Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования

Автореферат по педагогике на тему «Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Бережной, Дмитрий Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования"

На правах рукописи

БЕРЕЖНОЙ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ГИТАРЕ В СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 4 иК Г 2Ш

005535857

Москва-2013

005535857

Работа выполнена в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре музыкального образования Института музыки

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор

Майковская Лариса Станиславовна

Официальные оппоненты: Ануфриева Наталья Ивановна

доктор педагогических наук, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет», профессор кафедры социологии и философии культуры

Щербина Маргарита Анатольевна

кандидат педагогических наук, преподаватель по классу гитары Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Москвы «Детская музыкальная школа имени A.C. Аренского»

Ведущая организация - Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»

Защита состоится <<2~0> ноября 2013 года в часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук, доктора педагогических наук на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, зал заседаний защиты.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств и на сайтах: Министерства образования и науки РФ Шр://минобрнауки.рф Московского государственного университета культуры и искусств www.mguki.ru

Автореферат разослан «/ » О /¿^¡Г 2013 г.

г

/

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент (/ Ъ Булдина Г.И.

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В настоящее время происходит изменение всей системы музыкального образования, появляются новые формы, методы и технологии обучения, разработка которых - одно из приоритетных направлений процесса модернизации. В современном обществе наблюдается потребность в специалистах с высоким уровнем развития не только профессиональных, но и интеллектуальных, духовно-нравственных и творческих качеств. Музыкальное образование помогает удовлетворить эти запросы, формируя гармонично развитую личность, способную гибко мыслить и принимать обоснованные и нестандартные решения в различных проблемных ситуациях. При этом социальный заказ общества отражается в популярности того или иного направления музыкального образования. Сегодня гитара занимает одну из лидирующих позиций среди желающих обучаться музыке.

Традиционно отечественное обучение детей игре на гитаре, как и на других инструментах, осуществляется в форме индивидуальных уроков. Достоинства такого обучения очевидны: реализуется в полной мере индивидуальный подход к учащемуся, устанавливается тесный контакт преподавателя и ученика, учащийся не отвлекается, он полностью вовлечен в учебный процесс.

Тем не менее, у индивидуального урока существуют и отрицательные стороны. Отсутствие других учащихся на занятии зачастую снижает интерес к учёбе и активность на уроке, препятствует развитию коммуникативных навыков и социализации учащихся, плохо развивается самостоятельность, так как ученик находится под постоянным контролем педагога, отсутствует важная для формирования сценического поведения и артистизма практика публичных выступлений в условиях занятия.

С введением в учебный процесс группового занятия по специальности расширяются возможности обучения игре на гитаре, вносится разнообразие форм взаимодействия учителя и учащихся, происходит активизация учащихся. Обучение в индивидуально-групповой форме соответствует потребностям личностно-ориентированного образования, создает широкое поле для творческой самореализации и социализации учащихся.

Групповые занятия по гитаре широко используются в профессиональном образовании за рубежом. В нашей стране некоторые преподаватели гитары начинают использовать положительные стороны груп-

повых занятий наряду с традиционными индивидуальными уроками гитары.

Между тем, почти вся научная и учебно-методическая литература, посвященная гитаре, априори направлена на индивидуальную форму обучения. А те немногие работы, что освещают аспекты группового обучения, как правило, затрагивают их очень поверхностно или посвящены обучению в средне-специальных и высших учебных заведениях и не рассматривают вопросов начального образования детей.

В этой связи возникают противоречия:

- между запросами общества к полной реализации профессионального и личностного потенциала учащихся-гитаристов на начальной стадии их обучения и отсутствием соответствующих технологий;

- между объективными возможностями индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары и отсутствием специальных научных исследований, раскрывающих теоретические основы этой проблемы;

- между потребностью преподавателей гитары в научно-обоснованных рекомендациях по применению индивидуально-групповой формы обучения в процессе формирования знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации начинающих гитаристов и отсутствием учебно-методической базы.

Более того, современные преподаватели гитары также в большинстве своём учились игре на гитаре индивидуально и с проблемой применения других форм обучения сталкиваются, будучи совершенно неподготовленными в данном направлении, так как не имеют должного практического опыта в этой сфере.

Этими противоречиями обусловлен выбор темы исследования: «Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования».

Степень разработанности проблемы исследования

В разработке проблемы индивидуально-групповой формы обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования имеют большое значение научные труды из разных областей философии, психологии, культурологии, общей и музыкальной педагогики.

Рассматриваемая проблема связана с положениями философов об обществе, творчестве, личности, её свойствах, развитии и деятельности, о форме, методе (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, а также

H.A. Бердяев, Ф. Бэкон, Н. Бор, К.А. Гельвеций, Р. Декарт, И. Кант, М.С. Каган, П.А. Флоренский и др.).

Основные положения современной психологии обучения и воспитания личности ребёнка изложены в исследованиях JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Давыдова, Б.М. Теплова, A.B. Тороповой, Д.Б. Эльконина и др.

Изучением учебной мотивации занимались отечественные исследователи Б.Г. Ананьев, Т.М. Артишевская, Ю.К. Бабанский, Л.И. Бо-жович, Б.Ф. Ломов, Ю.В Таланова, Д.Б. Эльконин и др.

Развитию духовно-творческого потенциала личности посвящены работы A.A. Аронова, O.A. Блоха, Л.С. Зориловой, Д.Б. Кабалевского и др.

В общей педагогике проблему различных форм обучения рассматривали М.Д. Виноградова, В.К. Дьяченко, Л.И. Карлинская, Я.А. Ко-менский, В.М. Коротов, И.Я. Лернер, A.M. Новиков, В.А. Петровский, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Т.А. Стефа-новская, И.М. Чередов и др.

Важную роль в контексте нашего диссертационного исследования играют работы по педагогике, посвященные групповым занятиям,

A.A. Бударного, В.К. Дьяченко, Я.А. Коменского, A.A. Леонтьева, И.Я. Лернера, A.C. Макаренко, А.М. Новикова, П.И. Пидкасистого, H.A. Семёнова, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, И.Э. Унт, К. Д. Ушинского.

