автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Социализация старшеклассников средствами этнокультурных ценностей в условиях учреждений системы дополнительного образования
- Автор научной работы
- Салпагарова, Маруа Биляловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Социализация старшеклассников средствами этнокультурных ценностей в условиях учреждений системы дополнительного образования"
На правах рукописи
САЛПАГАРОВА МАРУА БИЛЯЛОВНА
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (на материале этнокультурных ценностей карачаевского народа)
Специальность:13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и
образования
АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 т Д^К 2014 005556606
Владикавказ - 2014
005556606
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор
Накохова Рида Рашидовиа
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Батчаева Халимат Хаджи-Муратовна
ГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный
университет имени У.Д. Алиева»;
кандидат педагогических наук, доцент Соколова Ирина Юрьевна ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет»
Ведущая организация: ГБОУ ДПО «Чеченский институт
повышения квалификации работников образования»
Защита диссертации состоится " /<Г" -/Д/ 2014 г. в -/3 час, на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. K.JI. Хетагурова» по адресу: 362025, PCO - Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, ауд. 1
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СевероОсетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова
Автореферат разослан " 2014
г, размещен на сайте www.nosu.ru
Учёный секретарь ___
диссертационного совета^___^ £.1г" / ^Мкртычева Наталья Мартыновна
' Ii
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Процесс социализации - сложное явление в жизни человека, детерминантами в котором являются общепринятые в обществе культурные традиции и ценности, приобретающие в современных условиях трансформации российского общества особый смысл. Социальное самоопределение личности, как известно, существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества.
Социальный опыт, являющийся стержнем социализации и социальной компетентности молодого поколения, проявляется, в первую очередь, в институтах семьи, образовательной среде, учреждениях дополнительного образования и т.д.
Стимулом для творческого развития подрастающего поколения, расцвета его способностей, расширения круга интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, сознательной активности является досуг, досуговые учреждения, представляющие некую педагогическую систему, в которой процесс формирования и развития каждого из них осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. Важным моментом в процессе социализации школьника является воздействие на его сознание традиционных социальных институтов конкретного этноса.
Социализация и ее специфика зависят от региона, конкретной социальной системы, в которой сочетаются ценностные и традиционные особенности общественного развития; от влияния социального опыта на подрастающее поколение и социального окружения. Это сложный непрерывный процесс, при котором потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общества, при этом личность проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивает свою роль в обществе и самоактуализируется. Общество же форм!грует нормы морали и поведения, предлагает педагогически целесообразные формы отношений между людьми в семье, школе, досуговых учреждениях и т.д.
Современная система дополнительного образования — актуальное и необходимое звено системы непрерывного образования, направленное на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, в процессе их социализации. Следует отметить, что в настоящее время программ, позволяющих школьникам осваивать культурное наследие своего народа, приобретать чувство национального и гражданского достоинства, создавать оптимальные условия для социализации как в учреждениях системы общего, так и дополнительного образования детей, недостаточно. Оба типа образовательных учреждений слабо используют этнокультурные ценности в целях социализации старшеклассников, что свидетельствует об актуальности выбранной для исследования проблемы.
В трудах зарубежных и отечественных исследователей накоплен значительный опыт теоретического осмысления и проведения разноплановых экспериментальных исследований, связанных с проблемой социализации личности и ее социальным взаимодействием.
Решение проблемы социализации личности искали ученые Запада (О.Г. Брим, Ф.Г. Гиддинг, Р. Гоулд, Э. Дюркгейм, Л. Колберг, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, М. Мид, Э. Мак Нейл, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, И. Таллмен, Г. Тард, У.И. Томас, Э. Эриксон и ДР-)-
Основоположником теорш! социализации в России является видный учёный-педагог П.Ф. Каптерев. В сфере образования процессами социализации личности занимались П.П. Блонсыш, А.К. Гастев, Н.К. Крупская, М.В. Кру-пенина,
A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др. Дальнейшее свое развитие эта теория получила в работах Н.В. Андреенковой, С.Г. Вер-шловского, Л.А Волович, Б.З. Вульфова, Я.И. Гилинского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.З. Ильчикова, М.С. Комарова, В.К. Кириллова, АН. Леонтьева, В.Т. Лисовского, E.H. Медынского, В.Н. Мясшцева, Б.А. Смирнова, Д.И. Фельдштейна, И И. Фришман и др.
Психолого-педагогическим аспектам данного процесса посвящены труды Л.С. Выготского, Ю.А. Клейберга, Н.М. Козловой, АН. Леонтьева, АИ. Матюш-кина, Я.А. Пономарева, Л.М. Фридман и др. Особое место среди них занимают работы В.В. Абраух, О.И. Дошшой, В.И. Лушникова, C.B. Сальцева, A.B. Скачко-ва, А.Б. Фоминой, Л.К. Хабибуллиной и А.И. Щетинской, связанные с системой дополнительного образования школьников.
Разным аспектам имплицитной концепции воспитания этнофоров Карачаево-Черкесской Республики посвящены диссертационные исследования Ф.В. Абаевой, М.Ю. Айбазовой, И.А. Арабова, М Б. Байчоровой, XX.-М Батчаевой, М.Б. Гуртуе-вой, A.C. Койчувой, З.С. Кипкеевой, Г.Ю. Нагорной, P.P. Накоховой, Ф.Х. Хубие-вой и др.
Несмотря на то, что проблемой социализации занимался и занимается широкий круг ученых, в настоящее время в ней существуют и мало исследованные области. Одна из них — социализация подростков в сфере досуга. Анализ психолого-педагогической литературы, основных тенденции социализации личности в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике, собственный опыт практической деятельности по социальному развитию личности в образовательных учреждениях дополнительного образования детей позволили констатировать наличие ряда противоречий между:
- требованиями, предъявляемыми современным обществом к подрастающему поколению, и неэффективностью реализации их социальными институтами;
- потребностью детей в объединении, обусловленной их возрастными особенностями, и отсутствием способов реализации этой потребности в системе дополнительного образования;
- возможностями воспитательного, развивающего и социализирующего потенциала учреждений системы дополнительного образования и отсутствием научных разработок по использованию его в процессе социализации старшеклассников средствами конкретных этнокультурных ценностей;
- необходимостью воспитания подрастающего поколения и организации процесса его социализации через использование этнокультурных ценностей своего народа и недостаточным учетом специфики протекания данных процессов в системе дополнительного образования.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования: «Социализация старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования средствами этнокультурных ijeHHoemeù.
