Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Пальмина, Людмила Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пальмина, Людмила Николаевна, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА Т. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ НАРОДНЫМ РОСПИСЯМ ПО ДЕРЕВУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Социально-экономические и психолого-педагогические основы освоения студентами ФТиП народных росписей по дереву.

1.2. Место и роль ремесла росписи по дереву в профессиональной подготовке будущего учителя технологии.

1.3. Художественная традиция и канон как основы сохранения и развития северных росписей по дереву.

1.4. Анализ истории изучения специалистами народных росписей по дереву Архангельской области.

1.5. Исторический анализ методов передачи опыта изобразительных и трудовых навыков подрастающему поколению.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМИ РОСПИСЯМИ ПО ДЕРЕВУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПЕДВУЗА

2.1. Дидактические принципы и средства обучения будущих учителей технологии северным народным росписям по дереву.

2.2. Формы организации обучения студентов ФТиП педвуза народным росписям по дереву северного региона.

2.3. Ведущие методы обучения будущих учителей технологии народным росписям по дереву Архангельской области.

2.4. Специфические художественно-методические приемы выполнения северных росписей по дереву.

2.5. Содержание экспериментальных практических работ по курсу «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания» (на материале росписей по дереву Архангельской области).

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ФОРМ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАРОДНЫМ РОСПИСЯМ ПО ДЕРЕВУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПЕДВУЗА

3.1. Описание поискового и констатирующего этапов педагогического эксперимента.

3.2. Обучающий этап эксперимента и анализ полученных результатов.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства"

Проблема исследования и ее актуальность: В настоящий момент в северном регионе продолжает возрастать интерес к традиционным народным ремеслам и промыслам. В связи с чем, тщательно изучается наследие декоративно-прикладного искусства (ДПИ). В целях сохранения духовной культуры подрастающего поколения поморов особое внимание уделяется возрождению и развитию традиционных для Русского Севера росписей по дереву.

Согласно государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки учителя технологии и предпринимательства (от 14.04.2000г.) учебный план факультета технологии и предпринимательства (ФТиП) содержит декоративно-прикладное творчество и народные промыслы, которые входят в раздел национально-региональный (вузовский) компонент (ДПП.Р.00) образовательного стандарта. Содержание этого документа включает: Методику обучения художественной обработке материалов. Методику технологической подготовки учащихся в системе дополнительного образования. (ОПД.Ф.04); Декоративно-прикладное творчество. (ДПП.Ф.08). На ФТиП подготовка по основной специальности 030600 Технология и предпринимательство может иметь специализации - культура дома и декоративно-прикладное творчество (030602), художественная обработка материалов (030608), а также декоративно-прикладное творчество (030610) [50].

Вышеуказанные специализации не случайны, так как региональные особенности завоевывают прочные позиции в современном образовании. В результате введения в школьную программу образовательной области «Технология» [140] активизировался процесс освоения традиционных народных ремесел подрастающим поколением. В школе подраздел программы «Художественная обработка древесины» предлагает к изучению различные виды художественной обработки этого материала. Не является исключением и северный регион. В нем также широко используется ДПИ, в том числе и роспись по дереву. Отметим, что изучение и освоение ремесел особенно актуально в период активного развития сферы дополнительного образования и перехода школы на форму полного дня.

К сожалению, в школах часто наблюдается шаблонное отношение к культурному наследию. Слепое копирование, отрыв от канонов и слабое развитие творческих подходов в изучении ремесла приводят к появлению и закреплению на практике приемов изготовления низкопробных, эстетически незначимых изделий («китча»). Кроме того, при анализе школьного обучения отмечена низкая эффективность и наличие методических ошибок в обучении росписи. Возникшая ситуация не может не повлиять на подготовку будущих учителей технологии. Выпускник факультета должен быть готов работать в современных условиях, поэтому в настоящее время требуется безотлагательная разработка научно-обоснованной методической системы обучения народным росписям по дереву.

ДПИ занимает значительное место в художественно-технологической подготовке студентов ФТиП педвузов. Однако проведенный анализ и обобщение научно-теоретических исследований свидетельствует, что в настоящий момент недостаточно разработаны теоретические и методические основы использования народного искусства в подготовке учителей технологии. Преподавание такой учебной дисциплины как роспись по дереву требует разработки содержания обучения, его научно-методического обоснования, практических рекомендаций, а также необходимых пособий для студентов в области овладения искусством народной росписи по дереву. Кроме этого студенты должны овладеть методикой преподавания этого вида ДПИ с учетом региональных особенностей.

