автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-этическое течение Ахи и его влияние на общественно-моральное воспитание молодежи
- Автор научной работы
- Сарибаш, Сулейман
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Душанбе
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Социально-этическое течение Ахи и его влияние на общественно-моральное воспитание молодежи"
На правах рукописи
Сарибаш Сулейман
Социально - этическое течение Ахи и его влияние на общественно -моральное воспитание молодежи.
13.00.01 - общая педагогика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Душанбе -1998
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета
Научный консультант - доктор педагогических наук академик Академии педагогических наук СССР Заслуженный деятель науки Республики Таджикистан профессор Обидов И.О.
Научный руководитель - доктор филологических наук Заслуженный работник Республики Таджикиста! Восиев К.
Официальные оппоненты - доктор философских наук член-корреспондент Академии педагогических ] социальных наук профессор Кодиров КБ Кандидат педагогических наук, доцент Ахмедов Т.
Ведущее учреждение - Таджикский Научно-исследовательский институт педагогических наук.
Защита состоится в часов
на заседании диссертационного совета Д.065.02.01 ш присуждению ученой степени доктора педагогических наук Таджикском государственном педагогическом университете (734003, г. Душанбе, проспект Рудаки, 121)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотек Таджикского государственного педагогического университета
Автореферат разослан . (:/!. 1998г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доцент
Каримова И.Х.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В процессе обновления и мократизации общества в условиях приобретения республиками веренитета и независимости, когда пересматривается история :ударств и народов, осмысливается деятельность многих социальных ститутов, возвращается многое забытое или запрещенное в духовной они народа, одной из актуальнейших проблем современности шовится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, ним из комопнентов которого является изучение общественно-4ческой мысли народов стран зарубежного Востока средних веков, евших богатейшие прогрессивные традиции и опыт воспитания зрастающего поколения.
Наследию мыслителей зарубежного Востока всегда был присуш дественно-этический аспект поисков идеалов человека. Поэтому зблемы воспитания находились в фокусе всех проблем культурно-горического процесса Востока, начиная с раннего средневековья.
Особое значение мудрецы придавали воспитательной функции сусства. В учениях мыслителей Востока мы находим продолжение гичной теории воспитания. Так, идея гармонического развития ювека занимала центральное место в общественно-этических и [агогических взглядах деятелей мусульманского средневековья.
Общественно-этические мысли различных течений, )азовавшиеся в условиях Востока в период средневековья, рмировались в целом в одном направлении с воззрениями других юдов Востока, но сохраняя при этом свои национальные традиции в питании молодого поколения. Поэтому всестороннее и глубокое ледование общественно-этической мысли каждого из народов стало снейшей задачей педагогической науки. Изучение накопленного дгогического опыта будет способствовать дальнейшему развитию агогической мысли, совершенствованию системы обучения и питания подрастающего поколения.
Общественно-этическое течение Ахи можно считать одним из снейших событий в общественно-этической и политической истории >ецкого государства. Оно, наряду с другими течениями, такими как влавия, Бекташия и др., внесло весомый вклад в процесс
морального воспитания трудящегося человека. Всестороннее изучен этого течения раскрывает многие неизученные доселе аспек общественно-этической и политической жизни Малой Азии. Прея всего важным является определение имевшихся средневеков идеологических связей между народами Малой и Центральной Азш другими соседними Турции странами. Это движение в обществен] политической жизни играло роль связующего звена между этичесь красотой и духовным воспитанием населяющих эту землю народ Расцвет промышленных предприятий, цехов и рост средневековс города в этой стране неразрывно связаны с его существованием.
Ахи - это общественно-моральное и политическое движен имевшее очень глубокие корни. Его существование связано с начал появления тюркских и других народов, населявших Анатолию. С является неотъемлемой частью движений Джавонмардов Централы Азии и Футувват арабских стран, единственной общей целью котор являлась величие человека, его место и роль, его расцвет. Отек существование и расцвет этого течения происходило вне политичес] границ государств, с ним связан величайший элемент совмести процветания гуманизма и демократии тюркских и таджике] народов.
Это позволит в воспитании молодёжи использовать насле. мыслителей для развития новых воззрений и идей в области обуче] и воспитания.
Степень разработанности проблемы. Некоторые вопр< разработанной нами проблемы стали предметом исследования, ер которых докторская диссертация К.Восиева "Персидско-таджикс литература джавонмарди Х-ХУ вв.", его же монография "Литерат джавонмарди Х-ХУ вв." (Душанбе, "Дониш", 1995), диссерта З.Вазирова "Социально-политическое и нравственно-религиоз] учения в философской системе футуввата". Таджикски исследоватателю К.Восиеву впервые удалось определ существование в некоторых странах средневекового Воет общественно-этического течения джавонмарди и его отличия суфизма. З.Вазиров в своей работе приходит к мысли о том, футувват является философским течением, а проблемам этичесь воспитания и педагогике автор уделяет вообще мало внимания.
Других работ, близких к нашему исследованию пока нет.
Источниковедческой базой исследования являются материалы *ивов и рукописного фонда научной библиотеки Турецкой ^публики, творческое наследие мыслителей средневекоюго Востока, сьменные памятники. Большим подспорьем в работе над хертацией послужили монографии и диссертационные работы, учные, научно-популярные статьи, труды турецких и персидских горов по истории философской, педагогической и обшественно-питической мысли и др.
Основными источниками для настоящего исследования служили три рукописи "Футувватнаме" Бургази, хранящиеся в амбульской национальной библиотеке (№№ 1154 / 198; 5481 и 5482), огочисленные диваны, трактаты представителей поэзии и прозы 1-ХШ вв., находящиеся в хранилищах и библиотеках Измира, 1кары, Стамбула, Душанбе.
Наряду с названными источниками, в работе были тользованы изданные произведения представителей общественно-ральной и педагогической литературы исследуемого периода, как нига о путешествиях" Ибн Батуты, "Дар братьям" Камолиддина |дураззак Кашани, "Кабуснаме" Унсурулмаоли Кайковуса и иясатнаме" Низамулмулька.
Для более полной и убедительной разработки проблемы были ивлечены произведения таких классиков литературы, как Фирдоуси, Ибн Сина, Джалолиддин Руми, М.Саади, Насир Сиваси, физ Шерози, Ошик Пашша, Актад Гулшахри, Ахи Эвран, Хаджи кташ Вали и др.
Объектом исследования является комплекс многовековых ззрений и традиций народов Малой и Центральной Азии, и прежде :го Турции, отражённых в общественно-моральном и политическом осении Ахиев и его влияние на воспитание молодого поколения.
Предметом исследования является целостный анализ дественно-морального движения Ахи, джавонмарди, футувват в эанах Востока с позиций современных педагогических задач и эснование научных основ этих движений и их влияний на шитание молодёжи.
Цель исследования. Исследование общественно-морального политического течения Ахи проведена с целью разрешения следующ проблем :
Во-первых, в диссертации определяется турецкая часть вкла этого течения, остававшаяся до этого в тени.
Во-вторых, подтверждается, что термин ахи является полш синонимом джавонмарди и футувват и является словом не тюркскр а арабским.
В-третьих, доказывается прочная связь ахи и суфизма выявляются личности нескольких суфиев, привержен! джавонмардов.
В-четвёртых, впервые проведено всестороннее научь исследование трёх рукописных списков Футувватнаме, относящие перу Бургази.
В-пятых, доказано на основе имеющихся достоверных факто! материалов, дошедших до наших дней, что красо' доброжелательности, соседства, искренние гуманистические связи явные элементы демократического движения народов Анатолии име исторические основы.
В исследовании мы исходили из следующей гипотезы: решек проблемы будет успешным если:
- из духовного наследия национальной культуры нарог Востока выделить творческий потенциал прогрессивн идей и опыта, способствующего совершенствован] воспитательной работы;
интегрировать его с современными научны достижениями педагогики в целостный педагогическ процесс;
- разработать на этой основе и внедрить систе эффективных путей использования прогрессивных традиц в практику современного воспитания молодёжи.
Все эти вопросы определили следующие задачи исследования :
1- Воссоздать объективную целостную картину влияния прогрессивных движений Ахи, джавонмарди и др., проанализировать их влияние и юздействие на воспитание молодого поколения.
2- Определить и обосновать основные принципы, общую методику и конкретные рекомендации по целостному использованию прогрессивных традиций народов Востока, в данном случае особенно Турции на воспитание подрастающего поколения.
Метологической_основой_исследования служили
вдаментальные философские положения о прогрессивных [жениях и учениях, общефилософские идеи о жизнедеятельности юдов по созданию духовной и материальной культуры, об гашении их к наследию прошлого, об исторических взаимосвязях и имодеятельности, о приоритете общечеловеческих духовно-1вственных ценностях в диалектической взаимосвязи с религиозной [ародной моралью; о сущности народных традиций и их значении в зни и развитии общества и индивида.
Теоретические и методические основы исследования. Автор сертации поставленную цель решает на основе типологического и внительного анализа, который применяется в современной ;агогической и социальной науках. Диссертантом учтены и бщены результаты исследований турецких, русских и европейских ных-педагогов, а также учёных Ирана, Пакистана, Афганистана, ;дней Азии, в том числе Таджикистана.
