Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание межкультурной толерантности у школьников в Японии

Автореферат по педагогике на тему «Воспитание межкультурной толерантности у школьников в Японии», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Таруми, Мария Павловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание межкультурной толерантности у школьников в Японии», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Воспитание межкультурной толерантности у школьников в Японии"

На правах рукописи

УДК 371.4

ооьи14"

Таруми Мария Павловна

Воспитание межкультурной толерантности у школьников в Японии

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 2 !лДР 2012

Санкт-Петербург - 2012

005014944

Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет

им.А.И.Герцена»

Научный руководитель д. пед. наук, профессор

кафедры педагогики Российского государственного педагогического

университета им.А. И. Герцена Козлова Антуанетта Георгиевна

Официальные оппоненты: д.пед.наук, профессор кафедры

социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Новикова Ирина Анатольевна; к. пед. наук, директор Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга Головинская Елена Валерьевна

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карельская государственная педагогическая академия»

Защита состоится «13» марта 2012 г. в /Л часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.19 при Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 11, ауд. 32.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан «6» февраля 2012 г.

Ученый секретарь Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, доктор педагогических наук, профессор

С.А. Писарева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современное мировое сообщество стремится к интеграции, более тесному взаимодействию между странами в различных областях, в том числе и в области образования. Япония сегодня не случайно считается символом евразийской культуры, где сплетён в гармоничном единстве опыт многих народов. Являясь одним из центров интернационализации мировых процессов, Япония в то же время сохраняет яркую самобытность в духовной жизни.

Изучение традиций японской системы воспитания, сосуществующих в этой стране с самыми современными технологиями модернизации образовательной системы представляют большой интерес для российской педагогической науки и практики прежде всего потому, что позволяет искать и находить ответы на актуальные вопросы о связи уровня и качества образования в стране с её передовыми научно-техническими достижениями, с гармонизацией общественной жизни внутри страны и с гибкой политикой по адаптации образования к социально-экономическим переменам. Для отечественного педагогического опыта это важно ещё и потому, что в Японии эти процессы произошли в исторически короткие сроки, не нарушив устои национального менталитета и доказав высокую эффективность педагогических реформ.

Традиционные приоритеты «духа общинности», удивительным образом пересекаясь в современной Японии с государственным курсом на индивидуализацию образования, на воспитание нового типа лидерства в контексте расширяющихся международных контактов по-прежнему оказывают своё существенное влияние на отношение общества к роли и функциям образования, к авторитету учителя и наставника, к уважению традиционных ценностей и моральных норм поведения в обществе, в семье, в учебном коллективе.

Несмотря на активный в последние десятилетия в Японии процесс реструктуризации и модернизации учебных программ базовый блок нравственного воспитания по-прежнему выполняет смыслообразующую функцию в школьном обучении. Акценты воспитания на таких личностных качествах школьников как независимость, самоконтроль, сопротивляемость трудностям, ответственность, ощущение общности с другими людьми, интерес к иным культурам и уважение к их традициям создают прочную основу для формирования межкультурной толерантности учащихся в японской школе, которая в современной Японии рассматривается как важнейший рычаг интернационализации жизни подрастающего поколения.

В настоящее время в Японии процесс интернационализации становится одним из приоритетных путей реформирования образования в целом. Межкультурный диалог поставил перед образованием целый ряд новых задач: активизация международного общения в период школьного обучения, подготовка учащихся к овладению навыками межкультурной коммуникации, развитие личности школьника и его сферы общения в целом.

Интернационализация проявляется на различных уровнях. На уровне социально-психологических отношений между различными слоями общества значение процесса интернационализации состоит в том, что в традиционную культуру японского общества привносятся изменения, происходит трансформирование стереотипов поведения. Интернационализация в образовании имеет свою специфику, проявляющуюся как в процессе обучения, так и в процессе воспитания. Современный мир нуждается в новой личности, обладающей качествами активного творческого межкультурного общения и рефлексивными способностями. Процесс интернационализации требует от системы образования приведения японских стандартов общения и взаимодействия в повседневной жизни в соответствие с международными нормами. На образовательном уровне это повлечет за собой создание «интернационально ориентируемой» образовательной среды. На индивидуальном уровне процесс интернационализации - это не только владение иностранными языками, но и выработка глубинных основ толерантного отношения к другим народам, позволяющие японцам эффективно вести дела с иностранцами и усиливать тем самым авторитет Японии в международном сообществе.

Интернационализация образования - это процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Цель интернационализации - форсировать политику открытости в сфере интеллектуальных ценностей внутри страны, создать новую интернациональную культуру, осуществлять широкий международный обмен интеллектуальных ценностей. Основной задачей интернационализации в области образовательной политики является необходимость выработки у каждой отдельной личности учащегося ценностей и навыков, соразмерных с ощущением себя гражданами мирового сообщества.

Со вступлением в силу документа ЮНЕСКО: «Образование в многоязычном мире», по которому язык является одним из важнейших компонентов межкультурного образования, на территории Японии был создан и начал реализо-вываться в рамках программ Министерства образования «План по культивированию японцев со способностями к английскому языку». В качестве основных задач воплощения этого документа в жизнь японского общества декларируется не просто овладение иностранными языками, а глубокое изучение самих основ «американского мышления» как более рационального, независящего в такой мере как у японцев от контекста. Образовательным учреждениям рекомендуется в связи с этим вводить обучающие тренинги логического мышления, практику толерантного поведения и навыков освоения межкультурной коммуникации. Образование под влиянием всеобъемлющего процесса интернационализации общественной жизни становится все более открытым для межкультурного взаимодействия двух или более культур. Японцы с большим интересом и несомненной пользой для себя изучают традиции, нормы, воспитательные приемы других народов. Ведущим при этом становится воспитание межкультурной толерантности японских школьников как процесса, направленного на достижение

понимания и принятия чужой культуры при устойчивом позитивном отношении к традиционной культуре своего народа.

В качестве связующего фактора воспитательной системы в японской школе выступает программа «обобщающих занятий», направленных на то, чтобы помочь детям понять «другую» культуру и её представителей. Последовательное развитие способностей школьников к толерантному общению осуществляется при помощи современных педагогических технологий в течение всего периода обучения - с первых классов начальной школы до её окончания.

Толерантность - такое личностное качество, воспитание которого является длительным и сложным процессом, впоследствии в течение всего периода становления личности. Образование является решающим фактором формирования культуры толерантности. Образовательное учреждение выступает в роли главного общественного института, созданного для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему и, в конечном счёте, индивидуальные реакции и поведение во взаимодействии с другими людьми.

Научно обоснованная организация межкультурного пространства как сферы воспитания толерантности школьников - это психолого-педагогическая стратегия, результатом реализации которой становится возникновение личностных новообразований, во многом определяющих характер взаимодействия личности обучаемого с культурным многообразием мира. Развитие у школьника способностей и качеств личности, обеспечивающих успешность толерантного межкультурного диалога, во многом определяется особенностями системы образовательно-воспитательного процесса. Именно поэтому так важно исследовать в соответствии с этапом обучения и индивидуально-личностными качествами учащегося способность к формированию у него навыков межкультурной толерантности и толерантных установок поведения. Это и является актуальной задачей позитивного развития воспитательного процесса в условиях современной японской школы.

Анализируя опыт японской школы по воспитанию межкультурной толерантности школьников можно утверждать, что педагогический опыт Японии может быть интересен и полезен для развития и совершенствования российской системы воспитания именно в аспекте формирования внутреннего мира ребёнка, его направленности на межкультурное общение и взаимодействие, на глубокое понимание личности в другой культуре, что отражает в значительной степени и приоритеты отечественной педагогики.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению японской системы воспитания посвящено большое количество книг, статей и докладов как в самой Японии, так и за рубежом. Это объясняется уникальностью этнокультурной педагогической традиции и исторического опыта гуманистического воспитания в Японии.

В направлении разработки путей и методов воспитания межкультурной толерантности среди работ японских авторов можно выделить монографии, по-

священные основам традиционного воспитания, национального характера и особенностей образовательно-воспитательной системы. В работе Кацура Хиро-сукэ «Японское общество и формирование национального характера» рассмотрен подход к моральному воспитанию и отмечается, что ведущей его основой является верность, понимаемая как долг признательности старшим. Канэко Хи-кодзиро в книге «Изучение японского национального характера» отмечает, что основные характеристики японцев соответствуют утвердившимся взглядам на методику оценки национально-психологических особенностей этнических общностей. В книге Ито Ясудзи «Подражание, культура, японцы» представлен анализ современного состояния и тенденций развития эстетических категорий. Автор утверждает, что национальной религией японцев является «культ красоты» как жизненная философия этого народа. В работах Янагида Кунио «Японцы», Вацудзи Тэцуро «Япония и японцы», Кон Хидэми «Кто такие японцы» рассматриваются истоки и генезис эстетического воспитания в системе образования Японии под влиянием трёх религий (Синто, Буддизм, Конфуцианство).

