автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Художественно-эстетическое воспитание слабоуспевающих младших школьников, как часть компенсирующего обучения
- Автор научной работы
- Комова, Наталья Олеговна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Орел
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Комова, Наталья Олеговна, 2003 год
Введение.
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование модели художественноэстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников.
§ 1 .Историко-научный анализ проблемы художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников.
§2.Возрастные и психофизиологические особенности слабоуспевающих младших школьников.
Глава 2. Методика и содержание художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников на внеурочных занятиях поДПИ и кукольному театру.
§3.Методические основы организации внеурочной работы со слабоуспевающими учащимися.
§4.Структура занятий.
§5.Учебно-материальная база кружка.
§6.Структура и организация проведения эксперимента.
§7.Анализ экспериментального исследования.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Художественно-эстетическое воспитание слабоуспевающих младших школьников, как часть компенсирующего обучения"
Актуальность исследования. В результате процессов, происходящих в современном обществе, складывается новый социальный заказ, а именно - формирование творческой, социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности. В связи с этим встают и новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества. С другой стороны, экономический и социальный кризис дал почву для формирования у людей чувства незащищённости, апатии, что не могло не сказаться на снижении «популярности» образования. Особенно ярко это замечается в провинции, в отдалённых от центра районах. И как следствие этого - всё более частое появление в педагогике таких терминов, как «дети группы риска», «школьная дезадаптация», «педагогическая запущенность» и т.п., появление классов компенсирующего обучения, призванных восполнить пробелы воспитания и образования. Таким образом, очень остро встаёт вопрос о научном обосновании данных педагогических преобразований.
Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, приобретает особую значимость. На уроках творческого ряда учитель имеют прекрасную возможность создания для слабоуспевающих учащихся ситуации успеха, необходимой для приобретения уверенности в собственных силах, создания положительного отношения к учебной деятельности.
Участие детей, имеющих трудности в обучении, в декоративной деятельности на доступном для них уровне сложности, не только способствует развитию общих и творческих способностей, но и даёт возможность учителю вести коррекционную работу, направленную на достижение учащимися необходимого уровня интеллектуального развития, интеллектуальной активности. На занятиях декоративно-прикладным искусством у учащихся формируются простые и специальные трудовые умения и навыки. Это также важно в работе со слабоуспевающими детьми, поскольку учитель может выявить неправильно сформированные или несформированные трудовые умения и навыки и сформировать их заново. Специальная методика ведения занятий в классах компенсирующего обучения способствует развитию психических процессов слабоуспевающих учащихся, в особенности, воображения, внимания, восприятия.
Посещение учащимися, имеющими трудности в обучении, кружка художественного творчества имеет большое значение для формирования детского самосознания. Постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Общение с искусством является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности. Театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, являясь частью мировой культуры, впитавшие в себя опыт многовекового творчества, открывают необычный и прекрасный мир, далёкий от обыденности. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира. Дети почти всегда быстро улавливают предложенные театром условия игры, чему способствует особая подвижность детского воображения. Веря в созданную мнимую ситуацию, ребёнок одновременно ни на минуту не забывает, что на самом деле перед ним. Искусство требует двойного переживания - одновременно забыть, что перед тобой вымысел, и не забывать этого. Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций.
Изучение трудов ведущих учёных по вопросам обучения и воспитания слабоуспевающих детей, а также по вопросам эстетического воспитания учащихся оказали неоценимую помощь в нашей работе.
Так, по вопросам общей и возрастной психологии мы опирались на научные труды ведущих учёных: JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.В. Эльконина, С.Л. Рубинштейна и др.
В области методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства мы руководствовались научными трудами А.Д. Алёхина, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, С.Н. Новикова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
В своём исследовании мы использовали научные выводы учёных, посвятивших свои труды проблеме неуспеваемости и методам работы с учащимися, имеющими трудности в обучении: Л.С. Славиной, Н.А.Менчинской, Т.В.Егоровой, Н.И.Мурачковского, М.М. Кольцовой, А.И.Сорокиной, Г.П. Поздновой, Н.И. Непомнящей, Г.Ф. Кумариной и др.
Несмотря на значительное число научных исследований, до сих пор вопросы методических основ обучения слабоуспевающих детей остаются нерешенными. Исходя из этого, мы определяем проблему исследования следующим образом: организация внеурочной работы детей группы риска является важной частью системы компенсирующего обучения. Однако, научно-практического и методического материала в помощь педагогам, работающим с этой группой детей, явно не достаточно. Специальных исследований, содержащих теоретическое обоснование и методическое обеспечение занятий по ДПИ со слабоуспевающими детьми практически нет. В то же время, художествен но-декоративная деятельность, связанная с изготовлением и декорированием театральных кукол, знакомством с видами ДПИ при наличии специально разработанных методических рекомендаций к проведению занятий, несёт в себе большие возможности для решения задач компенсирующего обучения.
