автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов
- Автор научной работы
- Герасимова, Алла Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Методика обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов"
На правах рукописи
Герасимова Алла Михайловна
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОМУ ПИСЬМУ БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ (ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК)
13.00.02 - теория и методика профессионального образования (иностранный язык)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
- 7 июн 2012
Москва 2012
005045596
005045596
Работа выполнена на кафедре иностранных языков Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный университет»
Научный руководитель:
Сороковых Галина Викторовна
доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет», профессор кафедры романской филологии и методики
Официальные оппоненты:
Сысоев Павел Викторович
доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», профессор кафедры лингвистики и лингводидактики
Цыганкова Елена Владиленовна
кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет», доцент кафедры французского языка и лингводидактики
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Защита состоится «19» июня 2012 в.....часов на заседании диссертационного совета
Д 212.136.07 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова» по адресу: 109 391, г. Курск, ул. Рязанский проспект, д. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова».
Автореферат разослан «18» мая 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат исторических наук, профессор
А. С. Калякин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Новая концепция общественно-экономического развития выдвигает повышенные требования к профессиональным качествам бакалавра, обучающегося по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью». Сформировался социальный заказ на глубокое знание иностранного языка будущими специалистами, который нашёл своё отражение в требованиях к содержанию примерной образовательной программы по дисциплине «Иностранный язык».
В один из четырёх содержательных блоков программы включается «Иностранный язык для профессиональных целей». В настоящее время система образования в нашей стране находится в ситуации, когда возникла необходимость пересмотра подходов к обучению и воспитанию молодёжи. Происходит смещение доминанты в сторону развития творческой личности. На это и направлены новые ФГОС ВПО-3. Бакалавр, обучающийся по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» должен владеть всеми видами деятельности на иностранном языке, которые позволяют ему удовлетворять профессиональные потребности, обмениваться опытом с зарубежными коллегами. Не вызывает сомнений тот факт, что письменная речь при этом приобретает всё большее значение, т. е. возрастает роль письменного общения в получении и передаче информации, которая проявляется в умении креативно выражать мысли в письменной форме. В перечне профессиональных компетенций бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» выделяются рекламно-информационная и творческая -способность организовывать производство (написание креативных рекламных текстов) и распространение рекламной продукции. Современный специалист должен достаточно уверенно владеть навыками письменной речи, знать её виды, правила речевого этикета и диалога, законы композиции и стиля, приёмы убеждения. Таким образом, креативное письмо является частью профессии специалистов по рекламе и связям с общественностью, а создание рекламных текстов может служить хорошей базой для развития навыков креативного письма.
Степень разработанности проблемы.
Современные лингвометодические исследования письменной речи направлены на:
а) обеспечение грамматической корректности письменной речи (Солдатова Н. В., Филатов С. Г.);
б) овладение общими универсальными формами выражения мыслей в письменной форме (Антонова И. В., Колкер Я. М.);
в) обучение написанию текстов различных жанров (Вейзе А. А., Заева Л. К.);
г) разработку комплексной концептуальной методической модели обучения иноязычной речи на различных этапах обучения иностранному языку (Каплич Л. В.).
Однако несмотря на солидный корпус исследований, посвящённых проблеме обучения креативному письму, приходится констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных проблем, а именно:
• не конкретизирована сущностная характеристика понятия «обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» применительно к направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью»;
• не разработаны критерии и показатели обученности креативному письму;
• не уточнены особенности текстов французской рекламы;
• не обоснована и не разработана педагогическая модель обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
• не выявлены педагогические условия обучения креативному письму бакалавров» на основе рекламных текстов;
• не разработана методика обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов.
В этой связи возникают противоречия:
- между «социальным заказом» высшей школе на реализацию образовательной политики, ориентированной на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих навыками креативного письма, и сложившимися способами организации обучения иностранному языку бакалавров;
- между потребностью общества в условиях расширения письменных международных торгово-рыночных контактов, в т. ч. в области рекламы, и отсутствием методик обучения креативному письму на основе рекламных текстов на занятиях по иностранному языку.
Таким образом, есть все основания считать проблему обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов нерешённой и требующей специального исследования, что и обусловило актуальность данной работы и выбор темы диссертации - «Методика обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов (французский язык)».
Объектом настоящего исследования является педагогический процесс обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов.
Предмет исследования - методика обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов.
Цель работы состоит в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) конкретизировать сущностную характеристику понятия «обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» применительно к направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью», разработать критерии и показатели обученности креативному письму;
2) уточнить особенности французских рекламных текстов;
3)разработать педагогическую модель обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
А) выявить педагогические условия успешного обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
5) создать и экспериментально проверить методику обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов (французский язык).
Гипотеза, определившая ход исследования, сформулирована следующим образом: обучение креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов будет эффективным, если:
- направить образовательный процесс на развитие положительной мотивации к учебной и творческой деятельности на основе субъектно-деятельностного, системно-структурного, средового и пропедевтического подходов;
- принимать во внимание особенности французских рекламных текстов;
- учитывать следующие педагогические условия: внешние (направленность образовательного процесса на развитие устойчивой мотивации к творчеству и учебно-профессиональной деятельности; вариативное сочетание контекстной (квазипрофессиональная деятельность) и интерактивных технологий (игровые, мозговой штурм, проекты); создание обогащенной творческой среды) и внутренние (высокий интеллектуальный уровень студента, открытость новому опыту, осознание ценности творчества и позитивная самооценка личности).
Для решения задач использовались следующие методы исследования:
• изучение лингвистической, психологической и методической литературы; систематизация и обобщение опыта педагогов-практиков; анализ зарубежных методических программ;
• моделирование педагогического процесса обучения креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов;
•экспериментальное обучение;
• анализ и описание количественных и качественных результатов экспериментального обучения.
Теоретико-методологической и нормативной базой исследования послужили следующие материалы: Государственный стандарт общего образования Российской Федерации (2010), Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по
направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) бакалавр (2010), Общеевропейские компетенции владения иностранным языком; концептуальные положения средового (Мануйлов Ю. С., 2008); пропедевтического (Воронова Е. В., 2008; Цыдыпова Е. Д., 2008); субъектно-деятельностного (Рубинштейн С. JI. 1946, 1957, 1959, 1976, 1989); Абульханова-Славская К. А., 1990; Сороковых Г. В., 2004; системно-структурного (Бабанский Ю. К., 1977; Беспалько В. П., 1980; Мищенко, 1991); подходов; исследования психолого-педагогических и методических основ языкового образования (Бим И. J1., 1998, 1989, 1996, 2001); Мильруд Р. П., 1981; Фоломкина С. К., 1982; Пассов Е. И., 1985, 1989, 2000; Сафонова В. В., 1996; Соловова Е. Н., 2002; Зимняя И А., 2004; Полат Е. С., 2005; Щукин А. Н.; 2007; Гальскова Н. Д., Гез Н. И., 2008); работы отечественных ученых по вопросам, связанным с изучением механизмов письма и письменной речи (ЖинкинН. И. 1965; ЩербаЛ. В., 1974; Леонтьев А. А., 2004; ПашукН. С., 2010); научные исследования по теории и методике обучения письменной речи на родном и иностранном языках отечественных и зарубежных ученых (Бабушис Е. Е., 2000; Каст Б., 2002; Колкер Я. М., 1975; Кузьмина Л. Г., 1997; Ладыженская Т. А., 2005; Львов М. Р., 2001; Мазунова Л. К. 2005; УляшеваТ.В., 2005 и др.); а также исследования отечественных и зарубежных учёных по проблеме креативности в образовательном процессе (Дружинин В. Н., 1991; Пономарев Я. А., 1997; Богоявленская Д. Б., Айзенк Г. Ю., 2003; Ломброзо Ч., Холодная М. А., 2004).
