автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма
- Автор научной работы
- Ганова, Татьяна Валерьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма"
Р Го С Л
На правах рукописи
ГАНОВА Татьяна Валерьевна
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ КАРНАВАЛЬНО-МАСКАРАДНОГО КОСТЮМА
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения изобразительному искусству
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1996
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина на кафедре декоративного искусства.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор КОРЕШКОВ В.В.
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор ЖАРКОВ А.Д.
кандидат педагогических наук, доцент ВАСИЛЬЕВ А.И.
Ведущая организация: Московский педагогический университет.
Защита состоится ................. 19% г. в ч. на
заседании диссертационного Совета Д 053.01.12 в Московском педагогическом государственном университете имени В.И. Ленина по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. .....
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В.И. Ленина: 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат "разослан «. ...... . 1996 года
Ученый секретарь диссертационного Совета у, ИГНАТЬЕВ С.Е.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Процессы гуманизации образования, ориентация обучения и воспитания на проблемно — поисквые методы выдвигают на первый план задачи активизации исследовательских, установок в различных видах деятельности, в том числе и художественной. Постановка этих задач требует определения методических приемов активизации творческого поиска у учащихся в процессе этой деятельности, чтобы заложить основу для развития самостоятельного мышления, творческого восприятия окружающего мира и осознания себя в нравственном отношении полезным обществу человеком. Реализация указанных задач в процессе обучения раскрывает простор для дальнейшего пополнения школьниками своих знаний, поскольку только через собственную поисковую деятельность, через свои творческие усилия можно достичь подлинного образования и культуры.
Рассматривая творческий поиск и процесс выбора как сопутствующие друг другу, а художественно—творческую деятельность учащихся как способ освоения мира, мы считаем, что упражнение формирующейся, личности в решении определенных проблемно — поисковых задач сделает ее более уверенной в своих силах, более подготовленной к усвоению и отбору необходимой информации. Все это облегчит им ориентацию в сложных условиях современной жизни, приблизит к реальному творческому поиску, активному труду, инициативе и предприимчивости в результате специально организованной обучающей деятельности.
В этой связи мощным импульсом для активизации творческого поиска у учащихся, формирование социально — адаптированной личности выступает общение с различными видами искусства, содействующее эстетическому познанию мира, расширяющее опыт жизненных отношений и обуславливающее ее самовыражение.
Основополагающими . в теории эстетического воспитания, художественного образования и творческого развития учащихся в условиях современной школы для нашего исследования являются работы Алехина А. Д., Комаровой Т. С., Кузина В. С., Лихачева Б. Т., Йеменского Б. М., Ростовцева H.H., Шорохова Е. В.и др.
Особое значение при рассмотрении и анализе психологических особенностей процесса творчества имели работы Выготского Л. С., Гальперина П. Я., Завгородней Е. В.,.Ломова Б; Ф., Никидировой О. И., Федорова Л. Г. и др.; в философском аспекте — Громова Е. С., Иоскевича Я. Б., Мейлаха Б.С. Разумного В.А. и др.
При определении значения декоративного искусства и декоративной деятельности в художественно — творческом развитии
учащихся мы опирались на труды Ефремичевой Н.В., Ковешникова А.И., Корешкова В. В., Новикова С.Н. Соколова М. В., Хворостова А .С. Шпикаловой Т. Я., и др.
