автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Метод обучения грамоте Г. Агаяна
- Автор научной работы
- Ярамишян, Мира Бениковна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ереван
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Метод обучения грамоте Г. Агаяна"
9 в М1Р '$33 ЛРНЯНСШ. ГОСУДАРСТВЕН,И
шудожшшши институт \шт х.леовнпл
Па правах рукописи
ЯРЛМЮШ МНР/, Ш11Ш311Л
ЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Г.АГАША
Специальность 13.-00.02 - Методики преподавания армянского языка
Лито р о ф е р а т диссертации па соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Ереван - 1993 г.
Работа выполнена па кафедре армянского ланка и методики начального обучения Лрылникого государственного педагогического института им. X. Лбоняна
Научный руководитель - доктир филологических наук,
профессор Р.А.Баграмлн
Официальные оппоиенгн -доктор фИЛОЛОГИЧеСКИХ ШJK
професор С.В.Гюлъбудагяи;
хсондидат педагогжческх наук
доцент Ц.Р.Симонян.
Ведущая организация - щ педаГОХ'ЖЧвCKI/liT Наук '
апреля\U
Г l'j'J3 г. и ' v часои па
заседании Специализированного сонота по защите дис-
сертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Армянском государственном педагогическом институте им. X.Лбоияца /375010,Креван-Ю,ЛГ1Ш.yju ^шиши^й^то-ио с диссертацией можно ознотсомитшй É ойотшотеке
института
"/Я'
Автореферат: разослан "/О" МЭрТЭ. г.
/ Ученый чекретарь Специализированного сонета, '
кандидат педагогических наук, доцент ^ Г. 13.г.1нрзоли
а
История армянском педагогики своими корнями уходит в далекое прошлое. Изучающий эту историю найдёт в ней славные страницы, удивится жаждущему знаний армянскому народу, восхитится теми подвигами, которые самоотверженно совершали многочисленные поколения известных и неизвестных учителей и организатора педагогического дела. Даже под игом поработителей армянин-труженик оставался верным своим святыням, никогда по терял своей надезды и нерп в светлое будущее и делал всё, чтоб» сбросить иго рабства и сохранить свою •культуру. В борьбе за это он в большой мере обязан армянской письменности, литературе, школе и, конечно, учителям.
Армянская педагогическая мысль имеет богатые и не изученные до конца традиции.
Актуальность теми обусловлена тем, что в течение веков разрабатывались многочисленные методы обучения грамоте, многие из которых не выдержали испытания временем.
Однако каждый из этик методов содержит в себе рациональное зерно, в какой-то мере обогатил современный метод обучения грамоте.
Наша работа является попыткой показать роль и место ана-литико-сиитетического звукового метода, или метода Г.Агаяна, в истории обучения грамоте.
i.-.етоды иселе цовапия. В работе широко использованы принципы и методы дидактики и различных методик: методики преподавания армянского языка, методики обучения русскому языку, методы противопоставления и лингвистического сопоставления.
В работе использованы буквари-учебники и труды известных методистов, нанимающихся вопросами обучения грамоте.
Цель и задачи исследования. Наша цель - изучить методы
обучения грамоте в армянской школе 19-го века и аналитшсо-синтетический звуковой метод Агаяна, и частности: проследить каким изменениям подвергся этот метод обучения начиная с великого просветителя Х.Абовяна до Г.Агаяна и по сегодняшний день.
Основываясь на собранном фактическом материале, мы пытались решить следующие задачи:
а/ пояснить, какие методы применялись в прошлом в армянской школе и каковы их результаты;
б/ 'какое влияние оказали эти методы на современную методику обучения грамоте;
в/ показать достойное место Х.Абовяна в процессе внедрения звукового метода;
г/ обосновать роль Г.Агаяна как дальнейшего реформатора аналитико-синтетического звукового метода.
Новизна исследования определяется целями и задачами диссертационной работы.
В данной работе впервые детально и критически представлен аналитико-синтетический звуковой метод и возможности его применения, показана обучающая роль букваря-учебника, составленного на основе того же метода Г.Агаяна.
