Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников средствами русского песенного фольклора

Автореферат по педагогике на тему «Формирование духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников средствами русского песенного фольклора», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Степанов, Алексей Михайлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников средствами русского песенного фольклора», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников средствами русского песенного фольклора"

СТЕПАНОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (экология)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 С ОЕЗ

Москва 2012

005010070

005010070

■ I ( I '

Работа выполнена на кафедре основ экологии Московского государственного областного университета " —

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Раткевич Елена Юрьевна (ГОУ ВПО МГОУ)

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Титов Евгений Викторович

Московский городской университет управления Правительства Москвы

кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист республики Татарстан, профессор Монасыпов Шамиль Хамитович ,

Казанская государственная консерватория

Ведущая организация:........ГОУ ВПО Московский государственный гу-

манитарный университет им.М.А.Шолохова

Защита состоится «06» марта 2012 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.155.03 в Московском государственном областном университете по адресу: 141014, г. Мытищи, ул.В.Волошиной, д.24, аудитория 627

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета и на сайте http://www.mgou.ru

Автореферат разослан« » 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, Г\

кандидат м/ у '

биологаческих наук, доцент А.П.Коничева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальності исследования. Современный период развития человечества, сопровождающийся глобальным-экологическим кризисом, ставит перед обш^твом ряд проблем демографического, культурного, социального, религиозного и нравственного порядков. Решение проблем возможно только в случае перестройки массового сознания с учётом современных знаний, объективной реальности и опыта естественногуманистической парадигмы. Базовой составляющей перестройки, несомненно, является общеобразовательная школа. Именно там необходимо обеспечить формирование и развитие у учащихся экологического стиля мышления и целостной научной картины мира.

Необходима программа целенаправленного формирования экологической компетентности личности, связанная с развитием общей культуры учащегося, ориентированная на воспитание духовнонравственного отношения к окружающей среде. Особенно эффективным может стать синтез экологии и предметов, связанных с художественным творчеством. '

Поскольку художественный образ - это единство логического и эмоционального отражения действительности в сознании человека, разработка методических приемов формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности на уроках художественного творчества является чрезвычайно интересной, актуальной и перспективной проблемой. Музыка как вид искусства, глубоко воздействующий на слушателя, связана с общими законами мироздания, отражает физическое состояние человека и общества, является яркой иллюстрацией экологических явлений. Особенно тесно связанно с природой народное творчество и поэтому использование фольклора на уроках музыки позволяет совместить целенаправленную подготовку музыкально развитого и экологически компетентного человека.

Вместе с тем, возможности школьного музыкального образования в плане формирования у детей экологической компетентности, ценностного, нравственного отношения к природе реализованы не в полной мере. Не выделена система экологических знаний; не разработаны пути целенаправленного воспитания духовно-нравственной составляющей экологической компетентности учащихся; требует разработки методика осуществления учебно-воспитательного процесса.

Выявленные противоречия между необходимостью формирования экологической компетентности, ее нравственного компонента и недостаточной степенью разработки теоретических и методических основ реализации данной задачи в рамках музыкального образования определили актуальность и выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: экологически ориентированный процесс общего музыкального развития учащихся. -

Предмет исследования: формирование и развитие духовно-

нравственной составляющей экологической компетентности учащихся средствами музыкального искусства.

Цель исследования: повысить уровень экологической

компетентности учащихся средствами музыкального искусства.

Задачи исследования:

- проанализировать, выявить и обосновать педагогические условия формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников при обучении музыке в педагогической теории и школьной практике;

-обосновать взаимосвязь музыкального искусства и экологической компетентности, проанализировать различные музыкальные стили на предмет их близости к природной среде;

- определить критерии и показатели сформированности экологической компетентности школьников;

- разработать музыкальное пособие «Русские народные песни рассказывают детям о природе»;

- разработать и экспериментально опробировать модель формирования духовно-нравственной составляющей экологической

, компетентности школьников средствами-русского песенного фольклора;

- оценить эффективность предложенной методики по результатам анализа проведенного педагогического эксперимента; '

Гипотеза исследования: процесс формирования духовно-

нравственного компонента экологической компетентности учащихся на уроках музыки будет эффективным, если:

- -он осуществляется путем выявления параллелей между стилистическими и эколого-ориентированными особенностями музыкальных произведений;

- музыкальный урок проводить на основе произведений с экологическим содержанием;

- усилить методическую направленность проблемного подхода в

музыкальном воспитании, мотивирующего подростков к здоровому образу жизни, к самореализации и социализации. .

... - педагог будет владеть предлагаемой методикой подачи экологических знаний.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- проблемы качества, эффективности, результативности процесса обучения в педагогической науке и практике (С.А.Карпеев, Б.Т.Лихачев, Л.В.Мовсеева, И.Р.Колтунова, В.В.Пасечник, В.Г.Кезин);

- теории обучения экологии и экологизации образования (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, Д.С.Ермаков, А.Н.Захлебный, Е.Н.Дзятковская, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, В.Р.Степанов, Л.В.Кузнецова, Е.В.Яковлева);

- элементарная теория музыки, обосновывающая связь музыкального искусства и природы (Пифагор, И.Способин, Д.Кемпбелл, В.Порвенков);

- работы, касающиеся экологической, социальной и нравственной значимости фольклора (А.Н.Веселовский, Ю.Г.Круглов, Н.А.Добролюбов, В.Е.Гусев, Н.Г.Чернышевский).

