Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Дидактическая система обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области "Технология"

Автореферат по педагогике на тему «Дидактическая система обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области "Технология"», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Аникова, Юлия Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Нижний Новгород
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Дидактическая система обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области "Технология"», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Дидактическая система обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области "Технология""

На правах рукописи

Аникова Юлия Александровна

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» (на примере бисероплетения)

Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания по (технологии и общетехническим дисциплинам, уровень общего образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Нижний Новгород - 2004

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении «Волжская государственная инженерно-педагогическая академия»

Научный руководитель: Заслуженный работник высшей школы РФ

доктор педагогических наук, профессор, Червова Альбина Александровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Никулина Мария Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент Тужилкин Андрей Юрьевич

Ведущая организация: Нижегородский государственный

педагогический университет

Защита состоится «А7 » декабря 2004 года в часов на заседании диссертационного совета КМ 212.030.02 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания по (технологии и общетехническим дисциплинам, уровень общего образования) в Волжской государственной инженерно-педагогической академии по адресу: 603002, г. Нижний Новгород, ул. Луначарского, д.23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волжской государственной инженерно-педагогической академии по адресу: 603004, г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, д.9.

Автореферат разослан «$» ноября 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук,

доцент А. А. Толстенева

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Стратегической направленностью школы 21-го века согласно государственным документам (Закон «Об образовании РФ», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года») становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, способного осмысленно, творчески и продуктивно реализовать знания в практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений. Эти задачи можно решить при обучении школьников художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» при интеграции школьного и дополнительного образования.

Гуманизация, как современная стратегия совершенствования образовательной системы, предполагает ориентацию на личностно-ориентированную модель обучения, в которой каждый обучаемый - субъект педагогического процесса, а учебная деятельность предполагает творческое преобразование учебного материала, в процессе которого происходит внутренние изменения в самом действующем субъекте - развитие его творческих способностей. Суть современной личности - единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Поэтому проблема формирования способностей детей к творчеству как залог успешности их жизненной самореализации является в настоящее время чрезвычайно актуальной.

Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.

Анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы показал, что отечественные и зарубежные ученые выдвигали идею целенаправленного формирования творческой личности (Г.С. Альтшуллер, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

Актуальность приобщения школьников к художественно-эстетической культуре охарактеризовали: А. Блахут, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Н.Е. Щуркова и др.

Значению народного искусства в культуре, его влиянию на развитие современного художественного творчества посвящены труды А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, B.C. Воронова, Н.А. Некрасовой, Т.Н. Разиной и др.

Педагогические исследования показывают, что приобщение учащихся к художественному творчеству необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе. Поэтому в образовательную область «Технология» включен раздел «Художественная обработка материалов», но время, выделяемое на изучение этого раздела позволяет лишь познакомить учащихся с видами и основными приемами выполнения различных техник художественной обработки материалов с целью вызвать интерес к этим видам народного

I .»ОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ I БИБЛИОТЕКА |

!

творчества. Дальнейшая работа по совершенствованию мастерства будет успешной, если изучение этого раздела будет продолжено в системе дополнительного образования. Поэтому в последнее время появляются исследования в этой области: разрабатываются различные варианты кружков по художественной обработке материалов, идет поиск их наиболее эффективного содержания и структуры (Л.В. Желондиевская, Г.А. Мочалов, С.М. Мурзина, М.С. Мырзаканов, Н.Н. Пучкова и др.). Исследователи, с целью развития творчества обучаемых, использовали вышивку, ручное ткачество, макраме, художественную керамику и др. Однако до сих пор не было выполнено исследований, посвященных обучению школьников художественной обработке материалов при работе с бисером. Богатые традиции российской культуры, мода на бисер в настоящее время, доступность и привлекательность материала, сравнительно простая технология изготовления, быстрота получения изделия - все это предпосылки для эффективного использования бисероплетения на занятиях по технологии в школе и дополнительном образовании.

В ходе теоретического анализа выявлены противоречия между: -потребностью общества в творческих, инициативных работниках и реальным состоянием готовности выпускников школ к осуществлению творческой деятельности;

-накопленной богатой эмпирической базой обучения художественной обработкой материалов (бисероплетение) и недостаточной разработкой содержательного и процессуального компонентов обучения.

Разрешение этих противоречий требует дальнейшего исследования проблемы: какова должна быть дидактическая система обучения школьников художественной обработке материалов, которая бы в наибольшей степени содействовала развитию творческих способностей учащихся в процессе изучения технологии?

Теоретическая и практическая значимость выдвинутой проблемы определили выбор темы исследования: «Дидактическая система обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» (на примере бисероплетения)».

Цель исследования: - теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация дидактической системы развития художественного творчества школьников в процессе обучения их художественной обработке материалов (на примере бисероплетения) в образовательной области «Технология» в школе и системе дополнительного образования.

Объект исследования - содержание и процесс обучения учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология» в системе общего и дополнительного образования.

Предмет исследования - дидактическая система обучения школьников художественной обработке материалов (бисероплетению) на занятиях в образовательной области «Технология» и системе дополнительного образования.

В основу исследования положена следующая гипотеза: при обучении школьников художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» и дополнительном образовании (на примере бисероплетения) развитие художественного творчества будет эффективным, если

- учтены исторические предпосылки и выявлены новые социально-экономические и социокультурные особенности использования бисероплетения в учебно-воспитательном процессе;

- спроектирована дидактическая система, раскрывающая основные характеристики при обучении бисероплетению, как совокупность структурных компонентов: целевого, содержательного, процессуально-управленческого, диагностического и оценочно-результативного, которая осуществляет развитие художественного творчества учащихся;

- разработан учебно-методический комплекс обучения школьников художественной обработке материалов (бисероплетению), включающий содержание обучения в виде учебной программы, методические рекомендации для проведения занятий, индивидуальные и групповые творческие задания с использованием современных информационных технологий;

- проведено опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной дидактической системы и учебно-методического комплекса при обучении бисероплетению.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. Выявить исторические, социально-экономические и социокультурные предпосылки изучения бисероплетения в учебно-воспитательном процессе.

2. Спроектировать дидактическую систему процесса обучения школьников художественной обработке материалов.

3. Разработать учебно-методический комплекс технологии бисероплетения, предполагающий гибкость применения и воспроизводимость его в образовательных системах разного типа;

4. Осуществить экспериментальную проверку предложенной системы обучения и комплекса методического обеспечения художественной обработки материала.

Методологической основой исследования являются личностный и деятельностный подходы как конкретно-методологические принципы педагогических исследований, идеи гуманизации и демократизации образовательной системы России, концептуальные положения о формах, методах и средствах обучения.

Теоретической основой исследования являются: гуманистическая направленность современного образования (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский и др.); положения о решающей роли деятельности в развитии личности (Л.В.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б. Эльконин и др.), целостный подход к изучению и организации образовательных систем ведущих отечественных ученых дидактов (Ю.К. Бабанский, ИЛ. Лернер, М.Н. Скаткин и др), положения личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.И. Андреев, М.А. Викулина, Л.В. Выготский, И. С. Якиманская и

б

др.), концептуальные основы образовательной области «Технология» (П.Р. Атутов, В.А. Кальней, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.), концепция развития дополнительного образования (В.А. Горский, А.Я. Журкина, С.А. Иванов и др.)

