Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Историко-генетический и функциональный анализ художественного произведения в национальной школе

Автореферат по педагогике на тему «Историко-генетический и функциональный анализ художественного произведения в национальной школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Лефтер, Элина Леонидовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Историко-генетический и функциональный анализ художественного произведения в национальной школе"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНСТИТУТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

-ш—м--

На правах рукописи

1ЕФТЕР Элина Леонидовна

ИСТОРИКО - ГЕНЕТИЧЕСКИЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В 'НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

13.00.02 - методика преподавания литературы

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва- 1993

Работа выполнена в Исследовательском центре преподавания русского языка при Институте общеобразовательной школы РАО

Научный руководитель - кандидат филологических наук,доцент

Мелик - Нубаров С.О, Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,профессор

Богданова 0.4

кандидат педагогических наук,старший научный сотрудник Снежневская М.А. Ведущая организация - Бельцкий государственный педагогичес-■ кий институт

Защита состоится " _ 1993 года в_.

часов на заседании Специализированного совета К 018.08.01 по защите кандидатских диссертаций в Исследовательском центре преподавания русского языка при Институте общеобразовательной школы РАО по адресу:119903,Москва,ул.Погодинская,8

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института

Автореферат разослан " " 1993 года

Ученый секретарь Специализированного совета

кандидат педагогических наук. ^^А, Т.11.Панова

Гуманистическая идея,составляющая ядро значительного произведения,классического или современного,всегда служила в искусстве своеобразной связью времен.Однако эта идея лишена неподвижности, она непрестанно развивается вместе с развитием общественного сознания. И каждое новое время дает ей свою трактовку,свое понимание, свой отклик. Соприкосновение с жизненными явлениями разных исторических периодов и порождает разное их осмысление.

Вопрос о функционировании художественного творчества не нов, но каждый исторический этап вносит в него свое решение. Долгое время господствовавший историко-генетический подход к явлениям искусства стал недостаточным,возникла необходимость дополнить его функциональным,т.е. рассмотреть литературное произведение в боль-пом историческом времени его восприятия.

Соответственно,возникла проблема,которая в условиях преподавания литературы в школе видится следующим образом:как приблизить художественное произведение к школьнику-читателю,не обособив художественный памятник от той исторической действительности,в которой он появился?

Появилась необходимость проведения исследований с целью разработки педагогической концепции анализа художественного произведения в сочетании историко-генетического и функционального подходов.

Вопросы генезиса и функционирования актуальны в национальной читательской аудитории. Несмотря на то,что в национальной школе существуют установки на анализ произведения с учетом его генети -ческой сущности и функционального воздействия,однако отсутствует теоретическое обоснование данной проблемы и массовый опыт организации подобного рода работы. Все сказанное и определило актуальность диссертационного исследования.

Научная новизна диссертации в определенной степени определяется выбором теш и постановкой вопроса. Предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика анализа художественного произведения в сочетании генетического и функционального подходов. Разработаны виды работ,вопросы и задания,способствующие анализу художественного произведения в предложенном направлении. -

Практическая значимость работы заключается в том,что вывода и рекомендации исследования могут быть учтены при дальнейшем усо-

вергаенствовашги учебников,программ,учебных хрестоматий,методических руководств к ним. Разработанная применительно к условиям молдавских школ,методика изучения художественного произведения в сочетании генетического и функционального подходов может быть приемлемой и для других национальных школ.

Апробация исследования Основные положения и результаты ис -следования были изложены и обсувдены на заседаниях методических объединений экспериментальных школ /1989,1992/,на выездных семинарах-совещаниях учителей в районах республиканского подчинения. Материалы исследования освещались в публикациях автора.

Объектом исследования является процесс обучения школьников старших классов анализу литературного произведения.

Предметом исследования является методическая система работы над художественным произведением русской литературы с учетом его генезиса и особенностей функционирования.

Лелью диссертации является теоретическое обоснование и практическая разработка методики историко-генетического и функционального анализа художественного произведения.