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме диссертационного исследования, обеспечивающий основу формирования теоретических положений;

- обобщение и анализ личного опыта педагогической работы, а так же опыта других учителей по выявлению эффективности методики экологизации, как дополнительного средства мотивации учащихся в области обучения музыке;

- педагогические наблюдения и анализ учебного процесса в контрольно-экспериментальных группах (беседы с учащимися, анкетирование, анализ ответов учащихся);

- педагогический эксперимент, его обобщение и статистическая обработка.

Этапы исследования:

Педагогический эксперимент был проведен в 2003-2008 годах на базе Московского муниципального образовательного центра ГОУ ЦО 686 «Класс-центр». В эксперименте участвовало 60 учащихся 5-6 классов и 4 учителя. Научное исследование осуществлялось в четыре этапа.

На первом, констатирующем этапе (2003-2004гг.) проведен анализ психолого-педагогической, учебно-методической и музыкальной литературы по теме исследования, определен научный аппарат - предмет, объект, цели и задачи, выдвинута гипотеза исследования.

На втором, поисковом этапе (2004-2006гг.) определено экологическое содержание музыкального образования, разработана методика обучения, а так же комплекс проблемных заданий.

На третьем, формирующем этапе (2006-2008гг.) для выявления уровня экологической компетентности учащихся 5-6 классов, проведено контрольное анкетирование. Проведен педагогический эксперимент, по результатам которого проведено повторное анкетирование и дана оценка эффективности предложенной методики обучения музыке на основе русского песенного фольклора с экологической направленностью.

На четвёртом, заключительном этапе (2008-2009гг.) обработаны и обобщены результаты исследования, оформлена диссертация.

Научная новизна;

определена роль учителя музыки в экологическом воспитании подростков в курсе школьного обучения (5-6 кл.); _

- осуществлен анализ степени близости различных музыкальных стилей к природной среде;

- предложена модель музыкальной подготовки на основе экологического подхода средствами русского песенного фольклора, формирующая духовно-нравственный компонент экологической компетентности учащихся, развивающая ценностно-эстетическое отношение к окружающей природной среде;

Теоретическая значимость:

- теоретически обоснована взаимосвязь музыкального искусства и экологической культуры на основе понятий гармонии и фрактальности;

- выявлено экологическая ценность фольклорной музыкальной

культуры и обоснована эффективность ее использования в процессе формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности учащихся; •

- показано, что обучение, осуществляемое на основе проблемнодеятельностного подхода, повышает уровень экологической компетентности и музыкальной культуры учащихся;

Практическая значимость:

- разработан комплекс экологически ориентированных тем, согласующихся с музыкальными темами, которые могут быть использованы в практике музыкального образования для формирования у учащихея духовно-нравственной составляющей экологической компетентности;

- разработаны методические рекомендации для учителей по формированию нравственного компонента экологической компетентности школьников при обучении музыке;

— создано музыкальное пособие в форме компакт-диска под названием «Русские народные песни рассказывают детям о природе».

На защиту выносятся следующие положения:

- музыкальное образование раскрывает новые возможности формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности;

- музыкальные направления, сложившиеся в различные эпохи, несут богатое экологическое содержание, которое соответствует общей философии художественного стиля.

- модель формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников на основе русского песенного фольклора воспитывает готовность к музыкальной и экологической деятельности;

- интерес, мотивация и познавательная активность к обучению музыке повышаются благодаря приобретаемой учащимися экологической компетентности, которая является связующим звеном музыки с жизнью.

Достоверность и надёжность результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, подтверждается методологической обоснованностью исходных положений исследования; использованием методов исследования, адекватных поставленным целям, задачам, предмету исследования, а так же использованием объективных показателей результативности обучения, завершенностью и эффективностью музыкальной подготовки школьников.

Апробация работы осуществлялась в форме докладов автора на научно-практических конференциях МГОУ (г. Москва, 2007-2009 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа» (г. Москва, 2010г.), на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества» (г. Саратов, 2010г.), на II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы биоэкологи» (г. Москва, 2010г.); путём участия автора в региональном проекте «Охрана окружающей среды Московской области» областной целевой программы «Экология Подмосковья на 2008 - 2011гг.», а также посредством публикации ряда статей и работ; в ходе учебновоспитательного процесса в средних общеобразовательных школах, детских музыкальных школах, на заседании.кафедры основ экологии МГОУ.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Возведении обоснована актуальность проблемы исследования, определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, раскрываются методологические основы, аргументируется научная новизна, определены методы исследования, раскрыты теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования и развития духовно-нравственного компонента экологической компетентности средствами музыкального искусства» проведён анализ научной, учебнопедагогической и философской литературы по изучаемой тематике, обозначены общие экологические проблемы, характерные для современной цивилизации и современного метода познания окружающего мира. Проблема формирования экологической компетентности школьников и пути её решения рассматривались в работах Д.С.Ермакова,

Н.Н.Моисеева, А.Н.Захлебного, Е.Н.Дзятковской, Н.М.Мамедова и др.. Скорректирована сущность базового понятия экологическая компетентность, которое включает три компонента:

- духовно-нравственный (ценностно- и эстетически

ориентированный);

- когнитивный (содержательный, познавательный);

- деятельностный (практический, технологический).