Методы исследования. Для достижения поставленных задач использовались:

-общенаучные методы исследования: анализ исторической, философской, психол ого-педагогической и методической литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта по проблеме технологической подготовки подростков;

эмпирические исследования: наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся на занятиях по технологии, изучение продуктов деятельности учащихся и материалов экспозиционно-выставочной деятельности, фотографирование, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов; методики математической статистики по обработке экспериментальных данных.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2001-2002) проводился анализ философской, научно-педагогической и методической литературы, уточнялся понятийный аппарат, определялась степень разработанности исследуемой проблемы и общих подходов к ее решению, определение рабочей гипотезы.

На втором этапе (2002-2003) разрабатывалась модель дидактической системы, раскрывающая основные характеристики процесса обучения школьников художественной обработке материалов на занятиях по технологии и учреждении дополнительного образования, был разработан вариант учебно-методического комплекса занятий по бисероплетению для учащихся 5-7 классов с использованием новых информационных технологий.

На третьем этапе (2003-2004) проводилась корректировка программы и методики проведения занятий по бисероплетению, издана авторская программа курса «Бисероплетение», осуществлялся эксперименты по определению уровня творческой деятельности учащихся в школе и учреждении дополнительного образования, статистически обрабатывались результаты эксперимента. Оформлялись результаты диссертационного исследования.

База опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней школе №5 г. Чкаловска, в Доме творчества юных «Надежда» г. Чкаловска (Нижегородская область), в Областном центре трудовой подготовки школьников г. Нижнего Новгорода. Экспериментальным исследованием было охвачено 104 учащихся.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная совокупность теоретических положений и выводов содержит решение значимой научной задачи развития художественного творчества школьников при обучении художественной обработке материалов, на занятиях в образовательной области «Технология», а именно:

• на основе историко-аналитического подхода, выявившего исторические корни и новые социально-экономические и социокультурные особенности введения бисероплетения в учебно-воспитательный процесс, обоснован подход использования этого вида деятельности с целью развитию творческих способностей учащихся;

• спроектирована дидактическая система развития художественного творчества школьников при обучении их художественной обработке материалов в учреждениях разного типа, обоснованы взаимосвязь и содержание структурных элементов;

• разработан и реализован дидактический механизм целенаправленной регуляции учебной деятельности при обучении бисероплетению.

Теоретическая значимость исследования определяется выявленными историческими, социально-экономическими и социокультурными предпосылками возрождения бисероплетения в учебно-воспитательном процессе в учреждениях разного типа с целью развития творческих способностей учащихся.

Сконструирована дидактическая система развития художественного творчества школьников при обучении художественной обработке материалов в процессе изучения технологии работы с бисером, обоснованы ее типологические характеристики и принципы построения, выявлена взаимосвязь структурных и функциональных компонентов, раскрыты особенности ее функционирования в условиях преподавания образовательной области «Технология» в школе и системе дополнительного образования, с использованием современных информационных технологий.

Предложены научно-педагогические рекомендации о формах, методах и средствах обучения художественной обработки материалов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что освещение исторических, философских, психолого-педагогических, содержательных и процессуальных аспектов обучения школьников художественной обработке материалов позволяет определить конкретные пути, методы реформирования, совершенствование процесса обучения в системе общеобразовательной школы и дополнительного образования.

Методически оснащенный процесс обучения бисероплетению обеспечивает создание эффективной технологической подготовки подростков.

Предлагаемый авторский вариант программы бисероплетения может способствовать в выборе учителем собственной модели преподавания образовательной области «Технология».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития образования и производства»: (Н.Новгород: ВГИПА, 2003), на Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие

технологии в педагогическом процессе» (Н.Новгород: ВГИПА, 2004), на межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н.Новгород, Нижегородский филиал университета РАО, 2004 г.), на X Международной конференции по технологическому образованию школьников «Технологическое развитие в условиях модернизации образования» (г. Москва, МИОО, 2004), на IX Нижегородской сессии молодых ученых «Голубая Ока» (гуманитарные науки) (г. Дзержинск, 2004 г.), на которой автор удостоен диплома первой степени за лучший доклад, на Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные стратегии и научно-методические аспекты образовательной области «Технология» (г. Тольятти, 2004).

Разработанный учебно-методический комплекс внедрен в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования г. Чкаловска (Центр народных ремесел), г. Нижнего Новгорода (Центр «Досуг»).

Обоснование и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений педагогического исследования основным положениям дидактики и методики обучения, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным задачам, всесторонним анализом и обработкой экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту-

1. Исторический анализ становления и развития бисероплетения и новые социально-экономические и социокультурные особенности, позволяющие определить возрождение бисероплетения, как фактора развития художественного творчества школьников при обучении художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» и системе дополнительного образования.

2. Авторская модель дидактической системы развития художественного творчества школьников на занятиях технологии в системе общего и дополнительного образования, представляющая полиструктурное и полифункциональное единство, и механизм взаимодействия инвариантных компонентов, среди которых в качестве основных выделены целевой (цели и задачи дидактической системы), содержательный (система знаний, умений и навыков по художественной обработке материалов, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности), процессуально-управленческий (формы деятельности, методы, средства, используемые в процессе развития художественного творчества школьников), результативный (характеристика результатов применения дидактической системы) компоненты, каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

3. Дидактический комплекс целенаправленной регуляции учебно-воспитательной деятельности учащихся, включающий в себя комплект методического обучения, программу, творческие индивидуальные и групповые задания, компьютерные программы, диагностические материалы; являющийся

инструментом активизации и направлен на развитие художественного творчества при обучение школьников художественной обработки материалов.

4. Результаты практической реализации разработанной дидактической системы, подтверждающие возможность использования бисероплетения для развития художественного творчества школьников с использованием современных информационных технологий.

Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цель, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, ставятся задачи, раскрывается методологическая основа, методы исследования, описаны этапы исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, определены основные положения, выносимые на защиту, указаны сведения об апробации работы.

В первой главе «Теоретические основания развития художественного творчества при обучении школьников художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» на основе историко-аналитического подхода нами выявлены исторические, социально-экономические и социокультурные предпосылки, возрождения бисероплетения в системе общего и дополнительного образования, как фактора развития художественного творчества школьников. Историческими предпосылками являются традиции и обычаи использования бисера в национальных костюмах народов России, дошедшие до наших дней изделия из бисера, как образцы произведения искусства и др. К социально-экономическим предпосылкам мы отнесли доступность по цене необходимых материалов, инструментов и приспособлений, качество и привлекательность основного материала (бисера), сравнительно простая технология бисероплетения, конкурентоспособность готовых изделий из бисера из-за низкой себестоимости, готовность учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий и т.д. Социокультурными предпосылками являются широкое распространение бисероплетения в высокой и молодежной моде, уникальность и неповторимость каждого изделия, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному наследию народов России и т.д.

В диссертации проведен анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы по теме исследования, установлены концептуальные начала понятий «творчество», «художественное творчество». Многочисленные исследования, посвященные изучению творчества, свидетельствуют о том, что эти вопросы во все времена волновали лучшие умы человечества (Платон, Шеллинг, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, Н.С. Лейтес и другие), но единого понимания, что же такое «творчество» нами не обнаружено.

Различные высказывания высвечивают лишь некоторые грани творчества. Основываясь на вышеизложенных положениях, мы определяем творчество

школьников как форму деятельности, направленных на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение.

