автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианной музыки XX века
- Автор научной работы
- Щербакова, Анна Иосифовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Щербакова, Анна Иосифовна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Музыка в семиосфере культуры XX века: новые ценностные ориентиры.
1.1. Музыкальное пространство XX века: трансформация стиля и жанра, диалектика творчества, динамизация смещения ценностных доминант в музыкальной иерархии ценностей.
1. 2. Новый образ фортепиано XX века в мире музыкальных ценностей.
ГЛАВА 2. Homo faber — Человек творящий в семиосфере культуры
2. 1. Теоретические предпосылки формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом процессе.
2. 2. Механизмы формирования системы ценностей в освоении музыкальной действительности.
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование формирования системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов на материале освоения фортепианной музыки XX века.
3.1. Формирование системы ценностных ориентаций как музыкально-педагогический процесс.
3. 2. Основные направления и ход экспериментального исследования. Проблемы формирования у студентов педагогических ВУЗов системы ценностных ориентаций в процессе освоения фортепианной музыки
XX века.
3. 3. Процесс формирования системы ценностных ориентаций в практической подготовке педагога-пианиста.
3. 4. Итоги экспериментального исследования.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианной музыки XX века"
Человек не может быть деятельным, не формируя себя. Образование, культура — подлинное содержание всякой человеческой жизни, подлинный предмет высшей истории, которая в изменчивом ищет необходимое". Ф. Шлегель. "Об изучении греческой поэзии".
Многовековая история человечества — это огромный путь познания и ценностного осмысления бытия, на котором человек обрел право называть себя Homo faber — Человек творящий. Творческая сущность человека, способного к личностно-ценностному отношению к бытию, созидающего и осмысливающего мир, создающего "вторую природу" как новый мир ценностей — есть залог непрестанного развития культуры. "Ничто так не противоречит характеру и даже понятию человека, как идея совершенно изолированной силы, которая могла бы действовать только в себе и через себя. Уже неопределенное понятие, связываемое в обычном словоупотреблении со словами "культура", "развитие", "образование" предполагает две различные природы: ту, которая образует, и ту, которая обстоятельствами и внешней ситуацией побуждает и модифицирует, способствует и тормозит образование!" (281, Т.1, 100).
Феномен культуры как второй природы, созданной человеком, который, в свою очередь является ее творением, постоянно вызывает к жизни множество теорий, пытающихся разобраться в разнообразии культур, найти точки их пересечения, определить закономерности развития, объясняющие особенности культурно-исторических процессов. Огромная роль, которую уже многие тысячелетия (а первым памятникам изобразительного искусства около 30 тысяч лет) играет искусство и его интегративная часть — музыка, делает попытки осмысления места художественного творчества в человеческом бытии необходимым компонентом познания и ценностного осмысления окружающего мира.
Особенности культурно-исторических типов, их жизненный цикл, возможность или невозможность взаимодействия, обеспечение преемственности развития, представления о прогрессе и регрессе — все эти вопросы теснейшим образом связаны не только с реальным бытием человека, но и со "второй реальностью", "квазибытием", которое создается художественной деятельностью личности в сфере культуры.
В работах Н. Данилевского "Россия и Европа", О. Шпенглера "Закат Европы" (или точнее, в переводе с немецкого "Закат Запада"), А. Тойнби о цивилизациях, так или иначе признается циклический характер их развития. Как каждый живой организм цивилизация имеет свой генезис, переживает рост, надлом и разложение. Новая типология культуры', принадлежащая П. Сорокину, дает представление о двухслойности культуры, в которой внутренний ментальный слой несет ее смысл, ценность, духовное содержание, а внешний — материальный представляет воплощение смыслов и ценностей в воспринимаемых чувством формах. Материальное в интерпретации П. Сорокина становится формой в которой обретается духовное, то есть становится носителем смыслов и ценностей. Это новое понимание культуры. Но и П. Сорокин, и Н. Данилевский, и О. Шпенглер, и А. Тойнби утверждают, что всякая культура рождается, взрослеет, впитывает новации, стареет, теряет способность рождать новое, деградирует и умирает. Признаком кризиса является тенденция перепевания старого, рождения псевдоноваций. Это время уступить место рождающейся новой культуре, за переходным периодом после тьмы "ночи" обязательно наступает "восход". В этом (в отличие от О. ШпенгЛера) кроется оптимизм П. Сорокина.
В фундаментальном труде М. Кагана культура рассматривается с точки зрения синергетики как саморазвивающаяся система. Идея саморазвития, заложенная в самой системе изнутри. Это постоянное движение от "Хаоса к Космосу" (А. Лосев) в бесконечном стремлении к созиданию нового, которое, однако, не есть полное разрушение старого, а постоянное обновление, подобно естественным процессам, происходящим в природе. В каждом "сегодня" живет "вчера" и "завтра", так как в сегодня уже существуют зерна будущего — аттракторы, несущие новые потенциальные возможности. „ Системный подход позволяет М. Кагану рассматривать культуру в ее целостности, причем в качестве девиза художественного освоения человеком мира принимается призыв "через материальное — к духовному" (99, 255), так как искусство ориентируется на выявление ценности бытия, а это позволяет сформулировать "познание духовной жизни человека как главную и конечную цель" (99, 255).
V Особое место в мире искусств предначертано музыке, прямо и непосредственно обращенной к "глубинным процессам жизни человеческого духа" (99, 256). Множество дефиниций, определяющих сущность музыки как феномена в мире искусства, отражают ту бесконечность, многозначность и полифоничность, которая присуща этому виду художественного творчества. В работах Б. Асафьева и А. Лосева, и в музыковедческих трудах современных исследователей: М. Лобановой, В. Медушевского, Н. Назайкинского* А. Соколова, В. Холоповой, Ю. Холопова, Т. Чередниченко и других рассматриваются разные аспекты осмысления музыки как феномена: психологические аспекты ее восприятия, круг эстетических и аксиологических вопросов, связанных с личностно-ценностным отношением к ней.
Осмысление реальности посредством искусства и, в частности, через ее музыкальное преображение — это особый вид познания. "В искусстве познание как-бы поворачивается оценкой, а оценка — познанием. Это взаимное отражение познания и оценки.имеет место всегда, что и отличает содержание искусства от содержания науки. Единство познания и оценки пропитывает здесь каждый образ, каждую мельчайшую ячейку художественной ткани. Познание и оценка сливаются в содержании искусства в одно органичное целое" (99, 260-261).
Это особенно актуально для XX века, который характеризуется глобальным отказом от канонической системы мышления, это эпоха огромной силы эксперимента во всех областях культуры, время перехода к новой художественной системе, время формирования новых мировоззренческих установок. Ле Корбюзье и М. Пруст, И. Стравинский и Дж. Джойс, П. Пикассо и Ф. Кафка, Б. Брехт и Ч. Айвз, П. Клее и С. Прокофьев — каждый из них создатель новых миров, новой реальности искусства, нового квазибытия, законы которого вступают в острое противоречие с нормами "старого" искусства, вызывая либо восхищение, либо резкий протест. Изучение фортепианной музыки XX века, как и всей музыки новой эпохи — непосредственной музыкальной среды обитания — становится жизненно насущной необходимостью, требуя осознания новой иерархии ценностей, новых способов музыкального бытия, новых представлений о сосуществовании мира и художника.
Путь к пониманию пролегает через изучение, проникновение, ценностное осмысление и художественное преобразование в сотворческом акте новых авторских миров, поражающих своим многообразием, бесконечной оригинальностью соединения "старого" и "нового", причудливыми конструкциями синтетического единения традиции и новации в эволюционно-синергетическом потоке саморазвития культуры. Бесконечное многообразие музыкального бытия, отражающее динамизм музыки как вида искусства, всегда остро ощущалось и ощущается участниками музыкального процесса. Б. Яворский — пианист, теоретик, музыкальный мыслитель — утверждал: "По моей теории эпохи переплетаются — конечная фаза предшествующей протекает одновременно с начальной фазой последующей эпохи." (289, 373). Эта мысль Б. Яворского, задолго до появления науки синергетики почувствовавшего системный характер развития культуры, очень точно выражает процессы, начавшиеся в фортепианной музыке конца XIX века.
