Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Скрынников, Александр Андреевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Скрынников, Александр Андреевич, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ УЧАЩЕГОСЯ-ГИТАРИСТА

1.1. Техническое освоение гитары как предмет отечественной и зарубежной науки.

1.2. Современное состояние подготовки учащихся

-гитаристов в ДМШ.

1.3 Ускоренное освоение двигательных навыков как условие эффективности обучения начинающих гитаристов.

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЦЕССА УСКОРЕННОГО ОСВОЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИМИСЯ-ГИТАРИСТАМИ

2.1 Специально организованный музыкальный материал в содержании уроков гитары.

2.2. Содержание и результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Ускоренное освоение двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальном этапе обучения"

Актуальность. Вопросы музыкального воспитания подрастающего поколения приобретают особое значение на современном этапе развития российского общества. На процесс музыкального воспитания накладывает свой отпечаток особенности настоящего исторического момента, те глубокие и динамические изменения, которые произошли в общественной и социокультурной ситуации в России. Происходит переоценка ценностей и идеалов. Этот процесс наиболее явственно сказывается на подростках. Хорошо финансируемые и технически оснащенные направления и жанры так называемых "западных", "авангардных" "молодёжных" и прочих образцов, не способствуют повышению культурного уровня и уровня развития художественно-творческого сознания подростков. В связи с этим в музыкальном воспитании подростков нашей страны большую роль играют детские музыкальные школы (ДМШ). Музыкальные школы - массовое звено в системе музыкального образования. В них учащиеся приобретают навыки игры на инструменте, знакомятся с шедеврами классического музыкального искусства. Они призваны способствовать развитию музыкальных способностей учащегося, воспитанию художественной натуры, с хорошо развитым образным мышлением.

Однако, в современной музыкальной педагогике наблюдается острая нехватка научно-методической литературы по музыкальному обучению подростков в ДМШ, В основном, она посвящена особенностям работы с детьми шести-семилетнего возраста.

Музыкальное воспитание в ДМШ являясь сложным и многогранным процессом, призвано сегодня решить многие проблемы, в том числе проблему, связанную с активизацией учебной деятельности учащегося-подростка на начальном периоде обучения.

В решении проблемы музыкального обучения подростков важно опираться как на современные исследования в области музыкального образования, так и на исследования накопленные в процессе становления педагогический науки.

Среди авторитетных авторов в области музыкального образования такие видные педагоги России, как Э.Б. Абдулин, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, H.A. Ветлугина, H.JI. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, И.Н. Немыкина, В.И. Петрушин, JI.A. Рапацкая, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, Б.В. Яворский, В.Л. Яконюк и др. Авторами рассматриваются различные аспекты музыкального образования: формирование музыкальных способностей и музыкального мышления; совершенствование учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогических факультетах; особенности освоения различных знаний и умений и др.

Анализ этих трудов показал, что многие фундаментальные исследования выполнены на базе музыкально-педагогических факультетов. Обобщение опыта работы в ДМШ, а также изучение специальной методической литературы, учебных планов и программ для ДМШ, подтвердило наше предположение о существовании "теоретического вакуума" в анализе учебновоспитательного процесса в ДМШ и, как результат, отсутствие научных рекомендаций по музыкальному воспитанию детей с учётом их возрастных особенностей. Всё сказанное в полной мере относится к начальному периоду обучения учащихся-гитаристов подросткового возраста в ДМШ.

Известно, что в России издавно применялась семиструнная гитара для аккомпанемента и цыганских хорах, при исполнении бытовых романсов и др. В числе выдающихся русских гитаристов и авторов произведений для семиструнной гитары - А.О. Сихра, М.Т. Высотский, С.Н. Аксенов, В.И. Морков и др.

Но сегодня всё большую популярность в нашей стране завоёвывает шестиструнная гитара. Преподавание игры на ней ведется в музыкальных школах, лицеях, музыкальных училищах, училищах культуры, педагогических колледжах, музыкальных академиях, консерваториях и педагогических университетах. Существуют школы и самоучители игры на шестиструнной гитаре; в числе авторов методических разработок -ЙГ.С. Агафошин, A.M. Иванов-Крамской, Е. Ларичев, И.Г. Шувалова, А. Николаев, П. Вешицкий, Н.Кирьянов, Б. Яшнев, Б.Л. Вольман, М.А. Вайсборд и др.

