автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки
- Автор научной работы
- Шевченко, Елена Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шевченко, Елена Петровна, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава
ИСТОРИЧЕСКИЙ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГЕНЕЗИС ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Духовная культура в контексте отечественной педагогической мысли.
1.2. Философское и психолого-педагогическое понимание проблемы исследования на современном этапе.
1.3. Эмоционально-нравственная составляющая как основной компонент духовной культуры личности.
Выводы по 1 главе.
Глава
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Факторы формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности.
2.2. Приобщение к искусству на религиозную тематику как одно из средств формирования духовной культуры будущих учителей музыки.
Выводы по 2 главе.
Глава
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ.
Выводы по 3 главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки"
Многие негативные явления последнего времени, связанные с экономическим кризисом, имущественным расслоением общества, усилением меркантильных настроений приводят к падению нравственных устоев, усилению бездуховности, оказывая влияние, как на взрослых, так и на детей и молодежь. Ценности, которые еще вчера казались стабильными, сегодня разрушены. Это ведет к раздражительности и озлобленности людей, и даже наличие образования, к сожалению, не всегда может влиять на формирование таких качеств личности, как доброта, милосердие, забота о ближнем, умение замечать боль других и сочувствовать им.
При подготовке специалиста все большее внимание уделяется профессиональной компетентности личности, нежели ее духовному началу. Поэтому проблема духовности, духовного кризиса как никогда актуальна на сегодняшнем этапе развития общества.
В общеобразовательной школе и в вузе, как в зеркале отражаются все перекосы и перегибы, происходящие в обществе. Основной упор в учебном процессе делается на приобретение знаний, а нравственный облик учащихся и студентов, их духовная сущность чаще всего остается за пределами педагогических воздействий. В результате теряется интерес к учебе, не развиваются творческая активность, духовные потребности. А ведь именно школе и вузу принадлежит основная роль в интеграции обучения и воспитания.
Противопоставление рационально-научного и духовно-нравственного противоестественно, так как наука, интеллект так же как мораль и эстетика составляют важнейшие компоненты духовного мира человека. Личность всегда находится в творческом поиске, который без интеллектуального потенциала бессилен. Рационально-познавательное пронизывает все стороны духовного мира человека, а нравственно-эстетические качества глубоко воздействуют на рационально-познавательные.
Один из путей выхода из «нравственного застоя» мы видим в воспитании духовной культуры будущего педагога. Духовность выступает сегодня как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-этической гражданской позиции. Действительно, не только понятия совершенства и гармонии, но и такая категория, как духовная культура, определяют степень развития человека, выявляют в нем гуманистическое начало. Велика при этом роль нравственно-эстетического идеала, связывающего область духовного с другими сторонами жизни человека и общества. Поэтому формирование высокой духовной культуры становится важным практическим фактором решения этических и нравственно-эстетических задач общества в целом.
Духовная культура личности в философской литературе обычно рассматривается как синтез рациональной, эмоционально-чувственной и волевой сфер. Содержание духовности составляет проблема смысла жизни. Сравнительный анализ различных подходов, научных идей и концепций позволил определить духовную культуру как характеристику психики и поведения человека, представляющую собой целостную совокупность интеллектуальных и эмоциональных, нравственных и эстетических, а также экологических идей, чувств и переживаний, внутренних установок личности.
В педагогических исследованиях определены следующие компоненты духовной культуры - умственный; нравственный, эстетический, художественный; экологический, правовой и политический (Г.П. Шевченко).
Рассмотрение понятия «духовная культура» на общенаучном уровне предопределяет ее место в теории развития личности, ядром содержательного аспекта которой выступает эмоционально-нравственный компонент.
По мнению ученых (Л.П. Буева, Д.С. Лихачев, Л.А. Рапацкая, В.Н. Шердаков), нравственность является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека. Нравственный потенциал личности неразрывно связан с ее эмоциональной сферой (Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, П.В. Симонов, М.Г. Яро-шевский). Эмоциональное и нравственное выступают как практическидуховные отношения в процессе освоения человеком общественного мира, содержатся в мотивах человеческой деятельности, в поступках человека как ценность. Таким образом, эмоционально-нравственное воспитание выступает основой развития духовной культуры, ее важнейшим компонентом.
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания встречаются в трудах представителей разных наук. Среди философов следует назвать: B.C. Соловьева, писавшего, что тот, кто стремится к совершенству в нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству; И.О. Лосского, сделавшего вывод о том, что общество, в котором исчезают представления об абсолютных ценностях, становится бездуховным и безнравственным; И.В. Киреевского, центральным понятием антропологии которого является -дух и противопоставление духовного и душевного, внутреннего и внешнего; видевшего путь к обретению утраченной целостности в собирании сил души, т.е. к внутреннему средоточию; В.И. Несмелова, указывавшего, что загадочность человека открывается во внутреннем противоречии между природой его физического организма и потребностями его духовной природы; С.Н. Булгакова, отмечающего, что сокровища духовной жизни открываются в меру духовного вмещения; Н.А. Бердяева, у которого духовное бытие человека - основная тема трудов; у него же мы находим мысли о том, что духовная жизнь раскрывается поступенно и разнокачественно, а в нее входит вся познавательная, нравственная и художественная жизнь человека;
A.С. Хомякова, признававшего главенство духовных начал в образовании; И.А. Ильина, писавшего о духовности как об очень глубоком понятии, смысл которого заключается в первую очередь в уверенности, что в пределах собственной души есть нечто лучшее, что не зависит от его произвола;
B.И. Вернадского, считавшего, что научное мировоззрение — есть создание и выражение человеческого духа; научное мировоззрение, религиозные и философские системы не являются синонимом истины, - все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа.
