автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитывающий потенциал эстетической деятельности студентов в системе вузовского сельскохозяйственного образования
- Автор научной работы
- Лузик, Виктория Витальевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Брянск
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Воспитывающий потенциал эстетической деятельности студентов в системе вузовского сельскохозяйственного образования"
На правах рукописи
ЛУЗИК ВИКТОРИЯ ВИТАЛЬЕВНА
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Брянск - 2003
Работа выполнена на кафедре общественных наук Калужского филиала Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор
Карташев Николай Васильевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор
Асташова Надежда Александровна кандидат педагогических наук, доцент
Щеголев Владислав Владимирович Ведущая организация: Липецкий государственный
педагогический университет
Защита состоится /3 ¿¿-¿-¿¡и/ 2003 года в ^ часов на заседании диссертационного Совета Д 212.020.01 по присуждению ученых степеней при Брянском государственном университете им. И.Г. Петровского по адресу: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан « ^ » ^ ь^О&ии^ 2003 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор
4
Р.И. Желбанова
ЭПобУ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Потребность рассмотреть проблему воспитывающего потенциала эстетической деятельности студентов возникла в результате социально-экономических, политических и социокультурных преобразований постсоветского общества, повлекших разрушение системы взглядов и принципов многих жителей России, особенно у учащейся молодежи. Не случайно для современной России характерен кризис основных институтов воспитания, в том числе высших учебных заведений. Поэтому актуализация именно воспитывающей функции вуза приобретает особое социальное, педагогическое значение, поскольку через гуманизацию и гуманитаризацию образования предполагается приобщение молодежи к духовным ценностям общества.
Определяющую роль в гуманизации и гуманитаризации высшего сельскохозяйственного образования играет эстетическая деятельность, пронизывающая как учебную, так и внеучебную деятельность и позволяющая на эмоционально-чувственном уровне развивать духовность, нравственные начала, формировать эстетические потребности личности. Однако часто'личность, обладающая своеобразной эстетической реакцией и особенностями подготовки к освоению различных видов искусства, остается без педагогического внимания и поддержки, что приводит к тому, что надежды молодого человека на развитие эстетического отношения к окружающей жизни и искусству не оправдываются, ограничиваясь лишь узким спектром художественных интересов. Кроме того, в вузе, как правило (кроме вузов, имеющих профессиональную социально-культурную, искусствоведческую направленность), отсутствует стратегическая установка на эстетическое восприятие окружающей жизни и искусства; наблюдается недостаточная подготовленность преподавателей включать компоненты эстетической деятельности в процесс учебных и внеучебных занятий Этому также в немалой степени способствует интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой виды искусства преподносятся чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате, эстетичс-
РОС. н зональная
Б!" •■ ' ' ЬКА
екая деятельность постепенно уходит из вузовского воспитания, на задний план оттесняется самодвижение человека к истинной эстетической ценности.
Поскольку использование эстетической деятельности в сельскохозяйственном вузе зачастую носит мероприативный характер, преподавателями часто не осознается в педагогическом контексте, то возникли следующие противоречия между:
- процессами гуманизации и гуманитаризации в вузовском образовании, создавшими условия для системного использования эстетической деятельности студентов, и внутренней неготовностью к этой роли преподавателей;
- существующими локальными традициями эстетического воспитания студентов различных вузов и отсутствием их продолжения и развития в сельскохозяйственном вузе;
- - существующим высоким уровнем подготовленности вузовского преподавателя как предметника и его слабым представлением о воспитательной работе со студентами в процессе эстетической деятельности и др.
Негативные социальные тенденции последних лет, в значительной степени снижающие уровень воспитанности молодежи, ставят перед высшей школой серьезные проблемы. Поэтому актуализация воспитательной функции сельскохозяйственного вуза становится одним из приоритетных направлений развития современного обучения и воспитания будущих специалистов села.
Актуальность проблемы усиливается еще и тем, что разработанные ранее пути формирования личности в вузе, сегодня оказались малоэффективными. Поэтому в сложившейся ситуации необходим анализ теоретических взглядов на рассматриваемую проблему, поиск оптимальных путей организации эстетической деятельности студентов сельскохозяйственного вуза, обладающих адекватным потребностям общества и человека воспитывающим потенциалом. Необходимость модернизации вузовской образовательной системы на основе гуманизации идей личности стала одной из основных предпосылок конструирования модели сельскохозяйственного вуза
На современном этапе утверждается тезис культуроспособности образования (Е.В. Бондаревскал, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, B.C. Леднев, E.H. Шиянов и
др.); ученые, анализируя вопросы культуры, показали ее значение в обогащении духовного мира личности (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Э.В. Ильенков, JI.H. Коган, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.); исследованием образования как культурной и духовной цешюсти в рамках педагогики занимались Г.С. Батищев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Р.Г. Гурова и др.
Педагогическая теория, раскрывая условия и механизм взаимосвязи окружающей среды и личности, где регулирующую функцию выполняет образование. Опирается на фундаментальные философско-социологические и психологические положения Б.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, С.Н. Иконниковой, Г.Н. Филонова, А.Г. Харчева, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, A.A. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского и др.
Искусство изучалось в теоретическом аспекте как познание и утверждение идеала, как деятельность и социальный феномен (Л.С. Выготский. В.В. Давыдов, М.С. Каган и др.), а также в прикладном - как художественно-эстетическое воспитание молодежи (Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятховский, Н.И. Кия-щенко, Б.Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, В.Н. Шапкая, С.Т. Шацкий и др.). Однако специальных исследований, в которых рассматривался бы воспитывающий потенциал эстетической деятельности студентов в системе вузовского сельскохозяйственного образования, нами не обнаружено.
Разрешение вышеобозначенных противоречий, а также необходимость поиска педагогических возможностей для усиления воспитательной функции сельскохозяйственного вуза с помощью эстетической деятельности обучающихся обозначили проблему нашего исследования, тема которого - «Воспитывающий потенциал эстетической деятельности студентов в системе вузовского сельскохозяйственного образования».
Цель исследования состоит в определении комплекса оптимальных педагогических мер, при которых эстетическая деятельность будущих специалистов сельского хозяйства будет успешной в воспитательном аспекте.
Объект исследования - эстетическая деятельность студентов, получающих образование в сельскохозяйственном вузе.
Предмет исследования - воспитательный потенциал эстетической деятельности студентов.
Гипотеза исследования. Процесс воспитания будущих специалистов сельскохозяйственного профиля будет эффективен, если:
- он будет сфокусирован на студенте и протекать во взаимодействии личностного и культурно-средового факторов;
- организуемая эстетическая деятельность будет носить творческий характер, оказывать нравственно-эстетическое влияние, будет направлена на удовлетворение эстетических потребностей обучающегося;
- формирование эстетических потребностей будущего специалиста будет обеспечено готовностью вузовских педагогов к осуществлению воспитательного процесса в образовательном учреждении, использованию социально-педагогического ингредиента;
- содержание воспитательной работы будет отвечать одновременно и субкультурным интересам студенческой молодежи, и общечеловеческим эстетическим ценностям.
Проблема, предмет, цель, гипотеза исследования определили его задачи:
1 На основе анализа философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы выявить сущность и познакомиться с практикой эстетической деятельности студентов сельскохозяйственного вуза.
