автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Становление готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих действий младших школьников
- Автор научной работы
- Подоляк, Дарья Олеговна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Чита
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Становление готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих действий младших школьников"
На правах рукописи
ПОДОЛЯК Дарья Олеговна
СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2 р сен гт
Чита-2013
005533699
Работа выполнена на кафедре педагогики психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»
Научный руководитель: Ахметова Мария Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», профессор кафедры педагогики
Официальные оппоненты: Переломова Наталия Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», проректор по учебно-методической работе Шибанова Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ректор
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Благовещенский государст-
венный педагогический университет»
Защита состоится «10» октября 2013 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.299.05 при ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.
Автореферат разослан «09» сентября 2013 года.
Автореферат размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ ЬПр//\у\у\у: уак. ed.gov.ru.
Учёный секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент ¿Л/^" Марина Викторовна Сёмина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В наше время важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Современная школа ставит перед учителем проблему переключения образования на саму личность человека (ребёнка).
Важнейшими задачами обучения в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность обучения в основной школе; развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения предметных вопросов; создание психолого-педагогических условий для личностного прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Перечисленные задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значимость развития творческой личности студентов и школьников подчёркивается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников». Среди стратегических задач образования называется такой, как системный подход к моделированию целостной воспитательной системы урочной и досуговой сферы, в том числе, при решении творческого развития школьников. Возникает необходимость подробнее исследовать возможные пути становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников. Новая роль в этом плане отводится предмету «Окружающий мир». Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты.
Анализ научной литературы подтверждает, что в системе высшего образования такое направление, как становление готовности студентов к проектированию универсальных творческих действия младших школьников, разрабо-
тано в недостаточной степени. Ведущая роль творчества в становлении личности раскрыта в работах отечественных ученых Г. С. Батищева, Н. А. Бердяева, К. К. Платонова и др. Психологические механизмы творчества как деятельности и процесса рассматриваются в трудах Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна и др.
Теоретические и психолого-педагогические основы моделирования и проектирования анализировали А. Г. Ананьев, М. Н. Ахметова, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, О. С. Газман, В. И. Загвязинский, А. М. Лобок, А. В. Мудрик, Б. М. Неменский, В. А. Петровский, Я. А. Пономарев, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.
Однако отмечается недостаточная разработанность проблемы становления готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих действий младших школьников, что позволило выявить ряд противоречий:
• на социально-педагогическом уровне между расширением сферы деятельности студентов в проектировании творческих действий младших школьников («человек - человек», «человек — природа», «человек - искусство», «человек — информационное знание», «человек - жизнь») и недостаточной разработанностью концептуальных подходов к решению задачи творческого взаимодействия с окружающим миром;
• на научно-теоретическом уровне между традиционным подходом в теоретическом осмыслении реализации важного направления деятельности на определенном этапе процесса и отсутствием четкой стратегии существенно значимой идеи научного исследования - зависимости успеха в развитии креативных сил младших школьников от творческого потенциала учителя-воспитателя;
• на научно-технологическом уровне между разработанной практикой обучения младших школьников в условиях естественнонаучного образования и современной потребностью в расширяющемся пространстве метазнаний, позволяющем овладевать универсальными, социальными и предметными действиями в их единстве.
Отсюда актуальной оказывается проблема исследования, состоящая в обосновании и опытно-экспериментальной проверке системного видения путей для становления универсальных творческих действий студентов, центрированных на креативность младших школьников.
Названные выше противоречия и проблема исследования определили выбор темы исследования: «Становление готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих действий младших школьников».
Цель исследования — теоретическое обоснование и практическая реализация моделирования становления готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих дейст-
4
вий, что является ведущей идеей направленности на успешные действия обучающихся.
Объект исследования т становление готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих действий младших школьников в целостном образовательном процессе начальной школы.
Предмет исследования - этапность становления готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих действий младших школьников.
Сформулированные проблема и цель исследования позволяют представить гипотезу исследования, основанную на идее взаимосвязи универсальных творческих действий обучаемых и обучающих в следующих условиях:
если будут заложены общие способы порождения творческих инициатив студентов и школьников, учитывающие лучшие традиции образования прошлого и инновационные технологии настоящего, прогнозирующие развитие будущего; ;
если образно-оценивающее «картирование мира» (термин Э. А. Кацинадзе) будет представляться на уровне ассоциативных связей между явлениями действительности в условиях метапредметного подхода;
если моделируемая система становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий школьников будет представлена как мягко управляемая и самоуправляющаяся, вписанная в развивающую образовательную среду, стимулирующая «живое знание» (наблюдение, опыт, диалоговое общение, создание схем-образов, рисунков, проектов и т.д.), ориентированная на разный уровень креативности студентов и школьников. Модели системы, реализующие идею «Я Мир», должны проектироваться на основе этой исходной ценности, представлять результат-предпосылку единого мира: «Природа», «Рукотворный мир», «Мир другого», «Я - сам» (В. А. Петровский).
Задачи исследования:
1. Исследовать общетеоретические аспекты становления готовности студентов к проектированию творческой деятельности.
2. Проанализировать проблемы творческой деятельности учителей начальной школы как содержательную программу освоения студентами передового инновационного опыта.
3. Разработать интегративный концептуальный педагогический подход к изучению курса «Окружающий мир».
4. Выявить возможности стратегических и технологических решений для реализации ведущей идеи исследования - центрации творческих сил обучающих на обучаемых.
5. Смоделировать в опытно-экспериментальной деятельности поэтапную систему готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников и апробировать ее на практике.
Методологическую базу исследования составляют подходы: аксиологический (Н. А. Бердяев, В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили, В. А. Сласте-нин,
В. С. Соловьев и др.), системнодеятельностный (А. Г. Асмолов, Ц. 3. Доржиев, В. А. Караковский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Г. Ц. Молонов, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, В. А. Ясвин и др.), синергетический (А. Бабурин, Б. М. Бим-Бад, В. В. Василькова и др.),
Теоретические основы исследования включают изучение и осмысление следующих общенаучных и частнонаучных проблем: сущностные социально-психологические характеристики творчества как деятельности и процесса рассматриваются в работах Н. А. Бердяева, Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарева и др.; положения о значимости возрастных особенностей детей выявлены Л. С. Выготским, Р. С. Немовым и др.; идеи опережающего образования определяют В. М. Бим-Бад, В. П. Зинченко и др.; вопросы педагогической поддержки и сопровождения изучены О. С. Газманом, И. А. Колесниковой и др.; вопросы целостности в изучении человека определены П. Ф. Каптеревым, Г. Ц. Молоновым и др.; идеи проектной деятельности, способствующей превращению человека в творца и созидателя рассматриваются М. Н. Ахметовой, В. П. Зинченко, И. А. Колесниковой и др.; вопросы истории педагогики и образования исследованы в работах А. В. Роговой, Ю. В. Сенько и др.; общетеоретические основы профессиональной подготовки педагогических кадров в высшей школе рассматриваются в трудах Л. А. Бордонской, Д. Ц. Дугаровой, Т. К. Клименко, Л. В. Черепановой, К. Г. Эрдынеевой и др.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психологической, педагогической, историко-педагогической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, изучение нормативной базы, программной документации); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, эссе, опрос, самоанализ, анализ продуктов деятельности); статистические (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Опытно-экспернментальнон базой исследования являлись: факультет социальных наук, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» (ранее педагогический факультет ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского»), Средние общеобразовательные школы №5, №3, №26, г. Читы; №9, г. Хабаровск; №2, п. Дарасун, Забайкальский край. Общее количество участников эксперимента на разных его этапах составило более 600 человек, среди которых были студенты университета очной и заочной форм обучения по специальности «Педагогика и методика начального образования», по направлению «Педагогика», профиль «Начальное образование» (будущие и практикующие учителя начальных классов), учащиеся начальной школы (3, 4 классы).
