автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики
- Автор научной работы
- Екеева, Эмма Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Екеева, Эмма Васильевна, 1999 год
Введение.3
Глава I. Научно-педагогические основы использования этнической ономастики в учебно-воспитательном процессе.11
§ 1. Сущность интереса к национальной культуре как этнопедагогический феномен.11
§ 2. Содержательная структура этнической ономастики как компонента национальной культуры.32
§ 3. Этнопедагогические функции ономастики в воспитании интереса к национальной культуре.59
Выводы.68
Глаза II. Содержание, методы и организационные формы воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики.70
§ 1. Этнопедагогизация содержательного аспекта ономастики в курсе "Географии России" .70
§ 2. Ономастический кружок в стимулировании интересов к национальной культуре.86
§ 3. Этнопедагогическая экспедиция как комплексная форма воспитания старшеклассников.112
§ 4. Результаты опытно-экспериментальной работы.121
Выводы.130
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики"
Актуальность исследования определяется современной ситуацией в России, характеризующейся ростом национального самосознания, качественным изменением ценностных ориентации, обращением к общечеловеческим и национальным ценностям как составной части культуры, как пишет Г.Н.Волков, ".нужно припасть к своим корням, эти корни - опора и надежда наши, а может быть, и спасение" (37, с.68). А корни -это история, культура и духовность народа. О необходимости изучения духовной жизни народа, его педагогических взглядов, писал В.А.Сухомлинский. В одном из писем своему другу он говорил: "О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике особенности национального характера, лицо народа" (42).
Педагог-гуманист с особой убежденностью подчеркивал актуальнейшую из задач как педагогов-теоретиков, так и практиков: "Уверен, что сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики - наша большая задача" (там же) . Он размышлял о создании педагогики будущего, именно опираясь на народную педагогику.
О необходимости изучения традиционной педагогической культуры и использовании народной педагогики в воспитании подрастающего поколения писали выдающиеся педагоги: как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, И.Я.Яковлев, В.А. Сухомлинский.
Из наиболее значительных исследований по народной педагогике следует назвать труды Г.Н.Волкова, посвященные общим проблемам этнопедагогики народов, особенно комплексному изучению этнопедагогики чувашского народа во взаимосвязи с педагогической культурой других народов.
В последние годы исследованы этнопедагогические взгляды народов России: алтайцев (М.М.Бурулова, Р. К. Санабасова, Н.А.Содоноков), адыгов (И.А.Шоров), дагестанцев (Ш.А.Мирзо-ев), осетин (3.В.Цаллагова), татар (Я.И.Ханбиков), тувинцев (Т.Т.Мунзук, К.В.Салчак, Г.Д. Сундуй), русских (Г.В.Виноградов, В.М.Григорьев), народов Севера (А.Л.Бугаева, Е.Г.Сусой), калмыков (О.Д.Мукаева), чеченцев (Ш.М.Х.Арса-лиев), чувашей (В.А.Иванов, Т.Н.Петрова, Э.И. Сокольникова, М.Г.Харитонов), а также народов Закавказья, Средней Азии и Казахстана (А.Ш.Гашимов, А.Э.Измайлов).
Народная педагогика, культура и история народа имеют свои разнообразные формы, способы своего сохранения и выражения, а также признаки национальной принадлежности: родной язык, археологические памятники, руническая письменность, фольклор.
Существует совершенно уникальный памятник истории и культуры народа, как этническая ономастика, "создающая устойчивый образ родины, формирующая историческую память народа" (41, с. 242). Именно в ней в концентрированной форме выражен: неповторимый образ народа, богатство и красота языка, духовная и материальная культура народа (этнопе-дагогические, нравственные и эстетические ценности; экологические и религиозные взгляды; орудия труда, предметы быта, производство).
Этническая ономастика включает в себя такие имена собственные, как антропонимы, топонимы, мифонимы, теонимы, космонимы.
Тщательное изучение содержательного богатства ономастики, позволяет утверждать, что многое в ней имеет значимость на уровне знаковости, ибо связано с личностями-символами, событиями-символами, эколого-языческими традициями, историческими преданиями; обладает огромным воспитательным потенциалом, в особенности в воспитании у старшеклассников интереса к национальной культуре.