При планировании исследования была выдвинута следующая гипотеза:

добиться наиболее полного и глубокого усвоения художественных произведений нерусскими учащимися /молдованами/ можно,если:

- чтение и анализ строятся с учетом,с одной стороны,генетической сущности произведения,а с другой,-его функционального воздействия на читателя,а также особенностей возрастной,национальной психологии учашихся;

- методы,приемы а пути работы с произведением обеспечивают развитие познавательной деятельности школьника,направлены на выявление ■эмоционального, эстетического воздействия-произведения в инонациональной аудитории;

- максимально используются возможности сравнительного изучения русской и ровной литератур с целью выявления общечеловеческих проблем, что содействует более глубокому .пониманию изучаемого материала.

В соответствии с целью диссертации и рабочей гипотезой потребовалось решить ряд конкретных задач:

1/ п?у-?итъ лктературзведческуй, психолого - педагогическую, метзди-

ческую литературу по теме;

2/ разработать научно обоснованную и экспериментально проверенную методику анализа художественного произведения в сочетании генетического и функционального подходов.

Для реализации намеченных задач применялись следующие методы исследования:

- социолого-педагогический /описание научно-методической литературы, анкетирование, отбор и объяснение фактов/;

- экспериментальный /констатирующий срез,экспериментальное обучение, анализ данных эксперимента/;

- статистический /сбор,обработка,анализ данных/.

Работа осуществлялась в несколько этапов: На первом этапе /1988/ определились основные исходные теорети -ческого положения исследования - его предает,цель.задачи.гипотеза, разрабатывались программа и методика эксперимента. На втором этапе /1989-1990/ проводился констатирующий срез, в процессе которого изучались уровень читательской культуры школьников,тип восприятия,тип понимания,сформированность умений учащихся получать специфическую информацию из прочитанного,разрабатывалась и уточнялась программа обучающего эксперимента. На третьем этапе /1992-1993/ исследовались теоретические и методические аспекты проблемы. Проводилось опытно-экспериментальное исследование,систематизировались и обобщались результаты проведенного эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

- глубокое восприятие классического наследия в условиях преподавания русской литературы связано с постижением единства заключенных в ней конкретно-исторических и общечеловеческих ценностей;

- показатель степени воздействия произведения на учащихся связан с процессом рождения у школьников многообразных отношений к тексту /читательские ассоциации,сравнения,обращение к собственному опыту восприятия жизни/; формирование особого "контекста созна -ния",т.е.готовности сопереживать и сочувствовать - одно из на -правлений ~ • работы словесника в процессе анализа художественного произведения на уроке литературы; ориентация па интересы школьников не должна ограничивать работу учителя по выявления общечеловеческого аспекта изучаемого произведения;

- генетический и функциональный анализ худояестленного грэ

дения предполагает лингвострановедческую аспектизацию учебного процесса,когда учитель опирается на страноведчески информативные формы языка.

В соответствии с целями и задачами исследования определились структура и содержание работы.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРМНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения,двух глав,заключения,списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность, новизна и практическая значимость диссертационного исследования,определяются его объект, предмет,цели и задачи,формулируется рабочая гипотеза и основные положения,выносимые на защиту.

В первой главе "Теоретические вопросы взаимосвязи историко-гв-нетического и Функционального подходов к анализу художественного произведения" идея генезиса и функционирования рассматривается в историческом аспекте - от точек зрения академических школ до анализа работ по данному вопросу в современной научной литературе.

Историко-генетический анализ предполагает расстановку акцентов на связях литературного явления с эпохой,в которой оно появилось. Функциональный анализ направлен на выявление воздействия литературы на читательскую аудиторию.

Один из основных выводов данной работы заключается в том,что методику анализа художественного произведения необходимо строить, не отождествляя,но и не противопоставляя генетический и функциональный аспекты. Этот подход обусловлен неоспоримым фактом единства генезиса и функционирования. Функционирование может быть понято только исторически.Отказ от исследования генезиса ведет к неверному постижению функций. К данному выводу диссертант пришел на основе анализа целого ряда,литературоведческих работ.

