Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика формирования двигательных навыков игры на гитаре в работе с подростками

Автореферат по педагогике на тему «Методика формирования двигательных навыков игры на гитаре в работе с подростками», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Козлин, Валерий Иосифович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Методика формирования двигательных навыков игры на гитаре в работе с подростками"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА. И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ЩЦАГ01ИЧЕСНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И.Ленина

• I - ■ ■ ■ "

Специализированны! совет - К.053.01.17

На правах рукописи

КОЗЛИН'Валерий Иосифович

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАШКОВ ИГТЫ НА БТГАРЕ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

Специальность 13.00.02 - методика преподавания цуоняи

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Мостаа - 1992

Работа выл . лиева в Московском педагогическом государственном Университете имени В.И.Ленина

Научны 2 руководитель:

кандидат педагогически! наук, доцент К.А.ЦШРЯН

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор А.Е.ДМИТРИЕВ

кандидат педагогических наук, доцент Б.И.ТММАЙ

Ведущая организация - Саратовский государственный педагогический институт имени К.А.Федина

Защита состоится "2-5 "а юр-еЛ-Я 1992 г. в У6 часов на заседании специализированного совета К.053.01.17 по присуждению ученой степени кандидата наук в Московском педагогическом государственном университете имени В.И.Ленина по адребу: -".Москва, 109Г?<2, Новоспасский переулок, дом 3, корп. 3, ауд. 3-/3 музыкально-педагогический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ШГУ имени В.И.Ленина. Адрес университета: г.Москва, 119435, ул.М.Пироговская, т МПГУим.В.И.Ленина.

. зтореферат разослан "<ре €¡30./} д 1992г.

Ученый екретарь специализированного совета .

Т .Л.ЯКУБОВСКАЯ

I.- ОБЩАЯ ХАЕАКТЕЕЕСША РАБОТЫ.

Актуальность тгооблрл.м. Настоящая работа посзяздена исследования одной из сашас слолашх проблем «.узшсальной педагогики - развитию технического мастерства учащихся гитаристов.

Особенностью проблемы развития техники игры па гптаро является то, что она заминается в узких раксах своей специальности, нэ использует достижений теорш лгрн на других цузыкальних инструментах. Для помощи гак начинающим, так и прогрессирующим исполнителям создан ряд самоучителей и 'школ лгрн за гитаре. Основном не-достатк значительной част этих работ заключается в таи, что они базируется на огящрпяоскза давних к нэ учитывает соврзганнш; науч-кнх представлений, Основной укор л них делается на ислхо-технпчес-хшэ метода воспитания исполнительской техники. Образнкв сравнения, сопоставления, потод пробки ошибок я т.п. ьадостаточлк в зпхзктике массового обучения кузнкшмов-лсподнптелей» Э-яшричесхая недагс- , гика сбнчно охватывает ензенш, сугубо практическую сторону язле-ш. Внутренние механизма л закономерности техники остаются тало лзучштнш, что не позволяет нэдагогам-прахстлнаи угарзахо ориентироваться в растут: требованиях к глтарпоыу ксползпте-жвокощ искусству.

Несмотря на то, что проблема тишитсского развития щгикал-тов загаазег сугрствеяпоэ з:есто в литература но злугнкалыюЗ. реда-гогаке я методика обучения, вопроса рациональной организации игровых дикенкй на могут считаться достаточно разработалнвмк. В педагогической литература практически шт рао'от, основанных на теоретических расчетах рациональной организации едзыкалгао-дгро-вях'двЕяенЕй, Существует-рзд цешшх работ, основанных на объективных шпирнческих или экспериментальных данных {Н.А.Берштэ'Нн, Т.СЛопова, Й.БаЗ, Б.И.Талалай), но всо они касаются нэ щипковых адузыкалвных инструментов л лрсшатотся для других цазай.

Анализ современного сосзлзшш сстарнота депешшмшшетва и учебного иатерлага яокззышэг» что сагодпкг еэ стцэствуат единого мнения со езотеи аспектам, связанным с постановкой в развзтпшл опсззЕО-двагатэлъного аппарата гитариста. В практической работа узЕщшся-музыкантов отсутствуют приборы и технические средства, которые помогли бы формированию рациональных игровых двикений л ж объекишщу анализу, а также • . воспитании слуха, 'чувства

динамики звучания, тактильной чувствительности пальцев. :

Начинающий гитарист не когэт заниматься усовершенствованием ': техники много .асов, как это <5ыло, например, в 19 Ееке. Тем более ' это относится к подросткам 13-14 лет, которые подготавливайте- для игры в ансамбле гитаристов. Это требует поиска новях ранений и методов, обеспечивающих высокую эффективность освоения ясполни'-зль- ' ской техники и доступных для внедрения в массовую гитарную педагогику.

