автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся
- Автор научной работы
- Шевцова, Татьяна Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся"
На правах рукописи
ШЕВЦОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся
Специальность 13.00.02 -теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва, 2005
Работа выполнена в Государственном учреждении «Институт художественного образования» Российской Академии образования
Научный руководитель
кандидат педагогических на) к, старший научный сотрудник Критская Елена Дмитриевна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Малюков Александр Николаевич
кандидат педагогических наук Боякова Екатерина Вячеславовна
Ведущая организация:
Московский городской педагогический университет
Зашита диссертации состоится «22» ноября 2005 г в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 008.015 01 по защите диссертаций в Государственном учреждении «Институт художественного образования» РАО по адресу 119121, Москва, \л Погодинская, д 8, корп. 1
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института
Автореферат разослан «21» октября 2005 г
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук
Мун Л Н
200<Ь-4
1*619
Актуальность исследования. Современные процессы модернизации образования ориентируют на создание условий, обеспечивающих индивидуальное развитие школьника, формирование человека Культуры. Трактовка целей образования исходит из положений о том, что 'школа как социальный институт обеспечивает встречу ребенка с самим собой в пространстве общечеловеческой культуры, и условием этой встречи является «сообразное возрасту образовательное пространство». Особую роль в его создании призвано сыграть искусство, и в частности музыка.
Но что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя, функционера? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формированию уважения к национальным традициям народа? Проведенный с этих позиций анализ теории и практики современного образовательного процесса выявил противоречия между целями, установками школы и способами их реализации.
Первое. Ориентация на воспитание культуры личности предполагает гармоничное развитие эмоциональной и рациональной сферы учащихся, однако на практике развитие целостности личности до сих пор остается недостижимым идеалом и лишь декларируется. Рациональную сферу развивают преимущественно предметы математического и естественнонаучного циклов, а эмоциональную - предметы гуманитарного цикла, в то время как их гармонии необходимо достигать в учебном процессе в рамках любой образовательной области. И музыкальное искусство здесь не является исключением.
Второе. Организация всей жизнедеятельности школы предполагает построение культуросообразной модели образования, ядром которой является творчество. Однако традиционно сложившаяся классно-урочная система с жесткой регламентацией деятельности учителя и учащихся не учитывает их индивидуальные предпочтения, значимость индивидуального и коллективного творчества.
Третье. Преобладание репродуктивных методов обучения препятствует реализации установки на развитие творческого потенциала ребенка. Новая образовательная парадигма, заложенная в Стандарте образования, утверждая приоритет индивидуальности ученика и развития его способностей, требует пересмотра традиционных форм и методов работы учителя.
Отмеченные противоречия особую остроту приобретают в сфере художественного образования, где стремление к целостности музыкально-педагогического процесса сочетается с недостаточно координированными в педагогической практике разными видами деятельности, разными разделами урока и разными формами урочной и внеурочной работы.
Приобретение культурного опыта, как известно, происходит только в процессе активной деятельности при определенных формах организации и построения учебного процесса. Образовательная технология должна способствовать овладению личностно значимыми способами учебной деятельности
учащихся. В музыкальном образовании это такие технологии, которые прежде всего актуализируют жизненно-музыкальный опыт учащихся, развивая их интерес к музыке и устойчивую мотивацию к самообразованию.
Проведенный опрос преподавателей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, а также учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ и гимназий выявил, что около 80% опрошенных хотели бы изменить существующую систему занятий, а именно: увеличить долю продуктивной деятельности в художественном образовании, придать преподаванию искусства в школе большую вариативность, предоставить возможность выбора деятельности по интересам, усилить долю коллективных форм работы, достичь большего взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.
Мнения детей и педагогов оказались в русле стратегии модернизации содержания школьного образования, которая предполагает возрождение метода проектов, способствующего такому построению образовательного процесса, при котором создаются необходимые условия для самореализации и самоопределения личности школьника, способной свободно ориентироваться в постоянно меняющемся социуме и стремящейся к самообразованию. Именно проектная деятельность отвечает таким условиям и, на наш взгляд, обеспечивает непрерывность образования учащихся.
В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. В научно-педагогической литературе проектную деятельность рассматривают как форму учебного сотрудничества в вузе, средство профессиональной подготовки будущих учителей (B.C. Кузнецов, Н.В. Семенова, С.Г. Пищев, Т.Н. Долгодворова и др.), как «принцип организации и реорганизации образования» (Н.Б. Крылова), как «условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся» (Т.Е. Веденеева). Воспитательные и развивающие возможности проектной деятельности отражены в работах С.А. Пилюгиной, В. Жуковского, Г. Найденко, О.В. Федоскиной. Психология проектной деятельности школьников формирование мотиваци-онной сферы личности рассматриваются в работах В.Г. Леонтьева, Н.В. Матяш. Значительное внимание уделяется разработке критериев оценок качества выполнения проектов (М. Шнейдер) и формам их презентаций (Т.Е. Веденеева). Ряд статей посвящен творческому развитию учащихся в процессе проектной деятельности (В.Ю. Гребенщикова, P.A. Фандо, Т.М. Михейкина). Совместно педагогическими и ученическими коллективами многих общеобразовательных школ и гимназий разработаны проекты в различных образовательных областях: естественнонаучной, технологической, в области иностранных языков. Однако теоретических и методических разработок художественных и исследовательских проектов в сфере образовательной области «Искусство» явно недостаточно.
В связи с этим поиск путей совершенствования системы урочной и внеурочной деятельности в духе современных тенденций, определяющих на-
правления продуктивного обучения, и в соответствии с Федеральной программой развития образования позволил обозначить проблему нашего исследования: востребованность проектной деятельности и неразработанность способов ее организации в музыкально-педагогической практике школы -потребность ученика в художественно-творческой самореализации и невозможность ее осуществления в результате традиционно сложившихся репродуктивных форм и методов обучения. Пути разрешения данного противоречия в контексте целостной стратегии модернизации современного образования определили актуальность темы исследования: «Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся».
Объект исследования: музыкальное образование школьников.
Предмет исследования: творческое развитие учащихся разных возрастных групп в процессе совместной музыкально-проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить способы и формы организации музыкально-проектной деятельности, ориентированной на творческое развитие учащихся начальной, основной и старшей школы.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
11 раскрыть сущность проектной деятельности и ее педагогические возможности для творческого развития учащихся;
f! разработать принципы организации музыкально-проектной деятельности и определить пути ее осуществления;
11 экспериментально проверить эффективность творческого развития учащихся в процессе музыкально-проектной деятельности.
Гипотеза исследования. Творческое развитие учащихся в условиях музыкально-проектной деятельности будет более эффективным, если:
1) будут разработаны стратегия, принципы и формы организации разных типов проектов, учитывающих жанровые и стилистические особенности музыкального искусства в единстве с психологическими возможностями учащихся разного возраста;
2) индивидуальная и коллективная работа учащихся будет осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: музыкально-художественном и учебно-исследовательском;
3) практическая деятельность школьников в единстве урочных и внеурочных форм музыкальных занятий будет опираться на традиции школы и региона.
;ii Методологической основой исследования являются: философско-эстетические взгляды на проблему творчества и творческой деятельности; метод проектов (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др.) и современная теория планирования и организации проектной деятельности (A.M. Новиков, Д.А. Новиков и др.); идеи гуманного личностно-ориентированного подхода к обучению; современные концепции художественного образования школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы; наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта, анкетирование и тестирование педагогов и учащихся, беседа, педагогический эксперимент, метод творческих заданий, качественный и статистический анализ полученных результатов.
Научная новизна исследования. Впервые определена значимость музыкально-проектной деятельности как универсальной педагогической технологии, выступающей способом преодоления чрезмерной вербализации и формализации музыкально-педагогического процесса.
Выявлено содержательное наполнение интегрирующего начала всех уровней музыкально-проектной деятельности школьников: от учебно-воспитательного процесса на уроке музыки и сфере дополнительного образования до организации художественно-образовательного пространства школы.
Разработана стратегия, принципы и формы организации разных типов проектов, учитывающих жанровые и стилистические особенности музыкального искусства в единстве с психологическими возможностями учащихся разного возраста.
Теоретическая значимость исследования.
