автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов
- Автор научной работы
- Приселков, Александр Серафимович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Краснодар
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Приселков, Александр Серафимович, 2003 год
Введение
Глава 1. Научно-теоретический анализ профессиональной творческой активности музыканта-педагога
1.2. Содержательная характеристика понятия профессиональная творческая активность музыканта-педагога" . 11 1.2. Факторы формирования профессиональной творческой активности музыканта-педагога.
Глава 2. Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыканта-педагога
2.1. Принципы и методы применения компьютерных технологий в системе профессиональной подготовки музыканта-педагога
2.2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной творческой активности музыканта в процессе освоения компьютерных технологий.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов"
Актуальность проблемы исследования. Одной из задач современной педагогики музыкального образования является воспитание духовно-развитой личности, способной к творческой самореализации. Большим потенциалом в ее решении располагают новые технологии, к которым, несомненно, относятся информационно-компьютерные.
Изучение опыта освоения компьютерных технологий в системе профессионального музыкального образования позволило заключить, что возможности последних в реализации обозначенной задачи располагают значительно большим диапазоном, чем это представлено сегодня в данной области.
Компьютер оказывается очень ценным инструментом в профессиональной подготовке музыкантов разных специальностей, предоставляя возможность получения любой информации, в том числе звуковой, из "первых рук"; способствует системной организации знаний, индивидуализации, которая так важна для представителей творческой профессии.
Привлечение компьютеров в музыкальное образование привносит свои специфические принципы и методы работы, которые не противоречат традиционным, а значительно дополняют и обогащают их. Изученный нами в данном направлении опыт (в частности, работы В.А.Рыжова, Г.Д.Семеновой и др.) убеждает в том, что компьютер - это весьма гибкий, многофункциональный инструмент, применимый для подавляющего большинства музыкальных дисциплин.
Широкое распространение компьютерных технологий, часто декларируемые призывы их использования в системе музыкального образования само по себе еще не может явиться залогом духовно-творческого обогащения личности будущего музыканта-педагога. Это может произойти и стать реальностью лишь тогда, когда будут специально разработаны теоретические и методические основы использования компьютерных технологий в условиях профессионального музыкального образования, изучены их возможности в развитии творческого потенциала будущих специалистов. На решение этой актуальной и важной задачи и направлено данное диссертационное исследование.
Таким образом, сегодня существует противоречие между признанием особой роли компьютерных технологий в современном музыкальном образовании и отсутствием научно-обоснованных и экспериментально подтвержденных путей их эффективного использования в целях формирования профессиональной творческой активности личности музыканта-педагога.
Наличие данного противоречия позволяет сформулировать проблему исследования: совокупность каких педагогических условий и средств освоения компьютерных технологий в профессиональной подготовке музыканта-педагога обеспечивает формирование его творческой активности.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Компьютер завоевал прочное место, прежде всего, в профессиональной музыкальной практике, так как математические, информационные, а затем и компьютерные методы стали применяться в искусстве, в том числе и музыке, относительно давно, гораздо раньше, чем встала проблема информатизации музыкального образования. Вопрос о применении компьютеров в музыкально-творческой практике разработан более тщательно, чем в системе профессиональной подготовки музыканта-педагога. Наибольшую ценность в этом плане для нас имеют работы М.Гарднера, Д.Гросса, И.Б.Гутчина, Э.В.Денисова, Р.Х.Зарипова, Д.Н.Зарицкого, А.Моля, Р.Ю.Петелина, Ю.В.Петелина, Ю.Н.Рагса, В.Фукса и др.
Интересными представляются работы по общегуманитарным проблемам компьютерного обучения (Ю.С.Брановский, В.А.Шаповалов, Е.С.Полат, А.Г.Щеголев, Е.С.Гесслер и др.), по влиянию компьютерных технологий на психические процессы у обучаемых, использованию их для активизиции обучения, воспитания творческой личности (А.И.Ерыгин, В.В.Мазепус, С.П.Полозов, В.М.Цеханский и др.). Актуальные вопросы применения компьютерных технологий в музыкальном образовании рассматривались Ю.М.Кузнецовым, В.П.Морозовым, Г.Д.Семеновой, А.В.Харуто и др.
Однако дидактические и воспитательные функции компьютерного обучения до сих пор не подвергались специальному научному осмыслению и систематизации. Тем более, не изучен вопрос о том, как освоение компьютерных технологий может влиять на развитие творческого потенциала будущих специалистов - профессиональных музыкантов-педагогов. Таким образом, можно сказать, что данная проблема находится в числе наиболее значимых и актуальных.
Объектом исследования выступает целостный учебно-педагогический процесс профессиональной подготовки музыканта-педагога в среднем специальном учебном заведении (колледже), ориентированный на освоение компьютерных технологий.
Предмет исследования - педагогические принципы и методы применения компьютерных технологий в формировании профессиональной творческой активности музыканта-педагога.