Цель настоящего исследования - теоретическое обоснование и разработка технических средств и методов ускоренного обучения начи-нащих гитаристов для практической музыкальной деятельности.

О^'ект исследования - учащиеся-гдтарцсты, не владеющие игрой , на инструменте, а также участники ансамбля гитаристов.

Предмет исследования - формирование музыкально-технических навыков игры на гитаре учащихся-подростков на основе целенаправлен- . них действий.

Гипотеза ' 'следования. Процесс подготовки учащегося-гитариста можно ускорить рационализацией его музыкально-игровых действий. В понятие рационализация необхо;.. :ло включить специальную работу над опорно-двигательным аппаратом, введение срочной информации об игровых действиях, формирование динамики звука и тактильной чувстви- ( тельности пальцев. I

.. I

Задача исследования. |

'

1. Изучить современное состояние методики двигательно-техни- ' ческого обучения гитаристов.

2. Уточнить понятийный аппарат для изучения процессов, связан- ! ных с двитательно-техническиы умением гитариста, выявить'.специфику | этих умений и уточнить условия их формирования. 1 ■ Н

3. Разработать специальные приборные технические средства, способствующие формированию игровых двигательных навыков, формированию динамики звука, развитию слуха', и тактильной чувствительности пальцев уча-ихся-гитаристов.

4. Разработать методику ускоренного обучения и развития дви- ■ гательно-техничеоких умений начинающего гитариста и экспериментально проверить ^е эффективность в работе о подростками.

Мэ дологической основой исследования явились теоретические

полояенпя физиологии движений Н.А.Вэряптейяа, А.В.Запорояпа и Л.Б.Чхалдзе. Работа базируется также на концепции единства музыкального и технического развития (Г.Г.Нейгауз, Г.М.Коган, О.Шуль-пяков), теории развиваицегс: обучения (Г.М.Шпин). Методы исследования:

- теоретический - анализ литературы по теме исследования (фпзио-' логия двкаений, методика игры на музыкальных инструментах);

- матекатико-статистический;,

- йайздешя за'работой в процессе фондирования игровых навыков и освоения музыкального произведения;

- сро°°ой информации; ' '

- экшерлмонтапъно-педагогический - констатирующий и обучающий эксперимент. ■ • -

Научная новизна исследования.состоит в том, что вперзые: ' - процесс формирования специалышх двигательных действий гитаристов становится предметом специального исследования; ' .

- представляется разработка интегрированной методики обучения игры на гитаре; •

- проведено усовершенствование понятийного аппарата в гитарной педагогике и практическое применение его в целях, ускорения учебного процесса;' ' • ' ,

- оценивается возможности мэхангческих средств тренааа для уско-

• репного процесса двигателыго-теингазского обучения учащихся-гдта-ристов;

- исследуются возможности применения электронных приборов для ускоренного обучения музшсально-дгровым действиям, формирования динамика звука, развития музыкального слуха, а таете тактильной чувствительности пальцев. - —

, Положения, выносимые на защиту,

1. Ускоренное обучение музыкально-игровым движениям начинав>-щих гитаристов требует предварительного социально организованного тренааа игрового аппарата, направленного на усвоение основных игровых приемов, формирование динамики.звука, развитие слуха и'-задсииьной чувствительности пальцев.

2. Метод срочной информации позволяет значительно ускорить процесс обучения и музыкально-техническое развитие гитариста.

3. Рационализация понятийного аппарата гитариста и музыкальных упражнений для закрепления позволяют сформировать игровые уме-

ния в скатые сроки.

Практическая ценность работы»

Предлоге: 1ая методика совершенствования исполнительского наследства при игре на гитаре кокет применяться в виде прогрг г~ много учебного пособия в специальных учебных заведениях.

Разработанные средства механического тренака могут цриглетть-' ся для широкого круга исполштелей-шструменталястов, а электронный фэркирователь звука, кроме того, п для вокалистов.

Апробированные технические средства позволяет рассчитывать на появление ноеого поколения пособий в практике обучения игре на музыкальных инструментах, а именно - саыообучавдкх устройств срочной информации.

