автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой
- Автор научной работы
- Никитина, Людмила Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Самара
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой"
На правах рукописи
НИКИТИНА Людмила Александровна
Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой
Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (литература)
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Самара 2005
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего педагогического образования «Самарский государственный педагогический университет» на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Ирина Викторовна Рогожина
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Людмила Васильевна Шамрей; кандидат педагогических наук, доцент Алла Павловна Шевченко
Ведущая организация -Государственное образовательное учреждение высшего педагогического образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Защита диссертации состоится «14» января 2005 г. в «14» часов на заседании диссертационного совета К-212.216.01 в Самарском государственном педагогическом университете по адресу: 443010, Самара, ул. Л.Толстого, 47, аудитория № 24.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного педагогического университета по адресу: 443099, г. Самара, ул. М.Горького, 65/67.
Диссертация разослана «07» декабря 2004 г.
Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат филологических нау
доцент
О.И.Сердюкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Демократизация и гуманизация отечественного образования, отказ от обучения по образцу, при котором ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, предпочтение системы личностно-ориентированного обучения - всё это факторы, предопределяющие условия воспитания духовной личности.
Формирование культурологического подхода в философии образования не только определяет важнейшие проблемы в содержании литературного образования, но и служит их теоретико-методологическим обоснованием. Суть культурологического аспекта литературного образования - в осмыслении литературных явлений в контексте широкого эстетико-философского обобщения с привлечением сведений из отечественной истории, теории и истории искусства.
Литература, по мнению М.М.Бахтина, есть «неотъемлемая часть целостности культуры»1. Само литературное произведение является богатейшим источником культуроведче-ской информации. Изучение в школе фольклорного, литературного произведений позволяет учащимся познавать факты материальной и духовной культуры родного и других народов, их историю, мифологические и религиозные представления, философию, мораль.
Сокровищницей знаний об истории народа, его культуре является фольклор. Произведения устного народного творчества содержат нравственный кодекс человека: повествуют о любви к ближнему, верности и справедливости, воспитывает любовь к труду, бесстрашие перед врагами и грозными силами природы. Народное творчество, развивая духовный мир учащихся, приобщает их к высоким нравственным ценностям. Изучение русских былин ВЛ.Пропп относил «к одному из вели-и 2 чайших достижений русской национальной культуры» .
1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. ~ М., 1986. -
С.414.
Пропп В.Я. Русский героический эпос. - М., 1958.-С. 110.
РОС. НАЦИОНАЛЬНА)! БИБЛИОТЕКА
Многоаспектная проблема изучения русского устного народного творчества привлекает внимание методистов. Так, М.А.Рыбникова в определении способов ознакомления учащихся с загадками и сказками исходит из специфики жанра, В.В.Голубков - от своеобразия их композиции, З.Я.Рез сосредоточивает внимание детей на специфике их лексики и тропов. Эпические песни русского народа - былины методисты склонны считать произведениями сложными для восприятия школьников, если иметь в виду их научно обоснованную трактовку.
Многие известные литературоведы-методисты (А.Г.Кутузов, В.Г.Маранцман, М.А.Снежневская, М.Б. Ладыгин, И.И.Аркин и др.) предложили созданные ими методические рекомендации к изучению с учащимися былин, известны также разработки уроков, посвященных их изучению на уроках литературы (Р.Н.Коровина, Ж.И.Жителева, И.В.Кулагина, О.А.Попова, Н.А.Жерлыгина, Н.В.Душкина).
Новые диссертационные сочинения, исследующие поэтику былин (Т.П.Набатчикова, М.А.Докукина), сопоставляющие русские эпические песни и эпос других народов (А.К.Башарина, Е. А. Калашникова), подчёркивают актуальность темы. Осознание важности и методической целесообразности решения проблемы усиления воспитательного и образовательного влияния уроков, посвященных изучению былинных текстов в школе, определило выбор темы нашего диссертационного исследования. Способность глубокого восприятия сложных былинных текстов на уровне личностной оценки формируется при условии развития у учащихся представлений о специфике поэтики былин на основе эмоциональных переживаний, связанных с работой воображения юного читателя и ассоциаций, возникающих при чтении и анализе былин. Изучение поэтики былины с привлечением знаний из истории, культуры народа, создаёт основу в сознании обучающихся целостной картины о былинных текстах как феномене русской культуры.
Объектом исследования являются методы и приёмы изучения былин в аспекте формирования у учащихся средних образовательных учреждений представлений о высокопо-
этичных образах богатырей, воплотивших народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к русской земле при изучении эпических песен русского народа.
Предмет исследования - установление оптимальных форм и методов аудиторной и внеклассной работы с целью совершенствования знаний учащихся о культуре и истории русского народа в процессе осмысления ими своеобразия поэтики былин.
Цель исследования - теоретическое обоснование наиболее эффективных форм деятельности учителя словесности в системе межпредметных связей в контексте ознакомления учащихся с литературой, историей и культурой русского народа.
Гипотеза исследования. Изучение художественной поэтики былин, привлечение сведений исторического и культурологического характера создаёт основу нравственного и эстетического развития школьников, способствующих освоению ими богатств русской народной речи, формированию личности гражданина. При таком подходе преподаватель имеет возможность
- учитывать особенности восприятия былин младшими и старшими школьниками;
- осуществлять поэтапно познание учащимися поэтики былин - от простого к сложному;
- устанавливать межпредметные связи литературы с изучением тем из истории Отечества, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства;
- поддерживать устойчивое внимание детей к истокам народного творчества;
- развивать ассоциативное мышление учащихся;
- стимулировать стремление к чтению, расширять круг и объём за счет внеклассного чтения и т.п.
Цели и гипотеза реализуются в следующих конкретных задачах исследования:
- выявить произведения культурологии, этнологии, литературы, фольклора с целью определения теоре-
тических основ формирования у учащихся представлений о былине как феномене народной культуры;
- установить последовательность изучения былин в школе (от класса к классу);
- на основе школьных программ и учебных пособий разработать конкретные рекомендации по отбору основной и дополнительной литературы;
- охарактеризовать специфику усвоения учащимися былинного эпоса, выявить особенности восприятия его учащимися разных классов;
- предложить оптимальные, наиболее эффективные формы занятий, способных обеспечить глубокое понимание произведений народного творчества;
- теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы уроков по изучению былин с учётом привлечения тем из истории, других школьных дисциплин.
Методологическую основу исследования составляют основополагающие труды по философии, фольклористике, культурологии, этнологии, литературе.
В процессе проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были применены различные методы исследования:
- теоретический: изучение трудов по культурологии, этнологии, методике преподавания литературы, фольклористике, литературоведению (в том числе сделан обзор программ и учебных пособий по литературе);
- эмпирический: опытно-экспериментальная работа (анкетирование, интервьюирование учителей и учащихся, анализ успеваемости учащихся по обозначенной теме;
- статистический: обработка полученной информации и обобщение педагогического опыта учителей г. Тольятти и Самары, собственной экспериментальной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Поставленная проблема в данном аспекте не исследована, предпринята попытка обобщения имеющейся в оте-
чественной методике преподавания литературы опыта изучения былин в школе; разработана методика изучения своеобразия поэтики былин в контексте ознакомления детей с историей и культурой русского народа; описаны и включены в систему работы по литературе приёмы введения культурологических понятий при изучении былин.
Практическая значимость исследования - предложена теоретически обоснованная и проверенная автором в ходе экспериментальной работы методика ознакомления учащихся с особенностями былин, ориентированная на нравственное и эстетическое воспитание школьников.