Различные аспекты музыкального обучения и воспитания учащихся, связанных с изучаемой проблематикой, отражены в трудах Э.Б. Абдул-лина, Б.В. Асафьева, В.А. Есакова, Е.Р. Ильиной, Д.Б. Кабалевского,

B.Г. Кузнецова, Л.С. Майковской, Е.В. Николаевой, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка, А.И. Щербаковой.

Для нашего исследования интерес представляют труды Л.С. Ауэра, Л.А. Баренбойма, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, Г.П. Прокофьева, Г.М. Цыпина о подготовке музыкантов в различных музыкально-исполнительских классах.

Индивидуально-групповая форма обучения в музыкально-исполнительском классе исследовалась A.B. Артёмовой (сольное пение), Р.Н. Ерман (хоровое дирижирование), Е.А. Серебряковой (сольное пение), A.B. Смирновым (виолончель). Некоторые вопросы индивидуально-группового обучения затронуты в диссертационных исследованиях П.В. Гайдай, H.H. Дмитриевой.

История гитарного искусства исследовалась в работах П.С. Агафо-шина, М.А. Вайсборда, Р.Ж. Видаля, Б.Л. Вольмана, М. Касха, Н.П. Макарова, В.А. Русанова, Э. Шарнассе, A.B. Ширялина, М.С. Яб-локова.

Процесс обучения игре на гитаре рассматривался в монографии Н.П. Михайленко, в диссертациях В.Г. Борисевича, H.H. Дмитриевой, В.И. Козлина, М.А. Самохиной, A.A. Скрынникова, А.Ф. Хуссейна Ахмеда.

Для разработки авторской методики индивидуально-группового обучения игре на гитаре имели принципиальное значение учебно-методические работы педагогов-гитаристов А.Ф. Гитмана, Н.Г. Кирьянова, Е.Д. Ларичева.

Таким образом, несмотря на то, что проблема применения индивидуально-групповой формы обучения является актуальной и разрабатывается в разных сферах музыкального образования, к настоящему времени специального исследования индивидуально-групповой формы обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования не проводилось.

Объект исследования: начальное музыкальное обучение и воспитание учащихся в классе гитары в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: процесс индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования, разработка и внедрение авторской методики.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исторический опыт гитарной педагогики, её современные достижения и выявить потенциальные возможности индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары.

2. Разработать классификацию и содержание форм групповых занятий в классе гитары, а также видов учебной деятельности на групповых занятиях.

3. Определить педагогические условия индивидуально-групповой формы начального обучения в классе гитары.

4. Разработать экспериментальную методику индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре; провести экспериментальное исследование по выявлению ее эффективности на основе диагностического инструментария, позволяющего выявлять уровни сформированное™ музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов в начальный период обучения.

Гипотеза исследования: формирование музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, мотивации учащихся в процессе начального обучения игре на гитаре будет более эффективным при условии:

- теоретико-методического обоснования индивидуально-групповой формы обучения;

- целесообразного сочетания индивидуальных уроков и групповых занятий;

- разработки классификации и содержания форм групповых занятий в классе гитары и видов учебной деятельности на групповых занятиях;

- выявления и создания педагогических условий индивидуально-группового обучения, направленных на повышение эффективности педагогического процесса;

- разработки специальной методики индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре, направленной на максимальное раскрытие музыкально-творческого, исполнительского потенциала каждого учащегося.

Методы исследования:

- анализ исторической, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;

- синтез;

- обобщение передового опыта работы педагогов-музыкантов и собственного опыта преподавания гитары;

- педагогическое наблюдение;

- беседа;

- анкетирование;

- педагогический эксперимент;

- статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Методологическую основу исследования составили: концепции, рассматривающие с точки зрения философии личность и её творческое развитие (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, а также Р. Декарт, И. Кант, ПА. Флоренский и др.); положения теории развивающего обучения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), психология творческой деятельности (Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон), учения о способностях (Б.Г. Ананьев, JI.JI. Бочкарев, A.JI. Готсдинер, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов); основные подходы к развитию духовно-творческого потенциала личности A.A. Аронова, O.A. Блоха, Л.С. Зориловой, Д.Б. Кабалевского и др.

Теоретической основой исследования явились:

- фундаментальные педагогические исследования Я.А. Коменского,

A.C. Макаренко, А.М. Новикова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинско-го; исследования, посвящённые изучению форм обучения (В.К. Дьяченко, И.Я. Лернер, A.M. Новиков, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин,

B.А. Сластенин, Т.А. Стефановская, И.М. Чередов), особенностям группового занятия (A.A. Бударный, В.К. Дьяченко, Я.А. Коменский,

A.A. Леонтьев, A.C. Макаренко, П.И. Пидкасистый, H.A. Семёнов,

B.А. Сухомлинский, И.Э. Унт), педагогическому мастерству (A.A. Леонтьев, К.Д. Ушинский);

- музыкально-педагогические труды, разрабатывающие теорию музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский), теорию и методику преподавания музыкальных инструментов (Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз);

- исследования, связанные с изучением индивидуально-групповой формы обучения в музыкальном образовании A.B. Артемовой, П.В. Гайдай, H.H. Дмитриевой, Е.А. Серебряковой;

- исследования в области обучения игре на классической гитаре Н.П. Михайленко В.Г. Борисевича, H.H. Дмитриевой, М.А. Самохиной;

- учебно-методические работы педагогов-гитаристов А.Ф. Гитмана, Н.Г. Кирьянова, Е.Д. Ларичева.

