Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся

Автореферат по педагогике на тему «Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Веселова, Любовь Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ярославль
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся"

На правах рукописи

ВЕСЕЛОВА Любовь Анатольевна

ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Ярославль - 2008

003452059

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический

университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Русова Наталья Юрьевна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Злотникова Татьяна Семеновна

кандидат педагогических наук, профессор Романичева Елена Станиславовна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Арзамасский государственный

педагогический институт»

Защита состоится « » ноября 2008 года в /fy часов на заседании Диссертационного совета ДМ 212. 307. 06 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет» по адресу: 150014, г. Ярославль, Которосльная набережная, д. 66, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского

Автореферат и текст объявления о предполагаемой защите размещены на официальном сайте ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет» в сети Интернет 25 октября 2008 года. Адрес официального сайта: http://www.yspu.yar.ru

Автореферат разослан 25 октября 2008 года

Ученый секретарь диссертационного совета

Е.М.Болдырева

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Изменения в современной социокультурной и образовательной сферах обуславливают процесс модернизации российского образования. Проблема качества образования, имеющая безусловный приоритет во все времена, решается в настоящее время в рамках компетентностного подхода, что нашло свое отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и ряде других документов. По наблюдениям многих ученых (И.Е.Берлянд, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Б.С.Гершунский, В.А.Доманский, Е.А.Ермолин и др.), новый этап развития отечественной системы образования характеризуется становлением «культуроцентрической» школы. Ее цель - не простое усвоение суммы знаний, а включение учащегося в прошлое, настоящее и будущее культуры через совершенствование способов мышления и деятельности и средства самой культуры. Не последнюю роль в новой образовательной системе играют гуманизация и гуманитаризация, связанные с идеей планетарного сознания (В.И.Вернадский) и гуманитарным мышлением (М.М.Бахтин), которое осваивает мир через аксиологическую призму. Ценностный аспект духовной жизни современного социума испытывает кризис, поэтому необходимы переосмысление образования в культурном контексте и переход от парадигмы просветительской к парадигме человекоцентристского образования. Среди традиционных школьных предметов особую значимость приобретает искусство слова как способ вхождения реципиента в пространство культуры, ибо в классической и современной филологии заложен большой общекультурный потенциал. Высококлассный художественный текст, несомненно, репрезентирует и закрепляет культуру человеческого общества.

В теории текста существует целая система концепций анализа художественного произведения, среди которых наиболее интересными для нас представляются теории, ориентированные на контекст - литературный и культурно-исторический: интертекстуальные исследования, социологический и историко-материалистический подходы, «новый историзм» и культурологическая методология, сравнительное литературоведение. Интегративный культурологический

комментарий, который можно отнести к упомянутой группе, обращен к личности «человека культуры», на формирование которого сегодня нацелена система образования. У реципиента этого комментария формируется достаточно высокая степень общекультурной компетентности, что достигается его «погружением» в силовое поле культуры с помощью упомянутого вида комментирования.

Методология и методика интегративного культурологического комментария художественного текста разработана Н.Ю.Русовой, компонентный состав общекультурной компетентности (ОКК) школьников - Е.В.Егоршиной, социо-, этнокультурные и психолого-педагогические предпосылки ее формирования у студентов - Т.В.Ежовой, однако работ, отслеживающих механизм формирования ОКК у школьников в процессе интегративного культурологического комментария на уроке литературы, нет, хотя в современной ситуации, характеризующейся низким уровнем культуры общества, необходимость формирования общекультурной компетентности растет, особенно в рамках образовательных дисциплин. Специальные методические работы, посвященные формированию данного качества личности, представлены недостаточно широко. Это и определяет актуальность нашего исследования.

Анализ научно-методической литературы, программ по литературе позволяет говорить о противоречии между системой компетентностей по литературе, предъявляемых выпускнику школы, и действительным уровнем культуры школьника. Исходя из анализа научной литературы и выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каким эффективным методическим приемом следует разнообразить методику формирования общекультурной компетентности на уроке литературы? Названная проблема обусловила объект, предмет и цель исследования.

Объектом исследования является общекультурная компетентность учащегося как одна из целей литературного образования, а предметом - интегративный культурологический комментарий художественного текста как методический прием ее формирования. Цель исследования - разработка методических приемов построения системы уроков с привлечением интегративного культурологического

комменатрия (на материале лирических произведений Ф.И.Тютчева), ориентированной на формирование ОКК учащихся, а также оценка эффективности этой системы с помощью заранее определенных диагностических методов.

Гипотеза исследования состоит в утверждении, что формирование общекультурной компетентности учащихся будет успешным, если:

- разработаны критерии отбора текстов для интегративного культурологического комментария;

- определены виды учебной информации, привлекаемой для интегративного культурологического комментария;

- разработана методика формирования компонентов общекультурной компетентности на базе интегративного комментария художественного текста, а также система их диагностики.

Предмет, цель и гипотеза обусловили основные задачи исследования:

- на основе анализа доминирующих целей современного образования и сущностных особенностей культуроцентрической парадигмы охарактеризовать категорию общекультурной компетентности и ее составляющие;

- раскрыть методические и методологические принципы создания интегративного культурологического комментария художественного текста;

- выявить критерии отбора учебного материала для формирования ОКК;

- охарактеризовать виды учебной информации, необходимой для интегративного культурологического комментария художественного текста;

- разработать методы и приемы диагностики ОКК;

- разработать методику моделирования и проектирования уроков с интегративным культурологическим комментарием, ориентированных на формирование общекультурной компетентности;

- апробировать экспериментальную систему уроков с интегративным культурологическим комментарием и обобщить результаты диагностирующего эксперимента.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- культурологический подход в построении современного российского образования (И.Е.Берлянд, В.С.Библер, Е.В Бондаревская, Э.А.Верб, В.А.Доманский, Е.А.Ермолин, Т.С.Злотникова, В.Г.Маранцман, Л.М.Мосолова, Н.С.Розов, Н.Ю.Русова, Н.М.Свирина, З.С.Смелкова и др.);

- исследования общекультурной компетентности (Е.В.Егоршина, Т.В.Ежова, Н.Ю.Конасова, О.Е.Лебедев, Н.И.Неупокоева, Н.Ю.Русова, С.Л.Троянская, А.Я.Флиер и др.);

- культурологический подход к интерпретации художественного текста (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.П.Большаков, Н.Я Данилевский, М.С.Каган, Д.Каплан, К.Клакхон, А.И.Кравченко, А.Кребер, Ю.М.Лотман, В.М.Межуев, Р.А.Меннерс, В.В Селиванов, В.С.Соловьев, С.М.Соловьев, Г.П.Федотов,

A.Т.Хроленко, Н.З.Чавчавадзе, Б.Н.Чичерин, А.Ю.Шеманов и др.);

- современные концепции целей и средств образования (Т.М.Балыхина,

B.А.Болотов, Б.С.Гершунский, Ж.Делор, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, В.С.Леднев, Н.Д.Никандров, Б.Оскарссон, Л.А.Петровская, Дж.Равен, Н.Ю.Русова, М.В.Рыжаков, В.Хутмахер, А.В.Хуторской и др.);

- филологические исследования, посвященные идейно-художественным особенностям лирики Ф.И.Тютчева (Н.Я.Берковский, Б.Я.Бухштаб, М.Л.Гаспаров, М.М.Гиршман, А.Д.Григорьева, А.И.Журавлева, И.И.Ковтунова, В.В.Кожинов, Л.Н.Кузина, Ю.М.Лотман, А.Л.Осповат, К.В.Пигарев, Л.В.Пумпянский, Е.С.Роговер, Б.Н.Тарасов, Ю.Н.Тынянов, Г.В.Чагин, А.В.Чичерин, И.О.Шайтанов, Б М.Эйхенбаум и др.);