Брожение, поиск новых средств, новая музыка и новая исполнительская манера неизменно идут рядом, что требует смены ценностных доминант в музыкально-педагогическом процессе. Ориентация личности в мире музыкальных ценностей — серьезная педагогическая проблема, поскольку "ориентация — необходимый компонент любой сферы жизнедеятельности: труда, познания, искусства, общения. Педагогический смысл понятия "ориентация" подразумевает растущего человека. Ориентация — как процесс — это проективные действия от замысла до результата. ."(108,4).
Если спроецировать аксиологические идеи А. Кирьяковой (автора более пятидесяти работ по аксиологическим проблемам образования) на мир музыкальных ценностей, то понятие "ориентация" будет обозначать процесс, начинающийся с освоения внешней грани музыкальной формы через "лестницу оформленности переживаний" (А. Лосев) к катарсису — синтетически-диалогическому общению, дающему возможность принять, музыкальное сообщение автора. Сообщение как результат со-общения, т.е. диалога. "Сложившиеся к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности" вступают в противоречие с регламентирующей деятельностью педагогов, продолжающих предлагать способы освоения * мира "в готовом виде", что "препятствует развертыванию процесса восхождения самой личности к ценностям." (108, 5).
Актуальность исследования процесса формирования системьГ^ ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом образовании (на материале освоения фортепианной музыки XX века студентами педагогических ВУЗов) связана с необходимостью разрешить выявленные противоречия через осуществление ценностного подхода к проблемам музыкального образования. Ценностный подход, по выражению психолога А. Петровского, есть выражение особой потребности человека — быть личностью, т. е. потребности в персонализации. Концепция А- Петровского выделяет этапы персонализации: адаптация, становление и индивидуализация, как открытие и утверждение "Я" (по 108, 16). В J постижении музыкального мира период адаптации связан с освоением внешней грани музыкальной формы и становится условием для освоения знаковой грани ее, требуя включения в авторскую семантику, усвоения нормы-ценности того пласта музыкальной культуры, проникновение в который представляется как поставленная цель.
Период становления — это следующий этап включенности, проникновения вглубь, в пласт внутренней формы, освоение системы художественных образов, этап психологического взаимодействия.
Период индивидуализации — это переход на новую мировоззренческую-ступень, переход от воплощения к перевоплощению, от сопереживания к сотворчеству, качественно новый шаг, отражающий креативную способность человеческой личности. Именно на этом витке развития становится возможным синтетически-диалогическое общение как процесс ценностного взаимодействия между творцом (создателем смыслов музыкального сочинения), носителем ценности (самим музыкальным произведением) и коллективным субъектом (исполнителем, слушателем, учителем, учеником), воспринимающим ее.
Поэтапное развитие личности, связанное с личностно-ценностным осознанием ею мира (в данном случае — мира музыки) отражает стремление к постоянному "возвышению потребности" (А. Кирьякова), что создает, в свою очередь, новые возможности более глубокого постижения музыкальной Вселенной. "Закон возвышения потребности — это процесс преобразования внутреннего мира личности" (108, 38).
Актуальность ценностного подхода обусловлена также "переломно-переходным" (М. Лобанова) характером XX века, создавшего новые представления о пространстве, времени и движении и характеризующегося как динамизацией социокультурных циклов, так и несомненным поворотом от нормативного к ценностному сознанию. Чрезвычайная сложность нахождения путей к целостному восприятию многомерного музыкального мира, ориентации в "Хаокосмосе" (А. Лосев) современного музыкального бытия, ставит проблему формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом процессе особенно остро.
Цель настоящего исследования — целостное постижение студентами педагогических ВУЗов музыкального мира через формирование системы ценностных ориентаций в процессе освоения фортепианной музыки XX века.
Поставленная цель определила ряд основных задач:
• теоретически обосновать и экспериментально проверить сущность, структуру и динамику формирования системы ценностных ориентаций в процессе профессиональной подготовки учителя музыки;
• проанализировать процесс восхождения личности к музыкальным ценностям при освоении фортепианной музыки XX века и выявить основные проблемы формирования системы ценностей в сфере музыкального образования;
• изучить механизмы ориентации личности в мире музыкальных ценностей, выделить основные аспекты формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом процессе;
• разработать целостную модель формирования системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века через применение жанрово - стилевых, интонационно-стилевых и ассоциативно-арочных аналогий.
Гипотеза состоит из следующих положений:
1. Освоение фортепианной музыки XX века, одновременно обращенной во Вчера и Завтра и отражающей как все тенденции музыкального развития, так и новые ценностные ориентиры "переломно-переходной" эпохи, требует в процессе формирования системы ценностных ориентаций осуществления системного подхода к музыке и музыкальному образованию, применения широкого спектра жанрово-стилевых, интонационно-стилевых и ассоциативно-арочных аналогий, осознания множественности музыкальных миров в едином эволюционно-синергетическом потоке развития культуры.
2. Формирование системы ценностей в музыкально-педагогическом процессе позволяет наметить пути, ведущие к целостному постижению студентами музыкального пространства как единства прошлого и настоящего, а также к обеспечению целостности и эффективности самого учебного процесса в его триединой задаче: обеспечить знаниями, обучить способам их получения и применения, воспитать творческую личность, способную к созидательной деятельности.
3. Формирование системы ценностных ориентаций может стать основой для восхождения личности к музыкальным ценностям в творческом взаимодействии субъекта (педагога, исполнителя, слушателя) и объекта — носителя ценности (музыкального сочинения).
4. Формирование системы ценностных ориентаций, позволяющей в синтетически-диалогическом общении постичь единство и многообразие музыкального мира, будет способствовать самосозиданию, саморазвитию и самореализации личности в учебном процессе и в дальнейшей музыкально-педагогической деятельности.
Объектом исследования является музыкально-образовательный процесс, направленный на становление и развитие личности будущего педагога-музыканта.
В качестве предмета исследования рассматривается формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века.
Методологическим фундаментом диссертационного исследования послужили философские работы о развитии культуры (М.Бахтин, П.Сорокин, Ф.Шлегель и др.), представления о культуре как саморазвивающейся системе (М.Каган, А.Кармин, Э.Соколов и др.), философские учения о ценности (М.Каган, Г.Лотце, М.Хайдеггер и др.), работы, посвященные сущности музыки как вида искусства (Б.Асафьев, А.Лосев, Ю.Холопов и др.), труды, посвященные проблемам восприятия музыки (МАрановский, В.Медушевский, Е.Назайкинский и др.), психологии искусства и проблемам музыкальной психологии (К.Абульханова-Славская, Л.Выготский, В.Петрушин и др), работы, посвященные концептуальным вопросам музыкальной педагогики^ (Э.Абдуллин, АКаузова, Л.Рапацкая и др.), труды, освещающие педагогические аспекты ценностного формирования личности (В.Аршавский, АКирьякова, Н.Скаткин и др.), исследования по искусству XX века (Б.Асафьев, Л.Гаккель, В.Кандинский, О.Мессиан, АСоколов и др.), труды, посвященные семиотическим проблемам искусства (Е.Басин, КХЛотман, Ч.Пирс и др.), работы педагогов-пианистов, отражающие многочисленные проблемы фортепианной педагогики (Г.Нейгауз, Г.Цыпин, Б.Яворский и др.).
Опытна-экспериментальная работа проводилась в течение ряда лет по следующим направлениям:
• первый диагностирующий этап (1987-1996 гг.) — сбор информации и определение освоения фортепианной музыки как педагогической проблемы, связанной с формированием системы ценностей в музыкальнопедагогическом процессе. Работа проводилась в концертно-лекционной деятельности автора в составе ансамбля солистов "Ренессанс", в работе со школьниками в качестве учителя музыки в школе № 620 г. Москвы (19951996 г.), также при подготовке дипломной работы было предпринято анкетирование учащихся колледжа и студентов ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, МГУ им. Ломоносова, МПГУ для выяснения проблем отношения к современному искусству. Общее количество участников эксперимента на первом этапе составили более 600 человек;
• второй контрольно-констатирующий этап (1996-1997 гг.) и третий педашгически-формирующий этап исследования (1997-1998 г.) осуществлялись на базе МПГУ по четырем направлениям: лекционная и семинарская работа по курсам Истории музыкального образования, Истории отечественной музыкальной педагогики, Современным проблемам музыкального образования, Специальной музыкальной литературе в фортепианной подготовке учителя музыки, индивидуальные занятия в классе фортепиано, работа со студентами на базе педагогической практики в школе, ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова в индивидуальной фортепианной подготовке студентов, а также в продолжающейся концертно-лекционной деятельности. Общее количество участников экспериментального исследования составило 150 человек;
• на четвертом этапе экспериментального исследования проверялись все полученные данные, для чего был проведен проверочно дублирующий эксперимент (1998-1999 гг.) на база МПГУ и ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Общее количество участников экспериментального исследования составило 160 человек.