Цель исследования — выявить педагогические условия, способствующие социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей.
Объект исследования — процесс социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования детей.
Предмет исследования — педагогические условия социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей карачаевцев.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс социализации у старшеклассников может быть существенно оптимизирован, если: этнокультурные ценности в нем высту пают детерминантом; в качестве основных его направлений использовано системно-организованное формирование когнитивного, коммуникативного, конативного, креативного, мотивационно-ценностного и эмоционально-волевого компонентов данного процесса;
определены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие успешность протекания процесса социализации;
разработана модель социализации старшеклассников в системе дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей карачаевского народа, построенная на базе практико-ориентированных образовательных технологий, в содержание которых включены знания о традициях, фольклоре и культуре этноса;
-разработано педагогическое сопровождение данного процесса в виде курса «Азбука этнокультурных ценностей народа», программ к его основным модулям, составлены методические разработки и рекомендации по использованию его в воспитательном процессе учреждений системы дополнительного образования.
В соответствш! с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи;
1. На основе анализа психолого-педагогическон литературы по проблеме социализации старшеклассников в контексте современных философских, культурологических, психологических, этнических и педагогических концепций раскрыть сущностные характеристики основных понятий исследования «социализация» и «социальная компетентность».
2. Учитывая особенности подросткового возраста определить совокупность педагогических условий, необходимых для эффективного протекания процесса социализации подростков в учреждениях системы дополнительного образования, вскрыть роль этнокультурных ценностей, способствующих транслированию духовности, выступающих специфическим средством познания мира и себя в этом мире.
3. С учетом роли этнокультурных ценностей в процессе социализащш старшеклассников сконструировать модель организации данного процесса в учреждениях системы дополнительного образования.
4. Разработать авторский курс «Азбука этнокультурных ценностей народа», представляющий педагогическое сопровождение исследуемого процесса, апробировать его на практике, определить критерии и уровни социализации старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили: принципы системного, культурологического, деятельностного и междисциплинарного подходов к исследованию педагогических проблем; аксиологический и личностно-деятельностный подходы к формированию в условиях дополнительного образования; культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, культурно-исторический подход, позволяющий рассматривать старшеклассника в центре историко-педагогического процесса, осваивающего культуру, созданную предшествующими поколениями, и преобразующего себя и культуру в ходе этого освоения; о приоритетности формирования общест-
венного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, культуры межнациональных отношений с целью успешной социализации в учреждениях дополнительного образования.
Теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения, идеи, концепции, представленные в трудах по проблемам гуманизации образования Е.В. Бондаревской, A.B. Петровского, В.Н. Турченко, E.H. Шиянова и др.; теории образовательного процесса В.В. Давыдова, JI.C. Выготского, JI.B. Занковой, ДБ. Эльконина и др.; концепция образования как культурного процесса (Е.В. Бондаревская); ведущие теоретические положения гуманистической и возрастной психологии - Л И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А Н. Леонтьев, А. Маслоу, Н.Е. ХЦурков и др.; концепции этнопедагогической культуры — Г.Н. Волков, АЭ. Измайлов, И.Ф. Исаев, В.А. Николаев, В.А. Сластенин и др.; концептуальные основы дополнительного образования, организация и методика результативности деятельности педагога дополнительного образования О.И. Донина, А.Б. Фомина, Л.К. Хабибулиной, А.И. Щетинской.
Так же мы опирались на идеи и концепции педагогики и психологии этноса (В.Г. Афанасьев, И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, Г.Н. Волков, А.М. Гашимов, М.Б. Гуртуева, В.Г. Крысько, З.Г. Нигматов, Э.Н. Саракуев, Я.И. Ханбиков, В.К. Шаповалов, И. А. Шоров); культуры и ценностных ориентации народов Северного Кавказа (Е.П. Алексеева, М.Ю. Айбазова, З.К. Каргиева, A.C. Койчуева, В.В. Колпачева, И.И. Маремшаова, P.P. Накохова, В.П. Невская, Р.К. Ортабаева, Я.С. Смирнова, E.H. Студенецкая, З.Б.Цаллагова, Ф.С. Эфендиеев и др.); теории социализации (А. Адлер, Г.М. Андреева, И.С. Кон, М. Мид, Б.Д. Парыгин, Г.Г. Шпет, Э. Эриксон, К. Юнг); педагогические концепции социализации (В.Г. Бочарова, Н.Ф. Голованова, A.B. Мудрик, Н.Д. Никандров, Г.Н. Филонов и др.)
Методы исследования: теоретические — логико-исторический, педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; практические - анализ результатов и продуктов образовательной деятельности; эмпирические — интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, обобщение и описание материалов исследования; педагогический эксперимент, экспертиза независимых экспертов; статистические — методы анализа и обработки экспериментальных данных, методы проверки статистических гипотез.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили: учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» и «Художественная школа» (г. Усть-Джегута). Исследованием на всех этапах педагогического эксперимента было охвачено 253 старшеклассника, 15 преподавателей и 7 экспертов — представителей администрации данных образовательных учреждений.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2011 по 2014 годы и включало четыре взаимосвязанных этапа:
Первый этап (2011 - 2012) — поисковый. Дана оценка историографии и современного состояния феноменологии социализации в теории и на практике, осуществлен теоретический анализ философской, социологической, этнологической, психологической и педагогической литературы, разработан научный аппарат исследования.
Второй этап (2012 — 2013) — констатирующий. Проводилось изучение специфики социализации подростков в учреждениях дополнительного образования, этнических чувств и особенностей восприятия ими этнокультуры карачаевского народа. Разрабатывалась программа социализации в условиях учреждений системы дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей.
Третий этап (2013 - 2014) - формирующий. Уточнялась и подвергалась эмпирической проверке гипотеза исследования, определялась педагогическая результативность курса по социализации старшеклассников «Азбука этнокультурных ценностей народа».