- педагогические теории урока как дидактической ситуации (С.М.Бондаренко, А.А.Бударный, М.И.Демков, Б П.Есипов, Ю.Б.Зотов, И.Н.Казанцев, Р.Г.Лемберг, М.И.Махмутов, Г.Ц.Молонов, В.А.Онищук, И.Т.Огородников, И.М.Чередов и др.);

- комплекс методических работ, посвященных анализу лирического стихотворения (В.А.Доманский, Т.В.Доронина, А.Б.Есин, Д.М.Магомедова, З.Я.Рез, Е.С.Романичева, Г.И.Романова, Н.Ю.Русова, Н.В.Францова, М.И.Шутан и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы:

- системный анализ научной литературы на междисциплинарном уровне;

- анализ базовых и профильных учебных программ по литературе;

- проектирование и моделирование педагогического процесса;

- педагогический эксперимент по апробации и коррекции методики формирования ОКК на уроке с применением интегративного культурологического комментария, в ходе которого применялись методы анкетирования, тестирования, алгоритмически организованного разбора стихотворения, создания творческих работ, приемы узнавания стихотворения в его иноязычном эквиваленте и перевода лирического произведения с русского языка на английский или немецкий;

- анализ продуктов деятельности школьников (сочинений, тестов, рисунков). Понятийно-терминологический аппарат исследования. Ведущими категориями настоящего исследования являются: «компетенция», «компетентность», «общекультурная компетентность», «интегративный культурологический комментарий».

Компетенция - совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности (Н.Ю.Русова). Компетентность - основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека (И.А.Зимняя).

Обгцекулътурная компетентность - совокупность знаний и навыков, позволяющих субъекту осуществлять свою жизнедеятельность в рамках культуры соответствующего социума (Н.Ю.Русова).

Интегративный культурологический комментарий - дидактически организованный способ введения субъекта образовательного процесса в культурное поле художественного текста (рабочее определение).

База опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе трех 10-х классов МОУ СОШ № 172 города Нижнего Новгорода. Всего экспериментом было охвачено 64 человека.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение четырех лет (с 2003 по 2007 гг.): первый этап (2003 - 2005 гг.) — формулирование темы, цели, рабочей гипотезы исследования, обзор литературы по теме исследования и разработка диагностической методики — программы констатирующего и контрольного экспериментов; второй этап (2005-2006 гг.) - проектирование экспериментальной системы уроков, дополнение теоретической концепции исследования; третий этап (2006 - 2007 гг.) - проведение экспериментальной системы уроков, обработка и анализ результатов исследования, систематизация теоретического и экспериментального материала, оформление диссертации.

Теоретическая значимость исследования состоит в структуризации понятия общекультурной компетентности, анализе механизмов ее формирования на уроке с применением интегративного культурологического комментария, а также в разработке критериев диагностики степени развития разных ее компонентов. Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта и теоретически обоснована приоритетность формирования ОКК как одного из важнейших качеств личности в современных социокультурных условиях;

- выявлены критерии отбора текстов - объектов дидактического интегративного культурологического комментария;

- выделены и описаны виды информации, необходимые для использования интегративного культурологического комментария на школьном уроке;

- разработана и экспериментально проверена методика диагностики и формирования ОКК учащихся на базе системы уроков с применением интегративного культурологического комментария художественного текста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения, сформулированные в диссертации, отвечают задаче компетентностного подхода в российском образовании, ориентируют на максимальное использование достижений культуры в процессе его гуманизации и 1ума-нитаризации. Разработанная экспериментальная система уроков с применением

ИКК может быть использована на занятиях по литературе, а также для совершенствования соответствующих программ, учебников, учебно-методических пособий не только в структуре школьного, но и высшего профессионального образования. Личный вклад автора в исследование состоит:

— в содержательном дополнении к структурному анализу категории ОКК;

— в систематизации видов информации, привлекаемой в процессе интегратив-ного культурологического комментария;

- в разработке критериев отбора текстов для интегративного культурологического комментария;

— в разработке и апробации методики моделирования и проектирования уроков с применением интегративного культурологического комментария художественного текста, ориентированных на формирование ОКК;

- в определении методов и приемов диагностики ОКК.

Обоснованность и достоверность основных положений и результатов исследования обеспечивается, прежде всего, опорой на данные педагогики, психологии, методики преподавания литературы, литературоведения, культурологии, выбором и использованием системы теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике проведения исследования, а также личным участием автора в проведении эксперимента. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

- на заседаниях кафедры теории и методики обучения русской словесности НГПУ;

— на педагогических советах МОУ СОШ № 172 г. Нижнего Новгорода;

- в рамках региональных и международных конференций:

1. «Гуманизация и гуманитаризация образования», Ульяновск, 2005;

2. «Человек в информационном пространстве», Ярославль, 2005,2006,2007;

3. «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы», Ярославль, 2006;

4. «Горьковские чтения», Нижний Новгород, 2004,2006;

5. «Пушкинские чтения», Санкт-Петербург, 2005, 2006;

6. «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании», Москва, 2005,2006;

7. «Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы», Нижний Новгород, 2006;

8. XI Царскосельские чтения «Вузовская наука России для повышения качества жизни человека», Санкт-Петербург, 2007;

9. «Интеграционнные технологии в преподавании русской словесности», Нижний Новгород, 2008;

- в процессе опытно-экспериментальной работы на базе МОУ СОШ № 172

г. Нижнего Новгорода в период с 2006 по 2007 гг.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одной из важнейших на сегодняшний день целей литературного образования является формирование общекультурной компетентности учащихся.

2. Одним из оптимальных способов формирования общекультурной компетентности учащихся на уроке литературы выступает интегративный культурологический комментарий художественного текста.

3. Художественный текст, подвергающийся интегративному культурологическому комментарию, должен отвечать следующим критериям: соответствие учебной программе; учет возрастных интересов учащихся; художественно-эстетическая ценность литературного произведения; наличие в тексте нравственно-проблемной тематики и соответствующего этического вектора; возможность проведения параллелей между произведениями одного и того же автора или между черновиком произведения и окончательным вариантом; вероятность подбора произведений-ассоциатов, близких по теме, творческому методу, жанровому своеобразию; наличие образных параллелей, реминисценций, аллюзий в других видах искусства; развитие поставленной в тексте проблемы в творчестве других писателей.

4. Для интегративного культурологического комментария используются следующие виды информации: историко-биографическая, историко-литературная, структурно-функциональная, религиозно-философская, лингво-

семиотическая, информация о репрезентации художественного текста средствами других искусств.

5. Применение интегративного культурологического комментария на школьном уроке способствует формированию культурного видения мира учащимися, всестороннему развитию их мышления, повышению интереса к учебной информации, расширению знаниевой образовательной компоненты.

6. Система диагностики ОКК включает в себя следующие компоненты: анкетирование, тестирование (информационное, ассоциативное, «третий лишний»), алгоритмически организованный разбор стихотворения с элементами культурологического комментария, создание творческих работ (иллюстрации, стихотворения, эссе), узнавание стихотворения в его иноязычном эквиваленте и перевод лирического произведения с русского языка на английский или немецкий.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и четырех приложений. Содержание диссертации изложено на 272 страницах, содержит 15 таблиц, 16 диаграмм, 7 схем; список литературы включает 182 наименования.

Основное содержание диссертации Во введении обоснована актуальность темы, освещена степень разработанности проблемы в научной литературе, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, его методологические и теоретические основы; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены данные об апробации, внедрении и достоверности результатов исследования.

Первая глава диссертации «Общекультурная компетентность как цель современного образовательного процесса» начинается с рассмотрения иерархии целей современного образования и компетентностной структуры образовательного результата.

