автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции
- Автор научной работы
- Бурлаков, Владимир Алексеевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бурлаков, Владимир Алексеевич, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРНОРУССКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ
ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ
§ 1. К истории вопроса
§ 2. Формы бытования эпической традиции, содержание и поэтический склад былин
§ 3. Особенности музыкального языка севернорусского эпоса и эпического речепения
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОВЛАДЕНИЯ СЕВЕРНОРУССКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ
§ 1. Эпические знания, эпическое сознание и эпическая память - важнейшие компоненты эпического обучения
§ 2. Повествовательный тип интонирования-артикулирования как основа севернорусской сказительской манеры звуковедения и народного речепения в целом
§ 3. Влияние севернорусской диалектной речи на развитие певческих качеств голоса
ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
§ 1. Цель, задачи и система опытно-экспериментального обучения студентов севернорусской эпической традиции в классе сольного народного пения
§ 2. Содержание, методика и результаты эксперимента . 140 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции"
Актуальность исследования. Народное пение как разновидность вокального искусства все более укрепляет свои позиции. Уже мало кто сомневается в необходимости обучения народному пению, овладения специфическими навыками народно-певческой манеры, которая на протяжении многих столетий развивалась как исключительно бытовая (приуроченная и не приуроченная) форма музицирования, до недавнего времени остававшаяся в тени внимания со стороны профессиональных музыкантов-исполнителей.
Интерес к народно-песенному исполнительству проявился в России на рубеже XIX-XX вв. Высокое мастерство певцов из народа, замеченное деятелями отечественной культуры, стимулировало более глубокое изучение народно-певческих традиций.
В контексте данной темы особый интерес представляют работы исследователей эпических песенных традиций и их наиболее совершенной разновидности — севернорусского песенного сказительства (труды П.Рыбникова,
A.Гильфердинга, А.Маслова, А.Маркова, А.Григорьева, Н.Ончукова, Б. и Ю.Соколовых, А.Астаховой, В.Базанова,
B.Чичерова, Б.Путилова и мн. др.).
Музыкально-поэтический эпос в его исторически сложившихся формах (мифологические сказания, былины, баллады, исторические песни) принадлежит к высшим достижениям народного творчества. В нем сосредоточены высокие духовные, нравственные и патриотические идеалы народа, отражены национальные черты и миропонимание.
Эпическая традиция на Руси развивалась и передавалась поколениями благодаря существованию в крестьянской среде особо одаренных и специально обученных знатоков эпоса. Сказители были уникальными носителями &пическик знаний, эпической памяти и эпического сознания в рамках традици-) онной народной культуры (династия Рябининых, A.M. и
М.С.Крюковы, М.Кривополенова, Ф.Конашков и др.).
Сегодня интерес к фольклору (и в частности к эпосу) со стороны ученых и практиков-музыкантов можно объяснить рядом причин общественного характера: переживаемым национальным кризисом, разрушением устоявшихся духовных и нравственных ориентиров, поиском новых социально-экономических, политических, морально-этических перспек-^ тив развития российского общества на рубеже XX-XXI веков.
В этих условиях обращение к древнейшим пластам культуры, безусловно, способствует поиску объединяющей национальной идеи", возрождению утраченных духовных ценностей, преодолению кризисных явлений в культурной жизни общества.
Важное место в процессе возрождения и развития отечественных традиций занимает профессиональное народно-^ певческое образование. Его организация положила начало целенаправленной подготовке в России высоко квалифицированных специалистов - хормейстеров народно-певческих коллективов (1966) и солистов - исполнителей народных песен (197 9). К настоящему моменту сложилась достаточно развитая, многоуровневая (школа-училище-вуз) народно-певческая образовательная система, которая нуждается в совершенствовании. Педагогический опыт и формирующаяся научно-методическая база обучения народному пению пока не покрывают дефицита в разработке частных вопросов учебной работы с народными голосами (хотя здесь имеются определенные достижения, как в теоретическом, так и практическом пла
ВДУЖ^и^'Г" »Г^1ТГ»|НЯШЩ1М111И111Ш1111111)Г11Я111МНН11111И1И11Ш111Ш
- 5 нах, выражающиеся, в частности, в изданиях учебных и методических пособий, репертуарных сборников, хрестоматий и т.п.) .
