автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение в школе произведений эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры народа
- Автор научной работы
- Самойлова, Елена Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Самойлова, Елена Александровна, 1996 год
Введение
Глава 1. Русский фольклор и литература в контексте понятия "национальная культура"
§ 1. Культура как целостная система. Понятия культура" и "национальная культура". ¡
§ 2. Национальная культура, язык и фольклор.
§ 3. Фольклор как средство постижения национальной культуры и проблемы изучения эпических жанров русского фольклора в курсе литературы в 5-7 классах.
Выводы
Глава 2. Психолого-педагогические основы и методика изучения фольклорных произведений в школе
§ 1. Психолого-педагогическое обоснование системы изучения фольклорных произведений.
§ 2. Формирование знаний и читательских умений в процессе работы с эпическими фольклорными жанрами.
§ 3. Практика изучения фольклорного эпоса в школьных программах.
Выводы
Глава 3. Культуроведческий подход к изучению эпических жанров русского фольклора в У - УП классах
§ 1. Формирование общего представления о фольклорном эпосе как сокровищнице национальной культуры. Знакомство с жанровыми особенностями русских сказок.
§ 2. Особенности мифологического мышления народа. Формирование понятия о мифе.
§ 3. Обогащение понятий "национальная культура" и "эпические жанры фольклора" при изучении темы "Былины".
§ 4. Организация экспериментального обучения и обобщение экспериментальных данных.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение в школе произведений эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры народа"
Среди прогрессивных идей XX века идея культурологического подхода к образованию начинает занимать все более заметное место. Ее философская и общечеловеческая значимость, без сомнения, велика. Именно на культуроведение ориентируется новая концепция образования, ставящая своей целью "обращенность к человеку, преодоление авторитарно-технократического подхода, при котором человек рассматривается как программируемый элемент образовательной системы, не имеющий свободы выбора, реальных возможностей целеоб-разования и целеосуществления"(47, с. 5).Особое место в структуре образования занимает образование гуманитарное, в частности - литературное.
Литературное образование никак не может пройти мимо такого важного и существенного вопроса, как взаимоотношения литературы и культуры. Их противопоставление, расхождение противоестественно и искусственно. Для культуры и литературы чрезвычайно важное значение приобрел вопрос отношения к национальному и общечеловеческому началам.
Находящаяся на перекрестке взаимодействия самых разных культур, Россия всегда оставалась самобытной страной. В усвоении элементов иных культур нет ничего дурного, напротив, оно плодотворно, но только в том случае, если речь идет о подлинной культуре, а не о суррогате, если усвоение происходит естественно, а не навязывается, когда чужеродное тело не отторгается в силу органической несовместимости. Характеризуя споры по этому вопросу, В.Розанов в свое время писал: "Западники не могут понять, почему нельзя брать "хорошее отовсюду", а славянофилы - хорошо понимая априорную ясность этой мысли - при взгляде, при вдумчивости в процесс таинственного роста народов, сказали: "Нет они не растут эклектически: они не набираются, смотря по сторонам, наилучшего со всех сторон, все, что было в истории великого, священного, истинно живого, развивается из своих недр: каждое дерево растет из своего семени" (132, с.50).
Культура не может не быть национальной. Она может иметь общечеловеческий характер - и в этом неповторимая особенность русской культуры - но она всегда национальна.
Если общество не осознает духовных, нравственных ценностей, ставит на первое место ценности материальные, то оно не выйдет из состояния перманентного кризиса.
Для России всегда было свойственно единство культуры и знания, что может быть охарактеризовано понятием "духовность". Духовность как основа общественно-культурного развития не признавалась политизированной идеологией. Очень важно, чтобы сейчас, в период становления нового общественного устройства, это ценнейшее свойство русской культуры не было бы забыто.
В связи с вышесказанным становится ясно, что именно со школьной скамьи необходимо развивать и воспитывать личность, дышащую и движимую духовностью, воспринимающую и чувствующую культурные ценности как высшую цель. Совершенствование преподавания литературы должно способствовать тому, чтобы возбудить интерес к общению с книгой, к тому огромному культурному пласту, который скрыт в произведениях прошлого, в частности, в фольклоре.
Применительно к литературному образованию эти идеи находят свою реализацию в особом подходе к художественному произведению. Нам представляется, что одна из задач, стоящих перед методической наукой, состоит не в том, чтобы постоянно менять структуру и содержание курса "литература" в средней школе, а в том, чтобы вскрыть в уже существующих программах курса резервы совершенствования литературного образования, . .
Это оказывается возможным, если целенаправленно формировать интерес учащихся к произведениям, созданным в различные эпохи на основе различных методов отражения действительности; развивать умение понимать художественную условность, чувствовать и принимать глубоко национальное и одновременно общечеловеческое звучание литературных произведений, находить эстетическое наслаждение в общении с книгой.