2 Определить критерии и показатели сформированности уровня эстетической
воспитанности:
- наличие у студентов эстетических знаний, сформированных в виде представлений, понятий, суждений (показатели этого критерия: их полнота, адекватность, осознанность, действенность, прочность);
- развитость эстетических чувств (показатели: степень выраженности этих чувств, степень их единства со знаниями, проявления их на практике);
- наличие эстетических интересов (показатели: широта и разносторонность, действенность и устойчивость);
- приобщенность студентов к художественному творчеству (показатели;-потребность в эстетической деятельности, наличии умений для ее осуществления).
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий осуществления эстетической деятельности в воспитании студентов сельскохозяйственного вуза.
4. Разработать методические рекомендации, направленные на совершенствование использования эстетической деятельности в воспитании студентов сельскохозяйственного вуза.
Методологической основой исследования явились философские положения о развитии, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, предметов действительности, о системном подходе к ней как общеметодологическом принципе науки и системном понимании воспитания, о человеке как высшей ценности общества и самоцели социального развития, о его творческой досуговой деятельности, разностороннем развитии, о роли эстетической деятельности в формировании личности, о гуманизации вузовского образовательного процесса.
Теоретической основой исследования стали разработанные наукой принципы применения системного подхода в педагогике и психологии (В.П. БеспалЬко, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников, В.Д. Шадриков, С.Т. Шацкий, Н.Е. Щуркова и др.); факторы оптимизации педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, Г.Н. Филонов и др.); концепции эстетического'воспитания (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В Н. Шацкая, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н И. Киященко, Б.Т. Лихачев, М.Ф. Овсянников и Др.); теории деятельности личности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева; теоретические положения о социальной детерминации развития личности (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, A.B. Мудрик, Л.Е. Никитина, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов и др.); педагогические концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе профессионального образования (И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.Н. Прядехо, В.Д. Симоненко, В.А. Сластепин, E.H. Шиянов и др.). В ходе исследования применялся комплекс следующих методов:
- сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение данных научных исследований и фактического материала;
- изучение и обобщение передового опыта, опытно-педагогическая работа;
- наблюдение, анкетирование, беседа, интервью;
- прогнозирование, проектирование, моделирование;
- естественный педагогический эксперимент;
- выполнение творческих практических заданий, имеющих воспитательную направленность.
В качестве эмпирической базы исследования использовались Калужский филиал Московской сельскохозяйственной академии им К.Л. Тимирязева (142 студента Агрономического и 189 студентов зооичженерного факультетов), Брянская государственная сельскохозяйственная академия (153 студента агрономического факультета).
Этапы исследования. Педагогическое исследование проводилось с 1997 по 2002 гг. и включало несколько этапов.
Первый этап (с 1997-1999 гг.) включал изучение философской, психолого-педагогической, социологической, социально-педагогической, культурологической литературы. Это в полной мере позволило проанализировать проблему использования эстетической деятельности в теории и практике образования в качестве фактора воспитания студентов сельскохозяйственного вуза. В данный период исследования определялись объект, предмет, цель, задачи, выдвигалась гипотеза, разрабатывалась программа экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент, анализировались и осмыслялись полученные эмпирические данные, составлялась программа проведения формирующего эксперимента.
Второй тгап ("1999-2001 гг) был посвящен проведению формирующего эксперимента, в ходе которого были изучены научные основы организации эстетической деятельности будущих специалистов сельского хозяйства, проведено диагностирование уровня эстетической воспитанности студентов, теоретически разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, оптимизи-
рующие организацию эстетически направленной воспитывающей деятельности студентов.
Третий этап (2001 -2002 гг.) стал обобщающим, в ходе которого осуществлен анализ данных формирующего эксперимента, уточнены выводы, подведены итоги экспериментальной работы, составлены методические материалы, оформлены результаты исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования:
- выявлена особенность современной системы воспитания студентов сельскохозяйственного вуза, дан анализ эстетической деятельности как одного из факторов этой системы;
- обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для эффективного использования эстетической деятельности в воспитании будущих специалистов сельского хозяйства;
- разработана модель социально-педагогической деятельности педагога сельскохозяйственного вуза, актуализирующая педагогические возможности эстетической деятельности в воспитании студентов;
- установлены критерии и показатели уровня эстетической воспитанности студентов сельскохозяйственного вуза.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно открывает возможность нового подхода к анализу подготовки будущих специалистов села к их профессиональной деятельности, важным компонентом которого должна стать эстетическая деятельность как составляющая образа жизни интеллигенции села. Это будет способствовать повышению теоретического уровня эстетической культуры студенчества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что составленные методические материалы по использованию эстетической деятельности в воспитании студентов позволяют повысить результативность целостного воспитательного процесса; возможно использование апробированной автором методики диагностики уровня эстетической воспитанности студентов сельскохозяйственного вуза в широкой практике профессиональных образовательных учреждений; разработанное диссертантом содержание и эмпирически проверенная форма
теоретико-практического семинара «Социально-педагогические основы организации работы по эстетическому воспитанию студентов» расширяют возможности педагогов вузов гуманизировать образовательный процесс; социально-педагогический ингредиент деятельности вузовского педагога увеличивает воспитательные возможности последнего за счет объединения потенциала вуза, других социальных институтов и среды, что позволяет оптимизировать и гуманизировать процесс социализации студентов, увеличивает педагогические перспективы социального, личностного и профессионального становления будущего специалиста.
Положения, выносимы на защиту:
1. Сущность системы воспитания, составляющей которой выступает эстетическая деятельность как форма проявления эстетического отношения студентов сельскохозяйственного вуза к окружающему миру и искусству. Содержание эстетической деятельности составляет субъективное, эмоционально-осознанное переживание эстетического объекта в жизни и искусстве, проявление личностного отношения человека к этому объекту, а также целесообразное, гармоничное освоение, изменение и совершенствование окружающей действительности.
2. Педагогические критерии и показатели сформированности уровня эстетической воспитанности выражаются в наличии у студента эстетических знаний, сформированных в виде представлений, понятий, суждений (их полноты, адекватности, осознанности, действенности, прочности); развитости эстетических чувств (степени выраженности чувств, степени их единства со знаниями, проявлении их на практике); эстетических интересов (Широты и разносторонности, действенности и устойчивости); приобщенности к художественному творчеству (потребности в эстетической деятельности, наличии умений для ее осуществления).
3. Перспективная модель оптимизации воспитывающей эстетической деятельности студентов в системе вузовского сельскохозяйственного образования включает в себя организационно-педагогические и социально-педагогические факторы. Совокупность данных факторов позволяет придать
социально-педагогическую направленность деятельности вузовского педагога, объединить и увеличить воспитательные возможности образовательного учреждения, других социальных институтов и среды, повысить уровень воспитанности будущих специалистов, обеспечивая их эстетическое развитие, эстетическое восприятие, внимание, мышление, эстетический вкус, оценки, отношения, предпочтения.
Достоверность результатов и объективность выводов исследования обеспечиваются методологическими позициями автора, опорой на системный подход как общемстодологический принцип изучения воспитания; применением комплексной методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачам; реализации системнодеятельностного подхода к организации опытно-экспериментальной работы и ее результативностью, выразившейся в повышении уровня эстетической воспитанности будущих специалистов сельского хозяйства. Это позволило разработать систему достижения уровня эстетической воспитанности студентов в комплексе используемых педагогических средств и условий соответствия с требуемыми теоретическими параметрами исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством ежегодных выступлений автора на заседаниях кафедр общественных наук, иностранных языков КФ МСХА им. К.А. Тимирязева; его участием во всероссийских и межвузовских конференциях («Модернизация педагогического процесса в образовательных учреждениях» (Калуга: Калужское отд. Педагогического, об-ва России), «Современные условия модернизации профессионального образования» (Вязьма: ВФ МГТА), «Проблемы и перспективы развития научно-исследовательской работы и художественной деятельности в вузах искусств и культуры России» (Орел: ОГИИК), «Научно-производственная конференция» (Калуга. КФ МСХА), «Научно-агрономическая конференция» (Калуга: КФ МСХА).