Анализ системы обучения и содержания учебного репертуара, используемого в классах народного пения, выявил явно недостаточное внимание педагогов к освоению студентами азов школы народного пения и характерности народных певческих стилей, в том числе севернорусского. Богатейшее наследие русского эпоса практически не используется ни в концертной, ни в педагогической практике. Образ певца-сказителя "Бояна" по-прежнему остается для исполнителей своего рода символом "старины глубокой". Вместе с тем, даже малочисленные примеры публичного воспроизведения эпических образцов свидетельствуют о большом интересе слушателей к этому жанру, о его редкостных художественных, выразительных и идейных качествах.
Кроме того, как показало исследование, обращение к эпическим произведениям в процессе обучения народному пению в высших и средних музыкальных учебных заведениях ощутимо влияет на уровень (эффективность) певческого развития учащихся с точки зрения приобретения ими основополагающих певческих навыков.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена как общими, так и частными целями и задачами народно-певческого образования, совершенствующегося в своей специфике и направленного на развитие народной почвенности отечественной музыкальной культуры.
Предметом исследования является процесс освоения севернорусского песенного эпоса в ходе профессионального обучения народному пению.
Объектом исследования представляется выявление условий, форм и методов совершенствования профессионального обучения народному пению с помощью освоения произведений севернорусского эпоса.
Цель исследования заключается в разработке содержания и методики формульного поэтапного обучения русскому эпическому исполнительству, направленному на совершенствование подготовки народных певцов* и хормейстеров.
В основу исследования положена следующая гипотеза: целенаправленно подобранные произведения эпического жанра и методика формульного поэтапного их освоения интенсифицируют процесс профессиональной подготовки певцов народной ориентации, что выражается в росте не только их стилевой культуры исполнения, но и певческой школы, как таковой.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд конкретных задач: 1. Проанализировать севернорусскую эпическую песенную традицию с точки зрения специфики музыкально-поэтического языка и музыкально-диалектной речи с целью определения эффективности ее использования в учебном процессе подготовки исполнителей народного мелоса. 2 . Проанализировать, сопоставить и скоррелировать условия, методы и формы обучения эпическому песнетворчеству в быту и учебном заведении. 3.Раскрыть основные (акустические, фонетические, артикуляционные) параметры севернорусского эпического речепе-ния и обосновать целесообразность его освоения в процессе профессионального обучения народному пению.
3десь и далее определение "народный певец" употребляется в смысле жанровой направленности его деятельности.
4. Целенаправленно отобрать произведения севернорусского эпического жанра, с помощью которых возможно реализовать поставленные исследованием педагогические задачи в классе индивидуальной работы с голосом народного певца.
5.Разработать методику формульного поэтапного освоения произведений севернорусского песенного эпоса.
6. Провести педагогический эксперимент, апробирующий эту методику непосредственно в условиях учебной работы и в концертно-исполнительской практике студентов.
1. Определить основное, отвечающее специфике изучаемого в диссертации материала, понятие - "эпическое мышление".
Методологической основой исследования стал принцип комплексного изучения, соединяющий в себе исторический, теоретический и педагогический подходы к проблеме. Основным понятием, наиболее точно отвечающим специфике изучаемого в диссертации материала, является понятие эпического мышления, которое рассматривается как особая разновидность языкового мышления, представляющего собой возможность образного восприятия и воссоздания произведений эпического песнетворчества по имманентно-эпическим законам- При анализе и характеристике особенностей эпического песнетворчества мы опирались на известные в этномузыкове-дении терминологические обозначения.
Теоретической основой исследования послужила психолого-педагогическая концепция развития личности в процессе художественной деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.), раскрытия способностей (Б.М.Теплов, В.Н.Мясищев и др.), выражения единства эмоционального и интеллектуального в музыке (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский и др.). В работе использовались научно-методзхГческие взгляды методические взгляды на процесс подготовки преподавателя музыки (Э . Б . Абдуллин, Ю.Б.Алиев, JI. Г . Арчажникова, JI.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.) и музыканта-исполнителя (А.Д.Алексеев, А.Л.Готсдинер, Г.Г.Нейгауз и др.), литература по вопросам этномузыки и этнофилологии (Б.В.Асафьев, А.М.Астахова, А.Ф.Гильфердинг, В.Е.Гусев, В.В.Дубравин, И.И.Земцовский, А.Л.Маслов, Ю.А.Новиков, В.Я.Пропп, П.Н.Рыбников, В.Н.Черемисина, Н.Г.Черняева, В.И.Чичеров и др.), по вокальной работе с народными певцами (Н.К.Мешко, JI. JI .Христиансен, Л.В.Шамина) .