Методы исследования:
• анализ различных направлений философской, музыкально-педагогической мысли, новых течений в общей педагогике, изучение научной литературы, связанной с вопросами истории развития и семиотики культуры, а также музыкального материала: более тысячи современных произведений для фортепиано, в том числе написанных на исходе века;
• обобщение опыта зарубежной и русской фортепианной педагогики;
• применение анкетирования и интервьюирования, разработка методов музыкального тестирования участников экспериментального исследования для диагностики уровней сформированное™ ценностного сознания и определения динамики развития его в процессе формирования системы ценностей;
• определение параметров, разработка критериев и моделирование процессов ценностного ориентирования у студентов-музыкантов;
• проведение констатирующего и педагогически-формирующего экспериментального исследования и доработка его в проверочно-дублирующем эксперименте;
• качественный анализ и статистическая обработка полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена:
• анализом формирования ахсиосферы музыки и ее реструктуризации в современном социокультурном пространстве;
• исследованием процесса восхождения личности к музыкальным ценностям и выработкой критериев ценности в музыкальном образовании;
• разработкой целостной модели формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом процессе.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется как выработкой новых методологических ориентиров музыкально-педагогической деятельности, так и разработкой (на основании новых концептуальных подходов) методики, направленной на максимальную оптимизацию музыкально-педагогического процесса. При этом освоение фортепианной музыки XX века, синтезирующей музыкальное прошлое и настоящее в необарочных, неоклассических, неоромантических или неофольклорных направлениях, становится фундаментом для проведения ассоциативных арок-мостов через время и пространство. Это позволяет при формировании системы ценностных ориентаций избежать фрагментарности и достигнуть целостного постижения каждого отдельного сочинения как части единого исторического процесса музыкального развития.
В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:
•Формирование системы ценностных ориентаций, рассматриваемое на материале освоения студентами педагогических ВУЗов фортепианной музыки XX века, представляет собой музыкально-педагогический процесс восхождения личности к музыкальным ценностям. Освоение фортепианной музыки XX века, отличающейся неразрывной генетической связью со всеми историческими пластами музыкальной культуры, осуществляется через цепь жанрово-стилевых, интонационно-стилевых и ассоциативно- арочных аналогий.
•Целостная модель формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом процессе — сложная многогранная структура, отражающая познавательно-художественную деятельность личности в процессе восхождения к музыкальным ценностям. Целостность достигается освоением внешних и внутренних граней музыкального сочинения в ценностном взаимодействии познающего субъекта (педагога, исполнителя, слушателя) и объекта — носителя ценности (музыкального сочинения), а также выявлением синтетических взаимосвязей данного сочинения с историческим ходом развития музыки.
•Механизмы формирования ценностных ориентаций действуют комплексно на протяжении всего музыкально-образовательного процесса. Это — поиск, стимулирующий активную познавательную деятельность, ценностное осмысление и оценка авторского художественного мира; свободный выбор, переосмысление и перевоплощение в художественно-преобразующем сотворческом акте; механизм проекции — как определение направления спирали личностного развития в учебной и будущей музыкально-педагогической деятельности.
•Основными аспектами формирования системы ценностных ориентаций являются: присвоение личностью музыкальных ценностей в процессе познания и формирование ценностной картины мира как результат ценностного осмысления и оценки присвоенных музыкальных ценностей; становление музыкальных убеждений и суждений; преобразование личности, самооценка и самоосознание "Я" в мире музыки; выход на уровень синтетически-диалогического общения в ценностном взаимодействии между субъектом познания и объектом — носителем [ ценности.
Уровень эффективности музыкально-педагогического процесса в значительной степени характеризуется следующими параметрами: сформировавшаяся потребность и способность к синтетически-диалогическому общению; развитая творческая воля и инициативность в определении самостоятельной концептуальной направленности; степень реальности поставленных целей и соответствующих планов достижения их; экстенсивные и интенсивные показатели — объем охваченного материала, скорость его освоения, соответствие поставленных целей качеству их воплощения, соответствие использованных средств поставленным целям; степень адекватности сформировавшейся аксиосферы личности общим тенденциям развития аксиосферы искусства; способность личности находить и преодолевать возникающие противоречивее направленность на поиск гармонии как в субъектно-объектных, так и субъектно-субъектных отношениях, в том числе и поиске внутренней гармонии.
В диссертационном исследовании последовательно рассматриваются:
• музыка в семиосфере культуры XX века; новый образ фортепиано, новые ценностные ориентиры в фортепианном искусстве XX века;
• место Homo faber — Человека творящего в семиосфере культуры;
• теоретические предпосылки формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом процессе;
• механизм формирования системы ценностей в освоении музыкальной действительности;
• экспериментальное исследование формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом процессе на материале освоения фортепианной музыки XX века;
• основные направления и ход экспериментального исследования, проблемы формирования системы ценностных ориентаций в процессе освоения фортепианной музыки XX века и перспективы их решения.
В диссертации производится качественный анализ и статистическая обработка полученных в результате экспериментального исследования данных. В заключении формулируются выводы, библиография отражает широкий спектр взглядов на изучаемую проблему, в приложении представлены графики, диаграммы, рисунки, таблицы, образцы анкет и музыкальных тестов, используемых в ходе эксперимента, а также экспериментальный вариант про1раммы курса "Специальная музыкальная литература в фортепианной подготовке учителя музыки" (авторы А. Каузова, А. Щербакова).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Заключение.
Проведенное диссертационное исследование, посвященное формированию системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века, показало следующее:
• Изучение фортепианной музыки XX века дает новое понимание сущности индивидуальных стилей, природы музыкального мышления, энергетических и динамических явлений современной музыки, не сводимых к классико-центристским схемам;
• Философское осмысление динамики музыкальных явлений (Б. Асафьев, А. Лосев, Ю Холопов, В. Холопова, Т. Чередниченко) даст на примере освоения фортепианной музыки XX века понимание развития музыки как эволюционно-синергетического процесса, ведущее к осознанию глубинных взаимосвязей единичного и единого в создании целостности смысла (В. Фаворский, М. Бахтин);
• Фортепианная музыка XX века, отражающая переосмысление пространства и времени, техники композиции, роли звука, ритма и фактуры, полифонизацию музыкального пространства, новую семантику и семиотику, новый индивидуальный синтаксис, органично ведет к идее диалога в поиске "диалогической истины" (М. Бахтин);
• Фортепианная музыка XX века показывает пример постоянной реструктуризации музыкальной сферы, постоянной смены ценностных доминант;
• Фортепианная музыка XX века позволяет проследить на конкретном музыкальном материале переход от ситуации полистилистики к новому полифоническому мышлению, открывающему пути к переосмыслению всех ранее существующих взаимосвязей, требуя диффузности, возможности стилевых и жанровых модуляций, диалогического переосмысления и стиля, и жанра;
• Освоение фортепианной музыки XX века дает новое понимание эвристики и канона как единения истории и современности в синтезе "своего" и "чужого" слова, в поиске равновесия в антитезе, в отказе от полярности и переходу к принципу дополнительности;
• Изучение фортепианной музыки XX века позволяет войти в новый "звуковой образ" фортепиано, содержащий множественность авторских миров как естественное проявление свободного творческого акта;
• В процессе освоения фортепианной музыки XX века разрешаются проблемы музыкальной герменевтики, создается возможность осознания новых "музыкальных языков", отрабатываются навыки жанрово-стилевого и интонационно-стилевого анализа, включается механизм арочно-ассоциативных связей.
