Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур

Автореферат по педагогике на тему «Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Ван Хань
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур"

На правах рукописи

Ван Хань

Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 0 [и А ?) 2012

Москва - 2012

005017694

005017694

Работа выполнена в ФГБОУ BOO «Московский педагогический государственный университет» на кафедре музыкальных инструментов музыкального факультета

Научный руководитель: Каузова Алла Григорьевна

кандидат педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты: Майковская Лариса Станиславовна

доктор педагогических наук, профессор «Московский государственный университет культуры и искусств» профессор кафедры музыкального образования Института музыки

Егошина Татьяна Алексеевна

кандидат педагогических наук Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Детская школа искусств» (г. Солнечногорск) преподаватель

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева»

Защита состоится 24 мая 2012 г. в 16.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д. 3, корпус 3, музыкальный факультет, зал заседаний Диссертационного совета (314 ауд.).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1.

Автореферат разослан <• » апреля 2012 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета

Якубовская Татьяна Леонидовна

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В современном музыкально-педагогическом образовании и, конкретнее, в области исполнительской подготовки будущего учителя музыки ощущается острая необходимость в специалистах, не только хорошо оснащенных теоретически и обладающих достаточным исполнительским мастерством, но и в людях творческих, умеющих выходить за рамки накопленного опыта, принимать нестандартные решения в разных сферах своей профессиональной деятельности.

Подготовка специалиста такого уровня невозможна без обращения к различным моделям ((глобального образования», которые внедряются в практику музыкального воспитания во многих странах мира, и исследования перспектив реализации идей диалога культур в процессе подготовки педагога-музыканта. Это чрезвычайно важно именно для вузовской педагогики, декларирующей воспитание яркой, всестороннее развитой личности с богатым творческим потенциалом — педагогики, формирующей не только комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, но и особые личностные свойства, выражающиеся в потребности эти знания получать, анализировать и обобщать, совершенствовать и использовать в своей дальнейшей работе.

Необходимость в настоящее время культурного диалога имеет и собственные основания, так как культура любого народа сегодня не может существовать изолированно, в отрыве от мирового культурного процесса - это может повлечь за собой потерю импульса к развитию, к обогащению. Сказанное подчеркивает необходимость исследования основ взаимодействия художественных культур различных народов мира, выявления их связей, установления черт сходства и различия. Путь этот не нов, но перспективен, особенно в сфере музыки, призванной «озарять светом глубины человеческой души» (Р.Шуман) и потому являющейся могучим средством общения между людьми.

Таким образом, подготовка педагога-музыканта в разных странах приобретает особое значение, так как может быть направлена на стимулирование интереса к культуре других народов, потребности в диалогическом общении, в дальнейшем сближении и взаимном обогащении. Но это возможно только при условии постижения и принятия культуры других народов, в частности — обращения к музыкальному искусству разных стран, ибо ((только через познание разных национальных культур можно приблизиться к пониманию всех тех богатств, которые выработало человечество» (Д.Б.Кабалевский).

Проблема приобщения к музыке разных народов остро стоит и в КНР. Современный Китай - страна с высоким творческим потенциалом, страна быстро развивающаяся, стремящаяся к освоению новых достижений в науке и технике, культуре и образовании. Так и в музыкальном искусстве — развиваясь

на основе китайской монодийной культуры, оно все более контактирует с иными цивилизациями, стремится расширять свое знакомство с американской, русской и западноевропейской музыкальной культурой, педагогикой, современными системами музыкального образования.

Это определило тему представленного диссертационного исследования: «Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур». Несмотря на то, что проблема «диалога культур» уже многие десятилетия является объектом внимания философов и педагогов, конкретные пути и методы ее решения в практике исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта еще не стали предметом специального исследования. Недостаточно разработана эта проблема и в научных трудах, касающихся либо задач развития культурного диалога в межнациональных отношениях в различных регионах РФ (Мордовии - И.С.Кобозева, Башкирии -Т.И.Политаева), либо воспитания толерантности педагога-музыканта (Л.С.Майковская), формирования его готовности к профессиональной деятельности в поликультурном социуме.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разрешения ряда противоречий:

- между потребностями общества в учителе музыки, готовом средствами музыкального искусства осуществлять межкультурный диалог в мировом музыкальном пространстве и практикой педагогических вузов (в данном случае - в КНР), не учитывающей важности такого диалога в современном «глобальном образовании»;

- между наличием потенциальных возможностей музыки разных народов в реализации межнационального общения и их слабой практической разработкой в учебном процессе педагогического вуза;

- между потребностями музыкально-педагогической теории и практики в осмыслении значимости музыки разных народов для реализации межкультурного диалога и недостаточной теоретико-методической и технологической разработкой этого вопроса в научных исследованиях.

Выявление этих противоречий позволяет обозначить перспективное направление исследования - теоретическое обоснование и проверка в практике музыкально-исполнительского обучения возможности формирования у будущих педагогов-музыкантов готовности к межнациональному общению на основе и средствами музыкально-исполнительского искусства.

В практике фортепианной подготовки китайских студентов существуют и свои - «локальные» противоречия. Стремление к расширению своего музыкального кругозора вызывает у них интерес к изучению музыки других народов, но при этом знания о ней неравномерны и часто недостаточны. Обратимся к западноевропейской и русской музыке. - Самая известная область в ней - классика (Гайдн, Моцарт, Бетховен), в меньшей мере - романтика

(Шопен, Лист, Чайковский) и очень мало знакома музыка XX - XXI веков. Следует отметить и то, что в учебном процессе часто наблюдается консерватизм в выборе слушательского и особенно исполнительского репертуара, связанный с ограничением перечня изучаемых произведений кругом хорошо известных пьес, не требующих дополнительных усилий по их осмыслению и освоению. Поэтому главным и необходимым условием достижения поставленной цели является систематическое (и как можно более ранее) приобщение студентов к выдающимся и часто мало известным образцам музыкального искусства. Более того, важно точно подобрать такие «объекты» для изучения, которые способны к «самоотдаче»: либо имеют универсальную значимость, либо при ярко выраженной национальной специфике допускают разнообразные аналогии.

Настоящее исследование обращено к музыкальному искусству трех стран, трех национальных композиторских школ, которое изучается сквозь призму фортепианного творчества выдающихся композиторов конца XIX — первой половины XX веков - С.Прокофьева, К.Дебюсси и Б.Бартока. Такое расположение материала в исследовании объясняется не исторической последовательностью, а степенью его сегодняшней вовлеченности в учебный процесс в китайских музыкально-образовательных заведениях. Музыка этих авторов (ее художественная образность, особенности фактуры, пианистического письма), при всем своеобразии каждого, являет собой особую, специфическую ветвь мирового пианизма, во многом отличную от доминирующей в Китае классической или романтической традиций. Это говорит о необходимости применения особого комплекса приемов освоения этого творчества как в педагогическом процессе, так и в «живой» исполнительской практике.

Таким образом были определены объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступил образовательный процесс в фортепианном классе педагогического вуза.

Предмет исследования - способы учебной деятельности в ходе исполнительского освоения музыки Прокофьева, Дебюсси и Бартока студентами музыкально-педагогического вуза.

Цель исследования: разработка педагогической концепции исполнительского освоения музыки разных народов в вузовской подготовке педагога-музыканта.

Задачи исследования: 1. Осуществить анализ научных представлений о способах реализации идей диалога культур и глобализации образования; выявить на этой основе перспективы расширения рамок учебно-исполнительского процесса с целью стимулирования интереса студентов к музыке разных народов и формирования потребности в ее освоении.

2. Провести теоретический и методологический анализ фортепианного творчества Прокофьева, Дебюсси и Бартока, определить особенности стиля и художественно-образного содержания музыки каждого из них. Конкретизировать содержание работы за счет целенаправленного отбора произведений, позволяющих поэтапно вводить студентов в мир их музыки.

3. Теоретически обосновать целесообразность использования «детской» музыки этих композиторов на начальных этапах освоения их творчества и создать на ее основе дидактически-ориентированные модели учебно-художественного репертуара.

4. Разработать комплексную методику освоения, включающую в себя, помимо собственно-исполнительских приемов работы над музыкальным произведением, методы, направленные на пробуждение интереса к культурным ценностям разных народов и потребности в их «собственноручном» освоении и дальнейшем использовании.

5. Подтвердить опытным путем целесообразность предложенного содержания и педагогическую обоснованность комплексной методики работы по освоению музыки разных народов.

Гипотеза исследования.

Художественно-полноценное осмысление национальной

принадлежности творчества и особенностей фортепианной стилистики Прокофьева, Дебюсси и Бартока, а также адекватное воссоздание их идей в музыкально-исполнительской практике станет более успешным, если прцоесс освоения их музыки будет основан на:

* дидактически-структурированном содержании обучения, представленном в репертуарных моделях, охватывающих разные периоды творчества избранных композиторов - от «детской» музыки до произведений, более сложных в художественном и техническом отношении;

* применении комплексной методики, сочетающей в себе 3 группы методов: общедидактические, профессионально-исполнительские и специфические методы, направленные на постижение национальных и стилевых особенностей новой музыки;

* специальном освоении методов реализации диалога в музыкально-педагогической деятельности и поиске возможностей подготовки почвы для диалога культур в процессе освоения музыки разных народов.