В настоящее время гитара воспринимается как некий "посредник" между миром массовой музыки и миром серьёзного профессионального искусства. Интерес к инструменту у российских подростков стимулирован расцветом "авторской песни" (термин B.C. Высоцкого). Однако тяга подростков к гитаре наталкивается на неумение быстро привести их к исполнению музыки.

Тормозом является прежде всего сложность технических навыков, необходимых для освоения музыкальных произведений. Причина кроется в выработанных традиционных теоретических положениях, связанных со спецификой начального периода обучения учащихся-гитаристов. Она заключается в вопросах постановки правой и левой руки, в освоении основных приёмов звукоизвлечения, в изучении нотной грамоты на упражнениях и гаммах и др. Существующие методики ориентируются на детей шести-семи лет и поэтому не могут быть использованы для активизации учебной деятельности учащихся-подростков. Данные методики не способствуют преодолению трудностей начального этапа овладения инструментом. Нередко технические трудности становятся причиной отказа подростков от дальнейших занятий.

Отсюда вытекает проблема исследования, которая заключается в том, чтобы разработать и апробировать в экспериментальном плане методику ускоренного освоения двигательных навыков учащихся ДМШ в классе гитары на начальной стадии обучения.

Решение данной проблемы составляет цель исследования .

Объектом диссертации является содержание и методы музыкального обучения школьников-подростков в классе гитары в ДМШ.

Предмет исследования - процесс ускоренного освоения двигательных навыков учащихся-гитаристов на начальном этапе освоения инструмента.

В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем положение о том, что ускоренное освоение двигательных навыков в классе гитары в ДМШ зависит от:

- использования в педагогическом процессе комплекса специальных методов обучения, обеспечивающих активизацию учебной деятельности начинающих гитаристов;

- включения в содержание уроков гитары специально организованного музыкального материала, направленного на постепенное усвоение технических навыков учащихся;

-введения в понятийный аппарат начинающих гитаристов специального "звукоряда", основанного на табулаторном изложении музыки, что позволяет более эффективно осваивать нотацию, позиции, аппликатуру и другие технические приёмы игры на гитаре.

Задачи исследования:

1.Изучить проблему развития техники игры на гитаре в отечественной и зарубежной науки.

2.Проанализировать современное состояние процесса обучения игре на шестиструнной гитаре в ДМШ.

3.Выявить педагогические условия ускоренного освоения двигательных навыков учащимися-гитаристами на начальной стадии обучения.

4.Обосновать и экспериментально проверить методику ускоренного освоения двигательных навыков на уроках гитары в ДМШ.

Методологической основой исследования явились положения обшей и музыкальной педагогики, психологии и музыкознания о природе музыкальной деятельности в области освоения техники игры на различных инструментах; труды по методике преподавания музыки и музыкальной психологии, исследующие специфику освоения игровых движений и роль различных, в том числе проблемных методов обучения в музыкальном образовании учащихся.

Методы исследования:

- теоретический анализ музыковедческой, психолого-педагогической и методической литературы;

- изучение опыта работы преподавателей ДМШ в классе гитары; моделирование учебного процесса, связанного с задачами ускоренного освоения двигательных навыков начинающих гитаристов;

- педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент .

Исследование проводилось в музыкальных школах шахты "Майской", №№ 1,7 гг. Шахты и Новочеркасска, в детском секторе пед. практики Шахтинского музыкального училища и состояло из трёх этапов:

1) изучение литературы по проблеме, целенаправленное наблюдение за музыкально-педагогическим процессом, в ходе которого уточнялись концепция и гипотеза исследования, разрабатывались критерии оценки усвоения музыкального материала (1985 - 1991);

2) экспериментальное (формирующее) исследование механизма начального освоения инструмента (1992- 1994);

1) апробация и оформление материалов диссертации (1994-1998).

Научная новизна и теоретическая значимость:

-осуществлён анализ проблемы освоения техники игры на гитаре в истории и практике музыкального образования;

-определены основные педагогические условия (использование комплекса специальных методов обучения, включение в содержание уроков гитары специально организованного музыкального материала, применение "звукоряда" с табулаторным изложением музыки, способствующие ускоренному освоению двигательных навыков начинающих гитаристов; научно-обоснована и экспериментально проверена методика ускоренного освоения двигательных навыков учащихся-подростков в классе гитары.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что методика, разработанная автором, позволяет решать задачи ускоренного освоения двигательных навыков в классе гитары, что, в свою очередь, способствует более успешному музыкальному обучению и развитию школьников-подростков. Теоретические положения и методические разработки данной диссертации, с соответствующей коррекцией, могут быть использованы в практике работы с детьми по другим специальным музыкальным дисциплинам. Некоторые положения разработанной методики могут быть полезны для занятий с учащимися-музыкантами педагогических колледжей и педагогических университетов, стремящихся в зрелом возрасте освоить гитару и овладеть методикой ускоренного преодоления технических трудностей.