В методике исследования педагогических и социально-ческих явлений автор стремился придерживаться системного орико-функционального подхода. Применительно к изучению »блемы диссертант опирался на принцип историко - генетического, орико - функционального, сравнительно -исторического и юлогического анализа общественно-моральных явлений.
Научная новизна исследования заключается в том, что в впервые в истории турецко-таджикской классической педагогичес литератуы всестороннему анализу подвергается обществе! моральное и политическое течение Ахи. Исследование разви турецкого и таджикского педагогических мыслей основано первоисточниках, созданных как на турецком, так и на арабе* таджикском и персидском языках. Методом исследования выб сопоставительный анализ богатейших идейно-этических и полип художественных традиций турецкой и таджикской классичес литератур.
Выявленные в литературе XII-XIII вв. программ произведения, посвященные общественно-моральному политическому течению Ахи, впервые вводятся в научный оби: Также впервые в данной работе подвергнуты всестороннему анаг. три рукописных трактата "Футувватнаме" Бургази, которые до пор оставались вне поля зрения научной общественности.
Научно-практическая ценность работы. Материалы результаты исследования могут быть использованы при написа истории как турецкой, так и таджиской социально-этической педагогической мысли, при составлении словарей, литератур] энциклопедий, при чтении лекций и проведении практических заня по курсу "История связей турецкой и таджикской литератур", a Tai специальных семинаров по этому же курсу. Результаты дани исследования и опубликованных автором работ могут быть поле: исследователям истории турецкой и таджикской обществе! моральной и педагогической литератур, педагогам, филолог философам, литераторам и широкому кругу почитателей турецко таджикской литератур.
Апробация и внедрение результатов исследования. Осное содержание диссертационной работы отражено в брошюре "Ахи перекрёстках истории" (Душанбе, 1997,
58 стр,3,12 п/л), Бургази и его "футувватнаме" (Душанбе. "Маор! 1998. 24с.) и "Раскрытие гуманизма организации Ахиев с точки зре Ибн Батути". Душанбе, ж."Адаб" 1998 № 4-6.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном юедании кафедры общей педагогики Таджикского Государственного едагогического университета им. К.Ш.Джураева ( 21 апреля 1998г.)
Структура и основное содержание диссертации, иссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и тоска использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность проблемы, характеризованы степень изученности темы, цели и задачи, гтодологические основы, доказана научная новизна и практическая ;нность результатов данного диссертационного исследования. Особое 1имание автор уделяет сравнительно-типологическому анализу вдественно-морального и политического течения Ахи.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
а) Экскурс в историю общественно-этических норм Ахи.
Ахи - это общественно-моральное и культурное течение, леющее древние корни. Обладая мощной духовностью, оно в течение юдних веков в Турции и соседних государствах занимало особое ;сто. В.Гордлевский писал: "Организация братьев Ахи с древних юмён являлась мощной традиционной силой ремесленников Малой зии .
Ахи и его элементы существовали в Малой Азии ещё в »исламское время. Но некоторые исследователи: Риязихан М. ; 1рроф М. и Тавхиди А. считают ахи явлением исламского периода.
Как утверждает исследователь литературы таджикского кавонмарди К.Васеъ "считать Ахи-джавонмарди явлением, (явившимся после ислама, неправильно. В действительности это чение возникло в среде ремесленников и представителей исскуства 1ё в те времена, когда люди только начали заниматься общественной ботой" Необходимо заметить, что это течение и его становление и сцвет проявились как в Малой, так и в Центральной Азии почти новременно.
Элементы Ахи можно видеть наряду с другими вероучениями и циально-этическими и политическими течениями как
огнепоклонничество, Зароастризм и Манихейство, ещё в далёк! доисламские времена. Важнейшие гуманистические мысл адекватные „правдивой мысли, правдивой речи и правдивым деянияр* проповедуемым Зароастризмом, можно видеть в этическ] требованиях Ахи.
В общественно-моральном учении Ахи человек только тог, счастлив и радостен, когда спокойны и счастливы окружающие е люди, они свободны, одухотворены и одержимы творчеством. Еа равные и подобные человеку существа находятся под гнето испытывают насилие, они несчастны, то человек не може бы радостен. Этим требованиям обычаев Ахи полно и образно отвечав знаменитые строки М. Саади:
Все племя Адамово - тело одно, Из праха единого сотворено. Коль тела одна только ранена часть, То телу всему в трепетание впасть. Над горем людским ты не плакал вовек, Так скажут ли люди, что ты человек?
Такая богатая духовность, оказавшая глубокое влияние ] течение Ахи, сегодня чрезвычайно плодотворно работает ] воспитание турецкого народа.
Практическая значимость общественно-морального течеш Ахи проявляется именно в этой его особенности - раскрытости конкретности внутреннего мира человека. В Турции, следуя э™ принципам, людей воспитывают в духе дружелюбия, примирени единства внешности и внутреннего мира, искренности доброжелательности. Поэтому, когда на духовное воспитан] молодёжи придаётся такое большое значение, использование тако: общественно-морального течения как Ахи, имеет практическу необходимость. С другой стороны в Турции, где мирно существуют д: стиля жизни - один образ жизни, ориентированный на западну культуру и другой - неукоснительно придерживающийся культуры литературы, обычаев и ритуалов Востока, то для их слияш этический аспект такого восточного течения как Ахи - взятый I вооружение для воспитания молодёжи, будет способствова'
эльшему жизнелюбию, оптимизму. Гуманизм, пропагандируемый в эсточных странах уже много веков, ещё в древности в Центральной >.зии, особенно в Малой Азии - Турции основывался на принципе травдивая мысль, правдивая речь и правдивые действия" и родился на ысячу лет раньше прихода в этот мир Жан-Жака Руссо (1712-1778), казавшего: "Для духовного воспитания человека важны три условия, эстоящие из воспитания чувства добра, добрых рассуждений и доброй эли".
Ахи, наряду со своими гуманистическими целями, т.е. селанием завоевания в жизни доброго имени, являются преданными гому течению, готовые всегда действовать во имя добра и дружбы, [режде всего они строили умно и мудро отношения внутри течения, .е. между своими единомышленниками. В.А.Гордлевский показывает своих статьях очень прочные братские "религиозно-рыцарские" гношения ахи с рабочими и ремесленниками Малой Азии и гверждает, что "на протяжении некоторого времени ахи опирались а городских ремесленников и оказывали политическое влияние на :ём пространстве Малой Азии".
Ахи, подобно маздакидам, были сторонниками устранения ротиворечий и противостояний между членами общества и боролись 1 возрождение справедливости, совести и равенства в нём. Исходя из гого, они говорят: "Материальные блага Ахурамазда распределил ежду людьми одинаково. Неравенство, противостояние и вражда роизошли от того, что группа [членов общества] захотела под гйствием гнева и силы захватить принадлежащее другим средства." ледуя таким принципам на протяжении многих веков ахи, оказывали ;якую помощь всем нуждающимся, что проявилось особенно явно в грашное время монгольского нашествия, когда большое количество аселения Центральной Азии переселилось в Турцию, ахи дали им ров и обеспечили безвозмездно жизненно необходимыми вещами.
Анализируя имеющийся материал по выбранной теме, мы ришли к выводу, что социлаьно-этическая и общественно-моральная жтрина Ахи пришла в Малую Азию из Центральной Азии и орасана. Об этом свидетельствует и существование персидско-щжикских элементов в арабских и тюркских „Книгах о Футувват"-е.
Необходимо напомнить, что этот период во всех городах Малой зии, подобно Мавераннахру и Хорасану, существовали организации
ахи и джавонмардов. В городе Лозуке ахи под руководством Ах Тумона и Ахи Синона были разделены на две большие группы порядок в городе поддерживался ими. В бессмертных личностя Бобака Азербайджани, Сунбада и Абумуслима Хорасани, Ах Имрана, Ахи Насириддина, Ахи Арабшаха, Ахи Эйма и Ахи Шилан тюркского мы видим лучшие и совершенные черты и качестЕ представителей этого течения.
Основной причиной быстрого распространения течения ахи и ег синонимов джаюнмарди и футувват и смешения их с аярством больших городах Малой Азии и Хорасана, является невыносима феодальная обстановка.
„Арабы, - пишет Сайд Нафиси, -несли большой урон от эти движений, эту группу джавонмардов-ахи, назвали „айяр", потому чт они наравне с ними боролись за сохранение и защиту своей жизни понапрасну не давали себя убивать. Айяр тогда означал заставляющи убегать и муж, защищающий свою жизнь, не боящийся ничего действующий по собственному желанию. Он не подчинялся никому никакой группе, противостоял современному правителю и правяще религиозной группе".