Апробация работы осуществлялась;

- l ходе экспериментальной а учебной работы в Республиканском дворце культуры профсоюзов Украины "Октябрьский", а также в Киевском государственном педагогическом институте имени М.П.Драгока-нова на кафедр- игры на музыкальных инструментах;

- в ряде опубликованных автором работ;

- в ходе обсуждения диссертац].л на кафедре организации и методов музыкального образования Киевской государственной консерватории и кафедрах - методики музыкального воспитания, а такке игры на

, музыкальных инструментах Киевского педагогического института им. М.П.Драгоманова;

- в выступлении с докладами на семинарах фестивалей гитаристов (Минск, 1987 г.; Киев, 1988 г.; дворца культуры "Октябрьский" Киев, I983-IS9I гг.);

- в выступлении с докладом в Киевском доме ученых All УССР в дис-куссиовном клубе истории науки н техника: "Наука и щзпха, биомеханика - как основа музыкальной техники", 1991 г.;

- в конкурсах ансамбль гитаристов, созданного по методике данного исследования, получившего звание "Народный" и диплом лауреатов

в честь 1500-летия г.Киева, телевизионного турнира Украины - "Со-нячн} кдарнети", первого, второго и третьего всесоюзного фестивале народного творчества и в более чем 300 его сольных концертах.

П. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и списка литераторы. Объем основного текста 142 стр. и библиографии 13

страниц. Основной текст содержат 34 Иллюстрация и 43 таблицы. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, степень разработанности ее, излагается цель, гипотеза, задачи, объект, предают, а также иэлоаения, выносимые на защиту.

В первой главе - "Рациональная организация музыкально-игровых движений в теории и практике" - констатируется, что в теоретико-методической литературе организация музыкально-игровых движений гитариста представляет малообобщенннй, не систематизированный материал - эмпирический и противоречивый. Учитывая, что научно-исследовательских работ в области технического развития гитаристов нет, ^казываогся на цолоообразность изучения методической, щзх-кально-педагогдческой и научно-исследовательской литературы, посвященной обучении различных му'зыкантов-инструментаиистов. Правомочность подобшх действий объясняется тем, что по существу, музыкально-игровые технические проблемы, поиски их решений для исполнителей на различных ¡лузыкашЕЕс инструментах типичны.

В § I -.'Проблемы постановки и совершенствования опорно-двигательного аппарата музыкантов" - выясняется -наличие нескольких направлений в педагогике. Первое - "старая икола фортепианной игры" шш "традиционная педагогика". Второе - "анатомофизиологичес-лая школа", третье - "психотехническая школа"» Критерии обучения в различных школах можно органиговать в две группы: "цузнкально-слуховое" и "двигателъно-техвнческое". Дошнируювщм началом в педагогике простого был двигательно-техшпесвий метод. Педагоги искусства обращали внимание в основном на тренировку мышечно-свя-зочного аппарата, на специальное воспитание силы мускулов и выносливости. Техника мыслилась ил гимнастическая лошсосеь пальцев в результате многочасовой тренировки. Применялись специальные механические устройства для разработки суотаво-шиечного аппарата. Значения слуховых представлений недооценивались, что вело к воспитанию абстрактной техники, лишенной художественного смысла. Представители "музыкально-слухового" направления утверждали ведущим принцип художественного развития. Воспитание музыкального слуха, образного мышления, эмоциональности, фантазии - всего того, от чего зависит музыкально-художественное творчество, рассматривалось, как первейшая задача обучения. С их точки зрения для процесса технического совершенства решающее значение имела психология - звуковой образ в сознании музыканта, - тот фактор, который

обеспечит нахождение целесообразных и рациональных игровчх движений без их специального развития, хотя роль самих двязений в работах многих подлогов все-таки признавалась. Проблемы управления ьузнкально-игровыми движениями долгое время оставались спорна л, в смысле необходимости их реиения, а такае в плане реализации. С одной стороны утверждалось, что внимание наполнителя должно направляться на звуковой результат, а моторике представлялось функционировать на неосознанном уровне, с другой - доказывалась необходимость сознательного конструирования исполнительских- движений. Часто эти противоречия существовали в работах одних и тех ке не- ■ дагогов, внося больше путаницы, нежели пользы в теорию музыкаль- " ного иг-'олнительсгва. , «

Важным моментом является мнение многих методистов и педагогов о возможности и необходимости обучения мышечным движениям, развя- , тию и совершенствованию их техники посредством ощущений, развитию ! обобщенных навыков. А навыки являются основой выработки двигательной техники. Н необходимость изучения "фундаментальных формул навыков" указывал Ф.Лист, организацию "двигательных заготовок" -Ф.Вузони, овладение "основных * юлу фабрикатов, элементов" - Г.Ней-гауз. К изучению "чисто технических основ техники" и выведению законов игровых двинений призывал К.Мартинсен. В работе ведающихся музыкантов и педагогов четко прослеживается мысль, что отбор и закрепление наиболее рациональных и совершенных игровых двигательных форм должен быть одной из важнейших задач методики обучения на музыкальных инструментах.