К сожалению, подготовка будущего учителя технологии порой идет за счет перегрузки студентов учебным материалом. Возникает необходимость в разработке кратких высокоэффективных учебных курсов. Следовательно, надо искать новые методические подходы в обучении. Во главу учебного процесса, вероятно, следует поставить самообразование.

Данное научное исследование предполагает, что обучение молодого специалиста должно совмещать технологическую и методическую подготовку. Введение на ФТиП педвуза учебного курса «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания» (на материале росписей по дереву Архангельской области) повысит профессиональный и творческий уровень студентов. Такая интеграция создаст условия для эффективного усвоения знаний. При этом образуется не просто количественное соединение элементов предметного цикла, а - новое качество.

Таким образом, можно констатировать, что существует противоречие между реально возникшей потребностью в подготовке учителей технологии, владеющих художественно-технологическими навыками и методическими приемами мастерства росписи по дереву и отсутствием научно-методического обоснования содержания обучения студентов ФТиП педвузов народным росписям по дереву северного региона.

Исходя из этого, проблемой данной работы является разработка, научно-педагогическое обоснование и экспериментальная проверка содержания, форм, средств и методов эффективного обучения студентов ФТиП педвузов народным ремеслам Русского Севера.

Нерешенность этой проблемы отрицательно сказывается на качестве обучения специалистов, поэтому целью исследования является выявление путей и методов повышения художественно-технологической и методической подготовки будущих учителей технологии, способных вместе со школьниками возрождать и развивать традиционные для Севера народные росписи по дереву.

С учетом изложенного выше, была выбрана тема исследования: «Научно-методическое обоснование содержания обучения учителя технологии основам декоративно-прикладного искусства (на материале народных росписей по дереву Архангельской области)».

Методологическую основу данной работы составляют: психологическая теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

В вопросе изучения психолого-педагогических особенностей периода поздней юности мы опирались на исследования Г.С.Абрамовой, М.В.Гамезо,

B.С.Герасимовой, Г.Г.Гореловой, В.Н.Колюцкого, И.Ю.Кулагиной, М.В.Матюхиной, Т.С.Михальчик, В.С.Мухиной, Л.М.Орловой,

C.Д.Смирнова, Л.Д.Столяренко.

Психологическую основу развития творческих способностей личности рассматривают в своих трудах С.М.Бондаренко, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Е.И.Игнатьев, А.Н.Лук, Я.Н.Пономарев, В.С.Ротенберг и др. В своих работах они уделяют внимание обобщению и абстрагированию, рассматривают инвариантность в восприятии пространственных форм, процесс мышления от абстрактного к конкретному и наглядно-образный подход в обучении.

В основе изучения любого вида народного прикладного искусства лежит деятельностный подход. «Деятельностный подход - включение ребенка в разнообразную и продуктивно - значимую деятельность, в ходе которой происходит овладение региональной, общечеловеческой и профессиональной культурой» [30, С.61]. Изучению деятельности как формы общественно-исторического бытия людей, как способа преобразования ими природной и социальной действительности посвящены труды таких ученых как Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Д.Смирнова, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукиной и др.

Для проведения исторического анализа методов обучения в области ДПИ и изобразительного искусства, а также обучения трудовым навыкам с целью осмысления его для разработки методической системы обучения студентов ФТиП педвузов росписям по дереву были изучены работы

A.В.Бакушинского, П.П.Блонского, А.Г.Дубова, С.Е.Игнатьева, В.Ф.Канева,

B.И.Качнева, Н.В.Котряхова, Г.И.Кругликова, С.И.Масленицына, Н.М.Молевой, З.И.Равкина, Н.Н.Ростовцева, В.Д.Симоненко, М.Н.Скаткина,

Д.А.Тхоржевского, Л.Тэдда, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова и др.

В своем исследовании в вопросах художественного воспитания мы опирались на теоретические труды Н.С.Боголюбова, С.Е.Игнатьева, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, Ю.В.Максимова, Б.М.Неменского, В.Н.Полуниной, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой.