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2006 по 2013 г.
Первый этап (2006 - 2009) - поисково-аналитический. На этом этапе проводились историко-теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ педагогических источников; изучение степени разработанности проблемы, определение методологических основ и методов исследования.
Второй этап (2009 - 2012) - экспериментальный. Он включал в себя накопление, обобщение теоретического и эмпирического материала, разработку модели становления готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих действий младших школьников. На данном этапе работы было подготовлено и издано учебно-методическое пособие «Формирование универсальных творческих действий студентов на занятиях по естественнонаучному образованию» (г. Чита, 2012 г.). Также была опубликована статья «Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по окружающему миру» в соавторстве с учителем начальной школы п. Дарасун Забайкальского края С. А. Колесниковой на международной практической конференции: Педагогика: традиции и инновации (II) (г. Челябинск, 2012 г.).
Третий этап (2012 - 2013) - обобщающий. На этом этапе были проведены обработка и анализ результатов опытно-экспериментального исследования, обобщение материалов исследования, уточнение выводов.
Научная новизна исследования. На основании выполненных исследований разработан научный интегративно-педагогический концептуальный подход, утверждающий идею реализации образа в деятельности мышления. Новой научной идеей, является системное видение путей становления универсальных творческих действий студентов и нацеленность на проектирование творческого потенциала младших школьников. Экспериментальная методика нашего исследования апробирует известную модель науки, включающую «вертикальное» когнитивное измерение, в котором действуют законы творческого мышления и утверждается особая логика, позволяющая представить эмоционально-ценностный опыт студентов как будущих учителей.
Предложена научная гипотеза исследования, в которой обозначены способы порождения творческих'инициатив обучаемых на основе лучших традиций прошлого, инновационной технологии настоящего и прогнозирующего развития будущего. Оригинальными суждениями по заявленной тематике являются: 1) представление «картирования мира» происходит на уровне ассоциативных связей между явлениями действительности в условиях метапредметно-сти; 2) интегративно-педагогический концептуальный подход основывается на системном видении путей для становления универсальных творческих действий студентов в поэтапном образовательном процессе: «Человек» - «Природа» -«Общество» (универсальные творческие действия - личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные); 3) педагогическая стратегия представлена нами как процесс двусторонний (на разных уровнях у студентов и школь-
ников формируются мировоззренческие картины мира, «проживаются» ценности, реализуются идеи «Я —>- Мир» как результат предпосылки единого мира).
Доказана перспективность построения логической знаковой модели, позволяющей наглядно представить не только внешнюю форму действий, но и внутреннюю - в виде слов, образов, планов, схем, правил, программ, как ориентировочной основы для иной деятельности. Трехэтапная модель обеспечивает центрированность на универсальные творческие действия обучающихся, в которых понятия «человечество», «природа», «мир» - являются общим. А единичное, особенное - представляет внутренний мир ребенка, «мое Я».
Введено определение для понятия технологического ресурса путем экстраполирования и экспликации. Это технология активного обучения на основе метапредметного подхода, в котором внешними условиями являются возможности проектирования образовательного «поля» как пространства, которое вписывается в окружающую среду образования. Внутренний источник возможностей - это контекст ситуаций, регулятив, направляющий развитие, движение с целью упорядочинить систему. И в том, и в другом случае ключевую роль играет человек, его универсальные творческие действия (организаторские, целевые, информационно-коммуникативные, аналитического характера, проективные, действия оценивания и др.).
Теоретическая значимость исследования обоснована следующими положениями:
доказаны опытно-экспериментальным путем положения авторского решения проблемы самопринятия личности студентом (будущим учителем) и школьником, обращенности к своему «Я» в условиях новой технологической идеи. Например, в опытно-экспериментальной работе введено единое задание обучающим и обучаемым как, метод создания «креативного поля», в котором проявляются творческие действия и креативный уровень становится проблемной самостоятельной целью исследования. Расширяются представления об изучаемом явлении, поскольку взаимодействия субъектов планируются как «встреча», когда движение становится однонаправленным, а сотворчество приближается к соавторству.
Применительно к проблематике диссертации использован технологический прием расширения «поля индивидуального воображения» в ситуациях сопереживания, эмоциональной рефлексии.
Изложены идеи «выхода» в другие сферы знаний в условиях метапредметного подхода. Слово, число, знак, рисунок, традиции, объекты, символы и другие ключевые первосмыслы расширяют границы образовательного пространства во внешний мир, обеспечивая содержательно-мировоззренческое сопровождение обучающихся. .
Раскрыты возможности метапоэтических текстов в познании окружающего мира природы с позиции сказок, легенд, фантазирования и затем - встречи с миром как реальной реальностью вхождения в жизнь, Единая педагогическая задача способствует переходу интегративной системы в процесс, в кото-
ром происходит соприкосновение «внешнего» и «внутреннего» («Мир» и «Мир во мне»), '
Изучены факторы поэтапного проектирования модели как причина, движущая сила процесса, определяющая его характер или отдельные черты. Сказка, Игра - это факторы эстетического фантазирования. Но Игра - это уже и реальность, второй, измышленный мир. Природа - фактор эколого-субкультурной практики детства. Факторы следующих этапов проектирования модели; Культура, в том числе экологическая. Художественная картина мира как единство реального мира смыслов, идеалов, «проживание» ценностей. Творческое пространство, где идея Мира раскрывается в категориях Истины, Добра, Красоты и Деятельности. Интернет-технологии как особое культурное пространство.
Проведена модернизация, изменение, усовершенствование знаковой, логической модели путём включения элементов технологической карты, что обеспечивает нетрадиционный подход к проектированию единого метапоэтиче-ского пространства «живой» и «неживой» природы, единый смысловой и знаковый комплекс (образ, ритм, звук, рисунок и т.д., где «Человек - это присутствие»).
Значение полученных результатов исследования для практики подтверждается следующим:
разработаны и внедрены новые образовательные технологии: технология метапредметного подхода как система, описывающая предмет средствами и терминами других систем - философских, гуманитарных, предметных; технология работы с метапоэтическим текстом как с эмоционально-смысловым построением картины мира; метафорические обозначения понятий как технологии активного обучения.
Путем экспликации нами составлено определение метапредметного знака как технологического приема. Это представление о мире, смысловые его характеристики, выделяемые на основе сопоставления, сравнения и преобразования изображения в личностное представление, отражающий диалогическое взаимодействие своего и чужого опыта.
Ключевым понятием исследования являются универсальные творческие действия. Это действия, выходящие за границы требований ситуации, это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Универсальные творческие действия помогают человеку развивать самого себя, формировать себя как целостную личность, соединяющую в себе и практическое, и духовно-нравственное совершенствование. «Универсальное - это категория, которая обозначает многомерность, присущую отдельному явлению, способность единичного поворачиваться разными гранями. Это не общее, присущее многим предметам, но многое, присущее одному предмету» (М. Эпштейн).
Определена перспектива практического использования теории как сопоставление программ действий для студентов и школьников. Например, для студентов это программа становления универсальных творческих действий на
основе единства «Человека и Природы». Школьникам предлагается представить это единство в рисунках И описаниях.
Создана авторская системная технология активного обучения на основе известной «кейс-технологии». ¡Новым является включение ситуативных упражнений и задач как основы единства творческих действий студентов и школьников. В нашем понимании, это Ь структурные элементы метазнания, объединенные единой педагогической задачей становления универсальных творческих действий в условиях технологического ресурса как интегративной системы на этапе ее перехода в процесс и как возможностного ее обращения к самодвижению личности, творчеству обучающих и обучаемых.