Методологической н теоретической основой исследования послужили:

1. Разработки в области глобального образования (С.Лейми, Р.Хенви, А.П.Лиферов, В.М.Данильченко, ЯЖКолнер) и исследования, опирающиеся на научную концепцию «диалога культур» (М.М.Бахтин, М.Бубер, И.С.Кобозева).

2. Педагогические концепции, отражающие различные стороны профессионального становления учителя (Ш.А.Амонашвили,

B.А.Сухомлинский, В.В.Краевский, Б.М.Целковников, В.Г.Ражников) и музыкально-педагогические исследования, посвященные проблемам вузовской подготовки педагога-музыканта (Э.Б.Абдуллин, Б.Д.Критский, А.В.Малинковская, Т.Г.Мариупольская, А.И.Николаева, Е.В.Николаева, Г.М.Цыпин, А.И.Щербакова).

3. Культурологические труды, раскрывающие различные аспекты музыкального исполнительства (А.Д.Алексеев, Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Б.Л.Яворский) и педагогические концепции инструментальной подготовки учащихся (Л.А.Баренбойм, М.Г.Коган, Я.И.Мильпггейн, Г.Г.Нейгауз,

C.Е.Фейнберг).

4. Музыковедческие труды, посвященные изучению творчества избранных композиторов (Ю.Кремлев, И.Нестьев, И.Мартынов) и анализу проблем исполнительского освоения их произведений (А.Малинковская, В.Смирнов, М.Сабинина, Е.Усманова).

Методы научного исследования:

♦ теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, музыкознание, методика обучения игре на музыкальных инструментах);

♦ обобщение передового педагогического и музыкально-педагогического опыта;

♦ ретроспективный анализ и обобщение личного педагогического опыта автора диссертации;

♦ методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Освоение музыки разных народов - один из важных способов реализации идей диалога культур в исполнительской подготовке студента педагогического вуза. Однако максимальный развивающий эффект эта работа дает лишь в том случае, если педагог ставит перед собой следующие взаимосвязанные задачи:

- пробуждать у студентов интерес к культурным ценностям разных народов; способствовать адекватному восприятию их своеобразия; формировать навыки исполнительского освоения музыки разных народов; воспитывать потребность в использовании ее в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Необходимая основа достижения поставленной цели — определение содержания обучения, которое конкретизировано в исследовании за счет целенаправленного отбора фортепианных произведений Прокофьева, Дебюсси и Бартока и создания из них дидактически-ориентированных репертуарных моделей, охватывающих разные аспекты их творчества - от детской музыки к произведениям более сложным в художественном и техническом отношении.

Такая репертуарная программа позволяет в сжатые сроки ознакомить учащихся с основными особенностями фортепианного стиля каждого композитора.

3. Нацеленность репертуарной политики на реализацию идей диалога культур выявляет и основной механизм педагогического воздействия. Это такая организация учебного процесса, которая позволяет студентам не только «изолированно» осваивать каждое произведение, но и анализировать их сходство и различие, сопоставлять «по вертикали» и «по горизонтали» (в рамках творчества одного или нескольких композиторов).

4. Существенную помощь на этом пути оказывает реализация трехкомпонентной модели музыкально-педагогической деятельности, которая не только расширяет рамки собственно-исполнительского обучения, но и способствует формированию мотивационно-ценностных компетенций педагога-музыканта.

5. В соответствии с этим обогащается комплекс форм и методов обучения, включающий в себя, помимо собственно-исполнительских приемов работы над музыкальным произведением, методы, направленные на пробуждение интереса к культурным ценностям разных народов и потребности в «собственноручном» их освоении и дальнейшем применении в будущей профессиональной деятельности.

Научная новизна исследования:

1. В результате исследования идея диалога культур, спроецированная на сферу музыкально-исполнительской подготовки студентов педагогического вуза, обрела новые формы и способы реализации.

2. Теоретически обосновано целесообразное содержание и соответствующая структура занятий. Разработана дидактическая модель учебно-художественного репертуара, составленного из произведений Прокофьева, Дебюсси и Бартока, которая, отражая основные стилевые черты творчества композиторов, позволяет поэтапно и в сжатые сроки вводить студентов мир новой музыки.

3. Разработана и экспериментально проверена комплексная методика обучения, сочетающая в себе три группы методов: общедидактические, собственно-исполнительские и специфические методы, направленные на освоение особенностей художественных культур разных народов.

4. Исследованы дополнительные формы работы (беседы-обсуждения, лекционно-концертная и просветительская практика), формирующие навыки диалогического общения, и специальные способы исполнительского освоения, связанные со стимулированием ассоциативной деятельности.

Теоретическая значимость исследования. 1. На примере изучения творчества трех избранных композиторов в фортепианном классе педагогического вуза создана педагогическая концепция освоения музыки разных народов в процессе исполнительской подготовки педагога-музыканта, основанная, с одной стороны, на дидактическом

структурировании содержания обучения, с другой - на применении комплексной методики изучения и исполнительского претворения нового музыкального материала.

2. Доказана правомерность использования в вузовском учебно-исполнительском процессе комплексной программы освоения музыки разных народов, которая имеет все основания выступить средством реализации идей диалога культур.

3. Определена и применена методика диагностики эффективности процесса освоения новой музыки, позволяющая фиксировать уровни развития как профессионально-исполнительских, так и мотивационно-ценностных компетенций студентов-музыкантов.

Практическая значимость исследования.

1. Выявленные в исследовании теоретико-методологические предпосылки освоения студентами музыки разных народов, а также соответствующие организационно-педагогические решения доведены до уровня методических рекомендаций, которые позволяют не только активизировать процесс обучения студентов, но и заметно повысить творческий потенциал их исполнительской подготовки.

2. Результаты данного исследования могут быть использованы в педагогическом процессе, проходящем в исполнительских классах музыкально-образовательных заведений разного уровня, а также в лекционных курсах, посвященных разным аспектам вузовской подготовки педагога-музыканта.

Исследование проходило в течение трех лет, т.е. с февраля 2009 г. по февраль 2012 г. на базе кафедры музыкальных инструментов музыкального факультета Московского педагогического государственного университета.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в процессе рассмотрения материалов диссертации на заседаниях кафедры музыкальных инструментов ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», а также в ходе выступлений с методическими сообщениями для педагогов системы дополнительного образования в ГБОУ ЦЭВД «МОЦАРТ» и ГБОУ ДМХШ «Радость».

Результаты исследования отражены в 10 публикациях.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

П. Основное содержапне диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель, объект, предмет и задачи, приводятся научные концепции и теоретические труды, послужившие его методологической основой; формулируется гипотеза исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; представлены положения, выносимые на защиту.

Первая глава - «Теоретические основы исследования», состоит из четырех параграфов. В первых двух раскрывается сущность идей «глобального образования» и «диалога культур» и обосновывается целесообразность решения задач освоения музыки разных народов в вузовской подготовке педагога-музыканта в контексте соответствующих этим идеям педагогических концепций.

В первом параграфе первой главы «Глобализация образования -перспективное направление развития современного общества» отмечается, что глобализация в XXI веке — объективный процесс, охвативший развитые страны современного мира, в котором изменениям подвергаются все стороны человеческой жизни - экономика, политика, культура. В культурном плане глобализация означает возникновение гибридной мировой культуры и смешение национальных традиций. Таким образом, меняются сами основы взаимоотношений между людьми и их социальная жизнь.

В новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Целью глобального образования является преодоление разделения мира на противоборствующие враждебные группировки, разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой. Подобные цели предполагают интегративное обучение, основанное на центральных проблемах выживания человека и сотрудничества различных сообществ и членов одного сообщества, а также развития цивилизации как совокупности частных культур.

В параграфе также отмечается, что глобализация является не только силой, изменяющей современную культуру. Пользуясь её процессами, можно и нужно гораздо глубже и разносторонне изучить культуру своей собственной нации в свете культур других народов мира, освещая её с новых, неожиданных сторон. Вырабатываемый таким образом мультикультурный подход в глобальном образовании позволит обучаемым, принадлежащим к различным национальным и культурным сообществам, не только научиться понимать свою собственную историю и культуру, но и поможет в дальнейшем плодотворному сотрудничеству с представителями других, самых разнообразных культур.

Очевидно, что глобальное образование должно вести к дальнейшей гуманизации общества и к сближению естественнонаучной и гуманитарной компонент образования. Это поможет осуществить в характере мышления человека необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте. В свою очередь потребность в дальнейшей гуманизации современного общества высвечивает особую роль в нем диалога культур.

Второй параграф первой главы - «Диалог культур» как одна из актуальных проблем современной музыкальной педагогики» посвящен анализу

проблемы «диалога культур» в свете трудов выдающихся деятелей человечества (Аристотель, И.Кант, М.Бубер, Х.Гадамер, М.Бахтин и др.).

