автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Анализ образа литературного героя эпических произведений в старших классах казахской средней школы
- Автор научной работы
- Сманов, Бактияр Урисбаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Анализ образа литературного героя эпических произведений в старших классах казахской средней школы"
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОВЕТ К. ИЗ. 09. 01.
На правах рукописи
СМАНОВ БАКТИЯР УРИСБАЕВИЧ
АНАЛИЗ ОБРАЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ КАЗАХСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
13. 00. 02 — методика преподавания литературы
АВТОР ЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва—1991
.. «
Работа выполнена в Научно-исследовательском ипгтптуто педагогических наук имени И.Алтннсарина Министерства народного образования Казахской ССР.
Научный руководитель
Официальные ошонентн
Ведущее учреждаете
кандидат педагогических наук, старшй научный сотрудник Т.К.АКЧШКОЗ
доктор педагогических наук, профессор Т.Ф.КУТДШОВА
кандидат подагогичеоких наук, старший научянй сотрудник С.К.ШРШВ1 •
Казахский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени С..'¿.Кирова
Защита диссертации состоится
1991 г.
в_ часов вя заседании специализированного совета
К.П3.09„01 по присуждении ученой степени кандидата педагогических наук в Институте национальных проблем образования МО РСРСР 1105077, г.Москва, ул.Яервокайсдак, ЮГ).
С диссертацией когшо ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан
1991 г.
Ученый секретарь
специализированного совета
кандидат педагогических наук ^ Ы.Г.Боргсанко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Совершенствование обучения и воспитания - одна из важнейших задач, стоящих перед современной национальной школой Казахстана. Разрабатываемая новая концепция литературного образования казахской общеобразовательной школы во главу угла ставит задачи гуманизации обучени!. Национальная' казахская школа начала переход от информационного образования, когда от ученика требовалось в основном многое запоминать и заучивать, к продуктивному изучении, в основе
которого лежит яивое творческое качало, вариативность.
В решении втлх задач особая роль принадлежит курсу родной литературы, успешное изучение которой зависит от совершенствования Есей системы методики преподавания. Б связи с этим необходимо пересмотреть содержание и структуру курса казахской Литературы, определить рациональные и эффективные пути ее изучения с учетом как специфических особенностей родной литературы, те" и своеобразия художественного восприятия ее школь шкал® Казахстана.
Одной кг нерешенных методических проблем можно считать специфику анализа образа литературного героя эпических произведений в старших классах казахской средней школы. От того, насколько будет решена ата проблема, зависит эффективность изу-чевЕЯ литературного произведения.
Но уиея ориентироваться в достаточной мере в системе образов, не связывая воедино ату систему с ^ашсдом проьзьедения, его художественным своеобразием, учащиеся воспринимаьт литературное произведете как нечго конкретно-иредыетное и изолированное, не когуг подняться до глубокого понимания таких сложных теоретических вопросов, как образность, типичность, единство форш к содержания.
Причина такого положения в том, что большинство учителей родной, э той числе казахской, литературы с¿ми слабо владеют щиемацз анализа художественного произведения в единстве формы е ссдеркан&я, ве всегда иогуг провести анализ, который позволил ва раскрыть здойво-гематические особенности изучаемого
произведения.
ймегциеся работы казахских ученых-методаотоэ А.Хонратбае-ва, А.Кошгабаеза, Т.Акчулаксва, К.Тасбулатова, Е.Дайрабаева, Р.СулеЕменовой, С.Кализва, Г.Жумажановой и других отражает лишь частные проблемы методики преподавания казахской литературы (например, активизация познавательной деятельности уча-¡дихся в процессе изучения родной литературы; раскрытие патетической природы художественного произведения; письменные работы на уроках казахской литературы и др.).
В описании же опыта передовых учителей республики содержится лишь ряд инте-ресных рекомендаций о путях, методах изучения образов художественных произведения, но з них нет целостной системы анализа образа-персонажа.
Научными, методдческши ориентира«! для разработки актуальных проблем современной методики казахской литературы Б целом и вопросов анализа литературных образов в частности могут быть работы, посвященные анализу композиции, системы персонажей произведений известных методистов как русской пжолы (М.А.Рыбникова, В.В.Голубков, Г.Г.Гуновсклй, Л.И.Тимофеев, Г.Л.Абрамович, В.И.Сорокин, А.И.Ревягаш, Н.И.Кудряшев, В.А.Разумный, В.Г.Мара''ТМШ1, Н.О.Корст, Е.А.МаЯмин, Л.С.Айзермая, Г.И.Беленький, Т.Ф.Курдюмова, Г.Г.Бпазе, К.Н.Светловская, М. А. Цейтлин), так и национальной (А.П.Липаен, К.В.Мальцева, К.М.Нар -тов, Л.В.Тодоров, М.В.Черхезова, С.К.Бирюкова, II.Н.Вербовал, U.C.Русина, Е.П.Шпбшгская и пр.).
