автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Индивидуально-дифференцированный подход в подготовке учителя музыки в классе фортепиано
- Автор научной работы
- Гайдай, Полина Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гайдай, Полина Владимировна, 2003 год
Введение.
Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы индивидуально-дифференцированного подхода к процессу обучения студентов-музыкантов.
1.1 Индивидуально-дифференцированный подход как категория общей и музыкальной педагогики.
1.2 Педагогические условия осуществления индивидуально-дифференцированного подхода на уроках фортепиано.
1.3 Методы специальной музыкальной подготовки в контексте задач индивидуально-дифференцированного подхода.
Глава И.Опытно-экспериментальное исследование осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в подготовке учителя музыки в классе фортепиано.,.
2.1 Задачи и общие условия опытно-экспериментальной работы. Содержание констатирующего этапа эксперимента.
2.2 Ход и результаты формирующего эксперимента.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Индивидуально-дифференцированный подход в подготовке учителя музыки в классе фортепиано"
с.
Модернизация системы образования на современном этапе обусловливает поиск более оптимальных и эффективных путей обучения студентов. Необходимость решения проблемы результативности педагогической деятельности предусматривает наличие у преподавателя вуза способности выбирать наилучшие варианты организации учебного процесса. В полной мере это относится и к высшему музыкально-педагогическому образованию, в числе наиболее существенных проблем которого можно назвать следующие:
- заданность цели и содержания образования извне (т.е. внеличностный характер процесса и содержания обучения);
- низкий уровень мотивации обучения;
- репродуктивный характер познавательной деятельности обучаемых;
- субъект-объектные отношения обучающих и обучаемых;
- монологичность процесса обучения;
- слабая выраженность эмоционально-ценностного компонента в содержании образования и др.
Одним из способов решения названных проблем, очевидно, может стать внедрение в процесс обучения будущего учителя музыки индивидуально-дифференцированного подхода, суть которого состоит в выборе и реализации оптимального сочетания форм и методов педагогической работы, адекватных индивидуальным особенностям студентов.
Особое значение индивидуально-дифференцированный подход может приобрести в подготовке учителя музыки в классе фортепиано. Необходимость его осуществления в данной сфере обусловливается рядом особенностей, присущих процессу инструментального обучения в педагогическом вузе.
Первая из них, на наш взгляд, связана с профессионально-педагогической направленностью подготовки будущего учителя музыки в классе фортепиано, требованием синтеза в ней исполнительских и педагогических качеств. Именно многокомпонентность состава исполнительской деятельности преподавателя-музыканта в общеобразовательной школе определяет отличие процесса обучения в классе основного инструмента от специальной фортепианной подготовки студента в профильном музыкальном вузе. Если в последнем содержание обучения сконцентрировано, в основном, на совершенствовании исполнительских качеств будущего музыканта-профессионала, то инструментальное обучение учителя музыки должно иметь значительную психолого-педагогическую составляющую (умение не только исполнять произведения, но и преподносить музыкальный материал школьной аудитории, умение общаться с детьми, учитывая их возрастные особенности и др.). Помимо этого, к числу осваиваемых в классе фортепиано умений и навыков, относятся: владение методикой самостоятельной работы над произведениями, разнообразные виды творческого и ансамблевого музицирования, умение играть незнакомый нотный текст «с листа» и т.д.
Между тем, как отмечают многие исследователи, в практике музыкально-педагогического образования нередко наблюдается стремление педагогов-пианистов вести преподавание по образцу консерваторий, что приводит к потере профессионально-педагогической направленности фортепианной подготовки учителя музыки. Очевидно, в решении данной проблемы применение индивидуально-дифференцированного подхода может позволить снять односторонность узкой исполнительской специализации студента, компенсировав ее многообразными компонентами, входящими в комплекс профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Исходя из того, что подготовка студента является частью данного комплекса, мы рассматриваем индивидуально-дифференцированный подход в свете концепции целостности музыкально-педагогической деятельности
Л.Г.Арчажникова) и базирующегося на ней требования комплексности подготовки учителя музыки.
