автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Место и роль творческих заданий при формировании коммуникативных умений учащихся 5-7 классов
- Автор научной работы
- Гордиенко, Оксана Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гордиенко, Оксана Викторовна, 2001 год
Введение.
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных умений школьников с помощью творческих заданий на материале произведений народной культуры.
§1. Кулыуроведческий и воспитательный потенциал обращения к произведениям народной культуры на уроках русского языка.
§2. Психологический аспект формирования коммуникативных умений на основе творческих заданий на материале произведений народного творчества.
§3. Лингвистическая база работы над коммуникативными умениями учащихся.
Выводы по главе I.
Глава II. Методические возможности взаимосвязанного формирования коммуникативных умений и творческого развития учащихся.
§1. Определение места творческих заданий в учебных материалах по развитию речи учащихся.
§2. Анализ программ, учебников и учебно-методических пособий.
§3. Отбор материала для организации творческих заданий.
§4. Типы и виды творческих заданий коммуникативной направленности (на материале произведений народного искусства).
Выводы по главе П.
Глава III. Анализ исходного уровня коммуникативных умений учащихся 5-7 классов.
§ 1. Организация констатирующего эксперимента.
§ 2. Анализ полученных в ходе эксперимента данных.
Щ Выводы по главе Ш.
Глава IV. Методика формирования коммуникативных умений школьников путем использования творческих заданий на материале произведений народного творчества.
§1. Задачи и содержание опытного обучения.
§2. Этапы и условия формирования коммуникативных умений школьников.
§3. Результаты опытного обучения.
Л Выводы по главе IV.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Место и роль творческих заданий при формировании коммуникативных умений учащихся 5-7 классов"
Настоящее диссертационное исследование посвящено проблеме речевого и творческого развития школьника в аспекте общих вопросов поиска методических путей и средств формирования языковой личности.
Ядром языковой личности (Г.И.Богин, Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, A.M. Шахнарович) является активная вербальная коммуникация, построенная на определенном индивидуальном опыте (ментальном, социальном, языковом) и широком тезаурусе. Такая деятельность становится действенной только тогда, когда языковая личность приобретает «интеллектуальные силы» (Ю.Н.Караулов), связанные с творческими проявлением самостоятельности и индивидуальности.
Одним из путей достижения цепи развития творческой самостоятельности детей является использование творческих заданий в процессе формирования коммуникативных умений учащихся.
Под коммуникативными умениями понимаются речевые умения, направленные на восприятие чужого и создание собственного текста. Творческое задание определяется как вид поручения учителя учащимся, в котором содержится предложение самостоятельно выполнить учебную речевую задачу оригинального содержания, направленную на создание текста, позволяющего школьникам проявить фантазию, воображение, свою индивидуальность в личностном подходе к теме, основной мысли, композиции, в подборе адекватных изобразительно-выразительных средств и передаче эмоционального отношения к материалу.
Как показывает проведенное нами исследование, уровень сформированности коммуникативных умений учащихся 5-7 класса, основанных на творческой самостоятельности школьников, невысок. На наш взгляд, такое положение объясняется целым рядом причин.
Во-первых, работа по формированию коммуникативных умений школьников проводится в основном на аналитических упражнениях и заданиях (определить тему, основную мысль, тип речи анализируемого текста и т.д.), почти при полном отсутствии заданий, основанных на синтезе умений, в то время как для более успешного речевого развития необходимы условия для самостоятельного творческого подхода к созданию текста. В.И.Белов пишет: «Потребность творчества <.> теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна». Без творческих стимулов «закрепляется социальное равнодушие личности, поощряя мысль о недоступности творчества для всех и для каждого». (Лад: Очерки о народной эстетике. - М., 1984, -С.320-321.).
Во-вторых, недооцениваются психологические особенности возраста учащихся 5-7 класса, для которых характерно наглядно-образное мышление. Психологами (Б.Г.Ананьевым, Л.Л.Бочкаревым, Р.С.Немовым и др.) доказана прямая зависимость активизации мотивационной сферы личности учащихся от эстетического переживания, в результате чего появляется внутренняя потребность в словесном оформлении своих мыслей, чувств. А.Ф.Лосев считал, что «в процессе общения люди не придерживаются строгой доказанности и логичности в своих высказываниях, часто руководствуясь эмоциональным восприятием мира» (Языковая структура. -М., 1983. — С.8.). Это дает основание говорить, что при обучении коммуникативным умениям необходим яркий эмоциональный стимул, который служил бы источником возникновения мотива речевой деятельности. Безусловно, решению этой проблемы способствует использование разнообразных средств наглядности (Г.Г.Городилова, Л.М.Зельманова, З.ШСурцева, Л.П.Прессман, Т.М.Фалина). Разработаны методики формирования коммуникативных умений школьников с помощью живописи (Т.А.Ладыженская, Л.А.Ходякова,
A.Н.Горчак), музыки (Г.Б.Вершинина, О.В.Куварзина), кино- и диафильма (Т.Н.Волкова, И.Ю.Кудина), иллюстраций и собственных рисунков школьников (Е.А.Кобелева, И.М.Михайлова). Важным средством наглядности и создания эмоционального и эстетического импульса для творческой работы могут быть произведения декоративно-прикладного искусства русского народа.
Выбор обучающей основы нашего исследования - произведения русского народного творчества - обусловлен следующими факторами:
1) особым интересом современного общества к вопросам, связанным с национальным самосознанием, а значит и связью родного языка с реалиями национальной жизни, что находит отражение в методических концепциях (М.Р.Львова, А.Д.Дейкиной, Т.К.Донской, О.П.Мистратовой, Т.Н.Волковой);
2) существующей ориентацией российской школы на идею гуманизации образования, учитывающей принципы гуманитаризации, фундаментализации и национального характера образования (А.М.Новиков), задачи формирования «человека культуры» (Н.Е.Щуркова), усиление эмоциональных компонентов в образовании (Б.Т.Лихачев, Б.Н.Неменский и др.);
3) достижениями этно- и психолингвистики, педагогики и методики, среди которых теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова), модель «Русская школа» (И.Ф.Гончарова, Л.Н.Погодиной), концепция школы «Диалога культур» (В.С.Библера, С.Ю.Курганова), культуровоспитывающая технология (И.Н.Закатовой, АЕ.Ольшаниковой) и др., позволяющие разработать новые линии в преподавании родного языка;
4) возможностью связи изучения родного языка с познанием родной культуры (Ф.И.Буслаев, И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский,
B.А.Сухомлинский и др.), овладением с помощью родного языка духовно-эстетическим богатством языка (М.Т.Баранов, Е.А.Быстрова, Е.М.Верещагин, А.Д.Дейкина, Т.К.Донская, В.Г.Костомаров, Г.М.Кулаева, Н.М.Шанский и др.).