В параграфе отмечается, что настоящее время, когда свободное передвижение границ по миру стало нормой, когда создана единая информационная компьютерная сеть, вопрос о роли педагогики в системе глобального образования становится особенно острым. Это ставит перед педагогом две взаимосвязанные задачи: сохранение самобытности собственной культуры и создание основы, с помощью которой станет возможным вхождение в чужую, незнакомую культуру.

Роль музыкального искусства в диалоге культур необычайна важна и широка: музыкальное искусство глубоко раскрывает суть человеческой культуры и наиболее понятно и доступно участникам диалога, часто на интуитивном уровне. В структуре музыкального произведения содержатся в разных вариантах интонации, воспроизводящие как объективные, так и субъективные эмоции. Кроме того, музыкальное сочинение представляет собой некую информационную модель, которая легко передает внимательному и заинтересованному слушателю ценные данные о каких-то событиях, связанных с ними эмоциях, об отношении к ним автора и исполнителя, раскрывает картины окружающей природы и быта определенного народа, представители которого создали данное музыкальное произведение.

Следует подчеркнуть, что в целях достижения большей эффективности взаимодействия между музыкой и человеком необходимым и очень важным посредником становится педагог. Именно педагог должен пробудить в ученике живой интерес к событиям, заложенным в музыкальном произведении, помочь определить их смысловую окраску, дать краткое описание их исторического и социального фона. Поэтому изучение истории, религии, фольклора инородной культуры, посещение театров, художественных выставок должно стать необходимым элементом музыкального образования учащегося - это позволит ему лучше понять процессы, в которых формировалась изучаемая культура, поможет объективно воспринять влиявшие на нее исторические события.

Музыкальное искусство остается одной из важнейших составляющих современного диалога культур и имеет на этот диалог непосредственное и самое широкое влияние. Чтобы сохранить и усилить занятые в диалоге культур позиции современная музыкальная педагогика должна не останавливаться в своем развитии. Основой такого процесса в педагогическом образовании может стать постижение музыки разных народов.

В третьем параграфе первой главы: «Музыка разных народов в подготовке современного педагога-музыканта» - раскрываются перспективы подготовки студентов музыкально-педагогического вуза к профессиональной деятельности в поликультурном мире. Эта подготовка может быть реализована в рамках их исполнительского обучения и, конкретнее, в процессе освоения

музыки разных народов при соблюдении определенных педагогических условий. Одно из необходимых условий такой подготовки - систематическое приобщение студентов к выдающимся (и часто малоизвестным) образцам музыкального искусства, представляющим художественную культуру разных народов мира.

В данном исследовании это музыка Прокофьева, Дебюсси и Бартока. В основе их исполнительского освоения, как подчеркивается в диссертации, -общедидактические и музыкально-педагогические принципы, которые разработаны в российской педагогике и которым следует процесс исполнительского обучения. Однако направленность на создание условий для диалога культур предопределяет учет специфики функционирования этих принципов в данном исследовании. Это расширяет круг приемов и способов обучения за счет организации постоянной взаимосвязи между собственно-исполнительской и музыкально-теоретической деятельностью студентов, обеспечивающей эффективный процесс расширения музыкального кругозора и обогащения слушательского опыта студентов. Первостепенно важной становится здесь интонационная работа, в которой выявление национальной характерности интонации связывается с определением соответствующих ей выразительных средств и поиском необходимых исполнительских приемов. А в самом процессе освоения особенное внимание уделяется стимулированию эмоционально-образной составляющей работы. - Художественная эмпатия помогает исполнителю включить композиторскую интонацию в собственный духовный мир, связать со всем своим музыкальным и жизненным опытом.

В то же время следует подчеркнуть на этом пути особую важность непосредственно-практического опыта освоения при непременном учете особых психолого-педагогических подходов, которые позволят ввести учащихся в чужую, незнакомую культуру, пробудить интерес к ней и потребность в ее исполнительском освоении. С этой целью исследование обращается к проблемам реализации «музыкально-педагогического» диалога.

Четвертый параграф первой главы - «Музыкально-педагогический диалог как эффективное средство реализации диалога культур» - расширяет представления о возможных формах работы в исполнительском классе.

Диалог пронизывает весь музыкально-педагогический процесс, является как подчеркивают педагоги-исследователи (Э.Б.Абдуллин, О.В.Зимина) его сущностной основой, обеспечивающей процесс духовного сотворчества композитора, учителя и учащихся, создание атмосферы творческой активности и вариативности музыкальной деятельности. В связи с этим построение учебной работы базируется на разработанном в психологической науке деятельностном подходе (А.Н.Леонтьев) и согласуется с трехкомпоненгаой моделью музыкально-педагогической деятельности.

Более того, задачи исследования предопределяют обращение к музыкально-педагогическому диалогу в его широком значении - как «встрече двух мыслей, двух сознаний». Это раскрывает перспективы стимулирования ассоциативной деятельности посредством методов определения сходства и различия примет «художественной действительности» (жанровых, интонационных, стилевых), а также применения разнообразных современных аудиовизуальных средств. Взаимно дополняя друг друга, эти аспекты музыкально-художественной деятельности студентов стимулируют процесс усвоения новых знаний, помогают установлению необходимых арок между ранее накопленным и новым музыкальным опытом, способствуют выявлению общего и особенного между разными музыкальными культурами.

Таким образом, обращение к музыкально-педагогическому диалогу позволяет рассматривать освоение музыки разных народов как своеобразную форму межкультурной коммуникации, способствующей созданию диалогической структуры межнационального и межличностного общения.

Глава вторая «Практика исполнительского освоения музыки разных народов» посвящена конкретизации содержания исследования и определению его «репертуарной» базы.

Первый параграф — «Содержание работы. Постижение стилевых особенностей музыки Прокофьева, Дебюсси и Бартока» ставит своей задачей проникновение в образный мир каждого композитора, выявление основных стилевых «примет» его музыки, его принадлежности к тому или иному эпохальному и национальному стилю и определение индивидуальных особенностей фортепианного письма.

Обращение к музыке С.Прокофьева чрезвычайно перспективно для решения поставленных задач. Сочетая традиции и новаторство, обладая исключительно своеобразным стилем и ярко выраженными национальными чертами, она покоряет слушателей и исполнителей своим оптимизмом является неисчерпаемым источником радости и деятельностной энергии.

Фортепианной творчество Прокофьева обширно и многогранно по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Свои оригинальные художественные замыслы композитор воплощает в новаторском фортепианном письме и самобытном пианизме. В то же время при всей новизне, необычности образов и средств фортепианной музыки композитора, формы и жанры ее традиционны, тесно связаны с классическими жанрами, развившимися еще в XVIII веке, а также с жанрами, привнесенными романтиками. Это и классические формы сонаты и концерта, и жанры программной миниатюры или цикла.

Важно и то, что Прокофьев сам был очень своеобразным пианистом-виртуозом, прекрасно ощущавшим специфику фортепиано. Поэтому

произведения его имеют все основания стать доступными для исполнителей и оказать им большую помощь в формировании пианистического мастерства.

Анализ стилевой специфики музыки Прокофьева дает отчетливые представления о том, на каких эстетических основах формировался музыкальный язык композитора. Это:

- Обостренная поэтика контраста, проявляющаяся с удивительной наглядностью во всех сторонах его творчества - столкновении разных образов, ладогармонических комплексов, контрастах формы и фортепианной фактуры.

- Лаконизм фортепианного стиля, отказ от «пассажной воды», свидетельствующий о том, что композитор идет по тому же новаторскому пути, что и, например, Барток: воспринимая мир через призму контраста и борьбы гигантских исторических сил, высказывается в крупном плане, экономно и сжато.

- Принцип компенсации сложного простым, задача которого - облегчить восприятие, придать образному усложнению черты доступности.

- Новаторство, выражающееся не только в использовании новых средств и небывалых приемов, но и в большей степени - новизна самого использования старых средств и традиционных приемов, синтез традиций и новаторства.

Таким образом, умение выразить новое по-своему, смело и свежо, не теряя указанных черт классичности и национальной «почвенности» -поразительное свойство фортепианных произведений Прокофьева, которые делает особенно ценным их включение в процесс музыкального воспитания и фортепианного обучения и детей, и взрослых в разных странах мира.

Не меньший интерес вызывает совершенно иная образная сфера и стилевая направленность музыки К. Дебюсси.

Многогранное творчество КДебюсси - выдающегося французского композитора, пианиста, дирижера, критика, основоположника музыкального импрессионизма - привлекает и исполнителей, и исследователей. Для музыкантов КНР знакомство с ним имеет особое значение, т.к. французский импрессионизм для китайской музыкальной педагогики до недавнего времени оставался неизвестной страницей европейской культуры.

Своеобразие творчества Дебюсси заключается, прежде всего, в его образном строе - тяготении к поэтическому одухотворенному пейзажу, в котором проблема красочности и колорита всегда связывалась с передачей определенного настроения и своего собственного отношения поэтическому образу. Дебюсси привлекает также возможность воплощения в музыке жанровых сценок и музыкальных портретов, в которых композитор безупречно создает реальные музыкальные образы. Кардинально отличается от них еще одна сфера музыкального импрессионизма, ярко воплощенная в творчестве композитора. Это фантастика, обращение к образам античной_мифологии, к средневековым легендам, где композитор обращается к миру грёз, к

сверкающим звуковым пейзажам, открывая новые возможности музыкальной партитуры.