В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, фольклористической, и другой специальной, научно-методической литературы по проблеме исследования .
2. Педагогический анализ опыта работы преподавателей кафедры хорового и сольного народного пения РАМ им.Гнесиных, кафедры народного пения ГМПИ и колледжа им. Ипполитова-Иванова и собственного педагогического опыта диссертанта.
3 .Звуковая фиксация (аудио- и видеозаписи) вокальноэкспериментальных занятий и специальных заданий. 4. Педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поисково-формирующего и итогово-формирующего этапов. Его участники - студенты ГМПИ и колледжа им. Ипполитова-Иванова, РАМ им. Гнесиных. Научная новизна, исследования. Диссертация является первым научным исследованием, освещающим проблему профессионального обучения народному пению через освоение севернорусской эпической песенной традиции с ее повествовательным типом интонирования-артикулирования (напевной природой звуковедения) и фонетически округленным строем севернорусской диалектной речи ("окающим" характером открытой манеры звукообразования).
Теоретический ракурс позволил обосновать практические изыскания вокальных педагогов в совершенствовании процесса обучения народному пению, уточнить его содержание и последовательность изучаемого регионального материала, в котором раздел севернорусского эпоса должен занять соответствующее его специфике место.
Корреляция вопросов эпического обучения (формального и неформального) на основе изучения и обобщения научной и методической литературы помогла разработать теоретическую базу методики формульного поэтапного обучения народному пению в процессе освоения севернорусской эпической традиции и обозначить возможные пути использования, творческой переработки былинного материала с целью создания различных версий самобытного концертно-сценического репертуара. Практическая значимость работы. Результаты исследования предполагается использовать непосредственно в педагогическом процессе подготовки музыкантов средней и высшей квалификации по специальностям: "сольное народное пение" и "дирижирование народным хором".
Разработанная на научной основе методика формульного поэтапного освоения эпических жанров севернорусской песенной традиции открывает возможности для более широкого и продуктивного внедрения их в педагогическую практику. Кроме того, исследование, носящее прикладной характер, ориентирует певцов, желающих исполнять эпос, в возможных способах овладения эпическим искусством.
Диссертацию дополняет отобранный и систематизированный (в Приложении) разножанровый эпический материал, рекомендуемый для учебно-педагогической работы и концертно-исполнительской практики.
Положенияг шъшосшшт на защиту:
Обучение народному пению, осуществляемое на специально подобранном эпическом материале, с помощью разработанной диссертантом методики формульного поэтапного освоения севернорусской эпической традиции, помогает совершенствованию профессиональной подготовки исполнителей народных песен, поскольку оно: развивает правильные вокально-технические навыки и художественно-исполнительские приемы, необходимые как для овладения школой народного пения, так и для воплощения эпического стиля; © расширяет музыкально-диалектные знания и навыки в области русского народного пения; © обогащает репертуар народных певцов различными формами эпического песнетворчества.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре хорового и сольного народного пения РАМ им. Гнесиных, ГМПИ и колледжа им. Ипполитова-Иванова; в выступлениях автора на педагогическом семинаре (РАМ им. Гнесиных, 1997г.) и Всероссийской научно-практической конференции (РАМ им. Гнесиных, 1998г.); в публикациях научно-методических статей, а также в учебной работе классов сольного народного пения РАМ им. Гнесиных и ГМПИ и колледжа им. Ипполитова-Иванова .
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии и нотного приложения. Объем работы составляет 200 страниц машинописного текста. Из них 161 страница основного текста, 22 страницы библиографии и 17 страниц нотного приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги педагогического эксперимента по освоению севернорусской эпической песенной традиции в процессе обучения народному пению студентов различных годов обучения (1996/98) показали воспроизводимость и подтвердились при проверочном эксперименте в 1996/97, 1997/98 годах в ГМПИ и колледже им. Ипполитова-Иванова, РАМ им. Гнесиных.
Данные экспериментального обучения свидетельствуют о достаточно больших отличиях объективных показателей, полученных в экспериментальных и контрольных группах, несмотря на индивидуальные различия обучающихся, что является подтверждением эффективности разработанной диссертантом методики освоения севернорусской эпической песенной традиции.