В работе проведен анализ существующих в педагогической литературе рациональных, по мнению авторов, методов совершенствования : цузыкально-ягровых движений исполнителей на разных музыкальных инструментах. Основное внимание педагогов сосредотачивается вокруг поисков более естественного положения рук, способа держания инструмента, посадки и т.д. Из обобщений литературных данных в исследовании ввделены следующие аспекты организации ыузыкально-иг-; ровых движений:

I/ советы уменьиения позных напряжений, развиваемых для поддержания тела исполнителя;

2/ уменьпение фаз:.лх и циклических напряжений - сокращений мышц, реализуг"их перемещения пальцев, кисти, предплечья, а та;.хе действий, объединяющих перемещения рук или их звеньев при зву оизвле-

ченяи я подготовке к нему;

3/ организация энергетически выгодной мышечной деятельности, которая проявляется:

а/ в нахождении общих поз, среднефиэиологических положений для достижения "полной свобода тела"; б/ в подборе удобной аппликатуры;

в/ в уменьшении количества перемещений кисти при игра одноголосых последовательностей о'переходом па игру комшгенсами (охвату наибольшего количества перемещений пальцев при одном положении руки (кисти);

г/ в. мттнимизацки размаха лльцев, кисти; д/ в учете при игре внешних сил (например силы тяжести); 4/ учет физических способностей мышечного аппарата исполнителя; 5/ советы подготовки технических "заготовок", "полуфабрикатов"; 6/ советы по форме пальцев, рук, тела.

Необычайно прозорливы для своего временя представления Э.'Ба- 1 ха. До его мнении "существует только одна рациональная техника, которая по' элементарному применению в своих свойствах однозначна я точно познаваема, определима и поддается расчет подобно идеально сконструированном? мотору или идеально выверенному двигательному аппарату. Техника остается техникой, безразлично, машинная зто техника пли фортепианная. Всякаг техника подчиняется неизменным математическим и физическим законам, но если рациональная техника "познаваема я определима", то ее можго и формировать исключительно на основе упомянутых законов".

Современные научннэ данные о механизмах управления движениями человека показывают (§ 2), что связь здезду образом предстоящего действия к самим действием неоднозначна и процесс выполнения движения, в частности способ, каким оно совершается, его двигательная структура, многообразны и определяются многими факторами (П.К.Анох1Ш, Н.А.Берншгейн). Доказано (Л.. .Дурил, Н.А.Берштейн-, Л.'Чхаидзе), что управление двигательной деятельностью человека происходит с двух сторон: со стороны ее смысловой направленности и со стороны ее двигательного состава. Эти стороны управляются разными уровнями нервной системы. Согласно анализа проблемы О.Ф.Иульпяковым, слуховые представления руководят движениями в первую очередь по смысловой линии, для двигательной же рациональной техники необходимо отвлечение внимания ученика на детальную

сущность движений. Необходимо отказаться от обучения с позиций j

либо "слухового", либо "двигательного" методов, а исходить из того, • •чтобы сознани. музыканта было направлено и в слуховую п двигатель- ! ную области. !

Представления гитаристов об организации ьузнкально-игровых | движений и постановке опорно-двигательного аппарата систештигт- 1 роваш в § 3. йаделены положения, общие для большинства педагогов 1 в различных аспектах техники игры, а также противоречия в трактовке одних и тех se вопросов. К общим относятся представления о по- : садке, положении ног и инструмента, необходимости применения скамеечки, направлении заукоизвлеченпя пальцев правой руки й црядиш-шш ct^vh левой, положение ее большого пальца. '

Противоречия выявлены в определении высоты скамеечка, трак-TOL.ce методов звукоизвлечения, формировании динамики звука, форме рук, пальцев и источнике их силы, длине и форме ногтей, в месте извлечения звука по длине струны и другом, то есть в том, что составляет основу успешного развития музыканта.

В итоге анализа первой главы сделаны следующие выводы.

