автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе
- Автор научной работы
- Чекарева, Светлана Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чекарева, Светлана Николаевна, 1999 год
Введение. з
Глава 1. Теоретические основы комплексной подготовки учителя музыки и литературы в педагогическом вузе.
1.1. Историко-культурологические предпосылки комплексной подготовки.
1.2. Интеграция различных видов искусств как содержательная часть обучения учителя музыки и литературы.
1.3. Значение и использование региональной культуры б комплексной подготовке учителя музыки и литературы.
Глава 2. Организация комплексной подготовки учителя музыки и литературы в Коломенском педагогическом институте.
2.1. Содержание, методы и формы комплексной подготовки специалиста.
2.2. Педагогический эксперимент. Основные этапы педагогического эксперимента.
2.3. Результаты педагогического эксперимента.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе"
Актуальность исследования. Совершенствование высшего педагогического образования определяется специальным заказом реформируемого общества, поскольку от содержания подготовки специалистов зависит его дальнейшее социально-экономическое развитие. Коренные перемены в общественно-политической и культурной жизни России в последние годы коснулись и образовательной системы. Процессы кардинальных преобразований школы требуют от учителя переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру инновационной педагогической деятельности. Появилась возможность экспериментальным путем создавать принципиально новые педагогические формы и методы воспитания кадров по различным отраслям Знаний, в том числе и в художественном направлении. В этой связи обнаружилось противоречие между традиционной подготовкой учителя гуманитарно-эстетического цикла и современными потребностями школы и общества в учителе с более универсальным, научно-педагогическим мышлением.
Исследования 60-80-х годов XX века (Ф. Гоноблин, В. Загвязинский, В. Кан-Калик, В. Сластенин, А. Щербаков и др.) показывают, что решить эту задачу можно при условии внедрения и распространения передового опыта в педагогику путем изучения инновационных процессов в современной школе, определения источника идеи инновационной педагогики, актуализации важности нормативно-правового обеспечения нововведений. Как показывают исследования последних лет (В. Алеев, Т. Науменко, 3. Новлянская, Г. Кудина) на волне нововведенческих процессов возникла педагогическая концепция совмещения профессиональной подготовки учителя музыки и литературы, которая легла в основу современной экспериментальной методики. Комплексный подход к перестройке профессионального музыкального и филологического образования был осуществлен с помощью метода интеграции и"перехода к новым принципам взаимодействия двух вышеназванных самостоятельных педагогических направлений.
Прогрессивность и уникальность исследуемого в данной диссертации эксперимента заключается в том, что цементирующей базой союза "Музыка и литература" стала региональная художественная культура с ее традиционными, народными и духовными ценностями. Перестройка^ содержания музыкально-эстетического воспитания школьников, предложенная диссертантом и апробированная в ходе педагогического эксперимента, оказалась сущностной для периферийных педагогических вузов, поскольку они тесно связаны с местными (нестандартными) условиями, особенностями общественной жизни своего региона (области, района, города) и ориентированы прежде всего на удовлетворение образовательных потребностей своего края. Использование регионально-художественных знаний, как ведущего направления воспитательного процесса, оказывает формирующее влияние на подрастающее поколение. Музыкально-эстетическое воспитание, лишенное народной почвенности и духовной ориентации, не отвечает динамическим процессам развития общества.
Эту проблему понимали отечественные деятели музыкальной педагогики Б. Асафьев, Ы. Брюсова, К. Голое>~ ской, В. Короть^ин, А. Кастальский, В. Шацкая, Б. Яворский и др. Занимаясь вопросами обновления педагогического процесса и поисков новых методов и форм обучения и воспитания школьников в период государственного переустройства общества в 20-30-е годы XX века, они заложили основу для дальнейших разработок в сфере эстетического воспитания молодого поколения. Ее совершенствование отражено в системе всесторонней музыкально-воспитательной работы в школе (Ю. Алиев, Н. Добровольская, Д. Кабалевский, Л. Предтеченская, Н. Терентьев<Ц Л. Шамина и др.). В начале 90-х годов широкое распространение получил опыт преподавания фольклора в школе (Л. Куприянова, М. Новицкая, Н. Ширяева и др.) Параллельно этому были предложены интегрированные курсы "Исскуство" для общеобразовательной школы (В. Алеев, Г. Кудина, Т. Науменко, 3. Новлянская, 3. Смелкова и др.)0Й8ЧНО прогрессивные инновационные подходы к художественному образованию не затронули в должной мере высшей школы. Здесь слабым звеном до сих пор остается комплексная подготовка учителей, владеющих интегрированными методами обучения. Решению этой проблемы в подготовке учительских кадров высшей квалификации способствует изучение региональной культуры и фольклора на основе комплексного сочетания разноплановых направлений образования: музыкального и филологического, что отвечает потребностям малокомплектных (городских и сельских) школ. Появились диссертационные исследования (В. Тарасов, Л. Тарасову В. Николаев, В. Прокопьев), содержательно обогащающие подготовку учительских кадров в педагогическом вузе на основе дополнительных знаний музыкального краеведения и регионально-традиционной культуры. В них обосновывается необходимость конкретизации содержания знаний и умений студентов в различных видах художественной деятельности на базе регионального компонента. Вместе с тем исследования по изучению педагогических умений в области интегрированного подхода к преподаванию музыки и литературы, то есть комплексной подготовки такого специалиста, до настоящего времени не проводилось. Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения темы исследования.
