автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Индивидуально-групповой подход в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США
- Автор научной работы
- Артемова, Алина Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Артемова, Алина Васильевна, 2006 год
Введение.
Глава 1. Историко-теоретический анализ вокального обучения в колледжах США.
1.1. Исторические и социальные основы философии музыкального образования в контексте индивидуально-группового обучения вокальному искусству.
1.2. Особенности развития певческих традиций и становление вокального образования.
1.3. Содержание и методы вокального образования в колледжах.
1.4. Характеристика систем и методик вокального обучения.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели индивидуально-группового обучения учащихся вокалу в колледжах США.
2.1. Организация и содержание констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования.
2.2. Формирующий этап экспериментального исследования и его результаты.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Индивидуально-групповой подход в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США"
Актуальность исследования. История музыкального образования и ^ развития вокального искусства воспринимается как богатый исторический процесс. Без понимания этого процесса невозможно понять успехи певческого искусства сегодняшнего дня. Нам известны многие отечественные и европейские достижения в этой области, однако новации, осуществленные в США, изучены мало. Эффективность системы, разработанной в Америке, проверена практикой - сегодня США вышли на передовой план на мировом рынке в области вокального искусства. Этот опыт заслуживает глубокого изучения.
В историческом аспекте формирования вокального искусства в США есть много общего с Россией: инструментализм пения, т.е. голос, выполняющий функцию инструмента; народно-церковная основа развития вокального, в том числе вокально-хорового искусства. Несмотря на отмеченные сходства, система музыкального вокального образования, построенная в Америке, существенно отличается от российской. В первую очередь, это касается группового подхода в процессе обучения учащихся вокалу.
Данный подход в системе российского вокального образования не является традиционным. Тем не менее, на наш взгляд, внедрение в процесс вокального обучения групповой формы в сочетании с индивидуальной позволит учащимся достичь более высоких результатов в певческой деятельности. Индивидуально-групповой подход утвердился в теории и практике отечественного образования как организация учебного процесса в группе с учетом индивидуальных особенностей учащихся (способностей, уровня умений, навыков и др.) в рамках общих задач и содержания образования (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин и др.). Так как в американской и российской музыкально-педагогической практике ощущается явный недостаток исследований индивидуально-группового подхода в системе вокального образования, необходимо осуществление его теоретического обоснования и разработки инновационной модели индивидуально-группового обучения учащихся вокалу в колледжах США. Этим и обусловлена актуальность проблемы исследования.
Степень изученности проблемы
Вокальная культура США в ее многообразии очень объемна, тем не менее, американская система вокального образования, даже при сегодняшнем изобилии информации, в России изучена мало. Практически отсутствуют исследования, связанные с различными системами и методами преподавания вокала в американских образовательных учреждениях. Среди немногих известных работ можно назвать труд Кристины Линклэйтер (перевод Л.Соловьевой) о специфике развития голосового аппарата и об освобождении дыхания, и книгу С. Риггза, знакомящую с оригинальной системой вокально-технических упражнений.
Специального научного исследования проблемы индивидуально-группового подхода в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США не проводилось.
Формированию историко-философских и психолого-педагогических основ исследования способствовали работы Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, В. Соловьева, П.А. Флоренского, посвященные проблеме творческой реализации личности; ведущие идеи философии музыкального образования, разработанные учеными США Б. Бэрроу, Е. Германн, Дж. Дьюи, А. Дюпуи, Дж.А. Лабутой, А. Липманом, В. Раймером, Д.А. Смит; исследования А.А. Аронова, А. Григорьева, П.С. Гуревича, Л.С. Зориловой, Л.Г. Ионина, А. Кармина, Л.А. Рапацкой, Г. Рикерта, С. Франка, А. Швейцера, раскрывающие духовно-нравственные и культурологические аспекты образования; психологические концепции С. Лангера, А. Маслоу, Е.
Ристад, Б. Скиннера; педагогические идеи Дж. Брунера, У. Карнохана, И. Песталоцци, К. Уэра.
Большое влияние на наше исследование оказали научные труды JI.JL Бочкарева, JI.C. Выготского, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Г.М. Цыпина, посвященные психологии искусства и музыкальной психологии; работы Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.Н. Холоповой, освещающие различные аспекты развития музыкального искусства; исследования в области педагогики музыкального образования Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, JT.C. Майковской, J1.JI. Надировой, Е.В. Николаевой, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой; разработки американских ученых и музыкантов-педагогов Э. Андреаса, У. Веннарда, Т. Кливленда, X. Носуорзи.
В Российской музыкально-педагогической литературе накоплен большой материал по отечественной практике вокального обучения и воспитания. Теоретические и методические вопросы обучения вокалу отражены в работах Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, В.П. Морозова, Т.Н. Овчинниковой, Д.Е. Огородного, Р. Юссона, А.С. Яковлевой.
Различные аспекты вокально-хоровой подготовки представлены в исследованиях Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, В.И. Закутского, B.JI. Живова, Е.М. Малининой, М.А. Медведевой, К.Б. Птицы, В.Г. Соколова, Г.А. Струве, Г.П. Стуловой, В.К. Тевлиной. Индивидуально-групповая форма обучения вокалу учащихся музыкально-педагогических факультетов высших учебных заведений освещена в диссертационной работе Е.А. Серебряковой.