Четвертый этап (2014) — обобщающий. Анализировались и обобщались полученные результаты, было осуществлено литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследовании:
- выделены, описаны и дополнены структурные компоненты социализации старшеклассников (когнитивный, коммуникативный, конативный, креативный, мотивационно-цешюстный и эмоционально-волевой);
- доказана возможность социализации старшеклассников средствами этнокультурных ценностей в учреждениях системы дополнительного образования, выявлена и уточнена роль национальных карачаевских этнокультурных ценностей в данном процессе;
- дополнено н конкретизировано понятие «социальная компетентность», рассматриваемое как возможность старшеклассников позитивно адаптироваться в социуме посредством знаний общечеловеческих, этнических норм и ценностей; наличия мотивированного поведения, основанного на нормах этнокультурных ценностей; способности к ценностному самоопределению и эффективному взаимодействию с социальным окружением;
- научно обоснована совокупность педагогических условий, способствующих оптимизации процесса социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования,: создание скоординированной социальной среды, способствующей комфортному вхождению подростка в систему социальных отношений; этнопедагогизация образовательного процесса: приобщение старшеклассников к народным этнокультурным ценностям, народно-прикладному искусству (чеканке, вязанию, плетению, изготовлению изделий из войлока, декоративному рисованию, вышиванию и т.д.); организация детского народного театра (постановка народных сказок, произведещш писателей и драматургов Карачаево-Черкесской Республики и т.д.); использование потенциала национального искусства и фольклора (танцев, музыки, песен, игр); краеведение; актуализация их мотивационной, эмоциональной, когнитивной, креативной, коммуникативной и конативной сфер деятельности путем иаполнешм их социально-значимым личностным смыслом, использования методов народной педагогики: воспитание игрой, воспитание примером, воспитание трудом, воспитание искусством, воспитание общественным мнением; педагогическое сопровождение данного процесса, способствующее установлению продуктивного взаимодействия их с социальным окружением.
- с учетом обозначенных педагогических условий разработана модель организации процесса социализации старшеклассников в системе дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей карачаевского народа, основанная на использовании в системе дополнительного образования практико-ориентированных образовательных технологий и авторского курса «Азбука этнокультурных ценностей народа», состоящего из модулей. «Культура моего народа — моя культура», «Традиционный этикет горцев», «Народный промысел моего народа», «Край овеянный легендами», и обеспеченного авторскими программами. Экспериментально доказана эффективность ее применения;
- определены крцтерш! и уровни социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования
Теоретическая значимость: систематизированы и обобщены существующие теоретико-методологические подходы к изучению социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования; дополнены и уточнены структурные компоненты социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования и понятие «социальная компетентность»; разработана системная педагогическая модель социализации старшеклассников, реализующая этнопедагогические условия эффективности ее использования в учреждениях системы дополнительного образования; теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность оптимизации процесса социализации старшеклассников средствами формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей карачаевцев в учреждениях системы дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в апробации модели социализации старшеклассников средствами этнокультурных ценностей в учреждениях системы дополнительного образования, разработке и опытно- экспериментальной проверке авторского курса «Азбука этнокультурных ценностей народа», выполняющего культурообразующую, культуротворческую и культуросохраняю-щую функции.
Материалы исследования могут быть использованы преподавателями и методистами учреждений системы дополнительного образования, учителями общеобразовательных организаций, преподавателями и методистами институтов повышения квалификации работников образования в процессах этнического воспитания и социализации школьников.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, связанных с системным, деятельностно-личностным, этнокультурологическим и другими подходами; применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач; наличием многообразного фактического материала исследования, почерпнутого как из научно-методических источников, так и из образовательной практики; всесторонним его анализом, отражающим эт-нопедагогическое наследие карачаевского народа; корректной организацией опыт-но-эксперименталыюй работы; органическим соединением исследовательской работы с практической деятельностью диссертанта.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социализация старшеклассников — субъектное станов леще личности, усвоившей этнокультурные ценности и включенной в социально-значимую деятельность, результатом которой станет сформированная социальная компетентность. Социальная компетентность — предоставит возможность старшеклассникам позитивно адаптироваться в социуме, на основе знаний общечеловеческих и этнических норм и ценностей, мотивированного повеления, способности к ценностному самоопределению и эффективному взаимодействию с социальным окружением.
2. Этнокультурные ценности, выполняя важнейшую функцию в системе «личность - общество», обеспечат процесс социализации, сохраняя культуру в целом, будут способствовать транслированию духовности, выступят специфическим средством познания мира и себя в этом мире. Знание этнокультурных ценностей способствует развитию у старшеклассников интереса к традициям и культуре других народов, может стать основой для формирования у них социально-этических норм поведения, характеризующихся высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений, толерантностью и социальной компетентностью.
3. Эффективность социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования обеспечит следующий комплекс педагогических условий:
- создание скоординированной социальной среды, способствующей комфортному вхождению подростка в систему социальных отношений;
- этнопедагогизацня образовательного процесса: приобщение старшеклассников к народным этнокультурным ценностям, народно-прикладному искусству (чеканке, вязанию, плетению, изготовлению изделий из войлока, декоративному рисованию, вышиванию и т.д.)', организация детского народного театра (постановка народных сказок, произведений писателей и драматургов Карачаево-Черкесской Республики и т.д.); использование потенциала национального искусства и фольклора (танцев, музыки, песен, игр); краеведение;
- актуализация их мотивационной, эмоциональной, когнитивной, креативной, коммуникативной и конативной сфер деятельности путем наполнения их социально-значимым личностным смыслом, использования методов народной педагогики, воспитание игрой, примером, трудом, искусством, общественным мнением;
- педагогическое сопровождение данного процесса, способствующее установлению продуктивного взаимодействия их с социальным окружением.
4. Педагогическая модель социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования, выстроенная в соответствии с целью, подходами, педагогическими условиями и методами, отражая логику и динамику исследуемого процесса, обеспечивает эффективность и успешность его внедрения.
5. Авторский курс «Азбука этнокультурных ценностей народа», состоящий из четырех модулей: «Культура моего народа - моя культура», «Традиционный этикет горцев», «Народные промыслы моего народа», «Край, овеянный легендами», обеспеченный соответствующими технологиями, программами и методическими рекомендациями к ним, может быть использован в качестве методического сопровождения исследуемого процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования. Изложенные в диссертации положения проверялись и показали свою научную состоятельность в образовательно-воспитательном процессе учреждений системы дополнительного образования города Усть-Джегута (Карачаево-Черкесская Республика) — Центра детского творчества и Художественной школы.
