автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методы и средства для обучения студентов использования музыкальных систем
- Автор научной работы
- Никитин, Александр Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Методы и средства для обучения студентов использования музыкальных систем"
российский государствен™ педагогический университет
имени А.И.Герцена
12 3 06, 9 2
На правах рукописи
НИКИТИН Александр Николаевич
удк 581.3.062
мет0ди и средства для обучения студентов использованию музыкальных систем
13.00.02 - методика преподавания информатики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание дченой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург - 1992
!
- г -
Работа выполнена на кафедре информатики и ВТ Самарского государственного педагогического института имени В.В.Куйбышеве
Научный руководитель - кандидат физико-математических наук,
доцент ПНГАЧ В.И.
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук
КУЗНЕЦОВ З.И. кандидат технических наук КУЗНЕЦОВ В.К.
Ведуцая организация - Научно - исследовательский институт
средств обучения и учебной книги Российской Академии образования
1932 года в ^
Зачита состоится " 1992 года в _г__часов
на заседании Специализированного совета К 113.05.14 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена (191186, Санкт-Петербург, наб.р.Мойки, 48, корпус ауд.2/а.
С диссертацией мовно ознакомиться в фундаментальной библиотеке института.
Автореферат разослан "___г.
Зченый секретарь ^
Специализированного совета \/ БАРАНОВА Е.
л I ОБЩАЯ ХАРЙКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актцальность исследования. Как это не покаается странным, в нашей стране музыканты одними из первых (среди непрофессиональных пользователей) воспользовались достинениями компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности. Виро-кое использование музыкальных систем, оснащенных микропроцессорами, становится фактом современной нузыкальной зизни.
Вместе с те«,нельзя не отметить стихийность этого процесса, который как в зеркале отравается в учебных программах внс-иих учебных заведений. Так, например, до скх пор отсутствует учебная программа курса "Использование ЗВТ в процессе обучения" для музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов (объем курса 40 часов, курс введен в 1989 г. согласно новому учебному плану). Курс не был подкреплен соответствуацим программным обеспечением.
Встав перед актуальной задачей - создания полноценного курса "Использование ЗВТ в процессе обучения", мы столкнулись с проблемой, заключающейся в отсутствии програкмно-педагогиче-ского обеспечения, имеющего музыкальное сопровонденке (если не считать компьютерных игр).
Отсутствовали и инструментальные программные средства,позволявшие проектировать ППС с музыкальным сопровогдением; специальные инструментальные программные средств, которые могли 5ы использоваться непосредственно в профессиональной деятель-10сти музыкантов. Больная часть имевшихся программ с музыкаль-1ым сопровоядением служила лиаь для демонстрации возмовностей 1ерсональннх компьютеров.
Слабая материальная база педагогических институтов (от-:утствие музыкальных компьютерных систем), значительно сухало да и сейчас суяает) круг изучаемых вопросов, ответы на кото-ые и составлявт больаун часть того, что понимается нами под онятием компьютерной грамотности музыкантов.
Таким образом, проблема исследования определяется проти-оречием
- с одной стороны ведется активная работа по внедрению ЗВИ в учебный процесс, музыкальные системы, оснащенные
микропроцессорами, занимают все большее место в профессиональной деятельности музыкантов;
- с дрцгой стороны - отсутствие инструментальных средств, позволяющих эффективно программировать ППС с музыкальным сопровождением, как следствие этого отсутствие таковых ППС; абсолютная неподготовленность большинства выпускников педагогических институтов к работе с музыкальными средствами ВТ, что обуславливается несовершенством имеющихся учебных программ и соответствующего программного обеспечения.
Ны бы также обосновали актуальность нашего исследования и тем, что разработанные нами инструментальные средства (в частности, музыкальный редактор фонового сопровождения) предоставляют возможность эффективного реиения проблемы создания программно-педагогических средств с музыкальным сопровождением, что, в свою очередь открывает новые горизонты в активизации учебного процесса при передаче машине рутинных элементов преподавательского труда, каких немало, особенно при обучении музыке (редактирование и печать нотного материала, размножение партитур, проверка заданий по сольфеджио и проч.).
Отсюда весьма просто вывести и цель.нашего исследования -разработка методики преподавания курса "Использование ЭВТ в процессе обучения" на музыкально-педагогических факультетах, полностью соориентированную на будущую профессиональную деятельность студентов.
