Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Тагильцева, Наталия Григорьевна
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Тагильцева, Наталия Григорьевна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Типы восприятия школьниками искусства.

1.2. Развитие эстетического восприятия искусства - главная задача художественного образования школьников.

Выводы по главе.

Глава 2. ВОСПИТАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ИСКУССТВА.

2.1. История вопроса воспитания самосознания детей в процессе восприятия искусства.

2.2. Психологические предпосылки воспитания самосознания младших школьников и младших подростков в процессе восприятия искусства.

Выводы по главе.

Глава 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ 1 МОДЕЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

ШКОЛЬНИКАМИ ИСКУССТВА.

3.1. Механизмы идентификации и обособления в восприятии детьми искусства и в развитии их самосознания.

3.2. Художественное общение в развитии самосознания школьников.

3.3. Ребенок младшего школьного и младшего подросткового возраста как субъект осознанного переживания искусства.

Выводы по главе.

Глава 4. МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ИСКУССТВА ПЕРВОКЛАССНИКАМИ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИХ САМОСОЗНАНИЯ.

4.1. Типы восприятия искусства первоклассниками при общении их с субъектами художественного произведения.

4.2. Исходный уровень воспитанности осознания первоклассниками своих переживаний в процессе восприятия искусства.

Выводы по главе.

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ИСКУСТВА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО

РАЗВИТИЮ САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

5.1. Педагогичесий процесс формирования эстетического восприятия школьниками искусства, способствующего развитию и их самосознания.

5.2. Методика формирования эстетического восприятия школьниками искусства.

5.3. Экспериментальное исследование формирования эстетического восприятия школьниками искусства, способствующего развитию их самосознания.

Выводы по главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников"

Актуальность проблемы исследования. Идеи гуманизации всех сфер бытия людей являются актуальными для столь сложного временного периода, который переживает сегодня современное российское общество. Общество претерпевает коренные экономические и социальные изменения, а эффективность преобразований в экономике и социальной жизни в первую очередь зависит от гуманистической ориентации всех этих преобразований, поскольку развитие общества является производным от развития человека (Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет и др.).

Гуманистические идеи, провозглашающие главной ценностью именно человека, самоактуализирующегося и гармонизирующего свои отношения с миром, прослеживаются и в современных педагогических концепциях. Их изучение и анализ приводят нас к выводу о том, что саморазвитие ребенка невозможно без сформированных у него представлений о себе и других людях. Вместе с тем, осознавая внешние и внутренние особенности других людей - их чувства, мысли, поступки и действия, ребенок усваивает определенные эталоны поведения в человеческом обществе.

Человек в разнообразии и полноте его проявлений в мире является «абсолютным эстетическим предметом» различных видов, жанров и направлений искусства (А.И. Буров). Воспитание особого способа его восприятия - «эстетического», способствует гуманистической направленности развития ребенка, поскольку дает ему более широкие возможности для получения знаний о другом человеке - авторе, герое и самом себе. Видение ребенком в процессе эстетического восприятия искусства другого человека, сопереживание ему, размышление о нем и общение с ним становится для ребенка фактором духовного развития личности.

Эстетическое восприятие искусства является проблемой, которая интересовала философов (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс) и психологов (Т. Липпс, В. Вундт) на протяжении многих веков. Пути решения этой проблемы обнаруживаются в работах философов (М.М. Бахтин, Г. Гадамер, М.К. Мамардашвили, X. Ортега-и-Гасет), эстетиков (А.И. Буров, А.Ф. Еремеев, Б.С. Мейлах, Е. Шимунек) и психологов (Э. Баллоу, Д. Берлайн, JI.C. Выготский, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон). Педагогические стороны проблемы раскрываются в работах по теории художественного воспитания детей (ЕЛ. Крупник, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова и др.) и работах, описывающих практику художественного воспитания (Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев, Р.Уигкин, Ю.Н. Усов и др.). Многие авторы, определяя подходы к решению проблемы эстетического восприятия ребенком искусства, так или иначе, касаются вопроса развития и воспитания его самосознания. Анализ их работ по эстетическому воспитанию детей позволил получить информацию о возрастных этапах и отдельных видах восприятия искусства, о факторах, способствующих развитию их самосознания в этом процессе. Так ими были:

- описана организация восприятия музыки школьниками как особого индивидуального вида социальной деятельности (Е.А. Бодина, Г.С. Тарасов);

- рассмотрены возрастные этапы формирования личностного отношения детей к произведению искусства (Д.А. Леонтьев);

- обоснована необходимость формирования личностного подхода при восприятии субъектами музыкального искусства (Л.Я. Дорфман, В.Г. Ражников);

- определены особенности восприятия литературных произведений и их влияние на развитие самосознания школьников (М.Н. Дудина, P.M. Рогова);

- выявлены возможности освоения детьми музыкального искусства через осознание своих переживаний и своего жизненного опыта (А.Н. Малюков, А.А. Пиличяускас).

Анализ литературы, педагогического опыта, а также состояния современного образовательного процесса школьников свидетельствуют о возрастании интереса исследователей и педагогов-практиков к вопросам личностного постижения ребенком произведений искусства и осознания им самого себя и другого человека в этом процессе. Однако этот же анализ показал и то, что в теории и практике обучения школьников не определен характер взаимосвязи между механизмами эстетического восприятия школьниками искусства и механизмами, способствующими развитию их самосознания, не выявлены возрастные особенности самосознания детей младшего школьного и младшего подросткового возраста и их соответствие тому или иному типу восприятия искусства, а также не раскрыты содержательные компоненты структуры педагогического процесса, нацеленного на развитие эстетического восприятия школьниками искусства и их самосознания.

Потребность в научном обосновании, теоретическом и практическом исследовании возможностей искусства в воспитании самосознания школьников вытекает из противоречий между:

- уровнем теоретических исследований проблемы становления и развития самосознания детей в психологии и уровнем изученности данной проблемы в теории и практике художественного воспитания школьников;

- потенциальными возможностями искусства, влияющими на развитие личности школьника, и отсутствием теорий, раскрывающих влияние эстетического восприятия школьниками искусства на развитие их самосознания;

- потенциальными возможностями искусства, влияющими на формирование знаний ребенка о себе и другом человеке, и недостаточной их реализацией в теории и практике школьного обучения;

- уровнем разработанности теории возрастных особенностей развития самосознания школьников в психологии и отсутствием в педагогической практике ориентации на данные особенности при организации учителем восприятия школьниками искусства.

Изучение, анализ и обобщение научных идей и концепций, а также выявленные противоречия, позволили сформулировать тему исследования: «Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников» и цель - разработать, обосновать педагогическую модель эстетического восприятия искусства, способствующего развитию и воспитанию самосознания учащихся и апробировать ее в практике художественного воспитания общеобразовательной школы.

Объект исследования - художественное воспитание школьников.

Предмет исследования - процесс формирования эстетического восприятия школьниками разных видов искусства на уроках и во внеурочное время.