Интерес к японской системе образования у российских исследователей наблюдается на протяжении длительного периода. Исследования отражают два направления. Первое направление включает в себя проблемы воспитания японских школьников (В.Т.Нанивская, К.И.Салимова и др.). Второе направление посвящено истории и тенденциям развития образования в Японии (Ю.В.Боярчук, Э.Г.Зинурова, Л.Ч.Лим, А.А.Николаев и др.).

Проблеме формирования толерантности были посвящены исследования многих российских и зарубежных учёных (А.И.Алешина, С.Н.Батракова, А.Ю. Белогуров, Е.О.Галицких, Е.И.Дворникова, О.В.Исаева, З.А.Исмагилова, O.A. Масловец, А.О.Наследова, Л.И.Паина, А.А.Погодина. О.Б.Скрябина, А.Н. Третьякова, О.И.Юдина и др.). Были изучены также вопросы возникновения психологических механизмов толерантности (А.Г. Асмолов, Г.Л. Бардиер, Е.Ю.Клепцова, А.Н.Леонтьев, Дж.Моул, Л.Г. Почебут, К. Роджерс и др.). Межкультурная толерантность и процесс её формирования достаточно полно представлены в работах М.В.Белозёровой, Е.В.Головинской, А.П.Садохина, Л.Р. Слобожанкиной, С.Г. Тер-Минасовой, Г.Р. Фархштаховой, Ю.С. Яценко и др.

Однако следует отметить, что понятие «межкультурная толерантность» в отечественной и зарубежной педагогической науке достаточно часто рассматривается как «межкультурная коммуникация», т.е. как позитивный контакт с другими. Впервые термин «межкультурная коммуникация» встречается в 1954 году в американской научной школе (Г.Л.Трэгер, Э.Т.Холл) и только спустя сорок лет он появляется в российских научных исследованиях. Исследования межкультурной коммуникации явились новым направлением в психолого-педагогической науке и практике. Понятие «межкультурная толерантность» появилось в российской науке лишь в 90-х годах XX века в рамках исследований межкультурной коммуникации и рассматривалось как свойство личности, которое приобретается в процессе межкультурного взаимодействия.

Проблему нашего исследования мы сформулировали следующим образом: необходимость выявления основных характеристик формирования меж-

культурной толерантности в процессе воспитания в японской школе в контексте массовой интернационализации образования

Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание межкультурной толерантности у школьников в Японии».

Объект исследования: процесс воспитания в японской образовательной системе.

Предмет исследования: тенденции развития и содержательные характеристики процесса воспитания межкультурной толерантности школьников в условиях интернационализации японского образования.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать содержание, основные тенденции и направления реализации процесса воспитания межкультурной толерантности.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать представленные в научной литературе современные тенденции развития японской системы воспитания, служащие основой для формирования навыков межкультурной толерантности учащихся;

- раскрыть и теоретически обосновать содержательную сторону процесса воспитания межкультурной толерантности в современной японской школе;

- проанализировать взаимосвязь процессов сохранения и развития традиций японского воспитания, с одной стороны, и процесса массовой интернационализации жизни японского общества, с другой;

- рассмотреть особенности функционирования существующего комплекса педагогических условий, содействующих формированию и развитию межкультурной толерантности у японских школьников;

- осуществить диагностическое исследование уровня межкультурной толерантности японских школьников в условиях межкультурного общения на базе японских школ.

Гипотеза.

Выявление содержания, направлений и тенденций воспитания межкультурной толерантности в условиях интернационализации образования в японской школе предполагает:

- анализ традиций японского воспитания,

- характеристику изменения приоритетов японского воспитания в условиях интернационализации,

- систематизацию педагогических технологий и условий реализации воспитательной системы японской школы,

- определение особенностей подготовки японского учителя к решению задач воспитания.

Теоретической основой исследования являются:

- современные педагогические и психологические исследования российских учёных-педагогов в области выявления факторов межкультурной толерантности / интолерантности и направленного формирования толерантных установок (А.Г.Асмолов, Н.М.Борытко, Е.И.Бражник В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов,

В.Н.Галяпина, А.Г.Козлова, Н.М.Лебедева, Г.У.Солдатова, П.В.Степанов, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова и др.);

- исследования концепций целостного учебно-воспитательного процесса (В.С.Ильин, В.В.Краевский, Г.В.Мухаметзянова, Н.К.Сергеев, В.А.Сластенин, и и др); концепции диалога культур (М.М. Бахтин, В.С.Библер), положения культурологического подхода к образованию и воспитанию (Е.В.Бондаревская, Л.А.Волович, В.Ш.Масленникова, З.Г.Нигматов); идей о педагоге как посреднике, способном оказать педагогическую поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; идеи о возрастании субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде (Н.М.Борытко, П.Н.Осипов) как личностной свободы выбора в совместной деятельности учащихся (В.В.Зайцев) и ценностно-смысловой коммуникации в ней (Л.П.Разбегаева, Р.Х.Шакуров); идей и основных положений гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм, Э.Эриксон) о человеке как субъекте своей жизни, а также выводов психологических концепций А.И.Донцова, Я.Л.Коломинского, А.А.Леонтьева, А.В.Петровского, Ф.Г.Ратнер, А.А.Реана, Л.И.Уманского, согласно которым процесс социализации индивида неразрывно связан с общением, совместной творческой деятельностью и контактностью в малой группе, в которой имеет место внутреннее развитие группы до уровня сообщества;

- исследования российских и японских специалистов в области межкультурной коммуникации (Т.Н.Астафурова, Н.В.Барышников, Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез, О.А.Леонтович, Д.Мацумото, В.Мори, Х.Нисида, А.П.Садохин, Н.Сумихара, С.Г.Тер-Минасова, М.Фудзимаки, И.И.Халеева, Л.А.Хараева, Т. Ямада);

- современные социокультурные и педагогические исследования японских учёных-педагогов в области выявления факторов межкультурной толерантности / интолерантности и направленного формирования толерантных установок школьников (Р.Адати, Д.Ёрикава, Т.Ёситани, Т.Иноуэ, Т.Кавамура, М.Кихара, М.Кобаяси, Ю.Курихара, М.Мори, С.Мураяма, Р.Ниикура, Ё.Окугава, К.Сакума, Г.Сато, К.Тадокоро, М.Такэнака, А.Танифудзи, С.Танума, Ё.Тасиро, Х.Хара, Т.Хорикава, и др.).

Методология исследования - философские и общенаучные положения педагогической науке о воспитании, о развитии личности ребёнка и его способностей к эмпатии, к восприятию и пониманию им другой культуры, а также о процессах интернационализации современного общества, ведущие методологические идеи о культурологическом и аксиологическом подходах в педагогических исследованиях.

Источниковедческой базой исследования явились:

- законодательные акты и правительственные декреты о полной средней школе: «Хитодзукури» (Ао < У) ), «Дотоку» (Ш.Ш), «Ходзонкай» , обзор Министерства иностранных дел Японии по вопросам политики в области образования, а также работы известных японских педагогов-исследователей Ютака Тадзава, Сабуро Мацувара, Сюнсукэ Окуда, Ясунори Нагахата, про-

граммы Министерства просвещения Японии (ХпА^Щ") для начальной, средней и старшей школы, учебные планы по предметам «Моральное воспитание» , «Школьная специальная деятельность» ('-р^^ВУйИШ , «Иностранный язык» , «Обобщающие занятия» .

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и социологической литературы; анализ инновационного педагогического опыта преподавателей японских школ; опытная работа по проведению диагностики межкультурной толерантности у японских школьников. В ходе опытной работы использовались: включенное наблюдение, беседы, интервью, анализ педагогических ситуаций, анкетирование учащихся и педагогов, анализ творческих работ японских школьников.

База исследования: Японский центр в Санкт-Петербурге, классы начальных (6-е классы) и средних (7-9-й класс) школ «Асахи», «Минами», «Ни-си», «Фудзими», «Хигаси» (префектура Сайтама), «Кавахара» (префектура Ку-мамото), а также начальных и средних школ Токио и префектуры Тиба (всего 385 школьников и 50 педагогов)

Этапы исследования.

Первый этап (2004-2007 гг.). Начало работы в смешанных детских группах по изучению японского языка в Японском Центре в Санкт-Петербурге было связано с формированием у участников чувства взаимного интереса, коммуникативной эмпатии, расширения сферы представлений о своей культуре и культуре другой страны. В работе принимали участие 12 групп детей в возрасте 815 лет (японцы и русские). Всего более 100 человек. Обучение осуществлялось в рамках проекта «Японское культурное наследие детям Санкт-Петербурга» и включало в себя помимо языковых занятий, мастер-классы по традиционному японскому искусству (оригами, икэбана, каллиграфия, боевые искусства). Использовался метод педагогического наблюдения за поведением детей, их интересом к занятиям и особенностями группового межнационального общения.

Второй этап (2007-2008 гг.). Теоретико-методологический анализ проблемы воспитания межкультурной толерантности в образовательном пространстве Японии. Изучение нормативных документов, образовательных программ школ, материалов периодической печати и официальных Интернет-ресурсов для определения содержания межкультурного образования в Японии, поиск и формулирование научной концепции, выбор методов исследования. Проведение пилотажного исследования.

