Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ким Ми Дя
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ким Ми Дя, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

1.1. Аналитический обзор становления системы образования в Корее.

1.2. Исходное состояние подготовки учащихся и опытно-экспериментальная работа в классе музыки начальной школы Республики Корея с углубленным изучением русского языка.

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ* ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Методика обучения музыке детей в начальной школе Кореи.

2.2. Теоретико - практические основы обучения детей сольному пению под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре, аккордеоне.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретико-методические основы обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея"

Актуальностьисследования. Значительные социальноэкономические преобразования, произошедшие в корейском обществе во второй половине XX века, обусловили развитие новых форм образовательной деятельности в Республике Корея. Эти изменения вплотную коснулись и образовательной деятельности в музыкальной сфере. Наряду с государственными образовательными учреждениями в Корее начинают широко функционировать и негосударственные (частные) структуры в области обучения музыке. Указанные новшества и преобразования находят прямую поддержку в обществе, они вызывают у корейской молодежи большую внутреннюю потребность в культурно-эстетическом образовании. Молодежь стремится получить глубокое эстетическое воспитание, что, как мы знаем, успешно достигается в условиях непосредственного обучения музыке. Так, у детей и юношества Республики Корея появляется твердое желание обучаться игре на различных, широко популярных в мире музыкальных инструментах: фортепиано, гитаре, аккордеоне, а также корейских народных (национальных) музыкальных инструментах. Игра на различных музыкальных инструментах и природный мелодический язык корейской нации оказывают большое влияние на развитие у детей и юношества потребности в сольном и хоровом (массовом) пении. В связи с этим в образовательных учреждениях остро встает вопрос обучения детей и юношества музыке, массовому пению под аккомпанемент музыкального инструмента и a capella (без инструментального сопровождения), получившему распространение в разных странах. A capella, применяемая при массовом (хоровом) пении, способствует глубинному проникновению в художественный образ исполняемого музыкального произведения, широко используется и в народном музыкальном творчестве различных национальностей, что присуще и корейской нации.

Формирование у молодых людей основ эстетической культуры, по нашему мнению, является главным условием, обеспечивающим эффективность воспитания и обучения молодого поколения. Всё вышеизложенное ставит наше исследование в ряд весьма актуальных и современных, способствующих обновлению духовной и нравственной атмосферы общества, что превыше всего. Эстетически воспитанная личность всегда имеет хорошее общее образование, что достигается только в тесной взаимосвязи этих двух направлений. Обучение и воспитание - единое целое, обеспечивающее полноценное развитие знаний и культурно-эстетических потребностей человека. Творчески мыслящий учитель всегда стремится к овладению основными формами и методами педагогической работы при обучении и воспитании подрастающего поколения. И здесь, при реорганизации системы народного образования, следует осуществлять поиск новых структур, новых форм и методов обучения, новых учебно-воспитательных комплексов с углубленным изучением дисциплин гуманитарного и музыкально-эстетического циклов.

В средней школе при обучении музыке именно и закладываются основы формирования у детей эстетической культуры, что, по нашему мнению, является главным условием, обеспечивающим эффективность общего образования и воспитания молодого поколения.

Обновление духовной и нравственной атмосферы общества в Корее явилось результатом установления культурных и социально-экономических связей с другими государствами и, прежде всего, с Россией. Наглядным примером тому может служить наше обучение в российской аспирантуре, в рамках которого проводится настоящее научное исследование становления и развития музыкального образования в России.

Здесь мы предположили, что разработанные теоретико-методические основы, приемы и методы обучения музыке в России могут оказать весьма положительное влияние на обучение детей Кореи музыкальному искусству.

Особая эффективность в этом вопросе может быть достигнута в школах с углубленным изучением русского языка, в так называемых новых современных школах.