Внедрение результатов исследования в образовательный процесс вуза осуществлено в КФ МСХА в виде методических рекомендаций «Организация эстетической деятельности студентов сельскохозяйственного вуза» (1999-2002 гт.),
спецкурса «Культура Германии» по подготовке студентов КФ МСХА к сельскохозяйственной практике в Германии (2000-2002 гг.).
Структура диссертации включает введение, две главы, список литературы из 239 источников, приложения с учебно-методическими материалами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность проблемы, определены цель, объект, предмет, гипотеза, ставятся задачи исследования, методологические предпосылки, определяются этапы и конкретизируются методы исследования; охарактеризованы научная новизна и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации работы.
В первой главе «Теоретические основы эстетической деятельности при подготовке будущих специалистов сельского хозяйства» рассматривается эстетическая деятельность как воспитывающий фактор становления будущих специалистов; раскрываются особенности ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза;определяются теоретические предпосылки введения эстетически воспитывающего компонента в подготовку будущих специалистов села.
Эстетическое воспитание детей и юношества получило наибольшую степень своего развития в педагогических системах Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, С.Т. и В.Н. Шацких, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, концепциях Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, М.Ф. Овсянникова и пр.
В высшей школе эстетическое воспитание молодежи свое научное развитие получило прежде всего в вузах сферы культуры и искусства ( Ю.П. Азаров, Л.Г. Арчажникова, Н.К. Бакланова, Л.С. Зорилова, H.A. Паршиков, Е.С. Протанская, В.Л. Яконюк и пр.). Научная разработка вопросов эстетического воспитания студентов вузов, готовящих специалистов не для сферы культуры и искусства,
требует в настоящее время своего интенсивного развития, адекватного потребностям общества и молодежной субкультуры.
Поэтому проблема формирования у обучающихся студентов эстетического отношения к окружающей действительности и искусству становится предметом педагогического внимания и целенаправленного научного поиска. Эстетическое воспитание сегодня должно играть определяющую роль в гуманизации и гуманитаризации сельскохозяйственного вуза, потому что для будущей сельской интеллигенции, какой станут выпускники, важной составляющей личностного, социального и профессионального становления является эстетическое развитие, традиционно характерное для русской интеллигенции. Благодаря эстетическому отношению будущие специалисты полнее смогут включатся в реальные процессы, связанные с задачами обеспечения жизнедеятельности, профессионального становления, творческого самостоятельного общения с ценностями художественной культуры.
Идея «выращивания» человека всегда опиралась на традиции, нормы социально-культурной деятельности, позитивный опыт отечественного воспитания. Опыт теоретического и исторического исследования проблемы воспитания показывает, что одним из исходных моментов педагогических концепций является положение о том, что в основе педагогического руководства формированием эстетического отношения к окружающей жизни и искусству должно быть стремление к утверждению его системности, т.е. такого качественного состояния, когда бы составляющие компоненты развивались на основе присущей им логической взаимосвязи и тем самым повышали уровень составляющих воспитательного процесса.
Для того, чтобы искусство в образовательном пространстве вуза становилось для студентов реальным объектом эстетического отношения, важно, чтобы эстетическое просвещение, эстетическая деятельность осуществлялись системно через взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности (факультативные курсы, клубные и кружковые занятия, посещение театров, музеев и т.д.) В этом случае искусство превращается в сознании будущих специалистов в средство более глубокого освоения жизни, в средство, эффективно воздействующее на нравст-
венные взгляды и убеждения. Кроме этого, искусство должно присутствовать в студенческой жизни в качестве творческого процесса, художественной самодеятельности, составляющей значительную часть эстетического опыта молодых людей, расширять их эстетическое отношение к жизни и искусству.
Однако на период проведения констатирующего эксперимента отсутствовало разнообразие форм эстетической деятельности студентов Применение только мероприятий сужало педагогические возможности вуза, не позволяло создать систему как совокупность организованных, последовательно осуществляемых педагогических воздействий, охватывающих учебную и внеучебную образовательную деятельность.
Кроме того, образ вузовского преподавателя, куратора студенческой группы не отвечал к началу эксперимента потребностям студентов и общества в целом в педагоге новой формации, использующего педагогические средства, адекватные парадигме гуманизации и гуманитаризации вузовского образования. Социально-педагогический ингредиент в деятельности вузовского педагога обусловил появление объективных предпосылок для поиска оптимального сочетания целенаправленной и стихийной социализации студентов, побуждения личности к самореализации. В этом плане досуговая эстетическая деятельность студентов является культурным социальным феноменом реализации идеи воспитательного пространства вуза.
Диагностика образовательного процесса, как насущный инструмент деятельности вузовского педагога, позволяет более эффективно организовать воспитательный процесс и дает возможность целенаправленно развивать личностные, социальные и профессиональные качества будущего специалиста. Для этой цели нами определено содержание эстетической деятельности студентов, разработаны критерии и показатели сформированности уровня их эстетической воспитанности (см. Таблицу № 1).
Таблица № 1
Критерии и показатели еформированноети уровня эстетической воспитан-
ности студентов сельскохозяйственного вуза
КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Наличие у студентов эстетических знаний, сформированных в виде представлений, понятиб, суждений. Легко самостоятельно воспроизводит эстетические образы в произведениях 4-5 видов искусства. Свободно оперирует эстетическими понятиями. Самостоятельно воспроизводит эстетические образы в произведениях 1-2 видов искусства. Оперирует эстетическими понятиями. Воспроизводит эстетические образы с посторонней помощью. Не оперирует эстетическими понятиями
Развитость эстетических чувств При восприятии произведений искусства студент ярко сопереживает содержанж произведений; самостоятельно и точно выбирает средства выразительности, адекватные идее и содержанию произведения искусства. При восприятии произведения искусства студент сопереживает содержание произведения, выбор средств выразительности не всегда правилен и адекватен идее и содержанию произведения. При восприятии произведения искусства студент не проявляет отзывчивости к асо-держанию произведения; отсутствует стремление к выбору средств выразительности, адекватных содержанию произведения.
Наличие эстетических интересов Самостоятельно проявляет устойчивый интерес к занятиям искусством Постоянно проявляет готовность участвовать в самодеятельности Проявляется также позиция «потребителя» искусства Проявляет ситуативный интерес к занятиям искусством в результате внешней причины. Ситуативная готовность участвовать в художественной самодеятельности Доминирует позиция «потребителя» искусства. Не проявляет интереса к самостоятельным занятиям искусством Проявляет интерес к искусству как «потребитель».
Приобщенность студентов к художественному творчеству Демонстрирует совокупность необходимых умений, позволяющих успешно участвовать художественной самодеятельности Стремится самостоятельнс совершенствовать умения выполнять ху дожественную лея тельность Демонстрирует совокупность необходимых умений, позволяющих успешно участвовать в художественной самодеятельности Не стремится самостоятельно совершенствовать умения выполнять художественную деятельность Отсутствует желание выполнять эстетическую деятельность. Умение выполнять эту деятельность не сформировано
Изучение ценностных ориентации студентов выявило, что при проведении домашнего досуга, а также досуга вне дома будущие специалисты продемонстрировали доминанту развлекательных видов деятельности. И, напротив, последние места в иерархии досуга в ценности молодежи заняли виды деятельности, в основе которых находится самостоятельность индивида. Данная ситуация, безусловно, нуждалась в педагогической коррекции и формировании у студентов интереса к художественной самодеятельности.