Теоретический и практический материал диссертации может быть использован в преподавании литературы в общеобразовательной школе, в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов, во внеклассной работе по истории, литературе, музыке, в системе дополнительного гуманитарного образования, а также в реализации практикума по курсу «Методика преподавания литературы в школе», в педвузе.
Достоверность выводов и рекомендаций исследования обеспечивается опорой на достижения в области философии, литературоведения, методики преподавания литературы, культурологии, фольклористики; подтверждается положительными данными констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, проводившихся в ряде школ г. Тольятти, и собственным опытом.
Апробация работы. Основоположения исследования изложены в выступлениях на межвузовской конференции «Актуальные проблемы изучения филологических дисциплин в вузе и в школе» (г. Самара, май 2003 г.), на межрегиональной конференции «Актуальные проблемы лингвистического образования: теоретический и методологический аспекты» (г. Самара, ноябрь
2003 г.), на международной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (г. Тольятти, апрель
2004 г.), на всероссийской и XXIX зональной конференции литературоведов Поволжья «Актуальные проблемы изучения ли-
тературы в школе» (г. Тольятти, октябрь 2004 г.), в лекциях и открытых занятиях, проведенных для учителей Центрального района г. Тольятти. Основные идеи и положения исследования нашли отражение в пяти публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1) изучение былин в контексте ознакомления учащихся с историей и культурой русского народа открывает возможности совершенствовать процесс литературного образования, обеспечивает изучение словесности в её межпредметных связях, совершенствует нравственно-эстетическое воспитание школьников, их устную и письменную речь;
2) поэтапное изучение своеобразия поэтики былин (в контексте с уроками истории и народной культуры) обеспечивает понимание героического эпоса русского народа;
3) разработанные приемы интеграции в работе над былинными текстами закрепляют в сознании учащихся народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 210 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется объект, предмет, цели и задачи исследования, выявляется научная новизна и практическая значимость работы, формулируются гипотеза исследования и положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Изучение фольклора в школе в контексте ознакомления с культурой и историей народа» состоит из двух параграфов, содержащих анализ философской, культурологической, этнологической, фольклористической, литературоведческой, методической литературы по исследуемой проблеме. В первом параграфе «Культурологический
компонент содержания литературного образования» предложено истолкование понятия «культура», отмечены объемность и многозначность этой фундаментальной категории. Рассмотрены различные определения данного понятия в современных научных исследованиях.
Определение термина «культура» имеет несколько аспектов: описательный (З.Фрейд), ценностный (М.Хайдеггер, М.Вебер, М.С.Каган), деятельностный (Э.Маркарян, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов), функционисткий (Э.Эванс-При-чард), герменевтический (КХМЛотман), нормативный (В.Н.Сагатовский, БА.Успенский), диалогический (В.С.Библер, С.САверинцев), символистский (Ю.М.Лотман, В.В.Иванов), типологический (М.К.Мамардашвили). Наиболее приемлемым считаем определение Э.В.Соколова: «Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности» .
Соединение пластов культуры, культурологии и образования может создать новое смысловое поле литературы как учебного предмета. Культурно-психологические вопросы образования описаны в ряде психологических исследований (Л.С.Выготский, Л.ГЛЖабицкая, А.Н.Леонтьев, О.И.Никифорова, П.М.Якобсон). Задача формирования культурологической проблематики в системе гуманитарного знания - главный аспект современной педагогической мысли (А.П.Валицкая, Н.Б.Крылова, М.И.Мид).
Культурологический аспект литературного образования - объект внимания ученых-методистов ГЛЛ.Ачкасовой, М.Г.Боровик, В.А.Доманского, Л.А.Крыловой, Т.Ф.Курдю-мовой, В.Г.Маранцмана, Е.С.Роговера, Н.М.Свириной, Л.В.Тодорова, М.В.Черкезовой и др. Культура как сложная многокомпонентная система, включающая в себя духовные,
Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции куль-туры.-Л., 1989.-С. 18.
художественные и материальные ценности, проявляющиеся в нравах, обычаях, быте, языке и национальном характере человека, творца этой культуры. Уникальность национальной истории и культуры любого народа находит непосредственное отражение в фольклоре.
Одной из задач обучения школьников полагаем формирование и развитие культурологической компетенции школьников. Общекультурная компетентность включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности, система духовных ценностей, которые позволяют ученику стать полноценным членом общества. Ведущим методическим приемом, который позволит сформировать такую компетентность, считаем интеграцию учебной информации.
Устное народное творчество, народная эпическая песня, былинные тексты имеют широкую репрезентацию в искусстве, они воплощают в себе мощную литературную традицию, обладая высоким системообразующим потенциалом для формирования культурологических представлений.
Анализ действующих школьных программ и учебных хрестоматий с точки зрения формирования знаний по культурологии выявил ряд их недостатков. Поскольку теоретическая и фольклористическая концепция изучения былин в школе не разработана, особенности поэтики героического эпоса изучаются изолированно от тем «Культура Древней Руси» (в курсе истории), «Русское народно-прикладное искусство» (в курсе мировой художественной культуры и на уроках изобразительного искусства). Возможности интегрированного изучения литературы нового времени и былинных текстов до настоящего времени не исследовались. Современные вузовские и школьные учебные пособия не уделяют должного внимания данной теме. Лишь один раздел «Художественный мир былин» диссертации содержит попытку анализа наиболее значимых исследований русских фольклористов по проблемам мифологических корней, историзма и поэтики былин.
Начало изучения русского героического эпоса относится к первой половине XVIII в. (после выхода сборника «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»). Исследователи с различных позиций определяли происхождение, периодизацию, жанровые особенности былин, анализировали их содержание: с позиций мифологических (Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер, А.Н.Афанасьев), исторических (К.С.Аксаков, Л.Н.Майков, В.Ф.Миллер), сравнительных (А.Н.Веселовский).
Вопрос о происхождении и периодизации былин до сего времени остаётся спорным. В эпосоведении XX в. сложилось два подхода к исторической основе бычин: одни заняты поисками исторических фактов в основании былин (Б.А.Рыбаков, М.М.Плисецкий. Р.СЛипец); другие рассматривают их как поэтическое художественное целое (А.ПСкафтымов, ВЛ.Пропп, Б.Н.Путилов). В XX в. сложились три направления в их исследовании: а) ВЛЛропп, Е.М.Мелетинский и некоторые другие искали в них отголоски древнейших форм мышления; б) Б.Н.Путилов, Ю.И.Смирнов устанавливали связи русского фольклора с эпосом других народов; в) С.Н.Азбелев, В.ПАникин и др. сопоставляли былины с исторической действительностью.
Былины имеют особую поэтику, присущую только им. Исследования поэтики былины как целостной художественной системы предпринято в работах А.П.Скафтымова, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова и др.: в них описаны исторические корни былинной поэтики, образная система былины, генезис и трансформация этого жанра. Особое внимание уделено своеобразию композиции, языка, стиля, стиха былины, особенностям изображения в ней пространственных и временных отношений, то есть тот круг понятий, работа над которыми позволит юному читателю не только глубоко и полно воспринять эпические песни русского народа во всем их художественном и идейном богатстве, но и существенно расширить языковую и культурологическую компетенцию.
Приводим «Тезаурус», включающий тематику понятий по обозначенной проблеме.