Ахи, сформировавшиеся в эпоху правления Аббасидов, во все городах Турции: Стамбуле, Анкаре, Измире, Бурсе, Адане, Сивосе Токае, занялись защитой бедных, неимущих и униженных, чт являлось их основной моральной и духовной целью. В эпох монгольского нашествия же ахи в Малой Азии постоянно находилис в центре всех действий. Население городов этого региона, такж путешественники, иностранцы и все нуждающиеся в защит« обращались к организации ахи, являющейся основной защитной сило£ Более того, в средневековой Турции учреждения социальной религиозной помощи до такой степени осуществляли разнообразные в большом количестве услуги. что приводили в удивлени мусульманских и христианских путешественников. Неудивительно что Ибн Батута называет Анатолию с организацией джавонмардов-ах „краем милосердия".
Ф.Купрулу отмечает, что „организации Ахиев находились центре всех движений... и слова Ибн Батуты, что подобных им я н видел, относятся к молодым холостым людям, которые выбирали и
и
зоей среды ответственного человека и подчинялись полностью ему. 'х организацию называют футувват".
Ахистю в классовом обществе XIII в. в турецкой культуре мела смысл братства.
В турецком языке слою аки происходит от слова ахи, но они не элностью аналогичны. Организация ахи означает организация утувват. Мы не можем сказать, что эта организация - чисто грецкая. Это высказывание турецкого исследователя ещё раз жазывает, что ахи арабского, а не тюркского происхождения.
б) Слово „Ахи" и его комментарии.
Слово „ахи" подобно его терминологическим синонимам футувват" и „джавонмарди" используется в чисто :рминологическом смысле, существуют даже трактаты под таким ованием, к которым относится, например, труд Саш Нурси ^хувват". Происхождение этого термина арабское, а не турецкое, ггорое в основном используется в смысле „брат" или „братство" и элодой и „джавонмард". Арабскую основу ахи подтвердили ещё А. и турецкие ученые Абдулбоки Гулпинарли и Ахмед Кабакли.
в) Раскрытие гуманистичности общества Ахиев с позиций (абского путешественника.
Ибн Батута является человеком, который многократно бывал на мле Турции гостем общества ахиев и видел от них много забот и [имания. В произведении этого арабского путешественника наиболее •лно отражены приветливость, радушие ахиев и оно является ценным точником, дающим уникальные сведения о зарождении и развитии щественно-морального течения Ахиев. Развитие и распространение ого течения в Малой Азии в ХИ-Х1У вв. было настолько 1всеместным, что Ибн Батута куда бы ни пришел, везде спрашивал и кал приют и кров у ахиев. Он пишет: „Во всем мире я не видел эдей более добродетельных и справедливых, чем ахии, хотя селения Шираза и Исфагана сравнивают себя с джавонмардами, но [кто не превзойдет ахиев в радушии и приветливости к чужакам и в степриимстве".
Упомянутое общество в своем „Сафарнаме" Ибн Батута зывает тремя терминами „ахи", „футувват" и „джавонмард".
Кроме того, Батута утверждает, что: „Чужестранец, пришедш в их город находил приют в жилище ахиев и до своего отъез чувствовал себя в безопасности и спокойствии. Ее путешественников к ночи набиралось мало, то приготовленную пи1 они съедали сами и затем приступали к танцам и песням. На завт шли опять к своим рабочим местам и занимались своим дело! Отсюда напрашивается вывод, что ахии не были заняты только соб и собственными делами. Нет, они жили делами и заботами все общества, занимались общественно полезным трудом, в то же вре: всегда находились в боевой готовности для защиты и охраны людей.
Ахии, как оппозиционная группировка своей эпохи, особенно времена нашествия Чингиза и Тимура, были распространены во вс средневекоюй Анатолии.
Важнейший аспект „Сафарнаме" Батуты заключается в том, ч автор, наряду с радушием, гостеприимством, приветливость человеколюбием, доброжелательностью, бескорыстной помощ: ахиев, отмечает особо их небывалую отвагу и смелость и утверждав что в некоторых городах Малой Азии они, взяв бразды управлени? свои руки, создали что-то похожее на республику, только С порабощения людей.
Другим чрезвычайно важным сообщением арабскс путешественника являются сведения о манере одеваться членов эт организации. Он пишет: Когда они собираются в доме, где проводят сборища и собрания, они занимают места в соответствии с возрастс авторитетом и степенью мастерства в своем ремесле. Все они одеть кабо (мужской кафтан с длинным рукавом) и обуты в сапоги, у вс за пояс заткнут кинжал, на голове у них красуется белая шерстяь шапка, с кончика которой свешивается кисточка длиной около 30с\ шириной в два пальца".
Следовательно, ахиев от других людей отличали не только внутренний мир, этические принципы и воззрения , но и в какой степени манера одеваться, их отличием в одежде были не заткнутый за пояс и шапочка. Ахиев отличают также „сарови. шаровары и „катлансу"-кафтан.
Таким образом, а) „Сафарнома" знакомит нас с существовавшими в то вре организациями Ахи.
б) сообщает об общественном доме ахиев, являющимся кровом ля всех нуждающихся в защите и спокойствии.
в) эта организация наряду со своим социально-этическим одержанием, являлась мощной поддержкой политической власти.
г) отношения ахи прежде всего имеют много общего с рганизацией ордена Мавлави.
д) последователи ахи наряду с человеколюбием, гуманностью и адушием, показывали чудеса храбрости и смелости.
ГЛАВА ВТОРАЯ
а) Что такое суфизм и кто такие ахи?
Суфизм как общественно-философское и религиозно-[истическое течение не появился сразу, для его появления эдействовали материальные, общественные, политические, деологические факторы человеческого сообщества.
Поскольку наше исследование задевает только один ажнейший аспект суфизма - его воспитательное значение в турецкой таджикской литературах ХП-ХШ в.в и его отношения и отличия с эциально-этическим течением Ахи, то мы воздержимся от его :естороннего исследования. Как утверждает Сайд Нафиси: „Великие /фии постоянно считали суфизм предназначенным для избранных, а жавонмарди-ахи для простолюдинов и оба (течения) связывали ежду собой". Тема суфизма рассматривает отношения двух полюсов: оздатель и созданный. Сотворенный, т.е. человек, ищет пути, чтобы айти своего создателя. Эта ситуация делится на две части: а) гношение бога к человеку и человека к богу, б) во всех природных ;щах, явлениях просматривается бог.
Сущность мусульманского суфизма, в основном, опирается на оран и хадисы пророка Мухаммада. Суфии и ахии в основном эсхищаются чистотой внешнего и внутренного мира человека и 1итают, что воспитывать человека надо в этом направлении. Поэтому начале и суфии и ахии практические особенности совместных эекрасных качеств использовали одинаково.
Суфизм существует также как в теоретическом, так и в тактическом плане. Его система опирается на шесть основных /нктов: 1) вахдати вуджуд-единство всего сущего; 2) таджалли -
проявление; 3) ойини собита - обряды и обычаи; 4) любовь; 5) челове 6) этика (мораль).
Суфизм тверд в утверждении, что „кроме бога н< существования". „Существующий абсолют"- Бог является одновременно и „Абсолютным добром" и „Абсолютной красотой То есть все, что существует есть бог. Таджалли-проявление ее отражение бога в любой безжизненной или одушевлённой части] великого космоса. Космос же не является обязательным миром, э-возможный мир.. Все вещи, которые мы видим и о них имеем какие--сведения, в действительности „небытие", но по отношению к богу 01 существуют. Вещи, заполнившие оба мира, до таджалли-проявления ] существовали, но в вечном знании Бога они были известны постоянны. Любовь же - это мечта души человека достичь бога раствориться в нем. Причиной таджалли-проявления является имен] любовь. В учении суфизма человек формируется в двух ипостася бренности и вечности. Тело бренно, так как не отличается от друп вещей. Дух вечен и имеет подлинное достоинство и ценность, потол что является местом проявления качеств бога. Суфизм есть мораль, которой каждый себя морально может показать чистым, по чистоте отшельничеству он считается передовым.
б) Краткий взгляд на мусульманский суфизм до XIII века.
В теории и практике суфизма прослеживаются три основнь элемента, несвязанные с Кораном и существуют три ветви, которь непосредственно выросли из учения ислама и соответствуют ем Первый элемент - признание отшельничества, которое с точки зрен! суфиев является не исламским, а христианским аспектом. Втор< элемент возник в эпоху аббасидских халифов и является любовнь суфизмом, основоположником которого является Робия (185/80 Третий элемент - это единство сущего, впервые проповедуемый школе Баязида Бастами (8-9вв.), Мансура Халладжа (9-10в.в.) и Ш Араби.
В этом разделе работы возникла необходимость крат] коснуться жизненного пути Абусаида Абулхайра, Ансари Хира] (1005-1088), Ахмада Джами (1049-1142), Абдулмаджида Сан; (нач.ХНв.), Аттара Нишапури (нач.ХПв.) и Джалолиддина Руми (120 1274).
в) Идейное содержание суфизма и Ахи в ХН-ХШв.в.
