Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Овладение нотной грамотой как фактор развития музыкального слуха на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автореферат по педагогике на тему «Овладение нотной грамотой как фактор развития музыкального слуха на уроках музыки в общеобразовательной школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Лихинина, Татьяна Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Овладение нотной грамотой как фактор развития музыкального слуха на уроках музыки в общеобразовательной школе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Овладение нотной грамотой как фактор развития музыкального слуха на уроках музыки в общеобразовательной школе"

На правах рукописи УДК 372.878

Лихинина Татьяна Николаевна

Овладение нотной грамотой как фактор развития музыкального слуха на уроках музыки в общеобразовательной школе

Специальность 13.00.02 —теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

12 ДЕК 2013

Санкт-Петербург 2013

005543767

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. ГЕРЦЕНА»

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор НАЛЕТОВА ИРИНА НИКИТИЧНА,

профессор кафедры музыкального воспитания и образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор СУХОВА ЛАРИСА ГЕОРГИЕВНА, профессор кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»

кандидат педагогических наук, доцент БЕЛЯНОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА, доцент кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Ведущая организация: Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина»

Защита состоится «23» декабря 2013 года в 18 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.20, созданного на базе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена по адресу: 191186, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан ¿¿»МеМЙиЬ 2013 года.

Ученый секретарь Совета, кандидат педагогических наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной их важнейших основ духовности народа России является его уникальная певческая культура. Сегодня в условиях упадка певческих традиций происходит тотальное разрушение ее фундамента — музыкальных способностей, прежде всего музыкального слуха.

Низкий уровень массовой музыкальной культуры, переизбыток децибел, возникающий при эксплуатации звуконосителей, атрофируют слух. Восприятие звучания электроакустических инструментов и звукозаписи замедляет формирование голосовых связок; мышечная недоразвитость певческого аппарата порождает неразвитость музыкального слуха. Решение проблемы слуховой культуры требует целого комплекса мер, среди которых ключевым является методическое обоснование эффективной работы с детьми в системе общего музыкального воспитания.

Другой проблемой массовой музыкальной культуры является отсутствие музыкальной грамотности, а именно —- знания нотной грамоты. Подрастающее поколение не владеет навыками чтения нотного текста, в результате чего оказывается изолированным от прямого индивидуального контакта с огромным и — что особенно важно — наиболее ценным массивом музыкальной культуры, обречено на пассивное общение только с тем материалом, который транслируют средства массовой информации.

На наш взгляд, решение обеих проблем может быть объединено. Целесообразность такого подхода определяется эффективностью использования в методических целях визуализации абстрактных слуховых представлений в виде нотной записи. Наглядное отражение звуковысотных и ритмических образов, фиксированных в форме нотной записи, обеспечивает органичность усвоения нотной грамоты по принципу от слышания — к знаку.

Взаимообусловленность при пении слуховых и зрительных ощущений укрепляет слуховые и певческие навыки в их единстве. Опора на наглядность нотной записи способствует более точному интонированию. При условии, если нота выступает материальным носителем ступени лада, нотация как форма наглядного отображения ладовых тоновых отношений становится зрительной опорой для развития ладового чувства.

Овладение умением петь по нотам становится возможным при условии систематического обучения нотной грамоте на уроках музыки, непосредственно связанного с певческой деятельностью. Знание нотной грамоты и практическое ее применение открывает учащимся возможность аналитического подхода к содержанию музыкального произведения через понимание музыкального языка, что повышает осмысленность восприятия и выразительность исполнения, развивает музыкальное мышление.

В последние десятилетия обучение нотной грамоте в системе общего музыкального воспитания в основном ушло из педагогической деятельности. Почти не уделяет ей внимание и теория музыкального образования. Противоречием между требованием практики и отсутствием научного и методического обоснования решения проблемы в контексте современной

образовательной системы обусловлена актуальность темы настоящего исследования.

Степень изученности темы. В отечественной системе общего музыкального воспитания методика обучения нотной грамоте формируется с последней трети XIX века. Её основы были заложены педагогами дореволюционного времени Н. Брянским, Н. Виташевским, Д. Зариным, И. Ивановым, А. Карасёвым, А. Кастальским, Н. Кашкиным, А. Масловым, П. Мироносицким, С. Миропольским, А. Никольским, А. Пузыревским, С. Смоленским.

Значимым вкладом в развитие методики обучения пению по нотам стали работы советских методистов О. Апраксиной, А. Бандиной, В. Белобородовой, Т. Беркман, П. Вейса, И. Гейнрихса, Е. Гембицкой, К. Грищенко, Н. Гродзенской, Е. Давыдовой, В. Дышлевской, Д. и Т. Огородновых, Г. Ригиной, М. Румер, О. Солониковой, Г. Струве, Н. Шереметьевой.

На современном этапе развития школьной музыкальной педагогики проблема разрабатывалась Ю. Алиевым, Т. Баклановой, Л. Безбородовой, Т. Надолинской, В. Никешиным, Б. Рачиной.

На основе трудов перечисленных авторов сформировалась тенденция развития методики обучения нотной грамоте, которая, тем не менее, не сложилась в целостную, стройную музыкально-педагогическую систему. Этим требованиям отвечает только методика И. Гейнрихса «Обучение пению по нотам в начальной и средней школе», посвященная сугубо изучению нотной грамоты. Но, созданная более чем полвека назад, она не может быть применена сегодня, поскольку рассчитана на значительно более высокий, чем у современных школьников, исходный уровень развития музыкальных способностей.

На наш взгляд, в современных условиях снижения уровня развития музыкального слуха назрела необходимость создания иной, комплексной методики обучения нотной грамоте, направленной не только на формирование комплекса элементарных знаний, но и на решение проблемы музыкально-слуховой культуры подрастающего поколения.

Объект исследования — музыкальное воспитание в современной общеобразовательной школе.

Предмет — обучение нотной грамоте и пению по нотам на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении теоретико-методической базы обучения нотной грамоте в системе общего музыкального воспитания и разработке авторской методики обучения пению по нотам, направленной на развитие музыкального слуха, прежде всего — ладового чувства как его основы.

Задачи исследования:

♦ выявить динамику развития методики обучения нотной грамоте в отечественной общеобразовательной школе;

♦ обобщить и систематизировать научно-методические достижения в области обучения нотной грамоте в системе российского общего образования;

♦ разработать авторскую методику обучения нотной грамоте и формирования навыка пения по нотам на основе ладовых представлений;

♦ апробировать методику в форме педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования: обучение нотной грамоте по специальной

методике в системе современного общего музыкального воспитания может стать эффективным средством формирования и последовательного развития музыкального слуха, особенно ладового чувства как его важнейшей составляющей.

Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили труды по теории музыки А. Агажанова, В. Вахромеева, И. Способина (Московская школа), Б. Незванова, А. Островского, Ю. Тюлина (Ленинградская школа), содержащие подходы к изучению лада.

Принципиально значимой явилась теория Б. Теплова о ладовом чувстве как эмоциональном компоненте музыкального слуха, согласно которой ладовое чувство есть способность переживания «эмоциональных качеств» отдельных ступеней лада и определенных отношений между ними.

Большую роль в раскрытии проблемы сыграли работы отечественных педагогов, содержащие вопросы методики обучения нотной грамоте на уроках музыки в системе общего образования. В первую очередь это опыт педагогов дореволюционной школы — Н. Виташевского, Д. Зарина, И. Иванова, А. Карасёва, А.Кастальского, А. Маслова, П. Мироносицкого. Не менее важными были работы советских и современных методистов О. Апраксиной, А. Бандиной, В. Белобородовой, Т. Беловой, Т. Беркман, П. Вейса, И. Гейнрихса, К. Грищенко, Н. Гродзенской, Д. Огороднова, Т. Огородновой, М. Румер, Г. Ригиной, Н. Шереметьевой. Ключевыми стали положения об усилении музыкального восприятия при подключении зрительных образов и о развитии слуха на ладовой основе.