Обращение на уроках русского языка к произведениям народного творчества: словесным (детский фольклор, фольклор из репертуара взрослых); музыкальным (народные песни, наигрыши, частушки и др.); драматическим (обряд как синтез искусств); изобразительным (лубки, набойки, изразцы, росписи на прялках и др.); декоративно-прикладным (хохломская, городецкая, архангельская, липецкая роспись по дереву; гжельский фаянс; скопинская керамика; лепная дымковская, каргопольская, филимоновская, абашевская игрушки; архангельская, богородская резьба по дереву; лаковые миниатюры Федоскина, Палеха, Холуя, Мстеры; вологодское кружево; плетение и резьба по бересте Томска и Великого Устюга; золотое шитье Торжка; павловские шали; жостовская роспись подносов) - способствует:
- качественному и количественному обогащению словарного запаса школьников искусствоведческой лексикой, активизации словаря учащихся изобразительно-выразительными средствами;
- ознакомлению школьников со многими языковыми явлениями в историческом аспекте (в силу довольно строгой регламентированности форм в фольклоре закреплены отдельные факты древнерусского языка); решению вопросов эстетического, патриотического и нравственного воспитания учащихся с опорой на их фоновые знания;
- повышению интереса к родному языку, родной истории и культуре, обогащению содержания урока, внесению элементов познавательной игры;
- активизации речевой деятельности учащихся с учетом их психологических возрастных особенностей, созданию мотивов для самовыражения (рефлексии) детей.
Актуальность избранной темы исследования определяется, вопервых, социальным заказом общества на цельную личность, способную к творческой реализации в процессе познания и преобразования мира, во-вторых, неразработанностью проблемы формирования коммуникативных умений с опорой на источник, побуждающий учащихся к рефлексии чувств и вербализации своих переживаний и мыслей, что содействует направленности личности ученика на самореализацию и самосовершенствование в его коммуникативной деятельности.
Цель диссертационного исследования - создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования коммуникативных умений с помощью творческих заданий на материале произведений народного творчества.
Объект исследования - процесс речевого и творческого развития учащихся 5-7 классов на уроках русского языка.
Предмет исследования - выяснение места и роли творческих заданий при формировании коммуникативных умений школьников 5-7 классов.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если на уроках русского языка шире использовать разнообразные виды творческих заданий, основанных на материале произведений народного творчества в органической связи с программным языковым материалом, то это будет способствовать:
- более эффективному формированию коммуникативных умений;
- развитию творческого воображения и творческой самостоятельности учащихся;
- повышению интереса школьников к родному языку, родной истории и культуре.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1) провести анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблемам исследования;
2) установить характер творческих заданий, их место и роль в развитии творческого мышления, воображения, фантазии школьников и формировании их коммуникативных умений;
3) выявить уровень сформированное™ коммуникативных умений школьников 5-7 классов;
4) определить коммуникативные умения, отражающие специфику творческой деятельности учащихся;
5) выработать критерии отбора материала для формирования коммуникативных умений на материале произведений народного творчества;
6) разработать типологию творческих заданий, направленных на формирование коммуникативных умений;
7) экспериментально проверить целесообразность и эффективность формирования коммуникативных умений с помощью творческих заданий на материале произведений народного творчества.
Для решения этих задач использованы следующие методы:
- анализ теоретической литературы в области психологии, педагогики, методики, лингвистики, культурологии по проблеме исследования;
- анализ учебников по русскому языку;
- анкетирование учителей и учащихся;
- диагностирование уровня сформированности коммуникативных умений и творческой самостоятельности учащихся 5-7 классов;
- обучающий эксперимент;
- анализ контрольных срезов
- обобщение полученных в ходе эксперимента материалов.
Теоретической базой исследования послужили труды русских философов (Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Д.С.Мережковского, П.А.Флоренского и др.), придававших большое значение национально-этническим ценностям в воспитании и образовании подрастающего поколения; педагогические основы патриотического, эстетического и нравственного воспитания (М.В.Ломоносова, К. Д. Ушинского, В.А.Сухомлинского, Б.ТЛихачева, Н.Е.Щурковой и др.) с помощью произведений народного творчества; психологические основы коммуникативной и творческой деятельности (П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Е.Л.Яковлевой и др.); лингвистические основы создания текста (И.Р.Гальперина, Н.Д.Зарубиной, Л.М.Лосевой и др.); лингвокультурологические исследования (А.Д.Арутюновой, В.В.Воробьева, Л.П.Доблаева, Ю.С.Степанова, О.Н.Трубачева, В.М.Шаклеина, С.И.Шаховского и др.), методические основы формирования коммуникативных умений (М.Т.Баранова, Е.А.Быстровой, А.П.Еремеевой, Н.А.Ипполитовой, А.Ю.Купаловой, Т.А.Ладыженской, С.А.Леонова, М.Р.Львова, Л.А.Ходяковой, и др.) и исследования восприятия образного слова в методике литературы (О.Ю.Богдановой, В.В.Голубкова, Н.А.Демидовой, Т.Ф.Курдюмовой, З.С.Смелковой, Л.В.Тодорова, В.Ф.Чертова и др. ).
Исследование проводилось с 1996 по 2001 год и включало в себя три этапа.
На первом этапе (19%-1999 гг.) обосновывалась проблема исследования, его актуальность, цели, задачи, гипотеза; определялись теоретические основы, для чего изучалась литература по проблемам воспитания, психолингвистики, лингвистики, методики.
На втором этапе (1999-2000 гг.) проводился констатирующий эксперимент, его анализ и описание, разрабатывалась программа и подготавливались материалы для проведения опытного обучения.
На третьем этапе (2000-2001 гг.) проводилось опытное обучение в 5-7 классах, обобщались результаты, намечались перспективы дальнейшей работы в избранном направлении.
Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены психолого-педагогические, лингвистические и методические возможности формирования коммуникативных умений учащихся с помощью творческих заданий на материале произведений народного творчества, определены их место и роль;
- с учетом психологических, педагогических и методических исследований разработаны критерии отбора искусствоведческого и наглядного материала в области народной культуры на уроках русского языка; выявлены типы и виды творческих заданий, обеспечивающих процесс формирования коммуникативных умений; создана методика формирования коммуникативных умений с помощью творческих заданий на материале произведений народного творчества;
- получены новые данные об уровне сформированности коммуникативных умений у школьников.