Цель исследования - выявление и научное обоснование принципов и методов организации процесса формирования профессиональной творческой активности будущих музыкантов-педагогов на основе компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. Раскрыть дидактические и воспитательные функции компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе.
2. Разработать научные и методические основы формирования профессиональной творческой активности музыканта-педагога в процессе освоения им компьютерных технологий. Для этого, в частности: а) определить место и роль компьютерных технологий в формировании профессиональной творческой активности музыкантов-педагогов; б) разработать принципы и методы применения компьютерных технологий, максимально способствующие формированию профессиональной творческой активности будущего специалиста.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемых в диссертации принципов и методов организации процесса формирования профессиональной творческой активности музыканта-педагога при освоении компьютерных технологий.
Гипотеза исследования исходит из положения о том, что компьютерные технологии в музыкальном образовании могут способствовать более интенсивному формированию профессиональной творческой активности будущих музыкантов-педагогов в том случае, если их применение будет носить целенаправленный, творческий характер, основывается на адекватных данной задаче принципах и методах организации учебно-педагогического процесса.
Методологической и теоретической основой исследования явились философские, психологические и педагогические положения о духовных ценностях и творческой направленности в познании мира человеком. В частности, особое значение имеет тезис Н.А.Бердяева о единстве свободы, творчества, личности. Важным методологическим ориентиром в данном исследовании стало учение В.В.Розанова о содержании обучения как духовно-личностном творческом процессе.
Исследование опирается на общегуманистические принципы философских, психологических и педагогических теорий (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм, и др.), положения о творческой направленности в обучении (Ю.К Бабанский, Л.В.Занков, С.В.Кульневич и др.), выводы педагогики музыкального образования о творческом характере профессиональной деятельности музыканта-педагога (Э.Б.Абдуллин, Н.А.Ветлугина, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Ю.Н.Рагс, Г.С.Тарасов и др.).
Теоретическую основу исследования составили научные положения о применении компьютерных технологий в образовании (Я.А.Ваграменко,
И.Е.Вострокнутов, С.И.Горлицкая, Ю.В.Кучевский, О.А.Панчук и др.), о взаимодействии компьютерных технологий и менталитета (Б.С.Гершунский, И.А.Зинчковский, Е.И.Машбиц др.), о компьютерных технологиях и психологическом развитии личности, об активизации творчества под их воздействием (А.И.Ерыгин, Е.А.Тупичкина и др.), о компьютеризированном обучении музыке как методе творческого воспитания (С.П.Полозов, Г.М.Шамис и др.) и т. Д.
Методы исследования. Исследование проводилось путем сочетания теоретических и опытно-экспериментальных методов. В процессе исследования применялись методы: теоретические (изучение научно-теоретической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, интервью, опрос, анкетирование, рейтинг, психологическая диагностика, изучение документов, результатов заданий, выступлений, оце- ' нок), практические (математическая обработка результатов, педагогический эксперимент).
Базой исследования явились Краснодарский государственный университет культуры и искусств (чтение курса "Информатика" в 1997 - 1998 , гг.), Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова (чтение курсов "Музыкальная информатика" и "Информационные технологии" в 1998-2003 гг.).
Основные этапы исследования.
Исследование состояло из следующих этапов:
1. 1996 - 1998 гг. - теоретическое изучение информационно-музыкальных технологий, разработка авторской концепции учебной программы, нацеленной на максимальное развитие творческого потенциала обучаемых.
2. 1998 - 2000 гг. - разработка научных и методических основ формирования профессиональной творческой активности музыкантов-педагогов в процессе освоения компьютерных технологий, создание авторских программ.
3. 2000 - 2003 гг. - опытно-экспериментальная работа в Краснодарском музыкальном колледже им. Н.А.Римского-Корсакова, состоящая из констатирующего и формирующего этапов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
1. Проблема изучения возможностей компьютерных технологий в целях формирования профессиональной творческой активности музыкантов-педагогов впервые подвергается специальному научному осмыслению в теории и практике среднего профессионального музыкального образования.
2. Теоретически и экспериментально доказана целесообразность и эффективность применения компьютерных технологий в формировании профессиональной творческой активности будущих музыкантов-педагогов.
3. Разработанные в исследовании принципы и методы использования компьютерных технологий, значительно повышают возможности развития творческого потенциала будущих специалистов.
4. Дано научное обоснование методу компьютерного моделирования звуковой реальности как важнейшему средству реализации поставленных в диссертации цели и задач.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Обоснованные дидактические и воспитательные возможности применения компьютерных технологий в формирования творческой активности будущего музыканта-педагога отвечают потребностям практики современного музыкального образования и создают предпосылки для ее совершенствования.