- Определены теоретические основания музыкально-проектной деятельности, последовательность ее этапов, обеспечивающих взаимопроникновение музыкально-художественной и учебно-исследовательской деятельности: возникновение идеи (интеллектуальная и творческая готовность к воплощению замысла), обозначение темы (формулирование проблемы проекта, интуитивное его проектирование), практическая подготовка (воплощение замысла), предварительный показ (предзащита проекта), презентация (публичное предъявление проекта), рефлексия (анализ проделанной работы).
- Разработана система принципов организации и осуществления совместной творческой деятельности коллектива педагогов и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса: принцип традиций и новаторства, направленный на поддержание и создание новых культурных традиций края, области, школы; принцип преемственности и интеграции, ориентирующий на передачу опыта творческой деятельности в разновозрастном коллективе учащихся во взаимодействии различных видов искусства, гуманитарных и естественнонаучных предметных областях как основного, так и дополнительного образования; принцип взаимопроникновения художественного и исследовательского творчества, обеспечивающий гармоничное развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер учащихся в процессе музыкально-проектной деятельности; принцип сотрудничества и сотворчества, способствующий достижению общей цели благодаря совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей; принцип самовыражения и самореализации, позволяющий школьникам в полной мере проявить свои творческие способности; принцип совместного коллективного творчества и самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся, отвечающий технологиям уровневой дифференциации и творческих «мастерских» и дающий
возможность каждому участнику почувствовать свою значимость в совместном проекте. 1
- Выдвинуты и обоснованы критерии творческого развития учащихся в проектной деятельности, среди которых наиболее значимы: наличие интереса (к музыкально-проектной деятельности, замыслу проекта и способам его художественного и научного воплощения), творческая активность (стремление к самовыражению и самореализации, совершенствованию характера, готовность к волевому напряжению для достижения результата), потребность в самообразовании (стремление к расширению кругозора, приобщению к ценностям культуры, поиск источников информации, умение пользоваться информационными технологиями), коммуникативность (умение общаться в разных коллективах) и самооценка (объективность в оценке собственных действий).
Практическая значимость исследования.
В соответствии с психологическими возможностями учащихся разного возраста разработаны различные формы (коллективные, групповые и индивидуальные) и типы музыкально-проектной деятельности (музыкально-художественные и учебно-исследовательские проекты); рекомендации по организации музыкально-проектной деятельности, направленные на творческое развитие учащихся.
Данные рекомендации могут быть использованы педагогами на урочных и внеурочных занятиях и послужат повышению качества и эффективности преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях разного типа, как в системе общего, так и дополнительного образования. Разработанный курс лекций «Новые технологии в музыкальном образовании» для учителей музыки может применяться в системе повышения квалификации, в подготовке учителя музыки на музыкально-педагогических факультетах в средних и высших учебных заведениях в курсе «Методика музыкального образования».
Достоверность исследования обеспечена подробным анализом имеющихся теоретических источников, применением адекватных методов исследования, проведением опытно-экспериментальной работы, качественным и количественным анализом полученного материала, включая педагогическую практику.
Этапы исследования.
I этап (1996-1998 гг.) носил поисковый характер. В эти годы велась работа по отбору философского, психолого-педагогического и научно-методического материала по проблеме исследования. На этой основе была сформулирована гипотеза исследования, намечены цель, задачи и пути их решения. Параллельно осуществлялась практическая деятельность по разработке и апробации компонентов методической системы.
На II этапе (1998-2001 гг.) были разработаны основные теоретические положения музыкально-проектной деятельности, осуществлен педагогиче-
ский эксперимент, проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на коррекцию разработанной методической системы.
На III этапе (2002-2005 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа: теоретические разработки музыкально-проектной деятельности были введены в структуру и организацию общеобразовательного процесса. Осуществлены систематизация, обобщение и литературная обработка результатов исследования.
Апробапия работы и внедрение результатов исследования осуществлялись в практической работе автора; в выступлениях на заседаниях кафедры художественно-эстетического направления гимназии № 11 и районного и городского методических объединений преподавателей музыки г.Перми; областной конференции «Музыкальное воспитание и образование учащихся в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» (Пермь, 2001); на международной молодежной научно-практической конференции «Родовое сознание и духовное предпринимательство» (Пермь, 2002), а также в курсе лекций «Новые технологии в музыкальном образовании», апробированном в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Государственные образовательные учреждения: общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением английского языка и гимназия № 11 им. С.П. Дягилева г.Перми. Разными формами исследования было охвачено 230 учащихся с Ш по XI классы и 38 преподавателей разных учебных дисциплин.
Положения, выносимые на защиту.
1. Музыкально-проектная деятельность является универсальной педагогической технологией, которая объединяя базовое и дополнительное образование, урочные и внеурочные формы работы, усиливает интегративные тенденции музыкально-педагогического процесса в школьном образовании, способствует преодолению его чрезмерной вербализации, формализации и тем самым вносит новый импульс в развитие системы музыкального образования учащихся.
2. Действие принципов традиций и новаторства, преемственности и интеграции, взаимопроникновения художественного и исследовательского творчества учащихся охватывает наиболее существенные стороны организации разных форм и типов музыкальных проектов, объединяя педагогический и ученический коллективы в культурно-образовательном пространстве школы. Опора на эти принципы позволяет сохранять и приумножать традиции своего края, образовательного учреждения и в целом гармонизует процесс и результат творческого развития учащихся.
3. Критериями творческого развития учащихся, разработанными в исследовании с учетом специфики музыкально-проектной деятельности, выступают: интерес к музыкально-проектной деятельности, творческая активность, потребность в самообразовании, коммуникативность и самооценка.
Данные критерии становятся основанием для организации музыкально-проектной деятельности и оценки ее результатов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Основное содержание диссертации.
Во введении обосновывается актуальность исследования, выявляются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, обрисовывается методологическая основа и методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы музыкально-проектной деятельности» дается характеристика метода проектов и выявляется его взаимосвязь с основными идеями и технологиями различных подходов в образовании, раскрывается творческая направленность проектной деятельности как современной педагогической технологии.
Автор метода проектов американский педагог, психолог и философ конца XIX - первой половины XX века Джон Дьюи предлагал строить обучение, исходя из потребностей, интересов и способностей детей. Его метод основывался на продуктивном обучении, которое направлено на формирование у детей интереса и потребностей к активному социальному взаимодействию. Сущность процесса учения ученый видел в совершении творческого акта при каждом решении задачи, в открытии ребенком нового для себя. *
Метод проектов освещался в работах В.Х. Килпатрика, Э. Коллингса, Л.Э. Левина, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьева, В.Д. Симоненко, Н.В. Фомина, В.В. Бычкова, О.В. Мезенева, И.Р. Учайкина. Современные ученые-исследователи В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш определяют метод проектов как систему обучения, направленную на творческую самоориентацию личности учащегося под контролем учителя.
Анализ и обобщение различных технологий образования позволил сделать вывод, что в методе проектов синтезируются основные идеи личностно-ориентированного, гуманного образования, проблемного и развивающего обучения, учебно-игровой деятельности. Особое место в методе проектов занимает технология мастерских, предполагающая не сообщение информации, а овладение способами деятельности. В целом проектирование образовательного процесса опирается на отношение к ученику как субъекту учебной деятельности; признание его основной ценностью всего образовательного процесса. Это влечет за собой необходимость создания условий для реализации деятельностного подхода в обучении с учетом индивидуальных возможностей ученика; разработки обучающих технологий, обеспечивающих перевод учащихся в режим саморазвития; проектирования собственной образовательной траектории на основе выбора содержания образования.
Именно проектная деятельность выступает основой жизнестроения человека. В ее процессе ребенок обретает опыт, необходимый ему для дальнейшей жизни. Проектная деятельность позволяет установить взаимопонимание между педагогом и учеником. Это процесс непрерывного воспитания обеих сторон, активного стремления к созданию новых форм поведения, желания насытить жизнь постоянным творческим трудом. В такой интерпретации проектная деятельность отражает суть творческого процесса.
В исследовании рассматривается специфика творческого процесса, дается трактовка творчества «как сложного психического акта, обусловленного объективными факторами и соединяющего в себе элементы образного и логического познания, синтезирующего аналитический и непосредственно чувственный моменты восприятия и воспроизведения действительности» (Б.С. Мейлах). Такое понимание творчества позволяет выдвинуть положение о необходимости развития и интеграции диалектически взаимосвязанных художественной и научной деятельности учащихся.