Среди педагогов укажем на: К.Д. Ушинского, отмечающего, что душа существует как индивидуальность, и ее строй развивается постепенно по мере того, как она, воспринимая все внешние ощущения, перерабатывает и организует их; у него же прослеживается идея всестороннего развития и совершенствования целостной личности; JI.H. Толстого, видевшего смысл жизни в становлении самого человека и во благе для всех, а достижение свободы человека в личностно-духовной сфере жизни через самосовершенствование; В.В. Зенъковского, говорящего о духовности, как о творческой силе в человеке; считающего, что духовная жизнь заключается в стремлении к Абсолютному и является сердцевиной личности; Н.И. Пиро-гова, в педагогических сочинениях которого есть мысль о закрытой сфере души, где и находятся корни человеческих стремлений.
Назовем таких психологов, как: ММ. Бахтин, исследовавший культурно-исторические корни процесса потери человеком его жизненной целостности; определявший цель, создаваемой им философии жизни, только как нравственную; Г.Г. Шпет, рассматривающий «дух» как одно из двух основных базовых психологических понятий; C.JI. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, по мнению которых единицей анализа личности является особая разновидность действия - нравственное действие; Г.И. Челпанов, являющийся создателем психологической культуры размышлений о душе; В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, рассматривающие понятие «духовный слой сознания»; А.И. Клибанов, понимавший историю духовной культуры как историю культуры Духа.
В современной психолого-педагогической литературе вопросы формирования эмоционально-нравственных качеств личности рассматриваются в работах Г.М. Бреслава, Ф.Е. Вилюнаса, Ю.Е. Виноградова, К.Э. Изарда, А.В. Петровского, Л.И. Рувинского, В.Э. Чудновского, Д.С. Шимановского, М.Г. Ярошевского, где подчеркивается, что содержательные аспекты эмоциональности неразрывно связаны с нравственными качествами личности; выявляются условия правильной организации различных видов деятельности с помощью положительного эмоционального отношения к её конкретному виду.
Поскольку мы рассматриваем личность будущего педагога-музыканта, то проблема формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры естественно связана с приобщением студентов к высшим ценностям мирового искусства.
Важнейшую роль искусства в процессе формирования духовной культуры подчеркивали Б.В. Асафьев, М.С. Бахтин, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Разумный и другие. В искусстве, несущем в себе специфическую информацию, обобщение закономерностей становления духовной культуры определенной исторической эпохи, они видят действенное средство духовно-нравственного развития. Это особенно важно в аспекте подготовки педагога — музыканта.
В этой связи интересны мысли выдающихся мастеров музыкального исполнительства, подчеркивающих важность воспитания общечеловеческих качеств личности в процессе музыкального обучения. Так, Г.Г. Нейгауз считал, что эффективность процессов воспитания и обучения зависит от их комплексной взаимосвязи; С.Е. Фейнберг утверждал, что исполнитель может почерпнуть из сокровищницы чувств, образов, идей только то, на что он сам способен, к чему он подготовлен богатством своих душевных сил и общим культурным развитием; Я.И. Мгшъштейн выдвинул мысль о том, что без совершенствования личности ничего значительного в жизни и искусстве достичь невозможно; то, что представляет собой музыкант, зависит от всей его духовной биографии; С.И. Савшинский говорил о том, что важно не только обучение игре на инструменте, но и воспитание музыканта — художника с «горящим сердцем».
В плане исследуемой нами проблемы особое место принадлежит искусству, связанному с религиозной тематикой. Известно, что религии отводится важнейшая роль в системе нравственного воспитания личности. Так в работах Г.С. Батищева, В.И. Гараджи, А.А. Гусейнова, Т.Н. Любан, Л.А. Попова, Ю.В. Рождественского, Б.Ф. Сикорского и других подчеркивается значимость религии в духовном становлении человека. Безусловно, духовные ценности существуют не только в рамках религии, но исторически они осознавались, прежде всего, в процессе развития религиозных систем. Говоря о культурологическом значении религии, следует помнить о ее роли в сохранении культуры и искусства, развитии образования и духовного самосознания, в организации образа жизни и быта людей. Церковь дала обществу письменность, сохраняла летописи, поддерживала традиции, регулировала общественные, бытовые, личностные отношения. Большое место в религии во все времена отводилось искусству. К сожалению, неуважительное отношение к церковному искусству в течение последних десятилетий отрицательно сказалось на развитии всей современной культуры и нравственном состоянии общества, в котором резко ослаблена роль институтов социализации молодежи (семьи, школы и т.п.).
Итак, проблема формирования духовной культуры личности нашла широкое отражение в философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической, религиоведческой литературе. Всеми исследователями подчеркивается возможность духовного воспитания личности; выявляется важнейшая роль эмоционально-нравственного компонента, как основного составляющего духовной культуры личности; выделяется значение искусства как одного из эффективных средств в становлении духовной культуры. В приобщении к искусству на религиозную тематику мы также видим действенный путь формирования духовной культуры будущих педагогов-музыкантов.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта преподавателей музыкально-педагогических факультетов показал, что в учебно-воспитательном процессе вуза проблема эмоционально-нравственного становления студентов — будущих учителей музыки изучена недостаточно, хотя имеется ряд работ (В.В. Богатов, З.И. Гладких, Е.П. Дышлевая, Л.П. Илларионова, Е.С. Полякова, Л.С. Романова, С.Ю. Цикунов), в которых освещаются некоторые аспекты данной проблемы. Не в полной мере используются воспитательные возможности искусства, связанного с религиозной тематикой.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:
• состоянием современного общества на данном этапе и необходимостью воспитания духовно развитой личности;
• признанием важности создания целостной системы развития духовно -нравственной культуры молодежи;
• необходимостью выявления особенностей процесса формирования эмоционально-нравственных качеств личности с привлечением средств искусства на религиозную тематику.
Неразработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая важность определили выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий и методов, способствующих эффективному формированию духовной культуры будущих учителей музыки с привлечением средств искусства на религиозную тематику.
Объект исследования - процесс формирования духовной культуры, опосредованный искусством, в том числе на религиозную тематику, у студентов музыкально - педагогического факультета педагогического института.
Предмет исследования — педагогические условия и средства, способствующие эффективному формированию эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности будущего учителя музыки.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования духовной культуры студентов будет более эффективным, если:
• совокупность педагогических условий и методов основывается на формировании эмоционально-нравственной сферы личности;
• субъект обучения включается в творческую деятельность, ориентированную на овладение им эстетическими и нравственными знаниями;
• педагогические условия функционирования системы формирования духовной культуры, обеспечиваются в комплексе дисциплин специальной подготовки педагога-музыканта (история искусств, история музыки, инструмент, теория музыки);
• используется комплекс художественных средств различных видов искусств на религиозную тематику.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили конкретизацию следующих задач:
1. Выявить структуру духовной культуры личности и раскрыть особенности эмоционально-нравственного компонента, как основы ее формирования.
2. Выявить условия и средства педагогического воздействия на развитие духовных качеств личности через приобщение к искусству на религиозную тематику.
3. Определить роль и место искусства на религиозную тематику в формировании духовной культуры будущего педагога-музыканта.
4. Разработать диагностический и критериальный инструментарий, позволяющий установить степень сформированности духовной культуры.
5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемой методики.
Методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, представителей педагогической теории и практики, культурологов, религиоведов, посвященные проблеме формирования духовной культуры личности через ^ приобщение к искусству, в частности на религиозную тематику. Исследование базировалось на теоретических положениях психологии о взаимодействии искусства и воспитания (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Теплое и др.), на выводах педагогической науки о развития нравственных качеств личности в процессе эстетической творческой деятельности (К.В. Гавриловец, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова и др.), на выводах культурологической науки об искусстве как феномене культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Ю.Б. Борев, П.А. Кропоткин, J1.A. Рапацкая и др.) и концепции массового музыкального воспитания и образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, J1.F. Арчажникова, Г.М. Цыпин и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений была использована совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был определен метод, адекватный исследуемому вопросу: метод теоретического анализа и синтеза использовался при изучении научных публикаций и разработке концепции исследования, обосновании его теоретических и методологических установок; метод экспертных оценок, опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, рейтинг) были необходимы на этапе анализа современного состояния системы формирования духовной культуры у студентов музыкально-педагогического факультета; метод структурно-функционального моделирования, системного анализа, математические методы использовались на этапе формирования целостной модели системы эмоционально-нравственного развития; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и диагностический педагогический эксперимент), а также научные дискуссии, публичные выступления, промежуточные публикации были необходимы на этапе апробации и внедрения результатов исследования.
Организация и опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (1997 — 1999 г.г.) — диагностирующий - представлял собой подробное знакомство с проблемой формирования духовной культуры личности, ее теоретическое осмысление, выбор интересующего направления и оценку современного состояния исследуемого процесса в области преподавания предмета «Музыка».
Основными видами работы на данном этапе были: изучение источников и литературы по вопросам становления духовной культуры, ее основных компонентов; выяснение субъективного фактора и объективных условий осуществления указанного процесса в практике преподавания музыки общеобразовательных школ (разработка диагностирующих методик, позволяющих определить степень внимания к данной проблеме, проведение констатирующего эксперимента).
Второй этап (1999 - 2002 г.г.) - опытно-экспериментальный - проводился на базе Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского (ПИ СГУ). Этот этап включал в себя теоретическое и методологическое обоснование предлагаемой концепции осуществления процесса формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности будущего учителя музыки, разработку методики ее внедрения в программу вуза, экспериментальную проверку выдвинутой гипотезы.
В указанный период рассматривалось понятие духовной культуры, на основе системы специальных заданий разрабатывалась методика его формирования у студентов, проводилась работа по составлению спецкурса «Библейские образы в искусстве». Кроме того, для поэтапной фиксации результатов педагогического эксперимента были разработаны соответствующие диагностические методики. В рамках данного этапа в течение трех лет (1999 - 2002 г.г.) осуществлялось экспериментальное исследование эффективности спецкурса.
Третий этап (2002 -2003 г.г.) - завершающий - предусматривал обобщение полученных в результате опытно-экспериментальной работы данных, теоретическую обработку материалов и оформление диссертации. Научная новизна заключается в том, что:
• разработана методика формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры личности студентов, изложенная в специальном курсе «Библейские образы в искусстве»;
• экспериментально проверен комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих наибольшую эффективность формирования эмоционально-нравственной сферы будущих учителей музыки (привлечение средств искусства на религиозную тематику, опора на комплексное использование различных видов искусств, стимулирование самостоятельной активности, обращение к системе практических заданий);
• предложены критериальный аппарат и диагностический инструментарий качества сформированности духовной культуры.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
• педагогически обосновано содержание и основные компоненты (умственный, нравственный, эстетический, художественный, экологический) духовной культуры личности;
• выделен эмоционально-нравственный компонент в структуре духовной культуры как основной, поскольку именно категории - эмоциональное и нравственное выступают как практически-духовные отношения в процессе освоения человеком общественного мира,- содержаться в мотивах человеческой деятельности;
• показана роль искусства на религиозную тематику, обладающего многосторонними ценностно-ориентирующими возможностями, в процессах формирования данной сферы у будущих учителей музыки. Практическая ценность заключается в том, что разработанные содержание и методы способствуют улучшению организации обучения, развитию и совершенствованию эмоционально-нравственных качеств студентов, формированию их духовного мира, внутренних установок на самосовершенствование. Основные положения и выводы могут служить рекомендациями в практику работы учреждений системы общего образования.