Одновременно была поставлена другая задача - разработать спецкурс "Проектирование программно-педагогических средств с музыкальным сопровождением" для студентов специальности "Учитель математики, информатики и ВТ" (Разумеется, этот спецкурс не предлагается читать в обязательном порядке).
Можно считать, что в качестве объекта нашего исследования выступает педагогическая система, охватывающая самые существенные стороны учебного процесса, в ходе которого осуществляется как подготовка будущих учителей музыки, так и подготовка будущих учителей информатики. Соответственно условия эффективного проведения названных курсов будет являться предметом нашего исследования.
Ряд частных задач нааего исследования можно сформулировать следующим образоя.
1. Изучить фактическое состояние дел в области применения музыкальных систем, оснаценннх микропроцессорами; проанализировать возиояные пути применения "музыкальных компьютеров" в сфере образования.
2. Разработать оптимальнув модель курса "Использование ЭВТ в процессе обучения" на музыкально-педагогическом факультете, полностью соориентнрованнун на будуцуи профессиональнуп деятельность студентов для чего:
а) определить цели и задачи курса;
б) выявить специфику преподавания на музыкально-педагогическом факультете.
3. Разработать инструментальные средства для эффективного проектирования программно-педагогических средств с музыкальным сопровождением.
4. С использование вышеупомянутых средств разработать пакет ППС с музыкальный сопровождением, а такзе и другие ППС для поддерзки курса "Использование ЭВТ в учебном процессе".
5. Разработать специальный курс "Проектирование ППС с музыкальным сопровоадением" для студентов специальности "аатена-тика-информатика".
6. Проверить эффективность методик рассматриваемых курсов.
При решении поставленных задач мы руководствовались следующей гипотезой.
Преподавание курса "Использование ЭВТ в процессе обучения" на музыкально-педагогическом факультете уоает и долино быть поставлено таким образом, чтобы содержание курса тесно коррелировало с будущей предметной деятельностью студентов.
При этом логика наших рассундений была такова.
Современные подходы к проблеме построения курсов информатики для будущих учителей школ определяются достаточно быстрыми темпами компьютеризации сферы народного образования с одной стороны и расширением сферы применения ЗВК как средства обучения в различные предметных областях - с другой. Следуя этой идее.момно предположить, что при построении эффективной модели
названых курсов необходимо тщательно учитывать специфику будущей профессиональной деятельности подготавливаемых учителей; особенности этой деятельности.
Отчасти даже развитие навыков алгоритмического мышления (а такие навыки необходимы,поскольку трудно представить любого пользователя ЗВН, не владеющего этими навыками в определенном объеме), должно по возможности осуществляться (с нашей точки зрения), именно с учетом специфики и особенностей предметной области.
При этом мы исходили из того, что успешно решить поставленные нами задачи возможно лишь при условии, что:
- будут выявлены и учтены особенности будущей профессиональной деятельности учителей музыки и музыкальных руководителей;
- будут выявлены и разработаны недостающие компоненты программного обеспечения,поддерживающие курс "Использование ЗВТ в процессе обучения" с учетом его специфики;
- дальнейшее внедрение компьютеров в музыкальное образование возможно лишь при разработке значительного числа пакетов ППС с музыкальным сопровождением, а следовательно, в первую очередь, это внедрение невозможно без опережающей подготовки специалистов.
Говоря о методологии нашего исследования мы должны отметить, что большое влияние на нас оказал системный подход к изучению процесса обучения, отраженный в работах В.П.Беспалько, мы широко пользовались работами Е.Машбица, посвященных психолого-педагогическим проблемам компьютеризации обучения.
Несомненно во многом определили наш подход к рассматриваемой проблеме и работы Р.Х.Зарипова.в которых можно было найти немало интересного материала, относящегося к проблеме "Творчество и компьютер", а также идеи Фреда Томаса Ховстеттера.
Что же касается методов исследования, которыми мы пользовались, то они не новы: анализ психолого-педагогической, технической литературы; нормативных документов; констатирующий эксперимент; планирование, интервьюирование студентов; наблюдение за деятельностью студентов и учебным процессом (преимущественно Еключенное); анкетирование.
Последовательность применения этих методов такае не отличалась новизной:
- вначале анализ теории и практики применения "музыкальных компьютеров" в сфере практической деятельности музыкантов, в сфере образования;
- з^тем педагогический эксперимент, развертывающий гипотезу;
- потом многоаспектный анализ эмпирических наблюдений за результатами эксперимента, обобщения наблюдений, формулировки теоретических выводов и положений, разработка соответствующего программного обеспечения;
- и наконец, практическая апробация.