Гипотеза исследования заключается в том, что эстетическое восприятие школьниками искусства явится фактором воспитания их самосознания если:

- реализована гуманистическая направленность процессов обучения и воспитания школьников, при которой главным предметом искусства для школьников становится человек в его отношении к миру;

- самосознание исследовано не только как философское и психологическое понятие, но и как понятие художественной педагогики;

- процесс формирования эстетического восприятия искусства включает организацию педагогом художественного общения школьника с другим человеком и самим собою;

- установлены аналогии между типами восприятия школьниками искусства и психологическими особенностями их самосознания;

- в практике художественного воспитания школьников будет учитываться адекватность действия механизмов идентификации и обособления как в процессе эстетического восприятия ими искусства, так и в процессе воспитания и развития их самосознания.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы, позволяющий определить основные типы восприятия детьми различных видов искусства.

2. Определить особенности развития и воспитания самосознания школьников в зависимости от основных типов восприятия ими искусства.

3. Выявить механизмы, воздействующие на формирование эстетического восприятия школьниками искусства и развитие их самосознания.

4. Разработать теоретические основания педагогической модели эстетического восприятия, способствующего развитию и воспитанию самосознания школьников.

5. Раскрыть содержательные компоненты процесса внедрения теоретических оснований педагогической модели на практике.

6. Произвести апробацию педагогической модели эстетического восприятия искусства в практике художественного воспитания школьников.

Методологической базой исследования явились идеи философов о направленности развития самосознания человека «от другого - к себе» (К. Маркс), эстетические теории о воплощении самосознания человека в его художественной деятельности (Г. Гегель), положения теории взаимодействия читателя, героев и автора в процессе восприятия литературного произведения (М.М. Бахтин), когнитивная теория эгоцентризма и децентризма детского мышления, речи и восприятия мира (Ж. Пиаже), идеи гуманизации обучения и воспитания школьников (Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский).

Методы исследования определялись его целью, необходимостью решения теоретических и практических задач. Этими методами являлись: - теоретический анализ философской, психологической, эстетической и педагогической литературы, позволяющий определить подходы к решению проблемы воспитания самосознания в процессе восприятия искусства;

- моделирование теоретических оснований эстетического восприятия способствующего развитию и воспитанию самосознания школьников, а также педагогического процесса реализующего данные основания на практике;

- беседа, интервью и анализ творческих работ школьников, применяемые на констатирующем, промежуточном и итоговом этапах экспериментальной работы;

- опытно-экспериментальная работа в общеобразовательных школах.

База исследования. Исследование проводилось в Уральском государственном педагогическом университете, Пермском государственном институте искусства и культуры, Тюменском государственном институте искусств и культуры, Институте художественного образования Самарского государственного педагогического университета, Башкирском государственном педагогическом университете (г. Уфа), в филиалах Уральского государственного педагогического университета в городе Серове

Свердловской области и городе Якутске, в педагогических колледжах города Екатеринбурга и Тюмени; в школах городов Екатеринбурга, Тюмени, Перми, Новоуральска, Краснотурьинска, Лесного, поселков Исетъ и Бисерть Свердловской области. Материалы исследования введены в практику преподавания музыкально-педагогических дисциплин Екатеринбургского института регионального развития образования, Тюменского областного государственного института развития регионального образования, Ханты-Мансийского окружного института повышения квалификации и развития регионального образования.

Этапы исследования. Работа над диссертацией осуществлялась в три этапа.

На первом этапе (1989 - 1992 гт.) анализировалась и обобщалась литература по проблеме исследования, осуществлялись поиски ее методологических оснований, определялись теоретические подходы к решению проблемы,, изучался конкретный педагогический опыт формирования эстетического восприятия школьниками искусства, разрабатывалась основная концепция исследования.

На втором этапе (1993 - 1995 гг.) определялись и уточнялись теоретические основания педагогической модели эстетического восприятия школьниками искусства, способствующего развитию их самосознания, производилось проектирование педагогического процесса и внедрение этого проекта в практику обучения школьников. На данном этапе осуществлялась разработка программы формирования эстетического восприятия школьниками искусства, программ специализированного курса для студентов педагогических вузов, производился поиск методик формирования эстетического восприятия школьниками искусства, способствующего развитию их самосознания.

На третьем этапе (1996 - 2001 гг.) осуществлялась экспериментальная работа в школах, в системе дополнительного образования школьников, в педагогических вузах и колледжах, производились анализ и обобщение данных экспериментального исследования, осуществлялись апробация и внедрение основных положений исследования в практику работы общеобразовательных школ, педагогических вузов, колледжей и институтов регионального развития образования.

Достоверность результатов исследования обусловлена:

- выявленными в ходе его проведения исходными методологическими позициями, реализуемыми комплексными исследовательскими программами Института художественного образования РАО;

- адекватностью тенденций и подходов к изучению проблемы в данном исследовании исследованиям других авторов;

- системным характером исследования, включающего теоретический и практический аспекты решения выделенной проблемы;

- сходством применяемых методов с методами, использованными в других исследованиях;

- многолетней работой диссертанта в школе и педагогическом вузе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обосновании общности механизмов эстетического восприятия искусства и развития самосознания детей, что позволяет провести параллели между наивно-реалистическим, интуитивно-эстетическим, интуитивно-художественным и художественным типами восприятия школьниками искусства и особенностями их эгоцентрического и децентрического самосознания.

Установлено, что процесс эстетического восприятия искусства представляет определенную вертикаль, где последовательно представлены его основные типы: от наивно-реалистического, интуитивно-эстетического и интуитивно-художественного до художественного. Аналогично этой вертикали выстраивается и вертикаль изменения самосознания школьников: от эгоцентрического, эгоцентрического с элементами анимизма и децентрического с элементами эгоцентризма до единства в нем элементов эгоцентризма и децентрации.

Эстетическое восприятие искусства способствует активному общению школьников с другими людьми: сначала с героем художественного произведения, а затем с его автором. Включение действия механизмов идентификации с другим человеком (героем, автором) и обособление от него в процессе художественного общения позволяют ребенку осознавать и понимать другого человека и самого себя.

Формирование эстетического восприятия школьниками искусства, в процессе которого происходят восприятие, осознание и понимание ребенком другого человека, идентификация с ним и обособление от него, стимулирует развитие детского самосознания.

Практическая значимость исследования. Основные идеет исследования воплощены в учебных программах для младших школьников и разработках фрагментов уроков музыки для учащихся пятых-шестых классов образовательной школы. Материалы исследования легли в основу специализированного курса по методике музыкального воспитания, а также курсов «Методика музыкального воспитания», «Теория музыкального образования» для студентов педагогических вузов. По материалам исследования были разработаны авторские семинары, которые проводились для учителей музыки, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования и внедрения их в практику отражены в двух монографиях, научных статьях, тезисах, учебном пособии для студентов и методическом пособии для учителей музыки, методических рекомендациях, учебных книгах для школьников. Основные положения диссертационного исследования изложены автором в докладах на международных и всероссийских конференциях. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании лаборатории теоретических основ социологии и психологии художественного образования Института художественного образования РАО. Материалы исследования использованы в качестве исходных теоретических положений трех кандидатских диссертаций, выполненных под научным руководством автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Возрастной особенностью самосознания младших школьников является эгоцентризм, обнаруживающийся в процессе восприятия и познания детьми мира и самих себя. Эта особенность самосознания проявляется и в восприятии детьми искусства. В наивно-реалистическом и интуитивно-эстетическом восприятии детьми искусства обнаруживается распространение ребенком самого себя на ситуацию художественного произведения, на его героев и автора, что является показателем эгоцентризма детского самосознания.