Деятели суфизма и Ахи с самого начального периода существования этих течений подверглись открытым атакам и протесту /ченых. К примеру Мансур Халладж и Абусаид Абулхайр, Яаджмиддин Кубра и Насими Ширвани относятся к ним. Несмотря на это, начиная с первой половины XI в. суфизм начал интенсивно эазвиваться. Многие теоретические труды, в том числе „Трактат" -Сушайри, „Ял-лумо" Туси и „Кашф-ул-махджуб" Хаджвари в какой-го степени рассеяли сомнения и неясности об учении суфизма. Эсобенно Имам Мухаммад Газзоли сюими трудами примирил, )бъединил явных и затаенных ученых, медресе и хонако. В XIII в. :уфийская мысль и социально-этическое течение Ахи достигли своей зершины в понимании человеческой жизни и действительного :ушествования бога, они охватили все стороны бытия исламского лира.
Именно в это время тюркские народы, давно избравшие своим яечеством Анатолию, не остались вне влияния суфизма и ахи! Если юдойти к проблеме с точки зрения темы суфизма и социально-»тического течения Ахи, то увидим, что в это время Анатолия во всех сношениях являлась ареной деятельности этих течений.
В результате монгольского завоевания и давления различных шейных опозиционных групп и политики государства Сельджукидов, ¡ыдающиеся деятели суфизма и течений футуввата и ахи мигрировали со своей родины. Часть их остановилась на :равнительно спокойных районах, которых не затронуло монгольское ишествие, в том числе они выбрали Анатолию. Среди этих жавонмардов и суфийских дервишей были и великие личности, :оторые стали причиной возникновения и прогресса суфизма и оциально-этического течения Ахи в Турции. Можно назвать Конью -юдину Джалолиддина Руми, в Кираншахр где жил - Ходжа Бекташ 5али, в Сивасе - Насириддин и в Анатолии Бургази и много других уфиев и приверженцев ахи. Кроме того, в начале XIII в. Анатолию юсетил известнейшая личность в суфизме Мухиддин Ибн-ул-Араби 628-1240), который философские, религиозные и суфийские доктрины ;ополнил и совершенствовал под названием единства всего сушего -ахдати вуджуд.
Впервые в этот период взгляды и убеждения суфизма турецкого течения Ахи приобрели тесную неразрывную связ которую нельзя видеть в другие периоды духовной жизни этой странь
В конце XII века на западных и восточных граница наблюдается два важных события в исламской культуре. Одно из ни: как продолжение беспрерывных походов крестоносцев, изгнана мусульман из Андалузии, другое же исчезновение культуры Хорезм как результат нашествия монголов.
В начале XIII в. сначала в Андалузии позже в Хорезм произошли внутренние политические волнения. Эти события стал поюдом для того, чтобы представители двух идеологических центре ислама нашли защиту и кров в Анатолии. Все эти факты сельджукском государстве Анатолии стали причиной культурного умственного пробуждения, привели к очень сильному умственном обновлению.
По этой причине высказывается мысль, что буш божественное предопределение избрало средством крестоносцев г. Западе и нашествие монголов на Востоке, чтобы Анатоли: превратить в новый культурный и научный центр исламского мира, центре которого обосновывается щедрость и смелость социальнс этической организации Ахиев.
г) Ахи, суфизм и их воспитательные планы.
Совершеннейшее воспитание личности происходит лишь путё обеспечения чистоты сердца, удовлетворения разума и спокойству мысли и действия. Это проявилось в культуре тюркских народо особенно в центре их культуры Анатолии вместе с её медрес приютами, остона и зовия.
В эпоху монгольского нашествия, когда ушли в небыт* могущественные государства, сообщества Центральной Азии потерял всё, когда пришло время разрушения искренности и верности семы человек лицом к лицу столкнулся с опасностью потери самого се& т.е. своей духовности, этических принципов и др, всего того, чт возвышает человека над остальным миром.
В это время народ обратился к приютам дервишей, дворцал путям и дорогам обновления, верам и религиям, особенно общественно-моральному течению Ахи, в поисках собственног освобождения, в поисках искренности и веры, которые можно был
гайти у ахиев и именно ахии смогли спасти себе подобных от 1счезновения.
Человек, вошедший в круг этих вероучений - суфизма и Ахи, ¡режде всего очищался от всех вожделений и дьявольских происков, кивотной чувственности, избирал своей целью единственный путь -1уть познания и сближения с богом.
Человек, вступивший в круг ахиев, не мог ни единой минуты :воей жизни провести без дела. Он обязательно должен был заняться :аким-то ремеслом. Для вновь вступившего организация определяла >бласть деятельности. Но люди, не имевшие никаких навыков, не »бученные никаким ремёслам, обучались какому-либо ремеслу или юкусству, если же кто-то не мог или не имел возможности обучаться ¡ему-либо, тогда они должны были на землях этих течений заняться ¡емледелием, т.е. крестьянским трудом. Таким путём они >беспечивали себя и свои семьи. Важным принципом являлось то, что иставники, ученики (мюриды) определённую часть своего дохода »тдавали беднякам, сиротам, одиноким и путешественникам.
Другой важный аспект то, что последователи этих движений и ечений в периоды, когда государство оставалось без правителя и [равительства, брали на себя обязательство защищать Родину от ¡нешних врагов и внутренних волнений. Более того, они боролись за оздание нового государства.
В этот период жили великие люди, которые своей личностью и (еяниями содействовали распространению и развитию таких течений. )дним из них был Мавлана Руми, который оживил особенности уфизма и ахи в своей личности и произведениях. Основная причина го бессмертия в том, что он свою жизнь привёл в соответствие со траданиями, нищетой, милосердием и мышлением сцоей эпохи. В итоге, его смешанное учение суфизма и ахи приблизило человека к ютине и богу. Орден Мавлави, т.е. суфизм и ахи, оказали на культуру иродов Турции ещё другое влияние, они придавали большое значение ащите и сохранению литературы и искусства, считали их средством юклонения свету и красоте. Отсюда, учение мавлави и ахи, будучи ;рупнейшими социально-этическими течениями, послужили делу оспитания и совершенствования нескольких поколений турецких »емесленников, художников, литераторов, т.е. умственной и удожественной элиты Турции и, в частности, Анатолии. Это было
могучее средство, пробуждающее чувство истинного братств бескорыстной любви и на протяжении многих веков чер деятельность Ахи общество боролось за расцвет и прогресс искусств литературы, музыки, поэзии. Ахи являлись сторонниками активно плодотворной деятельности и разумного мышления, боролись : пробуждение самосознания народа. Организация Ахи Bocnnraj многих выдающихся личностей, ставших слаюй литературы культуры Турции.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Бургази и его "Футувватнаме".
Бургази является одним из пропагандистов течения Ахи Турции. О его жизненном пути источники, кроме названия ei произведений "Футувватнаме", ничего не сообщают. Турецо исследователь Абдулбоки Гулпинарли и таджикский Курбан Васе родиной его считают Бургаз.
Гулпинарли в одной из своих статей, опубликованной в 1953г. сборнике экономического факультета Стамбульского университета №№ 1-4 под названием "Бургази и его "Футувватнаме", подчёркивае "Источники имя Бургази дают в форме Бурави, Бургади и Бургав: однако с такими названиями в Малой Азии ни в древности, ни современности нет ни города, ни населённого пункта. Но современны город Лию в прошлом назывался Бургаз и подчинялся Эдирн Следовательно, Бургази свой лакаб взял по месту рождения, ropoi Бургаз"
Известно, что Бургази до своего совершенолетия бы неграмотным, но любил учёных, постоянно встречался и беседовал ними. Почти за три месяца он проходит полный курс обучения, че сильно удивил и озадачил своих учителей. Для написания своег произведения он использовал много соответствующих книг г суфизму и ахи, в том числе "Касас ул-анбия" , "Тазкират ул-авлия" "Асрар ул-арифин", "Тухфат ул-васое" и "Футувватнаме Наджмиддина Заркура и других авторов.
Причину написания труда указывает сам Бургази. О восхищается величием пути и деяний ахи, упоминает, что не имеете
юбщающего труда об ахи, в котором были бы описаны все тонкости ого течения. Поэтому он говорит, что было много нерешённых и >удных проблем у избравших путь ахи и "в этой книге я попытался I них ответить и написал её на турецком языке",-говорит он.
Бургази написал это сочинение в 1250 в Анатолии на турецком ыке. Поэтому этот трактат, охватывающий пути и образ действий .иев и написанный на турецком, естественно был предложен ворящим на тюркских языках, чтобы они были знакомы с держанием отношений и порядков этого общественно-морального чения. Мы считаем автор, претендуя на звание первого юпагандиста этого течения в Турции.
Важнейшей частью трактата является та, в которой Бургази акомит с системой взаимоотношений среди ахиев и перечисляет изу до верху ступени их иерархической лестницы, т.е. первая арбият", вторая "йигит", третья "ахи" и четвёртая "шейх".
Бургази определяет ступень за ступенью воспитание вершенного человека, т.е. какое-то лицо в начале избирает цель, гем приступает к её осуществлению. Те, кто обладает твёрдостью и льной волей и не боятся жизненных трудностей и преград, стигают своих целей. Но Бургази не представляет вступивших на зт великий путь без наставника (муршед) и пишет... "Любой, не :еющий шейха, шейхом имеет дьявола". Основная и практическая пь автора и сегодня очень важна. В наше время человек и его [ропонимание и миропознание достаточно точны и глубоки, эта облема, т.е. иметь наставника, ведущего по дороге жизни, под дрым руководством которого легче проникать в корни любых наук тел, правильно оценивать свою значимость и степень готовности к :приятию любых жизненных ситуаций, имеет первостепенное ачение для воспитания последующих поколений и в понимании Зственного достоинства.