Свежесть музыке Дебюсси и других композиторов-импрессионистов придало претворение ладовых и ритмических элементов, заимствованных из фольклора народов Востока, Испании, Америки. Эта музыка, безусловно, открыла «новые горизонта» композиторской мысли, раскрепостила от функциональности европейской гармонии, дала импульс к созданию неповторимого по красочности и новизне гармоническому языку. В своем творчестве Дебюсси не мог не откликнуться и на новое музыкальное направление, возникшее в результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур - джаз. В ряде произведений он претворил его самые характерные признаки - блюзовые интонации, синкопированный ритм, типичные африканские гармонии, построенные на пустых квинтах и секундах.

Однако нельзя не отметить, что, несмотря на новаторские идеи композитора, важную роль в его творчестве играло сохранение и развитие классических традиций, унаследованных от предшествующих эпох. Отказавшись от традиционных форм (соната, вариации, концерт), Дебюсси все же сохранил в большинстве своих произведений стройность и цельность композиции, избегая расплывчатости формы четким делением ее на внутренние разделы при помощи цезур и фермат. Из крупных форм Дебюсси отдает предпочтение фортепианной сюите, как жанру, состоящему из ряда самостоятельных пьес, что способствует расширению круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь максимальному обогащению красочно-колористической стороны музыки. Композиторские поиски коснулись лада, гармонического и мелодического языка, метроритма, фактуры, инструментовки и нашли яркое воплощение в его фортепианной музыке.

В исследовании подчеркивается, что Дебюсси вырабатывает новый подход к инструменту, ему удается открыть в традиционной фортепианной технике совершенно новые неиспользованные возможности, «фортепианной инструментовки». Разнообразные фактурные приемы подчеркивают и ярче раскрывают и классическую строгость в музыке, и импрессионистическую красочность. Немаловажна в этом роль особо тонкой и сложной педализации, которая дала искусству исполнительства совершенно новые колористические сочетания.

Таким образом, в своем творчестве Дебюсси является непревзойденным мастером в передаче пластики, разнообразных форм движения, образно-звуковых характеристик. Знакомство с творчеством выдающегося французского композитора будет чрезвычайно полезным китайским учащимся-пианистам, расширит их знания и понимание западной культуры, будет

содействовать дальнейшему сближению и взаимопроникновению наших цивилизаций.

Наконец, совершенно неизвестно как в широких слушательских кругах, так и среди профессионалов-музыкантов КНР творчество венгерского композитора Белы Бартока, в то время как оно не только дает возможность познакомиться с национальными особенностями музыки этого талантливого народа и его соседей (народов Балканских стран), но и раскрывает широкие перспективы использования его в музыкальном образовании, дает уникальные примеры соединения музыкального фольклора с современными художественно-выразительными средствами, прокладывает пути к методикам музыкального обучения на его основе.

В исследовании подчеркивается, что сопоставление с китайской музыкой представляется тем более перспективным, что искусство этих далеких народов и даже разных цивилизаций имеет много общих черт: интонационная близость музыки и слова, пентатоника как основа мелодической организации, наконец, тембровая красочность не только в передаче картинных образов, но и в имитации народных инструментов, а значит, в раскрытии тембрового богатства фортепиано. Все вышесказанное подводит китайских исследователей к убеждению в перспективности изучения музыки Б.Бартока и использования ее богатейших возможностей для музыкального воспитания и обучения детей, а значит и для соответствующей подготовки педагогов.

Творчество Б.Бартока значительно и многообразно. Широко известен он и как блестящий пианист и педагог, и как музыковед-исследователь. Своеобразие его музыки и определяется освоением открытой им (в содружестве с ЗЛСодаем) крестьянской песенности, ранее почти неизвестной для музыкантов-профессионалов. Открытие венгерской народной музыки, как и ряд исследований румынского, словацкого, сербохорватского и даже арабского фольклора, привели композитора к выявлению новых возможностей для расширения круга выразительных средств.

В диссертации анализируются особенности мелодики, в которой умение лаконичными средствами создать рельефный, динамичный рисунок соседствует с чутким, идущим от связи с текстом интонированием мелодии широкого дыхания, которая ведет композитора по пути полифонизации; подчеркивается, что развитое полифоническое мышление сказывается не только в насыщении фактуры тематическими элементами, но и в четкой дифференциации пластов ткани, придании им артикуляционной, ритмической и тембровой самостоятельности, что очень важно для исполнителя; подробно рассматривается расширение ладотональной сферы, приводящей к усложненной трактовке тональности, в гармоническом стиле прослеживается техника соединения горизонтали и вертикали, которая часто становится основой всей композиции.

Особое внимание в исследовании уделяется метроритмической организации, являющейся одной из главных характеристик стиля Бартока; отмечается, прежде всего, взаимодействие в ней противоборствующих сил: «гипнотизирующего» утверждения метроритмического постоянства и нарушения, расшатывания этого постоянства. Очень важна при этом образно-эмоциональная характерность ритмических приемов и метрического многообразия. Она сообщает музыке непредсказуемую, стихийную силу, поддерживаемую «напряженно-атакующим» пианизмом самого композитора-исполнителя.

Краткий анализ специфики выразительных средств музыки Бартока дает возможность понять, какое большое значение он придавал стройности и целостности формы произведения — и как единства ее архитектонической и процессуальной сторон, и как внутренней спаянности всех элементов музыки. К этому следует добавить, что творческий путь Бартока был сложным, заполненным борьбой противоречивых устремлений, поэтому будущий педагог должен иметь в виду стилистическое многообразие истоков его музыки. Однако народная музыка стала его опорой в борьбе за утверждение индивидуального стиля, главным признаком которого стало не сосуществование стилей, а именно стилевой синтез.

Итак, все рассмотренные особенности музыки Бартока дают в совокупности тот художественный эффект, который и свидетельствует о специфике стиля композитора. Эту специфику, так же, как и проанализированные выше особенности музыки Прокофьева и Дебюсси должен отчетливо представлять себе будущий педагог, готовящийся ввести своих учеников в прекрасный и своеобразный мир творчества выдающихся композиторов.

Во втором параграфе - «Детская музыки на пути освоения творчества композитора» предлагается репертуарная программа освоения музыки разных народов и обосновывается выбор произведений, которые имеют все основания стать фундаментом исследования; доказывается, что на этом пути (особенно для людей, мало знакомых с творчеством композитора), детская музыка имеет следующие преимущества.

Детская музыка - это не только музыка для детей, но и музыка о детях. Значит, предназначена она не только для учебного процесса, но и для исполнения и детьми, и взрослыми - в концертах, лекциях и других просветительских мероприятиях. Это делает процесс ее освоения будущими педагогами и увлекательным, и творческим, а значит - особенно результативным.

Для каждого композитора это «поиски себя», причем, как правило, эти находки ведут к характерным особенностям его музыки, большинство из которых остаются главными показателями творческого почерка композитора.

Это облегчает путь «вхождения» в его «взрослую» музыку. В свою очередь для исполнителя любого возраста это каждый раз открытие нового мира с особыми чувствами и настроениями, запоминающимися неординарными явлениями и ситуациями. Причины тому — доступность языка и яркость образов, подчас -игровые способы выражения, чрезвычайно органичные в детском возрасте.

Образы мира, встречающиеся в детских пьесах, исключительно разнообразны. Представлены они чаще всего в виде калейдоскопа миниатюр, которые имеют определенную внутреннюю связь между собой - это дает возможность исполнять их и врозь, и целиком, более того — создавать собственные исполнительские циклы. Безусловно, эти полноценные в художественном отношении сочинения более доступны для технического освоения, что делает их особенно ценными не только для детей, но и для их будущих педагогов. Все это расширяет границы их художественных представлений, способствует формированию культуры восприятия и позволит им в будущем оперативнее осваивать более сложные произведения.

Таким образом, выбор детских альбомов избранных композиторов очевиден. Это «Детская музыка» С.Прокофьева, «Детский альбом» К.Дебюсси и «Десять легких пьес» Б.Бартока. Проведенный исполнительский анализ позволяет утверждать, что эти произведения можно назвать микрокосмом стиля каждого композитора, а исполнительское общение с ними позволит естественно войти в ту национальную среду, в которой он формировался, и вместе с тем — в мир современной музыки.

С этой целью исследование обращается к сопутствующим сочинениям и «продолжению» этой музыки, намечает репертуарные пути освоения творчества композиторов. Это такие произведения, как, например, «Сказки старой бабушки» и некоторые пьесы-транскрипции из балетов «Ромео и Джульетта» и «Золушка» Прокофьева, ряд прелюдий и отдельные пьесы из «Бергамасской сюиты», «Эстампов» Дебюсси; «15 венгерских крестьянских песен для фортепиано» и некоторые произведения из «Микрокосмоса» Бартока. Обращение к этим и другим произведениям позволило сопоставить их с детской музыкой, составить цепочки их взаимосвязей и предложить дидактически-ориентированные репертуарные блоки, целесообразность которых подтвердило опытно-экспериментальное обучение.

