Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение больших эпических произведений на уроках белорусской литературы в старших классах

Автореферат по педагогике на тему «Изучение больших эпических произведений на уроках белорусской литературы в старших классах», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Решетникова, Нина Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Изучение больших эпических произведений на уроках белорусской литературы в старших классах"

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОВЕТ К.113.09.01

На правах рукописи

РЕШЕТНИКОВА НИНА БОРИСОВНА

ИЗУЧЕНИЕ БОЛЬШИХ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

13.00.02 — методика преподавания литературы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1991

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОВЕТ К.113.09.01

На правах рукописи

РЕШЕТНИКОВА НИНА БОРИСОВНА

ИЗУЧЕНИЕ ЕОЛЬШХ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ БЕЛОРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАР:Я1Х КЛАССАХ

13.00.02 — методика преподавания литературы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1991

Работа выполнена в Белорусской ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В.И.Ленина

Научный руководитель -- доктор филологических наук,

профессор

lu. х.. Александрович!

доктор педагогических наук,

профессор

Т.Г.Браке

Официальные оппоненты — доктор филологических наук,

профессор М.Ц.Савченко

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник С.К.Бирюкова

Ведущее учреждение — Брестский государственный педагогический институт им. А.С.Пушкина

Защита состоится lU-Oj-t-A, 1991 г. в часов

на заседании специализированного совета К.113.09.01 по присуждению у"еноП степени кандидата педагогических наук в Hiffi национальных- скол Министерства образования РСФСР по адресу: 105077, г. ¡.'.саква, ул. Первомайская, д. 101.

С диссертацией ыожно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан cuj^eu^ 1991 г. .

¿'ченц?. секретарь __

епедаалнэпровакного совета

каьАЕдат пйдагогйчесхих наук И.Г.Борисенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В сложившейся практике школьного обучения литературе в Белоруссии общие и специальные приемы активизации умственной деятельности служат, главный образом, усвоению историко-литературных знаний и теоретико-литературных понятий и, в меньшей степени, овладению учащимися необходимыми умениями самостоятельной работы с текстом, развитию творческого воображения, что в комплексе составляет читательские умения.

Обучение школьников анализу литературного произволения открывает путь к наиболее полной реализации воспитательного потенциала уроков литературы, служит формировании у учащихся способности в процессе чтения усваивать духовные ценности, содержащиеся в произведении, является стимулом познавательной активности и самостоятельности мышления школьников как одной из главнейших целей образования.

Значение белорусской литературы в духовном развитии, учащихся велико, так как она воспитывает любовь к родной земле и родному народу, устснавлизает духовную связь с традициями национальной культуры. Романы и повести крупных писателей Я.Коласа, й.Мелена, И.Шамякина, З.Быкова и других давно стали значительным явлением не только в белорусской, но и в советской,, а также в мировой литературе, и поэтому их творчество занимает центральное место в школьном литературном образовании.

В разработке методики школьного анализа литературного произведения необходимо учитывать специфику каира, так как без учета этих особенностей учащиеся не смогут с достаточной глубиной проникнуть в образный мир литературного произведения, понять художественные законы, по которым оно создано.

Пути, методы и приемы обучения школьников анализу художественного произведения в аспекте жанра разработаны в трудах виднейших исследователей 40—70-х г.г. /В.Б.Голубков, М.А.Рыбникова, Н.И.Кудряиев, Н.Д.Молдавская и др./ и продолжены з исследованиях методистов как русской /I.Г.Браке, Г.И.Беленький, В.Г.Каранцман, Н.Я.Мещерякова и др./, гак и национальной сколы /А.А.Липаев, Б.В.Горбунов, К.М.Нартсв, И.В.Черкезоьа, В.Мальцева, М.М.Савченко, Л.В.Тодоров, З.Я.Ляшук, С.К.Бирюкова, И.X.Майорова и др./.

Однако еопрос о формировании читательских умения у учащихся в ходе литературного анализа больашх эпзчйских произведений

остаемся пока нерешенным в методической науке, особенно белорусской, чао и заставило обратиться к исследованию данной проблемы.

Объект исследования — процесс обучения анализу больших эпических произведений на-уроках белорусской литературы в старших классах.

Предает исследования — методика изучения белорусской ли-. тературы в старших классах. •

Цель исследования — научное обоснование и разработка методики изучения большого эпического произведения в курсе белорусской литературы на заключительном этапе школьного образования.