- Существенное значение в концептуальном плане имели положения по использованию рекламы в процессе обучения иностранному языку (Lancien Т., 2006; Ligier F., 2007; Margerie С., 2008; Matore G., 2009; Trescases P., 2010); вопросы повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах (Берман И. М., 1967; Бухбиндер В. А., 1972; Лапидус Б. А., 1975; Серова Т. С., 2000; Цатурова И. А. 2004; Сороковых Г. В., 2004); проблема развития навыков креативного письма (Cathelat В., 2002; Payot, 2006; Dru J., 2007; Bénilde M., 2008; Blachas C., 2009).
Кроме того, исходными теоретическими основами диссертационного исследования послужили педагогические концепции и теории, раскрывающие различные аспекты использования рекламных текстов для обучения иностранному языку (Дульянинов А. Г., Нгуен Тхи Ван Ань, 2002; Дашковская А. А., Панина Е. Ю., М., 2005; Csikszentmihalyi, Fasko, 2006; Gaillot, Jouve M., Léon R., 2007). Существенный вклад в теоретико-методологическую базу исследования внесли работы, посвященные своеобразию рекламы во французском языке (Винарский Л. С., 1995; Старикова Ю. И., 1996; Семеницкий С. А., Корнева Ю. Б., 1998).
Организация исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2011 гг.
На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы; выдвигалась гипотеза и ставились задачи; выявлялись педагогические условия обучения креативному письму бакалавров; проводился констатирующий эксперимент по исследованию уровня обученности бакалавров креативному письму.
На втором этапе (2009-2010 гг.) разрабатывалась и реализовывалась программа формирующего эксперимента, направленного на проверку гипотезы исследования; проводился итоговый эксперимент; осуществлялось наблюдение за динамикой изменений, происходящих со студентами экспериментальной группы; был сделан контрольный срез по определению уровней обученности к креативному письму бакалавров контрольной и экспериментальной групп.
На третьем этапе (2010-2011 гг.) производилась теоретическая интерпретация результатов эксперимента, оформлялся текст диссертации. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём: ^ конкретизирована сущностная характеристика понятия «обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» применительно к направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» в процессе иноязычного образования;
У разработаны критерии обученности креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью»;
обоснована и разработана педагогическая модель обучения креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов;
^ выявлены и апробированы педагогические условия обучения креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов;
создана и экспериментально проверена методика обучения креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов.
Теоретическая значимость заключается в том, что: •уточнены особенности текстов французской рекламы; •дано теоретическое обоснование методики обучения креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов в рамках преподавания других дисциплин (менеджмент, маркетинг, рекламоведение).
Практическая ценность исследования определяется тем, что:
• предложено подробное описание методики обучения креативному письму бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов;
• создано методическое обеспечение обучения креативному письму на основе рекламных текстов. Оно включает в себя «Методические рекомендации по использованию рекламных текстов для развития творческих способностей молодёжи» и учебное пособие «Реклама - зеркало мечты».
Пособие и методические рекомендации направлены на развитие навыков креативного письма на основе рекламных текстов на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Они могут быть использованы в процессе профессионального обучения бакалавров всех направлений подготовки, включая направление «Реклама и связи с общественностью».
• полученные результаты исследования могут служить ориентировочной базой при разработке учебно-методической литературы, учебных планов, авторских программ по практике устной и письменной речи, курсов по таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, рекламоведение, иностранный язык. Результаты исследования также могут быть использованы в курсе методики обучения иностранным языкам.
Достоверность и объективность исследования обеспечены чёткостью теоретико-методологических позиций, соответствием методологии исследования поставленной проблеме, использованием комплекса исследовательских методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам диссертационного исследования, детальным анализом утверждаемых в гипотезе зависимостей, количественными и качественными показателями оценки выполнения заданий бакалаврами в ходе экспериментального обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В содержание обучения иноязычной письменной речи бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» включается обучение креативному письму на основе рекламных текстов, которое представляет собой творческую деятельность по созданию оригинального иноязычного профессионального текста рекламного характера, содержащего в себе не только прагматическую, но и эстетическую информацию. Использование рекламного текста на занятии по иностранному языку позволяет развить следующие умения при обучении креативному письму: находить нестандартные формы самопрезентации; использовать воображение для создания креативного письма; мыслить гибко и бегло; легко ассоциировать отдалённые понятия; мыслить дивергентно; использовать в креативной письменной речи аббревиатуры, заимствования, неологизмы; узнавать арго и жаргон; владеть молодёжным сленгом, выделять негативные и позитивные стороны в рекламе. Эти умения являются показателями обученности креативному письму. Критериями обученности креативному письму являются: умение создавать оригинальную рекламу и саморекламу; способность интерпретировать рекламный слоган на иностранном языке; умение критически воспринимать информацию рекламы.
2. Обучение креативному письму бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов более эффективно, если учитываются выявленные особенности франщзских рекламных текстов. Творческие характеристики: выразительность, образность, яркость и оригинальность, убедительность, аттрактивность, заинтригованность.
Морфологические особенности: преобладание имён грамматического класса существительных и прилагательных, императивность. Стилистические приёмы: метафоры, повторы, противопоставления, сравнения, гиперболы, синекдоха, риторические вопросы, олицетворения. Фонетические характеристики: аллитерация, ассонанс, рифма и ритм. Лексические особенности: неологизмы, профессионализмы, арго, жаргонизмы и сленгизмы, диалектизмы, аббревиатуры.
3. Педагогическая модель обучения креативному письму бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов, базирующаяся на субъектно-деятельностном, системно-структурном, средовом и пропедевтическом подходах, представляет собой инновационную педагогическую систему. Структурными компонентами системы являются: цель, задачи, подходы, принципы, компоненты, содержание, компетенции, технологии, критерии, уровни, этапы, педагогические условия успешного обучения креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов и прогнозируемый результат.
4. Обучение креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов успешно, если разработка соответствующей методики осуществляется с учётом следующих педагогических условий: внешние (направленность образовательного процесса на развитие устойчивой мотивации к творчеству и учебно-профессиональной деятельности; вариативное сочетание контекстной (квазипрофеесиональная деятельность) и интерактивных технологий (игровые, мозговой штурм, проекты); создание обогащённой творческой среды) и внутренние (высокий интеллектуальный уровень студента, открытость новому опыту, осознание ценности творчества и позитивная самооценка личности).
5. Методика обучения креативному письму бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов представляет собой совокупность пошаговых действий, объединённых в три этапа. Подготовительный этап состоит из пяти шагов: установочный (снятие лексических и грамматических трудностей, объяснение сущности креативного письма и основ работы с рекламными текстами, знакомство с критериями оценки работы); ознакомительный (знакомство со спецификой рекламного текста, типами рекламных текстов); изучающий (организация работы с готовым рекламным текстом (чтение и перевод)); анализирующий (аналитическое чтение); контрольный (тест на контроль понимания рекламы). Основной этап состоит из трёх шагов: подготовка материалов для собственной рекламы (инструктирование об источнике информации (журналы, газеты, сайты и т. д.)); создание авторской рекламы (обеспечение творческой атмосферы); презентация рекламного проекта (организация прослушивания). Заключительный этап состоит из трёх шагов: защита проекта (аргументация выбора); рефлексивный (анализ собственных достижений и ошибок); оценочный
(оценивание согласно критериям, сообщённым на подготовительном этапе. Преподаватель выставляет оценку, одногруппники дополняют (сокращают) текст и т. д.).
Личный вклад автора исследования заключается в разработке методики обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов и реализации данной методики в ходе организации и проведения экспериментального обучения по развитию навыков креативного письма бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов.
