автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование музыкальных интересов учащихся ДМШ на основе интерактивного обучения
- Автор научной работы
- Пепеляева, Людмила Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование музыкальных интересов учащихся ДМШ на основе интерактивного обучения"
На правах рукописи
Пепеляева Людмила Николаевна
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ ДМШ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2 7 НОЯ 2014
Санкт — Петербург 2014
005556044
Научный руководитель
Официальные оппоненты:
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ ТЕОРИИ II ИСТОРИИ МУЗЫКИ ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ II ИСКУССТВ» Щирин Дмитрий Валентинович
доктор педагогических наук, профессор кафедры фортепиано ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» Корноухов Михаил Дмитриевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»
Костюк Екатерина Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусствоведения НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов»
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств».
Ведущая организация:
Защита состоится «24» декабря 2014 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.02 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2, зал совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств».
Автореферат помещен на сайте ВАК Минобрнауки РФ (http: // vak.ed.gov.ru/) и на сайте ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (http: // www.spbguki. ru/science/disser_sovet/text/).
Автореферат разослан201 ¿Года
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент
//
■^/^¡¿j св- Горобец
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Художественное образование в РФ в соответствии с утвержденной Правительством Концепцией рассматривается как процесс овладения и присвоения человеком культуры своего народа и человечества, как один из способов формирования и развития целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Названный документ, определяя стратегию и направление развития системы музыкального образования в России на период до 2025 года, отводит «второстепенную роль»' предметам художественно-эстетического цикла. В связи с этим, в Концепции не обозначены пути трансформации практики, сложившейся в художественном образовании, несмотря на то, что в ней присутствует раздел «Основные методологические принципы».
Необходима разработка нового подхода личностно-ориентированного обучения, построенного на принципах гуманистической идеи и нацеленного на развитие познавательного и музыкального интереса, что, в конечном счете, формирует социально востребованную личность.
Интерактивные методы обучения обеспечивают единство, «сцепление» внешнего педагогического воздействия и внутреннего состояния обучающегося, т.е. его чувств, эмоций, ценностей, стремлений. Они прошли длительный путь становления и всегда актуализировались в условиях, связанных с активизацией духа нации. Именно такой процесс наблюдается в настоящее время.
Актуальность этой проблемы диктуется необходимостью разрешения ряда сложившихся противоречий:
• между разновекторными ценностями участников образовательного процесса и условиями реализации гуманистической парадигмы образования;
• между потребностью учащихся в удовлетворении разнообразных познавательных интересов и стереотипным характером обучения;
• между необходимостью совершенствования учебного процесса в условиях дополнительного музыкального образования и сложившейся практикой развития познавательного и музыкального интереса;
• между приоритетной ролью интерактивного обучения в условиях дополнительного музыкального образования и недостаточной разработанностью научно-теоретической и методической базы;
• между требованиями, предъявляемыми современными социально-экономическими условиями и способностью обучающихся к самореализации в этих условиях.
Степень разработанности проблемы. Проблема самореализации личности многогранна и подвергается теоретическому анализу в разных областях науки.
В педагогической литературе инновационные формы обучения отражены, прежде всего, в трудах Н.В. Борисовой, Б.С. Гершунского, И.Б Дермановой, Е.М. Дуничева, Е.А. Никитиной, О.В. Питерской, Н. Соосаар.
1 Концепция художественного образования в Российской Федерации. Документ утвержден 26.11.2001 года приказом от 28.12.2001г. № 1403.
Особенности инновационных технологий в контексте психологической науки освещены в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, И.А Зимней, Д.А. Леонтьева, JI.A. Коростылевой, А.И. Крупнова, Н.Б. Суркова и др.
Важность интерактивного обучения в деле становления личностей, востребованных обществом, отмечали Д.Н. Кавтарадзе, М.В. Кларин, A.B. Хуторской и др.
В философских исследованиях последних лет данная проблема представлена в трудах H.A. Кебиной, В.Н. Келасьева, Н.Г. Чевтаевой, JI.A. Цереновой и др.
Интерактивность в социологическом аспекте исследуется в работах Т.С. Борисовой, Л.Г. Брылевой, И.В. Курышевой, Е.Л. Макаровой, Ю.Г. Репьева, Л.А.Цыреновой и др.
Несмотря на многообразие литературы, исследующей проблемы интерактивности, мы не нашли ответа на поставленную нами проблему: использование методов интерактивного обучения для формирования познавательного ц музыкального интереса в условиях дополнительного музыкального образования. Отсутствуют теоретические разработки и технологии, адекватные характеру деятельности, теоретические приемы, позволяющие прогнозировать закономерности интерактивного взаимодействия.
Цель исследования: научное обоснование и экспериментальное доказательство результативности интерактивных методов обучения в условиях дополнительного образования с целью формирования познавательного и музыкального интереса.
Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения ряда самостоятельных задач:
• раскрыть общенаучные и педагогические основы становления познавательного и музыкального интереса;
• выявить место интерактивного взаимодействия в системе педагогических наук;
• проанализировать существующие технологии для формирования музыкальных интересов;
• уточнить понятийный аппарат по проблеме исследования;
• обобщить существующие классификации форм и методов интерактивного взаимодействия, направленных на формирование музыкальных интересов;
• разработать технологии конкретных методов интерактивного взаимодействия;
• обосновать эффективность интерактивной деятельности в условиях дополнительного музыкального образования.
Объект исследования — процесс развития познавательного и музыкального интереса методами интерактивного взаимодействия.
Предмет исследования - формы и методы интерактивного обучения в практике формирования музыкальных интересов учащихся ДМШ.
Гипотеза исследования. Решение поставленных задач будет успешным,
если:
• методы интерактивного взаимодействия опираются на специфические для дополнительного музыкального образования теоретико-методологические основы;
• уточнена сущность и проведена классификация интерактивных методов обучения, направленных на развитие познавательного и музыкального интереса;
• разработан комплекс педагогических условий, способствующих развитию познавательного и музыкального интереса;
• внедрена апробированная технология реализации интерактивных взаимодействий как основа формирования музыкальных интересов учащихся ДМШ (ДШИ);
• сформулированы принципы и методы, обеспечивающие единство процессуальной и результативной сторон музыкально-творческого процесса, в условиях дополнительного музыкального образования;
• в педагогической практике реализован принцип триединств: творчество композитора — исполнителя — слушателя, образовательной среды — учителя -ученика; «Я» — «Ты» - «Мы».
Научная новизна работы заключается в том, что:
• впервые сформулированы дидактические принципы интерактивного взаимодействия в условиях дополнительного музыкального образования;
• разработана музыкально-педагогическая концепция «природосообразного» учения, нацеленного на повышение познавательного интереса;
• уточнен понятийный аппарат и классификации форм и методов по теме исследования;
• внедрены технологии интерактивного взаимодействия для учащихся разных возрастных групп;
• определено место интерактивных методов обучения в системе педагогических наук;
• раскрыты педагогические основы, направленные на развитие интереса к интерактивному взаимодействию;
• сформулированы теоретические положения и проведена классификация респондентов по уровню мотивированности;
• апробированы конкретные формы интерактивного взаимодействия в условиях дополнительного музыкального образования;
• предложены две модели взаимодействия для детей разного возраста:
- для детей младшего возраста - до 10 лет;
- для детей среднего и старшего школьного возраста.
• изложена частная исследовательская педагогическая технология методов и форм интерактивного обучения, включающая алгоритм выполнения действий по каждой конкретной форме интерактивного взаимодействия;
• доказана возможность использования формализованных математико-статистических методов для оценки эффективности мероприятий формирующего эксперимента.
Теоретическая значимость исследования:
• обоснована необходимость внедрения интерактивных методов обучения в учебный процесс для формирования познавательного и музыкального интереса в условиях дополнительного образования;
• установлена возможность комплексного овладения учащимися инновационных технологий в разных видах музыкальной деятельности во взаимосвязи аналитических и практических умений;
• доказана целесообразность применения авторской методики в формировании познавательного и музыкального интереса в учебном процессе ДМШ (ДШИ);
• показана перспективность использования результатов проведенного эксперимента в качестве основы для новых исследований в области интерактивных методов обучения в системе музыкального образования.
Практическая значимость: внедрена педагогическая система интерактивного взаимодействия в условиях дополнительного музыкального образования, способствующая реализации Концепции художественного образования в РФ. Названная система включает в себя:
• методологические основы интерактивного взаимодействия в условиях дополнительного образования;
• апробацию комплекса мер, направленных на становление и развитие интереса обучающихся к интерактивному взаимодействию;
• использование специализированных моделей интерактивного взаимодействия для детей разного возраста, опирающихся на тезис: «цель культуры - не красота, а добро».
Методологические основы исследования. Предлагаемая работа имеет междисциплинарный характер, базируется на достижениях педагогической, психологической и культурологической мысли в исследовании проблем интереса как главного средства формирования социально востребованной личности. Это обстоятельство предопределило структуру источниковедческой базы исследования, анализа широкого круга концепций и выявления на их основе авторских подходов к решению проблемы. Ее основу составляют общепризнанные в науке теории и концепции:
• методологические аспекты интерактивного обучения, получившие развитие в трудах, Ш.А. Амонашвили, A.A. Вербицкого, С.Н. Лысенковой, В.А. Сухомлинского М.А. Шаталова и др.;
• теория мотивации, представленная в трудах В.Г. Леонтьева, Ю.Г. Репьева, А. Маслоу и X. Хекхаузена и др.;
• психолого-педагогический подход теории «интереса», связанный, прежде всего, с такими именами как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Ф. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, A.C. Роботова и др;
• принципы, соответствующие природе ребенка, разработанные в музыкальной педагогике Б.В. Асафьевым, Б.Л. Яворским, Н.Я. Брюсовой; в работах по психологии искусства Л.С. Выготским, А.Н. Сохором, М.С. Каганом, Н.В. Шацкой. Эти принципы присутствуют в трудах К.Н. Игумнова, Г.Г.