Необходимость специальных изысканий в области поиска рациональных я »{хЬектишшх путей анализа образа-аерсокааа эпических произведений и определяет актуальность чанного исследования.
В основу нашего исследования положены результаты экспериментов и целенаправленных наблюдений, проведенных нами п процессе изучения опыта работы народного учителя ССС£ .С.Айткали-сва (Алгинсиая СШ.Махамбетского района Гурьенсксй сбласта), заслуженного учителя Казахской ССР ГДексеыалнева (Ерюта-линская СШ Балыкгсинского района ГурьсвсксЯ области), отличника просвещения СССР и Казахской ССР Н.Еекмигаябегевей (Геспублз-канская экспериментальна» Екола-интэрнят г.Лл?.»а-Аты' отлит-
ника народного просвещения Казахской ССР К.Назаргалневой (СП! Я 86 жмени Г.Мусрепова г.Алма-Аты), Е.Баамбетова (СШ имени Абая Чиликского района Алма-Атинской области), С.Махшсрходжа-евой (СШ имени Дсанбула того же района), Е.Керишбаева ( СШ имени Амангельды Сарыагачского района Чимкентской области).
Проведение опытных наблюдений и констатирующего эксперимента позволило нам разработать алан обучающего эксперимента, определять пути и принципы анализа художественного произведения, выявить аффективные способы раскрытия учащимися природы образов литературных персонажей.
Обобщив передовой опыт и опираясь на данные, накопленные в процессе собственной многолетней научно-исследовательск'й работы в отделе иегодаки преподавания казахской литературы НИИ педагогических наук имени И.Алтынеярина Министерства народного
образования Казахской ССР, в настоящей диссертации мы поставили перед собой оледуящув цель:
- научно обосновать и разработать эффективные пути, метода и приемы изучения образов литератур них героев.,, спосСствую-цае прочному и глубокому усвоении учебного материала по казахской советской литературе (XI класс); разработать аффективные методы анализа художественного текста и приемы усвоения троре-•глко-литературных понятий, а такге формы и вида самостоятельной работы старшеклассников.
Объектом исследования стал процесс изучения образней системы впического произведения на уроках казахской литературы.
Предмет иссладсвашш - особенность методики преподавания курса-казахской литературы при изучении художественных образов-персонажей эпических произведен? "•.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
- изучение образа-пероонага осуществляется целенаправленно и том случае, если применяется аффективные методы и приемы, опирахщиеся на различные формы самостоятельной и творческой деятельности учащихся, а также на сознательное усвоение теоретико-литературных понятий, добиваясь при ятом глубокого осмысления нраютвенно-зстетичяской значимости произведения; целост-
пого восприятия художественного текста; формирования исторического подхода к литературному явлении; овладения навыками и умениями анализа произведения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определяются его задачи:
- изучить жанровое своеобразие эпических произведений и определить место анализа художественного образа в литературоведении и методике;
- проанализировать программы, учебники и хрестоматии по казахской литературе в аспекте проблемы исследования о целью совершенствования их методического аппарата;
- обобщить передовой педагогический опыт учителей казахской литературы по теме исследования;
- проанализировать состояние знаний, умений и навыков учащихся XI класса в процессе изучения эпических произведений;
- рассмотреть взгляды русских и национальных методистов на изучение образа-персонажа;
- разработать оптимальные пути, метода и приема анализа образной системы эпических произведений, способствующие формировании читательской культуры учащихся;
- экспериментально вняееть эффективность предложенной методической системы.
В процессе решения поставленных задач диссертантом было проделано следуйтее:
- изучена литературоведческая, педагогическая, психологическая литература, связанная с проблематикой исследования;
- проанализированы научно-методические работы, посвяцен-ные методике преподавания национальной и русской литератур;
- изучен и обобщен осыт работы передовых учителей казахской литературы.
Методологической основой исследования являются достижения
современного литературоведения, основополагающие принципы дидактики, фундаментальные теоретические положения советских педагогов и психологов о раавитии способностей человека в результате обучения.