Третий этап (2009-2011 гг.). Разработка программы диагностического педагогического исследования межкультурной толерантности учащихся в школах Японии. Согласование программ с Экспертным Советом «Центра международного сотрудничества» Университета Тиба во главе с профессором Рёко Ниикура. Определение критериально-диагностических параметров исследования. Полевое исследование воспитания межкультурной толерантности японских школьников, изучение и обобщение передового педагогического японского опыта, проведение опытной работы. В обследовании приняли участие 385 школьников из разных школ («Ниси», «Асахи», «Кавахара», «Хигаси» и др.) и

разных префектур (Сайтама, Кумамото, Тиба и др.). Изучение особенностей отношения японских педагогов к воспитательному процессу с помощью методов бесед, наблюдения, интервью. Обобщение результатов исследования, формулирование выводов и написание текста диссертации. Положения, выносимые на защиту.

1. Основу формирования межкультурной толерантности учащихся составляют:

-традиционные пути японского воспитания, способствующие развитию личности ребёнка, его внутреннего мира и способности к сопереживанию;

-современные приоритеты - ценностные ориентации процесса воспитания:

• направленность воспитательного процесса в будущее, выражающаяся не просто в приобретении знаний, а в формировании социально-нравственной сферы ребёнка, сферы его чувств;

• развитие новых форм сотрудничества школы, семьи и общественных организаций;

• адаптация воспитательного процесса к индивидуальным способностям и возможностям ребёнка;

• развитие преемственности между различными уровнями образовательно-воспитательной системы;

• открытость её современным социальным изменениям - информатизации, научному прогрессу и интернационализации всего японского общества.

- ведущие принципы целостной системы воспитания: устремлённость к будущее через формирование социально-нравственной сферы и чувств ребёнка; новые формы сотрудничества школы с семьёй и общественными организациями; адаптация образовательного процесса к индивидуальным способностям и возможностям ребёнка.

2. Тенденции, как устойчивое новое, в современном процессе воспитания в японской школе проявляются:

- в индивидуализации и дифференциации воспитательного процесса за счет разнообразия форм и гибкости процесса перестройки образовательных структур;

- в увеличении степени интернационализации образования и информатизации учебного процесса;

- в опоре на принцип уважения к индивидуальности, являющейся системообразующим принципом воспитания, определяющим всемерное раскрытие способностей и талантов ученика, развитие как его патриотических чувств, так и толерантных установок к иным культурам;

- в создании психологически комфортной атмосферы в образовательных учреждениях, обеспечении психологического здоровья детей и развитию их мотивации к обучению и творческому созидательному труду, к умению сотрудничать и взаимодействовать с коллективом.

3. В качестве характеристик процесса воспитания межкультурной толерантности в японской школе выделены следующие:

- поэтапное овладение учащимися умениями и навыками межкультурной толерантности; преодоление негативных личностных установок к толерантному общению с представителями других культур (процесс формирования у подростков толерантного сознания и толерантных установок поведения характеризуется прохождением определенных этапов развития и освоением новых способов мышления, эмоционального преобразования и совершенствования всей нравственно-личностной сферы; развитием у подростков адекватных их возрасту и социальным условиям механизмов культурной самоидентификации как основы полноценного и творческого общения с представителями других культур); формирование новой, нетрадиционной для японского общества культуры «индивидуального лидерства» и новых стереотипов толерантного поведения, необходимых для создания и укрепления имиджа современной Японии в мировом культурно-экономическом сообществе;

- единство трех направлений на всех этапах: образовательного (формирование основ толерантного поведения как составная часть содержания образовательных программ школы); воспитательного (развитие на основе базовых качеств личности японца - чувства долга и ответственности, почтительности и сопереживания, уважения групповых интересов, интереса к новому и умение находить компромисс - новых качеств и способностей к межкультурному общению, взаимодействию и взаимопониманию); личностного (развитие самовоспитания и саморазвития школьника в рамках единого курса «Моральное воспитание» в течение всего периода школьного обучения);

- использование в процессе воспитания современных технологий: словесно - логических, образно-художественных, трудовых, игровых, индивидуально-психологических, а также интерактивных и проблемных методов формирования эмпатического понимания учащихся; игровых мастер-классов по развитию навыков межкультурной коммуникации и социализации учащихся; технологий преподавания предметного цикла «Моральное воспитание» и внеурочных форм (театрализованные представления, спортивные праздники, фестивали).

4. Основными педагогическими предпосылками формирования основ толерантного поведения японского подростка являются: активное включение его в ситуации сознательного выбора видов и путей межкультурного общения и взаимодействия; развитие ценностной мотивации и нравственных мотивов к изучению другой культуры и ее достижений; развитие понимания, рефлексии, сопереживания и эмпатии, что способствует становлению личностных установок школьника от «Я-Образа» до «Я - Другие», «Я - Мир».

В системе технологий формирования качеств межкультурной толерантности школьников важнейшей является технология развития эмпатического мышления («кимоти-сюги» ЖЩ'Ы.Ш или «метод мышления, основанный на чувствах», т.е. развитие способностей понимать чувства других людей). Эм-патическое мышление формируется, по концепции А.Танифудзи, стадиально -от «поверхностной осведомлённости» к «внутреннему осознанию» и до «внутреннего понимания».

5. Особое место в японской воспитательной системе занимает личность Учителя, сама по себе являющаяся важнейшим условием осуществления и гармонизации всего педагогического процесса и обладающая в современных социально-экономических условиях высоким общественным авторитетом и государственной поддержкой. Профессиональное развитие учителя обеспечивается реализацией:

- принципа непрерывности образования - от рождения до старости -в условиях массовой интернационализации открывает для учителей новые возможности в области межкультурного сотрудничества;

- социальных новшеств (таких как создание «зон глобальной культуры», финансирование межгосударственных инновационных проектов в области педагогической науки и практики, активный международный профессиональный обмен специалистами) повышают мотивацию педагогов к профессиональному творчеству и личностному росту, обновляют и расширяют их ценностные ориентиры и общую картину мира.

- сохранением и развитием японской традиции «следования образцу», что способствует повышению психолого-педагогической и общекультурной компетенции учителя, что в конечном счете влияет на формирование интернационального толерантного самосознания учащихся, развитие эмпатической культуры взаимопонимания и их способностей к межкультурному взаимодействию.

Надежность и достоверность полученных в исследовании данных обеспечивается опорой на общенаучные принципы педагогических исследований, изучением широкого круга источников, в том числе на японском и английском языках, применением комплекса методов, соответствующих целям, задачам, объекту и предмету исследования, сопоставимостью полученных результатов с данными других исследователей по вопросам межкультурного образования.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

- получены новые научно-теоретические материалы, представляющие интерес для общей характеристики образовательно-воспитательного процесса в Японии в аспекте формирования навыков межкультурной толерантности;

- выявлены содержательные характеристики процесса воспитания межкультурной толерантности в современной японской школе: предметные циклы по моральному воспитанию, интерактивные методы формирования эмпатиче-ского понимания, игровые мастерские по развитию межкультурной толерантности учащихся;

- охарактеризована взаимосвязь процессов сохранения и развития традиций японского воспитания, с одной стороны, и процесса массовой интернационализации жизни японского общества, с другой, позволившая выявить и проанализировать основные тенденции развития воспитания межкультурной толерантности учащихся в японской школе;

- содержательно охарактеризованы основные педагогические условия, содействующих формированию и развитию межкультурной толерантности у японских школьников;

- разработана и обоснована программа диагностического исследования уровня межкультурной толерантности японских школьников.

Теоретическая значимость исследования:

- уточнено понятие «межкультурная толерантность» в японской педагогике за счёт изучения и перевода большого количества японских научных источников по проблемам образования и воспитания, а также привлечения материалов и документов, предоставленных Межкультурным Образовательным Обществом Японии (М^ЬГиШ'й^т;) , материалов международных конференций по проблемам межкультурного образования и воспитания за период с 2001 по 2010 год;

- раскрыты основные направления и пути формирования и развития межкультурной толерантности японских школьников в современных условиях массовой интернационализации всей жизни японского общества, что позволяет уточнить современные представления о процессе воспитания школьников;

- расширены экспериментальные данные о феномене межкультурной толерантности как качестве личности учащегося и его способности к рефлексивному пониманию человека другой культуры.

Практическая значимость результатов исследования:

- результаты исследования являются теоретической основой для проведения лекций по проблемам истории педагогики и современного образования в мире (на примере Японии);

- выявленный опыт взаимодействия японских педагогов со школьниками по воспитанию межкультурной толерантности расширяет арсенал педагогических средств классных руководителей российских образовательных учреждений в процессе включения школьников в социально и личностно значимые виды деятельности;

- программа изучения уровня межкультурной толерантности японских школьников позволяет разнообразить методический инстументарий диагностики межкультурной толерантности школьников.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения на кафедре педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, выступлений на XXVIII (Санкт-Петербург, 19 апреля 2007 г.) XXXI (Санкт-Петербург, 8 апреля 2011 г.) всероссийских научно-практических конференциях по проблемкам педагогики ненасилия, на XI Международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (14-17 апреля 2009 г.), на научной сессии аспирантов кафедры педагогики (20 июня 2011 г.), а также публикаций статей всего 7, из них в утвержденных ведущих рецензируемых научных изданиях, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой кандидата наук, 1).