На базе кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств ведется плановая, глубоко профессиональная опытно-экспериментальная творческая работа аспирантов. В рамках нашего исследования рассмотрены вопросы интенсивного развития музыкального слуха детей, обучающихся в классе музыки начальной школы Кореи, разработаны и апробированы на практике методы и приемы усвоения в музыке некоторых интервалов (от примы до квинты) и предложен эффективный, по нашему мнению, способ усвоения нотной музыкальной грамоты на уроках пения через музыкальные игры, где игровой момент позволяет закрепить предложенные задания и обеспечивает необходимую релаксацию детей в процессе урока, а это, как мы знаем, имеет немаловажное значение для продуктивности учебных занятий, в особенности с детьми младшего школьного возраста.

В нашем исследовании рассматриваются проблемы обучения музыке детей начальных школ Республики Корея, в которых вводится углубленное изучение русского языка. Результаты этого исследования могут быть широко использованы и в других начальных школах Кореи. Основной принцип нашей педагогической деятельности - пробуждать и воспитывать в человеке художественно-эстетическое начало и развивать интеллект.

Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты поднятой автором исследования проблемы получили отражение в научных трудах, монографиях и диссертационных исследованиях ученых России. Сфера образования становится более открытой для реализации авторских методик и разработок, внедрения новых педагогических технологий. Появляется разнообразный учебно-методический материал, образовательные программы и учебные планы, вводятся новые дисциплины, развиваются новые формы образовательной деятельности. Наряду с большой сетью существующих государственных образовательных учреждений открываются и негосударственные (частные) учреждения. Здесь следует заметить, что в Республике Корея негосударственных образовательных учреждений значительно больше, чем государственных. Они слабо оснащены учебно-методической литературой, учебниками и учебными пособиями, часто страдают от неразработанности учебных планов, их недоукомплектованности учебными дисциплинами и необеспеченностью учебными программами, что еще раз подчеркивает актуальность нашей работы. Все указанные выше недостатки отрицательно сказываются на работе учебных заведений Кореи в области музыкально-эстетической подготовки учащихся, которые в силу этого стремятся пополнить свои знания и поднять свой образовательный уровень в учебных заведениях других государств.

В России, да и за рубежом, большой популярностью пользуются работы по философско-социологическим и психологическим проблемам: Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, М.Я. Бахтина, В.М. Бехтерева, Л.И. Божович, М.И. Буянова, Л.С. Выготского, Р.Г. Гуровой, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, П.И. и В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.В. Ломова, И.П. Павлова, А.В. Петровского, В.А. Разумного, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.А. Сорокина.

Основам теории и методики образования посвящены труды Е.П. Белозерцева, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, О.С. Газмана, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, Н.М. Магомедова, А.В. Мудрика, Г.И. Филонова. Большим интересом пользуются труды, в которых рассматриваются подходы к социально-педагогической деятельности, где учитывается социальный фактор, воздействующий на развитие социальной педагогики и личности: В.Л. Вахтерова, Н.И. Ильминского, Н.И. Иорданского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, Д.И. Менделеева, А.Н. Острогорского, С.А. Рачинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и диссертационные исследования Т.М. Аминова, Д.С. Горбатого, В.Г. Казеновича, С.М. Косенок, С.А. Крупник.

В теории и практике художественно-эстетического и музыкального образования и воспитания человечеством, в частности учеными Российской Федерации, накоплен достаточный опыт, который может быть широко использован в Республике Корея. Особого внимания достойны труды в области культурологии, психологии и педагогики: Э.Б. Абдуллина, А.Д. Алексеева, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Дмитриевой, Н.А. Долматова, JI.C. Зориловой, Е.Р. Ильиной, Т.Г. Киселевой, Н.И. Киященко, В.Г. Кузнецова, H.JI. Лейзерова, Е.И. Максимова, A.M. Мирека, А.А. Николаева, В.И. Петрушина, М.Г. Плоховой, B.C. Садовской, Л.А. Соловьевой, Ю.А. Стрельцова, Н.Р. Туравец, А.Я. Флиера, П.А. Черватюка, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, Л.В. Шаминой, Л.В. Школяр.