1. Необходимость теорети^-зской и практической проработки вопросов построения и совершенствования музыкально-игровых движений подчеркивалась всеми школами различных эпох и направлений, хотя > иногда это было в косвенном виде.

2. Характеризуя в целом процесс построения музыкально-игровых движений как взаимоприспособление музыкальной и моторной сфер, при ведущей роли музыкальных представлений, большинство исполнителей

и педагогов считает, что путь в этом процесса лежит через обобщающие технические приемы - комплекс умений и навыков на пути к универсальной технике. .

3. Приемы, как особенным образом оформленные наши знания о построении движений, по мере дальнейшего процесса познания и практики исполнителя, - уточняются, совершенствуются. Вааен охват всех приемов, их точное описание и классификация, .установление объек- ; тивных (физических) границ их применения.

* 4. Необходимом условием выработки рациональной техники является научное обоснование постановки и совершенствования опорно-двигательного апг рата музыкантов.

5. Отсутствие фундаментальных работ в области техники гитарного исполнительства, противоречия в большинстве вопросов поста-

ловки и совершенствования технического мастерства наиболее остро ставит вопрос о необходимости разработки научных: методов решения дроблом.

В главе 2, "Опытная организация адзыкально-игровых движений гитариста га основе целенаправленных действий" - описано проведо-1шэ эксперимента и подробно излояены все элементы процесса становления и последовательного совершенствования начинающего учащегося. Основные рекомендации методически построены на доказательном материале в виде сделанных предварительно расчетах биомеханики пальцев. Подчеркивается индивидуальность посадки каздого исполнителя, определяемой предо всег~ толоканием в одной плоскости плечей и спины, не касающейся стула, расслабленностью всего тела, отсутствием искривлений позвоночника во избежание его заболеваний. Указывается на формирование положения рук, ног, головы по мере рассмотрения отдельных частей тела в двигательном действии при игпе на гитаре. Постановка двигательного аппарата начата с правой руки. Согласно сделанным ранее расчетам известны количественные соотношения мовду отдельными фалангами пальцев. Рекомендованы приближенные значения расчетных параметров о указанием позмояной коррекции их индивидуальным, исполнителем в процессе работы применительно к своему игровому аппарату.

В практику обучения введен метод наработки рефлекса рациональной формы руки сначала вне музыкального инструмента. Сформированная по расчетным параметрам рука дтя приема "апояндо" ставится на стол, запоминается и снимается с него. Упражнение повторяется до наработки рефлекса необходимой формы руки.

Впервые указано на многс эбразие положений руки в пределах тембрового диапазона гитары, определяемого в основном отрезком струны мезду концом грифа и подставкой для струн. При постановке руки непосредстве1шо на инструмента определяющим является ее положение в наименее удобном для игры месте иа шестой струне у самой подставки). Необходимым условием является перевешивание ее в сторону струи относительно точки опоры предплечья о гитару при обязательном естественном сохранении формы, отраоотанной ранее. Невыполнение этого условия влечет за собой изменение типа посадки и высоты скамеечки автоматически. Впервые в педагогической литературе для гитары дано обоснование и целенаправленное применение разных ввдов посадки - I (классической - о инструментом на лозой

ноге); 2 (промежуточный - с инструментом на обеих ногах); 3 (крайней правой - с инструментом на правой ноге).

Методика дальнейшей отработки постановки руки непосредственно на музыкальном инструменте закрепляет навыки, полученные к . столе с учетом дополнительных факторов (скамеечки под ногу, ощущения струн и корпуса гитары, положения головы, тела, ног).

Особое внимание обращено на методику извлечения звука. Валным условием непринужденной, естественной работы пальца является легкое соскальзывание с него струны. Показано, что это зависит от углов сгибания фаланг и их движения при звукоизвлечении, а такие от положения к плоскости" струн. Регулятором соскальзывания определена средняг фаланга, а проксимальная - регулятором громкости. Представлены упражнения для отработки звукоизвлечения приемом "апоян-до" на всех струнах (в виде нотного материала) и обоснованы способы перемещения при этом руки. В исследование введено понятие синхронности пальцев и его физическая реализация. Под синхронностью подразумевается одноврвмэнное двиаение в разных направлениях пальцев - на звук одного и навстречу ему другого (других). Умение синхронности - признак „пишальносгп всех параметров движения. Для развития синхронности пальцев представлено специально разработанное устройство и методы работы на нем с последующей проверкой и закреплением на музыкальном инструменте.