Апробация и внедрение результатов. Экспериментальное обучение посредством предложенной методики осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в Курском институте экономики и бизнеса на кафедре иностранных языков и в Московском гуманитарном педагогическом университете. Материалы исследования ежегодно представлялись и обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков и филологических дисциплин Курской академии государственной и муниципальной службы. Основные результаты исследования отражены в методических рекомендациях и в учебно-методическом пособии, в научных публикациях, докладывались и обсуждались на международных и научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова (Москва, 2008-2011), на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Московского гуманитарного педагогического- института (Москва, 2008—2010), на общероссийской научно-практической конференции «Дискуссионные вопросы современной лингвистики» (Калужский гос. пед. ун-т, Калуга, 2009), на международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Инновационность экономики России и процессы глобализации» (Курск, Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса, 2009), на международной научной конференции «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики» (Волгоград, 2010); на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социального становления личности» (Ульяновск, УлГПУ, 2010), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов КАГМС «Актуальные проблемы молодёжи XXI века» (Курск, 2008-2011); на международной научно-практической конференции «Проблемы лингвистики» (Казахстан, ЕАГИ, 2011).
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложения. Объём работы - 180 страниц.
Во введении обосновывается актуальность и выбор темы исследования, определяется цель, объект и предмет, изложены гипотеза и задачи, дана характеристика методологических основ, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены методы исследования,
сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов, представлена структура работы.
В первой главе «Теоретические основы обучения креативному письму бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов» рассматриваются определения понятия «креативное письмо»; «рекламный текст»; выявляется сущностная характеристика понятия «обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» применительно к направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью, раскрываются особенности французского рекламного текста; предлагается педагогическая модель обучения бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» креативному письму на основе рекламных текстов, определяются этапы и шаги обучения бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» креативному письму на основе рекламных текстов.
Во второй главе «Практические аспекты обучения креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов» выявляются педагогические условия обучения креативному письму бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов; описывается подготовка к экспериментальному обучению, проведение экспериментального обучения, анализируются его количественные и качественные результаты.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются общие выводы, намечаются направления для дальнейших разработок в области обучения креативному письму.
Библиографический список содержит 200 источников, из них 45 - на иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В центре внимания диссертации стоит вопрос разработки методики обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов.
В первой главе диссертационного исследования «Теоретические основы обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» рассматриваются основные компетенции выпускников направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью». Среди них выделяется готовность к рекламно-информационной и творческой деятельностям.
В рамках решения первой задачи исследования конкретизируется сущностная характеристика понятия «обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» применительно к направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью»», разрабатываются критерии и показатели обученности креативному письму.
Анализ исследований, посвященных креативности (Разумникова О. М., 20 03, Халюшева Г. А., 2005; Алтухова Н. А., 2007, Александрова А. Л.,
Шурухт С. М. 2009 и др.), позволил автору сделать вывод о том, что креативность - это творчество, поставленное на поток, и в отношении рекламных текстов употребление этого термина вполне адекватно.
Креативное письмо как вид письменной речи включает художественные тексты различных жанров. В реферируемом исследовании основой для обучения креативному письму послужили рекламные тексты. Креативному письму как аспекту обучения иноязычной письменной речи в методике долгое время не уделялось достаточного внимания: письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство контроля сформированное™ речевых навыков и умений обучаемых.
Опираясь на немногочисленные исследования отечественных (Мазунова Л. К., 2005; Савилова О. И. 2007; Кизрина Н. Г., 2009) и зарубежных (Boethe, К.; Brenner G., Waldmann G., 1992) учёных, автор даёт собственное определение. Обучение креативному письму на основе рекламных текстов рассматривается как творческая деятельность по созданию оригинального иноязычного профессионального текста рекламного характера, содержащего в себе не только прагматическую информацию, но и эстетическую ценность.
Это определение позволяет разработать критерии обученности креативному письму: способность к созданию оригинальной рекламы и саморекламы; умение интерпретировать рекламный слоган на иностранном языке; способность критически воспринимать информацию рекламы.
Определяется номенклатура умений бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью», развиваемых в ходе работы над рекламным текстом (уровни В1-В2). Эти умения являются показателями обученности бакалавров креативному письму:
• находить нестандартные формы самопрезентации;
• использовать воображение для создания креативного письма;
• мыслить гибко и бегло;
• легко ассоциировать отдалённые понятия;
• мыслить дивергентно;
• использовать в письменной речи современные аббревиатуры, заимствования, неологизмы;
• узнавать арго и жаргон;
• использовать молодёжный сленг;
• выделить негативные и позитивные стороны в рекламе.
В данной связи обосновывается необходимость обучения бакалавров креативному письму, а в качестве основы предлагаются рекламные тексты.
В рамках решения второй задачи исследования автор уточняет особенности текстов французской рекламы. Творческие характеристики: выразительность, образность, яркость и оригинальность, убедительность,
атграктивность, заинтересованность, педагогическая адаптированность (за счёт повторения основной информации в заголовке, слогане, а иногда ещё и в иллюстрации). «Avec Carrefour, je positive» (Carrefour, supermarché). Морфологические особенности: преобладание имён класса существительных и прилагательных (Coca-Cola - idéal pour la fin de la journée); императивность (Soyez en bonne santé avec Activia! - Будьте здоровы с Активна!). Стилистические приёмы: метафоры (Le goût de Danon, c'est le ciel sur la Terre! -Вкус Данон, небеса спустились на Землю!); повторы («De plus en plus forts, de plus en plus longs» (Garnier, shampooing); противопоставления («Oui à l'été, non au vieillissement de ma peau!» (L'Oréal, lait soin protection avancée)); сравнений (Renault - rapide, comme le vent. - Рено - быстрый, как ветер); гиперболы («Ucar. Une avance qui n'en finit pas»); синекдоха («L'ardoise ne se regrette jamais» (Le tout ardoise pour la partie toit d'ardoise); риторические вопросы («Et si vous invitiez un Grand Blanc a l'apéritif?» (Les Grands Blancs, vins d'Alsace)); олицетворения (La crème de beauté «Le matin». La fraîcheur et le confort, qui parlent à ma peau. - Крем для лица «Утро». Свежесть и комфорт разговаривают с моей кожей). Фонетические особенности: аллитерация («Chic, choc, chouette, dimanche», «Coca-Cola»); ассонанс («Michigan. Toujours devant» (Mobilier de jardin)); рифма и ритм («Du pain, du vin, du boursin»). Лексические особенности: неологизмы (apéro (apéritif); профессионализмы {aspartame (сахарный суррогат)); арго («Вой Paris! Ça coûte bonbon». (Бон Пари! Это дорогого стоит)), жаргон (le jargon АЕТ (anciens enfants de troupe - бывшие сыновья полка)) и молодёжный сленг (étudier qch d'une façon assidue, bosser; potasser -зубрить, ботанить); диалектизмы (вместо moitié и milieu половина, середина канадцы говорят mitan); аббревиатуры (logo *- logotype «логотип; фирменный или товарный знак, эмблема»; pub <— publicité «реклама»; наличие аббревиаций (Dim (название клуба.) - Dimanche - воскресение).
Текст французской рекламы является образцом художественного творчества, которое благодаря авторскому умению создаёт у читателя ясное представление о внешнем виде и содержании товара. Соответственно он характеризуется не только прагматической направленностью, но и эстетической ценностью. Рекламный текст имеет прагматическую направленность, поскольку целью его создания является продвижение товара, а не собственно создание образца искусства. Но, принимая во внимание этот факт, нельзя не отметить эстетической ценности рекламного текста. Обладая всей совокупностью творческих характеристик, позитивным прагматическим фоном являясь одним из лучших примеров эпистолярного жанра, рекламный текст к тому же содержит большое разнообразие стилистических приёмов. Оригинальность текста, его лаконичность, простота и красота слога - всё это составляет эстетическую ценность исследуемых текстов.