Во второй главе «Педагогические условия эффективной эстетической деятельности студентов в сельскохозяйственном вузе» описана организация эстетически направленной воспитывающей деятельности студентов; показана эффективность эстетической деятельности.
Формирующий эксперимент позволил показать оптимальность складывающейся в вузе эстетической среды. В рамках данного этапа исследования автором были разработаны и проведены: спецкурсы «Культура Германии», «Культура Англии»; для вузовских преподавателей и кураторов студенческих групп -теоретико-практический семинар «Социально-педагогическое направление деятельности вузовского преподавателя»; различные виды экскурсионно-туристического, клубно-кружкового, мероприативного направления досуговой деятельности. Наше обращение к эстетически развивающей взаимосвязи учебной и внеучебной досуговой деятельности, направленный потенциал социально-педагогической деятельности вузовских педагогов инициировали рост интереса у студентов к разнообразным видам эстетической деятельности, накоплению умений овладевать различными видами эстетической дейтельности. На Таблицах № 2 и № 3 представлены сравнительные характеристики результатов констатирующего и формирующего экспериментов, свидетельствующие о предпочтении студенческой молодежи по проведению домашнего досуга и досуга вне дома.
При этом изменилась модель деятельности самого образовательного учреждения, когда эстетическая среда вуза стала динамично изменяться под воздействием созданных педагогических условий (на Рис. 1 - представлена схема авторской версии формирования эстетической культуры будущего специалиста),
что нашло отражение в содержании курсовых работ, дипломных проектов студентов, потому что они включали в себя социально-культурные, краеведческие элементы, сравнительные характеристики культуры России с культурами разных стран Европы. Данное обстоятельство свидетельствовало о расширении представлений студентов о роли эстетической культуры в деятельности будущего специалиста сельского хозяйства, о понимании социальной роли сельской интеллигенции в будущем развитии села, о детерминированном становлении профессиональных, личностных и социальных качеств человека. Наметилась устойчивая тенденция перехода от узконаправленного профессионально-обучающего учреждения до социально-педагогической открытой системы, создающей студенту педагогические условия для успешной социализации.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы.
Сравнительная характеристика констатирующего и формирующего экспериментов позволила создать достаточно полпую картину перехода от традиционной, мероприативной формы внеучебной деятельности, которая не всегда была связана с учебной деятельностью, к новой модели, построенной на тесном взаимодействии двух составляющих образовательного процесса. Это повысило воспитательный потенциал эстетической деятельности студентов. В ходе формирующего эксперимента субъекты вузовского образовательного пространства становились партнерами при осуществлении процесса воспитания будущих специалистов сельскохозяйственного профиля, поскольку:
- студенты участвовали в коллективном целеполагании, когда выдвигали, обсуждали и принимали в качестве ориентиров нравственно-эстетические ценности при проведении взаимосвязанной учебно-внеучебной эстетической деятельности;
- организуемая в вузе эстетическая деятельность носила творческий самодеятельный характер; процесс овладения технологиями эстетической деятельности не ограничивался только коллективным целеполаганием и планированием творческой досуговой деятельности, но и сопровождался выбором путей и средств достижения поставленной цели, распределением ролей и обязанностей между участниками педагогически целесообразной, эстетически налрав-
Сравнительная характеристика результатов констатирующего и формирующего экспериментов, свидетельствующая о предпочтении студенческой молодежи по проведению домашнего досуга (в % к опрошенным).
ВИДЫ ДОСУГА Констати-" рующий эксперимент (доля опрошенных) - Формирующий эксперимент (доля опрошенных)
Чтение книг, журналов 48,2 49,4
Просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание радиопередач, аудиокассет, компак-тдисков 78,1 76.7
Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание, столярные работы и др.) 11,3 15,5
Художественные промыслы (рисование, лепка, фотодизайн, роспись по различным материалам и др.) 12,4 17,3
Сочинения (стихи, проза, музыка и др.) 8,5 16,2
Компьютер (игры) 43,6 44,1
Компьютер (программирование, отладка) 20,9 21,3
Техническое творчество 5,8 12,4
Спорт, здоровый образ жизни 45,7 44,7
Уход за домашними животными 30,2 28,5
Общение с друзьями 74,2 70,1
Другое (укажите, что именно) 2,7 7,2
Затруднились ответить 1,4 2,4
Сравнительная характеристика результатов констатирующего и формирующего экспериментов, свидетельствующая о предпочтении студенческой молодежи по проведению досуга вне дома (в % к опрошенным).
%
ВИДЫ ДОСУГА Констатирующий эксперимент (доля опрошенных) Формирующий эксперимент (доля опрошенных)
Клубы по интересам (кинологи, любители бардовской песни, экологи, любители бега, футбола и т.д.) 10,2 16,2
Спортивные секции 31,5 32,4
Посещение катка, бассейна, спортивной площадки самостоятельно 32,9 33,1
Курсы иностранных языков 16,7 31,3
Секции и кружки технического творчества 1,4 2,8
Секции и кружки народных промыслов 0,9 0,9
Обучение музыке, танцам, рисованию и т.п. 16,2 20,8
Факультативы при учебных заведениях 7,4 15,7
Посещение библиотеки, читальных залов 15,3 16,3
Посещение кинотеатров 34,1 30,4
Посещение театров 24,5 28,5
Дискотеки 62,0 62,6
Посещение кафе, баров 43,1 42,9
Дача, приусадебное хозяйство 26,2 20,5
Массовые праздники, гуляния 383 40,3
Профессиональные ассоциации 3,2 3,0
Политические объединения 2,1 2,4
Общение со сверстниками в клубах свободного посещения, на улице 32,4 30,8
Другое 2,0 2,4
Затрудняюсь ответить 1,8 2,4
^есиая ^
организация образовательного процесса в соответствии с вузовским учебный планом — Организация внеучебных досуговых занятий студентов сельскохозяйственного вуза
А V $
Система предметов учебного плана, содержащих эстетический компонент досуговая эстетическая деятельность индивида
компоненты
Рис. 1. Схема авторской версии формирования эстетической культуры будущего специалиста
ленной доеуговой деятельности студентов, оказывал нравственно-эстетическое влияние и был направлен на удовлетворение эстетических потребностей обучающихся;
- формирование эстетических потребностей будущего специалиста обеспечено готовностью вузовских педагогов к осуществлению воспитательного процесса, когда строились отношения ответственной зависимости, взаимосвязь субъектов эстетической деятельности была обусловлена необходимостью и стремлением к достижению цели, объединяла усилия партнеров в соответствии с содержанием и формой организации, их взаимодополняемости, готовности при необходимости брать на себя выполнение функций друг друга;
- содержание воспитательной работы в вузе отвечало одновременно и субкультурным интересам студенческой молодежи, и общечеловеческим эстетическим ценностям; результативность эстетических ценностей в учебных и вне-учебных занятиях; взаимодействие субъектов-партнеров вузовского образовательного пространства динамично развивало отношение студентов к эстетической деятельности как социальной ценности, к самому себе как творчески развитой личности, способной к саморазвивающей эстетической деятельности.