Достоверность и аргументированность полученных результатов обеспечена реализацией комплекса взаимопроверяющих методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследования; опытно-экспериментальной работой и личным опытом работы исследователя. На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование эмоционально-нравственной сферы личности является приоритетным как для состояния духовной культуры будущего учителя музыки, так и для учащихся, поскольку субъект постоянно включен в систему общественных отношений, деятельность, общение.
2. Среди множества факторов, влияющих на формирование эмоционально-нравственного компонента, духовной культуры личности, одним из наиболее важных является искусство, как светское, так и церковное. Произведения искусства, созданные на основе религиозных сюжетов, выражают общечеловеческие, обще культурные эстетические идеалы, по своему адресату они не предназначены только для церкви и верующих, а обращены к человеческому в человеке и с помощью художественно-образных обобщений вызывают эмоционально-нравственное, эстетическое отношение к явлениям мира.
3. Основные критерии и параметры определения уровня сформированности эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки, куда входили следующие умения: раскрыть взаимосвязь эмоционально-нравственного смысла произведения с художественно-выразительными средствами, дать оценку анализируемому произведению с позиций духовно-нравственного идеала, осмыслить духовно-нравственный потенциал произведений искусства, содержательно мотивировать свое отношение, соотнести творчество отдельной личности с историей развития культуры, наличие адекватной эмоциональной отзывчивости. Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на музыкально-педагогическом факультете Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (1997-2003 г.г.); в выступлениях автора на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава пединститута (Саратов, 1998-2003 г.г.); путем публикаций научных и методических статей в сборниках научных трудов Саратовского педагогического института (1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 г.г.); в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре методики и теории музыки Московского Государственного Открытого Педагогического Университета им. М.А. Шолохова; обсуждения на кафедре теории, истории и педагогики искусства, на кафедре музыкально-инструментальной подготовки, на кафедре теории и методики музыкального образования Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по 3 главе
Результаты констатирующего этапа настоящего эксперимента выявили недостаточный уровень сформированности эмоционально-нравственного компонента духовной культуры студентов второго курса музыкально-педагогического факультета.
Эксперимент подтвердил гипотезу о том, что формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется в том случае, если субъект обучения включается в творческую деятельность, ориентированную на овладение им эстетическими и нравственными знаниями, почерпнутыми из произведений искусства, в том числе и на религиозную тематику.
Формирующий этап данного исследования, в рамках которого студенты экспериментальной группы имели возможность обучения по спецкурсу «Библейские образы в искусстве», обнаружил тенденцию постепенного повышения состояния эмоционально-нравственной сферы студентов. Фиксирующие этот процесс контрольные срезы отметили качественное и количественное изменение данного процесса у студентов экспериментальной группы. Ярким тому показателем стало увеличение респондентов с высоким уровнем и выше среднего, а также исчезновением уровня - ниже среднего.
Сопоставление результатов экспериментальной и контрольной групп подтвердило эффективность спецкурса «Библейские образы в искусстве» и разработанных экспериментальных методик.
Заключительный этап эксперимента показал продолжение процесса развития эмоционально-нравственного компонента духовной культуры студентов, участвующих в исследовании, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки с привлечением средств искусства на религиозную тематику позволило сделать следующее заключение.
В ходе решения поставленных в данной работе задач на основе изучения философских, психолого-педагогических, искусствоведческих, культурологических, музыкально-педагогических трудов выведено определение духовной культуры личности как характеристики психики и поведения человека, представляющей собой целостную совокупность интеллектуальных и эмоциональных, нравственных и эстетических, а также экологических идей, чувств и переживаний, внутренних установок личности. Выявлена структура духовной культуры личности, включающая следующие сферы: умственную; нравственную, эстетическую, художественную; экологическую, правовую и политическую. Раскрыты особенности эмоционально-нравственного компонента, как основы ее формирования и развития.
Среди факторов, имеющих определяющее значение для формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры (семья, экологическое воспитание, 'фольклор, патриотическое воспитание, труд), выделяется эстетическое воспитание, искусство рассматривается мощным средством развития вышеназванной сферы.
В диссертационном исследовании была сделана попытка определить роль и место искусства на религиозную тематику в системе формирования духовной культуры будущего педагога-музыканта. В определение «искусство на религиозную тематику» были включены произведения музыки, живописи, литературы, архитектуры, скульптуры и др. как непосредственно относящиеся к церковному культу, так и носящие светский характер, но в которых присутствуют духовные образы, ибо провести четкую грань между двумя этими сложными образованиями общественной и культурной жизни и общественного сознания практически невозможно.