Основополагающими работами для теоретико-методического обоснования нашего исследования явились вокально-педагогические разработки американских ученых X. Носуорзи, Дж. Пейтона, Г. Картер, которые освещают групповой подход в вокальном образовании; труды У. Веннарда, А. Кристи, Дж. Пейтона, посвященные изучению особенностей строения и функционирования голосового аппарата; работы по методике обучения вокалу в колледжах Б. Бейлза, Д. Шмитт, а также оригинальные системы и методы развития голосов Г. Картер, А. Кристи, X. Носуорзи, С. Риггза, К. Уэр.
Важными для нас явились работы, посвященные интерпретации музыкальных произведений и сценическому исполнению М. Бина, Р. Калдуэлла, С. Эммонса; особенностям работы над дикцией Д. Адамса, К. Адлера, И. Гранделла, П. Делаттра, С. Кеньона, Б. Коффина, Р. Эдвина.
Полезными представились также труды о вокальной терапии и здоровье голоса Ф. Бродница, Д. Буна, Г. Гарднера и Р. Саталова.
Объект исследования: музыкальное воспитание учащихся в колледжах США.
Предмет исследования: процесс освоения вокального искусства учащимися колледжей США на основе индивидуально-группового подхода.
Цель исследования: теоретико-методическое обоснование индивидуально-группового подхода в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США и апробация эффективной методики.
Задачи исследования:
• выявить особенности системы музыкального (в том числе, вокального) образования Америки и ее общие черты с европейскими вокальными школами;
• проанализировать некоторые традиционные системы развития вокальных голосов, созданные ведущими педагогами и учеными Америки, а также методы преподавания вокальных дисциплин в колледжах США;
• выявить сходства и различия, а также положительные и отрицательные стороны группового и индивидуального обучения вокалу;
• определить педагогические условия обучения вокалу учащихся колледжей на основе индивидуально-группового подхода;
• построить и экспериментально проверить инновационную модель индивидуально-группового обучения вокалу учащихся в колледжах США.
Гипотеза исследования
Применение индивидуально-группового подхода в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США повысит его эффективность, если будут: определены историко-теоретические основы вокального образования и певческих традиций Америки; осуществлено обоснование индивидуально-группового подхода с позиций философии, психологии и педагогики музыкального образования; выявлены педагогические условия индивидуально-группового обучения вокалу; разработана инновационная модель индивидуально-группового обучения вокалу.
Методологическую основу исследования составили философско-эстетические идеи, впервые сформулированные А. Баумгавртеном о значении эстетического опыта; исторические и историко-философские исследования искусства, культуры и общества о значении группового и индивидуального начал в развитии общества (JI. Бариц, Г. Рикерт, Р. Маршалл, Р. Хофштадер, А. Швейцер и др.) ; ведущие идеи философии музыкального образования (в том числе идеи о практическом применении эстетического опыта и путях развития музыкального образования), разработанные учеными США Б. Бэрроу, Е. Германн, Дж. Дьюи, А. Дюпуи, Дж. А. Лабутой, А. Липманом, В. Раймером, Д. А. Смит.
Теоретической основой исследования явились психологические концепции поведения ("Behavioral Theories") Р. Колдуэлла, С. Лангера, А. Маслоу, Ж. Пьяже, Е. Ристад, Б. Скиннера, Дж. Уотсона; педагогические системы: "Cognitive Development" Дж. Брюнера, "Multiple Intelligence" X. Гарднера, У. Канохана; «знания через опыт» И. Песталоцци; исследования и разработки американских ученых и музыкантов-педагогов в области педагогики и психологии (Дж. А. Лабута, С. Лангер, Д. Смит, Р. Тайлер и др.); исследования в области педагогики музыкального образования (Дж. Кин, Л. Кремин, Д. Смит, А. Эфланд и др.) и художественного исполнительства (Б. Бейлз, Л. Мейер, Дж. Мур, С.Х. Раппопорт), научные труды, посвященные изучению особенностей строения и функционирования голосового и дыхательного аппарата (о певческой осанке и балансе тела -Ф. Александер, об особенностях певческого резонанса и работе над дыханием - У. Веннард, X. Гюнтер, К. Линклейтер, В. Морозов, Т. Кливлент, А. Кристи, Дж. Пейтон); работы, освещающие различные методики обучения вокалу в колледжах (о групповом обучении — А. Кристи, X. Носуорзи, Ф. Пейтон, Дж. Смит); оригинальные методы и системы развития голосов (Б. Бейлз, Г. Картер, А. Кристи, X. Носуорзи, С. Риггз, К. У эр и др.).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились следующие колледжи штата Калифорния (США): Голденвест колледж, Лонг Бич Государственный колледж, Санта Ана колледж. Методы исследования: • исторический, сравнительный, системный анализ научных трудов по проблеме исследования;
• обобщение передового педагогического опыта в области вокального образования; анализ результатов и обобщение собственного опыта работы в качестве преподавателя вокала в колледжах США;
• анкетирование, тестирование, интервьюирование студентов;
• педагогическое наблюдение и педагогические беседы;
• диагностика уровней сформированное™ знаний, умений и навыков студентов певческой деятельности;
• педагогический эксперимент;
• статистическая обработка результатов экспериментального исследования.