Научная новизна исследования состоит в следряцеа:
1. Сире деланы места и роль анализа художественного образа Еиических произведений казахской литература в научно-методическом плане и на этой основе сделаны коьструктивные обобщавшие ВЫРОДИ.
2. Разработаны теоретические и методические основы изучения литературного героя в выпускных классах казахской школы.
3. Предложена система методических приемов изучения художественных произведений, способствуксих гуманизации отно-Еешй учителя и ученика в школах Казахстана.
Практическая ценность исследования состоит в том, что предлагаемые принципы и методы изучения художественных обра-зоз литературных произведений направлены на повышение качества усвоения учащимися учебного материала, формирование навыков й умений по анализу образа-персонала, в конечном итоге на воспитание читательской культуры.
Лиссертация содержит конкретные методические разработки по анализу монографически научаемых епических произведений, котомке ыогут бить полезными широкому кругу учителей ка?ахско~ го языка и литература в их повседневной работе, а также студентам высших, средних специальных учебных заведений. Методические положакия по совершенствовании содержания образования, анализу образа литературного героя, разработанные диссертантом, яеглг в основу типовых усовершенствованных программ по казахской литературе, составленных в свете современных требований.
Апробация а внедрение результатов доследования. По теме исследования дассертаст выступал с сообщениями на У, УШ Всесоюзных педчтениях (Алаа-Ата, 1979 г. - "Формирование коымунио-тичеокого мировоззрения учащихся в процессе анализа внутренней структуры художественного произведения"; Ташкент, 1988 г. -
"Целостный анализ художественного произведения на уроках родной литературы в казахской школе"); ХХП, УМУ, ХХУ Республиканских педагогических чтениях (Караганда, I97S г.; Кокчетав, 1987 г.; Джезказган, 1991 г.), с лекциями на курсах повышения квалификации учителей-словесников, методистов, заведующих кабинетами казахского языка и литературы при Алма-Атинском гор-
МТУ, облйУУ, ЦИУУ Казахской ССР и ЦИУПУ Узбекской ССР, Баян-Ульгийоком айааке Монгольской Народной Республика, по Казахскому телевидению в программе "Экран учителю". Опубликовано 12 работ, в той числе мпография "Изучение образов литературных героев".
На защиту выносится следующее положение:
- оптимальная методическая система работы по изучения образа-персонажа в курсе современной казахской литература, обеспечивающая литературное развитие старзенлассникоа, формирование читательских навыков и умений, а такзе воспитание гуманистических взгляд в школь^-дов.
С1Р7ШРА И 0СН0ШСЗ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заклвченяя к библиографии. В тексте приводятся табхшр и схеыы для иллюстрации соответствующих положений и выводов научного исследования.
Во взедении обосновывается выбор темы диссертации, эе актуальность, предает, объект и пел» исследования, формулируется гипотеза, определяются задачи и методы исследования.
Первая глава "Изучение образа литературного героя кая методическая проблема" состоит из трех параграфов. В первом параграфе раскрывается теоретически») основы и обадемвтодкческпв аспекта анализа образа литературного героя з система изучения художественного произведения, показывается роль художественного образа в раскрытии идейно-художественной сущности произэояэазя.
Именно через художественные образы в наиболее полноа форме реализуется авторская идея, выдвигается и решится писателем те или иныо общественные и этические проблемы,
В диссертации рассматргааются различные точки зрения на художественный образ, композицию и оахет как в литературоведческих исследовэ"шп:,тах и в методических трудах ученых русской и национальной сколы.
Проблемы анализа образа дятерагурпого героя в системе изучения художественных произведений родной литературы исследуются известными методистами Казахстана (А.Конратбаяв, А.Кошиа-баев, 'Г.Акчуяаков л др.).
Во втором параграфе анализируются программы и учебники в аспекте темы исследования. Выявлено, что:
а) в программах и учебниках по казахской литературе недостаточно реализованы принципы преемственности и последовательности подачи литературоведческих понятий;
б) не учтен тот факт, что литературно-теоретические понятия помогают раскрытию образа литературного героя;
в) сведения литературоведческого характера упоминаится только в вопросах и заданиях учебника для XI класса, а не в специальных теоретических статьях;
г) непоследовательно реализуется требования программы в учебниках; ряд литературоведческих понятий (роман, рЛман-эпо-пея, типичность и др.) не включены в учебники по казахской советской литературе.