Вместе с тем, этническая ономастика как уникальный источник (памятник) культуры и средство воспитания до сих пор не являлась предметом специального педагогического исследования. Это подтверждается и анализом школьной практики. Анкетирование, проведенное нами среди учителей географии на курсах повышения квалификации при Институте повышения квалификации работников образования Республики Алтай, показало, что из 57 учителей географии 43 человека (80%) показали низкие знания об этнической ономастике как культурно -историческом памятнике и средстве воспитания; недостаточное применение (или отсутствие) ее в учебно-воспитательном процессе. Учителя (73%) отметили недостаточность научно-методического материала по этнической ономастике .
Практическую значимость данной проблематики для воспитания следует связать с реальным состоянием нравственной культуры старшеклассников. Проведенное нами эмпирическое исследование показывает, что низкий уровень нравственной культуры связан со снижением, а в некоторых случаях отсутствием у старшеклассников интереса к национальной культуре и, следовательно, заслуживает особого внимания специальное изучение ономастики как одного из средств воспитания. Вышесказанное свидетельствует о противоречии между значимостью воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре на основе этнической ономастики, недостаточным использованием в данном процессе этнопедагогических функций ономастики и неразработанностью содержательного и методического аспекта этого процесса.
Следовательно, проблема диссертационного исследования заключается в необходимости разработки содержания, методов и форм воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики.
Актуальность данной проблемы , ее практическая значимость и научно-методическая неразработанность определили выбор темы исследования: "Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики".
Объект исследования: целостная система учебно-воспитательной работы в школе с включением в нее этнической ономастики как материализованного (вещественного) компонента национальной культуры.
Предмет исследования: процесс воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении средств этнической ономастики, способствующих воспитанию у старшеклассников интереса к национальной культуре, определении перспективных путей их использования в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза научного иследования состоит в следующем: процесс воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре может быть эффективен, если:
- вопросы по этнической ономастике включены в содержании учебных программ по географии (8 кл.);
- этническая ономастика рассматривается как средство воспитания, обладающее характерными сущностными свойствами.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
- раскрыть феноменологию ономастики, ее сущностные характеристики ;
- выявить этнопедагогические функции ономастики; обосновать необходимость использования этнической ономастики на уроках географии;
- определить содержание, формы и методы воспитания на основе этнической ономастики;
- экспериментально проверить эффективность разработанной методики воспитания интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют:
- положения философии, этнопедагогики, педагогики, психологии о роли народа в создании духовной и материальной культуры, об отношении их к наследию прошлого, об исторических взаимосвязях и самобытности культур;
- теоретические положения о воспитательном потенциале народной педагогики (Ш.М.-Х.Арсалиев, Г.Н.Волков, А.Л.Бугаева, В.А.Иванов, А.Э.Измайлов, Т.Н.Петрова, М.И.Стель-махович, Р.3.Санабасова, А.Ф.Хинтибидзе, Я.И.Ханбиков, И.А.Шоров и др.); ономастики (В.А.Никонов, Н.А.Баскаков, А.М.Малолетко, О.Т.Молчанова, Н. И. Шатинова, М.Н.Юхма и ДР. > ;
- этнопедагогическая концепция образования и воспитания (Г.Н.Волков, Т.Н.Петрова), рассчитанная на демократизацию и гуманизацию педагогического процесса в школе и семье с учетом достижений национальной культуры.
В процессе исследования в соответствии с целями использовались методы: теоретический анализ этнопедагогической, педагогической, психологической, методической, философской, исторической, этнографической, культурологической литературы по проблеме исследования;
- сбор и обработка ономастического материала в полевых условиях (стенографические записи бесед со старожилами, охотниками и др.);
- наблюдение за работой учителей и учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности по географии;
- анкетирование, интервьюирование, проведенное среди учителей и учащихся старших классов;
- беседы с учителями и учащимися 8-9 классов;
- обобщение собственного опыта педагогической работы (в качестве учителя географии);
- опытно-экспериментальная работа.
Этапы исследования:
Первый этап (1991-1995 гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, этнографической литературы по традиционной педагогической и духовной культуре народов; и сбор материала по культуре и ономастике народов в полевых условиях.
Второй этап (1995-1997 гг.) - анализ и обобщение литературы по теме исследования, знакомство и изучение педагогического опыта учителей республики; определение проблемы и предмета исследования, составление программы и методики опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (1997-1999 гг.) - уточнение отдельных теоретических положений, обобщение и обработка полученных опытно-экспериментальных данных, оформление результатов исследования .