Важнейшей особенностью формирования экологической компетентности является стремление к соединению воедино различных духовных компонентов и фундаментальных законов природы. Экологическую компетентность следует рассматривать как сложную систему, состоящую из подсистем или сфер: сферы мышления, духовнонравственной сферы, сферы деятельности. Все эти сферы связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и поэтому формирование экологической компетентности может и должно осуществляться средствами искусства на основе духовно-нравственного, ценностноэстетического отношения к природе.

Искусство является формой общественного сознания и человеческой деятельности, направленной на эстетическое освоение действительности. Оно воспитывает в человеке нравственно-эстетические чувства, способствует формированию целостного мироощущения. В области художественного творчества человек чувствует себя частью окружающего мира и природы, поэтому предмет искусства занимает исключительно важное место в деле воспитания и формирования наших личностных качеств.

Особенно глубокое воздействие музыка оказывает на нравственноэстетическую сторону сознания в силу ряда характерных свойств, делающих этот вид искусства приоритетным в процессе формирования и развития экологической компетентности, а именно:

- целостность образного охвата (В.В.Медушевский);

- ярко выраженная нравственная направленность и большой воспитательный потенциал (Платон, Аристотель);

- массовость музыкального искусства, его способность объединять слушателей (Л.Н.Толстой, В.Холопова, М.Серяков);

- оздоровительное, терапевтическое, физическое воздействие на слушателей (Д.Кэмпбелл).

В древние времена музыку считали явлением космического порядка, отраженным образом и активным проводником законов мирового устроения, жизненной силы и воли. (Индийская мифология периода Вед, Китайская философия, Древнегреческая мифология и философия, мифология древней Руси); результаты современных исследователей также свидетельствуют о воздействии музыки на объекты живой природы (Д.Кэмпбелл).

Использование музыкального искусства в качестве воспитательного материала, формирующего отношение человека к окружающему миру и природе, возможно не только на основе общефилософских представлений,

но и на основе теоретически обоснованных параллелей между музыкой и природой.

Результаты анализа музыкальных стилей на основе понятий «гармоничный» - «негармоничный»; «естественный» - «искусственный» (речь идет о наличии или отсутствии фрактальных, т. е. хаотических и самоподобных природных форм в объектах искусства) показывают, что наиболее близкими к природной среде стилями можно считать средневековую церковную музыку, а так же архаический фольклор, музыку,эпох ренессанса и барокко. В период классицизма создается музыка, в которой человеческий рационализм в формообразовании преобладает над принципами нерегулярности, которые наблюдаются в природе. Романтизм драматически переосмысливает художественные принципы, сложившиеся в эпоху нового времени, человек смотрит на природу со стороны как на потерянный рай.

Авангард слабо соотносится с естественными акустическими основами музыкального искусства. Электронная музыка, в свою очередь, слишком далека от природной среды ввиду своей механистичности. Произведения этих музыкальных стилей часто можно охарактеризовать как негармоничные, неестественные, отражающие искусственную цивилизацию и культуру, оторванную от природы.

Рассмотрев методические исследования В.В.Медушевского,

В.Р.Степанова и Л.В.Кузнецовой, касающиеся воспитания экологической культуры на основе академической музыки, был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого образцы различных музыкальных стилей прослушивали любители музыки, не имеющие специального музыкального образования. После прослушивания участники эксперимента в письменной форме отвечали на вопросы:

1. Как, по-вашему, относятся к природе авторы данных музыкальных отрывков?

2. Философия какого музыкального стиля ближе лично Вам?

Для прослушивания были выбраны такие музыкальные произведения, которые не являются широко известными. Первый музыкальный отрывок -украинская колядка Полтавской области «Дэвко Галочко, чом гулять не йдеш» (в аутентичном исполнении); второй - фрагмент духовной кантаты

А.Вивальди «Nisi Dominus»; третий - фрагмент вступления к третьему действию оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера; четвертый - фрагмент песни «Честное слово» группы «Калинов мост» в стиле хард-рок.

Слушатели продемонстрировали яркую реакцию. Ответы на первый вопрос содержали красочные экологические характеристики музыкальных произведений. Что касается второго вопроса, то ни один из слушателей не посчитал своё мироощущение приближенным к мироощущению современного рок-музыканта, а некоторые отдавали исключительный приоритет фольклору.

Полученный результат убедительно свидетельствует, насколько богатый и наполненный экологической проблематикой ассоциативный ряд вызывают музыкальные стили, сложившиеся в самые различные эпохи. Подтверждается мнение, что именно традиционные музыкальные жанры несут позитивный заряд, способны благотворно влиять на наше мироощущение и воспитывать уважительное отношение к природе.

Анализируя фольклорную музыкальную культуру, мы отмечаем ряд важных качеств, которые должны способствовать большей эффективности использования фольклорного материала в деле формирования и развития экологической компетентности:

- простота и доступность (Н.А.Добролюбов);

- коллективность (В.Е.Гусев);

- нравственность (Н.Г.Чернышевский).

Данные свойства фольклора позволяют рассматривать это музыкальное направление как одно из приоритетных в деле формирования духовно-нравственной составляющей экологической компетентности в курсе школьного образования.

Был осуществлен анализ жанровых особенностей фольклора.

Большой интерес для нашей задачи представили жанры обрядовых песен (Ю.Г.Круглов), особенно те, для которых характерно экологически значимое содержание, наполненность • образами природы и человека, находящегося в общении с природой - ритуальные, заклинательные, игровые и лирические песни.