К концу формирующего эксперимента была зафиксирована устойчивая тенденция постепенного перехода от досуга развлечений к досугу эстетической деятельности. Вузовский образовательный процесс был сфокусирован на студенте и протекал во взаимодействии личностного и культурно-средового факторов. В воспитательном процессе были тесно взаимосвязаны учебные предметы, содержащие эстетический компонент, и внеучебные досуговые занятия, на которых целенаправленно создавалась эстетическая среда индивида. В результате, студенты активно присваивали эстетические образы и воспроизводили их выразительными средствами разных видов искусства При восприятии произведений искусства они сопереживали содержание произведений, самостоятельно выбирали средства выразительности, адекватные идее и содержанию произведения искусства.
Это позволяет нам утверждать, что в КФ МСХА был создан воспитывающий потенциал, способный минимизировать стихийное влияние на будущих специалистов села в их эстетическом развитии. Эффективность воспитательной работы была достигнута благодаря тому, что немалые педагогические возможности были реализованы через использование разнообразных и интересных для студенческой молодежи форм и воспитывающего содержания досуговой эстетической деятельности, внеучебная деятельность приобрела системный характер, была тесно содержательно взаимосвязана с учебными занятиями, педагоги вуза изменили модель своей деятельности, овладев социально-педагогическими функциями.
Вместе с тем, диссертант в ходе исследования столкнулся с рядом проблем, которые нуждаются в своем дальнейшем разрешении:
- не все социальные институты Калуги и Калужской области, участвующие в реализации региональной социальной молодежной политики, стали субъектами помощи в организации эстетической деятельности студентов сельскохозяйственного вуза, что свидетельствует о необходимости дальнейшего поиска более действенных педагогических мер системного взаимодействия субъектов образовательного пространства;
- семья, имеющая в своем составе студента сельскохозяйственного вуза, должна более целенаправленно осуществлять воспитательный процесс, включающий организацию эстетической деятельности в домашних условиях, что может стать дополнительным педагогическим условием помощи вузу в нравственно эстетическом развитии личности будущего специалиста;
- школа, как образовательное учреждение, тесно связанное в образовательном пространстве с вузом, не всегда реализует педагогические возможности целенаправленной организации досуговой эстетической деятельности школьников с целью их эстетического развития Данное обстоятельство приводит к тому, что в современный сельскохозяйственный вуз поступает молодежь с низким уровнем эстетической воспитанности, внутренне не всегда готовая к продолжению социально-культурных традиций русской интеллигенции, что
становится социально-педагогической проблемой, нуждающейся в поиске эффективных педагогических средств для ее разрешения.
По проблеме исследования опубликованы следующие работы:
1. Эстетическая деятельность как фактор становления будущего специалиста сельского хозяйства // Современные условия модернизации профессионального образования. Сборник работ преподавателей профессиональных учебных заведений. - Вязьма: ВФ МГТА, 2001 .-С. 27-28.
2. Развитие социальной активности как фактор эстетического воспитания будущего специалиста села // Современные условия модернизации профессионального образования. Сборник работ преподавателей -профессиональных учебных заведений. - Вязьма: ВФ МГТА, 2001. - С. 33-34.
3. Организация эстетической деятельности студентов сельскохозяйственного вуза. Методические рекомендации. - Калуга: КФ МСХА, 2001. - 32с.
4. Роль преподавателя вуза в организации эстетического воспитания студентов // Модернизация педагогического процесса в образовательных учреждениях. - Калуга: Калужское отд-е Педагогического об-ва России, 2002. - С. 15-16.
5. Проблемы эстетического воспитания человека в современном сельском социуме // Модернизация педагогического процесса в образовательных учреждениях. - Калуга: Калужское от-е Педагогического об-ва России, 2002. - С. 33-34.
6. Воспитывающий потенциал эстетической деятельности современных студентов // Проблемы и перспективы развития научно-исследовательской работы и художественной деятельности в вузах искусств и культуры России. - Орел: ОГИИК, 2003-С. 69-70.
Подписано в печать 17.03.03. Тираж 100 экз. Зак. № 48. Отпечатано АП «Полиграфия», г. Калуга, ул. Тульская 13а.
РНБ Русский фонд
2005-4 24196
12 МАЙ 2003
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Лузик, Виктория Витальевна, 2003 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ
СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
1.1. Эстетическая деятельность как воспитывающий фактор становления будущих специалистов.
1.2. Особенности ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза.
1.3. Теоретические предпосылки введения эстетически воспитывающего компонента в подготовку будущих специалистов села.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ.
2.1. Организация эстетически направленной воспитывающей деятельности студентов сельскохозяйственного вуза.
2.2. Эффективность эстетической деятельности студентов сельскохозяйственного вуза.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитывающий потенциал эстетической деятельности студентов в системе вузовского сельскохозяйственного образования"
Актуальность исследования. Потребность рассмотреть проблему воспитывающего потенциала эстетической деятельности студентов возникла в результате социально-экономических, политических и социокультурных преобразований постсоветского общества, повлекших разрушение системы взглядов и принципов многих жителей России, особенно у учащейся молодежи. Не случайно для современной России характерен кризис основных институтов воспитания. В том числе высших учебных заведений. Поэтому актуализация именно воспитывающей функции вуза приобретает особое социальное, педагогическое значение, поскольку через гуманизацию и гуманитаризацию образования предполагается приобщение молодежи к духовным ценностям общества.
Определяющую роль в гуманизации и гуманитаризации высшего сельскохозяйственного образования играет эстетическая деятельность, пронизывающая как учебную, так и внеучебную деятельность и позволяющая на эмоционально-чувственном уровне развивать духовность, нравственные начала формировать эстетические потребности личности. Однако часто личность, обладающая своеобразной эстетической реакцией и особенностями подготовки к освоению различных видов искусства, остается без педагогического внимания и поддержки, что приводит к тому, что надежды молодого человека на развитие эстетического отношения к окружающей жизни и искусству не оправдываются, ограничиваясь лишь узким спектром художественных интересов. Кроме того, в вузе, как правило (кроме вузов, имеющих профессиональную социально-культурную, искусствоведческую направленность), отсутствует стратегическая установка на эстетическое восприятие окружающей жизни и искусства; наблюдается недостаточная подготовленность преподавателей включать компоненты эстетической деятельности в процесс учебных и внеучебных занятий. Этому также в немалой степени способствует интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой виды искусства преподносятся чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате, эстетическая деятельность постепенно уходит из вузовского воспитания, на задний план оттесняется самодвижение человека к истинной эстетической ценности.
Поскольку использование эстетической деятельности в сельскохозяйственном вузе зачастую носит мероприативный характер. Преподавателями часто не осознается в педагогическом контексте, то возникли следующие противоречия между:
- процессами гуманизации и гуманитаризации в вузовском образовании, создавшими условия для системного использования эстетической деятельности студентов и внутренней неготовностью к этой роли преподавателей;
- существующими локальными традициями эстетического воспитания студентов различных вузов и отсутствием их продолжения и развития в сельскохозяйственном вузе;
- существующим высоким уровнем подготовленности вузовского преподавателя как предметника и его слабым представлением о воспитательной работе со студентами в процессе эстетической деятельности и др.
Негативные социальные тенденции последних лет, в значительной степени снижающие уровень воспитанности молодежи, ставят перед высшей школой серьезные проблемы. Поэтому актуализация воспитательной функции сельскохозяйственного вуза становится одним из приоритетных направлений развития современного обучения и воспитания будущих специалистов села.