В исследовании проведен анализ культурно-просветительской, художественно-эстетической и организационной деятельности С.П. Дягилева, который дает основание считать создание и осуществление «Русских сезонов» грандиозным и выдающимся музыкальным проектом, в котором явно прослеживается структура и этапы, характерные для проектной деятельности как современной технологии и, в частности - для совместного музыкально-творческого проекта в образовательном учреждении. Все составляющие профессиональной деятельности С.П. Дягилева рассматриваются как необходимые компоненты сложной и многогранной профессии учителя музыки.
На основе теоретического анализа специфики проектной деятельности и особенностей ее реализации в творчестве великого импресарио, а также принципов культурологии и художественной педагогики (педагогики искусства) в исследовании выдвинута система культурологических и методических принципов музыкально-проектной деятельности.
Принцип традиций и новаторства в освоении культуры обеспечивает единство федерального, регионального и школьного компонентов в содержании музыкально-проектной деятельности. Данный принцип, ориентируя на сохранение и приумножение традиций своего региона, школы, способствует организации единого культурно-образовательного пространства школы.
Действие данного принципа проявляется в тесной связи с принципом преемственности и интеграции. Последний определяет способы организации процесса творчества в разных плоскостях: во взаимодействии предметов искусства и естественнонаучных предметов, во взаимосвязи различных видов искусства, в достижении единства урочной и внеурочной форм деятельности, основного и дополнительного образования, в установлении взаимодействия детей разных возрастных групп.
Данные культурологические принципы находят свое развитие в методических принципах, которые реализуются в творческом процессе в тесной
ю
взаимосвязи и взаимодействии. Они дополняют и усиливают значение друг друга, пронизывая все этапы проектной деятельности. Так, принцип сотрудничества и сотворчества способствует реализации идей гуманной педагогики и проявляется в совместной деятельности педагогов и учащихся, приводящей к достижению общих целей и результатов на основе взаимоуважения и взаимодоверия. Согласно природосообразному принципу самореализации и самовыражения, учащимся предоставляется возможность наиболее полно проявить свои творческие и интеллектуальные способности, раскрыть свою индивидуальность. Действие принципа совместного коллективного творчества и самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся отвечает технологиям уровневой дифференциации и творческих «мастерских» и дает возможность каждому участнику почувствовать свою значимость в совместном проекте, внести личный вклад в общее дело и научиться строить свои взаимоотношения в коллективе.
На основе разработанной системы принципов, пронизывающих все уровни учебно-воспитательного процесса, и анализа творческого процесса, описанного в научно-педагогической литературе, в исследовании определены структура и последовательность этапов осуществления музыкально-творческого проекта.
Наиболее общие этапы структурирования творческого процесса - возникновение затруднения; наблюдение, сбор данных, выявление возможных последствий; определение проблемы; составление плана действий; действия для проверки плана, проектной деятельности - нашли отражение в трудах зарубежных ученых (Дж. Дьюи, Рибо, Г. Уоллес, Гордон и др.) и в современных отечественных исследованиях (В.В. Гузеев, В.Е. Мельникова, В.А. Мичунова, П.А. Петрякова). Ступени развития проектной деятельности (стадии и этапы) А.М.Новиков называет жизненным циклом проекта и выделяет в нем три основные фазы: проектирование, технологическую и рефлексивную фазы. П.М. Якобсон и Россман, М.А. Блох и П.К. Энгельмейер, подразделяя творческий процесс на этапы, делали акцент на научном поиске: интеллектуальной готовности; зарождении проблемы, формулировке возникающих из нее задач; поиске решения; получении (выведении) принципа' изобретения и превращении принципа в схему; практическом оформлении и развертывании изобретения. И.С. Якиманская, рассматривая творческий процесс в художественном проекте, выделяет следующие этапы: проблемно-целевой, на котором обсуждаются идея, актуальность, необходимость его выполнения; этап разработки сценария и технического задания; этап практической работы - воплощение поставленных задач; этап предварительной защиты - просмотр программы, выявление недоработок и этап презентации -публичной защиты проекта и его оценивание.
На наш взгляд, выделенные стадии перекликаются с этапами как научного, так и художественного творчества, предполагающего интуитивный проблеск идеи (зарождение проблемы, замысла), выбор средств и способов ее
воплощения и наличие результата (создание творческого продукта: реферат, доклад, сценическое действо и др.). Специфические особенности научных и художественных проектов не исключают их принципиальной общности. В исследовании подчеркивается, что предлагаемая структура и последовательность этапов совместного музыкально-творческого проекта становятся методическим основанием для организации и музыкально-художественной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Эта последовательность включает в себя следующие этапы: 1. возникновение идеи (озарение, инсайт), интеллектуально-эмоциональная готовность к воплощению замысла; 2. обозначение темы, формулирование проблемы, проектирование проекта; 3. процесс подготовки; 4. предварительный показ; 5. публичное предъявление результата (продукта) музыкально-проектной деятельности; 6. рефлексия.
В зависимости от идеи и темы проекта определяется его тип (музыкально-художественный, учебно-исследовательский, возможности их взаимодействия в соответствии с возрастными особенностями учащихся); намечаются формы его осуществления (индивидуальные, групповые, коллективные) и предъявления результата (концертное, музыкально-сценическое выступление учащихся школы, открытые уроки, научные конференции и др.) Особое значение в проектной деятельности имеет заключительный этап, недостаточно описанный в научной литературе, но крайне необходимый для всех участников совместного проекта. Целесообразные формы рефлексии (коллективное обсуждение) тестирование) важны, как и для учителя, так и для учащихся.
Многосоставность и многофункциональность проектной деятельности позволяет рассмотреть ее как процесс и как результат, определяющиеся ее целью, задачами, присутствием в теме проекта творческой проблемы. Процессуальную сторону составляют поэтапное, содержательное и организационное, структурирование творческого процесса (проектной деятельности) с планированием предполагаемых результатов; интерес учащихся к предлагаемой теме как стимул познавательной деятельности; способы осуществления проекта: интегрированный подход к решению проблемы; использование исследовательских методов; творческая (индивидуальная и коллективная) деятельность учащихся. Результативную сторону музыкально-проектной деятельности как процесса составляют практическая и теоретическая значимость проекта; познавательная ценность и воспитательное значение для учащихся и их родителей, а также интерес к художественной и исследовательской деятельности как устойчивой жизненно важной составляющей личности, ее самостоятельности.
Важным условием организации музыкально-проектной деятельности в школе становится ее адекватность природе самого искусства. С одной стороны, проектная деятельность позволяет полнее проникнуть в музыку в ее связях с другими видами искусства, углубиться в природу искусства и закономерности его функционирования в жизни, обеспечить взаимопроникновение
ее двух направлений: музыкально-художественного и учебно-исследовательского. С другой стороны, сам материал искусства, на котором осуществляется проект, углубляет все сильные стороны метода проектов, позволяет значительно полнее раскрыть воспитательный потенциал данной формы работы: реализовать интересы учащихся в соответствии с их возрастными особенностями, воспитать готовность ученика к творческой деятельности, потребность к постоянному самосовершенствованию.
Искусство, отражая сферы человеческой деятельности, выполняет соответствующие им функции: коммуникативную, познавательную, воспитательную, эстетическую, созидательную, духовно-нравственную, социальную, ценностно-ориентированную (А. Сохор, Н.Дмитриев, М.С. Каган). И только их слияние обеспечивает целостность восприятия мира и отношения к нему. В обобщенном виде «основная и единственная» функция искусства заключается «в непосредственном и непринужденном усовершенствовании единого мироотношения индивида» (А. Натев).
По определению философов, искусствоведов, психологов, самих художников, ядро художественной деятельности составляет эстетическое отношение к миру. Трансформируя жизненный опыт человека, эстетическое отношение превращает этот опыт в почву для зарождения художественных замыслов и делает человека способным к творчеству, к самореализации творческого Я. Эстетическое отношение, с одной стороны, выступает как основа творческих способностей: оно трансформирует жизненный опыт человека в содержание художественных произведений. С другой стороны, является источником потребности в эстетических переживаниях и в их оформлении. Поэтому эстетическое отношение как осознанное переживание онтологического единства с миром (A.A. Мелик-Пашаев) взято в исследовании за основу музыкально-проектной деятельности и формирования общего культурно-образовательного пространства учебного заведения.