В исследовании апробированы формы, методы, условия работы со студентами музыкально-педагогического факультета, вытекающие из методологии разработанного специального курса «Библейские образы в искусстве». В задачи данного спецкурса входило: формирование у студентов — музыкантов комплексных представлений об основных образах, представленных Библии; вооружение студентов теоретическими знаниями о сущности нравственно-эстетических категорий и направленности художественно-выразительных средств на раскрытие их нравственного и эстетического смысла; формирование умений давать оценку анализируемому явлению с позиций духовно-нравственного идеала; осознание эмоционально-нравственного и эстетического смысла категорий эстетики путем сравнительно-сопоставительного метода осуществления вербальной нравственно-эстетической интерпретации произведений искусства. Специальный курс способствовал формированию эмоционально-нравственного компонента духовной культуры студентов музыкально-педагогического факультета.
Процесс апробации и внедрения технологии формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущих учителей музыки включал в себя следующие этапы: погружение в проблематику нравственных ценностей, представленных в Библии и современных общечеловеческих приоритетов; понимание и чувствование своего «Я» с позиции нравственных ценностей; выявление эмоционально-ценностного отношения к себе; познание нравственных ценностей средствами искусства на религиозную тематику.
Проведенная с помощью специально разработанных методик диагностика уровня развития эмоционально-нравственной сферы в процессе опытно-экспериментальной проверки эффективности вышеназванного курса выявила тенденцию повышения ее качественных характеристик.
Результаты, к которым пришел диссертант, не дают окончательных ответов на вопросы разработки единственно верной философии формирования духовной культуры личности, но в рамках настоящего исследования была предпринята попытка повлиять на течение вышеназванного процесса, чтобы добиться его наибольшей активизации.
Проведенный эксперимент, (включавший разработку системы методических приемов эмоционально-нравственного развития в процессе интегрированного обучения на занятиях по методике музыкального воспитания, специальный курс «Библейские образы в искусстве», организацию и проведение внеклассных мероприятий по его тематике, разработку уроков музыки в русле спецкурса и посещение студентами действующих в Саратове православных храмов и Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева), и его результаты подтверждают правильность выдвинутой гипотезы и дают основание убедиться в эффективности предложенной автором методики формирования эмоционально-нравственного компонента духовной культуры будущего учителя музыки с привлечением средств искусства на религиозную тематику.
161
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шевченко, Елена Петровна, Москва
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 139 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
3. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. Киев: Наукова думка, 1990. - 192 с.
4. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента: Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1991.-104 с.
5. Алленов М.М. Александр Андреевич Иванов. М.: Изобразит, искусство, 1980.-206 е., цв. илл.
6. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X нач. XX вв.: Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. - М.: Искусство, 1989.-479 с.
7. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М.: Искусство, 1959. - 37 е., илл.
8. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1984. - 331 с.
9. Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. М.: Изобразит, искусство, 1974. - 115 е., илл.
10. Ю.Алпатов М.В. Феофан Грек. М.: Изобразит, искусство, 1990. - 207 е., цв. илл.
11. П.Ананьев Б.Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний. // Вестник высшей школы. 1972. № 7. С. 17-26.
12. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
13. Анисин А.Л. Основания и пути становления идеи соборности в русской духовной жизни: Автореф. дис. канд. филос. наук. Тюмень, 1997. — 19 с.
14. М.Аннин П. Свод главнейших законоположений и.распоряжение о начальных народных училищах и учительских семинариях: В 2 ч. СПб., 1882., 1886.
15. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
16. Анохин П.К. Эмоции. // БМЭ. Глав. ред. А.Н. Бакулев. 2-е изд., Т.35. М., 1964. - 1230 стлб. с илл., 14 л. илл.
17. Аплетаев М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения (методика и опыт): Учебное пособие. Новосибирский гос. пед. инс-т, Омский гос. пед. инс-т. Омск: ОГПИ, 1989. -89 с.
18. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. М., 1984. -174 с.
19. Архангельский JI.M. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления. М.: Мысль, 1985. - 239 с.
20. Архангельский JI.M. Моральные ценности и современность. // Вопросы философии. 1983. №11. С.88-93.
21. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.-111с.
22. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
23. Бабосов Е.М., Соколова Г.Н., Ждановская А.П. и др. Роль культуры в формировании личности. М.: Наука и техника, 1980. - 192 с.
24. Балакина Т.Н. История отечественной культуры. Ч. 1. Культура русского средневековья. -М.: Новая школа, 1994. 80 с.
25. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.-143 с.
26. Барсов А. Произведения русской словесности с точки зрения библейской нравственности. //Педагогический сборник. 1896. №8. С.81-86.
27. Бачинин В.А. Духовная культура личности. (Философские очерки). М.: 1986.-111 с.
28. Белинский В.Г. Соб. соч. в 3 томах. Под общ. ред. Ф.М.Головенченко Т.2.-М.: тип. «Печат. двор» в Лгр., 1948. т. 2 — 932 с.
29. Белова JI.B. Образ жизни и духовные потребности молодого человека. — Л., 1980.-24 с.
30. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. J1.: Музыка, 1974. - 143 с.
31. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. --M.-JI.: Просвещение, 1964. -102 с.
32. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Ред. А.Петровского. М.: Педагогика, 1979.- Т.1 - 304 е., Т.2 -398 с.
33. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Г.Н. Нравственное воспитание (философско-эстетические основы). Воронеж: ГВУ, 1990. - 142 с.
34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968.- 464 с.
35. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: Научно-методическая разработка. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.-32 с.
36. Бондаревская Е.В. Ценностные основания "личностно ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995. №4 С.29-36.
37. Борев Ю.Б., Лармин О.В. О соотношении нравственного и эстетического воспитания. // Проблемы нравственного воспитания. М.: Издат-во Моск. ун-та, 1977. С. 196-197.