Научная новизна, и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- теоретически обоснованы особенности ономастики как этнопедагогического феномена, выявлены ее сущностные характеристики;
- определены содержание, методы и формы воспитания интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют дальнейшему совершенствованию образовательно-воспитательной системе на основе этнической ономастики. Разработанные рекомендации могут быть использованы в курсах общей педагогики, педагогической практики студентов и учителей географии, а также в процессе повышения их квалификации.
На основе настоящего исследования автором созданы методические рекомендации по организации ономастического кружка и этнопедагогической экспедиции для учителей географии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этническая ономастика - уникальный памятник истории и культуры народов, содержащий в себе учебно-образовательный и воспитательный потенциал, который может быть успешно реализован в воспитании старшеклассников.
2. Творческое использование этнической ономастики в учебно-воспитательной работе стимулирует формирование этнического сознания и поведения, эффективно содействует воспитанию у старшеклассников ценностного отношения к национальной культуре.
3. Локализация учебных программ, прежде всего в рамках национально-регионального и школьного компонентов учебного плана, введение этнопедагогического материала в содержание обучения, деятельность по изучению традиционной культуры народа на практических занятиях, во внеурочной работе -единая система педагогического процесса.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования.
Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Горно-Алтайского государственного университета, на заседаниях лаборатории этнопеда-гогики Института национальных проблем образования Минобразования России и Госкомсевера России (г. Москва); на научно-практических конференциях в городах Москва, Горно-Алтайск (Республика Алтай), Ядрин (Республика Чувашия); материалы исследования использовались в лекционной работе на курсах повышения квалификации работников образования при Министерстве Образования Республики Алтай.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ
1. Целенаправленное использование этнографических знаний и ономастики в процессе формирования у старшеклассников интереса к национальной культуре потребовало дополнения в содержании изучения курса "География России", в частности при изучении географии своей республики. Осуществляя поставленную задачу, прежде всего, был отобран и дидактически переработан сам ономастический материал, т.е. имена собственные были расписаны по темам. Лишь на таком уровне содержательного обеспечения программ (тематического планирования) можно говорить о возможности воспитания у школьников интереса к национальной культуре на основе этнической ономастики.
2. Занятия ономастического кружка способствуют приобретению учащимися знаний по истории, философии, этнографии, географии, которые, как и ономастика, рассматривают вопросы культуры народов, тем самым воспитывают у старшеклассников интерес к национальной культуре.
3. Этнопедагогическая экспедиция оказала огромное влияние на становление их нравственных черт: самостоятельности, активности, ответственности, дисциплинированности, коллективистских и индивидуальных черт, взаимопомощи, взаимовыручки, смелости, уважительного отношения к традициям своего и других народов, пожилым людям, природе, гуманного отношения к детям, гордости за свой край и др.
Экспедиция является комплексной формой и средством воспитания школьников.
4. На первом этапе опытно-экспериментальной работы было изучено состояние исследуемой проблемы учителями географии и выявлено, что проблема повышение уровня интереса учащихся к национальной культуре и формирование знаний учащихся старших классов о национальной культуре средствами этнической ономастики актуальна и значима.
5. Предложенная методическая система способствует воспитанию, стимулированию интереса к национальной культуре алтайского народа.
6. Ход и анализ опытно-экспериментальной работы подтвердили вьщвинутую гипотезу исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Изучение и поиск форм, компонентов, памятников и источников национальной культуры, в том числе педагогической, имеют особо важное значение на современном этапе, характеризующегося ростом национального самосознания, качественным изменением ценностных ориентации, обращением к общечеловеческим и национальным ценностям как составной части национальной культуры. В настоящее время особено актуально воспитание интереса, любови и уважения к историческому прошлому и культуре народов.
2. На основе теоретического и экспериментального исследования этническая ономастика рассмотрена как компонент национальной культуры; она отражает взгляды, представления, знания и опыт народа; обладающая огромным воспитательным потенциалом, влияет на повышение уровня познавательной деятельности старшеклассников в овладении ими этнокультурными традициями, ценностями.