Одним из критериев литературного образования должен стать критерий правильного выбора книг, выбор чтения. "Роль художественного восприятия в онтогенезе - это накопление эстетических эмоций, преобразование их в устойчивые эстетические реакции на явления жизни и искусства. На этой основе создается система эстетико-нравственных и эстетико-философских ориентиров и установок. Значение эстетических эмоций не в их силе, а в универсальности; они способствуют выработке ценностных установок на явления жизни и искусства. и ощущаются как собственная нравственно-эстетическая ценность ( в этом ее личностный смысл) - и в этом же диалектическое единство "моего" и "общезначимого" (73, с.23).
Начиная с первых этапов литературного образования у учащихся необходимо формировать не только умение эмоционально и интеллектуально откликнуться на произведения литературы и фольклора, но и почувствовать их неразрывную связь с национальной культурой.
По нашему мнению, полноценное литературное образование ( и гуманитарное в целом) возможно при учете особой взаимосвязи культуры народа и художественного творчества. Немаловажная роль принадлежит здесь устному народному творчеству, которое, к сожалению, современным человеком редко воспринимается всерьез.
Учащиеся любого возраста воспринимают фольклор как нечто менее интересное, чем литература. Это происходит потому, что нередко в процессе изучения не учитывается специфика фольклора как особого явления культуры: многофункциональность, коллективность (создания и восприятия фольклора), традиционность в единстве с им-провизационностью, народность (в том плане, что фольклор отражает сознание всего народа, а не только крестьянства), отсутствие категории "образ автора" в структуре фольклорных произведений, анонимность, изначальная установка на сотворчество, вариативность фольклора.
Фольклорное произведение - факт культуры особого типа, требующий и особого подхода к его изучению. По нашему мнению, это должен быть культуроведческий подход.
Предлагаемые школе программы по литературе, включающие в себя фольклорные и литературные произведения различных жанров, представляют учителю возможность для формирования тех умений, которые откроют ученику путь в мир литературы и культуры. Но, провозглашая разность, неповторимость литературных произведений на словах, в работе с ними учителя игнорируют их специфику именно как произведений искусства, как части национальной культуры. К их анализу на уроке подходят, не учитывая специфику их восприятия, а в результате художественная суть уходит на второй план, а литература становится лишь средством идеологического воздействия.
В наше время истины, казавшиеся прежде незыблемыми, отвергаются, новые еще не обретены, предается забвению сам дух, традиции национальной культуры, на первый план нередко выходит стремление только к материальному благополучию. Русский педагог
К.Д.Ушинский высказал глубокую мысль: дайте человеку все материальные блага, но лишите его понимания смысла жизни - и это будет несчастный человек.
Объявление материального благополучия основой всей земной премудрости было изначально отвергнуто русской культурой и литературой. Изучение фольклорных и литературных произведений в аспекте постижения русской национальной культуры представляется нам одним из плодотворных путей гуманитарного образования.
Важно преодолеть рационалистический и логизированный подход к искусству и культуре, обеспечить совмещение двух функций познавательной деятельности: приобретение знаний и умений и обогащение ученика нравственно-эстетическими ценностями произведения, выработать эмоционально-оценочное отношение к знаниям и формирование культуры чувств. В методическом плане такой подход помогает решить вопрос о выборе тех методов и приемов обучения, которые адекватны эстетической природе произведения.
На наш взгляд, такие возможности широко открываются при обращении к русскому фольклорному эпосу, который, благодаря своему огромному нравственному и духовному потенциалу, должен оказать сильное воздействие на читателя-школьника, его духовный мир, эмоциональную сферу, на формирование интереса к литературе как искусству слова. Постижение же глубины и условности фольклорных произведений, которое возможно только в процессе анализа, проводимого с учетом восприятия и жанровых особенностей фольклорного эпоса, откроет школьнику путь в мир национальной культуры его народа.
В этом контексте исследовался один из частных методических вопросов - изучение в школе эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры.
Вместе с тем необходимо было обозначить и психолого-педагогические подходы к некоторым смежным проблемам, например, к проблеме восприятия фольклорных произведений, к вопросам развития мышления (образного и логического) в процессе литературного образования/ Сам процесс восприятия - это процесс преодоления ряда противоречий, основным из которых выступает противоречие между эстетическим богатством произведения и возрастной ограниченностью восприятия. Эти противоречия можно преодолеть только в процессе накопления и освоения знаний и умений, формирующих читателя как личность в культурном контексте.
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования, таким образом, обусловлена необходимостью повышения эффективности литературного образования, изучения литературы на основе культуроведческого подхода. Мы учитываем, что, несмотря на имеющиеся исследования, вопросы культуроведческого подхода к преподаванию предметов гуманитарного цикла, в частности литературы, остаются до сих пор недостаточно изученными.
Рассмотрение этих вопросов и определило направление данного исследования.