Предлагаемая экспериментальная модель учителя музыки и литературы складывалась из ориентации на решение кадровой проблемы юго-восточного региона Московской области (эксперимент осуществлялся на базе Коломенского педагогического института). Практика подтвердила свое-временнось создания подобного направления, отвечающего перспективным задачам региона.
В Коломенском педагогическом институте был разработан оригинальный учебный план, не имеющий аналогов и рассчитанный на комплексное воспитание универсального специалиста (учителя-просветителя), способного формировать в школе эстетическую культурную среду, создавать своего рода эстетические мини-центры на базе интеграции разнообразных знаний и навыков, полученных школьниками в процессе учебных занятий музыкой и литературой. При этом музыка выполняет роль главного (ведущего) направления, обеспечивающего воспитание» чувств в общеобразовательной системе, существенным недостатком которой является отсутствие в воспитании^подобного эмоционально-нравственного начала. Именно поэтому музыкальному обучению в комплексной подготовке учителя музыки и литературы отдано приоритетное значение. Филологические дисциплины, являясь дополнительной специальностью, занимают соответствующее место - 20% учебного времени. Недостаток филологических часов компенсируется самостоятельным чтением художественной литературы, которая вы
2> 9т<?м сяучйе ступаетУ"как вид искусства" (Л. Казанцева, Е. Смелкова, В. Шаховской).
Таким образом актуальность данного исследования обусловлена потребностью в учителях совмещенных специальностей и необходимостью разработки теоретических основ комплексной подготовки учителей музыки и литературы в педагогическом вузе На. оа-ю&ерры/о^а-льнаге комлом&м/па
Цель исследования: Разработать научно обоснованные содержание, формы и методы комплексной подготовки учителя музыки и литературы в педагогическом вузе с у ч&толт рВг.ио*/лльи-огр компонента. •
Обпьект исследования:
Комплексна^ подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе. р
Чслобир оегсяечи&аюи^иР
Предмет исследования: У"Систем.з/ комплексной подготовки учителя музыки и литературы на базе региональнохудожественной традиции Ь педагогическ&М Ь^ь?, На. сгтго&и4 рго Научная
В основу^сследования положена^гипотеза, согласно которой профессиональная комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе возможна при соблюдении следующих педагогических условий:
- поэтапное формирование у студентов знаний в области музыки, литературы, регионально-художественного компонента, т.е. первоначальное формирование искусствоведческих и общепедагогических знаний, а на их основе специальных умений;
- обязательное введение в содержание подготовки студентов музыкально-литературного отделения специальных курсов и специальных семинаров, обеспечивающих интеграцию и систематизацию полученных музыкально-филологических знаний и специальных предметов, позволяющих вывести эти знания на уровень педагогических технологий; моделирование в учебном процессе вуза творческой, педагогической деятельности учителя музыки и литературы в ходе педагогической и фольклорной практик;
- организация целостного художественного восприятия студентами традиционной и нетрадиционной, устной и письменной культуры.
Задачи исследования: 1. Определить и проанализировать содержание, методы и формы сложившиеся в ходе исторического развития массового музыкального воспитания и образования России.
2. Обозначить социально-педагогические аспекты развития регионально-художественных традиций и их значение в комплексной подготовке учителя и сформировать концепцию подобной подготовки.
3. Изучить особенности интегральных знаний отечественной культуры и искусства.
4. Разработать и апробировать наиболее эффективный путь комплексной подготовки учителя музыки и литературы в педагогическом вузе.
Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические, эстетические, искусствоведческие исследования, связанные с темой диссертации, культурологический подход и современная концепция развития высшей школы, учения о роли педагога во всестороннем воспитании подрастающего поколения, учения о роли духовного опыта, передаваемого от поколения к поколению. В области философских и эстетическо-искусствоведческих знаний (Н.И. Бердяев, В.В. Ванслов, В.Е. Гусев, М.С. Каган, Д. С. Лихачев, Ю.М. Лотман), психолого-педагогических исследований (Ю.К. £абанский, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Г.С. Тарасов, Б. И. Теплов), по системным подходам (В.Т. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ф.Ф. Королев, В.И. Садовский,
Э.Г. Юдин), по музыкознанию (B.C. Асафьев, В.В. Меду-шенский, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор), по методике и методологии образования (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, A.A. Маслов, JI.A. Рапацкая), этному-зыкознанию и этнофилологии (A.A. Банин, B.C. Бахтин, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Ю.Г. Круглов, М.Н. Мельников, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, К.В. Чистов).
По вопросам полихудожественного воспитания на принципах взаимодействия и интеграции искусств (В. В. Алеев, М.Ш. Бонфельд, Н.М. Кевиш, З.Н. Новлянская, H.A. Терентьева, Б.П. Юсов, П.В. Волкова).