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой по три параграфа), заключения, библиографии (251 источник), таблиц (7), рисунков (18) и 11-ти приложений. Текст диссертации изложен на 162 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Во введении обосновывается актуальность изучения заявленной проблемы, формулируются цели, задачи, объект, предмет, определяется научная новизна и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы воспитания межкультурной толерантности у школьников в Японии» рассмотрены психолого-педагогические традиции и социальные условия воспитания в Японии, проанализированы и обобщены характеристики и свойства понятия «межкультурная толерантность» и родственных ему понятий и определений («межкультурное взаимодействие», «межкультурная коммуникация», «диалог культур», «межкультурное образование»), а также сформулировано содержание теоретико-методологических основ образовательно-воспитательного процесса в Японии. В главе анализируется содержание исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме воспитания межкультурной толерантности в образовательном пространстве Японии.

Изучение формирования межкультурной толерантности учащихся необходимым образом связано с изучением методов и путей приобщения детей и подростков к мировому культурному наследию, воспитанию у них познавательного и эмоционального интереса к культуре и истории других стран, к особенностям мышления и поведения представителей других культур.

В своих работах педагоги (А.И.Минькина, Т.Н.Ткачук, И.С.Якиманская) выделяют младший подростковый и подростковый возраст как наиболее важные периоды для полноценного воспитательного воздействия на формирование нравственно-культурных ценностей учащегося, на их самостоятельное осмысление и оценку, культурную саморефлексию и осознание многообразной культурной и мировоззренческой картины мира.

Японская система воспитания имеет в этом плане определенные преимущества: сам ход воспитательного процесса не ограничивается рамками формального «опредмечивания» нравственных аспектов, а составляет живую, полноценную систему развития нравственных чувств, рефлексивных способностей к осознанию ребенком или подростком своего нравственного уровня и, конечно же, предметного поля для реального общения и взаимодействия с ровесниками из других стран. Так, Вероника Ибато пишет о создании в рамках этой реформы системы экспериментальных учебных заведений как в государственном, так и в частном секторах. Новинками здесь явились гибкий учебный план и система зачётов, которые позволяют максимально индивидуализировать программы и сам процесс обучения, а также расширить рамки индивидуально-личностного развития учащихся. Ребёнок или подросток в таких условиях не просто получает знания и накапливает социальный опыт, но и учится искусству гибкого самопланирования и саморазвития.

Для практического выполнения таких задач в японской школе созданы и постоянно совершенствуются педагогические условия их реализации: во-

первых, это погружение ученика в предмет не с помощью простого информирования, а обучение «образу жизни» как залогу глубокого личностного принятия норм и ценностей морали; во-вторых - помощь ребёнку и подростку в выработке таких индивидуальных личностных качеств как самообладание, самоподготовка, развитие способности к самостоятельному труду и принятию решений; и, в-третьих - развитие у детей эмпатического понимания, «чувства локтя» или умения слушать и слышать окружающих людей, понимать их чувства и эмоции, правильно реагировать на поведение товарища по группе, не провоцируя конфликтных ситуаций.

В своих работах А.И.Степанишина отмечает важный фактор индивидуализации учебно-воспитательного процесса в Японии: помимо обычной «предметности» в образовании вводится ряд предметов, способствующих, в первую очередь, личностному, морально-духовному развитию. В частности, это такие дисциплины, как «моральное воспитание» (Ж Ш Ш) и «специальная школьная деятельность» (^^г^ЯЧЙ'Ш)) . Такие предметы имеют большое значение для формирования у детей и подростков чувства патриотизма, высших моральных качеств и способностей к диалогу и сопереживанию.

В исследованиях особенностей формирования у молодого поколения ценностного отношения к иной культуре посредством изучения иностранных языков, проведенных Т.Н.Ткачук, выделяются такие принципы межкультурного взаимодействия как диалогичность, межкультурный резонанс, эмоциоген-ность и индивидуализация. Она же формулирует в своих работах определенные этапы вхождения или «погружения» в мир ценностей чужой культуры: смысло-образующий; смыслопреобразующий; субъектнореализующий.

Данные этапы характеризуют возрастание рефлексивной способности подростка в восприятии окружающего его мира и особенностей поведения представителей различных культур, развития его интереса и способностей к активной социокультурной деятельности и межкультурному общению.

Реализация данных этапов может состояться исключительно в системе культуросообразного воспитания, обладающего определенными ресурсами: педагогическая помощь и сопровождение индивидуального развития, социально-педагогическая защита, психолого-педагогическая коррекция.

Предметом межкультурного образования является содержательный аспект состояния мировой культуры как в прошлом, так и в настоящее время, а также линии пересечения и взаимообогащения различных культур, укладов жизни и человеческих ценностей. Расширение взаимодействия на границах культур можно считать движущей силой и методом развития и взаимообогащения каждой из них, которая провоцирует позитивную трансформацию методов и содержания образования и воспитания молодого поколения.

Ряд авторов (Е.А.Баранова, О.В.Гукаленко, Т.П.Ильевич и др.) рассматривают межкультурную образовательную среду в качестве поля для эффективного сотрудничества и взаимообмена идеями, проектами, инновациями в методологическом и научно-практическом направлениях.

Межкультурное взаимодействие трактуется ими как взаимодействие в рамках особой поликультурной информационной среды, особым образом структурированной и динамично развивающейся. В такой среде должны быть удовлетворены потребности человека в образовании, культурной адаптации, психологической защите и поддержке в контексте межкультурного диалога.

Е.В. Бондаревская и соавторы (В.Ю.Болотов, А.А.Малышевский и др.) констатируют схожесть межкультурного и гуманистического образования за счет их общего методологического подхода: фундаментальности нравственной основы образования и его «надстроек» (интеллектуальной, эстетической, психологической и др.).

Одно из основных понятий, рассматриваемых в нашем исследовании, это - межкультурная коммуникация. Это явление активно исследуется многими современными авторами: Д.Б.Гудков, К.Додд, М.А.Лазарева, Л.И.Самоварова и др. В их работах межкультурная коммуникация рассматривается в основном как вид взаимодействия, возможного при условии несхожести культур и определения их участниками как «чужих».

Основные характеристики межкультурной коммуникации в контексте теории диалога культур представлены в работах В.П.Фурмановой: выражение культурных контактов в соприкосновении, взаимоотношении и диалоге; актуализация через проявление общечеловеческого и национального в каждой культуре; экстериоризация через язык и вербальное содержание, отражающие специфическую картину мира.

Особую роль межкультурного образования и воспитания подчеркивает в своих исследованиях Б.С.Гершунский, акцентируя приоритет формирования индивидуально-личностных установок на межкультурное общение и такого личностного качества как межкультурная толерантность. Процессы формирования таких установок и качеств личности подростка Б.С.Гершунский называет стратегически важными и жизненно необходимыми в условиях массовой интернационализации общества.

В работах А.Г.Асмолова, Е.К.Быстрицкого, Н.А.Карякиной, И.И.Лейфа, Л.Г.Олех В.Ф.Петренко, В.А.Тишкова, М.В.Шугурова межкультурная толерантность трактуется как способность создавать психологическую установку на бесконфликтное общение, на активный процесс «погружения» в чужую культуру и резонансного нахождения в ней своего собственного взгляда на мир. Н.Л. Иванова дополняет эти качества еще одним, составляющим «ансамбль» межкультурной толерантности: по ее мнению, это - открытость или готовность к инновациям любого уровня, к незнакомым культурным нормам и принципам.

В качестве базового методологического принципа анализа категорий межкультурного образования и воспитания выступает теория диалога культур М.М.Бахтина и его последователя В.С.Библера. Триединство составляющих понятие «культура» элементов — диалог как форма общения, механизм самодетерминации индивида в «горизонте личности», форма «изобретения мира впервые» - позволяет описывать и объяснять любые феномены межкультурного

взаимодействия. Одновременно это структурное триединство можно рассматривать и как «идеал» толерантного сознания человека любой национальности.

Кроме того, такая концепция человека в культуре является и точкой соединения двух достаточно удаленных друг от друга культур - японской и российской: в Японии собрание сочинений М.М.Бахтина переиздано уже трижды и является частью образовательной методологии.

Метафорическое определение М.М.Бахтиным процесса коммуникации разных культур как «взаимодействия говорящих сознаний» можно определить как прогностическую формулу воспитательного процесса по формированию межкультурной толерантности.

Японские авторы (С.Гунъэй, Т.Ёситани, Х.Хара), исследуя феномен взаимодействия разных культур в межкультурной среде, дают определения понятий «культурный шок» и «другая культура». В соответствии с традициями японского менталитета любое понятие в значительной степени связано с контекстом и имеет целый ряд самых разнообразных трактовок. Так, «другая культура» трактуется как «Придание явлениям смысла», значительно различающегося у разных народов и определяющего ценности и стиль поведения и общения.