Этапы исследования
На первом этапе (1995-1999 гг.) изучался эмпирический опыт работы по проблеме исследования; формулировались его основные методологические характеристики; осуществлялся анализ философской, исторической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и методической литературы; разрабатывались методолого-теоретические основы исследования. В ходе констатирующей опытно-экспериментальной работы выявлялось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике (проведено социологическое исследование, в котором приняло участие 900 респондентов); разрабатывалась методика диагностики уровней сформированности знаний, умений и навыков у учащихся вокальных классов в певческой деятельности.
На втором этапе (1999-2004 гг.) разрабатывалась инновационная модель, основанная на индивидуально-групповом подходе в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по ее внедрению в учебный процесс колледжей Южной Калифорнии. Диагностировался уровень сформированности знаний, умений и навыков студентов в певческой деятельности, проводилось их тестирование и анкетирование. В педагогическом эксперименте участвовало 52 студента вокальных классов Голдевест колледжа (Хантингтон Бич, Калифорния).
На третьем этапе (2004-2005 гг.) систематизировался материал, полученный в ходе формирующего эксперимента, проводилась обработка полученных данных, уточнялись теоретико-методические выводы и рекомендации по внедрению индивидуально-группового метода вокального обучения в педагогический процесс, подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• выявлена роль народных и духовно-религиозных истоков в развитии вокальных традиций Америки;
• обнаружена преемственность культурно-исторических и музыкальных связей между европейскими странами, Россией и США;
• выявлены исторические корни происхождения и развития певческой культуры и системы музыкального (в том числе, вокального) образования в Америке, отмечены ее особенности и некоторые общие черты с европейскими вокальными школами;
• специальному научно-педагогическому анализу подвергнут опыт вокального обучения учащихся в условиях колледжей США;
• разработана инновационная модель индивидуально-группового обучения вокалу учащихся колледжей США.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
• предложен и теоретически обоснован новый подход в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США, основой которого является индивидуально-групповая форма обучения;
• определены педагогические условия обучения вокалу на основе индивидуально-группового подхода (учет возрастных и и психологических особенностей личности; использование современных вокальных технологий; актуализация артистических способностей, умений и навыков учащихся; создание ситуации успеха в условиях применения различных вокальных систем и методов);
• выявлены сущность, структура и содержание процесса формирования готовности учащихся к певческой деятельности в условиях индивидуально-групповых занятий вокалом в колледжах США. Практическая значимость исследования:
• разработанная модель индивидуально-группового обучения вокалу может быть востребована в учебных заведениях как Америки, так и России;
• содержащиеся в диссертации теоретические материалы, предлагаемые методы и способы работы в вокальном классе, рекомендации могут быть использованы в практической деятельности преподавателей вокала;
• материалы диссертационного исследования представляют собой основу для разработки курсов повышения квалификации преподавателей вокала в средних и высших специальных учебных заведениях, а также преподавателей, работающих в системе дополнительного музыкального образования;
• данное диссертационное исследование будет способствовать дальнейшему совершенствованию процесса обучения и воспитания вокалистов.
Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в научных публикациях и выступлениях автора на Международных научно-практических конференциях в г. Лос-Анджелесе (1998 г.), г. Лонг-Биче (2000 г., 2003 г.), г. Сан-Диего (2004 г.), г. Москве
2004 г.); на кафедре музыкального образования МГУКИ, на вокальном отделении Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных.
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс колледжей Калифорнии - Голденвест колледжа, Государственного колледжа Лонг Бич, колледжа Санта Ана (Южная Калифорния), в учебный процесс музыкального факультета МПГУ, вокального отделения Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются наличием в исследовании соответствующей его цели и задачам методологической базы, системы исследовательский процедур, опытно-экспериментальной работой, количественным и качественным анализом ее результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Научно-теоретическое и методическое обоснование индивидуально-группового подхода в процессе вокального обучения учащихся колледжей США.
2. Инновационная модель индивидуально-группового обучения вокалу учащихся колледжей США, которая предполагает: формирование готовности учащихся к певческой деятельности в классе вокала на основе реализации ее мотивационного, содержательного и операционального компонентов; адекватное отражение музыкальных интересов и потребностей учащихся; взаимную психологическую поддержку учащихся; качественно новый уровень контроля и самоконтроля в процессе обучения вокалу; создание благоприятных условий для активного участия учащихся в творческом процессе, включающем самообучение (анализ собственных ошибок и достижений на основе видеозаписи); практику публичных выступлений в студенческой аудитории (преодоление сценического волнения); сочетание индивидуально-группового обучения вокалу с различными видами певческой деятельности учащихся вне класса (с пением в хоре, в ансамбле, с канторской работой в церкви, участием в музыкальных шоу и т.п.).
3. Педагогические условия индивидуально-группового обучения вокалу, способствующие эффективности педагогического процесса (учет возрастных и психологических особенностей личности; использование современных вокальных технологий; актуализация артистических способностей, умений и навыков учащихся; создание ситуации успеха в условиях применения различных вокальных систем и методов).
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, содержащей научные труды по теме исследования.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Заключение
Проведенное исследование, позволило нам сделать следующие основные выводы:
1. В ходе изучения теоретической литературы и знакомства с музыкальным наследием США выявлена роль народных и духовно-религиозных истоков в развитии вокальных традиций Америки; обнаружена преемственность культурно-исторических и музыкальных связей между европейскими странами, Россией и США; освещены оригинальные пути создания и развития американской системы вокального образования, ее философские и психолого-педагогические основы.