В реферируемом исследовании обращается внимание на то, что рекламный текст - это не только текст, содержащий рекламную информацию, но это и зеркало авторских открытий окружающего мира, что проявляется в
неординарном решении проблем, представленных автором в тексте различными языковыми средствами. Учёт данных характеристик делает процесс обучения креативному письму более эффективным.
В рамках решения третьей задачи обоснована, разработана и представлена педагогическая модель обучения креативному письму бакалавров» на основе рекламных текстов, включающая цель, задачи, принципы, компоненты, содержание, аспекты, технологии, критерии, уровни, этапы, педагогические условия, прогнозируемый результат.
Смыслообразующим структурным компонентом данной модели является цель - модель обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов.
Успешность процесса обучения креативному письму бакалавров напрямую зависит от решения в ходе формирующего эксперимента следующих задач: заинтересовать студентов рекламной деятельностью; научить студентов создавать профессиональную рекламу и саморекламу; научить интерпретировать рекламный слоган на иностранном языке; научить критически воспринимать рекламу.
Методологический анализ подходов, обеспечивающих конструирование модели обучения креативному письму бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов, привёл к выводу о возможности использования следующих подходов: субъектно-деятельностного, системно-структурного, средового и пропедевтического. Субъектно-деятельностный подход (Абульханова-Славская К. А., Ананьев Б. Г., Анцыферова Л. И., Брушлинский А. В., Рубинштейн С. Л., Сластёнин В. А., Сороковых Г. В.) представляет собой способ познания и организации деятельности, направленной на формирование личности обучаемого как самоорганизующегося субъекта, способного самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, и осознанно управлять ею, брать на себя ответственность за результаты своих действий и поступков. Субъектно-деятельностный подход реализуется через активность, творчество, креативность.
Ведущим методологическим основанием для выявления закономерностей обучения креативному письму мы считаем системно-структурный подход (Бабанский Ю. К., Ильина Т. И., Колесникова И. А.). Главной отличительной особенностью рассматриваемого научного подхода является целостность восприятия исследуемого объекта. Как показывает само название, объектом исследования структуры должен быть не любой феномен, а лишь тот, который может быть отнесён к категории систем, то есть целостных образований, состоящих из взаимосвязанных элементов. При таком подходе к описанию закономерностей бывают охвачены все основные внешние и внутренние связи обучения креативному письму, что даёт основание считать избранный подход верным. В процессе обучения необходимо помнить, что каждое умение, развиваемое в процессе работы с рекламными текстами, взятое отдельно,
неразрывно связано с другими и его следует рассматривать как часть целой системы. Владение элементами работы с рекламой предполагает развитие умений креативного письма: в ходе создания рекламного проекта развиваются и воображение, и другие компоненты мышления.
Процессы работы с рекламными текстами и обучения креативному письму взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Среди наиболее значимых подходов к разработке модели обучения креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов правомерно выделить средовой подход (Мануйлов Ю. С.). Средовой подход представляет собой теоретическую основу средообразовательных действий, продуктом и следствием которых является среда, а конечным результатом - тип личности. На инструментальном уровне он предстаёт в виде системы взаимодействий субъекта со средой. Подражание творческому человеку в условиях нерегламентируемой воспитательно-образовательной среды способствует формированию творческого отношения к действительности. Чем выше уровень творчества бакалавров в учебной деятельности, тем выше ценностное отношение к процессу познания и содержанию присваиваемых знаний. Средовой подход в учебном процессе вуза означает действенное внимание к каждому студенту, к его творческой индивидуальности.
Важным для построения модели обучения креативному письму является пропедевтический подход (Воронова Е. В., Федосеева 3. Р., Цыдыпова Е. Д.). Данный' подход предполагает опережающее овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками по специальным дисциплинам, в частности рекламоведению, маркетингу, на занятиях по иностранному языку, что способствует более глубокому и детальному овладению содержанием соответствующих дисциплин и более лёгкому переходу от учебной деятельности к учебно-профессиональной, а затем и к профессиональной. Опираясь на знания, приобретённые на занятиях по иностранному языку, бакалавр самостоятельно осмысливает и оценивает профессионально значимую проблему. В ходе прохождения специальных дисциплин на старших курсах эта задача продолжает изучаться.
Для достижения поставленной нами цели необходимо опираться на принципы обучения. Базовыми в нашем исследовании являются следующие: комплексности, культурно-ориентированной направленности, психологической комфортности, наглядности, аутентичности, активизации творческой деятельности.
Структура обучения креативному письму с точки зрения её состава должна включать в себя диагностический, целевой и результативный компоненты.
Диагностический компонент направлен на решение задач по констатации уровней обученности креативному письму (с помощью анкетирования, тестирования, методов включённого наблюдения и анализа творческих работ).
Мотивационный компонент. Мотивация под держивается в течение всего процесса учения. Этим обеспечивается требуемый уровень внимания, воли, работоспособности, необходимых для развития умений креативного письма.
Выделение целевого компонента в предлагаемой модели связано с детальным рассмотрением целей обучения - образовательной, воспитательной и развивающей. А это, в свою очередь, даёт основание конкретизировать каждую из указанных целей в рамках проблемы обучения креативному письму.
Реализация результативного компонента модели предполагает констатацию изменённых уровней обученности креативному письму. Технологией реализации данного компонента выступили рецензирование предложенных рекламных текстов (готовность к развитию умений креативного письма) и контрольное тестирование обученности креативному письму (создание рекламного проекта).
Содержание обучения в рамках предлагаемой модели включает в себя следующие аспекты: культурологический (фрагменты действительности, отражённые в текстах французской рекламы); лингвистический (рекламные тексты обладают всей полнотой лингвистического материала); психологический (рекламная деятельность способствует развитию толерантности и уважения к культуре страны изучаемого языка); профессиональный (посредством рекламных текстов происходит знакомство с профессиональной культурой и ценностями зарубежных специалистов).
Обучению креативному письму на основе рекламных текстов также способствует использование технологии контекстного обучения и интерактивных технологий.
Для оценки эффективности процесса обучения креативному письму бакалавров были выделены критерии: способность к созданию оригинальной рекламы и саморекламы, способность интерпретировать рекламный слоган на иностранном языке, способность критически воспринимать информацию.
По характеру готовности бакалавров к обучению креативному письму целесообразно выделить три уровня: репродуктивный, анализирующий и креативный. В соответствии с выделенными уровнями осуществляются три этапа подготовки: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе преподаватель знакомит студентов с сущностью понятия «реклама» и выясняет исходный уровень обученности креативному письму. Основной этап направлен на интерпретацию и творческую обработку текста рекламы. На данном этапе преподаватель предоставляет в распоряжение бакалавров методику обучения креативному письму. Заключительный этап необходим для подведения итогов. Данные этого этапа по выяснению уровня обученности креативному письму и анкетирование анализируются и обсуждаются.
На основании данной педагогической модели можно спрогнозировать результат: более высокий уровень обученности бакалавров креативному письму.
Рис. 1. Педагогическая модель обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов
Во второй главе «Практические аспекты обучения креативному письму бакалавров направления на основе рекламных текстов» в рамках решения четвёртой задачи выявляется и апробируется ряд педагогических условий, которые необходимо учитывать для эффективности разрабатываемой в диссертации педагогической модели обучения. Педагогические условия делятся на внешние и внутренние. Внешние: направленность образовательного процесса на развитие устойчивой мотивации к творчеству и учебно-профессиональной деятельности; вариативное сочетание контекстной (квазипрофессиональная деятельность) и интерактивных (игровые, мозговой штурм, проекты) технологий; создание обогащенной творческой среды. Внутренние: высокий интеллектуальный уровень студента, открытость новому опыту, осознание ценности творчества и позитивная самооценка личности.