Руководящими в направлении исследовательской работы были принципы общей педагогики (Ю. Бабанский). Организационной основой научной деятельности стала методология педагогического исследования, разработанная в трудах Э. Абдуллина, В. Горлинского, Т. Ильиной, И. Подласого.

Методы, примененные в работе: анализ и синтез, сравнение, изучение музыкально-педагогического опыта, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, статистические методы, графическое моделирование.

База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №386 Кировского района Санкт-Петербурга».

Этапы исследования.

На первом этапе (2000 — 2009) с целью практического решения выявленной соискателем проблемы музыкально-слуховой культуры учащихся разрабатывалась методика обучения нотной грамоте, направленная на развитие музыкального слуха посредством пения по нотам.

Второй этап (2009 — 2011) был посвящен исследованию истории развития отечественной методики обучения нотной грамоте и анализу научно-

методической литературы в этой области. Одновременно началась апробация авторской методики в форме педагогического эксперимента.

Содержанием третьего этапа (2011—2012) стало пополнение теоретической базы авторской методики и в связи с этим корректировка последней. Параллельно продолжалось дальнейшее апробирование методики.

На четвертом этапе (2012 — 2013) был завершен педагогический эксперимент, проведен анализ опытной работы и сформулированы выводы исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Решение актуальных проблем современного общего музыкального воспитания — развития музыкального слуха и формирования музыкальной грамотности — целесообразно в их объединении посредством внедрения нотной грамоты в процесс обучения.

2. Отечественные труды по теории музыки, музыкальной педагогике и методике общего музыкального воспитания предоставляют обширную теоретико-методическую базу для разработки целостной современной, востребованной временем методики обучения нотной, грамоте.

3. Овладение нотной грамотой и выработка навыка пения по нотам на основе ладовых представлений является эффективным средством развития музыкального слуха и воспитания певческой культуры, открывает возможность качественно нового постижения песенного жанра, что приводит к повышению уровня музыкальности и эстетической культуры в целом.

4. Авторская методика по обучению нотной грамоте включает три этапа: 1) развитие звуковысотных и ритмических представлений, 2) изучение нотной грамоты, 3) формирование навыка пения по нотам на ладовой основе. Внедрение методики в практику общего музыкального воспитания направлено на ликвидацию обозначенных проблем, решение которых возможно посредством обучения нотной грамоте и пению по нотам.

Научная новизна работы заключается в том, что:

♦ выявлены исторические и педагогические предпосылки развития методики обучения нотной грамоте в системе общего музыкального воспитания и определена периодизация этого процесса;

♦ на основе обобщения отечественного теоретического и практического опыта сформулированы основные принципы и ключевые положения методики обучения нотной грамоте на уроках музыки в общеобразовательной школе;

♦ разработана и экспериментально подтверждена авторская методика «Обучение нотной грамоте и формирование навыка пения по нотам на основе ладовых представлений»;

♦ введены и обоснованы понятия «динамический стереотип сольфеджирования» и «смысловыявление ступени лада».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

♦ раскрыт потенциал достижений отечественных авторов в области методики обучения нотной грамоте, стимулирующий разработку ее теоретических основ применительно к современной системе музыкального воспитания;

♦ обоснована эффективность обучения нотной грамоте как фактора развития музыкального слуха (ладового чувства) на уроках музыки в современной общеобразовательной школе;

♦ изучены возможности и способы визуализации ладовых отношений в процессе обучения пению по нотам, что открывает путь дальнейшей разработки методических вопросов в этой области;

♦ в рамках методики предложены новые подходы и приемы освоения и закрепления знания нотной грамоты.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

♦ предложена методика обучения пению по нотам, которая может быть реализована в современной системе общего музыкального воспитания с целью повышения уровня музыкально-слуховой культуры учащихся;

♦ положения авторской методики могут быть задействованы на занятиях в детских музыкальных школах, детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования;

♦ разработан комплекс наглядных и раздаточных дидактических пособий для обучения нотной грамоте и интенсификации воспитания осмысленного восприятия ладовых основ музыкального материала;

♦ разработана диагностика основных музыкальных способностей учащихся, основанная на четырехуровневой системе критериев и применимая для выявления результативности обучения по методике;

♦ материалы диссертационного исследования могут пополнить лекционные дисциплины «Методика музыкального воспитания» и «Технология музыкального обучения» для средних и высших музыкально-педагогических образовательных учреждений, курсов повышения квалификации учителей музыки.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается опорой на труды передовых отечественных педагогов-музыкантов, методистов, крупнейших музыковедов, психологов, подтверждается результатами апробации авторской методики, адекватностью методов исследования его цели, задачам и проблематике.

Апробация результатов исследования проводилась:

♦ на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена;

♦ на международных научно-практических конференциях РГПУ им. А. И. Герцена: «Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен» (декабрь 2009, ноябрь 2010, декабрь 2011, ноябрь 2012), «Природное и культурное наследие: Междисциплинарные исследования, сохранение и развитие» (сентябрь 2012);

♦ на городской конференции РГПУ им. А. И. Герцена «Выпускники факультета музыки о проблемах музыкального образования» (март 2006);

♦ на педагогических чтениях Районного отдела народного образования Кировского района Санкт-Петербурга (февраль 2013);

♦ в ходе опытно-экспериментальной работы.

По материалам исследования опубликовано 7 статей в научных сборниках

РГПУ им. А. И. Герцена, в том числе 1 в рецензируемом издании («Известия Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена»).

Структура диссертации состоит из введения, четырех глав (четырнадцати параграфов), заключения, списка литературы (189 наименований), 8 приложений (комплекс пособий, используемых при обучении по авторской методике). Общий объем диссертации составляет 197 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, выявлена его проблема, установлены цель и круг решаемых задач, определена теоретико-методологическая основа работы, сформулированы гипотеза, положения, выносимые на защиту, научная новизна диссертации и достоверность результатов исследования, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава — «Становление и развитие методики обучения нотной грамоте на уроках музыки в отечественной общеобразовательной школе» — содержит анализ развития методики в данной области на протяжении 130 лет (1880-е — 2012 гг.). В главе прослеживаются роль и место нотной грамоты в связи с задачами школьной педагогики в конкретные временные периоды, уровень развития научно-методической мысли в каждом из них. Систематизация материала представлена в границах следующей периодизации:

I. Становление и развитие методики обучения нотной грамоте в российской дореволюционной школе (1880-е — 1917 гг.);

II. Развитие методики обучения нотной грамоте в советской общеобразовательной школе (1918 — 1980 гг.);

III. Методика обучения нотной грамоте после внедрения программы «Музыка» под редакцией Д. Б. Кабалевского, в том числе в постсоветской российской системе музыкального воспитания (1981 —2012).

Первый период характеризуется профессиональным подходом к решению вопросов освоения нотной грамоты в системе общего музыкального воспитания и интенсивным накоплением методического опыта в этой области. Время формирования методики обучения нотной грамоте приходится на 1880-е годы, когда распространенной практике разучивания произведений на слух был противопоставлен прием пения по нотам, активизирующий слуховые представления и развивающий музыкальное мышление учащихся.