2. Специальному научно-педагогическому анализу подвергнут опыт вокального обучения в условиях колледжей США, а также традиционные, в том числе уникальные, системы и методы развития вокальных голосов, созданные ведущими педагогами и учеными Америки.
3. Предложен и теоретически обоснован новый подход в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США, основой которого является индивидуально-групповая форма обучения.
4. Разработана инновационная модель индивидуально-группового обучения вокалу учащихся колледжей, которая предусматривает: формирование готовности учащихся к певческой деятельности в классе вокала на основе реализации ее мотивационного, содержательного и операционального компонентов; адекватное отражение музыкальных интересов и потребностей учащихся; взаимную психологическую поддержку учащихся; качественно новый уровень контроля и самоконтроля в процессе обучения вокалу; создание благоприятных условий для активного участия учащихся в творческом процессе, включающем самообучение (анализ собственных ошибок и достижений на основе видеозаписи); практику публичных выступлений в студенческой аудитории (преодоление сценического волнения); сочетание индивидуально-группового обучения вокалу с различными видами певческой деятельности учащихся вне класса (с пением в хоре, в ансамбле, с канторской работой в церкви, участием в музыкальных шоу и т. п.).
5. Определены педагогические условия обучения вокалу на основе индивидуально-группового подхода (учет возрастных и психологических особенностей личности; использование современных вокальных технологий; актуализация артистических способностей, умений и навыков учащихся; создание ситуации успеха в условиях применения различных вокальных систем и методов).
6. Выявлены структура и содержание процесса формирования готовности учащихся к певческой деятельности в условиях индивидуально-групповых занятий вокалом в колледжах США.
7. В ходе практической работы выявлены преимущества и недостатки группового и индивидуального методов обучения вокалу. На основании опыта работы в колледжах Калифорнии, его анализа и обобщения, сделан вывод о том, что индивидуально-групповое обучение вокалу имеет свои преимущества при правильной организации процесса и использовании современных технологий. Оно способствует общему, музыкальному, вокальному развитию учащихся, повышает уровень вокальной подготовки, учит критически слушать музыку и размышлять о ней, помогает развитию основных певческих умений и навыков, знакомит с вокальным репертуаром в его жанровом многообразии.
8. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы уровень вокальной подготовки студентов улучшился у большинства обучавшихся, увеличилось число студентов, участвующих в различных хоровых коллективах, ансамблях, постановках студенческого музыкального театра. Общий уровень вовлечения студентов в различные виды музыкальной деятельности также повысился.
9. Индивидуально-групповые занятия по вокалу с использованием разработанной и описанной в данном исследовании инновационной модели могут быть рекомендованы в дополнение к индивидуальным урокам, и будут способствовать совершенствованию вокальной подготовки учащихся музыкальных (и не только музыкальных) колледжей России.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Артемова, Алина Васильевна, Москва
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. муз. фак. высш. пед уч. заведений /Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: «Академия», 2004 - 336 с.
2. Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1965. 17 с.
3. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса.: Учеб пособие.-М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1985. 59 с.
4. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении, воспитании, образовании. — М.- Л.: Музыка, 1965 — 151 с.
6. Бердяев Н. Философия свободы. Харьков: «Фолио», М.: «АСТ», 2002. - 733 с.
7. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей //Вопросы психологии. 1975. № 1.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 341 с.
9. Григорьев А.А. Искусство и нравственность. — М.: Современник, 1986.-350 с.
10. Гуревич П.С. Философия человека. Часть I. М.: ИФРАН, 1999. - 221 с.
11. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004.368 е., нот, ил.
12. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж: Учебное пособие.-СПб.: Лань,1997.- 190 с.
13. Живов В.В. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. М.: ВЛАДОС, 2003. - 270 с.
14. Закутский В.И. Хоровое творчество. М.: Всероссийское музыкальное общество, 1993. - 195 с.
15. Зорилова JT.C. Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России. Монография. -М.: МГУКИ, 1997. 182 с.
16. Ионин JI.C. Социология культуры. М.: Логос, 1998. - 280 с.
17. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.
18. Кармин А.С. Основы культурологи. СПб.: Лань, 1997. - 512 с.
19. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. М.: Сов. композитор, 1957.-272 с.
20. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - 944 с.
21. Магомаев М. Великий Ланца. М.: Музыка; Шур, 1993. - 208 е., ил.
22. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие. -Изд. 2-е, допол. М.: МГУКИ, 2005. - 68 с.
23. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка, 1967. - 88 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность. М.-СПб.: ПИТЕР, 2003 - 352 с.
25. Медведева М.А. Система упражнений для формирования певческих навыко у детей 5-7 лет. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М.,1986. -25 с.
26. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-266 с.
27. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед уч. заведений /Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: «Академия», 2002. - 272 с.
28. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002. 496 е., илл.
29. Надирова Л.Л. Струны общности: теоретические основы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: монография. ВГПУ, 1999. - 316 с.
30. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-381 с.
31. Николаева Е.В. История музыкального образования. Древняя Русь: Конец X середина XVII столетия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003 - 208 е.: ил.: ноты.
32. Овчинникова Т.Н. Хор //Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. М.: Просвещение, 1986. С. 68103.
33. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: Музычна Украина, 1989. - 163 с.
34. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 1997.-384 с.
35. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед уч. заведений /Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. М.: «Академия», 2003 - 368 с.
36. Птица К.Б. О музыке и музыкантах: Сборник статей. М.: «ИЧП» «Мистикос Логинов». - 1995. - 438 с.
37. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М.: ВЛАДОС, 1996. -192 е., илл.
38. Раппопорт С.Х. О вариантной множественности исполнительства //Музыкальное исполнительство. М., 1972. - Вып. 7.
39. Серебрякова Е.А. Индивидуально-групповая форма вокальной подготовки студентов музыкальных факультетов. Автореф. дис. канд. наук.-М. ,2005.-21 с.
40. Современные технологии работы хормейстера по формированию певческой культуры /Ред. Киреева Л.Ю., Сорокина В.А. Ульяновск:
41. Управление образования администрации Ульяновской области, 2002. -35 с.
42. Соколов В.Г. Работа с хором. М.: Музыка», 1967. - 227 с.
43. Соловьев В. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999.-912 с.
44. Старчеус М.С. Слух музыканта М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2003. - 640 с.
45. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению. М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1988. - 68 с.
46. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М.: Прометей, 1992. 272 с.
47. Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа //Музыкальное воспитание /Сост. О.А. Апраксина. Вып. 15. - М., 1982. С. 43-77.
48. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Воронеж, 1998. - 538 с.
49. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Сов. композитор, 1971. - 619 с.
50. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: «Прогресс», 1993.-324 с.
51. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: Науч. метод. Центр МГК им. П.И. Чайковского, 1994. - 258 с.
52. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта в поисках смысла.-М., 1999.-231 с.
53. Цыпин Г.М. Музыкальное исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001.-318 с.
54. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. М.: Прометей, 2001. - 424 с.
55. Юрлов А.А. Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора // Александр Юрлов. Статьи и воспоминания. Материалы. М., 1983.
56. Юссон Р. Певческий голос. -М., 1974.
57. Яковлева А.С. Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия. М., 1999.
58. Adams, David. A Handbook of Diction for Singers: Italian, German, French. New York: Oxford University Press, 1999.
59. Adler, Kurt: The Art of Accompanying and Coaching. Minneapolis, University of Minnesota Press, 1965.
60. Adler, Kurt. Phonetics and Diction in Singing: Italian, French, Spanish, and German. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1967.
61. Alderson, Richard. Complete Handbook of Voice Training. West Nyack, NY: Parker Publishing Co., 1979.
62. Alexander, F.M. The Use of the Self. Long Beach, CA: Centerline Press, 1984.
63. Andreas, Esther, and Robert M. Fowells. The Voice of Singing. New York: Carl Fischer Inc., 1970.
64. Appleman, Ralph D. The Science of Vocal Pedagogy. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1975.
65. Ardoin, John. "Bernac's Wisdom Shared at SMU," Dallas Morning News, 1973.
66. Baritz, Loren. The Good Life: The Meaning of Success for the American Middle Class. New-York: Harper and Row, 1990.
67. Barlow, Wilfred. The Alexander Principle. London: Orion Books Ltd., 2001.
68. Barrow, R., R. Woods. An Introduction to Philosophy of Education. New York: Routledge, 1988.
69. Bartholomew, Wilmer Т. "The Paradox of Voice Teaching". J. Coust. Soc. of Am., 11: 1940.
70. Bairstowe, Edward C. and H. Plunket Greene: Singing Learned from Speech. London, Macmillan & Co., Ltd., 1946.
71. Bean, Matt. "Performance Technique for Singers: Bringing the Song to Life, Part 2: The Two Halves," Journal of Singing 54.2 (1997): 39-42.
72. Bernac, Pierre. The Interpretation of French Song. New York: Praeger, 1970.
73. Boardman, Susan D. "Vocal Training for a Career in Musical Theater: The Art Form," The NATS Journal 48.3 (1992): 4-7.
74. Boardman, Susan D. "Vocal Training for a Career in Musical Theater: Pedagogical Goals," The NATS Journal 48.4 (1992): 11-13, 51.
75. Boardman, Susan D. "Vocal Training for a Career in Musical Theater: A Pedagogy," The NATS Journal 49.1 (1992): 8-15, 47-48 B.
76. Boone, D. The Voice and Voice Therapy. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1983.
77. Brodnitz, Friedrich S. Keep Your Voice Healthy. New York, Harper & Bros., 1953.
78. Brodnitz, Vocal Rehabilitation. Rochester, Minn., Whiting Press, Inc., 1959.
79. Brown, W.E. Vocal Wisdom: Maxims of Giovanni Battista Lamperti (enlarged ed.) Boston, Mass.: Crescendo Publishing, 1973.
80. Bruner, Jerome S. The Process of Education. Cambrige, MA: Harvard University Press, 1977.j
81. Bunch, Maribeth. Dynamics of the Singing Voice. 2 . ed. New York: Springer-Verlag, 1993.
82. Calain-Germain, B. Anatomy of Movement. Seattle, WA: Eastland Press, 1993.
83. Caldwell, Robert. The Performer Prepares. Redland, WA: Caldwell Publishing, 1990.
84. Conable, Barbara. The Structures and Movement of Breathing. Chicago: GIA Publications, 2000.
85. Callaghan, Jean. "The Implications of Voice Science for Voice Pedagogy: The Singer's Formant," The NATS Journal 50.5 (1994): 5-8.
86. Carnochan, W.B. The Battleground of the Curriculum: Liberal Education and American Experience. Stanford, С A: Stanford University Press, 1993.
