Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Анализ литературных произведений и воспитание художественного вкуса на уроках азербайджанской литературы в 4-7 классах

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ахмедов, Новруз Мамедрагим оглы
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Анализ литературных произведений и воспитание художественного вкуса на уроках азербайджанской литературы в 4-7 классах», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ахмедов, Новруз Мамедрагим оглы, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

КАЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВКУСОВ УЧАЩИХСЯ . II

1.1. О программах и учебниках. II

1.2. Педагогическая и методическая литература.241.3. Состояние преподавания и художественные вкусы учащихся.4

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

2.1. Общие принципы анализа произведений родной литературы в 1У-УП классах

2.2. Содержание художественного вкуса и его особенности

2.3. Возможности воспитания художественного вкуса на уроках родной литературы

ГЛАВА 3. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА.

3.1. Воспитание художественного вкуса в процессе изучения художественных произведений

3.2. Анализ литературных произведений с установкой на воспитание художественного вкуса

ГЛАВА ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА В ПРОЦЕССЕ

ВОСПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛОВ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Анализ литературных произведений и воспитание художественного вкуса на уроках азербайджанской литературы в 4-7 классах"

Коммунистическая партия и Советское правительство нашего многонационального государства всегда уделяли и уделяют большое внимание обучению, всестороннему воспитанию и формированию нового человека. В современных условиях советская школа призвана воспитывать подрастающее поколение в духе верности идеалам коммунизма. При выполнении этой ответственной задачи школа широко и умело использует последние достижения науки и техники, повышая этим эффективность процесса обучения и воспитания. В обществе развитого социализма необходимо воспитывать гармонически развитую личность с высоким художественным вкусом. На ХХУ1 съезде КПСС об этом говорилось: "Не надо объяснять, как важно, чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса"*, а также подчеркивалась огромная тяга советских людей к искусству и р великая ответственность художника перед своим народом" .

О важности эстетического воспитания подрастающего поколения говорилось на Июньском Пленуме ЦК КПСС: "А где, как не в школе, может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить о произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству"V

Школьная реформа открывает ковые широкие возможности в формировании молодого человека - строителя коммунистического общества, - владеющего прочным запасом знаний, имеющего жизненный опыт,

Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с. 62. ^Там же, с. 63.

Пленум ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, с. 124. твердо стоящего на позициях марксистско-ленинской идеологии. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о реформе в школе говорится о важности усиления роли уроков литературы "в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями"1. ^ Уроки родной литературы призваны воспитывать у учащихся художественный вкус, с помощью которого они смогут в дальнейшем разобраться и отличить подлинные произведения искусства от безвкусицы и низкопробной духовной продукции.

В документах о реформе школы, отражающих неустанную заботу партии и правительства о школе, также отмечается: "Важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого отдельного учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетир ки, имеющих большую познавательную и воспитательную силу"6-.

Художественный вкус, будучи составной частью коммунистического воспитания, неразрывно связан со всеми видами воспитания молодого поколения и позволяет воспринимать все прекрасное как в жизни, так и в художественном отображении, помогает видеть гармонию в природе и человеческих отношениях. Будучи активным, направляющим стимулом в деле воспитания подрастающего поколения, художественный вкус отличается широтой и многогранностью формы и содержания. В нем не только заложен крупный потенциал эстетиреформе общеобразовательной и профессиональной школы:

Сборник документов и материалов. - М.: Политиздат, 1984, с. 68. р

Там же, с. 48.

- 5 ческого воздействия, он способствует также развитию и совершенствованию физических и умственных сил, формирует нравственное самосознание.

Воспитание художественного вкуса органически и неразрывно связано со всеми видами литературы и искусства, а также со специфическими особенностями литературных произведений. На уроках родной литературы учитель должен приобщать учеников к духовному наследию своего народа на лучших образцах национальной поэзии и прозы. Проводя параллель с высокохудожественными произведениями русской литературы, учитель таким образом связывает воедино процесс преподавания двух литератур.

Взаимодействие художественного вкуса читателя и художника имеет исключительное значение как важнейший фактор, способствующий умножению развития литературных образцов. Понять, различить, оценить произведение, уметь извлечь из него пользу возлагается на обязанности воспитания художественного вкуса, а это, в свою очередь, будет иметь обратное воздействие на художественный процесс общества.

По выражению В.Г.Белинского, "без приготовления, без страсти, без труда и настойчивости в развитии чувства изящного в самом себе, искусство никому не дается"*.