Практическая значимость заключается в том, что
- составлена программа опытного обучения и апробирована методика формирования коммуникативных умений с помощью творческих заданий на материале произведений народного творчества;
- отобран и проверен дидактический и наглядный материал;
- получены результаты исследования, полезные для вузовского курса методики преподавания русского языка, спецкурсов и спецсеминаров, педагогической практики студентов, для подготовки курсовых и дипломных работ.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения в области лингвистики, психологии, педагогики и и методически подкреплена личным опытом работы автора в школе и вузе. Выводы сделаны на основе опытного обучения, в котором приняли участие 263 учащихся 5-7 классов и в ходе которого проанализировано свыше 1000 письменных работ учащихся.
Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе экспериментального исследования в школе № 1291 г.Москвы, в гимназии с этнокультурным компонентом г.Оренбурга, при проведении спецсеминара со студентами IV курса Mill У на тему «Культурологические основы уроков русского языка», в работе научного кружка для студентов «Использование произведений народной культуры на уроках русского языка», а также в выступлениях, докладах, сообщениях диссертанта на межвузовских научно-практических конференциях: «Современный учитель русского языка: его научно-методическая подготовка, учебно-научная речь, общение с детьми в учебном процессе» (март 1999 г.), «Гуманитарное образование в школе: состояние, проблемы обновления» (май 1999 г.), «Актуальные проблемы усвоения речи на современном этапе» (февраль 2000 г.), «Методика преподавания русского языка: новый взгляд» (март 2000 г.), «Научно-методическое обеспечение процесса обучения в школе и вузе» (март 2001 г.), «Русская школа как система воспитания и образования» (январь 2001 г.). Результаты исследования отражены в 12 публикациях.
На защипу выносятся следующие основные положения:
1. Использование на уроках русского языка творческих заданий на основе произведений народного творчества активно способствует формированию коммуникативных умений, связанных с содержательным и языковым оформлением высказывания и особенно продуктивно в обучении школьников передавать свои мысли и эмоции в словесно-образной форме.
2. Опора на произведения народного творчества в преподавании русского языка создает условия для воспитания у школьников чувства гордости за свой народ, свою родную культуру и способствует созданию коммуникативных учебно-речевых ситуаций.
3. Сочетание различных видов творческих заданий содействует творческой самореализации личности в процессе изучения русского родного языка.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы по Главе III
Констатирующий эксперимент был направлен на определение исходного уровня сформированное™ у учащихся 5-7 классов коммуникативных умений, творческих способностей и выяснения уровня знаний школьников о народной культуре и уровня проявления интереса к ним.
Определение уровня сформированное™ коммуникативных умений устанавливалось по следующим критериям: I) умение создавать текст на заданную тему с учетом адресата, цели и стиля общения, 2) умение собирать материал в соответствии с темой и систематизировать его, создавая рабочие материалы, 3) умение отбирать языковые средства: их лексическое богатство, целесообразность, 4) разнообразие синтаксических конструкций, 5) объем высказываний, 6) умение отбирать уже известный литературный, научный материал для аргументации своей точки зрения и соотносить его с увиденным и (или) услышанным, вводить в свое высказывание прецедентные тексты,
7)умение из разных точек зрения на один материал выбирать наиболее близкую и поддерживать ее своими наблюдениями, умозаключениями,
8) уметь оценивать произведения искусства с точки зрения соответствия эстетическому идеалу русского народа, 9) умение грамотно словесно оформлять возникающие образы, чувства и эмоции, для чего уметь использовать оценочные слова, изобразительно-выразительные средства; самому отбирать уникальные языковые средства для передачи впечатлений и др.
Качественный и количественный анализ данных, полученных в результате выполнения учащимися диагностических работ, свидетельствует о низком уровне сформированности коммуникативных умений, однако было замечено, что от класса к классу (от 5 до 7) они повышаются. Наименее сформированным оказалось умение использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства языка (к 7 классу лишь 54% школьников умеют правильно употреблять изобразительно-выразительные средства языка). Практически несформированными оказались умения, связанные с анализом эстетики произведений народной культуры.
Анализ уровня проявления творческой самостоятельности школьников проводился на основе следующих критериев: 1 )оригинальный подход к теме (озаглавливание своего текста),
2)проявление своего индивидуального видения предметов и явлений,
3)подбор уникальных сравнений, метафор.
Результаты анализа работ позволяют считать, что развитие творческой самостоятельности учащихся в 5-7 классах находится на невысоком уровне.
При рассмотрении вопроса о соотношении уровня знаний школьников о народном искусстве и уровня проявленного интереса к нему выяснилось, что в процессе обучения учителя не используют богатые возможности материалов по народному искусству, что объясняется, как показало наше исследование, неразработанностью данного вопроса в методике преподавания русского языка. У будущих учителей-словесников тоже нет намерений использовать в практике своей работы со школьниками произведения народного творчества.
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу о необходимости детальной разработки методики формирования коммуникативных умений с помощью творческих заданий на материале произведений народной культуры.
Глава IV. Методика формирования коммуникативных умений школьников путем использования творческих заданий на материале произведений народного творчества
В данной главе содержатся материалы опытного обучения: его задачи, содержание (программы), описание методики и анализ результатов обучения.
§1. Задачи и содержание опытного обучения
Организация опытного обучения потребовала решения следующих задач:
1) определить принципы, на которых можно строить программу опытного обучения, включающую три составляющих: формирование коммуникативных умений, применение творческих заданий, использование материалов народного творчества;
2) разработать программу опытного обучения учащихся 5-7 классов с целью продуктивного формирования коммуникативных умений;
3) проверить на практике целесообразность предложенной методики.
На основе анализа теоретической литературы по методике, психологии, лингвистике и педагогике, а также базы данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами разработана программа опытного обучения, направленная на формирование коммуникативных умений у школьников с помощью творческих заданий на материале произведений народной культуры.
При разработке программы опытного обучения учащихся 5-7 классов были учтены следующие принципы:
I. Общедидактические:
1) принцип научности: формирование коммуникативных умений строится на достижениях современных наук (педагогики, психологии, лингвистики, методики);
2) принцип систематичности и последовательности: формирование коммуникативных умений осуществляется через систему упражнений, расположенных от простых к сложным, среди которых творческие задания занимают особое место;
3) принцип преемственности: формирование коммуникативных умений происходит от класса к классу по принципу нарастания трудностей; регулярные творческие задания играют важную роль в развитии естественного чувства языка и вырабатывают речевую способность учащихся преодолевать трудности речевой коммуникации;
4) принцип связи теории с практикой: формирование коммуникативных умений основывается на речеведческих знаниях, особенно востребованных посредством творческих заданий;
5) принцип сознательности и активности: интерес, пробуждаемый произведениями народной культуры, создает атмосферу активности, более полного включения в работу; при включении в учебный процесс творческих заданий, связанных с разными жанрами;
6) принцип наглядности: использование произведений народной культуры во всех ее жанрах способствует возникновению мотивации речевой деятельности;
7) принцип доступности: выбор наглядных средств с учетом их эстетики связан с возрастными особенностями школьников, охотно откликающихся на разные виды народного творчества;
8) принцип всестороннего развития личности: в процессе использования произведений народной культуры происходит нравственное обогащение и воспитание личности, развитие у школьников эстетического чувства и языкового чутья.