Материалы исследования и результаты опытно-эксперименталыгай работы были заслушаны и получили одобрение на заседании кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», международных научно-практических конференциях: «Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании» (Москва, Ставрополь 2013), «Вопросы педагогики и психологии: теория и практика» (Москва 2014), «Е\торе]$ка пайка XXI ро\у1ека» (Польша, 2014) и региональной научно-практической конференции «Культура — фактор стабильности на Северном Кавказе» (Нальчик, 2013).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (220 наименований) и приложения.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цель диссер-
тации, формулируются гипотеза и задачи исследования, его методологические и теоретические основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы исследования социализации старшеклассников средствами этнокультурных ценностей в учреждениях дополнительного образования детей» рассмотрены исходные теоретико-методологические позиции исследуемой проблемы; определен понятийный аппарат исследования; раскрыты содержания понятия «социализация», «социальная компетентность», «этнос», «национальность», «нация», «дополнительное образование»; представлены структурные компоненты социализации личности в рамках построения системной педагогической модели исследуемого процесса в учреждениях системы дополнительного образования. Кроме того, проведен анализ научной литературы, помогающий раскрыть проблему социализации личности через призму взаимодействия старшеклассников с окружающей средой, усвоения и воспроизводства ими социальных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации их в том обществе, к которому они принадлежат.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил утверждать, что процесс социализации происходит в условиях стихийного взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе целенаправленного, педагогически организовашюго воспитания. Социализация — двусторонний процесс, включающий в себя как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения его в социальную среду и систему социальных связей, так и процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет деятельности и включения его в эту среду.
Система социализации — сложноорганизованный, структурно-упорядоченный, и взаимодетерминированный в составных частях социальный организм, существование, функционирование и развитие которого отличается относительным постоянством и устойчивостью. Частями данной системы выступают общество и личность, имеющие внутреннюю упорядоченность и структуру.
При переходе России к гражданскому обществу и цивилизованному рынку особый акцент в процессе модернизации системы образования сделан, как известно, на социализацию обучающихся, подготовку их к функционированию в обществе в качестве полноценных граждан. Вот почему сегодняшний выпускник школы в процессе обучения должен овладеть социальной компетентностью: комплексом знаний, умений, навыков, социально-личностных характеристик, способов компетентного социального действия и поступка, мотивационной готовностью их практического использования в жизненных и профессиональных ситуациях.
Известно, что процесс социализации охватывает совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих и ограничивающих становление и развитие личности человека.
Первичные институты социализации — семья, школа, группа сверстников и т.д. Вторичные — государство, его органы, образовательные учреждения, университеты, средства массовой информации и т.д. По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится их взаимодействие с ним, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние не него. Сам же процесс социализации, как известно, его специфика и формы зависят от региона, конкретной социальной системы и этноса.
На основе содержательного анализа понятия «социализация» (Г.М. Андреевой, Н.Ф. Головановой, А.Х. Гаджиева, Л.М. Дробижевой, Т.Г. Стефаненко, Л. Колбер-
га, И.С. Кон, В.И. Кожанова, A.B. Мудрнк) определены структура данного феномена, включающая когнитивный, коммуникативный, конативный, креативный, моти-вационно-ценностные и эмоционально-волевые компоненты, формирующиеся в процессе социализации; его функции, уровни и этапы; факторы, оказывающие влияние на данный процесс Остановимся подробнее на основных компонентах процесса социализации.
Когнитивный компонент — знания и представления об этнокультуре своего народа, особенностях собственной группы; осознание себя ее членом на основе этно-дифференцирующих признаков. Восприятие этнокультурной информации происходит на уровне ощущений, через которые происходит познание и выработка определенных умений. Сущность его в структуре социализации старшего школьного возраста, по мнению ряда ученых (Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, В В. Давыдова, A.B. Петровского, E.H. Шиянова, Д.Б. Эльконина, E.JI. Яковлевой и др.), представляет собой некую ненасыщаемую потребность познания нового, бескорыстное искание истины. Являясь своеобразной аксиологической пружиной (E.H. Шиянов), позитивная этническая идентичность выступает логическим центром мировоззренческой системы, представляет основу ценностно-аналитической и творческо-поисковой работы сознания.
При рассмотрении конативного компонента социализации старшего школьника был проведен анализ работ Л И. Божович, С. Каган, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Л.М. Дробижевой и др., который показал, что система доминирующих мотивов поведения, выражающая внутреннюю основу его отношения к действительности в различных этноконтактных ситуациях; разнообразная область действий и моделей поведения этногруппы доминирует в его сознании.
Креативный компонент, по мнению P.P. Накоховой, С.А. Смирнова, E.H. Шиянова и др., как всякий конкретный вид творчества, способствует формированию актуализирующейся (творящей самое себя) личности. Развитие ее творческой активности и креативности происходит в процессе ценностного самоопределения при социализации в этнокультурной среде.
Коммуникативный компонент, вбирающий в себя все многообразные способы и формы коммуникации, может быть задействован при различных обстоятельствах в деятельности и общении.
Сущность эмоционально-волевого компонента определена нами на основе работ С.Л. Рубинштейна, указывающего, что именно он формирует отношение индивида к своему этносу, миру духовных, нравственных и этнокультурных ценностей в форме непосредственного переживания, выполняющего при этом побуждающую функцию.
Мотивационно-ценностный компонент в процессе социализацдш старшего школьника (Л И. Божович, С. Каган, А.Н. Леонтьева, P.P. Накохова и др.) способствует формированию у него знаний этнокультуры, мотивационно-потребностной сферы и ценностных ориентации своего народа, определяет избирательное его отношение к ним.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов: восприятие личностью социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знании, умений и навыков; интуитивное соотнесение этой информации с собственным социальным опытом и формирование на его основе собствешюго отношения к ней; принятие или отторжение данного вида информации; формирование ценностных ориентаций и установок на действие; логически выстроештя система поведения; формирование норм и стереотипов поведения; оценка своей социальной деятельности.
Кроме того, социализация выполняет основополагающие функции в развитии личности и общества: нормативно-регулятивную (формирует и регулирует деятельность личности в обществе посредством воздействия на нее социальных институтов); личностно-преобразовательную (индивидуализирует личность посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок); ценно-стно-ориентационную (формирует систему ценностей); коммуникативно-информационную (способствует взаимоотношению личности с обществом, формирует ее образ жизни); покреативную (порождает желание действовать определенным образом); творческую (рождает стремление к творчеству, помогает найти выход из нестандартных ситуаций и т.д.) и компенсаторную (восполняет дефицит свойств и качеств личности).