2. При интуитивно-художественном и художественном восприятии школьниками искусства помимо эгоцентризма в самосознании детей проявляются и черты децентрации. Ребенок не только распространяет самого себя на художественное произведение, но и обособляется от него, принимая во внимание позиции других людей: героев художественного произведения, автора - и самого себя.

3. Включение учителем механизмов идентификации и обособления, действие которых обнаруживается в развитии самосознания и в художественной деятельности людей, позволяет школьнику входить в мир художественного произведения, идентифицируясь с его героями, и отстраняться от них посредством встречи с автором, выходя за пределы художественного произведения на встречу с собою.

4. Педагогическая модель эстетического восприятия школьниками искусства, способствующего развитию и воспитанию их самосознания, базируется на теоретических положениях:

- о последовательном протекании всех типов восприятия искусства, в каждом из которых проявляются определенные черты развития детского самосознания;

- о взаимосвязи механизмов идентификации и обособления, действие которых обнаруживается как в процессе восприятия школьниками искусства, так и в процессе развития их самосознания;

- о выделении ребенком в процессе того или иного типа восприятия искусства определенного субъекта художественного общения: героя, автора произведения и самого себя.

ГЛ ABA 1. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по главе

1. Проектируемый педагогический процесс эстетического восприятия школьниками искусства, способствующего развитию их самосознания, нацелен на позитивные изменения в личности учащихся младших классов и учащихся младшего подросткового возраста, поскольку его результатом должны были стать: а) сформированность эстетического восприятия школьниками искусства; б) воспитание их самосознания.

2. В качестве основных принципов данного педагогического процесса были выделены:

- принцип гуманизации;

- принцип природосообразности;

- принцип культуросообразности.

3. Основными элементами содержания проектируемого педагогического процесса являются знания и представления (о том, что главным предметом искусства является человек в многообразии его отношения к миру), умения (определять в художественном произведении по интонации его субъектов, сравнивать их с собою, принимать их роль), навыки (выражения себя и другого человека в цвете, звуке, жесте и слове в художественном продукте).

4. Методами проектируемого педагогического процесса являются одухотворение или персонализация произведения искусства, моделирование художественно-творческого процесса, проживание искусства, диалог.

5. Средствами, проектируемого педагогического процесса являются индивидуальные дневники по искусству.

6. Реализация проектируемой целостной педагогической модели развития самосознания школьников в процессе восприятия искусства на практике возможна при следующих педагогических условиях:

- особого доверительного отношения между учителем и учениками;

- создания на уроках атмосферы радостного переживания детьми искусства.

7. Методическим основанием работы по формированию эстетического восприятия искусства и самосознания школьников является тезис о том, что в любом произведении искусства главным предметом является человек в его отношении к миру. Поэтому выявление определенного субъекта художественного произведения, наблюдение за ним, общение с ним способствует как эстетическому освоению ребенком искусства, так и развитию его самосознания.

8. Субъектами художественного общения детей младшего школьного возраста могут быть:

- герой или персонаж произведения;

- автор, как герой произведения;

- автор, как создатель произведения.

9. Субъектами художественного общения детей младшего подросткового возраста могут быть:

- герой или персонаж произведения;

- автор, как герой произведения;

- автор, как создатель произведения;

- автор, как реально существующий человек, отличный в своем видении мира от других людей и схожий с ними в своем отношении к миру.

10. Приемами, дополняющими методы формирования эстетического восприятия детьми искусства (одухотворение или персонализация произведения искусства, моделирование художественно-творческого процесса, проживание искусства, диалог) являются:

- наблюдение за собственными внешними данными, действиями и переживаниями в процессе восприятия искусства и творчества, а также наблюдение за внешними данными, действиями и переживаниями субъектов искусства;

- выполнение детьми различных творческих работ, нацеленных на осознание ребенком как самого себя, так и другого человека;

- сопоставление собственных творческих работ и творческих работ других людей.

11. Результаты проведения констатирующего, промежуточного и итогового среза, а также опытно-экспериментальной работы позволяют сделать выводы относительно того, что в целом наиболее характерным типом восприятия искусства у первоклассников является наивно-реалистический и интуитивно-эстетический типы, в которых наиболее ярко проявляется эгоцентризм их восприятия, познания мира, мышления речи и самосознания.

12. К концу третьего класса у детей начинает формироваться реалистическое восприятие мира и искусства, которое у части учащихся остается доминантным вплоть до окончания школы. К сожалению, опираясь на представляемые в процессе обучения эталоны правильного восприятия, которые базируются на научной картине мире, они проявляют такой же подход и к восприятию художественных произведений. В связи с этим, их самосознание становится децентрическим, а восприятие искусства внеэстетическим.

13. Эгоцентрическое самосознание младших школьников при наивно-реалистическом и интуитивно-эстетическом типах восприятия искусства являются более предпочтительными для формирования эстетического восприятия искусства, чем децентрическое самосознание е внеэстетическим типом восприятие искусства у школьников третьих-шестых классов.

14. Взаимодействие и общение школьников с субъектами искусства - героем произведения, автором, а также обращение к самому себе в процессе восприятия произведений искусства позволяет детям осуществить переход с наивно-реалистического и внеэстетического восприятия ими искусства к художественному.

15. Для первоклассников обращение к самому себе в процессе восприятия искусства и после него не является характерным, по-видимому, в связи с преимущественно экстравертным характером восприятия ими мира.

16. Учащиеся третьих-шестых контрольных классов, также не проявляют особого интереса к собственному «Я» в процессе восприятия ими искусства, хотя, как указывается психологами, младший подростковый возраст является началом активного развития интереса школьников к познанию самого себя.

17. Учащиеся третьих-шестых экспериментальных классов обращаются к самим себе в процессе восприятия художественных произведений и выявляют те изменения, которое внесли в их настроения и переживания художественные произведения. Однако и в их восприятии искусства обнаруживаются черты эгоцентрического самосознания, что подтверждает наши предположения о том, что элементы наивно-реалистического восприятия искусства и эгоцентрического самосознания могут проявляться не только у дошкольников и младших школьников, но и у учащихся старшего возраста. Наивный реализм восприятия искусства, как и эгоцентризм самосознания, являются необходимым элементом или первой ступенью эстетического восприятия искусства человеком.

18. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтверждает наши предположения относительно того, что формирование эстетического восприятия школьниками искусства способствует развитию и воспитанию их самосознания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило установить причинно-следственную связь таких понятий, как «эстетическое восприятие искусства» и «самосознание». В частности выяснилось, что эстетическое восприятие искусства, отличающееся эмоциональностью одухотворением, «очеловечиванием» воспринятого объекта, осознанием диалектики образного и реального и интерпретацией личности автора, способствует развитию самосознания школьников от его эгоцентризма до децентрации.

В двух формах художественной деятельности - в восприятии произведения искусства и его создании - самосознание человека проявляется то в воплощении автором самого себя в художественном произведении, то в необходимом видении субъектом восприятия искусства самого себя и другого человека, в отделении себя от других и в осознании собственной индивидуальности и индивидуальности других людей.

Представленная в исследовании педагогическая модель эстетического восприятия искусства, способствующего воспитанию самосознания школьников, нацелена на воспитание личности школьника сообразно его природе и природе уникального предмета духовной деятельности человека - искусства, в процессе многовекового развития которого человечество «осуществляет эксперимент по узнаванию самого себя» (П.В. Симонов).