В процессе освоения фортепианной музыки XX века наблюдается формирование новой системы ценностей, отвечающей нынешней социокультурной ситуации и базирующейся на новом понимании взаимосвязи истории и современности, обращенной к поиску культурного диалога и "диалогической истиныоснованной на концепции синтетически-диалогической парадигмы, новом понимании времени, пространства, движения, ориентированной на поиск равновесия в антитезе, на отказ от бинарной оппозиции во имя торжества принципа дополнительности. Именно через обращение к современной фортепианной музыке происходил процесс формирования новой системы ценностей, открывающей путь в будущее. Две проблемы предстали в некоем единстве: освоение современной музыки невозможно без формирования новой системы ценностных ориентаций, но и формирование новой системы ценностей в музыке невозможно без освоения современной музыки. Таким образом, возникает понимание того, что формирование новой системы ценностных ориентаций базируется на осознании процессов, произошедших и происходящих сегодня в современной музыкальной культуре.
В процессе освоения фортепианной музыки XX века были рассмотрены философские аспекты музыкального бытия, диктующего свою собственную "норму-ценность" (А. Лосев), представляющую внутренний регулятор музыкальной жизни и отвечающую принципу "музыкоцентризма" (М. Ройтерштейн), на котором построено данное исследование. В процессе освоения музыки XX века подтвердились идеи Б. Асафьева и А. Лосева о вечном становлении музыки, что позволило присоединиться к выводам А. Лосева, устанавливающим принципиально-ценностные параметры формирования музыкального суждения:
• музыка есть "живая система", находящаяся в постоянном становлении;
• музыкальное суждение должно происходить именно в этой системе, соотносясь с живым организмом музыкального произведения;
• норма в музыке не есть некий застывший свод правил, а нечто непрестанно становящееся.
В процессе освоения фортепианной музыки XX века были отработаны механизмы ориентации, включающий поисковую активность, несущую в себе эстетику творческого поиска, направленного на постижение как музыкального текста, так и контекста сочинения.
Творческому поиску сопутствовал свободный выбор, помогающий вырабатывать критерии ценностного суждения, некий "кодекс соответствия" постигаемому носителю ценности. Свободный выбор стал одним из рычагов самореализации, определяя новое понимание свободы как возможности максимально полной реализации творческого потенциала личности.
В процессе освоения фортепианной музыки XX века студентами педагогических ВУЗов,* была теоретически разработана и воплощена в четырех видах музыкально-педагогической деятельности методика формирования системы ценностных ориентаций, направленная на целостное постижение музыкального пространства и способствующая максимальной оптимизации музыкального процесса. Во время проведения контрольно-констатирующего й педагогически-формирующего этапов экспериментального исследования, а также проверочно-дублирующего эксперимента выявлены основные проблемы и противоречия, связанные с доминированием нормативного или ценностного сознания, изучены механизмы формирования ориентации, разработана методика диагностики уровней сформированности ценностного сознания, построена целостная модель многоуровневого поэтапного восхождения личности к музыкальным ценностям.
В процессе экспериментального исследования формирования системы ценностных ориентаций, основанном на принципе "музыкоцентризма", когда восхождение к музыкальным ценностям есть одновременно и проникновение в глубинную сущность музыкального пространства, была определена основная концепция формирования системы ценностей как эволюционно-синергетического процесса, направленного на создание синтетически-диалогической парадигмы. Изучение формирования системы ценностных ориентаций на примере освоения фортепианной музыки XX века позволило не только определить сущность, структуру и динамику этого процесса, но и выявить новые аспекты "ценностного взаимодействия" как между носителем ценности — музыкальным сочинением и воспринимающим его субъектом, так и между педагогом и студентом как коллективным субъектом познания. Была выявлена роль педагога-музыканта как медиума в бинарности: музыкальное произведение — исполнитель, или музыкальное произведение — слушатель, при которой педагог-музыкант находит оптимальные средства для осуществления со своим учеником постоянного, целенаправленного и "целетворящего" творческого поиска. Созданная в процессе освоения фортепианной музыки XX века атмосфера творческого поиска, позволяющая с помощью арочно-ассоциативных связей, жанрово-стилевого, интонационно-стилевого, исполнительского и педагогического анализа проявляться постоянному возвышению музыкальных потребностей личности и одновременно постоянному росту возможностей личностно-ценностного освоения музыкального пространства, явилась ценностной доминантой самого музыкально-педагогического процесса, обеспечивая его успешность.
Ценностное взаимодействие, осуществленное в процессе проведения данного исследования, позволило в практической музыкально-педагогической деятельности отказаться от традиционной дихотомии: учитель-ученик во имя создания цепи ценностного взаимодействия через совместное сопереживание на психологическом уровне и соединение в сотворческом акте на мировоззренческом уровне. Такой принцип ценностного взаимодействия позволил создать новую многоступенчатую цепь плодотворного обмена ценностями: композитор — музыкальное сочинение — педагог-музыкант — ученик (студент) — музыкант (исполнитель или слушатель) — сопереживание — сотворчество — синтетически-диалогическая парадигма. Взаимообогащающий процесс ценностного взаимодействия позволил достичь поставленной цели: целостного постижения музыкального пространства, открывая путь к постоянному развитию и совершенствованию самой личности как способу существования в мире музыкальных ценностей.
Мысль Г. Свиридова о том, что сохранение культуры человечества равно зависит как от творцов — носителей художественных ценностей,так и от личностно-ценностного постижения этих ценностей в глубинном ценностном взаимодействии позволяет утверждать необходимость создания синтетически-диалогической парадигмы, обеспечивающей широкий спектр взаимодействия, сопряжения, соприкосновения разных культур, прошлого и настоящего в их взаимообратимости и устремленности в будущее. Изучение формирования системы ценностных ориентаций в процессе освоения фортепианной музыки XX века студентами педагогических ВУЗов позволило осознать кардинальный переход от культуры монологической к культуре диалогичной и определить, что "по природе своей художественная деятельность человека, что стало очевидным в нашу" эпоху — эпоху универсального утверждения принципов диалога в культуре есть выражение. идеи диалога как высшей формы межсубъектного отношения" (99, 543), опирающейся на открытый Н. Бором принцип "дополнительности".
Именно данный принцип и был положен в основу разработанной методики освоения различных музыкальных пластов в их синтетическом взаимодействии, во взаимосвязях единичного и Единого. Изучение процесса формирования ценностного сознания во имя обеспечения максимального ценностного взаимодействия в музыкально-педагогическом процессе было продиктовано той же целью, которую сформулировал М. Каган как "формирование у тех, кому предстоит в третьем тысячелетии решать судьбы человечества" необходимости верного понимания "той роли, которую способны играть высокий эстетический потенциал деятельности людей и искусство, служащее прорастанию из нынешнего хаоса грядущей гармонии бытия" (99, 535). Такое понимание полностью отвечает призыву Г. Свиридова, обеспечивая вечную жизнь культуры, ее преобразующую сущность, гуманную направленность в эволюционно-синергетическом потоке саморазвития. Осознание диалогичности в музыкально-педагогическом процессе ведет к осознанию диалогичности всей культуры, способствуя поиску диалога в социальной жизни, формируя новый социокультурный фон жизни личности. Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом процессе становится одним из важнейших компонентов ориентации личности в современном социокультурном пространстве.
203
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Щербакова, Анна Иосифовна, Москва
1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. — С.-П.: Изд-во Алетейя, 1998. - 505 с.
2. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М.: Прометей, 1990. — 186 с.
3. Абдуллин Э. Б. Методология музыкально-педагогического образования.//Программы по спец. 03.07.00. — М.: МПГУ, 1997. — С. 124.
4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 334 с.
5. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1978. 271 с.
6. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. — М.: Сов. композитор, 1988. — 236 с.
7. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, НПО "МОДЭК", 1998. — 352 с.
8. Альманах музыкальной психологии 99. /HOMO MUSICUS/. Ред.-сост. М. С. Старчеус— М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 1999. — 180 с.
9. Альманах музыкальной психологии 95. /HOMO MUSICUS/. Ред.-сост. М. С. Старчеус— М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 1995. — 176 с.
10. Ю.Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 494 с.
11. П.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. — Т. 1. — Сост.: В. П. Лисенкова. Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
12. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988. — 253 -с.
13. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1986. — 224 с.
14. Антология гуманной педагогики. Сост. Глейзер Г. Д. — М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997.— 222 с.
15. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика.//Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974. — С. 90 — 128.
16. Арановский М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений.//Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 252-271.
17. Аристотель. Поэтика. — М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — С. 645-680.
18. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. — М.: Изд-во МГУ, 1980, 127 с.
19. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — M.-J1.: Музыка, Ленингр. отд. , 1965. — 151 с.
20. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1963. — 376 с.
21. Асафьев Б. В. О музыке XX века. — Л.: Музыка, 1982. — 197 с.
22. Ахматова А. А. Тайны ремесла. — М.: Сов. Россия, 1986. — 141 с.
23. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М: Просвещение, 1982. — 192 с.
24. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. — М.: Наука, 1969. С. 15.
25. Бандура А. О композиционном процессе Скрябина.//Процессы музыкального творчества. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — С. 112-132.
26. Баренбойм Л. А. Путь к музыцированию. Исследование. Изд. 2-ое, доп. — Л.: Сов. композитор, 1979. — 352 с.
27. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1974. — 336 с.
28. Барток Б. Избранные письма. Сост., вст. статья Е. Чигаревой. Пер. с венг. и примеч. Н. Пискуновой, с нем. — В. Пеппер, с англ. — М. Макуренковой. — М.: Сов. композитор, 1988. — 288 е., ил.
29. Басин Е. Я. Семантическая философия искусства /критический анализ/. — М.: ИФРАН., 1998. — 192 с.
30. Бахтин М. М. и гуманитарное мышление на пороге XXI века.//Материалы научно-практической конференции. В 2-х частях. — Саранск: Изд-во Мор. ГУ, 1995. Ч. I. - 242 е., Ч. II - 239 с.
31. Бахтин М. М. Философия поступка. В кн.: Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. — М.: Наука. — С. 80-160.
32. Бахтин М. М. Формы времени и хронотипы в романе: Очерки по исторической поэтике.//Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — 407 с.
33. Белый А. Петербург.//Собр. соч. Роман в восьми главах с прологом и эпилогом. — М.: Изд-во Республика, 1994. — 464 с.
34. Бергсон А. Творческая эволюция. — М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. 384 с.
35. Бердяев Н. А. Смысл творчества философия свободы. — М.: Правда, 1989. 607 с.
36. Бердяев Н. А. Человек. Микрокосм и Макрокосм.//Феномен человека: Антология. — М.: Высш. школа, 1993. — С. 28-58.
37. Бернс Р. Развитие "я-концепции" и ее воспитание. — М.: Прогресс, 1986. 422 с.
38. Библер В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога. — М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
39. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. — М.: Знание, 1981. — 64 с.
40. Бобринская Е. А. Концептуализм. Новое искусство. XX век. — М.: Галарт, 1994. 216 с.
41. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. Перевод и вст. статья А. Майкапара.— М.: музыка, 1993. — 389 с.
42. Боэций Утешение философией: Трактат. Перевод В. И. Уколовой И М. Н. Цейтлина.//Утешение философией и другие трактаты. — М.: Наука, 1990. С. 190-290.
43. Браудо И. Артикуляция /о произношении истории/. — Л.: Музыка,. Ленингр. отд., 1973. — 197 с.
44. Бродский И. А. — Стихотворения. Сост. Я. Гордин. — Таллинн: Александра, 1991; Esti Raamat, 1991. — 256 с.
45. Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. — М.: Всесоюз. изд. Сов. композ.,' 1976. 645 с.
46. Буш Ф. Из жизни музыканта. — Л.: Музыка, 1983. — 182 с.
47. Вальтер Б. Тема с вариациями. Воспоминания и размышления. Сост., редакция перевода и послесловие Г. Эдельмана. — М.: Музыка, 1969. — 362 с.
48. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм: исторические очерки.//Вопросы истории, теории, методики. — М.: Музыка, 1988. — 80 с.
49. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
50. Вейнингер О. Последние слова. — Минск: Попурри, 1997. — 194 с.
51. Вернадский В. И. О Науке. — Дубна: Изд. центр Феникс, 1997. — 572 с.
52. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 143 с.
53. Волков А. И. Замысел как целенаправляющий фактор творческого процесса композитора.//Процессы музыкального творчества. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — С. 37-55.
54. Воспоминания о Софроницком.//Сб. статей. Сост., ред., коммент. и вст. статья Я. .И. Милылтейна. — М.: Всесоюз. изд-во Сов. Композ., 1970. 494 с.
55. Выготский Л.,С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
56. Гаккель Л. Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю.//СтатьИ, рецензии. — Л.: Всесоюз. изд. Сов. композитор, Ленингр. отд., 1988. — 167 с.
57. Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка XX века.//Очерки. — Л.: Всесоюз. изд. Сов. композитор, Ленингр. отд., 1990. — 287 с.
58. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира. — М.: Радуга, 1986. 478 с.
59. Гамаюнов М. М. К учению А. Ф. Лосева о музыке как "жизни чисел ".//Лосев А. Ф. и культура XX века: Лосевские чтения; сост. Ю. Ф. Панасенко. — М.: Наука, 1991. — С. 102-106.
60. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1. Отв. ред. А. В. Гулыга. Пер. с нем. М. И. Левиной. — М.: Мысль, 1976. — 532 с.
61. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века. Встреча двух эпох. — М.: Музыка, 1994. — 125 с.
62. Гессе Г. Паломничество в страну Востока. Игра в бисер. Рассказы. — М.: Радуга, 1984. 587 с.
63. Гинзбург Г. Статьи, воспоминания, материалы. Сост. М. Яковлев. — М.: Сов. композ., 1984. — 288 с.
64. Гольденвейзер А. Б. Статьи, материалы, воспоминания. Сост. и общ. ред. Д. Д. Благого. — М.: Сов. композитор, 1969. — 488 с.
65. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М.: Госуд муз изд., 1961. — 223 с.
66. Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. — М.: Сов. композитор, 1989. — 208 с.
67. Гумилев Н. С. Драматические произведения. Переводы. Статьи. — Л.: Искусство, 1990. — 404 е., портр.
68. Гуревич П. С. Культурология. — М.: Изд-во Знание, 1998. — 286 с.
69. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. — 357 с.
70. Дебюсси и музыка XX века. Л.: Музыка, 1983. — 245 с.
71. Дельсон В. Ю. Святослав Рихтер. — М.: Гос. муз. изд-во, 1961. — 122
72. Денисов Э. Об оркестровке Д. Шостаковича.//Дмитрий Шостакович. Сост. Г. Ш. Орджоникидзе. — М.: Всесоюз. изд. Сов. композ., 1967. — С. 439-498.
73. Джойс Д. Улисс: Роман. Пер. с англ. В. Хинкиса, С. Хоружего. — М.'. Республика, 1993. — 671 с.
74. Диль Г. Пикассо.//Серия: Картинная галерея, 1995. — М.: Изд-во SLOVO, 1995. 95 с.
75. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — М.: Наука, 1977. — 334 с.
76. Дроздецкая Н. К. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни. — М: Российская академия музыки им. Гнесиных. Изд-во Петит, 1993. С. 75-111.
77. Друскин М. С. О западноевропейской музыке XX века. М.: Всесоюз. изд. Сов. композитор, 1973. — 269 с.
78. Екимовский В. Оливье Мессиан. Предисловие Р. К. Щедрина. — М.: Сов. композитор, 1987. — С. 68-77.
79. Еремеев В. Е. Чертеж антропокосмоса. — М.: АСМ, 1993. — 381 с.
80. Житомирский Д. В. К изучению западноевропейской музыки XX века.//Современное западное искусство. — М.: Наука, 1971. — С. 195247.
81. Зотова О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения.//Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. — С. 241.
82. Ивашкин А. В. Кшиштов Пецдерецкий: Монографический очерк. — М.: Сов. композитор, 1983. — 126 с.
83. Ивашкин А. И., Хитрук А. Ф. В поисках традиций. О фортепианной музыке США XX века.//Вступительная статья. Сб.: Пьесы американских композиторов XX века /для фортепиано/. Сост. А. Ф. Хитрук.— М.: Музыка, 1991. С. 2-6.
84. Иззард К. Е. Эмоции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 427 с.
85. Интерпретация культуры.//Антология исследования культуры. Т. 1. — С.-П.: Универс. книга, 1997. — 723 с.
86. Йордановский В. Б. Хаос и гармония. — М.: Наука, 1982. — 343 с.