Большое значение здесь приобретают работы, направленные на профессионально-педагогическую подготовку учителя музыки в России: Л.Г. Арчажниковой и Г.М. Цыпина, на развитие интеллектуально-познавательной активности: И.Н. Немыкиной и М.М. Перельштейн. Наряду со сказанным следует подчеркнуть, что Б.М. Теплов внес особый вклад в решение этой важной проблемы. Именно он впервые обосновал и разработал методику развития музыкальных способностей, внутреннего музыкального слуха в своем фундаментальном труде «Психология музыкальных способностей», что весьма важно в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки при обучении детей и юношества.

Неразработанность данной проблемы в Республике Корея обусловила актуальность нашего диссертационного труда, определила выбор темы нашего исследования, цель которого - на базе сближения корейских и российских образовательных систем создать модель обучения музыке, теоретически обосновать и разработать содержание, высокоэффективные методы и приемы интенсивного (ускоренного) обучения музыке детей и юношества Республики Корея и провести экспериментальную работу по проверке эффективности предложенной системы.

Объект исследования - обучение музыке в начальной школе.

Предмет исследования - процесс формирования эстетической культуры детей в начальной школе.

Базой исследования являются учебно-воспитательные учреждения Кореи и муниципальный лицей №6 г. Химки (Россия).

За/дачи исследования:

- изучить состояние и содержание воспитательного процесса школ и других учебно-воспитательных учреждений;

- разработать и теоретически обосновать методы и приемы формирования эстетической культуры школьников;

- выявить психолого-педагогические механизмы усвоения учащимися простых интервалов;

- обосновать психолого-педагогические условия обучения музыке детей в начальной школе;

- установить основные методические принципы начального обучения детей Кореи музыке, исполнению голосом песен и романсов под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре и аккордеоне, сольных и хоровых песен a capella и с инструментальным сопровождением, экспериментально апробировать разработанную педагогическую технологию обучения музыке детей начальной школы в условиях учебной работы.

Гипотеза исследования. В основе успешного обучения музыке детей в начальной школе и кружках Кореи лежит синтез базовых музыкально-теоретических знаний и практических умений и навыков в области сольфеджио, в том числе развития активного слухового внимания и самоконтроля, тесно связанных между собой. Такая система, по нашему мнению, способна наиболее эффективно развивать эстетический вкус, необходимые музыкальные знания учащихся, обеспечивает приобретение ими исполнительских навыков сольного и хорового пения a capella и с инструментальным сопровождением, что оказывает положительное влияние на формирование музыкальной культуры как важнейшей составляющей общей культуры учащихся.

Методы исследования:

- изучение литературы, имеющей отношение к данной проблеме;

- наблюдение за преподаванием музыки в начальной школе и кружках Кореи;

- анализ учебных планов, программ, учебников, учебно-методических пособий;

- педагогический эксперимент;

- проведение целенаправленного педагогического наблюдения на различных этапах обучения детей музыкальному искусству;

- обобщение результатов опытно-экспериментальной работы с учащимися Кореи;

- анкетирование, связанное с вопросами обучения музыке, игре аккомпанемента на фортепиано, гитаре и аккордеоне, исполнению голосом сольных песен и хоровых произведений, как a capella, так и с инструментальным сопровождением, в том числе и под свой аккомпанемент.

Заметим, что при исполнении песен голосом большое значение имеет фольклорная культура, отражающая отношение человека к окружающей действительности. Традиционный народный фольклор является основой эстетического воспитания детей и юношества, базой в обучении музыке, игре на народных и профессиональных (традиционных) музыкальных инструментах - фортепиано, скрипке, гитаре, аккордеоне. Здесь происходит развитие необходимых навыков при обучении музыке в двух направлениях -академическом музыкальном и, с другой стороны, народном музыкальном образовании, направленном на сохранение и развитие народной культуры, народной музыки, наиболее актуальной для местного населения.