Научная новизна исследования:

- выявлены потенциальные возможности индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары и доказано её положительное влияние на музыкальное развитие детей;

- разработана классификация и содержание форм групповых занятий в классе гитары (занятие в малой группе, классное собрание, концертное мероприятие) и видов учебной деятельности на групповых занятиях

(индивидуализированная работа с каждым учащимся, игра в ансамбле, взаимообучение учащихся, беседа, концертные выступления учащихся в классе, технический зачёт, зачёт по теории, прослушивание аудио- и видеозаписей, концерт учащихся класса, академический зачёт или экзамен, конкурс среди учащихся класса, концерт профессионального музыканта или музыкального коллектива, мастер-класс, семинар, внеклассное мероприятие);

- определен комплекс педагогических условий, способствующих эффективности учебного процесса в классе гитары, осуществляемого на основе индивидуально-групповой формы обучения (учет психолого-возрастных особенностей личности; моделирование ситуаций концертного выступления и педагогической практики (взаимообучение учащихся); развитие артистизма; организация различных учебно-творческих мероприятий; создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы; использование компьютерных технологий и интернет-ресурсов);

- создан диагностический инструментарий (показатели, параметры, критерии оценки, система заданий), позволяющий выявлять уровни сформированности музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов в начальный период обучения;

- разработана экспериментальная методика индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре, направленная на максимальное раскрытие музыкально-исполнительского потенциала каждого учащегося; активизацию артистических способностей; применение различных видов учебной деятельности, интернет-технологий, активную концертную деятельность; эффективное формирование музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации и др.

Теоретическая значимость исследования: Дано теоретико-методическое обоснование индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования, создавшее научную базу для разработки учебных пособий в данной области. Осуществлен системный анализ исторического опыта и передовых достижений в области гитарной педагогики, а также ресурсов русскоязычной части всемирной сети Интернет, посвященных гитаре, расширяющий преставления о современных методах обучения. Выявлены структура и содержание процесса формирования музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся на основе индивидуально-групповой формы

начального обучения в классе гитары. Теоретически обоснована эффективность предложенных учебно-методических рекомендаций индивидуально-группового обучения детей в классе гитары.

Практическая значимость исследования: теоретические материалы исследования, методические рекомендации, практические рекомендации по использованию гитарных ресурсов русскоязычного Интернета, а также предложенные в диссертации методы работы с учащимися в классе гитары могут быть использованы преподавателями учреждений дополнительного образования в практической деятельности. Разработанная методика индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре внедрена в учебный процесс государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Москвы «Детская музыкальная школа имени Г.Ф. Генделя»; государственного бюджетного учреждения культуры г. Москвы «Дом культуры «Онежский»; негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине». Материалы диссертационного исследования могут применяться в разработке учебных курсов по истории гитары, теории и методике преподавания гитары в ССУЗах и ВУЗах, а также создании новых образовательных программ.

Базы исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Москвы «Детская музыкальная школа имени Г.Ф. Генделя»; Государственное бюджетное учреждения культуры г. Москвы «Дом культуры «Онежский»; Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине».

Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2008 по 2013 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2008-2011 гг.) изучалась научная и методическая литература по теме исследования, осуществлялся ее анализ. Определялись общая концепция и основные направления исследования, формулировались его методологические характеристики. Изучался эмпирический опыт преподавателей музыкально-исполнительского класса. Разрабатывалась методика индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре. Проводилось социологическое исследование, включающее беседу и анкетирование преподавателей гитары (72 респондента), учащихся-гитаристов (237 респондента) и студентов-

(

гитаристов (54 респондента) с целью выявления актуальности проблемы исследования, понимания сущности, структуры и содержания начального музыкального образования, расширения знаний о субъектах современного процесса обучения, улучшения авторской методики обучения игре на гитаре на основе индивидуально-групповой формы.

На втором, экспериментальном этапе (2011-2012 гг.), проводилась диагностика уровней сформированности музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов. Решались задачи формирующего эксперимента, происходила апробация разработанной методики. Всего в эксперименте участвовало 62 учащихся-гитаристов.

На третьем, завершающем этапе (2012-2013 гг.), проводилась повторная диагностика уровней сформированности музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов, анализировались и обрабатывались полученные данные, систематизировались результаты формирующего эксперимента, подводились итоги диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены в 13 публикациях автора, из них 2 - опубликованы в журнале, входящем в перечень научных изданий ВАК РФ, в ряде докладов и выступлений: на международной научно-практической конференции «Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности» (г. Москва, 2009 г.); на III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (г. Белгород, 2011 г.); на международной научно-практической конференции «Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы и перспективы развития» (г. Москва, 2011 г.); на II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные исследования в сфере культуры и искусств» (г. Белгород, 2011 г.); на Шестой международной научно-практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» (г. Тамбов, 2011 г.); на III Международной научно-практической очно-заочной конференции «Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития» (г. Нижневатовск, 2011 г.); на X международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в социокультурном развитии личности» (г. Москва, 2012 г.); на Седьмой международной научно-практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» (г. Тамбов, 2012

г.); на II Международной научно-практической конференции «Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства» (г. Краснодар, 2012 г); на международной научно-практической конференции «Интерпретация массовой музыкальной культуры Мордовии» (г. Саранск, 2012 г.); в обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедре музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений, применением комплексной совокупности методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования; разнообразием источников информации; сравнительным анализом практики обучения учащихся в классе гитары и результатов экспериментальной работы; широким обсуждением материалов исследования на научных форумах; практическим подтверждением основных положений исследования результатами экспериментальной работы; статистической значимостью результатов; использованием математических методов обработки экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре является одним из самых эффективных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса, так как создаёт наилучшие условия для полной реализации музыкально-исполнительского потенциала каждого учащегося.

2. Наиболее продуктивными формами групповых занятий являются занятия в малой группе, классное собрание, концертное мероприятие. При этом особенно эффективны следующие виды учебной деятельности: индивидуализированная работа с каждым учащимся, игра в ансамбле, взаимообучение учащихся, беседа, концертные выступления учащихся в классе, технический зачёт, зачёт по теории, прослушивание аудио- и видеозаписей, концерт учащихся класса, академический зачёт или экзамен, конкурс среди учащихся класса, концерт профессионального музыканта или музыкального коллектива, мастер-класс, семинар, внеклассное мероприятие.

3. Педагогическими условиями, способствующими эффективности учебного процесса в классе гитары, осуществляемого на основе индивидуально-групповой формы обучения, являются: учет психолого-

возрастных особенностей личности; моделирование ситуаций концертного выступления и педагогической практики (взаимообучение учащихся); развитие артистизма; организация различных учебно-творческих мероприятий; создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы; использование компьютерных технологий и интернет-ресурсов.