Большой вклад в становление и развитие методики обучения нотной грамоте внесли Н. Брянский, Н. Виташевский, Д. Зарин, И. Иванов, А. Карасёв, А. Кастальский, Н. Кашкин, А. Маслов, П. Мироносицкий, С. Миропольский, А. Никольский, А. Пузыревский, С. Смоленский. Ими были установлены и развиты ключевые положения методики: обучение пению по нотам на основе слухового восприятия и представления, постижение нотной грамоты во взаимосвязи с развитием ладового чувства, музыкального слуха, голоса; взаимовлияние теоретических сведений и практической деятельности. Труды

дореволюционных педагогов составляют ценное наследие и являются базовыми в дальнейшем развитии методики обучения нотной грамоте.

Второй период отмечен чередованием активной работы методической мысли с этапами стагнации, что обусловлено неоднократным изменением целей и задач общего образования.

После революции школьное образование впервые стало всеобщим; музыкальное воспитание утверждается в качестве государственной задачи, становится основной формой массового эстетического воспитания. Урок пения' в школе получает статус предмета первого порядка. Разработка принципов, содержания, форм и методов обучения проводится коллективами методистов' и педагогов специальных государственных организаций. Активное участие в этой деятельности принимали Б.Асафьев, Н. Брюсова, А.Кастальский, В.Каратыгин, Н. Ковин, М. Койранская, М. Румер, В.Шацкая, С. Шацкий] Ю. Энгель, Б. Яворский.

В 1920-е годы целью музыкального воспитания было установлено развитие эмоциональной сферы личности, что определило преобладание в учебном процессе воспитательных задач. Широкое распространение недостаточно грамотно освоенной западной теории свободного воспитания и идеи развития творческого начала ребенка привело к отказу от системности в учебном процессе, недооценке роли знаний и технических навыков. В связи с этим нотная грамота как теоретическая основа хорового пения утратила свое значение. Упадок методики обучения нотной грамоте во многом был обусловлен и принципиальным отказом от ценного опыта дореволюционных педагогов.

Осознание необходимости теоретических знаний как базы для формирования умений и навыков произошло в методических кругах в конце 1920-х —начале 1930-х годов. Разработка теоретико-методической основы обучения привела к разграничению понятий нотная грамота и музыкальная грамота. Музыкальная грамота определяется как сумма знаний и навыков, включающая изучение средств музыкальной выразительности, умение разбираться в строении музыкальной речи, знакомство с различными музыкальными формами, а также с музыкальными инструментами и их использованием, анализ литературы. К области нотной грамоты относится освоение длительностей звуков и соответствующих пауз, изучение звуковысотности и записи ее на нотоносце, встречающихся в нотах условных обозначений (ключи, метрические указания, знаки альтерации и т. д.).

Помимо этого в программных документах были конкретизированы роль и место нотной грамоты в учебном процессе, определен уровень ее знания учащимися. Однако эти положения зачастую оставались разделом методики и не получали распространения в школьной практике в силу укоренившегося в предшествующее десятилетие подхода.

1940-е годы отмечены повышением требований к уровню теоретической подготовки учащихся, в частности к уровню владения нотной грамотой. В связи с этим в методической литературе были переосмыслены позиции нотной грамоты, которая стала рассматриваться не только как инструмент для чтения нот, но и как одна из основ восприятия музыкального произведения. Внедрение

нового подхода в практику работы ряда педагогов доказало, что знание нотной грамоты открывает ученикам перспективы качественно нового восприятия музыки, недоступного людям музыкально неграмотным.

С середины 1950-х годов методика обучения нотной грамоте утвердилась в качестве неотъемлемой составляющей программных и методических документов. Ее развитие на этом этапе в значительной степени было обусловлено внедрением принципа обучения пению по нотам на основе ладовых представлений. Деятельностью таких методистов и педагогов, как О. Апраксина, В. Белобородова, Е. Гембицкая, Н. Гродзенская, Д. Локшин, М. Румер, О. Солоникова, Н. Шереметьева, обусловлен качественно новый уровень развития методики.

Период политической «оттепели» следующего десятилетия рождает установку на формирование высокой музыкально-эстетической культуры школьников, которая потребовала повышения уровня теоретической базы обучения. Это активизировало развитие методической мысли и пробудило живой интерес к частным и общим вопросам музыкальной педагогики.

В 1960 — 70-х годах разрабатывается давно назревшая проблема воспитания музыкального слуха. В связи с этим получает распространение принцип ладового развития слуха, согласно которому звуковысотность является основой формирования представлений о ладовых отношениях. На основе обобщения эмпирического опыта, достижений музыкальной педагогики и методики, данных музыковедения и музыкальной психологии сложилась стройная система подходов к развитию музыкального слуха и ладового чувства как его основы, что позволило повысить уровень обучения нотной грамоте и пению. В школьной музыкальной педагогике устанавливается принцип взаимосвязи ладового чувства и нотации, при котором навык пения по нотам формируется на ладовой основе, а освоение внутриладовых отношений проходит в опоре на нотную запись. Этот принцип реализовывали в школьной практике А. Бандина, Т. Беркман, П. Вейс, И. Гейнрихс, К. Грищенко, Е. Давыдова, Т. Дябло, Д. Огороднов, Т. Огородновы, Г. Ригина, М. Румер и др.

Стремительное развитие методики привело к созданию различных подходов обучения нотной грамоте на ладовой основе в абсолютной и относительной системах сольмизации. Результатом плодотворной деятельности многих выдающихся педагогов-музыкантов и методистов стали фундаментальные труды и разработки.

Однако воплощению методических достижений в практике препятствовало непонимание в массовой педагогической среде задач обучения нотной грамоте и ее роли в музыкальном воспитании. У рядовых учителей не было единого мнения как о самом понятии «петь по нотам», так и о содержании обучения нотной грамоте. Изучение нот без опоры на музыкально-слуховые представления не давало возможности формировать навыки пения по нотам. В силу этих причин в большинстве школ основой вокального музицирования оставалось пение по слуху.

Начало третьего периода обозначено внедрением в систему общего .музыкального воспитания программы «Музыка», разработанной коллективом

педагогов под руководством Д. Кабалевского. Опираясь на музыкально-педагогические позиции Б. Асафьева, Д. Кабалевский положил в основу программной концепции развитие активного восприятия музыки как базы всех видов музыкальной деятельности на уроке.

Большим достоинством программы является ее вариативность, которая, однако, в большинстве случаев была реализована неверно: учителя нивелировали спектр форм и методов обучения, свели его к одному виду деятельности — слушанию музыки. Причиной тому было и отсутствие в программе методической основы обучения пению по нотам. Эти факторы в совокупности с рядом объективных недостатков системы общего музыкального воспитания приводили к минимализации занятий нотной грамотой и даже к полному отказу от пения по нотам.

Столь негативная тенденция усугубилась к началу 1990-х годов. Следствием пересмотра содержания общего музыкального воспитания в эти годы стало появление ряда школьных программ, большинство из которых было направлено на решение воспитательных и развивающих задач. Далее под влиянием технического прогресса в музыкальном воспитании появилась масса инновационных технологий, вытесняющих традиционные методы и формы работы. В результате к середине 2000-х годов пение — как по нотам, так уже и по слуху ■— почти исчезло из школьной практики.

Сегодня специальные методические организации не ставят своей задачей разработку методики обучения нотной грамоте в школе. За последние годы вопросы обучения пению по нотам были рассмотрены только в диссертации В. Никешина «Воспроизведение нотного письма певческим голосом на музыкальных занятиях с детьми младшего школьного возраста» (2007). Деятельность отдельных педагогов-энтузиастов не находит поддержки со стороны органов образования. Результатом этих негативных факторов является отсутствие современной комплексной теоретико-методической базы в исследуемой области.

Вторая глава — «Потенциал отечественной методики обучения нотной грамоте на уроках музыки в общеобразовательной школе» — включает обобщение опыта передовых педагогов и методистов на основе анализа научно-методической литературы и учебных программ за период с 1880-х по 2012 гг.