Нейгауза, в концепциях преподавания искусств Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Л.В. Горюновой, В.О. Усачевой, Л.В Школяр и других;
• концепции игрового и интерактивного обучения, изложенные в трудах И.Г Абрамовой, Б.Ц. Бадмаева, И.В. Балицкой, Н.В. Борисовой, A.A. Вербицкого, Л.К. Грейхман, Е.В. Коротаевой, Л.Н. Куликовой, Л.В. Масловой, Ю.Г Репьева, Т.Л. Чепель.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методических, психолого-педагогических, философско-эстетических, музыковедческих исследований по изучаемой проблематике; теоретико-методологический анализ и систематизация понятий по исследуемой проблеме; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; диагностирование; обобщение практического опыта, статистическая обработка данных; анализ и систематизация полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкально-педагогическая концепция «природосообразного» учения, нацеленная на повышение познавательного интереса и, в конечном счете, вырабатывающая способность к самообучению.
2. Уточненный смысл ряда терминов:
• коллективная когнитивная функция мотива;
• отношения «Я» — «Ты», которые могут превратиться в реальность человеческого «Мы»;
• по-новому интерпретируется значимость понятия «образцовое поведение».
В нашем определении «это не только привитие и исполнение разумного, но и
проявление в действиях духовно-нравственного начала, являющегося естественным состоянием личности».
3. Классификация форм интерактивного обучения, в которой определены и уточнены ее основания.
4. Общая исследовательская педагогическая технология методов и форм интерактивного обучения, включающая алгоритм выполнения действий и позволяющая целенаправленно управлять динамикой ее функционирования и развития на основе тройственности понятий «Я — Ты - Мы».
5. Две модели интерактивного взаимодействия:
• для детей младшего возраста — до 10 лет;
• для детей среднего и старшего школьного возраста.
Экспериментальная база и этапы исследования.
Констатирующий и формирующий эксперименты проводились в МОБУДОД ДДЮТ и МОБУ «Агалатовская СОШ» Всеволожского района Ленинградской обл., ДМШ №33 (г. Санкт-Петербург). Испытуемыми были учащиеся данных учреждений, всего в эксперименте приняли участие 120 человек. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 2006 по 2013 учебный год и включала три этапа.
В ходе первого, поискового этапа (2006 - 2008 гг.) установлен ракурс и определены направления исследования; проанализирована реальная педагогическая практика учебно-педагогического процесса в условиях
дополнительного музыкального образования; выявлена необходимость широкого внедрения в практику форм интерактивного взаимодействия.
На втором этапе (2009 — 2010 гг.) сформирована и реализована программа исследования интерактивного взаимодействия в условиях дополнительного музыкального образования; установлена необходимость и возможность разработки специальных дидактических принципов интерактивного взаимодействия в условиях дополнительного музыкального образования, разработана технология проведения мероприятий формирующего эксперимента, выполнен констатирующий эксперимент.
На третьем этапе (2011 — 2013 гг.) проведен формирующий эксперимент, обобщены результаты наблюдений, уточнены отдельные теоретические позиции и экспериментальные выводы; выполнен контроль результатов формирующего эксперимента с использованием формализованных математико-статистических методов, что позволило доказать правильность выдвинутой гипотезы.
Достоверность исследования подтверждается методологической обоснованностью подхода к проблеме; детальностью и длительным характером исследования; использованием комплекса методов, адекватных поставленным задачам; использованием формализованных математико-статистических методов, подтверждающих результативность мероприятий формирующего эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории музыки Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, в ходе выступлений на научно-практических конференциях: «Ученик, учитель, школа. История и методика обучения музыке: традиции и инновации»; Вторая научно-практическая конференция ГОУ СПО Псковский областной колледж искусств им. H.A. Римского-Корсакова (апрель 2010 г.) г. Псков; «Духовно-патриотическое воспитание и развитие детей на основе славянской культуры», Вторая городская отрытая научно-практическая конференция МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 17» (март 2012 г.) г. Самара; «Ресурсы развития современной школы». Научно-практическая конференция ГАОУ ДПО «ЛОИРО» (апрель 2012 г.) г. Санкт-Петербург; Международная научно-практическая конференция «Современное общество, образование и наука» (июнь 2012 г.) г. Тамбов; «Интерактивные технологии в образовании и культуре» — Всероссийская научно-методическая конференция «STUDIUM: педагогика высшей школы» (март 2013 г.) г. Санкт-Петербург.