Контекст японского национального сознания в качестве основных педагогических категорий содержит такие как «понимание» (ШЩ), «эмпатическое понимание»(Л®ЙЯЙ1), «осознание» (Л Ц), «взаимодействие»(32$£), « сопереживание»^!?), «сочувствие»(Шн). Эти же категории японские ученые относят к характеристикам толерантного сознания. Так, профессор Хара Хироми из университета «Мэдзиро» рассматривает межкультурную толерантность как способность при общении с человеком другой культуры не избегать, не критиковать и не притеснять его, а постараться признать его достоинства, глубоко понять и научиться мирно сосуществовать с ним. В этой характеристике можно заметить одно из традиционно японских мировоззренческих оснований - обязательное стремление к достижению компромисса

Как составляющие или терминологические синонимы межкультурной толерантности в японской педагогической литературе также употребляются следующие: «межкультурная грамотность», «межкультурная компетенция», «межкультурные навыки общения» и др. Вообще, большинство японских авторов квалифицируют качество межкультурной толерантности как обязательную составляющую личностного портрета «нового гражданина».

Формированию у японских подростков межкультурной толерантности способствуют особенности самого японского менталитета, на которые указывает известный историк Накамура Хадзимэ: натуралистическое мировоззрение, национальный дух толерантности и некритическое усвоение чуждых культурных элементов. В этом же контексте высказываются и российские ученые В.А. Пронников и И.Д.Ладанов, указывая на общеэтнические черты японцев (трудолюбие, уважение и любовь к природе и человеку, сохранение традиций); особенности группового поведения (групповое сознание, чувство долга и ответственности, почитание авторитета «как следование образцу») и черты обыденного поведения (вежливость, деликатность, сочувствие и сопереживание к собе-

седнику или партнеру). Эти черты определяют жизнь японского социума и выступают как фундамент для формирования толерантного сознания и поведения.

Проведению в жизнь многочисленных реформ образования способствуют традиционные и одобряемые обществом при активной поддержке государства концептуальные подходы и принципы. В первую очередь, это историко-культурологический традиционализм как единство языка и культуры, сплачивающее японскую нацию в единое и монолитное целое и обеспечивающее сохранение и развитие национального духа.

Это, конечно же, и синтез религиозно-философских идей и мировоззренческих установок в системе морального воспитания, имеющий такие стержневые категории как «Долг признательности» и «Долг чести» ($эШШ ЦЩ), являющиеся в буквальном смысле слова этико-педагогическими заповедями Министерства просвещения Японии и принципами государственной политики.

Кроме того, надо указать и на особую роль эстетического образования и воспитания на основе специальных эстетико-этических принципов, таких как «Дотоку» (зй® «мораль») , «Кокоро» ОЬ «душа, сердце») , «Кокутай» (Ш «государственный строй») «Докурицу» Ш15/. «независимость») - «Дзи-сон (Й Ш «самоуважение» ) , «Дзидзё (Й Щ) «самопомощь») - Дзисю (Ш «самосовершенствование») , что способствует формированию у детей и подростков системы моральных ценностей.

Наиболее ценными в этом концептуальном контексте нам видится интеграция культуры, нравственности и искусства на основе междисциплинарных связей всех циклов предметов гуманитарного плана, дидактически выстроенных и взаимосвязанных содержательно.

Таким образом, можно утверждать, что научно обоснованная организация межкультурного пространства как сферы воспитания толерантности школьников является важной психолого-педагогической стратегией, в рамках которой и реализуется воспитательная система в японской школе.

Во второй главе «Педагогические условия содействия развитию межкультурной толерантности у японских школьников в целостном педагогическом процессе» раскрывается содержание процесса воспитания межкультурной толерантности школьников в Японии, тенденции интернационализации образовательно-воспитательного процесса и, на основании проведённого исследования, предпринята попытка представить межкультурную толерантность как результат целостной системы воспитания.

Формирование у детей и подростков умений и навыков ориентирования и адекватного поведения в ситуациях межкультурного общения - задача, которая решается различными способами в зависимости от возраста детей в течение всего школьного обучения, от начальной школы до старших классов. Реализация таких задач происходит посредством выработки у учащихся необходимых умений и навыков межкультурной толерантности на определённых этапах. Используется принцип поэтапной социализации учащихся в межкультурной среде

и развития у них толерантных установок: от развития у ребенка устойчивого «Я-Образа» до стадий «Я-и-другие» и «Я-и-мир».

Психолого-педагогическое содержание этих этапов характеризует личностные новообразования, приобретаемые учащимся в процессе индивидуального развития. Так, первый этап связан с некоторой стереотипизацией и клиширо-ванностью сознания, когда чужая культура осознается как «чужая», но не происходит детального и заинтересованного сравнения обеих культур. Следующий этап, когда происходит активное общение с представителями другой культуры, характеризуется большей информированностью учащегося о других культурах и истории их развития, появлением интереса к особенностям этих культур и повышением мотивации для творческого их освоения. И, наконец, на третьем этапе учащийся уже не пытается сопоставить обе культуры в прямолинейном сравнении («какая из них лучше»), а научается возможности диалога, нахождения своего места в иных культурах и своей собственной позиции в многомерном мире.

С помощью педагогических технологий у учащихся формируются навыки преодоления стереотипизации в восприятии иной культуры и вырабатывается интерес к ней. На последующих двух этапах - активный интерес и общение с представителями другой культуры и, как итог, переход к диалогу - учащиеся проходят определённую эволюцию в развитии способностей к межкультурному взаимодействию.

Формирование толерантного сознания учащихся в японской системе воспитания идет по трем направлениям: образовательному (предметное обучение основам толерантного поведения); воспитательному (в рамках цикла «Моральное воспитание» и в системе дополнительной, внеклассной работы с учащимися); индивидуально-личностному (специальные программы по самовоспитанию).

Педагогические технологии, используемые японскими педагогами в воспитательной системе, постоянно обновляются с учетом инноваций в международном образовании и успешно адаптируются к национальной школе. Наиболее распространенные среди них: развитие критического мышления учащихся, методы проблемного обучения, интерактивные методы.

Для всех указанных направлений и технологий постоянным остается концептуальный подход японских педагогов к принципу развития группового сознания. Частая смена состава классных коллективов дает возможность детям активнее развивать свои способности к восприятию и сопереживанию мыслей и чувств одноклассников, а также расценивать успехи всего класса или группы выше, чем свои собственные. Педагог, имеющий неизменный авторитет в классе, использует методы творческого стимулирования интереса к коллективным, общим делам, в процессе которых дети лучше узнают друг друга, помогая товарищам и совместно преодолевая трудности.

Процесс осознания, рефлексия детьми нравственных ценностей совместной и полезной для коллектива и всей школы деятельности способствует формированию толерантного сознания, практических установок на межкультурное

общение и взаимодействие. В целях оживления уроков и повышения мотивации учащихся к совместной деятельности используются как когнитивные, так и игровые, аффективные способы. Мир будущих «взрослых» отношений творчески моделируется и позволяет вырабатывать прочные установки на миролюбивые, доверительные отношения с окружающими.

В ходе исследования выявлено, что в качестве одной из наиболее распространенных в японских школах методик формирования навыков межкультурного взаимодействия избирается методика определения уровня эмпатического понимания людей другой культуры Акико Танифудзи.

Эта методика имеет большой прогностический смысл, т.к. позволяет наблюдать и фиксировать динамику изменения и роста уровня эмпатического понимания у подростков. Без такого мониторинга важнейшего для формирования навыков межкультурной толерантности индивидуально-личностного качества подростка педагогам было бы сложно оценивать качество используемых ими приёмов и методов воспитания, а также особенности личностного роста каждого отдельного учащегося. Детально разработанная коллективом японских педагогов университета «Иватэ», эта методика была одобрена Министерством образования Японии (ЗСрШ^Ю и может служить настоящей школой нравственного роста, не замыкаясь лишь исключительно на диагностических моментах, а провоцируя подростков к личностным изменениям непосредственно в поле деятельности (уроки, игровые занятия, тренинги и т.д.).

Метод динамического мониторинга уровня нравственного развития учащихся дает возможность выявить ту или иную ступень активности толерантных установок: от начального уровня поверхностной осведомленности о другой культуре до внутреннего осознания конкретных отличий культур друг от друга. И, наконец, глубинного внутреннего понимания людей другой культуры, позволяющего ставить себя на место другого и видеть его глазами события или явления окружающего мира. Представлено краткое описание составляющих элементов процедуры диагностики: «Карточка друга», «Шаг к другу», «Шкала дружбы» и «Письмо другу».

Методика А.Танифудзи носит концептуальный характер в силу того, что сам феномен эмпатического понимания или способности к сопереживанию и пониманию другого человека рассматривается в японской педагогике как фундаментальная основа морального развития и способностей к межкультурному взаимодействию, умения преодолевать конфликтные ситуации в общении и находить компромиссы в самых сложных случаях. Доказательством этому может являться один из постулатов воспитания в Японии: «Замечаю что-то, потому что знаю об этом и могу это внутренне осознать».