На протяжении этого времени обозначилось понимание обучения нотной грамоте как процесса установления слухо-зрительных связей, что обусловило необходимость введения подготовительного периода пения по слуху. Его содержанием является развитие у учащихся звуковысотного слуха и музыкально-ритмического чувства как основ осознания звуковысотности и ритма — базовых сторон музыки, фиксируемых нотной записью (И. Гейнрихс, Л. Глухов, П. Вейс, Г. Ригина, М. Румер). Пение элементарного музыкального материала активизирует слуховое внимание детей и развивает музыкально-слуховые представления до того уровня, когда становится возможным связать их с нотной графикой (Г. Беззубов, Т. Беркман, Л. Глухов, К. Грищенко, Н. Гродзенская, Н. Шереметьева).

В качестве переходного этапа к освоению нот используются такие способы визуализации звуковых отношений, как графическое изображение «лестницы» (П. Вейс, Н. Гродзенская, М. Румер); показ движениями руки звуковысотной и ритмической структуры мелодии (В. Белобородова, М. Румер); упрощенная запись мелодии различными значками, отражающая соотношение звуков по высоте и длительности (Н. Гродзенская, М. Румер, О. Солоникова, Н. Шереметьева).

Важным в подготовительном периоде является развитие певческих навыков с целью предупреждения трудностей в интонировании, осложняющих образование зрительно-слуховых связей при пении по нотам (Н. Брянский, И. Гейнрихс, Д. Зарин, А. Карасёв, А. Касторский).

За подготовительным периодом следует собственно освоение учащимися нотных знаков и их расположения на нотном стане. С этой целью дореволюционными педагогами Д. Зариным, И. Ивановым, А. Карасёвым,

A. Касторским, А. Пузыревским использовался метод последовательного изучения тонов. Сходный метод позднее предлагали советские методисты Г. Белова, 3. Ерыхайлова и другие.

Следуя принципу обучения пению по нотам на основе ладовых представлений, педагоги использовали и развивали метод освоения нот как ступеней лада. Его содержанием является формирование восприятия нотного текста через установление в сознании рефлекторной связи между названием ноты и звуковым образом соответствующей ей ступени. Это положение стало исходным при разработке методик обучения пению по нотам Т. Беркман, П. Вейсом, Н. Виташевским, И. Гейнрихсом, Л. Глуховым, К. Грищенко, Д. Зариным, И. Ивановым, П. Мироносицким, Г. Новиковой, Д. Огородновым, Т. Огородновой, Г. Ригиной, Г. Струве.

Учитывая, что общепринятая нотная система по своему существу не отражает ладовую струюуру, педагоги стремились компенсировать это несовершенство с помощью методических приемов наделения нотной записи ладовым значением: выделением в нотах устойчивых звуков величиной и цветом (Д. Огородное, Г. Ригина), чередованием пения с названием ступеней и тонов по «лестнице» и котированному звукоряду (К. Грищенко, М. Румер); совмещением в обучении относительной и абсолютной сольмизации (Л. Глухов,

B. Никитин, Г. Новикова, Т. Огороднова, Г. Ригина).

При освоении записи ритмических отношений сложились два подхода: организация обучения от ритма к метру (М. Румер) или же первоначальное освоение метра с последующим введением ритма (Д. Огородное, Г. Шатковский). При этом одни авторы практиковали освоение ритма без фиксации звуковысотности (Э. Бальчитис, П. Мироносицкий, Л. Синяева), другие опирались на неразрывную связь с высотной стороной мелодии (Н. Кашкин, А. Никольский, А. Пузыревский). Фактором осознанного усвоения ритмического рисунка мелодии было признано использование тактирования (И. Гейнрихс, Д. Огородное).

Для закрепления знания нот применяются приемы узнавания по нотной записи ранее выученной мелодии (О.Апраксина), слежения по нотам за

движением мелодии во время пения или слушания (В. Белобородова), разучивание песни по слуху с опорой на нотную запись (М. Румер), пение попевок в разных тональностях (Г. Ригина). Наиболее точно отвечает сущности нотной грамоты метод сольфеджирования, при котором весь музыкальный материал разучивается по нотам (Т. Беркман, И. Гейнрихс, К. Грищенко). Пение по нотам на основе ладовых звуковысотных представлений значительно повышает качество запоминания нот.

Основой обучения пению по нотам стал используемый дореволюционными педагогами ансшитико-синтетический метод (С. Миропольский, А. Пузыревский). В советской методике аналогичным стал метод осознания (М. Чернов, В. Шацкая). Осмысленному и свободному чтению нот способствует также навык «расширенного» зрительно-слухового восприятия нотной записи (Н. Шереметьева).

Одним из ключевых положений методики является взаимосвязь обучения пению по нотам с развитием музыкального слуха. Поскольку чтение нотного текста строится на предварительном слуховом представлении звуков, соответствующим нотным знакам, обучение необходимо вести на основе систематического развития слуха (Т. Беркман, И. Гейнрихс, К. Грищенко, Е. Давыдова, П. Мироносицкий, Д. Огородное). Вместе с тем в процессе пения по нотам музыкальный слух активизируется и развивается благодаря одновременной работе слухового, двигательного и зрительного факторов (А. Бандина, Т. Беркман, Е. Гембицкая, К. Грищенко, В. Дышлевская, М. Румер, А. Сергеев).

Многие педагоги органично сочетали обучение нотной грамоте с вокальной работой (Д. Зарин, А. Карасёв, Н. Ковин, А. Пузыревский, Д. Огороднов). В результате утвердилось понимание такой взаимосвязи: систематическое развитие голоса является основой для выработки навыка пения по ногам, а опора при пении на нотную запись уточняет интонирование. Эта связь обеспечивает укрепление слуховых и певческих навыков в их единстве и становится базой воспитания так называемого вокального слуха, контролирующего взаимосвязь слуха и голоса (Т. Беркман, К. Грищенко).

Эффективность освоения нотной грамоты обеспечивается такой организацией учебного процесса, при которой изучение теории базируется на непосредственном музыкальном опыте учащихся и затем закрепляется в практической познавательной деятельности (Б. Асафьев, И. Иванов, А. Карасёв, С. Миропольский, М. Румер, А. Пузыревский, М. Чернов, Н. Шереметьева).

Третья глава — «Авторская методика "Обучение нотной грамоте и формирование навыка пения по нотам на основе ладовых представлений"».

Основу методики составляет, с одной стороны, обобщение научных данных, полученных в результате изучения проблемы в историческом и теоретико-методическом аспектах, с другой — результаты многолетней опытно-поисковой работы соискателя, учителя музыки в общеобразовательной школе.

Методика представляет собой систему обучения пению по нотам на ладовой основе, реализация которой предполагает активное использование разработанного автором комплекса наглядных пособий и раздаточных дидактических материалов. Методика рассчитана на три года, каждый из которых посвящен определенному этапу обучения:

I. Подготовка к изучению нотной грамоты: развитие звуковысотного слуха на ладовой основе и чувства музыкального ритма (донотный период).

И. Изучение нотной грамоты.

III. Формирование навыка пения по нотам на основе ладовых представлений.

Каждый этап обучения имеет свою цель и соответствующие задачи, свою структуру урока и учебные пособия, чем обусловлена его целостность и относительная самостоятельность. Вместе с тем результаты деятельности на каждом предыдущем этапе становятся базой для решения более сложных учебных задач последующего. Преемственностью трех этапов, четкой структурированностью и соподчиненностью всех составляющих общей цели обусловлено внутреннее единство методики.

Реализация задач по освоению нотной грамоты требует предварительной подготовки, что определяет необходимость введения донотного периода. Следует отметить, что название «донотный период» относительно и применяется не столько для обозначения границ деятельности, сколько для подчеркивания ее доминанты, поскольку на данном этапе обучение частично проходит с опорой на нотную запись. Основным содержанием первого этапа обучения является развитие чувства музыкального ритма и звуковысотных представлений.