Неоднозначность взглядов многих исследователей на сущность творчества, реальное наличие в любом творчестве логических этапов и рациональных элементов позволяет специалистам строить обобщенные модели творческого процесса. Однако разновидности модельных структур сохраняют значение его наиболее устойчивых и существенных сторон. Ряд ученых выявляют следующие общие стадии любого творческого процесса: умение видеть проблему (постановка вопроса, требующего творческого ответа); способность мобилизовать личный и общественный опыт для постановки гипотезы, определения путей и способов решения задачи; специальные наблюдения, эксперименты и их обобщение в виде выводов и гипотез; оформление возникших идей (образов) в виде логических, образных, математических, графических, предметных структур, создание художественного произведения и т. д. В структуре этапа постановки проблемы принято выделять следующие подэтапы: осознание, постановка и формулировка проблемы; обоснование его актуальности; определение противоречия как несоответствия элементов системы, обуславливающей проблему; расчленение проблемы на подпроблемы и формулировка задач исследования. Второй этап - нахождения принципа решения проблемы. Принципом решения проблемы может быть гипотеза исследования в науке, идея изображения в техническом творчестве, замысел художественного произведения в искусстве. Поиск решения может осуществляться несколькими способами: на основе одного известного алгоритма; на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов; на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов; на основе принципиально нового решения.

Последнее может быть достигнуто на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация и т.п.), использования аналогий, эвристических приемов и эмпирического метода - путем проб и ошибок.

Третий этап - обоснование и развитие найденной идеи решения проблемы, ее теоретическая, конструкторская и технологическая разработка. В научном исследовании это конкретизация и доказательство гипотезы. В техническом творчестве - конструкторская разработка идеи, ее изображение, создание чертежей, макетов и т.д. В художественном творчестве - разработка сюжета произведения, характеристика действующих лиц, место действия, создание эскизов, зарисовок, работа над сценическим образом и т.д.

Четвертый этап - практическая проверка гипотезы (научное творчество), практическая реализация изобретения (техническое творчество), создание художественного произведения (картины, скульптуры, литературного или музыкального произведения).

Одним из видов творчества является художественное творчество. Проблеме художественного творчества детей посвящены труды Л.С. Выготского, А.В. Бакушинского, Ю.У. Фохта-Бабушкина и других.

Под художественным творчеством школьников в образовательной области «Технология» мы понимаем выражение индивидуальных

особенностей, отношение к окружающему миру в посильной для ребенка художественной форме, проявляющееся через разные виды деятельности (декоративное ткачество, бисероплетение, вязание, макраме, художественная вышивка; резьба по дереву, бересте и кости; фасонное точение и фрезерование, выжигание; тиснение; художественную чеканку; художественно-прикладные работы с кожей, камнем, глиной и другими природными материалами; изготовление мягкой игрушки, искусственных цветов; фитодизайна и т.д.)

Проявлением художественного творчества школьников в нашем исследование являются изделия из бисера, выполненные под руководством учителя и (или) самостоятельно учащимися на занятиях технологии в основном или дополнительном образовании.

Ниже нами предлагается модель дидактической системы (схема 1) развития художественного творчества при обучении школьников 5-7 классов художественной обработке материалов на занятиях в образовательной области «Технология».

Разработанная нами модель дидактической системы представляет собой целостную систему с множеством взаимосвязанных элементов: целевым, содержательным, процессуальным, оценочно-результативным. Ее цементирующей основой является цель - начальный компонент педагогического процесса, в котором преподаватель и учащиеся уясняют конечный результат своей совместной деятельности. В данном случае цель -развитие способностей школьников к художественному творчеству.

В своем исследовании мы использовали принципы, лежащие в основе творческой деятельности учащихся, выделенные и теоретически обоснованные В.И. Андреевым и Н.М. Сокольниковой: неравномерности творческого саморазвития обучаемого, свободы творчества, самоусложнения творческих заданий, целостности творческого саморазвития, ускорения творческого саморазвития в условиях конкуренции и стремления к лидерству.

Содержательный компонент модели включает в себя три блока: общекультурный, профессионально-предметный, технологический.

Дисциплины, входящие в общекультурный блок (история Мировой и художественной культуры, история национального костюма, культура речи, экономика и.т.д.), направлены на усвоение школьниками опыта предшествующих поколений и позволяют наряду с другими задачами решить и такие как: формирование общей творческой культуры, знаний и навыков творческой деятельности, мотивационно-ценностного отношения к творческой деятельности. Профессионально-предметный блок, включающий в себя цветоведение, материаловедение, моделирование, дизайн и т.д. помогает учащимся развить художественное видение образа проектируемого изделия, развить фантазию, художественный вкус. Технологический блок способствует воспитанию трудовой культуры школьников, принятию решения по выбору методов изготовления изделия, совершенствованию навыков работы с бисером.

В состав нашей модели вошел процессуально-управленческий компонент, предполагающий диалектическое соответствие между управляемыми функциями педагога и самоуправлением обучающегося, целями и характером представления учебного материала, т.е. характеризующейся основными

Схема 1. Модель дидактической системы развития художественного творчества в процессе обучения художественной обработке материалов (бисероплетение)

составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации управления познавательной деятельностью.

Наиболее важным способом диагностики развития художественного творчества школьников является мониторинг - постоянное наблюдение за уровнем развития учащихся и анализ полученной информации за длительный промежуток времени.

Систематизирующим фактором модели выступает результат обучения: повышение уровня художественного творчества школьников (умение выявить этапы изготовления изделия, разработать форму изделия, подобрать цветовую гамму и т.д.)

Во второй главе «Методические основы организации и проведения занятий по художественной обработке материалов (на примере бисероплетения)» разработана и проверена в реальных условиях модель дидактической системы обучению школьников художественной обработке материалов (на примере бисероплетения), авторская программа по бисероплетению, показана организация учебного процесса с учетом использования компьютерных технологий при обучении учащихся художественной обработке материалов; представлены результаты экспериментальной работы.

На основе действующей программы для средних общеобразовательных учреждений по технологии, изучения опыта педагогов дополнительного образования, нами разработана авторская учебная программа обучения учащихся 5-7 классов художественной обработке материалов. В данной программе предусматривается выполнение учащимися творческих заданий с использованием современных информационных технологий. Данная программа учит использовать графический язык и элементы дизайна при проектировании и создании объекта труда, способствует развитию у школьников цветовосприятия, чувства стиля, ритма. Авторская программа выполнена при помощи российской компьютерной разработки КОМПАС-ГРАФИК. Приведем пример использования этой программы. Учащимся предлагается изготовить старинное русское (и модное современное) украшение гайтан. Гайтан -нагрудное русское украшение, представляющее собой бисерную ленту в виде петли, которая, спускаясь на грудь, заканчивается медальоном вдвое больше самой ленты.

Изготовление данного изделия достаточно кропотливое занятие. Сложность состоит в том, что трудно подобрать цвета, разработать орнамент, технологически выполнить изделие. Значительно упрощает задачу использование, предложенной нами, программы. Обучаемому предоставляется основа гайтана (сетка) в электронном виде, сконструированная учителем. Нами разработано несколько вариантов этого изделия (разделяются по уровню сложности). На данном этапе задача учащихся состоит в том, чтобы продумать и предложить форму, цветовое решение и орнамент будущего изделия,

применяя знания, полученные на уроках изобразительного искусства и технологии. Для выполнения этого задания школьникам необходимо актуализировать понятия «цвет», «цветовой круг», «композиция», «орнамент» и его виды, «раппорт», «ритм», «цветовой спектр», «контраст», хроматические и ахроматические цвета, теплые и холодные цвета, цветовой круг Ньютона, Бецольда В., Гете, цветовая сочетаемость. Учащиеся проектируют будущее изделие, используют цветовую палитру (предполагаемый цвет бисера) Из разработанных вариантов будущего гайтана в процессе обсуждения, анализа выбирается самый удачный. На третьем этапе учащиеся выполняют гайтан, в соответствии с разработанной схемой, применяя полученные ранее умения и навыки технологии плетения.