Художественный вкус и эстетический вкус отличаются друг от друга тем, что область эстетического вкуса намного шире. Если область воспитания эстетического вкуса - красота человека, природы, жизни и т.д.,то воспитание художественного, литературного вкуса ограничивается красотой словесного искусства, органически связанного со специфическими особенностями литературных

•'•Белинский В.Г. Собр. соч. в 9-ти томах, т. 7. - М.: Ху-дож. лит., 1981, с. 316. произведений. И этим должны заниматься на уроках родной литературы в тесной связи с изучением русской литературы.

Следует отметить, что, хотя по сравнению с эстетическим воспитанием сфера охвата художественного вкуса ограничена, однако с точки зрения направляющих художественных средств и возможностей он обладает преимуществами. Лишь поэтому и воспитание художественного вкуса является главным и эффективным источником эстетического воспитания по произведениям искусства. Эта особенность создает условия определить в литературных произведениях качество передачи переживаний, идеалов, мыслей, одним словом, мастерство, художественную ценность произведения. Учитывая все это, можно заключить, что художественный вкус - способность человека правильно оценивать литературное произведение с точки зрения его эстетической ценности и марксистско-ленинских партийных позиций. Это качество помогает узнавать жизнь, формирует у учащихся суждения и мировоззрение, способствует глубже понимать художественную литературу, воспринимать художественные особенности произведения.

Воспитание художественного вкуса осуществляется всеми видами литературы и искусства. Однако диссертант не задался целью охватить все вопросы, связанные с данной проблемой. Исследование проведено на материале преподавания литературы в 1У-УП классах.

Отсутствие какого-либо исследования в данной области в республике и вызвало необходимость работы над настоящей темой. Основой послужили специфические особенности азербайджанской литературы, опыт работы передовых школ и учителей.

Этой проблеме посвящены пособия, диссертации и методические статьи, однако анализ соответствующей литературы позволяет сделать вывод о том, что имеющиеся исследования не адресованы

- 7 школам с азербайджанский языком обучения. Следовательно, вопросы воспитания у учащихся художественного вкуса на уроках азербайджанской литературы до сих пор остаются нерешенными.

Наблюдения, проведенные нами в азербайджанской школе, свидетельствуют о том, что действующие программы и учебники ориентируют учителя на организацию работы по воспитанию у учащихся художественного вкуса, однако программы не содержат конкретных указаний по этому вопросу, а в учебниках нет необходимой системы. В результате художественный вкус учащихся 1У-УП классов азербайджанской школы недостаточно развит*

Этим и объясняется актуальность нашего исследования, в котором предпринята попытка решить проблему воспитания художественного вкуса у учащихся 1У-УП классов на уроках азербайджанской литературы.

Основная цель исследования - создание научно-обоснованной системы работы по воспитанию у учащихся художественного вкуса на уроках родной литературы в 1У-УП классах.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую, литературоведческую и психолого-педагогическую литературу, программы и учебники в аспекте проблемы исследования.

2. Изучить современное состояние работы по воспитанию художественного вкуса на уроках родной литературы в 1У-УП классах азербайджанской школы.

3. Определить специфические особенности воспитания художественного вкуса.

4. Выявить возможности воспитания художественного вкуса на отдельных этапах преподавания литературы.

5. Разработать пути, методы и приемы воспитания у учащихся художественного вкуса.

6. Путем эксперимента проверить эффективность предлагаемой системы работы.

В основу исследования была положена рабочая гипотеза. Воспитание художественного вкуса на уроках родной литературы возможно лишь в том случае, если анализ идейно-художественного содержания произведения будет использоваться не только для раскрытия темы, идеи, системы образов, композиции, сюжета, но и для показа учащимся эстетической ценности творения художника. Восприятие эстетического идеала учащимися происходит на всех этапах усвоения литературы при условии такой продуманной системы работы, которая включает в себя различные пути, методы и приемы анализа художественного текста, а также разнообразные формы самостоятельной и творческой работы самих учащихся.

Методологической основой исследования явились марксистско-ленинское учение о роли художественной литературы и искусства, решения съездов, постановления ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам литературы, искусства, воспитания и народного образования.