От нерешённости проблемы страдает качество обучения слабоуспевающих учащихся. Актуальность проблемы заключается в необходимости теоретической разработки, научно-теоретического обоснования и экспериментальной проверки методической системы кружковых занятий по ДЛИ для учащихся начальных классов, имеющих трудности в обучении. Теоретический анализ состояния проблемы, изучение сложившегося в этой области опыта работы, а также социально-педагогическая значимость намеченных направлений исследования позволили определить цель, объект, предмет, сформулировать гипотезу, наметить задачи и методы исследования.
Цель исследования - разработать и научно обосновать систему художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников на кружковых занятиях по ДПИ и кукольному театру, проследить на практике её эффективность.
Объект исследования - художественная деятельность слабоуспевающих младших школьников в процессе создания предметов кукольного театра и знакомства с видами декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - содержание, формы и методы художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников.
Гипотеза исследования - процесс художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников будет более эффективным, если в системе кружковой работы по ДПИ с описываемой группой школьников будет использоваться модель обучения, направленная на:
-Стимулирование развития познавательной сферы (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения);
-Стимулирование развития личностной сферы (воли, чувств, способностей);
-Формирование и коррекцию неправильно сформированных или несформированных простейших трудовых и специальных умений и навыков;
-Создание «ситуации успеха»;
-Создание эмоционально благополучного микроклимата в детском коллективе.
Проблема, цель, объект, предмет, а также гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
1. Проанализировать накопленный в педагогической науке опыт работы с детьми, имеющими трудности в обучении, определить теоретические основы работы с этой группой детей.
2. Изучить программно-методические публикации по предмету.
3. Изучить современное состояние системы внеурочной работы, являющейся частью компенсирующего обучения.
4. Разработать методическую систему обучения слабоуспевающих младших школьников на кружковых занятиях по ДЛИ и кукольному театру.
5. Разработать методические рекомендации для проведения кружковых занятий со слабоуспевающими младшими школьниками.
6. Экспериментально проверить предложенную систему кружковых занятий.
7. Выяснить, каким образом предлагаемые систематические занятия влияют на формирование простейших и специальных трудовых умений и навыков у слабоуспевающих учащихся начальных классов, а также их коррекцию, в случае необходимости.
Методологической основой исследования явились:
-фундаментальные труды по педагогике, дидактике, общей и возрастной психологии, психофизиологии;
-положения педагогической науки о влиянии социальной среды на развитие познавательных процессов и личностных качеств ребёнка;
-положения психологической науки о механизмах появления задержки интеллектуального развития и путях его преодоления;
-научные труды по проблемам художественно- эстетического воспитания школьников, исследования, касающиеся вопросов использования ДПИ в учебно-воспитательном процессе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблемам исследования;
- изучение и анализ программ дополнительного образования, а также предметных программ, разработанных специально для классов компенсирующего обучения;
- изучение передового педагогического опыта учителей;
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся;
- сравнительный анализ учебной деятельности слабоуспевающих и хорошо успевающих школьников;
- беседы с учащимися, родителями, учителями, руководителями кружков, мастерами декоративно-прикладного искусства, художниками;
- педагогический эксперимент;
- анализ практических работ учащихся.
База исследования: общеобразовательная школа №3 г.Орла, Областной центр технического творчества г.Орла, Орловская православная гимназия.
Этапы исследования:
Первый этап (1997-1999гг.) исследования заключал в себя изучение психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, труды отечественных и зарубежных учёных по темам, схожим с заинтересовавшей проблемой. Был проведён анализ особенностей деятельности классов компенсирующего обучения, включивший в себя ознакомление с публикациями в педагогических изданиях, беседы с учителями, констатирующий эксперимент. Определялись и уточнялись гипотеза, предмет и задачи исследования, а также план опытно-экспериментальной работы, программа деятельности кружка «Художественное творчество в рамках кукольного театра».
Второй этап (1999-2001гг.) представлял собой педагогический эксперимент. Осуществлялось руководство деятельностью кружка «Художественное творчество в рамках кукольного театра» в группах слабоуспевающих и хорошо успевающих учащихся. Уточнялись методические рекомендации к проведению занятий со слабоуспевающими детьми. На завершающем этапе было проведено контрольное исследование результатов деятельности кружка.
Третий этап (2001-2003гг.) был посвящен анализу результатов экспериментальной деятельности, внесению необходимых изменений, подведению итогов и оформлению диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- Разработаны методические основы обучения слабоуспевающих младших школьников на занятиях по ДПИ и кукольному театру;
- Дано научное обоснование возможностей коррекции отдельных психических функций, а также формирования умений и навыков умственной и практической деятельности слабоуспевающих младших школьников в процессе кружковых занятий по ДПИ и кукольному театру.
Теоретическая значимость состоит в том, что внесен вклад в разработку психолого-педагогических положений совершенствования внеурочной работы со слабоуспевающими учащимися, направленной на решение задач компенсирующего обучения. Результаты исследования могут служить основой для дальнейшей теоретической разработки вопросов активизации процесса художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников.