Диагностика уровня развития творчества у учащихся включает в себя следующие этапы: знакомство с учеником (беседа), знакомство с родителями (беседа); анализ первой, выполненной учащимися работы; систематические беседы с учеником; систематические беседы с родителями; проведение контрольных замеров уровня творческих способностей по качеству выполненных работ; изучение самого процесса выполнения работы; анализ эмоционально-психологического климата на занятиях; сравнение, сопоставление выполняемых учеником работ с работами других учеников класса; педагогическое наблюдение за отношением школьника к другим выполненным работам; изучение поведения учащихся непосредственно в учебном процессе (его мнение, отношение к процессу выполнения той или иной работы), отношение ученика к произведениям искусства, его поведение во время посещения выставок, музеев; использование в своей работе наблюдений, мнений об учащемся других учителей; анализ продуктов деятельности (готовых изделий из бисера).

Опираясь на исследование В.П. Беспалько, мы выявили три уровня развития творческой деятельности школьников:

- подражательный уровень - деятельность основанная на использовании известных учащемуся правил действий (алгоритмов), при этом никакой новой информации он из нее не извлекает. На этом уровне предполагается выполнение изделий учащимися после предварительного объяснения и разбора их преподавателем. Широко используются образцы, модели, разработанный раздаточный материал и др. Характер деятельности воспроизводящий, тренировочный; уровень самостоятельности низкий, преобладает, в основном, труд исполнителя; идет процесс накопления знаний;

- самостоятельно-репродуктивный уровень характеризуется умением воспроизводить информацию по памяти, самостоятельным выполнением работ по образцам с опорой на известный алгоритм. Уровень самостоятельности средний, но достаточный для выполнения работ с использованием творческих элементов.

- творческий уровень предполагает создание нового, оригинального, посредством мобилизации своего ума и произвольно организованной познавательной деятельности творческого характера. Уровень самостоятельности высокий при хорошо развитом воображении, фантазии.

В эксперименте участвовало 104 учащихся 5-7 классов, из них 76 -обучались бисероплетению только в школе на занятиях технологии, 28 -обучались и в школе, и в учреждении дополнительного образования. Им предлагалось сроектировать изделие из бисера при помощи информационных технологий (разработать форму, эскиз, схему, подобрать орнамент и цветовую гамму) и изготовить это изделие, опираясь на изученные (либо авторские) технологии плетения.

Таблица 1

Динамика развития творческой деятельности учащихся

Деятельн Уровни

ость подражательный самостоятельно - творческий

репродуктивный

Учащиеся, Учащиеся, Учащиеся, Учащиеся, Учащиеся, Учащиеся,

обучаемые обучаемые обучаемые обучаемые обучаемые обучаемые

бисероплет бисероплете бисероплет бисероплете бисероплет бисероплете

ению на нию на ению на нию на ению на ниюна

занятиях по занятиях по занятиях по занятиях по занятиях по занятиях по

технологии технологии технологии технологии технологии технологии

в школе, % в школе и в школе, % в школе и в школе, % в школе и

учреждении учреждении учреждении

дополнител дополнител дополнител

ьного ьного ьного

образования образования образования

% % %

1 Разработ- 60,2 46,4 36,8 35,4 3 18,2

ка формы

изделия

2 Составле- 36,8 21,4 52,5 53,6 10,7 25

ние

орнамента

3 Выбор 54 28,6 46 36,4 - 35

техноло-

гии

низания

4 Подбор 36,4 14,5 45,4 57,9 18,2 27,6

цветовой

гаммы

изделия

В результате проведенного педагогического эксперимента было установлено, что школьники, обучаемые бисероплетению на занятиях технологии в школе, а затем в системе дополнительного образования

разрабатывали оригинальные формы изделия, быстро и качественно выполняли изделия, находили обоснование своим применяемым технологическим приемам, допускалось меньше ошибок и неточностей при изготовлении изделия из бисера, чем учащиеся, обучаемые бисероплетению только в школе. Наблюдается положительная динамика роста самостоятельно-репродуктивного и творческого уровня деятельности учащихся.

В данной главе диссертации утверждается, что результаты проведенного экспериментального обучения выявили эффективность предлагаемой модели дидактической системы, учебно-методического комплекса и подтвердили гипотезу исследования

В заключении диссертации подводятся итоги, которые указывают на выполнение задач исследования, и намечаются перспективы дальнейших исследований в данной области педагогической науки.

Приложение содержит учебно-методический комплекс обучения школьников художественной обработке материалов (бисероплетению) (авторскую программу «Бисероплетение», план-конспект занятия, вариант творческого задания, предполагаемое при выполнении использование технических средств обучения).

Основные выводы и результаты

1. Уточнено понятие «художественное творчество школьников» в образовательной области «Технология». Под художественным творчеством школьников в образовательной области «Технология» мы понимаем выражение индивидуальных особенностей, отношение к окружающему миру в посильной для ребенка художественной форме, проявляющееся через разные виды деятельности (декоративное ткачество, бисероплетение, вязание, макраме, художественная вышивка; резьба по дереву, бересте и кости; фасонное точение и фрезерование, выжигание; тиснение; художественную чеканку; художественно-прикладные работы с кожей, камнем, глиной и другими природными материалами; изготовление мягкой игрушки, искусственных цветов; фитодизайна и т.д.)

2. Выявлены исторические, социально-экономические и социокультурные предпосылки использования бисероплетения как фактора развития художественного творчества школьников в образовательной области «Технология» в разделе «Художественная обработка материалов» с учащимися 5-7 классов и дальнейшем совершенствованием этого мастерства в системе учреждений дополнительного образования. В связи с этим нами предлагается расширить примерный перечень видов деятельности школьников в разделе «Художественная обработка материалов» обязательного минимума содержания образовательной области «Технология» и дополнить его бисероплетением.

3. Спроектирована модель дидактической системы обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области

«Технология». Основным систематизирующим фактором этой дидактической системы является развитие художественного творчества школьников.

4. Разработан и экспериментально проверен учебно-методический комплекс обучения школьников художественной обработке материалов (бисероплетению), включающий содержание обучения в виде учебной программы, методические рекомендации для проведения занятий, индивидуальные и групповые творческие задания с использованием современных информационных технологий обучения. Результаты исследования дают основание утверждать, что разработанные дидактические и методические материалы достаточно полно обеспечивают организацию и проведение уроков технологии, содействуют эффективному развитию художественного творчества учащихся.

5. Исследовано влияние предложенной модели дидактической системы обучения школьников художественной обработке материалов на занятиях технологии в системе общего и дополнительного образования на развитие художественного творчества учащихся.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающий анализ обозначенной проблемы. Как самостоятельные могут исследоваться следующие проблемы: разработка единой программы развития художественного творчества школьников всех возрастов (от первоклассников до выпускников) в образовательной области «Технология»; формирование готовности учителя к творческому поиску в процессе преподавания технологии.