Наибольший интерес в работе по теме исследования вызвали диссертации С.Ф.Абдуллаева, В.С.Бадаева, Т.А.Давидовой, В.Ф.Канева, К.Касимова, В.В.Корешкова, К.А.Скворцова, М.С.Соколовой, А.П.Гапбаро- ва, В.А.Герасева, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой. Труды посвящены психолого-педагогическим аспектам формирования творческих способностей обучаемых и методам преподавания различных видов народного ДПИ.

Историко - теоретический анализ проблем народного ДПИ отражен в работах искусствоведов, этнографов и археологов А.В.Бакушинского, В.С.Воронова, В.М.Василенко, М.С.Кагана, А.С.Канцедикаса, М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной, С.Б.Рождественской, Б.А.Рыбакова,

A.Б.Салтыкова, А.К.Чекалова и др.

Искусствоведы-исследователи при изучении Русского Севера как историко-культурного региона большое внимание в своих трудах уделяют вопросам возникновения и развития своеобразных народных росписей по дереву, рассматривают их технологические особенности и художественно-образное содержание. Особый интерес представляют труды Ю.А.Арбата,

B.М.Василенко, В.С.Воронова, С.И.Дмитреевой, С.К.Жегаловой, О.В.Кругловой, А.М.Миловского, В.Н.Полуниной, С.К.Просвиркиной, Т.М.Разиной, Н.В.Тарановской и др., а также диссертационные работы Н.А.Ереминой и И.Н.Ухановой.

Общие концептуальные подходы к пониманию сущности национально-регионального компонента на базе изучения северного региона, национальных особенностей поморов разработаны Т.С.Буториной.

Большую пользу в изучении методико-технологических вопросов преподавания северных народных росписей по дереву оказала программа творческой мастерской, составленная Л.Ф.Тимофеевой, и программа Т.Я.Шпикаловой «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства Русского Севера», на базе которой учителями практиками Л.А.Изместьевой, Н.С.Козловой, Т.Е.Лавровой, Л.В.Пандиной, Л.А.Пузенковой разработаны методические рекомендации по различным видам традиционных росписей северного региона.

Объект исследования: процесс художественно-технологической и методической подготовки по ДПИ будущего учителя технологии.

Предмет исследования: содержание, формы, методы и средства обучения студентов ФТиП педвузов народным росписям по дереву Архангельской области.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также осмысление результатов практики преподавания в Поморском государственном университете им. М.В.Ломоносова г.Архангельска дали основание для выдвижения следующей гипотезы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если разработать эффективную методическую систему, которая будет включать:

• цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания»;

• общедидактические принципы организации учебных, воспитательных и развивающих процессов;

• формы и методы обучения, нацеленные на развитие творческих способностей студентов;

• специально отобранные и адаптированные к современным условиям преподавания традиционные формы и приемы обучения народным ремеслам;

• средства необходимые для обеспечения предлагаемой методической системы, то получим более высокие результаты обучения студентов ФТиП педвузов северным народным росписям по дереву. Данная методическая система должна быть построена на интеграции художественно-технологической и методической подготовки, а также обладать следующими качествами:

- опорой на национальные особенности региона;

- содержанием, построенным на сохранении канонов и традиций как основополагающих принципов развития ремесла;

- системным подходом при изучении ряда северных росписей по дереву;

- нацеленностью на активизацию творческой деятельности студентов;

- использованием структурного анализа декоративных элементов и композиций при изучении росписей;

- тесной структурной связью теоретического обучения с практической деятельностью студентов, где ведущая роль отводится практике.

Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили постановку и решение конкретных задач исследования:

- определить и обосновать место и роль народных росписей по дереву Архангельской области в системе профессиональной подготовки будущих учителей технологии;

- изучить и проанализировать литературу, а также материалы, собранные в экспедиции и программы преподавания росписей по дереву в учебных заведениях региона, с целью научно-теоретического обоснования содержания обучения студентов ФТиП педвузов этому ремеслу;

- проанализировать и обобщить личный опыт преподавания росписи по дереву на ФТиП педвуза;

- выявить место художественной традиции и канона в сохранении и развитии северных народных росписей по дереву;

- проанализировать исторически сложившиеся формы, методы обучения изобразительным и трудовым навыкам и обосновать возможность их оптимального использования для обучения студентов ФТиП педвузов росписи по дереву;