Являясь специфическим отражением жизни, искусство вбирает все ее многообразие. Это в полной мере относится и к костюму как виду декоративного искусства, являющегося одним из элементов эстетической культуры, характеризующего обычаи, образ и стиль жизни людей. Он как ни что другое комплексно отражает эстетическое и социальное лицо общества, его нравственные идеалы, уровень общественных отношений и экономического развития. Вот почему рассматривая костюм как объект изучения и творчества, мы относим его к наиболее эффективным компонентам художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Понятие "костюм" весьма широко и включает такие его виды как: исторический и современный, народный и светский, театральный и бытовой. Существует еще один вид костюма, который, благодаря своей специфике (функциональной и образной), как бы "растворился" в других видах костюма. Это карнавально — маскарадный костюм (или костюм—маска): Такой костюм представляет собой неотъемлемую часть оформления празднеств карнавально—маскарадного типа, выделяясь в самостоятельную область художественного творчества. Следует заметить, что и маскарад, и карнавал сопряжен с целым комплексом жизненных, культурных и эстетических реалий. Будучи средоточием такой жизнедеятельности карнавально—маскарадные празднества организуют и преобразуют жизнь человека, вносят в нее элементы полноты, целостности, гармонии и красоты. Карнавально — маскарадный костюм способствует более полной реализации творческого потенциала личности, а деятельность по его созданию — решению целого комплекса задач художественного образования, воспитания и развития, активизируя у школьников творческий поиск путей решения художественного образа.
Это актуально в связи с тем, что в настоящее время наметилась тенденция поиска новых форм празднеств с явным интересом к возрождению старых, традиционных, имеющих национальный окрас ( масленица, рождество и другие).
При определении специфики карнавально—маскарадного костюма нами рассматривались исследования по этнографии Авдеева А. Д., монографии Института этнографии под редакцией Токарева С. А., исследование Бахтина М. М. и др.
Уникальность карнавально — маскарадного костюма как вида искусства делает его все более популярным средством художественного образования и эстетического воспитания. Однако потенциал его в этом аспекте далеко не исчерпан.
Наиболее значительными в области изучения костюма и профессиональной подготовки художников — модельеров,
художников театра и кино являются исследования Галаджевой Г., Киреевой Е. В., Мерцаловой М. Н., Пармон Ф. М.,Стриженовой Т. К.
Основные закономерности искусства костюма, его функциональные особенности и особенности образного построения и моделирования были сформулированы и раскрыты Козловой Т. В., Маленко Л. И., Мерцаловой М. Н., Кондратенко Т. П., Пармон Ф. М., Черемных А. И., в области театрального и кино —костюма — Диссуки С. А., Кефайя С. А., Нови Л. Ю. и др.
Особенности художественно — творческой деятельности при создании костюма были рассмотрены в работах Рытвинской А. и Черемушкиной Н.
Анализ научно — методической литературы по вопросам использования костюма как средства эстетического воспитания и обучения показали, что они рассматриваются через призму моделирования бытового костюма с учетом национальных особенностей, климатических и прочих условий, не касаясь других видов костюмов. Кроме того, упускается значимость костюма как объекта творчества, как средства развития художественно — творческих способностей, совершенствования изобразительных умений и навыков. Почти все исследования в этой области не рассматривают такой возможности в условиях школы, то есть в аспекте не специального, а общего образования.
Следует отметить, что все немногочисленные издания по изготовлению маскарадного костюма и масок для детских и юношеских карнавалов в основном датированы 50 — 60 — ми годами. Выбор тематики костюмов — масок ограничен, что продиктовано идеологической концепцией того времени (национальные костюмы народов СССР и Мира; космическая тема; литературные герои; животные и растения). Образное решение, в большинстве случаев, отличается скромностью используемых выразительных средств, небольшим разнообразием приемов обработки материалов, простотой декорировки. Содержание и иллюстрации не всегда настраивают обучающегося на творческие искания в области изготовления костюма.
Несмотря на вышесказанные замечания, исследуемые публикации содержат ценные для нас практические советы по
изготовлению карнавально—маскарадного костюма с учетом возрастных особенностей детей.
Приходится также признать недостаточность публикаций, содержащих современные способы изготовления карнавально — маскарадных костюмов, основывающихся на достижениях в области театрально—декорационного искусства, материаловедения, отличающихся специальным подходом к тематико — образному решению и дающих широкие возможности для самостоятельных творческих экспериментов, что и послужило мотивом проведения нашего исследования.
Проблема исследования состоит в необходимости поиска новых психолого — педагогических условий, способов и средств, обеспечивающих творческую поисковую активность учащихся в процессе их художественно деятельности.