Даучннй анализ программы и действующих учебников, результаты анкетирования среда передовых учителей-словесников и констатирующий эксперимент позволим нам наметить перспективы дальнэйиегг усовершенствования программ и учебников по казахской литературе. Третий параграф - о состоянии изучения данной проблемы в школе.
Во второй главе диссертации "Методическая система изучения
романа С.Муканова "Ботагоз" и анализ его образов-персонажей" рассматриваются следувдие вопросы:
1. Методические подхода изучения жанра романа в XI классе.
2. Пути, методы и приемы изучения эпических произведений казахской литературы на различных этапах их изучения.
.3. Результаты опытнс-эксперимснталыюго изучения романа С.Муканова "Ботагоз".
Целенаправленное изучение жанра романа в XI классе основано на ряде принципов: а) историзма; б) единства формы и содержания; в) учета кдейио-художестврчннх особенностей произведения; г) комплексного решения познавательных и воспитательных задач.
При выборе прокзводе:шя для решения научно-исследовательских проблем мы руководствовались его местом в системе школьной программы и количеством часов, отведенных на его изучение. Изучение романа "Ботагоз" даот большие возможности формировать у школьников основные умения к навыки акалила образной системы,
развивать читательскую культуру, а также воспитывать гуманистические идеалы.
В главе обосновывается роль вступительных уроков перед аналитическим чтением к разбором произведения. Приводятся различные формы работы на вступительных уроках с- целью активизации мыслителыюА деятельности старшеклассников, пробуждения у них интереса к изучаемому тексту, а также эффективного восприятия художественного произведения.
В таком большом эпическом произведении,как "Ботагози,есть возможность вычленить целый ряд философских и нравственных проблем. Центральная проблема - поиски народом путей осуществления свободы, которая соотносится в произведении с такиьк час-гшшп вопросами, как смысл яизни, выбор героем своего казненного пути, личное счастье. Анализ образной системы помогает ре пать эти проблемы на конкретном художественном тексте. Выбор оптимальных методов и приемов анализа завис:.' от того пути, который является ведущим на данном уроке (целостный, пообраз-ный, композиционный, воле« за автором От главы к главе). Одним из основных умений и навыков, которые формируются в процессе аналитического чтения и анализа, являются умения к навыки давать самостоятельную оценку авторской позиции, уметь находить специфические особенности индивидуального языка персонажа.
С целью вовлечения учащихся в активную работу по изучению центральных персонажей (Богагоз, Аскар, Амантай и др.) особое внимание уделяется постановке проблем, близких к современности: дружба народов, понятие долга и чести, взаимоотпопе-1ше людгй в трудные периоды жизни страны.
В третьей гладо "Анализ романа Г.Мусрепова "Солдат из Казахстана" в XI классе" решается проблема активных ферм работы на уроке (урок-семинар, урок-.дис 1ут, урок-кон^ерошия, лабо-раторнач работа по анализу язшег. хуцожествоннчх произведен;:й).
Эффективность перечисленных видов урока зависит от степени заинтересованности учащихся произведением, самостоятельности и творческого подхода старпок-...сснг.ков к резонию поставленных автором проблем. Анализ художественных оОр-">ов осуществляется в ■форме докладов, сообщений, г°£ератов учзвихей, в хедо обсуждения которых школьники отстаиваю? свои позицию, взгляд на лее-
тупкн персонажей, дают альтернативные оценки героям, опираясь на знание литературоведческих и критических работ.
Научно-педагогичзский эксперимент включал в себя следующие этапы:
1. Беседа и консультации с учителями-экспериментаторами о современных требованиях, предъявляемых к формам рациональной организации процесса обучения при анализе художественного произведения в целом и системы его персонажей в частности.
2. Констатирующий эксперимент по теме исследования.
3. Обобщение и распространение результатов положительного методического опыта лучшх учителей.
4. Обучающий эксперимент в различных регионах ресщ^лики косм вариативный характер.
В ходе эксперимента серьезное внимание уделялось знаниям учадося по таким ключевым понятиям как художественный образ, литературный герой, характер, литературный тип. Постоянно учитывались разлитая, существовавшие у учащихся экспериментальных и контрольных классов; анализировались причины затруднений, гсяытываеных у-зателкми-экспериментатораш на уроках.