Тезаурус понятийного компонента
N1
Мифология История Быт Языковые средства
Миф Образование древнерусской Одежда древнерус- Историзмы
Языческие ве- народности ского человека Архаизмы
рования сла- Раннефеодальное государ- Предметы кресть- Диалектные слова
вян ство янского быта Эпитеты
Славянская Киевская Русь Вооружение воина Гиперболы
мифология Крещение Руси Жилище (терем, Сравнения
Пантеон богов Князь Владимир палаты белока- Устойчивые вы-
Татаро-монгольское наше- менные, изба) ражения
ствие Орудия труда (со- Антитеза
Новгородская республика ха) Былинно-песен-
Древнерусские города Музыкальные ин- ные элементы
(Псков, Суздаль, Влади- струменты (гус-
мир) ли)
Во второй главе «Изучение былин в школе как процесс освоения народной культуры и языка» описан авторский эксперимент, методическая система изучения былин в связи с работой по ознакомлению учащихся с народной культурой, охарактеризованы виды их деятельности по теме исследования, представлены материалы внедрения учебной модели обучающего эксперимента в школьную практику.
В разделе «Восприятие народной эпической поэзии учащимися младших и средних классов» описан констатирующий эксперимент - наблюдение уроков по теме «Былины» (в гимназии № 9 г. Тольятти), беседы с учителями, анкетирование учащихся. Цель эксперимента - с одной стороны, установить формирование у учащихся представлений о поэтике былины, с другой - выявить знания о былине как явлении культурологического характера. Изучение фольклора школьная программа ограничивает 8-ым классом. В анкете школьникам было предложено три блока вопросов:
а) теоретический - задания репродуктивного характера;
б) культурологический, определяющий культурно-эстетическую компетентность; в) психологический, выявляющий особенности восприятия учащимися былинного текста.
Оценка знаний учащихся предполагала критерии: а) знание содержания былин (былинных сюжетов, персонажей и их функций); б) сформированность теоретико-литературных понятий (элементов поэтики былины, умение отличить былину от других жанров литературы - легенд, исторических песен, мифов); в) культурологические знания (представление о былине как части народной культуры).
Учёт данных по материалам ответов позволил определить уровень освоения учебного материала. Высокий уровень предполагал выявить знание широкого круга былинных сюжетов и персонажей. Учащиеся этой группы (их 20% опрошенных) показали, что они обладают достаточным уровнем образного обобщения, способны к самостоятельным рассуждениям, осознанно оценивают литературные явления как факт
культуры - они обнаружили высокий общий уровень гуманитарной подготовки.
Школьники, обнаружившие средний уровень подготовки (их тоже 20%) отметили знание былинных персонажей, но в ответах обнаружили репродуктивный подход, допуская в рассуждениях непоследовательность. Эти ученики обнаружили знание литературного материала достаточно хорошее, но в аргументации суждений часто прибегали к шаблонным. Учащиеся, обнаружившие низкий уровень, показали неглубокие знания лишь некоторых былинных сюжетов, их героев и незнание особенностей поэтики былин, они не осмысливают литературных явлений в историко-культурном контексте; в их ответах имеет место лишь констатация факта без аргументации - таких оказалось более половины анкетируемых.
Наблюдение уроков в 4-7 классах привело к мысли о том, что на уроках зачастую упрощенно трактуются сложнейшие культурологические и теоретико-литературные понятия. Вызывает огорчение факт игнорирования учителями новых сведений об открытиях в области фольклористики (работы В.Я.Проппа, Е.М.Мелетинского, др.). Отсутствует система формирования у учащихся культурологических понятий и представлений об особенностях фольклорного произведения чаще.
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость создания методической системы изучения былин вместе с изучением народной культуры. Такая целостная методическая система предполагает:
- осуществление поэтапного формирования представлений учащихся о поэтике былин;
- приобщение школьников к культурному наследию и нравственным ценностям русского народа;
- обогащение языка и речи учеников.
В разделе «Системаработы по изучению былин в 4-7 классах средней школы (обучающий эксперимент)» предложена методическая система изучения былин в контексте
ознакомления с народной культурой, охарактеризованы виды деятельности учащихся по теме, описано внедрение учебной модели в школьную практику в процессе обучающего эксперимента.
Специфика содержания былинного эпоса, понятного и интересного для детей 12-14 лет, богатство и разнообразие словесной формы былин создают широкие возможности для формирования у учащихся речевых умений, связанных с освоением родного языка, овладения элементами национальной культуры. Комплексное изучение народного эпоса обеспечит условия глубокого понимания учащимися исторических и культурных традиций русского народа.
Программа курса литературы, построенная на основе постепенно расширяющихся концентрических кругов, от класса к классу охватывающих все большее и большее смысловое пространство в изучении устного народного творчества, обеспечит воспитательную, эстетическую ценность, должный образовательный уровень обучения с точки зрения формирования специальных умений, особенностей восприятия былин школьниками и формирования самостоятельности и обоснованности суждений. Учебный материал о русском былинном эпосе предлагается наполнить скоморошинами, текстами из новгородского и киевского цикла былин.
Организации работы над художественным миром былин требует учёта возрастных психологических особенностей восприятия учащимися словесного искусства.
Ввиду сложности содержания, лексики и стиля былинных текстов, целесообразно вначале познакомить учащихся с хорошими пересказами былин, которые бы подготовили восприятие этих народных песен в будущем. Изучение эпической поэзии русского народа в 4-ом классе должно начинаться с былины «Добрыня и Змей» (в пересказе Н.И.Надеждина). Введение понятий по поэтике былины, знакомство с традициями и обычаями народа, обучение свободному употреблению литературоведческих терминов создает условия для поэтапного
формирования представлений учащихся о былине как феномене народной культуры. В 5-7 классах учащиеся используют понятия, связанные со спецификой былин.
Предлагаемая система изучения народного русского героического эпоса в школе:
Класс Былины
4 класс «Добрыня Никитич» (в пересказе Н.И.Надеждина), «Алеша Попович и Тугарин» (в пересказе Н.И.Надеждина). «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин»
5 класс «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
6 класс «Илья Муромец и Калин-царь». «Вольга и Микула Селянинович»
7 класс «Вавило и скоморохи». «Садко»
Культура народа находит непосредственное отражение в языке эпических песен. Работа над языком и стилем былин открывает широкие возможности освоения учащимися огромного богатства народной лексики. Поэтому разнообразные формы словарной работы являются необходимой и органичной частью каждого занятия. Важная составляющая стиля эпических песен -работа над тропами. Система творческих заданий по сопоставлению, сравнению, подбору средств художественной выразительности, работа над композицией былинного текста (составление плана к былине, выделение повторов, определение зачина, концовк и т.п.) позволяет учителю помочь учащимся понять стиль и дух былины как особого жанра.
Сведения о происхождении былин следует давать уже в 5-ом классе - при работе над былиной «Святогор и Илья Муромец». Учащимся можно сообщить, что в основе былинного эпоса, как правило, лежат мифологические представления
(изложить им соответствующие), возможны и допустимы ссылки на языческие верования славян, информация о пантеоне славянских богов, об общности мифологических представлений древних славян и других народов (например, древних греков). Параллель между мифами разных народов и былинным эпосом поможет учащимся осознать единство мирового литературного процесса, понять своеобразие и богатство русской литературы. Сравнение былинных богатырей с героями мифов позволит ученикам сделать вывод об идеальном герое в русском былинном эпосе, имеющем национальные черты: он красив, силён, удачлив и умён, он труженик и защитник родной земли. Учащиеся должны правильно определить место былин в истории русского народа, его культуры, исторической памяти.