В рамках решения пятой задачи исследования создаётся и экспериментально проверяется методика обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
Методика обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов представляет собой совокупность пошаговых действий, объединённых в три этапа.
Подготовительный этап состоит из пяти шагов:
S шаг 1. Установочный. Он включает в себя снятие лексических и грамматических трудностей при первом прочтении рекламного текста. Преподаватель объясняет бакалаврам сущность креативного письма и основные этапы работы с рекламными текстами, знакомит с критериями оценки работы. {Quelles particularités linguistiques des textes publicitaires connaissez-vous? On peut nommer-la langue de la publicité,-dimensions expressives des messages: phrases courtes, jeux de mots, rimes, exagération, hyperbole,-phrases énonciative (pour décrire, expliquer, juger). Перевод: какие лингвистические особенности рекламных текстов вам известны? Можно назвать язык рекламы, выразительный размер сообщения, короткие фразы, каламбуры, рифмы, преувеличения, повествовательные фразы (чтобы описывать, объяснять, оценивать)',
S шаг 2. Ознакомительный. Шаг предполагает знакомство бакалавров со спецификой рекламного текста, типами рекламных текстов. Преподаватель посредством вопросов и заданий выясняет, готов ли бакалавр работать с рекламными текстами. (Quel type de publicité connaissez-vous? On peut nommer pubicité directe, pubicité extérieure, pubicité par voie d'affiches, pubicitépar l'objet. Перевод: какие типы рекламы вам известны? Можно назвать прямую рекламу, внешнюю, посредством афиш и предметов);
■S шаг 3. Изучающий. Преподаватель организовывает работу с готовым рекламным текстом (чтение и перевод). (Lisez et traduisez le texte sur la publicité «La publicité - ni science, ni art». Перевод: прочитайте и переведите текст о рекламе «Реклама - ни наука, ни искусство»);
S шаг 4. Анализирующий. Преподаватель проводит аналитическое чтение. (Faites l'analyse grammaticale du texte publicitaire. Перевод: сделайте грамматический анализ рекламного текста. Essayons d'analyser les publicités suivantes (sous a) et b). Clique: d'abord sur le site. Попытаемся проанализировать рекламу под буквами а) и Ь). Кликните сначала на ссылку и перейдите на сайт:
a) http://www.upe.fr/img/OPlaystation 2 02.jpg
b) http://www.hku.hk/french/dcmScreen/lang3033/galerie/perrier01.jpg
1. Quel produit veut-on vendre?
2. Quel public veut-on toucher?
3. Quel message veut-on faire passer?
4. Pensez-vous que cette publicité est efficace? Justifiez votre réponse. Перевод: Постарайтесь проанализировать следующую рекламу. Сначала кликните на ссылку, чтобы перейти на сайт, затем ответьте на вопросы:
a) http://www.upe.fr/img/OPlaystation 2 02.jpg
b) http://www.hku.hk/fTench/dcmScreen/lang3033/galerie/perrier01 .jpg
1. Какой товар хотят продать?
2. Какой публики это касается?
3. Какое сообщение хотят сделать?
4. Думаете, что эта реклама эффективна? Обоснуйте Ваш ответ);
S шаг 5. Контрольный. Преподаватель разрабатывает и предлагает тест на контроль понимания рекламы. (Testez vos connaissances sur la notion de publicités! Sur le site http://fis.ucalgary.ca/FR/217/2Reflexion.htm vous trouverez une série d'exercices qui vous aideront à assimiler le vocabulaire acquis et à réviser les concepts. Перевод: протестируйте ваши знания на раскрытие понятий, касающихся рекламы!
На сайте http://fis.ucalgary.ca/FR/217/2Reflexion.htm вы найдёте серию упражнений, которые помогут вам усвоить приобретённый вокабуляр и повторить понятия).
Основной этап состоит из трёх шагов:
S шаг 6. Подготовка материалов для собственной рекламы.
Преподаватель инструктирует студентов, как осуществлять сбор и обработку лексического, грамматического и иллюстративного материала, указывает источник информации (журналы, газеты, сайты и т. д.): http://fis.ucalgarv.ca/FR/217/2Intro.htm; http://fr.wikipedia.org/wiki/Publicit% С3% А9 (пункты: Реклама и истории); http:/ / fr.wikipedia.org / вики / Slogan_publicitaire;
У шаг 7. Создание авторской рекламы. (Например: imaginez que vous êtes un publiciste et créez un texte descriptif un slogan et une affiche pour un fonds d'investissement. Перевод: представьте, что Вы рекламист и создайте описательный текст, слоган и афишу для инвестиционного фонда);
S шаг 8. Презентация рекламного проекта. Преподаватель информирует участников групп об окончательной завершенности проекта и организовывает прослушивание.
{Présentation. Les apprenants découvrent les projets publicitaires sur les sites Internet. Dans cette étape, à l'aide des savoirs acquis, ils présentent leurs publicités (texte ou spot) à l'ensemble de la grouppe. Перевод: презентация. Обучающиеся размещают на сайтах Интернета свои рекламные проекты. На этом этапе, опираясь на приобретённые умения, они представляют авторскую рекламу (текст или ролик) перед учебной группой).
Заключительный этап состоит из трёх шагов:
S шаг 9. Защита проекта. Преподаватель предлагает студенту аргументировать свой выбор;
S шаг 10. Рефлексивный. Студенты анализируют собственные достижения и ошибки, допущенные в ходе работы над рекламным проектом, пытаются осмыслить, какие трудности и почему они испытывали во время реализации проекта, что нового о языке и культуре Франции узнали;
✓ шаг 11. Оценочный. Преподаватель оценивает работу студентов согласно критериям, заранее сообщённым студентам на подготовительном этапе. Преподаватель и одногруппники дают критическую оценку рекламному проекту, дополняют или сокращают текст и т. д.
Исследование проводилось в 3 этапа:
a) констатирующий (2007-2008);
b) формирующий (2009-2010);
c) итоговый (2010-2011).
Опытно-экспериментальная работа проводилось в первом семестре 20102011 учебного года на базе Московского гуманитарного педагогического университета и Курского института менеджмента, экономики и бизнеса. Участниками эксперимента явились 100 студентов 1 курса направления подготовки «Реклама и связи с общественностью».
Цель констатирующего эксперимента состояла в определении начального уровня обученности креативному письму бакалавров контрольных и экспериментальных групп, а также в выявлении причин низкой обученности. Основной задачей являлось выявление развитости отдельных показателей критериев обученности креативному письму бакалавров. Констатирующий этап показал, что примерно 70 % студентов имеют низкий уровень обученности креативному письму и примерно 30 % - средний. Низкие результаты объясняются, на наш взгляд, следующими факторами: отсутствием системной и целенаправленной работы преподавателей иностранных языков по обучению креативному письму и предпочтением в вузах традиционных методических систем и недостаточное использование инновационных методик.
Для эффективного решения обнаружившихся в ходе констатирующего этапа эксперимента проблем был проведён формирующий этап эксперимента.
С целью определения эффективности методики обучения креативному письму бакалавров посредством рекламных текстов было проведено экспериментальное обучение. Бакалавры контрольной (50 человек) и экспериментальной (50 человек) групп обучались по учебнику французского языка для студентов вуза, изучающих маркетинг и рекламу, «Французский деловой? Это не так трудно!» (под ред. Головановой И. А. и Петренко О. Е.). Кроме того, студенты экспериментальной группы занимались проектной деятельностью, направленной на развитие умений креативного письма с опорой на рекламные тексты. Согласно учебному плану, у бакалавров было 16 занятий в месяц (4 занятия в неделю). Для проведения формирующего эксперимента была разработана пошаговая методика обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов, предполагающая применение различных заданий по использованию рекламных текстов в целях развития умений письменной креативной речи на иностранном языке.