Данный процесс протекает на биологическом (связь организма с окружающей средой), психологическом (определяет активность самой личности и логикой существующих вокруг него проблемных ситуаций) и социально-педагогическом (связь с обществом посредством социальных институтов и групп) уровнях. Может быть организован посредством использования направленной (специально разработанной обществом системой воздействия на личность в соответствии с целями и интересами общества) и ненаправленной (автоматическое формирование отдельных социальных навыков, благодаря контакту с социальным окружением) форм.
На процесс социализации влияют и ряд факторов: микрофакторы (семья, микросоциум, институты воспитания, религиозные и общественные организации), мезофакторы (этнос, поселение, региональные условия, СМИ и т.д.) и макрофакторы (культура, страна, государство, общество).
Полагая, что результатом социализации при усвоении культурного наследия своего народа в учреждениях системы дополнительного образования детей должна стать сформированная у них социальная компетентность, подробно остановимся на ее содержании. Известно, что социальная компетентность включает в себя: адаптированность в социуме, знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в социуме и этносе; знания общечеловеческих норм и ценностей, норм (обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т. п. своего народа) в различных сферах и областях социальной жизни — национальной, политической, социальной, духовной и др.; умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения); знания и представления о себе, восприятие себя как социального субъекта, способность к ценностному самоопределению. На основе содержательного анализа данной категории, представленного в трудах O.A. Белобрыкиной, И.А. Зимней, Н.В Калининой, В Н. Куницыной, М.И. Лукьяновой, X. Шредер, М. Форверг и др., было дополнено и обосновано понятие «социальная компетентность» — возможность старшеклассников позитивно адаптироваться в социуме, благодаря наличию знаний оби/ечеловеческих и этнических норм и ценностей и мотивированного поведения, основанного на нормах этнокультурных г^енностей, способности к ценностному самоопределению и эффективному взаимодействию с социальным окружением.
Анализ исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященный культуре этноса (В. Вундта, Г. Вернера, Л.С. Выготского, В В. Виноградова, А. Боннара, В.М. Жирмунского, Б.С. Лихачева, В.А. Сухомлинского, К. Юнга и др.), позволил сделать вывод: нравственное и духовное формирование, как и процесс социализации личности, происходят путем присвоения ею общественно-исторического опыта человечества, накопленного в предметно-практической дея-
тельности, усвоения ею норм социально-этических и этнических отношении. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, нравственных проповедях и этнокультурных ценностях. Они выступают неким нравственным эталоном, в котором сконцентрированы лучшие черты и качества личности, принятые в данном социуме.
Таким образом, этнокультурные ценности выступают в роли некой коллективной памяти и являются неотъемлемым элементом этнического сознания каждого этноса. Они объединяют в себе его духовные и материальные ценности, устные и письменные произведения народного творчества, произведения художественно-прикладного искусства, особенности ландшафта, флоры и фауны мест его проживания, его историю и религию, обряды и традиции, культуру межличностного общения и этикет.
Теоретический анализ этнокультурных ценностей (М.Ю. Айбазова, A.B. Бабаян, Г.Н. Волков, МБ. Гуртуева, А.Н. Леонтьев, М. Мид, P.P. Накохова, Т.Г. Стефа-ненко, В В. Колпачев, A.C. Койчуева и др.) позволил обратить внимание на следующие особешшсти:
- являются структурными компонентами культуры, выполняют этноинтегри-рующую функцию этнофоров;
- являются механизмами, способствующими сохранению и соблюдешно норм и традиции, образцов поведения и специфики этноценностных ориентации этноса;
- представляют детерминанты социализации и самореализации этнофора, способствуют его приобщению к народным этнокультурным ценностям, актуализируют когнитивный, коммуникативный, конативный, креативный, мотивационно-цешюстный и эмоционально-волевой компоненты исследуемого процесса.
Ключевым фактором интеграции этнокультурных ценностей в культуру каждой личности в процессе ее социализации выступает среда, в частности, воспитательная среда учреждений системы дополнительного образования. При ее рассмот-решш ряд отечественных ученых-педагогов предлагают учитывать возрастные особенности обучающихся при организации оптимального взаимодействия их с данной образовательной средой (Л.П. Буева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Г.С. Кос-тюк, Б.Т. Лихачев, Л И. Новиков, C.B. Тарасов, Д.И. Фельдштеин, В.А. Ясвин и ДР-)-
Обеспечение доступности, качества и эффективности воспитания в учреждениях системы дополш1тельного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является, как известно, одним из приоритетных направлений современной российской образовательной политики. Включенность старшеклассника в этнопедагогическуто среду, как показало наше исследование, влияет на его развитие, позволяет адекватно воспринимать себя в качестве представителя определенного этноса, формирует у него позитивное отношение к своей этнической общности, желание принадлежать к ней, воспитывает в нем гордость за достижения своего народа.
На этапе констатирующего эксперимента с целью определения степени соцна-лшащш старшеклассников, посещающих учреждения дополнительного образования были определены уровни их социальной адаптированное™, автономности и нравственной воспитанности; в соответствии с данной дефиницией и структурой данного феномена былн так же определены уровни (высокий, средний и низкий) и степень сформированности когнитивного, конативного, коммуникативного, креативного, мотивационно-ценностногого и социально-волевого компонентов социализации (методики И Г. Вольф, А.М. Матюхиной, Л.Д. Прокофьевой, М.И. Рожко-
ва, М. Рокич, H.H. CoporaiHofi дополненные и адаптированные к исследовательским задачам). В соответствш! с вышеприведенными критериями были разработаны уровневые характеристики сформированности компонентов социализации у старшеклассников. Низкий уровень — мотивы социализации выражены слабо, теоретические знания об этнокультуре своего народа, его обычаях и традициях, фольклоре и искусстве, этикетных нормах минимальны и бессистемны; а практическое применение их неустойчиво; характер деятельности репродуктивный; рефлексия деятельности по социализации проявляется крайне редко. Средний уровень - мотивы социализации неустойчивы, ситуативны, в большинстве своем ориентированы на организацию досуга; теоретические знания об этнокультуре своего народа, его обычаях и традициях, фольклоре и искусстве, этикетных нормах системны, но поверхностны; умения и навыки не всегда устойчивы; иногда лишь проявляется творчество в деятельности; рефлексия деятельности по социализации проявляется фрагментарно. Высокий уровень — мотивы социализации устойчивы, связаны с желанием получить дополнительные знания для дальнейшего развития; теоретические знания об этнокультуре своего народа, его обычаях и традициях, фольклоре и искусстве, этикетных нормах системны и достаточно глубоки для эффективного применения их в процессе социализации; разрешение задач по социализации сопровождается глубокой рефлексией.