На защиту выносятся следующие положения диссертации: 1. Эффективность обучения игре на гитаре учащихся-подростков зависит от ускоренного освоения двигательных навыков, позволяющего в короткие сроки преодолеть текнические трудности начального этапа овладения инструментом.

2.Процесс ускоренного освоения двигательных навыков учащихся-гитаристов предполагает включение в содержание уроков специально организованного музыкального материала, состоящего из произведений, подобранных по принципу постепенного усложнения технических заданий и фактурных "формул".

3.Ускоренное освоение двигательных навыков игры на гитаре на начальной стадии обучения в ДМШ обеспечивается использованием комплекса взаимосвязанных методов обучения, основанных на идеомоторных представлениях (метод табулаторного изложения музыки, метод осмысления идеомоторных образов, метод позиционного ориентирования, метод самостоятельного решения творческих задач на основе "звукоряда").

Апробация исследования осуществлялась: а) в ходе опытно-экспериментальной работы в музыкальных школах шахты "Майской", №№ 1,7 гг. Шахты и Новочеркасска, в детском секторе пед. практики Шахтинского музыкального училища; б) путём внедрения разработанной методики в учебном процессе; в) в выступлениях с докладами на конференции "Творческая педагогика накануне нового века" (Москва, 1997); на пед. чтениях в Шахтинском музыкальном училище (1995,1996,1997,1998, 1999); на курсах повышения квалификации преподавателей-гитаристов ДМШ Шахтинской зоны (1996,1997,1998); г) в публикациях статей по теме исследования; д) в "Прогрессивной школе ускоренного обучения игре на шестиструнной гитаре", созданной по методике данного исследования, выставленной на 5-й Всероссийский конкурс-смотр творческих научно-методических работ преподавателей и студентов учебных заведений культуры и искусства, ставшей победительницей 3-го тура, проводимого в Москве; для подведения окончательных итогов конкурса, на научно-практическом материале данной работы, Московским институтом переподготовки работников искусства, культуры и туризма были определены сроки проведения семинара преподавателей-гитаристов ДМШ (курсы повышения квалификации) с 16 марта по 25 марта 1998 г. (в связи с финансовыми затруднениями, сроки проведения семинара перенесены на текущий учебный год); е) в процессе обсуждения на кафедре музыкальных инструментов МГОПУ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых приведены схемы и таблицы, составленные нами для определения эффективности освоения учашимися-гитаристами исследуемого специально подобранного музыкального материала.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое экспериментальное и теоретическое исследование показало, что активизация учебной деятельности начинающих гитаристов возможна при использовании в педагогическом процессе комплекса специальных методов обучения и включения в содержание уроков гитары специально организованного музыкального материала, направленного на постепенное усвоение технических навыков учащихся.

На основании анализа и осмысления литературы и практического опыта была разработана методика ускоренного освоения двигательных начинающих гитаристов, которая получила практическое подтверждение.

В ходе экспериментального исследования были получены достоверные данные, в полной мере подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы. На большом фактическом материале было показано, что навыки ориентации в нотном тексте произведений начинающего гитариста эффективно формируются, если в процессе обучения применяется специальный "звукоряд", основанный на табулаторном изложении музыки, позволяющий кроме того эффективно осваивать нотацию, позиции, аппликатуру и основные приёмы и способы игры на гитаре.

Проведённое исследование позволяет сделать ряд общих выводов и методических рекомендаций.

1. Исследование показало, что проблема развития техники игры на гитаре в отечественной и зарубежной науке, решается в зависимости от исторически сложившихся подходов к постижению игровых движений учащегося-музыканта. В настоящее время большее внимание должно уделяться психофизическому подходу к постижению игровых движений на идеомоторных представлениях, в процессе идеомоторной подготовки учащихся-гитаристов. Особенно актуален данный подход для начинающих гитаристов-подростков. Он позволяет за более краткий период освоить технические приемы игры на гитаре, что, в свою очередь, способствует сохранению интереса учащихся как к процессу обучения, так и в целом к музыке.