При решении поставленных задач, обобщения результатов исследования использовались следующие методы: анализ литературы по философии, педагогике, психологии, эстетике, теории музыкознания, теории искусств, имеющие отношения к данной теме; изучение и обобщение имеющегося опыта в данной области; анализ учебных планов, программ учебников, методических пособий; проведение экспериментальной работы в области подготовки учителя музыки и литературы; проведение целенаправленного педагогического наблюдения на различных этапах опытно-экспериментальной работы; обобщение опыта работы автора диссертации в ходе организации, управления практического внедрения комплексной подготовки специалистов на базе музыкально-литературного отделения и ведущей кафедры музыки, искусствознания и спецдисциплин Коломенского педагогического института, общеобразовательных школ и комплексов города Коломны и Коломенского района.
Опытно-экспериментальное обучение, как констатирующий поисковый и формирующий фактор осуществлялось в ходе выполнения хоздоговорных работ с Барнаульским Гос. университетом, Оренбургским институтом повышения квалификации учителей, гимназией № 1 и школой № 24 г. Воекресенска, школой эстетического направления № 18 и школой-педвузом № 12 г. Коломны.
Достоверность исследования подтверждена многолетней опытной проверкой системы комплексной подготовки учителей музыки и литературы в Коломенском педагогическом институте (1991 по настоящее время) теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, исходными методологическими позициями, использованием комплексной методики адекватной предмету и задачам исследуемой проблемы, сочетанием количественного и качественного анализов, положительными результатами эксперимента .
Научная новизна и теоретическая значимость исследования : теоретически обоснована комплексная программа подготовки учителя музыки и литературы в педагогическом вузе на., базе интегрированного музыкально-литературного образования.
- проанализирован социально-педагогический аспект развития регионально-художественной традиции, которая рассматривается в качестве концептуальной предпосылки решения педагогической проблемы содержания комплексной подготовки учителя музыки и литературы. определены принципы организации учебно-воспитательного процесса комплексной подготовки специалистов на музыкально-литературном отделении педвуза.
- разработан оригинальный учебный план, опирающийся на государственный стандарт 03.07.00 - "Музыкальное образование" и учитывающий специфику новой квалификации - "учитель музыки и литературы".
- найдены критерии оценки эффективности системы комплексной подготовки учителя дисциплин эстетического цикла.
- раскрыт универсальный характер деятельности учителя музыки и литературы, соответствующий новому типу учителя-просветителя, владеющего синтезом искусств, разбирающегося в вопросах региональной традиционной (устной и письменной) культуры и отвечающего требованиям современного общества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что впервые в вузовкой педагогической практике" осуществлена комплексная подготовка учителя музыки и литературы на основе приоритетности знаний отечественной истории и культуры (в том числе региональной), интеграции науки и литературы. В соответствии с художественно-региональными и социокультурными потребностями общества предложены учебный план, учебные (предметные) программы и учебномедодические материалы по новой квалификации "учитель музыки и литературы" к специальности 03.07.00 - "Музыкальное образование", разработаны содержание, структура, формы и методы музыкального, духовного и фольклорного - этнографического обучения студентов, как отвечающего художественно-региональной и народно-национальной специфике государственного стандарта высшего специального образования по указанной специальности. Подготовлены и внедрены в практику вузов новые лекционно-практические курсы, факультативы, курсы по выбору. На базе Коломенского педагогического института создана и функционирует научно-исследовательская лабо-латория этнографии и Фольклора, помогающая изучению краевой культуры и подготовке студентов к музыкально-этнографической работе на местном (краевом) материале.
Новая педагогическая специализация (учитель музыки и литературы) способствовала организации и проведению под руководством автора диссертации региональных курсов повышения квалификации на базе кафедры музыки, искусствознания и спецдисциплин Коломенского пединститута (с 1994 года). Идеи и некоторые положения диссертации использовались при разработке программных документов Комитетов по образованию и культуре города Коломна и Коломенского района Московской области. Материалы исследования могут быть использованы в высших и- среднеспеци-альных учебных заведениях, где ведется комплексная подготовка специалистов гуманитарно-эстетического цикла, что позволяет повысить качество подготовки специалистов подобного профиля.
На защиту выносятся следующие ПОЛОЩ&ииЯ'
1. Эффективность комплексной подготовки учителя музыки и литературы обеспечивается системой теорико-практических знаний, включающих три группы: музыкальные, филологические и народно-традиционные, а также система умений, формируемых на основании этих знаний.
2. Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе отвечает современным социокультурным задачам общества и художественно-региональным условиям и потребностям в специалистах -учителях универсального типа, владеющими интегрированными знаниями в области музыки и литературы (для юго-восточного района Московской области).
3. Овладение основами традиционной народной художественной культуры, особенно региональной, отвечающей местным условиям, - необходимая связующая часть комплексной подготовки учителя музыки и литературы.
4. Усиление момента глубокого и разностороннего изучения искусства, что является главным стимулом оптимизации и инновационных подходов в комплексной подготовке учителя музыки и литературы высшей квалификации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе многолетней практической работы автора в школе, вузе и других специальных образовательных структурах г. Коломны: в ходе разработки нормативной (учебно-методической) документации (учебного плана, учебных программ по специальным дисциплинам, методических рекомендаций и пособий).