Практическая значимость. Разработанная программа и методические рекомендации предназначены для проведения кружковых занятий по ДПИ и кукольному театру с группами слабоуспевающих младших школьников, а также с классами компенсирующего обучения начального звена. Рекомендации по использованию форм и методических приёмов, способствующих коррекции отдельных психических функций учащихся, имеющих трудности в обучении, могут быть использованы при обучении этой категории учащихся другим школьным дисциплинам. Результаты исследования могут использоваться учителями во внеурочной работе с группами хорошо успевающих детей, а также при разработке новых учебных программ.
Достоверность исследования обеспечена:
-опорой на научные исследования и выводы ведущих психологов и педагогов, объективным анализом результатов различных экспериментальных исследований по смежным проблемам;
-опытом работы аспиранта в качестве учителя изобразительного искусства и классного руководителя класса компенсирующего обучения в школе №3 г.Орла, руководителя кружка «Художественное творчество в рамках кукольного театра» для слабоуспевающих младших школьников в той же школе, а также для группы хорошо успевающих учащихся - в Орловской православной гимназии.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского Государственного Университета, а также сообщались в виде докладов на курсах повышения квалификации перед учителями ИЗО и начальной школы в Орловском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Основные положения диссертационной работы нашли своё отражение в опубликованных статьях. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность учителей школ г. Орла и руководителей кружков Городского центра творчества, Областного центра технического творчества.
На защиту выносятся следующие положения:
1.В психофизиологическом развитии слабоуспевающих младших школьников имеет место ряд особенностей. Система художественно-эстетического воспитания этой группы учащихся может быть эффективной лишь в том случае, если в её основе лежит знание и учёт этих особенное гей.
2. Художественно-эстетическое воспитание слабоуспевающих младших школьников в рамках компенсирующего обучения должно быть нацелено на стимулирование познавательной и личностной сфер психики описываемой группы учащихся.
3. Система внеурочной работы по ДПИ и кукольному театру несёт в себе большие возможности для формирования и коррекции неправильно сформированных трудовых и специальных умений и навыков, а также создания «ситуации успеха» и эмоционально благоприятного микроклимата в детском коллективе.
Структура диссертации:
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по Главе 2. •
Руководствуясь анализом психолого-педагогических исследований, касающихся вопросов художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников и выводов, сделанных в 1 Главе нашего исследования, мы пришли к следующему убеждению. Система художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников должна включать в себя:
• разработку методических основ',
• научно обоснованную программу работы кружка;
• разработку принципов создания учебно-материальной базы работы кружка.
При разработке методических основ мы руководствовались тем, что:
- построение учебно-воспитательной работы, подбор заданий, формирование содержания и целей занятий необходимо строить на основе знаний психофизиологических особенностей слабоуспевающих учащихся младшего школьного возраста;
- в основе деятельности кружка художественного творчества в системе компенсирующего обучения лежит осуществление индивидуального подхода к каждому ученику, который включает в себя: психолого-педагогическое диагностирование, составление плана коррекционной работы, индивидуальную работу с учащимся на каждом занятии.
- эффективность художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих учащихся начальных классов зависит от правильно подобранных дидактических методов и форм обучения.
При разработке программы работы кружка мы опирались на анализ научных исследований и публикаций, касающихся вопросов организации внеурочной работы по различным видам деятельности, как со слабоуспевающими, так и с нормально успевающими учащимися.
При разработке принципов создания учебно-материальной базы мы учитывали необходимость её организации таким образом, чтобы обеспечить
164 условия для результативной и безопасной работы слабоуспевающих учащихся начальных классов.
На основании выдвинутой рабочей гипотезы (см. §6) и созданной системы художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников был проведён педагогический эксперимент, включающий в себя 2 этапа: констатирующий и обучающий.
Первый этап заключался в наблюдении за деятельностью учащихся начальных классов в кружках художественного творчества, беседах с их руководителями, анализе специальной научной литературы и программ кружковой работы; а также определении показателей оценивания.
Второй этап представлял собой экспериментальную работу с учащимися начальных классов, которая проводилась на основе сравнения. Экспериментальные группы, в которых велись занятия по разработанной нами программе, сравнивались с контрольными группами, в которых велись занятия по обычной программе, не адаптированной для слабоуспевающих детей. Причём контрольные группы включали в себя' как группы хорошо успевающих, так и группы слабоуспевающих учащихся.
На основании анализа полученных экспериментальных данных сделаны выводы, подтвердившие предположения о том, что если слабоуспевающие учащиеся ставятся в подходящие для них условия обучения, то, во многих случаях, им удаётся достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать своё отставание. Под условиями обучения в данном случае подразумевалась разработанная нами система художественно-эстетического воспитания. Действительно, большинство показателей слабоуспевающих учащихся, с которыми велась специальная работа, в конце эксперимента приблизились к показателям хорошо успевающих детей, с которыми велась обычная работа. Этот факт подтверждает правильность выдвинутой гипотезы и путей решения поставленных в начале исследования задач.