Важнейшая этическая особенность "Футувватнаме" Бургази в VI, что человек и его место, его роль в этом труде показаны творёнными, предназначенными только для добра. Автор для более -шого решения этой проблемы приводит беседу Али ибн Абуталиба пророком, содержанием которой является величие добра, [глийский педагог XVIII в. Джон Локк об этом говорит так: " добро ъ то, что может принести радость и увеличить её, уменьшить боль
и страдания и защитить от зла". К слову, между временем жиз: Джона Локка и высказываний о добре Али ибн Абутали промежуток более чем в 1100 лет, хотя адекватность их суждений лицо. Следовательно, духовное воспитание человека всегда являло элементом первостепенной важности в самосознании людей вс времён.
Основу футуввата Бургази, как и Али ибн Абуталиб, счита состоящей из семи положений: "сидк" значение его "истин; Второе"сафо", значение которой "чистота". Третье-"амонат" значении "доверие, вера". Четвёртое - "такво" со значена "воздержание". Пятое - "карам",имеющий смысл "благородстве
и и и и и ££ ■
шестое - мурувват , означающий человечность и седьмая - ха< смысл которого "стыд".
К числу семь Бургази относится как к чему-то священному. I его мнению, человек состоит из семи основных частей: головы, дв рук, двух ног, груди и спины.
Мир, небо и земля также состоят из семи частей. Дни неде. делятся на семь .
Коран также содержит семь разделов.
Ночь предопределения приходится на 27 день рамазана.
Во время молитвы (намаза) человек преклоняется свою семью членами тела. Благодеяние Всевышний определил в семь раз.
Границы владений Юсуфа определяются цифрой семь.
Сподвижников Кахфа было семь человек.
Пророк обошёл Каъбу (совершил тавоф) семь раз.
Сура "Фатиха" Корана состоит из семи оятов.
Человеческая жизнь делится на семь периодов.
Таким образом, Бургази, приведя такие примеры, как ( подтверждает своё трепетное отношение к числу семь.
В диссертации проведён также сравнительный анал жизненного пути великих учёных, например Ибн Сина, основанный делении жизни человека на периоды как рождение, воспитан! обучение, взросление, совершеннолетие и тд. с аналогичны! рассуждениями Джона Локка по отношению к джентельмена Также сопоставлению подверглись английское джентельменстю образ жизни и действий ахиев. Интересно, что особенное джентельменства, воспетые ДжЛокком, и "олуфта", описанн]
.Айни и ахиев имеют много общего. Прежде всего общим является ропаганда трудового воспитания, состоящего в том, что каждый член к общества должен был заниматься чем-нибудь: столярничать, жарничать, заниматься резьбой, кузнечным ремеслом, гончарным ;лом, шитьём шатров, ремеслом медника и торговлей парфюмерией т.д. С другой стороны, по словам Я.А.Коменского, в ;йствительности это так, занятие трудом удерживает человека от эаздношатания, тунеядства и от недопустимых дел, даже завонаруй^ний.
"Остона", можно сказать на современный лад "Клуб", является естом сборов ахиев, проведения собраний, приёма нуждающихся в эове и приюте и тд. В "Остона" ахии проводили долгие вечера, >стязались в остроумии, шутках, беседы их бывали дружескими, жренними и тёплыми. Вместе с ними радовались и веселились гости, /жестранцы, паломники, странники, в общем все, кто нуждался в зчлеге.
Интересен в "Футувватнаме" Бургази тот факт, не 1блюдающийся в произведениях такого рода других авторов, что ггор ступени прохождения пути ахия называет именами Сайфи и авли. Ступень Кавли считают происходящей от Абубакра Сиддика, а шфи относят к Али ибн Абуталибу.
Ступень Кавли считается начальной и последователи ахи в ней юходят испытания, после принятия в ряды ахи участвуют в ¡ремонии подпоясывания поясом ахи - „Шадд"-ом и только после ого переходят ко второй ступени - Сайфи. На этой ступени ахи ютигает чести подать „йигит"-у свечу, что является признаком 1вершенства.
Важнейшая часть „Футувватнаме" Бургази посвящена проблеме спитанности. Главная цель трактата - объяснить и раскрыть стиль изни и поведения ахиев и обучить их соблюдению всех обычаев, :ремонии и ритуалов. В „одоб"- е - „этик"-е, отраженной в этом >актате, на наш взгляд, собран кодекс, правила совместного житья эдей, их взаимного общения и при анализе его выявляются жнейшие и прекраснейшие законы и правила ахиев, приводящие к 1ру и согласию. В этой части объяснены, прокомментированы •дробно этика принятия пищи, питья, одевания, соблюдения личной гиены, подачи воды кому-либо, услужения, произнесения речи и
бесед, принесения чего-либо, пребывания в гостях, посещения старин и людей высокого положения, посещения больного и беседы с ни посещения траура, приглашение в гости, посещения кладбища, выез, на прогулку за город, купания в бане, услужения кому-либо в бане много другого, являющиеся основными элементами этик воспитанности и вежливости.
Среди перечисленного в трактате выделяется объяснение манер одеваться ахиев. Бургази подчеркивает, что халаты ахиев всеп должны были быть чистыми, одинаковыми и короткими. По цве' должны быть черными. Ахи не должен был одевать разноцветну шерстяную одежду, особенно желтого и красного цвете воспрещалось носить золотые кольца и перстни. Чалма его могла бы 7 до 9 ваджабов, т.е. пядей. Подчеркивается, что чалма шейх< должна была быть синей, мударрисов (преподователей медресе казиев (судей) и халифа (чинов, следящих за выполнением шариате зеленой, кори (чтецы Корана), хатибов - (прюповедников) интеллигенции, чиновников-белой, т.е. в этом отношении проводила* строгая регламентация. Бургази аргументирует такое разделен] известным историческим фактом, когда Абубакр одевался в одеж! синего цвета, Омар - зеленого, Осман - белого и Али черного, т.е. э-разделения взято из привычек четырех сподвижников пророка. Нуж! отметить, что в данном случае Бургази не вышел за рам! мусульманской традиции, хотя джавонмарды Хорасана до исламско] периода преимущественно одевались в одежды красного цвета, ч" ярко отражено в романе „Самаки айёр"(Х1в.).
Особенность этики ахиев состоит в том, что каждый член I общества должен был занят каким-то делом. Бургази подчеркивае что ахи должен был овладеть ремеслом по душе. Человек, ] овладевший ремеслом, каким-то искусством, т.е. не имеющ] специальности, не мог вступить в ряды футуввата и не мог достигну* ступени ахи. По этому вопросу можно сравнить взгляды немецко] педагога Георга Кершенштейнера (1854-1932) с этико-педагогически\ воззрениями ахиев. Ахии, жившие обязательно за счет своего труд зарабатывающие кусок хлеба своим ремеслом, искусством, ] интересовались богатством, внешним благополучием. Для них бьи обыденным делом заработанные днем припасы, деньги, вечере
оставить в „Остона", чтобы спасти нуждающихся странников, чужестранцев и т.д.
На наш взгляд, такое отношение ахиев к богатству, смыслу жизни является уже важнейшим воспитательным моментом, наполняет подрастающего члена общества духовностью, что не потеряло своей ценности и значения и сегодня. В современной Турции наблюдается существование таких качеств, принципов, особенностей ахиев, хотя и не называются они ахиями, джавонмардами или фатиями. В современности они приняли совсем другие формы, например, спонсорство, благотворительность, меценатстю и др. , но суть свою берут с древних времен, со времен фатиев и ахиев. Бургази отмечает „Были богатые ахии, которые покровительствовали своему „Остона", строили приюты, были даже ахии, которые посещая кельи членов братства, оставляли их хозяевам деньги, вещи, продукты, одежду и лошадей".
Значение трактата в том, что Бургази восхваляет это течение, т.е. он понимает огромное воспитательное значение движения футувват - ахи для духовного обогащения подрастающего поколения. Например, Джунайд Багдади говорил: „Всевышний творец создал мир и оставил футувват внутри темноты, т.е. темнота в смысле ночи и целью является завуалированность. Так и ахии, сюи добрые деяния не делают явно для показа и гордости, славы". Этот аспект учения ахиев имеет неоценимое значение в воспитании совершенного, всесторонне развитого современного человека. В этой части трактата Бургази, как иллюстративный и доказательный материал, приводит много дидактических рассказов от имени Шейх Фазла, Абубакра Варрака, Шейх Хариса, Шейха Насрабоди, Шейх Мухаммада ибн Али и самого автора, каждый из них раскрывает и украшает какой-нибудь важный постулат течения ахи. В этом разделе диссертации автор провел сравнение наставлений и дидактических высказываний известных Ахи с наставлениями Владимира Мономаха детям „Златоустом", афоризмы и высказывания Сократа, Демокрита и Аристотеля.