Значительное внимание уделено работе большого пальца. Его роль определена не только как равноценного ■ соучастника с другими пальцами *в музыкальном процессе, но и для снятия напряженности руки (в качестве опоры), а такие для лучшей ориентации пальцев при игре и их устойчивому звукоизвлеченшо. Разработано положение большого цаяьца, его (¡эорш, методика развития и основанные на нотах музыкальные упражнения для этого.

При постановке левой руки учтены параметры первоначального положения инструмента, тела, правой рука, предварительной высоты сканеечки под ногу. Показаны признаки дая уточнения и корректировки этих параметров для оптимального.полояения руки и ее работы.

Разработана методика отработки движений на гитаре как отдельных пальцев толы, левой руки, так в совокупности с правой при ее звукоизг 'ечении. Представлен нотный материал для отработки навыков пальцев рук и их координации.

Для развития техники звукоизвлечения приемом " тирандо" представлены расчетные значения межфаланговых углов пальцев, разработана методика извлечения звука, даны конкретные указания для отработки синхронности пальцев. Показана специфика работы большого пальпэ в "тирандо".

В исследовании введены не существующие ранее понятия прямого и обратного расположения пальцев правой руки, а также их параллельной и последовательной работы, Обратное расположение пальцев (указательный, средний и безымянный соответственно находятся на 1-й, 2-й и 3-й струне или других струнах со стороны 6-й в том же порядк") при звукоизвлечсг-ши в аппликатуре для гитары практически не встречаются. Прямое расположение пальцев (указательный, средний и безымянный находятся соответственно на 3-й, 2-й и 1-й струне) встречается часто и только этим приемом исполняются все учебные пассажи, этюды и упражнения. В практике обратное расположение встречается довольно часто, прячем, для выхода из кажущегося на первый взгляд неудобного положения авторы предлагают, как правило, решение за счет аппликатурных ухищрений, приспосабливая прямое расположение пальцев, в основном за счет снижения теша, шш искажения музыкального замысла композитора. Для равномерного, равноценного развития пальцев как в прямом, так и обратном расположении разработана методика, исх да из предположения, что в начале обучения исполнителю все равно к какому расположению привыкать. Он воспринимает их одинаково. Учить разгздо формам движения логично на первых этапах обучения, тогда выработанный всесторонний автоматизм их даст возможность легко преодолеть встретившиеся трудности.

■ Методики параллельной работы пальцев (одновременно всеми) и последовательной (друг за другом по очереди) разработаны как для прямого, так и обратного располокешя. Для отработка последовательного движения большого пальца равноценно с другими разработаны специальные тренажеры. Для отработки различных логических послед ова*ельностей, встречавшихся в практике движений всех пальцев при их различном расположении, разработаны специальные музыкальные упражнения непосредственно на инструменте.

В произведениях для гитары сочетается мелодия с ее сопровождением. Наиболее колоритно, ярко мелодия может быть выделена при помощи приема звукоизвлечения правой рукой - "апоявдо". Сопровож-

денив при этом, как правило, исполняется приемом "тиравдо". В исследовании систематизированы наиболее встречавшиеся тшшчша виды совмещенных приемов в виде нотного материала. На основе этого разработана оптимальная логика движений пальцев для достижения требуемого исполнительского аффекта. Дана методика наработки автоматизма движений при звукоизвлечении в совмещенных приемах с устранением их обратными и прямыми расположениями пальцев. Расширены виды логической синхронной работы пальцев, особенно большого, как наиболее чуткого к ошибочной постановке руки. Представлен последовательно Еыстроенный нотный материал для совершенствования техники движений и даны рекомендации по кх корректировке в зависимости ,т требований динамики отрабатываемого звука.

В исследовании введено понятие "тремолоподобных" движений. К ним относятся движения, имеющие логику тремоло, или похожего на него, но при звукоизвлечении на разных струнах, Выявлены имеоди-еся в практике гитарного исполнительства частные случая аппликатурного несое риенства, ведущие.к нерациональной работе двуш; пальцами, невыгодной энергетически, вместо возмогли/, тремолопо-добнах дешгекий, увеличивахнул количество рабочих пальцев при той ге общем количестве звуков, повдааидях их рациональность и динамичность звучания.

При работе над целенаправленна! развитием музыкально-игровых дзикеняй во всех случаях в процессе выполнения исследований использована конкретные музыкальные произведения, подобранные по специфике хазяото отрабатываемого технического приема с одной стороны и представлящие художественную ценность - с другой. Этим достигается полноценное художественное и техническое развитие исполнителей.