4. Авторская методика индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре предполагает: максимальное раскрытие музыкально-исполнительского потенциала каждого учащегося; направленность на активную концертную деятельность; активизацию артистических способностей; применение различных видов учебной деятельности и интернет-технологий и эффективное формирование музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации на этой основе.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

II. Основное содержание диссертации

Во введении представлены обоснование актуальности изучаемой темы исследования, анализ степени ее научной разработанности; определяются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, теоретико-методологическая база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; описываются организация и этапы исследовательской деятельности, апробация, внедрение и обоснование достоверности результатов исследования; выдвигаются положения на защиту.

В первой главе «Теоретические основы индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре» раскрываются теоретические аспекты индивидуально-групповой формы обучения в музыкально-исполнительском классе и основные дефиниции исследования; осуществляется анализ изучаемой проблемы в психологии, общей и музыкальной педагогике; представлены история развития гитарной педагогики и её современные достижения; анализируются теоретические и методические работы в области гитары; исследуются ресурсы русскоязычной области Интернета, посвященные гитаре.

В первом параграфе первой главы «Сущность индивидуально-групповой формы обучения: анализ психолого-педагогических исследований» рассмотрены формы и методы обучения в их историче-

ском развитии, приведены различные классификации (В.К. Дьяченко, И.Я. Лернер, A.M. Новиков и др.). В процессе анализа систем обучения и различных исследований (A.A. Бударный, М.Д. Виноградова, Г.Ю. Гусарская, Л.А. Дружинина, Л.И. Карлинская, Л.А. Карпенко, В.М. Ко-ротов, Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский, Т.А. Рунова, С.Р. Сакаева и др.) выделяются те формы и методы обучения, которые могли бы быть с успехом использованы на групповых занятиях в сочетании с традиционными для музыкального образования индивидуальными уроками.

В частности, было выявлено, что групповые занятия музыкой имеют специфические положительные стороны, отсутствующие или выражающиеся не в полной мере в индивидуальном уроке - это общение и социализация учащихся, формирование у учащихся учебной мотивации, сценического поведения и артистизма, самостоятельности, учебной активности, знаний и т.д., что позволяет достигать более высоких результатов в обучении.

В параграфе также отмечается, что в настоящее время в разных областях музыкальной педагогики уже рассматриваются вопросы применения индивидуально-групповой формы обучения (A.B. Арте-мова, Е.А. Серебрякова, П.В. Гайдай, и др.). Преподаватели музыки различных специализаций (вокал, фортепиано, скрипка и др.) проводят уроки как индивидуально, так и в группе учащихся. Однако в отечественном музыкальном образовании эти тенденции носят скорее характер новаторства, а не традиции, и требуют дальнейшего изучения и разработки.

Анализируя проблему индивидуально-группового обучения в педагогической науке, мы пришли к выводу, что наилучшей организацией обучения является та, которая сочетает преимущества и индивидуальных и групповых форм организации обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Во втором параграфе первой главы «История развития гитарной педагогики и её современные достижения» освещены основные периоды развития гитарного искусства до появления гитары в России: возникновение и развитие гитары, становление гитарной педагогики, западноевропейский период развития гитарной педагогики. Фокусируется внимание на проблеме развития отечественной гитарной педагогики; осуществлен анализ учебно-методических пособий (А.Ф. Гитман, В .П. Калинин, Н.Г. Кирьянов, Е.Д. Ларичев и др.) и научных исследований гитаристов (В.Г. Борисевич, H.H. Дмитриева, Н.П. Михайленко, М.А. Самохина и др.), а также наиболее интерес-

ных ресурсов русскоязычной части всемирной сети Интернет, посвященных гитаре. . .

Анализ педагогической литературы показывает, что многие гитаристы не опираются на предшествующий исторический опыт, что отрицательно сказывается на их музыкальной деятельности. В последнее время с развитием информационных технологий эта проблема постепенно решается. Происходит обмен опытом преподавателей гитары разных стран, облегчается доступ к различным музыкальным ресурсам (литература, аудио- и видеоматериалы и т.п.). Активно развивается научная деятельность, проводятся диссертационные исследования в области гитарной педагогики и исполнительства.

Исходя из сказанного, можно заключить, что эффективное решение методических задач, повышение педагогического мастерства и уровня образования гитаристов в целом должно базироваться на достижениях современной педагогики в контексте её исторического развития.

Осуществив анализ музыкально-педагогических исследований, в том числе в области гитарной педагогики, мы пришли к выводу, что учебный процессе в классе гитары, осуществляемый на основе индивидуально-групповой формы обучения, будет более эффективным, если соблюдать следующие педагогические условия: учет психолого-возрастных особенностей личности; моделирование ситуаций концертного выступления и педагогической практики (взаимообучение учащихся); развитие артистизма; организация различных учебно-творческих мероприятий; создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы; использование компьютерных технологий и интернет-ресурсов.

Наиболее продуктивными формами групповых занятий являются такие, как: занятие в малой группе, классное собрание, концертное мероприятие. При этом особенно эффективны следующие виды учебной деятельности: индивидуализированная работа с каждым учащимся, игра в ансамбле, взаимообучение учащихся, беседа, концертные выступления учащихся в классе, технический зачёт, зачёт по теории, прослушивание аудио- и видеозаписей, концерт учащихся класса, академический зачёт или экзамен, конкурс среди учащихся класса, концерт профессионального музыканта или музыкального коллектива, мастер-класс, семинар, внеклассное мероприятие.

Во второй главе «Экспериментальное исследование по выявлению эффективности методики индивидуально-группового обу-

чения детей игре на гитаре» представлены цель, задачи, содержание и результаты экспериментальной работы.

В первом параграфе второй главы «Организация и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования» дается подробное описание социологических опросов, проведенных с целью исследования актуальности проблемы индивидуально-групповой формы обучения гитаристов на современном этапе развития отечественной гитарной педагогики; анализа трудностей, возникающих в процессе обучения и выявления их причин; обсуждения преимуществ применения индивидуально-групповой формы обучения на практике. В ходе проведения исследования применялись следующие методы: обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседа с учащимися, студентами и преподавателями музыкальных учебных заведений, в том числе зарубежными. В устных и письменных опросах приняли участие преподаватели (72 респондента), студенты (54 респондента) и учащиеся начального звена (237 респондентов).