Основные положения и результаты исследования представлены: учебными планами музыкально-литературного отделения - 1991 - 1995 гг., экспертизой экспериментального учебного плана Ассоциации содействия педагогическому образованию - 1992 г., на международных научно-практических конференциях в Москве, Барнауле, Иркутске, Петрозаводске, Екатеринбурге, Твери, Коломне - 1992 - 1998 гг., на семинарах научно-методических центров в Москве, Самаре, Калуге -1995-1998 гг., на курсах повышения квалификации РАПКРО в Москве -1992 - 1998 гг., на Всероссийских фестивалях народного творчества 1992 - 1997 гг., на научно-богословских конференциях - 1997 - 1999 гг., в разработке учебных программ и внедрения в практику специальных дисциплин (основы русской национальной традиции, мифология и символика язычества, историческая периодизация возникновения и развития русской художественной культуры и др. -всего более 18 наименований) , в научно-методических публикациях по теме исследования (39 публикации в объеме 74 0 стр.).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры народного сольного и хорового пения Российской Академии Музыки им. Гнесиных.
Структура диссертации обусловлена задачами исследования, отражает единство теоретических и практических подходов и включает Введение, 2 главы, Заключение, Библиографию (210 наименований) и Приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы
Комплексная подготовка учителей музыки и литературы на музыкально-литературном отделении Коломенского педагогического института, стимулированная региональными условиями и ценностными ори-ентациями современного общества, доказала свою жизненность и соответствие культурным потребностям населения исследуемого региона.
В ходе исследования определена новая социо-культурная ситуация, сложившаяся как в Коломенском районе Московской области, так и в российском обществе в целом.
Музыка и литература, в течение столетий выполнявшая нравственно-регулятивную роль в обществе, равно как и традиционная народная культура - в настоящее время имеют важное значение в решении вопросов воспитания, духовного развития народа, сохранения национального менталитета.
Профессиональная подготовка педагогических кадров, тесно связанная с этими проблемами, актуализируется в данном исследовании по следующим позициям:
- отличительным признаком профессионализма учителя музыки и литературы, критерием профессиональной оценки его деятельности является взаимосвязь музыки, литературы и фольклора, на основе каждой осуществляется нравственно-эстетическое воспитание;
- эффективность деятельности специалиста новой формации подразумевает целевую содержательность и процессуальность, то есть квалификацию учителя, подготовленного на основе интегративных видов искусств, более универсальна, чем просто учитель музыки или учитель литературы.
В процессе педагогического эксперимента по подготовке учителя "нового типа" прослежены становление и порядок комплексного подхода к обучению музыке, литературе и фольклору. Содержание этого обучения складывается из теоретического-музыкальнофилологического образования с регионально-художественным уклоном, из приобретения практических навыков и формирования личности учителя в процессе творческой, педагогической и научной деятельности.
В результате исследования создан новый (экспериментальный) учебный план, учебные программы, учитывающие специфику обучения, разработаны вопросы методики детского (школьного) музыкального воспитания на основе программ: "Фольклор в школе", "Вертикальный тематизм" - "Наше Отечество", "Духовная музыка: мир красоты и гармонии", "Культура моего народа". Намечены пути формирования нового научного направления в педагогической науке, связанного с интегрированными методами работы в деле подготовки учительских кадров.
Учителю, имеющему специализацию в области регионально-художественной культуры в комплексе со специальной музыкальной и филологической подготовкой, воспитывающему любовь и уважение к Отечеству, интерес к прекрасному, к искусству, принадлежит ведущая роль в организации музыкально-эстетического процесса в общеобразовательной школе, поскольку такой учитель владеет комплексными знаниями и навыками, имеет гораздо более универсальную подготовку в области музыки, литературы, истории искусства, народоведения, краеведения, он исполнитель, организатор и пропагандист.
Проведенное исследование подтвердило правомерность положенной в его основу гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы:
1. Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе в целом отвечает современным культурным потребностям общества в более универсальном специалисте эстетических знаний и навыков.
2. Подготовка для образовательной системы высококвалифицированных учителей эстетических дисциплин на основе интеграции всех видов искусств является актуальнейшей задачей современности.
3. Потребность в таких специалистах обосновывается региональным компонентом, который гарантируется Законом РФ "Об образовании" (ст. 2).
4. Регионально-художественный компонент комплексной подготовки учителя музыки и литературы в педвузе обеспечивается приоритетом специальных знаний художественной культуры региона, представленной духовной , народной и светской музыкой и литературой, в сочетании с периодическими изданиями.
5. Разработанная в ходе педагогического эксперимента система организации комплексной подготовки учителей музыки и литературы в педвузе опирается на интеграцию различных видов искусств и фольклорных традиций, которая активизирует познавательно-творческую деятельность студентов музыкально-литературного отделения благодаря содержательному синтезу учебно-творческой и научно-исследовательской работы.
6. Система комплексной подготовки учителя музыки и литературы высшей квалификации предполагает сочетание национальной (общерусской) и региональной (диалектной) культуры, устной и письменной традиций, различных видов и жанров искусства и литературы, синтез разнообразных фольклорных видов творчества.
7. Проведенный эксперимент подтвердил инновационный характер педагогической деятельности по комплексной подготовке специалиста в области музыки и литературы, а также художественного народного творчества.
Достоверность исследования подтверждена экспериментально. Его глубокое обоснование, разработанность и экспериментальный характер подтверждает гипотезу исследования, что позволяет классифицировать диссертацию по профилю близкому к основной специальности 03.07.00 - "музыкальное образование" Государственного образовательного стандарта 1995 года с дополнительной специальностью "литература".