38. Воронина JI.H. Динамика ценностных ориентаций молодежи: Автореф. дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1994. - 22 с.
39. Брандт Г.А. Единство нравственного и эстетического в искусстве: Диссерт. канд. филос. наук. JL, 1984. -144 с.
40. Буева JI.П. Духовность и проблемы нравственной культуры.//Вопросы философии. 1996. №2. С.3-7.
41. Буров А.К. Об архитектуре. М., I960. - 113 с.
42. Бутвевич В.В. Формирование нравственных идеалов студентов пед. вузов: Метод, пособие. Минск, 1987. - 66 с.
43. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.-286 с.
44. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1974.- 268 е.; 32 л. ил.
45. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.-255 с.
46. Валеев В. Из истории Саратовских церквей. Саратов: Поволжское книжное издательство, 1990. -205 с.
47. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской и средневековой живописи, XIX век./ ВНИИ реставрации. М.: Искусство, 1986. - 382 с.
48. Вздорнов Г.И. Феофан Грек: Творческое наследие. М.: Искусство, 1983. -338 е., илл.
49. Викторов А.Ш. История русской культуры. М.: Гном-пресс, 1997. - 132 с.
50. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.-142 с.
51. Владышевская Т.Ф. К вопросу о роли византийских и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения.-М. 1983.-49 с.
52. Владышевская Т.Ф. Русская церковная музыка -XI XVII веков: Автореф. дис.д-ра иск-я. -М., 1993.-47 с.
53. Водзинскнй Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов. Мн.: Высш. школа, 1982. - 271 с.
54. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X XVII вв.). // Педагогика. 1996. №2. С.84-88.
55. Выбор методов обучения. Ред. Бабанского Ю.К.-М.: Педагогика, 1981. 176 с.
56. Выготский JI.C. Психология искусства. Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
57. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. -79 с.
58. Гавриловен К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя, 2-е изд. доп. и перераб. Мн.: Нар. асвета, 1988.- 128 с.
59. Гапахов А.Д. История русской словесности, древней и новой. Пособие для гимназий и прогимназий: в 3 т. Изд. 3-е. М., 1894. т. 1 - 330 с.
60. Ганжин В.Г. Социалистическая нравственность как система (проблемы, процессы, отношения). -М.: МГУ, 1987.- 166 с.
61. Гладких З.И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1997. -20 с.
62. Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.77 с.
63. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993. 498 с.
64. Гусейнов А.А. Моральный выбор. М.: Наука, 1985. - 208 с.
65. Гюнцбург К. Нравственная педагогика. М., 1876. - 78 с.
66. Даниэль С.М. Библейские сюжеты. Спб.: Художник России. 1994. - 216с., илл.
67. Деков В.У. Религия и духовная культура общества: проблемы взаимодействия. М.: Знание, 1989. - 46 с.
68. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972. -168 с.
69. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев: Политиздат Украины, 1987. 139 с.
70. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат, 1978.-271 с.
71. Дышлевая Е.П. Формирование нравственных качеств будущего учителя музыки в процессе занятий музыкой: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1989.- 16 с.
72. Елисеев В. Программы и правила всех классов мужских гимназий и прогимназий. Одесса, 1916. - 56 с.
73. Елисеев В. Программы и правила всех классов реальных училищ. -Одесса, 1914.-47 с.
74. Жизнь Христа в произведениях живописи. -М.: Гапарт, 2001. 167 е., илл.
75. Изард К.Э. Эмоции человека. М., 1980. - 287 с.
76. Изображения богоматери. По изд. С.Т.Большакова, под ред. А.И. Успенского. М., 1992. - 136 с.
77. Ильин Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982.-109 с.
78. Ильина Т.В. История искусств: Русское и советское искусство. М.: Высшая школа, 1989.-400 е., илл.
79. Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи: Автореф. дис. канд. филос. наук. Пермь, 1997. - 30 с.
80. Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников. Сб. науч. трудов. Под рук. Е.К.Чухман. - М.: НИИ Худож. воспитания, 1986.- 119 с.
81. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. // Программы по музыке (с поурочной методической разработкой) для общ. Школы 1 -3 классы. — М.: Просвещение, 1981.-C.3-36.
82. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. М.: Молодая Гвардия, 1984.- 142 с.
83. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа). // Вопросы философии. 1985. №9. С.91-102.
84. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М., 1985.- 181 с.
85. Каптан Т.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.- 18 с.
86. Карасев А.Н. Беседы о церковном пении и его исполнении. Извлечение из «Методики пения» Часть2. Пенза, 1898. С. 137-249.
87. Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. М.: Педагогика, 1991. - 160 е., ил.
88. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М.: ТЕРРА, 1992.686 с.
89. Квятковский Е.В. Древние сказания: духовно-нравственные идеалы. // Дошкольное воспитание. 1992. №2. С.61-66.
90. Квятковский Е.В. Духовно-нравственные идеалы библейских сказаний. // Дошкольное воспитание. 1997. №1. С.64-71, №2. С.71-74.
91. Кееринг О.П. Формирование музыкальной культуры младших школьников в условиях художественной самодеятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л., 1982.- 16 с.
92. Ключевский В.О. Соч. в 9 т. Под ред. В.Л.Янина. М.: Мысль, 1987. т. 9 -525 с.
93. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма. // Педагогика. 1998. №5. С. 18-21.
94. Ковалевский П.И. Национализм и национальное воспитание в России. -Нью-Йорк, 1922.- 120 с.
95. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.
96. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X нач. XII в.: Визант. наследие и становление самостоят, традиции / Отв. ред. В.Л. Янин. - М.: Наука, 1987.-317 с., илл. .
97. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
98. Косичев А., Платонов Г. Духовность и проблема воспитания. // Высшее образование в России. 1998. №1. С. 124-127.
99. Кошмина И.В. Духовная музыка в самообразовании учителя. // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. -Иркутск, 1997. С. 230-238.
100. Криштоф Е.Г. Библейские сказания о любви и другие истории. — М.: Армада-пресс, 2001.-480 е., илл.
101. Крывелев И.А. Христос: миф или действительность. М.: Общественные науки и современность, 1987. - 143 с.
102. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации. // Вопросы философии. 1992. №12. С. 21.
103. Кулик J1.A., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 1990.-245с.
104. Куликов В.Г. Знания, вера и духовное возрождение. // Россия и современный мир. 1995. №2. С.61-63.
105. Кулинкович Е.П. Программа курса «Искусство и религия». // Искусство в школе. 1994. №4. С.58-61.
106. Кураев А. Изучаем библию. // Народное образование. 1996. №3. С.44-47.
107. Куриленко Т.М. Воспитание нравственности. Минск: Нар. асвета, 1983. -144 с.
108. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев JI.H. Толстого и Ф.М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
109. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. - 170 е., 106 л. илл.
110. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1947. Т.1.-454 с.
111. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961. - 134 е., 61 л. илл.
112. Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знание, 1973. - 47 с.
113. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972.-517 с.
114. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981.- 185 с.
115. Литература и искусство в нравственном и эстетическом воспитании школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышев: КГПИ, 1983.- 158 с.
116. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. - 168 с.
117. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов, пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Юрайт, 1998.- 464 с.
118. Лозовая И.Е. Церковная культура благословенно консервативна. // Музыкальная академия. М.: Сов. композитор, 1-997. №1. С.23-25.
119. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
120. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М.: Просвещение, 1974. - 336 е., илл.
121. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.- 415 с.
122. Маймин Е.А. Искусство мыслит образами. М.: Просвещение, 1977. — 144 е., 16 л. илл.
123. Макаренко А.С. Собрание сочинений. В 5-ти т. Под общей ред. А.В.Терновского. М.: Правда, 1971. т. 5. -510 с.
124. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30-ти т. Изд.2-е. -М.: Политиздат, 1961. т.18-807 с.
125. Мартынов В.И. История богослужебного пения. М.: РИО ФА, 1994. -237 с.
126. Машковский И.И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М.: Знание, 1976. - 63 с.
127. Медведев В.П. Самосозидание как атрибут человека и личности. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. 71 с.
128. Медушевский В.В. Мысли о православной психологии музыки. // Альманах музыкальной психологии. М.: МГК, 1994. С.48-75.
129. Мень А. Библия (об изучении памятника мировой культуры). // Наше наследие. 1990. №1. С.131-156.
130. Методические проблемы исследования духовного мира личности. Межвузовский сборник. Красноярск: Красноярский гос. Ун-т, 1983. -134с.
131. Методические рекомендации по созданию нравственно-эстетических ситуаций на уроках предметов гуманитарного цикла / Ленингр. отдел, пед. об-ва РСФСР, сек. общ. педагогики. Сост. Е.С. Канцепольская. Л.: Б. и., 1978.-31 с.
132. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения.- М.: Знание, 1977. 64 с.
133. Мюллер Л. Значение Библии для христианства на Руси: От крещения до 1240 г. // Славяноведение. 1995. №2. С.3-11.
134. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.
135. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. Ред. Л.М. Архангельский. М.: Мысль, 1979. - 303 с.
136. Отечественная культура XX века и духовная музыка. // Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 1990. — 200 с.
137. Памятники русского музыкального искусства. Ред Ю.В. Келдыш. М. 1974.-246 с.
138. Педология юности. Под ред. И.Арямова. М. - Л.: Учпедгиз, 1931 — 118с.
139. Полное собрание творений Иоанна Дамаскина, т.1. Спб., 1913.
140. Полякова А.А. Духовная традиция русского фольклора в обучении гуманитарным предметам: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Челябинск, 1997.-18 с.
141. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976.-280 е., илл.
142. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии. // Педагогика. 1992. №7/8. С. 28-32.
143. Попов Л.А. Драма духовности. // Народное образование. 1997. №5. С.63-67.
144. Пронин В.В. Интегральная духовность как преодоление кризиса культурной идентичности молодежи: Автореф. дис. канд. культурол. наук. Нижний Новгород, 1997. - 20 с.
145. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. Сп.-б., 1994. - 54 с.
146. Программа четырехгодичного курса для земских школ Опочецкого уезда. Псков., 1912. -43 с.
147. Программы и объяснительные записки к ним для начальных училищ г. Вологды и Вологодского уезда с четырехгодичным курсом. -Вологда., 1912.-63 с.
148. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др. М.:'Педагогика, 1981. - 224 е., илл.
149. Психология воспитания / Под ред. Петровского В.А. — 2-е изд. М.: Аспект - Пресс, 1995. -152 е., ил.
150. Психология и педагогика: Учеб. пос. для вузов. Составитель Радугин А.А., 2-е изд., испр. и доп. М.: Центр, 1999. - 256 с.
151. Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса: Сб. ст. Том. гос. ун-т им. В.В. Куйбышева / Под ред. JI.B. Комаровской, В.И. Кабрина. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989.-221 с.
152. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1992. - 16 с.
153. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96с.
154. Разумный В.А. Этическое и эстетическое в искусстве. М.: Искусство, 1959.- 158 с.
155. Рапацкая JT.A. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников (Вопросы теории и методики). — М., 1992.-92 с.
156. Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. — М.: Знание, 1987.-63 с.
157. Ризз Г.И. Мир управления из детской. // Педагогика. 1995. №3. С.94-97.
158. Роль духовной культуры в развитии личности. Сб. науч. трудов. Ред С.Н.Иконникова. JL, 1979. - 160 с.
159. Роль духовной культуры и искусства в формировании мировоззрения личности. Сборник / Сост.: А.С.Мигунов. М.: Знание, 1986. - 64 с.
160. Романовский В. Классная работа учителя истории. // Педагогический сборник. 1900. №7. С. 11-19.
161. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-704с.
162. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии. М., 1973.- 352 с.
163. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 184 с.
164. Рувинский Л.И. Теория ценностного 'осознанно-эмоционального усвоения нравственности: Тез. докл. ко II симпозиуму. М., 1973. С.8.
165. Рыбников Н.А. Религиозные представления школьников. // Вестник воспитания. 1913. №8. С. 14-19.
166. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. Л.: Лениздат, 1987. - 156 с.
167. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста. // Вестник высшей школы. 1969. № 8. С. 16-21.
168. Сафиуллин Л.К. Направленность личности как мера ее духовности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Казань, 1994. - 18 с.
169. Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании, кн. 1.- Спб., 1849. -78 с.
170. Светова 3. Библия книга книг. // Семья и школа. 1991. №7. С.24-26.
171. Свешников Н. Программы и правила гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения. Вятка. 1886. - 26 с.
172. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 215 е., илл.
173. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П., отв. ред. Айрапетянц М.Г. АН СССР Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 350 с.
174. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М.: Прометей, 1991.-144 с.
175. Смирнов С.А. Нравственное развитие подростков в процессе творческой познавательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. -18 с. .
176. Сохор А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия. // Художественное восприятие. М., 1981. - 385 с.
177. Социология. Учебное пособие для студентов вузов. А.Н.Елсуков, Е.М.Балбосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 544с.
178. Станькова Я. Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер. с чеш.
179. B.К. Иванова. М.: Стройиздат, 1987. - 292 е., илл.
180. Столяров И.Н. Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи: Автореф. дис. канд. фипос. наук. Москва, 1996. -'15 с.
181. Стругацкий А.Н. Новые человеческие типы. // Вопросы философии. 1976. №10. С. 44 -49.
182. Сухомлинский В.А. О воспитании. Сост. и авт. вступ. очерков
183. C.Соловейчик 5-е изд. М,: Политиздат, 1985. - 270 с.
184. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.
185. Тевосян А. Тебе поем. // Музыкальная жизнь. 1989. №23. С. 8-9.
186. Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. -329 с.
187. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Изв. АПН РСФСР, Вып.11. 1947. С.7-26.
188. Тендряков В. Нравственность и религия. // Наука и религия. 1987. №2. С.46-48, №3. С. 5-7, №4. С.51-53, №6 С.22-24, №7. С.9-11.
189. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. С.-Петербург, 1997. —168 с.
190. Титаренко В .Я. Семья и формирование личности. М., 1987. - 176 с.
191. Тихомиров Д.И. Современные задачи начальной школы. М., 1911. -57с.
192. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее российского образования. // Педагогика. 1998. №2. С. 3-7.
193. Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Изд-во политической литературы, 1982.-287 с.
194. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. методологии исслед. -М.: Мысль, 1980.-271 с.
195. Уткин С.П. Очерки по марксистско-ленинской этике. М.: РГУ, 1962. -240 с.
196. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. М.: Просвещение, 1978. - 129 с.
197. Фаркаш Э. Этика и процесс нравственного воспитания. // Методологические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 140-152.
198. Федосеев В. Бог, религия, человек. // Даугава. 1990. №3. С. 100-111.
199. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс, 1991. - 185 е., илл.
200. Феруз С.А. Воспитание музыкальной культуры младших школьников в семье: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 19 с.
201. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. -221 с.
202. Фридман J1.M., Пушкина Т.А., Каплунович И .Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 207 е., илл.
203. Хайруллин Ш.Ш. Проблема духовности и образовательный процесс. // Вестник Челябинского университета. Педагогика. Психология. -Челябинск, 1996. №1. С.42-54.
204. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн. 1. М.: Сов. Композитор, 1988. - 384 с.
205. Чельцов Г. Объяснение символа веры, молитв и заповедей: Публ. кн. 1914г. // Русская речь. 1992. №4. С. 89-105.
206. Чугунова Г.И. Этнокультура и фольклор народов Поволжья как учебный курс и его особенности в Республике Татарстан. // Культурные традиции этносов поволжско уральского региона и проблемы современного образования. - М., 1993. С.27-34.
207. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности. // Вопросы философии. 1996. №2. С. 27-31.
208. Щукина Г.И. Социально-педагогические приоритеты современности. // Советская педагогика. 1991. №1. С.50-54.
209. Этносоциальная ситуация в Саратовском Поволжье и проблемы управления. Под ред. С.И.Замогильного. Саратов, 1996. - 86 с.
210. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964. -230 с.
211. Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в нравственном воспитании и управлении им. // Управление процессом нравственного воспитания. Отв. ред. Л.И. Рувинский. М.: МГУ, 1979. С.63-72.
212. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. 2 изд. М.: Высшая школа, 1985.-287 с.