- выполнить анализ истории изучения специалистами народных росписей по дереву Архангельской области;

- провести художественный анализ особенностей выполнения северных росписей по дереву и предложить на его основе эффективные методические приемы подготовки будущего учителя технологии этому ремеслу;

- разработать экспериментальную программу «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания» (на материале народных росписей по дереву Архангельской области), содержание конкретных практических работ по курсу и методические рекомендации к ним;

- определить оптимальные принципы, средства, формы и методы организации обучения росписи по дереву на ФТиП педвузов;

- экспериментально проверить, с целью корректировки, эффективность предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов ФТиП педвуза.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

• теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также анализ литературы, диссертационных работ и разработок по методике преподавания народных росписей по дереву и других видов ДПИ;

• изучение опыта работы народных мастеров;

• изучение и анализ учебных вузовских, школьных и кружковых программ обучения народным росписям по дереву;

• ознакомление с опытом учителей-энтузиастов;

• педагогический эксперимент;

• анализ продуктов творческой деятельности студентов (школьников) на занятиях росписью по дереву;

• тестирование, беседа, интервьюирование.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 1995 по 2003 год в три этапа.

На первом этапе (1995 - 1996 гг.) был выполнен теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Изучался уровень художественно-технологической подготовки студентов на ФТиП педвуза. Анализировалось и оценивалось современное состояние проблемы, определялись теоретические аспекты проблемы и методы исследования. Проводился поисковый эксперимент с целью определения структуры обучения и трудностей в освоении северных графических росписей по дереву.

На втором этапе (1996 - 1997 гг.) продолжался систематический анализ специальной литературы, была организована экспедиционная работа. Проводился констатирующий эксперимент с целью выявления эффективных методических приемов и методов обучения северным графическим росписям по дереву. Разрабатывались методическая и материальная база обеспечения спецкурса. Анализировался интерес студентов относительно различных видов народных росписей. Формировалась рабочая гипотеза, разрабатывалась методика проведения обучающего эксперимента и определялись критерии оценки продуктов творческой деятельности студентов.

На третьем этапе (2002 - 2003 гг.) в ходе обучающего эксперимента была проведена проверка эффективности использования подобранных форм, средств и методов обучения студентов ФТиП педвуза северным народным росписям по дереву. В начале и в конце эксперимента проводилось тестирование студентов экспериментальных и контрольных групп, полученные результаты позволили сравнить приобретенный ими уровень знаний, умений и навыков и, как следствие, оценить эффективность методики обучения. Разрабатывались практические рекомендации. Обобщались, систематизировались и оформлялись результаты экспериментальной работы.

Научная новизна состоит в следующем:

• обоснована необходимость интеграции художественно-технологической и методической подготовки студентов ФТиП педвузов при освоении учебного курса росписи по дереву;

• научно-методически обосновано содержание обучения студентов ФТиП педвузов народным росписям по дереву Архангельской области;

• предложены эффективные методические приемы обучения, построенные на структурном анализе декоративных элементов северных росписей;

• теоретически обоснована и практически подтверждена эффективность организации коллективной творческой работы по северным народным росписям по дереву;

• разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективная методическая система обучения студентов народным росписям по дереву Архангельской области, которая включает: 1) цель, задачи, содержание экспериментальной учебной программы для студентов факультета технологии и предпринимательства педвуза «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания» (на материале росписей по дереву Архангельской области); 2) формы, методы, методические приемы и средства обучения, определяющие условия, в которых процесс обучения росписи по дереву будет проходить наиболее эффективно; 3) опыт апробации методической системы обучения росписи по дереву на ФТиП педвуза и анализ полученных результатов.

• разработаны критерии оценки творческих работ по северным росписям и система педагогических воздействий с целью избежания трудностей при выполнении северных народных росписей по дереву;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1) научно доказана целесообразность использования ДПИ в качестве эффективного средства подготовки студентов ФТиП;