Заключение
В данном диссертационном исследовании «Художественно-эстетическое воспитание слабоуспевающих младших школьников, как часть компенсирующего обучения» разработана важная для современной педагогики проблема. Она состоит в поиске форм, методов и содержания коррекционной работы со слабоуспевающими младшеклассниками в художественно-эстетическом направлении.
Проведённое исследование показало, что решить данную проблему возможно лишь комплексными методами, которые включают в себя: изучение и анализ научных исследований и публикаций по психологии, педагогике, искусствоведению, а также опыта работы педагогов и учебной деятельности описываемой группы школьников в системе компенсирующего обучения; сравнительный анализ учебной деятельности слабоуспевающих и хорошо успевающих школьников; педагогический эксперимент. В процессе изучения трудов ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов мы ни разу не нашли подтверждения мнению, которое, к сожалению, сегодня имеет место среди учителей. Оно заключается в том, что от детей, обучающихся в классах компенсирующего обучения, невозможно добиться хороших результатов учебной деятельности. В научных работах учёных, напротив, содержится мнение о том, что слабоуспевающие учащиеся вполне могут достичь хороших результатов, если обеспечить подходящие для них условия обучения. Под условиями обучения в данном случае понимается система обучения, включающая подбор форм, методов и содержания обучения, которые соответствовали бы психофизиологическим особенностям слабоуспевающих учащихся, а также такая организация учебного процесса, которая способствовала бы осуществлению индивидуального подхода к каждому ученику. Таким образом, для решения проблем организации коррекционной помощи слабоуспевающим учащимся, прежде всего, необходимо знать особенности развития психических процессов этой группы детей: как познавательной, так и личностной сфер; необходимы знания возрастных и физиологических особенностей их развития.
Опираясь на научные выводы подобного рода, мы поставили целью своей работы разработать систему художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников на кружковых занятиях по ДПИ и кукольному театру, проследить на практике её эффективность. Результаты диссертационного исследования позволили нам сделать следующие выводы:
1. Анализ накопленного в педагогической науке опыта работы со слабоуспевающими детьми свидетельствует о том, что в первую очередь следует говорить о своевременном и верном обучении их практическим и интеллектуальным умениям и навыкам. В противном случае возникает педагогическая запущенность, которая неизбежно приводит к низкой успеваемости на начальных этапах обучения, а затем — к хронической неуспеваемости и деформации личностных качеств. 4»' 2. В процессе изучения программно-методических публикаций по предмету мы пришли к выводу, что формирование содержания и целей занятий, подбор заданий, а также дидактических методов и форм обучения, должен соответствовать психофизиологическим особенностям этой группы детей.
3. Изучение современного состояния системы, внеурочной работы, являющейся частью компенсирующего обучения позволило сделать вывод о том, что дети, имеющие трудности в обучении, являются умственно нормальными, однако, в развитии как познавательной, так и личностной сфер их психической деятельности, а также физиологическом строении имеются характерные особенности. v 4. В основе разработанной нами методической системы обучения слабоуспевающих младших школьников на кружковых занятиях по ДПИ и кукольному театру лежит осуществление индивидуального подхода к каждому ученику, который включает в себя: психолого-педагогическое диагностирование, составление плана коррекционной работы, индивидуальную работу с учащимися на каждом занятии.
5. Разработанные нами методические рекомендации позволяют сделать более эффективным процесс художественно-эстетического воспитания на кружковых занятиях со слабоуспевающими младшими школьниками.
6. Экспериментальная проверка предложенной системы кружковых занятий; сравнение данных констатирующего и обучающего экспериментов свидетельствуют об эффективности разработанной нами системы.
7. Предлагаемые систематические занятия положительно влияют на формирование и коррекцию трудовых умений и навыков у слабоуспевающих учащихся начальных классов. Большинство слабоуспевающих учащихся, с которыми велась специальная работа по разработанной нами системе, смогли достичь почти таких же результатов, как и хорошо успевающие учащиеся, с которыми велась обычная работа.
40 Таким образом, выдвинутая нами рабочая гипотеза (см. Введение) t полностью подтвердилась в процессе экспериментального исследования.
Несмотря на положительные результаты данного исследования, оно не решает всей проблемы художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников, поскольку само художественно-эстетическое воспитание представляет собой обширную и многогранную область в педагогике. Поэтому, предполагается, что в дальнейшем исследование может быть продолжено как в направлении совершенствования коррекционной работы, так и в направлении поиска новых форм, методов и содержания кружковой работы в рамках компенсирующего обучения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Комова, Наталья Олеговна, Орел
1. АлемаскинМ. А. О психологической характеристике трудновоспитуемых подростков. / В сб.: О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. - М.: Советская Россия, 1970. - с.83-94.
2. А л ё х и н А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. М.:Просвещение, 1984. - 160с.
3. АмиргазинК. Ж. Художественная обработка кожи и меха (содержание и методика обучения в кружках общеобразовательных школ Казахской ССР): Автореф. дис. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. М., 1984.- 15с.
4. А н а н ь е в Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-460с.