В рамках проектной деятельности эстетическое отношение проявляется в восприятии, музыкально-исполнительской деятельности учащихся, в личностной интерпретации художественных произведений. Оно мотивирует как музыкально-художественную, так и учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Преимущества музыкально-проектной деятельности видятся в том, что она направлена не столько на развитие специальных музыкальных способностей учащихся, сколько на их общее творческое развитие. В связи с этим акцент в исследовании ставится на анализе слагаемых творческой одаренности, выделенных в психолого-педагогической литературе. К ним относятся: зоркость в поисках проблемы, целостность восприятия, гибкость ассоциаций, готовность памяти, способность к оценке, легкость генерирования идей, способность предвидения, беглость мысли и речи, способность к переносу опыта, к доработке (А.Н. Лук, Дж. Гилфорд). По существу эти слагаемые творческой одаренности определяют как музыкально-художественную, так и учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
В целом проведенный анализ качеств, присущих творческой личности, позволил выдвинуть критерии развития учащихся, сущность и структуру творчества. Это - интерес к музыкальной, художественной, проектной деятельности, ее проблеме и способам воплощения, творческая активность (возможность самовыражения и самореализации, совершенствование характера, оригинальность и новизна решения поставленных задач, готовность к волевому напряжению^ для достижения результата), потребность в самообразовании, коммуникативность и самооценка. Данные критерии стали основанием для организации музыкально-проектной деятельности и оценки ее в нашей опытно-экспериментальной работе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование по организации музыкально-проектной деятельности» описываются специфика, формы и способы осуществления системы проектов, направленных на стимулирование художественной и исследовательской деятельности учащихся в области искусства. Разработанные принципы (сотрудничества и сотворчества, совместной индивидуально-коллективной деятельности учащихся и учителя, преемственности и интеграции и др.) и этапы музыкально-проектной деятельности (от выдвижения идеи до рефлексии) требуют своей конкретизации, разработки педагогических условий, способствующих осуществлению ее с учащимися начальной и основной школы с позиций культурных традиций школы и региона.
Предлагаемая нами система проектов определяется спецификой конкретного образовательного учреждения и его традициями. В данном случае -это культурный историко-образовательный центр г. Перми МОУ «Гимназия №11», которая носит имя Сергея Павловича Дягилева - выдающегося отечественного мецената и импресарио, пропагандиста русского искусства. В то же время стратегия творческого приобщения школьников к миру музыкального искусства, последовательность этапов осуществления проекта применимы в любом учебном заведении.
В опытно-экспериментальном исследовании рассмотрены отличия музыкального проекта от внеклассного мероприятия, теоретически разработана и проверена на практике стратегия приобщения учащихся разных возрастных групп к музыкально-художественной и учебно-исследовательской проектной деятельности. Тематизм и содержание разработанных в исследовании проектов, во-первых, определяют отбор музыкального материала, с точки зрения того или иного пласта музыкального искусства (произведения народной, классической, современной музыки); во-вторых, диктуют способы творческой деятельности - художественной (музыкально-исполнительской, художественно-изобразительной, театральной, хореографической и др.), художественно-организаторской (режиссер, сценарист, оформитель сцены, ответственный за костюмы и декорации и т.д.), научной (учебно-исследовательской деятельности в области искусства и собственно проекта).
Стратегия приобщения учащихся к музыкальному искусству разрабатывалась в соответствии с возрастными психологическими особенностями. Так основу тематизма художественных проектов для младших школьников составляют народные и календарные праздники. Музыкальным содержанием данных проектов является народная музыка - обрядовые, игровые, хороводные песни, попевки, заклички, частушки и т.д. На наш взгляд, погружение именно в этот музыкальный пласт является наиболее естественным вхождением в мир музыкального искусства, которое становится органичной, неотъемлемой частью жизнедеятельности младших школьников. Наряду с народной музыкой рекомендуется использовать фрагменты из классических произведений, например музыку из опер H.A. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже», цикл «Времена года» П.И. Чайковского и др., расширяющих и углубляющих содержание художественного проекта.
В силу психологических особенностей возраста проекты для учащихся начальной школы не должны претендовать на длительное время подготовки. Их можно отнести к краткосрочным проектам. В процессе их осуществления некоторые этапы могут отсутствовать: например, «генеральная репетиция» необязательна в силу импровизационного характера художественного события, важная роль в организации и воплощении которого принадлежит игровому оформлению деятельности.
Статус более серьезных проектов для учащихся младших классов (при условии объединения всех детей начальной школы, педагогического коллектива и родителей) приобретают концерты или фестивали детской музыки -классической и современной, песенной и инструментальной (например, «Музыкальная радуга», «Весенний калейдоскоп» и др.). К окончанию начальной школы в опоре на интересы учащихся целесообразно вычленять проблемы (например, история возникновения того или иного инструмента, жанра или конкретного произведения), которые побуждают школьников к учебно-исследовательской деятельности.
В подростковом возрасте овладение учебным материалом требует более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Учебный материал предъявляет новые требования и к процессам восприятия, и к усвоению знаний. Все большее значение для подростка приобретает способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале. Это наиболее благоприятный возраст для занятий исследовательской деятельностью, которая становится стимулом для самообразования и саморазвития.
Содержание музыкально-художественных и учебно-исследовательских проектов с учащимися основной школы в основном опирается на классический репертуар. В центре одной группы проектов - углубление и расширение представлений детей о специфике, своеобразии музыкальных произведений разных форм и жанров (например, «Стихи русских поэтов в романсах», «Де-
та поют оперу» и др.). В центре другой группы - освоение и развитие школьных традиций (например, «Пушкинско-лицейские дни», «Русские сезоны С.П. Дягилева в Париже» и др.). Данные проекты требуют более длительной подготовки (несколько месяцев). Такие проекты носят фронтальный характер, и их значение состоит в том, что большой коллектив учителей-предметников и учеников разных классов и параллелей охвачены стремлением осуществить единую художественную идею.
Для старшеклассников наибольший интерес представляют проекты, ориентированные на исполнение современной музыки: эстрада, джаз, поп, рок, авторская песня и т.д. (например, «Гимназическая весна», «Фабрика звезд» и др.). В этом возрасте большую значение приобретают индивидуальные проекты, которые на этапе предварительного показа объединяются в проект совместного коллективного творчества. По отобранному музыкальному материалу можно судить о музыкальных вкусах, сформировавшихся к окончанию школы, и музыкальной компетентности учащихся.
В старших классах усиливается тенденция к взаимопроникновению музыкально-художественной и учебно-исследовательской деятельности, что обеспечивает не только углубленное изучение музыкальной классики, но и способствует зарождению традиций, связанных с особенностями школы, города, региона, его культуры. Осуществляемая проектная деятельность на основе сложившихся традиций побуждает преподавателей образовательной области «Искусство» пересматривать программы по своим предметам с целью введения новых тем. Подобные проекты объединяют учащихся с I по XI классы, коллектив учителей основного и дополнительного образования (музыкально-хорового и хореографического подразделений школы) на основе интеграции разных видов искусства. Такие проекты являются долгосрочными: готовятся в течение всего учебного года. Например, традиция ежегодно проводимых в гимназии им. С.П. Дягилева концертов «Ученик и мастер» и дягилевских четвергов потребовала изучения темы «Русские сезоны Дягилева». Результатом явился музыкально-художественный проект «Ученик и мастер», который стал современной интерпретацией «Русских сезонов» в рамках образовательного учреждения.
Об эффективности музыкально-проектной деятельности можно судить по ее оценкам преподавателями. Проведенный опрос выявил, что форма проведения музыкально-художественных проектов гораздо интересней и эффективней, чем традиционные формы внеклассных мероприятий. Школьники являются активными участниками каждого этапа проекта - от выбора темы, проблемы, планирования действий до определения вида продукта, форм презентации и рефлексии. В целом учителя отметили, что музыкально-проектная деятельность, вызывая необходимость широкого и глубокого подхода к теме, способствует качественному изучению детьми учебного материала, большей их заинтересованности в общем деле, стимулирует к дальнейшей познава-
\
i
тельной деятельности. Интегрирующее начало музыкально-проектной деятельности отражено в следующей схеме:
Д0ЛММ1МИЮ ' оСримами!