Глава 3 - "Экспериментальная методика формирования звука в работе с учащимися-гитаристами" - посвящена методике формирования динамики звука. Одна яз важнейших задач, встащих перед учеником, - выработка у него пространственной: точности пальцевого аппарата, т.е. умений безошибочно, чисто и точно попадать пальцами на те струны, которые обозначены в нотном тексте. Другая задача - формирование звука. Учитывая малый диаметр струны, понятна сложность попадания на не. пальца и стабильного звучания и звукоизвлеченм. Непре! иным условием музыкальной техники является умение играть ровно. Вне внровкенности звуковых плоскостей z лтх& нереально а

ставить вопрос о достипенип гитаристом красочного богатства и разнообразия. "Учащийся должен уметь играть достаточно продолхи-тельше фрагменты музыки'абсолютно ровным звуком; это необходимо ему для дальнейшего...,11 (Г.М.Цышш). При наработке звука в процессе обучения известными методами учащийся контролирует звук только органам!, слуха. Поскольку доотикениз тонкого слуха - процесс достаточно долгий я трудоемкий, то на первых порах обучения учащийся практически на слышит неровного по силе звука, или слышит недостаточно.

В процессе выполнения работы было сконструировано электронное "Устр^ство контроля пву~а" (подивёрздешое авторским свидетельством;, которое позволило не только слышать звук, но и видеть его величину* Прп извлечении звука на гитаре он преобразуется в электрический положительный сигнал, измеряется его максимальное значение, ¡запоминается на необходимое для ана^лза учащимся вргел/л и сбрасывается в коль, т.е. в исходное состояние. Время достижения максимума практически мгновенное, как для ушей, так п для глаз. В исходном состоянии на выходе уотройотва (экране двухлучевого осциллографа) учащийся ввдит две горизонтальные светящиеся линии 10 - контрольный пвук до начала звукоизвлечония и 2 - заданное значение отрабатываемого звука (расЛ).

рпс,1. Работа устройства контроля звука

Экран осциллографа тарирован до самого громкого звука гитары ( // ). При помощи специальной ручки регулировки на экране можно выставлять любое значение звука, при этом линия 2 перемещается на необходимую величину вверх. Предположим, что музыканту необходимо отработать звук величиной У, что соответствует меццо форта.

Для этого линия 2 перемещается на необходима величину У. При иа-рчечешш звука на гитара линия IQ стачком занимает одни из трех положений Ij, Ig или При попадании в.положение Ij музыкант, сравнивая его с положением заданной линии 2, видит, что нуяп увеличить силу звука, при Ig - уменьшить, а' при I2 - цель достигнута. Извлекая необходимое число раз звук музыкант отрабатывает онемение органами слуха, а также пальцами, корректируя неточности глазами.

Конкретная величина звука на выходе устройства измерялась цифровнм вольтметром. - ■

При постановке I эксперимента сначала бил определен метод звуке-звлечеккя (§ I). Учащиеся контрольной группы (10 человек) извлекали по очереди каждым пальцем звук приемом "ацояндо" с упора (У) и размаха (Р) на открытой второй струне гитары при заданном значении громкое иг - \т\ J . Испытуемые контролировала звук на слух; преподаватель - по прибору. Требовалось повторить заданное значение -:ри 10 попытках. Результата обрабатывались катодом варкацаожагх рядов. Оказалось, что в 93,3^ гвуконзвлеченнй игра с уиорз стабильнее, т.е. ровне,, чем с размаха и только в 6,3/» результаты одинаковы. Таким образом, за основу ¡эксперимента бшш принята игра с упора.

В експеркмзнте П кагдому члену контрольной группы было предложено извлечь на 2-й струне 10 раз подряд с упорз по три звука, последовательно указательным (I), средним и безымянным (а) пальцами при заданном значена: m -j ,

Расчет показали, что нормальные-результат при извлечении ввука отдельными пальцами - указательным показали Ъ0% испытуемых, средним - 70% и безымянным - 60^. При работе последовательно .всеми пальцами ни один из участников контрольной группа не показал нормального результата.

В эксперименте Ш и U учащиеся экспериментальной группы повторили то же самое задание, что и контрольная группа (■§ 2), т.е. по 10 раз извлекали звук каждым пальцем, а затем последовательно * 10 раз тремя пальцами на слух, при требовании ровной игры. Нормальный результат показали при извлечении указательным пальцем 40$ учащихся, эдним - 30% и безымянным - 40$. Тремя пальцами ж попал норищу ни один es учащихся.