II. Частнометодические принципы:
1) внимание к материалу языка: анализируя названия разнообразных народных промыслов, изделий и их деталей, особенностей их производства, музыкальных инструментов, предметов быта и др., рассматривая произведения устного народного творчества с точки зрения богатства языковых средств, школьники приучаются внимательно относиться к русскому языку;
2) принцип межпредметной связи: в процессе формирования коммуникативных умений на основе произведений устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства осуществляется связь с уроками литературы, изобразительного искусства, музыки;
3) принцип внутрипредметной связи: формирование коммуникативных умений строится на основе освоения лексико-грамматического материала, учитывающего особенности наименований в русской культуре и возможности вербальной оценки эстетики предметов народных промыслов, произведений устного народного творчества;
4) функциональный принцип: в учебном процессе с привлечением словесного и изобразительного материала русской культуры рассматривается употребление в речи определенных языковых единиц, осваивается искусствоведческий словарь, строится самостоятельное высказывание.
В содержании программы опытного обучения отражены, во-первых, собственно программный материал лексико-грамматического и речеведческого характера, во-вторых, соотнесенность формируемых речеведческих знаний и коммуникативных умений, в-третьих, типология творческих заданий, в-четвертых, виды наглядного и дидактического материала.
При составлении программы определяющим было следующее положение ученого-психолога и лингвиста А. А. Леонтьева: «.Организованность речи совершенно не обязательно приобретается лишь в результате многолетнего практического опыта: последовательно переходя от менее трудных к более трудным речевым задачам, от большей к меньшей «опоре» высказываний, можно в относительно краткий срок активно сформировать у себя соответствующую систему умений». [106, с.28.] Разделяя позицию ученого, мы составили программу опытного обучения таким образом, чтобы на каждом последующем этапе учащийся получал меньше «опор» высказывания, оказывался в более сложной ситуации коммуникативного поиска средств для выражения своих мыслей и передачи своих эмоций.
Программа рассчитана на 35 уроков: 16 - в 5-х классах, 9 - в 6-х классах, 10 - в 7-х классах. Опытное обучение проводилось, за счет часов, выделенных программой по русскому языку на развитие связной речи в каждом классе, а также в процессе изучения программного материала на уроках по фонетике, лексике, грамматике. Следует заметить, что далеко не всегда нужно занимать полный урок творческим заданием, чаще всего это фрагмент урока, органично связанный с изучением основного материала по языку.
Программа опытного обучения представлена в табл. 16.
Заключение
Актуальность проведенного исследования обусловлена особой значимостью в обучении русскому языку работы по формированию коммуникативных умений школьников. Развитие гармонично развитой личности, обладающей языковой, коммуникативно- речевой и культуроведческой компетенцией, напрямую связано с формированием творческой самостоятельности и овладением в должной мере коммуникативными умениями и культуроведческими знаниями.
Данная работа представляет один из путей решения этой задачи.
В исследовании выделяются теоретическая и экспериментальная части.
Изучение теоретических источников по педагогике и психологии, лингвистике и методике позволило установить, что использование в процессе формирования коммуникативных умений творческих заданий, основанных на материале произведений народного творчества, позволяет не только расширить диапазон коммуникативных умений, но и увидеть новое их качество. Особенно продуктивно использование творческих заданий в обучении школьников передавать свои мысли и эмоциональные и эстетические переживания в словесной форме, находить адекватные языковые средства для их передачи. С опорой на труды психологов (Б.Г.Ананьева, Л.Л.Бочкарева, Л.С.Выготского, П.П.Сокольского и др.), педагогов (С.Н.Водовозова, Н.С.Карпинской, Е.И.Тихеевой, К.Д.Ушинского и др.), лингвистов (А.Д.Арутюновой, В.В.Воробьева, Ю.С.Степанова, В.Н.Телия и др.), методистов (Т.Н.Волковой, А.Д.Дейкиной, Т.К.Донской, О.П.Мистратовой и др.) была доказана необходимость включения произведений народного творчества в уроки русского языка.
Использование в качестве дидактических и наглядных средств предметов народной культуры, текстов о них и фольклорных источников в совокупности вызывает у учащихся интерес к урокам русского языка за счет внесения в него игровых моментов, неожиданных открытий в области языка и эстетики искусства, способствует нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию подростков, повышает уровень знаний школьников об истории, культуре, искусстве и языке своего народа, помогает в раскрытии перед учащимися истории языковых процессов, а главное - в соответствии с целями обучения родному языку способствует речевому развитию школьников и является источником их творческой деятельности. Использование творческих заданий на материале произведений народного творчества для формирования коммуникативных умений обусловлено тем, что для более успешного овладения речевой деятельностью необходим яркий стимул, который вызвал бы у учащихся желание поделиться своими мыслями, выразить возникшие эмоции, проявить свою индивидуальность. Как доказано психологами (Л.С.Выготским, З.М.Истоминой, А.В.Запорожцем и др.), продуктивность творческой деятельности зависит от сенсорного опыта и наличия эмоциональных и эстетических переживаний. Произведения народного творчества в силу эмоциогенности своего характера удачно вписываются во все этапы речевой деятельности (мотивация, планирование, операционный состав реализации и контроль), что является важным при формировании коммуникативных умений.
Было определено, что идея воспитания подрастающего поколения на основе родной культуры имеет давние корни, что отражено в трудах Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, М.А.Рыбниковой и др. Современные ученые (Г.Н.Волков, Б.Т.Лихачев, Б.Н.Неменский и др.) поддерживают идею использования комплекса видов родной культуры в воспитании школьников. Из анализа их трудов следует, что реализация культуроведческого подхода в обучении русскому «зыку содействует формированию у школьников образа национальной культуры, этно- и культуроведческой компетенции школьников.