Цель исследования: научно — педагогическое обоснование условий активизации творческого поиска учащихся в процессе их деятельности по изучению и созданию карнавально—маскарадного костюма.
Объект исследования: художественно — творческая деятельность учащихся средней школы по созданию карнавально — маскарадного костюма.
Предмет исследования: средства активизации творческого поиска учащимися изобразительных средств в процессе создания карнавально—маскарадного костюма.
Гипотеза исследования: заключается в том, что если при изучении детьми карнавально — маскарадного костюма применять эффективные приемы проблемного обучения в . сочетании с привлечением учащихся к творческой деятельности и проводить это в условиях их широкой информированности о способах и средствах решения поставленных задач, то процесс творческого поиска активизируется.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого—педагогические факторы, влияющие на активность творческого поиска у учащихся в процессе создания карнавально — маскарадного костюма.
2. Определить роль художественно — выразительных средств в процессе создания карнавально — маскарадного костюма, выявив его специфику как объекта детского творчества.
3. Разработать научно обоснованную методику обучения, включающую систему заданий и упражнений и обеспечивающую активизацию творческого поиска у учащихся в процессе создания карнавально—маскарадного костюма.
4. Экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенной методики в условиях средней школы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— изучение, анализ и обобщение научно—методической и специальной литературы по проблеме исследования;
— анализ результатов творческой деятельности детей по созданию карнавально — маскарадного костюма; ' "
— опрос, собеседование и анкетирование учащихся в процессе творческой деятельности;
— экспериментальная работа с учащимися общеобразовательной и художественной школ, а также со студентами ВУЗа;
— экспериментально—творческая работа по созданию карнавально — маскарадного костюма.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (1988—1990г.г.) — изучались и анализировались научно—теоретические материалы по проблемам психологии творчества, художественного образования, этнографических, искусствоведческих, методологических
исследований костюма, в том числе карнавально — маскарадного; изучалась и анализировалась художественно — творческая деятельность по созданию костюма—маски; разрабатывалась и обосновывалась рабочая гипотеза, предмет и задачи исследования.
На втором этапе исследования (1991 — 1994г.г.) — обобщались результаты изучения научно —теоретических материалов по проблеме исследования; анализировались результаты поискового эксперимента; подводились итоги экспериментальной апробации эффективности методики обучения учащихся процессу создания карнавально — маскарадного костюма.
На третьем этапе исследования (1994—1996г.г.) — проводилась коррекция и анализ результатов обучающего и контрольного экспериментов; велась обработка данных этих экспериментов и оформление результатов исследования в виде написания текста диссертации.
Научной экспериментальной базой исследования явились: школа № 344 Первомайского района г. Москвы с углубленным изучением предметов художественно — эстетического цикла; художественная школа при художественно — графическом факультете МПГУ им. В.И.Ленина; худграф МПГУ им.В.И.Ленина.
Методологической и теоретической основой исследования явились: ведущие положения современной науки по: философии,
искусствознанию, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства и ДЛИ; труды по проблемам творчества, этнографии маски и костюма; работы по теории взаимосвязи обучения, воспитания и развития в процессе формирования личности; учение об искусстве как специфической форме отражения мира и способе его познания; исследования роли художественного образования и эстетического воспитания в гармоничном развитии личности; а также . убеждение в необходимости активизации творческо—деятельной сущности. личности.