Теоретическая и практическая ценность исследования.Ис-следование аналитико-синтетического звукового метода, или метода обучения грамоте Г.Агаяна, имеет ¡сак теоретическое, так и практическое значение. Научный тезис может быть использован теми, кто занимается вопросами педагогики и методики обучения языку, а также преподавателями школ и студентами вузов.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и била одобрена
на кафедрах армянского языка и литературы, педагогики и психологии Степанакертского отделения Ванадзорского педагогического института, а также на кафедрах армянского языка и методики начального образования, общей педагогики и педагогики начального обучения Ереванского армянского государственного педагогического института имени Х.Абовяна. Основные положения диссертации отражены в опубликованных статьях и материалах научных конференций, которые были проведены на базе. Степанакертского пединститута в 1986-1937 гг.
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка попользованной литературы. Общий объём ... машинописных страниц.
Содержание работы. Во введении определяются цели, предмет и задачи диссертации, дается также краткое описание методов исследования, трактуется их практическая и теоретическая новизна.
Глава I. ЭВОЛЮЦИЯ ЖТОДЛ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Изучая историю методики обучения грамоте, мы знакомимся не только с конкретными методами и формами обучения, но и с их теоретическими основами. Поэтому для выяснения основ обучения грамоте необходимо проанализировать конкретное содержание обучения, используемые методы и учебники.
Педагогическая система со своими формами того времени известна под названием "халифской" / [''(«[.Фи^ш^ш'и /. ¿ся её сущность основана на механическом обучении. Ребёнок в книге видел только буквы и слоги, которые должен был схематично заучить наизусть. Книга же оставалась для него непонятной /грабар- древнеармянский/.
С трудом одолев грамоту, ребёнок переходил к выполнению ненужных, "отупляющих" упражнении, например: прочитать целый канон по Псалму по слог™, потом "скитаться" в молитвах Часослова и так многие годы, после чего слова необходимо било "убивать" годы над четырьмя томами "Философии" Ковтна - шедевра средневековой католическом схоластики.
За всю историю своего функционирования этот метод был инструментом отпугивающим и отталкивающим учащихся. Эта старая педагогическая действительность продолжала деиотво-ватьв в таких известных и передовых школах, как Лазаревская гимназия в Москве,-Нерсесяновская гимназия в Тбилиси. Здесь не только не могли создать новый метод для обучения родному языку, но и 15 традициях гимназий было следовать за старым методом. Таким образом, древним язык грабар- оставался господствующим, а система обучения грамотности дальше традиционного "букваря" 'или "грамматики" не шла.
Старая школа была школой заучивания наизусть.
Воссоздать общую картину образования и педагогического дела изучаемого периода нам помогло рассмотрение так называемых школьных принадлежностей. Одны из важных предметов, относящихся к ним стал амфолит,- чёрный, смолистый сланец /щЫ[|[ш1 /, без чего невозможно было обучение грамоте. Эта доска вошла в обиход ещё с У века и применялась вплоть до половины XIX века. Ученик пользовался ею ь целях овладения грамотой и в хо-. де выполнения письменных упражнений, не располагая настенной доской. Указанная доска для ученика служила и как учебник и как тетрадй и как доска. На этой доске учитель для каждого ученика в отдельности писал по одной букве, чтобы учащиеся читачи, учили, имитировали до тех пор, пока учитель сам не
убеждался в том, что ученик усвоил ту или иную букву.
Для обучения грамоте учащихся исключительное значение имеет не только то, каким способом обучать, но и как обучать. Факты истории показывают что в армянской школе использовался ряд интересных способов обучения, таких, как способ чтения "громко", способ чтения "молча","закон пятилетнего молчания" и т.д.
Большой интерес представляли методы обучения учителем народной школы города Кутина /Котахия/ Тете,- он один из тех малочисленных; педагогов, которые стремились упростить и облегчить процесс обучения грамоте.
Трудности методов обучения грамоте заставляли крупных мыслителей искать .новые способы, облегчающие обучение грамоте.
Армянская школа и педагогическая мысль интенсивно развивались в XIX веке.
Однако, к сожалению, недостаточность точных и достоверных сведений о развитии школы данного периода, имеющиеся отдельные статьи разных авторов, сведения л оценки, нашедшие место в разных архивных документах часто противоречивы.