Основные положения и результаты исследования отражены в авторских публикациях:

Учебные пособия

1. Аникова Ю.А. Бисероплетение. Авторская программа. - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. - 33с.

Научные статьи

2. Аникова Ю.А. Новые информационные технологии в процессе изучения предметов декоративно-прикладного цикла // Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы IV межвузовской научно-практической конференции.- Н.Новгород: НФ УРАО, 2004-В 2-х частях-4.1 -С.160-163.

3. Аникова Ю.А. Подходы к определению понятия «способности» // Актуальные проблемы развития образования и производства: Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. - В 2-х частях - Ч.1 - С.5-7.

4. Аникова Ю.А. Структура занятий по художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» // Актуальные проблемы развития образования и производства: Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов,

соискателей, молодых ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. - В 2-х частях - Ч.1 - С.29-32.

5. Аникова Ю.А Исторические и современные предпосылки использования бисероплетения в учебно-воспитательном процессе средней школы в образовательной области «Технология» // Актуальные проблемы развития образования и производства: Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. - В 2-х частях - Ч.1 - С.67-70.

6. Червова А.А., Аникова Ю.А Моделирование как метод построения процесса формирования способностей детей к художественному творчеству // Технологическое развитие в условиях модернизации образования: Сборник научных трудов X Международной конференции по технологическому образованию школьников. - М.: МИОО, 2004. - С. 67-69 (авторский вклад 50%).

7. Аникова Ю.А. Применение компьютерных средств при развитии способностей детей к художественному творчеству в образовательной области «Технология» // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста». — Н.Новгород: НГЛУ им. НАДобролюбова, 2004. С. 29-31.

8. Лагунова М.В., Аникова Ю.А Развитие визуальной грамотности при изучении предметов декоративно-прикладного цикла с использованием информационных технологий // Инновационные стратегии и научно-методические аспекты образовательной области «Технология»: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. -Тольятти: ТГУ, 2004. - С. 54-58 (авторский вклад 50%).

Тезисы докладов

9. Галочкина Ю.А. Возрождение народных художественных ремесел в учебном процессе. // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003 - с.315-316.

10. Аникова Ю.А. Проблема определения понятия «технология». // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды V Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. - С. 33-34.

11. Аникова Ю.А. Воспитание на традиционных видах народного искусства. // Высокие технологии в педагогическом процессе: Труды V Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов - Н.Новгород: ВГИПА, 2004. - С.459

12. Аникова Ю.А. Разработка комплекса методического обеспечения при изучении раздела «Художественная обработка материалов» в образовательной области «Технология» // IX Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки): Тезисы докладов. - Дзержинск: Гуманитарный центр, 2004.-С. 68.

Лицензия ИД №00683 от 05.01.2000

Сдано в набор 15.11.2004 Формат 60x84/16 Усл.печ.л. 1 Тираж 100 экз.Заказ 597 Издательство ВГИПА, 603002, Н.Новгород, ул. Луначарского, 23

Отпечатано в редакционно-издательском центре «Полиграф» ВГИПА 603004, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9

№2 5 8 7 6

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Аникова, Юлия Александровна, 2004 год

Введение.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ ОБУЧЕНИИ

ШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ

МАТЕРИАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

1.1 Исторические, социально-экономические и социокультурные предпосылки использования бисероплетения в основном и дополнительном образовании.

1.2 Концептуальные идеи исследования проблематики творчества и художественного творчества школьников.

1.3 Педагогическое моделирование системы обучения школьников художественной обработке материалов.

1.4 Структурно-содержательные характеристики модели обучения школьников художественной обработке материалов в основном и дополнительном образовании.

Выводы по первой главе.

Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ)

2.1 Возрастные особенности обучения школьников художественной обработке материалов (5-7 класс).

2.2 Структура и содержание занятий по бисероплетению.

2.3 Использование новых информационных технологий при работе с бисером.

2.4 Организация и методика проведения экспериментального исследования.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Дидактическая система обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области "Технология""

Актуальность исследования. Стратегической направленностью школы XXI века согласно государственным документам (Закон «Об образовании» и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»), становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализовать знания в практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений учащихся.

Гуманизация, как современная стратегия совершенствования образовательной системы, предполагает ориентацию на личностно-ориентированную модель обучения, где каждый обучаемый - субъект педагогического процесса, а учебная деятельность предполагает творческое преобразование учебного материала, в процессе которого происходят внутренние изменения в самом действующем субъекте - развитие его творческих способностей. Суть современной личности - единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Поэтому проблема формирования способностей детей к творчеству, как залог успешности их жизненной самореализации, является в настоящее время чрезвычайно актуальной.

Необходимость удовлетворения потребности общества в людях профессионально грамотных и творчески одаренных подтверждает высказывание Л.С.Выготского: «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязана своим происхождением творческому процессу человека».

Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.

Сохранение, восстановление и приумножение богатства народного декоративно-прикладного искусства является одной из наиболее важных задач общества. Декоративное искусство, как отражение исторического культурного наследия нашего народа, активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для фантазии.

Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталон красоты, образцы вкуса. Красота предметов, которыми пользовался человек в обыденной жизни - воспитывала эстетический вкус, заставляла ценить прекрасное.

Дошедшее до нас культурное наследие наглядно показывает, что Россия славилась своими умельцами: мастерами резьбы по дереву и кости, чеканки, эмальерного искусства, художественного литья, гончарами, ткачами, вышивальщицами, мастерицами по бисероплетению.

В последней трети XX в. народные художественные ремёсла переживают второе рождение. Парадоксально, что именно в наше стремительное время у большего числа жителей страны возникает желание заняться каким - либо видом художественно-творческой деятельности. При этом у людей появляется больше возможностей для проявления индивидуальных способностей для того, что бы сделать свою квартиру, свой дом, свою одежду привлекательной, удобной, неповторимой, неординарной и таким образом, духовно обогатить свою жизнь. Но данный процесс должен идти в тесной взаимосвязи с развитием нравственности, духовности, трудового образа жизни, готовности к профессиональному самоопределению.

Педагогические исследования показывают, что обучение декоративно-прикладному искусству необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе. В результате в школьный курс «Технология» включен раздел «Художественная обработка материалов», но время, выделяемое на изучение этого раздела позволяет лишь познакомить учащихся с видами и основными приемами выполнения различных техник художественной обработки материалов с целью вызвать интерес к этим видам народного творчества. Дальнейшая работа по совершенствованию мастерства будет успешной, если этот раздел будет дополнен кружком в школе или учреждениях дополнительного образования. В последнее время появляются исследования в этой области «Технология»: разрабатываются различные варианты таких кружков, идет поиск их наиболее эффективного содержания и структуры (JI.B. Желондиевская, Г.А. Мочалов, С.М. Мурзина, М.С. Мырзаканов, Н.Н. Пучкова и др.). Исследователи на занятиях использовали вышивку, ручное ткачество, макраме, художественную керамику и др.

Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.

Анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы показал, что отечественные и зарубежные ученые выдвигали идею целенаправленного формирования творческой личности (В.В. Давыдов, ИЛ. Лернер, А.И. Савенков, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

Актуальность приобщения школьников к художественно-эстетической культуре охарактеризовали: А. Блахут, JI.C. Выготский, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.

Значению народного искусства в культуре, его влиянию на развитие современного художественного творчества посвящены труды А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской и др.

В психологии проблемой творчества занимались В.М. Бехтерев, JI.C. Выготский, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, Я.А. Пономарев, В.М. Теплов, П.М. Якобсон.