Образование как общественное явление интегрирует в себе множество смыслов и может рассматриваться как ценность, система, процесс и результат. Основные

изменения, которые произошли и еще произойдут в системе образования РФ, отражены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»; реализуются они следующим образом: 1) цель российского образования — создание условий для формирования современной личности, коммуникативной, творческой, способной к саморазвитию и самореализации, к социальной адаптации в гражданском обществе, обладающей многофункциональными компетентностями; 2) переход от знаниевой к развивающей парадигме; 3) превращение ЗУНов из основной цели образования в средство развития личности; 4) практическая ориентация образования; 5) введение понятия «ключевые компетенции» как основного результата образования.

Введение компетенций в систему российского образования (Л.П.Алексеева, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Л.А.Петровская, Н.С.Шаблыгина и др.) приведет к диагностике, во-первых, овладения знаниями и умениями в их совокупности, и, во-вторых, реализации освоенных ЗУНов в жизнедеятельности личности.

До сих пор существует проблема различения понятий «компетенция» и «компетентность». Одни педагоги-исследователи рассматривают эти термины как синонимичные, другие выступают за их принципиальное дифференцирование. Мы будем использовать термин «компетентность», понимая ее как «обладание определенной компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения» (Н.Ю.Русова).

В современных условиях на смену знаниецентрической образовательной парадигме приходит парадигма культуроцентрическая (И.Е.Берлянд, В.С.Библер, Н.В.Бордовская, В.А.Доманский, Е.А.Ермолин, М.С.Каган, Н.Н.Пахомов, В.МРозин и др.), поэтому актуализируется такое понятие, как общекультурная компетентность (Т.В.Ежова, Н.Ю.Конасова, Н.Ю.Русова, С.Л.Троянская, А.Я.Флиер, В.Хутмахер, A.B.Хуторской), под которой подразумевается «совокупность знаний и навыков, позволяющих личности осуществлять свою жизнедеятельность в рамках культуры соответствующего социума» (Н.Ю.Русова), уровень образованности, необходимый для самообразования, самопознания,

самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями иных культур (Н Ю.Конасова, О.Е.Лебедев).

Исследователи структурируют общекультурную компетентность (Е.В.Егоршина, С.Л.Троянская, А.Я.Флиер), выделяя в ней взаимосвязанные компоненты: информационный, операционно-деятельностный, креативный и аксиологический компоненты (Е.В.Егоршина); отмечают определенные закономерности их формирования, что обусловлено и сложной структурой ОКК, и интегративными качествами явления культуры, и критическим состоянием аксиологической сферы жизни молодого поколения России. Актуальность исследования формирования ОКК в процессе обучения обусловлена социальным заказом образовательной системы, требующей подготовки творчески мыслящих людей с высоким уровнем культуры. В качестве глобальной цели современного образования сегодня предстает воспитание «человека культуры» - свободной, духовной, гуманной, творческой и практически подготовленной к жизни личности, способной к самоопределению в мире культуры.

Задача формирования ОКК в условиях современной школы является сложной, однако решение этой проблемы и возможно, и необходимо. Одним из путей развития этого качества личности является интеграция учебной информации (Е.В.Егоршина) Еще одним способом формирования ОКК на уроке литературы выступает интегративный культурологический комментарий, специфику которого раскрыла вторая глава диссертации - «Интегративный культурологический комментарий художественного текста и его технологическое обеспечение».

Интегративный культурологический комментарий, впервые введенный и методически разработанный как дидактическая процедура Н.Ю.Русовой, направлен на активизацию творческого потенциала личности и представляет собой «выстраивание мощных ассоциативных полей вокруг локальных информационных элементов, нацеленных на креативное восприятие» (Н.Ю.Русова). В процессе комментирования активно используются такие научно-дидактические методы, как сравнение литературного произведения с его

реальной основой, внутриобъектное сравнение элементов композиции, сравнение разных редакций текста, различных произведений одного и того же автора и разных авторов и т.п. В процессе интегративного культурологического комментария, реализуемого в ходе как традиционного, так и нестандартного урока, художественное произведение подвергается многомодельному исследованию, предполагающему отбор информации разной семантики: историко-биографи-ческой, историко-литературной, структурно-функциональной, религиозно-философской, лингво-семиотической, а также информации о репрезентации художественного содержания средствами других искусств. Перечисленные виды учебной информации должны предлагаться на уроке в соответствии с системой принципов, среди которых Н.Ю.Русова называет следующие: системность, наглядность, информационно-рецептивная локальность, интегративность, корреляция с возрастно-психологическими особенностями и образовательными потребностями реципиентов, логическая, семиотическая и понятийно-терминологическая культура процесса, этическая направленность анализа, редуцированная репрезентация в ходе анализа исследовательского процесса.

Осуществление интегративного культурологического комментария на школьном уроке должно быть поэтапным: предкоммуникативный этап (цель -привлечь внимание учащихся к объекту изучения); коммуникативный этап (непосредственный диалог с текстом); посткоммуникативный этап (осмысление места данного текста в культуре).

Построение интегративного культурологического комментария с учетом всех вышеперечисленных требований способствует не только формированию ОКК, но и развитию определенных интеллектуальных операций, например, умения находить ассоциаты, что осуществляется учителем с помощью системы определенных заданий.

Эффективность интегративного культурологического комментария во многом зависит от особенностей литературного произведения, подвергающегося анализу. Критериями отбора текстов для интегративного культурологического комментария являются: соответствие учебной программе, учет возрастных инте-

ресов учащихся, художественно-эстетическая ценность литературного произведения, наличие проблемных задач в тексте произведения, возможность проведения параллелей между произведениями одного и того же автора или между черновиком произведения и окончательным вариантом, возможность подбора произведений-ассоциатов, близких исходному по теме, творческому методу, жанровому своеобразию, наличие образных параллелей, реминисценций, аллюзий в других видах искусства, развитие проблемы, поставленной в изучаемом тексте, у других писателей, нравственная проблематика литературного произведения.

Для настоящего исследования объектом интегративного культурологического комментария была выбрана группа стихотворений Ф.И.Тютчева: «О, как убийственно мы любим...»; «К.Б.*» (Я встретил Вас...»); «Она сидела на полу...»; «Певец»; «Умом Россию не понять...»; «Фонтан»; «Silentium!»; «Молчи, прошу, не смей...»; «Не то, что мните вы, природа...»; «Весенние воды»; «Есть в осени первоначальной...». Практика работы в двух средних общеобразовательных школах Московского района г.Н.Новгорода и посещение семинаров и открытых уроков в других образовательных учреждениях города, анализ наиболее востребованных в нижегородских школах программ по литературе показали, что изучению творчества Ф.И.Тютчева уделяется недостаточно внимания (от 2 до 4 часов в год), причем в ряде программ не наблюдается систематичного углубления знаний и представлений по данной теме, изучение творчества поэта идет с перерывами в один - два года. Таким образом, при наличии большого разнообразия в программном материале на сегодняшний день все же остаются нерешенными проблемы качественного преподавания творчества отдельных авторов; выход из создавшейся ситуации видится нам в организации преподавания с использованием интегративного культурологического комментария в виде отдельных циклов уроков или элективных курсов. Эффективность формирования ОКК на уроках литературы с использованием интегративного культурологического комментария была подтверждена результатами эксперимента, который описан в третьей главе диссертации —

«Опыт использования интегративного культурологического комментария на уроке литературы».