2. Основные положения исследования легли в основу разработки авторских курсов "Музыкальная информатика" и "Информационные технологии", апробированных на базе других дисциплин (в частности, музыкальной литературы, гармонии, полифонии, оркестровки, аранжировки), и включенных в качестве обязательных в систему подготовки специалистов в среднем учебном заведении.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на широкий спектр научных источников в области философии, педагогики, психологии, музыки, физики, кибернетики, информатики; использованием комплексных взаимодополняющих методов, проведением количественного и качественного анализа полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Включение компьютерных технологий в систему профессиональной подготовки музыканта-педагога значительно расширяет и обогащает содержание последней, создает новые дополнительные возможности в развитии творческого потенциала будущих специалистов.
2. Профессиональная творческая активность педагога-музыканта является важным атрибутом его личности и проявляется в творческой самостоятельности, постоянном стремлении к расширению общего и профессионального опыта, а ее формирование является актуальнейшей задачей всех звеньев современного музыкального образования.
3. Эффективность и действенность компьютерных технологий в формировании творческой активности будущих специалистов достигается при опоре учебно-педагогического процесса на специальные принципы, к числу которых относятся: а) принцип взаимосвязи мотивационного, содержательного и деятельностного аспектов в профессиональной подготовке будущего музыканта-педагога; б) принцип опоры на индивидуальные духовно-творческие особенности его личности; в) принцип профессиональной самореализации в творческом формировании будущего музыканта-педагога.
4. Ведущим выступает метод синкретического моделирования музыкальной действительности с разнообразным целевым диапазоном: от вербальных, познавательных задач — до исследовательских, творческих. Данный метод в условиях применения компьютерных технологий аккумулирует в себе различные другие методы и становится универсальным. Все это существенно обогащает теоретические и методические стороны профессиональной подготовки музыкантов, вовлекает их в активный, самостоятельный творческий процесс.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях предметно-цикловой комиссии 1уманитарных дисциплин и методического совета Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А.Римского-Корсакова, на заседаниях кафедры истории, теории музыки и композиции Краснодарского государственного университета 'культуры и искусств, а также на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (более 10), в том числе: "Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики" (Краснодар, 1997 г.), "Проблемы музыкальной культуры: взгляд в XXI век" (Краснодар, 2000 г.), "Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия" (Астрахань, 2001 г.), "Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия" (Саратов, 2002 г.), "Меняющееся образование в меняющемся мире: музыкальная наука и педагогика" (Тула, 2003 г.) и др. Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по второй главе исследования:
1. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила изложенные в теоретической части положения о том, что компьютерные технологии выступают действенным средством формирования профессиональной творческой активности музыканта-педагога.
2. Их применение становится эффективным в опоре на разработанные в диссертации специфические принципы и методы организации учебно-педагогического процесса.
3. Практическое освоение компьютерных технологий в системе профессионального музыкального образования существенным образом расширяет возможности последнего в плане приобщения будущих специалистов к поисково-творческой деятельности, в частности: побуждает их к проявлению инициативы, самостоятельности и ответственности в приобретении знаний о музыке и музыкальной действительности, способствует активизации лично-стно-ценностного отношения к различным формам интерпретации музыки, служит становлению их профессионально-творческой позиции в мире музыкально-педагогических ценностей.
4. Разработанные в диссертационном исследовании принципы и методы организации процесса формирования профессиональной творческой активности, как подтвердила опытно-экспериментальная работа, оказались эффективными в решении целого комплекса задач и, что особенно важно, способствовали качественному преобразованию профессиональных интересов и потребностей будущих музыкантов-педагогов, расширению их целостного духовно-мировоззренческого опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное диссертационное исследование позволило вплотную подойти к решению одной из наиболее сложных проблем современного профессионального музыкального образования — определению педагогических условий и методов формирования профессиональной творческой активности будущих специалистов посредством использования компьютерных технологий. Теоретическое и опытно-экспериментальное изучение данной проблемы позволяет заключить, что включение компьютерных технологий в систему профессиональной подготовки музыканта-педагога существенным образом расширяет и обогащает содержание последней, создает еще более благоприятные возможности в развитии творческого потенциала будущих специалистов.
В ходе реализации концептуальной идеи и связанных с нею задач исследования были выявлены и обоснованы с позиции современных социокультурных требований методологические основания изучения сущности, структуры и функций профессиональной творческой активности музыканта-педагога, а также педагогических принципов и методов организации процесса ее формирования в системе среднего профессионального музыкального образования.
В диссертационном исследовании утверждается мысль о том, что использование компьютерных технологий в целях активизации творческого потенциала будущего специалиста не может и не должно сдерживать выполнение главной цели профессионального музыкального образования - воспитание духовно-нравственной личности, выстраивающей свою жизненную и профессиональную стратегию в соответствии с высшими гуманистическими идеалами и ценностями.
В соответствии с этим реализовывались цель, задачи исследования и были сформулированы следующие основные выводы:
1. Профессиональная творческая активность музыканта-педагога является важным атрибутом его личности и проявляется в творческой самостоятельности, постоянном стремлении к расширению своего общего и профессионального опыта, а ее формирование выступает насущной потребностью всех звеньев современного музыкального образования.