Другой важной предпосылкой необходимости осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в фортепианном классе, по нашему мнению, является значительная разница в уровне довузовской исполнительской подготовки студентов. Особая значимость данной проблемы связана со сложностью освоения и развития игровых навыков в зрелом возрасте. Обучение в вузе предполагает наличие соответствующей базовой подготовки, однако далеко не всегда она имеется у поступающих на специальность «Музыкальное образование» (особенно это актуально для провинциальных городов). Во многом подобная ситуация объясняется тем, что в настоящее время на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов России одновременно могут обучаться такие разные категории студентов, как выпускники музыкальных школ, общеобразовательных гимназий и лицеев с музыкальным образованием, выпускники музыкально-педагогических отделений педагогических колледжей, музыкальных училищ, училищ искусств и т.п. Диапазон уровня имеющихся у них общемузыкальных знаний, игровых умений и навыков необычайно широк. Поэтому преподаватель фортепианного класса вуза сталкивается с необходимостью дифференциации методов и форм своей работы не только в зависимости от индивидуальных особенностей студента, но и от характера его довузовской подготовки. Однако данный процесс осуществляется, в основном, на интуитивно-эмпирическом уровне, вне четко обоснованной системы.
Таковы основные проблемы практики преподавания фортепиано в педагогическом вузе, обусловливающие актуальность настоящего исследования, направленного на внедрение индивидуально-дифференцированного подхода в процесс специальной подготовки учителя музыки в классе фортепиано.
К настоящему времени имеется достаточно большое количество общепедагогических исследований по вопросам индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся (А. А. Бударный, И.Д. Бутузов, Р.Б. Вендровская, Е.Я.Голант, З.И. Калмыкова, А.А. Кирсанов, В.Т. Козлова, Г.Ф.Кумарина, K.JI. Мешалкина, В.М. Монахов, Н.С.Пурышева, Е.С.Рабунский, И.Э.Унт, И.С.Якиманская, Л.А.Яцыневич и
ДР-)
Проблема индивидуализации и дифференциации была в центре внимания целого ряда работ, посвященных музыкальному образованию учащихся школы (Е.П.Александров, Н.Н. Зелинская, Р.Г. Касимов, K.JI. Кравченко, О.С. Литвиненко, М.С. Приставкина и др.).
Вопросы индивидуализации и дифференциации в подготовке будущего учителя раскрыты в диссертациях Л.Г. Ахтариевой, В.А. Маликова, А.Я. Никоновой, Л.Ю.Образцовой, Р.К. Саттаровой, Л.Б. Сосновской, О.Р. Черноусовой, Л.В. Шмельковой и др.
Выполнено достаточно большое количество исследований по проблемам индивидуализации и дифференциации подготовки учителя музыки. В них рассмотрен следующий ряд аспектов:
- индивидуальный подход как условие совершенствования личностных качеств будущего учителя музыки (В.И.Муцмахер);
- понимание музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения (И.А.Левочкин, С.И. Торичная, Ю.А.Цагарелли и др.); индивидуальный подход как условие развития творческой индивидуальности студента (И.С. Букреев и др.); характеристика музыкально-педагогических и исполнительских способностей (И.В.Тихомирова, А.И.Медянников, Т.Ф.Цыгульская, Л.Л.Радомская и др.);
- подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников (Т.А.Палагина);
- учет индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано (М.В.Никешичев);
- индивидуальные особенности как основа формирования стиля хормейстерской деятельности студентов (В.А. Овсянникова); индивидуальный подход как условие развития творческой самостоятельности студентов (Н.М. Зелинская);
- осуществление в классе фортепиано подготовки студентов с разным уровнем музыкального развития (Ж.Ж. Искакова).
Таким образом, в музыкальной педагогике накоплен значительный опыт в подготовке музыканта-исполнителя на основе учета индивидуальных особенностей личности, однако, в то же время, современный этап подготовки будущих учителей музыки нуждается в конкретизации общих положений применительно к данной области.