87. Carter, Henrietta. "Vocal Warm-ups and Vocalises" Huntington Beach, С A., Goldenwest College Publication, 2003.
88. Crandall, I.B. "A Dynamical Study of the Vowel Sounds", Bell System Technical J., 60: 1924.
89. Christiansen, Olef. Solo and Ensemble Singing. NATS Bull., Feb. 1965.
90. Christy, Van A. Expressive Singing Song Anthology. 3d ed., 2 vols. Dubuque, Iowa: William C. Brown.
91. Christy, Van A. Expressive Singing Song Anthology. Rev. by J.G. Paton, 5th ed. Dubuque, Iowa: William C. Brown, 1990.
92. Christy, Van A., and John G. Paton. Foundations in Singing. 6th ed. Madison, WI: Brown & Benchmark, 1997.
93. Cleveland, Thomas F. "Voice Pedagogy for the Twenty-First Century: Physiological and Acoustical Basis for Vocalises Relating to Subglottal Pressure," The NATS Journal 49.2 (1992): 25-26.
94. Cleveland, Thomas F. "Voice Pedagogy for the Twenty-First Century: Toward a Theory of Voice Classification, Part I," The NATS Journal 49.3 (1993): 30-31.
95. Cleveland, Thomas F. "Voice Pedagogy for the Twenty-First Century: Voice Classifications, Part II: The NATS Journal 49.4 (1993): 37-40.
96. Cleveland, Thomas F. "Voice Pedagogy for the Twenty-First Century: The Importance of Range and Timbre in the Determination of Voice Classification," The NATS Journal 49.5 (1993): 30-31.
97. Cleveland, Thomas F. "Voice Pedagogy for the Twenty-First Century: Vocal Fold Valving Continuum," The NATS Journal 50.4 (1994): 39-40.
98. Cleveland, Thomas F."Voice Pedagogy for the Twenty-First Century: An Overview of Laryngeal Function in Different Singing Styles," The NATS Journal 51.2 (1994): 37-38.
99. Cleveland, Thomas F. "Voice Pedagogy for the Twenty-First Century: "Why Does My Voice Sound So Different on the Tape from the Way It Sounds to Me?" The NATS Journal 51.4 (1995): 55-46.
100. Clippinger, D.A. The Clippinger Class-Method of Voice Culture. Bryn Mawr, PA: Oliver Ditson Co., 1932.
101. Cohen, Ted, and Paul Guyer. "Introduction to Kant's Aesthetics: from Essays in Kant's Aesthetics." In Aesthetics: A Critical Anthology, ed. Gearoge Dickie, Richard Scalafan, and Ronald Roblin, 306-314. New York: St, Martin's Press, 1989.
102. Coffin, Berton. The Singer's Repertoire. 5 vols. New Brunswick, NJ: Scarecrow Press, 1956-1962.
103. Coffin, Berton. Phonetic Readings of Songs and Arias. Boulder, CO: Pruett Press, 1964.
104. Coffin, B. & Singer, W. Program Notes for the Singer's Repertoire. Vol 5. New Brunswick, NJ: Scarecrow Press, 1962.
105. The Sounds of Singing, Boulder, CO: Berton Coffin, 1976.
106. Cooke, Deryck. The Language of Music. Oxford: Oxford University Press, 1959.
107. Cooper, M. Modern Techniques of Vocal Rehabilitation. Springfield, 111.: Charles C. Thomas, 1973.
108. Cox, Glennis Н. "Applying 'Inner Game' Strategies to the Art of Singing," The NATS Journal 51.2 (1995): 13-16.
109. Dalhaus, Carl. Esthetics of Music. Trans. William Austin; reprint, Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1989.
110. Dalhaus, Carl. The Idea of Absolute Music. Trans. Roger Lustig. Chicago, IL. University of Chicago Press, 1989.
111. DeAlcantara, Pedro. Indirect Procedures, A Musician's Guide to the Alexander Technique. New York: Oxford Press, 1997.
112. Delattre, Pierre. "Vowel Color and Voice Quality". NATS Bull., Oct. 1958.
113. Dewey, John. Art As Experience. New York: G.P. Putnam's Sons 1934; reprint, New York: Perigee Books, 1980.Dorland, W.A. Newman. Dorland's Illustrated Medical Dictionary. 23d ed. Philadelphia, PA: W.B. Saunders Company, 1957.
114. Doscher, B. The functional Unity of the Singing Voice. 2d ed. Metuchen, NJ.: Scarecrow Press, 1988, 1994.
115. Dupuis, Adrian M. Philosophy of Education in Historical Perspective. Lanham, MD: University Press of America, 1985.
116. Eaton, Marcia Muelder. Basic Issues in Aesthetics. Belmont, С A: Wadsworth Publishing Company, 1988.
117. Edwin, Robert. "The Bach to Rock Connection: Actors Who Sing," The NATS Journal 49.1 (1992): 33, 46.
118. The Bach to Rock Connection: The Falsetto Is for Real, The NATS Journal 50.3 (1994): 47-48.
119. The Bach to Rock Connection: Diction- Standards and Double Standards, The NATS Journal 51.2 (1994): 43-44.
120. Emmons, S. & Sonntag, S. The Art of the Song Recital. New York: Schirmer Books, 1979.
121. Espina, N. Repertoire for the Solo Voice. Metuchen, NJ: Scarecrow Press, 1977.
122. Fairbanks, Grant. Voice and Articulation Drillbook. New York, Harper & Bros., 1937.
123. Falkner, Sir Keith, et al. Voice. London: Kahn & Averill, 1994.
124. Fields, Victor A. Foundations of the Singer's Art. 2d ed. New York: NATS, 1984.
125. Fields, Victor A. Training the Singing Voice. 6th ed. New York and London: King's Crown Press, 1962.
126. Friedberg, R. American Art Song and American Poetry: Vol. 1, America Comes of Age; Vol.2, Voices of Maturity; Vol. 3, The Century Advances. Metuchen, NJ: Scarecrow Press, 1981.