В большинстве школ чтению обучали не по единым учебникам, а по случайным книгам, обучение чтению проводилось средневековым догматическим методом, а передовые учителя подвергались постоянным гонениям.
В борьбе против старых, консервативных педагогических понятий смелыми пионерами были Х.Абоьян, одухотворенный передовыми образовательными идеями, Ст. Пазарянц, Пик. Зораян, Г.1. Иалбапдян, II. Тер-Гевондян.
Армянская молодежь сыграла определенную роль в области создания .учебпо-методическои литературы, отражающей препода-
в.
вание разных предметов и общих педагогических проблем. Так, в 1869 году студенчество университета составляет "Инструкцию обучения чтению и письму по-армянски" звуковым методом, а также в армянских школах распространяют подвижные буквы и тем самым придают новую силу и новый толчок делу, начатому в первой половине 19 века Х.Лбовяном, т.е. пытаются организовать обучение грамоте звуковым методом.
X. Абовян, как и некоторые его предшественники и последователи был искателем нового метода обучения. /Он применил метод, который, однако, современниками не был принят, и только после его смерти бил оценен по достоинству/. 13 своей статье "Замечания относительно целей начальной книги нового армянского языка", излагая принципы создании своей книги "На-хашавиг", содержащей описание звукового метода, X. Лбовян писал: "Таким образом, я основное внимание акцентировал на то, чтобы именно в начале книги, руководствуясь принципами Нимайера и Стефании, дать указание относительно чтения и письма и показать звуковой метод, который я сам вначале применил на нескольких частных учениках и добился успехов настолько, что ученики 5-6 лет сразу же ггосле ознакомления с буквами /их очертаниями/ смогли слагать целые слова в речь и в течение нескольких дней научились читать по-армянски и по-русски". -1В методическом предисловии к книге "Иахашавиг" X. Абовян обстоятельно объясняет сущность своего метода, дает учителю подробные указания, как применять этот метод.
Учебник, который сочетал в себе одновременно и функции
1 X.Абовян. Поли.собр.соч.,т.5,Ереван,£950,с.49 /ни арм.языке/
У
букваря, и функции книги по чтению, рассматривался как новое явление по сравнению с учебниками армянского языка, написанными на древнеармянском языке, трудноусваиваемыгли и схоластичными. Книга не только отрицала средневековый буквослага-тельный метод, выдвигая взамен звуковой, то есть буквы восн производились /воспринимались/ в своём естественном, звучании.
Великим просветитель, используя "Пахашавиг" в стенах своего пансиона, показал, что этим способом в течение всего лишь 2-х месяцев можно обучить письму.
Согласно звуковому методу X. Абовяна, буквы должны иметь естественное произношение. Обучив буквам, учитель читает или записывает на доске маленький детский рассказ, затем передает его содержание, повторяя пересказ до тех пор, пока дети сами не станут пересказывать текст. Таким способом, после синтеза одинаковых букв в рассказе, учащиеся по заданию учителя приступают к ознакомлению, показу и выбору отдельных слогов и слов в этом тексте.
X. Абовян решительно выступает против одной из негативных сторон буквослагателыюго метода, когда обучение чтению и письму были отделены друг от друга настолько, что очень часто обучение грамоте ограничивалось лишь чтением. Он выступил сторонником метода параллельного обучения чтению и письму. Гольшая заслуга Абовяна в вопросе звукового метода прежде всего в том, что он смело провозгласил я пропагандировал этот метод, раскрыл его сущность, а также сумел с успехом использовать его в своей практической деятельности. X. Абовян развил Машгоцский метод обучения щшшскому алфавиту. Исключив буктослагатслыши этап и удлинив звуковой этап, он пер-
внм в армянской действительности попытался создать новый у-чебннй вариант месроповского алфавита.
ГЛАВА 'II. МЕТОД ЛГЛЯПЛ ОБУЧЫМЯ ГРАМОТЕ
На смену феодальному строю в России быстрыми темпами шёл капитализм, развевались техника и культура. Проводимые в этот период преобразования, распространялись также на народное образование. Развитие капитализма в России вносит оживление также и в армянскую действительность, что в первую очередь позитивно отражается па просвещении. Получившая дальнейшее развитие в 70-ые гг. 19 века школьная сеть предъявляет новые требования к программам, учебникам, методам преподавания, школьным дисциплинам и пр.