5. Бабанский Ю. А. Учёт возрастных особенностей в учебно-воспитательном процессе // Народное образование СССР. 1982. - №7. -с.106-1 И.
6. БакушинскийА. В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1929. - 384с.
7. Б а р т р а м Н. Д. Игры с масками и уборами. Со многими рисунками и двумя таблицами. M.-JL: Госиздат, 1926. - 61с.
8. Б е д а Г. В. Основы изобразительной грамоты. J1.: Учпедгиз., 1963.- 157с.
9. БелоконеваТ. Играем с куклой // Музыка в школе. 1990. -№1. - с.53-56.
10. Б е н у а А. Н. Мои воспоминания. М.: Наука, 1993. - 711с.
11. Бехтерева Н. П. Роль индивидуально преображённой памяти в механизмах нормальных и патологических реакций. / Сб. Механизмы модульной памяти. Jl-д.: Наука. 1976. - 102с.
12. Боголюбовы. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учётом индивидуального подхода: Дис. на соиск. учён, степени докт. пед. наук. М., 1993.-382с.
13. БожовичЛ. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464с.
14. БояршиноваГ. Д. В классе компенсирующего обучения. // Начальная школа. 2001. -№5. - с.89.
15. БрязгуновИ., КасатиковаЕ. Неуправляемые? // Семья и школа. -1999. №1/2. - с.12-13.
16. Васильева Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм: Дис. на соиск. учён, степени канд. пед. наук М., 1998. - 174с.
17. В е н г е р А. А., П и л ю г и н а Э. Г., В е н г.е р Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. -М.:Просвещение, 1988. 143с.
18. Владимирова Н. Сотворчество в театре детей // Искусство в школе. 1995. - №3. - с.25-30.
19. В о л к о в И. П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982.- 136с.
20. В о р о н о в В. С. Крестьянское искусство и кустарная промышленность // Вестник промышленной кооперации. 1927. - №9/14. — с.6-9
21. ВсеволодскийВ. (Гернгросс) История русского театра. / Предисл. и общ. Ред. А. В. Луначарского. Т.1. Л.-М. : Теа-кино-печать, 1929.-576с.
22. Всеволодски й-Гернгросс В. Н. Краткий курс истории русского театра. / Под ред. П. Новицкого и В. Радомысленского. -М.: Гослитиздат, 1936.-211с.
23. Всеволодски й-Гернгросс В. Н. Русская устная народная драма. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1959. - 136с.
24. Всеволодский-ГернгроссВ. Н. Русский театр. От истоков до середины XVIII в. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1957. - 262с.
25. Выготский JI. С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 479с.
26. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой. М.:Просвещение, 1967. - 360с.
27. Галкина О. Н. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению письму и рисованию в школе. / Сб. «Детский сад и школа». М.: Изд. АПН РСФСР, 1954.
28. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 118с.
29. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45с.
30. Гальперин П. Я., КабыльницкаяС. J1. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Изд-во Моск. Ун-та,1974.-101с.
31. ГорбушинаЛ. А., НиколаичеваА. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1985.- 175с.
32. Г о р е л и к И. Ф. Классы разного уровня развития // Начальная школа. 1997.-№12.
33. Гребенщикова Е. А. История дошкольной педагогики в России (хрестоматия). М.: Просвещение, 1976. - 432с.
34. Г у л ь я н ц Э. К., Б а з и к И. Я. Что можно сделать из природного материала. М.: Просвещение, 1981. - 176с.
35. Г у р е в и ч М. О., О з е р е ц к и й Н. И. Психомоторика. М., V 1930.- 174с.
36. Г у р ь е в а В. А. Социально-психиатрический анализ трудного детства. / В кн. «Дети с отклонениями в поведении». М.: ЦСПО РСФСР, 1968.
37. Г у с а к о в а М. А. Аппликация. М.:Просвещение, 1977. - 176с.
38. Д а в ы д о в В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-423с.
39. Д а в ы д о в В. В. Проблемы развивающего обучения. -М.:Педагогика, 1986.-239с.
40. Д а н и л о в М. А., Е с и п о в Б. П. Дидактика. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.
41. ДаутовМ. К. Чеканное искусство в средней общеобразовательной школе (факультативные занятия, кружки): Автореф. дис. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. М., 1979.»- 16с.
42. Д е д о к В. Р. Художественная самодеятельность как одна из форм эстетического воспитания (изобразительное искусство): Автореф. дис. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. М., 1971. - 25с.
43. Дембинский С.И., Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в средней школе. М.: Просвещение, 1977. - 335с.
44. ДеммениЕ. С. Призвание — кукольник. JL: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1986. - 197с.
45. Детская психология. / Под ред. Я.Я.Коломинского, Е.А.Панько. -Минск, 1988.-399с.
46. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. СПб.: Детство-пресс, 2000. - 244с.
47. Дифференцированный подход в воспитании и обучении дошкольников с учётом типологических особенностей. Орёл, 1983. - 22с.