Представлены: технологическая карта блока «Человек и Природа»; разработана и представлена технология метода сценарного мышления, в основе которой лежат диалоговые отношения (коммуникативные универсальные творческие действия); представлена «карта педагогических находок» как технологический ресурс, проектируемый студентами. Это рекомендации более высокого уровня, продолжение дальнейшего совершенствования технологий.
Оценка достоверности1 результатов исследования выявила следующее:
Теория построена на известных фактах педагогической науки, согласуется с методологическими положениями, на которые опирается инновационная практика.
Идея базируется на данных опытно-экспериментальной работы проектирования универсальных творческих действий студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интегративный концептуальный подход в работе над курсом «Окружающий мир» представляет стратегию реализации идеи образа в деятельности мышления.
Ведущая идея исследования — взаимосвязь универсальных творческих действий студентов с развитием креативных сил школьников, в которой значимым является самодвижение участников учебного процесса в условиях «проживания» ценностей. Элементы «неустойчивости» процесса, представленные синергетической педагогикой, преодолеваются поэтапным становлением универсальных творческих действий студентов, при этом каждый новый этап решает более сложные задачи. Так, критерий первого этапа — восприятие природы как эмоционального объекта жизни, а его показателем является распространение эмоционально-этических норм на мир природы. На втором этапе критерием становятся отношения: Природа Человек, а познавательные исследования природных явлений — показатель устойчивости интереса. Критерий третьего этапа — поведенческий, практико-ценностный. Нравственные основы взаимодействия Человека с Природой - показатель высокого уровня.
2. На основе экстраполирования с последующей экспликацией составлено понятие технологического ресурса как источника возможностей для ос-
воения метапредметного подхода в условиях становления универсальных творческих действий.
Это технология активного обучения представлена как системный конструкт - «кейс-технология»: 1) построение собственного знания вместо принятия готового; 2) рисунок вместо определения понятия; 3) образ в метапоэтическом тексте как миррвоззренческая| идея; 4) эмоционально-философское размышление (эссе) как «засвечивание йдеи»; 5) понятие, представленное в метафорической форме; 6) необычный смысл прочитанного текста; 7) исследование, опыт наблюдения и анализа. Таковы основы универсальных творческих действий.
3. Технологический ресурс проектируется студентами: 1) психологический настрой (Какие универсальные творческие действия необходимы?); 2) установка на творчество (Как совместно со школьниками проектировать ситуации?); 3) установка на перспективу (Как реализовывать идею «опережающего» обучения?); 4) сочинение-миниатюра метапредметного характера как метод исследования (Как вести диалог?); 5) художественный концепт как сеть ассоциаций, эмоционально-психологическая картина, метафорическое когнитивное пространство «Человек как солнце мира» (Как построить технологический концепт в сочетании слова и рисунка?). После окончании оформления ресурса дается самооценка (могу, знаю, проектирую, управляю, организую, владею, творю, общаюсь, нужен другому,; умею помогать, готов к делу). Технологический ресурс - метапредметное «поле» созидания, условие становления универсальных творческих действий студентов, пространство внутреннего принятия и творчества Жизни. Утверждение эмоционально-образного познания мира акцентирует значимость творческого «вертикального» образного измерения. В аспекте метапредметного подхода оценивается активность человека в творческой деятельности, в созерцании, в ситуациях переживания и сопереживания, в построении креативного знания.
4. Стратегия поэтапного моделирования - это процесс, протекающий во времени. На всех этапах задача становления экологического идеала решается с постепенным усложнением. «Я - Сказка - Игра - Природа» (первый этап, на котором универсальные творческие действия студентов представляют воспринятую чувствами Природу как «проникновение»). На этапе «Человек - Я -Природа - Жизнь» Человек - это «присутствие», реальная реальность. Человек и Природа идентичны, это «образ Жизни». Этап выстраивания собственной модели мира как единого («Природа - Рукотворный мир - Мир Других - Я сам») - это творческое пространство, смысловой, художественный и знаковый комплекс универсальных творческих действий. Мировоззренческие идеи - результат метапредметности.
Становление универсальных творческих действий студентов рассматривается в системе «Человек и Природа» во взаимосвязи с системой «Человек и Общество»: личностные действия (универсальные творческие действия наблюдения, исследования; восприятие рукотворного Мира как живого, помнящего «руки своих творцов, их голоса» и др.); действия познавательные (универсаль-
!
ные творческие действия становления своих позиций в игровом обучении, доказательности в споре, предвидения, экспериментирования, универсальные творческие действия единства! рационально-научного познания и эмоционально-ценностного): коммуникативные действия (универсальные творческие действия общения с многообразном этнокультурным миром): регулятивные действия (универсальные творческие действия прогнозирующей рефлексии; УТД «операциональные», становление которых происходит в условиях «надситуа-тивных» решений). |!
Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, кафедры педагогики ЗабГУ. Основные положения и выводы нашли отражения в ряде публикаций, обсуждались и получили одобрение ца конференциях «Дошкольне образование в современных социокультурных условиях» (г. Чита); «Актуальные перспективы становления ребенка-читателя» (г. Чита); «Педагогика: традиции и инновации» (г. Челябинск), «Теория и, практика образования в современном мире» (г. Санкт-Петербург), «Педагогическое мастерство» (г. Москва) и отражены в 14 публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (196 источников) и приложения. Основной объем диссертации составляет 167 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении дается обоснование актуальности исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, формулируются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология и методы исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация, положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников» определяются исходные теоретические положения, раскрывающие сущность! становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий (далее УТД) младших школьников с точки зрения философии, психологии, педагогики, где целевыми ориентация-ми современного образования, выступает формирование УТД школьника, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта; обосновывается актуальность совершенствования УТД младших школьников. Раскрываются специфические особенности единого образовательно-воспитательного пространства как целостной открытой творческой системы и представлена система совершенствования универсальных творческих действий студентов (будущих учителей начальной школы) и учащихся.
В первом параграфе «Общетеоретические аспекты становления готовности студентов к проектирбванию творческой деятельности» с философ-
ских, методологических, психолого-педагогических позиций обосновывается необходимость становления готовности студентов к творческой деятельности.
В определении творчества философы выделяют не только создание нового, но и духовно созидательный аспект творчества в формировании личности. В психологии механизмы творчества анализируются в разных аспектах отечественными иСследователямй (Д.Б.Богоявленская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко и др.). Творчество субъекта осмысливается как духовная созидательная деятельность, в которой раскрывается субъектность (А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко и др.). В педагогике творчествр трактуется как мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуе|мого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляемое; как воображение.
Мы определяем творчество как выход за границы требований ситуации. Это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. В творчестве человек развивает, формирует себя как целостную личность, соединяющую и практическое, и духовно-нравственное совершенствование.
Мы выявили основные! положения этого феномена, которые поддерживаем и принимаем: 1
творческость, способность к творчеству является общеродовым качеством человека (П. П. Блонский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);
творчество является средством и условием развития личности, ее нравственности и духовности I (Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, М. П. Щетинин и
др); ;
творчество вырастает из диалога с миром, с другими и направлено к другим (В. С. Библер, О. В. Бочкарева и др.), имеет системно-уровневый характер (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев);
функции творчества: познание, самоопределение, самовыражение, преобразование себя и мира (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Д. И. Фельдштейн и др.);
способность к творчеству «предполагает наличие двух элементов: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое» (Б. М. Неменский);
- творчество как принцип мира, источник и смысл жизни, противостояние злу (Г. С. Батищев, А. А. Бодалев, В. Д. Шадриков и др.);
- творчество одновременно есть процесс человекотворчества (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев й др.);
-от творчества культуры лежит путь к жизнетворчеству (Ф. Ницше)
Во втором параграфе «Проблемы творческой деятельности учителей начальной школы как содержательная программа освоения студентами передового инновационного опыта» анализируется опыт учителей начальной
школы, касающийся проблем творческой деятельности как содержательной программы освоения студентами передового инновационного опыта.