Развитие музыкально-ритмического чувства идет от мышечного ощущения ритма к его наглядному представлению и теоретическому осознанию в форме зрительной фиксации. Здесь используются авторские пособия «Ритмические таблицы» и «Ритмические упражнения». Результатом работы становится начальное формирование у учащихся так называемого динамического стереотипа сольфеджирования (термин наш. — Т. Л.), когда при чтении нотного текста внимание ученика направляется прежде всего на ритм как организующее начало мелодии, а затем уже на звуковысотность.

Предпосылкой осмысленного пения по нотам является наличие у поющего ладовых звуковысотных представлений. Работа по их развитию в донотном периоде базируется на авторском пособии «Комплекс попевок для развития звуковысотного слуха на ладовой основе». Вспомогательную роль в постижении ладовой ступеневой организации играет наглядность «лестницы».

Расширение слуховых представлений в процессе формирования способности дифференцировать звуковысотность дает возможность перейти к освоению семиступенного диатонического мажорного звукоряда (на примере гаммы До мажор) как образца системы лада.

Главным в развитии звуковысотного слуха на данном этапе обучения является идентификация понятий Лестница-звукоряд и галша До мажор, в результате которой нотная запись в понимании учащихся становится

носителем не только абсолютного высотного значения звуков, но главное — их ладовой принадлежности.

Соединение результатов работы по развитию ритмических и звуковысотных слуховых представлений в донотном периоде формирует фундамент для изучения нотной грамоты (II этап обучения) и развития ладового чувства в пении по нотам (III этап).

Стержнем методики является второй этап обучения — «Изучение нотной грамоты», назначение которого — овладение техникой чтения нот. Этот процесс складывается из двух взаимосвязанных ступеней: освоения нотной грамоты, которое идет по авторскому раздаточному дидактическому «Пособию. Часть I: Изучение нот», и закрепления знания нот в практике пения.

Параллельно с изучением нотной грамоты идет выработка на слух умения более тонкого различения звуковысотного движения в ладу. Постепенно у учащихся складывается понимание лада как системы ступеней, существующих в сопряжении друг с другом. Первостепенным при этом является усвоение тоники и других устойчивых ступеней как базовых элементов ладовой системы.

Работа по ладовому развитию дает возможность использовать при обучении метод освоения нот как ступеней лада. Умение читать нотный текст на основе ладового ощущения звуков отрабатывается с помощью авторского наглядного дидактического пособия «Мелодические таблицы».

Для закрепления знания нот используются составленные автором тематические песенные комплексы «Рождество», «Масленица». Сольфеджирование сочетается с певческой работой.

Содержание третьего этапа обучения — формирование навыка пения по нотам на основе ладовых представлений — определяет необходимость углубленного подхода к развитию ладового чувства. Музыкально-иллюстративной основой обучения служит авторское «Пособие. Часть II: Развитие ладового чувства посредством пения по нотам».

Работа складывается из трех ступеней. На первых двух продолжается осмысление учащимися сферы устоев и неустоев лада на примере тональности До мажор; третья ступень посвящается ознакомлению с минорным ладом на материале тональности до минор.

Базовым моментом становится смысловыявление ступени лада (термин наш. — Т. Л.), то есть выявление ее эмоционального качества в процессе сольфеджирования ладовых мелодических оборотов и обозначение его словесной характеристикой. В первую очередь таким образом осваиваются устойчивые ступени как основные, формирующие лад. Пение устойчивых звуков с опорой на их эмоциональную окраску естественным образом оттеняет неустои и логично укладывается в основу интонирования До мажорной гаммы, которая при этом воспринимается поющим не только как звуковысотная линия, но главное — как система ступеней со строгой внутренней упорядоченностью отношений элементов. Неустойчивые ступени осваиваются вначале как прилегающие к устойчивым, затем — относительно тоники.

Заключительным этапом работы по «Пособию. Ч. И» является

выстраивание формулы «ладовой организованности звуков» (И. Способин), которая лаконично отражает структуру лада: тонические ступени очерчивают его октавность, I — III — V ступени являются его остовом, внутриладовые тяготения, создающие напряжение, разрешаются в момент перехода неустойчивой ступени в устойчивую. Такое понимание лада, приобретенное учащимися в процессе освоения До мажора и до минора, в дальнейшем закрепляется при изучении других тональностей.

Ведущая роль «Пособия. Ч. II» в обучении обусловлена содержанием составляющего его музыкального материала. В основе упражнений лежат ладовые обороты — созвучия с подчеркнутой логической связью ступеней, где элементы лада (ступени) представлены в контексте единой завершенной системы. Воспитание ладового чувства проходит через усвоение ступеневых разрешений, формирующих интонации; а, как известно, смысловой основой интонации выступает ее ладовая окраска.

Принцип чтения нотного текста по пособию состоит в том, что нота и ощущается, и осознается как определенная ступень: формируется предслышание знака как элемента лада. Такое освоение нотной грамоты открывает возможность осмысленного воспроизведения нотного текста. Закрепление приобретенных умений и навыков происходит при сольфеджировании художественного материала тематических комплексов «Русские народные песни», «Скоморохи».

Качественно новый уровень музыкально-слухового развития учащихся, достигнутый к концу обучения, является результатом трехлетней работы по развитию звуковысотных ладовых представлений на интуитивном уровне (первый этап обучения), по целенаправленному изучению нотной грамоты (второй этап) и по формированию навыка пения по нотам на основе ладовых представлений (третий этап).

Приведенная схема наглядно отражает структуру методики (рис. 1)

Рисунок 1

N

I. Д статный

период

ч /

Знание нотной грнмошы

II. Изучение нотвой грамоты

III Формирование навыка пеняя по нотам на основе ладовых предегаьлеяяй

Ладовое чувство

Ладовые зеукоеысотние и ритмические представления

Результатом такой организации учебной работы становится возможность применять сольфеджирование на основе ладовых представлений, что является целью реализации описываемой методики.

В четвертой главе — «Педагогический эксперимент: динамика развития музыкальных способностей учащихся в процессе апробации авторской методики» — изложены теоретические и методические основы проведения опытно-экспериментальной работы, определены ее цель и задачи, представлена комплексная диагностика музыкальных способностей, описаны ход и результаты эксперимента.

Экспериментальная часть исследования направлена на формирование у школьников навыка пения по нотам на основе ладовых представлений путем реализации авторской методики на уроках музыки в общеобразовательной школе. В ходе эксперимента использовались следующие методы: наблюдение, тестирование, регистрация, анализ диагностических материалов.

Опьггно-экспериментальная деятельность по разработке методики в системе общего образования проводилась с 2000 по 2009 год. За этот срок по методике было обучено около 500 учащихся.

Четвертая глава диссертационного исследования содержит описание апробации окончательного, скорректированного и научно обоснованного варианта методики, которая проходила с 2009 по 2013 год на базе общеобразовательной школы № 386 Кировского района Санкт-Петербурга. В эксперименте участвовало 225 человек: учащиеся начальных классов (106 чел.) и обучающиеся в Отделении дополнительного образования детей «Альтернатива», созданного на базе данной школы (119 чел.). Экспериментальную группу составили 111 испытуемых, контрольную— 114.