Анкетированию подверглись более 253 воспитанников учреждений системы дополнительного образования «Центр детского творчества» и «Художественная школа» (г. Усть-Джегута, Карачаево-Черкесская Республика). Анализ полученных после математической обработки результатов анкет (методика М.И. Рожкова) (0,9 балла при норме 2 балла) позволил констатировать (таблица 1) необходимость проведения в рамках воспитательного пространства данных образовательных уч-реждешш мероприятий, позволяющих увеличить уровни социальной адаптирован-ности, автономности и нравственной воспитанности старшеклассников, повысить уровни сформированности у них когнитивного, коммуникативного, конативного, креативного, мотивационно-ценностного и эмоционально-ценностного компонентов социализации.
Таблица 1
Степень сформированности компонентов социализации у старшеклассников на этапе констатирующего эксперимента (в %)
Компоненты социализации Центр детского творчества (г. Усть-Джегута) Художественная школа (г. Усть-Джегута)
Уровни социализации Уровни социализации
В С Н В С Н
когнитивный 7 37 56 6 38 56
коммуникативный 9 42 49 8 42 50
конативный 6 34 60 8 38 54
креативный 9 43 48 10 44 46
мотив, -ценностный 8 37 55 6 48 46
эмоц.-волевой 10 46 44 11 44 45
Проведенный теоретический анализ феноменов «социализация» и «этнокультурные ценности», теоретическое исследование наработок ряда отечественных ученых (АЛ". Асмолов, Л С. Выготский, А.Г. Здравомыслов, В. А. Петровский, E.H.
Шиянов, М.Ю Ушинский, М.Ю. Айбазова, A.B. Бабаян, В.И. Горовая, A.C. Кой-чуева, P.P. Накоховаи др.) позволили определить педагогические условия, необходимые для эффективного протекания процесса социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования, сконструировать структурно-функциональную модель данного процесса, положив в ее основу использование этнокультурного потенциала карачаевского народа (рис. 1), разработать, с учетом возрастных особенностей старшеклассников, экспериментальный курс «Азбука этнокультурных ценностей народа».
Данная модель отражает логику и динамику исследуемого процесса, ее содержание и отвечает цели исследования, выбранным педагогическим подходам и условиям. Ее применение на этапе формирующего эксперимента должно повысить уровни социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности старшеклассников, повысить уровень сформнрованности у них необходимых для успешной социализации компонентов (когнитивного, конативного, коммуникативного, креативного, мотивационно-ценностного и социально-волевого).
Во второй главе «Этнопедагогнческие условия социализации старшеклассников в системе дополнительного образования» определено использование развивающего потенциала этнокультурного наследия карачаевского народа в процессе социализации старшеклассников в учреждениях; системы дополнительного образования, позволяющего индивидуализировать воспитательный процесс; представлены результаты апробации авторской модели в учреждениях системы дополнительного образования детей.
Как показало наше исследование, социализирующий и развивающий потенциалы этнокультурных ценностей карачаевского народа, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс, максимально полно реализуется в процессе активного усвоения старшеклассниками ценностей, норм, идеалов и образов, составляющих духовную суть этой сферы человеческого бытия. При этом социализация выступает одновременно и как процесс интеграции их в культуру и социум, и как способ социализации, индивидуализации, самореализации и развития их личности
Реализация авторской модели в условиях учреждений системы дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей потребовала разработки курса «Азбука этнокультурных ценностей», объединяющего в себе четыре модуля: «Культура моего народа — моя культура», «Традиционный этикет горцев», «Народные промыслы моего народа», «Край, овеянный легендами», каждый из которых имел свою программу и методическое сопровождение. Структура и содержание данного курса позволили средствами кружков научно-технического, естественнонаучного и экологического направления, студии художественно-эстетического направления, клубов социально-педагогического и гражданско-патриотического направления развить у старшеклассников когнитивный, коммуникативный, кона-тивный, креативный, мотнвацнопно-ценностный н эмоционально-волевой компоненты социализации. При формулировании педагогических задач курса мы опирались на труды В.А. Петровского, в которых утверждается мысль: «Воспитывать — это значить приобщить к ценности постижения действования и переживания (ценности Истины, Творчества и Любви)». Каждая из этих ценностей тесно соприкасается с миром природы и культуры, окружением каждого старшеклассника и им самим. Именно в устремлениях ценностный и инструментальный аспекты образования и воспитания переплетаются и проникают друг в друга, позволяют ощутить их единство. Построение категориального образа мира, развотие творческого
Рис. I. Структурно-функциональная модель социализации старшеклассников в воспитательном пространстве учреждений системы
дополнительного образования.
воображения, нахождение неизвестного и парадоксального (познание); целеобразо-вание, поиск средств для достижения цели, оценка результатов (поведение); сочувствие, выявление значимых событий и их анализ, самовыражение и ценностное самоопределение (эмоциональные контакты), — те направления, которые объединил в себе авторский курс «Азбука этнокультурных ценностей народа». Для его реализации по результатам констатирующего эксперимента (таблица 1) были сформированы две равнозначные (уровень социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности, сформированность компонентов социализации, пол, возраст, успеваемость в общеобразовательной школе и т.д.) группы (КГ — 37 и39 человека и ЭГ - 38 и 37 человек соответственно в каждом из базовых учреждений). Использование данного курса в кружках, клубах и студиях Центра детского творчества и классах Художественной школы способствовало на основе духовно-нравственного воспитания старшеклассников формированию у них этнического и гражданско-патриотического сознания, успешной их социализации. Внедрение данного курса в воспитательный процесс учреждений дополнительного образования Карачаево-Черкесской Республики предполагало и разработку Программ реализации всех четырех модулей; методических разработок по каждой из предлагаемых тем, входящих в эти модули; методических рекомендаций для преподавателей и старшеклассников по развитию когнитивного, коммуникативного, конативного, креативного, мотнвационно-ценностного и эмоционально-волевого компонентов данного процесса.