В течение нескольких лет автор принимала участие в теоретической и практической работе преподавателей, на курсах повышения квалификации (КПК) ГАОУ ДПО «ЛОИРО» г. Санкт-Петербург. Темы выступлений: «Интеграция в системе дополнительного и общего образования детей» (2009г.); «Комплексные методы музыкально-эстетического развития детей» (2010 г.); «Формирование музыкального интереса с применением инновационных технологий в системе дополнительного образования (ФГОС) (2012 г.).
Основные положения диссертации отражены в научных публикациях (7). Апробация и внедрение исследования осуществлялись в процессе многолетней педагогической деятельности автора в МОБУДОД ДДЮТ и МОБУ «Агалатовская
СОШ» Всеволожского района Ленинградской обл., ДМШ № 33 (г. Санкт-Петербург) с детьми и педагогами-музыкантами, посредством применения разработанной системы принципов и методов творческого развития детей, на основе интерактивного обучения.
Объем и структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 299 источников и трех приложений.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы, обозначены цель, объект, предмет, задачи, методологические основы исследования, раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «О современных подходах к теории и методике интерактивного обучения» на базе фундаментальных исследований по данной проблеме определено место интерактивного обучения в системе научных знаний; дается краткий обзор развития теории; разработана и апробирована личностно-ориентированная модель учения, и внесены корректировки в дидактические принципы в системе дополнительного музыкального образования.
В разделе 1.1. «Педагогическая ннноватнка на современном этапе развития образования в России» отмечается, что в настоящее время педагогическая наука стоит перед необходимостью выявления и тщательного анализа образовательного потенциала интерактивных методов, условий и предпосылок его эффективного использования с позиций гуманистической идеи. Главное требование гуманистической идеи состоит в том, чтобы обеспечить единство, «сцепление» внешнего педагогического воздействия и внутреннего состояния обучающегося, т.е. его чувств, эмоций, ценностей, стремлений. В подобном аспекте интерактивные методы не представлены в научной литературе. Необходимо новое психолого-педагогическое осмысление этих методов, обобщение индивидуальной практики их использования, установление дидактических принципов интерактивного обучения и, главное, понимание места и роли интерактивных методов в гуманистической концепции образования. Данная проблема многогранна и сложна, актуальна; требует пристального изучения в контексте современных социальных проблем.
В разделе 1.2. «Идентификация педагогики интерактивного обучения в системе педагогических дисциплин» определяется сущность интерактивных методов, подчеркивается их наиболее полное соответствие личностно-ориентированному подходу в обучении, рассматривается и определяется объект, предмет и метод интерактивного обучения, даются определения этим понятиям; анализируются объективные методы исследования результатов и закономерностей интерактивного взаимодействия. Сущность интерактивного обучения заключается в том, что активность преподавателя уступает место активности обучаемых, но роль преподавателя при этом не падает, а возрастает. Интерактивность — это общенаучная категория, взаимосвязанная с системой научных дисциплин: философией, социологией, экономикой, физиологией,
психологией, генетикой, медициной, эстетикой, общей и музыкальной педагогикой.
Во всех сферах деятельности можно вычленить ее структурные составляющие: обмен, создание впечатления, типизация позиций взаимодействия. Общенаучное содержание категории «интерактивность» приводит к необходимости, во-первых, определить место педагогики интерактивного обучения в системе научных знаний и, во-вторых, разработать такие технологии интерактивного взаимодействия, в которых задействована совокупность информации из разных отраслей культуры и науки. Педагогика интерактивного обучения в условиях дополнительного музыкального образования должна входить в музыкальную педагогику, как отдельная ее подотрасль. В ней подчеркиваются такие черты интерактивного взаимодействия как: ожидаемое, желаемое, востребованное; личностно мотивированное; многогранно коннотируемое.
Источниками информации в педагогике интерактивного обучения, как и в других педагогических науках, могут быть только специально организованные наблюдения в виде педагогического эксперимента, анкетирования, изучения коллективного мнения, использования формализованных математических методов.
В разделе 1.3. «Взаимодействие традиционных и инновационных форм обучения в условиях дополнительного музыкального образования»
определяются конкретные технологии и алгоритмы интерактивного взаимодействия, раскрывается специфика учебно-образовательного процесса в рамках дополнительного образования, отражены основные концептуальные положения интерактивного обучения, уточняются такие понятия как форма и метод, представлена характеристика дидактических принципов интерактивного взаимодействия.