Третья глава — «Опытно-экспериментальное исследование» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе — «Методика освоения музыки разных народов в подготовке будущего педагога-музыканта» - изложены основы комплексной методики обучения и разработанная на ее основе авторская программа освоения музыки разных народов. Она представлена в диссертации в виде следующей сводной таблицы.

Педагогическая программа освоения музыки разных

народов студентами музыкально-педагогического вуза

Содержательный:

- стимулирование интуиции и эмоционального «погружения» и мир музьтки как основа обретения ее личностного смысла;

- интонационный анализ и архивизация художественного мьпплеиия;

- создание собственной вербальной модели произведения и его индивидуальной исполнительской шперирстации;

- проектирование путей ее реализации.

Мотишционпый:

- организация взаимосвязи музыкально-исторических и теоретических дисциплии;

- привлечение полихудожсственных связей;

- «подключение» музыкальною и общего жизненного опыта;

- аналитическая деятельность но выявлению жаировых, стилевых, интонационных особенностей музыки;

- использование современных аудиовизуальных средств.

Операциональный:

- первоначальное ознакомление с текстом, сравнение редакций;

- сопоставление композиторского замысла со своими интерпретаторскими намерениями;

- ознакомление с разными исполнительскими интерпретациями;

- художественно-технологическое освоение фортепианной фактуры произведения, реализация исполнительской гипотезы и целостные проигрывания;

- лекционно-коипершая практика с целью проверки убедительности своей трактовки и исследования просветительских возможностей включения побои музыки в диало! культур.

Практика освоения музыки разных народов показала, что следование этой программе позволяет более четко организовать опытно-экспериментальное обучение и более убедительно выявить его результаты.

Второй параграф третьей главы - «Опытно-экспериментальная работа по освоению фортепианных произведений Прокофьева, Дебюсси и Бартока студентами музыкально-педагогического факультета» имела своей целью проверку на практике целесообразности предложенного содержания работы (на основе репертуарных моделей) и эффективности разработанной автором комплексной методики освоения.

Работа была проведена на базе музыкального факультета Московского педагогического государственного университета. Всего в эксперименте было задействовано около 50 человек - преподавателей и студентов исполнительских классов педвузов. Исследование проводилось в течение шести семестров (с февраля 2009 г. по февраль 2012 г.).

Первый семестр ставил своей задачей определение содержания обучения (в соответствии с избранной темой исследования) и поиск адекватных методов его освоения. С этой целью изучалась специальная литература и анализировался эмпирический опыт преподавания.

Основная работа охватывала три этапа: констатирующий (второй семестр), формирующий (третий - пятый семестры) и контрольно-итоговый (шестой семестр). В констатирующем и формирующем эксперименте участвовало 18 человек, разделенных на две равные группы -экспериментальную и контрольную (по 9 человек в каждой). Экспериментальная группа формировалась из студентов, обучающихся в классе научного руководителя автора настоящего исследования, в состав контрольной группы входили студенты других преподавателей фортепианно-исполнительских классов музыкального факультета Mill У. В каждую группу входили студенты из РФ и КНР (по 6 и 3 человека соответственно).

В процессе опытно-экспериментальной работы использовались следующие научно-исследовательские методы: анкетирование, педагогическая беседа, анализ дневниковых записей педагога и стенограммы уроков, а также специальные обучающие методы, включенные в дополнительные формы преподавания: вводные беседы о музыке, коллективные занятия-обсуждения, отчетные лекции-концерты и различного рода просветительские мероприятия.

В ходе констатирующего эксперимента выявлялось состояние изучаемой проблемы в практике исполнительской подготовки в вузах РФ (гг. Москва, Владимир) и КНР (гг. Чан-Чунь, Нанкин). Для этого проводился социологический опрос педагогов и студентов, в котором приняли участие около 30 человек. Он позволил заключить, что проблема освоения музыки разных культур является одной из актуальных в педагогической практике и в то же время подготовка студентов педвузов в этом направлении явно

недостаточна. В свою очередь анкетирование студентов двух групп, принимающих участие в эксперименте, также обнаружило слабый интерес к восприятию и изучению музыки чужой культурной традиции, неумение использовать новый музыкальный материал в учебном процессе и сомнения в необходимости работы с ним в дальнейшей профессиональной деятельности.

Поэтому главной особенностью данного исследования стала разработка и сопоставление двух аспектов опытного обучения, направленных к формированию мотивационно-ценностных и собственно-исполнительских компетенций студентов. С этой целью на констатирующем и контрольном этапах исследования в качестве определяющих были выдвинуты мотивационно-ценностные параметры исследования:

* личностное отношение к освоению музыки разных народов;

* понимание целесообразности расширения профессиональных знаний об этой музыке и дальнейшего их использования;

* осознание необходимости приобретения соответствующих исполнительских умений и навыков работы с ней. (Условные обозначения -«интересы», «знания», «умения и навыки»).

В начале учебного процесса были проведены педагогические беседы и предварительная диагностика музыкальных интересов и наличного уровня исполнительского развития студентов. Для этого студентам обеих групп был дан ряд заданий, выполнение которых фиксировалось на основе анкет студентов и протоколов экспертной комиссии. Таким образом определялись уровни интересов к познанию и изучению музыки разных народов, профессиональных знаний об этой музыке и педагогических методах их передачи, исполнительских умений и навыков работы с ней, что в целом позволяло обозначить уровни готовности студентов к освоению музыки разных пародов.

Результаты диагностики сведены в соответствующие таблицы и обозначены итоговые уровни готовности экспериментальной (4,55) и контрольной (4,66) групп.

Таким образом, обследование показало, что качественный и количественный состав экспериментальной и контрольной групп на данном этапе был примерно одинаков, при этом подавляющее большинство опрошенных имело низкий уровень готовности к освоению новой музыки.

В процессе формирующего эксперимента (Ш-V семестры) проводилась дифференцированная педагогическая работа в контрольной и экспериментальной группах. В первой занятия велись по традиционной методике и в рамках традиционных исполнительских программ, в которые включались произведения избранных композиторов. Но при этом не сообщалось никакой дополнительной информации об изучаемых пьесах и их

авторах, кроме принятых в фортепианно-исполнительском обучении установок и сведений, направленных на практическое освоение репертуара.

В работе со студентами экспериментальной группы была применена изложенная выше комплексная методика, а содержательным элементом учебного процесса явились репертуарные модели, обоснованные во второй главе исследования. Основные педагогические задачи, которые решались в этой группе: формирование личностного отношения к освоению музыки разных народов; вооружение специальными знаниями о музыке трех избранных композиторов - представителей разных музыкальных культур; выработка профессиональных умений и навыков интерпретации, изучения и исполнения предложенных произведений; овладение методами передачи приобретенных знаний и развитие способностей убедительного исполнительского выявления собственной концепции музыкального произведения.

В связи с этим конкретная работа над произведением проходила в нескольких аспектах, соответствующих трехкомпонентной модели музыкально-педагогической деятельности. Это

1. Ознакомление с творчеством композитора, выявление особенностей его личности и эмоционального строя его музыки, определение ее принадлежности к тому или иному эпохальному или национальному стилю, связи с культурой эпохи.

2. Ориентировочное знакомство с произведением: формирование представлений о его характере, структуре, образном содержании; интонационный анализ средств выразительности, анализ исполнительских средств - тембра, динамики и педализации, артикуляции, агогики и темпоритма; познание основной технической концепции и создание интерпретаторской гипотезы.

3. Точное усвоение нотного текста, подбор целесообразных пианистических приемов и аппликатуры, техническое овладение деталями и выстраивание формы произведения, целостное художественное воспроизведение для контроля за соответствием его исполнительской гипотезе, возможное внесение образных и технических корректив.

4. Концертное исполнение на контрольных мероприятиях, в совместных беседах-обсуждениях, выступления в различных аудиториях, показ фрагментов открытых уроков, записи на магнитофон. Эти формы работы ставили своей целью не только большую убедительность интерпретации и артистическую яркость, но и формирование навыков диалогического общения, выявление возможностей использования этой музыки в дальнейшей профессиональной деятельности - включения ее в музыкально-педагогический диалог и - далее - в диалог культур.

В соответствии с задачами исследования опытное обучение было выстроено следующим образом. Экспериментальная группа (9 человек) была

разделена на три подгруппы, в каждой - по два российских и один китайский студент. В первой экспериментальной серии (третий семестр) студенты получили для освоения по два произведения Прокофьева (I подгруппа), Дебюсси (II подгруппа) и Бартока (Ш подгруппа). Одно из них подготавливалось к зачетному исполнению, другое - соответственно репертуарной модели - для эскизного освоения. Во второй серии (четвертый семестр) студентам каждой подгруппы были предложены произведения двух других композиторов: одно - для экзаменационного, другое - для эскизного освоения.