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1.Высокие идейные и художественные качества севернорусской эпической традиции позволяют выдвинуть ее в качестве одного из базисных оснований в профессиональном обучении русской традиционной народно-певческой культуре .
2.Севернорусское эпическое песенное творчество, как наиболее древнее и устойчивое, содержит в себе коренные признаки русской песенности, четко выражающиеся в характерном интонационно-ладовом языке, мелодико-поэтиче-ской формульности и импровизационной природе, знание которых обязательно в овладении эпической традицией.
3.Профессиональное обучение эпосу должно строиться на основе эпического формотворчества в быту, с учетом его обязательных компонентов - эпического знания, эпического сознания и эпической памяти.
4.Повествовательный тип интонирования-артикулирования, представляющий собой характерную особенность эпического сказительства и вместе с тем являющийся основой навыка речевой манеры звуковедения, достигается вокально-речевым характером эпического мышления, которое развивается в процессе целенаправленного овладения севернорусской эпической песенной традицией.
5.Эпический жанр, представленный различными музыкально-поэтическими формами, объединяемыми общим (мелодическим) признаком - напевностью повествования, выражается тремя основными типами эпической песенности, которым соответствуют типы интонирования-артикулирования: повествовательно-речевой (декламационный) , скоморошенный (говорковый) и мелодико-распевный (кантиленный).
6.Нормы и особенности севернорусского эпического речепения составляют содержание обучения не только севернорусскому певческому стилю, но и способствуют овладению школой русского народного пения (как такового).
7.Фонетический строй севернорусского говора способствует развитию вокальных качеств голоса и правильных певческих навыков, что особенно важно на начальной стадии обучения народному пению.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бурлаков, Владимир Алексеевич, Москва
1.Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе Высшего образования: Уч. пособие к спецкурсу "Основы методологической культуры учителя музыки"/Науч. ред. В.А.Сластенин. - М., 1990. -186 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Психология мышления. М.,1968. 208 с.
3. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX в.): Хрестоматия. -Киев, 1974. 163 с.
4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М. , 1961. 272 с.5 . Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика//Проблемы музыкального мышления: Сб. статей/Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С.90-128.
5. Арчажникова JI.Г. Личностный подход к профессии учителя музыки//Методологические проблемы музыкальной педагогики. Материалы межреспубликанской науч.-прак. конф./Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Т.А.Осипенкова. М. , 1991. - С.28-31.
6. Бендер Н.А. Художественное чтение. М., 1963. - 80 с.
7. Библер B.C. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога). М., 1975. - 400 с.
8. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления//Мышление: процесс, деятельность , общение: Сб. статей/Отв. ред. А.В.Брушлинский. -М. , 1982 . С.6-57.
9. Бурьянек Й.К. К историческому развитию теории музыкального мвшления//Проблемы музыкального мьшления: Сб. статей/Под ред. М.Г.Арановского. М. , 1974.1. С.29-58.
10. Введение в психологию/Под общ. ред. А.В.Петровского. М., 1996. - 496 с.
11. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Пер. с англ. В.П.Зинченко. М., 1987. - 335 с.
12. Возрастная и педагогическая психология/Сост. и комм. Шуаре Марта О. М., 1992. - 272 с.
13. Возрастные и индивидуальные различия памяти: Сб. ст./Под ред. А.А.Смирнова. М., 1967. - 300 с.
14. Вопросы методов педагогических исследований: Сб. науч. тр./Ред. М.Н.Скаткин М., 1973. - 218 с.
15. Восприятие и деятельность: Сб. ст./Под ред. А.Н.Леонтьева. М., 1976. - 320 с.
16. Выгодский JI.C. Психология искусства/Предисл. А.Н.Леонтьева; коммент. Л.С.Выгодского, В.В.Иванова. -3-е изд. М., 1986. - 572 с.
17. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. , 1976.- 150 с.
18. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М., 1995. - 448 с.
19. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М., 1993.- 190 с.
20. Готсдинер A.JI. Начальное обучение на скрипке и развитие музыкальных способностей. Кишинев, 1965. -24 с.
21. Готсдмнер A.JI. О стадиях формирования музыкального восприятия//Проблемы музыкального мышления: Сб. ст./Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С. 230-251.
22. Гоггсдинер А.Л. Формирование музыкальных способностей школьников в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1967. - 28 с.
23. Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971. - 264 с.2 5 . Дыс Л. Б. Музыкальное мышление как объект исследования/ /Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. ст./Отв. ред. И.Ляшенко. Киев, 1989. - С. 35-44.
24. Дьюи Д. Психодогия и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М.Никольской. М., 1997. - 208 с.
25. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень, 1976. - 86 с.2 8 . Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. М., 1962. - 123 с.
26. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. пособие. Ростов н/Дону, 1997. - 480 с.3 0. Иваницкий A.M. Сознание: критерии и возможныемеханизмы//Наука и разум: Сб. ст. М., 1994. - С. 113120.
27. Иванова Л.Г. Пути использования образов в решении задач//Самосознание, речь и мышление: Сб. ст./Отв. ред. М.М.Муканов. Вып. 11. - Алма-Ата, 1981. - С. 29-42.
28. Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград, 1994. - 32с.
29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 2-е изд. - М., 1965. - 572 с.
30. Леонтьев А.Н. Психология познавательной деятельности: Сб. ст./Ред. А.Н.Леонтьева. М., 1978. - 237 с.
31. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений. -М., 1995. 282 с.
32. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990 . -655 с.3 9. Ляшенко И.Г. Целеполагание и деятельность музыкального мышления//Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст./Отв. ред. И.Ляшенко. Киев, 1989. - С. 9-18.
33. Медведева М.В. Педагогические условия творческого развития студентов на занятиях хоровой аранжировкой/ Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 17 с.
34. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни//Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст./Отв. ред. И.Ляшенко. -Киев, 1989. С. 18-28.
35. Междисциплинарные исследования в педагогике: Сб. ст./ Под ред. В.М.Полонского. М., 1994. - 229 с.
36. Методологические проблемы музыкальной педагогики:
37. Материалы межреспубликанской науч.-практ. конф./Отв. ред.: Э.Б.Абдуллин, А.Т.Осипенкова. М., 1991. - 126с.
38. Мешко Н.К. О современной русской народно-певческой культуре и воспитании народного певца//Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: Сб. трудов/Отв. ред. Л.В.Шамина. М., 1986. - С. 22-33.
39. Мясищев В.Н. Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции. JI.f 1970 . - 168 с.
40. Назайкинский Е.В. Методика обучения игре на духовых инструментах. М. , 1964. - Вып.1. - 232 е.; М. , 1966. - Вып.2. - 270 с.
41. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. - 383 с.
42. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 2-е изд. - М., 1967. - 310 с.
43. Николаева Е.В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия. М., 1998.- 136 с.
44. Педагогика. Уч. пособие для студентов пед. ВУЗов и пед. колледжей/Ред. П.И.Пидкасистый. 2-е изд. - М., 1996. - 604 с.
45. Педагогические аспекты подготовки учителя музыки:
46. Материалы I Всероссийской научно-практическойконференции. Коломна, 1998. - 89 с.
47. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. уч. заведений. М., 1996. - 432 с.
48. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967. - 2 64 с.
49. Проблемы музыкального мышления: Сб. ст./Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - 336 с.
50. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего профессионального музыкального образования. Материалы научно-практич. конф./Сост. Казурова А.С., Бычков Ю.Н., Хазанов п.А. -М., 1997. 80 с.
51. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., 1997. - 512 с.
52. Психология и педагогика: Уч. пос. для вузов/Сост. и отв. ред. Радугин А.А. М., 1997. - 256 с.
53. Розов А.И. Память. М., 1970. - 61 с.
54. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. - 328 с.6 9 . Рубинштейн С. JI. , Бушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968. - 246 с.
55. Русский фольклор в современных образ ова тельных с труктурах: Сб. ст. и методич. материалов. Кемерово, 1996. - 102 с.
56. Сергеев Б.Ф. Тайны памяти. изд. 2-е. - М., 1981.- 272 с.
57. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению:
58. Уч. пособие/Науч. ред. В.В.Мерцалова. М., 1988. 69с.7 4 . Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992. - 269 с.
59. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 31 с.
60. Тарасов Г. С. Музыкальная психология//Спутник учителя музыки. Учебное издание/Сост. Т.В.Челышева. М., 1993. - С. 26-62.
61. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л., 1947. 335 с.7 8 . Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. - 304 с.7 9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения,т.J/Вопросы воспитания. М., 1953. - 640 с.
62. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: Хрестоматия/Уч. пособие к спецкурсу "Основы методологической культуры учителя музыки"/Сост. Э.Б.Абдуллин, Б.М.Целковников. М. , 1991. - 109 с.
63. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М., 1988. - 382 с.
64. Шамина Л.В. Музыкальная педагогика как явление современного фольклоризма//Культура и текст. Материалы Международной научной конференции, 10-11 сентября 1997г. Барнаул, 1997. - С.138-142.
65. Н. Педагогика и логика. М., 1992. - 416 с.
66. Раздел 2. Музшкалъио-повтичвскшй фольклор
67. Абрамский А.С. Песни русского Севера/Под общ. ред. С.Аксюка. М., 1959. - 136 с.
68. Аксаков К.С. Богатыри времен Великого князя Владимира: по русским песням//Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981. - С. 89-138.
69. Аникин В. П. Возникновение жанров в фольклоре// Русский фольклор. 1960. - №10. - С.17-20.
70. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. М. , 1964 .- 191 с.
71. Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д.Григорьевым в 1899-1901 гг., T.I. М. , 1904.- 708 с.
72. Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д.Григорьевым в 1899-1901 гг., Т. III. М. , 1910. - 734 с.
73. Астахова A.M. Былины: Итоги и проблемы изучения. — М.-Л., 1966. 292 с.
74. Астахова A.M. Исторические песни русского народа/ /Северные исторические песни/Под общей реД. А.Астаховой и В.Базанова. Петрозаводск, 1947.1. С.7-13.
75. Астахова A.M. Русский былинный злое на Севере.
76. Петрозаводск, 1948. 396 с.
77. Астахова A.M. Русский героический эпос//Былины. Русский музыкальный зпос/Сост. Б.М. Добровольский, В.В.Коргузалов. М., 1981. - С.10-22.
78. Бабкина Н.Г. Русские народные певцы. М., 1996. -90 с.
79. Базанов В. Г. Поэзия русского Севера. Карельские статьи и очерки. Петрозаводск, 1981. - 288 с.
80. Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. Петрозаводск, 1966. - 72 с.
81. Барщевский И. Несколько слов из истории искусства скоморохов. Ростов-Ярославский, 18 93. - 12 с.
82. Беломорские былины, записанные А. Марковъгм. — СПб., 1901. 620 с.
83. Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962. - 134 с.
84. Буслаев Ф.И. Бытовые слои русского эпоса//Народная поэзия: Исторические очерки. СПб., 1887. - 284 с.
85. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. - T.I. - 653 е.;1. Т.Н. 429 с.
86. Буслаев Ф.И. Разбор сочинения О.Миллера: "Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское. СПб., 1872. - 25 с.
87. Былины в записях и пересказах XVII XVIII вв./Изд. подг. А.М.Астахова, В.В. Митрофанова, М.О.Скрипиль. - М.-Л., 1960. - 320 с.
88. Былины и исторические песни//Русская устная словесность, T.II/Под ред. с вводными статьями М.Сперанского. М., 1919. - С.14-25.
89. Былины Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева/Под общ. ред. А.Астаховой и В.Базанова. Петрозаводск, 1948. - 148 с.
90. Былины М.С.Крюковой/запись и коммент. Э.Бородина и Р.Липец. М., 1939. - 752 с.
91. Былины Печоры и Зимнего берега (новые записи)/Изд. подг. А.М.Астахова, Э.Г.Бородина-Морозова, Н.П.Колпа-кова и др. M.-JI., 1961. - 608 с.
92. Былины Севера, T.I, Мезень и Печора/Записи, вступ. ст. и коммент. А.М.Астаховой. — M.-JI., 1938. — 656 с.
93. Былины Севера, Т.II, Прионежье, Пинега и Поморье/Подг. текста и коммент. А.М.Астаховой. М.-Л., 1951. - 848 с.
94. Былины, Т.I/Подг. текста, вступ. статья и комм. В.Я.Проппа и Б.Н.Путилова. М., 1958. - 564 с.
95. Былины, T.II/Подг. текста, вступ. статья и комм. В.Я.Проппа и Б.Н.Путилова. М., 1958. - 524 с.
96. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские по-вести/Отв. ред. П.А.Нуйкин. М., 1989. - 640 с.
97. Васильев Н.В. Из наблюдений над отражением личности сказителя в былинах. — СПб., 1907. — с.12 4. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов//Историческая поэтика. М., 1989. - с.