Социальный, нравственный, эстетический и искусствоведческий аспект творчества рассмотрен в исследованиях Д.С. Лихачева, М.А. Некрасовой, С.Г. Петрова и др.

Значению народного искусства в развитии детского творчества посвящены работы ученых В.В. Корешкова, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой,

A.П.Усовой, А.С. Хворостова.

Вопросы народного искусства и культуры России рассматривались в исследованиях Р.А. Бардиной, И.Я. Богуславской, С.В. Иванова, Л.Э. Калмыковой, Г.С.Масловой, И.П. Работновой, Б.А. Рыбакова, В.В.Стасова,

B.М. Шугаева. Авторами рассмотрена народная и художественная культура в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом и социальном аспекте.

Большое внимание изучению народного и декоративно-прикладного искусства уделено в научных трудах и исследованиях М.К. Даутова, Н.А. Ершовой, В.В. Корешкова, Р.Г.Ломоносова, Т.Я. Шпикаловой и др., где декоративно-прикладное искусство рассматривается как одно из действенных средств эстетического и нравственного воспитания.

Проблему развития творческих способностей учащихся в процессе изучения декоративно-прикладного искусства в своих диссертационных исследованиях рассматривают И.Л. Левин, О.С. Нечаев, В.У. Плюхина, Л.В. Резанов, С.Г. Соколова, Н.М. Сокольникова и др.

Ярким и неповторимым явлением русской культуры является такой вид художественного ремесла, как бисероплетение. Богатые традиции российской культуры, мода на бисер в настоящее время, доступность и привлекательность материала, сравнительно простая технология изготовления, быстрота получения изделия - все это предпосылки для эффективного использования бисероплетения при обучении школьников художественной обработке материалов (в образовательной области «Технология» или в системе дополнительном образования).

В ходе теоретического анализа выявлены противоречия между: -потребностью общества в творческих, инициативных работниках и реальным состоянием готовности выпускников школ к осуществлению творческой деятельности;

-накопленной богатой эмпирической базой обучения художественной обработки материалов (бисероплетение) и недостаточной разработкой содержательного и процессуального компонентов обучения.

Разрешение этих противоречий требует дальнейшего исследования проблемы: какова должна быть система обучения школьников художественной обработке материалов, содействующая развитию творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» в системе общего и дополнительного образования?

Теоретическая и практическая значимость выдвинутой проблемы определили выбор темы исследования: «Дидактическая система обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» (на примере бисероплетения)».

Цель исследования: - теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация дидактической системы развития художественного творчества школьников в процессе обучения их художественной обработке материалов (на примере бисероплетения) в образовательной области «Технология» в школе и системе дополнительного образования.

Объект исследования — содержание и процесс обучения учащихся 5-7 классов в образовательной области «Технология» в системе общего и дополнительного образования.

Предмет исследования -система обучения школьников художественной обработке материалов (бисероплетению) на занятиях в образовательной области «Технология»в школе и учреждениях дополнительного образования.

В основу исследования положена следующая гипотеза: при обучении школьников художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» и дополнительном образовании (на примере бисероплетения) развитие художественного творчества будет эффективным, если

- учтены исторические предпосылки и выявлены новые социально-экономические и социокультурные особенности использования бисероплетения в учебно-воспитательном процессе;

- спроектирована дидактическая система, раскрывающая основные характеристики при обучении бисероплетению, как совокупность структурных компонентов: целевого, содержательного, процессуально-управленческого, диагностического и оценочно-результативного, которая осуществляет развитие художественного творчества учащихся;

- разработан учебно-методический комплекс обучения школьников художественной обработке материалов (бисероплетению), включающий учебную программу, методические рекомендации для проведения занятий, индивидуальные и групповые творческие задания с использованием современных информационных технологий;

- проведено опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной дидактической системы и учебно-методического комплекса при обучении бисероплетению.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. Выявить исторические, социально-экономические и социокультурные предпосылки изучения бисероплетения в учебно-воспитательном процессе.

2. Спроектировать дидактическую систему процесса обучения школьников художественной обработке материалов.

3. Разработать учебно-методический комплекс технологии бисероплетения, предполагающий гибкость применения и воспроизводимость его в образовательных системах разного типа.

4. Осуществить экспериментальную проверку предложенной системы обучения и комплекса методического обеспечения художественной обработки материала.

Методологической основой исследования являются личностный (Якиманская И.С., В.А. Сластенин) и деятельностный (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) подходы, как конкретно-методологические принципы педагогических исследований; идеи гуманизации и демократизации образовательной системы России, концептуальные положения о формах, методах и средствах обучения, фундаментальные работы по дидактике (Ю.К. Бабанский, И .Я. Лернер, И.Ф. Харламов)

Теоретической основой исследования являются: гуманистическая направленность современного образования (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский и др.); положения о решающей роли деятельности в развитии личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б. Эльконин и др.), целостный подход к изучению и организации образовательных систем ведущих отечественных ученых дидактов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др), положения личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.И. Андреев, М.А. Викулина, Л.С. Выготский, И. С. Якиманская и др.), концептуальные основы образовательной области «Технология» (ГТ.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.), концепция развития дополнительного образования (В.А. Горский, А.Я. Журкина, С.А. Иванов и др.)

Методы исследования. Для достижения поставленных задач использовались: общенаучные методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической и методической литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта по проблеме технологической подготовки подростков; эмпирические исследования: наблюдение познавательной, репродуктивной и творческой деятельности учащихся на занятиях по технологии, изучение продуктов деятельности учащихся и материалов экспозиционно-выставочной деятельности; фотографирование; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ его результатов, методики математической статистики по обработке экспериментальных данных.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2001-2002") анализировалась философская, научно-педагогическая и методическая литература, уточнялся понятийный аппарат, определялась степень разработанности исследуемой проблемы и общих подходов к ее решению, определялась рабочая гипотеза.

На втором этапе (2002-2003) разрабатывалась модель дидактической системы, раскрывающая основные характеристики процесса обучения школьников художественной обработке материалов на занятиях по технологии и учреждении дополнительного образования, был разработан вариант учебно-методического комплекса занятий по бисероплетению для учащихся 5-7 классов с использованием новых информационных технологий.

На третьем этапе (2003-2004) корректировалась программа и методика проведения занятий по бисероплетению, издана авторская программа курса «Бисероплетение», осуществлялся эксперимент по определению уровня творческой деятельности учащихся в школе и учреждении дополнительного образования, статистически обрабатывались результаты эксперимента, оформлялись результаты диссертационного исследования.

База опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней школе №5 г. Чкаловска, в Доме творчества юных «Надежда» г. Чкаловска (Нижегородская область), в Областном центре трудовой подготовки школьников (г. Нижнего Новгорода). Экспериментальным исследованием было охвачено 104 учащихся 5-7 класса.80

Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная совокупность теоретических положений и выводов содержит решение значимой научной задачи развития художественного творчества школьников при обучении художественной обработке материалов, на занятиях в образовательной области «Технология», а именно:

• на основе историко-аналитического подхода, выявившего исторические корни и новые социально-экономические и социокультурные особенности введения бисероплетения в учебно-воспитательный процесс, обоснован подход использования этого вида деятельности с целью развития творческих способностей учащихся;

• спроектирована дидактическая система, способствующая развитию художественного творчества школьников, при обучении художественной обработке материалов в учреждениях разного типа, обоснованы взаимосвязь и содержание структурных элементов

• разработан и реализован дидактический механизм целенаправленной регуляции учебной деятельности при обучении бисероплетению.