И серж экспериментов У кавдай 'учащийся яграл 20 дан. • с тр$-

наг.ором, контролируя результат глазами при поданном значении- . 80% участников попали в норму при работе последовательно тремя пальцами и 100$ - отдельными.

В серии экспериментов УП и УМ после работы по 20 мин. о тренажером, были проведены измерения стабильности звукоизвлэчешя, контролируемого учащимися на слух.

Нормальный результат погасали при работе указательным' пальцем . 100% учащихся, средним - 90$ и беэшяннш - 90%. При работе двумя пальцами в норму попали 90$, а тремя - 60$ испытуемых. Результативность возросла для указательного и среднего пальцев на 60$, безымянного на 50$, для дв^х и трех пальцев - на 60%, что свидетельствовало об эффективности могода. Вместо о тем, учитывая не везде 100$ успех достигнутого улучшения, эксперименты бши продолжены.

В серди экспериментов IX и X учащиеся работали с тренажером по 20 мин. отдельными пальцами, а затем трия последовательно и далее демонстрировали результат глядя на тренажер. Все испытуемые , показали нормальный результат.

В серии экспериментов XI и ХП после работы по 20 мин. о тренажером отдельными, а затем тремя пальца!,ш, учащиеся демонстрировали результат на слух.с 100$ положительным результатом.

Расчет коэффициентов нововведения показал, что в результате применения электронного тренажа экспериментальная группа стала стабильнее в звукоизвлечеши отдельными пальцами примерно в 2 раза по сравнению о контрольной, а при работо последовательно тремя пальцами приблизительно в два раза.

Расчет доотоверности различий дашшх медду началом и концом испытаний по критерию Фишера доказал статистическую достоверность эксперимента.

Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы.

1. Развитие эмоционально-образных и ..узыкалъно-слуховых представлений являются ведущими, но недостаточными факторами в построении физиологически рациональных, целесообразных движений.

2. Для эффективного формирования рчщтонп.^ных игровых двига-тэлъких навыков необходима научно-обоснованная теория постановки и развития опорно-двигательного аппарата учащегося-гитариста, основанная на знании анатомии и физиологии тела, с применением законов физики и механики.

3. Для ускоренного обучения начинающих гитаристов необходим

предварительный специально организованный тренаж двигательного аппарата, направленный на усвоение основных даровых приемов, форщ-. рование динам^л звука, развитие слуха п тактильной чувствительности пальцев.

4. Метод срочной информации позволяет значительно ускорить процесс обучения'и музыкально-технического развития гитариста.

5. Эксперимент показал, что рационализация понятийного аппарата гитариста, а такие специальных упражнений для ях закрепления позволяв1!- сфоршровать игровне навыки в скатш сроки,

6. Разработанные я апробированные в настоящем исследовании технические средства поаволяит говорить о целесообразности внедрения нот :>го поколения учебных пособий - саыообучакцих устройств ■ срочной информации - в практику обучения игре на музикзлъгшх инструментах.

7. Использование разработанных штодик возмовно да ускоренного обучеш1я и развития различных инструменталистов.

Основное .держание диссертации получило отраженно в саедукгда публикациях:

1. Козлш1 В. Гитара - Изобретение. Описание изобретения к авторскому свидетельству ^ 1434485 11, Д 1/08, ,16.05.85 г.

2. Козлин В. Устройство для обучения правильному полозснию пальцев руки при игре на струнном цутсалыюм инструменте. -Полоян-телыюе решение научно-технической зкспортиэи изобретений

Г) 4874350/12/08142 от 26.07.90 г. М.Кл.5 С- ОЭд 15/03 (в составе с . Гриценко*В., Оляшжоы В., Грибовспим А.),

3. Козлш В. Устройство контроля звука. - Положительное решение государственной научно-технической' экспертизы изобретений

& 4874351/21/082143/ от 25.01.91 г, М.Кл.5 ИОН 1/6 (в составе с Гриценко В.).

4. Козлин В. Форш пальцев гитариста при извлечении звука приемом - "тирандо". - Киевский педагогический институт им.М.П.Дра-гоманова.-Деп.рук. от 26.12.91 г., Ш 1647.-Ук 91.

5. Козлин В. Форш пальцев гитариста при извлечении звука приемом "апояндо".-Киевский педагогический институт им.М.П.Драгог/лнова.-Деп. рук. от 26.12.91 г., Л 1648.-Ук 91.