К концептуальным основам интерактивного взаимодействия в условиях дополнительного музыкального образования относим: единство культуры и образования; культурно-образовательный процесс, построенный на принципах игры, подчиненной определенным правилам и закономерностям, и одновременно формирующий новые, более совершенные действия на основе воображения, состязательности, интерпретационности; триединства «постижение - выражение - заражение». Перечисленные положения применимы в специфических условиях дополнительного музыкального образования, которые обеспечивают высокий уровень мотивации на интерактивное взаимодействие.
Нами разработана и апробирована личностно-ориентированная модель учения, опирающаяся на следующие концептуальные положения: учащийся выступает в роли главного действующего лица; учащийся и преподаватель взаимодействуют на паритетных началах; все виды творческой деятельности имеют равное значение; цель культуры - не красота, а добро; основа интерактивного обучения - деятельный характер; учет индивидуальных психоэмоциональных состояний каждого участника; категорическое «табу» на внешнее воздействие.
Дидактические принципы, используемые нами при интерактивном взаимодействии, должны соответствовать концепции личностно-
ориентированного обучения: прямое взаимодействие учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, причем не только учебным, но и совокупным опытом, сформированным всей предшествующей практикой данного обучающегося или групп лиц. Следовательно, интерактивное обучение вызывает процесс интериоризации, т.е. переход коллективно решаемых и распределенных действий в индивидуальные знания.
Нами внесены корректировки, как в сущностную, так и в терминологическую составляющую общедидактических принципов. К главным дидактическим принципам интерактивного обучения в условиях дополнительного музыкального образования мы относим: целостность восприятия, образность, интонационность, ассоциативность. Названные принципы отражают универсальность законов развития и имеют интегративный характер. Прямой перенос этих принципов в музыкальную и интерактивную деятельность невозможен. При интерактивном обучении следует говорить об одновременном действии наглядно-слухового, двигательно-слухового, музыкально-игрового, музыкально-изобразительного методов.
Во второй главе «Формирование музыкальных интересов и их мотивация в процессе дополнительного образования на основе интерактивного взаимодействия» исследуются понятия: интерес, мотивация и конкретная технология, которые являются детерминированными понятиями. Это триединство активизирует интуицию, воображение и эрудицию, т.е. свойства, без которых невозможно интерактивное взаимодействие.
В разделе 2.1. «Категория «интерес» в историческом аспекте» показан исторический ракурс данной категории, начиная, с древнегреческих учений: Аристотеля, Сократа, Платона и т.д., и до настоящего времени. Представленные подходы к категории «интерес» являются наиболее значимыми и для концепции нашего исследования. В силу их обилия к анализируемой проблеме, Г.И. Щукина делает заключение, что вплоть до настоящего времени в проблеме интереса много «теоретической путаницы, неясностей»2. Нами не ставилась задача развернутого анализа динамики категории «интерес», и мы остановились на важнейших подходах к данному понятию с тем, чтобы в дальнейшем определить собственную позицию.
В разделе 2.2. «Категория «познавательный интерес» в общепедагогическом контексте» данная категория рассматривается в самых различных аспектах. Нам более всего импонирует трактовка, приведенная в словаре практического психолога: обнаруживать интерес возможно в «эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике развития может превратиться в склонность как
3 Актуальные вопросы формирования в обучении : учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоаат. шк. и в качестве учеб. пособия для студентов пед. ин-тов У Г. И. Щукина [и др.]. - Москва : Просвещение, 1984. -С. 35.
проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес»3. В этом определении для нас важными являются такие черты интереса, как эмоциональный тон, связывающий интерес с процессом познания, и повторение интереса на новом, более высоком уровне. «Интерес» выступает на первый план в качестве причины определенного действия. Он рассматривается как свойство личности, непосредственно связанное с такими категориями как потребности, способности, темперамент, характер и классифицируется по ряду параметров. В нашем формирующем эксперименте использовалось деление интереса на ситуативный, относительно устойчивый, устойчивый. Динамика интереса при интерактивном взаимодействии легко переходит в склонность личности, которая формирует потребность в осуществлении деятельности, вызывающей следующий виток заинтересованности.
В разделе 2.3. «Музыкальный интерес и его структура» данная проблема нашла свое отражение в работах музыкантов-теоретиков и педагогов-практиков, таких как: Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, Е.В. Боякова, Н.И. Буторина, Д.Б. Кабалевский, Л.Н. Коган и др., которые в своих публикациях указывают на актуальность развития музыкальных интересов, особенно интереса к академическим видам искусства.