Практика подтверждает своевременность создания подобного направления в условиях малокомплектных провинциальных и сельских школ. Учительские кадры подобного типа как нельзя лучше отвечают перспективным задачам, нацеленным на решение проблем современности.
Новизна разработанной концепции обусловлена реальной практикой настоящего времени.
120
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чекарева, Светлана Николаевна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя - М.,1983.-112С.
2. Агамова Н.С., Морозов И.А., Слепцова И.С. Народные игры для детей: Организация, методика, репертуар. / Сборник игр и развлечений по традиционной народной культуре. М., 1992. -174 С.
3. Актуальные проблемы современной фольклористики. / Сборник статей и материалов. JI., 1980. - 224 С.
4. Акулин В.Н. Философия всеединства. От Соловьева к Флоренскому. Новосибирск, 1990. - 158 С.
5. Алеев В.В. Музыкальный материал к программе по изобразительному искусству для общеобразовательной школы. М., 1989. - 28 С.
6. Алеев В.В. Сказка в музыке. Времена года (природа) в музыке./ Фонохрестоматия для уроков изобразительного искусства. Пособие для учителей. М., 1991. - 2 кассеты, 70 С.
7. Алеев В.В., Кошмина И.В. Духовная музыка: Россия и Запад./ Программа для 1 -4 классов. М., 1994. -46 С.
8. Алеев В.В., Науменко Т.И., Фуртаева Т.Н. Интегрированные уроки искусства: Пособие для учебно-эстетического цикла. Тула, 1996. - 222 С.
9. Алеев В.В. Учебник для общеобразовательной школы "Музыка" (5 кл.). М., 1998.-224 С.
10. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки./ Методическое пособие. -М., 1978.- 176 С.
11. Андрей Белый. Магия слова // Символизм как миропонимание. -М., 1994. -142 С.
12. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. - М., 1985. - 363 С.
13. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе.-М., 1983.-224 С.
14. Апраксина O.A. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. М., 1987. - 270 С.
15. Артамонов В.А. Национальный характер и история. М., 1990. - 362 С.
16. Арчажникова Л.Г. Повышение квалификации преподавателя музыки. // Советская педагогика. 1982, № 10, с. 3 - 5.
17. Арчажникова Л.Г. Творческое мышление основа профессиональной деятельности учителя музыки. - М., 1980. - 17 С.
18. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М., 1984. -110С.
19. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1986.-36 С.
20. Архив В.Ф. Одоевского ф. 73 / Письмо к B.C. Серовой: Музыкальная грамота № 427, № 437.
21. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973. - 143 С.
22. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. ТТ. 1 3. - М., 1994. - 416 С. - 397 С. - 415 С.
23. Афанасьев А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор, Литература. М., 1986.-366 С.
24. Ахмешев Б.А. Становление личностной позиции учителя музыки в процессе методологической подготовки. М., 1995. - 135 С.
25. Балакина Т.И. История отечественной культуры. Часть II./ Экспериментальное учебное пособие. М., 1995. - 140 С.
26. Банин A.A. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М., 1997. - 247 С.
27. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР. М., 1978.-486 С.
28. Бахтин B.C. От былины до считалки. (Рассказы о фольклоре). -М., 1982. -190 С.
29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - 3031. С.
30. Белинский В.Г. О народном воспитании: Полное собрание сочинений. М., 1993. - 13 Т.
31. Белинский В.Г. Сказки дедушки Иринея /ред. С. Венгерова. -1901.-189 С.
32. Белов В. И. Очерки о народной эстетике. М., 1989. - 420 С.
33. Беловинский Л.В. Историография отечественной культуры. -М., 1993.-45 С.
34. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М., 1989, с. 90-91.
35. Березина Т.И. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школой. (На материале истории Сибири). М., 1998.- 140 С.
36. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX века. Половозрастной аспект традиционной культуры. -Л., 1988.-277 С.
37. Белых Н.М. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России. 2-я половина 19 века. М., 1998. -140 С.
38. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки. М., 1995. - 61 С.
39. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. -210 С.
40. Бычков Г.И. , Девятериков А.Н. Коломенский край (страницы истории). М., 1995. - 128 С.
41. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII в. М., 1983. - 229 С.
42. Вокальная работа с детьми. Материалы I методического совещания М., 1938 с. 44
43. Ванслов В. . Изобразительное искусство и музыка Л., 1983. -327 С.
44. Варга Б., Долина Ю., Лопариц Э Язык, музыка, математика. -М., 1981.- 138 С.
45. Варламов A.A. Полная школа пения. СПб, 1903. - 42 С.
46. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988.- 157 С.
47. Васина-Гроссман В.А. Первая книжка о музыке. М., 1988. -110С.
48. Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991. -119 С.
49. Вейман Р. . История литературы и мифология. М., 1975. -344 С.
50. Величкина О.В., Иванов А.Н., Краснопевцева Е.А. Мир детства в народной культуре. (Обучение основам музыкальной традиции). -М., 1992. 146 С.
51. Вендрова Т.Е. Интонационное учение Б.В. Асафьева. М., 1981.- 170 С.
52. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. Из опыта работы. М., 1990. - 95 С.
53. Византия и Русь. / Под ред. Вагнер K.P. М., 1989. - 254 С.
54. Виноградов Г.С. Народная педагогика // Сибирская живая старина. Иркутск, 1926, вып. № 2, 5,6.