Академическое музыкальное образование получило широкое развитие в Российской Федерации, в целом в Европе и в США. К этому пути развития музыкального искусства в настоящее время стремится и Республика Корея. Исходя из этого мы и осуществляем наше исследование, в процессе которого мы выявили, что разработка подобной системы и методики обучения (академического музыкального образования) в Республике Корея в массовом порядке не осуществляется, нет достаточного количества и альтернативности специальных учебников, пособий и учебно-методической литературы, целенаправленных теоретических и методических разработок, формирующих научно-методическую базу обучения музыке, игре на фортепиано, аккордеоне и других музыкальных инструментах, отсутствуют плановое обучение музыке, специальные учебные планы и программы учебных дисциплин. Нерешенные вопросы создают дополнительные проблемы развития музыкального искусства в Республике Корея.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания и фундаментальные работы по философии А.И.Арнольдова, Н.А.Бердяева, Л.П.Буевой, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, Д.С.Лихачева,

A.Ф.Лосева, Н.О.Лосского, Н.С.Мансурова, В.В.Розанова, Вл.С.Соловьева, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка; опора на принцип единства обучения и воспитания, другие дидактические принципы. Особое внимание здесь уделяется вопросам межпредметных связей.

Теоретическую основу составили труды известных ученых -историков, культурологов, педагогов, психологов, музыковедов и профессиональных музыкантов-исполнителей. Особое внимание уделено работам: по педагогике - Ю.П.Азарова, А.Я.Айзенберга, Ю.К.Бабанского, П.П.Блонского, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина,

B.А.Сластенина, К.Д.Ушинского, В.И.Черниченко; по психологии

Н.К.Баклановой, П.Я.Гальперина, В.Д.Давыдова, М.Г.Данильченко, Э.М.Сухановой, Б.М.Теплова; по эстетике и вопросам эстетического воспитания - Г.В.Арзямовой, М.С.Кагана, С.В.Коген, И.В.Квятковского, Н.И.Киященко, Л.П.Печко, М.Г.Плоховой; по музыкознанию - Б.В.Асафьева, Б.С.Штейнпресс, Б.Л.Яворского; по теории и методике музыкального образования - Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, О.А.Апраксиной, Т.И.Баклановой, Е.И.Максимова, З.П.Морозовой, Е.В.Назайкинского, Г.Я.Никитиной, В.И.Петрушина, Л.А.Рапацкой, Г.М.Цыпина, П.А.Черватюка, Л.В.Шаминой; по этнографии - Б.Н.Волкова, Л.Н.Гумилева, Н.Ф.Финдейзена; в области культурологии - А.А.Аронова, Л.С.Зориловой, В.А.Разумного, А.Я.Флиера, В.М.Чижикова.

Особое место в нашем исследовании уделено трудам по музыкально-теоретическим дисциплинам и сольфеджио, а также по искусству обучения игре на фортепиано, гитаре, аккордеоне: А.П.Агажанова, П.С.Агафошина, А. Д. Алексеева, А.В.Александрова, Л.А.Баренбойма, В.О.Беркова, П.О.Вещицкого, Э.Г.Гилельса, А.Б.Гольденвейзера, С.С.Григорьева, И.И.Дубовского, С.В.Евсеева, К.Н.Игумнова, С.Е.Максимова, Г.Ф.Мюллера, А.Н.Мясоедова, Г.Г.Нейгауза, А.А.Николаева, А.В.Николаева, А.Г.Николаева, Н.Г.Привано, Л.А.Соловьевой, О.Л.Скребковой, С.С.Скребкова, И.В.Способина, А.А.Степанова, Ю.Н.Тюлина, Г.М.Цыпина, П.А.Черватюка.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- выявлена специфика формирования у детей и юношества основ эстетической культуры, являющихся главным условием эффективности воспитания и обучения молодого поколения;