Лингвистическими основами исследования послужили взгляды ученых (И.В.Арнольда, Н.Д.Зарубиной, И.А.Зимней и др.), считающих текст речетворческим произведением, продуктом речи, характеризующимся законченностью, завершенностью, связностью. Среди категории текста выделяются категории информативности, связности, интегративности, регулятивности. Выделенные категории напрямую связаны с формированием коммуникативных умений (см. Гл.1. §3).
Было выявлено, что перечень основных коммуникативных умений необходимо дополнить специальными, которые могут быть сформированы на основе творческих заданий на материале произведений народного творчества. Важнейшим коммуникативным умением, которое может быть сформировано с помощью творческих заданий на основе видов народного творчества - построение развернутого высказывания с обязательной передачей впечатлений и собственных эмоций с учетом определенных фоновых знаний. Построение такого высказывания предполагает последовательную работу по формированию следующих умений:
- отбирать уже известный литературный, научный материал для аргументации своей точки зрения и соотносить его с увиденным и (или) услышанным, вводить в свое высказывание прецедентные тексты;
- из разных точек зрения на один материал выбирать наиболее близкую и поддерживать ее своими наблюдениями, умозаключениями;
- уметь оценивать идею мастера и ее воплощение в изделии, находить адекватные этому словесные эквиваленты;
- уметь словесно описывать графическое, музыкальное или декоративное произведение, используя искусствоведческую лексику;
- уметь оценивать произведения искусства с точки зрения соответствия эстетическому идеалу русского народа;
- грамотно словесно оформлять возникающие образы, словесно оформлять свои чувства и эмоции, для чего уметь использовать оценочные слова, эмоционально-экспрессивную лексику, изобразительно-выразительные средства; самому отбирать уникальные языковые средства для передачи впечатлений;
- самостоятельно строить высказывания параллельного или последовательного сравнения предметов с опорой или без опоры на художественные, публицистические, искусствоведческие тексты.
С опорой на разработанную методику работы с текстом на уроках русского языка (Л.И.Величко, В.И.Капинос, А.Ю.Кугталова, Т.А.Ладыженская, Т.М.Пахнова и др.) и идеи лингвострановедения (Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров, Ю.Е.Прохорова и др.), известные из преподавания РКИ, было установлено, что использование текста на уроках русского языка активно способствует усвоению школьниками основ родного языка, знакомит их с функционированием в речи изученных языковых единиц, кроме того, текст имеет большие воспитательные возможности и может послужить источником творческой деятельности школьников. Это дает основание говорить о том, что разнообразные тексты о народном творчестве искусствоведческого, публицистического и художественного характера способствуют интересу к произведениям народного творчества и являются основой создания творческих работ школьников. Однако, несмотря на все достоинства текста о народном творчестве, в школьной практике они мало используются.
В соответствии с замыслом и логикой работы на экспериментальном уровне удалось решить разные задачи.
1. Разработана типология творческих заданий, основанных на материале народного творчества. В типологии выделяются три вида творческих заданий, каждый из которых соотнесен с конкретным источником воздействия и стимулирования творческой деятельности (см. Гл.1 §3).
2. Отобран и апробирован дидактический и наглядный материал. Отбор дидактического и наглядного материала для творческих заданий коммуникативной направленности проводился с учетом следующих критериев: доступность возрасту, способность вызвать интерес у школьников, наличие воспитательного потенциала, эстетическая ценность, возможность связи с изучением программного материала (лексико-грамматического и по развитию речи), способность стимулировать творческую деятельность школьников.
В ходе анализа разных видов народного искусства (детского фольклора, фольклора из репертуара взрослых, предметов декоративно-прикладного искусства, произведений народной графики) мы пришли к выводу, что указанным критериям соответствуют следующие виды народного творчества: все виды детского фольклора (за исключением дразнилок), былины, пословицы, поговорки, загадки, произведения народного театра, а также разного рода народные песни; почти все виды декоративно-прикладного искусства, особенно игрушки, и почти все произведения народной графики (лубочные картинки, изразцы, пряники и др.). При отборе текстов о народной культуре мы опирались на разработанные в методике критерии отбора материалов для уроков русского языка (В.А.Добромыслов, И.А.Фигуровский, Н.М.Шанский, Н.А.Пленкин, Л.А.Ходякова): объем не более 250 слов, познавательная ценность, образцовость с точки зрения использования речевых и художественно-изобразительных средств.
3. Разработана методика формирования коммуникативных умений школьников путем использования творческих заданий.
Подготовленная программа опытного обучения рассчитана на три класса (с 5 по 7) в соответствии с возрастными особенностями учащимися и логикой разработанной нами типологии творческих заданий. Система и объем заданий определялись целями уроков, ходом работы по темам учебной программы, необходимостью привлечения дидактического и наглядного материала.
В ходе опытного обучения были окончательно установлено место и роль творческих заданий при формировании коммуникативных умений.
Место творческих заданий определено, исходя из их соотношения с другими заданиями репродуктивного и репродуктивно-продуктивного типа. В системе упражнений творческие задания должны стать важной составляющей работы по формированию коммуникативных умений, ключевыми в динамике развития личности школьника.
Роль творческих заданий, построенных на материале произведений народного творчества, при формировании коммуникативных умений состоит в том, что с их помощью приобретается коммуникативная компетенция, происходит развитие творческой самостоятельности учащихся, развитие этно- и культуроведческой компетенции школьников, лучше, естественнее усваивается родной язык. Школьники убеждаются в том, что язык связан с исторической памятью народа. В доступной для учащихся форме доносится до детей мысль, что язык любого народа, по словам Л.И.Скворцова, - исторический аккумулятор его культуры. Осуществляется формула В.II.Острогорского в преподавании родного языка: «Дух языка - дух народа».
Результаты опытного обучения показали, что уровень сформированности коммуникативных умении учащихся 5-7 классов значительно повысился. В первую очередь это проявилось в обогащении словаря школьников. Значительно расширился объем высказываний школьников, увеличилось количество микротем в их работах. Повысился процент работ учащихся, соответствующих теме, основной мысли, стилю и типу речи, наблюдался оригинальный подход к работам, школьники стали стремиться как можно точнее и выразительнее передавать свои мысли и впечатления. Это сказалось на развитии творческого потенциала школьников, развитии их языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции. В работах учащихся экспериментальных классов было отмечено владение умением отбирать литературный и научный материал для подтверждения своей точки зрения, умение соотносить его с увиденным и (или) услышанным, учащиеся научились выбирать из нескольких точек зрения наиболее им близкую и поддерживать ее своими наблюдениями и умозаключениями. В работах семиклассников замечена оценка произведений народного творчества со стороны соответствия его эстетическому идеалу русского народа.