98. Всеволодский-Генгросс В.Н. Запись былин от И. Г. Рябинина -Андреева в 1921 г. /Былины Ив. Герасимовича Рябинина-Андреева/Общ. ред. А.Астаховой и В.Базанова. -Петрозаводск, 1948. С.36-39.
99. Гацак В.М. Эпический певец и его текст// Текстологическое изучение эпоса. М., 1971. - С.32-44.
100. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. - 568 с.
101. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. — Л.,1967. — 319 с.
102. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М., 1966. - 365 с.
103. Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин. — М., 1975. — 113 с.
104. Добровольский Б.М. , Коргузалов В.В. Музыкальные особенности русского эпоса//Былины. Русский музыкальный эпос/Сост. Б.М.Добровольский, В.В. Коргузалов. М., 1981. - С.23-34.
105. Дубравин В. В. Истоки народного музыкального эпоса//Народная песня. Проблемы изучения: Сб. науч. трудов/Ред. В.Черкасов. Л., 1983. - С. 94-104.
106. Дубравин В.В. Музыкальный эпос севернорусской народной традиции. Его истоки, пути развития и музыкально-стилевые особенности: Автореф. дис. канд. искусствоведения . JI., 1972. - 25 с.
107. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть. М. : Сов. композитор, 1980. - 392 с.
108. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.-Л., 1962. - 435 с.14 0. Жирнова JI.B. Северный русский народный хор. М., 1975. - 80 с.
109. Земцовский И.И. К спорам о жанрах// Советская музыка. 1968. - №1. - С.28-30.
110. Земцовский И.И. Русская народная песня. М. ,1964. 66 с.14 3. Земцовский И. И. Семасиология музыкального фольклора//Проблемы музыкального мышления: Сб. ст./Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974. - С. 177-206.
111. Кривополенова М.Д. Былины, скоморошины , сказки/ Ред. А.А.Морозов. Архангельск, 1950. - 176 с.
112. Криничная Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. J1., 1987. - 153 с.
113. Кулаковский Л.В. Песня, ее язык, структура, судьбы. М., 1962. - 342 с.
114. Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 1966. С. 4.
115. Листопадов A.M. О складе былин северных и донских//Песни донских казаков/Ред. Г.Сердюченко, T.I, ч.1. М., 1949. - С. 33-50.
116. Листопадов A.M. Песни донских казаков. T.I, ч. I.- М.,1949. 247 с.
117. Лобода A.M. Русский богатырский злое. — Киев, 1896. 226 с.
118. Лорд А.Б. Сказитель. М., 1994. - 368 с.
119. Ляцкий Е.А. Сказитель И.Т.Рябинин и его былины. -М., 1985. 186 с.
120. Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. М., 1984. - 59 с.
121. Маслов А.Л. Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад. — СПб., 1910. — 29 с.
122. Маслов А.Л. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов. М. , 1909. - 274 с.
123. Маслов А.Л. Калики перехожие на Руси и их напевы.- СПб., 1905. 30 с.
124. Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А.В.Марковым, A.JI. Масловым и Б.А.Богословским, ч.I. М., 1905. - 138 с.
125. Мешка Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения, ч.1. М., 1996. - 44 с.
126. Миллер В. Ф. Казачьи эпические песни XVI и XVII вв.//Очерки русской народной словесности, т.III. — М.-Л., 1924. С.96-105.
127. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности: Былины. Т. 1. М., 18 92. - 384 с.
128. Насонов А.Н. "Русская земля" и образование территории древнерусского государства. — М., 1951. — 195 с.
129. Николаев О.Р., Тихомиров Б.Н. Эпическое православие и русская культура: материалы и постановка пробле-мы//Русская литература. 1993. - №1. - С.3-4.
130. Новиков Ю. А. Эпическая традиция Пудожского края: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Минск, 197 6. — 2 4с.
131. Онежские былины, записанные А. Гильфердингом летом 1871 г., T.I. 2-е изд. - СПб., 1894. - 598 с.
132. Онежские былины/Подт. былин и науч. ред. текс. акад. Ю.М.Соколова; Подг. текс. к печ., примеч. и словарь В. Чичерова. М., 1948. - 359 с.