127. Froeschels, Emil. "Hygiene of the Voice". Arch. Otolaryng., 38: 1943.
128. Fry, D.B. The physics of Speech. Cambridge University Press, 1992.
129. Fuchs, Viktor. The Art of Singing and Voice Technique, New York, London House & Maxwell, 1964.
130. Gelineau, P. Understanding Music Fundamentals, 2d ed. New York: Prentice Hall, 1992.
131. Garcia, Manuel. Hints on Singing. Trans. Beata Garcia. New York: Schubarth & Co., 1894.
132. Gardiner, J. A Guide to Good Singing and Speech. Boston, Mass.: Crescendo Publishing, 1968.
133. Glenn, Ethel C., Phillip J. Glenn, and Sandra Forman. Your Voice and Articulation. 3d ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1993.
134. Gray, Henry, and H.V. Carter. Gray's Anatomy. London: The promotional Reprint Company Limited, 1991.
135. Greene, H.P. Interpretation in Song. London: MacMillan (2d ed., 1956) New York: St. Martin's Press, 1912.
136. Hammar, R. Singing, an Extension of Speech. Metuchen, NJ: Scarecrow Press, 1978.
137. Harlow, B. You the Singer. Chapel Hill, N.C.: Hinshaw Music, 1985.
138. Henderson, L.B. How to Train Singers. 2d ed. West Nyack, NY: Parker Publishing, 1991.
139. Hermann, Evelyn. Shinichi Suzuki: The Man and His Philosophy. Athens, OH: Ability Development Associates, 1981.
140. Hines, J. Great Singers on Great Singing. New York: Simon & Schuster, 1974.
141. Hofstadter, Richard. Anti-Intellectualism in American Life. New-York, Vintage Books, 1964. Holmes, F. Lincoln D. A Handbook of Voice and Diction. New York, Appleton-Century-Crofts, 1940.
142. Husler, Fredrick, and Yvonne Rodd-Marling. Singing: The Physical Nature of the Vocal Organ; A Guide to the Unlocking of the Singing Voice. London, Faber and Faber, Ltd., 1965.
143. Husson, Raoul. "Special Physiology in Singing With Power". NATS Bull., Oct. 1957.
144. Judson, Lyman Spicer, and Andrew Thomas Weaver. Voice Science, New York, F.S. Crofts & Co., 1942.
145. Jones, F. Alexander Technique: Body Awareness in Action. New York: Schocken Books, 1979.
146. Kagen, Sergius. On Studying Singing. New York, Rinehart, 1950, (now in Dover edition).
147. Kantner, Claude Edgar, and Robert William West. Phonetics, an introduction to the principles of phonetic science from the point of view of English speech." New York, F.S. Crofts & Co., 1942.
148. Keene, James A. A History of Music Education in the United States. Hanover, NH: University Press of New England.
149. Kenny, James. Becoming a Singing Performer. Dubuque, IA: Wm. C. Brown Publishers, 1987.
150. Kenyon, John Samuel. American Pronunciation: a textbook of phonetics for students of English. Ann Arbor, Mich., G. Wahr Publishing Co., 1932.
151. Kimball, Carol. SONG: A Guide to Style and Literature. Redland, WA: Caldwell Publishing, 1996.
152. Labuta, Joseph A. and Deborah A. Smith. Music Education: Historical Contexts and Perspectives. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1997.
153. Ladefoged, P., M.H. Draper and D. Whitteridge. "Syllables and Stress". Misc. Phonet., 3: 1958.
154. Lamperti, Francesco. The Art of Singing, translated by J.C. Griffith. New York, G. Schirmer, Inc., Vol. 1587, undated, (reprinted and translated, 1877).
155. Lamperti, Giovanni B. Vocal Wisdom. New York: Taplinger Publishing Co., 1957.
156. Langer, Susanne K. Feeling and Form. New York: Charles Scribner's Sons, 1953.
157. Langer, Susanne K. Philosophy in a New Key. 3rd ed. Cambridge: Harvard University Press, 1957.
158. Lehmann, L. Eighteen Song Cycles: Studies in Interpretation. New York: Praeger, 1972.
159. Lehmann, L. More Than Singing. New York: Boosey-Hawkes, 1945.
160. Lessac, A. The Use and Training of the Human Voice. 2d ed. New York: Drama Book Specialists, 1967.
161. Lindsley, Charles E. Fundamentals of Singing for Voice Classes. Belmont, CA: Wadsworth Publishing Co., 1985.
162. Linklater, K. Freeing the Natural Voice. New York: Drama Book Specialists, 1976.
163. Lippman, Edward. A History of Musical Aesthetics. Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 1992.
164. MacDonald, Glynn. Illustrated Elements of Alexander Technique. London: Element, 2002.
165. Mabry, Sharon. "New Directions: The Deciphering Process- Vocal Coloration," Journal of Singing 52.3 (1996): 65-66.
166. Mark, Michael and Charles L. Gary. A History of American Music Education. New-York: Schirmer Books, 1992.
167. Marshall, M. The Singer's Manual of English Diction, New York: G. Schirmer, 1953.
168. Marshall, Ray and Mark Tucker. Thinking for a Living: Education and the Wealth of Nations. New-York: Basic Books, 1992.