Сам термин «индивидуально-дифференцированный подход» не получил в музыкальной педагогике достаточного обоснования. В качестве рабочего определения в диссертации мы принимаем положение, согласно которому содержание индивидуально-дифференцированного подхода заключается в выборе и реализации оптимального сочетания форм и методов педагогической работы, адекватных индивидуальным и типологическим особенностям студентов. Таким образом, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в фортепианной подготовке учителя музыки должно представлять собой двуединый процесс, в ходе которого происходит учет как индивидуальных (неповторимых) качеств личности, так и типических (общих) характеристик обучаемых.
В аспекте сказанного, цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий и методов осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в подготовке учителя музыки в классе фортепиано.
Объект исследования: процесс подготовки будущего учителя музыки в классе фортепиано.
Предметом исследования являются педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в специальной подготовке будущего учителя музыки в классе фортепиано.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что реализация индивидуально - дифференцированного подхода в подготовке учителя музыки в классе фортепиано возможна при соблюдении следующих условий:
- осуществления типологической дифференциации студентов в зависимости от уровня их довузовской подготовки (обученности);
- создания в ходе обучения прогностической модели музыкально-исполнительского развития студента;
- построения процесса обучения на диалогическом общении преподавателя и студента, основанного на применении творческих методов обучения, в том числе и игровых (ролевых);
- оптимального сочетания различных форм индивидуальной и коллективно-групповой деятельности студентов с целью стимулирования мотивации учения, а именно: спецкурсы, индивидуальные и индивидуально-групповые занятия в классе с преподавателем, разнообразные виды музицирования — игра в ансамбле, эскизное освоение произведений, чтение с листа, подбор по слуху и др.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены его ведущие задачи:
1.обобщить теорию и практику использования индивидуально-дифференцированного подхода в общей и музыкальной педагогике;
2.сформулировать педагогические условия осуществления индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях фортепиано;
3. проанализировать методы подготовки будущего учителя музыки в классе фортепиано и выделить их особенности в контексте задач индивидуально-дифференцированного подхода;
4. разработать и апробировать в процессе опытно-экспериментального исследования методику специальной музыкальной подготовки будущего учителя музыки в классе фортепиано на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Методологической основой исследования явились положения психологической науки о деятельности человека (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); психологии индивидуальных различий и способностей (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, В.Д. Небылицын, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.); профессиональной обусловленности личных качеств учителя (Н.Д.Левитов, В.А.Сластенин и др.); выводы педагогической науки о сущности индивидуализации обучения (Ю.К.Бабанский,
A.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский, И.Э.Унт и др.); личностно-ценностный подход к организации педагогического процесса (Е.В.Бондаревская,
B.В.Сериков и др.); основные положения общей и музыкальной педагогики о необходимости понимания своеобразия общего и музыкального развития обучаемых при выборе форм педагогического воздействия (Л.А. Баренбойм, Л.С.Выготский, Г.Г.Нейгауз, Г.П.Прокофьев, Б.М.Теплов, М.Э.Фейгин и др.); теоретические положения о формировании методологической и художественной культуры, а также мировоззрения учителя музыки (Э.Б.Абдуллин, Л.А.Рапацкая, Б.М. Целковников и др.); выводы общей и музыкальной педагогики высшей школы о путях формирования профессиональной готовности учителя (Л.Г.Арчажникова, Н.В.Кузьмина, И.Н.Немыкина, Г.М.Цыпин, А.И.Щербакова и др.), в том числе, к профессионально-личностной рефлексии (Т.А. Колышева).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологопедагогической, искусствоведческой литературы по теме исследования; изучение и обобщение опыта осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе; опытно-экспериментальная работа, включавшая: целенаправленное педагогическое наблюдение, систему тестирования и анкетирования, сравнительно-сопоставительный анализ, метод экспертных оценок, моделирование, констатирующий и формирующий эксперимент.
Базой исследования являлась кафедра музыкальных дисциплин педагогического факультета Забайкальского государственного педагогического университета им.Н.Г.Чернышевского.
Основные этапы исследования.