Крупнейшие академические школы провозгласили идею единого изучения художественного наследия писателей в контексте их эпохи,во всем многообразии ее духовной культуры. Мысль о национальном своеобразии и самобытности,непрерывности и преемственности литературного развития была одной из основополагающих в академическом лите-рятурэведея:гл. Однако методическая спорность данных концепций за-

ключается в том,что представители различных академических школ абсолютизировали одну из фдрм бытия произведения. Например,пред -ставители культурно-исторической школы /А.Н.Пыпин.Н.С.Тихонравов/ провозгласили идею исторического детерминизма художественного творчества,сторонники психологического направления /А.А.Потебня, Д.Н.Овсянико-Куликовский.А.Г.Горнфельд/ отрицали объективную форму бытия произведения литературы,локализуя его существование в сознании субъекта. Яредставители формалистической эстетики /Ю.Тынянов,В.Шкловский,Б.Эйхенбаум/ сводили сущность искусства к чисто формальной конструкции.

В дальнейших исследованиях ученых /А.И.Белецкий,М.М.ъахтин, М.Б.Храпченко.Д.С.Лихачев/ центр тяжести развития литературной науки постепенно начинает смещаться в сферу изучения литературы как динамической системы,ее социально-эстетической функции,ее воздействия на читательскую аудиторию.

Вопросы действенности классического наследия наши свое отражение и в материалах западноевропейских литературоведовЛЛ.Дарен -дорф,Дж.Кермод,А.Матье,А.Тисси и др./ На материале западноевропейской литературы выявлены многие существенные теоретические,социологические параметры классики как самостоятельного эстетического, социально-исторического явления.

Анализ литературоведческих работ приводит к выводу,что результат воздействия художественного произведения выражается не только в сумме определенных знаний о жизни,но и в общем развитии личности. Бесконечная множественность интерпретаций связана с тремя основными моментами:

1/ с изначальной обобщенностью художественного образа; 2/ с тем,что сам исторический процесс перестраивает воспринимающее сознание в соответствии с требованиям времени и создает новые критерии интерпретации;

3/ с тем фактом,что восприятие произведения разными читателями обусловлено неодинаковостью их личного опыта.

Исходя из того,что искусство поровдено чувством и обращено к нему,особенно важна постановка вопросов,связанных с характером восприятия художественного произведения.

Проблема восприятия литературного творчества изучалась пси -хэлогамп/Л.С.Гыготский,А.А.Леонтьев,Д.Н,Узнадзе/ и педагогами /В.Г.Марачгшн,Н.ДЛ,^олдавская,Л.Л,ше>!ган,!.'.В.Чсркеэовз/.!1рэвопон-

ные учеными исследования свидетельствуют о том,что затруднения, которые встречаются при изучении школьниками неродной для них литературы, могут быть успешно преодолены при наличии у школьников страноведческих знаний. Страноведческая аспектизация учебного процесса является важным фактором приобретения школьниками умений и навыков,обеспечивающих верное восприятие произведения русской литературы. В условиях,когда изучается словесность не только иноязычная, но и инонациональная, восприятие произведения русской классики осложняется не только в силу его временной отдаленности от современного школьника,но и из-за отражения в нем инонационального быта, культуры и других традиций. Страноведческие знания - то звено, на которое опирается учитель в процессе проведения историко-генеги-ческого и функционального анализа.

Ь методических работах звучит мысль о том,что необходимо современное прочтение классического наследия /3.Я.Рез,О.Ю.Богданова, 1.С.Айзермш!,Г.Й.Беленький,"'.А.Снежневская/., Основная мысль педагогических исследований сводится к следующему:действенность художественного произведения заключается в том,что человек силой искусства присоединяется к чужой судьбе,начинает чувствовать и осознавать мир вокруг себя как непосредственно его касающуюся жизнь.