Теоретическая значимость исследования определяется выявленными историческими, социально-экономическими и социокультурными предпосылками возрождения бисероплетения в учебно-воспитательном процессе в учреждениях разного типа с целью развития творческих способностей учащихся.

Сконструирована дидактическая система, способствующая развитию художественного творчества школьников при обучении художественной обработке материалов в процессе изучения технологии работы с бисером, а также обоснованы ее типологические характеристики и принципы построения, выявлена взаимосвязь структурных и функциональных компонентов, раскрыты особенности ее функционирования в условиях преподавания образовательной области «Технология» в школе и системе дополнительного образования, с использованием современных информационных технологий.

Предложены научно-педагогические рекомендации о формах, методах и средствах обучения художественной обработки материалов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что освещение исторических, философских, психолого-педагогических, содержательных и процессуальных аспектов обучения школьников художественной обработке материалов позволяет определить конкретные пути, методы реформирования, совершенствования процесса обучения в системе общеобразовательной школы и дополнительного образования.

Методически оснащенный процесс обучения бисероплетению обеспечивает создание эффективной технологической подготовки подростков.

Предлагаемый авторский вариант программы бисероплетения может способствовать в выборе учителем собственной модели преподавания образовательной области «Технология».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития образования и производства»: (Н.Новгород: ВГИГТА, 2003), на Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н.Новгород: ВГИПА, 2004), на межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н.Новгород, Нижегородский филиал университета РАО, 2004 г.), на X Международной конференции по технологическому образованию школьников «Технологическое развитие в условиях модернизации образования» (г. Москва, МИОО, 2004), на IX Нижегородской сессии молодых ученых «Голубая Ока» (гуманитарные науки) (г. Дзержинск, 2004 г.), на которой автор удостоен диплома первой степени за лучший доклад, на Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные стратегии и научно-методические аспекты образовательной области «Технология» (г. Тольятти, 2004).

Разработанный учебно-методический комплекс внедрен в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования г. Чкаловска (Центр народных ремесел), г. Нижнего Новгорода (Центр «Досуг»).

Обоснование и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений педагогического исследования основным положениям дидактики и методики обучения, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным задачам, всесторонним анализом и обработкой экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Исторический анализ становления и развития бисероплетения и новых социально-экономических и социокультурных особенностей, позволяют определить возрождение бисероплетения, как фактора развития художественного творчества школьников при обучении художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» и системе дополнительного образования.

2. Авторская модель дидактической системы развития художественного творчества школьников на занятиях технологии в системе общего и дополнительного образования, представляют собой полиструктурное и полифункциональное единство и механизм взаимодействия инвариантных компонентов, среди которых в качестве основных выделеныследующие компоненты: целевой (цели и задачи дидактической системы), содержательный (система знаний, умений и навыков по художественной обработке материалов, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности), процессуально-управленческий (формы деятельности, методы, средства, используемые в процессе развития художественного творчества школьников), результативный (характеристика результатов применения дидактической системы), каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

3. Дидактический комплекс целенаправленной регуляции учебно-воспитательной деятельности учащихся включает комплект методического обеспечения, программу, творческие индивидуальные и групповые задания, компьютерные программы, диагностические материалы; и является инструментом активизации и направлен на развитие художественного творчества при обучении школьников художественной обработке материалов.

4. Результаты практической реализации разработанной дидактической системы, подтверждают возможность использования бисероплетения для развития художественного творчества школьников с использованием современных информационных технологий.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по первой главе

1. Выявлены исторические, социально-экономические и социокультурные предпосылки использования бисероплетения как фактора развития художественного творчества школьников в образовательной области «Технология» в разделе «Художественная обработка материалов» с учащимися 5-7 классов и дальнейшем совершенствованием этого мастерства в системе учреждений дополнительного образования. В связи с этим нами предлагается расширить примерный перечень видов деятельности школьников в разделе «Художественная обработка материалов» обязательного минимума содержания образовательной области «Технология» и дополнить его бисероплетением.

2. Уточнено понятие «художественное творчество школьников» в образовательной области «Технология». Под художественным творчеством школьников в образовательной области «Технология» мы понимаем выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме, проявляющиеся в разных видах деятельности (декоративное ткачество, бисероплетение, вязание, макраме, художественная вышивка, резьба по дереву, бересте и кости, фасонное точение и фрезерование, выжигание, тиснение, художественную чеканку, художественно-прикладные работы с кожей, камнем, глиной и другими природными материалами, изготовление мягкой игрушки, искусственных цветов, фитодизайна и т.д.)

3. Ознакомление с теорией моделирования позволило определить следующие принципы педагогического моделирования: системности, прогностичности, универсальности, программированного управления, предпроектного педагогического моделирования

4. На основе анализа и систематизации предшествующего опыта подготовки школьника в образовательной области «Технология», современных требований к личности, педагогических принципов разработана модель дидактической системы обучения школьников художественной обработке материалов в образовательной области «Технология» в системе общего и дополнительного образования, представляющая собой полиструктурное и полифункциональное единство, и механизм взаимодействия инвариантных компонентов, среди которых в качестве основных выделены целевой (цели и задачи дидактической системы), содержательный (система знаний, умений и навыков по художественной обработке материалов, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности), процессуально-управленческий (формы деятельности, методы, средства, используемые в процессе развития художественного творчества школьников), результативный (характеристика результатов применения дидактической системы) компоненты, каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ)

2.1 Возрастные особенности обучения школьников художественной обработке материалов (5-7 класс)

Выяснив концептуальные идеи проблематики творчества и художественного творчества как вида духовной деятельности подростка, мы переходим к рассмотрению возрастного аспекта, так как знание психолого-педагогических особенностей личности подростка необходимо для создания оптимальных педагогических условий и целенаправленного развития способностей подростка к художественному творчеству. Прежде всего, опираясь на определение И.П. Подласого [159, с. 100] установим, что «возрастными особенностями называют характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества».

Развитие человека несет на себе печать возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в учебно-воспитательном процессе. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Я.А. Коменский в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж-Ж. Руссо, а затем JI.H. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать его природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание [196, с.97-98].

Проанализируем развитие и воспитание учащихся подросткового возраста, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности, в-третьих, на особенностях их поведения.

Поскольку раздел «Художественная обработка материалов» по программе «Технология» изучается в 5-7 классах, этот период соответствует началу подросткового возраста.

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. Как утверждает С.А. Гапонова [51, с.74], именно в этот период наблюдается усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, причем соответствующие психологические и личностные процессы развития подростка совершаются не плавно, а очень сложно и противоречиво.

Подросток в одно и то же время и ребенок, и взрослый, а точнее сказать - это уже не ребенок, но в то же время еще и не взрослый (рис.1).

Рис. 1. Социальное положение подросткового возраста Это период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости, по К. Левину [213, с.74] - «смена групповой принадлежности». Неопределенность социальной позиции наглядно представлена даже в двойственном обращении к подростку: «ты - вы».

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка -половым созреванием. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, I*- стимулирующие работу, большинства других эндокринных желез.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка. Это сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга.

Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может ^ часами танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный промежуток времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность.