Интересно, что в своем „Футувватнаме" Бургази привел перечень людей, занимающихся некрасивыми и неприемлимыми делами, которые никогда не могут быть приняты в ряды ахи. К ним относятся: лицемер, двурушник, пьяница, массажист, маклер,
посредник, хирург, охотник, распутник, сплетник, завистник, во{ клеветник и им подобные.
На протяжении всего трактата красной нитью проходит мысль -защите и сохранении чистоты обрядов, ритуалов, образа жизни : действий ахи. Так, Бургази считает одной из основой совершенств для ахи умение выбирать соответствующего собеседника. Ахи н должен даже сидеть с дурными людьми, так как речи плохих люде: совершенно чужды ахи. Таким образом, трактат Бургази имее большое воспитательное значение и взгляды Бургази соответствую педагогическим воззрениям Роберта Оуена (1771 / 1858), которы: говорит "человек никогда не создал свои качества и создать их н может. Но если изменить окружение и воспитание, тогда мож» сформировать любое качестю".
XXX
Социально-этическое течение Ахи в древней Турции являлос важнейшей идеологической организацией. Другой вывод, к котором; привело исследование темы - это огромное влияние этики Ахи н обновление общества, на подрастающее поколение.
Следующий вывод, к которому пришёл диссертант, эт< неразрывная связь ахи с движением джавонмарди и история течени ахи является частью, до сего дня остававшейся неисследованной относящейся к Малой Азии.
Более значительной, на наш взгляд, является ценност исследуемой темы и выводы, к которым привело изучени имеющихся материалов то, что их можно использовать в воспитани] молодёжи в духе гордости за свой народ, за свою нацию, за своь Родину, чувства, которые проявлялись прежде всего в поведении ] жизни ахи.
Диссертант также аргументированно доказал, что ахи и суфиз? имели прочные связи, более того, суфизм как бы рос и развивался н, платформе практического ахи, существовавшего в очень далеки времена на древней земле Турции.
Важный вывод, к которому пришёл соискатель учёной степени состоит в том, что до исследования трудов Бургази в други; "Футувватнаме" не встречался так чётко разработанный кодекс жизн]
чести ахи, правила общения друг с другом и остальными членами щества. Диссертант последнюю часть трактата так и выделяет как [ в самостоятельную книгу под условным названием "Этика щения". Основная мысль этой этики - это превалирование при щении чувства доброжелательности, братства и терпимости.
Таким образом, типологическое исследование проблемы течения ш в Турции приводит к выводу, что во все времена люди разных оисхождений, цвета глаз и кожи, говорящие на разных языках и поведующие разные религии серьёзное внимание уделяли :питанию и обучению человека. Поэтому особой ценностью данной эоты является выявление, описание и исследование "Футувватнаме" ргази на турецком языке, который явно будет способствовать зершенствованию человека будущего.
А.хи на перекрестках истории. Душанбе., 1997. 58
Бургази и его футувватнаме // В сборнике:"Мораль и воспитание в зниях суфиев" Душанбе. "Маориф". 1998. 24с.
(Ифшои одамияти созмони Ахиён аз дидгох,и сайёхи араб) Раскрытие ланизма организации Ахиев с точки зрения арабского гешественника. Душанбе, ж."Адаб" 1998 № 4-6.
(Вожаи ахи ва шарх,у тафсири он) Термин ахи и его комментарии, понирован). 1998. 7с.
Трактат Ухувват Б.С. Нурси. Душанбе., 1998. 25с.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сарибаш, Сулейман, Душанбе
¿/■ ы - /3 /Уж
Вазорати маорифи Чумхурии Точикистон Донишгох,и давлатии омузгории то^икистон педагогии ба номи К^Ш.Чураев
¿Гаи*, иг
Сарибаш Сулаймон Соу^сяиь к*? - 9ми с гола, *с*'к и в Д/бс
О^ЦуА^* — (РА* о*?
с пи! а Ни^-С •л*'* 9г си
Чдраёни ич;тимой-ахлок,ии Ахй ва таъсири он дар тарбияи чамъиятй ва маънавии чавонон
и ал/; с
Мушовири илмй - доктори улуми педагогй, академики АИП ИЧДИС, Арбоби Шоистаи илми Ч,ум^урии Точикистон, профессор Обидов И.О.
Ро^бари илмй. Корманди Шоистаи Точ;икистон, доктори улуми филологй. Восиев К^урбон
Диссертасия барои дарёфти унвони номзади илм^ои педагогй
Душанбе - 1998
Мундаричд
Мукдддима .............................................................................................3
Боби 1. Сайри таърихии Ахй......................................................17-65
1. 1. Сайр дар таърихи ойини ичтимой-ахлок;ии Ахй.........17-46
1. 2. Вожаи Ахй ва шарх,у тафсири он...................................46-52
1. 3. Ифшои одамияти созмони Ахиён аз дидгох;и
сайё^и араб................................................................................53-65
Боби 2. Ахй ва тасаввуф..............................................................66-113
2. 1. Тасаввуф чист ва Ахй кист?...............................................66-85
2, 2. Назари ичмолие ба тасаввуфи ислом пеш
аз асри XIII..............................................................................85-96
2. 3. Мундари^аи гоявии тасаввуф ва Ахй
дар асрхои ХИ-ХШ...............................................................96-104
2. 4. Ахй, тасаввуф ва нак,ши тарбиявии он^о....................104-113
Боби 3. Бургозй ва „Футувватнома"-и у.................................114-170
Хулоса................................................................................................171-175
Китобнома........................................................................................176-187
Мудаддима
Дар таърихи мардумони олам созмону чараёнх,ои азиме вучуд доранд, ки онх,о дар муайян намудани зиндагиномаи ин ё он халк, ва тарзу тарик,и умргузаронии эшон х,иссаи сазовор доранд.
Ойини ичтимой-ахлощш Ахй аз х;амин гуна созмощоест, ки мисли муродифи хуросонии Осиёи Марказиаш - чавонмардй ва футуввати мамолики арабияш дар худшиносиву хдмхелписандй ва ша^омату к;удрати миллати Турк сах,ми беназирро бар ухда дорад.
Ин ойин дар сарга^и худшиносии миллати Турк rçapop дорад, зеро он таъминкунандаи шахсияти фард - фарди худшиносу хдмхелдусти ин мамлакат аст.
Таърихи зухури он ба таърихи худшиносии афроде, ки шахсияти худро ба дарк гирифта, баэфи бех,будиву ободй ва мустах,камиву нерумандии мамлакат камар бастаанд, вобаста мебошад.
Рушду нумуи он бошад, вобаста ба пешравии зиндагии мардумон, пайдоиши корхонах,ову цехх,о ва оромиву осудагии ша^ри асримиёнагии мардумони машрик;замин, пеш аз хдма мардумони Хуросонзамину Осиёи Хурд-Туркия будааст.
Унсур^ои бочилои онро тах;ти ном^ову истилоадои мухталиф дар хатти сайри таърихномаи тамоми мардумони олам дидан метавон. Аз ин ру, чараёни ичтимой-ахлок,ии Ахии туркиро метавон ^иссаи чудонопазири чараёни чавонмардии Осиёи марказй ва футуввати мамолики араб ба дарк гирифт.
Мух;тавои умдаи ин ойини сегона, бешубхд ба маромномаи во^иди онх,о, ки бузургдошти инсон ва мак,ому манзалати он к;арор дорад, чавхдри асосии инсондустиву ^амхелписандй ва худшиносиву шах;оматдориро молик аст.
Мардумони мамлакати Туркия х;амин чих;ати созмони ичтимой-ахлок,ии Ахиро аз к,адимулайём писандида, бах,ри дарёфти номи нек ва саодати абадй ба он гаравида буданд, ки то ба рузгори
мо унсурхои он дар лахзахои худшиносиву шахоматписандонаи мардумонамон хувайдост.
Бешубха он икдоме, ки фардиятхои алохидаи миллати турк бахри кумаку хайрияхои башардустона хам дар дохилу хам дар хоричи мамлакат ба харч; медиханд( аз ойини ичтимой-ахло^ии Ахи сароб мехурад. Фардиятхои саховатпешаи рузгори мо аз хусуси харочоти кардаашон камтар сухан ба миён мегузоранду бештар ин икдомро идома медихднд, ки он бидуни шак заминаи вок,еии башардустонаи гузаштагони мардумамонро аёнан намоиш медихдд.
Ч,оизи таъкид аст, ки мавчудият ва равнак;и ин чдраён берун аз марзхои сиёсии давлатхо ва марзу буми алохидаи мамлакатхо карор дорад. Биноан чун сухан аз ойини ичтимой-ахлокди Ахй меравад, ниссан умдаву пешгоми он - чдвонмардй дар якчоягй бо айёрии Ачам ва футуввати мамолики Араб пеш меояд. Аз ин ру, мавчудияти он чун муродифоташ унсури мучаллои муштараки башардустй ва демократии халкдои турку точикро таъмин намудааст.