Научная новизна исследования заключается в:
— постановке проблемы активизации творческого поиска в аспекте художественного образования и эстетического воспитания школьников;
— рассмотрении поисковой активности в творчестве школьника как проекции этой активности в жизни в соответствии с задачами художественного образования и воспитания школьников;
— выделении карнавально—маскарадного костюма как вида костюма и определении его специфики как объекта творчества;
— адаптации процесса создания костюма, в том числе — карнавально—маскарадного, к условиям и требованиям художественного образования, воспитания и развития школьников;
— обосновании карнавально—маскарадного костюма как объекта детского творчества для решения задачи активизации творческого поиска у учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается.в:
— обосновании возможности более полноценного решения проблем художественного образования и эстетического воспитания учащихся за счет использования в обучении проблемных ситуаций, сочетающихся с привлечением учащихся к творческой деятельности, в условиях их информированности о способах и средствах решениях поставленных специальных задач;
— раскрытии карнавально — маскарадного костюма как объекта творчества, открывающего новые возможности ддя реализации творческого потенциала личности;
— обосновании возможности организации комплексного формирования художественно — изобразительных умений и навыков, а также развития творческих способностей в процессе создания карнавально — маскарадного костюма; Практическая значимость исследования заключается в:
— возможности использования его результатов при разработке учебных программ и учебно — методической литературы;
— разработке и научном обосновании методики обучения созданию карнавально — маскарадного костюма, включающей систему заданий и упражнений, обеспечивающей активизацию творческого поиска у учащихся.
Материалы исследования могут являться составной частью теории и методики практики организации внеурочных и кружковых занятий со школьниками средней общеобразовательной школы, а также могут содействовать расширению форм художественного образования специализированных школ, системы дополнительного образования.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные достижения педагогической и психологической наук, искусствознания и культуры, результаты и выводы опытно — экспериментальной работы, проводимой с 1988 по 1995 гг., в которой было задействовано более 150 учащихся школ, студентов высших учебных заведений, 6 учителей школ.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно — практических конференциях по итогам научно — исследовательской работы в МПГУ им. В. И. Ленина (Москва), на заседаниях кафедры декоративного искусства МПГУ им. В. И. Ленина. Экспериментальная работа с учащимися по проблеме исследования проводилась на базе школы № 344 г. Москвы (1988 —1990 гг.), художественной школы при МПГУ им. В. И. Ленина (1992 —1993 гг.) со студентами и дипломниками художественно — графического факультета МПГУ им. В. И. Ленина (1989 - 1995 гг.).
Структура и объем работы.
Текст диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию, а также иллюстрированное приложение. Содержит 187 страниц, из них 135 страниц основного текста, 39 страниц иллюстрированного приложения. Библиография содержит , 179 наименований; работа содержит 5 схем; 2 таблицы, включающие цифровые данные, 38 таблиц, содержащих рисунки, в том числе рисунки учащихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, объект, предмет, формулируются гипотеза, цель и задачи, конкретизируются методы и этапы теоретико — экспериментальной работы, характеризуется научная новизна, практическая значимость
исследования, указываются сферы апробации результатов экспериментальной работы.
В первой главе "Психолого—педагогические условия
активизации творческого поиска у учащихся среднего школьного возраста" уточняется понятие "творческий' поиск", выявляется роль способов и средств в творческом процессе, определяется значение поиска в художественно — творческой деятельности школьника и определяются психолого—педагогические условия его активизации.
В рамках исследования под творческим поиском мы понимаем направленный процесс поиска средств и способов решения художественно — творческой задачи, который обеспечивает субъекту активизацию его системы критериев оценки и выбора вариантов решения. Причем система ценностных ориентиров складывается из личного опыта учащегося и подвержена изменению в процессе обучения.
Сопутствующей проблеме поиска является проблема выбора, для которой важен этап — накопления информации, обеспечивающий процесс поиска и дающий осознание личных возможностей.
Роль способов и средств в современном искусстве не всегда является второстепенной. В свою очередь, цель, для достижения которой они служат, не всегда до конца осознанной. Нередко способ или прием в искусстве, тем более в декоративном, определяет, строит, "диктует" художественный образ, что делает актуальным поиск новых способов и средств, символизирующих оригинальность творческого лица художника. В учебном процессе недооценка средств и способов художественной выразительности может привести к неадекватной постановке творческой задачи, что ставит под сомнение сам факт ее решения.