При обобщении устных ответов и письменных работ учащихся экспериментальных классов нам довелось убедиться в том, что они достигли очевидных успехов в литературно-теоретическим анализе художественных произведений, в особенности-системы художественных образов. Отмечено было также то, что у участников эксперимент?, сформулировалась высокая культура мышления и речи, умение целостного анализа. Что же касается учапщхся из контрольных. классов, то результаты проверг ' показали, что уровень их литературоведческих знаний и -тений ниже, выявлены явные пробелы в анализе изучаемого произведения. Это относится ц к устной речи: они, как правило, ограничивались лишь поверхностной характеристикой художественных образов.
В целом, в их теоретической подготовке обнаружились серьезные недостатки, а также установлено било, что их интерес к художественной яитературо и к предмету остался на более низком уровне. Об гтом, в частности, наглядно сзидетальствдют данные, отраженные в таблице, составленной по результатам сравнительного анализа уровня литературных знаний и укешй учавдхся экспе-
риментальных и контрольных классов в средней школе Чиликского района Алма-Атинской области:
М.Джамбула
Процент успеваемости
Эксперимея- Контрольный галышй класс класс
1. Изложение сюжетных линий романа
"Ботагоз" 83,3 18,5
2. Определение уровня лнтературно-те-оретического анализа произведения в'целом или системы его
художественных образов 40 7,4
3. Правильность ответов на дополнительные вопроси учителя 76,6 25,9
4. Правильность выполнения домашних
заданий ' 20 48,1
5. Последовательное изложение фабулы и композиционного строя псоизве-декия в период до заверпения
изучения твсрчестр- автора 83,3 18,5
6. Умение использовать в своей речи афоризмы и крылатые фразы
из текста романа 80 29,6
Результаты обучающего эксперимента показали, что проведение уроков по предлагаемой даосе ртагпм системе способствует систематизации знаний учааихся. повышает их активность и интерес к предмету, помогает реализовать принцип гуманизации литературного образования.
Учащиеся из экспериментального класса в своих ответах, как правило, опиралась на текст романа, проявляли хорошее знание теоретико-литературных понятий, а также умения и навыки самостоятельного анализа текста. Например, з сочинениях в двух параллельных классах на тему "Образ Кайруша в романе Г.Мусрепова "Солдат из Казахстана" получены были следующие результаты:
Оценки в % '% хаче-
Ксличество учащихся -—-Ства
пять четыре три два успев.
120 (экзперим.класс) 26,7 36,7 30,0 6,6 63,3 108 (контр.класс) 14,8 29,6 37,1 18,5 44,4
Разница в % -II,9 -7,1 -7,1 -11,9 -18,9
Таким образом, и результаты письменных работ подтверждают, что качеатво знаний учашхся экспериментального класса выше, чем у их сверстников из контрольного класса.
Результаты эксперимента показали, что наиболее элективными являются такие формы работы над художественным образом как:
а) выделение из системы образов ж определение места и
роли того или иного героя изучаемого произведения. При этом следует иметь в виду, что анализ образа тесно связан с проблематикой всего произведет- и авторским замыслом;
б) задания на осознание учащимися роли литературного пер-сонака как ч творчестве того или иного писателя, так и в истории всей национальной литературы; на понимание творческого процесса, выбора писателем данного образа как объекта худснест-венного анализа и на формулировку идейно-тематических целей произведения;
в) характеристика персонажей, анализ присущих им черт. Проводя эту работу, учитель приучает детей к распознаванию персонажа кат. нивого человека со всеми присущими ему сложными нравственными свойствами. В результате изучения диалектической природы характера литературного персонажа ученик воссоздает в своем сознании его целостный образ;
г) анализ композиции произведения, установление художественных кокпонентол, лежащих в основе целостности худоЕествен-еого образа. В данном случае уделяется внимание художествеиным коияонентам, отрагаадо: процесс становления литературного героя.
Результаты проведенных исследований подтвердили правильность рабочей гипотезы и позволили прийти к следующим выгодам:
1) при обучении анализу художественного образа учители необходимо руководствоваться принципом целостного анализа художественного произведения., в единстве его форма и с"дер?аяпя;
2) каждая худоае"чвенный образ должен рассматриваться в
системе всех образов анализируемого произведения;
3) личность литературного героя следует раскрывать в тесно* связи с той средой, в которой он живет, с эпохой, определяющей сущность его псзедения;
4) целостность и системность анализа художественной тнини произведения и его основных персонажей помогают раскрыть философскую и эстетическую концепцию автора, а, значит, способствуют развитию творческого мышления учащихся.