Базой наиих исследований служили лаборатории при кафедре ИиВТ Самарского педагогического института, в которых в течении 1989-91 годов проводились занятия со студентами физико-математического и музыкально-педагогического факультетов педагогического института.
Научная новизна исследования. Впервые в России разработан музыкальный редактор фонового сопровоядения, позволяющий оптимизировать процесс проектирования программно-педагогических средств с музыкальным сопровоздением, а такне разработаны принципы проектирования таких ППС и музыкальных редакторов, используемых для обучения.
Впервые исследованы условия эффективной методики проведения занятий по курсу "Использование ЗВТ в процессе обучения" на музыкально-педагогических факультетах, разработана программа курса, отражающая потребности будущей профессиональной деятельности студентов названного факультета.
На основе анализа существующих музыкальных редакторов, предпринята попытка моделирования структуры музыкальных данных, на основе которой моино осуществить программную совместимость программно-педагогических средств, в том числе и самих музыкальных редакторов, а такзе совместимость проектируемого программного обеспечения с музыкальными цифровыми системами.
Разработан спецкурс "Принципы проектирования ППС с музыкальным сопровоздением для студентов специальности "катемати-ка-информатика". внедрение которого в повсеместную практику 1едагогических институтов,позволит, на наш взгляд, осуществить
2-2 030
подготовка специалистов, способных к дальнейпей разработке и внедрении соответствующих ППС в процесс обучения.
Теоретические выводы, полученные в результате исследования, могут послужить основой для дальнейшего совершенствования практики использования средств ВТ в сфере образования.
Практическая значимость. Разработанный нами пакет инструментальных и программно-педагогических средств, а также разработки учебных программ и занятий могут быть сразу и непосредственно использоваться в педагогической деятельности.
Достоверность полученных нами результатов обеспечивалась научной методологией исследования, разнообразием и надежность! использованных методов, адекватных природе изучаемого явлени5 и задачам исследования, репрезентативностью эмпирических материалов, воспроизводимостью и вирокой апробацией.
Апробация и внедрение теоретических положений и результатов исследований осуществлялась: посредством докладов на кафедре ИиВТ (1989-91), теоретических и практических конференциях по проблеме компьютеризации образования (гг. Ленинград, Одесса, Самара), в рамках сотрудничества с органами народногс образования (Самарским областным институтом усовершенствована учителей).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит иг введения, трех глав, списка литературы и приложений. Объеь диссертации 195 страниц машинописного текста (основной текст -113 страниц), библиография - 120 источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования. Раскрывается научная и практическая значимость исследования.
В первой главе рассматриваются исторические аспекты проблемы "Музыкальное творчество и компьютер"; проводится анали; возмовностей современных музыкальных систем, оснащенных микропроцессорами и возможные пути применения музыкальных компьютеров в сфере образования.
В параграфе i.l больвое внимание уделено историческим проблемам искусственного интеллекта (ИИ) в области малинной музыки. Отмечается, что музыкальное направление ИИ почти прекратило свое развитие в том виде, каким его представляли первые исследователи (Зарипов Р'.Х., Детловс В.К. и др.). В настоящее время даве самые лучшие из программ-композиторов не могут удовлетворить полностью интересы профессиональных композиторов и музыкантов или освободить их от той рутины действий, которая связана зачастую не с сочинением мелодий, а, например, с подготовкой к публикации своих творческих изысканий.
Параграф 1.2 целиком посвящен анализу возмогностей современных музыкальных систем, на основе которого делаются выводы о необходимости включения в программу курса "Использование ЭВТ в учебном процессе" на музыкально-педагогическом факультете таких тем как: "Музыкальный компьютер", "Автоматизация труда музыканта и композитора".
Кроме того, в параграфе 1.2 уточняется понятие компьатер-ной грамотности студентов музыкально-педагогических Факультетов, овладение которой, на наш взгляд, долкно предусматривать в определенном объеме знакомство с такими вопросами как:
- компоненты компьютерных музыкальных систем;
- специализированные компьютерные музыкальные системы (Dedicated Computer Music System);
- цифровая музыкальная аппаратура (Digital Music Techniques);
- MIDI- интерфейс (Musical Instrument Digital Interface);
- клавишные музыкальные компьютеры;
- будущее технологии клавишных музыкальных инструментов и ряда других.