В отношении лирических песен мы рассматриваем художественные методы, имеющие исключительное значение для формирования экологического сознания слушателей. Это приём «психологического параллелизма», где композиция основана на сопоставлении духовной жизни человека и жизни окружающей его природы. Народный певец ищет созвучия с природой, ищет в природе и её образах ответа на свои вопросы и проблемы личного и духовного характера, стремится в контакте с природой восполнить свою человеческую ограниченность и неполноту (А.Н.Веселовский). .

Не меньшую значимость для решения поставленной задачи имеют образцы народной лирики, созданные по художественному принципу «постепенного сужения образов». Под «постепенным сужением образов» подразумевается «такое сочетание (внутреннее сцепление) образов, когда они ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объёмом содержания» (Б.М.Соколов). Данный фольклорный материал позволяет соприкоснуться с народным мироощущением человека, созерцающего себя на лоне природы. Подобные художественные картины окружающего мира, выстраивающие простые связи с человеческим субъектом, могут стать

исключительным материалом, на котором можно успешно проводить работу по формированию и развитию экологической компетентности.

Во второй главе «Методика формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности на уроках музыкального творчества. Опыт экспериментального исследования» отражено, как в ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

- определить критерии (показатели) и их параметры, характеризующие степень сформированное™ экологической компетентности учащихся;

- с помощью выработанных критериев оценить исходный уровень экологической компетентности испытуемых;

- по результатам констатирующего ^эксперимента предложить модель и разработать методику формирования и развития экологической компетентности через ее духовно-нравственную составляющую средствами русского песенного фольклора;

В соответствии с результатами исследований Б.Т. Лихачева,

С.А.Карпеева и В.Г.Кезина, нами были выбраны следующие критерии сформированное™ экологической компетентности: сознательно-научное, нравственно-эстетическое и деятельностно-практическое отношение к экологическим проблемам. Выбранные критерии коррелируют с тремя компонентами экологической компетентности, выделенными в первой главе (духовно-нравственный, когнитивный, деятельностный).

После выделения критериев (показателей), характеризующих полногу экологической компетентности, были определены параметры показателей, под которыми подразумевается соответствующие качества личности и разработан вопросник (три вопроса * по каждому показателю) для предварительного анкетирования учащихся:

- показатель «сознательно-научное отношение к экологическим проблемам» определяется параметром «понимание характера взаимоотношений человека с миром природы»:

1) Продолжи предложение: «Люди не могут жить без природы потому ,*что...»

2) Как человек изменяет природу?

3) Напиши, какие правила поведения в природе (в лесу, на поляне, на берегу реки или озере, на газоне, в городском парке) ты знаешь. Почему надо поступать именно так?;

- показатель «духовно-нравственное отношение к экологическим проблемам» определяется параметром «умение видеть красоту природы и способность эмоционально сопереживать ей»:

1) Как человек чувствует природу? Может ли человек любить природу за ее красоту?

2) Поставь себя на место животных и с их позиции охарактеризуй себя, какой ты в их глазах?

3) Может ли музыка рассказать о красоте природы?;

- показатель «деятельностно-практическое отношение к экологическим проблемам» определён параметром «стремление к общению с природой и наличие активной позиции в вопросе о защите природных ценностей»:

1) Для чего человеку нужно общаться с природой?

2) Почему ты любишь лес, реку, животных? .

3) Что ты сделаешь, если увидишь гнездо с яйцами или птенцом, яркий цветок, ежа, ужа, красивую бабочку, необычного жука, шмеля, раненую птицу?

Сформированность различных сфер экологической компентности, определенных параметрами и их показателями, оценивалась по простой шкале из четырех уровней: «низкого», «среднего», «близкого к высокому» и «высокого». Ответы, демонстрирующие хороший кругозор, взаимосвязь знаний с нравственным отношением к экологическим проблемам* и готовность к экологической деятельности получали высокую оценку. Уровень ответов, в которых обнаруживалось наличие развитых экологических качеств, но при отсутствии сбалансированности знаний и нравственно-эстетических основ отношения к природе, считались близкими к высокому. Ответы, показывающие присутствие интересующего нас качества, но не развитого в достаточной степени, мы относили к среднему уровню. Отсутствие в ответе качества, свойственного экологически развитой личности, или незначительное его проявление заставляло нас классифицировать уровень ответа как низкий.

Каждый показатель оценивался по результатам ответов на несколько вопросов. Если все вопросы по тому или иному показателю получали высокую оценку, то уровень определялся как «высокий». Если два вопроса получили высокую оценку и лишь один - среднюю, то уровень показателя определялся как «близкий к высокому». Если все ответы получили среднюю оценку или два вопроса были освещены на среднем уровне, а третий вопрос на любом другом уровне, то общий уровень показателя определялся как «средний». Показатель считался «низким», если хотя бы два полученных ответа получали низкую оценку.

Приведем статистику результатов анализа ответов по трем показателям (табл. 1-3, рис. 1-3): г

. Таблица!

Сознательно-научное отношение к экологическим проблемам

Уровень подготовки Число учащихся Показатель, %

Высокий 0 0

Близкий к высокому 12 20

Средний 39 65 .

Низкий 9 15

Всего учащихся 60 100

м /

$ 6П

о

с

х~

20

Близкий к высокому

Средний Низкий

Уровень подготовки

Ригс. 1

Таблица 2

Духовно-нравственное отношение к экологическим проблемам

Уровень подготовки Число учащихся Показатель, %

Высокий 12 20

Близкий к высокому 36 60

Средний 12 20

Низкий 0 0

Всего учащихся 60 100

Высокий близкий к Средний Низкий

высокому ..