Ёдовар мешавем, ки мо ба аввалин маротиба дар адабиёти педагогии классикии турк ба масъалаи ичтимой-ахло^ии Ахй назарандозй намуда, онро хамачониба мавриди тах,к;ик(и илмй к,арор додаем. Дар ин маврид дастраси мо хам маводи аввалиндарачаи к,аламй (аз кдбили дастнависхои „Футувватнома"-и Буррозй) мавчуд асту хам асархои назариву илмй ва хам осори илмии педагога. Чун банда мутахассиси забонхои форсии точикиву туркисту ба забони арабй шиносойии хубе дорам ва солхои зиёдест ба ом^зиши забони русиву англисй пардохтаам; бароям мутолиаи осори мавчудаи илмии дар ин забонхо буда мушкилоти мавзри пешгирифтаамро осон гардонид. Бад-ин манзур хднгоми тадк;ик,и чараёни мазкур мо асосан ба тазугали типологй ва методи мук,оисавй такя намуда, унсурхои умдаву муштараки таълимй ва педагогии онро мавриди тахдили хамачониба карор додем.
Бояд таъкид кард, ки омузиши монографии ойини Ахй дар кишвари мо - Туркия сурат нагирифтааст, вале муаррифии маводеро, юн аз мавчудияти Ахих,о ахбор додаанд^ дар коркой Абдулбок;й Гулпинарлй (2, с.76-153; 5-213) дидан метавон. Ба ин мавзуъ асосан китобх;ои донишманди точик К,урбон Восеъ (39; 82; 170; 171; 172; 173) барои мо ба сифати рох;намо истифода шудаанд. Х,амчунин назари мусташрик;ини Турк Ахмад Кабаклй (26, с.558; 27.); Искандар Пала (69, с.25, 162, 188-189); Купрулу Ф. (81, с.207, 216; 80, с.243, 270, 347, 360, 370, 372); Нурсй Б.С. (101, с.106; 102, с.262); Осман Туран (108, с.254, 318; 109, с.440-611), Форук К.Т. (149, с.234-265); Шарофатдин Туран (154, с.56, 317-319); Тавхидй (132, с.1202); Энсиклопедияи турк (160, с.22, 238); Рус: Бертельс Е.Э. (31, с.254; 32, с.213, 522); Боровков А.К. (34, с.86-89); Брагинский Н.С. (35, с.523); Гордлевский В.А. (42, с.106; 45, с.18);
^ Шойтов A.M. (155,с.46-60); донишмандони Эрон: Сайд Нафисй (94,с.185);
Парвиз Нотили Хонларй (113,с.1073-1077); Сарроф М. (127); Афгонй: Х^абибй А. (176); Як;ин Г.Х. (163); Покистонй: Мухаммад Риёз (117,с.52); мусташрик;и Олмонй: Франс Ташнар (134Д35) Гурчй: Хелешвили Ц (150,с.52) ва Точик: Шукуров М. (157,с.78-86); Салимов Ю. (122,с.З-28); Вазиров (37,с.20); Ч,алолов A.A. (51,с.17); агарчи осорашон бевосита ба тадкдау тахдик;и мавзри мо нигаронида нашуда бошад хам, зимни омузиши хдёти ичтимой-сиёсии асрх;ои XI-XII гох,о зикре аз мавцудияти созмони Ахиён кардаанд.
Храмин тавр Ахй чараёни ичтимой-ахлокд ва фарх,ангиест, ки решах,ои бостонй дорад. Он дорой маънавиёти бузург буда, тайи асрхои миёнаи мамлакати Туркия ва кишвархои хдмчивор мак;оми хосаро доро мебошад. Гордлевский В. менависад; „Созмони бародаронаи Ахй аз кддимулайём кувваи бузурги анъанавии ах,ли
W
хунару касабакори Осиёи Хурд буд.(43,с.1Ю)
Ахй ва зухури унсурхои он дар Осиёи Хурд дар асрх,ои пеш аз исломй мавчуд буд. Вале иддае донишмандон: Риёзихон (117,с.52),
А
Сарроф M. (127); Тавхддй А. (132,с.1202) ахиро х,одисаи пас аз исломй донистаанд.
Чуноне ки мухд1дк;ик;и адабиёти чдвонмардии точик К,.Восеъ таъкид мекунад, „ходисаи пас аз зухури ислом будани Ахй -чавонмардй чандон дуруст нест. Вок,еан ин чараёк хануз вак;те ки инсон ба кори дастачдмъона мепардохт дар миёни санъаткорону хунармандон унсурх,ои он ба вучуд меомад" (82,с.15). Таъкид бояд кард, ин чдраён ва рушду нумуи он *ам ба Осиёи Сагир ва х,ам ба Осиёи Марказй пасопеш зух;ур кард.
Ёдовар мешавем, ки унсурх,ои Ахиро дар баробари дигар кешу мазх;аб*ои ичтимой-ахлокй ва сиёсии замощои то исломй мисли Зарвониву Мехрпарастй ва Зардуштиву Монавй дидан метавон. Мухдмтарин андеша^ои гуманистие, ки зимни „андешаи рост, ^ гуфтори рост ва киродори рост" дар дини Зардуштй омадааст,
айнияти худро зимни талабот^ои ахлок,ии Ахй дидан мумкин аст.
Дар назари ичтимой-ахлокии ахй ЩйОД х;амон ва^т хушбахту саодатманд мебошад, ки инсонх,ои дар гирду атрофаш к;арор дошта осудаву озод ва табъи болидаро молик бошанд. Дар сурате ки ^аммаромону хамхелони инсон ба зачру алам гирифтор бошанд, инсон наметавонад, ки шодй дошта бошад.
Чунин маънавиёти бузург, ки ба чараёни Ахй таъсири амики хешро ворид сохтааст, имррз х;ам дар тарбияи мардуми Туркия чихдти умда мах;суб мегардад.
Чи^ати амалии чдраёни ичтимой-ахлок,ии Ахй ма^з аз ^амин хусусияти ифшои олами фардии инсон ба зух;ур мепайвандад. Дар кишвари Туркия вобаста ба ин маром мардумро дар ру^ияи оштихох,й, ягонагии зо^иру ботин ва самимияту хайрхохй тарбият менамоянд, Биноан, мавриде ки ба тарбияи маънавиёти чавонон ахдмият медих;ем, пеш аз э;ама хдмин гуна чдраёни ич;тимой-ахлок;ии Ахиро истифода бурданамон зарурати амалй дорад. Аз тарафи дигар,
<
дар Туркия, ки ду тарзи маърифати зиндагй - яке маърифати култураи магрибзамин дар ру ба руи фархднгу адаби машрик,замин к;арор дорад, барои омезиши он агар чанбаи х,усни ахлок;ии чунин ч;араёни шарк,иёнаи Ахй - ч;авононамон тарбият гиранд, зиндагиро боз хдм бештар дуст хохднд дошт. Гуманизме, ки дар мамолики маррибзамин асрх,о инч;ониб таррибу ташвик, менамоянд, ма*з хднуз дар аади бостонии Осиёи Марказй, ба хусус Осиёи Хурд - Туркия, ки „андешаи рост, гуфтори рост ва кирдори рост" аст, хдзор сол пеш аз ба дунё омадани Жан-Жак Руссо (1712-1778), ки мегряд: „Барои тарбияи маънавии инсон се шарти мух,им аст, ки парвардани х,иссиёти нек, му^окимаронии нек ва иродаи нек", мувофицати тамом дорад.
Ахих;о зимни мароми гуманистонаи худ, яъне бах;ри дар зиндагй дарёфтани камарбастагони ин ойин буданд. Онх;о пеш аз
хдма ба хдмхелон хирадмандона муносибат менамоянд. Гордлевский I В.А. алок;аи бисёр муста^ками „динй-рыцарй"-и бародаронаи ахиро бо
' кормандону касабакории корхоначоти Осиёи Хурд нишон меди^ад ва
таъкид менамояд, ки „Ахих,о дар т?ли андак замон такя бар хунармандони шазф намуда, таъсири сиёсии худро дар саросари Осиёи Хурд гузоштанд" (44,с.1181).
Ахиён мисли маздакиён барои бартараф кардани зиддияту мухолифат ва тачдиди адолату инсоф ва баробарии афроди ч;омеа мебошанд. Зимни чунин маром ахиён дар тамоми аср^о, ба хусус дар ( замони мудх,иштарини тохту този мугулон, ки бисёр мардумони Осиёи
Марказй ба Туркия х;ич;рат карда буданд, онх;оро сарпанох, додаву аз лавозимоти зиндагй ёрии беминнат расонидаанд.
Аз руи тамоми далелх,о фаъолияти созмони ич;тимой-ахлок,ии Ахй ба Осиёи Хурд аз Осиёи Марказиву Хуросонзамин рафтааст. Аз ин хусус мавчудияти унсурх;ои форсй-точикй дар "Китоб^ои футувват"-и арабй ва туркй шах,одат медихднд.