Категория музыкальный интерес является одним из этапов музыкального восприятия и взаимосвязана с музыкальной потребностью, ценностными ориентациями и установками слушателя. Музыкальный интерес - это диалектическое единство эмоционального, рационального и волевого. Его компоненты подразделены на интонационно-развивающий, интеллектуальный, эмоционально-волевой и музыкально-творческий. Через восприятие интонационности обучающийся получает знание в следующих измерениях: эпохи или народа, личности автора; идеи, программы и сюжета самого произведения. Интеллектуальная составляющая музыкального интереса характеризует не только уровень овладения определенным объемом знаний, но и уровень проникновения в сущность музыкального произведения. Его эмоционально-волевой компонент имеет особое значение в достижении успеха в творческой деятельности. В этом компоненте две составляющие: «эмоциональность» и «воля». Волевое начало человека связано с мотивированностью. В условиях дополнительного музыкального образования основными критериями выступают устойчивое эмогщонально-познавательное отношение и уровень коренного интереса. Названные категории психологической науки нами рассматриваются на примере конкретных, используемых в формирующем эксперименте технологий: постановка музыкального спектакля, работа по методу «мозгового штурма», деловые игры, ролевые игры, игра по принципу «кластера», метод группового анализа и доказывается влияние интерактивного взаимодействия на становление высокого уровня познавательного интереса.
В педагогике интерактивного обучения в условиях дополнительного образования стержнем всех методов взаимодействия является музыкальная
1 Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь: [Более 3000 терминов] / В Б. Шапарь. - Изд. 4-е - Ростов - на-
Дону : Феникс, 2009. - С. 174.
культура и, следовательно, в данном контексте следует говорить о музыкальном восприятии. Восприятие в педагогике интерактивного обучения связано с процессом «сопереживания», которое является соединением чувств автора и воспринимающего произведение искусства. Уровень сопереживания определяется возрастными особенностями. В работе рассматриваются отличительные черты психологии детей 6-10 лет, 10-12 лет, 12-15 лет, и в соответствии с этим выявлена мера их участия в интерактивном взаимодействии для формирования музыкального интереса.
В разделе 2.4. «Мотивация и ее влияние на становление познавательного интереса» анализируются основные положения теории мотивации и возможности их применения в условиях дополнительного образования. Для решения этой задачи рассматриваются категории «мотив» и «мотивация» в формулировках психологии мотивации и общей педагогики вычленяются ее главные характеристики. Категории мотива и мотивации имеют не только различное толкование у представителей различных отраслей знаний, но и в зависимости от этого имеют различные классификации.
Мотив, интерес и мотивация - взаимосвязанные категории. Интерес не может возникнуть на «пустом месте». Ему должны предшествовать восприятие, мотив и мотивация. Нами выполнен анализ факторов, действующих на каждой стадии формирования мотива в условиях дополнительного музыкального образования: возникновение и осознание, принятие, формирование, актуализации. Рассмотрены уровни: ситуационный, личностно-смысловой, группоцентрический.
Результаты проведенного нами констатирующего и формирующего экспериментов позволили установить мотивационную структуру изучения музыки и выявить динамику уровней познавательного интереса респондентов в мероприятиях интерактивного взаимодействия. По эмпирическим данным установлены параметры мотивации и их сочетание с уровнем развития интереса и личностными характеристиками, которые в совокупности формирует тип личности. Информационной базой явились ответы респондентов о социальной значимости музыкальной деятельности, мотиве учебной деятельности, поведении в ситуации выбора, личностных характеристиках. При определении уровня познавательного интереса во внимание принимались эмпирическое данные: отношение к учебной деятельности; познавательная активность; отношение к знаниям; наличие мотива на успех; познавательная самостоятельность; эмоции и волевые проявления в познавательной деятельности; рефлексия собственной деятельности. Перечисленные данные позволили вычченить следующие типы учащихся:
1 тип — лица, имеющие устойчивую потребность к занятиям музыкой в форме интерактивной деятельности {«устойчивый тип лиц»); 2 тип — лица, имеющие относительно устойчивую потребность к занятиям музыкой в форме интерактивной деятельности («относительно устойчивый тип лиц»); 3 тип — лица, не имеющие устойчивой потребности к занятиям музыкой в форме интерактивной деятельности («неустойчивый тип лиц»).
Это позволило нам разработать перечень конкретных мероприятий интерактивного взаимодействия для каждого типа учащихся.
В третьей главе «Интеграция как фактор эффективного развития учащегося в системе дополнительного образования по авторской методике» раскрывается современная концепция термина «технология обучения» и разработанный автором данного исследования алгоритм проведения различных методов интерактивного взаимодействия, применяемых на стадии формирующего эксперимента.
В разделе 3.1. «Технологии интерактивного обучения, применяемые на стадии формирующего эксперимента методов» дается несколько определений понятия технологии (согласно Американской Ассоциации по образовательным коммуникациям и технологиям), одно из которых исследуется нами как наиболее конкретное и соответствующие интерактивным методам обучения.