Первый этап (1998-2000 гг.) был посвящен выбору и теоретическому осмыслению проблемы исследования, определению степени ее разработанности, уточнению понятийного аппарата, проведению констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня музыкально-исполнительской обученности студентов и диагностике их мотивационной сферы.
В содержание второго этапа исследования (2000-2002гг.) вошло проведение формирующего эксперимента, основной задачей которого была проверка эффективности педагогических условий осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в фортепианной подготовке учителя музыки.
Третий этап (2002-2003гг.) включал обобщение полученных данных, систематизацию и обработку результатов исследования, формулирование выводов, а также оформление диссертации в целом.
Научная новизна. В теорию и практику подготовки учителя музыки введена категория индивидуально-дифференцированного подхода.
Выявлены педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в фортепианной подготовке учителя музыки, среди которых: осуществление типологической дифференциации студентов; диагностика мотивации учения и осуществление ее стимуляции; определение оптимального сочетания различных форм учебной деятельности и др.
Разработана научно обоснованная методика осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в классе фортепиано, опирающаяся на диагностику, типологизацию и дифференциацию педагогических методов в зависимости от уровня обученности и мотивации студентов.
Предложена модель музыкально-исполнительской подготовки будущего учителя в классе фортепиано, на основе которой созданы 3 типа прогностической модели музыкально-исполнительского развития студентов в зависимости от уровня исполнительской обученности.
Теоретическая значимость исследования. В диссертации содержится теоретическое обоснование значения индивидуально-дифференцированного подхода в подготовке учителя музыки в классе фортепиано, необходимости его внедрения в процесс обучения педагогического вуза.
Проблема реализации индивидуально-дифференцированного подхода в классе фортепиано впервые стала предметом самостоятельного научного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в соответствии индивидуально-дифференцированного подхода актуальным проблемам современной практики инструментального обучения в педагогическом вузе.
Разработана система средств педагогического обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в фортепианном обучении будущего учителя музыки. Данная система позволяет повысить уровень профессиональной подготовки педагога-музыканта и может быть использована в условиях обучения студента игре на другом музыкальном инструменте.
В рамках исследования его автором разработана программа курса «Основной музыкальный инструмент» (фортепиано), созданы и внедрены в практику программы спецкурсов «Фортепианная музыка для детей», «Краткий курс истории фортепианного искусства», «Выдающиеся пианисты XX столетия», «Фортепиано в камерном ансамбле».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Внедрение индивидуально-дифференцированного подхода в теорию и практику музыкального обучения в педагогическом вузе является эффективным средством оптимизации процесса специальной подготовки учителя музыки, поскольку индивидуально-дифференцированный подход, с одной стороны, располагает возможностями для компенсации разницы в довузовском музыкальном образовании студентов, а с другой, позволяет сохранить целостность профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.
2. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в специальной подготовке учителя музыки в классе фортепиано должно представлять собой двуединый процесс, в ходе которого происходит учет как индивидуальных особенностей студентов, так и типологических характеристик обучаемых.
3. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в классе фортепиано возможна при соблюдении комплекса следующих педагогических условий: осуществления типологической дифференциации студентов в зависимости от уровня их довузовской подготовки (обученности); создания в ходе обучения прогностической модели музыкально-исполнительского развития студента; стимулирования мотивации учения с учетом результатов ее диагностики; построения процесса обучения на диалогическом общении преподавателя и студента; оптимальном сочетании различных форм индивидуальной и коллективно-групповой деятельности студентов.
4. Обучение студента в условиях осуществления индивидуально-дифференцированного подхода требует сопоставления и использования разнообразных методов, адекватно подобранных для определенной исполнительской типологии и предполагает, в случае необходимости, замену менее эффективных приемов и методов более целесообразными и действенными.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МГОПУ им.М.А.Шолохова и кафедры музыкальных дисциплин ЗабГПУ им.Н.Г.Чернышевского. Материалы исследования использовались в выступлениях с докладами на городских, областных, межрегиональных и всероссийских научно-практических конференциях. Данные, полученные в ходе работы, отражены в 7 публикациях автора: тезисах и научных статьях в сборниках, изданных в гг. Москве, Чите, Костроме, Чебоксарах.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по второй главе диссертации
1. В организационном плане на первых стадиях осуществления индивидуально-дифференцированный подход требует некоторого повышения трудозатрат преподавателя, связанных, прежде всего, с диагностикой и типологической классификацией студентов. Однако, в дальнейшем, типологизация позволит педагогу систематизировать и адресно направлять свои действия.
2. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода позволяет строить процесс обучения в классе фортепиано более объективно, целенаправленно и конкретно.
3. Выдвинутые педагогические условия, формы и методы осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в инструментальной подготовке учителя музыки находятся во взаимодействии и взаимосвязи.
4.Реализация комплекса педагогических условий осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в подготовке учителя музыки в классе фортепиано дала положительные результаты, чем была доказана выдвинутая гипотеза.
150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование и итоги опытно-экспериментальной работы дают основание сделать следующие выводы.
Индивидуально-дифференцированный подход является одним из ведущих средств повышения эффективности современного образования. Он основан на учете индивидуальных особенностей обучаемых и выборе соответствующих форм и методов педагогического взаимодействия. Наибольшее воплощение он находит в подготовке учителя музыки в классе фортепиано.
Внимание к индивидуальным особенностям учащихся является характерной чертой отечественной фортепианной педагогики. В условиях подготовки учителя музыки, когда в классе фортепиано одновременно могут обучаться студенты с разным уровнем довузовской подготовки, возникает необходимость дифференцированного подхода, предполагающего учет типологических особенностей студентов (связанных с характером их базовой подготовки), и организацию их последующего обучения. Таким образом, в процессе фортепианного обучения учителя музыки содержание индивидуально-дифференцированного подхода заключается в выборе и реализации оптимального сочетания форм и методов педагогической работы, адекватных индивидуальным и типологическим особенностям студентов.
Наиболее оптимальное осуществление индивидуально-дифференцированного подхода возможно, если:
- осуществляется типологическая дифференциация студентов в зависимости от уровня их довузовской подготовки (обученности);
- в ходе обучения создается прогностическая модель музыкально-исполнительского развития студента;
- диагностируется уровень мотивации учения и осуществляется ее стимуляция; процесс обучения основывается на диалогическом общении преподавателя и студента, связанном с применением творческих методов преподавания;
- ■ реализуется оптимальное сочетание различных форм индивидуальной и коллективно-групповой деятельности студентов.
Учебному процессу в классе фортепиано в условиях индивидуально-дифференцированного подхода свойственны:
- гуманистическая педагогическая позиция;
- активная вовлеченность педагога и ученика в процесс совместной художественной деятельности;
- вариативность педагогического мышления;
- адекватность используемых методов изменениям в музыкально-исполнительском развитии студента.
Обучение студента в условиях реализации индивидуально-дифференцированного подхода требует использования и сопоставления разнообразных методов, оптимально подобранных для определенной исполнительской типологии; предполагает, в случае необходимости, замену менее эффективных приемов и методов более целесообразными и действенными.
Итак, применение индивидуально- дифференцированного подхода в музыкальной подготовке учителя музыки содержит в себе значительные возможности совершенствования процесса фортепианного обучения студентов, содействует его оптимальной профессиональной направленности на специфику общеобразовательной школы, ускорению формирования и развития музыкально-исполнительских способностей студентов, приобретению ими определенных навыков и умений, необходимых учителю музыки.
152
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гайдай, Полина Владимировна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983.- 111с.
2. Актуальные проблемы дифференцированного обучения // Ананич И.А., Василевский А.Б., Водейко В.И. и др. / Под ред. Л.Н.Рожиной. — Минск: Нар. асвета, 1992,— 191с.
3. Александров Е.П. Теория и практика дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы: Дис. . док. пед.наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 386с.
4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1971 -287с.
5. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. С.3-25.
6. Ананьев Б.Г. О принципах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.-242с.
7. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1982. — 82с.
8. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984.- 111с.
9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1 и 2. Изд-е 2. М.: Музыка, 1971.-376с.