хор театр хореография
театр концерты
Музыкально-проектная деятельность, как показано на схеме, объединяет урочные, внеурочные и досуговые виды деятельности, естественно-научные предметы и предметы искусства; вовлекает в работу ученический, педагогический и родительский коллективы; ведется параллельно разными творческими направлениями сферы дополнительного образования (ДО) - музыкально-хоровое, хореографическое и театральное; учащимися разных возрастов; организует и обогащает жизнедеятельность учащихся не только в школе, но и дома, позволяя им свободно общаться. Необходимо отметить влияние музыкально-проектной деятельности на досуг школьников. Так, подготовка в процессе проектной деятельности хоровой или танцевальной сцены из оперы или балета вызывает у школьников желание прослушать и посмотреть произведение целиком, больше узнать о жизни и творчестве автора, об артистах и исполнителях, о людях, работавших над спектаклем. Естественным становится посещение в свободное от школы время театра, филармонии, концертного зала. В результате более эффективно воспитывается исполнительская и слушательская культура учащихся.
Специфика нашей экспериментальной работы обусловлена тем, что выявление эффективности творческого развития учащихся было неотъемлемой частью организации самой проектной деятельности, прохождения всех ее этапов. Элементы рефлексии присутствовали на каждом этапе проекта. Функции формирующего и контролирующего этапов исследования постоянно перекрещивались и совмещались, а целостная проектная деятельность получала сквозную линию развития. В процессе осуществления проекта (всех его этапов) можно было проследить за динамикой творческого развития учащихся. Заключительный этап проекта, суть которого составляет собственно рефлексия, позволил учащимся разных возрастов (III, VIII, X-XI классов) оценить себя, зафиксировать происходящие в себе изменения, осознать свою роль в коллективе и мн. др. Для этого применялась группа методов: творче-
школьники
Музыкально-проектная деятельность ттапп роа«Т*55£-
муэыка математика ИЗО биология МХК география
филармония
ские задания, творческие работы учащихся, тестирование, анкетирование, анализ видеозаписей, метод экспертной оценки.
Обобщенные данные, приведенные в таблице 1, являются результатом анкетирования и оценки учащихся П1 классов (контрольного, в котором проводились внеклассные мероприятия, и экспериментального, участвующего в проектной деятельности).
Таблица!.
Критерии Контрольный Экспериментальный
наличие интереса 21% 96%
потребность в самообразовании не выражена 75%
творческая активность 18% 92%
коммуникативность 18% 91%
самооценка. 21% 96%
Анализ полученных данных позволяет выявить эффективность музыкально-художественных проектов и их влияние на творческое развитие учащихся. Важно отметить, что почти все учащиеся начальной школы (96%) проявили интерес к музыкально-проектной деятельности, но, столкнувшись с первыми трудностями, не все готовы их преодолевать. Для 39% младших школьников особый интерес представляет этап публичного показа проекта, то есть само выступление, презентация проекта. (В то же время для всех без исключения подростков самым интересным и важным явился процесс подготовки, а для старшеклассников - возникновение идеи и результат проектной деятельности, а сам процесс подготовки они считают полезным и особо значимым.)
Обобщенно динамика творческого развития учащихся VIII и Х-Х1 классов представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Критерии VIII Х-Х1
наличие интереса 77% 93%
потребность в самообразовании 65% 90%
творческая активность 69% 89%
коммуникативность 72% 93%
самооценка 73% 90%
Сравнительный анализ показывает, что в среднем возрасте наблюдается значительный спад к музыкально-проектной деятельности. Результаты проведенных тестирований и анкетирования свидетельствуют о том, что это связано со значительным расширением образовательных сфер в учебных планах, возникновением у школьников интереса к различным наукам (информатике, экономике, истории и др.). Часть школьников не принимает участие в музыкальных проектах, ссылаясь на нехватку времени для выполнения домашних заданий. Также имеют место физиологические изменения в организме - это время мутационного периода, который особенно сильно проявляется у подростков, что мешает им принимать участие в разучивании вокально-хоровых произведений.
У старшеклассников интерес к творческой работе достаточно высокий в связи с желанием проявить свою индивидуальность, «последний раз выйти на школьную сцену». Поэтому наблюдаются высокие и стабильные показатели по всем критериям их творческого развития. Проектная технология позволяет организовать исследовательскую работу учащихся, которая требует поэтапного планирования: с момента вызревания и осознания идеи, ее реализации с примерными сроками выполнения промежуточных заданий - до практического ее воплощения. Исследовательские проекты, в отличие от музыкально-художественных, носят индивидуальный или парный характер. По типу они могут быть как внутришкольные, так и районные, городские и областные. Благодаря исследовательской деятельности у ученика формируется внутренняя мотивация для подхода к решению любой проблемы с творческих позиций, необходимость поиска неизвестного становится внутренней потребностью.
Осуществлению проектной деятельности в большой мере способствует организация в школе ученического научного общества, цель которого - углубленное изучение учащимися основ наук, пробуждение у них поискового, познавательного интереса в той или иной области знаний. Ученики, проявившие особый интерес к какой-либо области знаний, могут стать своего рода ассистентами педагога.
Подготовка музыкально-художественных и учебно-исследовательских проектов осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время (в сфере дополнительного образования) и связана с решением проблем с позиций искусствоведения, музееведения, краеведения, культуроведения, с театрализацией и т.д.
В заключении изложены основные выводы исследования.
- Проектная деятельность является универсальной педагогической технологией, вбирающей в себя ведущие идеи гуманного личностно-ориентированного подхода к обучению. Метод проектов, реализующийся в музыкально-проектной деятельности, - действенное средство музыкально-творческого развития учащихся.
- Музыкально-проектная деятельность как фундаментальная дидактичен екая категория многофункциональна и усиливает интегративные тенденции, охватывая все уровни музыкального образования школьников - от учебно-воспитательного процесса на уроке музыки до организации художественно-образовательного пространства школы; является фактором преодоления негативных тенденций в музыкально-педагогическом процессе (его чрезмерной вербализации, формализации); гармонизует процесс и результат творческого развития учащихся.
- Выдвинутая в исследовании система принципов музыкально-проектной деятельности: традиций и новаторства, преемственности и интеграции, взаимопроникновения художественного и исследовательского твор-
чества, сотрудничества и сотворчества, самовыражения и самореализации -создает реальные предпосылки для ее полноценного осуществления
- Осуществленное в исследовании теоретическое обоснование последовательности этапов проектной деятельности позволит не только педагогу-музыканту, но и другим учителям-предметникам определить содержание совместного творческого процесса на каждой стадии- от рождения замысла проекта, обозначения его темы и идеи - через процесс подготовки художественного события, предварительную защиту проекта - до его публичного предъявления и рефлексии
- В процессе Экспериментального исследования выявлена эффективность различных типов музыкально-проектной деятельности (музыкально-художественный, учебно-исследовательский проекты и их взаимодействие) и форм (индивидуальные, групповые, коллективные) в зависимости от многообразия видов, жанров музыкального искусства и психологических особенностей школьников разных возрастов.
- Разработанная в исследовании стратегия приобщения учащихся разных возрастных групп к музыкально-проектной деятельности способствует организации жизнедеятельности коллектива школы, активно формирует общее культурно-образовательное пространство учебного заведения в контексте традиций школы и особенностей региона.
В процессе работы над диссертацией автором опубликованы следующие работы:
1. Шевцова Т.В. Музыкальная культура Прикамья /в сб/ «Родовое сознание и духовное предпринимательство» //Материалы международной молодежной научно-практической конференции. - Пермь, 2002 - С 46-58 (0,5 п.л.).
2. Шевцова Т.В. Дети поют оперу. - М.: «Искусство в школе», № 2/2002. - С.75-78 (0,4 п.л.).
3. Шевцова Т.В. Научное творчество учащихся в музыкальном образовании гимназии № 11 /В сб.: «Гимназия как культуротворческий социум» //Научные и методические материалы - Пермь, 2004 - С 177-187 (0,4 п л )
4. Шевцова Т.В. Музыкально-проектная деятельность - современная педагогическая технология /В сб.: «Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов V международной научно-практической конференции. - Самара, 2005. - С.423-425. (0,2 п.л ).
