Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Самохина, Маргарита Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Самохина, Маргарита Анатольевна, 2005 год

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов

§ 1. Становление исполнительских традиций западно-европейской и русской гитарной школы.

§2. Содержание и особенности развития исполнительских умений и навыков в начальном музыкальном образовании.

§3. Индивидуальный подход к учащимся при формировании исполнительских умений и навыков в детской музыкальной школе.

Выводы по первой главе.

Глава II. Методика формирования и совершенствования исполнительских умений и навыков гитаристов в детской музыкальной школе

§1. Умения и навыки исполнительского комплекса учащихся детской музыкальной школы по классу гитары.

§2. Разработка показателей сформированности исполнительских умений и навыков и критериев их оценки.

§3. Содержание эксперимента по оптимизации формирования исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы по классу гитары.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары"

Актуальность исследования.

На Всемирном форуме ЮНЕСКО, проходившем в Декаре в 2000г., при разработке руководящих принципов подготовки национальных планов действий по ОДВ ("Образование для всех") было определено, что успех образовательных программ зависит от наличия активных методов обучения, чётко определенных и точно оцениваемых результатов обучения, включая знания, навыки, социальные установки и ценностные представления.

Демократические преобразования в России обуславливают такое направление политической, экономической и культурной жизни страны, при котором идеи гуманизма и уважения личности становятся руководящими в вопросах образования. На сегодняшний день принципы развивающего обучения позволяют выходить на более высокий уровень подготовки специалистов. Идеалом является личность, обладающая богатым духовным потенциалом, знаниями, умениями и навыками не только в узкоспециализированной сфере, но и в различных областях науки и культуры.

Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит начальному музыкальному образованию, поскольку приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и, в целом, художественного воспитания. Музыкальные школы и школы искусств, помимо осуществления просветительной функции, становятся для некоторых учащихся основой подготовки к профессиональной деятельности. Поэтому от качества начального музыкального образования зависит успешность в становлении будущего исполнителя. Среди инструментальных классов наиболее востребован и популярен класс шестиструнной гитары.

Достаточно позднее признание гитары в качестве профессионального инструмента и её включение в специальные дисциплины в профессиональных учебных заведениях привело к тому, что в настоящее время остро ощущается недостаток исторической и методической литературы, освещающей различные вопросы художественного и технического развития гитаристов. Распространённой практикой гитаристов-педагогов стало обращение к трудам известных пианистов, скрипачей, виолончелистов и других музыкантов за ответами на многие вопросы, касающиеся методики подготовки исполнителя. Но такой универсальный метод всё же не позволяет раскрыть специфические особенности освоения инструмента. Отдельной проблемой выступает формирование исполнительских умений и навыков. Только всесторонний анализ большого числа работ музыкантов-педагогов позволяет выделить комплекс необходимых исполнителю умений и навыков. Для гитаристов данная проблема является наиболее актуальной. Как известно, в музыкальных школах и школах искусств обучение игре на гитаре до сих пор начинается гораздо позже, чем на других инструментах. Поэтому педагогу важно чётко определить методическое направление работы с учеником и тем самым оптимизировать процесс обучения.

Необходимость совершенствования образования гитаристов в детской музыкальной школе, с одной стороны, и недостаточная разработка теоретико-методических и психолого-педагогических положений формирования исполнительских умений и навыков учащихся, с другой стороны, определяют актуальность данного исследования, направленного на анализ теории и практики обучения исполнительскому искусству и разработку оптимальной методики, позволяющей качественно повысить уровень подготовки гитаристов.

Степень изученности проблемы.

Анализ литературы по теме диссертационного исследования показал, что теоретические и методические вопросы обучения учащихся практически не рассматриваются в гитарных «Школах» и «Самоучителях». Необходимость в методическом обеспечении гитаристов перерастает в проблему, тормозящую развитие гитарной школы. Задачи совершенствования исполнительского мастерства учащихся решались педагогами-гитаристами на основе личного опыта, примера коллег и известных гитаристов-исполнителей, но до сих пор решение этих вопросов проводилось в отсутствии соответствующей научной базы.

В контексте нашего исследования принципиально значимыми явились работы отечественных физиологов и психологов П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, И.М.Сеченова, раскрывающие особенности функционирования высшей нервной деятельности человека.