Исследовательская и поисковая активность является главным фактором развития познавательных процессов в обучении и творчестве учащегося, что является предпосылкой для развития и саморазвития способностей, в том числе творческих. Для развития продуктивных форм исследовательской активности необходимы такие формы обучения, при которых учащиеся участвуют в поиске и формулировке проблем, а затем в самостоятельном их решении. Примером такого обучения может быть руководство творческим поиском учащегося, при котором решение главной проблемы проходит через самостоятельный поиск ряда подпроблем, при этом важным условием становится организация решения учащимися как можно большего числа творческих задач.
Одним из средств организации такого обучения является вовлечение учащихся в художественно—творческую (в том числе декоративную) деятельность, насыщенную глубоким эстетическим содержанием. В этом случае главный акцент в процессе обучения
делается на активизацию творческого поиска учащегося в процессе создания предмета декоративного искусства. .
Подростковый возраст является наиболее критичным, переломным в формировании поисковой, творческой активности. Как указывал Матюшкин А.М., именно в этот период происходит смена активной любознательности младших подростков 11 — 12 лет, угасание общей исследовательской активности старших подростков 13—14 лет, изменение ее характера, приобретение черт узко профессионального интереса. Некоторая же часть подростков теряет исследовательскую активность вовсе. Эти явления связаны с особенностями психических и, физических изменений. Характерными чертами этого возраста являются проблема самоактуализации, возросшая потребность в самоутверждении среди сверстников, стремление к независимости от взрослых и потребность быть взрослым. В этой связи сохранение поисковой творческой активности с опорой на особенности подросткового возраста представляется не только актуальным, но и наиболее благоприятным периодом для решения исследуемой проблемы.
Рассматривая оригинальность ( в облике, поведении, деятельности) как форму сомоутверждения подростка, его повышенное внимание к костюму как средству самовыражения, мы предполагаем, что: вовлечение учащихся в художественно — творческую деятельность по созданию карнавально — маскарадного костюма, где необычность, эффектность, "творческое хулиганство", нарушение норм и правил является основой сущности, будет наиболее благоприятным условием для повышения исследовательской активности, стимулирования творческого поиска.
Начальным моментом мышления и условием проявления поисковой активности является проблемная ситуация, главной особенностью которой — противоречие между тем, что дано субъекту и тем, чего он должен достигнуть.
Проблемная ситуация характеризуется целыо, условием, в котором задается эта цель, недостаточностью стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из этих условий. Художественно—творческая задача отличается вариативностью путей ее решения. Это требует от учащегося осмысления возможных вариантов и приводит к их обоснованному выбору.
Однако создания в процессе обучения проблемной ситуации не достаточно для мотивации исследовательской активности. Основу ее развития составляют такие подходы к обучению и воспитанию, которые включают стимуляцию и поощрение самих поисковых актов.
Следовательно для активизации творческого поиска необходимо создать условия, позволяющие учащимся облегчить процесс самопостановки творческой проблемы и обеспечивающие
удовлетворительные результаты и положительное эмоциональное состояние при их решении. Выполнение этих условий возможно при определенном соответствии уровня сложности проблемной ситуации и возможности ее решения за счет адекватной постановки творческой задачи, выражающейся в формулировке, в контексте определенного вида художественной деятельности и в предоставлении информации о возможных путях ее решения. К таким условиям мы относим:
— постановку проблемной ситуации и своевременную подсказку направления поиска и выбора средств и способов решения задач;
— предоставление информации на предварительном этапе о возможных средствах и способах решения творческих задач, обеспечивающих проблему выбора;
— соответствие характера художественной деятельности учащихся наиболее эффективным средствам и способам решения поисковых задач.
Для создания этих условий необходимо:
1. Постановка проблемной ситуации:
а) на уровне формирования замысла — за счет формулировки проблемно—творческой задачи;
б) на уровне материализации замысла в эскизе и материале — создание усложненных условий его воплощение.