55. Возрастная и педагогическая психология. М., 1984. - 256 С.
56. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные ситемы. -М., 1989. 253 С.
57. Выготский Л.С. Психология искусства. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1968. Тт. 1,2, 3,4; - М., 1982-84. ТТ. 5,6.
58. Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность, система и история. Джорданвилль, 1977. - т.1, 59 С.
59. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учебное пособие для студентов. М., 1996. - 92 С.
60. Глинка М.И. Упражнения для совершенствования голоса. -Спб, 1903.- 42 С.
61. Глушенко A.A. Влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавания высшей школы на качество подготовки специалиста. М., 1998. - 124 С.
62. Голан А. Миф и символ (2-е изд.). М., 1994. - 375 С.
63. Горький A.M. Собрание сочинений в 30-ти томах, Т. 25 М., 1953. - 149 С.
64. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. - 446 С.
65. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. - 318 С.
66. Дети и народная культура (16-е Виноградовские чтения) / Под ред Шастина Е.И. Иркутск, 1995. - 70 С.
67. Джоджуа Т.В. Взаимосвязь музыки и поэзии в формировании эстетической культуры подростков. Тбилиси, 1991. - 130 С.
68. Евсюков В.В. Мифы о мироздании. Мироздание и человек. -М., 1990.- 122 С.
69. ЗКиров М.С. Региональные особенности традиционной культуры в системе учебно-воспитательного процесса колледжа культуры и искусств. М., 1996. - 180 С.
70. Жуковская Р. . Игра в ее педагогическом значении. М., 1967. - 68 С.
71. Закс Л.М. Музыка в контекстах духовной культуры. Критика и музыка. Л., 1987, вып. 3. - 72 С.
72. Зверева С.Г.: К проблеме организации певческого дела в средневековой России: автореф. дисс. канд. иск. М., 1988. - 258 С.
73. Звук музыка - слово. // Частная школа. - М., 1997, № 4, с. 127132.
74. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. -400 С.
75. Зеньковский В.В. История русской философии в двух томах. -Л., 1991.- 670 С.
76. Зись А .Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств. Взаимодействие и синтез искусств. JL, 1978. - 186 С.
77. Илларионов С.В. Межпредметные связи как условия формирования познавательного творчества. М., 1991. - 115 С.
78. Из истории музыкального воспитания // Б-ка учителя музыки. Хрестоматия. Сост. O.A. Апраксина. М., 1990. - 206 С.
79. Искусство в школе // М., 1991 1999.
80. Искусствознание и психология художественного творчества. -М., 1988.- 352 С.
81. Кабинетская Т.Н. Традиционные русские праздники в начальной школе. Псков, 1998. - 34 С.
82. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретические исследования внутреннего строения мира искусства. JI., 1972. - 79 С.
83. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе, 1987, № 4.
84. Канурова Ф.З., Киселев H.H. Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1976, вып. 1; 1979, вып. 12.
85. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб, 1898, вып. 1. - 21 С.
86. Каргин A.C. Народная художественная культура. М., 1997. -287 С.
87. Карсавин Л.И. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. -210 С.
88. Кастальский А.Д. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1960.- 291 С.
89. Кевиш Н.М. Педагогические основы восприятия учащимися литературы и живописи. Ташкент, 1979. - 130 С.
90. Керлот А.Э. Словарь символов. М., 1994. - 608 С.
91. Кириллов В. . Теоретические и практические основы межпредметных связей. М., 1988. - 56 С.
92. Коринфский A.A. Народная Русь. М., 1994. - 560 С.
93. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993. - 74 С.
94. Королева Е. . Музыка в сказках, стихах и картинках: Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. М., 1988. - 45 С.
95. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993. - 399 С.
96. Кошмина И.В. Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе: диссерт. канд. пед. наук. М., 1994. - 170 С.
97. Кряжевских В.К. Народно-песенное творчество и подготовка учителя музыки. М. - Бийск, 1998. - 159 С.
98. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Вводный курс, литература как предмет эстетического цикла 5-ый класс. - М., 1996. - 320 С.
99. Кузовкин А.И. Окрест Коломны. Коломна, 1995. - 45 С.
100. Кулагин П. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.- 95 С.10К Культурология : Учебное пособие / Под ред. Добрынина В.И. -М., 1996.-272 С.
101. Куприянова J1.JI. Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом. М., 1981. - 41 С.
102. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Уроки в 1-ом классе: Пособие для учителя. М., 1996. - 48 С.
103. Куракин А.Т. Комплексный подход к воспитанию. -М., 1979. 24 С.
104. Кушаев H.A. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. М., 1986. - 238 С.
105. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981. - 2241. С.
106. Лебедев П.А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Кап-терева. М., 1998. - 144 С.
107. Лебедева O.B. Я верю в свой народ: Методическое пособие для учителя. Киров, 1993. - 70 С.
108. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.- 75 С.
109. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993. - 381 С.
110. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983. - 256 С.
111. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. -М., 1992.- 408 С.
112. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской школе. М., 1957. -295 С.
113. Ларош Г.А. О хоровом пении в школе. Современная летопись; 1871, № 25 и № 27
114. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994. - 3991. С.