Различные аспекты теории и методики подготовки исполнителей рассматривались в трудах педагогов-исследователей Л.С.Ауэра, Л.А.Баренбойма, Г.М.Когана, Н.П.Михайленко, Г.Г.Нейгауза, Г.П.Прокофьева, Б.И.Талалайя, Г.М.Цыпина, О.Ф.Щульпякова, А.П.Щапова.

Большой интерес для данного исследования представляли историко-исследовательские работы П.С.Агафошина, М.А.Вайсборда, Р.Ж.Видаля, Б.Л.Вольмана, С.П.Каржавина, Н.П.Макарова, В.А.Русанова, А.В.Ширялина, Э.Шарнассе, посвященные вопросам теории и истории становления гитарного искусства.

К проблеме формирования исполнительских умений и навыков гитаристов обращены диссертационные исследования Н.Н.Дмитриевой, В.И.Козлина, А.А.Скрынникова, А.Ф.Хуссейна Ахмеда.

Наиболее широко вопросы подготовки гитаристов отражены в монографии Н.П.Михайленко «Методика преподавания игры на классической гитаре» (2003г.), в которой прослеживается преемственность в обучении игре на классической гитаре. Автор приводит программные требования и описывает различные методики работы, характерные для музыкальных школ, училищ, вузов.

Цель работы состоит в разработке теоретических и методических основ формирования исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов в детской музыкальной школе.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся в классе гитары ДМШ и ДШИ.

Предмет исследования: процесс формирования исполнительских умений и навыков учащихся ДМШ и ДШИ в классе гитары.

Учитывая, что улучшению качества подготовки учащихся способствует оптимизация разнообразных педагогических путей и средств обучения, нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой процесс обучения гитаристов в детской музыкальной школе будет проходить более эффективно, если:

- на основе теоретического анализа проблемы будут определены структурные компоненты подготовки исполнителя, выявлены показатели, критерии и уровни освоения необходимых знаний, умений и навыков;

- задача формирования исполнительских умений и навыков будет рассматриваться преподавателями детских музыкальных школ как важный элемент подготовки учащихся;

- формирование исполнительских умений и навыков будет осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся (возраста, темперамента, моторного профиля и др.), активными методами обучения на целесообразно и методически правильно подобранном репертуаре, в сочетании индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы.

Задачи исследования:

1. На основе исторического анализа становления гитарного искусства в странах Западной Европы и России изучить вопросы развития техники игры на гитаре в отечественной и зарубежной педагогической практике;

2. Раскрыть особенности развития исполнительских умений и навыков в начальном музыкальном образовании;

3. Выявить основные умения и навыки исполнительского комплекса учащихся детской музыкальной школы по классу гитары;

4. Разработать методику, обеспечивающую активное формирование исполнительских умений и навыков гитаристов и оценить её эффективность по результатам педагогического эксперимента.

Методологическую основу исследования составили: концептуальные философские положения о ведущей роли деятельности в развитии творческой личности Г.С.Батищева, К.А.Гельвеция, Им. Канта, М.К.Мамардашвили; духовно-нравственные воззрения русских религиозных философов С.Н.Булгакова, В.В.Розанова, В.С.Соловьёва; общенаучные принципы системно-деятельностного подхода.

Теоретическую основу исследования составляют:

- положения известных отечественных физиологов и психологов -П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, И.П.Павлова, С.Л.Рубинштейна, И.М.Сеченова, раскрывающие теоретические основы высшей нервной деятельности;

- труды, обосновывающие концепцию развивающего обучения — М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Г.М.Цыпина;

- принципы научности и гуманизации образования и воспитания, выдвигаемые ведущими учёными в области общей и музыкальной педагогики: Э.Б.Абдуллиным, Ю.П.Азаровым, Ш.А.Амонашвили, В.П.Беспалько, В.В.Давыдовым, Ю.К.Бабанским, Б.М.Бим-Бадом, Л.Л.Бочкарёвым, К.Н.Волковым, И.Я.Лернером, И.Ф.Харламовым;

- работы педагогов исследователей Н.К.Баклановой, Т.И.Баклановой, В.И.Закутского, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой, Т.Г.Киселёвой, Г.А.Ларичевой, Л.С.Майковской, Е.И.Максимова, К.С.Станиславского, П.А.Черватюка, В.И.Черниченко, раскрывающие различные аспекты и особенности профессиональной подготовки.