В изучении былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (5 класс) учитель-словесник поможет учащимся сделать вывод об Илье Муромце как символе русского воина, сильного, доброго, независимого, преданного Родине.
При изучении былин особое место должно быть уделено информации о собирателях и сказителях былин. В 6-ом классе (былина «Илья Муромец и Калин-царь») необходимо рассказать детям о Т.Г.Рябинине, в 7-ом перед чтением былины («Вавило и скоморохи») - о М.Д. Кривополеновой, о других собирателях фольклора.
Меж- и внутрипредметные связи в качестве обязательного компонента уроков создают базу для формирования целостной картины мира в сознании учащихся. Нельзя забывать о такой части русской культуры, как народные промыслы. Уже в 4-ом классе школьникам можно поведать о гжельских игрушках - изображениях богатырей (в частности, на уроках изобразительного искусства). В 6-ом классе использованный преподавателем прием сопоставления иллюстраций к былине «Вольга и Микула Селянинович» позволит не только рассмотреть созданные народными художниками шкатулки с уникальными лаковыми миниатюрами, но и дать представление о палехской живописи, лаковых миниатюрах т.п. Реали-
зация внутрипредметных связей обеспечивает системность в изучении былин, способствует выявлению и решению сквозных идейно-тематических задач, объединяющих в единое целое материал всех звеньев литературного, исторического и художественного образования школьников. Возможность обращения к знаниям эпической поэзии русского народа предоставляют и уроки внеклассного чтения (например, чтения художественных произведений русской литературной классики: И.А.Бунин «Святогор и Илья», А.К.Толстой «Илья Муромец», Н.С. Гумилев «Змей»).
В процессе изучения былин вместе с приобщением к народной культуре важную роль играет итоговый урок: он предоставляет возможность обобщить изученное и контролировать качество усвоения учебного материала учащимися, эффективность приёмов работы самого преподавателя.
Непрерывное усложнение форм работы с текстами былин даёт возможность выявить уровень знаний и умений учащихся и определить задачи, которые необходимо решить в дальнейшем.
Контрольный эксперимент, проведенный в 7-х классах, позволил судить об эффективности предложенной системы изучения былин в контексте с ознакомлением с историей и народной культурой. Итоговые результаты показали, что высокий уровень знаний теперь показали 43%, средний — 45%, низкий -12%. Сочетание культурологического и теоретико-литературного подхода к изучению былин вызвало рост интереса школьников к былинному эпосу, к истории и культуре народа, стимулировало их исследовательскую деятельность, обогатило их речь.
В Заключении сформулированы выводы, к которым пришёл исследователь, намечены перспективы и аспекты дальнейшей работы в изучении в школе народного эпоса.
Культурологический аспект философии, литературоведения, теории образования предполагает проектирование литературного образования на новых теоретико-методологических основах.
Апробированная в ходе опытно-экспериментальной работы методика изучения былин обеспечивает системность в изучении литературы и эффективность аудиторных и внеклассных занятий и мероприятий.
В ходе эксперимента были использованы различные новые виды и формы работ, усложняющиеся на каждом этапе (от класса к классу):
- сравнение со сказкой,
- устное иллюстрирование былинных текстов,
- сопоставительный анализ иллюстраций,
- сообщения о художниках-иллюстраторах.
Работа с учащимися над языковыми особенностями былинного текста была направлена на формирование у них навыков устной и письменной речи, на овладение теоретическими понятиями (былина, эпос, культура и др.), на умение использовать в речи художественно-изобразительные средства языка народных песен, на ознакомление с некоторыми историзмами и архаизмами в русском языке и т.п. Анализ языковых средств былин (повторы, синтаксический параллелизм, анафора и др.), стилистические средства, тропы, композиция, былинный стих - всё это составляет начальные сведения, позволившие школьникам написать свои тексты в былинном стиле.
Разработанная методика предполагает формы самостоятельной работы, развивающей мыслительные способности школьников и самостоятельное творчество. Постепенное усложнение и строгий отбор теоретико-литературных понятий обеспечивает динамику совершенствования знаний ученика, способствует их приобщению к общечеловеческим духовным ценностям, эстетически обогащает, повышает их общеобразовательный уровень.
Перспективы дальнейшего исследования избранной нами проблемы связываем с разработкой такого вопроса, как изучение исторических песен русского народа в культурологическом аспекте.
Основное содержание диссертационного исследования
отражено в следующих публикациях автора:
1. Изучение былины «Вавило и скоморохи» в седьмом классе // Актуальные проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин: Материалы межвузовской научно-практической конференции (май 2003). - Самара, 2004.-С. 97-105.
2. Отражение русского национального характера в народном творчестве (на примере былины «Садко») // Актуальные проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин: Литературоведение: Материалы межвузовской научно-практической конференции (май 2003). -Самара, 2004.-С. 10-18.
3. Сравнительная характеристика языковых особенностей героического эпоса (На примере былины «Илья Муромец и соловей-разбойник» и эстонского эпоса «Калевипоэг») // Материалы Международной научной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы. Ч. III. - Тольятти, 2004. - С. 137142.
4. Изучение былин в школе как процесс освоения народной культуры и языка // Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе: Материалы Всероссийской конференции и XXIX Зональной конференции литературоведов Поволжья (Тольятти, 12-14 октября 2004). -Тольятти, Т.2.-С. 135-140.
5. Отражение русского национального характера в народном творчестве // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия «Филология». Вып. 4. - Тольятти, 2004. С.169-175.
НИКИТИНА Людмила Александровна
Изучение былин в школе в контексте ознакомления
С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Лицензия ЛР № 0200066. Подписано к печати 04.12.2004. Формат 60*84 1/16. Печать офсетная. Объем 1,25 п.л. _Тираж 100 экз. С38465. Заказ №_
Издательство Самарского государственного педагогического университета (Изд-во СамГПУ): 443099, г. Самара, ул. М.Горького, 65/67.
Типография «ИНСОМА-ПРЕСС»:
Самара, ул. Советской Армии, 217.
# 1 4 Л б 3
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никитина, Людмила Александровна, 2005 год
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. Изучение фольклора в школе в контексте ознакомления с культурой и историей народа. 11
§ 1. Культурологический компонент содержания литературного образования
Ш школьников. 11
§ 2. Художественный мир былин. 54
ГЛАВА И. Изучение былин в школе как процесс освоения народной культуры и языка.
§ 1. Восприятие народной эпической поэзии учащимися младших и средних классов (описание констатирующего эксперимента). 102
§ 2. Система работы по изучению былин в 4 - 7 классах средней школы обучающий эксперимент). 110
Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой"
Демократизация и гуманизация отечественного образования, отказ от обучения по образцу, при котором ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, предпочтение системы личностно-ориентированного обучения - всё это факторы, предопределяющие условия воспитания духовной личности.
Формирование культурологического подхода в философии образования не только определяет важнейшие проблемы в содержании литературного образования, но и служит их теоретико-методологическим обоснованием. Суть культурологического аспекта литературного образования - в осмыслении литературных явлений в контексте широкого эстетико-философского обобщения с Ш привлечением сведений из отечественной истории, теории и истории искусства.
Литература, по мнению М.М.Бахтина, есть «неотъемлемая часть целостности культуры» (27,414). Само литературное произведение является богатейшим ^ источником культуроведческой информации. Изучение в школе фольклорного, литературного произведений позволяет учащимся познавать факты материальной и духовной культуры родного и других народов, их историю, мифологические и религиозные представления, философию, мораль.