48. Егорова Т. В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью: Дис. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. М., 1969. - 195с.
49. Е г р а ш и н а Е. П. О преподавании пропедевтического курса «История Отечества» в классах компенсирующего обучения. // Начальная школа. 2001. - №5. - с.89.
50. Е р ш о в а А. Размышления в лаборатории театра (О пробл. театр, образования школьников) // Искусство в школе. №3. - с. 10-12.
51. Ершова М. А. Художесвенно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке текстильных и войлочных материалов: Дис. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. -М.,1988. 279с.
52. Е ф р е м и ч е в а Н. В. Формирование и- развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: Дис. на соиск. учён, степени канд. пед. наук.-М., 1995.-230с.
53. И г н а т ь е в Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.
54. И л ь и н Е. П. Структура психомоторных способностей. // В сб. Психомоторика. / Под ред. Б.А.Ашмарина и Е.П.Ильина. Л., 1976. - с.4-22.
55. И о н и н JI. Г. Социология культуры. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 280с.
56. История зарубежной дошкольной педагогики. М.: Просвещение, 1986.-460с.
57. К а л и н и н а Н. В. Психологические особенности младших школьников с моторными нарушениями: Автореф. дис. на соиск. учён, степени канд. психол. наук. М., 1997. - 27с.
58. К а л м ы к о в а 3. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. - 95с.
59. КапланН. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1980. - 125с.
60. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. -М.: Просвещение, 1982. - 191с.
61. К а р а м а н е н к о Т. Н. Кукольный театр в детском саду. М.: Учпедгиз, I960. - 100с.
62. К о л ч е е в Ю., КолчееваН. Игровая театральная педагогика // Воспитание школьников. 1998. - №4, - 1999. - №1. - с. 19-21.
63. К о л ь ц о в а М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М.: Педагогика, 1973. - 144с.
64. К о л ь ц о в а М. М., Касаткин Н. И. Особенности условнорефлекторной деятельности человека. // В кн. Физиология высшей•f. нервной деятельности. 4.2. «Условные рефлексы и адаптивное поведение»,гл. XIV. -М.: Наука, 1970.
65. К о м а р о в а Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.:Просвещение, 1991. - 175с.
66. К о м а р о в а Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. - 142с.
67. К о м о в а Н. О. Батик искусство украшения ткани. - Орёл: типография ООИУУ, 2001. - 55с.
68. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов./Сост.Е.С.Протас. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997.160с.
69. Кондратюк В. Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. 1993. - №1. - с.70-72.
70. К о р о г о д с к и й 3. Я. Ваш театр. М.: Знание, 1984. - 80с.
71. К р у п с к а я Н. К. Избранные педагогические произведения. М., 1968.-695с.
72. КрушельницкаяО. Непоседы: (О гиперактивных детях: Советы родителям) //Семья и школа. 2000. - №3. - с.8-9.
73. К у з и н В. С. Психология: (учебник для худож. училищ) / Под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Высшая школа, 1982. - 256с.
74. К у з н е ц о в а А. Кукольный театр: от простого к сложному // Искусство в школе. 1992. - №2. - с.37-41.
75. К у з ь м и н А. И. У истоков русского театра. М.: Просвещение, 1984.- 160с.
76. Л е б е д е в а Л. Д. Арт-терапия детской агрессивности. // Начальная школа. 2001. - №2. - с.26-30.
77. Л е в и т о в Н. Д. Психологическое состояние учащихся на уроке. / В кн. «Вопросы психологии личности». М.: Просвещение, 1960.
78. Л е й т е с Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: « Педагогика, 1971.- 279с.
79. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл. -2000.-511с.
80. Л е о н т ь е в А. Н. Принципы психического развития ребёнка и проблема умственной недостаточности / В сб. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584с.
81. Л е р н е р И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.:Педагогика, 1981. 185с.
82. Л е р н е р И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64с.
83. Л и п к и н а А. И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 164с.
84. Л и п к и н а А. И., О м о р о к о в а М. И. Работа над устной речьюучащихся на уроках чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. -224с.
85. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 126с.
86. JT у р и я А. Р. Роль речи в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1958. - №5. - с.3-17.
87. Л я щ е н к о А. В. Кружки «Умелые руки» в школе. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1958. - 103с.
88. Макарова И. В. Влияние особенностей развития психомоторики на успешность начального обучения: Дис. на соиск. учён, степени канд. психол. наук. М., 2000. - 169с.
89. МенчинскаяН. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. - 220с.
90. МоисеенкоЕ. Ю., Фалеева В. А. Бисер и стеклярус в России, XVIII начала XX веков. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 255с.
91. МурачковскийН. И. Типы неуспевающих школьников: Дис. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. М., 1966. - 150с.
92. М у х и н а В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000. - 456с.
93. М у х и н К. Мимо кукол с песнями: (Пробл. дет. кукол, театров) // Детская литература. 1989. - №6. - с.55-57.
94. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Просвещение, 1991. -254с.
95. Монтессори в России. Новый взгляд / сб. статей под ред. К.Е.Сумнительного. М.: Издательский дом «Грааль», 1999. - 85с.