Анализ работ учащихся экспериментальных классов с точки зрения проявления творческой самостоятельности показывает, что у школьников возрос уровень творческой активности, которая выразилась в умении передавать в своем тексте эмоциональные и эстетические переживания, фантазию и продукты воображения, в оригинальном подходе к теме, основной мысли, композиции своей работы, использовании адекватных изобразительно-выразительных средств. Учащиеся экспериментальных классов в своих работах проявили не только эрудицию, но и показали высокий уровень сформированности эстетических и духовных качеств, ценностный взгляд на культуру и язык своего народа. Это позволяет говорить о том, что в процессе формирования коммуникативных умений с помощью творческих заданий на основе произведений народного творчества происходит активное формирование гуманитарно направленной языковой личности.
Полученные результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Были получены данные, что формировать коммуникативные умения у школьников 5-7 классов можно с помощью системы творческих заданий, которые создают для учащихся условия самовыражения, способствуют повышению эрудиции школьников, формированию ценностного взгляда на родной язык.
Таким образом, опытная проверка свидетельствует об эффективности разработанной методики формирования коммуникативных умений с использованием творческих заданий, построенных на материале произведений народного творчества.
Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем, связанных с формированием коммуникативных умений учащихся. Перспективы работы видятся в разработке методики развития коммуникативной компетенции школьников 8-11 классов, для чего необходимо дополнительное изучение вопросов психологии старших подростков и иной подход к отбору материала и типологии творческих заданий, а также с разработкой материалов для подготовки студентов, будущих учителей-словесников к работе в школе по описанной нами методике.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гордиенко, Оксана Викторовна, Москва
1. Авермнцев С.С. Попытки объясниться: беседы о культуре. —М., 1981.-115 с.
2. Актуальные проблемы развития речи учащихся /Под ред.А.П.Еремеевой. -М., 1980. -128 с.
3. Алдошина М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора). Автореферат Дисс. канд. пед. наук. -М., 1997. -18 с.
4. Андреева Н.Н. Индивидуальные творческие работы учащихся в обучении. Дисс. канд. пед. наук. —М., 1967. -16 с.
5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. -М, 1986. -354 с.
6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987. -383 с.
7. Антонова Е.С. Тайна текста //Русский язык в школе №5, 2000. -С.5-8.
8. Арупонов С.А. и др. Язык культура- этнос. -М., 1994. -214 с.
9. Арнольд И.В. Лингвистический и стилистический контекст // Стиль и контекст. -Л., 1970. -118 с.
10. Арнхейм М. Новый очерк по психологии искусства. —М., 1994. -224 с.
11. Арская АР. Творческие работы как средство привития интереса к предмету. //Русский язык в школе. -№ 1,1975. -С.12-14.
12. Астафьева Л.А Парашделелизм в лирических песнях. //Фольклор как искусство слова. -М., 1981. С. 18-24.
13. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. //Русский язык в школе №3,1993. -С. 31-35.
14. Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. —М., 1991. -57 с.
15. Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка. //Русский язык в школе №4, 1979. С.20-24.
16. Баранов М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в IV-VIII классах. //Русский язык в школе. -№ 3, 1976. -С.10-12.
17. Бартрам Н.Д. Игрушка, ее история и значение. М., 1979. -87 с.
18. Бахтин М.М. Проблема текста. // К философским основам гуманитарных наук. -СПб., 2000. -351 с.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979. -384 с.
20. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике. -М., 1981. -151с.
21. Бердяев Н.А. Мир творчества.// Самопознание. -М., 1998. -473с.
22. Бердяев Н.А. Психология русского народа. //Судьба России. -М., 2000. -437 с.
23. Библер B.C. Диалог и коммуникация философские проблемы //Вопросы философии. -№7,1989. -С.24-29.
24. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. -М., 1995. ч 1,2. -288 с.
25. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. -М., 1984. -95 с.
26. Богоявленская Д.В. Пути к творчеству. —М., 1981. —118 с.
27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. -183 с.
28. Болотова Н.С. О статусе коммуникативной стилистики текста и перспективах ее развития. // Изв. Алтайского гос. ун-та. -1998, №3. С.6-9.
29. Быстрова Б.А. Коммуникативная методика преподавания русского языка. //Русский язык в школе № 1,1996. -С.5-8.
30. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. -Л., 1941. -243с.
31. Василенко В.М. Избранные труды о народном творчестве. -М., 1974. -121 с.
32. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. —М., 1983. -54 с.
33. Велюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. -М., 1976. -85 с.
34. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингво-страноведение в преподавании русского языка как иностранного. -М., 1990.-215 с.
35. Вержбицкая А.П. Культура. Познание. -М., 1997. -93 с.
36. Вершинина Г.Б. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки с системе работы над коммуникативными умениями. Автореферат Дисс. доктора пед.наук. -М., 1996. 32 с.
37. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963. -327 с.
38. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Мир, 1926, вып.У. -131 с.
39. Волков Г.Н. Этнопедагогика. -М., 2000. -98 с.
40. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб, 1997. -63 с.
41. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. М., 1982. -214 с.
42. Гальперин И.Р. О понятии «текст». //Вопросы языкознания, № 4. 1974. -С. 32-37.
43. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. -М., 1988. -60 с.
44. Гессен С.И. Введение в прикладную философию -М., 1085. -114с.
45. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. -М., 1986. -37с.
46. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников. — М.,1986.-75с.
47. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. —М., 1979. 204 с.
48. Григоренко В.А. Использование загадок на уроках русского языка при изучении имени существительного и имени прилагательного. //Русский язык в школе. -№ 6,1996. -С.33-36.
49. Гумбольд В. Язык и философия культуры. -М, 1985. —105 с.
50. Гуткина Н.Д. Поэтика слова в русских народных пословицах. //Русский язык в школе. -№ 4,1994. -С. 12-13.
51. Даль В.И. Пословицы русского народа. -М., 1997. -437 с.
52. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -М., 1994.
53. Данилов М.А. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. -Казань. 1972. -273 с.
54. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //Русский язык в школе. 5, 1993. -С.5-9.
55. Дейкина А.Д. Культурологическая работа со шкойЬйиками в контексте уроков русского языка //Научные труды ML if'У. Серия «Гуманитарные науки». -М., 1997. -С.57-59. г
56. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. -М., 1990. -176 с.
57. Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык //Научные труды Mill У. Серия «Гуманитарные науки». -М., 1994. -С.35-37.
58. Дейкина А.Д. Художественное своеобразие малого жанра //Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. -М., 1991. -С.21-25.
59. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-минианоры на уроках русского языка. Пособие для учителя. -М., 1998. —142 с.
60. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. -М., 1982. -109 с.
61. Добромыслов В.А. Развитие речи учащихся V-VII классов. —М., 1963. -127 с.
62. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М., 1978. -85 с.
63. Донская Т.К. Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку. //Русский язык в школе. -№1,1991. -С.16-18.
64. Донская Т.К. Русская национальная школа: проблемы и решения. -СПб., 1998. -54 с.
65. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М., 1984. -84 с.
66. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -СПб., 2000. -254с.
67. Еремеева А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка. Дисс. докт. пед.наук. -М., 1991. -44 с.
68. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Язык. Реч. Творчество. -М., 1998. -274 с.
69. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // Язык. Реч. Творчество. -М., 1998. -276 с.
70. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся Ш-VII классов // Язык. Реч. Творчество. -М., 1998. -270 с.72.3анков Л.В. Избранные педагогические труды. -М, 1990. -115 с.
71. Запорожец А.В., Неверович А.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка //Вопросы психологии, № 6. 1974. С.29-31.
72. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистические и методические аспекты. — М., 1981.-85 с.
73. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М., 1985. -74 с.
74. Золотова Г.А. О лингвистических основах коммуникативной типологии речи. //Русский язык за рубежом.№ 5. 1982. -С.17-19.
75. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. -М, 2000. -115 с.
76. Изард К. Психология эмоций. -СПб., 2000. -225 с.
77. Ильенко С.Г. Три аспекта коммуникативно-стилистического анализа художественного текста как целостного образования. //Текст: аспекты сверхфразовой организации. -СПб., 1997.1. С.57-62.
78. Ильин И.А. Творческое созерцание. Идеи творческого акта. -М., 1996.-218 с.
79. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. -М, 1992. -128 с.
80. Казарцева О.М. Культура речевого общения. -М., 1998. -4% с.
81. Калашникова Б.А. Функционирование приема психологического параллелизма в былине. //Язык русского фольклора. -Петрозаводск. 1996. -С.6-9.
82. Канакина Г.И., Пронцова Г.В., Петрунина В.М., Сазонова Г.М., Гурьянова Л.Б. Уроки русского языка. -Пенза, 1995. -37 с.
83. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. -М., 1994. -153 с.
84. Капинос В.И. Речеведческие понятия: их специфика и функция в школьном курсе русского языка. //Русский язык в школе. -№ 1, 1988. -С.29-38.
85. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.253 с.
86. Каршинова Л.В. Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры. -Автореферат Дисс. канд. пед. наук. -М., 2000. —16 с.
87. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. -СПб., 1997. -103 с.
88. Кобелева Б.А. Формирование коммуникативных умений старшеклассников на материале иллюстраций к литературному произведению. Автореферат Дисс. канд. пед. наук. -М., 1997. -16с.
89. Кожина А.Н., Крылов О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. -М, 1982. -271 с.
90. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1993. -218 с.
91. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. -М., 1984. -191 с.
92. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. -М., 1971. -201 с.
93. Концепция образовательной области филология в 12-летней школе. Русский язык. №4, ноябрь 2000. -С.4-9.
94. Крутиков В.А. Образ «человека культуры». -М., 1988. -25 с.
95. Куварзина О.В. Педагогические условия развития речевой деятельности подростков на основе музыки. Автореферат Дисс. канд. пед. наук. -Шуя. 2000. -22 с.
96. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литералу;» как предмет эстетического цикла. -М., 1992. -64 с.
97. Кулаева Г.М. Работа над эстетической функцией слова в 5-7 классах средней школы. Автореферат Дисс. канд. пед.наук. -М., 1999. -16 с.
98. Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 5 классе. Методическиерекомендации. -М., 1996. -111 с.223
99. Кушаев Н.А. Теория эстетического воспитания. М., 1978. -77с.
100. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М., 1975. -154 с.
101. Ладыженская Т.А. Типология и структура учебников русского языка (с точки зрения развития речи) //Проблемы школьных учебников. -Вып.6. -М., 1978. -С.27-34.
102. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. Учебник для 5 класса образовательных учреждений. -М., 2000. -303 с.
103. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы. -М., 1999. -281 с.
104. Леонтьев А.А. Научите человека фантазии. (творчество и развива- ющее образование) //Вопросы психологии. -1998. № 5. -С.27-32.
105. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции //Психология эмоций: тексты. -М., 1984. -С.55-62.
106. Лингвистические знания основа умений и навыков /отв. ред. Т.А.Злобина. -М., 1985. -63 с.
107. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. -М., 1993. -273 с.
108. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. -М., 1997. -200 с.
109. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. -118с.
110. Лосева Л.М. Как строится текст. -М., 1980. -93 с.
111. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. -М., 1970. -105 с.
112. Лурия А.Р. Курс общей психологии: мышление и речь. -М., 1970. -307 с.
113. Львов М.Р. Основы теории речи. -М., 2000. -248 с.
114. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М., 1988. -140 с.
115. Львов М.Р. Школа творческого мышления. —М., 1997. -105 с.
116. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения. -М., 1974. -137 с.
117. Маслова В.А. Лингвокультурология. -М., 2001. -208 с.
118. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. —М., 1987. -97 с.
119. Межпредметные связи в преподавании русского языка. /Сост. Н.Н.Ушаков. -М., 1977. -176 с.
120. Мейлох Б.С. Художественное восприятие. -Л., 1977. -215 с.
121. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. -М., 1989. -218 с.
122. Методика преподавания русского языка. /Под ред. М.Т.Баранова. -М., 1990. -137 с.
123. Методика развития речи на уроках русского языка. /Под ред. Т.АЛадыженской. -М., 1991.-151 с.
124. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. -М., 1999. -83 с.
125. Мизина Ю.И. Творческая работа учащихся как средство развитая их познавательной самостоятельности. Автореферат Дисс. канд. пед. наук. -М., 1977. -27 с.
126. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка с использованием изобразительной наглядности. Дисс. канд. пед.наук. -М., 1999. -133 с.
127. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. -М., 1966.-113 с.
128. Молодцова С.Н. Система работы по стилистике русского языка в школе. Пособие для учителя. -М., 1978. -86 с.
129. Москальская О.И. Грамматика текста. -М., 1981.-142 с.
130. Начальное образование в России. Инновации и практика. /Сост. В.Давыдов. -М., 1994. -77 с.
131. Немов Р.С. Общие основы психологии. М., 2000. -233 с.
132. Немов Р.С. Психология образования. -М., 1997. -163 с.
133. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие вопросы психологии. -М., 1997.-141 с.
134. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). -Улан Уде. 1974. -136 с.
135. Никитина Е.И. Русская речь. -М., 1993. -211с.
136. Николаев О.Р., Федоров С.В. Феномен культурной памяти и функциональная структура школьного гуманитарного образования //Гуманитарное образование в школе: состояние, проблемы обновления. М., 1999. -С. 22-25.
137. Обучение устной речи учащихся в школе на уроках русского языка и студентов филфаков педвузов. / Сост. М.Т.Баранов.-М., 1995. -128 с.
138. Одинцов В.В. Стилистика текста. -М., 1980. -101 с.
139. Патриотическое воспитание на уроках русского языка. /Сост. М.Т.Баранов. -М., 1985. -92 с.
140. Пахнова Т.М. Речевая среда в формировании школьников. // Русский язык в школе №2,2000. -С. 19-23.
141. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник /Научн. ред. Т.А.Ладыженская. -М., 1993. -207 с.
142. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. // Вопросы психологии. 1965., № 6. -С.16-18.
143. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. -М., 1976.-104 с.
144. Пленкин Н.А. Умения создавать текст. //Русский язык в школе №5,1981. -C.17-2L147. «По волне моей памяти». Методические рекомендации учителю русского языка к проведению сочинений по впечатлениям /Сост. Т.М.Фалина. -М., 2000. -66 с.
145. Пономаре^Е.А. Психология творчества и педагогика. —М.,1976,-69с.
146. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике, -т.1. -М., 1958. -124 с.
147. Потебня А.А. Мысль и язык. -Киев. 1993. -113 с.
148. Проблемы развития речи в школе и вузе. /Сост. И.Н.Зайдман. -Новосибирск. 1993. -67 с.
149. Программа по русскому языку под ред.М.В.Панова //Русский язык. №43 (115), ноябрь 1997. -87 с.
150. Психологический словарь. -М., 1990. -257 с.
151. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 и 10-11 классах и подготовка студентов педвузов к работе в школе /Сост. А.Д.Дейкина. -М., 1999. -167 с.
152. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. -М., 1999. —126 с.
153. Рогов Е.И. Эмоции и воля. -М., 1999. -123 с.
154. Рослякова Г.Н. Воспитание юных россиян. -Воронеж. 1996. -97с.
155. Рубинштейн Р.Л. Основы общей психологии. -СПб, 2000. -245с.
156. Русский язык: Энциклопедия. /Под ред. Ф.П.Филина. -М.,1979. -331с.
157. Русское народное слово в историческом аспекте. /Сост. В.Н.Рогова -Красноярск. 1984. -177 с.
158. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. -М, 1993. -174 с.
159. Смелковская З.С. Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе. -М., 1987.
160. Снегирев И.М. Русские в своих пословицах. -М., 1831. -т.1. -126 с.
161. Солганик Г.Я. От слова к тексту. -М., 1993. -183 с.
162. Солганик Г.Я. Стилистика текста. -М., 1997. -117 с.
163. Сорокин Ю.А. Текст, цельность, связность, эмоциональность. //Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. -М., 1993. -С. 22-25.
164. Сочинение-этюд. Пособие для учителя русского языка. /Сост. О.П.Мистратова. -Калининград. 1990. -147 с.
165. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. -М., 2000. -143 с.
166. Сухомлинский В.А. Собр. соч. т.З. М.: Педагогика 1976. -218с.
167. Текст на уроках русского языка /Сост. М.Т.Баранов.-М., 1994. -219 с.
168. Текучев А.В. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания. -М., 1982. -287 с.
169. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. Вып. 11. -М-Л., 1976. -108 с.
170. Тихеева Е.И. Родная речь и пути ее развития. -М., 1999. —171с.
171. Тшценко Н.В. Безличные глаголы в русской волшебной сказке //Язык русского фольклора. -Петрозаводск. 1996. -75 с.
172. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования //Педагогика № 8,1999. -С.21-24.
173. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. -М., 1995. -197 с.
174. Тумина Л.А. Кружок «Сочини сказку». -М., 1998. -385 с.
175. Учебные стандарты школ России. /Под ред.В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.НЛазуговой. -М., 1998. -187 с.
176. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. -Т.2. -М., 1954. -283 с.
177. Уфимцева Н.В. Этическое и языковое самосознание. -Новосибирск., 1994. -190 с.
178. Федеральный закон «Об образовании». -М., 19%. -31 с.
179. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. -Курск. 1994. -185 с.
180. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. -Харьков. 2000. -193 с.
181. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся. /Сост. Т.АЛадыженская. -М., 1985. -119 с.
182. Формирование у учащихся интеллектуально-речевых умений /Под ред.Т.АЛадыженскои, М.Т.Баранова. -М., 1987. -204 с.
183. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. —М., 2000. — 154 с.
184. Ходякова Л.А. Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины . //Русский язык в школе №6, 1991. -С.15-22.
185. Художественный текст как объект лингвострановедческого анализа и материал учебной работы. /Сост. Т.Н.Черняховская. — М., 1997.-118 с.
186. Чернышев В.В. Текст загадки как сложное синтаксическое целое И Язык русского фольклора. -Петрозаводск. 1988. -С.24-28.
187. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. -М., 1994.-129 с.
188. Чижова Т.Н. Основы методики обучения стилистике в средней школе. -СПб., 1998. -174 с.
189. Что значит знать язык и владеть им. /Под ред. Н.М.Шанского -М., 1989.-186 с.
190. Шаклеин В.М. Лингвокультурная ситуация: структура и вопросы исторической реконструкции. Автореферат Дисс. д-ра филол. наук. М., 1997. -39 с.
191. Шаховский В.И. Проблема эмотивного текста. -Волгоград. 1998. -154 с.
192. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. -М., 1996. —146с.
193. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России. -Шуя. 1994. -132 с.
194. Этнопсихологический словарь /Под ред. В.Г.Крысько. -М., 199^
195. Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды. //Русский язык в школе №6,1991. -С.23-27.
196. Языковая системность при коммуникативном обучении /Сост. О.А.Лаптева. -М., 1988. -С.30-32.
197. Якиманская И.С. Развивающее обучение. -М., 1979. -103 с.
198. Якобсон П.Н. Психология художественного творчества. —М., 1974. -143 с.
199. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М., 1997. -189 с.
200. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личности и творческого развития //Вопросы психологии. -1997. № 7. -С.19-23.
201. Яковлева С.С. Фрагмент русской языковой картины мира. М., 1992. -214 с.
202. Язык и культура. Третья международная конференция. Доклады. Киев, 1994. - 307 с.