Сокровищницей знаний об истории народа, его культуре является фольклор. Произведения устного народного творчества содержат нравственный кодекс человека: повествует о любви к ближнему, верности и справедливости, воспитывают любовь к труду, бесстрашие перед врагами и грозными силами природы. Народное творчество, развивая духовный мир учащихся, приобщает (в их к высоким нравственным ценностям. Русские былины В.Я.Пропп относил «к одному из величайших достижений русской национальной культуры» (155,110).
В центре эпических произведений народного творчества стоит герой: богатырь, могучий красавец, который защищает свой народ от всех зол. В нем воплощена вечная мечта народа о сильном и справедливом защитнике, который накажет обидчиков. Русский фольклор отдал дань таким героям в былинах, где русские богатыри защищают свою землю.
Сила и кротость, внешние битвы, вследствие случайных обстоятельств, и мир внутренний, вследствие высокого православного строя его души, непобедимость богатыря и смирение христианина, одним словом, соединение силы телесной и силы духовной. в этом образе любимого русского богатыря как не узнать образа самого русского народа», - писал К.С.Аксаков (5,127).
Многоаспектная проблема изучения русского устного народного творчества привлекает внимание методистов. Еще М.А.Рыбникова в первые годы существования советской школы восхищалась духовным богатством, заключающимся в фольклоре, а в определении способов ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества исходила из специфики жанра.
В методике преподавания литературы 60-80-х годов XX века былинные тексты изучаются у одних исследователей только со стороны поэтики и стиля (В.В.Голубков, З.Я.Рез), у других выделяется героический характер былин, связь с историческими событиями (М.С.Дубинская, Л.С.Новосельская, Т.С.Зепалова, Н.Я.Мещерякова).
На сегодняшний день существуют методические рекомендации к урокам, посвященным изучению былин (А.Г.Кутузов, В.Г.Маранцман, М.А.Снежневская, М.Б.Ладыгин, И.И.Аркин и др.), разработки отдельных уроков (В.Г.Маранцман, Р.Н.Коровина, Ж.И.Жителева, Н.В.Кулагина, О.А.Попова, Н.А.Жерлыгина). Каждый из методистов предлагает свой подход к изучению того или иного былинного текста, но отсутствует методическая система изучения былин, включающая в себя поэтапное, постепенное знакомство с эпическим наследием русского народа. Последние работы по методике изучения былинного эпоса в школе относятся к концу 90-х годов и касаются проблем урока литературы в начальной школе (Н.В.Душкина «Методика обучения младших школьников чтению былин»).
Былины включены во все школьные программы, но знакомство с ними сводится к двум текстам («Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Вольга и Мику-ла Селянинович»). Таким образом, вне эстетического и исторического опыта читателя остается богатейший фольклорный пласт, содержащий в себе многообразие образов и национальных типов. Эти «белые пятна» не заполняются и в старших классах, т.к. знакомство с фольклором заканчивается в 8 классе. А ведь нельзя понять русскую поэзию и прозу XIX - XX в., если не чувствуешь и не осознаешь глубинных связей А.Пушкина и Н.Некрасова, С.Есенина и М.Цветаевой, А.Ахматовой и Н.Рубцова с русской лирической и эпической песней. В эпических полотнах И.Гончарова, И.Тургенева, Н.Лескова присутствуют фольклорные мотивы, знание русского героического эпоса помогает ** глубже понять произведения Л.Толстого, М.Шолохова, А.Твардовского.
Новые диссертационные сочинения, исследующие поэтику былин (Т.П.Набатчикова «Наречие в былинном тексте», М.А.Докукина ««Устойчивые словесные комплексы идиоматического характера в текстах былин», Т.А.Новичкова «Художественный язык русской эпической поэзии и народная культура»), сопоставляющие русские эпические песни и эпос других народов (А.К.Башарина «Семантика цветообозначений в фольклорных текстах: Опыт сопоставительного анализа на материале якутских олонхо и русских былин», 0 Е.А.Калашникова «Синтаксический параллелизм как средство организации эпического текста: на материале былин киевского цикла и рун «Калевалы»), подчёркивают актуальность темы. Осознание важности и методической целесообразности решения проблемы усиления воспитательного и образовательного влияния уроков, посвященных изучению былинных текстов в школе, определило выбор темы нашего диссертационного исследования. Способность глубокого восприятия сложных былинных текстов на уровне личностной оценки формируется при условии развития у учащихся представлений о специфике поэтики былин на основе эмоциональных переживаний, связанных с работой воображения юного читателя и ассоциаций, возникающих при чтении и анализе былин. Изучение поэтики былины с привлечением знаний из истории, культуры народа, создаёт основу в сознании обучающихся целостной картины о былинных текстах как феномене русской культуры.
Объектом исследования является процесс формирования у учащихся средних классов представлений об истории и культуре русского народа при изучении его эпических песен.
Предмет исследования - изменения в представлениях учащихся о культуре и истории русского народа в процессе изучения своеобразия поэтики былин в контексте ознакомления с народной культурой.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методической системы изучения былин в контексте ознакомления с историей и культурой русского народа.
Гипотеза исследования. Изучение художественной поэтики былин, привлечение сведений исторического и культурологического характера создаёт основу нравственного и эстетического развития школьников, способствующих освоению ими богатств русской народной речи, формированию личности гражданина. При таком подходе преподаватель имеет возможность
- учитывать особенности восприятия былин младшими и старшими школьниками;
- осуществлять поэтапно познание учащимися поэтики былин - от простого к сложному;
- устанавливать межпредметные связи литературы с изучением тем из истории Отечества, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства;
- поддерживать устойчивое внимание детей к истокам народного творчества;
- развивать ассоциативное мышление учащихся;
- стимулировать стремление к чтению, расширять круг и объём за счет внеклассного чтения и т.п.
Цели и гипотеза реализуются в следующих конкретных задачах исследования:
- выявить работы по культурологии, этнологии, литературы, фольклора с целью определения теоретических основ формирования у учащихся представлений о былине как феномене народной культуры; установить последовательность изучения былин в школе (от класса к классу); на основе школьных программ и учебных пособий разработать конкретные рекомендации по отбору основной и дополнительной литературы;
- охарактеризовать специфику усвоения учащимися былинного эпоса, выявить особенности восприятия его учащимися разных классов;
- предложить оптимальные, наиболее эффективные формы занятий, способных обеспечить глубокое понимание произведений народного творчества;
- теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы уроков по изучению былин с учётом привлечения тем из истории, других школьных дисциплин.
Методологическую основу исследования составляют основополагающие труды по философии, фольклористике, культурологии, этнологии, литературе.
В процессе проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были применены различные методы исследования:
- теоретический: изучение трудов по культурологии, этнологии, методике преподавания литературы, фольклористике, литературоведению (в том числе сделанобзор программ и учебных пособий по литературе;
- эмпирический: опытно-экспериментальная работа (анкетирование, интервьюирование учителей и учащихся, анализ успеваемости учащихся по обозначенной теме;
- Статистический: обработка полученной информации и обобщение педагогического опыта учителей г. Тольятти и Самары, собственной экспериментальной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Поставленная проблема в данном аспекте не исследована, предпринята попытка обобщения имеющейся в отечественной методике преподавания литературы опыта изучения былин в школе; разработана методика изучения своеобразия поэтики былин в контексте ознакомления детей с историей и культурой русского народа; описаны и включены в систему работы по литературе приёмы включения культурологических понятий при изучении былин.
Практическая значимость исследования - предложена теоретически обоснованная и проверенная автором в ходе экспериментальной работы методика ознакомления учащихся с особенностями, ориентированная на нравственное и эстетическое воспитание школьников.