Обогащение личности ученика искусством возможно при опреде -ленной подготовке процесса чтения в классе. Задача анализа художественного произведения в условиях преподавания русской литературы в школе заключается в преодолении возможных конфликтов читатель -скэго восприятия и художественной мысли произведения. В связи с птшл.в методической литературе анализ рассматривается с точки зрения нескольких взаимодействий:ученик,писатель,учитель.причем, учитель становится своеобразным транслятором художественной ин -формации.

13 сигу данных соображений автор диссертации счел нужным в ка-ччетье огной из основных поставить проблему о роли учителя в про-ц.-ос-} ачалкза художественного произведения в сочетании генетического и функционального подходов. Ь целом;задачи словесника ви-дяточ .г.тс^р'ланту следующим образом:

1/ ул-гтель опирается на объективные данные читательского восприятия;

'<'■/ иг урег.е сочетаются генетические и функциональные аспекты изучаемого произведения,которые являются разными сторонами одного к

того же явления;

3/ формируются многообразные отношения к тексту читателя-школьника; 4/ учитель отказывается от тех форм и методов работы,которые ведут к насильственному осовремениванию художественного произведения; 5/ преодолевается взгляд на урок литературы только как на урок нравственности;

6/ формируется эстетически двуязычная личность,когда ученик в достаточной степени владеет принципами оценки,характерными для обеих культур; эти принципы вступают в педагогический контакт в процессе преподавания русской и родной литератур.

Все выше названные моменты способствуют формированию готовности к восприятию,которое складывается из владения языком искусства, из знания эпохи,из установки на эмоциональное погружение в текст произведения.

Изучение теоретических и методических вопросов поставленной проблемы позволило разработать и апробировать методическую систему анализа художественного произведения в сочетании историко-гено-тического к функционального подходов. Этому вопросу посвящен опыт методического исследования,содержание и результаты которого положены в основу второй главы "Методика историко-генетического и функционального анализа художественного произведения".

Признавая неизбежность и необходимость обогащения смысла классического при новом его восприятии,учитель строит свою работу так, чтобы вновь найденные смыслы не противоречили авторской тенденции и всей художественной системе произведения в целом. Важно донести школьнику конкретно-историческое звучание явления искусства. Учитель помогает- школьнику найти "приготовленную" для него в художественном мире произведения позицию. Если ученик не определился в этом мире,то художественная действительность либо оказывается для него чужой,непонятной,либо,наоборот,"своей". Потребительское отношение к искусству разрушает'его.

Важным условием реализации коммуникативной функции искусства является сформированное желание наслаждаться им. В условиях преподавания литературы это означает,что учитель вызывает интерес к изучаемому материалу.

Исторцко-генетическиЙ анализ га считаем возможным проводить с использованием тех форм и методов работы,которые обычно применяются гтри изучении нового материала /урок-беседа,урок-лекция.

различные виды работ над новым текстом/.

Функциональный анализ предлагается рассматривать в системе проблемного обучения. Задания к конкретным художественным произведениям построены таким образом,чтобы частные проблемные ситуации были соподчинены общему проблемному вопросу. Урок с элементами проблемного обучения обеспечивает не только управление усвоением учебного материала,но и самостоятельной деятельностью учащихся, что е условиях преподавания литературы есть одна из ступеней формирования интереса к произведению. Согласно тому,что каждый по-своему видит проблему,появляется необходимость индивидуализировать процесс обучения.

Учитель,стремящийся на всех этапах работы с литературным произведением влиять на формирование эстетических оценок учащихся, должен отчетливо понимать структуру этого процесса. Оценочная деятельность осуществляется на самых различных этапах урока.Важно закрепить в сознании учащихся представление об оценке как о жизненно важной установке.имеющей мировоззренческое значение.

Но какой бы развернутой установка на эстетическое восприятие и оценку не била,пока ученик не осознает процесс своего чтения, не усвоит характер своей деятельности по оценке художественного произведения,дальнейшее формирование эстетических суждений будет затруднено. Осознанная деятельность на всех этапах свидетельствует о высокой степени владения школьником процессом чтения. Осознание процесса чтения как труда есть залог того,что произведение будет принято школьником-читателем. Жизненность художественного произведения зависит от того,в какой степени ученик готов понять его.