Проверка эффективности методики в рамках настоящего исследования проводилась в режиме одного урока в неделю (34 уч. часа в году). Учебный процесс в контрольной группе организовывался по базовой программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского (Музыка. 1—8 классы. М.: Просвещение, 2005). Обучение в другой группе проводилось с внедрением авторской методики. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Основной целью констатирующего эксперимента было определение начального уровня развития музыкальных способностей по следующим параметрам: звуковысотные слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство (сенсорные способности), музыкальное мышление (интеллектуальная способность) и эмоциональная отзывчивость на музыку (музыкальность). Нами применялась четырехуровневая система оценки: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень, очень низкий уровень. Критериями оценки были качественные характеристики развития диагностируемых способностей.

Проведение диагностического среза выявило следующие показатели развития музыкальных способностей в обеих группах: 11,7% учащихся обладают высоким уровнем развития музыкальных способностей, 39,8% испытуемых показали средний уровень, 34,7% учащихся демонстрировали

низкий уровень, у 13,8% учащихся был выявлен очень низкий уровень развития музыкальных способностей.

Цель формирующего эксперимента — обучение школьников нотной грамоте и формирование у них навыка пения по нотам на основе ладовых представлений путем внедрения авторской методики в систему общего музыкального воспитания.

Экспериментальное обучение было направлено на развитие звуковысотного слуха и чувства музыкального ритма с целью подготовки к освоению нотной грамоты; формирование ладовых звуковысотных представлений; обучение нотной грамоте и закрепление знания нот в практике пения технического и художественного музыкального материала; выявление эмоционального качества и функционального значения ступеней; формирование навыка пения по нотам на основе ладовых представлений. В диссертационном исследовании дано описание последовательного внедрения авторской методики в учебный процесс.

После апробации методики был проведен контрольный эксперимент. Результаты диагностики способностей учащихся экспериментальной группы были следующими: показатель высокого уровня развития способностей повысился на 32% и составил 43,3%; показатель среднего уровня повысился на 4,5% и составил 44,4%; количество учащихся в группе с низким уровнем развития понизилось на 23,7% и составило 123%. Большим достижением стало отсутствие по окончании формирующего эксперимента учащихся с очень низким уровнем развития.

В контрольной группе динамика развития музыкальных способностей не была столь интенсивной. Итоговый показатель в группе высокого уровня развития составил 21,6% (выше первичного на 9,4%); в группе среднего уровня развития — 37,4% (выше на 2,2%); в группе низкого уровня — 30,8% (понижение на 2,1%); очень низкого — 10,2% (понижение на 5,1%).

Сопоставление этих данных позволяет сделать вывод, что обучение в экспериментальной группе было более результативным в сравнении с контрольной группой.

Итоги опытно-экспериментальной работы доказали, что овладение нотной грамотой и процесс пения по нотам действительно являются эффективным средством активизации музыкального слуха (ладового чувства) и его последовательного развития. Это подтвердило результативность применения авторской методики в системе общего музыкального воспитания.

В заключении подводятся итоги исследования в историческом, научно-методическом и экспериментальном аспектах.

Исторический анализ проблемы (глава 1) показал, что развитие в России методики обучения нотной грамоте осуществлялось в непосредственной зависимости от целей и задач музыкальною воспитания в школе и общего образования в целом, содержание которого определялось социальными потребностями и установками государства. Выявление этой закономерности позволило определить динамику развития методики и на ее основе дать периодизацию этого процесса.

Изменение статуса общеобразовательной школы, характера и направления образования определили неравномерность и даже прерывность развития методики. Следствием различного понимания роли и места нотной грамоты в системе музыкального воспитания становились то активная разработка теоретико-методической базы обучения пению по нотам, то отказ от нотной грамоты на уроках музыки. Этим обусловлена степень разработанности проблемы на сегодняшний день.

Результатом научно-методического исследования (глава 2) стало, в частности, определение основных принципов методики, выступающих дидактической основой обучения. К ним относятся: обучение нотной грамоте на основе систематического развития слуха, взаимосвязь обучения пению по нотам и развития ладового чувства, единства сольфеджирования и вокализации, принцип визуализации музыкальных процессов, взаимосвязи теории с практикой, принцип научности.

Принципы претворяются в ключевых положениях методики. Ими являются:

♦ формирование музыкально-слуховых представлений как главного условия обучения пению по нотам и использование умения петь по нотам в качестве средства развития музыкального слуха;

♦ формирование навыка пения по нотам на ладовой основе и освоение ладовых отношений в опоре на нотную запись;

♦ подчинение процесса изучения нот задачам певческого развития;

♦ включение предварительного периода пения по слуху;

♦ выведение теоретических сведений из непосредственного практического опыта учащихся;

♦ использование зрительной наглядности;

♦ претворение в методике научных данных музыкознания, общей и музыкальной педагогики, музыкальной психологии.

Реализация выделенных установок проходит на основе разнообразных методов и приемов обучения. Большой потенциал в этом отношении содержит наследие отечественной методики.

Опора на обозначенные теоретико-методические позиции открывает перспективу дальнейшего развития методической мысли. Одним из его результатов стало создание методики «Обучение нотной грамоте и формирование навыка пения по нотам на основе ладовых представлений» (глава 3). Ее разработка основывалась на:

♦ обобщении сложившихся методов и приемов обучения нотной грамоте на уроках музыки в школе за период с 1880-х по 2012 гг.;

♦ претворении теоретико-методической базы обучения нотной грамоте, разработанной в указанный период;

♦ учете особенностей музыкально-слуховой культуры современных школьников (низкий уровень развития музыкального слуха);

♦ формировании новых подходов и приемов обучения нотной грамоте;

♦ разработке дидактических раздаточных материалов и наглядных пособий для обучения нотной грамоте и воспитания осмысленного восприятия

ладовой основы музыкального материала.

Итогом стало объединение принципов, подходов, приемов и средств обучения в единую логически обоснованную систему, воплощенную в методике. Исходным при организации учебного процесса был принцип преемственности обучения, что определяет внутреннее единство методики и результативность ее применения.

Эффективность методики была подтверждена в экспериментальной деятельности (глава 4), по итогам которой можно заключить, что овладение нотной грамотой и формирование навыка пения по нотам в описанных условиях действительно являются эффективным средством развития музыкального слуха (ладового чувства).

Методика может применяться на различных уровнях музыкального воспитания. Однако основным полем ее реализации остается общее музыкальное воспитание.

Внедрение данной методики в систему школьного образования может стать мощным средством развития музыкального слуха подрастающего поколения и на этой основе — повышения уровня певческой культуры, а также формирования начальной музыкальной грамотности, необходимой для полноценного постижения произведений музыкального искусства.

Потенциал изученных, обобщенных и систематизированных отечественных достижений в области обучения нотной грамоте в связи с формированием ладовых представлений, безусловно, не исчерпывается разработанной соискателем методикой. По нашему мнению, она является только первым шагом в развитии новых подходов к обучению нотной грамоте. С этой позиции материалы, полученные в результате исследования, могут послужить теоретической и методической основой дальнейшей разработки одной из самых актуальных проблем обучения музыке в школе.

Основное содержание и результаты исследования отражены в 7 публикациях автора, в том числе в издании, включенном в перечень рецензируемых научных журналов (общий объем — 3,4 п. л.).

1. Лихинина, Т.Н. Обучение нотной грамоте на основе развития ладового чувства (уроки музыки в общеобразовательной школе) / Т.Н. Лихинина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена : Серия психолого-педагогические науки. —2013 (октябрь). — JV® 158 . — С. 135-143. (0,6 п. л.)

2. Лихинина, Т.Н. Влияние социокультурной среды на музыкальное образование школьников / Т.Н. Лихинина // Урок музыки в современной школе : сборник статей и материалов. — СПб. : Астерион, 2008. — Вып.1. — С. 27-32. (0,4 п. л.)