Методическую основу и нормативную базу исследования составляет новая концепция образования, стандарты государственного образца, положения общей и музыкальной педагогики, психологии и музыкознания о природе музыкальной деятельности в области освоения техники игры на различных инструментах, труды по методике преподавания музыки, исследующие специфику освоения игровых движений и роль различных, в том числе проблемных, методов обучения в музыкальном образовании учащихся, а также результаты научных исследований в сфере педагогики.

В работе были использованы следующие научно-исследовательские методы:

- теоретический анализ и синтез педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;

- обобщение практического опыта работы педагогов-гитаристов, анализ учебных программ и пособий для гитаристов;

- педагогический эксперимент, включающий наблюдение за процессом обучения гитаристов в детских музыкальных школах, опрос, беседы с преподавателями и учащимися, анализ предложенной методики формирования исполнительских умений и навыков, статистическая обработка результатов эксперимента.

Базой исследования явилась Детская музыкальная школа №2 имени И.О.Дунаевского.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2004 гг. и включало три этапа. На первом, поисково-аналитическом этапе (2001 -2002гг.) изучалась разработанность рассматриваемых вопросов в теории и практике музыкального образования. Проводился анализ исторической, философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Выявлялись основные направления исследования. Разрабатывалась методика, основу которой составило формирование комплекса исполнительских умений и навыков гитаристов.

На этом этапе экспериментального исследования были решены следующие задачи констатирующего эксперимента:

- обобщён опыт работы педагогов-гитаристов детских музыкальных школ г.Москвы (ДМШ №91, ДМШ № 32 имени А.С.Аренского, ДТТ1И №15 имени Е.Ф.Светланова, ДМШ №2 имени И.О.Дунаевского);

- выявлены основные умения и навыки исполнительского комплекса учащихся детских музыкальных школ по классу гитары;

- разработаны показатели и установлены критерии определения уровней сформированности исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов (понятийный, операционный, креативный);

- осуществлена диагностика уровней сформированности исполнительских умений и навыков у 52 учащихся гитаристов детских музыкальных школ.

Второй, опытно-экспериментальный этап (2002-2003гг.) предусматривал решение задач формирующего эксперимента, апробацию разработанной методики, основу которой составило формирование исполнительских умений и навыков. Были сформированы две экспериментальные и две контрольные группы. В формирующем эксперименте участвовало 20 гитаристов. В процессе эксперимента анализировались промежуточные результаты и корректировались приёмы и методы формирования исполнительского комплекса.

Третий, завершающий этап (2004г.) был посвящён анализу, обобщению и оформлению результатов исследования.

Научная новизна исследования:

-осуществлена систематизация исполнительских умений и навыков в структурные компоненты исполнительского комплекса (звукодвигательный, нотно-ориентированный, инструментально-ориентированный, темпо-метро-ритмический, художественно-выразительный, эмоционально-волевой);

- выявлены критерии, позволяющие судить об уровне развития исполнительских умений и навыков гитаристов (понятийный, операционный, креативный);

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методика формирования исполнительских умений и навыков гитаристов, эффективность которой обеспечивается использованием активных творческих методов обучения, сочетанием индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы.

Теоретическая значимость исследования.

В диссертационном исследовании определены основные направления оптимизации процесса обучения гитаристов в начальном музыкальном образовании. Предпринято обобщение исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов в исполнительский комплекс. Теоретически доказана и практически проверена не только правомерность, но и эффективность предложенных методических рекомендаций.

Практическая значимость исследования.

Исследование содержит методические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения гитаристов в музыкальных школах и школах искусств. Разработанная методика, основу которой составило формирование исполнительских умений и навыков, внедрена в учебный процесс ДМШ №2 им. И.О.Дунаевского. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по инструмен-товедению, истории, теории и методике гитарного исполнительства в училищах и вузах музыкального профиля.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются опорой на научно-методические положения, применением различных методов исследования, адекватных поставленным задачам, а также положительными результатами проведённого эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение теории и практики гитарного исполнительства приводит к выводу о необходимости совершенствования методики обучения гитаристов в начальном музыкальном образовании.