3. Анализ возможностей и опыт использования ономастики в учебно-воспитательном процессе, а также результаты констатирующего эксперимента в школах Республики Алтай показали, что учителя испытывают трудности в использовании ономастики, как эффективного средства воспитания. Трудности связаны как с недостаточной осведомленностью учителей о народной педагогике, неразработанностью признаков и критериев отбора материалов по этнической ономастике для включения ее в программы географии общеобразовательной школы, так и со слабой разработкой форм и методов работы с этими материалами.
4. Результаты и выводы исследования позволили определить ряд педагогических условий формирования у старшеклассников интереса к национальной культуре на основе этнической ономастики:
- знание учителями основ народной педагогики, владение этнопедагогическим материалом;
- учет уровня знаний, представлений по этнопедагогике, этнической ономастике, ее воспитательных возможностей;
- овладение методами работы с этнопедагогическим, ономастическим материалами на уроке и во внеурочное время,- системное и комплексное использование названий географических объектов, космических тел, мифических персонажей, личных имен в курсе "География Республики Алтай";
- приобщение старшеклассников к нравственной, экологической, эстетической, религиозной культуре народов через познание культуры своего народа;
- осуществление воспитания учащихся старших классов на основе их включения во взаимосвязанные виды урочной и внеклассной деятельности.
5. В процессе опытно-экспериментальной работы был произведен отбор и обобщены целесообразные и результативные пути выполнения названных педагогических условий. К таковым были причислены:
- следование разработанной системе изучения этнической ономастики, использование соответствующих научно обоснованных методов;
- разбор этнопедагогического содержания ономастики;
- применение кружковой и этнопедагогической работы;
- системное расширение знаний об ономастике;
- вовлечение учащихся старших классов в активную научно-исследовательскую деятельность;
- постоянная корректировка развития интереса на основе наблюдения за их проявлениями в учебной деятельности;
6. В ходе исследования было доказано, что реализация указанных путей воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре на уроках географии и во внеклассной работе привело, к заметным положительным результатам: расширились и углубились знания учащихся старших классов в области этнической ономастики, изменилось их отношение к национальной культуре, усилилась связь их духовных устремлений и поведения с социально-культурными идеалами.
7. На основе результатов и выводов исследования нами предлагаются следующие рекомендации:
- содержание ономастического материала, отобранного для использования на уроке, должно соответствовать программе по предмету и логически вписываться в нее, углубляя некоторые аспекты;
- ономастический материал можно использовать на уроках всех видов, но он должен соответствовать их целям, органически вписываться в структуру уроков;
- предпочтительно использовать ономастический материал, отражающий прежде всего духовную культуру народа.
Таким образом, результаты исследования подтвердили правильность положений выдвинутой рабочей гипотезы, что позволило определить особенности ономастики как памятника истории и традиционной культуры, в том числе педагогической, ее влиянии на формирование, стимулирование интереса к национальной культуре народа. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение столь обширной и сложной проблемы использования ономастики в воспитании старшеклассников. Полученные результаты исследования могут послужить основой для дальнейшей работы в этом направлении.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Екеева, Эмма Васильевна, Москва
1. Абишев Х.А. Элементы астрономии и погода в устном творчестве казахов. - Алма-Ата: изд-во АН Каз.ССР, 1949. -30с.
2. Алтайские благопожелания. Сост. Укачина К. Э., Ямаева Е.Е. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. - 144 с. - На алтай. яз.
3. Арсалиев И.М.-Х. Этнопедагогика чеченцев. Автореферат . докт. пед. наук. М.,1999. - 33 с.
4. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М.: Прометей, 1998. - 286 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 -х т. М. :Педагогика,1980. - 230 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 486 с.'
7. Алтайские мифы и легенды. Сост. Шинжин И.Б., Ямаева Е.Е. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1994. - 415 с. - На алт. яз.
8. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 182 с.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
10. Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Республики Алтай. Горно-Алтайск: ГорноАлтайское отд. кн. изд-ва, 1996. - 16 с.
11. Баймурзинова В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики. Автореферат . докт. пед. наук. Казань, 1998. - 49 с.
12. Вайчекуева Н.Х. Научно педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе. Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. -189 с.
13. Барболина А.А. Этнографические средства формирования национального самосознания учащихся (на примере школ Таймыра). Автореф. . канд. пед.наук. М., 1996. - 24 с.
14. Баскаков Н.А. Принципы выбора признаков для наименования гор у алтайцев: (К проблеме оронимии Горного Алтая) / Исследование по восточной филологии. М. , 1974. - С. 22-27.
15. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации / / Школа и мир культуры этносов. Вып. 2. М.: ИНПО, 1995. - С. 5-25.'
16. Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика. Мурманск, 1991. - 69 с.
17. Бердяев Н.А. Собрание сочинений. Т. 1.- Париж, 1983. - 424 с.
18. Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнографии // Этнознаковые функции культуры. М. : Наука, 1991. -С. 523.
19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. : Наука, 1983. - 411 с.
20. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.:Педагогика, 1972. - С. 7-45.
21. Божович Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников //Известия АПН РСФСР. Вып. 36. - М., 1951.
22. Боченкова Ю.И. Словарь географических терминов и других слов, встречающихся в топонимии Горно-Алтайской авт. обл. М., 1969. - 61 с.
23. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера. Автореф. . . . канд. пед. наук. Казань, 1997. - 40 с.
24. Бурулова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе. Дис. . канд. пед. наук.1. М.,1996. 164 с.
25. Бурулова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе. Автореф. . . . канд. пед. наук. -М.,1996. 16 с.
26. Валиханов Ч. Ч. Сборник сочинений. В 5-ти т.- Алма-Ата: изд-во АН Каз.ССР, 1961. Т. 1. - 777 с.
27. Вурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993. - 133 с.
28. Бюлер Ш. Духовное развитие ребенка. М. : Новая Москва, 1924. - 556 с.
29. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1993. - 268 с.
30. Вербицкий В.И. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Казань: Издание православного Миссионерского общества, 1884. - 494 с.
31. Виноградов В. В. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 130 с.
32. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. - 375 с.
33. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. 341 с.
34. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997. 439 с.
35. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII кл. сельской национальной школы: Пособие для учителя. М.: НИИ нац. школ, 1986. - 105 с.
36. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Мир детства. Царство мудрости. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. - 335 с.
37. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Народное образование.- 1994. N 4. - С. 68-71.38. .Волков Г.Н. Идеи совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика. 1971. - N 10. - С. 107-113.
38. Волков Г.Н., Жирков Е.П. Концепции национальных школ РСФСР. М., 1991. - 14 с.
39. Волков Г.Н. Этнопедагогическая формула гуманистического воспитания личности //Воспитание и развитие личности. (Материалы Международной научно-практической конференции. 13-14 мая,1997г.). М. ,1997.- 162 с.
40. Волков Г.Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика //РГНФ, 1998. С. 242
41. Волков Г.Н. Письмо от 6 фераля 1962 (из личного архива) .
42. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Из-во АПН РСФСР, 1956.
43. Гумилев Л.Г. Древние тюрки. М. : Товарищ. Клашни-ков, Комаров и К, 1993. - 524 с.
44. Гумилев Л.Г. Тысячелетие вокруг Каспия. М. .-ТОО "Мишель и К ". - 336 с.
45. Гумилев Л. Г. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экспресс, 1993. - 552 с.
46. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Спб.:изд-во т-ва М.О.Вольф. Т.2.,1912. - 2030с.
47. Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе. Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та , 1991. - 64 с.
48. Дыренкова Н.П. Род, классификационная система родства и брачной нормы у алтайцев и телеут // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. М. , 1926. - 265 с.
49. Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, Ленинградское отд., 1988. - С. 152-158.
50. Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке / / Природа и человек в религиозном представлениях народов Сибири и Севера. Л. : Наука, 1976. - 333 с.
51. Жуковская Н. Л. Категории и символика тради-ционной культуры монголов. М. : Наука,1988. - 196 с.
52. Замбалова Т.Д. Экологическое воспитание учащихся младших классов на традициях народной педагогики бурят. Ав-тореф. . канд. пед. наук. М., 1993. - 15 с.
53. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социалистическом исследовании. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.
54. Иванов A.M. Традиционная экологическая этика, юкагиров (иерархии ценностей): Автореф. . канд. пед. наук. -М. , 1995. 24 с.
55. Иванов В.А. Германо-чувашская этническая педагогика. Шупашкар, 1998. - 240 с.
56. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М. : Педагогика, 1991. - 252 с.
57. Измайлов А.Э. Этика и педагогика семейной жизни. -Ташкент: Укитувичи, 1986. 208с.
58. Кадыров В.А. Формирование узбекской народной педагогики. Ташкент: Мехнат, 1992. - 192 с.
59. Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком. // Сб. МАЭ, т. VI. М., 1927.- С. 1936.
60. Ковалев А.Г. Психология личности. -Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1963. 264 с.
61. Концепция национальных школ Республики Алтай. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1993. 83
62. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Дону: изд-во "Феникс", 1998. - 512 с.
63. Лихачев Д.С. Экология культуры //Знание сила, 1982. - N 6.
64. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев A.M., Усма-нова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука,1988. 250 с.
65. Львова Э.Л. и др. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск: Наука,1989. 243 с.
66. Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1995. - 205 с.
67. Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. М. : Просвещение, 1964. - 304 с.
68. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика (Словесные средства воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1084. - 112 с.
69. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Содержание, формы и методы воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 123 с.
70. Мукаева Л.М. Социально-педагогическая проблема становления и развития калмыцкой национальной школы. Автореф. . канд. пед. наук. М.,1995. - 20 с.
71. Морфология культуры. Структура и динамика /Г. А. Аванасова и др. М.: Наука, 1994. - 415 с.
72. Молчанова О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. Алтайского кн. изд., 1979. - 397 с.
73. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: учебное пособие к спецкурсу. М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. -104 с.
74. Мухина B.C. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М., 1992.
75. Мухина B.C. Детская психология. Спб.: Просвещение, 1992.- 270с.
76. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека /Психологическая наука в СССР. Т.2. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
77. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения: Методические рекомендации /Под ред. К.Ш. Ахиярова. - Уфа: изд-во Башкирского отд. пед. общества, 1992. - 48 с.
78. Национальное наследие и современность. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское издательство, 1984. - 182 с.
79. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. -М. : Мысль, 1966. 9 с.
80. Никонов В.А. География названий Млечного пути // Ономастика Востока. М.,1980. - С. 242-261.
81. Никонов В.А. Материалы по космонимии Средней Азии // Ономастика Средней Азии. Вып. II. - Фрунзе: Илим, 1980. - С. 290-299.
82. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Русский язык,1981. - 917 с.
83. Октябрьская И.В. Тема человека в традиционном мировоззрении тюркоязычных народов Южной Сибири. Автореф. .канд. ист. наук. Новосибирск, 1994.
84. Ономастика Востока. М.: Наука, 1980. - 286 с.
85. Ономастика Кавказа. Орджоникидзе: СОГУД980.-192с.
86. Ономастика Средней Азии. Фрунзе: Илим,1980.-309с.
87. Ономастика Татарии. Казань: изд-во АН ССР Казан, филиал, 1989. - 119 с.
88. Ономастика Узбекистана. Ташкент: Б.И.,1989. 207с.
89. Памятное завещание. Горно-Алтайск: ГорноАлтайское отд. кн. изд-ва, 1990. - С. 195.
90. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин и др. -М. : Школа-Пресс, 1998. 512 с.
91. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское пед. агенство, 1995. - 637 с.
92. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV-XVIII вв. Дис. .док. пед. наук. М., 1996. - 275 с.
93. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. -М.: Просвещение, 1981. 142 с.
94. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып.З. Спб: тип. В.Безобразова и К., 1883. - 372 с.
95. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып.4. Спб.: тип. В.Киршбаума,1882. - 1026 с.
96. Потапов Л.П. Умай божество древних тюрков в свете этнографических данных. // Тюркологический сборник. - М., 1973. - С. 265-286.
97. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л.: изд. АН СССР, 1953. - 445 с.
98. Потапов Л.П. Культ гор на Алтае // Советская этнография. М., 1946, N 2. - С. 145-160.
99. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л.: Наука, Ленинградское отд., 1969.
100. Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. Выпуск 1. М. : изд-во АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1990. - 119 с.
101. Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. Выпуск 2. М. : изд-во АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1990. - 132 с.
102. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
103. Психологический словарь / Под. ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др. М: Наука.,1983. - 448с.
104. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника. М.: Наука, 1989. - 749 с.
105. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. Т.1, 1993. - 608 с.
106. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности //Вопросы психологии. 1989. - N 4. - С.89-94.
107. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, изд. 2. - М.: Учпедгиз, 1946.
108. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1993. - 173 с.
109. Сагалаев A.M., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. - 209с.
110. Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII середине XIX в.: проблемы политической истории и присоединения к России. -Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1991. - 255 с.
111. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев. Дис. . канд. пед. наук. Спб., 1993. - 217 с.
112. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев. Ав-тореф. . канд. пед. наук. Спб., 1993. - 18 с.
113. Сатлаев Ф.Н. Кумандинцы (историко-этнографический очерк XIX в. первой половины XX века) . Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1974. - 199 с.
114. Сапожников В.В. По Алтаю. М. : Географгиз, 16-я тип. главполиграфиздата, 1949. - 580 с.
115. Сафаров Н.С. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана (под ред. Тайчинова М.Г.). Ташкент: Фан, 1989. - 100 с.
116. Содоноков Н.А. Этнокультурные традиции воспитания в современной алтайской национальной школе. Дис. .канд. пед. наук. М., 1997. - 141 с.
117. Содоноков Н.А. Этнокультурные традиции воспитания в современной школе. Автореф. . канд. пед. наук. М., 1997. -16 с.
118. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.-.Политиздат, 1992. 542 с.
119. Социологический словарь /Под ред. С.А. Ерофеева. -Казань: изд-во Казанского ун-та, 1997. 42 с.
120. Словарь социологических терминов: Учебное пособие для студентов /Сост. Л.К. Кабанова. Казань: изд-во Казанского госуд-го техн. ун-та, 1987. - 32 с.
121. Стеблева И.В. Поэзия древних тюрков VI-XII веков. -М.: Раритет, 1993. 176 с.
122. Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии народов Западной Сибири (ханты). Мегион, 1995. - 175с.
123. Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М. : АИРО - XX, 1995. - 263 с.
124. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.12 8. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. -- М. : Педагогика, 1980.
125. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа. Киев, 1989.-40с.
126. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. - 1984. - 470 с.
127. Суперанская А.В. Имя через века и страны. - М. : Наука, 1990. - 192 с.
128. Сундуй Г.Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников (на примере сельских школ Тувы) . Дис. . . . канд. пед. наук. -М., 1993. 170 с.
129. Суразаков С.С. Алтай фольклор. Горно-Алтайск: Горно-Алтайского отд. кн.изд-ва, 1975. - 131 с. - На алт. яз.
130. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М. : Молодая гвардия,1980. - 174 с.
131. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (XI-XX вв.). Горно-Алтайск: Уч-Сумер, 1995. - 207 с. ''
132. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура воспитания подрастающего поколения. Сыктывкар: Народная педагогика, 1994. - 120 с.
133. Тайчинов М.Г., С.А. Абдурасилов. "Одоб" как программа воспитания в этнопедагогической культуре. М. : "Ассоциация народная педагогика", 1993. - 47 с.
134. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1982. - 160 с.
135. Томко Т.В. Цель современного образования: к постановке проблемы (философско-культурологический аспект). //Культура. Традиции. Образование. Вып. 2. М. : Российский институт культурологии, 1993. - 728 с.
136. Трофимов А.А. Древнечувашская руническая письменность. Чебоксары: Чуваш, кн.изд-во,1993. - 49с.
137. Топоров В.Н. Эмей человек судьбы. Часть I. - М. : Радикс, 1993. - 193 с.
138. Токарев С.А. Пережитки родового культа у алтайцев./ Труды Ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М. , 1947. - Т. 1. - С. 139-158.
139. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX-XX в.). Новосибирск: Наука, 1978. - 157 с.
140. Тощакова Е.М. Женщина в обществе и семье у современных алтайцев. Новосибирск: Наука, Сиб. отд.,1073. - 58 с.
141. Тощакова Т.М., Баскаков Н.А. Ойротско-русский словарь. М., 1947. - 312 с.
142. Традиционное мировоззрение народов Сибири. М., 1996. - 155 с.
143. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогиза-ции учебно-воспитательного процесса в национальной школе (На материале Ханты-Мансийского авт. окр.). Дис. . канд. пед. наук. М., 1993. - 171с.
144. Тюхтенева С.П. Архаические элементы в современном мировоззрении алтайцев. Автореф. . канд. ист. наук. М., 1996. - 18 с.
145. Тюхтенева С.П. Архаические элементы в современном мировоззрении алтайцев. Дис. . канд. ист. наук. М., 1996. - 141 с.
146. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. -М. : Огиз, 1935. 1562 с.