Приведены наиболее распространенные педагогические технологии с тем, чтобы через их сравнения выявить достоинства и недостатки применяемой нами технологии. Исследовательская педагогическая технология подразделяется на два вида: общую и частную. Интерактивное обучение — яркий пример общей технологии как совокупности реализуемых в процессе обучения методов, методик, средств и приемов, обеспечивающих достижение поставленной цели. В качестве примера частного вида можно назвать метод «мозгового штурма», который выступает как составной компонент общей технологии.
Технология обучения может рассматриваться как процесс и как результат. Как процесс она включает следующие компоненты: доведение до учащихся диагностично заданной цели; постановка системы познавательных и практических задач, основных методов и способов их решения; наличие ясной логики выполнения действий; мотивированность всех участников. Интерактивная технология как результат — это модель дидактического процесса, реализация которого гарантирует достижение поставленной цели.
Научная технология интерактивного взаимодействия включает ряд обязательных процедур. На стадии подготовки необходимо: обоснование выбора темы игры; определение целей, задач, методов и проблемных ситуаций; разработка сценария игры; подготовка помещения и материального обеспечения игры; формирование игровых команд; выбор режима работы. В ходе проведения самого интерактивного взаимодействия основными составляющими являются: выработка совместной установки на игру; группового мнения на социальную проблему выбранной темы; использование дополнительной информации; процесс игры; контроль временного режима. На завершающем этапе — оценка результатов взаимодействия. Нашим кредо является только коллективная оценка: нельзя оценивать отдельного участника, оцениваются действия только всей группы, как единой команды. Завершающим этапом выступает рефлексия. Технология интерактивного обучения, использованная нами в ходе формирующего эксперимента, нацелена на решение одной главной задачи: развитие познавательного и музыкального интереса обучающихся и на этой основе формирование умения самостоятельно приобретать новые знания.
В разделе 3.2. «Дифференциация интерактивного взаимодействия с детьми разного возраста» обосновываются две модели интерактивного
взаимодействия в зависимости от возраста участников: для детей до 10 лет, для детей среднего и старшего школьного возраста.
При интерактивном обучении нельзя воспользоваться, каким-то одним методом обучения и одной отраслью искусства. Необходимо, используя знания о психологических особенностях обучающихся, использовать совокупность разных методов формирующего взаимодействия.
Любая модель опирается на следующие педагогические принципы: соблюдение свободы обучающегося; невмешательство в его индивидуальность; отказ от корректировки черт личности; признание ее самобытности. Интерактивное взаимодействие направлено на развитие способности видеть и мыслить не абстрактными категориями, что является высшим этапом развития мыслительного аппарата, а художественными образами, что представляет собой высокую ступень развития творческого воображения.
В четвертой главе «Проверка гипотезы исследования. Результаты формирующего эксперимента» раскрыта методика организации педагогического эксперимента и на основе использования математико-статистических методов, доказана результативность проведенных нами мероприятий формирующего взаимодействия.
Достоверность данных обеспечивалась тем, что по всем доступным для учащихся вопросам было получено две оценки: самооценка и оценка преподавателя. Это позволило рассчитать коэффициент согласованности ответов, убедиться, что он имеет математически допустимое значение и, следовательно, экспериментальные данные пригодны для проверки гипотезы исследования.
В разделе 4.1. «Методика организации наблюдения» заключается в том, что на основе собранного экспериментального материала по завершению формирующего эксперимента были сформулированы принципы отнесения каждого обучающегося к одной из групп по наличию и уровню интереса, и мотивации для участия в интерактивном взаимодействии. Выполнен анализ наличия связи между применяемыми программами обучения и уровнем развития личности.
Для чистоты получаемых нами выводов весь собранный эмпирический материал проанализирован раздельно по разным формам музыкального и общего обучения и, следовательно, по разной интенсивности вовлечения учащихся в интерактивную деятельность. Нами вычленены: обучающиеся по общей программе 2010 г. — контрольная группа, составляющая 35% всех респондентов; обучающиеся по специализированной программе Л.В. Занкова — около 40% всех респондентов; обучающиеся по программе, разработанной автором данного исследования - экспериментальная группа — около 25% всех респондентов. Экспериментальный материал представляет собой совокупность данных тестирования по ряду вопросов более 120 учащихся. Всего обработано более тысячи ответов и наблюдений.
В разделе 4.2. «Обобщенные результаты формирующего эксперимента» на основе экспериментальных данных освещены следующие блоки вопросов:
1. Интеллектуальное и общее развитие: развитие памяти, логического мышления, способности к представлениям, музыкальный слух, память, восприятие.
2. Личностные показатели: любознательность, работоспособность, активность, прилежание, уверенность, позитивность.