В процессе исследования проверялась выдвинутая гипотеза: методика анализа больших эпических произведений в курсе белорусской литературы будет эффективна при следующих условиях:

— если анализ ьедется на основе понимания особенностей жанра изучаемых произведений;

— если в основу работы кладется не просто определенная последовательность формирования читательских умений, а система, в основе которой заложена идея постепенного нарастания степени глубина и слокности применяемых знаний; '

— если в системе работы ведущими являются вопросы и задания творческого характера, требующие от учащихся самостоятельной работы в добывании знаний и умений переносить полученное

на новые ситуации;

~ если учитель по мере возможности включает анализируемое произведение в контекст близкородственных литератур /русская, украинская, польская и др./.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

— выявить роль больших эпических произведений в литературной развитии учащихся на основе анализа пегхолого-педагоги-ческой, литературоведческой литературы, анализа программ по белорусской литературе;

— определить психолого-педагогическув сущность процесса формирования у учащихся читательских умений с учетом специфики жанра; _

— выявить реальные знания и умения школьников с целью установления объективной картины;

— разработать систему изучения произведений большой эпической формы в 10—11-х классах;

— проверить разработанную систему в процессе опытно-экспериментального обучения.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались различные методы исследования: теоретический анализ проблемы, метод педагогического наблюдения, изуче-. ние к обобщение педагогического опыта, метод контрольных "срезов", педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в три этапа: ориентировочный /1975—1577/, констатирующий /1978—1982/, формирующий /1983— 1990/.

На первой и втором этапах были определены предмет, объект, задачи исследования, изучалась литература по проблеме, разрабатывалась концепция исследования, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе создавалась методика обучения, проверялась предложенная система работы по формированию читательских умений.

Методологической основой исследования являются важнейшие философские представления о диалектике общего, особенного и единичного, достижения современного литературоведения в области белорусской литературы, а также типологического изучения ••близкородственных литератур, основополагающие принципы психологии и дидактики.

Научная новизна исследования:

—в разработке методики изучения больших эпических произведений учащимися старших классов, направленной на литературнее образование и формирование читательских умений.

Практическая значимость исследования:

—разработаны и экспериментально апробированы рекомендации по изучению больших эпических произведений в стараих кассах /трилогии Я.Коласа "На росстанях", романов и повестей иякина, И.Мележа, В.Быкова/, по который работают учятеля-езо-

- б -

весники многих сельских и городских школ Белоруссии, усовершенствована действующая программа по белорусской литературе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы, в выступлениях перед учителями-словесниками школ Белоруссии /1980—1990/, на Республиканских методических семинарах и научно-практических конференциях. Основные теоретические-положения диссертационного исследования и практические материалы, опубликованные в статьях, используются на курсах повышения квалификации белорусове-дов, в работе учителе!} литературы.

Достоверность результатов и выводов исследования подтверждается данными опытно-экспериментального обучения, которое осуществлялось в г. Минске, Минской и Гродненской областях /1983—1990 гг./. Экспериментальной работой было охвачено пятнадцать школ, тридцать шесть классов, свыше тысячи учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Система работы по изучению больших эпических произведений в курсе белорусской литературы должна быть направлена на литературное развитие учащихся, формирование их читательских умений в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

2. Изучение белорусской литературы в контексте близкородственных литератур будет содействовать более глубокому освоению своеобразия родной литературы учащимися, а такие способствовать их нравственно-эстетическому воспитанию.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность; предмет, объект и цель исследования, формируется гипотеза, определяются задачи и методы исследования.

В легво;1 главе — "Литературоведческие а психолого-педагэ-гнчеекпе основы изучения больших эпических произведений в курсе оелорусскол л;:тер атуры" — характеризуется процесс развития клкра ро^аиа б белорусской литературе /проблематика, характерные озоогкносги прозы 20—30-х, 50—60-х и 80-х до наших дней годов/, 5ассиатркзавтся проблеск его изучения в аколе. Подчер-

кивается, что сложность школьного анализа состоит в том, что происходит он на стыке литературоведения и педагогики, поэтому обязательно должен быть учтен возраст школьников, уровень и особенности восприятия ими художественного произведения. Поэтому педагогическая концепция изучения произведения, методика выделения проблемы и постановка вопросов приобретает особое значение. Дается определение основных путей, методов и приемов изучения произведения большой эпической формы, выделяются те из них, которые более успешно обеспечивают формирование у школьников читательских умений.

Рассмотрение вопроса о родовых и видовых признаках эпических произведений проводится с целью выяснения, как специфика жанра определяет методику изучения произведения в школе.