- определен комплекс психолого-педагогических условий, путей и методов творческого освоения детьми исполнения голосом сольных и хоровых произведений a capella и с инструментальным сопровождением;

- созданы и научно обоснованы система и методика обучения учащихся начальной школы и кружков исполнению голосом песен и романсов под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре и аккордеоне, позволяющие наиболее успешно осуществить сближение корейской и российской систем обучения музыке и способствующие интернациональному воспитанию;

- разработаны и теоретически обоснованы опытно-экспериментальная оригинальная методика изучения нот и система индивидуальных занятий с учащимися начальной школы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогических основ обучения корейских детей и юношества музыкальному искусству, создании авторской методики обучения детей пению под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре и аккордеоне, исполнению сольных и хоровых песен a capella и с инструментальным сопровождением, способствующих эстетическому воспитанию молодежи и выработке их художественного вкуса, формированию музыкальной культуры как важного компонента общей культуры личности, в создании экспериментальной методики изучения нот и авторской системы индивидуальных занятий с учащимися. Полученные результаты могут найти свое применение в образовательных учреждениях различного типа Республики Корея.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждены: выбором методологических позиций, применением комплекса методов, опытно-экспериментальной работой, проводимой с опорой на достижения современной педагогики и психологии, содержащиеся в трудах видных ученых-музыкантов, направленных на формирование общей музыкальной культуры, эстетического воспитания, приобретения учащимися музыкально-практических умений и навыков.

Апробация и внедрение. Результаты опытно-экспериментальной работы проверялись нами в начальной школе и музыкальном кружке в при учебно-воспитательном комплексе в Республике Корея, в которых осуществляется начальное обучение музыкальной грамоте детей и исполнению песен голосом, что нашло дальнейшее применение в этих учебных структурах и в муниципальном лицее №6 г.Химок. Кроме того, нами изданы по теме диссертации две статьи и сделан доклад на международной научно-практической конференции в г.Москве по проблеме обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея.

На защиту выносятся:

- комплексный подход к проблеме обучения музыке и эстетического воспитания учащихся начальной школы и кружков в Республике Корея, являющийся главным условием эффективного воспитания и обучения, формирования основ эстетической культуры молодого поколения;

- предложенный комплекс психолого-педагогических условий, путей и методов творческого освоения детьми начальной школы сольного и хорового исполнения голосом песен a capella и с инструментальным сопровождением;

- созданные и научно обоснованные система и методика обучения детей в начальной школе пению под свой аккомпанемент на фортепиано, гитаре и аккордеоне, базирующиеся на корейской и российской музыкальных системах, позволяющих осуществлять интернациональное воспитание;

- разработанная опытно-экспериментальная оригинальная методика изучения нот и система индивидуальных занятий с учащимися начальной школы.

Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение музыке в начальной школе, музыкально-эстетическое воспитание учащихся требует от учителя постоянного поиска педагогических технологий, эффективность которых определяется пониманием синтетичности урока музыки, включающего в себя хоровое пение, музыкальную грамоту, обучение игре на музыкальном инструменте и пение под свой аккомпанемент. Ведущее значение здесь имеет и слушание музыки, которое призвано ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их понимать и любить музыку. Все сказанное может увлечь детей музыкой, заинтересовать их учебными занятиями. Создание стройной методики, обеспечивающей музыкально-образовательный процесс детей, их музыкально-эстетическое воспитание - основное требование сегодняшнего развитого общества.

Занятия музыкой в школе должны быть тесно связаны с реальной жизнью общества и опираться на благородные жизненные принципы, методы и приемы интенсивного обучения и воспитания в сфере музыкального искусства.