Рис. 2. Диаграмма уровней обученности креативному письму в контрольных и экспериментальных группах на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы
Рис. 3. Диаграмма изменения уровней обученности креативному письму на констатирующем и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы в контрольных и экспериментальных группах
Итоговый этап эксперимента дал ответ на вопрос об эффективности разработанной методики.
Таким образом, разработка пошаговой методики обучения креативному письму бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» посредством рекламных текстов действительно способствует более эффективному протеканию процесса обучения креативному письму. Подтверждением этому служат полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные (результаты итогового среза). Апробация методики и зафиксированные устойчивые тенденции роста уровня обученности креативному письму позволяют сделать вывод о том, что все выдвинутые положения гипотезы нашли своё подтверждение и оформлены в данном диссертационном исследовании.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту:
- на основании философской, психологической и педагогической литературы конкретизирована сущностная характеристика понятия «обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» применительно к направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» в процессе иноязычного образования, которое раскрывается в исследовании как обучение созданию оригинальных иноязычных профессиональных текстов рекламного характера, содержащих не только прагматическую информацию, но и эстетическую ценность;
- разработаны критерии и показатели обученности креативному письму бакалавров. Показателями в исследовании выступают умения, развиваемые у бакалавров в процессе обучения их креативному письму: находить нестандартные формы самопрезентации; использовать воображение для создания креативного письма; мыслить гибко бегло; легко ассоциировать отдалённые понятия; мыслить дивергентно; использовать в креативной письменной речи аббревиатуры, заимствования, неологизмы; узнавать арго и жаргон; понимать молодёжный сленг; выделять негативные и позитивные стороны в рекламе. Критериями обученности креативному письму являются: умение создавать оригинальную рекламу и саморекламу; способность интерпретировать рекламный слоган на иностранном языке; умение критически воспринимать информацию рекламы;
- в целях более успешного обучения креативному письму учитываются выявленные особенности французских рекламных текстов. Творческие характеристики: выразительность, образность, яркость и оригинальность, убедительность, аттрактивность, заинтригованность. Морфологические особенности: преобладание имён грамматического класса существительных и прилагательных, императивность. Стилистические приёмы: метафоры, повторы, противопоставления, сравнения, гиперболы, синекдоха, риторические вопросы, олицетворения. Фонетические характеристики: аллитерация, ассонанс, рифма и ритм. Лексические особенности: неологизмы, профессионализмы, арго, жаргонизмы и сленгизмы, диалектизмы, аббревиатуры;
— обоснована и разработана педагогическая модель обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов, базирующаяся на субъектно-деятельностном, системно-структурном, средовом и пропедевтическом подходах. Педагогическая модель представляет собой инновационную педагогическую систему, структурными компонентами которой являются цель, задачи, подходы, принципы, компоненты, содержание, компетенции, технологии, критерии, уровни, этапы, педагогические условия успешного обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов и прогнозируемый результат;
— выявлены и апробированы педагогические условия обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов. В исследовании условия подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относят направленность образовательного процесса на развитие устойчивой мотивации к творчеству и учебно-профессиональной деятельности; вариативное сочетание контекстной и интерактивных технологий; создание обогащённой творческой среды. К внутренним — высокий интеллектуальный уровень, открытость новому опыту, осознание ценности творчества и позитивная самооценка.
— создана и экспериментально проверена авторская методика обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов. Методика представляет собой совокупность пошаговых действий, объединённых в три этапа. Подготовительный этап состоит из пяти шагов: шаг 1. Установочный (включает в "себя снятие лексических и грамматических трудностей при первом прочтении рекламного текста; преподаватель объясняет бакалаврам сущность креативного письма и основные этапы работы с рекламным текстом, знакомит с критериями оценки работы); шаг 2. Ознакомительный (предполагает знакомство бакалавров со спецификой рекламного текста, типами рекламных текстов); шаг 3. Изучающий (преподаватель организовывает работу с готовым рекламным текстом (чтение и перевод)); шаг 4. Анализирующий (преподаватель проводит аналитическое чтение); шаг 5. Контрольный (преподаватель разрабатывает и предлагает тест на контроль понимания рекламы). Основной этап состоит из трёх шагов: шаг 6. Подготовка материалов для собственной рекламы (преподаватель инструктирует студентов, как осуществлять сбор и обработку лексического, грамматического и иллюстративного материала, указывает источник информации (журналы, газеты, сайты и т. д.)); шаг 7. Создание авторской рекламы (преподаватель обеспечивает творческую атмосферу, способствующую максимальному высвобождению творческих способностей обучающихся); шаг 8. Презентация рекламного проекта (преподаватель информирует участников групп об окончательной завершённости проекта и организовывает прослушивание). Заключительный этап состоит из трёх шагов: шаг 9. Защита проекта (преподаватель предлагает студенту аргументировать свой выбор); шаг 10. Рефлексивный (студенты анализируют собственные достижения и
ошибки, допущенные в ходе работы над рекламным проектом, пытаются осмыслить, какие трудности и почему они испытывали во время реализации проекта, что нового о языке и культуре Франции узнали); шаг 11. Оценочный (преподаватель оценивает работу студентов согласно критериям, заранее сообщённым студентам на подготовительном этапе. Преподаватель и одногруппники дают критическую оценку рекламному проекту, дополняют или сокращают текст и т. д.)
- доказана эффективность методики обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов.
Проведённое исследование не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы. Дальнейшее исследование может быть продолжено в следующих направлениях: разработка модели управления процессом обучения креативному письму бакалавров; подготовка преподавателей к осуществлению процесса управления обучением креативному письму бакалавров.
Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора, общий объём которых составляет 10,09 п. л.
I. Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Герасимова A.M. Телереклама: развитие креативности будущих экономистов / А. М. Герасимова // СПО № 2. - М.: Изд-во МГПУ, 2010. -С. 22-24. - (0,2 п. л.).
2. Герасимова А. М. Рекламный текст как средство развития творческих способностей (на занятиях по иностранному языку) / А. М. Герасимова // СПО № 2. - М.: Изд-во МГПУ, 2011. - С. 26-28. - (0,2 п. л.). - ISBN 978-5-84290875-2.
3. Герасимова А. М. Видео- и телереклама в обучении студентов иностранному языку // Вестник ЕАГИ / А. М. Герасимова // Вестник ЕАГИ № 2. - М.: Изд-во Казахстан, 2011. - С. 14-21. - (0,44 п. л.).
4. Герасимова А. М. Лингвистические особенности рекламного интервью (на примере российской и французской прессы) / А. М. Герасимова // VIII научные (Виноградовские) чтения: сборник научных статей. - Ташкент: Изд-во УзГУМЯ, 2012. - С. 272-276. - (0,25 п. л.) - ISBN 978-5-904431-40-2.
II. Учебно-методические пособия:
5. Герасимова A.M. Реклама - зеркало мечты / А. М. Герасимова. - Курск: КИГМС, 2009. - 38 с. - (2,4 п. л.).
6. Герасимова А. М. Методические рекомендации по использованию рекламной деятельности для развития творческих способностей молодёжи / А. М. Герасимова. - Курск: КИГМС, 2010. - 33 с. - (2,1 п. л.).
III. Научные статьи, тезисы, материалы конференций:
7. Герасимова А. М. Прецедент в экономической рекламе / А. М. Герасимова // Инновационность экономики России и процессы глобализации: материалы междунар. науч. конф. студентов и аспирантов / под
ред. Н. Д. Кликунова. - Курск: Изд-во Курского ин-та менеджмента, экономики и бизнеса, 2009. - С. 114-117. - (0,25 п. л.). - ISBN 978-5-93911-074-7.