3. Лихинина, Т.Н. Изучение нотной грамоты на уроках музыки в отечественной общеобразовательной школе / Т.Н. Лихинина // Музыкальное образование в современном мире : Диалог времен : сборник статей по материалам II Международной научно-практической

конференции (10-12 декабря 2009 года). — 4.1. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. — С. 77-85. (0,6 п. л.)

4. Лшинина, Т.Н. Дифференцированное обучение в школе как условие природосообразного развития учащихся / Т.Н. Лихинина // Музыкальное образование в современном мире : Диалог времен: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции (2223 ноября 2010 года). — 4.1. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011, —С. 63-68. (0,4 п. л.)

5. Лшинина, Т.Н. Развитие ладового и метроритмического чувства в донотный период как фактор подготовки к освоению нотной грамоты / Т.Н. Лихинина // Музыкальное образование в современном мире : Диалог времен: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (2-3 декабря 2011 года). — 4.1. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. — С. 222-231. (0,6 п. л)

6. Лихинина, Т.Н. Формирование навыков пения по нотам на уроках музыки в общеобразовательной школе / Т.Н. Лихинина // Природное и культурное наследие : междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Материалы Международной научно-практической конференции (20-23 сентября 2012 года). — СПб.: Астерион, 2012. — С. 183-185. (0,2 п.л.)

7. Лшинина, Т.Н. Вклад дореволюционных педагогов в становление и развитие методики обучения нотной грамоте в общеобразовательной школе / Лихинина Т.Н. // Музыкальное образование в современном мире : Диалог времен : сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции (27-28 ноября 2012 года). — 4.1. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013 (октябрь) — С 42-53 (0,7 п. л.)

Подписано в печать 14.11.2013. Объем 1,5 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 515 Типография РГПУ. 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лихинина, Татьяна Николаевна, Санкт-Петербург

04201455345

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена»

На правах рукописи

Лихинина Татьяна Николаевна

Овладение нотной грамотой как фактор развития музыкального слуха на уроках музыки в общеобразовательной школе

Специальность: 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Налётова И. Н.

Санкт-Петербург 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Глава 1. Становление и развитие методики обучения нотной

грамоте на уроке музыки в отечественной общеобразовательной

школе...................................................................................................................... 12

§ 1. Становление и развитие методики обучения нотной грамоте в

российской дореволюционной школе (1880-е — 1917 гг.)................................ 12

§2. Развитие методики обучения нотной грамоте в советской

общеобразовательной школе (1917 — 1980-е гг.)............................................... 19

§3. Методика обучения нотной грамоте после внедрения программы «Музыка» под редакцией Д. Б. Кабалевского, в том числе в постсоветской

российской системе музыкального воспитания (1981 — 2012 гг.)................... 34

Глава 2. Потенциал отечественной методики обучения нотной

грамоте на уроках музыки в общеобразовательной школе......................... 41

§ 1. Нотная грамота на уроках пения в российской дореволюционной

школе....................................................................................................................... 41

§2. Обучение нотной грамоте на уроках музыки в советской

общеобразовательной школе в период с 1918 по 1980 годы............................. 54

§3. Вопросы методики обучения нотной грамоте в системе

современного общего музыкального воспитания............................................... 80

Глава 3. Авторская методика «Обучение нотной грамоте и формирование навыка пения по нотам на основе на основе ладовых

представлений».................................................................................................... 88

§ 1. Теоретико-методологическая основа и структура методики............. 88

§2. Подготовка к изучению нотной грамоты: развитие звуковысотного

слуха и чувства музыкального ритма (донотный период)................................. 89

§ 3. Изучение нотной грамоты.................................................................... 103

§4. Формирование навыка пения по нотам на основе ладовых представлений........................................................................................................ 117

Глава 4. Педагогический эксперимент: динамика развития музыкальных способностей учащихся в процессе апробации

авторской методики........................................................................................................................................................................................135

§ 1. Теоретико-методологическая основа опытно-экспериментальной

работы, ее цель и условия организации..............................................................................................................................135

§2. Констатирующий этап эксперимента: диагностика музыкальных

способностей....................................................................................................................................................................................................................136

§3. Формирующий этап эксперимента: содержание процесса

обучения....................................................................................................................................................................................................................................147

§4. Контрольный этап эксперимента..................................................................................................................168

Заключение..................................................................................................................................................................................................174

Список литературы......................................................................................................................................................................179

Приложение 1. «Ритмические таблицы»....................................................................................................198

Приложение 2. «Ритмические упражнения»......................................................................................208

Приложение 3. «Комплекс попевок для развития звуковысотного

слуха на ладовой основе»..............................................................................................209

Приложение 4. «Пособие. Часть I: Изучение нот»..................................................................213

Приложение 5. «Мелодические таблицы»..............................................................................................215

Приложение 6. «Тематические комплексы»........................................................................................222

7.1. «Рождество»............................................................................................................................222

7.2. «Масленица»..........................................................................................................................224

7.3. «Русские народные песни»............................................................................226

7.4. «Скоморохи»..........................................................................................................................227

Приложение 7. «Пособие. Часть II: Развитие ладового чувства

на основе пения по нотам»..........................................................................................229

Приложение 8. «Мелодические примеры для сольфеджирования»............231

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной их важнейших основ духовности народа России является его уникальная певческая культура. Сегодня в условиях упадка певческих традиций происходит тотальное разрушение ее фундамента — музыкальных способностей, прежде всего музыкального слуха.

Низкий уровень массовой музыкальной кулыуры, переизбыток децибел, возникающий при эксплуатации звуконосителей, атрофируют слух. Восприятие звучания электроакустических инструментов и звукозаписи замедляет формирование голосовых связок; мышечная недоразвитость певческого аппарата порождает неразвитость музыкального слуха. Решение проблемы слуховой культуры требует целого комплекса мер, среди которых ключевым является методическое обоснование эффективной работы с детьми в системе общего музыкального воспитания.

Другой проблемой массовой музыкальной культуры является отсутствие музыкальной грамотности, а именно — знания нотной грамоты. Подрастающее поколение не владеет навыками чтения нотного текста, в результате чего оказывается изолированным от прямого индивидуального контакта с огромным и — что особенно важно — наиболее ценным массивом музыкальной культуры, обречено на пассивное общение только с тем материалом, который транслируют средства массовой информации.

На наш взгляд, решение обеих проблем может быть объединено. Целесообразность такого подхода определяется эффективностью использования в методических целях визуализации абстрактных слуховых представлений в виде нотной записи. Наглядное отражение звуковысотных и ритмических образов, фиксированных в форме нотной записи, обеспечивает органичность усвоения нотной грамоты по принципу от слышания — к знаку.

Взаимообусловленность при пении слуховых и зрительных ощущений укрепляет слуховые и певческие навыки в их единстве. Опора на наглядность

нотной записи способствует более точному интонированию. При условии, если нота выступает материальным носителем ступени лада, нотация как форма наглядного отображения ладовых тоновых отношений становится зрительной опорой для развития ладового чувства.

Овладение умением петь по нотам становится возможным при условии систематического обучения нотной грамоте на уроках музыки, непосредственно связанного с певческой деятельностью. Знание нотной грамоты и практическое ее применение открывает учащимся возможность аналитического подхода к содержанию музыкального произведения через понимание музыкального языка, что повышает осмысленность восприятия и выразительность исполнения, развивает музыкальное мышление.

В последние десятилетия обучение нотной грамоте в системе общего музыкального воспитания в основном ушло из педагогической деятельности. Почти не уделяет ей внимание и теория музыкального образования. Противоречием между требованием практики и отсутствием научного и методического обоснования решения проблемы в контексте современной образовательной системы обусловлена актуальность темы настоящего исследования.