Опрос преподавателей гитары показал, что большинство из них в преподавательской деятельности использовали преимущества групповых занятий вне программы учебного плана или на занятиях ансамблем и отмечали в связи с этим положительные результаты. Те же из них, кто не использовал групповые формы обучения, в большинстве случаев соглашались с тем, что предложенные автором диссертации педагогические условия повысят эффективность обучения детей игре на гитаре. Опытные преподаватели отмечали и возникающие сложности в плане организации и дисциплины, сводившиеся к необходимости повышения педагогического мастерства педагогов, внедряющих новые формы взаимодействия с учащимися.

Обобщение педагогического опыта преподавания в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, клубах, частной практики преподавания, а также передового опыта других преподавателей гитары привело нас к выводу, что групповое занятие по специальному инструменту в музыкально-исполнительском классе имеет ряд специфических положительных особенностей. Это эффективное формирование у учащихся учебной мотивации, сценического поведения и артистизма, самостоятельности, учебной активности, знаний, а также: развитие коммуникативных способностей (общение), активная социализация, реализация воспитательных функций, лич-

ный исполнительский пример преподавателя, сбор учащихся на учебно-творческие мероприятия.

Исходя из задач экспериментального исследования, была разработана диагностическая методика, позволяющая выявить уровни развития каждой составляющей учебной деятельности:

1. Содержательная составляющая: уровень общих знаний о музыке; уровень специальных знаний, связанных с инструментом и игрой на данном инструменте; уровень знаний об изученных музыкальных произведениях; уровень знаний о поведении на музыкально-творческих мероприятиях и артистизме.

2. Операциональная составляющая: уровень технического развития; уровень художественно-творческого развития; уровень развития навыка чтения нот с листа; уровень развития артистизма.

3. Мотивационная составляющая: уровень интереса к музыкальным знаниям; уровень потребности в совершенствовании умений и навыков игры на гитаре; уровень потребности в творческой самореализации; уровень внешней мотивации.

Для каждой составляющей были разработаны параметры и система заданий. Мы выделили у учащихся три уровня развития каждой составляющей учебной деятельности: высокий (3 балла), средний (2 балла) и низкий (1 балл).

В педагогическом эксперименте в 2011/2012 учебном году приняли участие 2 группы учащихся 1-3 классов. В экспериментальную группу вошли 30 учащихся-гитаристов ГБОУДОД г. Москвы «ДМШ им. Г.Ф. Генделя»; ГБОУДОД г. Москвы «ДК «Онежский»; ННОУ «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине». Контрольную группу составили учащиеся-гитаристы других преподавателей ГБОУДОД г. Москвы «ДМШ им. Г.Ф. Генделя». Возраст и состав учащихся обеих групп был примерно одинаков.

Полученные в ходе констатирующего обследования результаты показали, что уровни сформированное™ музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся в обеих группах на констатирующем этапе исследования был примерно одинаков - в целом, ниже среднего.

Во втором параграфе второй главы «Формирующий и контрольный этапы экспериментального исследования» раскрываются педагогические условия индивидуально-групповой формы обучения детей игре на гитаре: учет психолого-возрастных особенностей

личности; моделирование ситуаций концертного выступления и педагогической практики (взаимообучение учащихся); развитие артистизма; организация различных учебно-творческих мероприятий; создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы; использование компьютерных технологий и интернет-ресурсов.

Приводятся описание и практические рекомендации по использованию всех наиболее существенных достоинств группового занятия. Уделяется внимание начальному этапу овладения гитарой, сочинению музыки и основам композиции, учёту половозрастных особенностей, благоприятному психологическому климату, использованию компьютерных технологий и ресурсов Интернета.

В процессе проведения формирующего этапа экспериментального исследования обучение учащихся контрольной группы проводилось по традиционной методике, принятой в учреждениях дополнительного образования. Экспериментальная группа (30 человек) занималась по авторской методике индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре.

В параграфе особо подчеркивается, что индивидуальный урок является основой отечественного музыкального образования. Нельзя заменять групповыми занятиями индивидуальные уроки, так как это неминуемо приводит к снижению качества учебного процесса. По разработанной автором методике групповые занятия в экспериментальной работе проводились наряду с индивидуальными уроками.

При введении групповых занятий в расписание незначительно изменилась структура индивидуального урока. Из него исключалась та работа, которая уже проделана на групповом занятии (беседы, слушание записей и т.д.). Тем самым освобождалось время для работы над музыкальными произведениями, и урок становился более эффективным.

Были использованы следующие формы групповых занятий в классе гитары:

Занятия в малой группе (подгруппе) проводились с 2-5 учащимися. Это были отстающие или наоборот учащиеся, готовившиеся к ответственному выступлению; группа учащихся одного учебного уровня, которым давался новый материал или объяснялась новая тема. Занятия в малой группе проходили в виде индивидуальной работы с каждым учащимся, игры в ансамбле, взаимообучения учащихся, беседы.

Классные собрания проводились со всеми учащимися или в присутствии большинства учащихся класса в виде концертного выступления в классе, технического зачёта, зачёта по теории, прослушивания аудио- и видеозаписей, беседы.

Концертное мероприятие являлось кульминацией учебно-творческого процесса, его результатом (с присутствием зрителей) и включало следующие виды учебной деятельности: концерт учащихся класса; академический зачёт или экзамен; конкурс среди учащихся класса; концерт профессионального музыканта или музыкального коллектива; мастер-класс; семинар; внеклассное мероприятие, беседа со зрителями; родительское собрание; чаепитие.

К концу учебного года изменились показатели в обеих группах, однако экспериментальная группа, в отличие от контрольной, показала более высокие результаты музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации, что доказывает эффективность авторской методики. Учащиеся экспериментальной группы с самого начала эксперимента превосходили по усвоению учебного материала учащихся контрольной группы. К концу учебного года успехи экспериментальной группы по сравнению с контрольной стали ещё более очевидными. За год экспериментальная группа освоила примерно на 20-30% больше музыкального материала, чем контрольная. Сами учащиеся экспериментальной группы отметили положительное влияние введения групповых занятий по гитаре.