Исходя из данных соображений,в качестве одного из основных элементов действенности изучаемого произведения в диссертации предлагается рассматривать особый "контекст сознания" /готовность;сочувствовать и сопереживать/,основные свойства которого условно определяйте* как внимание,соучастие,открытие. На первой ступени /внимание/ учитель "вводит" школьника в шр изображаемого. На втором этапе рождаются многообразные отношения к тексту,которые но -пят длительный и повышенно заинтересованный характер. Сопереживаете дополняется осмыслением. Открытие /третий этап/ способствует приобщению читателя к художественному бытию произведения. Из всех перечисленных свойств "контекста сознания" уровень соучастия самый ноГ-Внжный,изменчивый,предполагающий множественность читательских

ассоциаций,содержащий в себе внутренние стимулы к развитию читателя.

Учет генезиса и функционирования произведения заставляет вести поиск для обнаружения психологической наполненности текста. . ■ Психологическая содержательность произведения отражена в чувствах героев и автора,в том заложенном в произведении потенциале,которым определяется его жизненность на разных исторических этапах. Проясняется многогранность литературного яшения,расширяются границы личного до общечеловеческих масштабов.

Диссертантом разработана методическая система исторпко-гене-тического и функционального анализа,которая позволяет рассматривать произведение в контексте исторической действительности,его создавшей , выявить нравственный потенциал художественного памятника. Для этого был определен и сформулирован круг знаний,который необходим как для определения генетической сущности произведения,так и для выявления условий его функционирования в школьной читательской аудитории.

Генетический анализ предполагает:

- наличие знаний эпохи,которую отражает произведение,а также эпохи,в которой оно создано;

- знания об истории создания произведения,о прототипах образов,

о реакциях современников на появление того или иного явления искусства;

- изучение специфических форм исторического поведения,социальных типов поведения; общество,согласно сушествушим кодам,оценивает человека,и то,что,напртер,могло остаться незамеченным на одном историческом этапе,высоко оценивается другими поколениями читать. -лей;

- усиление внимания учащихся на такие моменты развития русской культуры, когда оценка писателя при жизни значительно расходилась с объективной оценкой значения его наследия,те или иные "второсортные" писатели воспринимались определенной частью их совремешшков как нечто более значительное;

- активную работу со словом,носителем культурной информации народа.

Функциональный анализ связан:

- с пониманием "вечности" поставленных в произведении проблем,их актуальности не только для своего времени,но и для последующих эпох;

- сформированием читательских отношений к тексту произведения;

- с умением выделять в художественном произведении те нравственные аспекты,которые близки сегодняшнему школьнику;

- с формулировкой учительского отношения к поставленной проблеме, которое выступало бы как противоречие тому,что уже известно ученику;

- с формированием умений видения проблемы,что соответствует общепринятой в методической литературе идее о индивидуально-неповто -римом мышлении;

- с отказом от тех форм и методов работы,которые способствуют подтягиванию художественного произведения к духовным нуждам школьника;

- с формированием интереса к художественному материалу.что про -тивостоит дидактизму,морализаторству,поучению. Функциональный анализ художественного произведения способствует формированию такого взгляда на литературное творчество как на . способ существования и автора,и героя,и читателя.