С целью проверки гипотезы о том, что интегративный культурологический комментарий способствует формированию общекультурной компетентности учащихся, была разработана система диагностики, включающая в себя анкетирование; 4 вида тестирования; алгоритмически организованный разбор стихотворения; создание собственных произведений — сочинений-эссе, стихотворений, иллюстраций к произведению; узнавание стихотворения в его иноязычном эквиваленте; перевод лирического произведения с русского языка на английский или немецкий. Все задания имели этико-аксиологическую направленность, ориентирующую школьника в системе нравственных законов общества, ибо только при установке на формирование и развитие духовной сферы личности возможен процесс воспитания «человека культуры» (В.А.Доманский)

Участниками экспериментальной работы стали учащиеся трех 10-х классов разных профилей МОУ СОШ №172 г. Нижнего Новгорода. Во время эксперимента сравнивались результаты каждого класса на двух этапах:

1) выявление начального уровня общекультурной компетентности после цикла уроков, проведенных по традиционной методике (констатирующий эксперимент, 90 минут) - январь 2007 года;

2) определение степени сформированности общекультурной компетентности после цикла уроков, проведенных с привлечением интегративного культурологического комментария (контрольный эксперимент, 90 минут) -февраль 2007 года.

Каждый этап эксперимента состоял из трех стадий: 1) диагностика информационного компонента ОКК (самооценка своих знаний по 10-балльной шкале; информационный тест по биографии и творчеству А.А.Фета и Ф.И.Тютчева; ассоциативный тест, затрагивающий круг писателей, поэтов, композиторов, художников, создававших произведения на близкие изучаемым поэтам темы в XIX веке; терминологическое тестирование);

2) диагностика операционно-деятелыюстного компонента ОКК (тест «третий лишний», способствующий развитию аналитического мышления; алгоритмический разбор стихотворений; узнавание русского текста в его иноязычном эквиваленте);

3) диагностика креативного компонента (написание стихотворения или эссе с аксиологической направленностью; создание иллюстраций и живописных работ по мотивам художественных произведений; перевод отрывка стихотворения на английский или немецкий языки).

Сравним результаты констатирующего (I) и контрольного (II) экспериментов. I. Диагностика информационного компонента ОКК

1 Самооценка своих знаний по 10-бачльной шкале (в таблице 1 приведен средний балл по классам):

Таблица 1.

Результаты самооценки учащихся в области литературы и культуры

Вопрос 10 «А» 10 «Б» 10 «В» Общ %

I II I II I II улучшили результат

1. В какой степени вы можете осознавать идейно-тематическое своеобразие стихотворения7 6,1 8,5 6,6 8,2 5,3 8,4 96% уч-ся

2. Как высоко вы оцениваете свои способности работы с литературоведческими терминами, умение находить их в тексте? 6,4 9,1 6,8 9,3 6,1 8,9 84% уч-ся

3. Насколько широк ваш кругозор в области театра и балета9 4,1 6,4 3,2 5,4 4,5 6,9 100% уч-ся

4. Насколько часто у вас возникают ассоциации с другими литературными произведениями после прочтения классических текстов? 4,7 6,9 5,1 7,2 4,3 7,1 96% уч-ся

5. Как высоко вы оцениваете свое умение создать какой-либо вид творческой работы? 7,4 9,2 6,8 8,5 6,9 9,0 100% уч-ся

6 Участвовали ли вы ранее в организации литературных вечеров, гостиных, концертов, посвященных памятным поэтическим датам? 3,2 5,7 2,6 4,3 3,1 5,0 80% уч-ся

7. Насколько часто у вас возникает потребность что-то исследовать, узнавать без помощи учителя в области культуры"? 4,5 6,7 3,8 5,2 4,3 6,1 84% уч-ся

8 Часто ли вы посещаете театр7 4,2 5,9 3,2 4,8 4,1 5,7 64% уч.

9. В какой степени вы способны проникнуться теми же чувствами, которые испытывает лирический герой прочитанного вами стихотворения? 7,3 8,5 5,3 7,2 6,4 8,1 100% уч-ся

10. Насколько вы компетентны в области знания исторических эпох, общественных, этических, эстетических течений, характерных для них? 6,4 7,9 5,4 7,1 6,3 7,5 100% уч-ся

Результаты анкетирования наглядно иллюстрируют, что самооценка знаний учащихся в области литературы и культуры после проведения цикла уроков с применением интегративного культурологического комментария действительно существенно повысилась. 2. Информационный тест.

Инструментом для тестирования были 15 вопросов, включающие основные данные биографии и творческого пути А.А.Фета (1 этап) и Ф.И.Тютчева (II этап). Ответы оценивались следующим образом: 14-15 правильных ответов - «отлично», 11-13 — «хорошо», 8-10 - «удовлетворительно», менее 8 правильных ответов -«неудовлетворительно». Сопоставительные результаты теста по всем трем классам представлены в диаграммах 1, 2, 3:

15' / ¿Ь,

\ч-ся Ю" / И 1

5- , -Л''. ИИ

/

9 ■я8

/ /

1 3

У-я н

, I

□ "5"

□ -5'

Диаграмма 1. Результаты информационного тестирования в 10 «А» классе

Диаграмма 2. Результаты информационного тестирования в 10 «Б» классе

Диаграмма 3. Результаты информационного тестирования в 10 «В» классе

Анализ результатов информационного тестирования показывает, что после серии уроков с применением интегративного культурологического комментария

кругозор учащихся в области жизни и творчества поэтов значительно расширился, происходит более глубокое освоение общекультурной информации. 3. Ассоциативный тест.

В качестве стимулов для ассоциативного тестирования выступали: на I этапе -стихотворение Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа...»; на II этапе -стихотворение А.А.Фета «Ave Maria». Реципиентам предлагалось зафиксировать те произведения искусства, которые вспомнились им во время прослушивания данных стихотворений, и найти их сходные черты. В таблице 2 приведены результаты ассоциативного тестирования, причем отражено количество учащихся, давших правильные ассоциаты.

Таблица 2.

Результаты ассоциативного тестирования _

Виды искусства 10 «А» 10 «Б» 10 «В»

I II I II I П

литература 6 18 4 15 5 20

изобразительное искусство 7 19 3 8 4 16

музыка 4 11 1 6 2 9

Интегративный культурологический комментарий способствует развитию ассоциативного мышления, о чем свидетельствуют результаты ассоциативного тестирования.

4. Терминологическое тестирование.

Данный вид задания включал в себя 15 вопросов, касающихся сферы теории литературы. На каждый из них предполагался или один, или несколько правильных ответов.

Критерии оценивания аналогичны требованиям по информационному тестированию. Результаты терминологического эксперимента представлены в диаграммах 4, 5, 6:

Диаграмма 4. Результаты терминологического тестирования в 1О «А» классе

Диаграмма 5. Результаты терминологического тестирования в 10 «Б» классе

Диаграмма 6. Результаты терминологического тестирования в 10 «В» классе

Как видим, уровень терминологической культуры учащихся после системы уроков с привлечением интегративного культурологического комментария заметно повышается.

Таким образом, наблюдается расширение информационного компонента общекультурной компетентности учащихся после проведения цикла уроков с привлечением интегративного культурологического комментария. II. Диагностика операционно-деятельностного компонента ОКК 1. Тест «третий лишний», стимулирующий развитие у учащихся логических мыслительных операций, также показал обнадеживающие результаты (см. таблицу 3; цифры иллюстрируют количество правильных ответов).

Таблица 3.