Существенные положения диссертационного исследования формулируются в следующих выводах:

1. Основными типами восприятия школьниками искусства являются внеэстетический, при котором искусство понимается ими как точная копия жизни или, наоборот, как не имеющее ничего общего с ней, и эстетический, при котором искусство понимается ими как художественно-образное отражение жизни автором. Процесс эстетического восприятия школьниками искусства представляет единую структуру, включающую последовательно его типы - от наивно-реалистического через интуитивно-эстетический и интуитивно-художественный до художественного.

2. Возрастными особенностями развития самосознания младших школьников является эгоцентризм как распространение ребенком своего «Я» на окружающий мир. Эгоцентризм самосознания детей проявляется в наивно-реалистическом и интуитивно-эстетическом восприятия ими мира и искусства. Децентрация восприятия, мышления, речи и самосознания детей как принятие точки зрения других людей и отделение себя от них проявляется в интуитивно-художественном и художественном типе восприятия школьниками искусства. Децентрация самосознания детей, развиваемая в процессе обучения ребенка в школе и накопления определенного жизненного опыта, не «гарантирует» формирование эстетического способа восприятия ими искусства. Восприятие детьми искусства, основанное на научных и обыденных способах познания ими мира, является внеэстетическим.

3. В формировании эстетического восприятия школьниками искусства и в развитии их самосознания обнаруживается действие двух основных механизмов - идентификации и обособления. В воспитании самосознания школьников от эгоцентризма до децентрации и формировании эстетического восприятия искусства необходимо диалектическое взаимодействие механизмов идентификации как уподобления другому человеку: герою, автору - и обособления от них.

4. В процесс художественного общения школьников при наивно-реалистическом восприятии ими искусства включается герой художественного произведения, на которого ребенком распространяется свое собственное «Я». При интуитивно-эстетическом восприятии искусства в восприятие включается герой, который принимается детьми как равный, так и неравный им. При интуитивно-художественном восприятии школьниками искусства в восприятие включается автор, который обособляет ребенка от героев художественного произведения как реальных людей. При художественном восприятии школьниками искусства в восприятие включается автор в разнообразии его отношений к миру.

5. Теоретические основания педагогической модели эстетического восприятия, способствующего развитию самосознания школьников, представляются как:

- взаимосвязь типов эстетического восприятия школьниками искусства и возрастных особенностей развития их самосознания -эгоцентрического и децентрического;

- доминанта того или иного механизма (идентификации, обособления) или взаимосвязь этих механизмов;

- общение ребенка с определенным субъектом художественного произведения: героем, автором как героем, автором как реальным человеком и автором, образ которого воплощен им же в художественном произведении.

6. Компонентами структуры педагогического процесса, реализующего теоретические основания педагогической модели эстетического восприятия искусства, способствующего развитию самосознания школьников на практике, являются:

-принципы: гуманизации, природосообразности и культуросообразности;

- содержание: знания, умения и навыки, которые присваивались школьниками не в виде готовых форм, а в процессе творческого поиска закономерностей и условий существования искусства.

- методы: одухотворение или персонализация произведений искусства, моделирование художественно - творческого процесса, проживание искусства и диалог;

- средства: индивидуальные дневники учащихся по искусству;

- условия: доверительное отношение учителя и учеников на уроке, создание положительно окрашенной атмосферы урока, соответствующей воздействию искусства на человека.

7. Апробация разработанной педагогической модели в практике художественного воспитания учащихся первых-шестых классов, проходившая в различных регионах Российской Федерации, показала, что процесс эстетического восприятия искусства, представляющий вертикаль с последовательным протеканием его основных типов, от наивно-реалистического, интуитивно-эстетического и интуитивно-художественного до художественного способствует развитию самосознания школьников, от эгоцентрического, эгоцентрического с элементами анимизма и децентрического с элементами эгоцентризма до единства в нем элементов эгоцентризма и децентрации.

Проблема влияния эстетического способа восприятия искусства на развитие личности ребенка является перспективной для дальнейших педагогических исследований. Определенным теоретическим фундаментом в них могут выступать концептуальные основы, изложенные в данной работе. В педагогических исследованиях дальнейшее развитие могут получить такие аспекты проблемы, как выявление закономерностей влияния эстетического типа восприятия детьми искусства на их переживания, являющиеся предметом осознания самих себя; определение педагогических условий организации различных способов художественного общения, в процессе которого методических оснований подготовки будущих учителей к организации эстетического восприятия школьниками искусства, способствующего развитию их самосознания.

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Тагильцева, Наталия Григорьевна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.-112 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 672 с.

3. Авдеева Н.Н. Экспериментальное изучение ранних форм самосознания // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: Просвещение, 1979.- С.3-9.

4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.

5. Аверкина Е.И Рефлексия в освоении художественной культуры: Дис. . канд. филос. наук.- Самара, 1994. 192 с.

6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманистической педагогике. -М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. 496 с.

7. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия Академии педагогических наук РСФСР.- М., 1948. Вып. 18. - С. 102 - 124.

8. Аничкин С.А. Эстетическое воспитание младших школьников.-Свердловск: Средне Уральск, кн. изд., 1967. - 179 с.

9. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей // Дошкольное воспитание. 1958,- № 2. - С. 9-17.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособ. для ст-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

11. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. -1961.-№2. С. 36-46.

12. Базеян Г.А. О психологических особенностях художественного сознания // Вопросы психологии,- 2001. № 4.- С. 81-90.

13. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе. М.: Новая Москва, 1926. - С. 3-12.

14. Бакушинкий А.В. Художественное творчество и воспитание. — М.: Культура и просвещение, 1922. 67 с.

15. Басин Е.Я. Психология художественного творчества (Личностный подход). М.: Знание, 1985. - 64 с.

16. Бахтин В.В. Разглядеть человека в музыке // Просвещение: проблемы и перспективы. 1996.- № 4.- С. 7-15.

17. Бахтин М.М К философским основам гуманитарных наук // Собр.соч. : В 7т. Работы 1940-начала 1960-х годов.- М.: Русские словари, 1996.- Т.5. С.7-17.

18. Бахтин М.М. Человек в мире слова / Сост., предисл., примеч. О.Е. Осовского. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. - 140 с.

19. Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. / Екатеринбург, обл. ин-т развития регионального образования. — Екатеринбург, 1994. 339 с.

20. Бейдер Т.А., Горюнова Л.В., Критская Е.Д. Мы дружим с музыкой. Метод, реком. и хрестоматия доп. материала. Второй класс.- М.: НИИШ, 1989. Вып. 11-182 с.

21. Беленькая Л.И. Дети 10-11 лет как читатели художественной литературы (типологические особенности) // Социально-психологические проблемы чтения,- М.: ГБЛ., 1977,- Вып. 3.- С.83-97.

22. Белкин А. С. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: Техноология XXI века /Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2001. 108 с.

23. Беляева JI.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. - 126 с.

24. Бердяев Н.А. Самопознание. -М.: Просвещение, 1991.-446 с.

25. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с анг. / Обшая ред. и вступ. ст. к.п.н. В.Я.Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. - 421 с.

26. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание. -1981.-64 с.

27. Берхин Н.Б. Специфика искусства (Психологический аспект). М.: Знание. - 1984. - 64 с.

28. Благонадежина Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие // Вопросы психологии. 1968. - № 4. - С.96 -104.

29. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961 - 695 с.

30. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.