Получение знаний и представлешш об этнокультуре своего народа, особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференци-рующих признаков в процессе работы различных кружков и мастер-классов («Краеведческий кружок», «Люби и изучай свой край», «Клуб любителей литературы», кружки эколого-биологической направленности, художественно-эстетическая студия, клуб «Патриот» и т.д.) способствовали развитию когнитивного компонента социализации. На занятиях в базовых учреждениях происходило изучение истории и культуры, музыкального и художественного творчества карачаевского народа, знакомство с прозой, драмату ргией, устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, традициями и обычаями, с флорой и фауной региона (тематические беседы, посещение выставок, спектаклей, музейных экспозиций, встречи с поэтами, художниками и музыкантами, историками и археологами, гончарных мастерских, организация выставок собственных работ и.т.д).
Осмыслению и выстраиванию системы отношений и действш"! в различных эт-ноконтакгных ситуациях; формированию системы доминирующих мотивов поведения, основанных на этнокультурных ценностях, формированию поведенческих моделей и переносу старшеклассниками осознанных норм поведения в повседневное общение в социуме [развитие конативного компонента социализации) происходило на занятиях литерату рного и драматического кружков, кружка «Традиции, обычаи и нравы карачаевцев», в процессе подготовки и во время проведения тематических вечеров «Этикет горских народов», «Особенности воспитания подрастающего поколения у горцев», при организации тематических выставок произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Подобный подход способствовал формированию у старшеклассников геронтотимии (уважения старших младшими членами рода); гостеприимства, чуткости, толерантности, гуманности, эмпатии, храбрости, мужества; учил их выстраивать социально-этические отношения, прививал нравственные эталоны поведения своего народа.
Стимулирование творческой активности старшеклассшнсов через народно-прикладное искусство, фольклор и драматургию, формирование потребности в творческой самореализации, развитие их творческой активности в процессе приобщения к культуре своего народа (организация мастер-классов, собственных выставок, встречи с художниками и поэтами искусствоведами и литературными критиками и т.д.) способствовало развитие креативного компонента социализации.
Занятия литературного кружка, кружка народного танца, хореографии, занятия в изостудии и др. были выстроены таким образом, чтобы на каждом из них шел процесс формирования у старшеклассников средствами этнокультурных ценностей нравственных народных предписаний во взаимоотношениях поколений: старший — младший; младший — старший; мужчина — женщина; гость — хозяин; святость родственных связей и семейных уз; почитание родителей (коммуникативный компонент социализации).
Развитие эмогрюнально-волевого компонента социализации у старшеклассников происходило через формирование на занятиях в различных кружках (литературный, хореографии, краеведческий, декоративно-прикладного искусства) и классах Художественной школы ценностного отношения к своему этносу, миру его духовных, нравственных и этнокультурных ценностей.
Через усвоение знаний старшеклассниками этнокультурной составляющей своего народа; систему выбранных ими ценностных ориентаций, определяющих избирательное отношише каждого из них к этнокультурным ценностям, природе, традициям, обычаям, обрядам, фольклору своего народа на занятиях в кружках, клубах и секциях происходило развитие мотивационно-ценностного компонента. социализаг/ии.
Знакомство старшеклассников с историей и культурой карачаевского этноса; изучение фольклора, рисунка национальных танцев, разучивание народных песен, постижение основ горского этикета способствовали развитию их интереса к этнокультурным ценностям своего народа. Степень этого интереса определялась путем наблюдения за поведе]шем каждого из них, бесед с ними, опроса руководителей кружков; выявления потребности заниматься той творческой деятельностью, которую они демонстрировали во время занятий народными танцами, изучения фольклора, знакомства с родным краем, его культурой, природой, при посещении театра и художественных выставок, в процессе работы в кружках по чеканке, резьбе по дереву и ковроткачеству.
При анализе деятельности респондентов мы обращали внимание на наличие у них интереса к истории своего этноса, уме1ше ими оценить личностные качества или отдельные поступки национальных героев и героев литературных произведений.
По завершению формирующего этапа эксперимента с помощью уже заявленных методик и составленных на их основе адаптированных к теме исследования анкет были вновь определены в КГ и ЭГ уровни социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности старшеклассников; в соответствии с данной дефиницией и структурой данного феномена были определены так же и уровни (высокий, средний и низкий), степень сформированности когнитивного, конативного, коммуникативного, креативного, мотивационно-ценностного и социально-волевого компонентов социализации (таблица 2).
Таблица 2
Степень еформированноети компонентов социализации у старшеклассников на завершающем этапе формирующего эксперимента (в %)
Компоненты Центр детского творчества Художественная школа
социализа- (г. Усть-Джегута) (г. Усть-Джегута)
ции Уровни социализации Уровни социализации
В С Н В С Н
ЭГ и КГ К Э К Э К Э К Э К Э К Э
Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г г Г
когнитивный 9 21 39 51 52 28 10 22 38 52 52 26
коммуникат. 11 27 44 46 45 27 10 29 45 54 45 17
конативный 7 23 36 54 53 23 9 26 40 49 51 25
креативный 10 25 46 51 44 24 12 29 48 53 40 18
мотив-цен. 9 29 39 56 52 15 7 28 50 61 43 11
эмоц-вол 11 30 47 59 42 11 11 31 48 61 41 8
Анализ полученных после математической обработки результатов анкет констатировал положительную динамику в изменении уровней социальной адаптиро-ванности, автономности и нравственной воспитанности (методика М.И. Рожкова) (1,69 балла и 1,71 балл в ЭГ при норме 2 балла, прирост соответственно 0,79 и 0,81 балла). Разница усредненных показателей ЭГ и КГ Центра детского творчества и Художественной школы стала более существенной по сравнению с заявленной на этапе констатирующего этапа эксперимента. Высокий уровень социализированно-сти, высокая адаптивность и социальная активность, принятие нравственных принципов и позиционирование нравственной воспитанности у старшеклассников ЭГ, несензитивность к средовым и межличностным влияниям, высокоразвитые способности сознательно управлять собственными действиями, ярко выраженный индивидуальный стиль активности и развития волевой саморегуляции, высокий уровень креативности свидетельствовали об эффективности проведенного процесса социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования.