Выходят в свет также педагогические газеты и журналы. Это журнал "Школа" в Вагаршапате, "Педагогическая газета" и "Вар-жаран" в Тифлисе, "Манкаварканоц" в Ахалцхе и др. После X. Абовяна, Ст. Назаряна, М. Полбандяна и других известных просветителей на арене появляется ряд педагогов с высшим образованием: С. Еекназарян, Л. Багратян, 0. Г'укаслп, С. Маидинян и другие.
Газарос Лгаян /1841~гЗПгг./ принадлежит к плеяде этих деятелей школы. В развитии звукового метода обучения грамоте неосгшримая заслуга принадлежит Г. Лгаяну. Как уже было отмечено, X. Абовян к другие1 передовые педагоги уже успели поднять знамя в борьбе за новую школу, но ш не удалось довести до конца начатую борьбу, окончательно сломать упорное сопротивление схоластов и совершить переворот и области просвещения.
Настоящая "битва" развернулась в 60-70 -не годы, когда назрело рсшоиио отого «опроса в армянской действительности. Г. Агаян, подобно X. Лбовяну, был против имеющихся букварей, единственная цель которых была научить грамоте довольно трудным и неестественным путем. Он печатает учебник "Учеба родного языка" и Инструкцию к нему. Он не одобрял и не принимал как таковые учебники и книги для чтения того времени ещё и потому, что они и по своей структуре и тем более по своему содержанию никакого интереса у детей не вызывали.
Г. Лгаян по праву считает, что обучать- означает научить чему-либо, а дать образование - означает упражнять в чем-либо, развивать тот навык, которым уже владеет личность. Обучение и образование реализуются соответствующими принципами, три из которых выделяются автором:
Г. Грамотность нужно считать не целью, а средством.
2. Недостаточно то, что мы заставляем ребёнка вместо "айб" говорить "а", хотя это кажется гораздо легче, а нужна такая п подготовка, после чего ребёнку станет понятно, что это буква "а".
3. Грамота - основа речи. Речь - это то, что нужно записывать, сначала речь, а затем - письмо. Сначала - письмо, а затем чтение.
Ото и есть основные принципы обучения грамоте, выделенные Г. Лгаяном. Разработанный им метод обучения грамоте мы оценили в созданной Лгаяном целостной системе воспитательных работ, так как преимущество этого метода ярче проявляется в общей связи.
Первый год панального обучения Г. Агаян делит на пять фаз, которые он называет кругами. Во всех кругах родной язык яв-
ляется как бы центральным звеном, вокруг которого расположится все остальные вспомогательные предметы, как-то: письмо /qpm.pjm.ti/, счёт ЛииГриЛе /, введение в предмет иш.рзпь^ /, нравоучение /pшpnJш¡цnunLPJnLЪ /, пение Лря /, гимнастика / ишрЛш^шрс^р,)^.
О каадом круге обучения автор пишет статьи, в которых показывает, в какой фазе расположен каждфй предает и как его должны изучать. В начальной стадии в написании букв отсутствует принцип расположения букв и последовательность обучения, здесь учитывается особенность букв, а также традиционно прорабатывается выговаривание и письмо звуко-о'укви. В букваре "Лревик" Г. Агаяна обучение буквам дается в следующем порядке^ /с/, и/а/, р/р/,1 /д/Л /н/д /э/.и- /м/,1{ /к/,ь /е/, |п/и/,1л /т/,2 /ш/, пи/у/,Я /з/>/х/,п /во/, ¿/ч/, и/выон/, Ь. /ев/,^ /-/,4 /в/,б /-/,ф/-/,ч /г/,«1 /п/,1 /л/,Ь /-/," /-/, д /ц/.г /-/,0 /-/,0 /й/.в» /гр/.Р /-/,«"" /еа/.