31. Бодалев А.А К проблеме социальной перцепции // Уч. записки ЛГУ № 352. Сер. психол. наук. Экспериментальная и прикладная психология.- Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1970. - вып. 2. - С.54-59.

32. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1992. -420 с.

33. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. иссл. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.

34. Бойко М.Н. Самосознание искусства самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX века. - М.: Наука, 1997. - 189 с

35. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. доп. -М.: Политиздат, 1988. 496 с.

36. Борзенков В.Г. Человек, наука, методология науки // Человек. -1995.-№.6.-С. 5-14.

37. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Роль рефлексии в развитии личности // Психологическое развитие младших школьников. М.: «Педагогика», 1990.-С. 145-159.

38. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии» РАН,- 1997. - 352 с.

39. Брауншвиг М. Искусство и дитя. Очерки эстетического воспитания (перевод с французского).- С-Петербург, 1908. 60 с.

40. Брехт Б. Об экспериментальном театре // Назвать вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской культуры XX века. М.: Прогресс, 1996.- С.331-344.

41. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: «Прогресс», 1977. - 412 с.

42. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 274 с.

43. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.

44. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2001. — 33с.

45. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: «Искусство», 1975. - 175с.

46. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -196 с.

47. Ведерникова Н.Е. К вопросу о психологии влияния искусства на самопознание личности // Труды Киргизского государственного университета. Серия педагогика и психология. Фрунзе, 1969,- Вып. 3. -С.59-66.

48. Ведерникова Н.Е. О некоторых особенностях развития самопознания школьников средствами искусства // Труды Киргизского государственного университета. Серия педагогика и психология. Фрунзе, 1969. - Вып. 3. - С. 67-76.

49. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания. 1896.- №2. - С.1-47.

50. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ в внешкольных занятий / Под ред. Г.П. Шевченко и Б.П. Юсова / Ворошиловград, 1990. - 175 с.

51. Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в структуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии: Дис. . канд. психол. наук. Л., 1987.-271 с.

52. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др. / -М.: Просвещение. 1979. - 288 с.

53. Возрастная психология. Курс лекций под ред. Н.Ф.Добрынина. -М.: Просвещение, 1965. 295 с.

54. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976. - 64 с.

55. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. М.: Знание, 1974. - 48 с.

56. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР. - 1955. - 214 с.

57. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. — М.: Лабиринт, 1999. -315 с.

58. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н.Леонтьева. -М.: Искусство, 1986. 573 с.

59. Выготский JI.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982.

60. Высочина Е.И. Образ художника в общественном сознании как научная проблема // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1982. - С. 166-180.

61. ГавриловаТ.П Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975.- №2.- С. 147-156.

62. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991— 367 с.

63. Гаузенштейн В. Опыт социологии изобразительного искусства. Пер. с нем. Е.В. Александровой. -М.: "Новая Москва", 1924. 80с.

64. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук: В 4 т.- М.: «Мысль», 1977. Т.З. - 471 с.

65. Гегель Г.В. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1973. Т.4. - 676с.

66. Гершензон И.О. Творческое самосознание / Сб. статей о русской интеллигенции 1909г./. Свердловск, УрГУ, 1991. 135 с.

67. Годсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Малое изд. предприятие «NB Магистр». - 1993. - 190 с.

68. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 171 с.

69. Губарев А.В. Из опыта изучения восприятия живописи в музее // Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. -С.298-306.

70. Гусейнов А.А. Что же мы такое? // Человек. 2001 .-№ 4. - С.5-19.

71. Даутова О.Б. Становление самосознания учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности: Дис. . канд пед наук. СПб, 1998. -280 с.

72. Дмитриева А. Зеркало. Предмет в жизни и искусстве // Искусство в школе . 2001. - № 1. - С.56-61.

73. Дмитриева А.Н. Опыт самопознания // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. М.: Наука, 1984. - С.6-50.

74. Днепров В. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления // Кризис буржуазной культуры и музыки. Сб. статей М.: Музыка, 1972. -Вып. 1.-С. 11-164.

75. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования. -М.: Смысл, 1997. 424 с.

76. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Мн.: Харвест, 1999. - 44 с.

77. Дубровина М.В. Самооценка в речи детей младшего школьного возраста: Дис. . канд. филолог, наук. -М., 1994. -205 с.

78. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. -Екатеринбург: «Наука», Уральское отделение, 1998. 312с.

79. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987. - 319 с.

80. Ершова А., Букатов В. Возвращение к таланту. Педагогам о социально-игровом стиле работы. Красноярск: АКМЭ, 1999. - 222 с.

81. Жуковская Р.И. Влияние стихотворений на преодоление молчаливости и замкнутости // Известия Академии педагогических наук РСФСР. М., 1948.- Вып. 8,- С.27-58.

82. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Исследовательский центр «Академия», 2000. 208 с.

83. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. - №2.- С. 102-111.

84. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: Моногорафия. Тюмень: Изд-тво Тюменского государственного университета, 2001. - 152 с.

85. Закс JI.A. Художественное сознание: философско-эстетический анализ: Автореф. дне. . д-ра филос. наук в форме науч. доклада. -Екатеринбург, 1993. 45 с.

86. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986. - 172 с.

87. Зеер Ф.Э, Карпова Г.А. Педагогическая диагностика личности учащегося СГГГУ: учеб. пособие / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1989.-88 с.

88. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1995. — 347 с.

89. Зимачева Е.М. Способы вербальной презентации образа «я» и самоотношение субъекта: Дис. . канд. психол. наук. -М., 1997.- 181 с.

90. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304 с.

91. Зубарева Н.М. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . кан. пед. наук. -Л., 1964 -20 с.

92. Идентификация как механизм общения и развития личности: методические рекомендации. М.: Mill И им. В.И. Ленина, 1988. - 31 с.

93. Изард К. Эмоции человека: изд-во Моск. ун-та, 1980 440 с.

94. Ильюппсина Л.В. Влияние умения сравнивать себя с другими людьми на характер представлений о себе у младших дошкольников //

95. Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. Сб. науч. тр. М.: НИИ ОП, 1979. С. 19-24.

96. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

97. Искусство в трудовой школе. Сб. статей. Ред. и вст. статья А.В.Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926. - 172 с.

98. Искусство и художественное развитие учащихся: Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1977.- 116 с.

99. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Сб. науч. тр / Под ред. М.И. Лисиной. М.:НИИОП, 1980. — 168 с.

100. История зарубежной психологии, 30-60-е г. XX в.: Тексты М.: Изд-во МГУ, 1986. - 342 с.

101. Каган М.С. Искусство и общение // Искусство и общение Сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМИК, 1984. С.15 -28.

102. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура философия - искусство (Диалог). - М.: Знание, 1988. - 64 с.

103. Как построить свое «я» /Под ред. В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1991.-136 с.

104. Кан-Калик В.А. Предмет педагогики и искусства — познание и преобразование человека // Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX XX веков; Хрестоматия. Сост. М.А. Верб,- СПб.: Образование, 1995. - 293 с.

105. Каневская М.Е., Фирсова Л.М. О связи успешности художественного творчества с направленностью личности у детей // Вопросы психологии. 1990. - №.3.- С.69 -75.

106. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999 - 471 с.

107. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеева. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

108. Каптерев П.Ф. Подражание детей книжным героям и подвигам // Воспитание и обучение. 1893. -№ 4. - С. 121-129; №5 - С. 153-163.