2) внесен вклад в разработку научно-методических основ преподавания ДПИ, разработана система обучения с опорой на структурный анализ декоративного изображения.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть непосредственно использованы в системе профессиональной подготовки учителя технологии, для изучения смежных научно-педагогических проблем обучения студентов различным видам ДПИ, при разработке учебных программ и создании учебных пособий, а также могут оказать практическую помощь учителям технологии и работникам дополнительного образования в проведении занятий по художественной обработке материалов.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, этнографической, психолого-педагогической литературы; применением системы методов, адекватных задачам и логике исследования; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования; личным педагогическим опытом автора.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на факультете ТиП Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова г.Архангельска. Основные выводы и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях: всероссийском семинаре-совещании «Приобщение детей и юношества к народной культуре, традициям, прикладному искусству» в г.Архангельске 11-16 мая 1995 г., областной научно-практической конференции «Народная художественная культура русского Севера в дополнительном образовании детей Архангельской области. Теория и практика» в г.Архангельске 13-15 января 2003 г.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем основного текста - 226 страниц, в списке литературы - 212 работ.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многовековые традиции северных росписей по дереву: мезенской, пермогорской, борецкой, пучужской, ракульской содержат огромный потенциал для творческого развития подрастающего поколения. В результате проведенного анализа было установлено, что региональные особенности завоевывают прочные позиции в современном образовании. Художественная обработка материалов, на базе ДНИ, широко используется в школьной программе по технологии. Кроме этого, освоение ремесел, в том числе и росписи по дереву, особенно актуально в период активного развития сферы дополнительного образования и перехода школы на форму полного дня.

Изучение народного ДПИ создает педагогически целесообразные условия, которые заключаются в том, что дети оказываются заняты общественно полезным, нравственно развивающим и эстетически привлекательным делом. Выполнение народных росписей по дереву позволяет активизировать процесс сохранения, развития и передачи этого традиционного ремесла в Северном регионе. Однако, как показал анализ, возрождение культуры кистевой росписи на современном этапе развития общества связано с рядом трудностей. Они заключаются в наличии методических ошибок в обучении, слепом копировании традиционных образцов, отрыве от канонов и слабой ориентации на творческий подход в изучении ремесла, что приводит к появлению и закреплению на практике приемов изготовления низкопробных, эстетически незначимых изделий.

С целью изменения возникшей ситуации нами была выполнена разработка научнообоснованной методической системы обучения народным росписям по дереву будущего учителя технологии. В результате изучения современного состояния подготовки на ФТиП педвузов была доказана необходимость такой системы, выявлены и определены художественно-исторические условия для занятий народными росписями в Архангельском регионе. Место ремесла росписи определяется, прежде всего, наличием национально-региональных особенностей и социальным значением этого вида

ДЛИ. Его роль заключается в передаче народных традиций художественного освоения действительности, что способствует всестороннему и творческому развитию обучаемых. Необходимость и возможность изучения северных росписей по дереву будущими учителями технологии подтверждается не только исследованием, но и определяется государственным образовательным стандартом для ВУЗов.

Социально-экономические условия всегда влияют на подготовку педагогических кадров, что, прежде всего, отражается на содержании образования и как следствие на формах, методах и средствах обучения. Историческое развитие России всегда было связано с многонациональной структурой. В условиях стабильного общества национальная идентичность практически не проявляется. С распадом СССР проявилось стремление к поиску национальной уникальности и самобытности. Не был исключением и Европейский Север нашей страны.

Декоративно-прикладная работа объединяет в себе познавательное, художественное и трудовое начало, являясь средством для получения политехнических и общетрудовых знаний, умений и навыков. В результате чего выпускники факультета осваивают технологическую подготовку с опорой на художественное развитие. В диссертации приведена деятельностная характеристика студента ФТиП педвуза.

Данное исследование нацелено на повышение художественно-технологической и методической подготовки будущих учителей технологии, способных вместе со школьниками возрождать и развивать традиционные для Севера народные росписи по дереву. Поэтому была проанализирована искусствоведческая литература по проблемам ДНИ в целом и вопросам возникновения, развития, технологического и художественно-образного своеобразия северных росписей.