Подчеркивается необходимость изучения стандарта на аппаратную^ программную части, предназначенных для организации локальной сети электронных музыкальных инструментов (Musical Instruaent Digital Interface) на уровне возмонностей.
Во второй главе приводится классификация инструментальных программных средств, необходимых для создания программно-педагогического обеспечения с музыкальным сопровождением, формулируются требования к составу названных инструментальных средств.
их функциональным свойствам. Обсуждаются возможные пути повы-аения эффективности процесса проектирования ППС с музыкальным сопровождением, приводятся, примеры разработанных диссертантом таких ППС. Рассматривается учебная программа спецкурса "Проектирование программно-педагогических средств с музыкальным сопровождением" для студентов специальности "Учитель математики, информатики и ВТ".
В параграфе 2.1 отмечается, что применение компьютеров в процессе обучения музыке позволяет:
- индивидуализировать самостоятельную работу каждого пользователя при работе с программами, использующими музыкальный синтезатор для обучения элементам музыкальной грамоты, гармонии, анализа и др.;
- поддерживать процесс изучения некоторых аспектов теоретических дисциплин (важным при этом является то, что учащийся ножет осваивать материал в наиболее подходящим для него темпе и сочетании зрительных и звуковых образов);
- облегчить контроль при развитии чувства ритма, темпа, навыков музыкального письма;
- развивать музыкальный слух путем систематического общения со специальными программами, в том числе и игровыми.
Вместе с тем, там же говорится и о том, что отсутствие необходимого для указанных целей программно-педагогического обеспечения сдерживалось отсутствием соответствующих инструментальных средств создания такого обеспечения. На основе тщательного анализа функциональных свойств имеющихся в России инструментальных программных средств формулируются требования к вновь разрабатываемым программным продуктам.
В параграфе 2.2 приводится описание разработанных диссертантом музыкального и графического редакторов, применение которых позволяет оптимизировать процесс разработки программно-педагогических средств с музыкальным сопровождением, повысить их качество.
В частности, знакоместный графический редактор (для ПЭВМ "УАМАНА"), разработанный диссертантом, обладая теми же возможностями, что и ранее созданные графические редакторы соответствующего типа, позволяет значительно повысить качество цветового изображения.
Принципиально итличается от разработанных ранее музыкальных редакторов созданный диссертантом редактор фонового музыкального сопровождения.
Помимо того, что с помощью этого редактора как и ряда других можно обучать основам нотной грамоты, гармонии,поскольку он включает в себя электронный редактор партитур, программу управления синтезим тембров, средства записи и обработки сигналов, с помощью редактора фонового музыкального сопровождения нотную запись музыкального произведения можно кодировать таким образом, что данные, записываемые на диск могут быть использованы при проектировании программ на языках программирования BASIC, PASCAL, С, ASSEMBLER в качестве готовых процедур.
При этом важно отметить, что исполнение таких подпрограмм производится в параллельном с работой основной программы режиме .
В этом же параграфе рассматриваются примеры программно-педагогических средств, разработанных при использовании упомянутых музыкального и графического редакторов - программы "НОТНАЯ АЗБУКА", "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ".
Программа "НОТНАЯ АЗБУКА" фактически представляет собой своего рода рекламный ролик, с помощью которого мы хотели бы показать тот минимум графических и музыкальных возможностей, которые предоставляют средства ПЭВМ "Yamaha" (MSX-2).
Вряд ли эту программу можно использовать непосредственно на уроках музыки, однако ее применение в качестве иллюстрационной на занятиях со студентами музыкально-педагогического факультета представляется делом целесообразным. Отметим, что в качестве сценария этой программы были использованы фрагменты одноименной книги Натальи Кончаловской.
В отличие от предыдущей программа "Музыкальные инструменты" представляет собой классическую программу-тренажер, с помощью которой моделируется процесс настройки фортепиано и гитары. Подобного рода программные средства, по нашему мнению, должны занимать значительное место в объеме программного обеспечения процесса обучения музыке.
В параграфе 2.3 приводится учебная программа спецкурса для студентов "Учитель математики, информатики и ВТ".
При разработке программы названного спецкурса мы превде всего исходили из того, что в рамках общего курса "Основы информатики и ВТ" студенты должны получить некоторые профессиональные навыки работы с базовыми инструментальными программными средствами. Ны исходили также из того, что они должны быть знакомы с языком ассемблера.