Третья - завершающая серия (пятый семестр) несколько отличалась от предыдущих по содержанию и характеру работы - студенты доучивали произведения, пройденные эскизно во второй серии и готовили к разного рода выступлениям с краткими комментариями произведения всех трех композиторов, которые и были исполнены на зачете (полная репертуарная программа формирующего этапа эксперимента приведена в приложении №1) диссертации.

Такое построение занятий давало каждому студенту экспериментальной группы возможность познакомиться с творчеством всех трех композиторов, провести в собственной практической работе сравнительный анализ стилевых и национальных особенностей исполняемой музыки как «по вертикали» (два произведения из детского и более сложного репертуара одного композитора), так и «по горизонтали» (два, а затем три произведения разных композиторов), собственноручно «прощупать» особенности их фактуры и найти соответствующие пианистические приемы исполнения и целесообразные пути изучения. Важно и то, что в начале каждой серии проводились беседы о творчестве композитора, студенты слушали его музыку, читали соответствующую литературу. На контрольных мероприятиях присутствовали все, а после них проходили совместные обсуждения исполненного, которые прокладывали дорогу к музыкально-педагогическому диалогу, формировали аргументированные позиции в оценке собственного и «чужого» исполнения, расширяли музыкальный кругозор студентов, наконец, пробуждали интерес к музыке разных народов и потребность в использовании ее в своей учебной и дальнейшей профессиональной деятельности.

Формирующий эксперимент проводился согласованно с выполнением контрольных срезов, которые позволяли осуществить оперативную диагностику текущей работы со студентами, открывая новые возможности для применения соответствующих способов обучения. Контрольные срезы проводились в конце каждой серии на плановом зачете. Исполнение оценивалось компетентной комиссией, состоящей из педагогов кафедры музыкальных инструментов МПГУ. Оценка проводилась по следующим исполнительским параметрам'.

♦ Текстовая адекватность и технический уровень исполнения.

♦ Эмоциональность и образная содержательность исполнения.

♦ Развитость «чувства стиля» и выявление национальных особенностей произведения.

♦ Степень проявления творческого начала (артистизм и убедительность исполнения, стремление к «донесению» своей концепции).

Степень сформированное™ каждого параметра оценивалась по десятибалльной шкале оценок. Результаты трех контрольных срезов могут быть сведены в следующую таблицу.

№ Параметр 1 Параметр 2 Параметр 3 Параметр 4 Медиана

уч. Срезы Срезы Срезы Срезы студента

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

11 6 8 8 7 7 8 5 6 7 6 7 8 6 7 7,75

Ь 6 7 8 8 9 9 6 6 7 8 8 9 7 7,5 8,25

1з 4 4 5 4 5 5 3 4 4 4 4 5 3,75 4,25 4,75

III 7 8 8 7 8 8 5 5 6 4 5 6 5,75 6,5 7,0

112 7 8 8 7 8 9 6 7 8 6 7 8 6,5 7,5 8,25

Из 5 6 7 6 6 7 5 5 6 6 6 7 5,25 5,75 6,75

1П1 9 9 10 7 8 9 8 9 9 6 7 8 7,5 8,25 9,0

1Ш 4 5 6 5 5 6 6 7 8 4 5 6 4,75 5,5 6,5

Шз 6 6 7 5 5 6 6 6 6 4 4 5 5,25 5,25 6,0

Медиана группы 5,75 6,39 7,14

Представленная сводная таблица дает возможность проследить по параметрам музыкально-исполнительский, технический и творческий рост каждого студента со всеми его индивидуальными особенностями, и в то же время сделать общие выводы о том, что студенты экспериментальной группы, обучавшиеся по комплексной методике, показали безусловный рост музыкально-художественного и исполнительского мастерства, выразившийся в следующем.

1. Повысилась ориентировка в авторском тексте, вырос и технический уровень исполнения, тесно связанный с рядом факторов, отраженных в других параметрах.

2. Значительно выросли показатели эмоциональной выразительности и художественной содержательности исполнения. Это свидетельствует о том, что студенты достаточно быстро вживались в художественный образ

произведения, а также о более высоком уровне развития и эмоциональной, и интеллектуальной сфер их личности.

3. В значительной мере сформированным оказалось чувство стиля и национальной характерности произведения, которое достаточно ярко проявилось при установлении «арок» между музыкой разных народов - в выявлении общего и особенного в эмоционально-образной сфере и музыкально-языковых средствах, характерных для трех композиторов.

4. Особенно заметен рост творческого элемента исполнения, который выразился не только в артистизме и художественной убедительности исполнения, но и в состоянии эмоциональной увлеченности и технической комфортности как доказательствах убежденности в верности своей индивидуальной интерпретации.

Следует особо подчеркнуть, что росту представленных показателей способствовали предварительные беседы о композиторах - представителях разных национальных школ и последующие обсуждения исполненной и услышанной в выступлениях других студентов музыки. Педагогические наблюдения и стенограммы занятий дают представление о том, что в результате подключения к исполнительскому процессу таких форм работы у студентов расширяется интонационно-слуховой опыт, формируются ценностные критерии определения стилевых, жанровых и национальных особенностей новой музыки, повышается профессиональное отношение к созданию и реализации индивидуальной исполнительской интерпретации, стимулируется ассоциативная деятельность и развиваются навыки диалогического общения, в конечном счете - возрастает интерес к музыке разных художественных культур и потребность в ее освоении.

Учитывая все вышесказанное, автор вновь обращается (на шестом семестре) к проблемам стимулирования личностного отношения студентов к малознакомой музыке разных художественных культур и к формированию их психологической и музыкально-исполнительской готовности к ее освоению. К этим проблемам исследование обращалось тем или иным образом на протяжении всей опытно-экспериментальной работы, однако контрольно-итоговый этап исследования целенаправленно создавал (в разных видах концертно-просветительской деятельности) ситуации «встречи разных музыкальных культур», в которых студенты экспериментальной группы приобретали специальные знания о музыке разных народов и овладевали методами их словесной и исполнительской передачи.

Этот этап предоставил автору и возможности произвести повторную (аналогичную констатирующему этапу) диагностику формирования мотивационно-ценностных параметров исследования. Она касалась, как и на первом этапе, студентов обеих групп, работа которых анализировалась на основе выполнения ими аналогичных заданий.

Результаты диагностики фиксировались в таблицах, а затем сравнивались с аналогичными показателями экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования. Для наглядности в диссертации представлен анализ всех таблиц. Результаты его отражены в графической инсталляции показателей изменения рейтинга экспериментальной и контрольной групп на первом и третьем этапах эксперимента:

8

5

4 - -- - - |а Пчд-11

3 2 - - -

0

1 2 3 4

4,66 5,22 4,55 7,0

Контрольная группа Экспериментальная группа

Анализ представленных результатов выявляет убедительные позитивные изменения готовности студентов к освоению музыки разных народов в экспериментальной группе, между тем как в контрольной подобный прогресс незначителен. В свою очередь сравнение отдельных показателей развития студентов экспериментальной группы дает представление о том, что у них значительно возрос интерес к новой музыке (Э 1, 2, 6), стремление к расширению знаний о ней (Э 2, 3, 4, 7), что отразилось в ряде случаев на исполнительском совершенствовании (Э 1, 4, 5, 7, 9). Следует отметить и то, что развивающий педагогический эффект достигается в работе как с российскими, так и с китайскими студентами. Эти данные подтверждаются наблюдениями педагогов и ярко отражены в анкетировании самих студентов.

В то же время, сравнивая показатели роста мотивационно-ценностных (1 и 3 этапы) и исполнительских параметров (2 этап) исследования, можно утверждать, что исполнительское освоение музыки разных народов (в данном случае - произведений Прокофьева, Дебюсси и Бартока), организованное в соответствии с предложенным содержанием работы и использующее комплексную методику обучения, дает значительный эффект в личностно-

творческом развитии студентов - не только рождает устойчивый интерес к новой музыке, но и формирует целесообразные способы ее изучения, воспитывает навыки диалогического общения и — далее — потребность в «трансляции» такого диалога культур в будущей педагогической и исполнительской деятельности.

Таким образом, приведенные в контрольном эксперименте данные во взаимосвязи с данными экспериментально-исполнительского обучения в рамках формирующего этапа и результаты их статистической обработки свидетельствуют об успешности проведенного эксперимента и его эффективности в решении проблем активного внедрения в процесс исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта музыки разных художественных культур. Это дает основания рекомендовать разработанные содержание и методику освоения музыки разных народов для обучения в фортепианных классах музыкально-педагогических вузов как России, Китая, так и других стран.

В заключение диссертации приводятся следующие выводы:

1. Проведенное исследование показало, что существующая в КНР и других странах музыкально-педагогическая практика ориентируется в основном на использование ограниченного количества произведений, представляющих различные национальные культуры мира. За бортом остаются высокохудожественные и малоизвестные произведения (представленные в данном случае творчеством Прокофьева, Дебюсси и Бартока), освоение которых затруднено по ряду причин, главная из которых - неразработанность теории и методики освоения новой музыки.