уровень подготовки

Рис. 2

Уровень подготовки Число учащихся Показатель, %

Высокий 18 30

Близкий к высокому 24 40

Средний 18 30

Низкий 0 0

Всего учащихся 60 100

Высокий Близкий к Средний Низкий

□ысокому

Уровень подготовки

Рис. 3

По результатам анализа научно-методической литературы * и педагогической практики предложена дидактическая модель и разработана методика формирования духовно-нравственной составляющей экологической компетентности учащихся. За основу были взяты:

- теория экологизации образования (А.Н.Захлебный, С.Д.Дерябо,

Н.М.Мамедов, В.Р.Степанов, Е.В.Яковлева, Б.Т.Лихачев, С.А.Карпеев, В.Г.Кезин и др.);

- элементарная теория музыки (Пифагор, Д.Кемпбелл, В.Порвенков);

- работы, касающиеся экологической, социальной и нравственной значимости фольклора (А.Н.Веселовский, Ю.Г.Круглов, Н.АДобролюбов,

В.Е.Гусев, Н.Г.Чернышевский).

При определении требований к методике формирования духовнонравственной составляющей экологической компетентности школьников было показано, что важнейшими элементами её реализации, наряду с целостностью и системно-интеграционным подходом, является взаимосвязь цели, содержания, формц средств и видов деятельности. Отмечено, что интегрирующей задачей компетентностного подхода при обучении экологии является ориентация на целостную картину мира как системообразующую составляющую экологического мировоззрения (Н.Н. Моисеев).

Разработана дидактическая модель формирования и развития экологической компетентности, включающая три основных компонента -содержательно-экологический, музыкально-эмоциональный и оценочнорезультативный (схема 1). По каждому компоненту осуществляется дальнейшая конкретизация целей и принципов в виде требований, предъявляемых к уровню экологической компетентности учащихся.

Цель:

формирование духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников средствами русского фольклора

Принципы:

принцип компетентности, целостности и интеграции образования; данные акустика и элементарной теория музыки, как основа связи музыкального искусства и природы

Содержательный экологический компонент:

Структурные блоки экологической компетентности

X

£

т

Музыкально-эмоциональный компонент:

Структурные блоки музыкальной деятельности

Е

Оценочно-результативный компонент:

Уровень экологической компетентности

▼ 1 1 *

Высокий Близкий к высокому Средний Низкий

Когнитивный 4 Духовно- — Деятельностно-

нравственный практический

Прослушива- Осмысливание связи Создание

ние музыки -> музыки и экологиче- * экологичес-

ского образа кого образа

Л

од

й

Й

А

«

й

Схема 1: Дидактическая модель формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников.

Па экспериментальных занятиях отрабатывалась гипотеза о том, что произведения русского фольклора способны формировать духовнонравственную составляющую экологической компетентности учащихся в том случае, если педагог подчеркивает экологическую направленность музыкального материала. В то же время музыкально-эстетические впечатления от произведений существенно обогатятся смысловыми параллелями экологического характера.

При проведении формирующего эксперимента был использован наиболее доступный вид музыкальной деятельности — прослушание музыки. Выбирались и прослушивались песни различных жанров в рамках определенных тем для занятий с эколого-ориентированной направленностью: ■ ■

- мир вокруг человека (прогулка);

- труды и заботы человека;

- вера человека; .

- дом человека. ,

Песни, включённые в фольклорный репертуар, легли в основу небольшого музыкального пособия в форме компакт-диска под названием «Русские народные песни рассказывают детям о природе».

В ходе эксперимента установлены взаимосвязи составляющих сфер экологического сознания, выявлено значение духовно-нравственного компонента, который оказывает комплексное воздействие на человека, определяя его поведенческие мотивации и познавательные процессы. Духовно-нравственный компонент тесно связан со сферой деятельности, уровень развития которой прямо пропорционален уровню развития сферы эмоционально-чувственной — чем эмоциональнее и восприимчивее ребенок, тем он активнее и предприимчивее в своей экологической деятельности. Более эмоциональные дети легче усваивают новую познавательную информацию, особенно если она подана в художественной форме, они более внимательны и наблюдательны, их развитие происходит более высокими тейпами.

Для доказательства гипотезы и оценки степени эффективности предложенной методики формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности на уроках музыкального творчества (а через него деятельностного и познавательного компонентов), было проведено сравнение уровней показателей экологической компетентности на констатирующем и формирующем этапах педагогического эксперимента (табл.4-6, рис.4-6).

Духовно-нравственное отношение к экологическим проблемам

Этап педагогического эксперимента Уровень сформированное»! экологической компетентности, %

Низкий Средний Близкий к высокому Высокий

Констатирующий 0 20 60 20

Формирующий 0 0 60 40

Предварительная -->■■■< Итоговая

высокому

Уровень сформированное™

Рис. 4

Сознательно-научное отношение к экологическим проблемам

Таблица 5

Этап педагогического эксперимента Уровень сформированНЪсти экологической компетентности, %

Низкий Средний Близкий К ВЫСОКОМУ Высокий

Констатирующий 15 65 20 0

Формирующий 0 20 50 30

Предварительная • Итоговая

высокому

Уровень сформированное™

І7

Этан педагоги- Уроиеиь сформированное!!! экологической компетентности, %

римента Низкий Средний Близкий к высокому Высокий

Констатирующий 0 30 40 30 '

Формирующий 0 10 40 50

•- Предварительная •— Итоговая

Низкий Средний Близкий к Высокий . высокому

Уровень сформированное™

Рис. 6.

Результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики формирования экологической компетентности школьников на уроках музыкального творчества.

Проведённое педагогическое исследование позволяет сделать следующие выводы: '

1. Анализ научной, педагогической, эстетической и философской литературы показал, что в настоящее 'время недостаточно проработана проблема формирования экологической компетентности школьников при обучении музыке и возможность её решения методическими средствами.

2. Обоснована взаимосвязь музыкального искусства и экологической компетентности, а так же необходимость совершенствования и реализации в учебном процессе музыкально-экологической подготовки учащихся как сильного эмоционально-эстетического фактора,

3. Разработана структурно-функциональная модель и методика формирования и развития экологической компетентности школьников средствами русского народного песенного фольклора.

4. Записано музыкальное пособие в форме компакт-диска «Русские народные песни рассказывают детям о природе» (диск прилагается). •

5. Осуществлена экспериментальная проверка педагогической эффективности разработанной методики. Показано, что её использование в

процессе музыкальной подготовки школьников повышает их интерес к экологии и мотивацию к её изучению.

6. Разработаны критерии и показатели сформированности экологической компетентности школьников средствами русского народного песенного фольклора.

В ходе исследования выдвинутая, гипотеза подтвердилась, задачи решены, цель достигнута. Полученные результаты могут быть использованы в процессе экологизации уроков художественномузыкального творчества с целью обеспечения непрерывности экологического образования.

Список основных публикаций по теме диссертации.

Публикация в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

1. Степанов А.М. Музыкальное искусство как средство воспитания экологической культуры личности //Среднее профессиональное образование, 2008. - № 2. - С. 10-12.

2. Степанов А.М., Раткевич Е.Ю., Мансуров Г.Н. Формирование экологической компетентности средствами песенного фольклора // Вестник МГОУ. Серия «Педагогические науки», 2011. - № 3. - С. 108-111.

3. Степанов А.М., Раткевич Е.Ю., Мансуров Г.Н. Роль и значение искусства в формировании нравственно-эстетической составляющей экологической компетентности //Среднее профессиональное образование, 2012. -№ 12. -С. 53-55.

Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций.

4. Степанов А.М. Воздействие музыкального искусства // Современные гуманитарные исследования, 2007. - № 4 (17). - С. 226-230.

5. Степанов А.М. Воспитание экологической культуры школьников на уроках музыкального творчества с помощью русского народного фольклора. Организация проведения констатирующего и формирующего экспериментов // Вопросы гуманитарных наук, 2008. - №4 (37), - С. 66-70.

6. Степанов А.М. Художественные особенности русской народной лирики и ее экологическая значимость // Вопросы гуманитарных наук, 2008.-№4(37).-С. 71-73.

7. Степанов А.М. Линейные и фрактальные принципы формообразования в музыкальном искусстве // Вопросы гуманитарных наук, 2008. - №4 (37). - С. 126-129.

8. Степанов А.М., Раткевич Е.Ю. Влияние окружающей среды и экологического сознания на особенности музыкальной культуры. // Сборник научных трудов «Экологические проблемы Московской области». - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - С.82-93.

Подписано в печать: 19.01.2012 г.

Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Печать офсетная. Формат бумаги 60/84 1(i6. Уел. п.л. 1,18. ________________Тираж 100 экз. Заказ № 1.

Изготовлено с готового оригинал-макета в Издательстве МГОУ. 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-а

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Степанов, Алексей Михайлович, Москва

61 12-13/696

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

А / . , /

1/]1лЛ ■! I/

СТЕПАНОВ Алексей Михайлович

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (экология)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Е.Ю.Раткевич

Москва 2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.............................................................. 10

1.1. Экологические проблемы современной цивилизации........................10

1.2. Роль и значение искусства в формировании нравственно-эстетической составляющей экологической компетентности..................15

1.3. Взаимосвязь музыки и экологии на основе понятий гармонии и фрактальности................................................................................................29

1.4. Современные методики экологического воспитания с помощью академической музыки и формирование духовно-нравственного компонента экологической компетентности средствами русского фольклора......................................................................................................51

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ (5-6 кл.) ..................................................65

2.1. Критерии уровня сформированности экологической компетентности школьников.....................................................................................................65

2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента................87

2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента..........................111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................126

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 130

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный период развития человечества, сопровождающийся глобальным экологическим кризисом, ставит перед обществом ряд проблем демографического, культурного, социального, религиозного и нравственного порядков. Решение проблем возможно только в случае перестройки массового сознания с учётом современных знаний, объективной реальности и опыта естественно-гуманистической парадигмы. Базовой составляющей перестройки, несомненно, является общеобразовательная школа. Именно там необходимо обеспечить формирование и развитие у учащихся экологического стиля мышления и целостной научной картины мира.

Необходима программа целенаправленного формирования экологической компетентности личности, связанная с развитием общей культуры учащегося, ориентированная на воспитание духовно-нравственного отношения к окружающей среде. Особенно эффективным может стать синтез экологии и предметов, связанных с художественным творчеством.