Творчество «живет» в большей или меньшей степени в каждом ребенке. Увидеть любое творческое проявление ученика, создать условия для развития творческих способностей на Уроках и во внеклассной работе - эти задачи, на наш взгляд, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов.
Проанализировав актуальное состояние педагогической практики, мы пришли к выводу, что для учителя начальной школы важно понять, что на уроке не учебный материал изучается как таковой, а формируются способы познания окружающего мира. Наблюдается определенная сложность при организации контрольно-оценочной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир», поскольку спектр формируемых умений очень широк.
В младшем школьном врзрасте необходимо формирование нравственной культуры, знакомство с духовными ценностями народа. Именно в этом возрасте происходит активный процесс* социализации личности ребенка. Возникает необходимость использования учебно-методического комплекса при «проникающей» форме реализации технологии в условиях изучения отдельных тем и монотехнологии при компьютерном обеспечении. В настоящее время приобретают популярность компьютерные проекты младших школьников. Они могут выступать как способ развития коммуникативных УТД (информация о будущем проекте анализируется в коллективном общении детей, предлагаются решения, обозначаются основная цель и направления творческих решений, осуществляется свободный выбор каждым той части общей деятельности, которая ему предстоит). Этот выбор свободен, индивидуален, соответствует интересам и способностям каждого. Принимается решение о целостной картине проекта («Природа Забайкальского края», «Животный мир Забайкальского края» и т.д.). Актуальной является поддержка исследовательской деятельности учащихся, социально-ориентированных проектов. Среди таких проектов можно назвать проведение 22 апреля во Всемирный день Земли региональной экологической ежегодной акции «Охранять природу - значит любить Родину!» в образовательных учреждениях края (Технологические разработки в пособиях «Экологическая акция: Охранять природу - значит любить Родину!»).
В большинстве программ для начальной школы отбор материалов для содержания курса осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство, целостность, а краеведческий - на основании сравнения далекого и близкого конкретизировать это далекое, воображаемое, приблизить его к опыту детей (Д. С. Лихачёв).
В современном развивающемся обществе наблюдается ряд экологических проблем. В решении данных проблем присутствует психологическая трудность, так как приближающийся экологический кризис пока еще не воспринимается большинством как личностная проблема. На наш взгляд, для решения глобальных проблем необходимо осознание каждым этой опасности. И в данной си-
туации важная роль должна быть отведена экологическому образованию, в центре которого стояло бы воспйтание экологической культуры (В. П. Горлачёв, Е. А. Игумнова).
В ходе воспитания эколбгической культуры у учащихся необходимо оказывать им педагогическую. Педагогическая поддержка — один из факторов развития школы. Но этот фактор весьма значим, поскольку педагогическая поддержка - это модель взаимодействия людей, которая должна пронизывать все структуры образования сверху донизу. Это поможет реально приблизить школьную систему к ребенку. :
Для нас значимым является предупреждение С. Д. Смирнова, который считает, что при определенных условиях знание может быть «убийцей творчества». Мыслительный акт, замечает ученый, будет творческим, если не получен в результате действий по алгоритму. Условиями этого процесса, как показывает наш опыт, должны стать: 1) безоценочность действий студентов на первом этапе УТД; 2) сотруднические отношения; 3) ситуация свободного выбора педагогических идей; 4) личностная Значимость творческих решений.
Передовой инновационный опыт успешно осваивается будущими учителями, если соотносится с возможностями индивида. А в будущей практике также с потребностями образовательной ситуации. Сущность готовности учителя - интегральное свойство' личности, целенаправленный процесс развёртывания продуктивного взаимодействия студентов и школьников.
В третьем параграфе «Интегративный концептуальный педагогический подход в работе над курсом «Окружающий мир» решается задача концептуального подхода. Если концепция — это особый способ осмысления, оформленный в систему принципов и представлений, на основе которой интегрируется и организуется деятельность, то концептуальный подход - способ преобразования; деятельности] ее руководящая стратегия. Интегративность концептуального подхода гипотетически предполагает нацеленность на связь и разрабо9тку поиска «соединения» деятельности творческого характера у студентов (будущих учителей) и .школьников. Показано системное видение путей становления таких взаимосвязей. В разработке концептуального подхода мы исходим из имеющихся концепций внутрипредметной интеграции педагогического знания (В. И. Загвязинский). Главными, на наш взгляд, являются интеграционные процессы осмысления образно-оценивающего картирования мира; восприятия природы как объекта познания и как условия обитания; взаимодействие Человека с Природой (поведенческий, практический, ценностный подход). В параграфе представлена система универсальных творческих действий студентов как основа стратегических и практических решений.
Интегративный педагогический концептуальный подход строится с учетом гипотезы исследования, в Которой обозначены общие способы порождения творческих инициатив, учитывающих лучшие традиции образования прошлого, инновационные^ технологии настоящего и прогнозирующее развитие будущего. Метапредметньш подход нацелен на творческое саморазвитие будущего учите-
ля как человека культуры, социально активного, критически мыслящего и стремящегося к самосовершенствованию. Моделируемая система представляется как мягко управляемая и; самоуправляющаяся, вписанная в развивающую образовательную среду, стимулирующую «живое» знание (В. П. Зинченко)
На основе гипотетических положений выстраиваются стратегические и тактические решения как деятельность дальней перспективы и искусство реализации цели и средств ее достижения в образовательном текущем процессе.
Рассматривается термин «школа нового поколения», который должен стать ориентиром в работе со студентами, будущими учителями.
Во второй главе «Педагогическое обеспечение реализации стратегических условий становления готовности студентов к проектированию творческих действий младших школьников» дается обоснование разработанным в ходе опытнотэкспериментальной работы условиям становления готовности студентов к Проектированию: универсальных творческих действий младших школьников в процессе естественнонаучного образования. Выявляются возможности стратегических и технологических решений для реализации ведущей идеи исследования - соотношения творческих сил обучающих и обучаемых. Моделируется поэтапная система готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников в процессе естественнонаучного обр|азования. Проводится анализ опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме. !
В первом параграфе «Технологический ресурс содержательного аспекта работы над курсом «Окружающий мир» выявляются возможности стратегических и технологических решений реализации ведущей идеи исследования -соотношения творческих сил студентов и школьников. В ходе работы мы обращаемся к сферам деятельности студентов (будущих учителей), в которых происходит активный процесс становления универсальных творческих действий (УТД): «Человек - Человек», «Человек - Природа», «Человек - Искусство», «Человек - Наука», «Человек - Техника». Технологические решения направлены, в том числе, на воспитание экологической культуры младшего школьника как личности, ответственной перед собой, своими современниками и потомками за своё здоровье, мысли, устремления, поступки, принципы, осознание ценности любой жизни на Земле й учёта законов развития природы и общества.
Для реализации ведущей идеи исследования - соотношения творческих сил обучающих и обучаемых 4- нами была решена задача выявления возможностей стратегических и тактических подходов в условиях технологического ресурса содержательного аспекта работы над курсом «Окружающий мир». В теоретическом плане мы определили понятие технологического ресурса. Во-первых это источник возможностей, интегративного единства вариативного содержания, методов, средств, фЬрм обучения и воспитания, ориентированных на развитие личности ребенка (внешние условия). Во-вторых, это также целенаправленный процесс взаимосвязи становления УТД студента (будущего учителя) и сотворческих отношений; школьников (внутренние условия).