Теория развития эстетического воспитания школьников России была сформирована в трудах А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской. В корейской школе основы эстетического воспитания составляют песня и танец, где задача эстетического воспитания, по нашему мнению, должна быть тесно переплетена с гуманитарным образованием. Музыка и жизнь - это единое, одно целое. Музыка - это самое распространенное в народе искусство. Она сопровождает человека всю его жизнь, выступает базой для накопления эстетических основ высоковоспитанного, грамотного человека.

Основная задача учителя музыки в начальной школе с углубленным изучением русского языка в Республике Корея - научить детей слышать музыку, размышлять о ней и при музицировании хорошо исполнять, а это, в свою очередь, ведет к глубокому ее осмыслению. Умелое и весьма точное восприятие музыки - это великое счастье для человека, а для детей - и вовсе неоценимое явление. Здесь, развивая индивидуальные музыкальные качества каждого ребенка, учитель должен уделять серьезное внимание вопросам импровизации и активизации детской инициативы создавать музыку, что дети очень любят и всегда с охотой стремятся к этим занятиям, а через это и осуществляется творческое развитие ребенка.

В процессе целенаправленных музыкальных занятий учитель сможет сформировать музыкальную культуру школьников, их хороший музыкальный вкус и осуществить духовное развитие детей, что в свою очередь окажет существенное влияние на усвоение каждого учебного предмета, а следовательно, и общее образование детей начальной школы.

На основе проведенного сравнительного анализа корейской и российской образовательных систем нами создана модель обучения музыке детей в начальной школе Республики Корея с углубленным изучением русского языка. В исследовании разработаны и обоснованы содержание, методы и приемы интенсивного обучения музыке детей и юношества и экспериментально апробирована разработанная педагогическая технология в классе музыки.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы было доказано наше предположение о том, что в основе успешного обучения музыке детей в начальной школе и кружках лежит синтез базовых музыкально-теоретических знаний, практических умений и навыков в области сольфеджио в сочетании с основными элементами работы в классе музыки. Такими основными элементами являются: распевание, изучение музыкальной грамоты и слушание музыки, хоровое пение a capella и с инструментальным сопровождением, а также сольное пение под свой аккомпанемент на одном из музыкальных инструментов. Здесь же нами были выявлены механизмы усвоения учащимися простых интервалов и элементарного вида трезвучий, разработана методика обучения корейских детей игре аккомпанемента на фортепиано, гитаре, аккордеоне по буквенно-цифровой системе записи аккордов латинскими заглавными буквами.

Предложенная нами педагогическая технология обучения детей музыке способна, по нашему мнению, наиболее эффективно развивать эстетический вкус, формировать необходимые музыкальные знания учащихся и их исполнительские навыки, оказывать положительное влияние на формирование музыкальной культуры как важнейшей составляющей общей культуры учащихся на базе сближения корейской и российской систем, что и подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило добиться намеченной цели.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ким Ми Дя, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990.- 103 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М., 1983. -110 с.

3. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1985.-208 с.

4. Айзенберг А .Я. Самообразование: история, теория, современные проблемы. -М.: Высшая школа, 1986. 128 с.

5. Акимов Ю.Т. Школа игры на баяне. М.: Сов. композитор, 1983. - 208 с.

6. Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В. Асафьева. Петрозаводск: Изд-во ПГК, 1984,- 63 с.

7. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: опыт, современные тенденции развития: Сб. тезисов. М.: МГУК, - 1997.

8. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1961. -288 с.

9. Алексеев Б. Гармоническое сольфеджио. М.: Музгиз, 1962.

10. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада -к начальной школе. Воронеж: НПО «Модэк», 1998. -352 с.

11. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание в формировании духовного мира школьников // Роль искусства в воспитании школьников. М., 1979. - С. 81-92.

12. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986. -238 с.

13. Алиев Ю.Б. Развитие гармонического слуха в процессе занятий в хоровом коллективе общеобразовательной школы // Развитие музыкального восприятия школьников. -М., 1971. Вып. 2. - С. 153 - 158.

14. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дис. .д-ра пед.наук. -М., 1987. 417 с.15