3. Эмоциональные проявления: застенчивость, обидчивость, упрямство, агрессивность, самомнение, сверхчувствительность, сочувствие, открытость, веселость.
4. Уровень развития познавательного и музыкального интереса к методам интерактивного взаимодействия.
При диагностировании каждого блока вопросов выполняется серия процедур. Например, для диагностирования понимания уровней и подуровней, которое необходимо при включении обучающихся в театральную деятельность, используется сочетание сферы атрибутивных свойств и ситуативной сферы. У старших ребят включается диагностика ладового чувства и музыкально-звуковых представлений, а восприятие звука оценивается как единство трех составляющих: осязание, переживание и осмысление.
Различное отношение учащихся к занятиям музыкой в форме интерактивного взаимодействия зависит и проявляется в их личностных характеристиках, таких как: любознательность, работоспособность, активность, прилежание, уверенность, позитивность. Оценку и динамику перечисленных составляющих личности обучающегося может дать педагог, наблюдающий за учащимся. В результате проведения мероприятий формирующего эксперимента стираются серьезные различия черт личности между контрольной группой и группой ребят, занимающихся по авторской программе. Нам представляется, что корни такой ситуации скрываются в динамике характеристик эмоционального проявления.
Многолетнее наблюдение экспрессивного выражения эмоций позволило выявить специфику проявления личностных характеристик детей, обучающихся по разным программам. При интерактивном взаимодействии необходимо учитывать такие эмоциональные проявления, как: застенчивость, обидчивость, упрямство, агрессивность, самомнение, сверхчувствительность, сочувствие, открытость, веселость. За данный период обнаружено улучшение ряда перечисленных характеристик в экспериментальной группе в 4-10 раз; в группе, занимающейся по программе Занкова в 1,5-2,5 раза; в контрольной группе -только на 10-30%.
Формализованные математико-статистические методы доказали, что в экспериментальной группе и группе, занимающейся по программе Л.В. Занкова фактические значения % больше их табличных значений, что свидетельствует о наличии связи между результатами обучения и используемыми приемами взаимодействия. В контрольной группе эти методы не оказываются решающими, т.к. фактическое значение меньше табличного значения.
В заключении обобщаются результаты многолетней работы по специальной программе, доказывающие правомерность выдвинутой гипотезы исследования и положений, выносимых на защиту; констатируется достижение
цели и поставленных задач. Использованные формализованные математические методы подтвердили успешность внедрения личностно-ориентированной модели обучения: выявлены положительные тенденции не только в изменении уровня интереса обучающихся, но и становление типа личностей, отдающих предпочтение нестандартным, инновационным формам взаимодействия и, следовательно, готовых к самореализации и востребованности обществом; намечаются дальнейшие перспективы исследования данной проблемы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Пепеляева JI. Н. Взаимодействие традиционных и инновационных форм обучения в условиях дополнительного музыкального / Л. Н. Пепеляева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. - Москва, 2012. -№ 3. - С. 163 - 169.
2. Пепеляева Л. Н. Интеграция как фактор эффективного развития учащегося в системе дополнительного образования / Л. Н. Пепеляева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. - Москва, 2011. - № 4. - С. 208 - 212.
3. Пепеляева Л. Н. Использование личностно-ориентированных технологий в системе дополнительного музыкального образования / Л. Н. Пепеляева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Научный журнал. - Самара, 2014. - Т. 16. - № 2. - С. 231 - 236.
В других изданиях:
4. Пепеляева Л. Н. Интерактивные методы в музыке / Л. Н. Пепеляева // Ученик, учитель, школа. История и методика обучения музыке : традиции и инновации : материалы II науч.-практ. конф. - Псков, 2011. - Вып. 1. — С. 39-47.
5. Пепеляева Л. Н. О принципах интерактивного обучения в системе дополнительного музыкального образования / Л. Н. Пепеляева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. — Санкт-Петербург, 2013. — № 1 (14).— С. 52-56.
6. Пепеляева Л. Н. О современных подходах к интерактивному обучению / Л. Н. Пепеляева // Современное общество, образование и наука : сб. науч. тр. по материалам Международной заочной науч. практ. конф. 25 июня 2012 года. — Тамбов, 2012.-4.1.-С. 117-122.
7. Пепеляева Л. Н. Формирование музыкальных интересов учащихся ДМШ на основе методов интерактивного обучения музыке / Л. Н. Пепеляева// Духовно-патриотическое воспитание и развитие детей на основе славянской культуры : сб. материалов I городской открытой науч. практ. конф. 28 марта 2012 года. -Самара, 2012.-С. 145- 150.
Подписано в печать 21.10.2014г. Формат 60x84/16 У.п.л. 1 Уч.-изд.л 1 Тир. 80экз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова д.38. toroussel@mail.ru Зак. № 13558 от 21.10.2014г.