ПРЕДМЕТОМ диссертационной работы является процесс поэтапного изучения фольклорных произведений, включенных в Федеральные программы по литературе для средней школы (У -УП классы), заключающих в себе ряд трудностей, которые определяются прежде всего игнорированием их жанровой, национальной и культуровед-ческой специфики.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - разработать систему изучения эпических фольклорных жанров в курсе литературы V - VII классов, а также методику, которая будет способствовать развитию разносторонних читательских умений и навыков, необходимых для восприятия русского фольклора как составной части национальной культуры в процессе освоения литературного курса и самостоятельной читательской деятельности.
В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза : если в процессе изучения эпических фольклорных жанров (сказок и былин) учитываются особенности национальной культуры, в русле которой они созданы; специфика читательского восприятия, то происходит эффективное формирование читателя, способного к восприятию фольклорной ( и литературной) условности, полному и глубокому постижению фольклорного эпоса, что в целом обеспечивает адекватный подход к фактам национальной культуры и искусства.
В соответствии с этим на защиту выносятся следующие положения:
1.Наиболее эффективным путем анализа фольклорного эпоса оказывается анализ в аспекте культуроведения, в русле национальной культуры.
2. Ее ли работа с эпическими жанрами русского фольклора ориентирована на культуроведческий подход к изучению произведения, где на первый план выдвигается не идеологический, а духовный и художественный принцип, то учащиеся более глубоко и полно понимают фольклорные произведения.
3.Полноценное восприятие учащимися фольклорного произведения происходит, если в процессе анализа учитываются особенности его восприятия, а знания о его поэтике и умение применять их формируется поэтапно.
4.Анализ фольклорного произведения (сказки, былины, а также мифа) в культуроведческом аспекте позволяет сформировать у учащихся представление о закономерностях развития литературного процесса в русле национальной культуры.
Для обоснования и доказательства выдвинутых положений в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:
1. Создать систему изучения эпических жанров русского фольклора с учетом специфики их восприятия, которая будет способствовать их более глубокому освоению в контексте национальной культуры, и дать ей научно-методическое обоснование.
2. Определить объем художественных фольклорных произведений, включенных в программы школьного курса "Литература", при изучении которых использование предложенной методики наиболее эффективно.
3. Определить этапы повышения уровня знаний учащихся об эпических жанрах русского фольклорного эпоса, а также овладения умением анализировать фольклорные произведения в контексте национальной культуры.
4. Проследить динамику восприятия и оценки фольклорных произведений учащимися в результате использования в учебном процессе предлагаемой методики, т.е. проверить ее эффективность в процессе экспериментального обучения.
Методологической основой диссертации стали исследования по проблемам культурологического подхода к предметам гуманитарного цикла, а также работы философов и литературоведов, психологов и методистов, посвященные национальным культурам, различным аспектам анализа фольклорных произведений.
Нами были также привлечены работы и документы по вопросам развития образования, концепции литературного образования, предлагаемые различными научными коллективами.
Для решения поставленных задач были использованы различные методы и способы исследования:
•изучение философской, литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
•анализ Федеральных программ, учебных и методических пособий по литературе;
•моделирование и проверка некоторых форм работы по предлагаемой методике;
•проведение эксперимента, разработка и постановка системы работы с эпическими жанрами русского фольклора в V - VII классах, анкетирование и опрос учителей и учащихся:
•оценка эффективности предложенных рекомендаций на основании способности учеников использовать полученные знания и умения при анализе фольклорного произведения в школьном курсе литературы и в самостоятельной читательской деятельности.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА проводилась в несколько этапов в 1987 - 1995 годах в средних школах №№ 594, 127, 1134 г. Москвы, охватывала около 400 учащихся.
Первый этап (1987 - 1990) - включал преподавательскую работу автора исследования в V - VII классах средней школы № 594, наблюдение над учебно-воспитательным процессом, серию констатирующих срезовых работ, проведение анкет среди учащихся, а также изучение педагогического опыта и анализ литературы по интересующей нас проблеме, которую в целом можно обозначить как изучение русского фольклорного эпоса в школе. На этом этапе была сформулирована гипотеза исследования, определены темы программы, входящие в эксперимент.
Второй этап (1990 - 1993) - работа с учащимися V - VI классов в средней школе № 127 г. Москвы. На этом этапе гипотеза уточнялась, проводился отбор и корректировка средств и материалов, вырабатывались критерии и формы самостоятельной работы по проверке эффективности методики. Контрольный и экспериментальный классы отвечали принципу равенства исходных данных.
Третий итоговый этап (1993 - 1996) позволил провести систематизацию и обобщение полученных данных, дополнительно проверить выводы, уточнить методику изучения эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры. При этом проходила подготовка статей, работа по ознакомлению с новыми Федеральными программами по литературе и коррекция исследования с учетом новых данных, участие в методических конференциях.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том, что: •разработана система изучения фольклорных эпических жанров в курсе литературы У - УП классов;
•определены методическая целесообразность и последовательность накопления у учащихся знаний о фольклорном эпосе как части национальной культуры, а также этапы формирования умения анализировать фольклорные произведения в культуроведческом аспекте.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в следующем:
•предложена система изучения эпических жанров русского фольклора в У - УП классах;
•материалы и выводы исследования могут быть привлечены при составлении методических рекомендаций для изучения литературы в средней школе, использованы на курсах повышения квалификации учителей-словесников, учтены как материалы для лекционных курсов и спецкурсов по методике преподавания литературы.