Результаты тестирования «третий лишний»

№ вопроса 10 «А» (22 челЛ 10 «Б» (18 чел.) 10 «В» (24 челЛ общий % правильных ответов

I II I II I II I II

1 13 22 5 17 12 24 46,8% 98,4%

2 9 20 11 16 14 23 53.1% 92,2%

3 16_ 19 9 18 11 24 40,6% 95,3%

4 13 21 12 17 15 24 46.8% 96,8%

5 12 22 11 16 18 22 64% 93,7%

6 14 20 13 15 12 24 60,9% 92,2%

7 8 21 11 18 И 23 46.8% 96,8%

8 10 18 8 18 21 40,6% 89,06%

9 11 20 6 18 9 22 40,6% 93,7%

10 7 18 13 17 15 24 54.7% 92,2%

11 9 19 9 18 14 24 50% 95,3%

12 16 22 9 16 17 23 65,6% 95,3%

13 18 21 7 18 14 24 60.9% 98,4%

14 17 22 11 18 11 24 60,9% 100%

15 15 21 12 _18_ 17 22 68.7% 95,3%

Уроки литературы с привлечением интегративного культурологического комментария развивают умение анализировать и синтезировать учебную информацию, на что указывают данные теста «третий лишний»: учащиеся 1 улучшили результат в среднем в 1,7 раза по сравнению с исходным уровнем. 2. Алгоритмически организованный разбор стихотворения.

Предложенный вид задания содержал в себе систему вопросов по стихотворениям «Ты отстрадала, я еще страдаю...» А.А.Фета (констатирующий этап) и «О, как убийственно мы любим...» Ф.И.Тютчева (контрольный этап). Ответы оценивались следующим образом: 8-9 правильных ответов - «отлично», 6-7 - «хорошо», 4-5 - «удовлетворительно», 3 и менее правильных ответов -«неудовлетворительно». Необходимо отметить, что учитывалась и полнота ответов. Результаты теста представлены в диаграммах 7, 8, 9:

Диаграмма 7. Результаты алгоритмического тестирования в 10 «А» классе

Диаграмма 8. Результаты алгоритмического тестирования в 10 «Б» классе

Диаграмма 9. Результаты алгоритмического тестирования в 10 «В» классе

Следовательно, интегративный культурологический комментарий на уроках литературы благотворно влияет на развитие практических умений по работе с художественным текстом.

3. Узнавание русского текста в его иноязычном эквиваленте (на английском языке)

Подобного рода задание предлагалось учащимся в качестве дополнительного к домашнему. В процессе работы над лирическими текстами учащимся были предложены переведенные на английский язык четверостишия А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом...», «Шепот, робкое дыханье...» (констатирующий этап) и Ф.И.Тютчева «Silentium!», «Она сидела на полу...» (контрольный этап).

По сравнению с первым этапом эксперимента, когда выразили желание выполнить данное задание 10 учащихся (15,6% от общего числа реципиентов), а справились с ним только 8 из них (12,5%), количество заинтересованных школьников возросло: осуществляли перевод 19 учащихся (29,7% от общего числа школьников), удачно завершили работу все желающие (29,7%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что интегративный культурологический комментарий на уроке литературы стимулирует интерес к родной литературе, ориентируя реципиентов на знания вне школьной программы по литературе и иностранному языку; более того, использование на уроках литературы интегративного культурологического комментария способствует развитию операционно-деятельностного компонента ОКК учащихся. III. Диагностика креативного компонента ОКК

1. Написание стихотворений или эссе с этико-аксиологической направленностью.

Учащиеся были свободны в выборе темы и формы творческой работы (эссе или стихотворение). Для стихотворений предлагались следующие темы (см. таблицу 4):

Таблица 4.

Темы творческих работ_

форма работы А А.Фет Ф И.Тютчев

стихотворение «Любовь без верности иль верность без любви», «Одиночество - боль сердца», « Это все - весна1» (А А Фет), «Тихая красота осени» «Любовь - это », «Весна - природы обновленье », «Россия - родина моя», «Золото осени и серебро зимы»

эссе «Слово о верности», «Мы не властители, а слуги слова» (Г Гейне), «Любовь возвышает великие души» (И Ф Шиллер), «Архитектура - это застывшая музыка» (Ф В Й Шеллинг) «Сильнее всех побед - прощение» (И Ф Шиллер) «Мысль изреченная есть ложь» (Ф И Тютчев), «Невыразимое подвластно ль выраженью''» (В А Жуковский), «О, как убийственно мы любим » (Ф И Тютчев), «Умом Россию не понять » (Ф И Тютчев), «Душа моя - Элизиум теней »(Ф И Тютчев)

Сопоставительные результаты свидетельствуют об изменении творческой

активности учащихся (см. таблицу 5):

Таблица 5.

Виды творческих работ с этико-аксиологической направленностью_

вид работы 10 «А» (22 чел.) 10 «Б» (18 чел.) 10 «В» (24 чел.)

этап 1 II I II I II

эссе 18 чел. 12 чел. 17 чел. 11 чел. 20 чел. 14 чел.

стихотворение 4 чел. 10 чел. 1 чел 7 чел. 4 чел. 10 чел.

Таким образом, желание написать стихотворное произведение после цикла

уроков с интегративным культурологическим комментарием увеличилось у учащихся в среднем в 1,5 раза, что говорит о развитии интереса к предмету изучения и о повышении творческой активности школьников. 2. Создание живописных работ к художественным произведениям, изучавшимся на уроке.

Данное задание, предложенное как дополнительное к домашнему, на втором этапе эксперимента встретило более активный отклик, чем на первом, о чем свидетельствуют данные таблицы 6:

Таблица 6.

Активность учащихся при создании живописных работ и иллюстраций к стихотворениям

иллюстрации к стихотворениям А А Фета иллюстрации к стихотворениям Ф И Тютчева

количество желающих 15 чел (23,4% от общего количества участников эксперимента) 23 чел (35,9% от общего количества участников эксперимента)

Таким образом, число желающих выполнить это задание выросло на 8

реципиентов, поэтому можно сделать вывод о том, что интегративный

23

культурологический комментарий на уроке литературы стимулирует желание выразить эмоции, вызванные лирическим произведением, в живописной форме. 3 Перевод отрывка стихотворения на английский или немецкий языки.

Данное лингвистическое задание носило необязательный характер и показало некоторый рост количества заинтересованных в переводческой деятельности ко второму этапу эксперимента: школьников, решивших перевести «Умом Россию не понять...» Ф.И.Тютчева, оказалось на два человека больше (6 участников -9,3% от общего числа реципиентов), чем на первом этапе, причем все вызвавшиеся справились с заданием (на первом этапе двое участников из четырех отказались завершить начатое). Таким образом, использование на уроках литературы интегративного культурологического комментария способствует развитию креативного компонента ОКК учащихся.

Анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов дает основание утверждать, что интегративный культурологический комментарий художественного текста на уроке литературы активно способствует формированию и развитию ОКК учащихся.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенной работы и намечаются дальнейшие перспективы. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1) Одним из эффективных способов формирования общекультурной компетентности на уроке литературы является интегративный культурологический комментарий, рассматривающий художественный текст в его культурном окружении.

2) Художественный текст, подвергающийся интегративному культурологическому комментарию, должен отвечать ряду определенных критериев (соответствие учебной программе и возрастным особенностям реципиентов; наличие художественно-эстетической ценности и этической значимости произведения; возможность проведения параллелей между произведениями одного и того же автора или между черновиком произведения и окончательным вариантом; возможность подбора произведений-ассоциатов, близких по теме, творческому методу, жанровому своеобразию; наличие образных параллелей,

реминисценций, аллюзий в других видах искусства; развитие поставленной в произведении проблемы в творчестве других писателей).

3) Урокам с использованием интегративного культурологического комментария присущ значительный дидактический потенциал: они способствуют расширению границ культурного видения мира учащимися, что подводит личность реципиента к высшим ценностным смыслам; развивают аналитическое и ассоциативное мышление школьников, способствуют повышению интереса к учебной информации, обеспечению высокого уровня знаний.

4) Результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной методики формирования ОКК школьников: уровень фактических знаний, аналитических умений и навыков, ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся всех классов оказался в целом в полтора раза выше, чем на первом этапе диагностики.

Таким образом, рабочая гипотеза, выдвинутая в начале исследования, экспериментально доказана - подтверждены условия, необходимые для успешного формирования общекультурной компетентности учащихся на уроках с применением интегративного культурологического комментария, а именно:

- разработана методика формирования компонентов общекультурной компетентности учащихся на базе интегративного культурологического комментария художественного текста, а также система их диагностики;

- раскрыты методологические принципы и методические приемы создания интегративного культурологического комментария художественного текста на базе лирических произведений Ф.И.Тютчева;

- выявлены критерии отбора дидактического материала для формирования ОКК;

- отобраны виды учебной информации, необходимой для интегративного культурологического комментария художественного текста;

- разработана методика моделирования и проектирования уроков с интегративным культурологическим комментарием, ориентированных на формирование общекультурной компетентности.

Результаты эксперимента позволяют с уверенностью констатировать принципиально важную роль интегративного культурологического комментария художественного текста в формировании общекультурной компетентности учащихся. Можно предположить, что применение интегративного культурологического комментария на уроке литературы или занятиях элективных курсов эффективно не только в старших классах средней школы; элементы подобного комментирования в 5-7 классах, упрощенный вариант интегративного культурологического комментария в 8-9 классах и всеохватный анализ в 11 классе позволит формировать общекультурную компетентность личности поэтапно, что, возможно, приведет к более фундаментальному укоренению вырабатываемого качества. Далее, используя потенциал литературы как учебного предмета, педагог высшей школы сможет продолжить работу по формированию ОКК.

Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Веселова, JI.A. Специфика культурологического комментария на школьном уроке (рассказ М.Горького «Челкаш») // Творчество Максима Горького в социокультурном контексте эпохи. Горьковские чтения. — 2004: Материалы Международной конференции. Н.Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2006. - С.498-503 (0,4 п.л.).

2. Веселова, JI.A. Виды учебной информации, привлекаемой для культурологического комментария // Человек в информационном пространстве: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. Ярославль: Истоки, 2005. - С.9-13 (0,3 п.л.).

3. Веселова, JI.A. Развитие ассоциативного мышления учащихся в процессе интегративного культурологического комментария на школьном уроке // Пушкинские чтения-2005: Материалы X международной научной конференции «Пушкинские чтения» /Под ред. Т.В.Мальцевой. - СПб.: САГА, 2005. - С.379-381 (0,2 п.л.).

4. Веселова, JI.A. Проблема живого знания и интегративный культурологический комментарий в средней школе // Гуманизация и гуманитаризация образования XXI века: Материалы VI-й научно-практической конференции памяти

И Н.Ульянова/ Под общей ред. Л.И.Петриевой. - Ульяновск: УлГПУ, 2005. -С.49-52 (0,2 п.л.).

5. Веселова, Л.А. Нравственно-этический потенциал культурологического комментария художественного текста (на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Я встретил вас...») // Человек в информационном пространстве: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск VI. - Ярославль: Истоки, 2006. - С.80-83 (0,3 пл.).

6. Веселова, Л.А. Критерии отбора текстов для интегративного культурологического анализа // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Вып. 4/ Материалы IV межвузовской научно-методической конференции. - М.: МГПИ, 2005. - С.269-273 (0,3 пл.).

7. Веселова, Л.А. О формировании общекультурной компетентности личности в средней школе// X нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Материалы докладов. - Н.Новгород, 2006. - С. 216-218 (0,2 пл.).

8. Веселова, Л.А. Дидактический потенциал интегративного культурологического комментария на школьном уроке // Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. — С. 158-162 (0,3 п.л.).

9. Веселова, Л.А. Воспитание «человека культуры» на школьном уроке // XI Пушкинские чтения: материалы междунар. науч. конф./ Под общей ред. В Н.Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2006. - Т.1. - С. 293-297 (0,3 п.л.).

10. Веселова, Л.А. Общекультурная компетентность школьника и его социальная адаптация // Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Н.Новгород: НГПУ, 2006. - С. 343-346 (0,3 пл.).

11. Веселова, Л.А. Культурологический комментарий стихотворения Ф.И.Тютчева «Silentium!» // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Выпуск V. Т.2. -М.: МГПИ, 2006. - С.17-23 (0,4 пл.).

12. Веселова, Л.А. Результативность формирования общекультурной компетентности учащихся в процессе интегративного культурологического комментария художественного текста // Человек. Русский язык. Информационное

пространство: межвузовский сборник научных трудов / под науч. ред. Н.В.Аниськиной. - Вып. 7. - Ярославль, 2007. - С. 52-58 (0,4 п.л.).

13. Веселова, JI.A. Интегративный культурологический комментарий к стихотворению Ф.И.Тютчева «Молчи, прошу, не смей меня будить...» // XI Царскосельские чтения: "Вузовская наука России для повышения качества жизни человека": междунар. науч. конф. Т. IV. СПб: ЛГУ имени A.C. Пушкина, 2007. -С. 6-8 (0,2 п.л.).

14. Веселова, Л.А. Интегративный культурологический комментарий стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» на школьном уроке // Вестник костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова: научно-методический журнал / под ред. Н.М.Рассадина. - Вып. №4, Т. 13. - Кострома, 2007. - С.221-223 (0,2 п.л.) (журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий», утвержденный ВАК РФ).

15. Веселова, Л. А. Интегративный культурологический комментарий стихотворения Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять...» // Интеграционнные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. / Научный редактор Н.Ю.Русова, составитель и технический редактор Д.М.Шевцова. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008. - С.276-279 (0,3 пл.).

Отпечатано в ООО «Типография «Поволжье» Усл.печ.л. 1,6. 603006, ул. Академика Блохиной, д. 4/43 Заказ 1126 Тираж 100 экз.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Веселова, Любовь Анатольевна, 2008 год

ВВЕДЕНИЕ.4

ГЛАВА I. ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Иерархия целей современного образования и компетентностная структура образовательного результата.14

1.2. Интегративный потенциал категории «культура».30

1.3. Общекультурная компетентность личности, ее компоненты и педагогические условия их формирования.43

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА И ЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1. Иерархическая организация интегративного культурологического комментария.59

2.2. Критерии отбора текстов для интегративного культурологического комментария.74

2.3. Виды учебной информации, привлекаемой для культурологического комментария.88

Выводы по второй главе.

ГЛАВА III. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

3.1. Методика диагностики эффективности культурологического комментария для формирования общекультурной компетентности учащихся. Результаты констатирующего эксперимента.97

3.2. Проектирование системы уроков «Лирика Ф.И.Тютчева».114

3.3. Результаты контрольного эксперимента.172

Выводы по третьей главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся"

Изменения в современной социокультурной и образовательной сферах обусловливают процесс модернизации российского образования. Проблема качества образования, имеющая безусловный приоритет во все времена, решается в настоящее время в рамках компетентностного подхода, что нашло свое отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и ряде других документов. По наблюдениям многих ученых (И.Е.Берлянд, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Б.С.Гершунский, В.А.Доманский, Е.А.Ермолин и др.), новый этап развития отечественной системы образования характеризуется становлением «культуроцентрической» школы. Ее цель - не простое усвоение суммы знаний, а включение учащегося в прошлое, настоящее и будущее культуры через совершенствование способов мышления и деятельности и средства самой культуры. Не последнюю роль в новой образовательной системе играет гуманизация и гуманитаризация, связанная с идеей планетарного сознания (В.И.Вернадский) и гуманитарным мышлением (М.М.Бахтин), которое осваивает мир через аксиологическую призму. Ценностный аспект духовной жизни современного социума испытывает кризис, поэтому необходимы переосмысление образования в культурном контексте и переход от парадигмы просветительской к парадигме человекоцентристского образования. Среди традиционных школьных предметов особую значимость приобретает искусство слова как способ вхождения реципиента в пространство культуры, ибо в классической и современной филологии заложен большой общекультурный потенциал. Высококлассный художественный текст, несомненно, репрезентирует и закрепляет культуру человеческого общества.