2. Систематизация исполнительских умений и навыков и объединение их в компоненты исполнительского комплекса позволит успешно решать задачи подготовки гитаристов. Исполнительский комплекс представляет единство и взаимозависимость составляющих его компонентов:

- звукодвигательного;

- нотно-ориентированного;

- инструментально-ориентированного;

- темпо-метро-ритмического;

- художественно-выразительного;

- эмоционально-волевого.

3. Эффективность процесса обучения гитаристов в начальном музыкальном образовании обеспечивается при условии, если:

- задача формирования исполнительских умений и навыков будет рассматриваться преподавателями детских музыкальных школ как важный элемент подготовки учащихся;

- формирование исполнительских умений и навыков будет осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся (возраста, темперамента, моторного профиля и др.), активными методами обучения на целесообразно и методически правильно подобранном репертуаре в сочетании индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы.

4. Основными критериями, позволяющими определить уровни сформированное™ исполнительских умений и навыков, являются: понятийный (информированность и осознанность относительно применения умений и навыков); операционный (владение исполнительскими умениями и навыками); креативный (проявление творческого начала в демонстрации знаний, умений и навыков в исполнительской практике).

Апробация результатов исследования осуществлялась:

1. В ходе проведения педагогического эксперимента в Детской музыкальной школе №2 им. И.О.Дунаевского.

2. Посредством публикации научных статей.

3. В выступлениях на научно-практических конференциях в Московском государственном университете культуры и искусств (2002г., 2003г.,2004г.).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по второй главе

Проанализировав современное состояние российской гитарной школы, мы отметили существенное отставание теории и методики обучения от практики игры на гитаре. Подобное отставание теории обучения от практики особенно заметно на начальном этапе формирования исполнителей, то есть в музыкальных школах. Педагоги-гитаристы, сталкиваясь с трудностями в процессе подготовки исполнителей, перенимают опыт работы своих коллег-инструменталистов, не всегда учитывая специфические особенности инструментов. Однако и в методических пособиях для обучения игре на других инструментах вопросы формирования исполнительских умений и навыков разработаны недостаточно. Методисты не определяют необходимый исполнительский комплекс, в лучшем случае в работах встречается перечисление отдельных умений и навыков. До сих пор в некоторых методических трудах можно встретить неточное определение самих умений и навыков, отсюда происходит непонимание, что же собственно стоит развивать и совершенствовать в процессе музыкальной деятельности. Поэтому систематизация основных исполнительских умений и навыков в компоненты исполнительского комплекса представляет особую актуальность. Но одна систематизация не решает всех проблем, касающихся обучения юных исполнителей. Специально организованная учебная деятельность, направленная на формирование исполнительского комплекса, позволяет более эффективно формировать исполнительские умения и навыки учащихся в процессе их приобщения к музыкальной культуре.

Автором рассмотрены особенности развития гитарной техники у учащихся детских музыкальных школ и определены основные исполнительские навыки, которыми должны владеть начинающие гитаристы. Мы выделили шесть компонентов исполнительского комплекса, показателями в которых выступили основные исполнительские навыки и умения. Мы также отметили недостаточную освещенность многих вопросов технического освоения инструмента. Формирование исполнительских навыков пока не получило полного отражения в методических пособиях по обучению гитаристов. Авторы не всегда придают значение тому, что навыки и умения могут быть теоретическими, интеллектуальными действиями. Часто гитаристы ограничиваются описанием приёмов и способов исполнения, ничего не говоря о методике.

Взаимосвязь и взаимозависимость умений и навыков подтверждается многими психолого-педагогическими исследованиями. Поэтому мы сочли целесообразным выделение основных умений и навыков в исполнительский комплекс. Проведённый педагогический эксперимент на базе музыкальной школы №2 имени И.О.Дунаевского г. Москвы подтвердил на практике целесообразность систематизации исполнительских умений и навыков и комплексное их формирование, поскольку недостаточная отработка одних исполнительских умений и навыков тормозит развитие других. Проводя педагогический эксперимент, мы смогли убедиться в положительной и отрицательной сторонах такого явления, как интерференция навыков. Положительной стороне - если ранее сформированные навыки не препятствовали, а наоборот, стимулировали возникновение новых навыков. К отрицательной стороне мы относим обратную ситуацию.