Итоговые сравнительные результаты диагностики учащихся обеих групп на контрольном этапе исследования

Уровни сформированное™ музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации Контрольная группа (количество учащихся — 32 человека) Экспериментальная группа (количество учащихся - 30 человек)

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий Средний Низкий 2 2 10 12 20 18 2 5 9 16 19 9

Таким образом, цель экспериментального исследования можно считать достигнутой, а задачи решенными. Обобщив музыкально-педагогический опыт, мы обозначили условия успешного формирования музыкальных знаний, умений и навыков, учебной мотивации учащихся в классе гитары на начальном этапе обучения, апробирова-

ли критерии, позволяющие судить об их сформированности, оценили практическую значимость исследования; разработанная методика внедрена в учебно-воспитательный процесс; результаты экспериментального исследования тщательно проанализированы и обобщены.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования; формулируются основные выводы, подтверждающие актуальность, гипотезу исследования и вынесенные на защиту положения, и свидетельствующие о достижении цели и задач исследования, об эффективности индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары в системе учреждений дополнительного образования; намечаются научно-практические перспективы развития данной проблемы.

Основное содержание работы отражено

в следующих публикациях:

1. Бережной Д.А. Индивидуально-групповая форма обучения детей в классе гитары II Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Науч. журнал. - М., 2012. -№4 (48). - С. 181-186 (0,3 пл.).

2. Бережной Д.А. Методологический анализ индивидуально-групповой формы обучения в классе гитары // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Науч. журнал. - М., 2013. - № 3 (53). - С. 175-178 (0,3 п.л.).

3. Бережной Д.А. Групповая форма обучения в классе гитары // Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности: Материалы международной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.И. Закутского, JI.C. Майковской. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 171-176 (0,3 п.л.).

4. Бережной Д.А. К вопросу о методике обучения детей игре на гитаре в начальный период // Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности: Материалы международной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.И. Закутского, Л.С. Майковской. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 176-180 (0,3 пл.).

5. Бережной, Д.А. Методы формирования сценического поведения гитариста в начальный период обучения / Д.А. Бережной // Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития: Сб. докл. III Всероссийской (с международ, участием) науч.-практич.

конф. (Белгород, 27-28 января 2011 года): в 2 т. - Белгород: БГИКИ,

2011.-Т. 2.-С. 160-162 (0,2 п.л.).

6. Бережной Д.А. Учет возрастных особенностей детей в начальный период обучения игре на гитаре // Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.И. Закутского, Л.С. Майковской - М.: Граф-Пресс, 2011. - С. 186-190(0,3 п.л.).

7. Бережной Д.А. Индивидуально-групповой подход в обучении молодёжи игре на гитаре // Актуальные исследования в сфере культуры и искусств: сборник докладов II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, Белгород, 14-15 апр. 2011 г. / И.Г. Паршина, И.А. Гричанникова: в 2-х частях. Часть II. - Белгород: БГИКИ, 2011. - С. 152-157 (0,4 п.л.).

8. Бережной Д.А. Индивидуально-групповой подход на начальном этапе обучения игре на гитаре // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. Шестой междунар. науч-практ. конф., 16-17 апр. 2011 г. /ред.-сост. В.Р. Танеев; Тамб. Гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. - Тамбов, 2011. - С. 87-89 (0,2 пл.).

9. Бережной Д.А. Проблема индивидуально-группового музыкального обучения детей // Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: III Международная научно-практ. очно-заочная конференция (г. Нижневартовск, 19-20 апреля 2011 года) / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гума-нит. ун-та, 2011. - С. 212-216 (0,3 пл.).

10. Бережной Д.А. Гитарная педагогика в России: история и тенденции развития // Музыкальное образование в социокультурном развитии личности: Материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 20-ти летнему юбилею создания кафедры музыкального образования в МГУКИ / Под науч. ред. В.А. Исакова, Л.С. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2012. - С. 134-139 (0,3 пл.).

11. Бережной Д.А. «Переосмысливая гитарную педагогику»: новый взгляд на обучение игре на гитаре II Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: материалы Седьмой международной научно-практической конференции: 7-8 апреля 2012 г. / В.Р. Танеев, редактор-составитель. — Тамбов: Изд-во Першина Р.В.,

2012.-С. 75-77(0,2 пл.).

12. Бережной Д.А. Индивидуально-групповая форма обучения игре на гитаре // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: материалы 2-ой международной научно-практ. конференции (Краснодар, 5 апреля 2012). - М; Краснодар: Бибком, 2012. - С. 147-154 (0,3 п.л.).

13. Бережной Д.А. Возникновение и развитие гитары // Интерпретация массовой музыкальной культуры Мордовии: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции (25-26 октября 2012 г.) / Рос. гуманитар, науч. фонд, Саранский фил. СГА. - Саранск, 2012. - С. 49-52 (0,3 пл.).

Подписано в печать 07.10.2013 г.

Объем 1,4 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 47 Типография МГУКИ Адрес университета и типографии: 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бережной, Дмитрий Александрович, Москва

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

На правах рукописи

04201363635

БЕРЕЖНОЙ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ГИТАРЕ В СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Л.С. Майковская

Москва - 2013

Содержание

Введение..................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы индивидуально-

группового обучения детей игре на гитаре..................................15

1.1. Сущность индивидуально-групповой формы обучения:

анализ психолого-педагогических исследований..............................15

1.2. История развития гитарной педагогики

и её современные достижения.....................................................38

Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности методики индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре................................................................62

2.1. Организация и содержание констатирующего

этапа экспериментального исследования........................................62

2.2. Формирующий и контрольный этапы

экспериментального исследования.................................................88

Заключение...........................................................................134

Список литературы................................................................136

Приложения..........................................................................153

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время происходит изменение всей системы музыкального образования, появляются новые формы, методы и технологии обучения, разработка которых - одно из приоритетных направлений процесса модернизации. В современном обществе наблюдается потребность в специалистах с высоким уровнем развития не только профессиональных, но и интеллектуальных, духовно-нравственных и творческих качеств. Музыкальное образование помогает удовлетворить эти запросы, формируя гармонично развитую личность, способную гибко мыслить и принимать обоснованные и нестандартные решения в различных проблемных ситуациях. При этом социальный заказ общества отражается в популярности того или иного направления музыкального образования. Сегодня гитара занимает одну из лидирующих позиций среди желающих обучаться музыке.