2. Педагогическая концепция, позволяющая эффективно и в сжатые сроки оптимизировать процесс исполнительского освоения музыки разных народов, опирается на выдвижение в качестве первоочередных задач формирование мотивационно-ценностных качеств личности педагога-музыканта, а также на выявление перспектив подключения к музыкально-исполнительскому процессу возможностей реализации трехкомпонентной модели музыкально-педагогической деятельности и на использование методов музыкально-педагогического диалога как эффективного средства реализации диалога культур.

3. Повышению эффективности освоения студентами фортепианного творчества избранных композиторов способствует дифференциация их произведений согласно разработанным дидактическим моделям учебно-художественного репертуара и такая организация педагогического процесса, при которой студенты имеют возможность в практике исполнительской работы сопоставлять произведения разных художественных культур и разных народов.

4. Определение необходимых психолого-педагогических условий успешности освоения предопределило создание комплексной системы форм и методов работы, адекватных поставленным задачам.

5. Эффективность предложенного содержания и разработанных методов исполнительского освоения музыки разных народов в фортепианном классе педвуза подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы, которая доказала правомерность выдвинутых на защиту положений и гипотезы исследования, констатировала достижение цели и поставленных задач и наметила дальнейшие перспективы разработки данной проблемы.

6. Таким образом, разработанную в диссертации педагогическую программу освоения музыки разных художественных культур можно считать одной из эффективных форм реализации идей диалога культур, так как она:

- дает знание культуры и формирует уважительное отношение к ценностям других народов;

- воспитывает способность осознавать взаимозависимость разных национальных культур и создает основу для межнационального общения.

Список публикаций по теме диссертации:

1. Ван Хань. Музыкально-педагогический диалог как эффективное средство освоения музыки разных народов. //Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. Том. 2, №4. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2011. С. 44-47. (0,25 пл.).

2. Ван Хань. Музыка разных народов в подготовке современного педагога-музыканта. //Наука н школа, № 1. - М.: Прометей, 2012. С. 34-36. (ОД пл.).

3. Ван Хань. Музыка С.С.Прокофьева в диалоге культур России и Китая. //Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских и теоретических дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. -М.: МПГУ, 2009. С. 98-110. (0,9 пл.).

4. Ван Хань. К проблеме освоения музыки С.С.Прокофьева в музыкальных учебных заведениях КНР. //Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса в современном вузе. Материалы IV Межвузовской конференции-семинара студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, 12-13 апреля 2010 г. -М.: МПГУ, 2010. С. 16-20. (0,3 пл.).

5. Ван Хань. К проблеме расширения опыта общения студентов КНР с музыкой разных народов: К.Дебюсси. //Вестник Владимировского государственного гуманитарного университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 23-24. - Владимир: ВГГУ, 2010. С. 88-93. (0,4 пл.).

6. Ван Хань, Каузова А.Г. Произведения Б.Бартока в музыкальном воспитании детей. //Музыкальное образование: научный поиск в решении

актуальных проблем учебного процесса в современном вузе. Материалы V Межвузовской конференции-семинара студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва, 18-19 апреля 2011 г. - М.: МПГУ, 2011. С. 47-55. Авторский вклад 50%. (0,5 пл.).

7. Ван Хань, Каузова А.Г. К проблеме освоения стиля Б.Бартока в исполнительской подготовке педагога-музыканта. //Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 9. - М.: МПГУ, 2011. С. 57-65. Авторский вклад 50%. (0,5 п.л.).

8. Ван Хань, Каузова А.Г. К проблеме освоения нового музыкального материала (на примере изучения музыки разных народов). //Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. Вып. 17. - М.: МПГУ, 2011. С. 41-45. Авторский вклад 50%. (0,3 пл.).

9. Ван Хань. Диалог культур в музыкальной педагогике как путь к глобализации. //Взаимосвязь науки и практики как фактор развития инновационного образования в современных условиях: материалы всероссийской научно-практической конференции «47-е Евсевьевские чтения» 26-27 мая 2011 г. Мордовский государственный педагогический институт. -Саранск, 2011. С. 6-10. (0,3 пл.).

10. Ван Хань. Исполнительское освоение музыки разных народов:

проблемы и перспективна/ ШФ&ЯШ)) , № 11. Ъ^ШЩ ЖП2-88. - Китай, 2011. С. 134. (0,1 пл.).

Подп. к печ. 16.04.2012 Объем 1.75 п.л. Зак. № 100 Тир. 100 экз.

Типография МПГУ

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ван Хань, Москва

61 12-13/1133

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

На правах рукописи

Ван Хань

Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор А.Г.Каузова

Москва - 2012

Содержание:

Введение.....................................................................................3

Глава I. Теоретические основы исследования.......................................13

1.1. Глобализация образования - перспективное направление развития современного общества..................................................................13

1.2. «Диалог культур» как одна из актуальных проблем современной музыкальной педагогики................................................................24

1.3. Музыка разных народов в подготовке

современного педагога-музыканта....................................................32

1.4. Музыкально-педагогический диалог как эффективное средство

реализации диалога культур.............................................................37

Глава II. Практика исполнительского освоения музыки разных народов.....42

2.1. Содержание работы. Постижение стилевых особенностей музыки Прокофьева, Дебюсси и Бартока.......................................................42

2.2. Детская музыка на пути освоения творчества композитора................74

Глава III. Опытно-экспериментальное исследование.............................103

3.1. Методика освоения музыки разных народов в подготовке

будущего педагога-музыканта.........................................................103

3.2. Опытно-экспериментальная работа по освоению фортепианных произведений С.Прокофьева, К.Дебюсси и Б.Бартока студентами

музыкально-педагогического факультета...........................................109

Заключение и выводы...................................................................126

Список литературы.......................................................................128

Приложение................................................................................133

Введение

Актуальность исследования. В современном музыкально-педагогическом образовании и, конкретнее, в области исполнительской подготовки будущего учителя музыки ощущается острая необходимость в специалистах, не только хорошо оснащенных теоретически и обладающих достаточным исполнительским мастерством, но и в людях творческих, умеющих выходить за рамки накопленного опыта, принимать нестандартные решения в разных сферах своей профессиональной деятельности.

Подготовка специалиста такого уровня невозможна без обращения к различным моделям «глобального образования», которые внедряются в практику музыкального воспитания во многих странах мира, и исследования перспектив реализации идей диалога культур в процессе подготовки педагога-музыканта. Это чрезвычайно важно именно для вузовской педагогики, декларирующей воспитание яркой, всестороннее развитой личности с богатым творческим потенциалом - педагогики, формирующей не только комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, но и особые личностные свойства, выражающиеся в потребности эти знания получать, анализировать и обобщать, совершенствовать и использовать в своей дальнейшей работе.

Необходимость в настоящее время культурного диалога имеет и собственные основания, так как культура любого народа сегодня не может существовать изолированно, в отрыве от мирового культурного процесса -это может повлечь за собой потерю импульса к развитию, к обогащению. Сказанное подчеркивает необходимость исследования основ взаимодействия художественных культур различных народов мира, выявления их связей, установления черт сходства и различия. Путь этот не нов, но перспективен, особенно в сфере музыки, призванной «озарять светом глубины человеческой души» (Р.Шуман) и потому являющейся могучим средством общения между людьми.

Таким образом, подготовка педагога-музыканта в разных странах приобретает особое значение, так как может быть направлена на стимулирование интереса к культуре других народов, потребности в диалогическом общении, в дальнейшем сближении и взаимном обогащении. Но это возможно только при условии постижения и принятия культуры других народов, в частности - обращения к музыкальному искусству разных стран, ибо «только через познание разных национальных культур можно приблизиться к пониманию всех тех богатств, которые выработало человечество» (Д.Б.Кабалевский).

Проблема приобщения к музыке разных народов остро стоит и в КНР. Современный Китай - страна с высоким творческим потенциалом, страна быстро развивающаяся, стремящаяся к освоению новых достижений в науке и технике, культуре и образовании. Так и в музыкальном искусстве -развиваясь на основе китайской монодийной культуры, оно все более контактирует с иными цивилизациями, стремится расширять свое знакомство с американской, русской и западноевропейской музыкальной культурой, педагогикой, современными системами музыкального образования.

Это определило тему представленного диссертационного исследования: «Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур». Несмотря на то, что проблема «диалога культур» уже многие десятилетия является объектом внимания философов и педагогов, конкретные пути и методы ее решения в практике исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта еще не стали предметом специального исследования. Недостаточно разработана эта проблема и в научных трудах, касающихся либо задач развития культурного диалога в межнациональных отношениях в различных регионах РФ (Мордовии - И.С.Кобозева, Башкирии - Т.И.Политаева), либо воспитания толерантности педагога-музыканта (Л.С.Майковская), формирования его готовности к профессиональной деятельности в поликультурном социуме.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разрешения ряда противоречий:

- между потребностями общества в учителе музыки, готовом средствами музыкального искусства осуществлять межкультурный диалог в мировом музыкальном пространстве и практикой педагогических вузов (в данном случае - в КНР), не учитывающей важности такого диалога в современном «глобальном образовании»;

- между наличием потенциальных возможностей музыки разных народов в реализации межнационального общения и их слабой практической разработкой в учебном процессе педагогического вуза;

- между потребностями музыкально-педагогической теории и практики в осмыслении значимости музыки разных народов для реализации межкультурного диалога и недостаточной теоретико-методической и технологической разработкой этого вопроса в научных исследованиях.