В целом диссертация находится в русле исследований, изучающих и разрабатывающих формы, методы и приемы активизации учебно-воспитательного процесса на уроках литературы в средней общеобразовательной школе. Исследование основывается на возможности, целесообразности и высокой учебно-воспитательной эффективности изучения эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры с учетом их идейно-художественного своеобразия, а также особенностей их восприятия в процессе читательской деятельности.
Поставленные цель и задачи исследования, а также характер изучаемого материала определили структуру работы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования один из путей совершенствования литературного образования видится нам в изучении эпических жанров русского фольклора в контексте национальной культуры народа и на основе осознания их художественной специфики, более эффективного использования эмоционально-нравственного потенциала устного народного творчества при сохранении принципа историзма, в развитии творческой деятельности учащихся.
Нами была рассмотрена одна из частных проблем методики -изучение эпических жанров русского фольклора в процессе литературного образования в школе.
Данная проблема представляется актуальной для современной методики преподавания литературы, потому что изучение русского фольклора, проведенное в определенной системе, немало способствует эффективному формированию читателя-школьника: обладая огромным эмоциональным и нравственным потенциалом, произведения устного народного творчества могут и должны оказывать серьезное воздействие на формирующуюся личность, указывать ориентиры в ее духовном развитии.
Мы исходили из того, что фольклорные произведения, как культурный феномен особого рода, требуют и особого подхода к их изучению. По нашему мнению, особенно эффективен в этом плане куль-туроведческий аспект изучения устного народного творчества.
В русле культуроведческого подхода нами было исследовано изучение эпических фольклорных жанров в 5-7 классах . Конкретно это выразилось в привлечении сведений из отечественной истории, истории мировой художественной культуры, этнографии, фольклористики; в создании системы работы с эпическими фольклорными жанрами с учетом их национальной и художественной специфики, а также особенностей восприятия фольклорных произведений школьниками средних классов; в использовании ряда приемов и способов работы с текстами произведений ( особая организация опроса, система проблемных вопросов, работа над лексикой, ритмико-стилистическими особенностями произведений, сравнительное изучение произведений отечественного эпического фольклора и эпоса других народов, преобладание заданий творческого характера).
Последовательное включение в программы по литературе для средних школ произведений русского фольклора, их изучение в куль-туроведческом аспекте с учетом своеобразия восприятия фольклора учащимися, как было установлено в ходе нашего исследования, приводит к значительным сдвигам в литературном развитии.
Предлагаемая нами методика изучения эпических фольклорных жанров в школе учитывает достижения современной науки, когда фольклорный эпос рассматривается в нескольких аспектах: конкретно-историческом - как явление, сложившееся в определенной национальной литературе в определенный период времени; типологическом - как тип творчества, не знающий временных границ; культурно-историческом - как отражение фактов и реалий материальной и духовной культуры народа, как манера, стиль творческого освоения и отображения действительности.
Учет этих подходам к вопросам теории фольклорного эпоса и ориентация на них в практике школьного изучения открывают широкие перспективы для складывания основ методики изучения эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры народа в курсе литературы 5-7 классов.
В нашем исследовании мы рассмотрели проблему изучения эпических жанров русского фольклора не только в культурологическом, но и в психолого-педагогическом аспекте, а именно, в аспекте проблемы восприятия.
Восприятие произведений фольклорного эпоса происходит в процессе эстетической деятельности. Оно носит активный характер, что обусловлено самим построением фольклорной образности, рассчитанной на особую активность воссоздающего воображения, на четко выраженную эмоциональную реакцию.
В процессе изучения фольклорных произведений, проводимом с учетом особенностей их восприятия, складываются благоприятные условия для формирования читательских качество "сопереживания" и "проживания" событий произведения, для формирования личностного отношения к изображаемому на самых ранних этапах знакомства с текстом произведения, для актуализации произведения в процессе изучения.
Предлагаемая система работы с эпическим фольклором в средних классах будет "работать" и в процессе дальнейшего литературного образования учащихся. Постижение учащимися особого художественного мира фольклорного эпоса, построенного на признании гармонии между человеком и миром, на идеализации, обобщениях, выделении только общенародно значимого и ценного, в дальнейшем будет способствовать восприятию художественных произведений в их связях с эпохой создания, а также поможет формированию представлений о художественной условности, эстетической ценности и красоте литературы, а также о том, что мир литературы - это не скучный "сборник" ответов на все вопросы, которые ставит жизнь, а мир загадок и вопросов, на которые каждый может дать свой, неповторимый ответ, мир, который каждый открывает всегда заново и всегда сам.