Традиционно отечественное обучение детей игре на гитаре, как и на других инструментах, осуществляется в форме индивидуальных уроков. Достоинства такого обучения очевидны: реализуется в полной мере индивидуальный подход к учащемуся, устанавливается тесный контакт преподавателя и ученика, учащийся не отвлекается, он полностью вовлечен в учебный процесс.

Тем не менее, у индивидуального урока существуют и отрицательные стороны. Отсутствие других учащихся на занятии зачастую снижает интерес к учёбе и активность на уроке, препятствует развитию коммуникативных навыков и социализации учащихся, плохо развивается самостоятельность, так как ученик находится под постоянным контролем педагога, отсутствует важная для формирования сценического поведения и артистизма практика публичных выступлений в условиях занятия.

С введением в учебный процесс группового занятия по специальности расширяются возможности обучения игре на гитаре, вносится разнообразие форм взаимодействия учителя и учащихся, происходит активизация учащихся. Обучение в индивидуально-групповой форме соответствует потребностям

личностно-ориентированного образования, создает широкое поле для творческой самореализации и социализации учащихся.

Групповые занятия по гитаре широко используются в профессиональном образовании за рубежом. В нашей стране некоторые преподаватели гитары начинают использовать положительные стороны групповых занятий наряду с традиционными индивидуальными уроками гитары.

Между тем, почти вся научная и учебно-методическая литература, посвящённая гитаре, априори направлена на индивидуальную форму обучения. А те немногие работы, что освещают аспекты группового обучения, как правило, затрагивают их очень поверхностно или посвящены обучению в средне-специальных и высших учебных заведениях и не рассматривают вопросов начального образования детей.

В этой связи возникают противоречия:

- между запросами общества к полной реализации профессионального и личностного потенциала учащихся-гитаристов на начальной стадии их обучения и отсутствием соответствующих технологий;

- между объективными возможностями индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары и отсутствием специальных научных исследований, раскрывающих теоретические основы этой проблемы;

- между потребностью преподавателей гитары в научно-обоснованных рекомендациях по применению индивидуально-групповой формы обучения в процессе формирования знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации начинающих гитаристов и отсутствием учебно-методической базы.

Более того, современные преподаватели гитары также в большинстве своём учились игре на гитаре индивидуально и с проблемой применения других форм обучения сталкиваются, будучи совершенно неподготовленными в данном направлении, так как не имеют должного практического опыта в этой сфере.

Этими противоречиями обусловлен выбор темы исследования: «Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования».

Степень разработанности проблемы исследования. В разработке проблемы индивидуально-групповой формы обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования имеют большое значение научные труды из разных областей философии, психологии, культурологии, общей и музыкальной педагогики.

Рассматриваемая проблема связана с положениями философов об обществе, творчестве, личности, её свойствах, развитии и деятельности, о форме, методе (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, а также H.A. Бердяев, Ф. Бэкон, Н. Бор, К.А. Гельвеций, Р. Декарт, И. Кант, М.С. Каган, П.А. Флоренский и др.).

Основные положения современной психологии обучения и воспитания личности ребёнка изложены в исследованиях JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Давыдова, Б.М. Теплова, A.B. Тороповой, Д.Б. Эльконина и др.

Изучением учебной мотивации занимались отечественные исследователи Б.Г. Ананьев, Т.М. Артишевская, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, Ю.В Таланова, Д.Б. Эльконин и др.

Развитию духовно-творческого потенциала личности посвящены работы

A.A. Аронова, O.A. Блоха, Л.С. Зориловой, Д.Б. Кабалевского и др.

В общей педагогике проблему различных форм обучения рассматривали М.Д. Виноградова, В.К. Дьяченко, Л.И. Карлинская, Я.А. Коменский, В.М. Коротов, И.Я. Лернер, A.M. Новиков, В.А. Петровский, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Т.А. Стефановская, И.М. Чередов и др.

Важную роль в контексте нашего диссертационного исследования играют работы по педагогике, посвящённые групповым занятиям, A.A. Бударного,

B.К. Дьяченко, Я.А. Коменского, A.A. Леонтьева, И.Я. Лернера, A.C. Макаренко, A.M. Новикова, П.И. Пидкасистого, H.A. Семёнова, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, И.Э. Унт, К.Д. Ушинского.

Различные аспекты музыкального обучения и воспитания учащихся, связанных с изучаемой проблематикой, отражены в трудах Э.Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева, В.А. Есакова, Е.Р. Ильиной, Д.Б. Кабалевского, В.Г. Кузнецова, JT.C. Майковской, Е.В. Николаевой, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка, А.И. Щербаковой.

Для нашего исследования интерес представляют труды JI.C. Ауэра, J1.A. Баренбойма, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, Г.П. Прокофьева, Г.М. Цыпина о подготовке музыкантов в различных музыкально-исполнительских классах.

Индивидуально-групповая форма обучения в музыкально-исполнительском классе исследовалась A.B. Артёмовой (сольное пение), Р.Н. Ерман (хоровое дирижирование), Е.А. Серебряковой (сольное пение), A.B. Смирновым (виолончель). Некоторые вопросы индивидуально-группового обучения затронуты в диссертационных исследованиях П.В. Гайдай, H.H. Дмитриевой.

История гитарного искусства исследовалась в работах П.С. Агафошина, М.А. Вайсборда, Р.Ж. Видаля, Б.Л. Вольмана, М. Касха, Н.П. Макарова, В.А. Русанова, Э. Шарнассе, A.B. Ширялина, М.С. Яблокова.

Процесс обучения игре на гитаре рассматривался в монографии Н.П. Михайленко, в диссертациях В.Г. Борисевича, H.H. Дмитриевой, В.И. Козлина, М.А. Самохиной, A.A. Скрынникова, А.Ф. Хуссейна Ахмеда.

Для разработки авторской методики индивидуально-группового обучения игре на гитаре имели принципиальное значение учебно-методические работы педагогов-гитаристов А.Ф. Гитмана, Н.Г. Кирьянова, Е.Д. Ларичева.