Поскольку художественный образ - это единство логического и эмоционального отражения действительности в сознании человека, разработка методических приемов формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности на уроках художественного творчества является чрезвычайно интересной, актуальной и перспективной проблемой. Музыка как вид искусства, глубоко воздействующий на слушателя, связана с общими законами мироздания, отражает физическое состояние человека и общества, является яркой иллюстрацией экологических явлений. Особенно тесно связанно с природой народное творчество и поэтому использование фольклора на уроках музыки позволяет совместить целенаправленную подготовку музыкально развитого и экологически компетентного человека.

Вместе с тем, возможности школьного музыкального образования в плане формирования у детей экологической компетентности, ценностного, нравственного отношения к природе реализованы не в полной мере. Не выделена система экологических знаний; не разработаны пути целенаправленного воспитания духовно-нравственной составляющей экологической компетентности учащихся; требует разработки методика осуществления учебно-воспитательного процесса.

Выявленные противоречия между необходимостью формирования экологической компетентности, ее нравственного компонента и недостаточной степенью разработки теоретических и методических основ реализации данной задачи в рамках музыкального образования определили актуальность и выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: экологически ориентированный процесс общего музыкального развития учащихся.

Предмет исследования: формирование и развитие духовно-нравственной составляющей экологической компетентности учащихся средствами музыкального искусства.

Цель исследования: повысить уровень экологической компетентности учащихся средствами музыкального искусства.

Задачи исследования:

- проанализировать, выявить и обосновать педагогические условия формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников при обучении музыке в педагогической теории и школьной практике;

-обосновать взаимосвязь музыкального искусства и экологической компетентности, проанализировать различные музыкальные стили на предмет их близости к природной среде;

- определить критерии и показатели сформированности экологической компетентности школьников;

- разработать музыкальное пособие «Русские народные песни рассказывают детям о природе»;

- разработать и экспериментально опробировать модель формирования духовно-нравственной составляющей экологической компетентности школьников средствами русского песенного фольклора;

- оценить эффективность предложенной методики по результатам анализа проведенного педагогического эксперимента;

Гипотеза исследования: процесс формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности учащихся на уроках музыки будет эффективным, если:

- он осуществляется путем выявления параллелей между стилистическими и эколого-ориентированными особенностями музыкальных произведений;

- музыкальный урок проводить на основе произведений с экологическим содержанием;

- усилить методическую направленность проблемного подхода в музыкальном воспитании, мотивирующего подростков к здоровому образу жизни, к самореализации и социализации.

- педагог будет владеть предлагаемой методикой подачи экологических знаний.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- проблемы качества, эффективности, результативности процесса обучения в педагогической науке и практике (С.А.Карпеев, Б.Т.Лихачев, Л.В.Моисеева, И.Р.Колтунова, В.В.Пасечник, В.Г.Кезин);

- теории обучения экологии и экологизации образования (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, Д.С.Ермаков, А.Н.Захлебный, Е.Н.Дзятковская, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, В.Р.Степанов, Л.В.Кузнецова, Е.В.Яковлева);

- элементарная теория музыки, обосновывающая связь музыкального искусства и природы (Пифагор, И.Способин, Д.Кемпбелл, В.Порвенков);

- работы, касающиеся экологической, социальной и нравственной значимости фольклора (А.Н.Веселовский, Ю.Г.Круглов, Н.А.Добролюбов, В.Е.Гусев, Н.Г.Чернышевский).

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме диссертационного исследования, обеспечивающий основу формирования теоретических положений;

- обобщение и анализ личного опыта педагогической работы, а так же опыта других учителей по выявлению эффективности методики экологизации, как дополнительного средства мотивации учащихся в области обучения музыке;

- педагогические наблюдения и анализ учебного процесса в контрольно-экспериментальных группах (беседы с учащимися, анкетирование, анализ ответов учащихся);

- педагогический эксперимент, его обобщение и статистическая обработка.

Этапы исследования:

Педагогический эксперимент был проведен в 2003-2008 годах на базе Московского муниципального образовательного центра ГОУ ЦО № 686 «Класс-центр». В эксперименте участвовало 60 учащихся 5-6 классов и 4 учителя. Научное исследование осуществлялось в четыре этапа.

На первом, констатирующем этапе (2003-2004гг.) проведен анализ психолого-педагогической, учебно-методической и музыкальной литературы по теме исследования, определен научный аппарат - предмет, объект, цели и задачи, выдвинута гипотеза исследования.

На втором, поисковом этапе (2004-2006гг.) определено экологическое содержание музыкального образования, разработана методика обучения, а так же комплекс проблемных заданий.

На третьем, формирующем этапе (2006-2008гг.) для выявления уровня экологической компетентности учащихся 5-6 классов, проведено кон-

трольное анкетирование. Проведен педагогический эксперимент, по результатам которого проведено повторное анкетирование и дана оценка эффективности предложенной методики обучения музыке на основе русского песенного фольклора с экологической направленностью.

На четвёртом, заключительном этапе (2008-2009гг.) обработаны и обобщены результаты исследования, оформлена диссертация.