2. Расширения информационного багажа для создания определенных критериев оценки способов и средств, а также обеспечивающего условия поиска и проблему выбора:
а) на уровне формирования замысла — расширение образно — ассоциативной памяти;
б) на уровне эскизирования — расширение представлений об изобразительных приемах и средствах, их выразительных
возможностях, а также совершенствование графических умений и навыков;
в) на уровне изготовления в материале — расширение представлений о выразительных качествах различных материалов и средствах их художественной обработки.
Такой вид декоративного искусства как костюм, и в частности карнавально—маскарадный, обладает как объект творчества большим для организации вышеизложенных условий. Условия эти выражаются в специфике этого вида искусства, о которой будет сказано ниже, особенностях процесса его создания, а также в обеспечении положительного результата самого смелого творческого поиска, что является одним из основных стимулов поисковой активности.
Во второй главе "Карнавально — маскарадный костюм как специфический объект детского творчества" определяется специфика данного вида искусства, а также особенности процесса его создания, как условие активизации творческого поиска. В нашем исследовании мы оперируем понятием "карнавально — маскарадный костюм", отражающим многообразие форм ряжения, накопленных за всю историю праздничной культуры, а также включающим особенности современного авторского костюма. Специфика такого костюма определяется его основной функцией — ряжением, которое в каждую историческую эпоху имело различное значение. Наиболее важное из них заключается в возможности перевоплощения.
Специфика карнавально—маскарадного костюма определяется его положением в системе искусства костюма между бытовым и театральным, как по своей функциональности, так и по принципам и средствам построения образа. Такое "скользкое" положение позволяет нам использовать в процессе обучения школьников созданию карнавально—маскарадного костюма теоретический и практический опыт построения всех видов костюма.
Специфика его как объекта творчества выражающаяся в особенностях образного построения, функции и ее
кратковременном действии, предъявляет создателю определенные требования решения проблем цвета, формы, фактуры, декора и их взаимодействия. Одновременно такой костюм обладает особыми возможностями, несвойственными другим видам декоративно — прикладного искусства, в поиске средств и способов решения задач образной выразительности.
Таким образом, процесс его создания карнавально — маскарадного костюма, включающий как самостоятельный жанр графики эскиз, в создании которого используются разнообразные художественно — изобразительные средства, способы, материалы и техники, дает основание использовать этот вид искусства как условие для активизации творческого поиска у учащихся. Причем функции и художественно — образное построение данного костюма предоставляют возможность не только для самого смелого творческого эксперимента, но и для положительной оценки его результатов, что особенно важно для стимуляции поисковой активности учащихся.
В третьей главе "Экспериментальное обоснование методики процесса изучения и создания карнавально — маскарадного костюма с расстановкой поисковых акцентов" проводится анализ результатов поискового эксперимента, определяются задачи, содержание и методика организации занятий экспериментального курса,
подводятся итоги педагогического исследования и его эффективности.
На первом этапе эксперимента ставились задачи анализа проблемы проявления поисковой активности в процессе создания эскиза карнавально—маскарадного костюма, определялся общий уровень владения средствами художественной выразительности и поисковой активности в выборе тематики костюма и ее разработке; выявлялись особенности влияния способа постановки творческой задачи на эффективность ее решения и определялись место и роль подсказки. Одновременно формулировались основные задачи экспериментального курса по изучению и созданию карнавально— маскарадного костюма.
В поисковом эксперименте приняли участие учащиеся 6—х классов школы с углубленным изучением предметов художественно — эстетического цикла (всего 84 человека). Каждой группе школьников были предложены творческие задания по созданию эскиза карнавально — маскарадного костюма, содержащие различную форму постановки задачи и уровень дополнительной информации, необходимой для ее решения.
Анализ результатов художественно — творческой деятельности учащихся показал общий невысокий уровень творческой поисковой активности, выражающийся в:
— неоригинальном подходе к тематико — образному решению костюма;
— недостаточном уровне владения художественно— изобразительными средствами построения образа;
— отсутствии переноса знаний, умений и навыков, полученных ранее, на новый вид художественно—творческой деятельности.