109. Каргапольцев С.М. Теория и практика гуманизации личности маладших школьников в процессе музыкального восприятия: Дис. . д-ра пед. наук,- М., 1997. 356 с.

110. Карлсон А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. Пособие для учителей рисования,- JI.: Учпедгиз, 1959. 95с.

111. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника: Метод, реком. / Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург, 1997. 35 с.

112. Катрич Г.И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: Дис. . канд. психол. наук.- М., 1994. -202 с.

113. Кечхуашвили Г.Н. Из опыта экспериментального исследования внемузыкальных представлений при восприятии музыки // Художественное восприятие. Ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - С. 348-354.

114. Клингберг Л. Проблемы теории обучения.- М.: Педагогика 1984. — 255 с.

115. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. 335 с.

116. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. -367 с.

117. Коротаева Е.В. Директор-учитель-ученик: пути взаимодействия. / М.: Сентябрь, 2000. 144 с.

118. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие.: Наука. 1971.-С. 334-348.

119. Кривцун О. А. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ.- М.: Наука, 1992. 299с.

120. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник.- М.: Аспект пресс, 1998. — 430с.

121. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.:3нание, 1988. 80 с.

122. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Метод, пособие. 1 класс. М.: ИЦ Гарант, 1992. 212 с.

123. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания /Известия российской академии образования. — 2001.- №4,- С. 4-46.

124. Кулаев К.В. Советская эстетическая мысль 20-х годов. — М.:3нание, 1990. 64 с.

125. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. — М.: Знание, 1986.-64 с.

126. Лановенко О.П. Художественное восприятие: Опыт построения общетеоретической модели.- Киев: Наукова думка., 1987. — 247 с.

127. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении: Перевод / Послесл. П. Арискина. М.: Педагогика - Пресс, 1994 -602 с.

128. Левитов Н.Д. Психологические особенности младшего школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 48 с.

129. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства / Из опыта социологических исследований /- М.: Знание, 1983. 96 с.

130. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. В истине жизни (из научного архива А.Н.Леонтьева) // Художественное творчество и психология.- М.: Наука, 1991.-С. 170-190.

131. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

132. Леонтьев Д.А- Введение в психологию искусства. М.: Изд-во МГУ, 1998.- 111 с.

133. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в пост советской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур.- М.: Смысл, 1997. С.156-176.

134. Липкина А.И. Самооценка школьника. -М.: Знание, 1976. 64с.

135. Липпс Т. Самосознание /Пер. с нем. М. Лихарева. СПб.: Образование, 1903. - 76с.

136. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.-143 с.

137. Лисина М.И., Авдеева Н.Н. Развитие и представление о себе у ребенка первого года жизни // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Сб. науч. тр. / Под ред. М.И.Лисиной. М.: 1980,- С.32-55.

138. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания дошкольников. Кишинев.: Штиинца, 1983. - 111 с.

139. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985.-175 с.

140. Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: Автореф. дис. . д-ра пед. наук.- М., 2001.-34 с.

141. Лозоцева В.Н. Об исследовании особенностей развития самосознания // Проблемы психологии современного подростка. М.: АПН СССР, 1982.-С. 28.-34.

142. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы.- М.: Изд. автора, 1927. -250 с.

143. Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения // Форма -Стиль Выражение / Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Махонькова. - М.: Мысль, 1995. - 944с.

144. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. -М.: Прогресс-Традиция, 1998.-413 с.

145. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978.-48 с.

146. Люблинская А.А. Детская психология. Учеб. Пособие для ст-тов педагогических ин-тов,- М.: Просвещение, 1971. 415 с.

147. Люшер М. Цвет вашего характера. Пер. с англ. М.: «Рипол класск», 1997. -240с.

148. Мальцев Ю. Мысли вслух об эстетическом воспитании. М.: Просвещение, 1969. - 138 с.

149. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Изд-ский центр «Феникс», 1999. - 256с.

150. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии, М.: Аграф, 1997. - 320 с.

151. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию: Сборник. М.: Прогресс. Культура, 1992 - 414 с.

152. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1867-1858 годов). К. Маркс, Энгельс Ф. Соч.: В 50 т.- 2 изд. М.: Политиздат, 1988. -Т. 12,- С.-3 -890.

153. Маркс К. Нищета философии (1847) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 50 т.- 2 изд.- М.: Политиздат, 1955.- Т.4. С.65-185.

154. Маркс К., Энгельс Ф. Процесс производства капитала. Соч.: В 50 т.- 2 изд.- М.: Политиздат, 1955,- Т. 23,- С. 43- 900.

155. Мартынов Ф.Т. Эстетическая деятельность и художественное отражение. Цикл лекций по марксистско-ленинской эстетике. Свердловск, Изд-тво УрГУ, 1973. - 144 с.

156. Махлина С.Т. Реализм и условность в искусстве. Уч. пособ.-С-Петербург, 1992. 70 с.

157. Меграбян А.А. Личность и сознание М.: Медицина, 1978 -176 с.

158. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. -М.: Композитор, 1993. -262 с.

159. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1980.- № 9. - С. 39-47.

160. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема // Художественное восприятие.- Л.: Наука, 1971. С. 10-29.

161. Мелик-Пашаев А. А Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. 1999. - № 1.-С.76-82.

162. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: «Искусство в школе», 1995.- 144 с.

163. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Проблемы экспериментальной психологии личности. Уч. зап. Пермск. Пед ин-та, 1970.-Т.77, вып. 6. С.8-213.

164. Мещеряков Б.Г. Психологические проблемы антропологизации образования // Вопросы психологии. 1998. - № 1. - С.20-31.

165. Минюрова С.А. Психологические особенности наглядной формы самопознания в детском возрасте: Дис. .канд. психол. наук. М., 1995. -110 с.

166. Михайлов Ф.Т. Самосозанние: мое и наше. К постановке проблемы.- РАН. Ин-т философии.- М., 1997 247 с.

167. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. Пер. с франц. Б.В. Власюка и др. М.: Мир, 1966. - 351 с.

168. Музыка в школе: материалы по общему музыкальному образованию в школе / Под общей ред. Муз. секции Отдела Единой Трудовой Школы. М., 1921. - 156 с.

169. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конф. Междунар. об-ва по муз. воспитанию (ИСМЕ). М.: Советский композитор», 1973. - 416 с.

170. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; Под ред. Л.В.Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.

171. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 456 с.

172. Мухина B.C. Кто я? М.: Изд-во «Карапуз», 1996. - 16 с.

173. Мухина B.C. Проблема генезиса личности. Учеб. пособ. к спецкурсу. -М.: Просвещение. -1985. 105 с.

174. Мясшцев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека // Проблема сознания. Материалы симпозиума М., 1966.- С. 126 -133.

175. Неменская Л. А Эстетический характер самосознания // Педагогика 1990. № 2. - С.71-76.

176. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет, воспитания. Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1981. 192с.

177. Неменский Б.М. Приоритеты на путях очеловечения образования // Искусство в школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Б.М.Неменского, А.А.Мелик-Пашаева. М.: ВНИК «Школа», 1990.- С.5 -18.

178. Немирова В.В. Диалог в системе эстетического воспитания детей: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1995. - 16 с.

179. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с.

180. Непомнящая Н.И. О методе системного изучения психического развития детей // Вопросы психологии. 1973. - № 6 - С.86-95.

181. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М.: «Книга», 1972. 152с.

182. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1995. - 336 с.

183. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формирвоании личности. М.: Изд-во УРАО, 1999. - 400с.

184. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995. 660 с.

185. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-181с.

186. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под. Ред. А.А.

187. Бодалева, Р.Л. Кричевского; Науч.- иссл. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. - 152с.

188. Общение как педагогическая проблема. Сб. науч. тр. / Под ред А.В. Мудрика. М.:НИИ Общей педагогики АПН СССР, 1974.-95с.

189. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. М.: Худож. лит., 1989. - Т. 2. - 524 с.

190. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. М.:Высш. шк., 1984. - 336 с.

191. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. -М.: Наука, 1997. — 105 с.

192. Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии. 1986. - № 4. — С. 43-49.

193. Оганов А. А. Логика художественного отражения. Проблема правды и правдоподобия в искусстве. М.: «Искусство», 1972. - 120 с.

194. Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования: Автореф. дисс. канд. филос. наук.- М., 1975. 25 с.

195. Олыпанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983.- 80 с.

196. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия: Учеб пособие для филос. фак. ун-тов и худож. ВУЗов. М.: Высшая школа, 1975.-224 с.

197. Ортега и- Гасет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: сборник: М.: Радуга, 1996. - 638 с.

198. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /

199. Под ред Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Науч. иссл. ин-т общей и педагогической психологии акад. пед наук СССР. М.: Педагогика,1988. -136 с.

200. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1985 349с.

201. Панпурин В.А. Суверенность общественного предназначения искусства // Проблемы философской антропологии, Екатеринбург: Изд-во УрГТОА, 1999. С. 234-345.

202. Пахомова О Н. Некоторые особенности представления о себе у детей дошкольного возраста // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. Сб. науч. тр. М.: НИИОП, 1979,-С.15-19.

203. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 602с.

204. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 2000 - 512 с.

205. Печко Л.П. К современной теории эстетического воспитания. // Современные подходы к теории эстетического воспитания (Материалы и тезисы Буровских чтений).- М.: ИХО РАО, 1999. С. 194-199.

206. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. и англ. М.: «Педагогика-Пресс», 1994. - 528 с.

207. Пиличяускас А.А. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе. 1989. - №1. - С.6-12.

208. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. -496 с.

209. Платон Диалоги: Пер. с древнегреч. Харьков: Фолио, 1999. -383 с.

210. Поваров Г.Н. Новое путешествие на геликон или история культуры в свете общей теории систем // Точные методы в исследованиях культуры и искусства. Материалы к симпозиуму М., 1971.- 4.2. - С.51-72.

211. Потебня А.А. Мысль и язык.- Киев: СИНТО, 1993. 192 с.

212. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. Изд ние второе, доп. и испр. - М.: Наука, 1979. - 282с.

213. Праздников Г. Направленность художественной формы // Художник и публика. Межвузовский сборник науч. тр.- JL: ЛГИТМИК, 1981. С.42-51.

214. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1-3 классы М.: Просвещение, 1980.-112 с.

215. Прозерский В.В. Критический очерк эстетики эмотивизма. — М.: Изд-во «Искусство», 1983. 174 с.

216. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.-160 с.

217. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика — Пресс, 1997.-440 с.

218. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.- 494 с.

219. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / Под ред. В.А. Петровского. 2-е изд. - М.: Аспект пресс, 1995.- 152 с.

220. Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бодалева; Акад. пед наук СССР. М.: Педагогика, 1981. - 224 с.

221. Ражников В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: Дис. . д-ра пед. наук в виде научного доклада.-М., 1993.- 70 с.

222. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.- 96 с.

223. Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставропольсервис школа, 1998. - 555 с.

224. Резников A.M. О роли мировоззрения в творчестве композитора. — JL: «Музыка»,1975. -56 с.

225. Рейдер М. Современная книга по эстетике . Антология. М., Изд. иностр. лит., 1957. - 603 с.

226. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоции. — М.: Прогресс, 1979. 392 с.

227. Розин В.М. Введение в культурологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -104 с.

228. Романов К.М. Психология межличностного познания. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - 446с.

229. Романова JT.B. Модель художественной картины мира в курсе истории музыки // Культурологическая направленность подготовки учителя музыки: метод, реком. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.-C.3-13.

230. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед ин-тов. М.: Просвещение, 1982. - 240с.

231. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.- М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.

232. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. - Т. I. - 488 с.

233. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь 11 Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.59-84.

234. Русакова Т.Г. Формирование навыков художественного общения у младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 1996. -18 с.

235. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности: «Открой себя».- М.: Гном-Пресс, 1999. 48 с.

236. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декопативно-прекладного искуства в советской школе (1917-1980 г.г.): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1984.-16с.

237. Савина Е.А. Особенности представления детей 5-10 лет о душе // Вопросы психологии. 1995. - № 3. - С.21-27.

238. Савина Т.А. Проблемы отчуждения в русском экзистенциализме: Автореф. . дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1999. - 20 с.

239. Самосознание личности: каким я вижу себя в современном мире / Под ред. Р.М.Роговой М.: ГосНИИ семьи и воспитания. - 2001. - 160с.

240. Самохвалова В.И. Человек в искусстве. М.: Знание, 1987. - 64 с.

241. Сараскина Л.И., Стрельцова Л.Е. Изучение личности писателя на уроках чтения в начальной школе. Методические рекомендации кпроведению опытно-экспериментальной работы в 1-3 классах,- М.: НИИ ХВ АПН, 1983. 140 с.

242. Сергеев К.К. Индивидуальное сознание — высший уровень психики 11 Психология сознания и речи.- Пятигорск, 1974.- Вып. 2. -С. 5-31.

243. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 215с.

244. Синицкий А.Н. Теория моделирования и искусство И Точные методы в исследованиях культуры и искусства. М.: Наука, 1971. -С. 157-168.

245. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. - 319 с.

246. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека 11 Вопросы психологии. 1986. - № 6 - С.14-22.

247. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособ. для вузов. М.: Школа-Пресс. 1995 - 384 с.

248. Слободчиков В.И., Цукерман ГА. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте 11 Вопросы психологии 1990. -X» 3. - С.25-36.

249. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-пресс, 1997. - 384 с.

250. Соловейчик С.А. Резервы детского «я». М.: Знание, 1988,- 96с.

251. Соловьев B.C. Чтения о богочеловеке. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999. - 911 с.

252. Сохор А.П. О задачах исследования музыкального восприятия 11 Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971.- С. 334-348.

253. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.-303 с.

254. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. . д-ра психол. наук. М, 1985. - 530 с.

255. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1993.-284 с.

256. Столович JI.H. Опыт построения модели художественной деятельности. Ученые записки тартуского университета. Тарту, 1974. - Т. ХУЛ, вып. 304.-С.16-47.

257. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. тр. /Редкол. Е.П. Крупник, В.Ф. Козьмин, Л.П. Печко. М.: Изд.-во АПН СССР, 1989. - 126с.

258. Суворов Н.Н. Художественная идентификация и нравственное воспитание личности // Единство эстетического, нравственного, художественного в системе идеологических отношений. Архангельск, 1983.-С. 47-48.

259. Сунягин Г.Ф. Мироощущение как философская и социально-психологическая проблема II Социальная психология и философия. Учен, записки ЛГПИ им Герцена. Л., 1971. - Т. 444.- С.54-67.