10. Ю.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158с.
11. П.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.:Педагогика, 1982. 357с.
12. Базиков А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1997. 19с.
13. Баренбойм JI.А. Л.В.Николаев основоположник ленинградской пианистической школы. - В кн.: Л.В.Николаев. Статьи и воспоминания современников, письма. - Л.: Советский композитор, 1979. - С.46-49.
14. М.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336с.
15. Баренбойм Л.А. Н.Г.Рубинштейн: История жизни и деятельности. — М.: Музыка, 1982.-278с.
16. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. -М.: Музыка, 1967. -212 с.
17. Батюнина Г.И. Межличностные контакты педагога и учащихся в процессе обучения музыке (на материале работы музыкально-исполнительских классов на музыкально-педагогических факультетах): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1992. - 16с.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -384с.
19. Безлюдная Н.А. Идея индивидуализации и дифференциации в творческом наследии В.А.Сухомлинского (1918-1970гг.)// Современная школа: опыт, проблемы, поиски. М., 1997. - С. 133-138.
20. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1977. - 97с.
21. Библер B.C. От науконаучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. - 413с.
22. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика личности в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560с.
23. Бубер М. Два образа веры. М.: Смысл, 1999. - 248с.
24. Бударный А.А. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения // Советская педагогика. 1965. - № 7.- С.38-47.
25. Вайсман В.К. Развитие мотивационной сферы в старшем студенческом возрасте: Автореф. дис. . канд.пед.наук. -М., 1973. — 21с.
26. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.2. М.: Изд-во Тихомирова, 1912.
27. Веретина О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности): Автореф.дис. канд.пед.наук. СПб., 1993. - 18с.
28. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-283с.
29. Воскресенский М.С. Оборин артист и учитель. - В кн.: Л.Н.Оборин. Статьи. Воспоминания. - М.: Музыка, 1977. - 156с.
30. Выготский JI.C. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344с.
31. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С.М. Хентовой. M.-JI.: Музгиз, 1966. - 46с.
32. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. - 253с.
33. Гаспарович Е.О. Личностно ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки: Автореф. дис. . канд.пед.наук. — Екатеринбург, 2002. — 23с.
34. Голант Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе. Тарту, 1970. — 295с.
35. Гольденвейзер А.Б. Статьи. Материалы. Воспоминания. М.: Музгиз, 1969.- 164с.
36. Гончаров М.К. К истории творческого объединения педагогов-пианистов при ЦДРИ // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. — М., 1963. — С.26-31.
37. Гутрова Ю.В. Дифференцированно-групповая форма работы как средство повышения качества обучения школьников: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Челябинск, 2002. - 24с.
38. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: Просвещение, 1957. -298с.
39. Дидактика средней школы: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Скаткина. -М.: Просвещение, 1982.-319с.
40. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997.-327с.
41. Зелинская Н.М. Индивидуальный подход к учащимся музыкантам как условие развития их творческой самостоятельности: Автореф. дис. . канд.пед.наук.-М., 1988.— 15с.
42. Игольникова И.В. Формирование готовности учителя музыки к обучению игре на фортепиано детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 2000 -31с.
43. Индивидуальный подход к школьникам в обучении. Вып.З. Горький: Горьковский гос. пед. инст-т, 1975. — 78с.
44. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 Музыкальное образование. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 208с.
45. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: 1979.
46. Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Доклады АПН РСФСР. 1959. -№6. - С.28-39.
47. Карелин А.Я. Формирование художественной культуры студентов музыкально-педагогических факультетов в процессе обучения в классе фортепиано: Дис. канд. пед. наук. -М., 1996. 144с.
48. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982. - 224с.
49. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1963. - 185с.
50. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования.- М., 1997. 97с.
51. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр.сочинения. М.:Учпедгиз, 1955.-583с.
52. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. 1990. - №2. - С. 6270.
53. Кременштейн Б.Л. О педагогике Г.Г.Нейгауза // Вопросы фортепианной педагогики. М., 1971.- Вып.З.- С.264-296.
54. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966. - 119с.
55. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -251с.
56. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.Г. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971.-112с.
57. Лейтес Н.С. Индивидуальные различия в способностях. // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1960. - С. 74-90.
58. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.- 193с.
59. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.
60. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. -М.:Музыка, 1988.-84с.
61. Литвиненко О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Автореф. . дис. канд. пед.наук. -М., 1995. 18с.
62. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство - СПб», 2000. - 704с.
63. Любомудрова Н.К. Педагог и ученик. Проведение урока // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1955. Вып.1. -С.39-52.
64. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л.: Музыка, 1967. - 141с.
65. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 191с.
66. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика-ХХ1, 2002. - 120с.
67. Марченко И.П. Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис. . канд. пед.наук. М., 1999. - 20с.
68. Медянников А.И. Опыт изучения индивидуальных творческих качеств студента музыкально-педагогического факультета в процессе дирижерско-хоровой подготовки // Проблемы развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. М., 1991.
69. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности,-М.: Наука, 1986.-256с.
70. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. — М.: Советский композитор, 1963.- 128с.
71. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста.- М.: Кифара, 2002.- 182с.
72. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. -№ 5.-С.129-139.
73. Милыытейн Я.И. К.Н. Игумнов.- М.: Музыка, 1975. — 471с.
74. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2002. - 208с.
75. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. 1990. - № 8. - С.42-47.
76. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: Прометей, 1988. - 63с.
77. Надирова JI.JI. Теоретические основы и методы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: Дис. док.пед.наук. М., 2000. - 415с.
78. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности//Вопросы психологии. 1982. - №5. - С.85-94.
79. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М: Музыка, 1988. - 240с.
80. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие / Урал. гос. пед. инст-т. — Екатеринбург: Уральск, гос. пед. ин-т, 1993. -61с.
81. Никешичев М.В. Индивидуально-личностные особенности студентов музыкально-педагогического факультета на разных стадиях обучения // Вопросы психологии. 1989. - №5. - С. 35-45.
82. Никешичев М.В. Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов. как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано: Дис. . канд.психол.наук.- М., 1990. 193с.
83. Николаев JI.B. Статьи и воспоминания современников. Л.: Музыка, 1979.- 189с.
84. Новикова Э.Ф. Индивидуальные особенности личности студента как важный фактор формирования профессиональных качеств учителя музыки // Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. М., 1991.
85. Образцова Л.Ю. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода к студентам младших курсов: Дис. . канд.пед.наук. — Л., 1979.- 175с.
86. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. -2001. № 6. - С. 16-19.
87. Палагина Т.А. Профессиональная подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников: Дис. . канд.пед.наук. -М., 1998.- 189с.
88. Перельман Н.Е. В классе рояля. М.: Музыка, 1986. - 97с.
89. Петров Н.В. Формирование личности музыканта-исполнителя в процессе взаимодействия преподавателя и студента в музыкальном училище: Автореф. дис. . канд.пед.наук. -М., 1999. 24с.
90. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 384с.
91. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 320 с.
92. Приставкина М.В. Исполнительский стиль как разновидность индивидуального стиля деятельности: Автореф. дис. . канд.пед.наук. — М., 1984.-21с.
93. Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз): Сб. трудов / Сост. М.М.Берлянчик. — Новосибирск, 1984, вып.2. 152с.
94. Программы педагогических институтов / Министерство просвещения СССР. М.: Просвещение, 1983. Сб.№14. Основной инструмент - фортепиано. Исполнительская практика и др. — 70с.
95. Прокофьев Г.П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем//Вопросы психологии. 1959.- №5.-С. 59-70.
96. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя (пианиста) / Под ред. Б.М.Теплова. М., 1956.
97. Пурышева Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. М.: Прометей, 1993. - 161с.
98. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. —214с.
99. Рабунский Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Автореф. дис. . докт. пед. наук. -М., 1980. — 457с.
100. Радомская JI.JI. Формирование исполнительских способностей учителей музыки в процессе профессиональной подготовки: Дис. . канд.пед.наук. Ровно, 1983. — 186с.