В теории текста существует целая система концепций анализа художественного произведения (138, с. 238-252):

1) теории, ориентированные на текст: формально-структуралистские подходы, «новая критика», нарратология;

2) теории, ориентированные на изучение автора: биографический и психоаналитический подходы, феноменологические исследования;

3) теории, ориентированные на читателя: рецептивная эстетика и история восприятия, историко-функциональные исследования;

4) теории, ориентированные на контекст - литературный и культурно-исторический: интертекстуальные исследования, социологический и историко-материалистический подходы, «новый историзм» и культурологическая методология, сравнительное литературоведение.

Интегративный культурологический комментарий можно отнести к четвертой группе теорий анализа текста. Личность «человека культуры», на формирование которого сегодня нацелена система образования, характеризуется высокой степенью сформированности общекультурной компетентности, что достигается «погружением» реципиента в силовое поле культуры с помощью упомянутого вида комментирования.

Методология и методика интегративного культурологического комментария художественного текста разработана Н.Ю.Русовой (141, 142, 143, 145, 147, 148), компонентный' состав общекультурной компетентности (ОКК) школьников — Е.В.Егоршиной (51), социо-, этнокультурные и психолого-педагогические предпосылки ее формирования у студентов - Т.В.Ежовой (52), однако работ, отслеживающих механизм формирования ОКК у школьников в процессе интегративного культурологического комментария на уроке литературы, нет, хотя в современной ситуации, характеризующейся низким уровнем культуры общества, необходимость формирования общекультурной компетентности растет, особенно в рамках образовательных дисциплин. Специальные методические работы, посвященные формированию данного качества личности, представлены недостаточно широко. Это и определяет актуальность нашего исследования.

Анализ научно-методической литературы, программ по литературе позволяет говорить о противоречии между системой компетентностей по литературе, предъявляемых выпускнику школы, и действительным уровнем культуры школьника. Исходя из анализа научной литературы и выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каким эффективным методическим приемом следует разнообразить методику формирования общекультурной компетентности на уроке литературы? Названная проблема обусловила объект, предмет и цель исследования.

Объектом исследования является общекультурная компетентность учащегося как одна из целей литературного образования, а предметом -интегративный культурологический комментарий художественного текста как методический прием ее формирования. Цель исследования — разработка методических приемов построения системы уроков с привлечением интегративного культурологического комментария (на материале лирических произведений Ф.И.Тютчева), ориентированной на формирование ОКК учащихся, а также оценка эффективности этой системы с помощью заранее определенных диагностических методов.

Гипотеза исследования состоит в утверждении, что формирование общекультурной компетентности учащихся будет успешным, если:

- разработаны критерии отбора текстов для интегративного культурологического комментария;

- определены виды учебной информации, привлекаемой для культурологического комментария;

- разработана методика формирования компонентов общекультурной компетентности на базе интегративного комментария художественного текста, а также система их диагностики.

Предмет, цель и гипотеза обусловили основные задачи исследования:

- на основе анализа доминирующих целей современного образования и сущностных особенностей культуроцентрической парадигмы охарактеризовать категорию общекультурной компетентности и ее составляющие;

- раскрыть методические и методологические принципы создания интегративного культурологического комментария художественного текста;

- выявить критерии отбора учебного материала для формирования общекультурной компетентности;

- охарактеризовать виды учебной информации, необходимой для интегративного культурологического комментария художественного текста;

- разработать методы и приемы диагностики общекультурной компетентности;

- разработать приемы моделирования и проектирования уроков с интегративным культурологическим комментарием, ориентированных на формирование общекультурной компетентности;

- апробировать экспериментальную систему уроков с интегративным культурологическим комментарием и обобщить результаты диагностирующего эксперимента.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- культурологический подход в построении современного российского образования (И.Е.Берлянд, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Э.А.Верб, В.А.Доманский, Е.А.Ермолин, Т.С.Злотникова, В.Г.Маранцман, Л.М.Мосолова, Н.С.Розов, Н.Ю.Русова, Н.М.Свирина, З.С.Смелкова и др.);

- исследования общекультурной компетентности (Е.В.Егоршина, Т.В.Ежова, Н.Ю.Конасова, О.Е.Лебедев, Н.И.Неупокоева, Н.Ю.Русова, С.Л.Троянская, А.Я.Флиер и др.);

- культурологический подход к интерпретации художественного текста (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.П.Большаков, Н.Я.Данилевский, М.С.Каган, Д.Каплан, К.Клакхон, А.И.Кравченко, А.Кребер, Ю.М.Лотман, В.М.Межуев, Р.А.Меннерс, Н.Ю.Русова, В.В.Селиванов, В.С.Соловьев, С.М.Соловьев, Г.П.Федотов, А.Т.Хроленко, Н.З.Чавчавадзе, Б.Н.Чичерин, А.Ю.Шеманов и дрО;

- современные концепции целей и средств образования (Т.М.Балыхина, В.А.Болотов, Б.С.Гершунский, Ж.Делор, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, В.С.Леднев, Н.Д.Никандров, Б.Оскарссон, Л.А.Петровская, Дж.Равен, Н.Ю.Русова, М.В.Рыжаков, В.Хутмахер, A.B.Хуторской и др.);

- филологические исследования, посвященные идейно-художественным особенностям лирики Ф.И.Тютчева (Н.Я.Берковский, Б.Я.Бухштаб, М.Л.Гаспаров, М.М.Гиршман, А.Д.Григорьева, А.И.Журавлева, И.И.Ковтунова, В.В.Кожинов, Л.Н.Кузина, Ю.М.Лотман, А.Л.Осповат, К.В.Пигарев, Л.В.Пумпянский, Е.С.Роговер, Б.Н.Тарасов, Ю.Н.Тынянов, Г.В.Чагин, А.В.Чичерин, И.О.Шайтанов, Б.М.Эйхенбаум и др.);

- педагогические теории урока как дидактической ситуации (С.М.Бондаренко, А.А.Бударный, М.И.Демков, Б.П.Есипов, Ю.Б.Зотов, И.Н.Казанцев, Р.Г.Лемберг, М.И.Махмутов, Г.Ц.Молонов, В.А.Онищук, И.Т.Огородников, И.М.Чередов и др.);

- комплекс методических работ, посвященных анализу лирического стихотворения (В.А.Доманский, Т.В.Доронина, А.Б.Есин, Д.М.Магомедова, З.Я.Рез, Е.С.Романичева, Г.И.Романова, Н.Ю.Русова, Н.В.Францова, М.И.Шутан и др.);

В ходе исследования использовались следующие методы:

- системный анализ научной литературы на междисциплинарном уровне;

- анализ базовых и профильных учебных программ по литературе;

- проектирование и моделирование педагогического процесса;

- педагогический эксперимент по апробации и коррекции методики формирования общекультурной компетентности на уроке с применением интегративного культурологического комментария, в ходе которого применялись методы анкетирования, тестирования, алгоритмически организованного разбора стихотворения, создания творческих работ, прием узнавания стихотворения в его иноязычном эквиваленте и перевода лирического произведения с русского языка на английский или немецкий;

- анализ продуктов деятельности школьников (сочинений, тестов, рисунков и пр.).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение четырех лет (с 2003 по 2007 гг.).

Первый этап (2003 - 2005 гг.) - формулирование темы, цели, рабочей гипотезы исследования, обзор литературы по теме исследования и разработка диагностической методики - программы констатирующего и контрольного экспериментов.