2. Проанализировав сложившиеся общепринятые традиции подготовки учащихся-гитаристов и состояние теории и практики их обучения в начальном звене музыкального образования, мы констатировали устойчивый разрыв между требованиями, предъявляемыми к начинающими гитаристам, вызванными повышением роли учебно-воспитательного процесса ДМШ в работе с подростками и нерешенными проблемами их музыкально-исполнительской подготовки на начальном этапе обучения.

3. Можно считать доказанным, что одним из решающих условий активизации учебной деятельности начинающих гитаристов является использование в педагогическом процессе комплекса специальных методов обучения (метод табулаторного изложения музыки, метод осмысления идеомоторных образов, метод позиционного ориентирования, метод самостоятельного решения творческих задач на основе "звукоряда"), основанных на идеомоторных представлениях.

4. Основой формирования музыкально-слуховых представлений в процессе ускоренного освоения двигательных навыков начинающих гитаристов является метод осмысления идеомоторных образов, где музыкально-слуховые образы "снабжены" Элементами табулаторного изложения музыки (т.е. подписанными струнами, ладами и пальцами). При этом эффективность вырабатывания навыка ориентации в нотном тексте произведений начинающего гитариста и грифа гитары в 1-ой позиции, заключается в последовательном отказе от подписывания в начале ладов, а затем и струн, что в свою очередь ведёт к творчеству в деятельности учащихся, ибо заставляет их решать всё новые нестандартные задачи. Кроме того, единство музыкально-слуховых и идеомоторных образов позволяет в короткие сроки преодолеть технические трудности начального этапа овладения инструментом учащимися-подростками и ввести их в исполнение музыки.•

5. Важнейшим педагогическим условием ускоренного освоения двигательных навыков начинающими гитаристами является применение специально организованного музыкального материала в единстве трёх составляющих -освоение грифа гитары, изучение теоретического материала и изучение игровых движений. Нами разработан метод самостоятельного решения творческих задач на основе "звукоряда". Он содержит: формирование музыкально-слуховых представлений нотации, позволяющих учащемуся ориентироваться в нотном тексте произведений как в 1-ой позиции, так и по всему грифу гитары; изучение музыкально-теоретического материала во взаимодействии с практическим его освоением; совершенствование игровых движений, с целью приобретения инстиктивных, привычных движений гитариста; стимулирует самостоятельный творческий поиск решений двигательно-технических и художественно-творческих задач, формирует устойчивый интерес и потребность учащегося в самостоятельном освоении художественных ценностей гитарного искусства.

6. Разработанная и экспериментально проверенная методика ускоренного освоения двигательных навыков начинающих гитаристов-подростков является эффективной и целесообразной для внедрения не только в практику работы ДМШ, но и в учебный процесс учебных заведений, где существует класс гитары (педагогические колледжи, музыкально-педагогические факультеты).

Диссертационное исследование не претендуют на исчерпывающую полноту характеристики проблемы развития техники учащегося-гитариста. Процесс ускоренного освоения двигательных навыков начинающих гитаристов закладывает лишь фундамент - интерес к гитарному искусству. Это всего лишь первая ступень проявления у учащихся-подростков потребности познания художественных ценностей мирового гитарного наследия.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Скрынников, Александр Андреевич, Москва

1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музгиз, i960 - 146 с.

2. Алексеев А. Д. Русские пианисты. М.- J1., 1948.

3. Алявдина A.A. Практические вопросы исполнительской техники. Сов. Музыка. 1936. №9. С. 68-71.

4. Арановский М.Г. ред.-сост. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974 - 336 с.

5. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой (учебное пособие). М : Всесоюзное из-во "Советский композитор", 1985 - 103с.

6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Просвещение, 1981 203 с.

7. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М.: 1928 - С. 43-113.

8. Ю.Баренбойм Л.А. Путь к музыцированию. Л.: Советский композитор, 1979 - 352 с.

9. И.Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л.: Музыка, 1970-160 с.

10. Батуев А., Тапров О. Мозг и организация движений. Наука, 1978 - 139 с.

11. Бах Э. Рациональная исполнительская техника. -Тритон, 1934 51 с.

12. Беляева-Экземплярская С.Н., Яворский Б.Л. Воспитание ладовых мелодических построений // Сб. экспер. психол. исследов. психофизической « лаборатории ГАНХ. Вып. 1. 1926.