115. Ламакин Г.Я. Руководство к обучению пению в народных школах; СПб. с. 3
116. Люстрицкий В. Исторический очерк старейшего начального народного училища в Казани. Казань; 1888 с. 27
117. Лубенский К.А. Мастерство литературной композиции. М., 1988, вып. 36, №10, 127 С.
118. Лурье A.C. Преподавание пения и музыки в ЕТШ, 1 сб. Петербург, 1919. - с. 9-10
119. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. - 420 С.
120. Малые города России. Культура. Традиции / Сост. Каргин A.C. М-СПб, 1994. - 141 С.
121. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. - 320 С.
122. Мария Семенова. Мы славяне! - СПб, 1997. - 556 С.
123. Маслов A.A. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913. - 63 С.
124. Маслова Jl.П. Выходы за пределы музыки / Искусство в школе. М., 1993.-№ 4, с. 6-13.
125. Медведева И.А. Формирование эстетической оценки элементов звучащей речи и музыки. М., 1994. - 128 С.
126. Мейлах B.C. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении искусства. Л., 1974. - 254 С.
127. Мейлах B.C. Художественное и научное творчество. -Л., 1972. 255 С.
128. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987. - 2401. С.
129. Мельникова М.Н. Уроки нравственности на основе христианства. Первый год обучения. Коломна, 1996. - 154 С.
130. Методические рекомендации для студентов педвузов и фольклорного кружка в школе на тему "Методика собирания и изучения современного фольклора детей" Орехово-Зуево, 1990. - 44 С.
131. Мещанова Л.Н. Формирование образно-смыслового компонента речи учителя музыки. М., 1989. - 140 С.
132. Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы. М., 1984. -128 С.
133. Миропольский С. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. СПб, 1910. - 248 С.
134. Мифологические представления в народном творчестве. М., 1993. - 210 С.
135. Михайлова В.В. Диалектика этнического и национального в современном обществе (о нац. идее) Якутск, 1998. - 140 С.
136. Мосягина С.Ю. Педагогические идеи и просветительская деятельность декабристов в общественной жизни России первой четверти XIX в: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997. - 150 С.
137. Мудрость народная: Младенчество, детство/ Сост. Аникин В. М., 1991, вып. 1, 590 С.; Детство, отрочество / Сост. Аникин В. - М.,1994, вып. 2, 524 С.; Девичество / Сост. Астафьева Л., Бахтина В. М., 1994, вып. 3, 525 С.
138. Музыка в школе. М., 1990 -1997.
139. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1970. -416 С.
140. Музыка начинается там, где кончается слово: Книга для учителя / Сост. Волкова П.С. под общ. ред. Казанцевой Л.П. Астрахань-М., 1995.-458 С.
141. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб, 1992.- 463 С.
142. Мяло К. Оборванная нить: крестьянская культура и культурная революция // Новый мир.- М., 1988, № 8. с. 245-257.
143. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. -М., 1972.-382 С.
144. Народные знания, фольклор, народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. М., 1991. - 274 С.
145. Наскальная живопись / Сост. Вл. Вишлянский М. - СПб, 1991,400 С.
146. Некоторые тенденции развития фольклорного творчества: Сб. статей. М., 1992. - 58 С.
147. Нигматуллина Ю.Г. Комплексный анализ художественного творчества. М., 1983. - 56 С.
148. Никишов Г.А. Инок Кирилло-Белозерского монастыря Христофор и его "Ключ знаменный": Памятники русского музыкального искусства / Под ред. Ю.В. Келдыша.Вып. 9. М., 1983. с. 207 - 225.
149. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедаго-гической культуры учащихся. М., 1993. - 170 С.
150. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы. Орел, 1998. - 70 С.
151. Николаева Е.В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия. М., 1998. -136 С.
152. Паоло Пазолини. Поэтическое кино. Строение фильма. М., 1984.-с. 48, 56.
153. Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских преобразований. JL,1984. - 205 С.
154. Педагогика: Курс лекций / Под ред. Б.Т. Лихачева М., 1993. -С. 371 -381.
155. Пидкасистов П.И. Педагогика: Учебное пособие. М., 1995. - 473 С.
156. Познанский В.В. Очерки формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М., 1975. - 223 С.
157. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. - 15 С.
158. Поэзия крестьянских праздников /Вступ. статья Земцовского И.И.-Л., 1970.- 636 С.
159. Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе. Методические рекомендации. Л., 1991. - 28 С.
160. Проблемы развития системы музыкального образования. -М., 1986. 34 С.
161. Рабинович Ю.М. Взаимодействие литературы и кино. М., 1966.- 110 С.
162. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. - 8761. С.
163. Романова Л.С. Педагогические основы духовного развития. -М., 1997. 48 С.
164. Разумовский Д. Церковное пение в России. Опыт историко-технического изложения. Вып. 1. М., 1867. - 60 С.
165. Рубинштейн С.Л. Вопросы общей психологии. М., 1976. -347 С.
166. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. Грачева А., Семенова 3. М., 1993. - 382 С.
167. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы М., 1979. - 367 С.
168. Русский народный костюм. Гос. ист. музей /Сост. Ефимова JL, Виноградова-Бенуа Н.М. М., 1989. - 72 С.
169. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия /Сост. Забылин M. М., 1990. - 615 С.
170. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: Конспекты занятий и сценарий праздников / Под ред. Орловой A.B. Владимир, 1995. - 185 С.
171. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост. Круглов Ю.Г. М., 1986. - 536 С.
172. Русская провинция и мировая культура // Сб. научных докладов Ярославль, 1993. - 124 С.
173. Русские: семейный и общественный быт /Отв. ред. Громыко М.М.-М., 1989.-336 С.
174. Русский фольклор (песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры-гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья) / Сост. Аникин В. М., 1985. - 308 С.
175. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. - 608 С.
176. Сластенин В.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. - 224 С.
177. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1990. - 170 С.
178. Смелкова З.С. Литература как вид искусства: Книга для учителя и учащихся. М., 1998 - 280 С.
179. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837 - 1839 (репринтные вып. 1 - 4)
180. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. -429 С.
181. Сохранение и возрождение фольклорных традиций / Отв. ред. A.A. Банин. М., 1990. - 254 С.
182. Стасов В.В. Избр. соч. в 3-х томах. Т. 2. М., 1952. - 378 С.
183. Степанов И.А. Комплексный подход к воспитанию. М., 1977.- 68 С.
184. Степашко J1.A. Философия и история образования: Учебное пособие. М., 1999. - 268 С.
185. Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования. М., 1997. - 150 С.
186. Терентьева H.A. Музыкально-эстетическое воспитание: Программа. М., 1994. - 25 С.
187. Тасалов Б. Об интегративных аспектах взаимодействия видов искусств. М., 1978. - 23 С.
188. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1848. - 138 С.
189. Токарев С.Н. Особенности подготовки учащихся МХК на базе учебного технологического комплекса: Автореф. дисс. канд. пед. наук -СПб, 1995.- 180С.
190. Философский словарь. М., 1981. 405 С.
191. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 -ти томах. ТТ. 1-2.-М., 1974.
192. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. Давыдова B.B. М., 1994. - 176 С.
193. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. М., 1984. - 146 С.
194. Фольклор и этнографическая действительность. СПб, 1992. - 142 С.1. U «33
195. Функина Н.И. Комплексный подход как фактор дополнительного образования детей (региональный аспект) Челябинск, 1998. -16О С.
196. Фуртаева Т.В. Теоретические и практические предпосылки комплексного преподавания искусства. М., 1996. - 180 С.
197. Цыпин Г. . Психология музыкальной деятельности. М., 1994. - 373 С.
198. Шамина JI.B. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.-М., 1989. 170 С.
199. Шамина JI.B. Школа русского народного пения. М., 1997.86 С.
200. Шацкая В.Н. Воспитание художественного вкуса / Известия АПН РСФСР, отд. педагогики. Вып. 11. М. - JL, 1947.
201. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. - 78 С.
202. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 3-х томах. М., 1962-1964:
203. Шуман Р. О музыке и музыкантах. М., 1975. - 25 С.
204. Эльконин Д. Психология игры. М., 1978. - 304 С.
205. Юдин Э. Системный подход и принципы деятельности. М., 1978. - Ш С.
206. Юсов Б.П. Комплексное образование. Полихудожественное воспитание. М., 1972. - 31 С.
207. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т. 1. М.,1972.- 456 С.
208. Язовицкий Е.В. Художественное образование в школе. Л.,1973. 72 С.
209. Янкович Ф.И. Руководство учителям народных училищ. -СПб, 1783.- пар. 3 гл. 2, пар. 2 гл. 31. УТВЕРЖДАЮ" Ректоркшшзшй штшшШ институт1. Квалификация специалистаучитель музыки и литературы5 "шпиц 1995г. фок обучения 5 лет.
210. Кафедре Музьки, исхусствоэнания и специальных дисциплин.
211. УЧЕБНЫЙ ПЛАН специальности 030700 " Музькальюе образование" доголнигельная специальность 11 Литература "
212. Р 03 ¡Истсшя музьки различных строи и народов * (ПР 041Музькэльная этнография )ПР 05|Герисмия (ПР 06(Полифония
213. ПР 07 ¡Анализ музыкального произведения ПР 0810снсвной музькальный инструмент (ПР 09 (Дополнительный музькальный инструмент |ПР 10 (Нонцертмейстерский класс |ПР И ¡Хорсведение
214. ПР 12(Хоровсй класс и практикум работы с хором
215. ПР 13 (Дирижирование и чтение хоровых партитур1. ПР 14 (Аренжировка1. ПР 15 (Вокальный класс
216. ПР 16 (Дищиплины специализации1ПР161 (Ансвмбпввое нвродгое тшие1ПР162 (Собирание и расшфровка народных песен
217. ПР163 (Народно-песенные стили1. ПР 17 (Курсы по выбору3,6 21.б I3,6,9 ( 8 (9,10 I 109,10 I 7 |1 I !3,8 (1,2,4 I5 I 6,7 I10 (3 I 4,8 I1.( !1.8,10( I 91.( 7 ( 7 ( (8,9,101 8,9 \ \ 2(8,9,108 10
218. ДС 00 (ДИСЦИПЛИНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
219. ДС 01 (Устное народное творчество
220. ДС 02 (Введение в литературоведение
221. ДС 03 (История русской литературы
222. ДС 04 (История ззрубежной литературы1. ДС 05 (Теория литературы1. ДС 06 (Детская литература