Теоретический и практический материал диссертации может быть использован в преподавании литературы в общеобразовательной школе, в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов, во внеклассной работе по истории, литературе, музыке в системе дополнительного гуманитарного образования, а также в реализации практикума по курсу «Методика преподавания литературы в школе», в педвузе.
Методика исследования, в соответствии с поставленными задачами включала в себя:
На I этапе (2000-2001) - изучение и анализ литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы исследования;
На II этапе (2002-2003) - проведение констатирующего эксперимента с целью выявления представлений у учащихся знаний о поэтике былины, как явлении культурологического характера; разработка и начало проведения обучающего эксперимента;
На III этапе (2003-2004) - проведение обучающего и контрольного экспериментов. Анализ полученных результатов, оформление работы.
Достоверность выводов и рекомендаций исследования обеспечивается опорой на достижения в области философии, литературоведения, методики преподавания литературы, культурологии, фольклористики; подтверждается положительными данными констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, проводившихся в ряде школ г. Тольятти, и собственным опытом.
Апробация работы. Основоположения исследования изложены в выступлениях на межвузовской конференции «Актуальные проблемы изучения филологических дисциплин в вузе и в школе» (г. Самара, май 2003 г.), на межрегиональной конференции «Актуальные проблемы лингвистического образования: теоретический и методологический аспекты» (г. Самара, ноябрь 2003 г.), на международной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (г. Тольятти, апрель 2004 г.), на всероссийской и XXIX зональной конференции литературоведов Поволжья «Актуальные проблемы изучения литературы в школе» (г. Тольятти, октябрь 2004 г.), в лекциях и открытых занятиях, проведенных для учителей Центрального района г. Тольятти. Основные идеи и положения исследования нашли отражение в пяти публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1) изучение былин в контексте ознакомления учащихся с историей и культурой русского народа открывает возможности совершенствовать процесс литературного образования, обеспечивает изучение словесности в её межпредметных связях, совершенствует нравственно-эстетическое воспитание школьников, их устную и письменную речь;
2) поэтапное изучение своеобразия поэтики былин (в контексте с уроками истории и народной культуры) обеспечивает понимание героического эпоса русского народа;
3) разработанные приёмы интеграции в работе над былинными текстами за крепляют в сознании учащихся народные идеалы силы, мужества, справедливо ста, любви к родной земле.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Заключение
С появлением культурологического направления в философии, литературоведении и теории образования стало возможным проектирование литературного образования на новых теоретико-методологических основах. В ходе работы над диссертационным исследованием была полностью достигнута изначальная цель: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методической системы изучения русского былинного эпоса в контексте знакомства с историей и культурой русского народа.
Апробированная в ходе опытно-экспериментальной работы методика изучения былин в контексте знакомства с народной культурой показала свою системность и эффективность.
Включение большого числа былин из киевского и новгородского циклов позволило учащимся дать более полное представление о былинном жанре, его идейной глубине, высоких художественных достоинствах, а также о многообразии явлений искусства, порожденных былинными текстами, тем влиянием, какое оказали эти произведения устного народного творчества на последующую культуру. При изучении былина представала во всем многообразии культурологических связей. Очевидно, что чем глубже и ярче восприятие былинных образов, тем богаче представления учащихся, а, следовательно, быстрее и эффективнее идет усвоение материала, а в этом нам помогали иллюстрации картин великих художников (В. М. Васнецова, К.А. Васильева и других), предметы народно-прикладного искусства (Гжель, Холуйская лаковая миниатюра и другие), обращение к традициям и обычаям народа. Привлечение знаний из истории способствовало глубокому знанию эпохи, в которой зародился былинный эпос. В ходе эксперимента использовались различные виды и формы работ, усложняющиеся на каждом этапе: - сравнение со сказкой,
- устное иллюстрирование былинных текстов,
- сопоставительный анализ иллюстраций,
- сообщение о художниках-иллюстраторах.
Принципа поэтапности мы придерживались и при работе над языковыми особенностями былинного текста, что позволило формировать навыки устной и письменной речи, вводить новые теоретические понятия (былина, эпос, культура и т.д.), которые органично связаны с практикой изучения былинного жанра. Если на первом этапе проводилась работа с устаревшими словами и постоянными эпитетами, на последующих - анализ языковых средств былины (повторы, синтаксический параллелизм, анафора и так далее), стилистические средства, тропы, композиция, былинный стих то в итоге всё это дало возможность школьникам на заключительном этапе создать тексты в былинном стиле.
При изучении былин в контексте знакомства с народной культурой мы учитывали возрастные и психологические особенности детей. Полноценное осмысление былин в контексте знакомства с народной культурой обеспечивалось организацией специальных уроков различного типа, логическим сочетанием индивидуальной, групповой учебной работы, привлечением этнографического материала, привлекались различные методы, формы и приемы обучения, активизирующие мыслительную деятельность и творческие способности школьников. В нашей методике широко используется самостоятельная работа, так как она развивает навыки приобретения знаний, мыслительные способности школьников. Постепенное усложнение и строгий отбор теоретико-литературных понятий обеспечивает динамику роста читателя - ученика в приобретении знаний о былинах, их специфических особенностях.
Изучение былин в контексте знакомства с народной культурой способствует приобщению учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, эстетически обогащает их, повышает их общеобразовательный уровень.
Перспективы дальнейшего исследования избранной нами проблемы свя зываем с разработкой такого вопроса, как изучение исторических песен русско го народа в культурологическом аспекте.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никитина, Людмила Александровна, Самара
1. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М.; Л., 1960. - 547 с.
2. Азбелев С.Н. Былины. Л., 1984. - 278 с.
3. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982. - 327 с.
4. Азбелев С.Н. Народный эпос и история (к изучению национального своеобразия) // Русская литература. 1983. - № 2. - С. 104-117.
5. Аксаков К.С. Богатыри времен великого князя Владимира: по русским песням // Аксаков К .С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981. - С. 89-138.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. - 373 с.
7. Аникин В.П. Былины: Метод выяснения исторической хронологии вариантов.-М., 1984.-288 с.
8. Аникин В.П. Русский богатырский эпос: Пособие для учителя. М., 1964.191 с.
9. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2001. - 726 с.
10. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. 2-е изд., доп. - М., 2004. -432 с.
11. Аникин В.П. Теоретические проблемы историзма былин в науке советского времени. -М., 1980. Вып. 3. - 120 с.
12. Арупопов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1989. - 243 с.
13. Астафьева Л.А. Типология лейтмотивов и описаний в русских былинах // Типология народного эпоса. М., 1975. - С. 260-287.
14. Астафьева Л.А. Указатель мотивов, сюжетных ситуаций и повествовательных звеньев богатырских былин // Фольклор: проблемы историзма. М., 1988.-С. 200-229.
15. Астахова A.M. Былины: Итоги и проблемы изучения. М.; Л., 1966. - 292 с.
16. Астахова A.M. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М.; Л., 1962. - 120 с.
17. Астахова A.M. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948. -396 с.
18. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983. - 464 с.
19. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М., 1994. -Т.1.-800 с.
20. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М., 1994. -Т.1.-784 с.
21. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М., 1994. -Т.1.-840 с.
22. Ачкасова Г. Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования. Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 2000. - 35 с.
23. Басовская Е.Н. Личность общество - мировоздание в русской словесности. Экспериментальный учебник. - М., 1994. - 432 с.
24. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. - 464 с.