Опытно-экспериментальрая работа способствовала выявлению и определению внешних! и внутренних условий как возможностей технологического ресурса. Нами представлена взаимосвязь технологического ресурса с метапред-метным подходом как системой, описывающей предмет средствами и терминами других систем - философских, гуманитарных, предметных (разработана технологическая карта блока «Человек и Природа»), Предусматривается учет специфических ¡отрицательны* факторов, искажающих процесс воспитания и развития школьников. В опыт'но-экспериментальной работе доказано решение проблемы самопринятия личности как обращенности к своему «Я» в условиях нового тактического подхода | разработки заданий, обращенных одновременно к студентам и Щкольникам. При этом отдельно предусматриваются программа действий студентов и - программа действий школьников (с подведением итогов). Реализация метапредметного подхода строится на основе сопоставимости заданий для студентов и школьников по текстам мифологии с последующей со-творческой деятельностью. Тактические решения соотношения научных данных о планетах' и их описаний в сказаниях и мифах реализуют такой технологический ресурс, как расширение «поля индивидуального воображения». Студентами технологически осво'ено понятие «метапредметного знака» как способности производить схематизацию, графические изображения (знаки-копии, знаки-признаки; знаки-символы). Путем экспликации нами составлено определение метапредметного знащ как технологического приёма вызывающего определенные представления о Мире, смысловые характеристики которого выделяются на основе сопоставления, сравнения и преобразования изображения в наглядный образ, отражающий диалогическое взаимодействие своего и чужого опыта. Вопроф технологического ресурса раскрываются путем вовлечения студентов и младших школьников в предметно-социальную среду посредством анализа метапоэтических текстов и окружающего мира природы (с позиций виртуальной и реальной реальности). Организация процесса образования подготавливает овладение кейс-технологией активного обучения, ориентированного на творчество. В нашем определении, это - структурные элементы метазнания, объединенные единой педагогической задачей становления УТД студентов и школьников в условиях реализации технологического ресурса как интегра-тивной системы на этапе её перехода в процесс и как возможностного ее обращения к самодвижению личности. Определены структурные элементы кейс-технологии: построение знания; рисунок вместо определения понятия; образ как мировоззренческая идея; эмоционально-философское размышление; метафорическая форма понятия; исследование, наблюдение, опыт анализа и т.д.
Апробирован и описан метод сценарного подхода в изучении аспектов единого мира - 'живого и рукотворного.
Внешние условия как возможности технологического ресурса и внутренние источники возможностей:(универсальные творческие действия) представлены в «Карте педагогических, находок».
Во время констатирующего этапа эксперимента нами были определены уровни владения УТД обучающими и обучающимися. Первый уровень владения УТД - минимальный. На минимальном уровне развития творчества оно часто оказывается подражательным. Школьник не способен адекватно воспринимать новую информацию, и; преобразовывать ее. На данном уровне в разной степени развиты УТД наблюдения; утверждения своих позиций в диалоговом общении с «другими»; отстаивания своих позиций в игровом обучении; УТД «вслушивания». Студенты и школьники могут осмысливать свой личный опыт и интересы, умеют общаться с; многообразным этнокультурным миром.
Второй уровень владения УТД - средний. На данном уровне студенты и школьники умеют понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму; способны активно' использовать приобретённые знания в знакомой ситуации. На данном уровне развиты такие УТД, как способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками; УТД «переживания»; понимания позиций иного плана. Присутствуют умение доказать в споре, способность к генерализации отношений («Я=Другой») в образной форме восприятия. Школьниками осуществляются первые шаги понимания природы.
Третий уровень владения УТД - высокий. Высокий уровень предполагает полное включение студента, и школьника в процесс творчества, их участие в нем, сопереживание, вчитывание, вчувствование, вслушивание в жизнь человека; природы и слова; это метапредметное «поле» созидания, внутреннего принятия творчества жизни. Студенты владеют кейс-технологией активного обучения. Школьники способны самостоятельно интегрировать полученные знания в систему собственных знаний И умений проектировать новые способы решения. Студенты способны принимать ценности мира и отражать их в позиции: традиционной и педагогической поддержки. На данном уровне развиты такие УТД, как: креативные, нестандартные универсальные творческие действия воображения; УТД предвидения последующих действий в игровых ситуациях и осмысливание своей «роли»; УТД как способность установления «поля» согласия, при котором возможен отказ от своей позиции; УТД как способность соотносить результат деятельности с поставленной целью (рефлексия как взгляд в будущее, перспектива); УТД как способность осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны (рефлексия как взгляд назад - оценивание прошлого); УТД обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начального! этапа самообразования («узнавание своего знания, самого себя, своей мысли»). Формулируется собственное «кредо» жизни в Обществе и Природе. |
Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показал, что 7% студентов и 26 % школьников обладают низким уровнем УТД. Таким образом, результаты проведенного нами констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по становлению готовности студентов к проектированию УТД младших школьников показал и актуальность ис-
!
следуемой проблемы, определили направление и содержание преобразующего этапа работы. |
В таблице 1 приведен^ сведения, отражающие общий уровень становления УТД у студентов и школьников во время констатирующего этапа эксперимента. ;
Таблица; 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента студентов и штольни! ' ков
Уровень становления УТД Студенты Школьники
Констатирующий этап (%) Констатирующий этап (%)
Высокий ! 17% 15%
Средний ! 76% 59%
Низкий ! 7% 26%
Ставится задача поэтапного моделирования с целью повышения уровня становления УТД.
Во втором параграфе «Поэтапное моделирование системы становления готовности студентов к! проектированию универсальных творческих действий младших школьников» нами была смоделирована поэтапная система готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников. Модели системы, реализующие идею «Я=Мир», должны представлять результат-предпосылку единого мира: «Природа», «Рукотворный мир», «Мир Другого», «Я - сам» (В. А. Петровский). При этом мы исходим из интегративного педагогического концептуального подхода в работе над курсом «Окружающий мир».
Поэтапное моделирование системы становления готовности студентов к проектированию УТД младших школьников решает задачу, с одной стороны, подведения итогов, с другой -¡представления последовательных шагов в работе начинающего учителя. Представим разработку модели становления готовности студентов к проектированию! универсальных творческих действий младших школьников на трех этапах работы. Первый этап модели назван «Я - Сказка -Игра - Природа» (первый год 'обучения). На нем ребенок воспринимает все через призму своих знаний, полученных до школы. Мы вводим его в мир Природы через хорошо знакомые ему вещи - сказку и игру. Ребенок всю информацию пропускает «через себя», он мыслит и мыслит творчески, выходя за границы требований ситуации (рис. 1).
Рисунок 1 Разработка модели системы становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий (первый этап)
Я - Сказка - Игра - Природа
Идеи (содержательный аспект УТД):
• Личность человека (ребёнка) надо помогать ему «образовать», создать свое «Я» ил_Ц
не нагружать информацией. N—г
• «Антиципация» - опережающее отражение (предна-стройка, ожидания, интуиция)
Исходная позиция учителя (студента): убеждения детей строятся на уровне фантазирования картин мира, виртуального взаимодействия с героями сказок. Кажущиеся реальными отношения - основа выбора в поступках и действиях детей.
как путь в будущее. [~> Уже младших школьников на-
• иіґач ^т.ч-т О*. „І/1--------Ч пп _____________J_____
«Кем быть?» «Каким быть?» - вопросы на перспективу изучения естественных наук: «Как жить?» • «Человек —человеку...» «Человек - природе... Кто?»
до вводить в мифологию: античную, славянскую, давать представления о Востоке и его
ценностях, уделять больше внимания русскому фольклору, вводить в историю христианства.