В диссертационной работе рассматриваются также некоторые психологические стороны развития ребёнка в период обучения грамоте, на которые выдающийся педагог и методист обратил особое внимание. Он был правильного мнения о том, что ребёнок приходил в школу, являясь носителем как "благородных" /шпше^Лф / /высоконравственных/, так и страстных /сГщЫцЛ / черт.
Целью учителя должно быть постепенное совершенствование положительных и устранение отрицательных черт характера ребенка, а для этого необходимо заложенные в нем положительное трансформировать в умение, в привычку.
Что касается обоснования положений метода письма-чтения, то в этом вопросе Г. Агаян акцентирует внимание на расхожде-
нии письменной и устной речи учащихся и отмечает, что значительная часть детей слаба в письменной речи, другая, большая часть, по мнению Г. Лгаяна слаба в устной речи. Причину этого нужно искать в методе обучения грамоте в первом классе. Таковы мнение к вывод автора.
Письменная речь слабо развита у тех учащихся, которые плохо усвоили метод разбора слов, а устная'речь слабо развита у тех, кто не усвоил метод сопоставления. Это положение имеет почти диагностическую ценность.
Существующее расхождение между письмом и чтением объясняется разницей в развитии умственного процесса, лежащего в основе каждого из них: в основе одного преимущественно лежит разбор, другого - сопоставление, хотя одно .. : в какой-то мере дополняет другое. Так, во время чтения ребенок в основном имеет дело с соотнесением звуков со слогами, слогов- со словами, слов - с предложениями.
Однако, здесь в какой-то мере налицо и разбор. Ребенок мысленно отделяет слово от предложения, от слова- слог, от слога- звуко-букву, и только тогда эти звуко буквы сопоставляет в слоге и читает по слогам. Так же, 115 уже в обратном порядке протекает процесс письма.
Схематично вышеуказанное можно представить так:
Разобрать или написать ]1],£;Ш01ЪТ1ЛЕ - СЛОЮ - СЛОГ - ЗВУК
Сопоставлять или читать :ЖК - СЛОГ - СЛОВО - ПРЕДЯОЖиШЕ
Таким образом, "разобрать слоги" по Агаяну, означает писать, сопоставить слоги - все равно, что читать. Если это упражнение выполняется сознательно, для ребенка ясным становится секрет чтения-письма, и он продвигается вперёд самостоятельно. Обу-
чение грамоте лишено этой легкости во всех тех языках, сло-вописание которых не имеет возможности разбора письма слов.
Подробное и всестороннее изучение метода обучения чтению и письму Г. Агаяна с нашей стороны далеко не самоцель, а нечто фундаментальное и основательное, поскольку чтение и письмо в методике обучения грамоте должно быть единственным и основным усилием, с помощью которого ребенок должен читать своё написанное, записать услышанные сказки и беседы, изложить свои детские воспоминания и впечатления.
Используя понятие традиционно!! "методики обучения грамоте", мы под ним понимаем не только метод ознакомления и изучения букв, но и придаём глубокое значение анализу и обучению механизму чтения и письма, превращая слово в предмет изучения, развивая мыслительные способности и самостоятельное мышление детей, вооружая их правильным мировоззрением.
Наши наблюдения показали, что при обучении аналитико-син-тетическим звуковым методом первоочередным Агаян считает письмо, после которого должно следовать чтение.
Этот выбор Агаян оправдывает, отмечая, что подготовка к чтению требует одного способа, а подготовка к письму-другого, т.е. первый требует анализа /от целого к частному/, а письмо- синтеза /от частного к целому/.
Выдвижение Агаяном письма на первый план не отвечает требованиям современности по той лишь причине, что обучение письму несравненно более тяжкий труд, чем те усилия которые нужно вложить в обучение чтению. Это обстоятельство, на которое не обратил должного внимания всесторонне мыслящий педагог.