Тираж НО экз. Заказ Отпечатано в типографии.. Qß н
/9./о. öS Г.
»2 2 1 31
РНБ Русский фонд
2006-4 18619
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шевцова, Татьяна Владимировна, 2005 год
Введение.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Творческая направленность проектной деятельности как современной педагогической технологии.
1.2. Творчество С.П. Дягилева как модель (прообраз) музыкально-проектной деятельности учителя музыки в общеобразовательных учреждениях.
1.3. Принципы осуществления музыкально-проектной деятельности
ГЛАВА И. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Организация и специфика музыкально-художественной проектной деятельности: виды, этапы и результаты.
2.2. Опытно-экспериментальная работа по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся"
Современные процессы модернизации образования ориентируют на создание условий, обеспечивающих индивидуальное развитие школьника, формирование человека Культуры. Трактовка целей образования исходит из положений о том, что школа как социальный институт обеспечивает встречу ребенка с самим собой в пространстве общечеловеческой культуры, и условием этой встречи является «сообразное возрасту образовательное пространство». Особую роль в его создании призвано сыграть искусство, и в частности музыка.
Но что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя, функционера? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формированию уважения к национальным традициям народа? Проведенный с этих позиций анализ теории и практики современного образовательного процесса выявил противоречия между целями, установками школы и способами их реализации.
Первое. Ориентация на воспитание культуры личности предполагает гармоничное развитие эмоциональной и рациональной сферы учащихся, однако на практике развитие целостности личности до сих пор остается недостижимым идеалом и лишь декларируется. Рациональную сферу развивают преимущественно предметы математического и естественнонаучного циклов, а эмоциональную - предметы гуманитарного цикла, в то время как их гармонии необходимо достигать в учебном процессе в рамках любой образовательной области. И музыкальное искусство здесь не является исключением.
Второе. Организация всей жизнедеятельности школы предполагает построение культуросообразной модели образования, ядром которой является творчество. Однако традиционно сложившаяся классно-урочная система с жесткой регламентацией деятельности учителя и учащихся не учитыз вает их индивидуальные предпочтения, значимость индивидуального и коллективного творчества.
Третье. Преобладание репродуктивных методов обучения препятствует реализации установки на развитие творческого потенциала ребенка. Новая образовательная парадигма, утверждая приоритет индивидуальности ученика и развития его способностей, требует пересмотра традиционных форм и методов работы учителя.
Отмеченные противоречия особую остроту приобретают в сфере художественного образования, где стремление к целостности музыкально-педагогического процесса сочетается с недостаточно координированными в педагогической практике разными видами деятельности, разными разделами урока и разными формами урочной и внеурочной работы.
Приобретение культурного опыта, как известно, происходит только в процессе активной деятельности при определенных формах организации и построения учебного процесса. Образовательная технология должна способствовать овладению личностно значимыми способами учебной деятельности учащихся. В музыкальном образовании это такие технологии, которые прежде всего актуализируют жизненно-музыкальный опыт учащихся, развивая их интерес к музыке и устойчивую мотивацию к самообразованию.
Проведенный опрос преподавателей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, а также учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ и гимназий выявил, что около 80% опрошенных хотели бы изменить существующую систему занятий, а именно: увеличить долю продуктивной деятельности в художественном образовании, придать преподаванию искусства в школе большую вариативность, предоставить возможность выбора деятельности по интересам, усилить долю коллективных форм работы, достичь большего взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.
Мнения детей и педагогов оказались в русле стратегии модернизации содержания школьного образования, которая предполагает возрождение метода проектов, способствующего такому построению образовательного процесса, при котором создаются необходимые условия для самореализации и самоопределения личности школьника, способной свободно ориентироваться в постоянно меняющемся социуме и стремящейся к самообразованию. Именно проектная деятельность отвечает таким условиям и, на наш взгляд, обеспечивает непрерывность образования учащихся.
В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. В научно-педагогической литературе проектную деятельность рассматривают как форму учебного сотрудничества в вузе, средство профессиональной подготовки будущих учителей (B.C. Кузнецов, Н.В. Семенова, С.Г. Пищев, Т.И. Долгодворова и др.), как «принцип организации и реорганизации образования» (Н.Б. Крылова), как «условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся» (Т.Е. Веденеева). Воспитательные и развивающие возможности проектной деятельности отражены в работах С.А. Пилюгиной, В. Жуковского, Г. Най-денко, О.В. Федоскиной. Психология проектной деятельности школьников, формирование мотивационной сферы личности рассматриваются в работах В.Г. Леонтьева, Н.В. Матяш. Значительное внимание уделяется разработке критериев оценок качества выполнения проектов (М. Шнейдер) и формам их презентаций (Т.Е. Веденеева). Ряд статей посвящен творческому развитию учащихся в процессе проектной деятельности (В.Ю. Гребенщикова, Р.А. Фандо, Т.М. Михейкина). Совместно педагогическими и ученическими коллективами многих общеобразовательных школ и гимназий разработаны проекты в различных образовательных областях: естественнонаучной, технологической, в области иностранных языков. Однако научно-теоретических разработок художественных и исследовательских проектов в сфере образовательной области «Искусство» явно недостаточно.
В связи с этим поиск путей совершенствования системы урочной и внеурочной деятельности в духе современных тенденций, определяющих направления продуктивного обучения, и в соответствии с Федеральной программой развития образования позволил обозначить проблему нашего исследования: востребованность проектной деятельности и неразработанность способов ее организации в музыкально-педагогической практике школы — потребность ученика в художественно-творческой самореализации и невозможность ее осуществления в результате традиционно сложившихся репродуктивных форм и методов обучения. Пути разрешения данного противоречия в контексте целостной стратегии модернизации современного образования определили актуальность темы исследования: «Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся».
Объект исследования: музыкальное образование школьников.
Предмет исследования: творческое развитие учащихся разных возрастных групп в процессе совместной музыкально-проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально проверить способы и формы организации музыкально-проектной деятельности, ориентированной на творческое развитие учащихся начальной, основной и старшей школы.
Гипотеза исследования. Творческое развитие учащихся в условиях музыкально-проектной деятельности будет более эффективным, если:
1) будут разработаны стратегия, принципы и формы организации разных типов проектов, учитывающих жанровые и стилистические особенности музыкального искусства в единстве с психологическими возможностями учащихся разного возраста;
2) индивидуальная и коллективная работа учащихся будет осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: музыкально-художественном и учебно-исследовательском;
3) практическая деятельность школьников в единстве урочных и внеурочных форм музыкальных занятий будет опираться на традиции школы и региона.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
• . раскрыть сущность проектной деятельности и ее педагогические возможности для творческого развития учащихся;
• разработать принципы организации музыкально-проектной деятельности и определить пути ее осуществления;
• экспериментально проверить эффективность творческого развития учащихся в процессе музыкально-проектной деятельности. Методологической основой исследования являются: философскоэстетические взгляды на проблему творчества и творческой деятельности; метод проектов (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др.) и современная теория планирования и организации проектной деятельности (A.M. Новиков, Д.А. Новиков и др.); идеи гуманного личностно-ориентированного подхода к обучению; современные концепции художественного образования школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы; наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта, анкетирование и тестирование педагогов и учащихся, беседа, педагогический эксперимент, метод творческих заданий, качественный и статистический анализ полученных результатов.
Научная новизна исследования. Впервые определена значимость музыкально-проектной деятельности как универсальной педагогической технологии, выступающей способом преодоления чрезмерной вербализации и формализации музыкально-педагогического процесса.
Выявлено содержательное наполнение интегрирующего начала всех уровней музыкально-проектной деятельности школьников: от учебно-воспитательного процесса на уроке музыки и сфере дополнительного образования до организации художественно-образовательного пространства школы.
Разработана стратегия, принципы и формы организации разных типов проектов, учитывающих жанровые и стилистические особенности музыкального искусства в единстве с психологическими возможностями учащихся разного возраста.
Теоретическая значимость исследования.