Методы исследования:

1) теоретический (изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, русских и советских методистов по вопросам литературы и искусства, обучения и воспитания);

2) социолого-педагогический (анализ программ и учебников, хрестоматий и методических пособий, изучение и обобщение опыта по воспитанию художественного вкуса учащихся 1У-УП классов азербайжданской школы);

3) экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в методике преподавания азербайджанской литературы определяется теоретически и экспериментально обосновывается система работы по воспитанию у учащихся художественного вкуса на уроках родной литературы в 1У-УП классах.

Практическое значение исследования заключается в разработке методической системы работы по воспитанию художественного вкуса на уроках азербайджанской литературы, а также конкретных методов и приемов, предложенных диссертантом. Данная методика носит направляющий и действенный характер и способствует дальнейшему развитию художественного вкуса в старших классах при анализе литературных произведений на родном языке.

Апробация работы. По теме исследования проведена экспериментальная работа в 1979-80, 1980-81, 1981-82, 1982-83 учебных годах в школах № 99, 126, 155, 161, 173, 190, 199, 20, 31, 82, 240 г. Баку, № I и № 3 Ленкоранского, № I Зангеланского районов, села Лакчыплак Геокчайского района, а также в школах Кахского, Шемахинского, Уджарского, Мингечаурского районов Азербайджанской ССР.

Об основных положениях диссертации было доложено на районных (Шемахинской, Зангеланской, Кахской, Шекинской, Апшерон-ской, Белоканской и др.) республиканских конференциях, совещаниях и сессиях (в 1975, 1977, 1978, 1979, 1981, 1982 гг.), а также на Всероссийском совещании по вопросам детской литературы (Москва, 1973 г.) и Всесоюзном симпозиуме по формированию мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания (Москва, 1970 г.). Основной целью докладов, выступлений и сообщений диссертанта явилось распространение экспериментально проверенных путей, методов и приемов воспитания художественного вкуса, передового школьного опыта среди учителей республики, а также оказание им практической помощи. Рекомендации диссертанта по развитию и воспитанию художественного вкуса учащихся были приняты и вошли в ныне действующие школьные программы по азербайджанскому языку и литературе для 1У-Х классов.

Предлагаемая нами методика внедрена в практику многих школ республики: №№ 7, 99, 166, 172, 173, 199 г. Баку, школы № 9 села Сабиркенд Шемахинского района, школы им. Низами Белоканско-го района, школы № 19, 20 Шекинского района и ряда школ Занге-ланского, Кахского, Закатальского районов Азербайджанской ССР.

На защиту выносится положение о том, что воспитание художественного вкуса учащихся 1У-УП классов азербайджанской школы происходит на всех этапах анализа и усвоения художественных текстов родной литературы с помощью определенной методической системы, разработанной и апробированной диссертантом на протяжении многих лет преподавания.

Предмет, цель, задачи и методы исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, четырех глав, выводов и библиографии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

В Ы В оды

Исследование проблемы "Анализ литературных произведений и воспитание художественного вкуса на уроках азербайджанской литературы в 1У-УП классах" позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ произведений родной литературы в 1У-УП классах призван последовательно формировать не только литературные знания, но и художественные вкусы учащихся.

2. Анализ идейно-художественного содержания изучаемых произведений полностью достигает своей учебной цели в том случае, если все компоненты художественного текста - язык, тема, сюжет, образная система, идея, познавательные и эстетические функции произведения целенаправленно используются для развития эстетических вкусов учащихся, понимания ими художественной правды, а также для развития у них чувства прекрасного. Вся работа по изучению родной литературы в 1У-УП классах, в конечном счете, должна приобщить учащихся к пониманию литературы как искусства слова, к проникновению в художественную сущность произведения, в котором образное отображение жизни получает конкретную эстетическую форму. Это достигается в доступных для учащихся (с учетом их возрастных особенностей) приемах работы в ходе анализа текста.

3. Целенаправленное использование эстетических возможностей уроков родной литературы приобщает учащихся к всестороннему эмоциональному восприятию достоинств литературных произведений и дает навыки правильной оценки произведения, его идейной и художественной значимости.

4. Воспитание художественного вкуса совершается на всех этапах урока: во вступительной беседе, выразительном чтении, анализе текста, обобщающей беседе и в творческих работах учащихся.

- 190 - vy/ •

Центральным же этапом формирования художественных вкусов является анализ произведения и изучение теоретико-литературных понятий.

5. Наблюдение за материалом»темой» языком, сюжетом, композицией, образной системой и средствами художественной изобразительности из класса в класс углубляются с соблюдением преемственности в знаниях и художественных вкусах учащихся.