Л
Ёдовар мешавем, ки дар ин айём дар тамоми шахрхои Осиёи Хурд мисли Мовароуннахру Хуросон созмонхои ахщову чавонмардон вучуд дошт. Дар шахри Лозук; ахих,о тахти сарпарастии Ахи Тумону Ахи Синон ба ду дастаи калон так;сим мешуданд, ки низоми шах,р дар дасташон буд. Мо дар чехрахои абадзиндаи Бобаки Озарбойчонй, Сунбоду Абумуслими Хуросонй ва Ахй Имрону Ахй Носириддин, Ахй Арабшоху Ахй Эйма ва Ахй Шелони Туркй бехтарин ва комилтарин хислатхои волои ахли ин ойинро дидан метавонем.
Сабаби асосии ба зудй тавсеа ёфтани ахй ва муродифоти он дар шахрхои бузурги Осиёи Хурд ва Хуросонзамин аз шароити ток;атфарсои феодалй cap задааст.
Ахихо дар тамоми шахрхои Туркия: Истанбулу Анк;ара, Измиру Бурса ва Аданаву Сивосу Ток,ай дар айёми салтанати Аббосиён муташаккил гардида, ба дастгирии бечорагону нотавонон ва гарибон пардохтанд, ки ин хадафи асосии маънавии эшон буд. Дар замони хамлаи мурулон бошад, ахиён дар Осиёи Хурд дар маркази амалиётх;о кдрор гирифтанд. Мардуми шах,рх,ои ин мамлакат ба ташкилоти ахи^о ру меоварданд, ки к;увваи асосии мудофиавиро ташкил медоданд. Гузашта аз ин „дар Туркияи асри миёна муассисахои ёрдами ичтимой ва динй хдмон кадар хидмати зиёду мухталифро ба чо меовард, ки сайёхони мусулмону исавимазх,абонро дар х,айрат мегузошт. Бесабаб нест, ки Ибни Батута Анадолуро бо чамъияти чавонмардону - ахиён хамчун „диёри шафк;ат" номбар мекунад" (59,с.254). Купрулу Ф. таъкид менамояд, ки „ташкилоти Ахи^о дар маркази тамоми чунбиш^о к;арор доштанд... ва мисли инх;оро надидаам, гуфтани Ибни Батута, ки инх;о чавонони мучаррад х,астанд. Шахсеро барои худ х,амчун масъул интихоб карда, ба вай итотат мекунанд. Номи чамъияти онхоро Футувват меноманд. (59,с.215) хеле мухим аст.
Шарофатдин Туран дуруст мегуяд, ки ахигй ва чамъияти синфй дар фарханги турк дар асри XIII маънии бар.одариро дошт. Дар
забони турки акй аз хамин вожаи ахй баромадааст, вале он комилан як нест. Ташкилоти ахй хдмон ташкилоти футувватро дорад. Мо гуфта наметавонем, ки ин ташкилот фак;ат туркй бошад (154,с.56).
К,урбон Восеъ ба маврид таъкид мекунад, ки: вожаи ахй мисли муродифоти истило^ияш футувват ва чавонмардй сирф ба маънии истилох;й истифода шуда, х;атто рисолах;ое низ тах;ти х;амин унвон ба вучуд омадаанд. Баромади ин истилох, арабист на туркй, ки асосан ба маънии „бародар" ё "бародарй" ва чдвону "чавонмардй" истифода шудааст. (170,с.19-30). Заминаи арабй доштани ахиро х;ануз Гордлевский В. А. (44,с.И81) ва мух,акдик,они турк - Абдулбок;й Гулпинорлй ва Ах,мад Кабаклй (27,с.354) таъкид кардаанд.
Мух;имтарин сарчашмае, ки дар бораи ахи^о бах;с мекунад ,,Рездта"-и Ибни Батута мебошад. Ибни Батута шахсест, ки худ бор^о дар сарзамини Туркия мех;мони ч;амъияти ахиён гардида, аз чониби онх;о навозишх;ои зиёдеро эх;сос намудааст. Ин асар вок;еан комилтарин сарчашмаест, ки дар бораи пайдоиш ва тах;аввули чараёни ичтимой-ахлокди Ахиён маълумоти нодир меди^ад. Аз ин ру, ривочи ин чараён дар асрх;ои ХП-Х1У дар Осиёи Хурд басанда аст, ки Ибни Батута ба х;ар чое, ки мерафт, суроги зовияву остонаи ахиёнро мекард.
Ибни Батута чамъияти мазкурро бо истилох;оти сегона „ахй", "футувват" ва "чавонмард" дар "Сафарнома"-и худ ёд мекунад. (59.С.191).
Гузашта аз ин Батута таъкид менамояд, ки: гарибе, ки вориди шазфашон мешуд, дар остонаи ахиён чой меёфт ва то хангоми рафтан худро осуда эх;сос мекард. Агар шабе мусофир намерасид, гизоеро, ки тах,ия мешуд, худашон мехурданд ва сипас ба рак,су суруд мепардохтанд. Фардо боз ба корхонах;ои худ рафта ба касбашон манкул мешуданд.(59,с.281). Ин чи*ати масъала, яъне аз х,исоби афроди маслакй мукаммал будани ташкилоти Ахиён ва камари
хидмат бастани онх,о бах,ри оромии мардум ва чднбаи тарбияи инсони муосир зарурати аввалиндарачдро молик аст. Ахиён хдмчун гурух;и оппозисионии замони худ дар тамоми Анадолуи асрхои миёна,
махсусан,дар замони тохту този Чингизу Темур пах,н гардида буд.
/
Тасаввуф хдмчун чараёни ичтимоиву фалсафй ва динй ба якзамон зухур накардааст, балки барои пайдоиши он омилхои моддй, ичтимой ва сиёсиву маънавии инсонй мусоидат намудааст.
Чун тадкикоти мо ба як пахлуи умдаи тасаввуф-инъикоси тарбиявии он дар адабиёти турку точики асрхои XII-XIII ва муносибату фарки он ба чараёни ичтимой-ахлокии Ахй нигаронида мешавад, аз тахкики хамачонибаи он худдорй менамоем.
Чуноне ки Сайд Нафисй таъкид дорад: „бузургони мутасуфия хамвора тасаввуфро барои хос ва чавонмардй-ахиро барои авом медонистанд ва хардуро ба хам пайваст мекарданд" (94,с.132). Мавзуи тасаввуф меносибати ду к;утб - холик; ва махлук аст. Махлук, яъне инсон барои дарёфтани холили хеш рох мечуяд. Ин зот азамияти хастии худост. Ин хдкикат ба ду к;исм: а) Муносибати худо ба инсон ва инсон ба худо, б) Дар хама чизх;ои табиат тачаллии худо, омадааст.
Дар назария ва амалияи тасаввуф се унсури асосй мушохида мешавад, ки ба ^уръон алок;аманд нестанд ва се шохае хает, ки бевосита аз таълимоти ислом cap зада бо вай мувофик;ат кардаанд. Унсури аввал сшст, ки ба назари суфия чанбаи исломй не,
балки насронй дорад. Унсури дуюм дар замони хилофати аббосиён ба амал омад, ки шомз^Фж^ШЛШШ ва асосгузори он Робиа (185м./801м.) мебошад. Унсури сеюм бошад вщмш^УШЛ, аст, ки мактаби Боязиди Бастомй a.VIII-IX, Мансуру Хдллоч (a.IX) ва Ибни Арабй ифшогари он мебошанд. Дар ин к;исмат назари ичмолие аз зиндагиномаи Абусаиди Абулхайр, Ансории Х^иравй (1005-1088), Ах;мади Чомй
(1049-1142) Абдулмачд Саной ибт. а. XII, Аттор ибт. а. XII ва Чалолиддини Румй (1207-1274) меравад.
Дар асри XIII афкори тасаввуфй ва ичтимой-ахлок,ии Ахй дойр ба фахмиши зиндагии инсон ва вок,еияти хастии худо ба ну^таи куллй даст ёфта, тамоми тарафхои олами исломро фаро гирифт.
Махз дар хамин давра халкдои турк, ки Анадолуро кайхо боз ватан к;арор дода буданд, аз таъсири тасаввуф ва ахй дар канор намонданд.
Агар ба масъала аз чихати мавзуи тасаввуфу чараёни ичтимой-ахлок,ии Ахй нигох кунем, мебинем, ки дар ин давра Анадолу аз хар чихат хамчун сахнаи фаъолияти ин чараёнхо rçapop доштааст.
Дар натичаи истилои мурул ва фишори гуруххои мухталифи роявй ва сиёсати давлатии Салчуциён арбобони барчастаи тасаввуф ва номбардорони чараёни футувват ахиён аз зодгохи худ чилои ватан кардаанд. К^исме аз онхо ва минтакдхои нисбатан аз истилои мугул эмин монда, аз чумла Анадолу маскан гузиданд. Дар миёни ин чавонмардону дарвешхои суфй шахсиятхои бузурге буданд, ки сабаби пайдоишу рушди тасаввуф ва ойини ичтимой-ахлоции Ахй дар Туркия гардидаанд. Дар Куния Ч,алолиддини Румй, дар Токдй Фариддадини Ирок;й, дар К,айсар Мачнаддини Дас, дар К,ироншахир Хоча Бектоши Вали, дар Сивое Носириддин ва дар Анадолу Буррозй барин суфиёну ахимашрабон ва садхо диг