2. Успешная реализация задачи формирования профессиональной творческой активности будущих специалистов требует учета объективных и субъективных факторов, к первым из которых относятся: общественная среда, культурная среда, конкретные условия, а ко вторым — личность учителя и ученика.
3. Включение компьютерных технологий в систему профессиональной подготовки музыканта-педагога не заменяет и не устраняет традиционные принципы, методы и формы обучения, а обогащает их в содержательном и функциональном плане.
4. Организация процесса формирования профессиональной творческой активности музыканта-педагога на основе компьютерных технологий предусматривает опору на специальные принципы: а) принцип взаимосвязи моти-вационного, содержательного и деятельностного аспектов в профессиональной подготовке будущего музыканта-педагога; б) принцип опоры на индивидуальные духовно-творческие особенности его личности; в) принцип профессиональной самореализации в творческом формировании будущего музыканта-педагога. Данные принципы находятся в логической взаимосвязи между собой и сохраняют свое ценностное значение в осуществлении выдвигаемых в исследовании целей и задач.
5. Метод синкретического моделирования музыкальной действительности, получивший научное и экспериментальное обоснование в диссертации, располагает широким целевым диапазоном в формировании профессиональной творческой активности музыканта-педагога. Благодаря данному методу расширяются не только возможности творческого постижения музыки, знаний о ней, но и происходит перестройка профессионально-творческого мышления будущего специалиста: стереотипные, репродуктивные художественно-мыслительные операции преобразовываются и поднимаются до уровня концептуальных истинно-творческих.
6. Реализация педагогических принципов и методов организации процесса формирования профессиональной творческой активности посредством использования компьютерных технологий предъявляет повышенные требования к личности и деятельности преподавателя (курс "Музыкальная информатика" и связанные с ним другие дисциплины), который должен отличаться хорошим профессиональным кругозором, глубокими знаниями в области информатики, высоким уровнем владения компьютерными музыкальными программами, а главное - гуманистически направленным мировоззрением, лич-ностно-ценностным отношением к музыке, своим воспитанникам и профессии в целом.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Приселков, Александр Серафимович, Краснодар
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М., 1990. — 186 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003. - 233 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-336 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. — 301 с.
5. Алдушонков В.Н. Влияние компьютерной технологии на формирование познавательной самостоятельности студентов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 2001. - 18 с.
6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. - 494 с.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001.-272 с.
8. Анисимов А.В., Дыс Л.И., Зарицкий Д.Н. Алгоритмы порождения интонационного процесса // ЭВМ и проблемы музыкальной науки: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1988. - Вып. 7. - С. 42-65.
9. Анцыферова Л.Н. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системе. // Психология формирования и развития личности. М., 1981. - 365 с.
10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Л., 1963. -378 с.
11. Асмолов Б.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа (Учебник для вузов по специальности "Психология"). М., 1990.-367 с.
12. Афанасьев Ю.Л. Роль моделирования в художественном отражении и его проявление в музыке: Диссерт. канд. искусств. Киев, 1976. - 160 с.
13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. М., 1989. - 5582. с.
14. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Автореф. дисс. докт. пед. наук.-М., 2003.-52 с.
15. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и Исполнительство. — Л., 1874.-334 с.
16. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социалогия науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. - С. 80-160.
17. Бедерханова В.П. Личностно-профессиональная позиция педагога. -Краснодар, 2001. 68 с.
18. Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера: Справочник. — СПб. М. - Харьков - Минск, 2000. - 431 с.
19. Бердяев И.А. О русской философии. Ч. 1 / Сост., вст. ст. и примеч. Б.В.Емельянова, А.Н.Новикова. Свердловск, 1991. - 288 с.
20. Бердяев И.А. О русской философии. Ч. 2 / Сост., вст. ст. и примеч. Б.В.Емельянова, А.Н.Новикова. Свердловск, 1991. - 239 с.
21. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М., 1991.-318 с.
22. Берштейн Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов // Вопросы психологии. 1957, - № 6. - С. 70-90.
23. Библер В.С.Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. — М., 1975. — 399 с.
24. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Ученик в структуре личностно ориентированного образования. Ростов на Дону, 1997. - С. 6-21.
25. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Учебное пособие. -М-, Ростов на Дону, - 1999. - 563 с.
26. Борода М. О частотном словаре музыкальных сообщений // Сообщения АН СССР. Тбилиси, 1974. - Т. 76. - № 2. - С. 505-508.
27. Брановский Ю.С., Шаповалов В.А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов // Педагогическая информатика / Гл. ред. Я.А.Ваграменко. М., 1993. - № 1. - С. 49-53.
28. Бродский Ю.С. Смысл жизни человека и функции воспитания и среды // Теория и практика воспитательных систем. М., 1996. - С. 14-17.
29. Брылева Л. Г. Соответствие как интегрирующее условие самореализации личности // Устойчивое развитие в изменяющемся мире. — М., 1996. — С. 41-42.
30. Василькова В.В. Объективные и субъективные факторы формирования идейной убежденности личности студента: Дис. . канд. фил. наук. Новосибирск, 1985. - 200 с.