Какие же требования выдвигает Г. Лгаян при обучении письму ? Пород том, как научить ребёнка читать, во время обучения письму он прежде всего неоднократно высказывает своё удовлетворение в связи с легкостью письма армянских букв, не требующих лишних основных и добавочных элементов /правда, восемь подобных элементов всё-таки есть, но они передаются на письме достаточно легко/ Затем Г. Лгаян подчеркивает основные моменты в обучении письму. Эти основные вопросы подразделяются на подвопросы, которые в процессе письма находят своё выражение в определенной последовательности. Зто: I.Письмо букв:
а/ каждое слово /буква/ в зависимости от количества составляет его основных элементов состоит из такого же количества такта к /не считая добавочных элементов/;
б/ вначале необходимо писать основные элементы и затем в достаточной мере упражняться в их написании;
в/ от каждого основного элемента написать по одной строчке без их соединения, а на второй - написать их в соединенном виде;
г/ как первое, гак и второе действие совершить /произвести/, используя такт. На примере написания строчной буквы "ш" эта схема будет выглядеть так:
__{И-.... 3 .Jortfti. . ........................
_L. С. L........
LI I Li L ILL
, >
'___LLL.......ca. . . LU-............... ...................
2/ Письмо /написание/ с использованием такта:
а/ при написании /письме/ с использованием такта ученик
ктакт-
учится системному движению рук, т.е. согласно элементам изучаемой буквы, движения совершаются сверху вниз и наоборот;
б/ при написании /письма/ с использованием такта все ученики как один заняты, они будут писать с абсолютно одинаковой скоростью /темпом/. Медленно пишущий будет стремиться к наращиванию скорости, а бнстропишущий - к нормальному темпу;
в/ письмо с использованием такта влияет не только на поднятие дисциплины в классе, но и приводит к экономии учебного времени.
3/ Содержание письма:
В ото понятие Агаян включает написание основных элементов 'в рамках отмеченных выше пунктов I и 2. Это: а/ ученики должны научиться правильно и чисто писать основные элементы;
б/ из написанных основных элементов ученики должны составить образцы письма.
Картина приблизительно выглядит так: -J.t.,J..< / "• L L I ? ? 7 JJJ ///??? Oo
—?.?_..//_. 2-7.;.....Let
4/ Письменные принадлежности:
Этот основной вопрос, как известно, в исследуемый период был поставлен иначе чем сейчас. Он был тесно связан со средствами, используемыми для письма, их качеством и количеством. Если сегодня прямое, непосредственное значение слова"ручка" определяется как "стержень", предназначенный для письма, ос-' троконечная письменная принадлежность" ^ то в прошлом ручка служила и своего рода резинкой, 'го есть имела два предназначения, два практических значения. Таким же способом объясня-
^ Толковый словарь современного армянского языка,т.I,с.451 /на армянском языке/.
лось предназначение и других письменных принадлежностей. Так, черный смолистый сланец /ч^иО^т ] служил и как тетрадный листок, и как доска, и как учебник.
Выполнение требований, предъявляемых к письменным принадлежностям и их использованию, Г. Агаян считает одним из эффективных средств в обучении письму.
Талантливнй педагог и тонкий психолог Г. Агаян излагает основные принципы структуры букваря, следовательно, и обучения грамоте, которые в основном применимы и в сегодняшней педагогике.
Гуквари Т. Лганна, составленные аналитико-синтетическим звуковым методом, были исходной точкой и образцом для всех после,дующих букварей и имели огромное значение в деле распространения, укрепления и дальнейшего совершенствования метода обучения грамоте. Ценность его учебников подчеркивает факт их многочисленных изданий. В армянской действительности ни один другой учебник не был удостоен такого почёта признания, как буквари-учебники "Обучение родному языку" /в последствии "Лревик"/.
Резюмируя наше слово, должны подтвердить мысль знаменитого педагога профессора Л. Гарибяна: "Метод Г. Агаяна закономерное развитие армянской педагогической мысли^1.'
А.Гарибян "Методика обучения армянского языка", Ереван, 1947г.,с. 33. /на арм! языке/.
Основное содержание работы изложено в следующих статьях и материалах:
1. Метод Г.Агаяна обучения грамоте - "Лрцах", 1990г., №№ 5,6 , сгр. 108-110 /на арм. языке/.
2. "Нахашавиг" Х.Абовяна, как первая попытка обучения грамоте - "Лрцах", 1992г., М' 2-3, стр. 38-39.
3. Материалы научной конференции, Степанакерт, 198Сг.
4. Материалы научной конференции, Степанакерт, 1987г.