Таким образом, несмотря на то, что проблема применения индивидуально-групповой формы обучения является актуальной и разрабатывается в разных сферах музыкального образования, к настоящему времени специального исследования индивидуально-групповой формы обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования не проводилось.

Объект исследования: начальное музыкальное обучение и воспитание учащихся в классе гитары в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: процесс индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования, разработка и внедрение авторской методики.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исторический опыт гитарной педагогики, её современные достижения и выявить потенциальные возможности индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары.

2. Разработать классификацию и содержание форм групповых занятий в классе гитары, а также видов учебной деятельности на групповых занятиях.

3. Определить педагогические условия индивидуально-групповой формы начального обучения в классе гитары.

4. Разработать экспериментальную методику индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре; провести экспериментальное исследование по выявлению ее эффективности на основе диагностического инструментария, позволяющего выявлять уровни сформированное™ музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов в начальный период обучения.

Гипотеза исследования: формирование музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, мотивации учащихся в процессе начального обучения игре на гитаре будет более эффективным при условии:

- теоретико-методического обоснования индивидуально-группо-вой формы обучения;

- целесообразного сочетания индивидуальных уроков и групповых занятий;

- разработки классификации и содержания форм групповых занятий в классе гитары и видов учебной деятельности на групповых занятиях;

- выявления и создания педагогических условий индивидуально-группового обучения, направленных на повышение эффективности педагогического процесса;

- разработки специальной методики индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре, направленной на максимальное раскрытие музыкально-творческого, исполнительского потенциала каждого учащегося.

Методы исследования:

- анализ исторической, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;

- синтез;

- обобщение передового опыта работы педагогов-музыкантов и собственного опыта преподавания гитары;

- педагогическое наблюдение;

- беседа;

- анкетирование;

- педагогический эксперимент;

- статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. Методологическую основу исследования составили: концепции,

рассматривающие с точки зрения философии личность и её творческое развитие (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, а также Р. Декарт, И. Кант, П.А. Флоренский и др.); положения теории развивающего обучения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), психология творческой деятельности (Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон), учения о способностях (Б.Г. Ананьев, JI.JI. Бочкарев, A.JI. Готсдинер, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов); основные подходы к развитию духовно-творческого потенциала личности A.A. Аронова, O.A. Блоха, Л.С. Зориловой, Д.Б. Кабалевского и др.

Теоретической основой исследования явились:

- фундаментальные педагогические исследования Я.А. Коменского, A.C. Макаренко, A.M. Новикова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского; исследования, посвящённые изучению форм обучения (В.К. Дьяченко, И.Я. Лернер, A.M.

Новиков, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Т.А. Стефановская, И.М. Чередов), особенностям группового занятия (A.A. Бударный, В.К. Дьяченко, Я.А. Коменский, A.A. Леонтьев, A.C. Макаренко, П.И. Пидкасистый, H.A. Семёнов, В.А. Сухомлинский, И.Э. Унт), педагогическому мастерству (A.A. Леонтьев, К.Д. Ушинский);

- музыкально-педагогические труды, разрабатывающие теорию музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский), теорию и методику преподавания музыкальных инструментов (Г.М. Коган, Г .Г. Нейгауз);

- исследования, связанные с изучением индивидуально-групповой формы обучения в музыкальном образовании A.B. Артемовой, П.В. Гайдай, H.H. Дмитриевой, Е.А. Серебряковой;

- исследования в области обучения игре на классической гитаре Н.П. Михайленко В.Г. Борисевича, H.H. Дмитриевой, М.А. Самохиной;

- учебно-методические работы педагогов-гитаристов А.Ф. Гитмана, Н.Г. Кирьянова, Е.Д. Ларичева.

Научная новизна исследования:

- выявлены потенциальные возможности индивидуально-групповой формы обучения детей в классе гитары и доказано её положительное влияние на музыкальное развитие детей;

- разработана классификация и содержание форм групповых занятий в классе гитары (занятие в малой группе, классное собрание, концертное мероприятие) и видов учебной деятельности на групповых занятиях (индивидуализированная работа с каждым учащимся, игра в ансамбле, взаимообучение учащихся, беседа, концертные выступления учащихся в классе, технический зачёт, зачёт по теории, прослушивание аудио- и видеозаписей, концерт учащихся класса, академический зачёт или экзамен, конкурс среди учащихся класса, концерт профессионального музыканта или музыкального коллектива, мастер-класс, семинар, внеклассное мероприятие);

- определен комплекс педагогических условий, способствующих эффективности учебного процесса в классе гитары, осуществляемого на основе индивидуально-групповой формы обучения (учет психолого-возрастных особенностей личности; моделирование ситуаций концертного выступления и педагогической практики (взаимообучение учащихся); развитие артистизма; организация различных учебно-творческих мероприятий; создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы; использование компьютерных технологий и интернет-ресурсов);

- создан диагностический инструментарий (показатели, параметры, критерии оценки, система заданий), позволяющий выявлять уровни сформированности музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся-гитаристов в начальный период обучения;

- разработана экспериментальная методика индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре, направленная на максимальное раскрытие музыкально-исполнительского потенциала каждого учащегося; активизацию артистических способностей; применение различных видов учебной деятельности, интернет-технологий, активную концертную деятельность; эффективное формирование музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации и др.

Теоретическая значимость исследования: Дано теоретико-методическое обоснование индивидуально-группового обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования, создавшее научную базу для разработки учебных пособий в данной области. Осуществлен системный анализ исторического опыта и передовых достижений в области гитарной педагогики, а также ресурсов русскоязычной части всемирной сети Интернет, посвященных гитаре, расширяющий преставления о современных методах обучения. Выявлены структура и содержание процесса формирования музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, учебной мотивации учащихся на основе индивидуально-групповой формы начального обучения в классе гитары. Теоретически обоснована эффективность предложенных

учебно-методических рекомендаций индивидуально-группового обучения детей в классе гитары.

Практическая значимость исследования: теоретические материалы исследования, методические рекомендации, практические рекомендации по использованию гитарных ресурсов русскоязычного Интернета, а также предложенные в диссертации методы работы с учащимися в классе гитары могут быть использованы преподавателями учреждений дополнительного образования в практической деятельности. Разработанная методи