В заключении диссертации подводятся итоги:
1. Современное состояние литературоведения, психологии
и дидактики в значительней степени определяют степень развития методики преподавания литературы, основное направление которой заключается в следующем:
а) й- разработке целостной системы изучения худоззстзенпо-. го произведения в органической связи с анализом образной системы;
б) в совершенствовании программы н учебников в плане включения необходимых сведений по тзории литература;
в) в повышении педагогического мастерства учителей.
2. Особая роль в раскрытии идейно-художественного содержания „вручаемого произведения в ходе анализа образной сзотеггы принадлежит вступительным урокам, подготавлях дадим учащихся к восприятию художественного текста.
3. Наиболее эффективными являются такие типы уроков, кап урок-диспут, урюк-семинар, способствующие гумаяизашя отношений, более прочной и глубокой мобилизации внимания учапвхся, привлечению их г аналитической работе, коллективному труду, формирующие у язсолышюв знания, умения и навыки самостоятельного анализа, творческой активности, любознательности, интереса к предмету и вссшгтывающие созяателькув читательскую культуру.
4. Реализация дршпоша целостного анализа художественного произведения в единства формы к содерзанпя, рассмсгжввгч
образов литературных героев в системе, в соотнесенности с авторской идеей и вдейно-худояеетвенинш есобенрчстял»™ позволили результативно провести анализ романов "Ботагоз" Сабита Муканова и "Солдат из Казахстана" Габита Мусрепова.
5. Рациональное использование различных вариативных приемов работы с учащимися способствовало оптимизации процесса обучения. Применяя раздаточные карточки, используя формы индивидуальных заданий (сообщение по тексту произведения и иллюстрации к нему, доклад и небольшие рецензии, выразительное чтение с комментарием, беседу с классом), учитель получает воамояность создать атмосферу творческого поиска, гуманности отношений между учащимися, учителем и учениками.
й. Продуманная система вопросов и заданий, учитывающая национальную специфику, литературнг~ традиции и психологию казахского народа, облегчила решение поисковых и проблемных заданий, способствовала приобретению навыков и умений самостоятельного анализа художе.ственното произведения.
7. Работа над языком персонажей и самого автора в процессе анализа произведения имеет огромное значение не только для позн{"тш творческой лаборатории писате-ля, но и для развития связкой речи учащхся.
8. Идейно-нравственные и эстетические проблемы, затро! .-тне на уроках казахской литературы в ходе анализа образной систем!!, дополняют и обогащают эстетические представления старшеклассников,' дают возможность учащимся осмыслить нравственные принципы народа с позиций сегодняшнего дня.
Основное содержание диссертации расиматрипается г. монографии и следующих публикациях:
1. Об интернациональном воспитании// Казахстан мектоби. -1976. - 1 3. - С.47-49.
2. Формирование коммунистического мирово ззрения учащихся в процессе анализа художественного произведения// Совершенствованле методики, обучения в общеобразовательных школах/ 1ШЯ педнаук. - Алма-Ата, 1979. - С. 64-70.
3. Вводный урок по анализу романа С.Муканова 'Т^тагоз" в XI классе// Проблемы совершенствования обучения основам наук в школя/ НИИ педнаук. - Алма-Ата, 1983. - С.77-84.
4. Анализ юОмана С.1У~кансва "Ботагоз" в XI классе// Проблемы преподавания казахской литературы/ НИИ педнаук. - Алма-Ата, 1985. - С. 53-91.
5. Наглядность на уроках литературы// Казахстан мс.етебк. - ■ 1985. - J6 9. - С. 36-38.
6. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса// Методические вопросы обучения родной литературе в казахской школе/ НИИ педнаук. - Алма-Ата, 1985. - С.47-80.
7. Планирование уроков литературы// Казахстан мектеби, -1985. -19. - С.4т-45.
8. Эффективность урока// Казахстан мектеби. - 1987. -i 12. - С.28-30.
9. ASc_iE3 системы образов художественного пр. введения// Современный урок: пуп* повышения эффективности. - Алма-Ата: Яектеп, 1989. - С.32-42.
10. Раскрытие образа литературного героя// Казахстан иктебч. - 1989. - Л 3. - С. 53-54.
11. Следуя к высоким нравственным идеалам// Казахстан 1ектеби. - 1989. - № 9. - С.2.-27.
12. Изучение образов литературных героев. ■■ Алма-Ата: 'ауан, 1990. - 5 п.л.