25. Бахтин B.C. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. Л., 1982. -191с.
26. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Литературно-критические статьи. М., 1986. - С. 401- 402.
27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - 444 с.
28. Башарина А.К. Семантика цветообозначений в фольклорных текстах: Опыт сопоставительного анализа на материале якутских олонхо и русских былин. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2000. - 21 с.
29. Белик А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М., 2001. - 378 с.
30. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998. -241 с.
31. Белинский В.Г. Статьи о народной поэзии // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. V. - М., 1954. - С. 289-451.
32. Бердяев Н.А. О культуре // Антология. СПб., 1994. - кн.1. - 572 с.
33. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. - 346 с.
34. Бернштам Т.А. «Ай же ты, великий оратаюшка!» // Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992. - С. 119-128.
35. Блажес В.В. Содержательность художественной формы русского былевого эпоса. Свердловск, 1977. - 80 с.
36. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 412 с.
37. Боровик М.Г. Системно-культурологические основы изучения гуманитарных предметов в школе. Автореф. дисс. канд. пед наук. СПб., 1997. -19с!
38. Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990. - 511 с.
39. Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. Воронеж, 1987.-253 с.
40. Былины: В 2 т. / Подг. Текста, вступ. статья и комм. В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова. -М., 1958. Т.1. - 564 с.
41. Былины: В 2 т. / Подг. Текста, вступ. статья и комм. В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова. М., 1958. - Т. 1. - 521 с.
42. Былины И.Г. Рябинина-Андреева / Подг. текста и примеч. A.M. Астаховой. -Петрозаводск, 1940. 142 с.
43. Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе: состояние, перспективы развития // Русская словесность. 1997. - № 6. - С. 41-46.
44. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1988. - № 4. - С. 12-18.
45. Валицкая А.П. Философские обоснования современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 15-19.
46. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1997. - 322 с.
47. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - С. 5-140.
48. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. СПб., 2001. - 524 с.
49. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000. - 176 с.
50. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. -96 с.
51. Выготский J1.C. Психология искусства. М., 1968. -447 с.
52. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М., 1960. - 500с.
53. Гадармер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.-699с.
54. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998. - 429 с.
55. Гердер И.Г. Избр. соч. М.; Л., 1959. - 392 с.
56. Гефтер М.Я. Дом Евразия. М.,1991. - 240 с.57 .Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование. 1997. № 3. - С. 93 - 95.
57. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962. - 495 с.
58. Горький М.А. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1953. - Т. 27. - 590 с.
59. Гребешок О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1985. - 93 с.
60. Гузик М.А. Русская культура: занимательные игры: Кн. для учащихся. М., 1997.-256 с.
61. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2001. - 352 с.
62. Гуревич B.C. Человек и культура. Основы культуроведения. М., 1998. -384 с.
63. Докукина М.А. Устойчивые словесные комплексы идиоматического характера в текстах былин. Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Белгород, 1997.-21 с.
64. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. М., 1955. - Т. 1. - 912 с.
65. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: Учебное пособие. М., 2002. - 368 с.
66. Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 2-е изд., доп. / Подг. А. П. Евгеньева и Б. Н. Путилов. М., 1977. - 488 с. (Литературные памятники).
67. Душкина Н.В. Методика обучения младших школьников чтению былин. Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. - 20 с.
68. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000. - 591с.
69. Жабицкая А.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев, 1974. -134 с.
70. Жаданова К.Х. Культурологический аспект литературного образования в средней школе Казахстана. Алматы., 2002. - 293с.
71. Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962. - 433 с.
72. Жителева Ж.И., Жителев В.И. Чтение былины «Вольга и Микула Селянино-вич». 7 класс // Литература в школе. 2002. - № 9. - С. 43-44.
73. Захарова О.В. Былины. Поэтика сюжета. Петрозаводск, 1997. - 192 с.
74. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. М., 2002. - 334 с.
75. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. М., 2001. - 400 с.
76. Иванов В.В. Змей //Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980. Т.1. - С. 468-471.
77. Ильин М.А. Русское народное искусство. М., 1959. - 69 с.
78. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. - 254 с.
79. Итс Р.Ф. Века и поколения: Этнографические этюды. Л., 1986. - 238с.
80. Каган М.С. О духовном. Опыт категориального анализа. // Вопросы философии. 1989. - № 10. - С. 91-102.
81. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. -Л.: Издательство Ленинградск. ун-та, 1981. 384с.
82. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. - 416 с.
83. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М., 1988. - 255 с.
84. Кайсаров А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993. - 320 с.
85. Калашникова Е.А. Синтаксический параллелизм как средство организации эпического текста: на материале былин киевского цикла и рун «Калевалы». Автореф. дисс. канд. филол. наук. СПб., 1998. - 20 с.
86. Калугин В.И. Герои русского эпоса: Очерки о русском фольклоре. М., 1983.-351 с.
87. Каракузова Ж.К. Национальный символ и особенности русской культуры // Менеджмент в образовании. 1996. - № 4. - С. 35- 42.
88. Касьянова К.О. О русском национальном характере. М., 1994. - 367 с.
89. Ключевский В.О. Русская история. М., 1992. - 417 с.
90. Кон И.С. К проблеме национального характера. М., 1971. - 384 с.
91. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. -М., 1997. 687 с.
92. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Прил. к журн. «Директор школы». 2002. - № 1. - С. 97-126.
93. Концепция этнокультурного образования. Алматы, 1995. - 35 с.
94. Конюхова Т. Поэтика былины: Урок в 5 кл. // Литература (Прил. к газ. «Первое сентября»). 1999. - № 26.
95. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. -М., 1996. 576 с.
96. Криничная Н.А. Сказитель Трофим Григорьевич Рябинин: Жизнь и эпическая поэзия // Заонежье: Сб. науч. статей. Петрозаводск, 1990. - 28 с.
97. Крылова Л.А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе. Петропаловск, 1999. - 266 с.
98. Крылова Л.А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 2002. - 41 с.
99. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. - 272 с.
100. Кулагина Н.Б. Былина «Вольга и Микула Селянинович». 7 класс // Литература в школе. 2000. - №2. - С. 82-83.
101. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. - 640 с.
102. Лазарев А.И. Народоведение. О русском народе, его обычаях и художественном творчестве. Челябинск, 1997. - 256 с.
103. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М:, 1981. - 223 с.
104. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965. - 573 с.
105. Лебедева Ю.А. Древнерусское искусство X-XVII веков. М., 1962. -239с.
106. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л., 1981. - 214 с.
107. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы // Лихачев Д. С. Избр. работы: В 3 т. Л., 1987. - Т. 1. - 656 с.
108. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. - 367 с.
109. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. - 399 с.
110. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера. -М., 1996. -464с.
111. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. - 702 с.
112. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973. - 95 с.
113. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 1997. - 448с.
114. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1996. - 365с.
115. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974. - 124 с.
116. Маранцман В.Г. Восприятие и изучение произведений в их родовой специфике. // Методика преподавания литературы в 2-х частях. М., 1995. -Т.2.-112-128 с.
117. Маранцман В.Г. Гуманитарное образование в современной школе. // Народное образование. 1997. - № 7. - С. 16 - 19.
118. Маранцман В.Г. Изучение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» // Изучение литературы в 6 кл.: Метод, реком. для учителя / Под общей ред. В. Г. Маранцмана. СПб., 1998. - С. 3-7.
119. Марканян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. - 284с.
120. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001. - 208 с.
121. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: история и современное положение. М., 1997. - 320с.