Методику анализа художественного произведения в сочетании историко-генетического и функционального аспектов предлагается проводить следующим образом: выделяется одна или несколько проблем, вокруг которых и разворачивается беседа. Постановка вопроса на начальном этапе урока рассматривается диссертантом и в качестве установки, которая как бы заранее включает в себя направление^ котором будет решаться та или иная проблема. Поставленная для обсуждения задача рассматривается в процессе анализа с разных точек зрения: отношение литературных персонажей к ней,выявление авторской точки зрения Ц/ поставленному вопросу и возможных реакций совре -тнннков писателя к нему. Такой подход к анализу позволяет выра -ботать у школьников взгляд - на чужую точку зрения как на момент мира, изображенного автором в произведении. Определяется,что было важно и ценно для человека,живущего в другом историческом времени. Следующий шаг - определение значимости анализируемых проблем для новых поколений читателей,выявляется нравственный потенциал прои -введения,формируется взгляд школьника-читателя на анализируемое. Итогом проделанной работы становится сравнение систем ценностей двух эпох,эпохи,изображенной художником слова,и эпохи,современной юному читателю. Все это позволяет определить,что с точки зрения современности является важным и актуальным.

Принцип межкультурной коммуникации выдвигает проблему форми -ровяния адекватного взаимопонимания метлу участниками коммуникатив-

ного акта, принадлежащих к разным национальным культурам. Ьыявля-ются сходства в жизни двух народов,контактирующих между собой, сходства, отраженные в художественной литературе, обусловленные родством жизненных обстоятельств, их породивших. Данный вид работы преследует цель - более глубокое изучение и проникновение в национальное видение мира. В качестве примера,подтверждающего выше названную мысль,в диссертации дан сравнительный анализ вариативных подходов к библейской легенде о "блудном сыне"/по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" и произведения молдавского эпоса "Груя и Новак" /.

Обращение к психологической 1; нравственной стороне содер -жаиия художественного произведения,выявление авторской позиции, движение мысли в сочетании с самим художественным материалом апеллирует не только к мысли юного читателя,но,что очень важно, к воображению,к чувству школьника.

Важно сформировать у учащихся эмоциональное отношение к полученной художественной информации. Наличие позитивной оценки эстетических явлений изучаемого произведения в корне отрицает такие формы работы,которые приводят к монотонности,сухой логичности,наконец, к скуке.

Параллельно с приобретением знаний /проблематика,художественные особенности/ исторуко-генетический и функциональный анализ формирует у школьников умения наблюдать факты и явления,обобщать, делать выводы,высказывать и отстаивать свою точку зрения. Читатель как бы поднимается на новую студень его отношения к национальной культуре русского карода.

В условиях общеобразовательной школы вопрос о современном прочтении классики - это вопрос об общей и в определенной степени литературоведческой культуре ученика,связанный с коренными проблемами преподавания русской литературы. Соответственно, в диссертации поднимается и решается вопрос о том,в какой мере литературоведческие знания должны проникать в школьный анализ. Интерес к данной проблеме обусловлен и тем,что исторнко-генети -ческий и функциональный анализ рассматривается автором данной работы как один из видов литературоведческого анализа. Диссертант опирался на точку зрения Г.Н.Ионина,который говорит о необходи -мости определения возможных точек соприкосновения школьного и на-

учного осмысления литературы,позволявших школьному анализу быть на уровне литературоведческой науки и,в свою очередь,представлять интерес для литературоведения. Возрастает роль учителя,так как степень литературоведческой оснащенности урока зависит в основном от него.

При изучении русской литературы в инонациональной аудитории существенно сосредоточить внимание учащихся на характере героя,на его национальных особенностях,проявляющихся как в его языке,так и в нравах,обычаях,эмоциональном,психологическом складе. Необходимо выявить общность героя,созданного родной для учащегося литературы и литературы изучаемой. Общность героя не означает,что в' национальных литературах изображаются строго одинаковые конфликты,характеры. Речь вдет об общности подхода к изображению,изучение которого происходит как на генетическом уровне,так и на функциональном.