6. Огромное значение в воспитании художественного вкуса имеет не только глубокое понимание самим учителем сущности развитого художеетвенного вкуса, но и его умение правильно строить вступительное слово и вступительную беседу, выразительно читать и организовывать всеохватный и целенаправленный анализ с созданием эмоциональной атмосферы.

7. Для воспитания художественного вкуса важное значение имеет пересказ, ответы на вопросы, составление плана, работа над сюжетом и композицией, выявление наиболее ярких образных выражений и описаний.

Наиболее эффективными в воспитании художественного вкуса являются следующие приемы анализа: а) создание эмоциональной атмосферы и акцентирование внимания учащихся на развитии художественного повествования, разбор характеристики образов героев, через которых утверждается идея произведения; б) анализ произведения в единстве формы и содержания, что предусматривает не только понимание содержания, но и художественных средств его отображения. Именно такой подход к анализу активно воздействует на развитие мышления и мироощущения учащихся, приобщает их к пониманию литературы как искусства слова.

8. Обучение учащихся в процессе сравнительного анализа умению выявлять соответствие характера того или иного образа

-191 речи, одежде, чувствам и мыслям героя положительно сказывается на формировании у учащихся литературного образования и высокого вкуса к прекрасному.

9. Проведение творческих работ в индивидуальной и коллективной форме, овладение учащимися умения выразительно, читать, оценивать образность языка, отличать прекрасное и доброе от безобразного, видеть средства художественной изобразительности при создании характеров - все это^в конечном счете,?приводит к воспитанию художественного вкуса.

10. Наблюдения за описаниями природы в сравнении их с самой природой, установление реальности этих описаний, определение требовательности художников к полноте и яркости описаний способствуют возникновению у учащихся тонкого отношения к слову, развитию языкового вкуса.

11. Привлечение учащихся к выяснению роли внешнего и внутреннего портретов персонажей в раскрытии их характеров, к установлению того, какие функции несут изобразительные средства при создании образов героев также активно формирует художественные вкусы.

12. Работа над художественным стилем писателя, выявление учащимися вкусов различных писателей в форме сравнения открывают путь для формирования художественного вкуса и у самих учащихся.

13. При изучении композиции художественных произведений целесообразно для сравнения использовать структуру двух одинаковых произведений, направить учащихся на проведение параллельных наблюдений: а) организация плановой работы по выявлению различных приемов композиций - портрет, пейзаж, описание обстановки, авторская речь, диалоги и монологи героев, взаимосвязь между персона

- 192 жами и отдельными частями, организация движения сюжета и наиболее яркие приемы создания характеров; б) заинтересовать учащихся в создании новых композиций путем инсценировки маленьких рассказов и сюжетных стихотворений, выработка у них в этой области умений и навыков творческого восприятия композиции.

14. Систематическая проверка и тренировка художественного вкуса учащихся, оформление альбома "Мои любимые писатели"или блокнота "Замечательные произведения народных поэтов Азербайджана", сравнение художественных произведений с другими видами искусства и разнообразные формы домашних заданий являются весьма эффективными в плане развития художественного вкуса учащихся.

15. В программах по литературе азербайджанской школы (1У-УП кл.) дать понятие определения художественного вкуса и сформулировать задачи по его воспитанию перед учителями школы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ахмедов, Новруз Мамедрагим оглы, Москва

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании в 2-х томах. М.: Педагогика, 1978, т. I. - 554 е.; т. 2. - 488 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. О литературе. М.: Госполитиздат, 1958, с. 3-109, 113-228

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве в 2-х томах, т. I. -М.: Искусство, 1983. 605 с.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве в 2-х томах, т. 2. -М.: Искусство, 1983. 704 с.

6. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. - 689 с.

7. Энгельс Ф. Диалектика природы; Маркс К., Энгельс Ф., т. 20.-М.: Госполитиздат, 1961, с. 450-500

8. Энгельс Ф. К.Маркс. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф., т. 13. М.: Госполитиздат, 1959, с. 489499

9. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-М.: Госполитиздат, 1960, с. 39-105

10. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 20. М.: Госполитиздат, 1968. - 583 с.

11. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. Полн. собр. соч., т. 17. М.: Госполитиздат, 1961, с. 206213

12. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т. 41. М.: Госполитиздат, 1960, с. 99-105

13. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 12. М.: Госполитиздат, 1960. - 375 с.

14. Ленин В.И. 0.литературе и искусстве.- М.: Худож.лит., 1979. 827 с.