Систеиа работы над художественный произведением в классе определяется уровней подготовленности школьников и особенностью их восприятия.

В главе рассматриваются следующие вопросы:

— уровни и стадии восприятия школьниками прозаических произведений;

— соотношение восприятия и литературного развития учащихся.

Прежде всего выясняется, что воспринято читателем, как преломилось прочитанное в его сознании, какие эмоциональные реакции оно вызвало.

С вопросом о отадиях восприятия тесно соприкасается уровень восприятия учащимися художественного произведения., который непосредственно обусловлен степенью общего развития читателя. Уровень литературного развития, по мнению психологов, определяется личными способностями, выработанными умениями и навыками в их единстве, а такае эстетическим вкусом. Пхепень эстетического развития учащихся во многом определяет уровень восприятия ими художественного произведения.

Способность вникнуть в образный мир художественного произведения зависит и от тех мотивов, установок и интересов, с которыми учащиеся приступают к чтению. Установки школьников, в свою очередь, определяются особенностями возраста, темперамента, индивидуальных типов.

Далее дается освещение проблемы выработки читательских

умений у учащихся в психолого-педагогической литературе. Учеными установлено, что в сложившейся практике обучения общие и специальные приемы учебной деятельности в основном направлены на усвоение знаний и гораздо в меньшей степени на овладение учащимися приемами умственной деятельности, развивающими в них активное творческое мыпление. Пути преодоления этой односторонности обучения, активизация мыслительной деятельности школьников рассматриваются в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Н.А.Менчинской, Н.Ф.Тапызиной и др.

3 аспекте проблемы формирования читательских умений анализируются работы видных русских методистов XIX и XX столетий В.Й.Водовозова, В.Я.Стоюнина, Ц.П.Балтадова, Н.Ы.Соколова, II.А.Рыбниковой, белорусского литературоведа и методиста И.И.За-мотина. При этой учитывается, что методистами прошлого была обоснована система фора, методов и приемов работы по формированию у акэльникоз читательских умений, хотя сам термин "умения" в иг суждениях отсутствовал.

Принципиально новым шагом в разработке проблемы явились исследования н.Д.Молдавской, Н.Я.Мещеряковой и др. В них речь идет о "сдвигах" в читательском сознании, происходящих всякий раз при овладении новш художественный материалом по мере сформированное ти читательских умений, что, по мнению В.Д.Молдавской, и составляет содержание процесса литературного развития.

Актуальность избранной нами проблемы подтверждает сам £акт дискуссии по этому вопросу в журнале "Литература в школе" в 19?6—1378 годах. В статье "О формировании читательских уценил аа уроках литературы" Н.Я.Мещеряковой в 1.Я.Гришиной, которая а открьаа дискуссии, была обоснована необходимость целенаправленной гаСоты по методике формирования читательских умений у ¡игольников.

Исследовании этого вопроса посвящены и работы Т.Г.Браже, в которых раскрывается органическое единство работа над формированием аналитических умений в освоением идейно-есгетаческого ссдггхакнк произледеьай. Т.Г.Брахе подчеркивав*, что ..если шг деЗгггктельио хотим сформировать умения, надо делать это чггес агсзказземои самкыа учащимися цельв обучения. Следовательно, вс^могео разделение целей и выдвижение как основной задача ^вжргванив умений на определенно! материала,, в олреде-

ленных условиях обучения"*.

В главе анализируется программа по белорусской литературе /5—II кл./ в аспекте избранной проблемы. Рассматривается последовательность постановки в ней вопросов, нацеленных на формирование читательских умений в процессе изучения школьниками произведений большой эпической формы с 5-го по 11-й класс.

В результате анализа программы мы пришли к выводу, что в ней отсутствует продуманная система требований к умениям учащихся; не всегда соблюдается преемственность от класса к классу в формировании умений, наблюдается снижение требований к аналитический умениям /9—10 кл./. Следовательно, необходима продуманная система формирования читательских умений.

В основе системы, предложенной в диссертационвон исследовании, леяит модель, в которой умения выделены по принципу повторяемости в программе по литературе. Цель разработанной системы по выработке читательских умений — формирование умения анализировать произведение с учетоа его идейно-художественного содержания я авторской позиции з контексте всего творчества писателя и близкородственных славянских литератур.

Создание системы работы по формировании читательских умений требует учета реальных знаний и умений учащихся. С этой целы» был проведен констатирующий эксперимент, который позво- • лия высветить как достоинства, так и недостатки в практике работы учителей-словесников в аспекте интересующей нас проблемы. На основании эксперимента сделан вывод о необходимости системы специальной целенаправленной работы по формировании у школьников читательских умений, ибо: .