УТД студентов на первом этапе моделирования системы:
1. Анализ метапоэтиче-ских текстов и окружающего мира Природы с позиции ми-
фсцюгии. фантазирования, уче--у та интереса детей.
2. УТД студентов мета-предметного подхода в условиях наблюдения за явлениями Природы, Окружающего Мира
флоры и фауны.
Рисунок 2. Разработка модели становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников (второй этап)
Идеи (содержательный аспект универсальных творческих действий):
• Наполненность личнои жизни социальными
смыслами: устремленность в будущее не может
Человек - Я - Природа - Жизнь
Исходная позиция учителя (студента): вовлечение ребенка в предметно-социальную среду, где возможно движение его собственной деятельности. «Человек - это присутствие» (М. Хайдеггер) (з
сопровождаться разрывом Л-ЦЭсобую значимость имеет по-
ППОТПТТЫМ — .......................
прошлым
• Построение знаний как испытание мира, «экспериментирование» над ним, испытание самого себя (Г. Г. Шпет).
• Самодвижение как личностный выбор (О. С. Газман)
ложительный потенциал моделируемого пространства. \ Сочетание различных образов выполняет функцию смысло-образующую. (В. П. Зинченко)
Универсальные творческие действия студентов на втором этапе моделирования системы: Педагогическая поддержка
становления универсальных творческих действий младших школьников познавательно-поискового характера понимания затруднений вхождения в ситуацию.
Универсальные творческие
действия, стимулирующие «выход» за пределы собственных возможностей в решении проблемы (задачи).
Развитие универсальных творческих действий логического и пространственно-образного мышления.
Второй этап наполняет модель социальными смыслами: «Человек - Я -Природа - Жизнь» рассчитан на второй, третий год обучения в школе. В этот период ребёнок соприкасается с такими важными стадиями изучения предмета «Окружающий мир», как «Человек и Природа», «Человек и Общество». Ребёнок находит точки взаимодействия Природы Общества и Человека (рис. 2).
На третьем этапе (это четвёртый класс начальной школы) ребёнок знакомится с гранями единого мира: «Природа», «Рукотворный мир», «Мир других», «Я сам». УТД младших школьников - это движение смыслов, постоянное обретение меры свободы
20
и ответственности в современном изменчивом мире, где чувство, есть «переживание отношений», природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля), «Рукотворный мир», созданный человеком, все это делает картину мира единой целостной, «живой» (рис.3).
Рисунок 3. Разработка модели становления готовности студентов к проектированию УТД младших школьников (третий этап)
Идеи (содержательный аспект универсальных творческих действия):
• Направленность способностей ребенка к размышлению, '
сомнению, желанию задавать вопросы и ставить их самому себе, искать и находить связи между явлениями и событиями в ситуациях
переживания |-\
(интелеллктуально- у когнитивной) Помощь школьникам в становлении универсальных творческих действий «постижения художественной картины мира» (Б. М. Неменский).
Грани единого мира: «Природа», «Рукотворный мир», «Мир других», «Я сам».
XX
Исходная позиция учителя (студента): вхождение младших школьников в творческое пространство, осмысление ими образа Мира как множества «входов», «окрашивание» этого образа человеком, его чувственными характеристиками. |— «Социальна среда как громадный резонатор, где ребенок постоянно чувствует идущие навстречу ему отраженные впечатления своих же собственных поступков» /-
(Л. С. Выготский) N
Универсальные творческие действия студентов на втором этапе моделирования системы:
Становление универсальных творческих действий студентов «как развертывание предзаданности в условиях, когда образование является поиском, узнаванием своего образа «Я» (А. Н. Тубельский) Становление метапознавательных
^универсальных творческих действий (по
предвидению последствий -----
событий, постановка
проектирование).
Универсальные творческие действия рефлексивного и опережающего характера осознания новой задачи. Универсальные творческие действия образного восприятия Мира: «Образы обладают большей, чем слова, ассоциативной силой «...» Образы субъективны и пристрастны» (В. П. Зинченко)
действий или вопросов.
В данном параграфе нами были представлены обобщённые итоги опытно-экспериментальной работы, которые показывают положительную динамику становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников. Покажем на диаграмме результаты измерений на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (диаграмма 1,
Диаграмма 1. Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы студентов (335 студентов)
□ Начало ■ Конец
минимальным средний
Диаграмма 2. Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы школьников (302 школьника)
М0Ш
; ,лк;,:.- г $
¿еад в щи 1
иНачпло Ш Конец
мнюсмалькый
В третьем параграфе «Направления в деятельности становления универсальных творческих действий студентов с учётом опыта дошкольного образования и последующей ступени старшей школы» мы исходим из актуальности сформулированной нами проблемы исследования, состоящей в обосновании системного видения путей становления взаимосвязей универсальных творческих действий обучающих и обучаемых в образовательном процессе. В центре нашего внимания - стратегические и технологические решения становления готовности студентов к проектированию УТД младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» (предмет исследования) с учетом опыта дошкольного образования и последующей ступени старшей школы.
В центре нашего внимания УТД студентов, будущих учителей. Эти действия центрированы на креативность и творческость обучаемых - младших школьников. Реализация такой центрированности предполагает содержательно-технологическую стратегию системного подхода к образовательной структуре. Стратегия предполагает, прежде всего, в качестве исходного материала теорию и опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками учителя-воспитателя.
В заключении диссертации подводятся итоги, формулируются выводы:
1. На основании выполненных исследований разработан интегративно-педагогический концептуальный подход как способ преобразования деятельности, её руководящая стратегия. Интегративность гипотетически предполагает поиск связи (соединения) деятельности творческого характера будущих учителей (студентов) и школьников. Процесс готовности субъектов включает связь в названных видах деятельности.
2. В исследовании реализована научная гипотеза: а) установлению ассоциативных связей при «картировании мира» способствовала метапредметность»; б) системный подход основывался на УТД студентов и школьников в поэтапном образовательном пространстве («Человек», «Природа», «Общество»), Формировались действия личностные, познавательный, коммуникативные, регулятивные; в) на разных уровнях обучения зафиксировано формирование у студентов и школьников мировоззренческой картины Мира, «проживание» ценностей «Я ^Мир». Трехэтапная модель обеспечила условия центрированности на УТД обучаемых и обучающих.
3. Доказана возможность технологического ресурса, планируемого студентами (будущими учителями) как метапредметного «поля» созидания, пространства внутреннего принятия и творчества Жизни. Опытно-экспериментальным путем дока-
зана продуктивность введения единого задания студентам и младшим школьникам как методам создания «креативных» образовательных ситуаций проблемно-версионного характера. Технология активного обучения ориентирована на студентов (будущих учителей) и школьников с учетом особенностей становления готовности к творческим действиям.
4. Исследовательская деятельность позволила сконструировать авторский вариант на основе известной системной «кейс-технологии». Новым является включение технологий творческих действий студентов и школьников. Это структурные элементы метазнания и метадействий, объединенные единой педагогической задачей -становлением УТД.
5. Опытно-экспериментальная работа определила возможности «выхода» в другие сферы знаний в условиях метапредметного подхода как системы, описывающей предмет средствами и терминами других систем - философских, гуманитарных, предметных. Апробирована технология работы с метапоэтическим текстом как эмоционально-смысловым построением картины мира.
Проблемным остается вопрос о взаимосвязи творческих действий студентов в условиях реализации центрированности на креативность дошкольников, младших школьников и младших подростков. Эта сложная «предметная линия» требует дополнительных специальных исследований внешних и внутренних предпосылок. Таковы перспективы дальнейшей опытно-экспериментальной деятельности.
Исследование констатирует следующее:
Становление готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников должно осуществляться системно, поэтапно. Положительная динамика будет явной, если будет осуществляться во взаимосвязи успешного развития творческих сил младших школьников и творческого потенциала студентов как будущих учителей-воспитателей.