В структуре педагогического процесса формирования эмпатического понимания А.Танифудзи выделяет три компонента: 1 .Активность в общении («я буду стараться сам проявлять инициативу в общении с людьми другой культуры»); 2. Желание знать («Я буду стремиться узнать больше о наших сходствах и различиях»); 3. Желание размышлять об этом («Я постараюсь поставить себя на место другого человека).

Непосредственное взаимодействие включает совместную деятельность, когда общаясь с людьми другой культуры посредством игр, разговаривая, подросткам необходимо самим проявлять активность, задавать вопросы, самим начинать разговор. Осмысление непосредственного взаимодействия включает в себя эмоциональный обмен и внимательное наблюдение. В процессе эмоционального обмена происходит взаимообогащение участников этого обмена, посредством обсуждения того, что они почувствовали, заметили или подумали в процессе взаимного общения. Внимательное наблюдение помогает школьникам как участникам непосредственного взаимодействия описать то, чему они научились в процессе общения с людьми другой культуры. Важно то, что участники взаимодействия сами могут наблюдать за теми изменениями, которые произошли в их эмпатическом понимании по отношению к носителям другой культуры, благодаря системе проведения различных видов интерактивных заданий, разработанных А.Танифудзи для диагностики уровня эмпатического понимания японских школьников.

В соответствии с решениями Центрального Совета по реформам в образовании от 1998 года, касающихся, в том числе, и нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возрастов, были разработаны специальные методические пособия для воспитания всесторонне образованной личности «нового человека». В 2002 году в связи с этим для совершенствования воспитательного процесса в школах появилось методическое пособие «Тетрадь Сердца» в четырех выпусках (для учащихся от 6-ти до 15-ти лет).

Данное учебное пособие имеет своей целью всемерное развитие способностей учащихся к рефлексии и глубинному осознанию нравственных ценностей и основных жизненных смыслов, к умению общаться и взаимодействовать как с ровесниками, так и со взрослыми (родителями, членами семьи, педагогами). Уникальность такого пособия заключается еще и в том, что оно не является учебником в строгом смысле этого слова, а может служить индивидуальным «портфолио», отражающим успехи и трудности жизненного пути ученика, своеобразным «термометром» его эмоционально-нравственного развития.

Можно констатировать, таким образом, что основные факторы системы воспитания в японской школе - нравственные ценности и толерантное групповое и индивидуальное сознание - не появились сами по себе и не были привнесены извне, а основаны на традиционной японской культуре и философии. Система формирования у детей и подростков межкультурной толерантности в японской школе реализуется с помощью современных психолого-педагогических методов и технологий и носит целостный индивидуально-ориентированный характер.

Такие изменения в образовательно-воспитательной системе стали основой активного приобщения учащихся к современной и традиционной мировой культуре, обогащения внутреннего мира, развития навыков ведения диалога, творческого воображения, творческих способностей, воспитания чувства красоты, любви к природе и родному краю, воспитания толерантного мышления и поведения, что обусловлено потребностью общества в людях образованных,

способных быстро ориентироваться в окружающей обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Формы учебной работы по формированию толерантных установок включают в себя следующие: словесно-логические; образно-художественные; трудовые формы; игровые (досуговые); психологические. Такие формы могут быть встроены как в основной учебно-предметный процесс, так и в различные разновидности внеклассной деятельности.

Система воспитания межкультурной толерантности школьников в японской школе в качестве базовых элементов включает в себя: 1) моральные ценности (уважение себя и других, любовь к семье, школе и малой родине, патриотизм, гуманизм и понимание других культур); 2) развитие способностей и навыков учиться у других, осознавать ценности общения и взаимопонимания, любить свою семью и близких, сотрудничать с окружающими, любить свою родину и уважать ее традиции и культуру, внести свой вклад в достижение мира и счастья на Земле; 3) реализация педагогических условий, способствующие признанию положительных качеств друг друга, гармоничным взаимоотношениям родителей и детей, взаимоотношениям с одноклассниками и учителями, а также - для изучения культуры других стран и международной обстановки.

Для успешной реализации процесса воспитания во всех классах японской школы изучается цикл предметов под общим названием «Моральное воспитание», включающий в себя четыре блока задач:

1. «То, что имеет отношение к самому себе»;

2. «То, что имеет отношение к другим людям»;

3. «То, что имеет отношение к природе и возвышенным вещам»;

4. «То, что имеет отношение к коллективу и обществу».

Эффективность реализации основных реформ японской школы обусловлена в первую очередь тем, что японские государственные и частные структуры вместе успешно решают проблему взаимодействия многонациональных культур на территории Японии через следующие основные направления:

• создание «зон глобальной культуры»;

• финансирование национальных проектов и их международная популяризация;

• регулирование деятельности СМИ;

• поддержка национальных программ гражданского и семейного воспитания.

На Рис.1 представлена схема соотношения базовых элементов системы воспитания, включающая в себя основной блок - «Ценности духовно-нравственного развития личности», а также блок «Педагогические условия», способствующие воспитанию межкультурной толерантности» и блок «Способности и навыки», позволяющие школьнику успешно участвовать в процессе межкультурной коммуникации.

Рисунок].Схема базовых элементов системы воспитания в японской школе.

II других

Уметь ЛЮ01ТТЬ свою семью и понимать своих близких

ЛюООбЬ Нгемье

Уел ОВ ИЯ Ф ори про В .7Н ИЯ вз аи IV; оотн ош ени й

родителей и детей

Уметь сотруджнать в классе и поникать окружающих

Любовь к Ш( щ

Условия форлщровэ-жя взаимоотношений в классе, в школе со старшими товарищами

Любовь н талой Редине

Уметь любить и знать свои родные места и традиции своей мэлой Родины

Яагириотизлг

Условия для изучения и пониманья культуры своей страны и других

Уметь любить Японию, уважать традиции и культуру родной страны

Шждум ар одиое рошяяани е (ШК31Й?) Гумшиш

В будущем внести свой вклад б д остиж гни е м ира и счастья на Земле

Уважение себя н других

Ш«< ЩЮ

Ценности

Педагогические условия I ./*" ^ ^ , Способности и навыки

Условия, способствующие признанию положительных нзчествдруг друга

Осознавать ценности общения и взаммоломи«/' ди ин

и Встречи, открывающие сердца*

Условия для того, чтобы ОЫТЬ Б курсе актуальных международных С0УЫТИН

В создании педагогических условий, содействующих развитию межкультурной толерантности школьников, ведущую роль играет профессионально-личностная компетентность педагога. Фигура педагога в Японии традиционно выходит за рамки преподавательской деятельности, она воспринимается в обществе как личность Учителя «Сэнсэя» , как объект уважения и почитания.

Диагностическим инструментом в нашем практическом исследовании являлась Программа педагогического исследования «Изучение уровня сформированное™ межкультурной толерантности у учащихся 6-х классов начальной школы и 1-3 классов средней школы» для определения уровня межкультурной толерантности школьников, созданная на основе авторского метода ситуационного анализа А.Танифудзи.

Школьникам были предложены пять разных ситуаций и несколько вариантов решений поставленных в этих ситуациях проблем, способствующих формированию таких необходимых для межкультурного общения качеств как:

1. Речевой и социокультурный такт.

2. Заинтересованность в установлении контактов.

3. Участие в социокультурной жизни общества.

4. Культурная непредвзятость.

5. Готовность к взаимодействию в рекреативной деятельности.

В обследовании приняли участие 385 школьников в возрасте от 12 до 15 лет из разных школ («Ниси», «Асахи», «Кавахара», «Хигаси» и др.) и разных префектур (Сайтама, Кумамото, Тиба и др.).

Если посмотреть на Рис.2, где представлены одновременно уровневые характеристики межкультурной толерантности школьников по всем исследуемым ситуациям поведения, нужно отметить следующее: высокий уровень межкультурной толерантности учащихся наиболее характерен для ситуаций №2 и №5, т.е. соответственно активному расширению поля контактов с ровесниками -иностранцами и свободному, внеклассному общению с ними же (61% и 50% соответственно).

И, напротив, самые низкие показатели межкультурной толерантности учащихся выявили в ситуации №1, где общение с иностранцем требует от учащихся быстроты реакции, сообразительности, а главное, внешних, преимущественно демонстративных форм поведения. Здесь нужно учитывать традиционный японский этикет общения, который вряд ли соответствует «западным» формам поведения на улице и общения с незнакомыми людьми.

Рисунок 2. Уровневые характеристики межкультурной толерантности школьников.

1.Речевой и социокультурный такт.

2.Заинтересованность в установлении контактов.

3.Участие в социокультурной жизни общества.

4.Культурная непредвзятость.

5.Готовность к взаимодействие в рекреативной деятельности.

Кроме того, большинство учащихся, как это видно из их личных ответов на анкету, испытывает значительные затруднения во владении английским языком. Этот факт серьёзно влияет на снижение межкультурной активности японских школьников в любой ситуации общения с иностранцами.