— знания учащихся о жанре ропала отрывочны и поверхностны;

— учащиеся не всегда способны увидеть позиции автора в отдельных компонентах художественного произведения, в силе чего иы трудно понять идейный пафос произведения;

— старвеклассникя в большинстве случаев не умеш осмыслить характер героя, его поступка, со&иия из них вытекающие в контексте всей образной системы произведения как худозественнул

I Браге Т.Г. Проблемы изучения литературы в 9 классе вечерней пколы. — П.: Просвзщение, 1986. — С. 20—21.

форму воплощения идейного содержания этого произведения;

— школьники испытывают затруднения, когда им необходимо определить роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения;

— они не ориентированы на анализ произведения в контексте творчества писателя, белорусской литературы и родственных ей литератур.

Результаты опроса учителей белорусского языка и литературы показали, что уровень профессиональной подготовки определенной части педагогов недостаточен для полноценного освоения школьниками программы, в частности, для решения вопросов, связанных с формированием у учащихся читательских умений.

Система работы над произведениями болыаой эпической формы в курсе белорусской литературы и будет направлена на устранение этих недостатков.

Методы и приемы изучения большого эпического произведения составляет содержание второй главы диссертационного исследования — "Изучение трилогии Якуба Коласа "На росстанях" в X классе".

При выборе произведения большой эпической формы для проведения обучающего эксперимента учитывалось его место в системе школьной программы и количество часов, отведенных на его изучение. На основании этого была выбрана трилогия Якуба Коласа "На росстанях". Изучение этого романа предоставляет большие возможности формировать у учащихся основные аналитические умения.

Педагогическая концепция изучения трилогии Якуба Коласа в 10-и классе базируется на достижениях белорусского литературоведения /А.М.Адамович, С.Х.Александрович, В.А.Коваленко, М.И.Путинский, И.Я.Науменко, Ю.С.Пширков и др./.

В большом эпическом произведении, каким является трилогия "На росстанях", автор ставит целый ряд философских и нравственно-этических проблем.

Центральная проблема романа — поиски передовой частью интеллигенции единения с народом. Она соотносится в произведении с проблемами общечеловеческими: исканием героем смысла жизни, счастья, выбора своего жизненного пути, дружбы и любви. Постановкой и уяснением решения этих проблем в романе и определяются основные этапы анализа произведения в классе, отбор "опорных"

эпизодов.

В систеие работ над трилогией Якуба Коласа варьируйтея пути изучения — "вслед за автором" сменяется пообразным я проблемно-тематическим. Как показала опытно-экспериментальная работа, такое сочетание содействует пониманию учащимися авторского замысла, особенностей сюжета, композиции, системы образов романа.

Одно из важных умений, которое необходимо сформировать в процессе изучения курса литературы — умение давать самостоятельную оценку прочитанному. Успешное формирование у учащихся читательских умений непосредственно зависит от дифференцированного подхода к школьникам. С этой целью в процессе изучения трилогии Якуба Коласа были использованы различные формы работы в классе: коллективные, групповые, индивидуальные. Процесс формирования умений предполагает использование форм индивидуальных заданий на уроках литературы. Имеются в виду такие типы заданий, как письменный анализ отдельного эпизода или нескольких эпизодов, связанных одной проблемой; сопоставление образов-пер-сонакей; подготовка сообщения, доклада по теме; реиеште познавательных задач. Выполнение индивидуальных заданий з комплексе с групповыми я коллективными соответствует стремлении старпе-классникоз к самоутверждении, позволяет км проявить самостоятельность, раскрыть свои творческие возможности.

С целью вовлечения школьников в работу над художественным произведением особое внимание уделяется на вступительном занятии проблемам, близким юношеству. Рекомендуется соотносить конкретно-историческое и общечеловеческое в содержании произведения. Старшеклассники должны осознать то, почему трилогкя "На росстанях" была близка современникам писателя к чем она интересна сегодня. Речь идет о проблемах: поиска истины, путей служения народу, Родине; становление молодого человека, определение т для себя нравственных критериев; взаимоотношений человека и природы, друябы я любви. Трилогия Еиуба Коласа "На росстанях" имеет огромные потенциальные возможности для патриотического и нравственного воспитания виоиества. "Рисуя "времена минуваие", Колгс, в суцносхи, откликался на больные вопроса современности. Своим произведением он не только напоминал о высоких моральных принципах подлинно народной интеллигенция, но я выразил глубокую веру в то, что 7 народа я его аяте.т.тя-

генцин — единый путь"-*. В системе последующих уроков по изучению трилогии Я.Коласа "На росстанях" указанная проблематика находит дальнейшее углубленное изучение.