96. Н е б ы л и ц и н В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
97. Н е к р ы л о в а А. Ф., Г у с е в В. Е. Русский народный кукольный театр. Л.: ЛГИТМИК, 1983. - 53с.
98. Н е п о м н я щ а я Н. И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. М.: Педагогика, 1983. - 113с.
99. Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. -М.: Педагогика, 1992. 160с.
100. Николаева Н. С. Декоративные росписи Японии 16-18 веков: от Кано Эйтоку до Огата Корина. М.: Изобразительное искусство, 1989.230с.
101. Н о в и к о в a JI. И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. // Начальная школа. 2002. - №1. - с.73-74.
102. Общая психология / Сост. Е.И.Рогов. М., 1995. - 448с.
103. Основы декоративного искусства в школе. / Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина. М.:Просвещение, 1981. - 175с.
104. Павлова JI. А., Иванова Н. А. Работа классного театра кукол // Начальная школа. 1989. - №7. - с.41 -46.
105. Педагогическая энциклопедия. В 2тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608с., Т.1; 1998. - 672с., Т.2.
106. П о з д н о в а Г. П. Развитие кинестезии у детей в процессе ^ обучения труду в начальных классах: Дис. на соиск. учён, степени канд. пед.наук. JI., 1961.-260с.
107. П о з д н о в а Г. П. Формирование зрительно-моторной координации в процессе занятий ручным трудом. «Доклады АПН РСФСР», №4, 1959.
108. Постнова Н. В. Психологические особенности детей с разной успешностью в обучении: Дис. на соиск. учён, степени канд. психол. наук. -М., 1976.- 146с.
109. П о х о л к и н Г. В. трудовое воспитание учащихся средствами дкоративно-прикладного искусства (на материале школ и групп продлённого дня) : Автореф.дисс. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. М., 1978. -21с.
110. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада. / Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. СПб.: Детство-пресс, 2000. -255с.
111. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Художественные кружки / Под ред. В.И.Лейбсона, Б.П.Юсова, А.В.Щербакова. М. :Просвещение, 1981. - 288с.
112. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). М.:Просвещение, 1982. - 134с.
113. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество. М.: Просвещение, 1978. - 223с.
114. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1987. - 192с.
115. Психические особенности слабоуспевающих.школьников: (пер. с нем. И.Ломпшер, В.Шрадер, Л.Ирлитц, У.Брауне) / Пой ред. И.Ломпшера. -М.: Педагогика, 1984. 185с.
116. Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. М.: Педагогика, 1990. - 264с.
117. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальные психологические исслед. / Под. ред. В.В.Давыдова; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. - 168с.
118. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся. / Под. ред. Л.Н.Проколиенко, В.А.Татенко. Киев: Выща школа, 1989. - 252с.
119. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте: (Сб. ст.) / Под ред. Д.Б.Эльконина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 148с.
120. Психологические и психофизиологические исследования речи: (Сборник) / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Т.Н.Ушакова. М.-.Наука, 1985.-236с.
121. Психологические исследования познавательных процессов и личности: (Сб. ст.) / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Д.Ковач и др. -М.: Наука, 1983.-216с.
122. Психологические исследования творческой деятельности. / Отв. ред. О.К.Тихомиров. М.: Наука, 1975. - 253с.
123. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития: (Межвуз. сб. научн. Тр.) / Горьков. гос. пед. ин-т им. М.Горького; Отв. ред. У.В.Ульенкова. Горький: ГТПИ, 1988.- 106с.
124. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. / Под. ред. Н.А.Менчинской. М.:Педагогика, 1971. - 272с.
125. Психология младшего школьника: (Сб. ст.) / Под ред. Е.И.Игнатьева. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 336с.
126. Психология процессов художественного творчества: (Сб. ст.) / АН
127. СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, комис. комплекс, изуч. худож. творчества, ВНИИ искусствознания; Отв. ред. Б.С.Мейлах, Н.А.Хренов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. - 285с.
128. Пушкина Р.Н. Народные художественные промыслы и школа. // Школа и производство. 1976. - №1. — с.49-54.
129. Р а т т е р М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. - 420с.
130. Р о с т о в ц е в Н. Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школа рисунка. М.: Просвещение, 1982. - 240с.
131. Р о с т о в ц е в Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. - 240с.
132. Р у б и н ш т е й н С. Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. 147с.
133. Р у б и н ш т е й н С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-720с.
134. Р ы б а к о в Б. А. Язычество древней Руси. / АН СССР, Отд-ние истории, Инт-т археологии. М.: Наука, 1987. - 782с.
135. Р ы б а к о в Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. —607с.
136. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. / Под ред. Н.Н. Ростовцева. М.: Типография МГПИ, 1983. — 173с.
137. Роль искусства в развитии способностей школьников. / Под ред. Е.К.Чухман. М.: Педагогика, 1985. - 142с.
138. С а в е н к о в А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 220с.
139. С а в и н Н. В. Педагогика. М.:Просвещение, 1978. - 351с.