Значительную часть особенностей восприятия своего произведения поэт или писатель не кожет предполагать или предвидеть. Здесь неминуемо возникает вопрос: а какое-то более или менее определенное восприятие литературных произведений их творец вообще предполагает? Ответ таков: автор не просто предполагает,но и,что осо -бенно важно, "строит",формирует принципиальные особенности чита -тельского восприятия как неотъемлемую часть художественного мира литературного произведения. Установка автора произведения на восприятие его читателем ставит перед учителем задачу - способство -вать выявлению тех основных мотивов,которые адресованы как чита-тслю-апресату,так и реальному читателю,т.е.читателю потенциально^. Казалось бы,читатель и является тем лицом,которому адресуется произведение. Адресат возникает в сознании автора не как абсолютно отвлеченный образ,наоборот,это есть носитель определенных черт эпохи, времени, это, по сути,есть современник писателя. Так™ образом, историко-генеглческий и функциональный анализ предполагает соотношение адресата,лица,на которое ориентировано произведение,и реального читателя,читателя другого поколения. Исследование понятий читатель-адресат и реальный читатель опять вводит учителя в область литературоведения.

Результаты экспериментальной работы позволили выявить наличие определенной степени сформированное™ умений анализа художестве!!- ■ кого произведения в сочетании историко-генетического и функционального подколов. Б центре педагогического наблюдения оказались во-

просы,связанные с определением читательских чувств,читательской культуры.типа понимания. Тип восприятия и понимания проверялись с помощью приема словесного описания /ответы на вопросы,сочинения, анкеты/. Изучались особенности читательской деятельности,т.е. умения творческой переработки художественного образа,созданного писателем. Одним из исследуемых вопросов стал вопрос о степени самостоятельности учащихся при анализе художественного произведения.

Основная особенность художественной кисли - ее способность к широкому обобщению,не отрываясь при этом от конкретного чувства ■отдельного человека. Поэтому полноценное восприятие образа характеризуется конкретностью и высокой способностью к обобщению. Соответственно, анализировался уровень конкретности представлений и уровень проникновения читателя-школьника в художественное обобщение. Изучение читательского варианта произведения проводилось следующим образом:изучались конкретные особенности восприятия читательской аудитории с целью выявления типа понимания изучаемого материала. Выявлен определенный уровень читательской культуры школьника,характер восприятия предложенного для анализа произведения. Б про -цессе проведения констатирующего среза диссертант столкнулся с наивно-реалистическим уровнем осмысления произведения,фрагментар-ч^ностью восприятия изображенной писателем картины мира.внеконтек-стным подходом к оценке характеров литературных героев. Слабо развиты такие этапы читательского восприятия,как эмоциональное переживание. Не выявлено наличие читательских отношений к произведению. Уровень читательской культуры /совокупность знаний.умений,чувств, позволяющих усвоить художественную информацию/-крайне низок,не выражена степень читательской самостоятельности при осмыслении тех или иных проблем. Ьыявился господствующий тип восприятия - констатирующий и анализирующий,характеризующиеся проникновением в событийный ряд,фабулу,или попыткой подвести живые впечатления под.готовые конструкции. Выделилось два типа понимания - поверхностное и неполное,что соответствует типам восприятия.

Преподавателям-практикам известен тот факт,когда оправдывающие себя виды работ и-упражнений творческого характера теряют свою эффективность и вызывают у обучаемого отрицательную психологическую реакцию. Ь процессе педагогического наблюдения мы прими к выводу,что причину данного явления следует искать в отсутствии личностной познавательной ценностности той информации,которая пре-

слагается ученику и репродуцируется им на изучаемом языке. Вопрос, звучащий на уроке,конкретен,не дает простора ассоциативным ходам и поиску ученика. Соответственно,теряется интерес к решению поставленной задачи.

При проверке методических принципов и форм работы в процессе анализа художественного произведения учитывались параметры,выявленные в ходе констатирующего среза /тип восприятия,тип понимания,уровень читательской культуры/.

Методическая особенность экспериментальных уроков заключалась в том,что занятия строились с учетом направленности внимания учащихся на: ■ . 1/ понимание исгорико-генегической природы произведения; 2/ выявление особенностей его функционирования в конкретной читательской аудитории.