Актуальность проблемы усиливается еще и тем, что разработанные ранее пути формирования личности в вузе, сегодня оказались малоэффективными. Поэтому в сложившейся ситуации необходим анализ теоретических взглядов на рассматриваемую проблему, поиск оптимальных путей организации эстетической деятельности студентов сельскохозяйственного вуза, обладающих адекватным потребностям общества и человека воспитывающим потенциалом. Необходимость модернизации вузовской образовательной системы на основе гуманизации идей личности стала одной из основных предпосылок конструирования модели сельскохозяйственного вуза.
На современном этапе утверждается тезис культуроспособности образования (Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, B.C. Леднев, Е.Н. Шиянов и др.); ученые, анализируя вопросы культуры, показали ее значение в обогащении духовного мира личности (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Э.В. Ильенков, JI.H. Каган, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.); исследованием образования как культурной и духовной ценности в рамках педагогики занимались Г.С. Батищев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Р.Г. Гурова и др.
Педагогическая теория, раскрывая условия и механизм взаимосвязи окружающей среды и личности, где регулирующую функцию выполняет образование, опирается на фундаментальные философско-социологические и психологические положения Б.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, С.Н. Иконниковой, Г.Н. Филонова, А.Г. Харчева, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.А. Бода-лева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.
Искусство изучалось в теоретическом аспекте как познание и утверждение идеала, как деятельность и социальный феномен (Л.С. Выготский. В.В. Давыдов, М.С. Каган и др.), а также в прикладном как художественно-эстетическое воспитание молодежи (Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Сухо-млинский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий и др.). Однако специальных исследований, в которых рассматривался бы воспитывающий потенциал эстетической деятельности студентов в системе вузовского сельскохозяйственного образования, нами не обнаружено.
Разрешение вышеобозначенных противоречий, а также необходимость поиска педагогических возможностей для усиления воспитательной функции сельскохозяйственного вуза с помощью эстетической деятельности обучающихся обозначили проблему нашего исследования, тема которого - «Воспитывающий потенциал эстетической деятельности студентов в системе вузовского сельскохозяйственного образования».
Цель исследования состоит в определении комплекса оптимальных педагогических мер, при которых эстетическая деятельность будущих специалистов сельского хозяйства будет успешной в воспитательном аспекте.
Объект исследования - эстетическая деятельность студентов, получающих образование в сельскохозяйственном вузе.
Предмет исследования - воспитательных потенциал эстетической деятельности студентов.
Гипотеза исследования. Процесс воспитания будущих специалистов сельскохозяйственного профиля будет эффективен, если:
- он будет сфокусирован на студенте и протекать во взаимодействии личностного и культурно-средового факторов;
- организуемая эстетическая деятельность будет носить творческий характер, оказывать нравственно-эстетическое влияние, будет направлена на удовлетворение эстетических потребностей обучающегося;
- формирование эстетических потребностей будущего специалиста будет обеспечено готовностью вузовских педагогов к осуществлению воспитательного процесса в образовательном учреждении, использованию социально-педагогического ингредиента;
- содержание воспитательной работы будет отвечать одновременно и субкультурным интересам студенческой молодежи и общечеловеческим эстетическим ценностям.
Проблема, предмет, цель, гипотеза исследования определили его задачи:
1. На основе анализа философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы выявить сущность и познакомиться с практикой эстетической деятельности студентов сельскохозяйственного вуза.
2. Определить критерии и показатели сформированности уровня эстетической воспитанности:
- наличие у студентов эстетических знаний, сформированных в виде представлений, понятий, суждений (показатели этого критерия: их полнота, адекватность, осознанность, действенность, прочность);
-развитость эстетических чувств (показатели: степень выраженности этих чувств, степень их единства со знаниями, проявления их на практике);
- наличие эстетических интересов (показатели: широта и разносторонность, действенность и устойчивость);
- приобщенность студентов к художественному творчеству (показатели: потребность в эстетической деятельности, наличии умении для ее осуществления).
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий осуществления эстетической деятельности в воспитании студентов сельскохозяйственного вуза.
4. Разработать методические рекомендации, направленные на совершенствование использования эстетической деятельности в воспитании студентов сельскохозяйственного вуза.
Методологической основой исследования явились философские положения о развитии, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, предметов действительности, о системном подходе к ней как общеметодологическом принципе науки и системном понимании воспитания, о человеке как высшей ценности общества и самоцели социального развития, о его творческой досуговой деятельности, разностороннем развитии, о роли эстетической деятельности в формировании личности, о гуманизации вузовского образовательного процесса.
Теоретической основой исследования стали разработанные наукой принципы применения системного подхода в педагогике и психологии (В.П. Беспалько, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников, В.Д. Шадриков, С.Т. Шацкий, Н.Е. Щуркова и др.); факторы оптимизации педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, Г.Н. Филонов и др.); концепции эстетического воспитания (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, В.А. Сухо-млинский, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, М.Ф. Овсянников и др.); теории деятельности личности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева; теоретические положения о социальной детерминации развития личности (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П. Гурьянова, А.В. Мудрик, Л.Е. Никитина, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов и др.); педагогические концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе профессионального образования (И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.Н. Прядехо, В.Д. Симоненко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).
В ходе исследования применялся комплекс следующих методов:
- сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение данных научных исследований и фактического материала;
- изучение и обобщение передового опыта, опытно-педагогическая работа;
- наблюдение, анкетирование, беседа, интервью;
- прогнозирование, проектирование, моделирование;
- естественный педагогический эксперимент;
- выполнение творческих практических заданий, имеющих воспитательную направленность.
В качестве эмпирической базы исследования использовались Калужский филиал Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева (142 студента агрономического и 189 студентов инженерного факультетов), Брянская сельскохозяйственная академия (153 студента агрономического факультета).
Этапы исследования . педагогическое исследование проводилось с 1997 по 2002 гг. и включало несколько этапов.
Первый этап (с 1997-1999 гг.) включал изучение философской, психолого-педагогической, социологической. Социально-педагогической, культурологической литературы. Это в полной мере позволило проанализировать проблему использования в теории м практике образования эстетической деятельности в качестве фактора воспитания студентов сельскохозяйственного вуза. В данный период исследования определялись объект, предмет, цель, задачи, выдвигалась гипотеза, разрабатывалась программа экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент, анализировались и осмыслялись полученные эмпирические данные, составлялась программа проведения формирующего эксперимента.
Второй этап (1999-2001 гг.) был посвящен проведению формирующего эксперимента, в ходе которого были изучены научные основы организации эстетической деятельности будущих специалистов сельского хозяйства, проведено диагностирование уровня эстетической воспитанности студентов, теоретически разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, оптимизирующие организацию эстетически направленной воспитывающей деятельности студентов.