Исследуя процесс изобразительной деятельности учащихся и анализируя ее результаты, были сформулированы следующие условия постановки творческой задачи, стимулирующие поиск путей ее решения:
— четко ориентированный характер ее формулировки, содержащий указания направления поиска решения и облегчающий процесс самопостановки подзадач;
— соответствие уровня сложности условий творческой задачи подготовленности учащихся, неучет которого может привести к фальсификации ее условий и целей;
— использование направляющей и стимулирующей роли подсказки, определение ее формы и места в процессе постановки творческой задачи, обеспечивающей представления о способах и средствах ее решения (наряду с информацией на. предварительном этапе);
— соответствие формы постановки задачи содержанию и педагогическим целям процесса обучения.
На основании результатов поискового эксперимента на втором этапе исследования, включающим изучение научно — методической литературы по проблеме исследования, а также анализа экспериментальной художественно—практической деятельности, были разработаны содержание и методика проведения курса по изучению и созданию карнавально — маскарадного костюма. Курс включает теоретическую часть и систему учебно — творческих заданий, которым отводится ведущее значение.
Система лекционно — практических занятий, следуя процессу создания костюма, делится на три взаимосвязанных этапа: подготовительный, эскизный, работа с материалом. Каждый этап содержит задания проблемно—поискового характера, построенные с учетом вышеизложенных требований к постановке задач и условий, обеспечивающих активизацию творческого поиска ее решения. Курс рассчитан на введение его в систему дополнительного художественного образования. Он содержит 4 теоретических и 25 практических занятий.
Итоги формирующего эксперимента, проводимого в условиях факультатива с учащимися 7 —8—х классов школы № 344 г. Москвы, показали положительное воздействие подобной формы организации художественно—творческой деятельности детей среднего школьного возраста на активизацию поиска ими средств художественной выразительности, стимуляцию фантазии, формирование установок на изобретательско—исследовательскую деятельность.
Для подтверждения эффективности организации предложенного курса по изучению и созданию карнавально — маскарадного костюма, приемов активизации творческого поиска на третьем этапе исследования был поставлен сравнительный эксперимент, в котором приняли участие контрольная и экспериментальная группы учащихся художественной школы при МПГУ им. Ленина. Первой группе был предложен курс обучения с исключением некоторых учебно—творческих заданий проблемно— поискового характера.
Для анализа уровня поисковой активности, выражающегося в качественных результатах решения задачи построения художественно — выразительного образа костюма были использованы критерии оценок, включающие: оригинальность выбора темы костюма; сложность и оригинальность формы конструктивно — пластического образа; . разработанность количества элементов, выявляющих типичность художественного образа; сложность и выразительность цветового решения; оригинальность и
разработанность декора; индивидуальность и грамотность использования изобразительных графических средств.
До начала эксперимента, показатели оценки по вышеназванным критериям низкого, среднего и высокого уровней были
соответственно: в контрольной группе —60%; 25%; 15%; в экспериментальной — 62%; 25%; 13%. После проведения эксперимента рост показателей распределился следующим образом: контрольная группа — 32%; 43%; 25%; экспериментальная — 13%; 33%; 54%. Количественные результаты сравнительного эксперимента продемонстрировали, что отсутствие учебно—творческих задач проблемно—поискового характера в контрольной группе не дало проявить исследовательскую активность. ряду учащихся, что отразилось на повышенном проценте средних показателей за счет уменьшения высоких.
Анализ экспериментального исследования подтвердил, что недостаточность исследовательской активности учащихся в художественно—творческой деятельности по созданию карнавально—маскарадного костюма можно компенсировать постановкой учебно—творческих проблемных задач и информированностью о возможных вариантах способов и средств их решения как на подготовительном этапе процесса изучения предмета, так и в форме подсказки при формулировке задачи или во время поиска ее решения.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы.