Изучение эпических жанров русского фольклора, проводимое с учетом специфики их восприятия и возрастных особенностей школьников, оказывается направленным на развитие мотивационно-потребностной сферы личности читателя-школьника. Такое изучение представляет широкие возможности для овладения законами языка фольклорного эпоса, оно формирует умение применять полученные знания о произведении устного народного творчества при восприятии каждого последующего художественного произведения, созданного культурой народа. Таким образом, в процессе поэтапного изучения эпических жанров русского фольклора и самостоятельной читательской деятельности происходит формирование специфических литературных способностей восприятия художественного произведения как части национальной культуры.
Ведущим в предлагаемом диссертационном исследовании стал методический аспект рассмотрения проблемы.
Первой задачей, которая была решена в ходе экспериментального обучения, стало определение необходимого и достаточного объема знаний и сведений о фольклорном эпосе как о части национальной культуры.
Предлагаемая методическая модель изучения эпических жанров русского фольклора построена на том, что этапы формирования знаний и умений (по восприятию, анализу и оценке) соотнесены с конкретными произведениями (соответственно с годами обучения), с возрастными особенностями развития читателей-школьников. Ее применение служит развитию способностей учащихся к образному обобщению, повышению культуры восприятия текста фольклорного и литературного произведения, выявлению творческого потенциала личности.
Такая скоординированность системы знаний о произведениях устного народного творчества и об их соотношении с народной культурой и читательских умений в значительной степени способствует формированию адекватного эмоционально-эстетической природе фольклорного эпоса способа "общения" с ним.
В проведенном исследовании мы учитывали специфику предмета ( в особенности, понятий "литература" и "фольклорный эпос"), поэтому в процессе экспериментального обучения подходили к формированию умений не только как к обучению операции, способу выполнения действия, но и как к формированию читательских качеств , позволяющих подойти к художественному произведению как к факту национальной культуры.
В целом в изучении эпических жанров русского фольклора можно условно выделить два этапа.
На начальном (пропедевтическом, охватывающем 5-6 классы) этапе происходит знакомство с отдельными сказками и мифами, включенными в программы по литературе для средней школы. Изучение этих произведений с учетом специфики фольклорных жанров в культуроведческом аспекте позволяет сформировать у учащихся общее представление о фольклорном эпосе и его роли в культуре народа, о жанрово-композиционном своеобразии произведений устного народного творчества.
В процессе изучения былинного эпоса в 7 классе происходит перенос полученных знаний в новую ситуацию, они обобщаются в процессе овладения теоретико-литературными понятиями и становятся действенным инструментом анализа произведения, т.е. по сути оперативными.
В проведенном экспериментальном обучении владение понятием о национальной культуре (материальной и духовной), а также знание особенностей эпических фольклорных жанров и умение анализировать фольклорные произведения в культуроведческом аспекте позволило провести изучение темы "Былины" в 7 классе на достаточно высоком теоретическом уровне.
Экспериментальная работа показала высокую эффективность предлагаемой методики изучения эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры в курсе литературы 5-7 классов, что проявляется и в усилении эмоциональной восприимчивости, глубине и действенности самостоятельного анализа, динамике восприятия художественного текста, в стремлении к нравственно-философской оценке фольклорного произведения, к выполнению работ творческого характера.
Предлагаемая методика не может быть эффективна сама по себе, в отрыве от общей направленности совершенствования и развития культуроведческого аспекта преподавания литературы.
Одно из направлений этого совершенствования видится нам в последовательном развитии мотивационно-потребностной сферы личности учащихся: полученные знания и умения постоянно актуализируются, приобретают "личностный смысл" для читателя-школьника как для наследника и "носителя" культурных традиций, активно используются в самостоятельной читательской деятельности.
Перспектива дальнейшего исследования видится нам в нескольких направлениях:
Во-первых, в расширении круга тем, изучение которых предусмотрено программой. Наше исследование проходило на материале эпических жанров русского фольклора, изучаемых в 5-7 классах средней школы, поэтому мы не затрагивали другие жанры. Специально не рассматривались, хотя и были затронуты, нами вопросы о взаимосвязях русского фольклора с произведениями народного творчества других народов, с литературными сказками.
Во-вторых, в определении взаимосвязи литературоведческого и культуроведческого анализа на последующих этапах литературного образования.
Практическим воплощением результатов исследования должно стать использование предлагаемой методики изучения эпических жанров русского фольклора в учебных и методических рекомендациях. Созданные с опорой на культуроведческий подход к изучению литературы, рассчитанные на разные типы школ и классов и учитывающие разные подходы к фольклорному произведению, они будут способствовать ориентации литературного образования на формирование личностных оценок прочитанного, на понимание нравственно-эстетических идеалов национальной культуры.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Самойлова, Елена Александровна, Москва
1.Акулинин В.Н. Философия всеединства. От Соловьева к Флоренскому. - Новосибирск: Наука, 1990. - 210 с.
2. Алексеев М.П. Русская литература и ее мировое значение, Л.: Наука, 1989,-410 с.
3. Ананьев Б.Г. , Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 333 вс.
4. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М.: Сов. Художник, 1984. - 223 с.
5. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки и детский фольклор. М., 1957, - 240 с.
6. Артамонов В.А. Национальный характер и история. Стили мышления и поведения в истории мировой культуры, М.: Наука, 1990. - 15 с.
7. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979, - 149 с.
8. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики: Сборник статей, М.: Искусство, 1968, - 654 с.
9. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. тт. 1-3, - М.: Индрик, 1994, - 900 с.
10. Ю.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. тт. 1-3, М., 1958, -550 с.
11. Н.Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1982, - 82 с.
12. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.- 536 с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979, - 424 с.
14. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе, М.: Просвещение, 1976. - 222 с.
15. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе, М.: Просвещение, 1983, - 254 с.
16. Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. , 1991,-76 с.
17. Богданова О.Ю. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе, М.: Просвещение, 1984, - 30-32 с.
18. Богомолова Е.И. Жанрово-родовой принцип изучения художественных текстов в школе // Вопросы эстетического восприятия учащихся на уроках литературы, Владимир, 1973, - 93-118 с.
19. Брандесов Р.Ф. Организация художественного восприятия и урок литературы. Челябинск: Изд-во ЧГРИ, - ч. 1, 1978, - 73 с.
20. Бреслав Г.М. О месте эмоциональных процессов в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности, М.; 1979, - 62-67 с.
21. Буслаев Ф.И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии, СПб, - 1872, - 26-28 с.
22. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI ХШвека. -М.: Мысль, 1992, - 638 с.
23. Валицкая А.П. Русская эстетика ХУШ в. М.: Искусство, 1983,- 230 с.
24. Величковский Б.М. , Зинченко В.П., Лурия A.C. Психология восприятия, М.: Изд-во МГУ, 1973, - 245 с.
25. Взаимодействие наук при изучении литературы / под ред. A.C.
26. Взаимодействие культур Востока и Запада /под ред. Е.П.Челышева, Вып. 1, М.: Наука, 1987; вып. 2 1991, - 25 с.
27. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе // Межвузовский сборник научных трудов, М.: Изд-во МГПИ, 1984, - 111 с.
28. Взаимосвязи. Театр и контекст культуры / под ред. С.К.Бунцева, Л.: Всеросс. НИИ искусствознания, 1991, - 23-24 с.
29. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие, М.: Искусство, 1983, - 350 с.
30. Веселовский А.Н. Собрание сочинений, т. 16, - M-JL, 1938.
31. Византия и Русь /под ред. К.Г.Вагнер, -М.: Наука, 1989,-170 с.
32. Витальи И. Общество, культура, социология, М.: Прогресс, 1984,- 103 с.
33. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского, М.: Просвещение, 1979, - 288 с.
34. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985, - 192 с.
35. Воеводина И.В. Развитие воссоздающего воображения как один из компонентов литературного развития младших школьников // Движущие силы развития личности, Тюмень: Изд-во ТГУД976, -с.85-96.
36. Восприятие и изучение литературного произведения в школе / под ред. Н.И.Кудряшова, М.: Педагогика, 1973, - 64 с.
37. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / под ред. А.М.Докусова, М.: Просвещение, 1974, - 192 с.
38. Выготский Л.С. Психология искусства, М.: Просвещение, 1987, - 344 с.
39. Гальперин П.ФЯ. Развитие исследований по формированию умственной деятельности // Психологическая наука в СССР, т.1, -М.: Изд-во АПН РСФСР, - 1969, - 458 с.
40. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры, Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992, - 172 с.
41. Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. Архангельск: Северозападное книжное изд-во, 1983, - 156 с.
42. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая JI.A. О психологических аспектах изучения литературы в школе, М.: Педагогика, 1990, -38 с.
43. Грехнева Г.М., Корелова Т.Н. Фольклор и родное слово, -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994, 327 с.
44. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. (Методологические очерки о методике), M-JI,: Просвещение, 1966,-266 с.
45. Гумилев JI.H. Этносфера, М.: Экопрос, 1993, - 325 с.
46. Давыдова Н.В. Евангелия и древнерусская литература. М.: Мирос, 1992, - 252 с.
47. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования, М.: Педагогика, 1986, - 240 с.
48. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н.Скаткина, 2-е изд, - М.: Просвещение, 1982,-319 с.
49. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры нач. XX в. -М.: Просвещение, 1985, 62 с.
50. Елеонская E.H. Сказка, заговор и колдовство в России, М.: Индрик, 1994 - 250 с.
51. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы иличность, Кишинев: Штиница, 1974, - 132 с.
52. Жирмунский В.М. Народный героический эпос, M.-JL; 1962,- 190 с.
53. Звягинцева Г.К. Изучение основ науки о литературе в школе. Учебное пособие к спецкурсу, JI.: Изд-во ЛГУ, 1988, 85 с.
54. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974, - 313 с.
55. Ильина Т.В. История искусств. Отечественные искусства. М.: Высшая школа, 1994, - 130 с.