87. Искусство XX века. 1901-1945.//Малая история искусств. Сост. В. М. Полевой. — М.: Искусство, 1991. — 303 с.
88. Кабалевский Д. Б. Прекрасное побуждает доброе. — М.: Педагогика, 1973. 336 с.
89. Каган М. С. Музыка в мире искусств. — С.-П.: ТОО ТК Петрополис,1995. 235.
90. Каган М. С. Философия культуры. — С.-П.: ТОО ТК Петрополис,1996. 416 с.
91. Каган М. С. Философская теория ценности. — С.-П.: ТОО ТК Петрополис, 1997. — 205 с.
92. Каган М. С. Эстетика как философская наука.//Университетский курс лекций. — С.-П.: ТОО ТК Петрополис, 1997. — 543 с.
93. Камю А. Миф о Сизифе. Бунтующий человек. — Минск: Попурри, 1998. 543 с.
94. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — Д.: Фонд ленинградская галерея, 1990. — 66 с.
95. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем. В. С. Соловьева. — М.: Изд. группа Прогресс — VIA, 1993. — 240 с.
96. Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. — С.-П.: Изд-во Лань, 1997. — 512 с.
97. Ю4.Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. — М.: Notabene, 1988. 536 с.
98. Ю5.Каузова А. Г. Развитие полифонического слуха учащегося-пианиста в процессе работы над современным репертуаром — М.: Изд-во МПГУ, 1997. 62 с.
99. Кафка Ф. Реальность абсурда. — Симферополь: реноме, 1998. — 423 с.
100. Ю7.Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. — М.: Музыка, 1973. — 470 с.
101. Кирьякова А. В. Ориентация личности в мире ценности. — Оренбург, Изд-во Ор. ГУ, 1996. 188 с.
102. Ю9.Киященко Н. И Культурный плюрализм и современное гуманитарное образование./Дезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции работников образования. — Ч. 1. — М., 1994. — С. 14-16.
103. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза: Научно-методич. центр Пензенского гор. отд. обр., 1994. — 344 с.
104. Кон И. С. Открытие "Я". — М.: Политиздат, 1984. 367 с. Пб.Конен В. Д. Рождение джаза. — М.: Всесоюз. изд Сов. композитор, 1984. - 310 с.
105. Конрад Н. И. Запад и восток: Статьи. — М.: Наука, 1966. — 519 с.
106. Корто А. О фортепианном искусстве: статьи, материалы, документы. Сост., перевод, редакция текста, вех. статья и коммент. К. X. Аджемова.- М.: Музыка, 1965. — 363 с.
107. Кременштейн Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза. — М.: Музыка, 1984,- 89 с.
108. Кремлев Ю. А. Клод Дебюсси. — М.: Музыка, 1965. — 792 с.
109. Кремлев Ю. А. Очерки по эстетике музыки. 2-е изд., доп. — М.: Сов. композитор, 1972. — 272 с.
110. Креник Э. Исследование о 12-тоновом контрапункте. — Киев: Kostitsyn, 1993. — 46 с.
111. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 114 с.
112. Кукарин А., Бодджиев Г., Шнеерсон Г., Чегодаев А. Кино, театр, музыка, живопись в США. — М.: Знание, 1964. — 345 с.
113. Куликова И. С. Сюрреализм в искусстве. — М.: Изд-во Райт, 1995.- 176 с.
114. Панофский Э. Ренессанс и "Ренессансы" в искусстве Запада. — М.: Искусство, 1998. — 362 с.
115. Куницкая Р. Французские композиторы XX века. — М.: Сов. композитор, 1990. — 207 с.
116. Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. — Смоленск: ТЦ Сфера, 1996.— 388 с.
117. Лайнсдорф Э. В защиту композитора.//Альфа и омега искусства интерпретации. — М.: Музыка, 1988. — 302 с.
118. Ландовска В. О музыке. — М.: Радуга, 1991. — 437 с.
119. Лапшин И. Заветные думы Скрябина. — П.: Центр, коопер. издат. Мысль, 1922. — 39 с.
120. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
121. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
122. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. — М.: Фигароцентр, 1998. 133 с.
123. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года.//Том первый по XVIII век. Том второй XVIII век. — М.: Музыка, 1982./М.: Музыка, 1983. Т. 1. - 695 е., Т. 2. - 668 с.
124. Лихачев Д. С. Экология духа человеческого.//Сов. культура. — 1989, 23 марта. — С. 6.
125. Личностъ в XX столетии. Анализ буржуазных теорий://Сб. статей под ред. М. Б. Митина. — М.: Мысль, 1979. — 260 с.
126. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. — М.: Музыка, 1994. — 320 е., нот.
127. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность.
128. М.: Сов. Композитор, 1990. — 221 с.
129. Лонг М. За роялем с Дебюсси. — М.: Всесоюз. изд. Сов. композитор, 1985. 156 с.
130. Л осев А. Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. Сост. Ю. Ф. Панасенко. — М.: Наука, 1991. — 219 с.
131. Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки.//Философия. Мифология, культура. — М.: Политиздат, 1991. — С. 315-335.
132. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. — М.: Изд-во Мысль, 1995.944 с.
133. Лосский И. О. История русской философии. — М.: Сов. писатель, 1991. 487 с.
134. Лотман Ю. П. О поэтах и поэзии.//Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. — С.-П.: Искусство — СПб, 1996. — 848 с.
135. Лотмановский сборник. Ред.-сост. Е. В. Пермяков. — М.: Изд-во ИЦ1. Гарант, 1995. 733 с.
136. Лук А. Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982. — 175 с. •148.Лютославский В. Статьи. Беседы. Воспоминания.//Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. — М.: Тантра, 1995. — 205 с.
137. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. Изд 2-е, дополненное.— М-'. Сов. композитор, 1991. — 376 с.
138. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки: Теоретич. очерк. 2-е изд.— М.: Музыка, 1991. — 80 с.
139. Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. Сборник. Сост. Р. Дубровкин. — М.: А/О Изд. Радуга, 1995. — На франц. яз. с параллельным русским текстом. — 568 с.
140. Мальцев С. М. Семантика музыкального знака. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. — Л.: Лен. гос. коне. им. Н. А. Римского-Корсакова, 1980. — 23 с.
141. Малюков А. Н. Теоретические основы формирования художественной культуры подростков. — М.: Прометей, 1993. — 137 с.
142. Малюков А. Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству.//Автореф. дисс.доктора пед. наук. — М., МПГУ, 1996. — 39 с.
143. Мандельштам О. Э. Об искусстве. — М.: Искусство, 1995. — 414 с.
144. Мандельштам О. Э. Отклик неба. — Алма-Ата: Жазуши, 1989. — 289 с.
145. Машковский И. И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. — М.: Знание, 1976. — 63 с.
146. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М.: Композ., 1993. 266 с.
147. Медушевский В. В. Человек в зеркале интонационной формы.//Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия: Вып 1, Ч. 2. — М.: Прометей, 1991. С. 19-34.
148. Мень А. Истоки религии.//История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 3. — М.: СП Слово, 1991. — 287 с.
149. Мережковский Д. С.-В тихом омуте.//Статьи и исследования разных лет. — М.: Сов. писатель, 1991. — 246 с.
150. Меркулов А. Фортепианные циклы Шумана /вопросы целостности композиции и интерпретации/. — М.: Музыка, 1991. — 350 с.
151. Мессиан О. О цвете и звуке.//Альманах музыкальной психологии. — М.: 1994. С. 76-90.
152. Мессиан О. Техника моего музыкального языка. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995. — 124 с.
153. Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. — М.: Гос. муз. изд., 1963. — 91 с.
154. Метнер Н. К. Статьи. Материалы. Воспоминания. Сост.-ред. 3. А. Апетян. — М.: Всесоюз. изд. Сов. композитор, 1981. — 350 с.
155. Методы изучения старинной музыки.//Сборник науч. трудов. — М.: Моск. гос. коне. им. П. И. Чайковского, 1990. — 208 с. 1.68.Милыитейн Я. И. Статьи. Воспоминания. Материалы. Ред. В. В. Протопопова. — М.: Сов композитор, 1990. — 286 с.
156. Миронова М. П. Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема /в условиях музыкально-теоретического обучения студентов педагогического Вуза/. Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М.: Изд-во МПГУ, 1998. — 18 с.
157. Михайлов С. Стиль в музыке. — JL: Музыка, Ленингр. отд., 1981. — 262 с.