140. С а з о н о в Е. Ю. Театр наших детей. М.: Знание, 1988. — 96с.
141. С а к у л и н а Н. П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1965.-214с.
142. С а ц Н. И. Жизнь явление полосатое. - М.: Новости, 1991.588с.
143. С а ц Н. И. На путях к прекрасному. / (Послесл. В. Викторова). -М.: Знание, 1986.-59с.
144. С к л я р е н к о О. Азбука и история театра (в школе) // Искусство в школе. 1995. - №3. - с.22-24.
145. Славина JI. С. Знать ребёнка, чтобы воспитывать. М.: Знание, 1976.-64с.
146. С л а в и н a J1. С. Индивидуальный подход к неуспевающим инедисциплинированным ученикам. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 214с.
147. С л а в и н a JI. С. Психологические. условия повышения интеллектуальной активности учащихся 1 класса в учебной работе. //Известия АПН РСФСР, вып. 73. 1955. - 186с.
148. С л а в и н a JI. С. Трудные дети. / Под ред. В.Э. Чудновского. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-447с.
149. С м и р н о в а Н. И. Искусство играющих кукол: Смена театральных систем. — М.: Искусство, 1983. 270с.
150. С о р о к и н а А. И. Активизация деятельности учащихся на уроках ручного труда в 1-4 классах. // Советская педагогика. №4. - 1959. — с.28.
151. С т у л ь М. П. Театральная культура и творческое мышление школьника // Советская педагогика. 1989. - №4. - с.24-28.
152. С у м н и т е л ь н ы й К. Е. Как помочь ребёнку построить себя. -М.: Издательский дом «Грааль», 1999. 63с.
153. СухомлинскийВ. А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1987. - 542с.
154. Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока. / Сост. Т.Б.Митленская. М.:Просвещение, 1983.-256с.
155. Т ресковаТ. В. Изобразительное искусство в стихах. // Начальная школа. 2001. - №2. - с.31-35.
156. Т р у ш и н а И. П. Система работы школы пр предупреждению и преодолению трудновоспитуемое™ младших школьников (на опыте работы с учащимися I-IV классов): Дисс. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. -М., 1978,- 193с.
157. Театр, где играют куклы. // Я вхожу в мир искусств. Репертуарно-методическая библиотечка. 1999. - №9(25).
158. Уварова-Даниэль И. Кому придётся в пору хрустальный башмачок? // Семья и школа. 1997. -№11.- с.33-35.
159. У ш и н с к и й К. Д. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. А.И.Пискунова. — т. 1-2. М.: Педагогика, 1974. - (т.1 - 584 е.; т.2 — 438с.)
160. Ф е д я к о в Г. Давайте попробуем // Начальная школа. 1987. -№10. - с.60-61.
161. Ф л е р и н а Е. А. Игра и игрушка. / Под ред. Д.В. Меджерицкой. -М.:Просвещение, 1973. 111с.
162. Ф л е р и н а Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.:Учпедгиз, 1956. - 160с.
163. Ф л е р и н а Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. / Под ред. В.Н.Шацкой. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961.- 334с.
164. Флоренский П. О театре кукол / Предисл., публ. и примеч. В.Нехотина // Наше наследие. 1993. - №26. - с.84-86.
165. Х а ш х о ж е в А. М. Искусство керамики в средней общеобразовательной школе (кружки и факультативные занятия): Автореф. дисс. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. М., 1984. - 16с.
166. Х воростовА. С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Дисс. на соиск. учён, степени докт. пед. наук. М., 1982. - 572с.
167. Художественное творчество и ребёнок / Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М.: Педагогика, 1972. 287с.
168. Ч е б а н о в О. Н. Методические особенности обучения черчению воспитанников православных гимназий: Дисс. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. М., 2002. - 213с.
169. Ш а л я п и н Ф. И. Маска и душа. Минск: Современный литератор, 1999. - 296с.
170. Ш о р о х о в Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. - 112с.
171. Ш п и к а л о в а Т. Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Дисс. на соиск. учён, степени канд. пед. наук.-М., 1965.- 151с.
172. Э л ь к о н и н Д. Б. Избранные психологические труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. - 554с.
173. Э л ь к о н и н Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. —304с.
174. Ю р о в а Е. С. Старинные русские работы из бисера. М.: Истоки, 1995.-117с.
175. ЯлпаеваН. П. Предупреждение педагогической запущенности в младшем школьном возрасте: Дисс. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. -М., 1987.-281с.
176. Я м б у р г Е. Наши театрализованные представления // Воспитание школьников. 1987. - №3. - с.65-69.
177. А г I е t i S. Creativity. London, 1979. - p.385.
178. С г о p 1 e у A. J. Creativity. Longman, 1971. - p.121.
179. F о s t e r J. Creativity and the Teacher. Macmillan, 1971. -p.293.
180. J о n e s T. P. Creative learning in Perspective. London, 1972. - p. 115
181. L у 11 о n H. Creativity and education. London, 1969. - p.l 15.