Учитывая специфику жанра, в основу работы в классе положили анализ "опорного" эпизода, системы эпизодов. Задания в процессе изучения произведения усложнялись, возрастал уровень самостоятельности школьников, увеличивалось количество материала, необходимого для анализа на уроке. Доля заданий репродуктивного, репродуктивно-творческого характера постепенно уменьшалась, уступая место заданиям исследовательского типа.

Начав работу над умением характеризовать героя эпического произведения, учащиеся переходят к умению сопоставлять образы, характеры действующих лиц, связывать средства создания образа-персонажа в романе с идеей произведения. Особое внимание уделяется умению выявлять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейного содержания. Вся работа подчинена формированию у учащихся умения выявлять авторскую позицию в произведении. Решению задач обучения и воспитания соответствует система вопросов и заданий, позволяющая активизировать деятельность учащихся на уроке, развивающая самостоятельность и творческую активность школьников.

Кроме вопросов и заданий к каждой теме, учащимся даны опережающие задания, над которыми они работали на протяжении всей системы уроков. Постепенно накапливался материал для докладов, с которыми школьники выступали на уроке-семинаре, где обобщались и углублялись знания и умения учащихся.

Эффективность урока-семинара зависит от степени активности и самостоятельности учащихся, при которой они сами определяют докладчика, содокладчика и оппонентов.

Основная функция учителя заключается в умении развить и направить обсуждение на уроке так, чтобы оно стимулировало свободу самостоятельных суждений учащихся, развивало у них способность отстаивать свою позицию, говорить эмоционально и убежденно.

Отдельло рассматривается работа над языком худоязствен-

I Адамович A.M. Становление жанра. — И.: Советский писатель, 1964. — С. 8G.

ного произведения, ибо ох успешной работы над словом зависит глубокое проникновение учащихся в творческую лабораторию писателя, формирование умения выявлять авторскув позиции в произведения.

Опытно-экспериментальное обучение проводилось с целью проверки эффективности систеиы работы по формированию у учащихся читательских умений з процессе изучения произведения большой эпической форда.

В качестве контрольных классов иы взяли те класса, где учителя работали по своей методике. Срезы в контрольных классах, как п в экспериментальных, проводились после изучения трилогии Я.Коласа з пколэ.

Кроме письменных работ, в контрольных классах учащиеся отращивались дополнительно, с цельв наиболее полного выявления их знаний и умений.

Качественный анализ опытно-экспериментальной работы позволил сделать следующие выводы:

— учащиеся получили определенный круг знапзЗ о ганре романа, который позволяет акольнякаы функционально выделить я охарактеризовать основные признаки эпического /прозаического/ произведения;

— пкольникп уцеэт задать авторскую позиции в раскрытия характера героя, особенностях скита п композиции, речи персонажей;

— характер героя, его поступка они связывавт с идеей произведения, давая собственна оценку характеру героя;

— сделаны определенные пагн на пути форнярования у учащихся умения определять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведении.

Работа, проведенная з Ю-и классе, позволяет в П-а повысить уровень требований к умениям учащихся анализировать худо-

I При подведении итогов мы учитывали срезовиэ работы Ю-клас-. сников СШ й 133, 64 г. Минска /1982—89 уч. года /экспериментальные класса/.

В качестве контрольных классов учитывалась работы 9-классников СШ » 53, Г г. Минска, СШ й I г. Новогрудка Гродненской области, КраснозвзздоЕской СШ Елецкого района Пинской области.

явственное произведение с учетом специфики канра.

Формированию у выпускников школы читательских умений в процессе анализа произведений большой эпической формы посвящена третья глава диссертации — "Формирование у учащихся читательских умений при изучении романа и повести в XI классе".

Основная задача этого этапа: формирование умения анализировать художественное произведение в контексте творчества писателя, белорусской и близкородственной литературы.

В главе описывается процесс опытно-экспериментального обучения в процессе изучения творчества И.Шамякина, И.Мележа, В.Быкова.