Второй этап (2005-2006 гг.) - проектирование экспериментальной системы уроков, дополнение теоретической концепции исследования.

Третий этап (2006 - 2007 гг.) - проведение экспериментальной системы уроков, обработка и анализ результатов исследования, систематизация теоретического и экспериментального материала, оформление диссертации.

Теоретическая значимость исследования состоит в структуризации понятия общекультурной компетентности, анализе механизмов ее формирования на уроке с применением интегративного культурологического комментария, а также в разработке критериев диагностики степени развития разных ее компонентов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта и теоретически обоснована приоритетность формирования общекультурной компетентности как одного из важнейших качеств личности в современных социокультурных условиях;

- выявлены критерии отбора текстов — объектов дидактического интегративного культурологического комментария;

- выделены и описаны виды информации, необходимые для использования интегративного культурологического комментария на школьном уроке;

- разработана и экспериментально проверена методика диагностики и формирования общекультурной компетентности учащихся на базе системы уроков с применением интегративного культурологического комментария художественного текста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения, сформулированные в диссертации, отвечают задаче компетентностного подхода в российском образовании, ориентируют на максимальное использование достижений культуры в процессе его гуманизации и гуманитаризации. Разработанная экспериментальная система уроков с применением интегративного культурологического комментария может быть использована на занятиях по литературе, а также для совершенствования соответствующих программ, учебников, учебно-методических пособий не только в структуре школьного, но и высшего профессионального образования.

Личный вклад автора в исследование состоит:

- в содержательном дополнении к структурному анализу категории общекультурной компетентности;

- в систематизации видов информации, привлекаемой в процессе интегративного культурологического комментария;

- в разработке критериев отбора текстов для интегративного культурологического комментария;

- в разработке и апробации методики моделирования и проектирования уроков с применением интегративного культурологического комментария художественного текста, ориентированных на формирование общекультурной компетентности;

- в определении методов и приемов диагностики общекультурной компетентности.

Обоснованность и достоверность основных положений и результатов исследования обеспечивается, прежде всего, опорой на данные педагогики, психологии, методики преподавания литературы, литературоведения, культурологии, выбором и использованием системы теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике проведения исследования, а также личным участием автора в проведении эксперимента. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

- на заседаниях кафедры теории и методики обучения русской словесности НГПУ;

- на педагогических советах МОУ СОШ № 172 г. Нижнего Новгорода;

- в рамках региональных и международных конференций:

1. «Гуманизация и гуманитаризация образования», Ульяновск, 2005;

2. «Человек в информационном пространстве», Ярославль, 2005, 2006, 2007;

3. «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы», Ярославль, 2006;

4. «Горьковские чтения», Нижний Новгород, 2004, 2006;

5. «Пушкинские чтения», Санкт-Петербург, 2005, 2006;

6. «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании», Москва, 2005, 2006;

7. «Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы», Нижний Новгород, 2006;

8. XI Царскосельские чтения «Вузовская наука России для повышения качества жизни человека», Санкт-Петербург, 2007;

9. «Интеграционнные технологии в преподавании русской словесности», Нижний Новгород, 2008;

- в процессе опытно-экспериментальной работы на базе МОУ СОШ № 172 г. Нижнего Новгорода в период с 2006 по 2007 гг.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Одной из важнейших на сегодняшний день целей литературного образования является формирование общекультурной компетентности учащихся.

2. Одним из оптимальных способов формирования общекультурной компетентности учащихся на уроке литературы выступает интегративный культурологический комментарий художественного текста.

3. Художественный текст, подвергающийся интегративному культурологическому комментарию, должен отвечать определенным критериям:

- соответствие учебной программе;

- учет возрастных интересов учащихся;

- художественно-эстетическая ценность литературного произведения;

- наличие нравственно-проблемной тематики и соответствующего этического вектора;

- возможность проведения параллелей между произведениями одного и того же автора или между черновиком произведения и окончательным вариантом;

- вероятность подбора произведений-ассоциатов, близких по теме, творческому методу, жанровому своеобразию;

- наличие образных параллелей, реминисценций, аллюзий в других видах искусства;

- развитие поставленной в тексте проблемы в творчестве других писателей.

4. Для интегративного культурологического комментария используются определенные виды информации: историко-биографическая, историко-литературная, структурно-функциональная, религиозно-философская, лингво-семиотическая, информация о репрезентации художественного текста средствами других искусств.

5. Применение интегративного культурологического комментария художественного текста на школьном уроке способствует формированию культурного видения мира учащимися, всестороннему развитию их мышления, повышению интереса к учебной информации, обеспечению высокого уровня знаний.

6. Система диагностики общекультурной компетентности может включать в себя следующие компоненты: анкетирование, тестирование (информационное, ассоциативное, «третий лишний»), алгоритмически организованный разбор стихотворения с элементами культурологического комментария, создание творческих работ (иллюстрации, стихотворения, эссе), узнавание стихотворения в его иноязычном эквиваленте и перевод лирического произведения с русского языка на английский или немецкий.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и четырех приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по главе.

Эффективность интегративного культурологического комментария зависит от многих факторов. К наиболее важным можно отнести соблюдение последовательности этапов анализа произведения (предкоммуникативного, коммуникативного и посткоммуникативного), соответствие анализируемого текста определенным критериям (учет требований учебной программы, возрастных интересов учащихся, художественно-эстетическая и морально-нравственная ценность литературного произведения, наличие проблемных задач в тексте, возможность проведения параллелей между произведениями одного и того лее автора или между черновиком произведения и окончательным вариантом, возможность подбора произведений-ассоциатов, близких к исходному по теме, творческому методу, жанровому своеобразию, наличие образных параллелей, реминисценций, аллюзий в других видах искусства; развитие проблемы, поставленной в изучаемом тексте, в творчестве других писателей), богатство использованной во время комментирования учебной информации. Наиболее трудоемким из перечисленных факторов представляется отбор сведений для интегративного культурологического комментария. Однако действенность упомянутого вида разбора текста достаточно высока. В следующей главе рассматривается система уроков по лирике Ф.И.Тютчева, разработанная на основе методики интегративного культурологического комментария, и оценивается степень ее эффективности в формировании общекультурной компетентности.

ГЛАВА III.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ НА УРОКЕ

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Веселова, Любовь Анатольевна, Ярославль

1.1. Методика диагностики эффективности культурологического комментария для формирования общекультурной компетентности учащихся. Результаты констатирующего эксперимента.

2. При диагностике информационного компонента учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы, определяя собственный уровень общекультурной подготовки, используя 10-балльную шкалу:

3. В какой степени вы можете осознать и охарактеризовать идейно-тематическое своеобразие лирического произведения?

4. Как высоко вы оцениваете свои способности работы с литературоведческими терминами, умение находить их в тексте?

5. Насколько широк ваш кругозор в области театра и балета?

6. Насколько часто возникают у вас ассоциации с другими литературными произведениями после прочтения классических текстов?

7. Как высоко вы оцениваете свое умение создать какой-либо вид творческой работы?

8. Участвовали ли вы ранее в организации литературных вечеров, гостиных, концертов, посвященных памятным поэтическим датам?

9. Насколько часто у вас возникает потребность что-то исследовать, узнавать без помощи учителя в области культуры?

10. Часто ли вы посещаете театр?

11. В какой степени вы способны проникнуться теми же чувствами, которые испытывает лирический герой прочитанного вами стихотворения?

12. Насколько вы компетентны в области знания исторических эпох, общественных, этических, эстетических течений, характерных для них?

13. Свои ответы десятиклассники помещали рядом с вопросами, учитывая данные таблицы 5: