автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов
- Автор научной работы
- Денисенко, Виктор Иванович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Краснодар
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Денисенко, Виктор Иванович, 1984 год
ВВЕДЕШ4Е.
Глава I. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ и живописи
РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ.
§1. Из истории организации художественного образования рабочей молодежи.
§2. Анализ состояния подготовительного обучения рисунку и живописи в настоящее время.
§3» Трудности обучения и основные ошибки в рисунках и живописи, допускаемые учащимися п/о ХГу в начальной стадии
Глава 2. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РИСУНКА И ЖИВОПИСИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ ХУДОШСОВЕННО-ГРАФИ
ЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДВУЗА.
§1. Методологические и психолого-педагогические основы обучения изобразительной деятельности взрослого человека.
§2. Основополагающие принципы, содержание и методы обучения изобразительной грамоте на подготовительном отделении.
§3. Активизация самостоятельной домашней работы -резерв повышения качества усвоения основ изобразительной деятельности учащихся подготовительных отделений ХГФ.
§4. Экспериментальное апробирование разработанной системы обучения рисунку и живописи./Особенности, основные этапы и результаты серии созидательных экспериментов, проведенных автором исследования
Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов педвузов"
В пашем обществе „ обществе развитого социализма, создаются всё более благоприятные условия для всестороннего гармоничного развития советских люден, ото соответствует Програпле КПСС, решениям ХХУ1 съезда и последующи: пленумов ЦК КПСС. Всё более возрастающая роль в совершенствовании хуцопествэшюго образования и формировании эстетической культуры народа отводится общеобразовательной школе и художественно-педагогическим учебным заведениям страны.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, одобренная на апрельском (1984г.) Пленуме ЦК КПСС предполагает качественно новый подход ко всей системе художественного образования р в том числе и в части подготовки молодел: художественно--педагогическпх кадров.
Постоянная забота партии и правительства о предоставлении возможности эстетического развития и воспитания работающей молодежи г проявляется в расширении различии: форм обучения основам изобразительного искусства. Новым подтверждением этой заботы явилось создание в начале 70-х годов при большинстве художественно-графических факультетов пединститутовР а яакпе в Кубанском и Удмурдском университетах подготовительных отделений (рабфаков), цель которых - дальнейшее повышение уровня специальной и общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, и создание им условий для поступления в высшие учебные заведения /9, с. 252/.
Организация подготовительных отделений при художественно--графпческпх факультетах (п/о ХГ<1>) преследует решение большой социальной задачи, заключающейся в подготовке будущих художников-педагогов из представителей рабочего классаг колхозников, демобилизованных пз рядов Советской Армии. Как показывает практика „ при хорошо организованном учебно-воспитательном процессе9 вьшускники ц/о» зачисленные в состав студентов ВУЗа, становятся цементирующей силой в студонческих коллективах. Подавляющее большинство бывших "рабфаковцев" назначается старостами, избирается комсомольскими и профсоюзными организаторами. сто обусловлено темг что по сравнению со студентами, пришедшими в ВУЗ со школьной скамьиt они имеют определенный жизненный опыт, работали в производственных коллективах, и что немаловажно, прошли подготовительный курсг т„ев получили систематизированную специальную п общеобразовательную подготовку.
Проблема подготовительного художественного образования взрослее впервые стала во всей своей сложности после Великой Октябрьской социалистической революции и наиболее наглядно проявилась в деятельности рабочих факультетов художественных учебных заведений Москвы и Ленинграда. В решение этой проблемы,, как одного из важных разделов художественного образования внесли неоценимый вклад выдающиеся художники-педагоги Н.Н.Волков, Л.А. Дейнека, Б.В.Иогансон9 Д.Н.Кардовский, П.Я.Павлпнов, К.у.Юон, В.НвЯковлов. В их теоретических трудах, учебных пособиях и статьях не только последовательно отстаивался реалистический натурный метод преподавания основ изобразительного искусства, но и были разработаны принципиальные положения, ставшие фундаментом советской художественной школы,.
Вопросам развития теории и мэтодики художественного образования в средней школе, педагогических учебных заведениях уделяется постоянное внимание ведущими учеными-методистами и теоретикаш изобразительного искусства В.С.Кузиным, Н.Н.Ростовцевым, Е.В.Шороховым, Г.В.Бедой. Значительный вклад в развитие методики преподавания изобразительного искусства внесли такие худож-пики-педагогп как А.С.Пучков, А.М.Серов, Г. Б.Смирнов, А.В.Три-селевр К.И.Финогэнов и другие.
Настошгазые поиски, направленные на дальнейшее совершенствование методики обучения рисунку и глвописи на художественно-графических факультетах педвузов ведут А.Т.Антонов, ГО.Г.Бедпа-нов, А.А.Васильев, Л.Г.Медведев, А.С.Рындин, А.Е.Терентьев, А.П.Яиухин. Отдельные стороны начального обучения основам изобразительной деятельности студентов младших курсов ХГ© нашли свое отражение в диссертационных работах Э.Н.Беды /39/, В.П.Зин-ченко /85/, Ю.И.Найда /134/, Л.И.Рындиной /170/.
За более чем десятилетни!'! период существования подготовительных отделенииг накоплен определенный опыт педагогической работы. По большинству общеобразовательных предметов, изучаемых учащшлися на подготовительных отделениях, опубликовано достаточное количество учебно-методических пособий, защищены перше диссертационные исследования /Г.Е.Крылова, Т.Лутфуллаева, П.Махмудов/. Что же касается организации обучения рисунку и глвописи на подготовительных отделению: ХГу педвузов, то до настоящего времени нет научно-методического обоснования как содержания процесса обучения, так и методов, направляемых на реализацию этого содержания.
Проблема научно-методического обоснования подготовительного обучения основам изобразительной грамоты приобретает особое значение в свете проводящейся Реформы общеобразовательной и профессиональной школы, направленной на коренное совершенствование отбора в художественно-педагогические учебные заведения.
Значительную роль в этом долпны сыграть подготовительные отделения ХГу педвузов.
Таким образом, назревшее противоречие мезду имеющейся сетью подготовительных отделений и курсов при IX© педвузов и от -сутствием научно-обоснованной системы обучения рисунку и хшво-ппси на них, обусловило актуальность данного исследования.
Проблема подготовительного пропедевтического обучения рисунку и живописи для поступающих на .художественно-графический факультет педвуза, определила цель исследования: научно-методическое обоснование и экспериментальное апробирование в ходе серии созидательных экспериментов системы обучения основам изобразительной грамоты учащихся п/о ХГФ и выделение методических рекомендаций, способствующих совершенствованию учебно-восплта -тельного процесса.
Объектом исследования является процесс подготовительного обучения основам изобразительной деятельности на п/о ХГФ педвуза, а предметом исследования - содержание и методы обучения, позволяющие обспечить достаточно высокий уровень подготовки по рисунку и глвописи выпускников п/о ЕХФ.
Сравнительный анализ постановки обучения спецдисциплинам на ряде п/о ХШ> пединститутов страны, самостоятельный научный поиск наиболее эффективной системы обучения основам изобразительной деятельности в 1977-80 гг., дали нам большой теорети ческий и Фактический материал для последующей экспериментальной работы, проведенной в 1980-84 гг.
На большинстве подготовительных отделений и курсов ХГФ организация учебной работы по рисунку и ходвописи предусматривает своей конечной целью успешную сдачу выпускных экзаменов по спецдисциплинам. Поскольку подобная ориентация не способствует дальнейшей адаптации выпускников п/о к вузовской системе обучения, мы признали необходимым в качестве конечной цели избрать подготовку учащихся п/о к успешному усвоению программы спеппнснипшш йакультета.
Подобное целеположение и накопленный в результате педагогической деятельности исследовательский материал позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования: качество специальной подготовки учащихся подготовительных отделений художественно-графических факультетов педвузов зависит от содержания и методов обучения, основанных на общедидактических методах. Специально разработанное содержание с учетом специфики учебного процесса на п/о ХГ£> предполагает оптимальное соответствие краткосрочных и длительных учебных упражнений, введение лекций-бесед по отдельным разделам теории изобразительной грамоты, активизацию планируемой домашней работы учащихся с несложными композиционными заданиями.
В соответствии с поставленной целью исследования и рабочей гипотезой, были определены следующие задачи:
1.Изучить историю создания пропедевтического обучения основам изобразительной деятельности рабочей молодежи, обратив особое внимание на деятельность рабфаков при ВХУТЕМСе-ВХУТЕИНе и Академии Художеств (I92I-I940), а также проанлизпровать различные формы обучения основам рисунка и живописи рабочей молодежи в настоящее время.
2.Выделить типичные ошибки в рисунке и живописи, допускаемые учащимися в начальной стадии обучения, определить основополагающие принципы организации учебно-воспитательного процесса по данным дисциплинам и определить содержание программы (систему заданий и упражнений). а такие последовательность применения методов обучения, для реализации этой программы.
З.Провести на п/о (ШТ Кубанского государственного университета серию созидательных экспериментов с целью изучения эффективности разработанной системы обучения и разработать методические рекомендации» направленные на совершенствование подготовки учащихся к успешному усвоению программ рисунка, iш-вописи и композиции Ш) педвуза.
Для решения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:
1.Аналитический метод, включающий в себя: а/ изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, вооружающих исследователей передовым диалектико-материалистическим методом научного поиска; б/ изучение документов партии и правительства по вопросам народного образования и художественного воспитания молодежи; в/ изучение и анализ пспхолого-педагогпческой литературы, посвященной вопросам организации обучения взрослого человека, восприятия формы, цвета предметов; г/ изучение и анализ литературы по проблемам истории, теории и методики обучения основа!л изобразительной грамоты.
2. Метод обобщения данных: по проблеме, направленный на: а/ изучение, анализ и обобщение опыта организации погото-вительного обучения рисунку и живописи рабочей молодежи в нашей стране, а также архивных материалов по этой проблеме; б/ изучение и анализ учебных рисунков, этюдов, компози -цпонных заданий, выполненных учащимися подготовительных отделений ХГФ педвузов; в/ поиск оптимального содержания и выделение необходимых методов обучения основам изобразительной грамоты на п/о ХЮ.
3«, Спстешо-структурнын мотод» позволяющий связать во едино псновные элементы обучения основам рисунка п живописи на ц/о ХГу (цель, задачи? содерг.апие9 методы и твд„) п показать их структурное взаимодействие.
4 „ Эксперпмэтальный метод„ выразившийся в серии созидательных экспериментов по апробированию системы обучения основам изобразительной грамоты на п/о ХРу.
Научная новизна исследования:
1„Впервые подвергнуты анализу содержание п методы обучения основам изобразительной грамоты на рабочих факультетах ЕХУТБЖСа-ВХТТЕИНа, Ленинградского института пролетарского изобразительного искусства и Академии Художествv ставник прообразами современных подготовительных отделений ХГу> педвузов.
2.Дано научно-методическое обоснование системы подготовительного обучения основам изобразительной грамоты, способствовавшее разработке и апробировании (1980-1983 гг.) програм-1.ты обучепия основам рисунка и живописи на п/о <1>ХТТ Кубанского государственного университетаs с обоснованием последова -тельностп применения современных общедидактических методов при обучении изобразительной грамоте.
3. Доказана целесообразность введения обБорных лекций-бесед по теории изобразительной грамоты и учебно-творческих заданий (композиции) в системе планируемой домашней работы на п/о 23М>»
4.Разработаны научно-обоснованные методические рекомендации по организации подготовительного обучения, как структурного подразделения высшего учебного заведения.
Проведенное исследование связано с основной темой кафедры живописи щХТГ Кубанского государственного университета
Вопросы теории-и методики преподавания художественно-графических дисциплин" (государственный регистрационный J776059I25).
Практическая значимость результатов исследования определяется: а/ выделением особенностей и трудностей процесса подготовительного обучения основам рисунка и живописи, учет которых способствует эффективностп учебно-воспитательной работы; б/ классификацией основных ошибок, допускаег.нх начинающими художникаш в процессе обучения основам изобразительной деятельности, с указанием причин их появления и путей устранения; в/ созданием научно-обоснованной системы подготовительного обучения рисунку и живописи, соответствующей по содержанию и методам цели подготовки к дальнейшему успешному обучению спецдисциплннаг.т на факультете.
Данная система и программа может быть использована на подготовительных курсах лПу педвузов, педагогических п художественных училищ, в вечерних классах общего художественного образования рабочей молодежи при ДХШ, а также студиях по подготовке в вузы и средние специальные учебные заведения.
Апррбаппя^работн. Результаты выполненного исследования докладывались на заседания}: педагогического совета п/о, кафедр живописи и графики <!>ХТГ Кубанского госунпверситета, кафедры рисунка 1.1ШИ им. В.И.Ленина.
В 1983 и 1984 гг. основные положения исследования были изложены на краевых семинарах преподавателей ДХШ, студий изобразительного искусства, а таксе учителей рисования средних школ, организованных краевым управлением культуры и институтом усовершенствования учителей.
Внедрение результатов исследования.
1. В практику работы п/о и курсов <1>ХТГ Кубанского гос -университета и ряда п/о и курсов педвузов страны, посредством применения разосланной на все факультеты программы обучения и методических рекомендации, разработанных автором исследования.
2. В практику работы вечорнпх классов общего художественного образования при нескольких ДШ Краснодарского края п изостудий, занимающихся подготовкой работающей молодежи к поступлению в художественно-педагогические учебные заведения.
На защиту выносятся следующие положения:
Традиционно сложившаяся организация обучения основам изобразительной грамоты на п/о ГО) не имеет разработанного на-учно-методпческого обсновэнпя как в части содержания, так и методов обучения, применяемых для её реализации.
2.Традиционная организация процесса обучения на большинстве п/о ХГС> нацелена только на подготовку к поступлению в ВУЗ и не способствует дальнейшему успешному усвоению спецдпсцип-лин факультета.
Р.Разработанная нами система обучения основам изобразительной грамоты на п/о ХГу, включающая в себя: а/ ведущие принципы организации подготовительного обучения основам изобразительной деятельности взрослого человека; б/ оптимальный выбор содержания начальной стадии обучения, основу которых составляют краткосрочные упражнения; в/ структуру использования методов обучения, предполагающих постепенное, поэлементное введение учебно-творческих задач - ставит в качестве основной цели подготовку учащихся к успешному усвоению программ спецдисцпшшн факультета.
Основным критерием Ейтоективности разработанной спстеш обучения является успеваемость по спеццисциплинам выпускников п/о ХГй? на факультете« Экспериментальная работа и отсточен-ный контроль (cm.cJ33-I35 нашей работы) показывают, что выдвинутая гипотеза получает объективное подтверждение и дает нам право сделать вывод о достаточно высокой еффективности разработанной системы обучения на п/о ХГу и возможности примения её в других формах начального художественного образования (подкур-сы ХГ5>г вечерние классы для работающей молодежи при ДХП1, студии).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Основные выводы сводятся к следующим:
I/деятельность рабочих факультетов при художественных вузах Москвы и Ленинграда / 1920-40 гг./ наряду с серьезными недостатками имеет большой положительный опыт, который может использоваться в организацшш обучения рисушсу и живописи на п/о ХГФ педвуза;
2/ традиционная постановка организации обучения основам изобразительной деятельности на большинстве п/о ХГФ требует коренного улучшения в свете требований, предъявляемых проводпмой ныне Реформой общеобразовательной и профессиональной школы;
3/ содержание обучения основам изобразительной грамоты на п/о ХГу должно включать рисунок / являющийся, как известно, основой изобразительного искусства/ и живопись, причем в качестве преобладающих должны выступать в начальной стадии краткосрочные упражнения, способствующие развитию глазомера, верного перспективного и конструктивного построения предметов изображения;
4/ в содержание обучения основам изобразительной грамоты на п/о ХГФ необходимо включать такую форму обучения как лекция-беседа по разделам теории рисунка и живописи и планируемую работу работу с несложными композиционными заданиями;
5/ для реализации вышеизложенного содержания необходима система методов обучения / информационно-рецептивный, репродуктпвный, проблемного изложения, исследовательский, эвристический/ с разработанной последовательностью их применения;
6/ система обучения рисунку и живописи, основной целью которой является подготовка учащихся к успешному усвоению спеццис-цишшн ХГФ способствует подготовке высококвалифицированных: художественно-педагогических кадров для советской школы.
Из методических рекомендаций, позволяющих целенаправленно руководить процессом обучения на п/о Ш?, вцделим нижеследующие:
1. Содержание обучения основам рисунка и живописи на п/о ХГФ не долг,но быть ориентировано лишь на выпускной экзамен, поэтому наряду с выполнением упражнений, готовящих к нему, следует активно дополнять программу более сложными заданиями /рисунок гипсовой головы, живопись акварельного натюрморта, композиционные задания в планируемой домашней работе/. Причем упражнения первого семестра направляются в основном на усвоение теоретических знаний в процессе формирования умений и навыков быстрого и верного рисования от простых геометрических тел до несложного натюрморта. Бо втором семестре эти знания, умения и навыки закрепляются и начинают вводиться учебно-творческие задания, способствующие активизации потенциальных возможностей, заложенных в каждом учащемся.
2. Установлено, что основными методами обучения в начале обучения изобразительной грамоте на п/о ХГФ являются: информацион но-рецептивный и репродуктивный метода, которые также применяются на протяжении всего времени обучения. По мере усвоения элементарных умений и навыков изобразительной грамоты начинают вводиться метод проблемных упражнений, исследовательский и эвристический методы обучения, которые предполагают развитие самостоятельности, активности учащихся, внесение элементов творческого подхода как к аудиторным, так и к домашним заданиям. Исследовательский метод в виду его сложности мы считаем необходимым применять в конце учебного года в сочетании с эвристическим методом при выполнении композиционных заданий в самостоятельной домашней работе.
3. Для обеспечения необходимой взаимосвязи учебных предметов, приемственности методических установок как в аудиторной, так и планируемой самостоятельной домашней работе, преподавание рисунка и живописи на подготовительном отделении ХГФ должен вести один педагог.
4. Все более возрастающие требования к поступающим на ХГФ педвузов выдвигают задачу формирования творчески мыслящего выпускника подготовительного отделения, .для которого занятие изобразительной деятельностью является внутренней потребностью. Это обстоятельство требует значительной активизации самостоятельной домашней работы, которая долина включать наряду с упражнения по рисунку и живописи, композиционные задания. Домашняя работа должна планироваться с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося, обязательно корректироваться и контролироваться.
5. Для повышения мотивации процесса обучения необходимо проводить посеместровые про сг,то три учебных работ с приглашением преподавателей кафедр рисунка и живописи, а также выставки учебно-творческих работ на подготовительном отделении в конце учебного года.
6. Исходя из принципа воспитывающего обучения, преподавателю основ изобразительной грамоты необходимо брать на себя кураторство над учебной группой, что позволяет привлекать учащихся к общественной работе как на подготовительном отделении /выпуск стенной печати, оформление вечеров, участие в различных политических и культурно-массовых мероприятиях/,так и на факультете /встречи с руководством, ведущими педагогами, бывшими рабфаковцами, ставшими студентами Факультета, знакомство с учебным процессом и т.д./
Предложенная автором система обучения основам изобразительно!]: деятельности, успешно апробированная на подготовительном отделении факультета художественно-технической графики Кубанского госуниверситета, может применяться в процессе обучения рисунку и живописи на подготовительных отделениях и курсах художественно-графических факультетов и художественных училищ, в вечерних классах общего художественного образования при детских художественных школах, а также при самостоятельной подготовке начинающих художников для поступления в худопественно-педагогпческие учебные заведения. Об этом говорят положительные отзывы, полученные с отдельных ХГФ педвузов, ДХ111 Краснодарского края.
Проведенное нами научное исследование не претендует на полный охват всех проблем обучения основам рисунка и живописи, а представляет собой первый опыт системного изучения и научно-методического обоснования обучения изобразительной грамоте на подготовительном отделении ХГ<1> пединститута.
Заключение
Проводимая в настоящее время реформа средней общеобразовательной и профессионально-технической школы требует кардинального улучшения всей системы подготовки педагогических кадров. Л это значит, что уже сейчас следует качественно улучшить организацию набора на первые курсы педагогических учебных заведений. Значительная роль в этом деле отводится подготовительным отделениям и курсам, призванным создавать условия для осуществления общеобразовательной и специальной подготовки абитуриентов, проф-орпнтацпонной работы, обращая внимание на подготовку будущих студентов к активному творческому усвоению общественно-политических, психолого-педагогпческих и специальных дисциплин на избранных факультетах.
Данное исследование, предпринятое по проблеме специальной подготовки учащихся подготовительных отделений художественно-графических факультетов педвузов не решает всего многообразия вопросов, а ставит своей целью выделение научно-методических основ обучения рисунку и живописи на этом уровне.
Научно-методические основы обучения изобразительной деятельности в начальной стадии строятся на методологической базе, которой является марксистско-ленинский диалектический метод познания. Краеугольным камнем его служит ленинская теория отражения. На этот незыблемый фундамент опираются советские психологические и педагогические науки. На основных законах и принципах марксистско-ленинский диалектики, психологии и дидактики строится вся система художественного образования на п/о ХГу педвузов.
Выделение в качестве объекта исследования процесса обучення рисунку и живописи на п/о ХГу. ставящего своей целью поступление п успешное обучение на ХГФ педвуза, потребовало четкого определения первоочередной проблемы. Зтой проблемой, а значит и предметом нашего псследованпя явилось научно-методическое обоснование содержания и методов обучения, являющихся основой любого учебного процесса.
Решение задач, поставленных в исследовании, привело к получению следующих наиболее значимых результатов: а/ разработана классификация основных ошибок, допускаемых в рисунке и живописи учащимися п/о ХГФ, которая позволяет зффек-тивно использовать методический прием наглядного обучения рисунку и живописи на работах с различными ошибками; б/ определено содержание обучения на п/о ХГФ, которое основано на органичной взаимосвязи рисунка и живописи, теории и практики, на сочетании различных форм обучения, в том числе и планируемой домашней работы с несложными композиционными заданиями; в/ доказана целесообразность преобладания в начальной стадии обучения основам рисунка и живописи краткосрочных учебных упражнений, причем длительные постановки завершают весь процесс усвоения умений и навыков изобразительной деятельности на п/о ХГш; г/ указана последовательность применения методов обучения, основанных на общедидактическпх методах и позволяющих осуществить постепенный переход учащихся от учебных к учебно-творческим заданиям; д/ разработана система обучения основам изобразительной деятельности на п/о ХГ<1>, в которой показано взапмодействпо всех, её элементов / цель, задачи, содержание, формы, методы, мотивы/.
Проведенное теоретическое исследование, поисковый, предварительный п серия созидательных экспериментов, проведенных в 1977 - 83 гг., не только подтверждают выдвинутую гипотезу исследования, но и позволяют наметить научно-методические основы обучения рисунку и живописи на подготовительном отделении ХШ> педвузов, выраженные в теоретических выводах и методических рекомендациях.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Денисенко, Виктор Иванович, Краснодар
1. Произведения классиков марксизма-ленинизма
2. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч.2, 551с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т. 4. с. 419-459.
4. З.Энгельс Ф. К жилищному вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 18, с. 203-227.
5. Ленин В.И. Как организовать соревнование. Полн. собр. соч., т. 35, с. 195-205.
6. Ленин В.И. Конспект книги Аристотеля "Метафизика". Полн. собр. соч., т. 29, с. 323-332.
7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, 525 с.
8. Ленин В.И. 0 приеме в высшие учебные заведения РСФСР. Проект Постановления Совета народных комиссаров. Полн. собр. соч., т. 37, с. 34.
9. Ленин В.И. Приветственная речь на 1-м Всероссийском съезде по внешкольному образованию. Полн. собр. соч., т. 38, с. 329-372.
10. Документы и материалы КПСС и советского государства
11. Документы и материалы государственных архивных учреждений
12. Выводы по обследованию изоотделения рабфака ВХУТЕИНа. ЦГАЛИ ф. 681, оп. 3, ед.хр. 202, л. 16-17.
13. Программа вступительных испытаний на рабфак ИНПИ 1930 г. -НБА АХ СССР, оп. 18, д. А-6, л. I.
14. Распоряжение по Главпрофобру ."> 260 от 3.05. 1930 г* НБА АХ СССР оп. 18, д. A-I, л. I.
15. Производственный план по рисунку на подготовительных классах ВА ВАХ на 1-ое полугодие 1935-36 уч. г. НБА, АХ СССР, оп. 14,д. А-5, л. 1-7.
16. Программа по живописи и рисунку подготовительных курсов при Академии Художеств на 1933-34 уч.год. НБА АХ СССР, оп. 14, д. А-4, л. 2 с обор.
17. Положение о рабочих факультетах РС£>СР. НБА АХ СССР, оп. 18, д. А-3, л. 2.
18. Протокол совещания по ВХУТЕМАСу от 20 октября 1921 г. ЦГА РСФСР, ф. 2303, on. I, ед.хр. 662, л. 2.
19. Протокол J," I педагогического совета рабфака ИЗО от 2I/IX 32г. НБА АХ СССР, оп. 18, д. А-26, л. 7 с обор.
20. Книги, статьи, диссертации, авторефераты диссертаций
21. Агостон Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне.1. М.: Мир, 1982. 181 с.
22. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1977. - 304 е., ил.
23. Алексич М.Н. О состоянии учебного рисунка абитуриентов. В кн.: Вопросы художественного образования. Вып. 18. Л., 1977. с. 3-9.
24. Ананьев Б.Г. Психология чувственного восприятия. М.: АПН РСФСР, I960. - 484 е., пл.
25. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 335 е., ил.
26. Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы психологии взрослых. М.: Знание, 1968. - 35 с.
27. Антонов A.M. Оценка выразительности учебного рисунка с натуры. В кн.: Вопросы истории, теории и методологии преподавания художественно-графических дисциплин.-М.; 1967, с. 134-143.
28. Анисимов Н.Н, Основы рисования: учебное пособие для вузов.-М.: Стройиздат. 1977. - 168 е., ил.
29. Архейнм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1977. - 392 с.
30. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
31. Бабанский Ю.К. Оптимизация процессов обучения. М.: Педагогика, 1977. - 251 с.
32. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Искусство, 1963. - 298 е., ил.
33. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. -167 е., ил.
34. Барщ А.О., Бенедский Л.В. Программа по рисунку для детских художественных школ. М.: М-во культуры СССР, 1977. - 46с.
35. Беда Г.В* Основы изобразительной грамоты. М.-Л.: Учпедгиз, 1963. - 155 е., ил.
36. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. I." 2109. Черчение, рисование и труд. 2-е изд., перераб.и доп. М.: Просвещение, 1981. - 239 е., ил.
37. Беда Г.В. Живопись как учебный предмет. М.: Просвещение, 1971. - 419 е., ил.
38. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения основа живописной грамоты. - В кн.: Вопросы теории и методики преподавания изобразительной грамоты. Краснодар, 1963. - с. 5-28.
39. Беда Э.Н, Методические основы курса живописи на первоначальной стадии обучения. В кн.: Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Краснодар, 1976. - с. 128-136.
40. Белютин Э.М, Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961. - с. 231, 23 ил.
41. Белютин Э.М. Начальные сведения о живописи. М.: Искусство, 1955. - 231 е., ил.
42. Бернштейн М.Д. Проблема учебного рисунка. М.: JI.-M.: Искусство, 1940. - 48 с*, ил.
43. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. /Под редакцией Прангишвили А.С., Шерозия А.Е., Бассина <1>.В. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 2276 с.
44. Блонский П.П. Избанные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. - 1т., 304 е.,2 т. 399 с.
45. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф, Научные основы формированияграфических знаний, умений и навыков школьников. Педагогика, 1979. - 255 е., ил.
46. Борзин Б. К проблеме художественного образования. Искусство, 1979, I? 2. - с. 26-28.
47. Бгал. М-ва высш. и среднего спец. образования СССР. 1981, !> 3. - с. 47.
48. Вавилов С.И. Глаз и солнце. Изд. 10-е. М.: Наука, 1981.125 с., илв
49. В защигу искусства: Классическая традиция критики натурализма, декадентства и модернизма. М.: Искусство, 1979. -479 с.
50. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1979. - 288 е., ил.
51. Волков И.П. Учим творчеству. М,: Педагогика, 1982. - 85 с.
52. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСшСР, 1950. - 507 е., ил.
53. Вопросы истории и методики преподавания изобразительного искусства. Карачаевок, I97I. - 179 с.
54. Вопросы истории теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. науч. тр. /Отв. ред. Н.Н.Ростовцев.
55. М.: МГ1Ш им В.И.Ленина, 1980. 192 с.
56. Вопросы истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин /Под ред. А.Е.Терентьева» М., 1967. -317 с.
57. Вопросы педагогики художественных дисциплин. Краснодар, 1982. 147 с.
58. Вопросы психологии личности. М.: Учпедгиз, I960. - 214 с.
59. Вопросы профессиональной подготовки учителя рисования. -Краснодар, 1968. 128 с.
60. Вопросы теорпп п методики преподавания художествошю-гра -фпческих дисциплин. Краснодар,, 1975. - 258 е., ил.
61. Вопросы теорпп п методики преподавания художе ств енио-гра -гопческих дисциплин. Краснодар, 1978. - 191 с.г пл.
62. Восприятие и действие. М.: Просвещение, I9S7. - 332 е., пл. G2, ВХУШ1А.С - ЕХУТЕИН. К 60-летпто со дня основания. - Советское пскусствознанпе-81. - М.: Советский художник, 1982.с. 370-377.
63. Выборнова Г.В. Япвоппсь учебного натюрморта. М., 1984. -34 с.
64. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. - 518 с.
65. Гаврплко В.Л. Научно-педагогнчоскпе исследование роли рисунка натюрморта в системе подготовки учителя рисованияАвторефератдне. канд.пед.наук. М., 1972. - 21 с.
66. Ганелпн Ш.И. Некоторые вопросы методики научного исследования в области дидактики. Советская педагогика, 1937, Jf; I,с. 94-103.
67. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. -M.-JI.: Искусство, 1970„ 200с.
68. Глушанская В.П., Маркова В.у., Смирнова Л.у. Рисование с методикой преподавания. ГЛ.: Просвещение, 1971. - 126 е., пл.
69. Горб В.Л. Кпрпак Константинович Костандп. В кп.; Вопросы художественного образования. Вып. 2. JI., 1972. - с.52-55.
70. Горленко Н.Л., Павлинов П.Я. Страницы пз жизни художника. -М;: Советский художник, 1967. 272 е., пл.
71. Грабарь М.И., Краснянская К.Л. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрнческие метода. М.: Педагогика, 1977. - 136 е., пл.
72. Денисенко В.И. Рисунок и живопись. Методические указания и программа подготовительного отделения. Краснодар., КГУ, 1981. 24 с.
73. Деннсенко В.И. Особенности обучения изобразительной грамоте на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов. В кн„: Вопросы педагогпкп художественных дисциплин. Краснодар, 1982. с. 30-41.
74. Денпсенко В.И., Ппкалова В.В. Планирование домашних заданий для слушателей подготовительных отделений В кн.: Вопросы педагогики художественных дисциплин. Краснодар, 1982.с. 142-147.
75. Денпсенко В.И. Научно-методические основы обучения изобразительной деятельности на подготовительных отделениях художественно-графических факультетов пединститутов. Краснодар, 1984. - 54 с. Рукопись деп. в НИИВШ I7.a4.84,1. J," 394- 84.
76. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М.: АХ СССР, 1961. - 223 с.
77. Занков JI.B. О предаете и методах дидактических исследований. М.: АПН РСФСР, 1962. 148 е., пл.
78. Закин P.M. На пути к творчеству. Л.: Художник, 1971. -175 е., ил.
79. Запорожец А.В., Зпнченко ВвП. Восприятие, движение, действие. В кн. .'Познавательные процессы: ощущение, восприятие. М.:Педагогика, 1982. с. 50-80.
80. Запорожец А.В. Развитие восприятия п деятельность. Вопросы психологии, 1967, J2 I, с. 11-26.
81. Зеленой К„В. Ценный методический документ. В кн. :Вопросы художественного образования. Вып. 24. Л.г 1978. с.9-14.
82. Зименко ВД1. Гуманизм искусства. Л.: Художник РСФСР, 1971. - 270 е., ил.
83. Зименко В.М. Развитой социализм: некоторые творческие проблемы эстетики и искусства. М.: Советский художник, 1982.367 с., ил.
84. Зпнченко В.П. Восприятие и действие. Доклады АПН РСФСР, 1961, Г> 5. - с. 93-97.
85. Зпнченко В.П. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей студентов художественно-графических фаIкультетов. В кн.: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М., 1980. - с. 80-89.
86. Иванова A.M. Методическая разработка по живописи для поступающих на художественно-графический факультет. Л., 1972.22 с., ил.
87. Игнатьев Е.И. Психлогпя рисунка и живописи. М.: АПН РСФСР, 1954. - 224 с.
88. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: АХ СССР, 1959. - 248 с.
89. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. - 72 с.
90. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М.: Наука, 1981. - 335 с.
91. Калмыкова З.И. Как организовать психолого-педагогический эксперимент. Калинин, 1961. - 19с.
92. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство.-М.: Искусство, 1968. 75 с.
93. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - 703 с.
94. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма.-М.: АХ СССР, I960. 340 с,, ил.
95. Карлсон А.В„ Дидактика и методика на занятиях рисованиям. -JI„: Учпедгиз, 1959. 95 с.
96. Кибрик Е.А. Вопросы преподавания композиции в советской художественной школе. В кн.:Вопросы художественного образования. Вып. 2. Л., 1972. - с. 3-22.
97. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. ГЛ.: АПН РСФСР, 1959. - 304 е., ил.
98. Кирилло А«Ао Учителю об изобразительных материалах.- М.: Просвещение, 1971. 32 е., ил.
99. Киплпк Д.И. Техника живописи. М.-Л.: Искусство, 1950. -504 е., ил.
100. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т«-М.: Педагогика, 1982. т.1 - 636 е., т.2. - 576 с.
101. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е изд., М.: Искусство, 1952. св 227, ил.
102. Кравков С.В. Глаз и его работа. М.-Л.: АПН СССР, 1950. -532 е., ил.
103. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. - 176 с.
104. Круглый стол, посвященный 60-летию создания ВХУТЕМАСа. Сенеж, 19 декабря 1980 г. В кн.:Советское искусствознание, 1981, вып.1. - с. 370-372.
105. Крупская Н.К. Внимание изобразительному искусству в школе. -В кн.: Пед. соч., т. 3. М., 1959. 519 с*
106. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972, 255 е., илв
107. Крылова Г.Ф. Факторы, влияющие на успеваемость и сохранность контингента слушателей подготовительного отделения /На материалах технических вузов/. Лвтореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1982. - 16 с.
108. Крымов художник и педагог. - М., I960. - 264 с,, ил.
109. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М. .'Просвещение, 1972. - 144 е., ил.
110. НО. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970. 256 е., ил.
111. I. Кузин B.C. Психология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982. - 256 е., ил.112'. Кутепова Т.Н. Предупреждение ошибок на уроках рисования. -Л.: Учпедгиз, 1962. 95 е., ил.
112. Ларшн О.В. Искусство н молодежь. Эстетический очерк. М.: Молодая гвардия, 1980. - 191 е., ил.
113. В.И.Ленин и изобразительное искусство. Документы, письма, воспоминания. М.: Изобразительное искусство, 1977. - 552с», ил.
114. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Отражение, познание, творчество. София, 1981, т. I. -687 с.
115. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983, т. I - 392, т. 2 - 320 с., ил.
116. Лентьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1972. - 575 с.
117. Лепшсаш В.А. Живопись акварелью. М.: АХ СССР, 1961. - 113 с„, ил.
118. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с»
119. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: АПН РСФСР, 1959. - 270 е., ил.
120. Луначарский А.В. Собрание сочинений: В 8-ми т. М.: Художественная литература, 1964, т.2. - 495с.
121. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.Педагогика, 1976. - 640 с.
122. Лунина И.Т. Композиция в начальной стадии обучения. В кн.: Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Краснодар, 1978. - с. 82-86.
123. Лутфуллаева Т. Некоторые вопросы организации самостоягельной работы по физике слушателей подготовительных отделений вузов. Автореф. дне. канд. пед. наук Ташкент, 1975. -16 с.
124. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН Р№СР, 1957. - 325 с.
125. Материалы и техника рисунка. М.: Изобразительное искусство во, 1983. - 96 е., ил.
126. Махмудов Т. Организация учебно-воспитательного процесса на подготовительных отделения): вуза. Дис. канд. пед. наук. - Ташкент, 1979. - 158 л.
127. Медведев Л.Г. Психологические основы формирования образного мышления на занятия?: по рисунку. В кн.: Вопросы истории теории и методики преподавания изобразительного искусства. - М.; 1980. - с. 3-10,
128. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1979. - 272 е., ил.
129. Методические указания по рисунку для слушателей подготовительного отделения. Витебск, 1982. - 14 с.
130. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979.256 е., ил.
131. Методы педагогических исследований в высшей школе. Уфа,1976. 184 с.
132. Молева Н., Белютин Э. П.П.Чистяков теоретик и педагог. -М.:АХ СССР, 1953. 22 е., ИЛ.
133. Найда Ю.И. Примем развития двигательных и изобразительных навыков на начальном этапе обучения рисунку. В кн.: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - М., 1980. - с. 73-79.
134. НаГща Ю.И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах художественно-графических факультетов.-Автореф. дис. канд. пед.наук. М.,1978. - 16 с.
135. Йеменский Б.М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
136. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М.: М.: Просвещение, 1978. -119 е., ил.
137. Некрасов В.И. Об опыте преподавания рисунка в персональной мастерской. В кн.:Вопросы художественного образования. Вып. 23. Л., 1978. - с. II-I6.
138. Непринцев Ю.М. Воспоминания о Василии Евменьтьевиче Савинс-ком. В кн.: Вопросы художественного образования. Вып. 2. Л., 1972. - с. 61-66.
139. Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1981. -103 с.
140. Нукало В.А. Учебный рисунок головы человека. В кн.: Вопросы теории и методики преподавания изобразительной грамоты. Краснодар, 1963. - с. 26-49.
141. Общество поощрения художеств: Правила школы. Пг, 1915. -12 с.
142. Оганов А.А. Теория отражения и искусство. М.: Искусство,1978, 133 с.
143. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа: Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972. - 79 с.
144. Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. -311 с.
145. Падчеваров В.А. Психолого-педагогические основы обучения рисованию с натуры. В кн.: Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. М., 1967. - с. 166-201.
146. Павлинов И.П. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика. М.: Советский художник, 1966. - 104 е., ил.
147. Павлов И.П. Избранные труды. Ы.: АПН РСФСР, 1951. -306 с.
148. Панова Л.А. О композиции натюрморта. В кн.: Вопросы педагогики художественных дисциплин. Краснодар, 1982. - с.1.8-114.
149. Пентешин И.М. Из опыта преподавания рисунка на факультете скульптуры института им. И.Е.Репина. В кн.: Вопросы художественного образования. Вып. 23. Л., 1978. - с. 31-35.
150. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальнае исследование. -Г.1.: Педагогика, 1980. 240 с.
151. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982. - 336 е., ил.
152. Пособие по рисованию. М.:Госстрой издан, 1938. - 161 е., ил.
153. Правила Школы императорского общества поощрения художников. Пг, 1915. 14 с.
154. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательныхшкол, ГЛ.: Просвещение, 1981. - 288 с.
155. Психологические основы формирования личности в педагогическом коллективе. ГЛ.: Педагогика, 1981. - 224 е., пл.
156. Психология процессов художественного творчества. Л.: Hayica, 1980. - 285 с.
157. Пучков Л.С., Трпселев Л.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. 160 е., пл.
158. Радлов Н.Э. Рисование с натурры 3-е пзд. Л.: Художник, РОСТ, 1978. - 121 с.г ил.
159. Развитие психофизиологических функции взрослых людей. -ГЛ.: Педагогика, 1972. 246 е., пл.
160. Ревякнн П.Н. Техника акварельной живописи. ГЛ. :Госстрой-издат, 1959. - 223 е., пл.
161. Рисунок. Практическое руководство для начинающих п самодеятельных художников. ГЛ.: Искусство, 1965. - 271 е., ил.
162. Рисунок. Учебное пособие. Л.: Учпедгиз, 1963. - 60 е.,ил.
163. Рисунок. Учебное пособие для студентов худож.-граф. ф-тов пед.нн-тов. ГЛ.: Просвещение, 1975. - 271 е., ил.
164. Рисунок и живопись. 2г-е пзд. перераб., М.: Советская Россия, 1937. - 168 е., пл.
165. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: учебное пособие. ГЛ.: Изобразительное искусство, 1983.288 с., пл.
166. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. ГЛ.: Просвещение, 1973. - 294 е., пл.
167. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русскаяи советская школы рисунка. ГЛ.: Просвещение, 1982. - 240с., пл.
168. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. ГЛ.: Учпедгиз,1946. 704 с.
169. Рындина Л.И, Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.Ц931- 1бс.
170. Сапожников А. Курс рисования. 3-е изд. Тетрадь 1-я. Рисование плоских фигур и геометрических тел. /4/, III. -Спб., 1876. 73 е., 6 вкл. л. литогр.
171. Свобода Д.®. Роль и характер домашних заданий по живописи студентов 1-го курса художественно-графического факультета та. В кн.:Вопросы художественно-педагогического образования. Смоленск, 1976. - с. 53-59.
172. Сергеев А. Учебный натюрморт. М.: Искусство, 1955. - 46 с., ил.
173. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.:Госиздат. полит, литературы, 1947. - 675с.
174. Синченко Л.Д. Наблюдательная перспектива в рисунке. В кн.: Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Краснодар, 1978. - с. 143-162.
175. Система эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.
176. Смирнов Г.Б. Рисование с натуры. 2-е изд., доп. М.: Проф-издат, I960. - 32 е., ил.
177. Смирнов Г„Б. Рисунок головы и портретные задания. Л.: Учпедгиз, 1963. - 46 е., ил.
178. Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Акварель. 3-е изд. М.: Просвещение, 1976. - 40 с.
179. Смирнов Г.Б., Соловьев A.M. Начинающему художнику. О рисовании с натуры. Л.: Художник РСшСР, 1962. - 99с., ил.
180. Советы мастеров. Живопись, графика. JI.: Художник РСФСР, 1970. - 374 е., ил.
181. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978 . - 130 с.
182. Соломахо Э.П. Профориентационная работа вуза со старшими школьниками и слушателями подготовительного отделения: Автореф. дис. канд. пед.наук. Рязань, 1977. - 22 с.
183. Столяров И.М. Акварель. Материал и способы письма.-Минск.: Высшая школа, 1980. -158 с.
184. Сухомлинский В.А. 0 воспитании. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с.
185. Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. - 278 с.
186. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.
187. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1981. -175 с., ил.
188. Теплов Б.П. Проблема индивидуальных различий. М.: АПН СССР, 1961. - 536 с.
189. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. - 210 с.
190. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980. - 128 е., ил.
191. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр.соч., т.8. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 211 с.
192. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960.131 е., Цс ил.
193. Хитров А.Е. Рисунок. М.: Всесоюзное кооперативное изд--во, 1957. - 278 е., ил.
194. Худяков JI.В. О состоянии рисунка в средней художественной школе. В кн.: Вопросы художественного образования. Вып. 21.- Л.: АХ"СССР, 1977. - с. 16-19.
195. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. - 592 е., ил.
196. Чистяков П.П., Савинский В.Е. Переписка. М.-Л.: Искусство, 1939. - 337 с.
197. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. - 203 с.
198. Шептулин АаП. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983. - 320 с.
199. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1975. - 272 с.
200. Шешко И.Б. Построение и перспектива рисунка.- Шнек: Высшая школа, 1969. 88 е., ил.
201. Школа изобразительного искусства. В десяти выпусках., 2-е изде, испр.и дополн. - М.: Искусство.выпуск I, 1964. 179 е., ил. выпуск 2, 1964. - 166 е., ил. выпуск 3, 1964. - 210 е., ил. выпуск 4, 1966. - 217 е., ил.
202. Школа рисования, живописи и прикладного искусства. -Искусство для всех. /Под ред. А.В.Маковского. тД-4, ПГв, I9I4-I9I7.
203. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.:Просвещение, 1979. -303 е., ил.
204. Эстетическое воспитание школьной молодежи. М.: Просвещение, 1981» 272 с. 205. Эфрос Г,'Г. Методическая разработка по рисунку для поступающих на художественно-графический факультет. - JI., 1972. -33 с., ил.
205. Юдин Э.Х. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. - 391 с.
206. Юон К.<1>. Об искусстве. М,: Советский художник, 1959. -289 е., ил.
207. Юному художнику. М.:Изд-во АХ СССР, 1972. - 336 е., ил.
208. Яблонская М.Н. Константин Николаевич Истомин. М.: Советский художник, 1972. - 178 е., ил.
209. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.
210. Яшухин А.П. Об изобразительной нагляности в обучении жи11вописпой грамоте. В кн.: Вопросы профзссинальной подготовки учителя рисования. Краснодар, 1968. - с. 122-128.