,88 0,42 1,31 0,52
Е -0,49 -0,37 1,98 -1,11
где * — среднее арифметическое значение количества выборов, Б — значение дисперсии, о — стандартное отклонение, А — значение асимметрии Е — значение эксцесса.
Аналогичные изменения произошли в области круга общения учащихся, где также прослеживается положительная динамика в расширении дружеского взаимодействия детей из экспериментальной группы, тогда как в контрольной группе подобной тенденции не наблюдается. Эти итоги представлены в таблице 2.
Таблица 2
сравнение результатов дисперсионного анализа по кругу общения учащихся экспериментального и контрольного классов
Экспериментальный класс Контрольный класс
ДО после ДО после
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
X 2,46 3,26 2,23 2,46
Б 1,86 1,41 2,42 1,74
о 1,36 1,19 1,56 1,32
А 0,08 -0,18 0,37 -0,47
Е -0,79 -1,03 -1,05 0,34
Результаты исследования изменений в самосознании младших школьников проанализированы, объединены в группы по восьми симптомокомплексам (незащищенность, тревожность, недовольство собой, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудность в общении, депрессивность). Наиболее яркие результаты воздействия фольклорно-танцевальных занятий на самосознание испытуемых наблюдались в эксперименте по симптомокомплексу «тревожность», что отражено на диаграммах.
Диаграмма 1 динамика симптомокомплекса «тревожность»
экспериментальная группа контрольная группа
Эти данные, а также показатели по другим симптомокомплексам позволяют говорить об очевидности положительной тенденции во всех сферах социализации детей экспериментальной группы. Большинство детей экспериментальной группы проявили интерес к занятиям, которые приносили им радость и удовольствие.
Таким образом, в итоге проведения экспериментальной работы раскрыты и экспериментально обоснованы заявленные в гипотезе условия влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей младшего школьного возраста. Созданная педагогическая среда научила их взаимной поддержке и способствовала развитию коммуникативных навыков, помогла преодолеть внутреннее напряжение, застенчивость и робость.
В заключении диссертации приведены основные выводы исследования:
1. Проведенная теоретическая и практическая работа показала, что с помощью искусства можно успешно преодолевать трудности социализации современных детей, поскольку оно обладает интеграционными возможностями: включает детей в свободную творческую деятельность, способствует гармонизации межличностных
взаимоотношений, богато приемами терапевтической коррекции индивидуального развития ребенка.
2. Исследованием доказана возможность использования фольклорно-танцевальной среды с целью социализации младших школьников, так как она выполняет социализирующую, терапевтическую, развивающую и воспитательную функции, а ее психолого-педагогический потенциал связан с несоревновательостью и отсутствием оценки. Преимущество фольклорно-танцевальных занятий в том, что они допускают разный уровень исполнения, благотворно влияют на развитие у детей пространственных представлений, создают положительный эмоциональный фон, формируют навыки общения.
3. В процессе экспериментальной работы разработаны и реализованы в практике начального образования авторская программа и структура фольклорно-танцевальных занятий. Программа построена на этнокультурологическом принципе, а структурное единство занятий обеспечивается включением детей в специально организованную коллективную творческую деятельность.
4. Разработанная методика проведения фольклорно-танцевальных занятий активизирует социальное развитие учащихся, о чем свидетельствует динамика изменений, произошедших у них в ходе эксперимента во всех сферах социализации — деятельности, общении и самосознании.
5. Выявленные педагогические условия позитивного влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию младших школьников могут быть применимы при организации любой другой творческой деятельности младших школьников. Экспериментальная работа показала, что для этого необходимо создание пространства общения, использование в нем различных форм деятельности и введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и участие в деятельности.
6. Разработанные практические материалы отражают систему педагогических требований к организаторам занятий.
На теоретическом уровне педагог должен владеть системой психолого-педагогических знаний, средствами и приемами взаимодействия с детьми, а также четко представлять цель, задачи, структуру, особенности создаваемой среды и каждого занятия в отдельности в соответствии с возрастом и конкретным составом учащихся.
На практическом уровне необходимо иметь базовые знания в области музыки и танцевальные навыки; владеть достаточным количеством народных танцев, фольклорных игр и упражнений, уметь показать основные элементы танцев и игровых упражнений, чередуя виды деятельности детей. Важно придерживаться гибкого подхода в
проведении занятия, сохраняя структурные рамки и общую направленность программы.
На личностном уровне педагогу рекомендуется постоянно развивать интерес к танцевально-игровой деятельности как в самом себе, так и в детях; быть всегда доброжелательным, приветливым, поддерживать дружескую, эмоционально положительную атмосферу в группе, уделяя внимание каждому ее участнику.
Все это свидетельствует о реализации положений, выносимых на защиту, и указывает на возможности применения полученных результатов диссертационного исследования на практике.
Представляется продуктивным дальнейшее исследование проблемы социализации младших школьников через другие виды искусства, а также изучение влияния фольклорно-танцевальных занятий на индивидуальное развитие и воспитание детей — эстетическое, духовно-нравственное, этнокультурное и т.д.
Приложение содержит рабочие материалы используемых методик: диагностика социализации детей экспериментального и контрольного классов на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы (образцы выполненных детьми тестовых заданий и проективных методик), а также данные дисперсионного анализа социального статуса детей экспериментального и контрольного классов.
Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях:
1. Домбровская E.H. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. — М., 2008. — № 10 — С. 65-69. — 0.3 пл.
2. Домбровская E.H. Фольклорно-танцевальные занятия с детьми младшего школьного возраста и их педагогическое значение // Начальное образование. — М., 2005. — № 4 — С.47-49. — 0.5 п.л.
3. Домбровская E.H. Воспитание патриотизма и толерантности на занятиях фольклорными танцами // Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конф. — М., 2006. — С. 106-109. — 0.2 пл.
4. Домбровская E.H. Формирование и развитие пространственных представлений младших школьников в процессе занятий фольклорными танцами // Начальное образование. — М., 2006. — № 3 — С. 41-44.— 0.4 п.л.
5. Домбровская E.H., Большакова Е.В. Танцуй! И «держи» улыбку // Практический журнал для учителя и администрации школы. — М., 2008. — №12 — С. 3-4. — 0.25 п.л. (авторский вклад — 80%)
С
Подп. к печ. 17.04.2009 Объем 1 п.л. Заказ №. 81 Тир 100 экз. Типография МПГУ
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Домбровская, Елизавета Николаевна, 2009 год
Введение.
Глава 1 .Теоретические основы влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей младшего школьного возраста.
1.1. Социализация как психолого-педагогическое понятие, ее особенности в младшем школьном возрасте.
1.2. Возможности искусства в процессе социализации личности.
1.3. Сущность и особенности фольклорно-танцевальной среды.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению педагогических условий влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей младшего школьного возраста
2.1. Методика экспериментальной работы по выявлению педагогических условий влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию младших школьников.
2.2. Программа фольклорно-танцевальных занятий, их структура и организация в ходе эксперимента.
2.3. Педагогические условия влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей младшего школьного возраста.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Социализация детей младшего школьного возраста в условиях фольклорно-танцевальной среды"
Актуальность исследования. В условиях современного мира с огромным потоком информации и ограниченным живым общением с природой и другими людьми человек сталкивается с множеством различных проблем, которые могут привести к стрессовым состояниям, агрессивному поведению, спровоцировать нервное и физическое истощение. Дети находятся в тех же объективных условиях, что и взрослые, но они гораздо меньше защищены от воздействий окружающей среды. У них еще недостаточно сформированы психические процессы, личностная и эмоционально-волевая сферы, представление о себе и мире. Кроме этого, дети сильно зависят от окружающих людей, которые зачастую испытывают нехватку свободного времени, смещение ценностных ориентиров, снижение творческого потенциала. В литературе и СМИ все чаще говорится, что здоровье школьников ослаблено, отмечается низкий уровень физической активности, развития пространственных представлений и навыков общения.
В современном образовании одна из наиболее актуальных и острых проблем — это проблема социализации личности. Социализация представляет собой двусторонний процесс, с одной стороны — это усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — приобретение определенной самостоятельности, внесение в социум своей индивидуальности.
Процесс социализации личности начинается с рождения и разворачивается на протяжении всей жизни человека.
Младший школьный возраст является ключевым в процессе социализации. Поступление ребенка в школу резко меняет весь уклад его жизни, социальное положение, взаимоотношения в семье. Основной деятельностью ребенка становится учение, что само по себе требует известного уровня самоорганизации, дисциплины, немалых волевых усилий. Школьник попадает в совершенно новый коллектив, где ему необходимо сначала привыкнуть к новой социальной среде. А адаптироваться к какой-либо социальной среде означает в первую очередь успешно наладить общение с членами своей группы. Темп работы и уровень требуемых в школе знаний постоянно возрастает. При этом остается мало времени и реальной возможности целенаправленно и систематически заниматься формированием межличностных отношений, нравственности и культуры общения, взаимопомощи и взаимопонимания между детьми. Трудности общения обуславливаются также условиями дошкольного детства. Большое количество современных детей не посещают детские сады. Дети, воспитывающиеся преимущественно дома, часто имеют недостаточный опыт общения со сверстниками.
Психолого-возрастные особенности младших школьников, объективные потребности в сохранении здоровья, недостаточность опыта общения, а особенно самопознания и саморегуляции, требует создания для детей вспомогательной, формирующей и поддерживающей среды, некой «зоны успешности», на базе которой общее обучение, воспитание и развитие учащихся может проходить значительно легче и эффективнее. Таким педагогическим пространством может служить изучаемая в данной работе фольклорно-танцевальная среда.
Картина социализации в философском плане представлена у Ю.Н. Давыдова, П.Е. Кряжева, А.К. Курылева, A.B. Мялкина, Б.Д. Парыгина, Э.В.Соколова, Э.В. Струкова, С.Г. Струмилина, В.П. Тугаринова, П.Н. Федосеева, И.Т. Фролова и др. Психологические механизмы взаимосвязи общества и личности, задачи, методы, средства и формы ее социализации, а также аспекты соотношения объективного и субъективного в личности человека рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Л.А. Петровской и др.
В современной психолого-педагогической науке данная проблема разрабатывается широким кругом ученых, среди которых A.B. Мудрик, Г.М. Андреева, B.C. Мухина, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н.Ф.
Голованова, Ю.Р. Хайруллина, Т.Д. Молодцова, и др. Социализация как проблема младшего школьного возраста представлена в работах B.C. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, О.В. Василенко, E.H. Землянской и др.
Понятие «образовательная среда» вошло в педагогический понятийный аппарат относительно недавно, однако различные аспекты воздействия среды на человека освещали многие педагоги и психологи. Среди них: JI.C. Выготский, М.С. Иорданский, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт,
A.C. Макаренко, В.А. Петровский, А.П. Пинкевич, В.И. Слободчиков,
B.А. Сухомлинский, В.Н. Шульгин, В.А. Ясвин и др.
Проблема танца и его влияния на человека волновала людей с древних времен. О народных танцах написано много, но в основном в методическом аспекте. В теоретическом плане литературы, посвященной использованию фольклорных хороводных танцев в работе с детьми, явно недостаточно. В данной работе мы будем опираться на педагогический опыт И.Ю. Захаровой, в частности на публикацию «Танцы как метод лечебного воздействия».
Фольклорные танцы просты и доступны, не требуют специальной подготовки. Занятия могут проводиться как на уроке ритмики, так и во внеурочное время. Правильно организованная фольклорно-танцевальная среда позволяет решать широкий круг задач психофизического развития и проблем социализации детей, благотворно влияет на формирование коллектива, воспитание толерантности, доброжелательного отношения к людям в рамках общей деятельности.
Таким образом, в науке глубоко и разносторонне изучены вопросы развития личности человека, его социализации на разных возрастных этапах, в частности, в младшем школьном возрасте. Существует также широкий круг работ, посвященных искусству танца и его педагогическим возможностям (А.Н. Беликова, И.Ю. Захарова, О.В. Кветная, Л.Д. Назарова, Н.Ю. Оганесян, Т.В. Пуртова и др.). Однако на сегодняшний день отсутствуют исследования, которые раскрывают возможности влияния фольклорного танца на социализацию детей младшего школьного возраста, нет методических разработок по созданию фольклорно-танцевальной среды, проведению таких занятий с младшими школьниками.
Практическая актуальность определила выбор темы: социализация детей младшего школьного возраста в условиях фольклорно-танцевальной среды.
Проблема исследования: Какие психолого-педагогические условия обеспечивают влияние фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей младшего школьного возраста? Решение выдвинутой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: социализация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — фольклорно-танцевальная среда и ее влияние на социализацию младших школьников.
В основу исследования была положена гипотеза: фольклорно-танцевальная среда способствует социализации младших школьников при соблюдении следующих условий:
1. создание пространства общения (в случае фольклорно-танцевальных занятий это — пространство танцевального или игрового круга),
2. использование различных форм деятельности в этом пространстве (танец, пение, игра, импровизация),
3. введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и участие в деятельности.
Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования: раскрыть процесс социализации как психолого-педагогическое понятие и его содержание в младшем школьном возрасте; рассмотреть интеграционные возможности искусства в социализации личности; дать педагогическую характеристику фольклорно-танцевальной среды как условия успешной социализации младших школьников; провести экспериментальную работу по созданию фольклорно-танцевальной среды и определить педагогические условия ее влияния на социализацию детей младшего школьного возраста. Методологической основой исследования являются: фундаментальные научные теории о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, о единстве человека и общества, человека и природы (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.П. Буева, Л. С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); общая методология педагогической науки (Ю.К. Бабанский, Б.М. Бим
Бад, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Б.А. Тахохов и др.), теория психологии личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, А.П. Усова, Д.И. Фельдштейн, С.Г. Якобсон), теория социального становления личности (социализации) (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, М.А. Галагузова, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, A.B. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский и др.), теория управления и формирования личности в деятельности и общении (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), теория средоориентированного обучения (Л.С. Выготский, М.С. Иорданский, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, A.C. Макаренко, Л.И. Новикова, A.B. Петровский, А.П. Пинкевич, В.И. Слободчиков,
B.А. Сухомлинский, В.Н. Шульгин, В.А. Ясвин и др.), теории влияния искусства на личность человека (Е.Я. Басин, Э. Грёнлюнд, К. Дьюкер, А.Г. Заховаева, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, М. Либманн, Л.Д. Назарова, М. Наумбург, Н.Ю. Оганесян, и др.); теория этнорегионального и мультикультурного обучения и воспитания (О.В. Василенко, А.Н. Джуринский, В.Н. Шаповалов и др.),
Для реализации цели и задач исследования использовались методы теоретического и эмпирического уровней познания: анализ психолого-педагогической литературы, документации; наблюдение, анализ, синтез, классификация, обобщение; анализ творческой деятельности младших школьников, социометрические методики, проективные методики, педагогический эксперимент, статистические и математические методы обработки результатов.
Этапы исследования:
I этап (2004-2005 гг.) посвящен изучению теории и практики исследуемой проблемы; определению предмета, цели, основных задач, рабочей гипотезы исследования; определению места и роли фольклорно-танцевальной среды в социализации детей младшего школьного возраста.
II этап (2005-2006 гг.) связан с определением педагогических условий, при которых фольклорно-танцевальная среда наиболее эффективно влияет на процесс социализации младших школьников. Проведены первичная диагностика социализированное™ испытуемых, апробация программы фольклорно-танцевальных занятий с первоклассниками, анализ полученных результатов.
III этап (2006-2008 гг.) направлен на завершение опытно-экспериментальной работы по созданию фольклорно-танцевальной среды и определение педагогических условий влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей младшего школьного возраста; на обобщение эмпирических данных; систематизацию и статистическую обработку результатов экспериментальной работы; формулирование выводов и оформление диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:
• впервые заявлены возможности социализации младших школьников в процессе их погружения в фольклорно-танцевальную среду;
• теоретически обоснованы и реализованы в практике начальной школы содержание и структура фольклорно-танцевальных занятий;
• выявлены и экспериментально обоснованы направления психолого-педагогического воздействия фольклорно-танцевальной среды на социализацию детей младшего школьного возраста;
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• дана сущностная характеристика фольклорно-танцевальной среды, раскрыты ее содержание и структура;
• разработана научно обоснованная эффективная методика организации фольклорно-танцевальных занятий, направленных на процесс социализации младших школьников.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнены имеющиеся теоретические представления о содержании социализации детей младшего школьного возраста в процессе фольклорно-танцевальных занятий;
• раскрыты интеграционные возможности искусства в социализации личности и возможности терапевтической коррекции этого процесса в младшем школьном возрасте;
• выявлены педагогические условия создания фольклорно-танцевальной среды, способствующей социализации младших школьников; Практическая значимость:
• содержащиеся в работе теоретические положения и выводы отражены в научно-практических рекомендациях, применение которых позволяет существенно улучшить процесс социализации младших школьников;
• исследование сопровождалось разработкой и апробацией новой программы и методических материалов, в которых нашли отражения теоретические положения диссертации;
• результаты исследования могут быть использованы в широкой педагогической практике.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс социализации современных младших школьников предполагает формирование межличностных отношений (коррекция социального статуса в группе, расширение круга общения учащихся), создание благоприятной атмосферы в коллективе (снижение тревожности, враждебности, чувства незащищенности, преодоление трудностей в общении), а также развитие самосознания и укрепление веры в себя, свои силы и возможности.
2. Фольклорно-танцевальная среда обладает интеграционными возможностями искусства и может быть эффективно использована для социализации детей младшего школьного возраста. Являя собой модель естественного взаимодействия людей с самыми разными возможностями и способностями, фольклор (танцевальный, песенный, игровой) смещает основной акцент от различий между людьми к ощущению внутренней гармонии, соединяющей всех участников в единое целое.
3. Условиями влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию младших школьников являются: организация пространства общения и взаимодействия детей в танцевальном или игровом круге, использование различных форм деятельности (музыкальной, танцевальной, игровой и др.) в этом пространстве, а также введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и их участие в совместной деятельности.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в Прогимназии №1752 BAO г. Москвы. Разработанная программа занятий внедрена в практику подготовки студентов очного отделения третьего курса к летней практике. Сроки внедрения 2004—2008 гг. Результаты исследования обсуждались на сессиях по итогам научно-исследовательской работы в МПГУ (апрель 2008 г.), в Федеральном Институте Развития Образования июль 2008 г.), на методическом объединении Прогимназии №1752 (сентябрь 2008 г.) Результаты исследования отражены в пяти научных публикациях по теме диссертации.
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследования, опирающихся на теоретические положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, о неразрывном единстве человека и общества, человека и природы, а также на теории социализации личности; использованием оптимального набора методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследования; экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций, достаточной продолжительностью изучения проблемы, личным участием автора в проведении занятий.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и материалов приложения. Объем составляет 171 страницу и содержит 2 графика, 4 таблицы, 8 диаграмм; библиографический список составляет 184 источника.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение
Исследования по теме диссертации показали, что процесс социализации детей младшего школьного возраста остается актуальной проблемой психолого-педагогической науки. Еще 20-30 лет назад овладение навыками общения, становление самосознания, формирование картины мира проходили более естественно. Тому способствовали игры во дворах, достаточно свободное самостоятельное перемещение детей по городу, посещение разнообразных кружков, секций, творческих коллективов и т.п. В настоящее время основную роль в социальном развитии учащихся вынуждена взять на себя школа.
Многие педагоги стремятся создать положительную психологическую атмосферу в классе, облегчить и разнообразить школьную жизнь ребенка. В педагогической копилке учителя, как правило, собрано множество различных игровых и развивающих методик. Однако в реальности, учитывая все объективные трудности современной школьной системы, загруженность программы, нехватку времени и элементарную неприспособленность школьных классов к активному отдыху детей на перемене, мы видим, что общение младших школьников зачастую сводится к игре в электронные игры (один играет, остальные, сгрудившись вокруг него, утыкаются в тот же экран маленького компьютера). Анализ психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт указывают на необходимость систематической и целенаправленной работы по созданию специального педагогического пространства, образовательной среды, которые будут способствовать социализации младших школьников.
В процессе опытно-экспериментальной работы была разработана и апробирована методика создания фольклорно-танцевальной среды и составлена программа занятий, включающих народные танцы и фольклорные игры. Все занятия имели общую задачу, обладали структурным единством и были нацелены на освоение танцевальной деятельности, расширение круга общения учащихся, развитие коммуникативных способностей, формирование адекватной самооценки, самовосприятия, самосознания, формирование образа тела, развитие координации движений, снятие мышечных зажимов, а также воспитание толерантного отношения к другим людям и культурам.
Результаты эксперимента были обработаны математически и представлены в соответствии с характером каждой методики. Затем были проведены подробный анализ и сравнение результатов в экспериментальной и контрольной выборках. В контрольной группе испытуемых показатели изменились незначительно, что свидетельствует лишь об объективном, естественном, изменении взаимоотношений в классном коллективе и возрастных особенностях младших школьников. Иная ситуация наблюдается в экспериментальной группе. У детей, которые принимали непосредственное участие в опытно-экспериментальной работе по созданию фольклорно-танцевальной среды, появилось стремление к более глубокому межличностному общению в классе. Коллектив стал более однородный и мобильный, а атмосфера в группе более комфортной и открытой для взаимодействия младших школьников между собой. Ярче прослеживается стремление к взаимному познанию, пониманию и принятию; к взаимному влиянию и взаимопомощи между детьми; к совместному решению проблем и конфликтов; обмену информацией в благоприятной для партнеров атмосфере. Заметно снизился фон тревожности, враждебности, конфликтности в классе, а чувство защищенности и уверенности в себе возросли. Учащиеся стали более внимательно относиться к себе и окружающим, интересоваться культурой других народов и своей Родины.
Экспериментально обосновано, что для эффективного влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию младших школьников необходимо соблюдение следующих педагогических условий:
1. создание пространства общения (относительно фольклорно-танцевальных занятий это — пространство танцевального или игрового круга);
2. использование различных форм деятельности в этом пространстве (танец, пение, игра, импровизация);
3. введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и их участие в деятельности.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в опытно-экспериментальной работе.
Анализ полученных результатов диссертационной работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Проведенная теоретическая и практическая работа показала, что с помощью искусства можно успешно преодолевать трудности социализации современных детей, поскольку оно обладает интеграционными возможностями: включает детей в свободную творческую деятельность, способствует гармонизации межличностных взаимоотношений, богато приемами терапевтической коррекции индивидуального развития ребенка.
2. Исследованием доказана возможность использования фольклорно-танцевальной среды с целью социализации младших школьников, так как она выполняет социализирующую, терапевтическую, развивающую и воспитательную функции, а ее психолого-педагогический потенциал связан с несоревновательностью и отсутствием оценки. Преимущество фольклорно-танцевальных занятий в том, что они допускают разный уровень исполнения, благотворно влияют на развитие у детей пространственных представлений, создают положительный эмоциональный фон, формируют навыки общения.
3. В процессе экспериментальной работы разработаны и реализованы в практике начального образования авторская программа и структура фольклорно-танцевальных занятий. Программа построена на этнокультурологическом принципе, а структурное единство занятий обеспечивается включением детей в специально организованную коллективную творческую деятельность.
4. . Разработанная методика проведения фолыслорно-танцевальных занятий активизирует социальное развитие учащихся, о чем свидетельствует динамика изменений, произошедших у них в ходе эксперимента во всех сферах социализации — деятельности, общении и самосознании.
5. Выявленные педагогические условия позитивного влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию младших школьников могут быть применимы при организации любой другой творческой деятельности младших школьников. Экспериментальная работа показала, что для этого необходимо создание пространства общения, использование в нем различных форм деятельности и введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и участие в деятельности.
6. Разработанные практические материалы отражают систему педагогических требований к организаторам занятий: четко представлять цель, задачи, структуру, особенности создаваемой среды и каждого занятия в отдельности в соответствии с возрастом и конкретным составом учащихся; иметь, базовые знания в области музыки и танцевальные навыки; владеть достаточным количеством народных танцев, фольклорных игр и упражнений, обладать умением показать основные элементы танцев; чередовать виды деятельности детей; придерживаться гибкого подхода в проведении занятия, сохраняя структурные рамки и общую направленность программы; уметь поддерживать интерес к танцевально-игровой деятельности как в самих себе, так и в детях; быть всегда доброжелательными, приветливыми, поддерживать дружескую, эмоционально положительную атмосферу в группе, уделяя внимание каждому ее участнику.
Данное исследование не- исчерпывает всего объема проблемы социализации, а лишь предлагает один из путей ее решения. Основываясь на опыте создания фольклорно-танцевальной среды и выявленных и экспериментально обоснованных педагогических условиях ее эффективности, можно сделать вывод о том, что любая правильно организованная среда, основанная на других видах искусства и творческой деятельности (изобразительная, театральная, музыкальная и др.)? так же плодотворно будет воздействовать на социализацию детей младшего школьного возраста. Путь дальнейших исследований может идти в подобном направлении.
Методика построения педагогической среды с целью социализации младших школьников может быть использована в широкой практике.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Домбровская, Елизавета Николаевна, Москва
1. Абраменкова В.В. Психология развития. Словарь / Под. ред. A.JI. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
3. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ. — М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999.—463 с.
4. Алексеев Ю.Ю.; Михеева С., Аруцева Е. Круговые терапевтические танцы. — М.: Ковчег , 2004. — 160 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведения. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 378 с.
6. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. — Вып. 5. — М., 1970 — С. 38—52
7. Андерсон-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. — Спб.: Питер, 2001. —83 с.
8. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. — 1996. —№ 1.
9. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А.И. Копытина. — СПб: Питер, 2001 —320 с.
10. Арт-терапия в эпоху постмодернизма/ под ред. А.И. Копытина — СПб.: «Речь», 2002. — 224 с.
11. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416с.
12. Ахвердова O.A., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии. — М., 2006.— 336 с.
13. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. 3-е изд. М.: Наука, 1998 —216с.
14. Батаршев A.B. Психология индивидуальных различий: От темпераметра — к характеру и типологии личности. — М.: Владос, 2001. —255 с.
15. Батаршев A.B. Психология личности и общения. — М.: Владос, 2004.246 с.
16. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина E.H. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. — М.: Просвещение, 1983. —288 с.
17. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1997. № 1. С. 1-6. Бодалев A.A. Личность и общение. — М., 1995. —328 с.
18. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе Текст.: методический материал / М. Р. Битянова. — 2-е изд., испр. — М.: Совершенство, 1998. —298 с.
19. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
20. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения: Монография. — М.: Педагогика, 1990.140 с.
21. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М., 1968. — 180 с.
22. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978. — 215 с.
23. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Медицина, 1989 —430 с.
24. Венгер A.JI. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство — М.: Владос, 2005. — 159 с.
25. Венгер A.JL, Цукурман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: ВЛАДОС-ПЕСС, 2007. — 159 с.
26. Винникотт Д. Игра и Реальность. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 240 с.
27. Водинская М.В. Коррекционные занятия художественным творчеством с детьми, имеющими трудности развития // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 2 — М.: Центр Лечебной Педагогики, 1999. — С. 60
28. Волохов A.B. Социализация ребенка в детских общественных организациях. —Ярославль, 1999. — 270 с.
29. Ворожцова O.A. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: Ин-т психотерапии , 2004. — 90 с.
30. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1986. — 572 с.
31. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 1991. № 4.
32. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова.
33. М.: Педагогика, 1991. — 572 с.
34. Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество. Дубна: Феникс+, 2006.112 с.
35. Герасименко O.A., Дименштейн Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. М.: Теревинф, 2001. — С. 5
36. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество.
37. Вып. 9. —Л., 1971. — 186 с.37,38,3940,41,42,43,44,45