158. Монтень М. Опыты.//Книги I, II, III. — С.-П.: Кристалл, Респекс, 1998. Кн.1 и кн. II /Т. 1/ - 953 е., кн. III /Т. 2/ - 702 с.
159. Морозов С. Бах. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 254 с.
160. Музыка XX века.//Очерки. Отв. редактор Б. М. Ярустовский. — М.: Музыка, 1987. — 347 с.
161. Мюнш Ш. Я дирижер. — М.: Музыка, 1965. — 84 с.
162. Набоков В. Дар. — Ярославль: Верхне-Волжское книж. изд., 1991. — 319 с.
163. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982. 319 с.
164. Назайкинский Е. В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения.//Музыкальное искусство и наука. — вып. 3.- М.: Музыка, 1978. С. 3-12.
165. Насыпная Г. А. Духовно-нравственное совершенствование личности музыканта в творчестве Т. Манна и Г. Гессе. — М.: ТОО ЛЮКС-APT, 1996. 109 с.
166. Неизвестный Э. Об искусстве, литературе и философии.//Кентавр: Неизвестный Э. об искусстве, литературе и философии. — М.: Прогресс, 1992. 239 с.
167. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. — М.: Гос. муз. изд-во, 1961. — 318 с.
168. Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники.//Избранные статьи. Письма к родителям. Сост. Я. И. Мильштейн 2-е изд., исп. и доп. М.: Сов. композитор, 1983. — 526 с.
169. Нестьев И. В. Бела Барток. М.: Музыка, 1969. — 800 с.
170. Неф К. История западноевропейской музыки. — М.: Музгиз, 1938.- 304 с.
171. Николаев Л. В. Статьи и воспоминания современников. Письма. — Л.: Сов. композитор, Ленюпр. отд., 1979. — 328 с.
172. Николасва Е. В. История отечественного музыкального образования /с древнейших времен до начала XX столетия/.//Программы по спец 13.00.07. М.: Изд-во МПГУ, 1997. - С. 55-104.
173. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров или как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во всенравственном смысле. Утренняя заря или мысль о моральных предрассудках. — Минск: Попурри, 1997. — 511 с.
174. Падалка Г. Интуиция в системе музыкально-педагогических воздействий и возможности ее развития.//Методологические проблемы музыкальной педагогики. — М., 1991. — С. 42-44.
175. Парцилис С. Э., Либин А. В. Психология Вашего сознания. — М.: Мысль, 1991. 218 с.
176. Пастернак Б. Воздушные пути.//Проза разных лет. — М.: Сов. писатель, 1983. — 494 с.
177. Перевозский Т. А. О едином понимании естественного языка и языка музыкальных текстов с позиции вероятностной модели смыслов. // Налимов В. В. Спонтанность сознания. — М.: Прометей, 1989. — С. 262-265.
178. Перельман Н. Е В классе рояля: Короткие рассуждения. 3-е изд., доп. — Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1981. — 96 с.
179. Перфильева И. А. О становлении новой мировоззренческой парадигмы образования.//Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Материалы IV Международной научно-практической конференции. — М.: МПГУ, 1998. — С. 10-12.
180. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.
181. Полифоническая музыка. Вопросы анализа. //Сб. трудов. Вып. 75. — М.: Муз. пед. инст. им. Гнесиных, 1984. — 172 с.
182. Пономарев Я. И. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
183. Пригожин И., Стенгерс Н. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
184. Приходько В. И. Музыкальная фактура и исполнитель. — Харьков: Фолио, 1997. 206 с.
185. Прокофьев С. С. Автобиография.//Вст. статья Д. Б. Кабалевского. Изд. 2-е, дополненное. — М.: Всесоюз. изд. Сов. композ., 1982. — 600 с.
186. Прокофьев С. С. Материалы. Документы. Воспоминания. — М.: Гос. муз. изд-во, 1961. —178 с. .
187. Протопопов Вл. Из истории форм инструментальной музыки XVI-XVIII веков.//Хрестоматия. — М.: Музыка, 1980. — 237 с.
188. Пруст М. По направлению к Свану .//В поисках утраченного времени. — М.: Республика, 1992. — 367 с.
189. Психология формирования и развития личности. Под ред. JI. И. Анцыферовой. — М.: Наука, 1981. — 364 с.
190. Рабей Вл. Георг Филипп Телеман. — М.: Музыка, 1974. — 63 с
191. Ражников В. Г, Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: Музыка, 1989. 141 с.
192. Рапацкая JI. А. Русская художественная культура: Учебное пособие.
193. М.: Гуманит. изд. центр ВЛДДОС, 1998. — 608 с: ил.2Ю.Раппопорт С. X. Искусство и эмоции. — 2-е изд. доп., М.: Музыка,1972. 165 с.
194. Рахманинов С. В. Письма. Редакция, вст. статья и коммент. 3. Апетян. — М.: Гос. муз. изд-во, 1955. — 603 с.
195. Риккерт Г. Философия жизни. Предисловие А. Юдина.— Киев, "Ника-центр", "Висг-С", 1998.
196. Ройтерштейн М. И. О двух критериях оценки мировоззрения педагога-музыканта.//Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Материалы IV Международной научно-практической конференции. — М.: МПГУ, 1998. — С. 20-21.
197. Рорти Р. Философия и зеркало природы. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета, 1997. — 320 с.
198. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика,1973. 432 с.
199. Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин. — М.: Музыка, 1989.447 е.: ил.: нот.: портр.
200. Рувинский JT. И. Нравственное воспитание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981. 184 с.
201. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аргав, 1997. — 381 с.
202. Русская книга о Бахе.//Сб. статей. Ред.-сост. Т. Н. Ливанова и В. В. Протопопов. — М.: Музыка, 1985. — 365 е., порт., ил.,схем., нот.
203. Рыбакова Н. В. Моральные отношения и их структура. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 120 с.
204. Савенков С. И. Сергей Иванович Танеев: — М.: Радуга, 1992. — 254.
205. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. — М.-Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1964. — 187 с.
206. Сарабьянов Д., Шатских А Казимир Малевич.//Живопись. Теория.- М.: Искусство, 1993. — 413 с.
207. Северянин И. Стихотворения и поэмы /1918-1941/. — М.: Современник, 1990. — 492 с.
208. Секреты фортепианного мастерства. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов. Сост. Н. Енукидзе, В. Есаков. — М.: Классика- XXI век, 1988. 146 с.
209. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М.: Наука, 1970. 141 с.
210. Синий всадник. Под редакцией В. Кандинского и Ф. Марка. Перевод, комментарии и статьи 3. В. Пышновой. — М.: Изобр. искусство, 1996. — 192 е.: ил.
211. Скудина Г. Орфей из Кремоны Клаудио Монтеверди. — М.: музыка, 1974. 196 с.
212. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки. — М.: Музыка, 1990.- 318 с.
213. Смирнова М. Артур Шнабель. — Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1979. — 96 с.
214. Соколов А. С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. — М.: Музыка, 1992. — 230 е., нот.
215. Соловьев Вл. Избранное., — М.: Сов. Россия, 1990. — 469 с.
216. Станиславский К С. Работа актера над собой. — М.: Изд-во Худ. лит., 1938. 203 с.
217. Старобинский С. Л. Профессиограмма педагога как проекция мировоззрения. .//Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Материалы IV Международной научно-практической конференции. — М.: МПГУ, 1998. — С. 55-56.
218. Стасов В. В. Избранные сочинения. Живопись. Скульптура. Музыка.//Собр. соч. в 3-х т. — М., Гос. изд. Искусство, 1952.'— Т. 1. — 732 е., Т. 2. 772 е., Т. 3. - 886 с.
219. Степанов Ю. С., Проскурин С. Г. Константы мировой культуры. — М.: Наука, 1993. 158 с.
220. Стравинский И. Ф. Статьи. Воспоминания. Ред.-сост. Г. С. Алфеевская, И. Я. Вершинина. — М.: Всесоюз. изд. Сов. композитор, 1985. 375 с.
221. Супонсва Г. И. Проблемы нотации в музыке XX века. — М: Российская академия музыки им. Гнесиных. Изд-во Петит, 1993.— С. 571.
222. Суслова Н. В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М.: Изд-во МПГУ, 1997. 31 с.