31. Венгеренко Н.А. Структура творческого процесса // Структура и закономерности творческого процесса. Сб. научн. тр. М., 1983. - С. 33-84.
32. Ветлугина Н.А. Музыкальное образование ребенка. М., 1967.-415 с.
33. Вирт Н. Алгоритмы + структура данных = программы. М., 1985. - 406 с.
34. Воробьева Т.В. Художественное восприятие как форма общения: Дис. канд. фил. наук. Л., 1983. - 198 с.
35. Вострокнутов И.Е. Информационно-кибернетическая модель обучения с использованием новых информационных технологий учебного назначения // Педагогическая информатика / Гл. ред. Я.А.Ваграменко. М., 1995. -№ 1. - С. 22-29.
36. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. -М., 1995.- 111с.
37. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. -М., 1991.-456 с.
38. Выготский JT.C. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. -М., 1987.-344 с.
39. Газман О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. М., 1996. - Вып. 6.-С. 10-39.
40. Галузо Т.В. Педагогическая систематика и оценка значимости стимулов мотивации творческого саморазвития студентов в обучении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2001. - 22 с.
41. Гарднер М. Машины, сочиняющие мелодию // Путешествие во времени.-М., 1990.-С. 102-117.
42. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.-Т.1.-М., 1975.-452с.
43. Гейн А.Г. Изучение информационного моделирования как средства реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественно-научного цикла: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Москва, 2000. - 48 с.
44. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., 1987. - 264 с.
45. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М., 1995. - 448 с.
46. Гисин В.Б. Элементы компьютерного моделирования (руководство для учителя). М., 1992. - 62 с.
47. Глушков В.М. Кибернетика и умственный труд. М., 1965. - 46 с.
48. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991. - 432 с.
49. Горлицкая С.И. Концептуальные основы метода проектов как методологии развивающего обучения информатике и базиса научного использоа-вания НИТО // Педагогическая информатика / Гл. ред. Я.А.Ваграменко. -1995.-№ 2.-С. 3-11.
50. Громыко В.И., Кучевский Ю.В., Панчук О.А. Развивающее обучение в комплексе обучения основам информатики: Метод и практика подготовкиучебного материала // Педагогическая информатика / Гл. ред. Я.А.Ваграменко. М., 1995. - № 2. - С. 37-56.
51. Гутчин И.Б. Кибернетическое моделирование произведений искусства // Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973. - С. 363-388.
52. Денисов Э.В. Композиционный процесс и возможности его формализации и исследования // Точные методы и музыкальное искусство: Материалы к симпозиуму. Ростов на Дону, 1972. - С. 12-18.
53. Детловс В. Математический синтез музыки // Наука и техника. Рига, 1965. - № 9 (62). - С. 8-12.
54. Детловс В. О моделировании процесса сочинения музыки // Проблемы моделирования психической деятельности: Материалы к симпозиуму. -Новосибирск, 1968. Вып. 2. - С. 438-^41.
55. Детловс В. Статистические методы в музыковедении // Точные методы и музыкальное искусство: Материалы к симпозиуму. — Ростов на Дону, 1972.-С. 51-54.
56. Джердималиева P.P. Методическая подготовка учителя музыки. — Алматы, 1997. 250 с.
57. Диалектика и теория творчества. Монография / Под ред. С.С.Гольдентрихта и А.М.Коршунова. М., 1987. - 200 с.
58. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов на Дону, 1983.-240 с.
59. Добряков А.А. Синергетика в подготовке молодых специалистов. -М., 1995.-52 с.
60. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 1999. - 464 с.
61. Дубровский Д.Ю. Компьютер для музыкантов, любителей и профессионалов. М., 1999. - 400 с.
62. Ермилова Н.Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего специалиста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 18 с.
63. Ерыгин А.И., Мокрушин E.JL, Плескач JI.E., Тупичкина Е.А., Шамис Г.М. Системный подход к управлению развитием личности и новые информационные технологии // Педагогическая информатика / Гл. ред. Я.А.Ваграменко. М., 1995. - № 1. - С. 18-21.
64. Жумашева С.С. Особенности подготовки учителя к формированию познавательной самостоятельности учащихся: Диссерт. . канд. пед. наук. — Алмааты, 1994. 211 с.
65. Завадский С. Теория и практика машинного искусства // Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973. - С. 389—404.
66. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований.-М., 1982.- 160 с.
67. Закс JI. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание: Сб. статей JL, 1987. - Вып. 3. - С. 46-68.
68. Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М., 1967. - 252 с.
69. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М., 1971. - 235 с.
70. Зарипов Р.Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса / Под ред. и с доп. М.Г.Гаазе-Рапопорта; предисловие Д.А.Поспелова. М., 1983. - 232 с.
71. Зарипов Р.Х. О программировании процесса сочинения музыки // Проблемы кибернетики. М., 1962. - Вып. 7. - С. 151-160.