Научная новизна:

- определена роль учителя музыки в экологическом воспитании подростков в курсе школьного обучения (5-6 кл.);

- осуществлен анализ степени близости различных музыкальных стилей к природной среде;

- предложена модель музыкальной подготовки на основе экологического подхода средствами русского песенного фольклора, формирующая духовно-нравственный компонент экологической компетентности учащихся, развивающая ценностно-эстетическое отношение к окружающей природной среде;

Теоретическая значимость:

- теоретически обоснована взаимосвязь музыкального искусства и экологической культуры на основе понятий гармонии и фрактальности;

- выявлено экологическая ценность фольклорной музыкальной культуры и обоснована эффективность ее использования в процессе формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности учащихся;

- показано, что обучение, осуществляемое на основе проблемно-деятельностного подхода, повышает уровень экологической компетентности и музыкальной культуры учащихся;

Практическая значимость:

- разработан комплекс экологически ориентированных тем, согласующихся с музыкальными темами, которые могут быть использованы в

практике музыкального образования для формирования у учащихся духовно-нравственной составляющей экологической компетентности;

- разработаны методические рекомендации для учителей по формированию нравственного компонента экологической компетентности школьников при обучении музыке;

- создано музыкальное пособие в форме компакт-диска под названием «Русские народные песни рассказывают детям о природе».

На защиту выносятся следующие положения:

- музыкальное образование раскрывает новые возможности формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности;

- музыкальные направления, сложившиеся в различные эпохи, несут богатое экологическое содержание, которое соответствует общей философии художественного стиля.

- модель формирования духовно-нравственного компонента экологической компетентности школьников на основе русского песенного фольклора воспитывает готовность к музыкальной и экологической деятельности;

- интерес, мотивация и познавательная активность к обучению музыке повышаются благодаря приобретаемой учащимися экологической компетентности, которая является связующим звеном музыки с жизнью.

Достоверность и надёжность результатов, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, подтверждается методологической обоснованностью исходных положений исследования; использованием методов исследования, адекватных поставленным целям, задачам, предмету исследования, а так же использованием объективных показателей результативности обучения, завершенностью и эффективностью музыкальной подготовки школьников.

Апробация работы осуществлялась в форме докладов автора на научно-практических конференциях МГОУ (г. Москва, 2007-2009 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции «Наша новая школа» (г.

Москва, 2010г.), на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества» (г. Саратов, 2010г.), на II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы биоэкологи» (г. Москва, 2010г.); путём участия автора в региональном проекте «Охрана окружающей среды Московской области» областной целевой программы «Экология Подмосковья на 2008 - 2011гг.», а также посредством публикации ряда статей и работ; в ходе учебно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных школах, детских музыкальных школах, на заседании кафедры основ экологии МГОУ.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

С целью выявления основополагающих теоретических позиций исследования проведён анализ философской, искусствоведческой и педагогической литературы.

1.1. Экологические проблемы современной цивилизации

В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер. Противоречия и кризисы в социальной, духовно-нравственной, идеологической и экономической областях жизни современного человечества тесно связаны с технократическим обликом современной цивилизации, с антропоцентризмом, с разобщением человека и природы. Решение демографических, культурных, социальных, экономических проблем невозможно без изучения структуры цивилизации, без поиска оптимальных форм взаимоотношения природы и человеческого сообщества. В последнее время всё большее признание приобретает представление об экологии как о науке об экосистемах - естественных и искусственных. Практическим результатом развития такой экосистемной концепции явилось осознание необходимости перестройки экономики с учётом законов экологии.

В XIX веке русские философы и писатели осмысляют кризис современного человечества[40, 73, 95, 97, 100]. Позднее экологическая проблематика пронизывает научно-техническую мысль, через призму экологии рассматриваются духовно-нравственные вопросы - одной из центральных задач художественного творчества становится определение места человека в окружающем мире. Как отмечает Ф.Гиренок [21] «отношение человека к природе в XX веке стало своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в один узел различные стороны экономической, общественной

и культурной жизни человека». К концу XX - началу XXI века ситуация резко обостряется - встают проблемы сохранения не только природных ценностей, но и самого человека, его социокультурного достояния [34, 5153, 58, 59, 68, 85, 111-113]. Современная глобальная проблематика приводит к тому, что экология приобретает особое значение, а в учебном процессе она претендует на роль межпредметной дисциплины, объединяющей различные области знания (гуманитарные, естественнонаучные и социальные), придавая качественно новый, обобщающий характер образовательному багажу учащихся.

Современная экология - это наука, устремленная в будущее, наука о том, как передать Природу - наш общий дом - будущим поколениям, сохранив всё необходимое для их жизни. В отличие от традиционных дисциплин целью экологии является такое изучение собственного дома и возможного поведения в нем человека, которое позволило бы ему жить в этом доме, то есть выжить на планете Земля. Проблема выживания сегодня, в эпоху глобального экологического кризиса, стоит особенно остро и ей посвящено большое число работ отечественных и зарубежных авторов [35, 43, 58, 63, 66, 70, 85, 89, 96, 110- 114].

Термин «экология» был предложен в 1866 г. немецким ботаником Эрнстом Геккелем, как название раздела биологии, изучающего взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Под взаимоотношениями при этом понимается как влияние среды на организмы, так и, не в меньшей степени, влияние организмов на среду, т.к. именно в результате такого взаимодействия формируется современная среда обитания. В рамках биологии экология развивалась почти до 60-70гг. XX в. Человек в этих системах, как правило, не рассматривался; считалось, что его взаимоотношения со средой обитания подчиняются не биологическим, а социальным закономерностям и сам он является объектом изучения общественно-философских наук.

Примерно с середины XX в. предмет изучения экологии значительно расширился и трансформировался в связи с усилением воздействия человека на природу. Содержание термина «экология» приобретает социально-политический и философский аспект, а экология становится интегрированной социально-естественной наукой. Важной вехой в развитии эк