Письменные ответы на вопросы,а также сочинения,оценивались диссертантом,исходя из следующих'моментов:

1/ доказательно ли развитие мысли,какова степень ее самостоятельности;

2/ является ли сочинение размышлением над литературными фактами или лишь их изложением;

3/ какой жизненный материал использован в работе ученика;

4/ как школьник владеет знаниями об эпохе,в которой произведение

создано;

5/ как ученик умеет соотносить вопросы нравственного характера изучаемого произведения с временем,когда оно создавалось; насколько самостоятельны учащиеся в определении значимости этих проблем на сегодняшний день.

Анализ письменных работ,устных ответов учащихся позволил выявить наличие читательских отношений к проблемам изучаемого произведения, И не случайно ответы школьников начинаются со слов: "мне кажется","я думаю","с моей точки зрения". Это уже не стилистический прием,это выражение своей позиции. Даже темы сочинений, локальные по материалу,становились исследовательскими по существу, так как требовали от ученика пристального,творческого прочтения текста произведения с целью определения мотивов поведения главного героя /например, "Петербург в повести А.С.Пушкина "Станционный ■ смотритель"/. Ответы учащихся самостоятельны,характеризуются вду-к'чквнм подходом к решению поставленных проблем. Значительно уси-

лены такие этапы читательского восприятия,как эмоциональное переживание,ассоциации, воссоздание образного содержания. Уровень чи -тательской культуры,включающий в себя такие компоненты,как читательское сознание,читательские чувства,читательское поведение,значительно выше. Исходя из результатов педагогических наблюдений,вполне оправданным будет говорить о более высоком уровне понимания, названным в психолого-педагогической литературе оптимальным пониманием, сопровождающимся самостоятельной нравственной оценкой и эмоциональным откликом. /

В целом,организация текстуального анализа при осмыслении проблем произведения сложна в том плане,что учителю заранее приходится запрограммировать те "открытия".которые будут сделаны учащимися на уроке,подобрать в тексте материал,вызывающий острый интерес своей противоречивостью,очевидным несоответствием тому логически законченному представлению о событиях и героях,которое сложилось у школьников в результате первоначального чтения. Одна из задач учителя - показать,что писателем "зашифрована" в произведении значительно большая информация о мире,о человеке,его нравственной позиция.

Основным методом построения уроков по анализу художественного произведения в сочетании историко-генетического и функционального подходов предлагается метод диалогического изложения. Основные приемы - поисковая беседа,рассказ учителя в сочетании с размышлениями учащихся,наблюдение,обобщение фактов.

В заключении даются выводы,которые сводятся к следующему: 1/ историко-генетический и функциональный анализ художественного произведения не есть два вида анализа,это две стороны одного и того же явления; соответственно,оправданным будет говорить о не -обходимости их сочетания на уроке;

2/ историко-генетический и функциональный анализ • художественного творчества отражают объективные данные читательского восприятия,так как без определения типа восприятия любой вид анализа оказывается без адресата;

3/ историко-генетический и функциональный анализ предполагает формирование объективного знания,позволяющего определить,что в про -изведенш является современным и актуальным; 4/ одним из главных направлений педагогической деятельности ей -дится в том,чтобы учащиеся научились самостоятельно видеть про -

блему.а педагог при этом лишь дает толчок работе ученической мысли, 5/ сопоставление изучаемого произведения с материалами родной для учащегося литературы,поиск близких в идейно-тематическом от -ношении явлений способствуют ускорению процесса углубленного "соперезшвательного" проникновения учащихся в текст художественного произведения,воспитанию художественного вкуса.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. О некоторых аспектах сочетания историко-генетического и функционального подходов к анализу художественного произведения в условиях национальной школы.//Тез.научно-практической конференции Ассоциации молодых ученых Казахстана в Москве.-М.,1993.-С.72-73.

2. Изучение художественного произведения в сочетании генетичес -кого и функционального аспектов /Рукопись депонирована в ОДНИ, "Школа и педагогика".28.12.92 №253-92.г.Москва

3. Русская советская литература. Хрестоматия для 10 класса молдавской школы.-Кишинев,"Лугана",1989.-С.82-116.