56. Ильин E.H. Путь к ученику. Размышления учителя-словесника,- М.: Просвещение, 1988.- 224 с.
57. Исторические песни. Баллады / сост. С.Н.Азбелев. М.: Современник, 1991. - 305 с.
58. История всемирной литературы в 9-ти томах, М.: Наука, 1983-1994.
59. История русской литературы. В 4-х томах, т.1,. - М.: Наука,1981.
60. История русской литературы Х1-ХХ вв. Краткий очерк./под ред. А.С.Курилова, М.: Наука, 1983. - 680 с.
61. Ищук Г.Н. О проблемах и задачах изучения читателей // Художественное произведение и его читатель. Межвузовский тематический сборник. Калинин: Изд-во КГУ, 1980. - с.6-23.
62. Кайсаров A.C., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов: Надежда, 1993. - 372 с.
63. Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1988. - 50 с.
64. Качурин М.Г. Системность литературного образования в школе (на материале изучения русской классической литературы). Автореферат дисс. . доктора педагогических наук. JL, 1976. - 40 с.
65. Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского". М.:Правда, 1988.-601 с.
66. Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви. В 2-х тт,-М.: Наука, 1990. 550 с.
67. Киселев А.К. Искусство выразительного чтения и анализ на уроках литературы // Взаимосвязь искусств на уроках литературы. Пособие для учителя. М.: Изд-во НИИ школ, 1987.- с.31-35.
68. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. - 207 с.
69. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
70. Корман Б.О. Изучение текста художественных произведений. 4.1. М.: Просвещение, 1972. - 110 с.
71. Калугин В.А. Герои русского эпоса. М.: Современник, 1969. -478 с.7 8. Круг л ов Ю.Г. Былины. 2-е изд. М.; 1993. - 406 с.
72. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХУ1 и ХУП столетиях. М.: Республика, 1992. - 320 с.
73. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины ХУП начала XIX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 247 с.
74. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. -80 с.
75. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1981. - 190 с.
76. Кузьмина В.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.
77. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. ( О формировании исторического подхода к художественной литературе). М.: Просвещение, 1974. - 175 с.
78. Культура Древней Руси. Сборник трудов. М.: Наука, 1966. -970 с.
79. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт.- М.: Педагогика, 1983. 649 с.
80. Леонтьев К.Н. Избранное / Сост. И.Н.Смирнов. М.: Московский рабочий, 1993. - 205 с.
81. Лихачев Д.С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989,- 208 с.
82. Лихачев Д.С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л., 1985. - 306 с.
83. Лихачев Д.С. Русские летописи. М.: Изд-во АН СССР, 1947. -329 с.
84. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М.: Современник, 1990. - 670 с.
85. Липец B.C. Эпос и Древняя Русь. М., 1969. - 289 с.
86. Легенды и мифы народов Севера. М.: Современник, 1985. -399 с.
87. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства ( ХУШ начало XX вв.). - СПб.: Искусство, 1994. -179 с.
88. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. -М.: Просвещение, 1984. 198 с.
89. Макарова Г.А. Художественное произведение и его восприятие. Баку: Знание, 1983. - 48 с.
90. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М.: Просвещение, 1972. - 207 с.
91. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьника. Методическое пособие. Л.: Изд-во ЛГК, 1974. - 176 с.
92. Маранцман В.Г. Труд читателя: от восприятия литературного произведения к анализу. М.: Просвещение, 1986. - 128 с. ,
93. ЮО.Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: Опыт, поиски, перспективы. М.: Искус- ' ство, 1985. -318 с.
94. Менчинская H.A. Проблемы чтения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
95. Методика преподавания литературы (под ред. З.Я.Рез). М.: Просвещение, 1985. - 369 с.
96. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. М. Просвещение, 1986. - 127 с.
97. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 222 с.
98. Муравьев A.B., Сахаров A.M. Очерки по истории русской культуры IX ХУП вв. - М.: Просвещение, 1984. - 210 с.
99. Мифы народов мира. В 2-х тт. М.: Советская энциклопедия, 1982.
100. Налимов B.B. В поисках иных смыслов. М., 1994. - 128 с.
101. Никифорова О.Н. Восприятие художественной литературы школьниками. М.: Учпедгиз, 1959. - 206 с.
102. Никифорова О.Н. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. - 152 с.
103. Ю.Новиков H.H. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука, 1974. - 267 с.
104. Ш.Оганов A.A. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978. - 133 с.
105. Особенности обучения и психологического развития школьников / под ред. И.В.Дубровиной, В.С.Круглова. М.: Педагогика, 1988. - 191 с.
106. Особенности художественного восприятия школьников. -Смоленск, 1978. 67 с.
107. Очерки русской культуры ХШ ХУ вв. / под ред А.В.Арциховского, А.Д.Горского, Б.А.Колчина и др. - М.: Изд-во МГУ, 1969- 1970.
108. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских преобразований. Л.: Наука, 1984. - 151 с.