169. Mason, Robert M., and Willard R. Zemlin. "The Phenomenon of Vocal Vibrato." NATS Bull., Feb. 1966.
170. Maurice, Glenda. "Some Personal Thoughts on Artistry," Journal of Singing 53.4 (1997): 7-10.
171. McClosky, D.B. Your Voice at Its Best. Plymouth, Mass.: The Memorial Press, 1972.
172. Meister, B. An Introduction to the Art Song. New York: Taplinger Publishing, 1980.
173. Metfessel, Milton. "The Vibrato in Artistic Voices". University of Iowa Studies in the Psychology of Music. Iowa City, Iowa, 1932.
174. Miller, K.E. Principles of Singing. 2d ed. Englewood Cliffs, NJ.: Prentice Hall, 1990.
175. Miller, K.E. The Structure of Singing. New York: Schirmer Books, 1986.
176. Monahan, B.J. The Art of Singing: A Compendium of Thoughts on Singing Published between 1777 and 1927. Metuchen, NJ: Scarecrow Press, 1978.
177. Moore, G. Singer and Accompanist. New York: Macmillan, 1954.
178. Moriarty, John. Diction. Boston, MA: Schirmer Music Co., 1975.
179. Nelson, S., and Blades-Zeller, E. Singing with Your Whole Self: The Feldenkrais Method and Voice. Rochester, NY: Inspiration Press, 2000.
180. Nosworthy, Hedley. Simply Singing. Thomson Learning. 2005.
181. Pleasants, H. The Great Singers: From the Dawn of Opera to Our Own Time. New York: Simon & Schuster.
182. Rama, S., Ballantine, R., & Hymes, A. The Science of Breath: A Practical Guide. Honesdale, Pa: Himalayan Institute of Yoga Science and Philosophy, 1979.
183. Reimer, Bennet. A Philosophy of Music Education. 2d ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1989.
184. Riggs, Seth. Singing for the Stars: A Complete Program for Training Your Voice. Los Angeles, CA. Alfred Publishing Co., Inc, 1998.
185. Ristad, E. A Soprano on Her Head. Moab, Utah: Real People Press, 1982.
186. Robison, Clayne W., Barry Bounous, and Ross Bailey. "Vocal Beauty," The NATS Journal 51.1 (1994): 19-30.
187. Rosewall, R.B. Handbook of Singing. Eavnston, 111.: Summy-Birchard, 1961.
188. Ross, William E. Secrets of Singing. Bloomington, IN: William Ernest Ross, 1959.
189. Rushmore, R. The Singing Voice. New York: Dodd, Mead and Company, 1971.
190. Russell, George Oscar. Speech and Voice. New York, Macmillan, 1931.
191. Russell, George Oscar. The Vowel. Columbus, Ohio, The Ohio State University Press, 1928.
192. Ruth, Wilhelm. "The Registers of the Singing Voice". NATS Bull., May, 1963.
193. Sataloff, R. Vocal Health and Pedagogy. San Diego, CA: Singular Publishing Group, 1998.
194. Sataloff, Robert Т., Glendon M. Gardner, and Michael S. Benninger. "Voice Research: Noise in the Voice," Journal of Singing 53.5 (1997): 45-48.
195. Schmidt, Jan. Basics of Singing. 4th ed. New York: Simon & Schuster Macmillan, 1998.
196. Spector, Irwin. Rhythm and Life: The Work of Emile Jaque-Dalcroze. Dance and Music Series. Stuyvesant, NY: Pendragon Press, 1990.
197. Spicker, Max. Masterpieces of Vocalization. New York: G. Schirmer. 1986.
198. Stanley, Douglas. The Science of Voice. New York, Carl Fischer, Inc., 1929.
199. Stanton, Royal, Steps to Singing for Voice Classes. 2d ed. Belmont, CA: Wadsworth Publishing Co., 1976.
200. Sundberg, Johann. The Science of Singing Voice. Dekalb, IL: Northern Illinois University Press, 1987.
201. Titze, I.R. Principles of Vocal Production, 1994.
202. Trusler, Ivan, and Walter Ehret. Functional Lessons in Singing. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1972.
203. Tyler, Ralph. Basic Principles of Curriculum and Instruction. Chicago: University of Chicago Press, 1969.
204. Uris, Dorothy. To Sing in English. New York: Boosey & Hawkes, 1971.
205. Vennard, William. Singing: Mechanism and the Technic. 3d ed. Los Angeles: William Vennard, 1964.
206. Vennard, William. The Psychology of the Pupil-Teacher Relationship. Am. Music Teacher, May-June 1964.
207. Wall, Joan, and Robert Caldwell. International Phonetic Alphabet for Singers. Dallas, TX: Pst.Inc., 1989.
208. Ware, Clifton. Adventures in Singing. 2d ed. Boston, MA: McGraw Hill, 1998.
209. Zynn, Howard. A People's History of the United States. New-York: Harper Colophon, 1980.149