15. Ь 194 -П. Официально-документальные материалы

16. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984, с. 3-72

17. Программа КПСС. М.: Гослитиздат, 1976. - 144 с.

18. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, с. 71-80

19. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 5764

20. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, с. 95-135

21. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы". Сб. документов, 1965-1973 гг. -М.: Политиздат, 1973, с. 415-425

22. Постановление ЦК КПСС о дальнейшем улучшении идеологической политики воспитательной работы. М.: Политиздат, 1979,с. 15

23. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовка их к труду" от 22 декабря 1977 г.-М.: Советская педагогика, 1978, № 2, с. 3-10

24. Ш. Труды видных общественных деятелей и педагогов

25. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти томах, т. 3. -М.: Худож.лит., 1978. 614 с.

26. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти томах, т. 5. Статьи, рецензии и заметки. М.: Худож.лит., 1979, - 631 с.

27. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти томах, т. 6. -М.: Худож. лит., 1981, с. 252-510

28. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти томах, т. 7.- 195 -М.: Худож. лит., 1981. 799 с.

29. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти томах, т. 8. -M.S Худож. лит., 1982. 783 с.

30. Горький A.M. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 27. М.: Худож. лит., 1953, с. 215

31. Горький A.M. Полн. собр. соч. в 25-ти томах, т. 4. М.: Наука, 1969. - 639 с.

32. Горький A.M. О литературе. М.: Сов. Россия, 1980, с. 479

33. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 6-ти томах, т. 4»-М.: Педагогика, 1978. 368 с.

34. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 6-ти томах, т. 2. -М.: Педагогика, 1978. 452 с.

35. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 6-ти томах, т. 5.-М.: Педагогика, 1980. 496 с.

36. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 6-ти томах, т. 6. -М.: Педагогика, 1980. 496 с.

37. Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. - 391 с.

38. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах, т. 15. Статьи об искусстве и литературе. М.: Худож.лит., 1983. - 432 с.

39. Толстой А.Н. Собрание сочинений в Ю-ти томах, т. 10. М.: Худож.лит., 1961. - 710 с.

40. Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательных работах в школе. -М.: Учпедгиз. 1941, с. 4-42

41. Ушинский К.Д. Сочинения, т. 9. М.: АПН РСФСР, 1950, с. 95140

42. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

43. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения, т. I. -М.: Педагогика, 1974. 584 с.- 196

44. Чернышевский Н.Г. Избранные произведения, Минск: Учпедгиз, БССР, 1954. - 452 с.

45. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. -М.: Искусство, 1978. 560 с.

46. Чернышевский Н.Г. Поэзия мысли, высказывания и афоризмы. -Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1978. 112 с.

47. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1983. 336 с.1У. Книги и статьи

48. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение.,1- М.: Просвещение, 1975, с. 137-175, 165-299

49. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. М.: Просвещение, 1977. - 192 с.

50. Анализ литературного произведения. Под ред. Л.И.Емельянова, А.Н.Иезуитова. Л.: Наука, 1976, с. 67-88, 226-235.

51. Балыбердин А.Г. Формирование литературоведческих понятий в школе (1У-УП классы). Куйбышев: Б.И., 1981. - 122 с.

52. Беленький Г.И.,Снежневская М.Я. Изучение теории литературы в средней школе (1У-Х кл.). М.: Просвещение, 1983. -256 с.

53. Бирюкова С.К. Проблема мировоззрения и творчества писателя на уроках русской литературы в старших классах национальной школы. В кн.: Изучение теории литературы в национальной школе. - М., 1979, с. 29-47

54. Богословский М.Н. Николай Гаврилович Чернышевский. М.: Молодая гвардия, 1955, с. 21-45

55. Бударный А. Какой урок можно считать современным. М.: Народное образование, 1975, № I, с. 116-126

56. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л.: Худож.лит., 1978, с. 3-94- 197

57. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Госполитиздат, 1959, с. 167-258, 508-639

58. Власова Л.Ф. О работе с учебником и критической статьей.-Литература в школе, 1982, № 5, с. 28-32

59. Вопросы методики преподавания литературы в школе. Сб. ст. под ред. Н.И.Кудряшова. М.: АПН РСФСР, 1961, с. 8-552

60. Восприятие учащимися литературного произведения и методика анализа (сборник статей, научн. ред. проф. А.М.Докусов).-Л., 1972. 268 с.

61. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение, 1962. - 495 с.

62. Гончаренко Т.И. Эстетическое воспитание учащихся в литературно-творческом обществе. М.: АПН РСФСР, 1963, с. 3-46

63. Горбушина Л.А., Николаичева А.Т. Выразительное чтение. -М.: Просвещение, 1978, с. 67-74

64. Горюхина Э.Н. Мой 9"В". О формировании духовного мира старшеклассников средствами литературы и искусства. М.: Знание, 1972. - 94 с.

65. Долецкая И.И. Воспитание художественного вкуса учащихся в старших классах при изучении сов. поэзии в школе. М.: Канд. дисс., 1966. - 107 с.

66. Дремов А.К. Специфика художественной литературы. М.: Просвещение, 1964, с. 74-254

67. Жабицкая Л. Восприятие художественной литературы и личность.-Кишинев: Штниица, 1974, с. 133

68. Изучение теории литературы в национальной школе (сборник статей, редколлегия проф. Н.О.Корст). М., 1971. - 210 с.

69. Исследование художественных интересов школьников /под общ. ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.- 198

70. Ковалев Н.Г., Мяаищев В.Н. Психологические особенности человека, т. I. Ленингр. ун-т, 1957. - 264 с.

71. Корабельников Г. Дорога к образу, на размышление критика. -М.: Советский писатель, 1979, с. 5-48

72. Корст И.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. M.s Учпедгиз, 1963, с. 3-I3I, 132-262

73. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методический анализ). М.: Педагогика, 1977, с. 5-128

74. Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1981. - 190 с.

75. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1977,с. 3-II6

76. Маца И. Об эстетическом вкусе (Три беседы). М.: Молодая гвардия, 1963, с. 39-88

77. Методика преподавания литературы Под ред. Рез З.Я. М.: Просвещение, 1977, с. 62-255

78. Марксистско-ленинская эстетика. Учеб. пособие для вузов Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Высш. шк., 1983. - 544 с.

79. Методика объяснительного и литературного чтения в национальной школе. Л.: Просвещение, 1979, с. 198

80. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. -224 с.- 199

81. Никифорова В.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. - 152 с.

82. Общая психология /под ред. В.В.Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. - 383 с.482 0 литературном творчестве школьников, вып. П Под ред. Е.Г.Савченко. М.: АПН РСФСР, 1963, с. 5-24

83. Пашаев М. Дж. Манифест молодого человека. М.: Детгиз РСФСР, Просвещение, 1957, с. 90-94

84. Перевозная Е.В. Возможности методов обучения для нравственного воспитания учащихся. Литература в школе, 1982, N° 6,с. 25-32

85. Петрова Г.А. Воспитание худ. вкуса на уроках и во внеклассной работе по лит. как одна из педагогических задач курса литературы в средней школе. Канд. дисс. Казань, 1955.- 75 с.

86. Полозова Т.Д. А что за словом? (Восприятие художественной литературы). М.: Знание, 1972. - 48 с. (Новое в жизни, науке, технике, Серия "Литература"!^)

87. Полозова Т.Д. Единство мысли, чувства и действия. М.: Знание, 1978. - 46 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология", № 8)

88. Полозова Т.Д. Открытие мира. Сов. дет. лит. и пробл. формирования читателя-подростка. М.: Просвещение, 1979. - 256 с.

89. Проблема содержания литературного образования, Сб. научн. тр. НИИ шк., составители Р.К.Албеткова, В.П.Полухина. -М.: НИИ школ, 1982. 153 с.

90. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Сб. науч. тр./под ред. З.Я.Рез и др.-Л.: ЛГПИ, 1977, с. 120

91. Рыбникова М.Я. Избранные труды. М.: АПН РСФСР, 1959, с. 360-385- 200

92. Серов А.Н. Избранные статьи в 2-х томах, т. 2. М.: Гос. муз. изд-во, 1957. - 730 с,

93. Скатерников В.К. Об эстетическом вкусе. -М.: Знание, 1974, с. 17-83

94. Сладкова Д.Я. Формирование эстетического идеала на уроках литературы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1970. - 99 с.

95. Смолянинов И.Ф. Прекрасное в человеке. Л.: Лениздат, 1962, с. 191

96. Совершенствование содержания и методов преподавания литературы в школе: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1982. - 73 с.

97. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1980, с. 431

98. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве (Пособие для студентов пед. ин-тов, Саратов, 1973. -128 с.