Необходимо отметить, что в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным [51, 143, 211, 73]. В эмоциональной сфере «обращенность вовнутрь» проявляется в том, что захваченность собственными эмоциональными состояниями становится характерной для

Нг подростка. Наступает период неконтролируемых эмоций, возникают беспричинные эмоциональные вспышки. «Обращенность вовне» проявляется в повышенном интересе к другому человеку, в стремлении к близкому общению. В подростковом возрасте центром эмоциональной жизни становятся отношения со сверстниками, а нормативные требования адресуются взрослым.

Примечательно, что школьник вынужден постоянно приспосабливаться I*. к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме переживая «гормональную бурю».

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа теряет детскую чистоту, излишний вес или худоба — все * расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости и даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков сменяются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить понимание и тактичность.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. У подростков наблюдается большой прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. В то же время нередко запоминание носит механический характер, школьники еще не умеют пользоваться рациональными приемами запоминания: сравнением нового со старым, опорой на наглядность, составлением плана, членением текста на смысловые единицы, выделением основных мыслей.

В отличие от младших школьников, подростки уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении самостоятельных заданий.

Замечательным достоинством данного возраста является особая расположенность подростков к выполнению некоторых самостоятельных заданий и практических работ. Подростковая самостоятельная работа часто выявляется в разнообразных увлечениях в системе дополнительного образования. Увлечения - сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» - характерны для подросткового возраста. [73, с.150-151]. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым и удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие.

Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические (по классификации А.Е. Личко [111]). Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию - истории, музыке, рисованию, декоративно-прикладному искусству, разведению цветов и т.д. Это наиболее ценные с точки зрения ребенка увлечения. Такое увлечение, обычно разделяемое с кем-нибудь, становится характернейшей особенностью проведения досуга.

На занятиях по интересам подростки приобщаются к другим сферам жизни. В отличие от старших школьников, они еще не оценивают своих способностей и склонностей, не связывают свои увлечения с какими-нибудь дальнейшими намерениями. Во многих случаях занятия привлекают их прежде всего как новая область деятельности с ее необычным коллективом и праздничной атмосферой.

Учащиеся средних классов уже могут систематически участвовать в самых различных кружках, секциях, студиях. Их пробудившаяся энергия как бы толкает подростков к новым делам, и чаще всего они сами предлагают свое время и силы. Их легко и увлечь, уговорить - обращение к ним с предложением вступить в кружок падает на очень благодатную почву. Если в школе объявляют об организации каких-нибудь кружков, куда принимают учащихся V-VII классов, то можно не сомневаться, что они будут заполнены. Отзывчивость на окружающее выступает именно в стремлении, склонности применить свои силы. И редко дети 11-13 лет ограничиваются чем-нибудь одним. Исследования Ю.У. Фохт-Бабушкина, Е.В. Квятковского [75, с. 143] доказывают, что только на протяжении одного учебного года происходит существенное расширение круга занятий. У подростков в 10-14 лет возникает тяга к литературному, собственно поэтическому творчеству, к техническим, исполнительским видам занятий: декоративно-прикладному искусству, художественно-трудовой деятельности (вышивка, бисероплетение, резьба по дереву и т.д.). Стремление сразу же действовать по нескольким направлениям особенно заметно там, где имеется достаточный выбор внеклассных дел. Показательны в этом отношении школы, расположенные вблизи Домов творчества школьников, Центров народных ремесел с их многочисленными разнообразными кружками. В таких школах подростки посещают не один, а два, три, четыре кружка. Еще одна характерная черта этого возраста, как показывают исследования, характер массового увлечения наблюдается у 70-80% подростков [75, с.79].

Таким образом, общая активность, готовность участвовать в самых различных видах деятельности и большие психические возможности для этого ярко проявляются у подростков. Им становятся доступны многие дела, подобные тем, которыми занимаются старшие, и они чрезвычайно охотно устремляются к этим новым для них формам жизнедеятельности. Активность подростков выводит их за пределы семьи, двора, класса. Они склонны как можно шире, полнее применить свои силы.

2.2 Структура и содержание занятий по бисероплетению

Сегодня школа и учреждения дополнительного образования - партнеры в ^ образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах, и в учреждениях дополнительного образования складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие современным запросам общества, семьи, детей, конкретного социума.

Опыт последних лет выявил негативные тенденции, а именно - утрату многими школами воспитательной функции, ограничение сферы ^ воспитательного влияния школ на детей в основном учебной (урочной) деятельностью. Во многих школах разрушена создававшаяся десятилетиями внеурочная система воспитания», - утверждают В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова [87, с.56].

С начала 90-х годов XX в. в системе внешкольного воспитания также произошли изменения, неоднозначные по своей направленности и результативности. р. В современных условиях необходимость взаимодействия двух типов государственных образовательных учреждений обусловлена потребностью в усилении внимания к вопросам воспитания детей, а для этого — в обогащении воспитательных систем каждого субъекта.

Образовательная область «Технология» обеспечивает в системе общего и дополнительного образования формирование у школьников технологической компетентности, что связано с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, подготовке к решению практических задач.

На основе анализа исторических, социально-экономических и социокультурных факторов, рассмотренных в п. 1.1 использование бисероплетения на занятиях по технологии в системе общего и дополнительного образования позволит обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- формирование знаний, умений и навыков и применение их в практической деятельности;

- разностороннее развитие творческих способностей школьников;

- готовность учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий;

- воспитание таких качеств личности как трудолюбие, усердие, терпение, аккуратность, самодисциплину.

Для решения этого комплекса задач нами была разработана авторская программа по бисероплению, включающая в себя:

- авторскую программу;

- учебно-тематический план;

- понятийно-терминологический словарь по бисероплетению;

- материалы, инструменты, приспособления, необходимые для работы с бисером;

- медицинские требования к проведению занятий по бисероплетению;

- порядок разработки изделий из бисера;

- критерии оценки готовых изделий из бисера;

- дизайнерскую компьютерную программу «Цвет и орнамент», служащую для развития цветовосприятия, чувства стиля, ритма;

- индивидуальные и групповые задания по бисероплетению;

- алгоритм расчета себестоимости готового изделия;

- блок заданий для проверки качества знаний, умений, навыков;

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аникова, Юлия Александровна, Нижний Новгород

1. Данная учебная программа может быть использована в любом учреждении дополнительного образования школьников или школьном кружке для учащихся 5-7 классов.

2. Для успешной работы учащихся необходимо оборудовать кабинет, отвечающий современным требованиям школьной гигиены, дизайна и т.д. Только в этом случае он окажет действенную помощь учителю и учащимся.

3. Помещение, отводимое для занятий кружка, должно быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с группой в 15 человек.

4. Большое значение надо придавать художественному оформлению помещения для занятий кружка, чтобы создать благоприятную атмосферу учебно-воспитательного процесса.

5. При выборе помещения необходимо помнить о большом зрительном напряжении, которое испытывают учащиеся, работая с бисером.

6. На окнах необходимы занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

7. Для успешной работы преподавателя в кабинетах рекомендуют организовывать кафедру-помост. Размером по длине доски. Под помостом можно хранить некоторые материалы и инструменты.

8. При оборудовании учебного помещения необходимо предусмотреть все нужные приспособления для использования технических средств обучениякомпьютера, проектора, принтера и т.д.). Розетки лучше поставить у стола учителя и на задней стене кабинета.

9. Обстановка такого кабинета способствует созданию благоприятного психолого педагогического климата и повышению работоспособности.

10. Перейдем к рассмотрению структуры занятия по художественной обработке материалов (на примере бисероплетения).