В ситуациях №№3,4 мы также можем отметить достаточно высокий уровень межкультурной толерантности (41% и 42% соответственно), проявляемый

при участии в социокультурных мероприятиях и в непредвзятом выборе учителя иностранного языка.

Интересен и фа кг влияния пола на характеристики уровня межкультурной толерантности у учащихся. Здесь мы можем видеть следующее. Девочки во всех изучаемых ситуациях, без исключения, «лидируют» в проявлениях толерантных форм поведения.

Разброс данных достаточно велик: от 25% для границ высокого уровня межкультурной толерантности до 20% - для среднего уровня. Для низкого уровня межкультурной толерантности разница по полу незначительна.

Так, самая значительная разница - в ситуации №5, т.е. рекреативные формы общения, в которых девочкам, очевидно, легче проявить свою творческую активность, установить контакт и наладить отношения со сверстниками -иностранцами. Аналогично и для ситуации №4, т.е. непредвзятый выбор учителя иностранного языка: девочки легче устанавливают контакт с учителем -иностранцем, плохо владеющим японским языком. В данной ситуации девочки лидируют на обоих уровнях межкультурной толерантности: как на высоком, так и на среднем уровне.

Таким образом, в ходе проведенного исследования были сформулированы основные выводы:

- основные тенденции развития японской воспитательной системы с учётом её приоритетных направлений развития, а именно - индивидуализации образовательного процесса, его гибкости и адаптации к меняющимся социальным условиям, массовой информатизации и интернационализации - позволяют реализовать образовательно-воспитательные программы и технологии по формированию умений и навыков межкультурной толерантности у школьников по развитию у них толерантных установок поведения и толерантного сознания;

- разработана и обоснована программа диагностического исследования уровня межкультурной толерантности японских школьников в условиях образовательно-воспитательного процесса;

- диагностическое исследование позволило установить распределение уровней межкультурной толерантности учащихся в зависимости от типа социальной ситуации межкультурного взаимодействия и тендерных характеристик, а именно: школьники наиболее активно проявляют толерантные установки в ситуациях, связанных с наличием высокого уровня мотивации к общению с представителями другой культуры, и в то же время демонстрируют более низкий уровень межкультурной толерантности в ситуациях, требующих наличия индивидуально-личностных особенностей и качеств (демонстративности, откровенности, общительности и т.п.); недостаточно высокий уровень владения учащихся по владению иностранным языком также влияет на снижение активности толерантных установок. Тендерные различия связаны с более активной и демонстративной позицией девочек по сравнению с мальчиками;

- для успешного процесса формирования толерантных установок поведения учащихся важным условием является создание комфортной психологической атмосферы для поддержания и укрепления психического здоровья школь-

ников и повышения их творческой мотивации в межкультурном взаимодействии;

- изучение и анализ содержательных характеристик процесса воспитания межкультурной толерантности в современной японской школе может выступать как основание для сравнительных педагогических исследований, касающихся изучения предметных циклов по моральному воспитанию, интерактивных методов формирования эмпатического понимания, игровых мастерских по развитию навыков толерантного поведения.

В заключении обобщены основные результаты проведённого теоретического и практического исследования. Приложения содержат исследовательский и практический материал.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях:

1. Таруми, М.П. Воспитание межкультурной толерантности школьников в Японии на основах интернационализации общества // Известия Уральского государственного университета, Серия 1 Проблемы образования, науки и культуры. Часть 2. - 2010. - Мб. — С.89-95 (0,4 печ. л.)

Научные статьи в журналах и сборниках

2. Таруми, М.П. Трудности обучения одарённых детей в современной японской школе // Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.) / Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гаврило-вой М.С. - СПб.: «67 гимназия. Verba Magistri», 2007. - С. 353-354. (0,3 печ. л.)

3. Таруми, М.П. Воспитание толерантности к иной культуре у детей «группы риска» // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности: Сборник статей по материалам XI Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 14-17 апреля 2009 г.) / Под научн. ред. И.Л.Набока. - В 2-х частях. - Часть 1. - СПб.: Астерион, 2009. - С. 362-367. (0,3 печ.л.)

4. Таруми, М.П. Межличностные отношения в Японии: диалог поколений и актуальные проблемы современности // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы. Материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 8 апреля 2010 г.) / под.ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Маликова Р.Ш., - СПб.: ООО «Нестор История», издательство Санкт-Петербургского института истории РАН, 2010. - С. 290 - 293. (0,3 печ. л.)

5. Таруми, М. П. Понятие «межкультурная толерантность» как основа интернационализации образования в Японии // Наука образования: сб. науч. ст. /

отв. ред. Н.С. Макарова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. - Вып. 25. - С. 130-136. (0,4 печ. л.)

6. Таруми, М.П. Инновации в воспитании межкультурной толерантности в системе японского школьного образования // Научное мнение.- 2011,- №1. -С. 128-130. (0,3 печ. л.)

7. Таруми, М.П. Диагностика уровня межкультурной толерантности японских школьников // Научное мнение.- 2011.- №3,- С.94 - 98. (0,3 печ. л.)

/К/

Подписано в печать 01.02.2012 г. Формат 60*84 1\16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Объём: 1,5 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 27.

Типография РГПУ им. А. И. Герцена 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Таруми, Мария Павловна, Санкт-Петербург

61 12-13/1047

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

На правах рукописи УДК 371.4

Таруми Мария Павловна

Воспитание межкультурной толерантности у школьников в Японии

Специальность: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: /V доктор педагогических наук,

V I] ^ профессор

А.Г. Козлова

Санкт-Петербург 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ЯПОНИИ ............

1.1 Психолого-педагогические традиции и социальные условия воспи- 21 тания в Японии

1.2. Характеристика и свойства понятия «межкультурная толерантность» 45

1.3. Смыслообразующие факторы воспитания межкультурной толерант- 62

ности в Японии .......................................................................

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ЯПОНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Особенности воспитания межкультурной толерантности японских 80 школьников .................................................................................

2.2. Интернационализация образования как одна из приоритетных про- 97 блем формирования межкультурной толерантности японских школьников

2.3. Межкультурная толерантность школьника как результат целостной 120

системы воспитания.....................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................... 144

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................... 148

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Благотворительный проект «Японское культурное 170

наследие детям Санкт-Петербурга»................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Поурочный план по предмету «Обобщающие 173 занятия».................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Урок из цикла «Моральное воспитание» для учеников 174 второго класса начальной школы (Школа «Минами», город Мэнума,

префектура Сайтама)...................................................................

ПРИЛОЖЕЕИЕ 4. Примеры карточек с интерактивными заданиями 176 (А.Танифудзи)..........................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. «Тетрадь Сердца»............................................. 179

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Базовые элементы педагогического процесса интер- 182

национализации воспитания..........................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Содержание предметного цикла «Моральное воспи- 183

тание» для учеников начальной и средней школы...........................

ПРИЛОЖЕЕМЕ 8. Программа педагогического исследования............. 188

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Примеры заполненных карточек с переводом на рус- 196

ский язык...............................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Результаты диагностического исследования......... 199

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Материалы «Круглого стола» с участием японских 200 педагогов ...............................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное мировое сообщество стремится к интеграции, более тесному взаимодействию между странами в различных областях, в том числе и в области образования. Япония сегодня не случайно считается символом евразийской культуры, где сплетён в гармоничном единстве опыт многих народов. Являясь одним из центров интернационализации мировых процессов, Япония в то же время сохраняет яркую самобытность в духовной жизни.

Изучение традиций японской системы воспитания, сосуществующих в этой стране с самыми современными технологиями модернизации образовательной системы представляют большой интерес для российской педагогической науки и практики прежде всего потому, что позволяет искать и находить ответы на актуальные вопросы о связи уровня и качества образования в стране с её передовыми научно-техническими достижениями, с гармонизацией общественной жизни внутри страны и с гибкой политикой по адаптации образования к социально-экономическим переменам. Для отечественного педагогического опыта это важно ещё и потому, что в Японии эти процессы произошли в исторически короткие сроки, не нарушив устои национального менталитета и доказав высокую эффективность педагогических реформ.

Традиционные приоритеты «духа общинности», удивительным образом пересекаясь в современной Японии с государственным курсом на индивидуализацию образования, на воспитание нового типа лидерства в контексте расширяющихся международных контактов по-прежнему оказывают своё существенное влияние на отношение общества к роли и функциям образования, к авторитету учителя и наставника, к уважению традиционных ценностей и моральных норм поведения в обществе, в семье, в учебном коллективе.

Несмотря на активный в последние десятилетия в Японии процесс реструктуризации и модернизации учебных программ базовый блок нравствен-

ного воспитания по-прежнему выполняет смыслообразующую функцию в школьном обучении. Акценты воспитания на таких личностных качествах школьников как независимость, самоконтроль, сопротивляемость трудностям, ответственность, ощущение общности с другими людьми, интерес к иным культурам и уважение к их традициям создают прочную основу для формирования межкультурной толерантности учащихся в японской школе, которая в современной Японии рассматривается как важнейший рычаг интернационализации жизни подрастающего поколения.