72. Зарипов Р.Х. Об алгоритмическом описании процесса сочинения музыки//Доклады АН СССР. 1960.-Т. 132, -№ 6. - С. 1283- 1286.
73. Зарипов Р.Х. Построение частотных словарей музыкальных интонаций для анализа и моделирования мелодий // Проблемы кибернетики. М., 1984.-Вып. 41.-С. 207-252.
74. Зарипов Р.Х. Проблемы применения ЭВМ в музыкальной практике // ЭВМ и проблемы музыкальной науки: Межзвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1988 - Вып. 7. - С. 83-109.
75. Зарицкий В.К. Рефлексивные аспекты проблемы развития творческих способностей // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984. - С. 108-111.
76. Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф., Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В.Давыдова): Учебное пособие. - М., 2002. - 431 с.
77. Зинчковский И.А. Проблемы информатизации проблемы интеллектуального развития общества // Информатика и образование. — 1994. - № 2. -С. 3-4.
78. Ингенблек В. Все о Мультимедиа. Киев, 1996. - 352 с.
79. Ительсон Л.Б. Математические методы в педагогике. — М., 1968. — Вып. 3. -81 с.
80. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. -М, 1984.-192 с.
81. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. - 232 с.
82. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М., 1974,-328 с.
83. Казиев В. Дидактические алгоритмические единицы // Информатика и образование. 1991. - № 6. - С. 93-95.
84. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Ди-серт. . докт. психол. наук. Грозный, 1985. - 487 с.
85. Кант И. Критика чистого разума. М., 1964. - 591 с.
86. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А.А.Бодалев. М., 1988. - 191 с.
87. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. — 252 с.
88. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М., 2001.- 176 с.
89. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2001. - 256 с.
90. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессиональной творческой рефлексии в системе высшего педагогического образования. М., 1997.- 176 с.
91. Коменский Я.А. Предвестник всеобщей мудрости // Избранные педагогические сочинения. М., 1982. - Т. 1. - С. 477—527.
92. Константинов В.Н. Феноменология активности // Феноменология духовного: Межвузовский сборник научных трудов. Владимир, 1995.-С. 43-61.
93. Краснов С.И. Позиция как деятельностное воплощение личностно-профессионального самоопределения (самосознания) // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997. — С. 43-45.
94. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошенко. Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Ростов на Дону, 1999. - 512 с.
95. Кульневич С.В. Педагогика личности: Учебное пособие. Ростов на Дону, 1995.-Ч. 1.- 167 с.
96. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: Феномен содержания. Воронеж, 1997. - 235 с.
97. Лаптев В.Д, Немцов А. Учебные компьютерные модели // Информатика и образование. 1991. - № 4. - С. 70-73.
98. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / 2-е изд. — М., 1977.-304 с.
99. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -186 с.
100. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.-М, 1980.-96с.
101. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976. - 144 с.
102. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978. - 126 с.
103. Мазепус В.В., Цеханский В.М. Игровая модель процессов психической регуляции в профессиональной подготовке музыканта // Игровое моделирование методологии и практика / Отв. ред. И.С.Ладенко. Новосибирск, 1987.-С. 127-137.
104. Мазепус В.В., Цеханский В.М., Александрова Л.В. Технические средства как метод активизации обучения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. — Новосибирск, 1986. — С. 98—106
105. Мазепус В.В., Цеханский В.М. Рефлексия в изучении психологических проблем музыкальной информатики // ЭВМ и проблемы музыкальной науки: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1988. - Вып. 7. - С. 25-44.
106. Манторова И.В. Представление учебной информации мультимедийными средствами как фактор повышения качества усвоения знаний: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Пятигорск, 2002. 19 с.
107. Маркова А.К., Матиас Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. - 191 с.
108. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. - 425 с.
109. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. 192 с.
110. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М., 1993.-262 с.
111. Медушевский В.В. Музыковедение: проблема духовности // Сов. Музыка, 1988, № 5. С. 6-15.
112. Медушевский В.В.Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Автореф. дисс. докт. искусств. — М., 1983. 46 с
113. Мильштейн Я.А. К.Н.Игумнов. М., 1975. 471 с.
114. Мильштейн Я.И. К.Н.Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. Воспоминания. М.: Музыка, 1965. - Вып I. - С. 141-166.
115. Могилев А.В., Титоренко С.А. Дидактические принципы в компьютерном обучении // Педагогическая информатика / Гл. ред. Я.А.Ваграменко. -М, 1993.—№2.-С. 10-16.
116. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. Пер. с франц. / Под ред. Р.Х.Зарипова и В.В.Иванова М., 1966. - 351 с.
117. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М., 1975. - 556 с.
118. Морозов В.П., Кузнецов Ю.М., Харуто А.В. Об особенностях спектра голоса певцов разных жанров // Проблемы Информационной культуры: Информационный подход и искусствознание. М. Краснодар, 1995. - Вып. 2. -С. 17-25
119. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. -319с.
120. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / 5-е изд., испр. и доп. -М., 1988.-240 с.
121. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. (Избранные статьи и письма к родителям) / Вступительная статья и коммментарии Я.И.Мильштейна. 2-е изд., испр. и доп. М., 1983. - 526 с.
122. Нелунова Е.Д. Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1992. - 21 с.
123. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. Книга для учителя / 2-е изд. перер. и доп. М., 1987. - 253 с.
124. Нильсон Н. Искусственный интеллект: Методы поиска решений. Пер с англ. В.Л.Стефанюка. / Под ред. С.В.Фомина. М., 1973. - 270 с.
125. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. М., 2001. - 272 с.
126. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., 1984. - 87 с.
127. Пак Н. И. О технологии компьютерного моделирования в образовании // Педагогическая информатика / Гл. ред. Я.А.Ваграменко. М., 1994. -№ 1.-С. 47-53.
128. Пахомова Н.А. Вероятностное моделирование как фактор развития информационной культуры учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. - 22 с.
129. Педагогическая энциклопедия. 4 том. / Гл. ред. И.А.Каиров. М., 1968.-912 столб.
130. Петелин А.С. Особенности научно-понятийного аппарата личностно-ориентированного образования // Личностно ориентированная педагогика. -Воронеж, 1997. Вып. 1. - С. 9-20.
131. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Аранжировка музыки на PC. СПб., 1999.-272 с.
132. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Звуковая студия в PC. СПб., 1998. -256 с.
133. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Персональный оркестр. в персональном компьютере. СПб., 1997. - 280 с.
134. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.- 223 с.
135. Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии. 30—50-е годы XX века. М., 1986. - С. 232- 292.
136. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969. — 202 с.
137. Полат Е.С. и др. Телекоммуникации в учебно воспитательном процессе школы. М., 1993. - 58 с.
138. Полозов С.П. Воспитание творческой личности в компьютеризированном обучении музыке // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. Тезисы международной научно-практической конференции. — Астрахань, 2001. С. 137-139.
139. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. - С. 3-17.
140. Примерная программа по курсу "Музыкальная информатика" для музыкальных училищ и училищ искусств / Сост. А.П.Мещеркин. М., 2000.- 15 с.
141. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении / Под ред. А.В.Нечаева. М., 1987. - 159 с.
142. Pare Ю.Н. Перспективы и принципы информатизации музыкального образования // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997. -С. 52-61.
143. Pare Ю.Н., Маркова О.В., Федоров Д.В. Взаимодействие музыкального искусства и человека: три уровня анализа // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997. - С. 62-76.
144. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Педагогика и психология: Учебник для вузов. СПб. - М. - Харьков - Минск., 2000. - 432 с.
145. Резерв успеха творчество. Пер. с нем / Под ред Г.Нойнера, В.Калвейта, Х.Клейна. -М., 1989. - 118 с.
146. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. Пер. с англ. / Общ. Ред. и предисл. Е.И.Исениной М. 1994. - 480 с.
147. Розанов В.А. Сумерки просвещения. М., 1990. - 624 с.
148. Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности // Поблемы рефлексии. Соврем. Комплексное исследование. — Новосибирск, 1987. — С. 222-228.
149. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. - 147 с.
150. Рубинштейн С.Л.Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В.Шорохова. 2-е изд. М., 1976. - 416 с.
151. Рудь И.Д., Цуккерман И.И. Искусство и теория информации // Художественное и научное творчество. Л., 1972. - С. 301-316.
152. Рыжов В.А. Мультимедиа, виртуальная реальность, сознание и обучение. Научно-методический журнал // Педагогическая информатика / Гл. ред. Я.А.Ваграменко. М., 1993. - № 1. - С. 63-69.
153. Рыжов Л. Моделирование оптимального этюда // Точные методы и Музыкальное искусство: Материалы к симпозиуму.-Ростов, 1972.-С. 108-120.
154. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С. 35-42.
155. Семенова Г.Д. Компьютерные обучающие системы в музыкальную педагогику. // Педагогическая информатика / Гл. ред. Я.А.Ваграменко. - М., 1994.-№3.-С. 54-61.
156. Семенова Г.Д. О методе интенсивного комплексного самообучения музыкальным дисциплинам // Педагогическая информатика / Гл. ред. Я.А.Ваграменко. М., 1995. - № 1. - С. 63-66.
157. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1994. - 152 с.
158. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и проектирование педагогических систем. М., 1999. — 272 с.
159. Синицкий А. Постановка частной задачи при моделировании этюдов на ЭВМ // Кибернетика и моделирование систем. Ростов на Дону, 1968. - С. 191-194.
160. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002. - 576 с.
161. Слободчиков В.И. Индивидуальное сознание и рефлексия // Рефлексия в науке и бучении. Новосибирск, 1984. - С. 118-121.
162. Словарь по кибернетике / Под ред. В.М.Глушкова. -Киев, 1979.-623с.
163. Соколовский М.В. О соотношении понятия обучения и воспитания в информационном обществе // Методология, теория и практика воспитательных систем. М., 1996. - С. 18-24.
164. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1994. 197 с.
165. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: Проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. - № 3. - С. 31-40.
166. Столович Л.Н. Жизнь — Творчество — Человек: Функции художественной деятельности. М., 1985. — 415 с
167. Стружкин Н.П. Методы и модели искусственного интеллекта в учебном процессе: Автореф. дисс. канд. эконом, наук. М., 2000. - 22 с.
168. Стукен А.В. Формирование статистического мышления учащихся в условиях компьютеризации учебного процесса // Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе школы и вуза: Сборник научных трудов. — Свердловск, 1990.-С. 122-130.
169. Субочева М.JI. Управление развитием творческого потенциала личности учащегося: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002. - 18 с.
170. Тангян А.С. Вероятностные модели в музыкальной композиции // ЭВМ и проблемы музыкальной науки: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1988. - Вып. 7. - С. 110-131.
171. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Вопросы психологии. 1990. -№ 4. - С. 131-134.
172. Терентьев Ю.Ю. Структура и содержание музыкальной информатики в системе профессионального музыкального образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 1993. - 22 с.
173. Толстошеина Н.В.Система мотивов как основа формирования профессиональной ментальности будущего специалиста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Курс, 2001. - 20 с.
174. Феттер П.З. Подготовка будущего учителя музыки к самоанализу профессиональной деятельности (методологический аспект): Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1992. - 17 с.
175. Флоренский П.А. Соч. в 2-х т. М., 1990. - Т. 1. - 494 с.
176. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 172 с.
177. Фридман J1.M. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984. - 80 с.
178. Фромм Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии) / Сост. П.С.Гуревич, С.Я.Леви. М., 1993. - 415 с.
179. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2000. - 519 с.
180. Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание // Советская педагогика. 1990. - № 12. - С. 28-35, 134.
181. Харуто А.В. Курс "Музыкальная информатика" в Московской государственной консерватории // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1-й научно-практической конференции 31 марта —2 апреля 1997 года. М., 1997. - С. 64-70.
182. Холопов Ю.Н. Гармония: Теоретический курс. М., 1988. - 511 с.
183. Холопов Ю.Н. Проблема логики музыкального мышления // Точные методы и музыкальное искусство: Материалы к симпозиуму. Ростов, 1972. — С. 18-25.
184. Хусаинова Т.В. Интонационно-двигательное моделирование в структуре профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. - 20 с.
185. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин. М., 1999. - 232 с.
186. Цеханский В.М. Некоторые закономерности вероятностного описания структуры музыкальной формы // Точные методы и музыкальное искусство: Материалы к симпозиуму. Ростов, 1972. - С. 54-60.
187. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М., 1994. - 384 с.
188. Чеботкевич Е.В. Рефлексия музыкально-педагогической деятельности как фактор профессионального самосовершенствования: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Самара, 2002. - 22 с.
189. Шевченко Т.И. Педагогическая основа формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М, 1985.- 16 с.
190. Шеллинг Ф.В.И. Философские письма о догматизме и критицизме // Соч. в 2-х тт. М.: Мысль, 1987. Т. 1 - 637 с.
191. Шип С. Компьютер как инструмент в музыкально-теоретических исследованиях // Первый всесоюзный семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов. — Ереван, 1977. -С. 217-221.
192. Шутикова М.И. Методические аспекты обучения информационному моделированию в профильном курсе информатики для классов гуманитарного направления: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 2000. — 16 с.
193. Щеголев А.Г. Программа учебного предмета "Информационное моделирование процессов в обществе". М., 1992. - 32 с.
194. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1992. - С. 16-200.
195. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования: Учебное пособие к курсу "Методология музыкально-педагогического образования" по специальности 030700 музыкальное образование. - М., 2001.-424 с.
196. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. - 96 с.
197. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969. -317 с.
198. Яценко Л.В. Природа творческой деятельности. Философско-методологический анализ; Автореф. дисс. докт. фил. наук. М., 1987. - 32 с.
199. Alphonce В. Music Analysis by computer a field for theory formation // Сотр. Mus. - 1980. - V. 4. - № 2. - P. 26-35.
200. Fryden L., Sundberg I. Perfomance rules of melodies: origin, functions, purposes. Intern. Сотр. Mus. Conf. Paris, 1984. - P. 198-199.
201. Gross D. Computer applications to music theory: a retrespective // Сотр. Mus. 1984. - V. 8 - № 4. - P. 35-42.
202. Rahn J. On some computational models of music theory. Ibid. 1981. - P. 13-15.
203. Risset J.-C. Stoshastic Processes in Music and Art // Lecture Notes on Physic, 1982 N 172. - P. 281-288.
204. Roads C. Grammars as representations for music // Сотр. Mus. J. 1979. - V.3. - № 1. - P 48- 55.
205. Xenakis I. Musiques formelles. Nouveaux prinsiples formels de composition musicale. Paris, 1963. - 261 p.