Задачи экспериментального исследования можно считать выполненными:

- был обобщен опыт педагогов-гитаристов детских музыкальных школ;

- определено значение специально организованной учебной деятельности и обеспечения правильности действий на всех этапах обучения;

- установлены критерии, позволяющие судить о сформированности исполнительских умений и навыков;

- оценена эффективность методических рекомендаций, предложенных в диссертационном исследовании.

Учащиеся экспериментальных групп с самого начала эксперимента (первая учебная четверть) стали несколько опережать по успеваемости учащихся контрольных групп. В конце учебного года это соотношение стало более выраженным. Динамика изменений уровней подготовки учащихся по четвертям показала лучшую подготовленность к исполнительской деятельности экспериментальных групп. Таким образом, цель педагогического эксперимента была достигнута. Эффективность разработанной нами методики проверена на практике.

Заключение

В процессе проведенного нами диссертационного исследования были осуществлены изучение и анализ состояния процесса обучения гитаристов в музыкальных школах и школах искусств. В соответствии с поставленной целью исследования внимание было сосредоточено на определении теоретических и методических основ формирования исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов. На основании цели исследования и поставленных задач осуществлялась разработка проблемы и структурирование содержания материала исследования.

Мы изучили вопросы развития техники игры на гитаре в отечественной и зарубежной педагогике и проанализировали современное состояние процесса обучения, а также педагогические принципы, методы и формы работы в классе гитары в детских музыкальных школах. Исполнительская практика игры на гитаре с каждым годом совершенствуется, а подготовка исполнителей в начальном звене музыкального образования, то есть в музыкальных школах, не всегда соответствует должному уровню. Методической литературы для гитаристов очень мало, к тому же несоответствие взглядов различных авторов по вопросам технического развития исполнителей только дезориентирует преподавателей и учащихся.

На основе осуществленного нами теоретического исследования и проведенного педагогического эксперимента были получены следующие результаты:

- выделены наиболее значимые периоды в становлении гитарных школ. Отмечено, что существующие на сегодняшний день проблемы возникли не случайно. Крайне непоследовательное и в некоторых случаях поверхностное отношение к инструменту привело к тому, что и в настоящее время не выработано общепризнанных критериев относительно многих вопросов, сопровождающих обучение игре на инструменте; определено существенное значение психологических и физиологических процессов при выработке исполнительских умений и навыков; отмечено качественное различие между понятиями «исполнительские умения» и «исполнительские навыки»; определены основные направления формирования исполнительских умений и навыков у учащихся детской музыкальной школы в процессе проведения практических занятий по классу гитары; выявлено, что формирование исполнительских умений и навыков будет проходить эффективно при учёте индивидуальных особенностей учащихся (природных задатков, склонностей и интересов воспитанника, свойств памяти, возрастных характеристик, черт характера, темперамента, моторного профиля, степени восприимчивости к педагогическому воздействию, физического состояния здоровья); основные исполнительские умения и навыки систематизированы в компоненты исполнительского комплекса (звукодвигательный, нот-но-ориентированный, инструментально-ориентированный, темпо-метро-ритмический, художественно-выразительный, эмоционально-волевой); разработана методика, основу которой составило формирование исполнительских умений и навыков учащихся гитаристов активными методами обучения на целесообразно и методически правильно подобранном репертуаре, в сочетании индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы; выявлены показатели, критерии, позволяющие судить об уровнях освоения необходимых знаний, умений и навыков; разработанная методика была апробирована в процессе проведения формирующего эксперимента в Детской музыкальной школе №2 имени И.О.Дунаевского г.Москвы.

Проведённое исследование подтвердило гипотезу, согласно которой процесс обучения гитаристов в детской музыкальной школе будет проходить более эффективно, если:

- на основе теоретического анализа проблемы будут определены структурные компоненты подготовки исполнителя, выявлены показатели, критерии и уровни освоения необходимых знаний, умений и навыков;

- задача формирования исполнительских умений и навыков будет рассматриваться преподавателями детских музыкальных школ как важный элемент подготовки учащихся;

- формирование исполнительских умений и навыков будет осуществляться с учётом индивидуальных особенностей учащихся (природных задатков, свойств памяти, склонностей и интересов воспитанника, возраста, черт характера, темперамента, моторного профиля, степени восприимчивости к педагогическому воздействию, физического состояния здоровья) активными методами обучения на целесообразно и методически правильно подобранном репертуаре, в сочетании индивидуальных (сольное исполнение) и групповых (игра в ансамбле) форм работы.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по инструментоведению, истории, теории и методике гитарного исполнительства в училищах и вузах музыкального профиля.