260. Сухомлинскии В.А. Дума о человеке. М.: Госполитиздат, 1963.-120 с.

261. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. - 286 с.

262. Тагильцева Н.Г. Развитие самосознания младших школьников на уроках музыки. Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2001.-103 с.

263. Тагильцева Н.Г. Искусство в воспитании самосознания школьников: Монография. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Редакция журнала

264. Искусство и образование», 2002. 115с. (Приложение к журналу «Искусство и образование»).

265. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия).-М.: Изд-во наука, 1979. 200 с.

266. Тарасов Г.С. Психология музыкального восприятия школьников // Вопросы психологии. 1991.-№ 2. - С.107-112.

267. Тасалов В.И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика. М.: Знание, 1990. - 64 с.

268. Типсин Н.Н. Критика формалистических тенденций в советской эстетике 20-х годов. Эстетика ОПОЯЗА: Автореф. дис. . кавд. филос. наук.- Л., 1973.-23 с.

269. Тихомиров А Трактаты. Воронеж: МОДЭК, 1993-. - 284 с.

270. Торпшлова Е.М. Творческие возможности типов эмоционального и рационального в эстетическом восприятии школьников // Творческое развитие младших школьников в процессе эстетического воспитания.-Душанбе, 1983.- С.37-50.

271. Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию?: (критический очерк экспериментальной эстетики). М.: Искусство, 1988.-208 с.

272. Торшилова Е.М., Большаков В.Ю. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика.- М.: Магистр-Пресс, 2000. -164 с.

273. Тютюнов А.К. Философско-эстетические основания художественной формы (романтический тин мышления и проблема романтической формы): Автореф. дисс. . канд. филос. наук,-Екатеринбург, 1997. 23 с.

274. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство 2 класс (программа и методика). М.: Изд-во Магистр, 1996. - 93 с.

275. Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства // Эстетическо воспитание: опыт, проблемы, перспективы (ежегодник Института художественного образования РАО). — М., 2001.-С.234-258.

276. Ухтомский А.А. Доминанта М.- JL, «Наука» 1966.- 273 с.

277. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990. -Т.5. -528 с.

278. Фарбпггейн А.А. Музыка и эстетика. Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. — JL: «Музыка», 1976.-208 с.

279. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М-.: Международная педагогическая академия, 1995.- 368 с.

280. Филипьев Ю.А. Искусство в системе человеческих ценностей.-М.: Наследие, 1996. 288 с.

281. Философский словарь / Под ред И.Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

282. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. 2-е изд- М.: Сов. Энциклопедия. - 1989. - 815с.

283. Фихте ИГ. Сочинения в 2Т. СПб.: Мирфил, 1993. - Т. 1. - 687 с.

284. Флейвел Джон X. Генетическая психология Жана Пиаже. С предисл. Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967 . - 623 с.

285. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Центр изучения охраны и реставрации наследия священника П. Флоренского Б.г. (1996).

286. Фортунатов Н-.М. Проблема художественного восприятия. Поиск и перспективы комплексного подхода // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения Л.: Наука, 1982. - С. 150-165.

287. Франк С.JI. Сочинения, М.: Изд-во Правда, 1990. - 607 с.

288. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Изд-во Прогресс. - М., 1975. - 283 с.

289. Фридман Л.М. Еще один взгляд на феномен Пиаже // Вопросы психологии. 1999. - № 6. - С. 48-54.

290. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство ACT -ЛТД», 1998.-664 с.

291. Хараш АУ. «Другой» и его функция в развитии «я» (К постановке проблемы развития личности в свете идей интерсубъективного подхода) // Общение и развитие психики: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. ~ Бодалева, Г.А. Ковалева. М.: Изд-во АПН СССР. - 31- 46 с.

292. Хейзинга И. Функция поэтического формообразования // Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. -С. 83-95.

293. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособ. для ст-тов пед ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 272 с.

294. Художественное в эстетике и искусстве / Под ред Н.В. Гончаренко. — Киев: Наук, думка, 1990. 250 с.

295. Художественное творчество и психология: Сб. статей.- М.: Наука, 1991.-189 с.

296. Хухлаева О.В. Динамика структуры самосознания младшего школьника: Дис. . канд. психол. наук. М., 1990. - 170 с.

297. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. Материалы симпозиума.- М. 1966. С.228- 239.

298. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: АПН СССР, Ин-т психологии, 1977. - 144 с.

299. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств.- М.: Прогресс, 1980.-248 с.

300. Школа самоопределения. Шаг второй. М.: НПО «Школа самоопределения», 1994. - 480 с.

301. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (опыт исследования проблемы). М.: Из-тво «Толк». -89 с.

302. Шмит Ф.И. Искусство его психология, его стилистика, его эволюция.- Харьков.: «Союз» ,1919.-328 с.

303. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков.: ЦК КСМУ и журнал «Путь просвещения», 1923. 64 с.

304. Шорохова Е.В. Проблема «я» и самосознание // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. - С. 217- 227.

305. Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: Прогресс, Б.г. -370 с. (1994).

306. Элиаде М. Космос и история: Изб. работы: Пер. с фр. и англ.- М.: Прогресс, 1987.-311 с.

307. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Возрастная и педагогическая психология: тексты.- М.: Изд-во МГУ, 1992.- С. 79- 96.

308. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ООО «Речь», 2000 -416 с.

309. Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1986. -736 с.

310. Эстетические ценности в системе культуры. Сб. науч. ст. М.: Ин-т философии АН СССР, 1986 - 362 с.

311. Юсов Б., Кабкова Е., Савенкова JL, Сухова Т. Живой мир искусства // Дошкольное воспитание. 1998. - № 6. - С. 35 - 39.

312. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

313. Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. - № 4. - С.28-39.

314. Яныпин П.В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания // Вопросы психологии. 2000, -№3.-С. 128-138.

315. Bollnow O.F. Die padagogische Atmosphare., Heidelberg, 1964.- 457 p.

316. Braun B. Development of self-knowledge and the process of individuation // Polish Psihological Bulletin. -1988. -.-№ 3-4. V.19. - P.249 -256.

317. Child I.L. The personal lity in the culture // Handbook of personality: theory and research.-Chicago, 1968. P. 82-145.

318. Gardner H. Children s conceptions of the arts. JAE, 1975, - P.3-157.

319. Kirchner P., Yondraek S. Perceived sources of esteem in early childhood // Journal of Genetic Psychology. 1975.- № 126. - P. 39-57.

320. Nohl H. Padagogische Menschenkunde // Handbuch der Padagogik.Bd.2. Langensalza, 1929.

321. Piaget J. Play, dreams and imitation in childhood By Jean Piaget.Transl.by C. Gatteguo a F.M. Hodgson: New York: Norton, 1951.-296 p.

322. Piaget J. Main trends in psychology / Jean Piaget. New York, etc.: Harper and Row, 1973. - 72 p - (Harper torch - books).

323. Rodriguez C.X. Children's perception,production and description of musical expresson // Jornal of Research in Music Education, Spring 1998. Vol. 46 (1).- P.48-61.

324. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self Image.Princeton, 1965.-357 p.

325. Singer J. The child s world of make believe: Experimental studies of imaginative play. - New York, Academic Press, 1973. - 435p.

326. Witcin R.W. The Concept of Development in Aesthetic Education.:Lbid, London, 1985. P.67-77.