Считаем, что поставленная цель исследования достигнута. Проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку системы становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников в процессе естественнонаучного образования. В то же время диссертационное исследование не исчерпывает всего многообразия поставленной проблемы.
Основные положения и результаты исследований представлены в 14 публикациях автора общим объемом 5,05 п.л., авторских 4,45 п.л.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК
1. Подоляк, Д. О. Моделирование системы становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников // Школа будущего. - 2012. - №6. - С. 22 - 27 (0,5 п.л.).
2. Подоляк, Д. О. Метапоэтический текст в метафорическом дискурсе преподавания предмета «Окружающий мир» младшим школьникам / М. Н. Ахметова, Д. О. Подоляк // Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 50 - 55 (0,5 п.л.).
3. Подоляк, Д. О. Конструирование модели становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников в системе обучения предмету «Окружающий мир» // Начальная школа. - 2013. - №6. - С.102 - 107 (0,5 п.л.).
Публикации в научных журналах и материалов научных конференции
23
Подоляк, Д. О. К вопросу преемственности дошкольного и начального образования в свете инициативы «Наша новая школа» И Дошкольное образование И™* социокультурных условиях: реалии, вызовы, перспеетивы - Чита! оаох 1 ПУ им. Н. Г. Чернышевского. - 2010.-С.253-255 (0,4 пл)
5- Подоляк, Д. О. Может ли ребенок читать учебник'естествознания // Актуальные¡ проблемы и перспективы становления ребенка-читателя. - Чита- За-6ГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. - 2010. - С. 179 - 182 (0,3 пл.). „„ Подоляк Д. О. Универсальные творческие действия в начальной шко-
ле // Молодой ученый. - Чита. - 2010. - №3. - С. 292 - 293 (0,25 п.л )
7. Подоляк, Д. О. Проектирование универсальных'творческих действий будущих учителеи начальной школы и учащихся // Наша новая школа: Всероссийская науч.-практич. конф. М.: Паганель, 2010. - С. 393 - 396 (0,3 п.л.) 1 ,І/0„ТІ08' Подоляк, Д. О. Личное пространство старшего дошкольника как отра-
Гюш™ЯеппУС,ТеШ,10,т В начальной "'коле / М. Н. Ахметова, п V," Максютова Д. О. Подоляк // Приволжский научный вестник. - 2011 - №1 і С. 01 — о/(0,4 п.л.).
9- Подоляк, Д. О Метапоэтический текст в эмоционально-смысловом построении картины мира (начальная школа) // Интерпретация текста- лингвисти-ческии, литературоведческий и методический аспекты: материалы IV Между-нар. науч. конф.-2011.-С. 292-294 (0,3 п.л.). у
10. Подоляк, Д. О. Становление универсальных творческих действий студентов в процессе экологического воспитания младших школьников (предмет «Окружающий мир») И Молодая наука Забайкалья. - 2012. - С. 20 - 25 (0 3 п л )
11. Подоляк, Д. О. Универсальные творческие действия студентов в ситуациях технологических решений: элементы концептуального подхода к работе над курсом «Окружающий мир» в начальной школе // Педагогическое мастерство-материалы междунар. заоч. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 35 - 38 (0,3
12. Подоляк, Д. О. Стратегические идеи содержательного аспекта универсальных творческих действий студентов как направление проектирования работа над курсом «Окружающий мир» в начальной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Спб.: Реноме, /ии. - С. 204 - 211 (0,4 пл.).
13. Подоляк. Л. О. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по окружающему миру / С. А. Колесникова. Л О Пополяк // Педагогика: традиции и инновации (ІП: магепиалы междунар. заоч. науч конА -Челябинск: Два комсомольца. 2012. - С. 11 - 13 С0.3 п.л.1.
14. Пополяк. Л. О. Развитие твопческого потенциала гэебенка в ттопессе неппепывного обучения в дошкольном и начальном образовании // Дошкольное
образование в современном изменяющемся мире. - Чита: ЗабГУ 2013 -С 42-44 (0,3 пл.). '
Подписано в печать 9.09.2013. Формат б0х90/1б. Бумага офсетная. Способ печати оперативный. Усл. печ. л. 1,2. Уч-изд. л. 1,2. Заказ № 09813. Тираж 100 экз.
Забайкальский государственный университет 672039 г. Чита, ул. Алексаидро-Заводская, 30
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Подоляк, Дарья Олеговна, Чита
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201450634
Подоляк Дарья Олеговна
Становление готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих действий
младших школьников
13.00.01. Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ахметова М. Н.
Чита, 2013
Содержание
Стр.
Введение...................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников....................................................................................17
1.1. Общетеоретические аспекты становления готовности студентов к творческой деятельности......................................................................17
1.2. Проблемы творческой деятельности учителей начальной школы как содержательная программа освоения студентами передового инновационного опыта.............................................................................................35
1.3. Интегративный концептуальный подход в работе над курсом «Окружающий мир».................................................................................57
Выводы по первой главе............................................................74
Главы 2. Педагогическое обеспечение реализации стратегических условий становления готовности студентов к проектированию творческих действий младших школьников................................................................78
2.1. Технологический ресурс содержательного аспекта работы над курсом «Окружающий мир»..........................................................................78
2.2. Поэтапное моделирование системы становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников................................................................................................104
2.3. Направления в деятельности становления универсальных творческих действий студентов с учетом опыта дошкольного образования и последующей ступени старшей школы.....................................................................124
Выводы по второй главе.........................................................138
Заключение...........................................................................142
Библиография.......................................................................148
Приложения...........................................................................167
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В наше время важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Современная новая школа ставит перед учителем проблему переключения образования на саму личность человека (ребенка), которую надо помогать ему «образовать, создать свое «Я».
Важнейшими задачами обучения в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность обучения в основной школе; развитие умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения предметных вопросов; создание психолого-педагогических условий для личностного прогресса в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, в сферах саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Перечисленные задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значимость развития творческой личности студентов и школьников подчеркивается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников». Среди стратегических задач образования называются такие как: системный подход к моделированию
целостной воспитательной системы урочной и досуговой сферы, в том числе, при
з
решении творческого развития школьников. Возникает необходимость глубже исследовать возможные пути становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников. Новая роль в этом плане отводится предмету «Окружающий мир». Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природу и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Анализ научной литературы подтверждает, что в системе высшего образования такое направление, как становление готовности студентов к проектированию универсальных творческих действия младших школьников разработано недостаточно.
Ведущая роль творчества в становлении личности раскрыта в работах отечественных ученых, таких как Г. С. Батищев, Н. А. Бердяев, К. К. Платонов и др. Психологические механизмы творчества как деятельности и процесса рассматриваются в трудах Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна и др.
Теоретические и психолого-педагогические основы моделирования и проектирования анализировали такие ученые, как: А. Г. Ананьев, М. Н. Ахметова, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, О. С. Газман, В. И. Загвязинский, А. М. Лобок, А. В. Мудрик, Б. М. Неменский, В. А. Петровский, Я. А. Пономарев, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.
Однако отмечается недостаточная разработанность проблемы становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир», что позволило выявить ряд противоречий:
• на социально-педагогическом уровне между расширением сферы деятельности студентов в проектировании творческих действий младших школьни-
4
ков («человек - человек», «человек - природа», «человек - искусство», «человек -информационное знание», «человек - жизнь») и недостаточной разработанностью концептуальных подходов к решению задачи творческого взаимодействия с окружающим миром;
• на научно-теоретическом уровне между традиционным подходом в теоретическом осмыслении реализации важного направления деятельности на определенном этапе процесса и отсутствием четкой стратегии существенно значимой идеи научного исследования - зависимости успеха развития творческих сил младших школьников от творческого потенциала учителя-воспитателя;
• на научно-технологическом уровне между разработанной практикой обучения младших школьников в условиях естественнонаучного образования и современной потребностью в расширяющемся пространстве метазнаний, позволяющем овладевать универсальными, социальными и предметными действиями в их единстве.