Результаты нашего исследования могут быть полезными преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Самохина, Маргарита Анатольевна, Москва

1. Агафошин П.С. Новое о гитаре. М.: Муз. сектор, 1928. - 60с.

2. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре / Под ред. Е.Ларичева. М.: Музыка, 1990. -207с.

3. Аккорд. Вестник гитары, народных инструментов и общественной жизни.//Музыка гитариста. Тюмень: Афромеев, 1907-1910; № 1-12.

4. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. — СПб.: Издательство ДНК, 2001.-200с.

5. Аль Фатих Хуссейн Ахмед. Гитара в музыкальной культуре Судана. История становления и развития: Дис. канд. искусствовед. М., 1997. — 288с.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М.: Наука, 2001. — 279с.

7. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.- 456с.

8. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. / Ред. И.Ямпольского. М.: Музыка, 1965. - 115с.

9. Афанасьев С.Л. Развитие музыкально-творческих способностей детей в клубном фольклорно-инструментальном ансамбле: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05/ Моск. гос. ин-т культуры. М., 1989. - 158с.

10. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работников культуры: Уч. пособие. М.: Изд-во МГУК, 1996. - 120с.

11. Баренбойм JI.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336с.

12. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд.2-е, доп. - Л.: Сов. композитор, 1979. -352с.

13. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997.-464с.

14. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. Т.1- М.: Музыка, 1972. 307с.

15. Бернштейн H.A. Построение движений. М.: Музгиз, 1947. -255с.

16. Бернштейн H.A. Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса // Музыканту-педагогу. — М Л., 1939.

17. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. -144с.

18. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320с.

19. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: Институт психологии РАН, 1997. -352с., илл.

20. Вайкль Б. О пении и прочем умении. М.: Аграф, 2000. -224с.: с ил.

21. Вайсборд М. Андрее Сеговия. М.: Музыка, 1981. - 126с. с ил.

22. Вайсборд М. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1989.- 208 е.: ил.

23. Видаль Р.Ж. Заметки о гитаре / Пер. с фр. Л.Берекашвили. М.: Музыка, 1990.-32с.

24. Вольман Б.Л. Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары. Л.: Музыка, 1968.-188с.

25. Вопросы детской и общей психологии / Под. ред. Б.Г.Ананьева. М.: Акад. пед. наук, 1954. - 203с.

26. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. -М.: Лабиринт, 1996. 146с.

27. Выготский Л.С. Психология искусства / Под. ред. В.В.Иванова. 3-е изд. -М.: Искусство, 1986. - 573с.

28. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480с.

29. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. -180с.

30. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных возможностях и его воспитании. М.: Гос.-эконом. изд., 1938. - 484с.

31. Герцман Е. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988. -256с.

32. Гитара и гитаристы: Ежемесячный литературный журнал Грозный: М.Панченков, 1925; № 1-11.

33. Гитара и гитаристы: Ежемесячный литературный журнал. — Грозный: М.Панченков, 1925; № 11-12.

34. Гитара и мастер: Музыкальный журнал с ил., нот. прил.- М.: Торо-пов, 1999.

35. Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. — М.: Афромеев, 1904; №1-12.

36. Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. М.: Афромеев, 1905; №1-12.

37. Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. М.: Афромеев, 1906; №1-12.

38. Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. — М., 1999; №11. С16.

39. Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. М., 1999; №1-С.56-63.

40. Гитарист: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. М., 2002; №1 -С.52-53.

41. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М.: Престо, 1999,- 104с.

42. Дмитриева H.H. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной гитары: Дис. канд. пед. наук. М., 2004.

43. Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре /Пер. П.Ивачева. — Хабаровск, 1988. 132с.

44. Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, i960.- 430с.50.3емлянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. -144с.

45. Зимняя H.A. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. -480с.

46. Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: Дис. докт. культурологии: 24.00.01, 13.00.01/ Моск. гос. ун-т культуры. М., 1999. — 506с.

47. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. Пере-изд. -М.: Музыка, 1989.- 152с.

48. Иванова-Крамская Н. Жизнь посвятил гитаре. Воспоминания об отце. М., 1995. - 28с. с ил.

49. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 270с.

50. Ильина Е.Р. Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ: Дис. канд. пед. наук (13.00.02, 13.00.08) Моск. гос. ун-т культуры. М., 1998. - 207с.

51. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991.-240с.

52. Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей: Моногр. М.: Профиздат, 2000. - 223с.

53. Кант Иммануил. Соч. в 6 т. Т.5/ Под общ. ред. В.Ф.Асмуса. - М.: Мысль, 1966. - 564с.

54. Кант Им. О Педагогике: Пер. с нем. С. Любому дрова. — М.: тип. Э.Лисснера и Ю. Романа, 1896. 92с.

55. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Пер.Н.Рождественской: Под ред. А.Иванова-Крамского. М.: Музыка, 1965. - 150с.

56. Карпов Л.В. Ногтевой способ звукоизвлечения на гитаре. Метод, пособие. СПб.: СПб. ГУКИ, 2002.- 22с.

57. Кирьянов Н.Г. Начальные уроки игры на шестиструнной гитаре. -Изд.2-е. М.: Заоч. нар. ун-т искусств, 1984. - 65с.

58. Кирьянов Н.Г. Основные приёмы игры на шестиструнной гитаре. Изд.2-е. М.: Заоч. нар. ун-т искусств, 1985. - 56с.

59. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. 4.1-3. М.: Тоника, 1991.

60. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. — М.: Музгиз, 1961. — 200 с.

61. Козлин В.И. Методика формирования двигательных навыков игры на гитаре в работе с подростками: Дис. канд. пед. наук. — М., 1992.

62. Красный А. Технические возможности русской семиструнной гитары. М., 1963.-С.25

63. Кузнецов И. Техника игры на шестиструнной гитаре/ Под ред. В.Илляшевича.- Киев: Музична Украина, 1972. 146с.

64. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1991.- 94с.

65. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.

66. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение /Сост. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1995. -944с., 1л. портр.73 .Макаров Н. Задушевная исповедь. Назидательная быль с вариациями на тему «точки зрения».- СПб.: Тип. Карла Вульфа, 1859. -218с.

67. Макаров Н. Мои семидесятилетние воспоминания и с тем вместе моя полная предсмертная исповедь. Часть 2. СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1881. - 150с.

68. Макаров Н. Несколько правил Высшей гитарной игры. СПб.: тип. А.М.Котомина, 1874.

69. Маккинон Л. Игра наизусть / Пер. с англ. Ф.Соколова. — Л.: Музыка, 1967.- 144с.

70. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991. - 88с., нот.

71. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. -М.: Моск. школа полит, иссл., 2000.-416с.

72. Манилов В.А. Твой друг гитара. Киев: Муз. Украина, 1993. - 208с.:ил.

73. Мартынов И. Музыка Испании: Монография. М.: Сов. композитор, 1997.-360.

74. Методические записки по вопросам музыкального образования. -Вып.2 /Ред. сост. Н.Л.Фишман. - М.: Музыка, 1979. - 224с., нот.

75. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей. Вып. 3/ Ред.- сост. А.Лагутин. М.: Музыка, 1991. - 239с., ил.

76. Мир гитары: Музыкальный журнал с ил., нот. прил. Вып. №1. -М., 1991.

77. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. Киев: Книга, 2003. -248с.

78. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. СПб.: Алетейя, 2000.- 496с.

79. Музыка гитариста / Ред. А.М.Афромеев. Тюмень: тип. Л.С.Высоцкой, 1907. - №1. - С.2-3.

80. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.6/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Науч. ред. Л.С.Зорилова, М.Б.Сидорова. М.: МГУКИ, 2001.- 139с.

81. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып.7/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Науч. ред. Л.С.Зорилова, М.Б.Сидорова. — М.: МГУКИ, 2002.- 191с.

82. Музыкальный альманах. Вып. №1. Гитара. /Сост. и ред. Е.Ларичева, А.Назарова. М.: Музыка, 1990.- 52с.

83. Музыкальный альманах. Вып. №2. Гитара. /Сост. и ред. Е.Ларичева, А.Назарова. М.: Музыка, 1990. - С.12.

84. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-384с.

85. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод её совершенствования / Под ред. Г.С. Богуславского. Л.: Музыка, 1969. - 134с.

86. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Шестое издание. М.: Классика - XXI, 1999. -232с.

87. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М.: Просвещение, 1977. -96с.

88. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып.1 /Под ред. А.А.Николаева. М.: Гос. муз. изд-во, 1955. - 219с.

89. Педагогическая антропология: Уч. пособие/ Авт. — сост. Б.М.Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. -576с.

90. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Уч. пос.- М.: ВЛАДОС, 1997.-384с.

91. Постановления ЦК ВКП(б).-М.: Госполитиздат, 1952. 32с.

92. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя пианиста, /Под. ред. Б.М.Теплова. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1956.- 480с.

93. Психология музыкальных способностей/ Б.М.Теплов; Отв. ред. Э.А.Голубева, Е.П.Гусева, В.А.Кольцова, О.Е.Серова. М.: Наука, 2003. -379с.

94. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ./Под. ред. Н.Ф.Талызиной. М.: Педагогика, 1984. - 472с., ил.

95. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре/ Пер. и ред. И.Поликарпова. -М.: Сов. композитор, 1981. 189с.

96. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н.Щербаков. М.: Педагогика, 1990. - 624с.

97. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: МП РСФСР, 1946. -704с.

98. Русанов В.А. Гитара в России. Исторические очерки. М., тип. А.В.Васильева и К., 1901. -63с.

99. Савшинский С. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. — 271с.

100. Сеченов И.М. Очерк рабочих движений человека. Изд. импер. моек, ун-т. М.: тип. И.Н.Кушнерев и К., 1906. -139с.

101. Скрынников A.A. Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.

102. Смысл жизни: Антология/ Сост. Н.К.Гаврюшина. М.: Прогресс-Культура, 1994. - 592с., ил.

103. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА — М., 1999.-688с.

104. Современный словарь по педагогике/Сост. Е.С.Рапацевич Минск: Современное слово, 2001. - 928с.

105. Специальный класс шестиструнной гитары. Программа для детских и вечерних музыкальных школ/ Сост. Г.А.Ларичева. М., 1982. - 48с.

106. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Собрание сочинений. -М„ 1954. -Т.1 -515с.

107. Станиславский К.С. Собрание сочинений. М., 1954. -Т.2. - С. 135.

108. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ./ Под ред. Н.Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472с., ил.

109. Талалай Б.И. Формирование исполнительских (двигательно-. технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах (на материале учебной работы в классе виолончели): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1982.-15с.

110. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.- 379с.

111. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.: Сов. композитор, 1984. -127с.

112. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Классика- XXI, 2001. -340с.

113. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. -М.: Просвещение, 1985. — 224с., ил.

114. Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1986. -160с., ил.

115. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая шк., 1990. - 576с.

116. Хентова С. Маргарита Лонг. М: Гос.муз. изд-во, 1961. - 104с.

117. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учеб. пособие.- М.: Академия, 1999.- 186с.

118. Цыпин Г. Музыкант и его работа. — М.: Сов. композитор, 1988. — 381с.

119. Черниченко В.И. Методика обучения: Лекция по педагогике высш. шк. для студентов и аспирантов вузов культуры/ Моск. гос. ин-т культуры. — М., 1996.-32с.

120. Черниченко В.И. Педагогика высшей школы: Курс лекций по разд. «Дидактика»/ Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2002. — 120с.

121. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней/ Пер. с фр. С.Кудрявицкой. -М.: Музыка, 1991. 87с., нот., ил.

122. Ширялин А. Поэма о гитаре/ Сост. Г.Е. Левдокимов. -М.: Мол.гвардия, 1994. -160с., ил.

123. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Изд.2-е. Л.: Музыка, 1985.-70с.

124. Шувалова И.Г. Изучение гамм, аккордов и подбор аккомпанемента в классе гитары: Метод, рекомендации. М., 1991. - 43с.

125. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. — Л.: Музыка, 1973. 103с.

126. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. - 128с.

127. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика- XXI, 2002. - 176с.

128. Яворский. Б.Л. Воспоминания, статьи, переписка. Т.1.- М.: Сов. композитор, 1972. 712с.

129. Ямпольский И. Основы скрипичной аппликатуры. 3-е изд. - М.: Гос. муз. из-во, 1955. - 192с.

130. Andres Segovia- Vladimir Bobri.- The Guitar review, 1978 №43.- P.4.

131. Richard Chapman. Guitar. Music-History-Players.- New York: Dorling Kindersley, 2000. 240 p.