122. Межуев В.М. Предмет теории культуры // Проблемы теории культуры. -М., 1977. С.124-138.
123. Мелик-Пашаев А.А. Гуманитаризация образования: проблемы и возможности. // Вопросы психологии. 1989. - № 5. - С. 11-17.
124. Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора. М., 1976. -407 с.
125. Мид М. Культура и мир детства. М., 1994. - 221с.
126. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т.З. Былины и исторические песни. - М., Л., 1924. - 320 с.
127. Миллер О.Ф. Илья Муромец и богатырство Киевское: Сравнительно-исторические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса.-СПб., 1869.-518 с.
128. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997. -624 с.
129. Муравьев А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.: Книга для учителя. М., 1984. - 336 с.
130. Набатчикова Т.П. Наречие в былинном тексте. Автореф. дисс.канд. филол наук. - Орел, 1997. - 19 с.
131. Немировская JI.3. Культурология. История и теория культуры. М. - 92с.
132. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. Педагогика. -1988. -№1.- С. 3-10.
133. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993. - 187 с.
134. Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного творчества.-М., 1972.- 155 с.
135. Никифорова О.Н. Психология восприятия художественной литературы. -М., 1972.-152 с.
136. Новичкова Т.А. Художественный язык русской эпической поэзии и народная культура. Автореф. дисс. докг. филол наук. - СПб., 1998. - 36с.
137. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года: в 3 т., 4-е изд. М.; Л., 1949. - Т. 1. - 735 с.
138. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года: в 3 т., 4-е изд. М.; Л., 1949. - Т. 2. - 811 с.
139. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года: в 3 т., 4-е изд. М.; Л., 1949. - Т. 3. - 670с.
140. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: Норма, 1998. - 275 с.
141. Песни, собранные П.В. Киреевским. Изданы Обществом любителей российской словесности. Часть 1: Песни былевые. -М., 1861 (вып. 1-3); 1862 (вып. 4); 1863 (вып. 5).
142. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3 т. / Изд. подг. А.П. Разумова, И.А. Разумова и Т.С. Курец; Под ред. Б.Н. Путилова. Петрозаводск, 1989.-Т.1.-528 с.
143. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3 т. / Изд. подг. А.П. Разумова, И.А. Разумова и Т.С. Курец; Под ред. Б.Н. Путилова. Петрозаводск, 1989.-Т.2.-640 с.
144. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3 т. / Изд. подг. А.П. Разумова, И.А. Разумова и Т.С. Курец; Под ред. Б.Н. Путилова. Петрозаводск, 1989.-Т.3.-366 с.
145. Петенева З.М. Язык и стиль русских былин. Львов, 1985. - 209 с.
146. Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М. 1962. - 240 с.
147. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М., 1977. - 120 с.
148. Померанцева Э.В. Русские сказочники. М., 1976. - 190 с.
149. Попова О. По следам былинных героев: Урок путешествие по былинам в 6-м классе // Литература (Прил. к газ. «Первое сентября»). - 2000, - № 47.
150. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990. - 342 с.
151. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // «Русская литература», 1964.-№4.-С. 58-76.
152. Пропп В.Я. Об историзме русского фольклора и методах его изучения // Уч. зап. ЛГУ: Русская литература. Серия филол. наук. Л., 1968. - Вып. 72.-№339.-С. 5-25.
153. Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. М., 1958. - 603 с.
154. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня. / Составление, научная редакция, комментарии и указатели В. Ф. Шевченко. М., 2001. - 368 с.
155. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976. -325 с.
156. Прыгунова Е.Н., Разумова И.А. Преподавание фольклора в средней школе. Полный курс: Метод. Пособие. СПб.,2001. - 96 с.
157. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988. - 225 с.
158. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. М., 1975. - С. 141-155.
159. Путилов Б.Н. Об историзме русских былин // Русский фольклор: Специфика фольклорных жанров. JL, 1966. - Т. X. - С. 103-127.
160. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков. -М.;Л., 1960.-300 с.
161. Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно типологическое исследование. - М., 1971. - 315 с.
162. Рейли М.В. Истоки жизни: русские обряды и традиции. СПб., 2002. -256 с.
163. Роговер Е.С. Взаимодействие национальных культур в процессе литературного образования. Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 2002. -37с.
164. Розин В.М. Введение в культурологию. М.,1998. - 224 с.
165. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. - Т. 1. - 607с.
166. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. - Т. 2. - 669с.
167. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. -361 с.
168. Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХП-ХШ вв. М., 1982. - С. 142-172.
169. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985. -288 с.
170. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М., 2000. - 256 с.
171. Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым. -Тула, 2000. 480 с.
172. Свирина Н.М. Культурный контекст на уроках литературы. Книга для учителя. СПб., 1999. - 152 с.
173. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пед. ин-тов. М., 1988. - 205 с.
174. Селиванов Ф.М. Поэтика былин: Система изобразительно-выразительных средств. М., 1977. - Ч. 1. - 128 с.
175. Семенина С.К. Культура. Образование. Литература. // Русская словесность. 2001.-№ 2. - С. 57-61.
176. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. -М., 1990. -239 с.
177. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. М.;Саратов, 1924. - 226 с.
178. Славянский фольклор. М., 1972. - 328 с.
179. Словарь иностранных слов. 16-е изд., испр. - М., 1998. - 624 с.
180. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1989.- 1632 с.
181. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.-83 с.
182. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941. - 560 с.
183. Соколова В.К. Русские исторические предания. М., 1970. - 288 с.
184. Соколова Л.Б., Рындак В.Г. Этнопедагогическое образование в евразийском пространстве: постановка проблемы. // Евразийское ожерелье. Альманах общественного института истории народов Оренбуржья им. М. Джалиля. Оренбург, 2001. - С.139-154.
185. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003. - 368 с.
186. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.-216 с.
187. Сысоева Л.С. Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание. Томск, 1993. - 183 с.
188. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. -М., 2000.-264 с.
189. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования. // Педагогика. 1999. - № 8. - С. 3-11.
190. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. - 509 с.
191. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти тт. М., 1988. - Т.1. -414 с.
192. Франк С., Струве П. Очерки философии культуры. Культура и личность // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. Информационный сборник. Вып. 1. - М., 1990. - С. 29 - 42.
193. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990. -366 с.
194. Фролова О.В. Народные традиции в процессе развития познавательной активности учащихся // Динамика фольклорной традиции на современном Урале./ Материалы межвуз. научной конференции преподавателей и студентов. Челябинск, 2001. - С. 103- 05.
195. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Старинная история. СПб., 1997. - 592 с.
196. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Прил. к журн. «Директор школы». 2004. - № 25. - 168 с.
197. Цицерон М.Т. Эстетика: трактаты, речи, письма. М., 1994. - 540 с.
198. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. // Культура в свете философии. -Тбилиси, 1979. С. 122 - 204.
199. Чердынцев В.В. Где, когда и как возникла былина? М., 1998. - 77 с.
200. Черкезова М.В. Культурологический аспект литературного образования. // Русская словесность. 1998. - № 3. - С. 32-36.
201. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. JI., 1986. -303 с.
202. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959. - 522 с.
203. Чичеров В.И. Школы сказителей Заонежья. М., 1982. - 197 с.
204. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. - 496 с.
205. Школа «диалога культур»: Идеи. Опыт. Проблемы / Под общей ред. В. С. Библера Кемерово, 1993. - 414 с.
206. Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1960. -Ч. 1.-С. 108-116.
207. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. - 477 с.
208. Юдин Ю. И. Героические былины. М., 1975. - 119 с.