Отсюда актуальной оказывается проблема исследования, состоящая в обосновании и опытно-экспериментальной проверке системного видения путей становления универсальных творческих действий студентов, центрированных на креативность младших школьников.
Названные выше противоречия и проблема исследования определили выбор темы исследования: «Становление готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих действий младших школьников».
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая реализация моделирования становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий, как ведущей идее направленности на успешные действия обучающихся.
Объект исследования - становление готовности студентов в процессе естественнонаучного образования к проектированию универсальных творческих действий младших школьников в целостном образовательном процессе начальной школы.
Предмет исследования - этапность становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников в образовательном процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Сформулированные проблема и цель исследования позволяют представить гипотезу исследования, основанную на идее взаимосвязи универсальных творческих действий обучаемых и обучающих в следующих условиях:
если будут заложены общие способы порождения творческих инициатив обучающих и обучаемых, учитывающие лучшие традиции образования прошлого и инновационные технологии настоящего, прогнозирующие развитие будущего;
если образно-оценивающее «картирование мира» (термин Э. А. Кацинадзе) будет представляться на уровне ассоциативных связей между явлениями действительности, в условиях метапредметного подхода;
если моделируемая система становления готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий школьников будет представлена как мягко управляемая и самоуправляющаяся, вписанная в развивающую образовательную среду, стимулирующая «живое знание» (наблюдение, опыт, диалоговое общение, создание схем-образов, рисунков, проектов и т.д.), ориентированную на разный уровень креативности студентов и школьников. Модели системы, реализующие идею «Я«-* Мир», должны проектироваться на основе этой исходной ценности, представлять результат-предпосылку единого мира: «Природа», «Рукотворный мир», «Мир другого», «Я - сам» (В. А. Петровский). Задачи исследования:
1. Исследовать общетеоретические аспекты становления готовности студентов к проектированию творческой деятельности.
2. Проанализировать проблемы творческой деятельности учителей начальной школы как содержательную программу освоения студентами передового инновационного опыта.
3. Разработать интегративный концептуальный педагогический подход к изучению курса «Окружающий мир».
б
4. Выявить возможности стратегических и технологических решений реализации ведущей идеи исследования - центрации творческих сил обучающих на обучаемых.
5. Смоделировать в опытно-экспериментальной деятельности поэтапную систему готовности студентов к проектированию универсальных творческих действий младших школьников и апробировать ее на практике.
Методологическую базу исследования составляют подходы: аксиологический (Н. А. Бердяев, В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили, В. А. Сластенин, В. С. Соловьев и др.), системно-деятельност-
ный (А. Г. Асмолов, Ц. 3. Доржиев, В. А. Караковский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Г. Ц. Молонов, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, В. А. Ясвин и др.), синергетический (А. Бабурин, Б. М. Бим-Бад, В. В. Василькова и др.),
Теоретические основы исследования включают изучение и осмысление следующих общенаучных и частнонаучных проблем: сущностные социально-психологические характеристики творчества как деятельности и процесса рассматриваются в работах Н. А. Бердяева, Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарева и др.; положения о значимости возрастных особенностей детей выявлены Л. С. Выготским, Р. С. Немовым и др.; идеи опережающего образования определяют В. М. Бим-Бад, В. П. Зинченко и др.; вопросы педагогической поддержки и сопровождения изучены О. С. Газманом, И. А. Колесниковой и др.; вопросы целостности в изучении человека определены П. Ф. Каптеревым, Г. Ц. Молоновым и др.; идеи проектной деятельности, способствующей превращению человека в творца и созидателя рассматриваются М. Н. Ахметовой, В. П. Зинченко, И. А. Колесниковой и др.; вопросы истории педагогики и образования исследованы в работах А. В. Роговой, Ю. В. Сенько и др.; общетеоретические основы профессиональной подготовки педагогических кадров в высшей школе рассматриваются в трудах Л. А. Бордонской, Д. Ц. Дугаровой, Т. К. Клименко, Л. В. Черепановой, К. Г. Эрдынеевой и др.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, психологической, педагогической,
7
историко-педагогической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, изучение нормативной базы, программной документации); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, эссе, опрос, самоанализ, анализ продуктов деятельности); статистические (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет социальных наук, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» (ранее педагогический факультет ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет»), Средняя общеобразовательная школа №5, г. Чита; №3, г. Чита; №26, г. Чита; №9, г. Хабаровск; №2, п. Дарасун, Забайкальский край. Общее количество участников эксперимента на разных его этапах составило более 600 человек, среди которых студенты университета очной и заочной форм обучения по специальностям «Педагогика и методика начального образования», по направлению «Педагогика», профиль «Начальное образование» (будущие и практикующие учителя начальных классов), учащиеся начальной школы (3, 4 классы).
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2006 по 2013
г.
Первый этап (2006-2009) - поисково-аналитический: историко-теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ педагогических источников; изучение степени разработанности проблемы, определение методологических основ и методов исследования.
Второй этап (2009-2012) - экспериментальный: накопление, обобщение теоретического и эмпирического материала, разработка модели. На данном этапе работы было подготовлено и напечатано учебно-методическое пособие «Формирование универсальных творческих действий студентов на занятиях по естественнонаучному образованию» (г.Чита, 2012 г.). Также была опубликована статья в сотворчестве с учителем начальной школы п. Дарасун, Забайкальский край С. А. Колесниковой в международной практической конференции: Педагогика:
традиции и инновации (II) «Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по окружающему миру» (г. Челябинск, 2012 г.).
Третий этап (2012-2013) - обобщающий: обработка и анализ результатов опытно-экспериментального исследования, обобщение материалов исследования, уточнение выводов.
Научная новизна исследования. На основании выполненных исследований разработан научный интегративно-педагогический концептуальный подход, утверждающий идею реализации образа в деятельности мышления. Новой научной идей, является системное видение путей становления универсальных творческих действий студентов и проектирования творческого потенциала младших школьников. Экспериментальная методика нашего исследования апробирует известную модель науки, включающей «вертикальное» когнитивное измерение, где действуют законы творческого мышления и утверждается особая логика, позволяющая представить эмоционально-ценностный опыт студентов как будущих учителей.
Предложена научная гипотеза исследования, где обозначены способы порождения творческих инициатив обучаемых на основе лучших традиций прошлого, инновационной технологии настоящего и прогнозирующего развития будущего. Оригинальными суждениями по заявленной тематике являются: 1) представление «картирования мира» на уровне ассоциативных связей между явлениями действительности в условиях метапредметности; 2) интегративно-педагогический концептуальный подход основывается на системном видении путей становления универсальных творческих действий студентов в поэтапном образовательном процессе: «Человек» - «Природа» - «Общество» (универсальные творческие действия личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные); 3) педагогическая стратегия представлена нами как процесс двусторонний (на разных уровнях формируются у студентов и школьников мировоззренческие картины мира, «проживаются» ценности, реализуются идеи «Я ^ Мир» как результат предпосылки единого мира).
Доказана перспективность построения логической знаковой модели, позволяющей наглядно представить не только внешнюю форму движений, но и внутреннюю - в форме слов, образов, планов, схем, правил, программ, как ориентировочной основы для иной деятельности. Трехэтапная модель обеспечивает центрированность на универсальные творческие действия учителей и учащихся, где понятия «человечество», «природа», «мир» - это