Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Асылханов, Ермек Сабырович
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Усть-Каменогорск
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Асылханов, Ермек Сабырович, 2002 год

Введение.

ГЛАВА 1. Социально-исторические предпосылки становления и развития изобразительного искусства Казахстана, особенности художественной формы и содержания декоративно-прикладного и пластических видов искусств.

1.1. Взаимовлияние художественной формы и содержания в народном декоративно-прикладном искусстве Казахстана.

1.2. Национальные особенности художественного образа в пластических искусствах (скульптура, живопись, графика) Казахстана.

Выводы:.

ГЛАВА 2. Научно-методическое обоснование и экспериментальная проверка методической системы обучения учащихся школ в процессе преподавания изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

2.1. Научно-теоретический анализ организаций и результатов проведения опытно-экспериментальной работы.

Методика преподавания изобразительного искусства).

2.2. Содержание и структура уроков изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе.

Выводы:.

ГЛАВА 3. Проблема подготовки учителя изобразительного искусства и искусствоведов в Казахстане.

3.1. Теория и практика подготовки и переподготовки художников-педагогов в Казахстане в новых условиях.

3.2. Подготовка специалистов по теории и истории искусств в высших учебных заведениях Казахстана.

Выводы:.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана"

Перед Республикой Казахстан стоит проблема переосмысления задач, стоящих перед высшей и общеобразовательной школой. Особенно той части общеобразовательной системы, где рассматриваются вопросы духовно-эстетического развития личности.

В Казахстане за последнее время сделано очень много в области совершенствования общеобразовательной системы. Утвержден стандарт общего среднего образования, приближенный к мировому уровню1 и составлены проекты стандартов высшего профессионального образования. В соответствии с требованиями нового стандарта, в образовательной системе должна быть представлена область «Искусство», которая ранее считалась необязательной. Данный блок может быть представлен курсом «Мировая художественная культура» и другими искусствоведческо-теоретическими предметами. Парламентом Республики Казахстан принят Закон «Об образовании» . Статья восьмая этого закона определяет в числе приоритетных задач об образовании развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование привычных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности (п.2, подпункт 2), а также приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры (п.5).

Статья 14 Закона «Об образовании», в разделе организация учебно-воспитательного процесса, пункт 8 предусматривает, что для апробации новых технологий обучения, внедрения нового содержания могут разрабатываться образовательные программы, реализуемые в режиме эксперимента в организации образования.

Тем не менее, современная эпоха выдвигает ряд неотложных задач в области духовно-нравственного развития общества, которые требуют безотлагательного решения.

1 Государственные стандарты среднего образования Республики Казахстан. Книга 2 -Алматы, 1988, 198с. * Закон Республики Казахстан «Об образовании» / ((Казахстанская правда» №11, июнь 1999г. - 3 стр.

Проблемы исследования и ее актуальность: проблемой исследования является разработка и педагогическое обоснование научно-теоретических основ методики изобразительного искусства и поднять эффективность эстетического воспитания школьников и студентов в процессе обучения изобразительному искусству в Казахстане. Актуальность проблемы определяется необходимостью реформирования методики преподавания предметов изобразительного искусства в Казахстане. В период новых преобразований организационных трансформаций приходит хаос в основания традиционных методов обучения изобразительного искусства, как в школе, так и в Вузе.

Теоретический анализ методов преподавания изобразительного искусства в республике позволяет особым образом заострить проблемный характер целого ряда учебно-методических и воспитательных явлений. Речь идет о таком важном феномене методики преподавания изобразительного искусства, как организация учебного процесса в школе, в Вузе, взаимосвязь, преемственность, способность преподавателей нового поколения осуществлять эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Проблемы преподавания изобразительного искусства и не только в переходный период стали одной из важных тем казахстанских исследователей в области образования. Важность этих исследований обусловлена тем, что они позволяют проникнуть в самый глубинный пласт формирования духовности. B.C. Кузин отмечает, что духовность относится к высшим потребностям - эстетическим, познавательным и т.д. Искусство, и, прежде всего изобразительное, играет главную роль в формировании духовности'.

Учитывая растущую потребность в новых инновационных методах обучения искусству, способных справиться с неопределенностью воспитательного процесса, быстро меняющихся духовных ценностях, значимым фактором трансформаций образования республики Казахстан становится профессиональная подготовка специалистов в области художественной педагогики. Актуальной задачей становится развитие нового

1 B.C. Кузин "Психология" - М.: "Агар", 1997. стр.35 комплекса навыков. В таких условиях для художественной педагогики актуальным становится применение традиционно этнических методов (феномен народного декоративно-прикладного искусства) к исследованию в области методики изобразительного творчества в разнообразных, порой нестандартных случаях.

Возникающая в связи с этим проблема методики преподавания изобразительного искусства в Республике Казахстан отличается сложностью и остротой. В Казахстане в последнее время появились много публикации о методах обучения прикладному искусству и в целом о методике преподавания изобразительного искусства, большинство которых посвящены обобщению собственного опыта педагогами, не имеющих специального образования или некий синтез уже имеющих методик и собственных гипотез, не подтвержденных ни экспериментом, ни исследованием, ни опытом деятельности.

Также актуальность работы определяется указанными положениями директивных органов республики Казахстан и Министерства образования, современными требованиями стандарта среднего, высшего профессионального и альтернативного образования в Казахстане. Все это ставит проблему интенсивного развития работы по распространению и широкому применению различных видов искусств в развивающихся и воспитательных процессах.

Цель работы - разработка научно-теоретических и методических основ преподавания изобразительного искусства в школе и в вузе, а также развитие творческих способностей, эстетического воспитания школьников и студентов.

Предмет исследования - методика изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе и Вузе, эстетическое воспитание учащихся и студентов в учебное и неучебное время.

Объект исследования - учебный процесс по изобразительному искусству в Республике Казахстан и процесс эстетического воспитания школьников и студентов средствами казахского изобразительного искусства.

Научная база исследования - опирается на фундаментальные положения классической эстетики и методики обучения изобразительному искусству, объективной природы искусства, его связи с развитием общества, а также на данные педагогики и психологии восприятия в плане структурно-системного эстетического обучения и воспитания школьников и студентов с учетом их возрастных категорий.

Задачи исследования

1.Проанализировать основные методологические основания и теоретические подходы художественной педагогики; сформировать классификацию теоретических моделей методики изобразительного искусства; дать характеристику критического, педагогического подходов к анализу методик обучения изобразительному искусству и эстетического воспитания средствами искусства;

2. Провести обзор педагогических, эстетических, художественных источников как феномена познания и воспитания красоты; дать описания основных факторов формирования эстетического вкуса;

3. Проанализировать состояния методов обучения изобразительному искусству в Республике Казахстан; представить обзор современных методов исследования в области художественной педагогики; определить стратегии и сформулировать принципы исследований в области методик изобразительного искусства и эстетического воспитания в Казахстане;

4. Раскрытие истории проблемы изучения казахстанского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных школах и в Вузах Казахстана;

5. Раскрытие особенностей казахского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства как специфической формы отражения действительности и как средства эстетического воспитания подрастающего поколения;

6. Изучение взаимовлияния русского и казахстанского изобразительного и народно-прикладного искусства как фактора эстетического и интернационального воспитания;

7. Проанализировать документы ведомственных организаций и Министерства, раскрыть форму, механизмы и противоречия с реальной действительностью; рассмотреть основные подходы к анализу методов обучения изобразительному искусству и эстетическому воспитанию в Республике;

8. Раскрыть различные способы исследований в области эстетического воспитания;

9. Разработать программы школьного и вузовского образования, разработать инструментарии экспериментального исследования по проверке разработанных программ в учебном процессе;

10. Исследовать процессы «внутри» художественной педагогики, проанализировать специфику процессов художественной педагогики; реализовать оригинальную исследовательскую программу эстетического воспитания, показать механизмы взаимосвязи школьного и вузовского художественного образования;

11. Обосновать внедрение результатов диссертационного исследования в преподавание изобразительного искусства в школе и специальных дисциплин в художественно-педагогических Вузах, а также в соответствии стандартов по специальности «Изобразительное искусство и черчение в школе» и «Искусствоведение»;

12. Раскрытие психолого-педагогических особенностей обучения и эстетического воспитания школьников в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на уроках и в процессе внеклассной работы в Казахстане;

13. Установление возрастных и индивидуальных закономерностей художественно-творческого развития учащихся 1-11 классов в процессе обучения изобразительному и народному декоративно-прикладному искусству в школах республики;

14. Разработка и экспериментальная проверка эффективности проведения уроков изобразительного искусства в школе и в Вузе.

Границы исследования работы охватывают разработку принципиально новых учебных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных и альтернативных школ и Вузов Казахстана.

Новизна работы исследования заключается в научно-методическом обеспечении системы преподавания изобразительного искусства применительно к новым условиям методической системы обучения и развития творческих способностей школьников и студентов на занятиях изобразительного искусства, что делается впервые, а также в создании Государственных стандартов и квалификационных характеристик для специальностей 0318 «Изобразительное искусство и черчение в школе» и 0611 «Искусствоведение», новых учебных планов для общеобразовательных школ и вузов республики.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования также может быть представлена в нескольких направлениях:

1. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно открывает новое направление в художественной педагогике методов обучения изобразительному искусству и теории эстетического воспитания, способствуя уточнению и обновлению теоретических и методических принципов исследования в области методики изобразительного искусства, предлагая новую перспективу развития синтезированного обучения изобразительному искусству в школах и в вузах Казахстана. Идеи диссертации способствуют преодолению односторонности при обучении изобразительному искусству, позволяют осуществлять комплексный подход в образовании и воспитании как такового.

2. Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования образовательных программ в области обучения изобразительному искусству и ее средствами совершенствовать эстетическое воспитание. Научные и научно-методические публикации диссертанта по проблемам методик изобразительного искусства и эстетического воспитания, представленные в настоящем исследовании, применяются при изучении теории и методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства, как в школе, так и в вузе Республики Казахстан.

3. Работа над диссертацией осуществлялась в процессе выполнения индивидуальных и коллективных проектов при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, а также других образовательных структур. Материалы исследования использованы в составлении программ, учебных пособий, типовых учебных планов и стандарта высшего профессионального образования Республики Казахстан по специальности «Изобразительное искусство в школе» и «Искусствоведение».

4. Основные положения диссертации могут быть использованы в программе обучения изобразительному искусству и декоративно-прикладной деятельности, начиная с дошкольных учреждений и включая вуз, в программах основного и дополнительного профессионального образования в области художественной педагогики.

Гипотеза исследования - педагогическое обоснование научно-методических основ и разработка эффективной методики изобразительного искусства школьников и студентов в процессе обучения изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству возможно при условии раскрытия особенностей казахстанского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, как специфической формы отражения действительности и как средства эстетического воспитания; изучение взаимовлияния русского и казахского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства - как фактора эстетического и интернационального воспитания; раскрытия научно-теоретических основ изобразительного искусства, как учебного предмета; установление возрастных и индивидуальных закономерностей художественного и творческого развития учащихся 1-11 классов в процессе проведения обучения изобразительному и народному декоративно-прикладному искусству в школе и в Вузе республики.

Работа состоит из ведения трех глав, графики, рисунков, заключения, библиографии и приложения.

В первой главе работы освещается социально-исторические предпосылки становления и развития изобразительного искусства Казахстана, особенности художественной формы и содержания декоративно-прикладного искусства и пластических видов искусств. В целом данной проблемы касались многие ученые республики в своих научных и диссертационных исследованиях. Философский аспект казахского искусства рассматривался в трудах Б. Казыхановой, Б. Байжагитова; социально-этнографические проблемы - в трудах А. Сейдимбека, М. Муканова, У. Жанибекова; искусствоведческие -в трудах К. Т-Б. Тельжанова, Н. Нурмухамбетова, А. Маргулана; историко-археологические - в трудах К. Акишева, М. Кадырбаева, Т.С. Синенькой и в работах многих других ученых, которых мы не можем перечислить в связи с ограниченностью объема данной научной работы.

Конкретно проблемами изучения казахстанского изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в целом посвящены диссертационные исследования К. Амиргазина, К. Ералина, JI.A. Ивахновой. Однако, конкретно к проблеме изучения искусства в общеобразовательных школах Казахстана и изучению их взаимосвязей с вузом не подходил ни один научный исследователь. В данных исследованиях не затронута роль учителя в организации педагогического процесса, процесса ведения занятий и структура уроков изобразительного искусства.

Далее освещается вопрос, затрагивающий проблему особенностей изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства Казахстана как специфической формы отражения действительности и как средства эстетического воспитания учащихся и студентов.

В связи с материальным развитием культуры различных народностей, племен, населявших территорию современного Казахстана, оставивших добрый след, казахский народ смог взять самое лучшее из предыдущей культуры и развить ее в дальнейшем. Это дает возможность рассматривать историю народного искусства с эпохи неолита. Осветить всю историю ее в одной главе диссертации невозможно, поэтому акцентируется внимание только на том, что возможно использовать на школьных занятиях.

Поэтому некоторые исторические периоды не вошли в разбор, так, например, период неолита и эпохи бронзы, хотя они и интересны в истории. В то время на территории современного Казахстана жили андроновцы. Они оставили богатый материал для изучения, множество произведений прикладного искусства, выполненных из материала и керамики (см. карту «Археологических данных», стр.13)

В первом тысячелетии до н.э., в разные его периоды, на территории республики жили большие родоплеменные союзы (саки, скифы, гунны, усуни). Приблизительно, в сакское время появился войлок и изделия из него. Возникла юрта, стал развиваться ее интерьер. Появились в юрте тяжелые кошмы без орнаментов. Они имели, чисто практическое значение - утепляли пол юрты. По мере развития эстетических познаний и требований, появилась потребность в украшении юрты. Первые попытки переноса мотивов технологического орнамента с керамических и металлических изделий не увенчались успехом. Пришлось первым мастерам вырабатывать мотивы орнаментов, приемлемых для декора войлока.

На язык орнамента стали перерабатываться мотивы растительного мира. О композиции орнамента в декоративно-прикладном искусстве в своем труде Е.В. Шорохов отмечает, - "Композиция рисунка может быть с ярко выраженным центром, с узором, построенным по кругу, в квадрате, с раппопортным, то есть многократным повторением по всей ширине и длине ткани элемента орнамента"1. О богатстве растительности Казахстана свидетельствуют ковры, созданные в разных регионах республики. Каждый из них имеет свои специфические особенности, которые проявились в декоре

1 Е.В.Шорохов "Композиция" - М.: Просвещение, 1986, с.275 ковров, в их цвете. Появляется анималистический жанр орнаментального искусства, применительный к декору войлочных ковров.

Высокого мастерства добились сакские и усуньские мастера в таком виде декоративного искусства как художественная обработка металла. Условно этот стиль назван «скифо-звериным», хотя правильнее было бы назвать «саксо-звериный» стиль.

Достигли совершенства мастера гончарного дела, а также резчики по кости и дереву. Большой успех имели изделия мастеров по художественной обработки кожи. Изделия из кожи применялись в декоре одежды (пуговицы и пр.) и мебели с инкрустацией как драгоценными, так и полудрагоценными камнями. Дерево применялось в основном при изготовлении и убранстве юрты и седел. Широкий спектр применения изделий из кожи наблюдается, особенно в изготовлении одежды, причем не только для пошива, но и обильного использования декора из данного материала.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МОГИЛЬНИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА (КАРТА)

Петропавловск

Кустанай

• Уральск

Кокчетав

• Павлодар

О Актюбинск

• Атырау

А Экибастуз

А Семипалатинск и Астана и А Джезказган А Усть-Каменогорск А Караганда

Чубартау

А Балхаш

• Талды-Курган

• Алматы

Условные обозначения:

Д Местонахождение могильников эпохи неолита и бронзы • Местонахождение могильников сакского и усуньского времени ОМестонахождения могильников тюркского времени ^Местонахождение могильников монгольского времени

Далее освещается вопрос периодизации истории развития прикладного искусства Казахстана, со ссылкой на последние археологические открытия в различных регионах республики. Попытка периодизации истории казахского народного искусства - первая попытка преподнести материал исторически цельно. Существует немало литературы по народному искусству, однако, предназначена она либо для широкого круга читателей, либо дается в виде отчетов и сообщений археологов. До сих пор не существует книг, где бы отражалась история прикладного искусства народов Казахстана по периодам и с сохранением историографических данных. Все периоды развития народного искусства интересны и своеобразны, но каждый из них имеет свое лицо, свои характерные особенности. Вместе с тем, искусство каждого периода тесно связано с прошлым, т.е. развивалось оно на опыте прошлых лет. В результате сложных взаимосвязей народов, развития их материальной культуры, формировалось народное искусство с особой композиционной основой.

Художественная форма и содержание живописи и графики Казахстана имеют отличительные черты в плане колористики. Там преобладает теплый и яркий цветовой ряд. К отличительным чертам живописи и графики республики относится также декоративность письма и линий. Содержание данных видов искусства, скорее всего, имеет эпическо-патриотическое направление.

Скульптура Казахстана тоже имеет различные направления форм. Это как реалистическое, так и декоративно-монументальное направление скульптурного искусства.

Итак, мы отметили многовековую традицию и разноплановое развитие декоративно-прикладного искусства народов Казахстана.

Настоящее требование времени - совершенствование методов обучения и широкое использование средств искусства в учебно-воспитательном процессе. Следует говорить о союзе эстетики и педагогики. В наши дни этот альянс обусловлен, прежде всего, возрастанием роли эстетической культуры общества суверенного государства, с его возможностями всестороннего и гармонического развития личности. Здесь большое значение имеет знания в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств. Далее в подразделе первой главы диссертационного исследования освещается вопрос о взаимовлиянии традиций русского и изобразительного искусства Казахстана как о факторе эстетического и интернационального воспитания и о связях искусства Казахстана с искусством других народов Средней Азии.

По традиции искусство Казахстана многим обязано русскому искусству. Со дня сближения по воле судьбы на рубеже XVII-XVIII веков казахский и русский народы стали сосуществовать на одной территории. Сейчас на территории Казахстана проживают около 46-47% русскоязычного населения. Сосуществование двух народов на протяжении почти трех веков повлекло за собой появление тесных связей не только в области политики и рынка, но также и в области духовности. С первых же дней взаимоотношений с русским народом, казахское прикладное искусство претерпевает значительные изменения, особенно в области изготовления ковров (тускииз, сырмак, курак, корке), в изготовлении ювелирных изделий и в других видах декоративного творчества. Объясняется это в первую очередь тем, что многие традиционные материалы народного искусства заменились привозными. Так тонкий войлок заменен разноцветным сукном, с помощью прогрессивных технологий значительно облегчилась добыча драгоценных и полудрагоценных металлов, и как следствие, увеличился объем выполняемых из этих материалов изделий. Я бы даже отметил, что присоединение Казахстана к России явилось толчком для дальнейшего развития прикладного искусства. Ибо не только увеличился объем материалов для выполнения изделий, наряду с этим появился научноэтнографический, экзотический, эстетический интерес, что позволило мастерам продавать свои изделия и тем самым расширять рынок и производство.

Имеются данные, правда, пока не подтвержденные, что уже в первой половине XVIII века юноши из Казахстана учились изобразительному искусству в Москве и Санкт-Петербурге в качестве подмастерий.

Особенно большую роль в изучении и распространении казахского искусства сыграли ученые из Русского географического общества. В Российских учебных заведениях юноши-казахи обучались изобразительному искусству. Ярким примером тому может служить первый прогрессивный казахский художник Ч. Валиханов - выпускник Омского кадетского корпуса. Ч. Валиханов внес огромный вклад, как в науку, так и в искусство своего народа.

В послереволюционное время в Вузах России обучалось изобразительному искусству не одно поколение казахстанских художников, начиная с патриарха казахстанского искусства А. Кастеева и доныне ведущих художников Казахстана. До сегодняшнего дня Россия готовит ученых в области истории, теории и методики искусств для всех соседних государств как ближнего, так и дальнего зарубежья. Это обстоятельство нужно учитывать как наглядный фактор эстетического и интернационального воспитания молодого поколения.

Вплоть до XV века по территории Средней Азии и Казахстана кочевало множество больших и малых народностей. Казахский народ жил бок о бок с киргизами, монголами, узбеками, китайцами, с малыми народами Сибири и Востока. Способы ведения хозяйства, быт, жилье были очень схожими, также схожи были климатические и географические особенности этих мест. Проходивший через города Казахстана «Великий Шелковый путь» имел огромное значение для сближения народов и их искусств. Казахстан имел очень тесные контакты с народами Алтая и Монголии. Подтверждением этому могут служить предметы материальной культуры, найденные в археологических раскопах, особенно на Востоке республики.

Много общих черт можно обнаружить в орнаментации, в материалах, в цвете, в символах и предметах искусства этих народов.

Развиваясь в самой тесной связи с искусствами других народов, впитывая в себя все самое лучшее от этих искусств, обогащаясь ими, искусство Казахстана имело, тем не менее свой индивидуальный путь развития.

Все эти факторы являются мощным стимулом к взаимопониманию и к взаимообогащению духовной жизни народов, особенно молодого поколения.

Общение в сфере политики, торговли, искусства является очень важным этапом в познании мира и в эстетическом развитии личности.

Во второй главе рассматриваются вопросы научно-педагогических основ и методик экспериментального обучения учащихся школ в процессе преподавания изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства. Психолого-педагогические особенности обучения и эстетического воспитания школьников в процессе обучения искусству, вопросы экспериментального обучения, обучение в урочное и внеурочное время учащихся освещается наряду с вопросом о возрастных и индивидуальных закономерностях художественно-творческого развития учащихся 1-11 классов и студентов.

Известно, что искусство каждого народа имеет свои национальные особенности. Выражаются они в восприятии мира, в природных отличиях, в отличиях бытового плана, в материалах, используемых при создании произведений искусства, и, наконец, религиозных отличиях. Таким образом, под научно-теоретической основой, прежде всего, понимается своеобразное, присущее только искусству Казахстана, отличие.

В эстетическом воспитании школьников должен звучать мотив, присущий только искусству. Значение искусства в достижении эстетической цели отмечены в трудах российских деятелей искусства в 20х годах XX века, -"осуществляя высшие эстетические цели, заложенные в движении мира, искусство переносится в область практической жизни. Искусство украшает жизнь человека всеми ценностями культуры, ведущей к совершенству.1" Многолетний опыт работы со школьниками и студентами в области изобразительного искусства дает возможность судить о том, что приобщение к миру национального искусства, вместе с навыками в области творчества, заставляет их глубже понимать ценности природные, духовные, нравственные и общечеловеческие. В третьей главе освещаются проблемы подготовки преподавателей и учителей изобразительного искусства, искусствоведов в Казахстане и повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Данная проблема возникла в 1991 году в связи с распадом державы, которая объединяла многие республики.

Именно диссертант с 1992 по 1996 год возглавлял Республиканское учебно-методическое объединение по изобразительному искусству. За это время были созданы лично автором данного исследования и под его научным руководством 7 разновидностей учебных планов и стандарты по двум специальностям 0318 "Изобразительное искусство и черчение в школе" и 0611 "Искусствоведение".

В 2000 году диссертант выиграл конкурс Министерства образования Республики Казахстан для создания стандартов и типовых учебных планов по двум специальностям 0318 «Изобразительное искусство и черчение в школе» и 0611 «Искусствоведение». Они созданы с учетом современных требований в области художественно-педагогического и теоретико-искусствоведческого образования в Республике Казахстан и с привязкой к специальностям аналогичного профиля в Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, научного подхода к проведению уроков по теории и методике искусства в казахстанских школах и вузах не было. Поэтому мы проследили в течение двух этапов с 1977 по 1986гг. и с 1987 по 2000гг. влияние искусства на развитие творческих способностей учащихся общеобразовательных школ, гимназий и студентов высших учебных заведений Республики Казахстан.

1 Задачи и методы изучения искусств. Российский институт искусств - СПб.: "ACADEM1A", 1924, с. 14

Разрабатывая методику проведения уроков изобразительного искусства в школе и в Вузе с применением произведений народных мастеров и художников как наглядность, в то же время строго сохраняем основные дидактические принципы.

Это дает большой импульс для развития творческого воображения учащихся и студентов, разнообразных поисковых методов, колористического решения произведений и динамики композиционного решения, как академических, так и творческих работ. Кроме того, школьники и студенты имеют возможность закреплять знания, полученные на уроках истории, литературы и на других уроках и внеклассных занятиях.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации докладывались на конференциях Всероссийского, Всесоюзного и республиканского рангов, творческих семинарах Семипалатинского государственного университета, Восточном гуманитарном институте, Павлодарском и Усть-Каменогорском городских департаментах образования, Восточно-Казахстанском техническом университете 1988-2001гг.

52-я и 53-я научно-методические конференции профессорско-преподавательского состава Семипалатинского педагогического института им. Н.К. Крупской Семипалатинск, 1988, 1989гг.

Всесоюзная научно-методическая конференция работников просвещения по вопросам эстетического воспитания Алма-Ата, 1991г.

Всероссийская научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава художественно-графических факультетов высших педагогических учебных заведений при Московском педагогическом государственном университете, Москва, 1992г.

Семинары-совещания Республиканского учебно-методического объединения по специальности 0318 «Изобразительное искусство и черчение в школе» 1992, 1993, 1994гг.

I-ая региональная научно-методическая конференция по теме: «Проблемы профессиональной подготовки специалистов а процессе преподавания дисциплин эстетического цикла» г. Усть-Каменогорск, 1999г.

UNESKO Учитель XXI века: Проблемы совершенствования профессиональной подготовки. Центрально-Азиатская научно-теоретическая конференция, Алма-Ата, 2000г.

Региональная межвузовская научно-методическая конференция: «Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства и дизайна» г. Усть-Каменогорска, 2000г.

II-ая Республиканская научно-практическая конференция: «Гуманитарные, социальные и кадровые проблемы хозяйствования в современных условиях» г. Усть-Каменогорск, 2001г.

В международном научно-педагогическом издании "Высшая школа Казахстана" Министерства образования и науки Республики Казахстан и др.

Основное содержание работ отражено в публикациях автора: свыше 30, общим объемом более 60 п.л., из них 1 авторская монография, 4 учебных пособий, ряд статей в республиканских периодических изданиях («Школа Казахстана», «Наука и знание») и т.д. Содержание работы включено в учебные курсы по теории и методике изобразительного искусства и истории искусств, культурологии в Вузах, по истории культуры и искусств Казахстана, эстетическому воспитанию, изобразительному и декоративно-прикладному искусству в колледжах, лицеях и школах Республики Казахстан.

Структура диссертации включает введение, 3 главы, 6 параграфов, заключение, библиографию, содержит таблицы, графики и рисунки.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по второй главе

В школах республики слабо поставлена работа по преподаванию предметов эстетического цикла и ведению кружков по изобразительному искусству.

Функционирующие кружки по искусству работают без учебного плана и программы. Руководители кружков не имеют специальной подготовки и работают по интуиции.

В Казахстане слабо ведётся работа по распространению изобразительного и народного искусства. В школе почти не проводится работа по профагитации и профориентации.

На классных занятиях в школе по изобразительному искусству и художественному труду мало применяются работы казахстанских художников и произведения мастеров народного искусства.

Приобщение школьников во внеурочное время и во время учебных занятий к искусству способствует формированию навыков в области художественного творчества и развитию эстетических вкусов.

Работу следует строить следующим образом:

Первый этап - начальные классы школ - 1- 4 кл. учебные занятия по изобразительному искусству, художественному труду, скульптуре; виды декоративно-прикладной деятельности, оригами, флористика, металлопластика и т.д. Внеклассные работы - кружки и факультативы по изобразительной деятельности, конструированию; кружки «Художественного творчества», отбор детей к подготовке профессии художника.

В старших классах во всех видах занятий должны школьников готовить к техническому исполнению произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна. Учебные занятия - изобразительное искусство и художественный труд. По вариативному учебному плану с 9 по 11 класс занятия изобразительного искусства проводятся с целью профориентации учащихся к профессии художника. Далее кружки и факультативы носят также ориентационный характер, которые работают в тесном контакте с местными народными художественными промыслами и художественно-производственными мастерскими Союза художников, дизайнеров, архитекторов.

При планомерной подготовке и при правильном программировании занятий по изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству на классных и внеклассных занятиях можно привить эстетический вкус и положительные нравственные качества.

При правильной постановке вопроса обучение изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству Казахстана, особенно в местах художественных промыслов, можно улучшить профориентационную работу со школьниками.

Надо ставить на научную основу систему преподавания изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства во всех звеньях школ и других учебных заведениях, не зависимо от формы собственности учебного заведения.

В городских школах, где нет народных промыслов нужно вести кружки по изобразительному искусству и дизайну. Кроме основ теоретического искусства следует школьников знакомить с художественным трудом, для чего необходимо организовать экскурсии в творческие художественно-производственные мастерские, мастерские художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Нужно шире внедрять альтернативные учебные планы в школах, имеющих профориентационный характер.

Часть предметов колледжного направления перенести в обычные классы с привлечением педагогов из колледжов или вузов.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИСКУССТВОВЕДОВ В КАЗАХСТАНЕ

Методика преподавания должна ориентироваться на методы художественного образования и эстетического воспитания учащихся и студентов средствами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства. Методика должна строиться на современных приемах обучения и содержания, должна быть вариативной. Главная роль здесь принадлежит учителю изобразительного искусства в школе и руководителям кружков. В подготовке специалистов по изобразительному искусству в республике в современную эпоху большое значение имеет высшая школа Казахстана.

Задачи, стоящие перед высшей школой: дальнейшее совершенствование учебного процесса, изыскание наиболее эффективных методов и средств обучения, расширение научно- методической и исследовательской работы.

Специфика профессии учителя-художника открывает большие возможности, как для творческой деятельности учителя, так и для руководства учащимися общеобразовательной школы. В специальных исследованиях раскрывается психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути её оптимизации. Педагогические университеты и институты призваны готовить высококвалифицированных учителей, имеющих глубокие научные знания в области выбранной специальности и любящих свою профессию. При подготовке учителей по изобразительному искусству необходимо стремиться к тому, чтобы уровень этих знаний и навыков не только соответствовал современным запросам общеобразовательной школы, но и предусматривал её дальнейшее неуклонное развитие. Подготовке учителей по изобразительному искусству в Республике посвящена докторская диссертация К.Ералина. созданию модели педагога художественного образования посвятила свой научный труд Л. Ивахнова. Но в этих научных трудах не затронуты роль учителя в организации педагогического процесса, процесса ведения занятий и структура уроков изобразительного искусства.

Поэтому в данной работе мы излагаем своё мнение о роли учителя в организации педагогического процесса, содержание учебных планов, программ и стандартов.

Нельзя забывать о том, что успешное развитие школьного образования зависит от учителя. Преподаватель изобразительного искусства даёт детям не только необходимые знания в области искусства. Он учит трудиться. "Качество педагога раскрывается в его тесном общении с учениками. Он должен индивидуально подходить к каждому ученику, заботиться о его художественном и культурном развитии, воспитывать преданное отношение к своей профессии. Процесс рисования и изготовления предмета способствует развитию самостоятельного мышления и творчества.

Воспитывающая направленность учебных занятий по народному и изобразительному искусству в тесной взаимосвязи с другими компонентами системы учебно-воспитательной работы способствует художественно-творческому развитию учащихся.

В организации предметной среды школьников огромную роль играют учителя-художники, обладающие знаниями технической эстетики и декоративно-прикладного искусства. Быть художником-педагогом нового типа - это не просто иметь профессиональные навыки работы с разными материалами, но и уметь ставить и решать различные проблемы, быть организатором, воспитателем вкуса, давать художественные знания и учить средствам их достижения.

Хотя прежнее обучение на художественно-графическом факультете и соответствует нынешним требованиям по сравнению с другими предметами эстетического цикла, но методика преподавания изобразительного искусства на художественно-графическом факультете требует пристального внимания. Следует отметить, что имеются успехи на художественно-графических факультетах Московского государственного педагогического университета, Санкт-Петербургского педагогического университета, Орловского педагогического университета, Алма-атинского государственного университета, Витебского государственного педагогического университета и др.

Улучшить качество подготовки специалистов для школ возможно только через художественно-графические факультеты, где необходимо направить в одно русло овладение студентами профессиональной и эстетической культурой, ибо это две стороны одного процесса. В самом деле, и школьный опыт, и специальные исследования свидетельствуют о близком сходстве и даже родстве педагогической и эстетическо-художественной деятельности.

Существует понятие «эстетическая педагогическая культура» - это слитые в сложном едином комплексе личностные проявления учителя-художника. «Эстетическая культура» приобретается будущим учителем изобразительного искусства путём приобщения к миру прекрасного. В формировании «педагогической культуры» значительную роль играет профессионально-практическая подготовка студентов художественно-графического факультета. Учитель, обладающий профессиональным мастерством, может показать, рассказать, то есть правильно вести с методической точкой зрения, обучение мастерству в области изобразительного творчества. Ясно, что современному педагогу должны быть присущи все основные качества эстетически развитого человека. Вместе с тем, педагог должен уметь использовать свой эстетический арсенал в целях всестороннего образования его воспитанников, что требует дополнительных знаний, умений, способностей. Следует развить художественно-творческие способности студентов художественно-графического факультета на занятиях изобразительного искусства. Эстетические качества учителя стоят наравне с профессиональными качествами, а для учителей искусства эти понятия неотделимы, так как они обогащают всю его педагогическую деятельность.

В наших вузах существуют разные мероприятия, цель которых обогатить эстетические знания студентов. Это разного рода кружки по хореографии, музыке и изобразительному искусству. Но занятия по изобразительному искусству, особенно в аудиторной системе и кружках, нельзя заменить ничем.

Чтобы вся полученная информация закрепилась и развилась в процессе педагогической деятельности, надо, чтобы преподаватели были готовы профессионально, на высоком уровне вести занятия и поднять престиж предметов эстетического цикла, а занятия изобразительного искусства должны приобрести самостоятельность наряду с другими видами искусства. В развитых странах школьники больше знают художников и дизайнеров, мастеров прикладного искусства, так как эти художники работают на повседневную жизнь. Там везде на первом месте искусство и дизайн. Вот ответ на то, почему их изделия пока выше наших и общая жизненная культура высокая.

Для того, чтобы лучше видеть состояние развития творчества и следовательно научной деятельности, в 1995-1996 годах диссертантом в республике среди студенческой молодежи художественных вузов и факультетов были проведены социологические исследования «Творчество и научная деятельность в студенческой среде».

Целью социологического исследования «Творчество и научная деятельность в студенческой среде» предполагалась необходимость выяснения мнения студентов и преподавателей, прежде всего по таким аспектам:

1. Каково состояние творчества в студенческой среде?

2. В каких сторонах учебного процесса она больше, а в каких меньше проявляется?

3. Какая часть студентов в целом в художественных вузах и на факультетах предрасположена к более качественному освоению будущей творческой специальности, а какая формализованному подходу в этом деле?

4. Какие причины влияют на снижение творческой активности обучающихся, и, соответственно, что могло бы положительно сказаться на решении этой проблемы?

Данные проведенного опроса показаны в таблице, которые помогли администрации вуза и факультета акцентировать внимание на злободневных проблемах, стоящие перед студенчеством в области творческой и научной деятельности (таблица 19).

Состояние результатов социологического опроса «Творчество и научная деятельность в студенческой среде» /опрошено 200 студентов и 50 преподавателей/

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Асылханов, Ермек Сабырович, Усть-Каменогорск

1. Добкин С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору - М.: Книга, 1985

2. Кудин П., Ломов Б., Митькин Л. Психология восприятия и искусство плаката -М: Плакат, 1987

3. Орехов П.Н. Производственная графика М.: Высшая школа, 1988

4. Фрайнберг Л., Цирулис А. Как мы работаем с плакатом М.: Плакат, 1983

5. Ляхов В.Н. Прикладная графика -В кн. Очерки современного советского искусства. Сб. статей по архитектуре, живописи, графике и прикладному искусству М.: Наука, 19751. Периодические издания

6. Журнал «Творчество, «Декоративное искусство», «Искусство».

7. Художник-оформитель: Сборник статей и материалов. Вып.

8. Нойе вербунг (новая реклама) Издательство ДИ Виртштадт, Берлин

9. Наглядная агитация: Сборник статей и материалов. Вып.

10. Справочник упаковщика. Представительство «Конверта», Хельсинки

11. Тема 2. Композиция в прикладной графике, ее специфика и важнейшие категории.

12. Аксенов К.Н. В помощь начинающему художнику-оформителю М.: Плакат, 1987

13. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции М.: Высшая школа, 1988

14. Шорохов Е.В. Основы композиции М.: Просвещение, 1979

15. Казаринова В.И. Товароведу о красоте и композиции -М.: Экономика, 19786.

16. Авсиян О. Импровизация. // «Юный художник», №7, 1988 Лебедева Е. Декоративная композиция II «Юный художник», №12, 1990

17. Костерин Н.П. Учебное рисование М.: Просвещение, 1980

18. Орехов П.Н. Производственная графика М.: Высшая школа, 1988

19. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации М.: Плакат, 1987

20. Искусство шрифта. Работы московских художников книги 1953-74 М.: Книга, 1977

21. Тема 4. Цветовая гармония в прикладной графике

22. Цвет в полиграфическом издании. Характеристика цвета. Восприятие цвета. Цветовая гармония. Цвет в декоративной композиции.1. Литература

23. Зайцев А. Наука о цвете и живопись М.: Высшая школа, 1968

24. Претье М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Пер. с итал. Вып. 1-Й -М.: Советский художник, 1981

25. Орехов П.Н. Производственная графика М.: Высшая школа, 1988

26. Тема 5. Теория и методика проведения занятий по прикладной графике на занятиях в школе

27. Программа обучения, цели, задачи, содержание, задания. Процесс выполнения задания по прикладной графике на стадии обучения учащихся способам. Методические рекомендации к проведению занятий по прикладной графике.1. Литература

28. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы -М.: Просвещение, 1982

29. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. Вып. I-II пер. с итал. -М.: Советский художник, 1981

30. Пормон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма М.: Легпромиздат, 1987

31. Основы декоративного искусства в школе: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов /под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина -М.: Просвещение, 1981

32. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе -Алматы, Мектеп, 1984

33. Роберт У. Джилл Рисование пером и тушью. Пер. с англ. М.: Высш. школа, 1983

34. Лебедева Е. Декоративная композиция. // «Юный художник», №12, 1990

35. Практические занятия I раздел: Малые печатные формы. Тема. 1. Разработка эскиза марки, спичечной этикетки.

36. Материалы и техника: аппликация, акварель с белилами.

37. Тема 2. Разработка шрифтовой гарнитуры. Цель: составление шрифтовой гарнитуры. Задачи:- выбор шрифта в качестве основы;- стилизация элементов шрифта;- выполнение шрифтовой гарнитуры.

38. Материалы: тушь, гуашь, бумага. Тема 3. Разработка товарного знака.

39. Материалы и техника: тушь, перо, кисть, белила, гуашь.

40. Материалы и техника: темпера, тушь, перо, кисть.

41. Материалы и техника: по выбору студентов.

42. Материалы и техника: акварель с белилами, гуашь.1. раздел. Дизайн упаковки.

43. Тема 1. Художественное конструирование и оформление коробки для конфет, восточных сладостей.

44. Материалы и техника: акварель с белилами, темпера, гуашь.

45. Материалы и техника: темпера, акварель с белилами, кисть. Раздел III. Реклама.

46. Тема 1. Разработка рекламного плаката.

47. Материалы и техника: гуашь, акварель.

48. Тема 2. Разработка орнаментально-шрифтовой композиции (заставка для выставки художников).

49. Материал и техника: темпера, акварель с белилами.

50. Тема, 3. Эскиз рекламного плаката с воспроизведением предметов национального быта или древней символики.

51. Материалы и техника: гуашь с добавлением клея ПВА.1. Литература1. Периодические издания

52. Нойе вернберг (Новая реклам) издательство ДИ Виртштадт Берлин.

53. Художник-оформитель: Сборник статей и материалов. Вып. . М.: Панорама

54. Наглядная агитация: Сборник статей и материалов. Вып. М.: Плакат4. // «Юный художник».5. // «Творчество».6. // «Декоративное искусство»1. Книги

55. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища Древнего Казахстана Алматы, Жалын, 1979-252с.

56. Аксенов К.Н. Рисунок М.: Плакат, 1987 - 192с.

57. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству М.: Просвещение, 1982

58. Добкин С.Ф. Оформление книги М.: Книга, 1985

59. Ивахнова Л.А. Методика выполнения дипломной работы по книжной графике Алматы, 1989 - 36с.

60. Кудин П., Ломов Б., Митькин JI. Психология восприятия и искусство плаката -М: Плакат, 1987

61. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции М.: Высшая школа, 1988

62. Костерин Н.П. Учебное рисование М.: Просвещение, 1980 - 272с.

63. Зайцев А. Наука о цвете и живопись М.: Искусство, 1986 - 158с.

64. Орехов П.Н. Производственная графика М.: Высшая школа, 1988 - 192с.

65. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение пер. с итал. М.: СХ, 1981

66. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. Учебник для вузов М.: Легпромбытиздат, 1987 - 208с.

67. Роберт У. Джилл. Рисование пером и тушью. Пер. с англ М.: Высшая школа, 1983 -344с.

68. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации М.: Плакат, 1987 - 192с.

69. Соловьев С.А. Декоративное оформление М.: Просвещение, 1987 - 144с.

70. Фрейнберг Л., Пирулис А. Как мы работаем с плакатом М.: Плакат, 1983 - 128с.

71. Искусство шрифта М.: Книга, 1977, идя.

72. Шорохов Е.В. Основы композиции М.: Просвещение, 1979 - 303с., илл.

73. Художник-оформитель: Сб. статей и материалов вып.З 0 М.: Панорама, 1998

74. Лебедева Е. декоративная композиция // «Юный художник», №12, 1990

75. Авсиян О. Импровизация // «Юный художник», №7, 1988

76. Структура и содержание факультета повышения квалификации учителей изобразительного искусства

77. Занятия построены с учётом профессиональных интересов работников образования.

78. В программу и учебный план постоянно вносились изменения, дополнения по рекомендации заказчика или конкретной аудитории.

79. Было составлено штатное расписание ФПК, смета расходов, расчёт к смете расходов и прочие документы. Был разработан образец удостоверения для лиц, прошедших ФПК.

80. Представляем программы курса повышения квалификации по специальности «Изобразительное искусство, черчение и декоративно-прикладная деятельность» с дифференцированным подходом слушателей.

81. ПРОГРАММА для учителей по живописи 48 часов Задание №1-8 часов

82. Тематический натюрморт с гипсовой розеткой. Задачи:- выявить возможные варианты композиции;- определить оптимальную точку зрения, наиболее полно раскрывающую образный смысл постановки;- выявить строй постановки посредством выполнения эскизов.

83. Выполнить работу на формате A3. Задание №2 12 часов

84. Тематический натюрморт с гипсовой головой. Задачи:- определить смысловое, цветовое, пластическое содержание постановки;- выявить композиционный центр, возможные цветовые отношения, взаимовлияния цветовых пятен и доминирующих цветов.

85. Выполнить работу на формате A3. Задание №3 20 часов

86. Портрет с руками, с изображением натюрморта, раскрывающего определенную профессию (врач, учитель, рабочий, колхозник и и т.д.)

87. Определить пластические, психологические, цветовые особенности постановки. Выполнить эскиз композиции выявить напряженность цветовых отношений портрета, натюрморта и фона.

88. Выполнить работу в определенном формате не менее А1. Задание №4 8 часов Этюды с натуры. Задачи:- передать цветовое состояние изображаемого;- выявить смысловое содержание модели. Формат по усмотрению слушателя.

89. ПРОГРАММА для преподавателей ХГФ по живописи 68 часов1. Задание №1-8 часов

90. Тематический натюрморт с гипсовой головой. Задачи:выявить композиционный центр;выполнить эскиз постановки с выявлением гармоничности цветовых отношений.

91. Выполнить -задание на холсте.

92. Задание №3 20 часов Портрет с руками. Задачи:выполнить цветовые наброски с различных точек зрения; определить пластическую, цветовую характеристику фигуры, рук, соотношение со смысловой задачей портрета. Выполнить задание на холсте.

93. Задание №4 28 часов Фигура человека в интерьере.определить пластический, психологический, смысловой, цветовой постановки;разработать варианты цветового решения композиции в материале. Выполнить задание на холсте.

94. Рисунок обнаженной женской или мужской модели» 20 часов Задачи:передать динамику движения, устойчивость фигуры; проанализировать анатомическое строение данной модели. Формат №24

95. Материал: карандаш, бумага.образ

96. Материалы: бумага, карандаш, сангина, пастель, уголь.

97. Программа по рисунку учителей педагогических училищ, гимназий и колледжей Республики Казахстан по изобразительному искусству Лекции 4 часа

98. Практические занятия 48 часов1.ая лекция 2 часа

99. Рисунок как основа изобразительного искусства»2.ая лекция 2 часа

100. Роль наброска в художественном образовании» 1-ая тема практических занятий 14 часов1. Рисунок головы человека1. Формат №12.

101. Материалы: бумага, карандаш, сангина, уголь, пастель. Задачи:методические принципы рисунка головы человека;познать закономерность строения и методы изображения деталей головы (глаза, нос, губы, уши).

102. Наброски одетой фигуры человека в движении 2 часа. Материалы: бумага, карандаш, уголь, сангина, пастель, перо, тушь и т.д.1. Формат свободный. Задачи:- изучить принципы выполнения набросков (от общего к частному, от частного к общему);

103. Тема 2. практических занятий 16 часов Рисунок интерьера Формат - 0,5 листа ватмана

104. Материалы: бумага, карандаш, уголь, сангина, соус, пастель. Задачи:- изучить закономерности выполнения рисунка интерьера;- пережать линейно-конструктивные и пространственно-объемные характеристики деталей и целого.

105. Тема 3 практических занятий 16 часов Рисунок одетой фигуры. Формат №24.

106. Материалы: бумага, карандаш, уголь, сангина, пастель. Задачи:- передать пластические особенности фигуры и индивидуальную характеристику.

107. Программа курса «Художественное оформление» Структура курса: Лекций 6 часов Практических - 10 часов Содержание курса:1. Лекции:

108. Изобразительно-выразительные средства оформительского искусства 2часа

109. Шрифт и шрифтовые композиции в оформительской работе 2 часа

110. Комплексная организация интерьера учебного заведения 2 часа. Практические занятия:

111. Разработка эскиза шрифтового плаката, фирменного знака 4 часа Цель: ознакомление с основами шрифтовой композиции, умениеподобрать или создать рисунок шрифта к определенным словам, эмоционально-образное восприятие шрифта.

112. Разработка эскизного проекта художественно-декоративного оформления интерьера учебного заведения 6 часов.

113. Цель: овладение методикой проектирования и техникой выполнения декоративных элементов в комплексе с архитектурой и оборудованием.

114. Программа по декоративно-прикладному искусству преподавателей художественно-графических факультетовп/п Содержание Кол-во часов

115. Возникновение материальной культуры и прикладного искусства (от древнего мира до наших дней) 4

116. Виды прикладного искусства. 2

117. Появление технологического орнамента декора. 2

118. Прикладное и народное искусство 2

119. Прикладное искусство и дизайн. 2

120. Основы композиции: а) свойства формы; б) средства гармонизации; в) виды композиции. 21. Итого: 14

121. Программа по декоративно-прикладному искусству учителей педагогических училищ, гимназий и колледжей Республики Казахстан по изобразительному искусству1. Содержание Кол-воп/п часов

122. Возникновение прикладного искусства на территории Казахстана. 3

123. Особенности орнамента Казахстана 23 Юрта и ее убранство. 24 Бытовые предметы. 25 Одежда, обувь. 2

124. Современные изделия прикладного искусства Казахстана. 11. Итого: 12

125. Программа курса «Мировая художественная культура»: «Взаимодействие видов искусств»п/п Содержание Кол-во часов1.раздел: «Литература и музыка» 10

126. Художественный образ эмоционально-философская основа взаимодействия искусств. 2

127. Образ музыки в художественной литературе (конкретно-исторический аспект программы) 2

128. Философский аспект проблемы: «Образ музыки в художественной литературе» 4

129. Конкретно-исторический аспект проблемы: «Образ музыки в художественной литературе». 21. раздел: «Литература и живопись 4

130. Художник и искусство в художественной литературе (конкретно-исторический аспект проблемы) 2

131. Пейзаж в художественной литературе XIX века (к проблеме жанра) 2

132. I раздел: «Театр как синтетический вид искусства» 6

133. Язык театра (проблемы интерпретации сценического текста). 4

134. Современная драматургия. Проблематика, жанры. 21. Итого: ■ 201. Темы курсовых работ

135. Символика цвета в живописи и литературе.

136. Характера пейзажа в русской живописи и литературе 2-ой пол. XIX века

137. Образ музыки в живописи западноевропейских художников.

138. Образ музыки в поэзии А. Блока.

139. Образ музыки в творчестве Б. Пастернака.

140. Образ музыки в поэзии Н. Заболотского.

141. Образ песни в поэзии Есенина.

142. Драма русской жизни в произведениях Перова и Достоевского.

143. Мифологические сюжеты в живописи и литературе XX века.

144. Синтез творчества М. Лермонтова в поэзии и М. Врубеля в живописи.

145. Театр и литература: проблема взаимовлияния и развития.

146. Прикладное и устное творчество как феномен творческой деятельностичеловека, играющий положительную роль в развитии духовной культуры народов.

147. Практические занятия Тема 1. Притчи и мифы в литературе и живописи XX века. Цель занятия: раскрыть проблему взаимосвязи мифа, притчи с современной литературой и живописью как связь современности и вечности, индивидуальной судьбы и народной. Вопросы:

148. Особенности бытования мифов и притч в современном искусстве.

149. Миф и притча в живописи Ромадина и др.1. Литература:

150. Вейман Р. История литературы и мифология М., 1972.

151. Гачев Т.Ч. Айтманов и мировая литература Фрунзе, 1982.

152. Вагулашвили Э. Сквозь семь огней. Миф в современной литературе, //Лит. обозрение, 1981 №1.

153. Грибанов Б.А. Э Хемингуэй. Герой и время М., 1980.

154. Тема 2. Тема судьбы художника, проблемы творчества в романе Э. Золя «Творчество».

155. Цель занятия: осознание проблемы в конкретно-историческом аспекте, выявление особенностей художественного стиля писателя, средств создания образа главного героя, характера изображения процессов творчества. Вопросы:

156. Образ творческой личности в литературе и живописи (к вопросу возникновения данной темы).

157. Натурализм и импрессионизм в искусстве рубежа веков XIX-XX.

158. Идейно-художественное своеобразие романа Э. Золя «Творчество»:а) основная мысль романа, его прототип и персонаж;б) средства создания образа главного героя (пейзаж, портрет);в) мастерство писателя в изображении процессов творчества.

159. Программа курса «Рыночная экономика: условия, содержание, функции» 14 час.п/п Структура курса Кол-во часов1 2 3

160. Маркетинг. Концепции маркетинга. Маркетинговые исследования. Ценовая политика фирм. Технология ценообразования по коньюктуре рынка. 2

161. Внешняя торговля и платежный баланс. Основной платежный баланс, его значение. Протекционизм и свободная торговля. Почему страны торгуют между собой? Валюта и валютные курсы. Валютные системы. Девальвация. 2

162. Итоговое занятие. «Круглый стол». 41. Итого: 141. Планпроведения курсов по компьютерной графикеп/п Тема Кол-во часов1 2 3

163. Введение. Графические возможности ВА 1С MX (лек) 2

164. Графические возможности ВА 1С MX (пр) 8

165. Графический редактор на ЯМАХЕ 41. Итого: 14

166. ПРОГРАММА по основам народной педагогикип/п Содержание Кол-во часов12 з

167. Введение в курс народной педагогики (этнопедагогика, национальные особенности воспитания) 2

168. История народной педагогики (воспитание в семье, в коллективе и т.д.) 2

169. Воспитание человечности в народной педагогике, национальные традиции и их связь с современными нравственными устоями. 21. Итого: 6

170. ПРОГРАММА курса «Философия искусства и красоты» 12 час I. Проблема материального и духовного в понятиях красоты.

171. Физическое начало как основа в искусстве Античности.

172. Искусство и христианство Средневековья.

173. Гармония материального и идеального Возрождения.

174. Философия и разнообразие стилей в искусстве.1