13. Бернштейн. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

14. Беркман T.JI. Индивидуальное обучение музыке. -М.: Просвещение, 1964 220 с.

15. Вайсборд М.А. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века. М.: Советский композитор, 1989 - 207 с.

16. Вайсборд М.А. Андрее Сеговия. М.: Музыка, 1981 - 126 с.

17. Вещицкий П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: Всесоюзное из-во Советский композитор, 1976 - 110 с.

18. Вольман Б.Л. Гитара и гитаристы. Л.: Музыка, 1968 - 188 с.

19. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. Межвузовский сборник научных трудов. М. : МПГИ им. В.И. Ленина, 1982 - 155 с.

20. Вопросы фортепианной педагогики. Сб. Научных статей. М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1980 - 131 с.

21. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: 1968.

22. Григорьев В.Ю. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя

23. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7. М.: Музыка. 1986. С. 65-81.

24. Гржибовская Р.Н. О структуре музыкально-слуховых представлениях пианиста. В сб.: Фортепианная подготовка учитель музыки. - М. ,1975.

25. Гусейнова Ш.А. Формирование музыкального восприятия учащихся: Автореф. канд. пед. наук. М.: МПГИ, 198 9 16 с.

26. Гусейнова Ш.А. Формирование музыкального восприятия учащихся: Дис. канд. пед. наук. M 1989 - 168 с.

27. Гутор В.П. Материалы для первоначального преподавания музыки. Вып. П, М., 1899.

28. Демянский В.В. Опыт методики игры на фортепиано. СПб., 1906.

29. Дьяченко Н.Г. ТСО в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы): Дис. канд. пед. наук. Киев, 1983 - 199 с.

30. Евтихиев П.Н. Формирование умения визуализировать двигательный образ в процессе исполнения учащимся музыкального произведения: Автореф,. канд. пед. наук. М. : МПГИ, 199116 с.

31. Евтихиев П.Н. Формирование умения визуализировать двигательный образ в процессе исполнения учащимися музыкального произведения: Дис. канд. пед. наук. М., 1991 - 140 с.

32. Ермолаева С.Ю. Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов: Автореф. канд. Пед. Наук.- М.: МГОПУ, 1998-23 с.

33. Журнал "Гитарист". М. : Руссико, 1993 - 66 с.

34. Журнал "Гитарист". М. : Руссико, 1994 - 66 с.

35. Журнал "Гитарист". М. : Руссико, 1997 - 66 с.37.3анков JI.B. О проблеме воспитания и развития.

36. Советская педагогика, 1958. №3. С. 103-114.

37. Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960 430 с.

38. Иванов-Крамской A.M. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1975 - 151 с.

39. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1982.

40. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1964 - 149 с.

41. Каузова А.Г. Полифонический слух и его развитие в процессе обучения музыке (на материале учебной работы музыкально-педагогических факультетов): Дис.„ канд. пед. наук. М., 1982 213 с.

42. Козлин В.И. Методика формирования двигательных навыков игры на гитаре в работе с подростками: Автореф. канд. пед. наук. М. : МПГУ, 1992-16 с.

43. Коган Г. Работа пианиста. М., 1963.

44. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Часть 1. М.: Тоника, 1991 - 136 с.

45. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Часть 2. (две тетради). - М.: Тоника, 1991 - 240 с.

46. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Часть 3. М.: Тоника, 1991 - 184 с.

47. Клещёв C.B. О методе воспитания пианистических движений. Сов. музыка. 1936. №9. С. 63-67.

48. Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899.

49. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1971 - 91 с.

50. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991 - 672 с.

51. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка 1976 - 254 с.

52. Методологические проблемы музыкознания. Сб статей. М.: Музыка, 1987 - 231 с.

53. Надирова Л.П. Развитие эмпатии при обучении под ростков музыке: Автреф. канд. пед. Наук. М. МПГУ, 1994 - 16 с.

54. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972 - 393 с.

55. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1988 240 с.

56. Николаев А. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Л.: Музыка, 1985 - 18 с.

57. Оборин Л. О некоторых принципах фортепианной техники // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М.: Музыка, 1968. С. 7 3-81.

58. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 - 384 с.

59. Пискунов А.И. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: МПГИ, 1979 - 208 с.

60. Приходько В.И. Музыкальная фактура иисполнитель. Харьков: Фолио, 1977 -'208 с.