Ханрозое разнообразие изучаемых в выпускном классе произведений дает возможность углубить и закрепить умения, сформированные у школьников ранее. Учитывая творческую индивидуальность писателя, учитель строит работу таким образом, что школьники при изучении произведения И.Шамякина углубляют умение анализировать героя произведения в свете идейного замысла автора, определять авторскую позицию в раскрытии человеческих характеров и роль сюжета в раскрытии идеи проиаведения. При изучении "Полесской хроники" И.Ыележа учащиеся сосредоточивают свое внимание на анализе стиля произведения; з процессе изучения повести В.Быкова "Знак беды" приобщаются х умению выявлять проблематику при анализе и осмыслении образного мира повести.

Изучение больших эпических произведений с учетом жанровой специфики через постижение его образной ткани дает возможность обогатить школьников знаниями мировоззренческого, философского характера. У них углубляется понимание взаимосвязи человеческого характера с общественными обстоятельствами, учащиеся наблюдают динамику развития характера в зависимости от этих обстоятельств, получают представление о степени свобода личности, ее способности влиять, изменять обстоятельства, у учащихся при этой развивается чувство историзма.

Система работы по изучению произведений большой эпической формы в сиарших классах предполагает рассмотрение этих произведений в контексте литературного процесса. В диссертационном исследовании намечены ьарианты типологического сближения программных произведений с русской литературой, например, трилогии "На росстанях" ЯЛоласа и роыгна "Отцы и дети" И.С.Тургене-

ва; "Полесской хроника" 'Л.Нелага с "Поднятой целиной" Я.Шолохова и "Страной Ыуравией" А.Твардовского.

В настоящее врем действующая программа по белорусской литературе не дает возмозности в полной иеро изучать произведение в контексте литературного процесса, что необходимо учесть при создании новых программ.

Результаты проведенного исследования позволяв! сделать следующие выводы:

— эффективность формирования у учащихся читательских умений при изучении больших эпических произведения в старших классах в курсе белорусской литературы возможна при созданий особого варианта системы формирования указанных умений, в которой должны учитываться как общие принципы, метода, формы и приемы анализа произведений, разработанные в методике преподавания литературы в целом, так и при совершенствования программы по белорусской литературе, учете места и роли з ней больших эпических произведений, особенностей пх восприятия учащимися, в контексте близкородственных литератур}

— эталонная модель формирования читательских умений при изучении больших эпических произведений позволяет сделать эту работу более последовательной, целенаправленной, активизировать на уроке такие мыслительные процессы, как сравнение, анализ а синтез;

— система формирования читательских умений применительно к изучению этих произведений разработана в Белоруссии впервые. Методика изучения указанных произведений в силу специфики построения учебных плапоз з БССР моает быть использована как в пкоиах с белорусским языком обучения, так и в сколах с русским языком обучения;

— перспектива дальнейвей работы видится в большей интегри-ровапностя курсов белорусской литературы с курсами близкородственных литератур. На это должна быть направлена работа создателе!! программ, авторов учебников, методических пособяа я т.д.;

— необходима такке боль пап дифференциация этой методики, применительно к обычным сколам и аколам с углубленным изучением белорусской литературы;

— исследование позволяет сделать вывод о необходимости разработки особой методика обучения учителей-белорусоведов

анализу большого эпического произведения в указанной направления.

Основное содержание диссертации рассматривается в следующих публикациях:

1. Развитие самостоятельности учащихся на уроке литературы в старших классах // Вест. БГУ им. В.И.Ленина. Сер. 4. — 197?. — * I. — С. 77—81. — На бел. яз.

2. Целостный анализ произведения // Народная асвета. —

1978. — 16 10. — С. 66—71. — На бел. яз.

3. Активизация познавательной деятельности старшеклассников в процессе изучения больших эпических /прозаических/ произведений на уроках белорусской литературы // Особенности развития литературного процесса в Белоруссии на современном этапе: Тел. докл. республ. 'конф. — Минск, МШИ им. А.М.Горького,

1979. — С. 205—207. — На бел. яз.

4. Нравственное воспитание школьников при изучении трилогии Якуба Колаза "На росстанях" // Теория и практика идейно-нравственного воспитания учащихся: Тез. выступ, научно-практ. конф. — Минск: МШИ им. А.М.Горького, 1982. — С. Ю2—104.

5. формирование гражданской позиции школьников при изучении трилогии Якуба Коласа "На росстанях" // Идейно-нравственное воспитание на уроках литературы. — Минск: Народная асвета, 1984. — С. 128—151. — На бел. яз.

6. Изучение творчества В.Быкова в выпускном классе // Бел. мова i л1таратура у школе. — 1988. — №1. — С. 51—53. — На бел. яз.

■¿и