- Определены теоретические основания музыкально-проектной деятельности, последовательность ее этапов, обеспечивающих взаимопроникновение музыкально-художественной и учебно-исследовательской деятельности: возникновение идеи (интеллектуальная и творческая готовность к воплощению замысла), обозначение темы (формулирование проблемы проекта, интуитивное его проектирование), практическая подготовка (воплощение замысла), предварительный показ (предзащита проекта), презентация (публичное предъявление проекта), рефлексия (анализ проделанной работы).
- Разработаны следующие принципы организации и осуществления совместной творческой деятельности коллектива педагогов и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса: принцип традиций и новаторства, направленный на поддержание и создание новых культурных традиций края, области, школы; принцип преемственности и интеграции, ориентирующий на передачу опыта творческой деятельности в разновозрастном коллективе учащихся во взаимодействии различных видов искусства, гуманитарных и естественнонаучных предметных областях как основного, так и дополнительного образования; принцип взаимопроникновения художественного и исследовательского творчества, обеспечивающий гармоничное развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер учащихся в процессе музыкально-проектной деятельности; принцип сотрудничества и сотворчества, способствующий достижению общей цели благодаря совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей; принцип самовыражения и самореализации, позволяющий школьникам в полной мере проявить свои творческие способности; принцип совместного коллективного творчества и самостоятельной индивидуальной деятельности учащихся, отвечающий технологиям уровневой дифференциации и творческих «мастерских» и дающий возможность каждому участнику почувствовать свою значимость в совместном проекте.
- Выдвинуты и обоснованы критерии творческого развития учащихся в проектной деятельности, среди которых наиболее значимы: наличие интереса (к музыкально-проектной деятельности, замыслу проекта и способам его художественного и научного воплощения), творческая активность (стремление к самовыражению и самореализации, совершенствованию характера, готовность к волевому напряжению для достижения результата), потребность в самообразовании (стремление к расширению кругозора, приобщению к ценностям культуры, поиск источников информации, умение пользоваться информационными технологиями), коммуникативность (умение общаться в разных коллективах) и самооценка (объективность в оценке собственных действий).
Практическая значимость исследования.
В соответствии с психологическими возможностями учащихся разного возраста разработаны различные формы (коллективные, групповые и индивидуальные) и типы музыкально-проектной деятельности (музыкально-художественные и учебно-исследовательские проекты); рекомендации по организации музыкально-проектной деятельности, направленные на творческое развитие учащихся.
Данные рекомендации могут быть использованы педагогами на урочных и внеурочных занятиях и послужат повышению качества и эффективности преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях разного типа, как в системе общего, так и дополнительного образования. Разработанный курс лекций «Новые технологии в музыкальном образовании» для учителей музыки может применяться в системе повышения квалификации, в подготовке учителя музыки на музыкально-педагогических факультетах в средних и высших учебных заведениях в курсе «Методика музыкального образования».
Достоверность исследования обеспечена подробным анализом имеющихся теоретических источников, применением адекватных методов исследования, проведением опытно-экспериментальной работы, качественным и количественным анализом полученного материала, включая педагогическую практику.
Этапы исследования.
I этап (1996-1998 гг.) носил поисковый характер. В эти годы велась работа по отбору философского, психолого-педагогического и научно-методического материала по проблеме исследования. На этой основе была сформулирована гипотеза исследования, намечены цель, задачи и пути их решения. Параллельно осуществлялась практическая деятельность по разработке и апробации компонентов методической системы.
На II этапе (1998-2001 гг.) были разработаны основные теоретические положения музыкально-проектной деятельности, осуществлен педагогический эксперимент, проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на коррекцию разработанной методической системы.
На III этапе (2002-2005 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа: теоретические разработки музыкально-проектной деятельности были введены в структуру и организацию общеобразовательного процесса. Осуществлены систематизация, обобщение и литературная обработка результатов исследования.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись в практической работе автора; в выступлениях на заседаниях кафедры художественно-эстетического направления гимназии № 11 и районного и городского методических объединений преподавателей музыки г.Перми; областной конференции «Музыкальное воспитание и образование учащихся в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» (Пермь, 2001); на международной молодежной научно-практической конференции «Родовое сознание и духовное предпринимательство» (Пермь, 2002), а также в курсе лекций «Новые технологии в музыкальном образовании», апробированном в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Музыкально-проектная деятельность является универсальной педагогической технологией, которая объединяя базовое и дополнительное образование, урочные и внеурочные формы работы, усиливает интегративные тенденции музыкально-педагогического процесса в школьном образовании, способствует преодолению его чрезмерной вербализации, формализации и тем самым вносит новый импульс в развитие системы музыкального образования учащихся.
2. Действие принципов традиций и новаторства, преемственности и интеграции, взаимопроникновения художественного и исследовательского творчества учащихся охватывает наиболее существенные стороны организации разных форм и типов музыкальных проектов, объединяя педагогический и ученический коллективы в культурно-образовательном пространстве школы. Опора на эти принципы позволяет сохранять и приумножать традиции своего края, образовательного учреждения и в целом гармонизует процесс и результат творческого развития учащихся.
3. Критериями творческого развития учащихся, разработанными в исследовании с учетом специфики музыкально-проектной деятельности, выступают: интерес к музыкально-проектной деятельности, творческая активность, потребность в самообразовании, коммуникативность и самооценка.
Данные критерии становятся основанием для организации музыкально-проектной деятельности и оценки ее результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования. Государственные образовательные учреждения: общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением английского языка и гимназия № 11 им. С.П. Дягилева г.Перми. Разными формами исследования было охвачено 230 учащихся с III по XI классы и 38 преподавателей разных учебных дисциплин.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Заключение.
- Проектная деятельность является универсальной педагогической технологией, вбирающей в себя ведущие идеи гуманного личностно-ориентированного подхода к обучению. Метод проектов, реализующийся в музыкально-проектной деятельности, - действенное средство музыкально-творческого развития учащихся.
- Музыкально-проектная деятельность как фундаментальная дидактическая категория многофункциональна и усиливает интегративные тенденции, охватывая все уровни музыкального образования школьников - от учебно-воспитательного процесса на уроке музыки до организации художественно-образовательного пространства школы; является фактором преодоления негативных тенденций в музыкально-педагогическом процессе (его чрезмерной вербализации, формализации); гармонизует процесс и результат творческого развития учащихся.
- Выдвинутая в исследовании система принципов музыкально-проектной деятельности: традиций и новаторства, преемственности и интеграции, взаимопроникновения художественного и исследовательского творчества, сотрудничества и сотворчества, самовыражения и самореализации - создает реальные предпосылки для ее полноценного осуществления.
- Теоретическое обоснование последовательности этапов проектной деятельности позволит не только педагогу-музыканту, но и другим учителям-предметникам определить содержание совместного творческого процесса на каждой стадии: от рождения замысла проекта, обозначения его темы и идеи — через процесс подготовки художественного события, предварительную защиту проекта - до его публичного предъявления и рефлексии.
- В процессе экспериментального исследования выявлена эффективность различных типов (музыкально-художественный, учебно-исследовательский проекты и их взаимодействие) и форм музыкально-проектной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные) в зависимости от многообразия видов, жанров музыкального искусства и психологических особенностей школьников разных возрастов.
- Разработанная в исследовании стратегия приобщения учащихся разных возрастных групп к музыкально-проектной деятельности способствует организации жизнедеятельности коллектива школы, активно формирует общее культурно-образовательное пространство учебного заведения в контексте традиций школы и особенностей региона. т< Ф
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шевцова, Татьяна Владимировна, Москва
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., 2003. - 224 с.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Щукиной Г.И. М., 1984. - 176 с.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2001.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990.-560 с.
5. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике.-М.,1996.-494с.
6. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М., 1984. - 111 с.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л., 1973.- 144 с.
8. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1983. - 608 с.
9. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. -335 с.
10. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Минск, 2001. - 301 с.
11. Большая советская энциклопедия. Изд. 2-е, т.42, с.54
12. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985. - 141 с.
13. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Изд-во Московский университет, 2000. - 47 с.
14. Веденеева Т.Е. Проектная технология как условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся // Дидакт. 2003. - Методика. - №3. — С.50-55
15. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988. - 336 с.
16. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977. - 159 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. - 479 с.
18. Выготский Л.С. Психология искусства. Издание 2-е, М., 1968—576с.