61. Программные требования для ДМШ // Специальный класс шестиструнной гитары. Сост. A.M. Иванов-Крамской. - М.: Союзполиграфпром, 1972 - 36 с.

62. Программные требования для ДМШ // Специальный класс шестиструнной гитары. Сост.

63. Г.А. Ларичева.- М.: Союзполиграфпром,1982-48 с.

64. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. -М.: Сов. композитор, 1977 191 с.

65. Роллан Р. Музыканты прошлых дней. Заметки о Люлли. М., 1938.

66. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре. -М.: Музыка, 1968 140 с.

67. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.:1961.

68. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. -Л.: Музыка, 1968 108 с.

69. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. М.: Музыка,1992 48 с.

70. Сеченов И. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1947.

71. Смирнова И.Jl. Значение фортепианного педагогического репертуара в музыкально-эстетическом воспитатнии учащейся -молодёжи. -Свердловск: СГПИ, 1985.

72. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. М.: Издательство ЦСДК, 1994 - 56 с.

73. Соколова Н.В. Формирование познавательного интереса студента средствами вокально-хорового репертуара. Автореф. канд. пед. наук. - М., 1981 - 16 с.

74. Соломенникова O.A. Народное декоративно приклад ное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста.- Автореф .канд. Пед. Наук. М.: МГОПУ, 1997 - 16 с.

75. Степанов Н.И. Формирование у учащихся навыка самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте. Автореф. . канд. пед. наук. - М. : МПГИ, 1990 - 16 с.

76. Сухомлинский В. Рождение гражданина. М.: Из-во "Молодая гвардия", 1971.

77. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие по курсу "Педагогика". М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1986.

78. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып. 1 "Известия" АПН РСФСР. -М.-Л., 1947.

79. Теплов Б.М. Избранные труды. Том 1. М. : Педагогика, 1985 - 329 с.

80. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Из-во АН ГССР, 1961.

81. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т. 8. М.1. Л.: 1950.

82. Философский словарь // Под. Ред. И.Т. Фролова. -6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991 - 560 с.

83. Цатурян К.А. Соотношение технологического и содержательного подхода при обучении игре с листа // Вопросы фортепианной педагогики. М., 1980 -С. 61-74.

84. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала. -Автореф. канд. пед. наук. М. : МПГИ, 1984 - 16 с.

85. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала. Дис. канд. пед. наук. - М.: 1984 - 179с.

86. Цатурян К.А. Художественный способ действия с музыкальным материалом и его особенности // Вопросы теории и методики инструментальной подготовки учителя музыки. М.: МПГИ, 1989 - С. 59-68.

87. Цыпин Г.М. Формирование и развитие музыкального слуха в процессе обучения // Искусство и эстетическое воспитание: Тез. докл. к Всерос.конф. "Методологические проблемы эстетического воспитания учащихся". М., 1973 - С. 63-65.

88. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: МПГИ. Учебное пособие 1975 - 106 с.

89. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Автореф. док-ра пед. наук. - М. : МПГИ, 1977 - 28.

90. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Дис. док-ра пед. наук. -М., 1977 - 361 с.

91. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984 - 176 с.

92. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. М.: Советский композитор, 1988 - 381 с.

93. Чхаидзе JT.B. Об управлении движениями человека. М., 1970.

94. Шевчук Л.Э. Формирование музыкально-исторических знаний школьников в процессе внеклассных занятий. Автореф. канд. пед. наук.- М.: МГОПУ, 1994 - 15 с.

95. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. -М.: Политиздат, 1983.

96. Шувалова И.Г. Работа с детьми на начальном этапе обучения в классе гитары //Методические рекомендации для преп. ДМШ.- М.: Союзполиграфпром,1987 24 с.

97. Щапов A.n. Первоначальное обучение игре на фортепиано. М.: Искусство, 1938 - 312 с.

98. Щульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта исполнителя (Проблемы методологии). Л.: Музыка, 1973 - 103 с.

99. Юдин А.П. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному исполнительству : сущность, функции, методы учебной работы. -Автореф. канд. пед. наук.- М. : МПГИ, 1990-16 с

100. Юдин А.П. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному исполнительству. -Дис. канд. пед. наук. М. : МПГИ, 1990-160 с.

101. ЮЗ.Ящнев В., Вольман Б. Первые шаги гитариста.-Л.: Музыка, 1968, Переиздание, 1984.