147. Ушинский К.Д. Сочинения. Т.2. М. : изд. АПН РСФСР, 1948. - 161с.
148. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
149. Фильков Ю.С. Влияние практической деятельности на воспитание познавательных интересов школьника //Пути активизации усвоения знаний учащихся. М. : изд-во АПН РСФСР, I960.
150. Фольклор: издание эпоса. М. : Наука, 1977. -285с.
151. Фомина С.И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики мари в экологическом воспитании младших школьников. Автореф. . канд. пед. наук. М., 1990. - 18 с.
152. Формирование социально устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Чебоксарское кн. изд-во, 1996. В Зх ч. - Ч.З.- 92с.
153. Функ Д.А. Телеуты. Кн.2. М., 1993. - 325 с.
154. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Таткнигоиздат, 1967. - 232с.
155. Харитонов М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (на материале Чувашской Республики). Дис. . . . канд. пед. наук.- М., 1993. 223 с.
156. Харламов И.Ф. Педагогика. М. : Высшая школа, 1990. - 575 с.
157. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинской народном творчестве. Автореф. . докт. пед. наук. Тбилиси, 1967. - 46 с.
158. Ховратозич Б.Н. Нравственный идеал хакасской народной педагогики: Автореф. . канд. пед. наук. М., 1977. - 23 с.
159. Христова Е.П. Народная педагогика: Исторические и теоретико-методологические проблемы. Автореф. . канд. пед. наук. М., 1988. - 20 с.
160. Цаликов В.Д. Формирование гуманистического сознания и поведения учащихся многонациональных школ на основе традиционной культуры воспитания народов Северного Кавказа. Автореф. . кавд. пед. наук. М., 1996. - 18 с.
161. Цаллагова З.Б. Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционнного воспитания у народов Северного Кавказа. Автореферат .докт. пед. наук.- М. ,1998. 43 с.
162. Чанчибаева JI.B. О современных религиозных пережитках у алтайцев // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1978. - С. 90-103.
163. Чапыев Е.М. Ономастика Горного Алтая. Словарь-справочник. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1991. - 58 с. - На алт. яз.
164. Чочкина М.П. Алтайский детский фольклор (к проблеме жанровой дифференциации) . Автореф. . . . канд. пед. наук.- Бишкек, 1995. 22с.
165. Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова.- М., 1995. 272 с.
166. Шатинова Н.И. Мотивированные личные имена у алтайцев. // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М, 1970. - С. 189-194.
167. Шатинова Н.И. Семья у алтайцев. Горно- Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1981. - 182 с.
168. Шатинова Н.И. Традиционные обряды алтайцев, связанные с рождением ребенка. // Вопросы истории Горного Алтая. Вып. 1. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1980, - С.58-72.
169. Шатинова Н.И. К истории алтайских имен // Этнография имен. М.: Наука, 1971. - С. 65-70.
170. Шерстова JI.H. Алтай-кижи в конце XIX начале XX в. - Автореф. .канд. ист. наук. - Л., 1985. - 17 с.
171. Швецов С. П. Обычно-правовыя воззрения алтайцев (калммыкь) и киргизъ. Брачныя и семейныя отношения. Зап. Сиб. отдела императ. русского геогр. общества. Кн. 25. -Омск, 1898. 17 с.
172. Школа и мир культуры этносов / Ученые записки Института национальных проблем образования, вып. 2. М. , 1995. - 348 с.
173. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыгейское отд. Краснодаре, книж. изд-ва, 1989. - 142 с.
174. Щукина Г.И. Педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. М. : Педагогика, 1988. -208 с.
175. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 351 с.
176. Этнография детства: Сб. фолькл. и этнограф, материалов. М. : Беловодье, 1998. - 388 с.
177. Этнография имен. М.: Наука, 1971. - 263 с.
178. Этнография и смежные дисциплины, этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. Свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1988. -222 с.
179. Этнонимы: Сборник статей. Отв. ред. В.А. Никонов. М.: Наука, 1970. - 334 с.
180. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Спб.: изд-во им. Сибирякова, 1891. -308 с.
181. Язык и культура алтайцев. Горно-Алтайск: ГорноАлтайское отд. кн. изд-ва, 1993. - 125 с.
182. Яимова Н.А. Табуированная лексика и эвфемизмы в алтайском языке. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1990. - 169 с.