Выявление этих противоречий позволяет обозначить перспективное направление исследования - теоретическое обоснование и проверка в практике музыкально-исполнительского обучения возможности формирования у будущих педагогов-музыкантов готовности к межнациональному общению на основе и средствами музыкально-исполнительского искусства.

В практике фортепианной подготовки китайских студентов существуют и свои - «локальные» противоречия. Стремление к расширению своего музыкального кругозора вызывает у них интерес к изучению музыки других народов, но при этом знания о ней неравномерны и часто недостаточны. Обратимся к западноевропейской и русской музыке. - Самая известная область в ней - классика (Гайдн, Моцарт, Бетховен), в меньшей мере - романтика (Шопен, Лист, Чайковский) и очень мало знакома музыка XX - XXI веков. Следует отметить и то, что в учебном процессе часто наблюдается консерватизм в выборе слушательского и особенно исполнительского репертуара, связанный с ограничением перечня изучаемых

произведений кругом хорошо известных пьес, не требующих дополнительных усилий по их осмыслению и освоению. Поэтому главным и необходимым условием достижения поставленной цели является систематическое (и как можно более ранее) приобщение студентов к выдающимся и часто мало известным образцам музыкального искусства. Более того, важно точно подобрать такие «объекты» для изучения, которые способны к «самоотдаче»: либо имеют универсальную значимость, либо при ярко выраженной национальной специфике допускают разнообразные аналогии.

Настоящее исследование обращено к музыкальному искусству трех стран, трех национальных композиторских школ, которое изучается сквозь призму фортепианного творчества выдающихся композиторов конца XIX -первой половины XX веков - С.Прокофьева, К.Дебюсси и Б.Бартока. Такое расположение материала в исследовании объясняется не исторической последовательностью, а степенью его сегодняшней вовлеченности в учебный процесс в китайских музыкально-образовательных заведениях. Музыка этих авторов (ее художественная образность, особенности фактуры, пианистического письма), при всем своеобразии каждого, являет собой особую, специфическую ветвь мирового пианизма, во многом отличную от доминирующей в Китае классической или романтической традиций. Это говорит о необходимости применения особого комплекса приемов освоения этого творчества как в педагогическом процессе, так и в «живой» исполнительской практике.

Таким образом были определены объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступил образовательный процесс в фортепианном классе педагогического вуза.

Предмет исследования - способы учебной деятельности в ходе исполнительского освоения музыки Прокофьева, Дебюсси и Бартока студентами музыкально-педагогического вуза.

Цель исследования: разработка педагогической концепции исполнительского освоения музыки разных народов в вузовской подготовке педагога-музыканта.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ научных представлений о способах реализации идей диалога культур и глобализации образования; выявить на этой основе перспективы расширения рамок учебно-исполнительского процесса с целью стимулирования интереса студентов к музыке разных народов и формирования потребности в ее освоении.

2. Провести теоретический и методологический анализ фортепианного творчества Прокофьева, Дебюсси и Бартока, определить особенности стиля и художественно-образного содержания музыки каждого из них. Конкретизировать содержание работы за счет целенаправленного отбора произведений, позволяющих поэтапно вводить студентов в мир их музыки.

3. Теоретически обосновать целесообразность использования «детской» музыки этих композиторов на начальных этапах освоения их творчества и создать на ее основе дидактически-ориентированные модели учебно-художественного репертуара.

4. Разработать комплексную методику освоения, включающую в себя, помимо собственно-исполнительских приемов работы над музыкальным произведением, методы, направленные на пробуждение интереса к культурным ценностям разных народов и потребности в их «собственноручном» освоении и дальнейшем использовании.

5. Подтвердить опытным путем целесообразность предложенного содержания и педагогическую обоснованность комплексной методики работы по освоению музыки разных народов.

Гипотеза исследования.

Художественно-полноценное осмысление национальной

принадлежности творчества и особенностей фортепианной стилистики

Прокофьева, Дебюсси и Бартока, а также адекватное воссоздание их идей в музыкально-исполнительской практике станет более успешным, если прцоесс освоения их музыки будет основан на:

♦ дидактически-структурированном содержании обучения, представленном в репертуарных моделях, охватывающих разные периоды творчества избранных композиторов - от «детской» музыки до произведений, более сложных в художественном и техническом отношении;

♦ применении комплексной методики, сочетающей в себе 3 группы методов: общедидактические, профессионально-исполнительские и специфические методы, направленные на постижение национальных и стилевых особенностей новой музыки;

♦ специальном освоении методов реализации диалога в музыкально-педагогической деятельности и поиске возможностей подготовки почвы для диалога культур в процессе освоения музыки разных народов.

Методологической и теоретической основой исследования послужили:

1. Разработки в области глобального образования (С.Лейми, Р.Хенви, А.П.Лиферов, В.М.Данильченко, Я.И.Колнер) и исследования, опирающиеся на научную концепцию «диалога культур» (М.М.Бахтин, М.Бубер, И.С.Кобозева).

2. Педагогические концепции, отражающие различные стороны профессионального становления учителя (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, В.В.Краевский, Б.М.Целковников, В.Г.Ражников) и музыкально-педагогические исследования, посвященные проблемам вузовской подготовки педагога-музыканта (Э.Б.Абдуллин, Б.Д.Критский, А.В.Малинковская, Т.Г.Мариупольская, А.И.Николаева, Е.В.Николаева, Г.М.Цыпин, А.И.Щербакова).

3. Культурологические труды, раскрывающие различные аспекты музыкального исполнительства (А.Д.Алексеев, Б.В.Асафьев,

В.В.Медушевский, Б.ЛЯворский) и педагогические концепции инструментальной подготовки учащихся (Л.А.Баренбойм, М.Г.Коган, Я.И.Милыптейн, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг).

4. Музыковедческие труды, посвященные изучению творчества избранных композиторов (Ю.Кремлев, И.Нестьев, И.Мартынов) и анализу проблем исполнительского освоения их произведений (А.Малинковская, В.Смирнов, М.Сабинина, Е.Усманова).

Методы научного исследования:

♦ теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, музыкознание, методика обучения игре на музыкальных инструментах);

♦ обобщение передового педагогического и музыкально-педагогического опыта;

♦ ретроспективный анализ и обобщение личного педагогического опыта автора диссертации;

♦ методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Освоение музыки разных народов - один из важных способов реализации идей диалога культур в исполнительской подготовке студента педагогического вуза. Однако максимальный развивающий эффект эта работа дает лишь в том случае, если педагог ставит перед собой следующие взаимосвязанные задачи:

- пробуждать у студентов интерес к культурным ценностям разных народов; способствовать адекватному восприятию их своеобразия; формировать навыки исполнительского освоения музыки разных народов; воспитывать потребность в использовании ее в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Необходимая основа достижения поставленной цели - определение содержания обучения, которое конкретизировано в исследовании за счет целенаправленного отбора фортепианных произведений Прокофьева,

Дебюсси и Бартока и создания из них дидактически-ориентированных репертуарных моделей, охватывающих разные аспекты их творчества - от детской музыки к произведениям более сложным в художественном и техническом отношении. Такая репертуарная программа позволяет в сжатые сроки ознакомить учащихся с основными особенностями фортепианного стиля каждого композитора.

3. Нацеленность репертуарной политики на реализацию идей диалога культур выявляет и основной механизм педагогического воздействия. Это такая организация учебного процесса, которая позволяет студентам не только «изолированно» осваивать каждое произведение, но и анализировать их сходство и различие, сопоставлять «по вертикали» и «по горизонтали» (в рамках творчества одного или нескольких композиторов).

4. Существенную помощь на этом пути оказывает реализация трехкомпонентной модели музыкально-педагогической деятельности, которая не только расширяет рамки собственно-исполнительского обучения, но и способствует формированию мотивационно-ценностных компетенций педагога-музыканта.

5. В соответствии с этим обогащается комплекс форм и методов обучения, включающий в себя, помимо собственно-исполнительских приемов работы над музыкальным произведением, методы, направленные на пробуждение интереса к культурным ценностям разных народов и потребности в «собственноручном» их освоении и дальнейшем применении в будущей профессиональной деятельности.

Научная новизна исследования:

1. В результате исследования идея диалога культур, спроецированная на сферу музыкально-исполнительской подготовки студентов педагогического вуза, обрела новые формы и способы реализации.

2. Теоретически обосновано целесообразное содержание и соответствующая структура занятий. Разработана дидактическая модель учебно-художественного репертуара, составленного из произведений

Прокофьева, Дебюсси и Бартока, которая, отражая основные стилевые черты творчества композиторов, позволяет поэтапно и в сжатые сроки вводить студентов в мир новой музыки.

3. Разработана и эксперим