Кроме того, у старшеклассников ЭГ была выявлена сформированность мотивации к достижениям вершин в учебной деятельности; развитие продуктивных, креативных приемов и навыков в творческой деятельности; они овладели навыками самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; научились руководствоваться в поведении сознательными социальными нормативными правилами, усвоили социальные нормы поведения; у них появилась удовлетворенность собой, адекватная самооценка, сформированность Я-концепции; ими были усвоены навыки конструктивного взаимодействия как со сверстниками, так и представителями старшего поколения. Все вышеперечисленные признаки говорят о наличии социальной компетентности у старшеклассников ЭГ.
В КГ значимых изменений не произошло.
Таким образом, организованный и проведённый на базе Центра детского творчества и Художественной школы (г. Усть-Джегута, Карачаево-Черкесская Республика) педагогический эксперимент позволяет говорить о правомерности выдвинутой гипотезы исследования и решении поставленных задач. Значимые результаты эксперимента могут быть объяснены использованием в воспитательном пространстве базовых учреждений системы дополнительного образования авторской модели
организации процесса социализации старшеклассников, созданием в данных коллективах необходимых педагогических условий.
В заключении обобщены результаты проведенного исследования и излагаются основные выводы:
1. Наличие социальной компетентности дает возможность старшеклассникам позитивно адаптироваться в социуме, используя свои знания общечеловеческих и этнических норм и ценностей, мотивированное поведение, способности к ценностному самоопределению и эффективному взаимодействию с социальным окружением.
2. Этнокультурные ценности, выполняя важнейшую функцию в системе «личность — общество», обеспечивают эффективность протекания процесса социализации; сохраняя культуру в целом, 01ш способствуют росту духовности, выступают специфическим средством познания старшеклассниками мира и себя в этом мире. Знания этнокультурных ценностей порождают интерес каждого из них к традициям и культуре других народов, являются основой для формирования у них социально-этических норм поведения, характеризующихся высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений, толерантностью и социальной компетентностью.
3. Эффективность социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования возможна при соблюдении следующего комплекса педагогических условий:
- создание скоординированной социальной среды, способствующей комфортному вхождению подростка в систему социальных отношений;
- этнопедагогизация образовательного процесса и приобщение их к народным этнокультурным ценностям: народно-прикладное искусство (чеканка, вязание, плетение, изготовление изделий из войлока, декоративное рисование, вышивание и т.д.); детский народный театр, драматургия (постановка сказок, произведения народных писателей и драматургов и т.д.) искусство, народный фольклор (танцы, музыка, песни, игры), краеведение,
- актуализация их мотивационной, эмоциональной, когнитивной, креативной, коммуникативной и конативной сфер деятельности путем наполнения их социально-значимым личностным смыслом, использования методов народной педагогики: воспитание игрой, воспитание примером, воспитание трудом, воспитание искусством, воспитание общественным мнением;
- педагогическое сопровождение данного процесса, способствующее установлению продуктивного взаимодействия их с социальным окружением.
4. Педагогическая модель социализации старшеклассников в учреждениях системы дополнительного образования, выстроенная в соответствии с целью, подходами, педагогическими условиями и методами, отражая логику и динамику исследуемого процесса, обеспечила эффективность и успешность процесса социализации.
5. Авторский курс «Азбука этнокультурных ценностей народа», состоящий из четырех модулей: «Культура моего народа — моя культура», «Традиционный этикет горцев», «Народные промыслы моего народа», «Край, овеянный легендами», обеспеченный соответствующими технологиями, программами и методическими рекомендациями к ним представляет необходимое для данного процесса педагогическое сопровождение.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение всех заявленных в исследовашш задач. Представляется важным дальнейшая разработка
теоретических и практических проблем, связанных с социализацией абитуриентов в образовательное пространство вуза, воспитанников детского сада в образовательное пространство общеобразовательной школы, выпу скников вуза в трудовую деятельность.
Основные положения диссертациопиого исследования отражены в следующих публикациях автора:
I. Статьи опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Салпагарова М.Б. Социализация старшеклассников средствами этнокультурных ценностей//Вестник Северо-Осет1шского государственного университета им К.Л. Хетагурова. - 2014. - №2. - С. 89- 101.
2. Салпагарова М.Б., Накохова P.P. Динамика социализации старшеклассников средствами этнокультурных ценностей//Современные проблемы науки и образования.^ 14.№4.-URL: vvww.science-education.ru/118-14180 (авторсюш вклад 60%).
3. Салпагарова М.Б. Этнокультурная социализация как фактор социальной компетентности//Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 4 — С. 87-95.
II. Статьи, опубликованные в других научных изданиях и журналах:
4. Салпагарова М.Б. Азбука этнокультурных ценностей народа: Курс с методическими рекомендациями. — Карачаевск: КЧГУ, 2012. — 23 с.
5. Салпагарова М.Б. Этнокультура как фактор социализации старшеклассников: Межвузовский сборник аспирантов. -Черкесск: СКГТА, 2012. - С. 132-138.
6. Салпагарова М.Б. Социализация как социально-педагогическая пробле-ма//Веспшк КЧГУ. - 2012. - № 4. - С. 56-61.
7. Салпагарова М.Б. Культура как регулятивный фактор ценностно-нормативной системы социума//Культура — фактор стабильности на Северном Кавказе: материалы XVI фестиваля мастеров искусств «Мир Кавказу» — Нальчик, 2013. - С. 77-82.
8. Салпагарова М.Б. Социокультурное окружение образовательной среды как фактор социализации личности старшеклассника//Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: материалы Международной научной конференции. — Москва, 2014. - С. 98-111
9. Салпагарова М.Б. Образовательная среда как фактор формирования личио-сти//Проблемы подготовки специалистов высшей школы в современных социокультурных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь, 2014.-С. 241-243.
10. Салпагарова М.Б. Структурные компоненты социализации личности//Еугоре]5ка nauka XXI povvieka-2014: материалы Международной научно-пракгической конференции. —Польша, 7-15 мая 2014. — С. 67-72.
11. Салпагарова М.Б., Накохова P.P. Социализация личности в этнокультурной среде. - М.: Перо, 2014. - 210 с. (авторский вклад 60%).
Подписано в печать 15.10.2014. Формат 60x84 1/1б. Печать на ризографе. Усл. п.-л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 98. Издательство Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.