133. Песенный фольклор Мезени/Изд. подг. Н.П.Колпакова, Б.М.Добровольский и др. Л., 1967. - 368 с.17 3. Песни Заонежья в записях 1880-1980 годов/Ред. Е.В.Гиппиус. -Л., 1987. 184 с.2 7 4. Песни Печоры/Отв. ред. Н.П.Колпакова. М.-Л., 1963. - 460 с.
134. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров/ /Сов. этнография. 1964. - №4. - С.24-26.
135. Русская историческая песня: Сборник/Вступ, статья, сост., подг. текста и прим. Л.И.Емельянова. Л., 1987.- 544 с.
136. Русские народные песни Карельского Поморья/Ред. Н.П.Колпакова. Л., 1971. - 452 с.
137. Русские народные песни Поморья/ Сост. и со б. С.Н.Кондратьева; под общ. ред. С.В.Аксюка. М., 1966.- 272 с.
138. Русский Север. Проблемы этнографии и фолькло-ра/Ред. К.В.Чистов, Т.А.Бернштам. Л., 1981. - 272 с.
139. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. М., 1963. - 263 с.
140. Сказитель И. Т.Рябинин и его былины/ /Этнографическое обозрение. 1894. - №IV. — С. 3752.
141. Славянский музыкальный фольклор: Сборник статей/Сост. и ред. И.И.Земцовский. М., 1972. - 448с.
142. Соколов Ф.В. О напевах печорских былин//Былины Печоры и Зимнего берега/Гл. ред. А.М.Астахова, В.Г.Базанов, Б.Н.Путилов. М.-Л., 1961. - С.13-24.
143. Соколов Ю. По следам Рыбникова и Гильфердинга// Художественный фольклор. 1927. - № II.- С.21-16.
144. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. — СПб., 1889. — 192 с.
145. Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. всесоюз. науч.-практич. конф. в 2-х частях.- М., 25-28 апреля 1988 г. ч.1. - С. 1-225; ч.Н. -С. 226-400.
146. Христиансен Л. Л. Ладовая интонационность русскойнародной песни. М., 1976. - 392 с.
147. Черняева Н.Г. Опыт изучения эпической памяти (наматериале былин)//Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М., 1980. - С. 101134 .
148. Черняева Н.Г. Проблемы типологии искусства севернорусского сказителя: Автореф. дисс. канд. филол. наук.- Минск, 1977. 28 с.
149. Чичеров В. И. Вопросы изучения эпоса народов СССР.- М., 1958. 382 с.
150. Чичеров В. И. Вопросы теории и истории народного творчества. ~ М., 1959. 312 с.
151. Чичеров В. И. Сказители Онего-Каргопольщины и их былины//Онежские былины. — М., 1948. — 426 с.
152. Чичеров В. И. Школы сказителей Заонежъя. — М., 1982. 200 с.
153. Янчук Н.Я. О музыке былин в связи с историей их изучения//Былины/Ред. М.Сперанского, Т. II. -М., 1919.- С.12-23.
154. Раздел 3. Филология, лингвистика., поэтика
155. Акишина А.А. , Барановская С.А. Русская фонетика.1. М., 1980. 102 с.22 0. Дюбо Ж. -Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., 197 6. - С. 596.
156. Миллер Вс. Очерки русской народной словесности, т.1. СПб., 1896. - 464 с.
157. Петрова JI.A. О звучащем слове. М., 1985. - 64 с.
158. А.М.Сухотина. М.-Л., 1934. - 223 с. 22 8. Слюсарева Н.А. Теория Фердинанда де Соссюра в свете современной лингвистики. - М., 1975. - 112 с.22 9. Соссюр Фердинанд де Труды по языкознанию/Под ред.
159. А.А.Холодович. М., 1977. - 695 с.
160. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1982. - 207 с.
161. Раздел 4. Музыкальное искусство
162. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. М.-Л., 1930. - 320 с.
163. Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX в. -Л., 1968. 324 с.
164. Грубер Р. И. История музыкальной культуры. T.I, ч.1. М.-Л., 1941. - 385 с.
165. Martin David, Anne-Mari Delrieu Refrains d'enfance Histoire de 60 chansons populaires. Paris: Editions Herscher, 1988. - 192 c.
166. Jean-Clod Klein Florilege de la chanson francaise.- Paris: Bordas S.A., 1989. 254 c.
167. La chansons francaise de la Renaissance. Presses Universitaires de France, 1984. - 128 c.1. Andante