8. Герасимова А. М. Национальная языковая картина мира (на примере рекламного слогана) / А. М. Герасимова // Дискуссионные вопросы современной лингвистики: вып. 5. - Калуга: Калужский гос. пед. ун-т, 2009. — 97-101.-(0,4 п. л.).
9. Герасимова А. М. Материалы радиорекламы в обучении студентов французскому языку / А. М. Герасимова // Проблемы социального становления личности: сборник научных статей. - Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2010. - С. 272-276. - (0,25 п. л.) - ISBN 978-5-904431-40-2.
10. Герасимова A.M. Использование медиатехнологий в процессе обучения французскому языку (на примере рекламы) / А. М. Герасимова // Языки мира - мир языка: Междунар. науч.-практич. конф.: сб. док. и материалов. Ч. 1. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. - С. 64-68. - (0,4 п. л.) -ISBN 978-5-8288-1261-5.
11. Герасимова A.M. Теоретические предпосылки использования рекламы в качестве средства развития креативности студентами экономистами (на примере изучения иностранного языка) / А. М. Герасимова // Проблемы профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка: материалы науч.-практич. конф. Ч. 2 / под общ. ред. Т. С. Макаровой. - М.: МГПИ; АПКиППРО, 2010. - С. 61-63. - (0,2 п. л.). - ISBN 978-5-8429-0729-8.
12. Герасимова А. М. Креативный специалист как цель профессионального, образования / А. М. Герасимова // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: материалы Междунар. науч. конф. / сост. А. В. Простов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. - С. 489493. - (0,4 п. л.). - ISBN 978-5-9669-0706-8.
13. Герасимова A.M. Возможности использования рекламных материалов для формирования креативности студентов экономического профиля / А. М. Герасимова // Педагогические технологии формирования креативной компетентности детей и взрослых в системе непрерывного образования: материалы V науч.-практич. конф. / под ред. Э. К. Никитиной. -М.: МГПИ, 2010. - 63-66. - (0,25 п. л.). - ISBN 978-5-9954-0121-6.
14. Герасимова А. М. Творческий специалист как цель воспитания / А. М. Герасимова // Язык и коммуникация в контексте образования: сб. науч. тр. - М.: МГПИ, 2011. - 119-122. - (0,25 п. л.). - ISBN 978-5-7609-0684-7.
15. Герасимова A.M. Реклама в воспитании креативных качеств студентов / А. М. Герасимова // III Междунар. науч.-практич. конф. «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика». Сб. № 1. - М.: Изд-во МГПИ, 2010. -56-59. -(0,25 п. л.).
16. Герасимова A.M. Специфика текстов французской рекламы как социализирующего института / А. М. Герасимова // Социализация учащихся: актуальные научные и педагогические проблемы. Сб. № 4. - М.: Изд-во МГПИ, 2011. - 61-63. - (0,2 п. л.). - ISBN 978-5-94009-062-5.
Подписано в печать: 17.05.2012 Объем: 1,5 п.л Тираж: 100 экз. Заказ № 155 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, Страстной бульвар, д. 6, стр. 1 (495) 978-43-34; www.reglet.nl
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Герасимова, Алла Михайловна, Москва
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
61 12-13/1659 „
На правах рукописи
'"0/7*
/ ¡А
Герасимова Алла Михайловна
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ КРЕАТИВНОМУ ПИСЬМУ НА ОСНОВЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
(французский язык)
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Г. В.7 Сороковых
МОСКВА 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОМУ ПИСЬМУ БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ......................................................................................................16
1.1. Сущностная характеристика понятия «обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» на примере направления подготовки «Реклама и связи с общественностью»..................16
1.2. Особенности французских рекламных текстов............................ 40
1.3. Педагогическая модель обучения креативному письму бакалавров»
на основе рекламных текстов 65
Выводы по первой главе......................................................... 88
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОМ У ПИСЬМУ БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ .... 91
2.1. Педагогические условия успешного обучения креативному письму бакалавров основе рекламных текстов..........................................................................91
2.2. Методика обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов....................................................................................................................................113
2.3. Опытно-экспериментальная работа по обучению креативному
письму бакалавров....................................................................................................................................141
Выводы по второй главе........................................................................................................................154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................156
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..........................................................................................159
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................................................................175
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Новая концепция общественно-экономического развития выдвигает повышенные требования к профессиональным качествам бакалавра, обучающегося по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Сформировался социальный заказ на глубокое знание иностранного языка будущими специалистами, который нашёл своё отражение в требованиях к содержанию примерной образовательной программы по дисциплине «Иностранный язык» [Примерная программа 2009: 3]. В один из четырёх содержательных блоков программы включается «Иностранный язык для профессиональных целей». В настоящее время в системе образования в нашей стране возникла необходимость пересмотра подходов к обучению и воспитанию молодёжи. Бакалавры должны получить возможность раскрыть свои творческие способности. Происходит смещение доминанты в сторону развития творческой личности. На это и направлены новые ФГОС ВПО-3. В условиях развития единого европейского рынка, теснейшего переплетения информационных потоков иностранный язык становится универсальным средством профессиональной жизни, а открытость новому опыту, наличие мобильности, умения оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в научной и практической деятельности выступают в качестве важных профессионально значимых характеристик. Это позволяет в значительной степени обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов.
Бакалавр, обучающийся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», должен владеть всеми видами деятельности на иностранном языке, которые позволяют ему удовлетворять профессиональные потребности, обмениваться опытом с зарубежными коллегами. Не вызывает сомнений тот факт, что письменная речь при этом приобретает все большее значение, т. е. возрастает роль письменного общения в получении и передаче информации, которая проявляется в умении креативно выражать мысли в письменной форме. Выпускнику необходимо владеть письменной речью на высоком уровне для реальной письменной коммуникации. Базовая часть программы подготовки данного
направления предусматривает обязательное изучение иностранного языка. Кроме того, в перечне их профессиональных компетенций выделяется рекламно-информационная и творческая деятельности, предполагающие способность организовывать производство и распространять рекламную продукцию в рамках традиционных и современных средств рекламы, а также умение самосто-тельно писать рекламные тексты. Современный специалист рассматриваемого направления подготовки должен достаточно уверенно владеть умениями креативной письменной речи, знать её виды, правила речевого этикета и диалога, законы композиции и стиля, приёмы убеждения. Трудно представить себе успешного рекламиста, который не имел бы базовых знаний в области создания текстов и не умел бы литературно их редактировать, вносить творческую струю в содержание. Таким образом, креативное письмо является частью профессии специалистов по рекламе и связям с общественностью, а создание рекламных текстов может служить хорошей базой для развития умений креативного письма.
Степень разработанности проблемы. Необходимо отметить, что в последнее десятилетие в решении задач обучения иноязычной письменной речи наметились значительные позитивные изменения. Современные лингвометоди-ческие исследования письменной речи направлены на:
а) обеспечение грамматической корректности письменной речи (Н. В. Солдатова, С. Г.Филатов);
б) овладение общими универсальными формами выражения мыслей в письме (И. В. Антонова, Я. М. Колкер);
в) обучение написанию текстов различных жанров (А. А. Вейзе, Л. К. Заева);
г) разработку комплексной концептуальной методической модели обучения иноязычной речи на различных этапах обучения иностранному языку (Л. В. Каплич);
д) социокультурный аспект обучения письменной речи в образовании (Л. Г. Кузьмина.).
Однако несмотря на солидный корпус исследований, посвященных проблеме обучения креативному письму, приходится констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных проблем, а именно:
• не конкретизирована сущностная характеристика понятия «обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» применительно к направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью»;
• не разработаны критерии и показатели обученности креативному письму;
• не уточнены особенности текстов французской рекламы;
• не обоснована и не разработана педагогическая модель обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
• не выявлены педагогические условия обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
• не разработана методика обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов.