19. Гегель Г.Ф. Эстетика. М., 1971. - Т.З. - С.288-296.
20. Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 -1917. — Л., 1975.-368 с.
21. Головко О.Н. Научно-практическая деятельность школьников // Народное образование. -№3 /2003. — С. 248 250.
22. Гребенщикова В.Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности: Автореферат дис. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2003. - 22 с.
23. Григорьев С.Л. Балет Дягилева. М., 1993. - 384 с.
24. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. №6 /1995. - С.42.
25. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 541 с.
26. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М., 1976. - 175 с.
27. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. — М., 1968.-285с.
28. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957. - 518 с.
29. Демин М.В. Проблема деятельности теории личности. М., 1977.-240с.
30. Диалектика и теория творчества / Под ред. Гольдентрихта С.С. и Коршунова A.M. М., 1987. - 198 с. „
31. Долгодворова Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере: Автореферат дис. канд. пед. наук. — Омск. 2000. — 21 с.
32. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М., 1984. - 80 с.
33. Дусавицкий А.К. Формула интересов. М., 1989. - 172 с.
34. Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1924. - 175 с.
35. Жуковский В. Проектная деятельность как средство развития воспитательного процесса// Воспитание школьников.- 2001. №7. - С.2-5
36. Егоров А.Г. Искусство и общественная жизнь. М., 1959. 409 с.
37. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001. - 208 с.
38. Здравосмыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. -Л., 1964.-74 с.
39. Ильина Т.А. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. 1976. - №2.
40. История педагогики. Пособие для пед.институтов. Под ред. Н.А.Константинова (и др.). М., 1955. - 588 с.
41. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке.-М., 1986.-31 с.
42. Каган М.С. Музыка в мире искусств. Санкт-Петербург, 1996. - 231 с.
43. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.,. 1974. - 328 с.
44. Каган М.С. Советская музыка. 1987. - №1. - С.26-38.
45. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. Л., 1926. - 88 с.
46. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.
47. Кирнарская Л.Д. Музыкальные способности. М., 2004. - 496 с.
48. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989. -225 с.
49. Корнетов Г. Метод Монтессори // Частная школа. 1995. - №4.
50. Красильников И.М. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования // Искусство в школе. 2000. - № 2. - С.3-7.
51. Краткая литературная энциклопедия. Т.4. М., 1967. - С.229.
52. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. - 269 с.
53. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование. М., 2005,-№2.-С.113-121
54. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995. - №2.
55. Кузнецов B.C. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе. Автореферат дис. канд. пед.наук. М., 1996.-25 с.
56. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде общеобразовательного учреждения. Самара, 2001. - 102 с.
57. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т.29, с. 194.
58. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. - 304 с.
59. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.
60. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. - №2.
61. Лифарь С.М. Дягилев и с Дягилевым. Париж, 1939. - 499 с.
62. Лифарь С.М. С Дягилевым. Санкт-Петербург, 1994. - 224с.
63. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976. - 144 с.
64. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988-192с.
65. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956. 689 с.
66. Матяш Н.В. Творческая проектная деятельность как средство развития, обучения и воспитания учащихся в технологическом образовании // Предпринимательство и занятость юных. М., 2000. - С. 19 - 22
67. Матяш Н.В. Подготовка будущих учителей технологии к обучению школьников проектной деятельности. Брянск., 2000. - 120 с.
68. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореферат дис. д-ра психол. наук. М., 2002. - 52 с.
69. Мезенева О.В., Учайкина И.Р. Проектирование в процессе обучения (методическое пособие для руководства школ). Самара, 2001. - 29 с.
70. Мелик Пашаев А.А. Мир художника. - М., 2000. - 271 с.
71. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.-318 с.
72. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М., «Академия», 2002. - 272с.
73. Морозов М.Н. Творческая активность сознания (методологический анализ естественнонаучных аспектов). Киев, 1976. - 182 с.
74. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л.В.Школяр. -М., 2001.-232 с.
75. Найденко Г. Проектно-техническая деятельность молодежи как средство воспитания // Народное образование. М., 2004. - №6.-С.116-122
76. Натев А. Искусство и общество. М., 1966. - 320 с.
77. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 4-еизд.-М., 1982.-С. 184-218.
78. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967. - 310 с.
79. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М., 1987. -С.13-23.
80. Немов Р.С. Психология. Кн. 1.: Общие основы психологии. М., 1994.-572 с.
81. Нестьев И.В. Дягилев и музыкальный театр XX века. М., 1994. -224с.
82. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1991.- 158 с.
83. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Ред. Е.С.Полат. М., 1999. -223 с.
84. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей. М., 1995. -20с.
85. Обухов А. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2002. - №2. -С.129.
86. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972г.-152с.
87. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2005.- 112 с.
88. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. -Спб., 1995.
89. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности // Школьные технологии. 2002. - №2. — С. 196199
90. Пищев С.Г. Художественно-проектная деятельность студентов педвуtзов в условиях дизайн-групп: Автореферат канд.пед.наук. Новосибирск,2000.- 19 с.
91. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976-280с.
92. Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2002.
93. Проблемы научного творчества в современной психологии. Под ред. Ярошевского М.Г. -М., 1971.-334 с.
94. Психологическая диагностика. Учебное пособие. Москва-Воронеж,2001.-368 с.
95. А.С.Пушкин. Полн. собр. соч. в 10 т-х. Т.7. М., 1958.
96. Равкин З.И. Н.К.Крупская о совершенствовании методов и организационных форм обучения // Народное образование. 1983. -№1.
97. Равкин З.И. Метод проектов // Российская педагогическая энциклопедия//.-М., 1993.-670 с.
98. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. - 596 с.
99. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1946 — 704с.
100. Савелова С.Б. Проектирование / Новейший философский словарь / Сост. Грицанов А.А. М., 1998. - 877 с.
101. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. М., 1996.
102. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, 1990.
103. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. -255 с.
104. Селезнев A.M. Место творчества в системе «Наука — техника производство» // Диалектика и теория творчества. - М., 1987.
105. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. — Л., 1982.- 143 с.
106. Семенова Н.В. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к обучению школьников творческой проектной деятельности: Автореферат канд. пед наук. Брянск, 2000. - 21 с.
107. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х т. / Сост. И.Зильберштейн, В.Самков. М., 1982.
108. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность. Практическое пособие для работников образовательных учреждений. М., 2004. — 80 с.
109. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников. Брянск: Издательство БГПУ, 1999. — 230 с.
110. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии. Брянск, 2001. - 394 с.
111. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М., 1982. - 319 с.
112. Соколова-Набойченко О.Н. Музыкальный театр в школе // Искусство в школе. М., 2003. - №3. - С.90-93.
113. Соловейчик C.JI. Педагогика для всех. М., 1987. - 365 с.
114. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. Л., 1983. С.72-92.
115. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М., 2001.
116. Теоретические основы процесса обучения в современной школе / Ред. И.Я.Лернера, В.В.Краевского. М., 1989. - 316 с.
117. Технология. Проектная деятельность как основа творческого развития школьников и их профессионального самоопределения / Сост. Т.М.Михейкина. СПб.: СПбАППО, 2004. - 81 с.
118. Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. - 191 с.
119. Тыркова В. Анна Павловна Философова и ее время. Пг., 1915.
120. Фандо Р.А. Возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся // Естествознание в школе. М., 2005. -№4. - С.44-49
121. Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа плюс до и после. -М. №11. - С.53-56
122. Формирование мотивационной сферы личности: сб. науч. тр. / Ред. В.Г.Леонтьева. Новосибирск: НГПУ, 4.2. - 2003. - 236 с.
123. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.-М., 1988.-С. 10-13.
124. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М., 1984. - 176 с.
125. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975.-200 с.
126. Шевкин B.C. Педагогика Дьюи на службе современной американской реакции. М., 1952. - 144 с.
127. Шнейдер М. Оценка качества проектной деятельности учащихся // Лицейское и гимназическое образование.-М., Новокузнецк, 2002.-С.5-13
128. Шопенгауэр А. Антология мировой философии: В 4 Т. М., 1971. -Т.З. - С.691-693
129. Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Л., 1985.
130. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.-209 с.
131. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., 1974.-64 с.
132. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. - 95 с.
133. Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты. М., 2002.
134. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. -М., 1974.- 128 с.