223. Сысоева Е. В. Симфонии А. Онеггера. — М.: Музыка, 1975. — 239 с.
224. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности. /На материале музыкального восприятия/. — М.: Наука, 1979. — 191 с.
225. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.: педагогика, 1988. — 173 с.
226. Творчество Пауля Хиндемита. Элементы стиля Хиндемита. Фортепиано в творчестве Хиндемита.//Новая музыка. Сб. Ленинградской Ассоциации Современной Музыки под редакцией Игоря Глебова и С. Гинзбурга. Год второй. Выпуск 2. — Л.: Тритон, 1927. — 601. С.
227. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 335 с. '
228. Терентьев Д. Г. Взаимовлияние музыкального синтаксиса и семантики /на материале европейской профессиональной музыки XVII-XX вв./. Автореф. дис. . канд. искусств. — Киев, Б. и., 1984. — 23 с.
229. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. — М.: Всесоюз. изд. Сов. композ., 1984. — 128 с.
230. Торопова А. В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. /К началам музыкально-психологической антропологии/. — М.: Изд-во Прометей МПГУ, 1997. — 106 с.
231. Тряпицына А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. — Д.: Изд-во МГУ, 1989. — 91 с.
232. Тугаринов В. П. Философия сознания. — М.: Мысль, 1971. — 199 с.
233. Уайтхед А. Избранные работы по философии, ггер. с англ. Сост. И, Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. статья М. А. Кисселя. — М.: Прогресс, 1990. 718 с.
234. Фарбштейн А. А. Музыка как философское откровение. /К проблематике ранних работ А. Ф. Лосева по философии музыки/.//Лосев А. Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. Сост. Ю. Ф. Панасенко. — М.: Наука, 1991. — С. 83-95.
235. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. Вст. Статья В. Натансона. — М.: Музыка, 1965. — 516 с.
236. Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века.//Очерки. — Л.: Музыка, 1983. — 231 с.
237. Философски-психологические предположения школы диалога культур. — М.: РОССПЕН, 1998. — 213 с.
238. Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателя к пониманию. — М.: Тетра, 1993. — 117 с.
239. Флиер Я. Статьи. Воспоминания. Интервью. Сост. Е. Б. Долинская, М. М. Яковлев. Общ. ред. М. М. Яковлева. — М.: Всесоюз. изд-во Сов. композ., 1983. — 272 с. .
240. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. — М.: Правда, 1990. Т. 1. - 490 е., Т. 2. - 446 с.
241. Форкель И. Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастиана Баха. — М.: Музыка, 1987. — 110 с.
242. Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М.: Изд-во Республика, 1995. 396 с.
243. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990. — 272 с.
244. Хайдеггер М. Искусство и пространство.//Самоосознание европейской культуры XX века. — М.: 1991. — С. 95-99.
245. Хентова С. М. Лев Оборин. — М.: Музыка, 1964. — 203 с.
246. Хентова С. М. Эмиль Гилельс. — М.: Гос. муз. изд-во, 1959. — 183 с.
247. Холопов Ю. Н. А. Ф. Лосев и советская музыкальная наука.//Лосев А. Ф. и культура XX века: Лосевские чтения. Сост. Ю. Ф. Панасенко. — М.: наука, 1991. С. 95-102.
248. Холопов Ю. Н. Н. Рославец: волнующая страница русской музыки.//Вст. статья. Сочинения для фортепиано. Редактор-составитель Н. Копчевский.— М.: Музыка, 1989. — С. 5-12.
249. Холопов Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия.//Вопросы философии. № 4. — М., 1993. — С. 108-109.
250. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. — М.: Научно-творческий центр Консерватория, 1994. — 258 с.
251. Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Антон Веберн. Жизнь и творчество. — М.: Всесоюз. изд. Сов. композитор., 1984. — 316 с.
252. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. — М.: Сов. комп., 1990. — 346 с.
253. Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. — М.: Всесоюз. изд-во Сов. композитор, 1970. — 558 с.
254. Цуккерман В. А. Целостный анализ музыкальных произведений и их методика.//Интонация и музыкальный образ. — М.: Музыка, 1965. — С. 264-320.
255. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн. 1. — М.: Сов. композитор» 1988. —384с.
256. Цынин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. Пособие для учащихся. — М.: Интерпракс, 1994. — 384 с.
257. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры.//Программа. Обновление гуманитарного образования в России. — Долгопрудный: Аллегро пресс, 1994. — В. 1. — 215 е., В. 2. — 173 с.
258. Шагал М. Моя жизнь. Пер. с франц Н. С. Малевич. Послесловие, коммент. Н. В. Апчинской. М.: Изд-во ЭЛЛИС ЛАК, 1994. — 208 с.
259. Шварцман К. А. Философия и воспитание. — М.: Политиздат, 1989. 208 с.
260. Швебель В. Взгляды и суждения. — М.: Республика, 1995. — 352 с.
261. Швейцер А. Культура и этика. — М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
262. Шеллинг Ф. В. Й. Об отношении изобразительных искусств к природе. К истории новой философии /Мюнхенские лекции/.//Соч. в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1989. — С, 52-85, С. 375-386.
263. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. Авт. предисловия Н. Б. Иванов. — Л.: Изд-во Ленингр. университета, 1991. — 216 с.
264. Шлегель. Ф. Эстетика. Философия. Критика.//Собр. соч. в 2-х т. — М.: Искусство, 1983. — Т. 1.— 479 е., Т. 2. — 447 с.
265. Шнитке А. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д. Д. Шостаковича.//Дмитрий Шостакович. Сост. Г. Ш. Орджоникидзе. — М.: Всесоюз. изд. Сов. композ., 1967. — С. 499-532.
266. Шопенгауер А. Афоризмы и максимы. — М.: Эксмо-пресс, Харьков: Фолио, 1998. 734 с.
267. Фортепиано XX века: новые горизонты педагогической мысли.//Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сборник научных трудов/Сост. А. Н. Малюков. — М., МПГУ, 1998. С. 4-9.
268. Аксиология в музыкально-педагогическом образовании: концепция ориентации личности в мире "музыкальных ценностсй.//Мстодологиямузыкального образования: проблемы, направления, концепции. — М., МПГУ, 1999. С. 38-45.
269. Эмери У. Орнаментика Баха. Перевод с англ. и вст. статья А-Майкапара. — М.: Музыка, 1996. — 159 с.
270. Юм Сочинения в двух томах. — М.: Мысль, 1996. — Т. 1. — 734 е., Т. 2. 800 с.
271. Юнг К.-Г. Психология и поэтическое творчество.//Самоосознание европейской культуры XX века. — М.: Политиздат, 1991. — С. 103-118.
272. Яворский Б. Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. Ред.-сост. И. С. Рабинович. — М.: Всесоюз. изд-во Сов. композитор, 1972. — 703 с.
273. Якобсон Р. О. Язык в отношении к другим системам коммуникации.//Избранные работы. — М.: Прогресс, 1985. — 455 с. . 291-DLx О. Grafic aus funf Jaherzehnten. — Leipzig: Insel-Verlag Anton Kippenbeig, 1978. — 71 s.
274. Rauscher F., Shaw G., Ky N. Listening to Mozart enhances spatial-temporal reasoning: Towards a neurophysiological basis.//Neurosci Lett. № 185.— Los-Angeles. — California: Department of Psychologi, University of California, 1995. P. 44-47.
275. Rauscher F., Shaw G., Ky N. Music and spatial task performanse.//Nature. № 365. — Irvine-Wisconsin, Department of Psychologi, Conservatory of Music, 1993. — P. 611-614.
276. Rieman H. Vergleichende teoretich-praktiche Klavier-Schule.//I, II Suistem Mesode. — Hamburg: Verlag von D. Pahter, St. Petersburg: Verlag von A Buttner, Leipzig: Fr. Kistner. — 1883. — 120 s.
277. Schweitzer A. Johann SeBastian Bach. — Leipzig: Veb Breitkopf, 1977. — 922 s.
278. Werke H. Die romantische Schule.//Heine. BiBliotek deutscher klassiker. — Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1981. S. 187-134.
279. Mc. Gaugh JL. Time-dependent processes in memory storage.//Science. № 153.— Irvine-Wisconsin- California: Center for Neurobiology of Learning and Meamory and Department of Physics, 1996. — P. 1351-1358.