109. Перевозная Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся при восприятии литературы // Преподавание языка и литературы в школе. Вып. 28. Минск: Нар.асвета, 1987. - с. 45-53.
110. Познанский В.В. Очерки формирования русской национальной культуры. М.: Мысль, 1975. - 295 с.
111. Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск: Наука, 1986. - 336 с.
112. Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1985. - 196 с.
113. Программа по литературе для средней общеобразовательнойшколы / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.: Просвещение, 1994. - 17 с.
114. Программа по литературе. 5-11 классы / под ред. Г.И.Беленького// Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Литература. 5-11 классы. М.: Просвещение, 1995. - с.65-140.
115. Программа по литературе. 5 11 классы / под ред. А.Г.Кутузова // Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Литература. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 1995. - с.4 - 64.
116. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
117. Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984. (Текст книги взят из архива В.Я.Проппа).
118. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.,1986.
119. Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
120. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Педагогика, 1989. - 240 с.
121. Пути анализа литературного произведения / под ред. Б.Ф.Егорова. М.: Просвещение, 1981. - 229 с.
122. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность, Л.: Наука, 1988. - 260 с.
123. Рез З.Н. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Проблемы методики преподавания литературы. Л.: ЛГПИ, 1976. - с. 54-73.
124. Рожина Л.Н. Искусство быть читателем. Минск: Нар.асвета,1987.-215 с.
125. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. 89 с.
126. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2-х тт. М.: Педагогика, 1989. - т. 1. - 488 с.
127. Русский космизм. Антология философской мысли // Сост. З.Г.Семенова, А.Г.Гачев. М.: Педагогика-пресс, 1993. - 140 с.
128. Русское православие. Вехи истории. М.: Политиздат, 1989. -208 с.
129. Русская литература. Учебная хрестоматия для 5 класса средней школы / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - в 2-х ч.
130. Рувинский Л.И. О специфике управления нравственным формированием личности // Проблема управления процессом формирования личности. Материалы второго симвозиума. М.: Изд-во МГУ, 1979. - с. 19-49.
131. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси, М.: Наука, 1988.
132. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.
133. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1984.
134. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. -М.: Изд-во АН СССР, 1963.
135. Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. -248 с.
136. НЗ.Ряпасова К.А. Руководство процессом эстетического восприятия в ходе анализа литературного произведения // Научные труды Свердловского педагогического института. Сб 237. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1974. - с.43-46.
137. Селиванов Ф. М. Русский эпос. М.: Высшая школа, 1988.
138. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. - 672 с.
139. Смирнов П.В. О познавательной функции сопереживания // Вопросы психологии, 1979, № 9. с. 137-142.
140. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. Очерки. Москва-Саратов: Яксанов, 1924. - 319 с.
141. Сказки Черной земли. Сборник африканских сказок. М.: Современник, 1978. - 231 с.
142. Скатов H.H. Литературные очерки. М.: Современник, 1985. -325 с.
143. Совершенствование литературного развития школьников. -М.: Изд-во НИИОП, 1979. 178 с.
144. Совершенствование преподавания литературы в школе / под ред. Г.И.Беленького. -М.: Просвещение, 1986. 191 с.
145. Совершенствование содержания и методов преподавания литературы в школе. М.: Изд-во НИИ СИМО, 1982. - 72 с.
146. Соколов Ю.М. Русский фольклор. Л., 1941.
147. Срезневский И.И. Исследования в языческом богослужении древних славян. СПб., 1848.
148. Станчек Н.Л. Ученик. Возрастные особенности восприятия учащимися литературных произведений // Проблемы методики преподавания литературы. Л.: ЛГПИ, 1976. - с.40-53.
149. Тайлор Э. Первобытная культуроа. М.: Политическая литература, 1989. - 279 с.
150. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 343 с.
151. Теория и практика педагогического эксперимента / под рук. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.
152. Уз*арзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-451 с.
153. Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий впроцессе обучения. М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
154. Федотов Г.П. Судьбы и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. СПб.: София, 1991,- 398 с.
155. Фольклор и народная эстетика // Сб. Статей Смоленск: Изд-во СГПИ, 1979. - 77 с.
156. Фольклор и этнография //Сб. Научных трудов. Л.: Наука, 1990. - 232 с.
157. Фольклор народов РСФСР: Эпические жанры, их межэтнические связи и национальное своеобразие. Межвузовский научный сборник. Уфа: БГУ, 1986. - 149 с.
158. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1983.
159. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры / под ред. А.Я.Гуревича. М.: Наука, 1990. - №"! с.
160. ЧеркезоваМ.В. Русская питервтУм а ищцетьнои ште.: п^уп?^
161. ИССТЦ и Мщоншное. своеоемаие цитату?'на рсдояСССР /у.; 11е$дгогикА, i9H. и/с
162. Чуковский К.И. Литература и школа // Чуковский К.И. Соч. В 2-х тт. т.1. - М.: Правда, 1990. - с.441-466.
163. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. - 320 с.
164. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 550 с.
165. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.