С учетом актуальности постановки проблемы поиска новых форм активизации исследовательской деятельности в творчестве учащихся решались задачи научно — педагогического обоснования условий активизации творческого поиска учащимися средней возрастной группы (11 — 14 лет) средств и способов художественной выразительности в процессе деятельности по изучению и созданию карнавально — маскарадного костюма. Исследуя художественно — творческую деятельность школьников, научно—теоретическую и методическую литературу по данной проблеме, были определены психолого—педагогические факторы, влияющие на активность творческого поиска:
— психологические особенности и особенности исследовательской деятельности учащихся подросткового возраста, выражающиеся в смене ее характера и степени активности у младших и старших подростков;
— роль и особености проблемной ситуации в творчестве школьника;
— специфика творческой задачи, выражающаяся в вариативности ее решения;
— значение формы и места подсказки при решении проблемных творческих задач.
Была выявлена специфика карнавально—маскарадного костюма как объекта творчества, выражающаяся в:
— особенностях функции ряжения и образного построения, предъявляющих его создателю определенные требования к решению проблем цвета, формы, фактуры, декора и т.п.;
— особых возможностях использования средств и способов художественной выразительности, не свойственных другим видам искусства.
Было экспериментально подтверждено, что активизация творческого поиска у учащихся будет более эффективна при соблюдении следующих условий:
—достаточно широкой информированности о специфике и возможных вариантах способов и средств решения творческих задач в процессе изучения костюма;
— включении учащихся в художественно — творческую деятельность по созданию карнавально—маскарадного костюма;
— применении активизирующих приемов проблемного обучения в процессе изучения и создания костюма—маски, при решении художественно—творческих задач.
На основе результатов исследования была разработана научно — обоснованная система занятий и упражнений, составляющих основу курса изучения и создания карнавально— маскарадного костюма, предлагаемая для включения в содержание дополнительного художественного образования.
Концепция курса, кроме решения задачи активизации исследовательской деятельности учащихся в процессе творчества, ставит целью: формирование творческого отношения к объектам окружающего мира, а также к себе, как личности; совершенствование системы эстетических оценок явлений и предметов окружающего мира, в том числе человеку как части его; формирование отношения к костюму (в том числе карнавально — маскарадному) как полноценному объекту реализации своего сворческого потенциала; развитие художественно—творческих люсобностей, совершенствование изобразительных умений и гавыков; воспитание у школьников целеустремленности, чувства уверенности в своих творческо—преобразующих возможностях.
Проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, |юрм и методов организации дополнительного образования, :вязанных с проблемой формирования творческих качеств личности мчащегося; в расширении форм использования различных видов состюма, как объекта детского творчества, для решения задач :удожесгвенного образования, эстетического воспитания и ■ворческого развития личности; в актуализации празднеств :арнавально—маскарадного типа как составной части бытовой [раздничной культуры.
Работа может быть использована учителями общеобразовательных и специальных школ,- руководителями дополнительного образования, кружковой работы и факультативов, студентами ХГФ педагогических институтов.
Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Карнавальный костюм в детском творчестве.//Материалы научной сессии по итогам научно—исследовательской работы МПГУ им. В.И.Ленина за 1991год. Серия: Гуманитарные науки., — М.: Прометей, 1992. - С. 146 -148.
2. Факторы, влияющие на тематику и образное решение карнавально—маскарадного костюма.//Научные труды МПГУ им. В.И.Ленина. Серия: Гуманитарные науки.,Часть 2., —М.: Прометей, 1994.-С.95-96.
3. Костюм как объект творчества.//Декоративное исскуство в процессе гуманизации образования. Межвузовский сборник научных трудов., — М.: Прометей, 1995,— С.45 — 50.
4. Некоторые проблемы активизации творческого поиска учащихся при создании карнавального костюма.//Научные труды МПГУ им.
B.И.Ленина. Серия: Гуманитарные науки., — М.: Прометей, 1995,—
C.165 —166.
5. Явление ряжения и его современная трансформация.//Научные труды МПГУ им. В.И.Ленина. Серия: Гуманитарные науки., — М..'Прометей, 1996.-С.152-153.