Степень изученности темы. В отечественной системе общего музыкального воспитания методика обучения нотной грамоте формируется с последней трети XIX века. Её основы были заложены педагогами дореволюционного времени Н. Брянским, Н. Виташевским, Д. Зариным, И. Ивановым, А. Карасёвым, А. Кастальским, Н. Кашкиным, А. Масловым, П. Мироносицким, С. Миропольским, А. Никольским, А. Пузыревским, С. Смоленским.

Значимым вкладом в развитие методики обучения пению по нотам стали работы советских методистов О. Апраксиной, А. Бандиной, В. Белобородовой, Т. Беркман, П. Вейса, И. Гейнрихса, Е. Гембицкой, К. Грищенко, Н. Гродзенской, Е. Давыдовой, В. Дышлевской, Д. и Т. Огородновых, Г. Ригиной, М. Румер,

О. Солониковой, Г. Струве, Н. Шереметьевой.

На современном этапе развития школьной музыкальной педагогики проблема разрабатывалась Ю. Алиевым, Т. Баклановой, Л. Безбородовой, Т. Надолинской, В. Никешиным, Б. Рачиной.

На основе трудов перечисленных авторов сформировалась тенденция развития методики обучения нотной грамоте, которая, тем не менее, не сложилась в целостную, стройную музыкально-педагогическую систему. Этим требованиям отвечает только методика И. Гейнрихса «Обучение пению по нотам в начальной и средней школе», посвященная сугубо изучению нотной грамоты. Но, созданная более чем полвека назад, она не может быть применена сегодня, поскольку рассчитана на значительно более высокий, чем у современных школьников, исходный уровень развития музыкальных способностей.

На наш взгляд, в современных условиях снижения уровня развития музыкального слуха назрела необходимость создания иной, комплексной методики обучения нотной грамоте, направленной не только на формирование комплекса элементарных знаний, но и на решение проблемы музыкально-слуховой культуры подрастающего поколения.

Объект исследования — музыкальное воспитание в современной общеобразовательной школе.

Предмет — обучение нотной грамоте и пению по нотам на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель настоящего исследования состоит в выявлении теоретико-методической базы обучения нотной грамоте в системе общего музыкального воспитания и разработке авторской методики обучения пению по нотам, направленной на развитие музыкального слуха, прежде всего — ладового чувства как его основы.

Задачи исследования:

♦ выявить динамику развития методики обучения нотной грамоте в отечественной общеобразовательной школе;

♦ обобщить и систематизировать научно-методические достижения в области обучения нотной грамоте в системе российского общего образования;

♦ разработать авторскую методику обучения нотной грамоте и формирования навыка пения по нотам на основе ладовых представлений;

♦ апробировать методику в форме педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования: обучение нотной грамоте по специальной

методике в системе современного общего музыкального воспитания может стать эффективным средством формирования и последовательного развития музыкального слуха, особенно ладового чувства как его важнейшей составляющей.

Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили труды по теории музыки А. Агажанова, В. Вахромеева, И. Способина (Московская школа), Б. Незванова, А. Островского, Ю. Тюлина (Ленинградская школа), содержащие подходы к изучению лада.

Принципиально значимой явилась теория Б. Теплова о ладовом чувстве как эмоциональном компоненте музыкального слуха, согласно которой ладовое чувство есть способность переживания «эмоциональных качеств» отдельных ступеней лада и определенных отношений между ними.

Большую роль в раскрытии проблемы сыграли работы отечественных педагогов, содержащие вопросы методики обучения нотной грамоте на уроках музыки в системе общего образования. В первую очередь это опыт педагогов дореволюционной школы — Н. Виташевского, Д. Зарина, И. Иванова, А. Карасёва,

A. Кастальского, А. Маслова, П. Мироносицкого. Не менее важными были работы советских и современных методистов О. Апраксиной, А. Бандиной,

B. Белобородовой, Т. Беловой, Т. Беркман, П. Вейса, И. Гейнрихса, К. Грищенко, Н. Гродзенской, Д. Огороднова, Т. Огородновой, М. Румер, Г. Ригиной, Н. Шереметьевой. Ключевыми стали положения об усилении музыкального восприятия при подключении зрительных образов и о развитии слуха на ладовой основе.

Руководящими в направлении исследовательской работы были принципы общей педагогики (Ю. Бабанский). Организационной основой научной деятельности стала методология педагогического исследования, разработанная в трудах Э. Абдуллина, В. Горлинского, Т. Ильиной, И. Подласого.

Методы, примененные в работе: анализ и синтез, сравнение, изучение музыкально-педагогического опыта, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, статистические методы, графическое моделирование.

База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 386 Кировского района Санкт-Петербурга».

Этапы исследования.

На первом этапе (2000 — 2009) с целью практического решения выявленной соискателем проблемы музыкально-слуховой культуры учащихся разрабатывалась методика обучения нотной грамоте, направленная на развитие музыкального слуха посредством пения по нотам.

Второй этап (2009 — 2011) был посвящен исследованию истории развития отечественной методики обучения нотной грамоте и анализу научно-методической литературы в этой области. Одновременно началась апробация авторской методики в форме педагогического эксперимента.

Содержанием третьего этапа (2011—2012) стало пополнение теоретической базы авторской методики и в связи с этим корректировка последней. Параллельно продолжалось дальнейшее апробирование методики.

На четвертом этапе (2012 — 2013) был завершен педагогический эксперимент, проведен анализ опытной работы и сформулированы выводы исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Решение актуальных проблем современного общего музыкального воспитания — развития музыкального слуха и формирования музыкальной

грамотности — целесообразно в их объединении посредством внедрения нотной грамоты в процесс обучения.

2. Отечественные труды по теории музыки, музыкальной педагогике и методике общего музыкального воспитания предоставляют обширную теоретико-методическую базу для разработки целостной современной, востребованной временем методики обучения нотной грамоте.

3. Овладение нотной грамотой и выработка навыка пения по нотам на основе ладовых представлений является эффективным средством развития музыкального слуха и воспитания певческой культуры, открывает возможность качественно нового постижения песенного жанра, что приводит к повышению уровня музыкальности и эстетической культуры в целом.

4. Авторская методика по обучению нотной грамоте включает три этапа: 1) развитие звуковысотных и ритмических представлений, 2) изучение нотной грамоты, 3) формирование навыка пения по нотам на ладовой основе. Внедрение методики в практику общего музыкального воспитания направлено на ликвидацию обозначенных проблем, решение которых возможно посредством обучения нотной грамоте и пению по нотам.

Научная новизна работы заключается в том, что:

♦ выявлены исторические и педагогические предпосылки развития методики обучения нотной грамоте в системе общего музыкального воспитания и определена периодизация этого процесса;

♦ на основе обобщения отечественного теоретического и практического опыта сформулированы основные принципы и ключевые положения методики обучения нотной грамоте на уроках музыки в общеобразовательной школе;

♦ разработана и экспериментально подтверждена авторская методика «Обучение нотной грамоте и формирование навыка пения по нотам на основе ладовых представлений»;

♦ введены и обоснованы понятия «динамический стереотип сольфеджирования» и «смысловыявление ступени лада».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

♦ раскрыт потенциал достижений отечественных авторов в области методики обучения нотной грамоте, стимулирующий разработку ее теоретических основ применительно к современной системе музыкального воспитания;

♦ обоснована эффективность обучения нотной грамоте как фактора развития музыкального слуха (ладового чувства) на уроках музыки в современной общеобразовательной школе;

♦ изучены возможности и способы визуализации ладовых отношений в процессе обучения пению по нотам, что открывает путь дальнейшей разработки методических вопросов в этой области;

♦ в рамках методики предложены новые подходы и приемы освоения и закрепления знания нотной грамоты.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

♦ предложена методика обучения пению по нотам, которая может быть реализована в современной системе общего музыкального воспитания с целью повышения уров