Третий этап (2001-2002 гг.) стал обобщающим, в ходе которого осуществлен анализ данных формирующего эксперимента, уточнены выводы, подведены итоги экспериментальной работы, составлены методические материалы, оформлены результаты исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования:
- выявлена особенность системы воспитания студентов сельскохозяйственного вуза, дан анализ эстетической деятельности как одного из факторов этой системы;
- обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для эффективного использования эстетической деятельности в воспитании будущих специалистов сельского хозяйства;
- разработана модель социально-педагогической деятельности педагога сельскохозяйственного вуза, актуализирующая педагогические возможности эстетической деятельности в воспитании студентов;
- установлены критерии и показатели уровня эстетической воспитанности студентов сельскохозяйственного вуза.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно открывает возможность нового подхода к анализу подготовки будущих специалистов села к их профессиональной деятельности, важным компонентом которого должна стать эстетическая деятельность как составляющая образа жизни интеллигенции села. Это будет способствовать повышению теоретического уровня эстетической культуры студенчества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что составленные методические материалы по использованию эстетической деятельности в воспитании студентов позволяют повысить результативность целостного воспитательного процесса; возможно использование апробированной автором методики диагностики уровня эстетической воспитанности студентов сельскохозяйственного вуза в широкой практике профессиональных образовательных учреждений; разработанная диссертантом содержание и эмпирически проверенная форма теоретико-практического семинара «Социально-педагогические основы организации работы по эстетическому воспитанию студентов» расширяют возможности педагогов вузов гуманизировать образовательный процесс; социально-педагогический ингредиент деятельности вузовского педагога увеличивает воспитательные возможности последнего за счет объединения потенциала вуза, других социальных институтов и среды, что позволяет оптимизировать и гуманизировать процесс социализации студентов, увеличивает педагогические перспективы социального, личностного и профессионального становления будущего специалиста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность системы воспитания, составляющей которой наступает эстетическая деятельность как форма проявления эстетического отношения студентов сельскохозяйственного вуза к окружающему миру и искусству. Содержание эстетической деятельности составляет субъективное, эмоционально-осознанное переживание эстетического объекта в жизни и искусстве, проявление личностного отношения человека к этому объекту, а также целесообразное, гармоничное освоение, изменение и совершенствование окружающей действительности.
2. Педагогические критерии и показатели сформированности уровня эстетической воспитанности выражаются в наличии у студента эстетических знаний, сформированных в виде представлений, понятий, суждений (их полноты, адекватности, осознанности, действенности, прочности); Развитости эстетических чувств (степени выраженности чувств, степени их единства со знаниями, проявлении их на практике); эстетических интересов (широты и разносторонности, действенности и устойчивости); приобщенности к художественному творчеству (потребности в эстетической деятельности, наличии умений для ее осуществления).
3. Перспективная модель оптимизации воспитывающей эстетической деятельности студентов в системе вузовского сельскохозяйственного образования включает в себя организационно-педагогические и социально-педагогические факторы. Совокупность данных факторов позволяет придать социально-педагогическую направленность деятельности вузовского педагога, объединить и увеличить воспитательные возможности образовательного учреждения, других социальных институтов и среды, повысить уровень воспитанности будущих специалистов, обеспечивая их эстетическое развитие, эстетическое восприятие, внимание, мышление, эстетический вкус, оценки, отношения, предпочтения.
Достоверность результатов и объективность выводов исследования обеспечиваются методологическими позициями автора, опорой на системный подход как общеметодологический принцип изучения воспитания; Применением комплексной методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачам; реализации системнодеятельностного подхода к организации опытно-экспериментальной работы и ее результативностью, выразившейся в повышении уровня эстетической воспитанности будущих специалистов сельского хозяйства. Это позволило разработать систему достижения уровня эстетической воспитанности студентов в комплексе используемых педагогических средств и условий соответствия с требуемыми теоретическими параметрами исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством ежегодных выступлений автора на заседаниях кафедр общественных наук, иностранных языков КФ МСХА им. К.А. Тимирязева; его участием во всероссийских и межвузовских конференциях («Модернизация педагогического процесса в образовательных учреждениях» (Калуга: Калужская отд. ПЕД. об-ва России), «Современные условия модернизации профессионального образования» (Вязьма: ВФ МГТА), «Проблемы и перспективы развития научно-исследовательской работы и художественной деятельности в вузах искусств и культуры России» (Орел: ОГИИК), «Научно-производственная конференция» (Калуга: КФ МСХА), «Научно-агрономическая конференция» (Калуга: КФ МСХА)).
Внедрение результатов исследования в образовательный процесс вуза осуществлено в КФ МСХА в виде методических рекомендаций «Организация эстетической деятельности студентов сельскохозяйственного вуза» (1999-2002 гг.), спецкурса «Культура Германии» по подготовке студентов КФ МСХА к сельскохозяйственной практике в Германии (2000-2002 гг.).
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы из 239 источников, приложения с учебно-методическими материалами.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
Социально-экономический, политический кризис в России стал основой для появления кризисного состояния основных институтов воспитания в том числе высших учебных заведений, студенческой субкультуры. Студенческая группа, относящаяся к ряду формализованных групп, может играть различную роль в социализации студенческой молодежи в зависимости от характера сложившихся взаимоотношений, содержания жизнедеятельности. Позитивной становится ситуация, когда любой студент чувствует себя в ней принятым на равных, когда внутригрупповые связи одинаково ровные и в учебное и во внеучебное досуговое время.
Проблема воспитания студенческой молодежи является одной из наиболее крупных социальных проблем в современном образовательном учреждении. Отсутствие должного внимания к воспитывающей среде создает ситуацию, при которой возникает реальная опасность криминализации, актуализации негативной молодежной субкультуры. В этих условиях требуется корректировка ценностных ориентации молодежи в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями. Осуществить это возможно лишь в процессе создания оптимальной педагогически воспитывающей среды вуза.
Определяющую роль в гуманизации и гуманитаризации вуза должно играть эстетическое воспитание. Анализ особенностей ценностных ориентации студентов сельскохозяйственного вуза показал наличие негативных тенденций - ориентаций в сфере ценностей обучающихся, которые нуждаются в корректировке. Однако сельскохозяйственный вуз на момент констатирующего эксперимента не обладал содержательными возможностями для разрешения данной проблемы. Причинами этого были следующие.
1 .В вузе отсутствовала целевая установка на эстетическую деятельность как фактор воспитания будущих специалистов. Для будущей сельской интеллигенции, какой станут выпускники сельскохозяйственного вуза, важной составляющей личностного, социального и профессионального становления является эстетическое развитие, традиционно характерное для русской интеллигенции. Воспитание искусством формирует эстетически ориентированную культуру мышления, поднимает его на качественно более высокий уровень. Поэтому с немалым основанием можно говорить об эстетических предпосылках формирования научного мировоззрения в процессе преподавания естественных и общественных наук. Особенностью эстетической деятельности, стимулирующей образное мышление, является одномоментное «схватывание» всех возможных связей между предметами и явлениями.
Идея «выращивания» человека всегда опиралась на традиции, нормы социально-культурной деятельности, позитивный опыт отечественного воспитания. Опыт теоретического и исторического исследования проблемы воспитания показывает, что одним из исходных моментов педагогической концепции является положение о том, что в основе педагогического руководства формированием эстетического отношения к окружающей жизни и искусству должно быть стремление к утверждению его системности, т.е. такого качественного состояния, когда бы составляющие компоненты развивались на основе присущей им логической взаимосвязи и тем самым повышали уровень составляющих воспитательного процесса.
Для того, чтобы искусство в образовательном пространстве вуза становилось для студентов реальным объектом эстетического отношения, важно, чтобы эстетическое просвещение, эстетическая деятельность осуществлялись системно через взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности (факультативные курсы, клубные и кружковые занятия, организация традиционных мероприятий, лекториев по искусству, посещение театров, музеев и т.п.). В этом случае искусство превращается в сознании будущих специалистов в средство более глубокого освоения жизни, в средство, эффективно воздействующее на нравственные взгляды и убеждения.
Однако в вузе реально отсутствовало разнообразие форм эстетической деятельности студентов. Применение только мероприятий сужало педагогические возможности вуза, не позволяло создать систему как совокупность организованных, последовательно осуществляемых педагогических воздействий. Оно решается не только отдельными мероприятиями, но системой средств, охватывающей учебную и внеучебную деятельность.
2. Образ вузовского преподавателя, куратора студенческой группы, педагога вузовского дополнительного образования не отвечал возросшим потребностям студентов и общества в целом в педагоге новой формации, использующего педагогические средства, адекватные парадигме гуманизации и гуманитаризации вузовского образования.
Развитие в постсоветской России социальной педагогики как вида научной, практической и учебной деятельности пришлось на этап обострения многих социальных противоречий, что вызвало необходимость теоретической разработки проблемы целенаправленной и стихийной социализации студенческой молодежи. Социално-педагогический подход обусловил появление объективных предпосылок для поиска оптимального сочетания целенаправленной и стихийной социализации студентов, создания самореализации и побуждения личности к самореализации. В этом плане досуговая эстетическая деятельность студента является культурным социальным феноменом реализации идеи воспитательного пространства вуза.
Диагностика образовательного процесса, как насущный инструмент деятельности вузовского педагога, позволяет более эффективно организовать воспитательный процесс и дает возможность целенаправленно развивать личностные, социальные и профессиональные качества будущего специалиста. Для этой цели определено содержание эстетической деятельности студентов сельскохозяйственного вуза, разработаны критерии и показатели сформированности уровня эстетической воспитанности:
- наличие у студентов эстетических знаний, сформированных в виде представлений, понятий, суждения (показателями этого критерия являются их полнота, адекватность, осознанность, действенность, прочность);
- развитость эстетических чувств, показателями которой становятся степень выраженности этих чувств, их единства со знаниями, проявления их в практике;
- наличие эстетических интересов, показатели которых: широта и разносторонность, действенность и устойчивость;
- приобщенность студентов к художественному творчеству, показателями которого выступают потребность студента в эстетической деятельности, наличие умений ее осуществления.
Разработка критериев и показателей уровня эстетической воспитанности создает предпосылки для того, чтобы субъекты вузовского образовательного процесса становились мобильными, маневренными, способными определять уровень эстетической воспитанности и вносить коррективы в свою работу, оптимизировать взаимодействие со студентами.
3.Изучение ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза выявило, что при проведении домашнего досуга, а также досуга вне дома будущие специалисты продемонстрировали доминанту развлекательных видов деятельности, в основе которых находится самодеятельность индивида. Данная тенденция, безусловно, нуждается в педагогической коррекции и формировании у студентов интереса к художественной самодеятельности. Данное обстоятельство предопределило необходимость изменить отношение вузовских педагогов к досуговой деятельности студентов. Недооценка последней или ориентация на нее лишь с точки зрения развлечения молодежи приводит к снижению педагогического содержания воспитательного пространства вуза. Данное положение динамизирует изменение отношения к внеучебной деятельности как важной составляющей процесса социализации учащейся молодежи.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ВУЗЕ
2.1.Организация эстетически направленной воспитывающей деятельности студентов сельскохозяйственного вуза
Известно, что современная система образования не может функционировать оптимально без учета социальных и иных процессов, имеющих место в государстве и обществе. Современное представление о. будущем специалисте сельского хозяйства связано не только с наличием профессиональных знаний и умений, но и с процессом создания и реализации системы представлений индивида о культурном пространстве. Мы, безусловно, должны были учесть, что культурное самоопределение связано с постоянным выбором индивидом разных форм эстетической деятельности и предметной направленности индивидуальных культурных интересов, с их последующей трансформацией и развитием. Это в целом положительно влияет на социализацию студенческой молодежи, гуманистическую направленность ее образования.
Понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» в высшее образование вошли в качестве принципов реформы всего образования России в начале 90-х годов XX века (213). Однако понятие «гуманизация» толковалось как усиление гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей (125). А вот понятие «гуманитаризация образования» рассматривалось в качестве системы мер, направленных на приоритет развития общекультурных компонентов в содержании образования и на формирование личностной зрелости обучаемых (191).
Изучение учебного плана агрономического факультета Калужского филиала МСХА с точки зрения наличия предметов эстетического цикла показало, что лишь учебные предметы «Культурология» (40 час.) и «Русский язык и культура речи» (76 час.) в определенной мере обладают непосредственной эстетической направленностью. Остальные предметы учебного плана опосредованно оказывают влияние на эстетическое воспитание будущего специалиста. Например, в рамках философии коротко рассматривается эстетика как философская наука о сущности и закономерностях развития эстетических представлений о предметах и явлениях в природе, обществе, искусстве. Аналогичная ситуация складывается с учебным планом на других факультетах: экономическом и зооинженерном. Становится очевидным то, что количество предметов эстетического цикла в программе подготовки будущих специалистов сельского хозяйства недостаточно, как недостаточно и количество часов, выделенных на два предмета этого цикла. В связи с этим мы разделяем позицию ученых Научно-исследовательского института высшего образования (121, С.4), в ней обращается внимание на то, что гуманизация в профессиональной подготовке будущих специалистов обеспечивается не только освоением достижений общечеловеческой культуры через гуманитарный синтез всех учебных дисциплин, превращающих ценности мировой культуры из предмета изучения в содержание образования и жизнедеятельности человека. Важной становится и другая позиция: от гуманизации образования путь лежит к гуманитаризации образовательного учреждения, потому что это становится средством реализации гуманистической сути обучения и воспитания, интеллектуальной, социокультурной, коммуникативной сущности человека как субъекта познания и деятельности, активно социализирующегося элемента развития общества.
Данное обстоятельство предопределило наше намерение разработать спецкурс по немецкому языку «Культура Германии». Это также отвечало интересам Калужского филиала МСХА, подписавшего договор о совместной работе с Ассоциацией APOLLO e.v.(o6 этом уже было изложено в предыдущем разделе диссертации). Поэтому данный спецкурс стал еще и курсом по подготовке калужских студентов к прохождению сельскохозяйственной практики в Германии. Спецкурс "Культура Германии" состоял из следующих разделов:
1. Германия- страна в Европе.
2. История и настоящее Германии.
3. Природа Германии.
4. Население страны.
5. Архитектура.
6. Кино.
7. Театр.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лузик, Виктория Витальевна, Брянск
1. Музыка: композиторы и исполнители.10. Спорт.11 .Города Германии.12.Образование в Германии.13.Немецкая семья.14. Аграрная политика.15.Сельское хозяйство.16.Фермерское хозяйство17.Народные промыслы18.Традиции Германии.19.Народные праздники.
2. Сельскохозяйственная техника.
3. Сельскохозяйственный рынок.
4. Курс был рассчитан на 120 часов теоретических и практических занятий и пользовался спросом у студентов.
5. Вышесказанное позволило нам выявить особенности воспитательного пространства вуза:
6. Эстетическая деятельность человека: теория и практика. Значение до-суговой эстетической деятельности студента в плане становления будущего специалиста. Особенности организации студенческой досуговой эстетической деятельности.
7. Педагогическое партнерство в высшем учебном заведении. Технология формирования педагогического партнерства в образовательном учреждении. Теория и практика педагогического партнерства.
8. Педагогизация студенческого социума. Роль взаимосвязи вуза с социальными институтами микрорайона, города, региона.
9. Эти образцы и нормы студенты усваивают в ходе социализации, социального изучения процесса, пронизывающего временную стадию обучения в вузе.
10. Система посреднических социально-педагогических связей вузовского преподавателя с целью повышения уровня эстетической воспитанности студентов сельскохозяйственноговуза.