В этой связи возникают противоречия:
- между «социальным заказом» высшей школе на реализацию образовательной политики, ориентированной на подготовку специалистов, владеющих навыками креативного письма, и сложившимися способами организации обучения иностранному языку бакалавров;
- между потребностью общества в условиях расширения письменных международных торгово-рыночных контактов, в т. ч. в области рекламы, и отсутствием методик обучения креативному письму на основе рекламных текстов на занятиях по иностранному языку.
Таким образом, есть все основания считать проблему обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов нерешённой и требующей специального исследования, что и обусловило актуальность данной работы и выбор темы диссертации - «Методика обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов (французский язык)».
Объектом настоящего исследования является педагогический процесс обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов.
Предмет исследования - методика обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов.
Цель работы состоит в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики обучения бакалавров креативному письму на основе рекламных текстов.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) конкретизировать сущностную характеристику понятия «обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» применительно к направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», разработать критерии и показатели обученности креативному письму;
2) уточнить особенности французских рекламных текстов;
3) разработать педагогическую модель обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
4) выявить педагогические условия успешного обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
5) создать и экспериментально проверить методику обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов (на материале французского языка).
Гипотеза, определившая ход исследования, сформулирована следующим образом: обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов будет эффективным, если:
- направить образовательный процесс на развитие положительной мотивации к учебной и творческой деятельности на основе субъектно-деятельностного, системно-структурного, средового и пропедевтического подходов;
- принимать во внимание особенности французских рекламных текстов;
-учитывать следующие педагогические условия: внешние (направленность образовательного процесса на развитие устойчивой мотивации к творчеству и учебно-профессиональной деятельности; вариативное сочетание контекстной (квазипрофессиональная деятельность) и интерактивных технологий (игровые, мозговой штурм, проекты); создание обогащённой творческой среды) и внутренние (высокий интеллектуальный уровень студента, открытость новому опыту, осознание ценности творчества и позитивная самооценка личности).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• изучение лингвистической, дидактической, психологической и методической литературы, необходимой для проведения исследования по заявленной теме; систематизация и обобщение опыта педагогов-практиков с целью определения наиболее эффективных упражнений; анализ зарубежных методических программ;
• моделирование педагогического процесса обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
• экспериментальное обучение;
• анализ и описание количественных и качественных результатов экспериментального обучения.
Теоретико-методологической и нормативной базой исследования послужили следующие материалы: Государственный стандарт общего образования Российской Федерации (2010), Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) бакалавр (2010), Общеевропейские компетенции владения иностранным языком; концептуальные положения средового ( Ю. С. Мануйлов., 2008); пропедевтического (Е. В. Воронова, 2008; Е. Д. Цыдыпова, 2008); субъектно-деятельностного (С. Л. Рубинштейн, 1946, 1957, 1959, 1976, 1989; К. А. Абульханова-Славская, 1990; Г. В Сороковых, 2004); системно-структурного (Ю. К. Бабанский, 1977; В. П. Беспалько, 1980; А. И. Мищенко,
1991) подходов; исследования психолого-педагогических и методических основ языкового образования (И. JI. Бим, 1998, 1989, 1996, 2001); Р. П. Мильруд, 1981; С. К. Фоломкина, 1982; Е. И. Пассов, 1985; Р. К. Миньяр-Белоручев, 1998 г.; Е. Н. Соловова, 2002; И. А. Зимняя, 2004; Е. С. Полат , 2005; А. Н. Щукин; 2007; Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, 2008); работы отечественных ученых по вопросам, связанным с изучением механизмов письма и письменной речи (Н. И. Жинкин, 2004; Н. С. Пашук, 2010); научные исследования по теории и методике обучения письменной речи на родном и иностранном языках отечественных и зарубежных ученых (Е. Е. Бабушис, 2000; Б. Каст, 2002; Я.МКолкер., 1975; Л.Г.Кузьмина, 1997; Т.А.Ладыженская, 2005; М. Р. Львов, 2001; Л. К. Мазунова 2005; Т.В. Уляшева, 2005); а также исследования отечественных и зарубежных учёных по проблеме креативности в образовательном процессе (Я. А. Пономарев, 1997; Д. Б. Богоявленская, Г. Ю. Айзенк, 2003; Н. Ломброзо, М. А. Холодная, 2004).
Существенное значение в концептуальном плане имели положения по использованию рекламы в процессе обучения иностранному языку (T. Lancien, 2006; F. Ligier, 2007; С. Margerie, 2008; G. Matore, 2009; P. Trescases, 2010); вопросы повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах (И. М. Берман, 1967;
B. А. Бухбиндер, 1972; Б. А. Лапидус, 1975; Т. С. Серова, 2000; И. А. Цатурова, 2004; Г. В. Сороковых, 2004); проблема развития навыков креативного письма (В. Cathelat, 2002; H. Payot, 2006; J.-M. Dru, 2007; M. Bénilde, 2008;
C. Blachas, 2009).
Кроме того, исходными теоретическими основами диссертационного исследования послужили педагогические концепции и теории, раскрывающие различные аспекты использования рекламных текстов для обучения иностранному языку (А. Г. Дульянинов, Нгуен Тхи Ван Ань, 2002; А. А. Дашковская, Е. Ю. Панина, 2005; Csikszentmihalyi, Fasko, 2006; Gaillot, M. Jouve., R. Léon, 2007). Существенный вклад в теоретико-методологическую базу исследования внесли работы, посвящённые своеобразию рекламы во
французском языке (Л. С. Винарская, 1995; Ю.И.Старикова, 1996; С. А. Семеницкий, Ю. Б. Корнева, 1998).
Организация исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2011г.
На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической, учебно-методической литературы, периодической печати по проблеме исследования; разрабатывался научный аппарат исследования, его исходные параметры; изучались предпосылки и факторы, влияющие на обучение креативному письму; определялся объект, предмет и цель исследования; создавалась эмпирическая и теоретическая база для формулирования проблемы и предварительных положений исследования; изучалось современное состояние исследуемой проблемы, разрабатывались методологические основы исследуемого явления; выдвигалась гипотеза и ставились соответствующие задачи; выявлялись и обосновывались педагогические условия обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов; проводился констатирующий эксперимент по исследованию уровня обученности бакалавров специальности «Реклама и связи с общественностью» креативному письму.
На втором этапе (2009-2010 гг.) разрабатывалась и реализовывалась программа формирующего эксперимента, направленного на проверку гипотезы исследования; проводился итоговый эксперимент; осуществлялось наблюдение за динамикой изменений, происходящих со студентами экспериментальной группы; был сделан контрольный срез по определению уровней обученности креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов контрольной и экспериментальной групп.
На третьем этапе (2010-2011 гг.) производилась теоретическая интерпретация результатов эксперимента, их качественный и количественный анализ, подводились итоги, делались выводы, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём:
^ конкретизирована сущностная характеристика понятия «обучение креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов» применительно к направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» в процессе иноязычного образования;
^ разработаны критерии обученности креативному письму бакалавров;
обоснована и разработана педагогическая модель обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
^ выявлены и апробированы педагогические условия обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
создана и экспериментально проверена методика обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов (на материале французского языка).
Теоретическая значимость заключается в том, что:
• уточнены особенности текстов французской рекламы;
• дано теоретическое обоснование методики обучения креативному письму бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» на основе рекламных текстов в рамках преподавания других дисциплин (менеджмент, маркетинг, рекламоведение).
Практическая ценность исследования определяется тем, что:
• предложено подробное описание методики обучения креативному письму бакалавров на основе рекламных текстов;
• создано методическое обеспечение обучения креативному письму на основе рекламных текстов. Оно включает в себя «Методические рекомендации по использованию рекламных текстов для развития творческих способностей молодёжи» и учебное пособие «Реклама - зеркало мечты». Пособие и методические рекомендации направл