101. Радынова О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов: Автореф. . дис. канд. пед.наук.- М., 1985. 23с.
102. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка,1989.- 141с.
103. Разовская И.Н. Влияние профессиональной мотивации на развитие педагогических ' способностей у студентов-музыкантов: Дис. . канд.пед.наук.-М., 1998.- 165с.
104. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. - 193с.
105. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии (30-60 гг. хх в.). Тексты. М., 1986.
106. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.1990. -№1.-С. 16-24.
107. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Учпедгиз, 1957. - 342с.
108. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1973.-424с.
109. Савшинский С.И. Л.Николаев: пианист, композитор, педагог. — Л,-М.: Музгиз, 1950.- 189с.
110. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961.- 157с.
111. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л.: Музыка, 1964. 187 с.
112. Саттарова Р.К. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя: Автореф. . дис. Канд.пед.наук. — Казань, 1996,- 19с.
113. Славина JI.C. Индивидуальный подход: Педагогическая энциклопедия. Т.2. -М.: Советская энциклопедия, 1965. С.209-213.
114. Смирнов М.А. Э.Г. Гилельс- педагог // Вопросы фортепианного искусства. М., 1968.-Вып.2. - С. 153-172.
115. Смирнов Б.Н. Практические занятия по психологии. — М.: Просвещение, 1989. 239с.
116. Сорокин Н.А. Дидактика. М.: Просвещение, 1974. - 281с.
117. Сосновская Л.Б. Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода: Дис. . канд.пед.наук. Л., 1989. — 177с.
118. Сухомлинский В.А. Развитие индивидуальных способностей и наклонностей учащихся // Советская педагогика. 1962. - № 12. - С.38-45.
119. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского университета, 1975. — 343с.
120. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336с.
121. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 368с.
122. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. — 328с.
123. Торичная С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения: Дис. . канд.пед.наук. М., 1980. - 164с.
124. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М., 1961.
125. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация.- М.:Педагогика, 1990.- 192с.
126. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М.: Педагогика, 1974. - 296с.
127. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога.- М.: Музыка, 1975. 110с.
128. Фейгин М.Э. Музыкальный опыт учащихся / Вопросы фортепианной педагогики. М., 1971.-36с.
129. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. — М.: Музыка, 1978. 231с.
130. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. — М.: Музыка, 1969. 516с.
131. Фролова Н.А. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащихся в контексте традиций мировой музыкальной педагогики: Автореф. . дис. канд.пед.наук. М., 1998. - 24с.
132. Цимбалюк Е.А. Пути повышения дифференцированной роли педагогической оценки при обучении музыке. Минск, 1990.
133. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учеб. пособие. — М.: Изд.центр «Академия», 1999.- 192с.
134. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблема психологии творчества. -М.: Советский композитор, 1988. — 384с.
135. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.- 76с.
136. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. . докт.пед.наук. -М., 1978. 29с.
137. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд. центр «Академия»,2003. — 368с.
138. Черноусова О.Р. Индивидуальный подход в совершенствовании педагогического мастерства учителя: Автореф. дис. . канд.пед.наук. — Минск, 1993.-21с.
139. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. - 31 с.
140. Чуриков И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации их познавательной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1973. - 20с.
141. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования // Школьные технологии. 2000. - № 3. - С.72-77.
142. Шульпяков О.Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.12. - Л., 1973.- С. 187-222.
143. Щапов А.П. Фортепианная педагогика.- М.: Музгиз, 1960. 139с.
144. Щукина Г.И. Введение // Актуальные вопросы формирования интересов в обучении. М.: Просвещение, 1984. - С.3-19.
145. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 208с.
146. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. — Минск, 1993. -243с.
147. Яконюк В.Л. Профессиональная ориентация студентов музыкально-педагогического факультета на индивидуальных занятиях //Музыка в школе. 1988. - № 3. - С.26-28.
148. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969.— 168с.
149. Яцыневич Л.А. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся: Автореф. дис. канд.пед.наук. Казань, 1981.-21с.