Вместе с тем, как показывает опыт, в рамках общего курса студенты получают достаточно поверхностные знания языков низкого уровня (часто ассемблер представляется как "вещь в себе", но отнюдь не как средство проектирования высокоэффективных программно-педагогических средств.)
С учетом этих обстоятельств предлагаемая нами программа спецкурса сориентирована главным образом на вопросы технологии программирования, что, влечет за собой включение в программу спецкурса разделов "Архитектура памяти компьютера", "Инструментальные средства".
Курс "Проектирование программно-педагогических средств с музыкальным сопровождением" планируется нами в объеме 60 часов (лекционных - 20, практических занятий - 18, лабораторных занятий - 22).
Кратко содержание спецкурса выглядит так:
- системы счисления, мавинная арифметика (обзор);
- архитектура памяти компьютера,карта памяти, порты ввода/ вывода, прерывания;
- операционная система как поддержка программ пользователя, системные утиллиты;
- отладчик программ на ассемблере DEBUG;
- базовая система ввода/вывода BIOS (Basic Input/Output Syste«);
- элементы машинной графики, знакоместные графические редакторы, редакторы спрайтов;
- звукогенераторы, музыкальные редакторы фонового сопровождения, структуры музыкальных данных;
- алгоритмы параллельных процессов и редакторы мультфильмов;
- принципы проектирования ППС, человеко-машинный интерфейс;
- лабораторный практикум по проектированию ППС с музыкальным сопровождением.
Как показал проведенный эксперимент, большинство студентов, прослуиаввих данный спецкурр приобрели вполне приличные навыки проектирования ППС с музыкальным сопровождением.
Однако, подготовка специалистов, способных разрабатывать названные ППС, является линь частьи задачи - внедрение ПЗВН в процесс обучения музыке.
В третьей главе обсуждаются вопросы, связанные с выяснением места и роли ЭВМ в учебно-воспитательном процессе на музыкально-педагогическом факультете.
В параграфе 3.1 основное внимание уделялось теме "Компьютер как объект изучения на музыкально-педагогическом факультете". Развитие навыков алгоритНического ыыаления у студентов музыкально-педагогического факультета предполагается в процессе изучения языка MML (Macro Music Language).
Поскольку нам не известен специальный сборник задач по теме "Графика и звукогенерация", в параграфе 3.1 приводится перечень задач, которые, по напему мнению, могут определить с точностью до нескольких учебных часов методику проведения соответствующих занятий.
Нехватка методической литературы натолкнула нас на мысль о необходимости создания программного продукта особого сорта -резидентного электронного справочника "Music Guide" (музыкальный экскурсовод) по музыкальному макро-языку (MML), краткое описание которого также приводится в параграфе 3.1.
В параграфе 3.2 обсуждаются вопросы, связанные с приобретением студентами навыков работы с инструментальными и программно-педагогическими средствами на практических занятиях. Несомненно к числу таких программных средств в первую очередь относятся музыкальные редакторы.
Разумеется, эффективное изучение редактора невозможно без тщательного подбора заданий и упражнений, позволяющих выработать соответствующие навыки. Поскольку именно их подбор представляет, как правило, особую сложность мы рискнули привести эти задания в основном тексте диссертации.
Исходя из того, что:
- компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия, обеспечивая высокую степень индивидуализации обучения кавдого обучаемого;
- компьютеры оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока за счет накопления и быстрой переработки большого количества сведений об обучаемом;
- компьютеры способствуют активизации учебно-познавательной деятельности и позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности;
- компьютеры способны обеспечить непрерывную обратную связь, расширяя при этом возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения;
учебную программу раздела "Работа с инструментальными и программно-педагогическими средствами" в сжатой форме можно представить так.
ЗВТ как средство обучения и инструмент познания.
Инструментальные программные средства КУВТ "УАМАНА": текстовый, графический, музыкальный редакторы. Программно-педагогические средства: их классификация, назначение. Некоторые принципы проектирования ППС. Составление простейших диалоговых программ, предназначенных для обучения. Использование тренажеров в учебном процессе. Особенности новой технологии передачи знаний: повышение уровня индивидуализации обучения, усиление обратной связи учителя с учениками,неограниченные информационные ресурсы. Контроль в учебно-воспитательном процессе. Автоматизация контроля.
В последнем параграфе приводится описание педагогического эксперимента и его результатов. Суть этого эксперимента в сущности сводилась к преподаванию курса "Использование ЭВТ в учебном процессе" на музыкально-педагогическом факультете Самарского педагогического в 1989-1991 гг.. При проведении занятий использовались программно-педагогические средства разработанные диссертантом,что же касается методики,то она вполне описывается приводимым далее рабочим планом, апробированным с несущественными изменениями в течение названного срока.