В настоящее время в Японии процесс интернационализации становится одним из приоритетных путей реформирования образования в целом. Межкультурный диалог поставил перед образованием целый ряд новых задач: активизация международного общения в период школьного обучения, подготовка учащихся к овладению навыками межкультурной коммуникации, развитие личности школьника и его сферы общения в целом.

Интернационализация проявляется на различных уровнях. На уровне социально-психологических отношений между различными слоями общества значение процесса интернационализации состоит в том, что в традиционную культуру японского общества привносятся изменения, происходит трансформирование стереотипов поведения. Интернационализация в образовании имеет свою специфику, проявляющуюся как в процессе обучения, так и в процессе воспитания. Современный мир нуждается в новой личности, обладающей качествами активного творческого межкультурного общения и рефлексивными способностями. Процесс интернационализации требует от системы образования приведения японских стандартов общения и взаимодействия в повседневной жизни в соответствие с международными нормами. На образовательном уровне это повлечет за собой создание «интернационально ориентируемой» образовательной среды. На индивидуальном уровне процесс интернационализации - это не только владение иностранными языками, но и выработка глубинных основ толерантного отношения к другим народам, по-

зволяющие японцам эффективно вести дела с иностранцами и усиливать тем самым авторитет Японии в международном сообществе.

Интернационализация образования - это процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Цель интернационализации - форсировать политику открытости в сфере интеллектуальных ценностей внутри страны, создать новую интернациональную культуру, осуществлять широкий международный обмен интеллектуальных ценностей. Основной задачей интернационализации в области образовательной политики является необходимость выработки у каждой отдельной личности учащегося ценностей и навыков, соразмерных с ощущением себя гражданами мирового сообщества.

Со вступлением в силу документа ЮНЕСКО: «Образование в многоязычном мире», по которому язык является одним из важнейших компонентов межкультурного образования, на территории Японии был создан и начал реализовываться в рамках программ Министерства образования «План по культивированию японцев со способностями к английскому языку». В качестве основных задач воплощения этого документа в жизнь японского общества декларируется не просто овладение иностранными языками, а глубокое изучение самих основ «американского мышления» как более рационального, независящего в такой мере как у японцев от контекста. Образовательным учреждениям рекомендуется в связи с этим вводить обучающие тренинги логического мышления, практику толерантного поведения и навыков освоения межкультурной коммуникации. Образование под влиянием всеобъемлющего процесса интернационализации общественной жизни становится все более открытым для межкультурного взаимодействия двух или более культур. Японцы с большим интересом и несомненной пользой для себя изучают традиции, нормы, воспитательные приемы других народов. Ведущим при этом становится воспитание межкультурной толерантности японских школьников как процесса, направленного на достижение понимания и принятия чужой

культуры при устойчивом позитивном отношении к традиционной культуре своего народа.

В качестве связующего фактора воспитательной системы в японской школе выступает программа «обобщающих занятий», направленных на то, чтобы помочь детям понять «другую» культуру и её представителей. Последовательное развитие способностей школьников к толерантному общению осуществляется при помощи современных педагогических технологий в течение всего периода обучения - с первых классов начальной школы до её окончания.

Толерантность - такое личностное качество, воспитание которого является длительным и сложным процессом, впоследствии в течение всего периода становления личности. Образование является решающим фактором формирования культуры толерантности. Образовательное учреждение выступает в роли главного общественного института, созданного для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему и, в конечном счёте, индивидуальные реакции и поведение во взаимодействии с другими людьми.

Научно обоснованная организация межкультурного пространства как сферы воспитания толерантности школьников - это психолого-педагогическая стратегия, результатом реализации которой становится возникновение личностных новообразований, во многом определяющих характер взаимодействия личности обучаемого с культурным многообразием мира. Развитие у школьника способностей и качеств личности, обеспечивающих успешность толерантного межкультурного диалога, во многом определяется особенностями системы образовательно-воспитательного процесса. Именно поэтому так важно исследовать в соответствии с этапом обучения и индивидуально-личностными качествами учащегося способность к формированию у него навыков межкультурной толерантности и толерантных устано-

вок поведения. Это и является актуальной задачей позитивного развития воспитательного процесса в условиях современной японской школы.

Анализируя опыт японской школы по воспитанию межкультурной толерантности школьников можно утверждать, что педагогический опыт Японии может быть интересен и полезен для развития и совершенствования российской системы воспитания именно в аспекте формирования внутреннего мира ребёнка, его направленности на межкультурное общение и взаимодействие, на глубокое понимание личности в другой культуре, что отражает в значительной степени и приоритеты отечественной педагогики.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению японской системы воспитания посвящено большое количество книг, статей и докладов как в самой Японии, так и за рубежом. Это объясняется уникальностью этнокультурной педагогической традиции и исторического опыта гуманистического воспитания в Японии.

В направлении разработки путей и методов воспитания межкультурной толерантности среди работ японских авторов можно выделить монографии, посвящённые основам традиционного воспитания, национального характера и особенностей образовательно-воспитательной системы. В работе Кацура Хиросукэ «Японское общество и формирование национального характера» рассмотрен подход к моральному воспитанию и отмечается, что ведущей его основой является верность, понимаемая как долг признательности старшим. Кашко Хикодзиро в книге «Изучение японского национального характера» отмечает, что основные характеристики японцев соответствуют утвердившимся взглядам на методику оценки национально-психологических особенностей этнических общностей. В книге Ито Ясудзи «Подражание, культура, японцы» представлен анализ современного состояния и тенденций развития эстетических категорий. Автор утверждает, что национальной религией японцев является «культ красоты» как жизненная философия этого народа. В работах Янагида Кунио «Японцы», Вацудзи Тэцуро «Япония и японцы», Кон Хидэми «Кто такие японцы» рассматриваются истоки и генезис эстетическо-

го воспитания в системе образования Японии под влиянием трёх религий (Синто, Буддизм, Конфуцианство).

Интерес к японской системе образования у российских исследователей наблюдается на протяжении длительного периода. Исследования отражают два направления. Первое направление включает в себя проблемы воспитания японских школьников (ВХНанивская, К.И.Салимова и др.). Второе направление посвящено истории и тенденциям развития образования в Японии (Ю.В.Боярчук, Э.Г.Зинурова, Л.Ч.Лим, А.А.Николаев и др.).

Проблеме формирования толерантности были посвящены исследования многих российских и зарубежных учёных (Алешина А.И., С.Н. Батракова, А.Ю. Белогуров, Е.О. Галицких, Е.И. Дворникова, О.В. Исаева, З.А. Ис-магилова, O.A. Масловец, А.О. Наследова, Л.И. Паина, А.А.Погодина, О.Б.Скрябина, А.Н. Третьякова, О.И. Юдина и др.). Были изучены также вопросы возникновения психологических механизмов толерантности (А.Г.Асмолов, Г.Л.Бардиер, Е.Ю.Клепцова, А.Н.Леонтьев, Дж.Моул, Л.Г.Почебут, К.Роджерс и др.). Межкультурная толерантность и процесс её формирования достаточно полно представлены в работах М.В.Белозёровой, Е.В.Головинской, А.П.Садохина, Л.Р. Слобожанкиной, С.Г.Тер-Минасовой, Г.Р. Фархштаховой, Ю.С. Яценко и др.

Однако следует отметить, что понятие «межкультурная толерантность» в отечественной и зарубежной педагогической науке достаточно часто рассматривается как «межкультурная коммуникация», т.е. как позитивный контакт с другими. Впервые термин «межкультурная коммуникация» встречается в 1954 году в американской научной школе (Г.Л.Трэгер, Э.Т.Холл) и только спустя сорок лет он появляется в российских научных исследованиях. Исследования межкультурной коммуникации явились новым направлением в психолого-педагогической науке и практике. Понятие «межкультурная толерантность» появилось в российской науке лишь в 90-х годах XX века в рамках исследований межкультурной коммуникации и рассматривалось как

свойство личности, которое приобретается в процессе межкультурного взаимодействия.

Проблему нашего исследования мы сформулировали следующим образом: необходимость выявления основных характеристик формирования межкультурной толерантности в процессе воспитания в японской школе в контексте массовой интернационализации образования.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание межкультурной толерантности у школьников в Японии».

Объект исследования: процесс воспитания в японской образовательной системе.

Предмет исследования: тенденции развития и содержательные характеристики процесса воспитания межкультурной толерантности школьников в условиях интернационализации японского образования.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать содержание, основные тенденции и направления реализации процесса воспитания межкультурной толерантности.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать представленные в научной литературе современные тенденции развития японской системы воспитания, служащие основой для формирования навыков межкультурной толерантности учащихся;

- раскрыть и теоретически обосновать содержательную сторону процесса воспитания межкультурной толерантности в современной японской школе;

- проанализировать взаимосвязь процессов сохранения и развития традиций японского воспитания, с одной стороны, и процесса массовой интернационализации жизни японского общества, с другой;

- рассмотреть особенности функционирования существующего комплекса педагогических условий, содействующих формированию и развитию межкультурной толерантности у японских школьников;

- осуществить диагностическое исследование уровня межкультурной толерантности �