РАБОЧИЙ ПЛАН
N п/п Тема Самост. Вид К-во
К-во аудитор. час.
часов занят. аудит.
1. Знакомство с кабинетом практ. 2
ВТ. Клавиатура ЭВМ. 2
2. Графический редактор. 2 практ.
Текстовый редактор.
3. Музыкальный редактор 6 практ. 2
4. Графические средства языка МБХ—ВЙ51С. 2 практ. 2
5. Музыкальные средства языка-МБХ-ВАБ1С . 4 практ. 2
Разработка прост, лин., 6 практ. 4
разветвл., цикл, программ 2
6. Показ готовых ППС практ.
7. Программно-педагогическ. средства, их классификация, назначение. Некоторые принципы проектирования ППС. Использование лекция 2
8. тренажеров в учеб.проц. 2
Составление простейш.диа- 6 практ
9. логовых программ
Элементы мат. статистики. лекция 2
Математ.обработка резуль-
татов педагогических эк-
10. спериментов.
Некоторые принципы тести- лекция 2
11. рования (муз.)
Составление простейших 4 практ. 2
12. тестов(музыкальн.)
Очерк развития ВТ в СССР Перспективы развития. лекция 2
13. "Искусственный интеллект"-мифы и реальность . лекция 2
В с е г о : 30 лекций практ. 10 20
Отметим, что предложенная методика изложения основных понятий информатики, базирующаяся на выборе в качестве языка программирования музыкальных средств, а также основных конструкций языка М5Х-ВА51С достаточно эффективна.
- ie -
При. проведении занятий в соответствии с такой методикой студенты неплохо усваивают основные конструкции этого языка.
Целесообразно подобранные задачи, развивающие навыки работы с инструментальными средствами (в частности, с музыкальными, графическими редакторами) одновременно способствуют развитию навыков алгоритмического мышления (здесь мы уне пришли к оценке второго параметра);
Наконец, моино отметить и высокий уровень сформирован-ности знаний и представлений студентов о возможностях применения ЭВМ в профессиональной деятельности музыкантов.
Таким образом, к основным результатам диссертации можно отнести следующие.
1. Принципы проектирования программно-педагогических средств с музыкальным сопровождением (соответствующие программные средства).
2. Методика проведения спецкурса "Принципы проектирования ППС с музыкальным сопровоядением" для студентов специальности "математика-информатика".
3. Методика проведения курса "Использование ЗВТ в процессе обучения на музыкально-педагогическом факультете".
Эти результаты отражены в таких опубликованных работах:
1 - Некоторые дополнительные возможности диалогового языка программирования MSX-BñSIC¡ Метод.рекомендации для студ-физ--мат- Фак-тов пед. ин-тов / Куйбышевский гос- пед- ин-т, 1988 г., 40 с- (в соавторстве).
2. Каре "Использование ЭВТ в учебной процессе" на муэы-кально-педагогическом Факультете / Межвузовский сборник научных статей "Компьютер в помощь ученому и учителю"., Куйбы-ыевскии гос.пед- ин-т. Куйбышев i 1989 г., с. 72-813- Персональный компьютер в процессе обучения музыке: Методические разработки (межвузовский сборник научных статей "Компьютер в школе и педВУЗе") / АПН СССР, Одесский гос- пед-ин-т. Новосибирск-Одесса 1990 г.. Часть 2, с- 39-404- Использование ЭВТ на музыкально-педагогическом Факультете! Метод, рекомендации (межвузовский сборник научных статей " Применение ПЭВМ в учебном процессе ВУЗа") / НИИ педагогики УССР» Измаильский пед. ин-т- Измаил, 1991 г., с. 32-36.
5- Методика проведения практических занятий по информатике на музыкально-педагогических Факультетах- 1991 год. 10 с-(Рукопись деп- в НИИ ВО АПН СССР, N635-91).
6. Принципы проектирования музыкальных редакторов, используемых в учебном процессе. 1991 г. 8с- (Рукопись деп- в НИИ ВО АПН СССР, N636-91)-
7- Музыкальные редакторы на MSX-компьютерах - Методические рекомендации для студентов музыкально-педагогического Факультета. Куйбышевский гос- пед- ин-т. Куйбышев, 1991 г., 28 о-
J4