Труды специалистов в области народных росписей по дереву Архангельской области помогли нам на базе историко-культурных аспектов и художественных характеристик ремесла раскрыть методико-технологические особенности обучения этому промыслу. Используя основные положения для анализа современной учебно-методической литературы, было установлено, что в ней порой не учитывается базовых исторических подходов в освоении северных графических росписей, что отрицательно влияет на качественный уровень передачи ремесла подрастающему поколению. Проведенный анализ позволил сделать ряд важных выводов:

- методические подходы в обучении росписи должны базироваться на исторически достоверных фактах изучения ремесла и правильном понимании роли художественной традиции и канона в его развитии;

- системный подход, включающий одновременное изучение нескольких северных графических росписей по дереву, обоснован общностью их художественно-технологических особенностей, а также национальными традициями, тесно объединяющими их между собой;

- в методических разработках слабо используется структурная основа декоративных элементов росписей и их композиций, при чем такой подход благоприятно отражается на качестве обучения и активизации творческой деятельности обучаемых;

- в педагогической практике существует кистевой (работа от пятна) и контурный подход в методике обучения росписи (использование карандашной или кистевой линии), который неразрывно связан с графической основой северных росписей и должен включать в себя структурную основу, базирующуюся на форме кистевого мазка.

С целью обоснования содержания обучения учителя технологии народным росписям по дереву Архангельской области были изучены исторически существовавшие приемы росписи и методы обучения изобразительным и трудовым навыкам. Некоторое технологическое и художественное сходство иконописи и древнерусских рукописных книг с росписью по дереву позволило расширить область для педагогического анализа. Особый интерес вызвало следующее:

- обучение рисованию буквиц-инициалов и заставок строилось на копировании образцов;

- скорописный характер изображения достигался мастером за счет одновременного выполнения ряда тождественных элементов;

- технологическая последовательность метода «починки» икон, в частности приемы снятия контурного изображения;

- использование «прорисей» (трафаретов в росписи) в работе над иконой;

- предметнодидактическая система практической помощи учеником мастеру, при этом он обучался методом приглядывания;

- предметный метод обучения, при котором, начиная с копирования икон, обучаемый постепенно переходил к самостоятельному творчеству;

- разделение трудовых операций между художниками, построенное на расчлененности художественного процесса;

- методическая последовательность обучения от простого к сложному, включавшая: рисование «трав», орнаментов, фонов, основных изображений.

При всем этом необходимо отметить, что предопределенность в потомственном выборе ремесла способствовала формированию художественного вкуса обучаемых, который базировался на традициях промысла.

В диссертации рассмотрены основные приемы педагогического воздействия характерные для трудового воспитания детей в поморской семье:

- метод повторного выполнения заданий (переделки работы);

- приемы осуществления контроля (в процессе работы и по ее завершению);

- методы поощрения и похвалы;

- прием комплексного художественно-творческого освоения ремесла, а не обучение отдельным операциям и однообразным поделкам.

Существовало два звена традиционной системы обучения ремеслу: у себя в семье и у мастера в учениках. Формы и методы обучения промыслу опирались на принцип посильности и наглядности и включали:

- обучение в игровой деятельности через самостоятельное изготовление игрушек;

- передачу информации устно-зрительным путем от старших младшим;

- безусловное следование указаниям мастера;

- последовательность обучения от копирования к самостоятельному творчеству (1 этап: заготовка красок, подготовка инструмента, грунтовка и тонирование; 2 этап: работа по образцу или совместно с мастером; 3 этап: выполнение изделия полностью самостоятельно).

При подготовке мастеров в современных условиях на фабрике «Беломорские узоры» преобладает метод индивидуального обучения, по возможности используется опыт работы потомственных мастеров, проводятся конкурсы персональных работ. Практикуется комплексное изучение всех разновидностей изучаемого ремесла, обучение стилизации природной формы.

Следует отметить, что образцы в росписи являются не просто наглядным материалом, а ведущим источником информации, поэтому без их копирования на начальном этапе обучения ремеслу не обойтись. Опыт преподавания на факультете показал, что бессмысленное копирование учит владеть инструментом, вырабатывает графические умения и навыки, но слабо развивает чувство формы, пластику движений, не придает осмысленности практическим действиям. Поэтому орнаменты должны не просто срисовываться, а изучаться на базе использования структурной основы декоративных элементов, их связок и композиции в целом. Это особенно важно, так как рассматриваемые нами северные росписи по дереву имеют графическую основу.

В диссертации изучены особенности обучения изобразительной деятельности на базе реалистического искусства (А.Дюрер, И.Г.Песталоцци, И.Шмидт, П.Шмид, Дюпюи, Л.Тэдд, А.П.Сапожников, П.П.Чистяков, Д.Н.Кардовский, Н.Н.Ростовцев). Некоторые из них находят отражение и в процессе освоения ДНИ. При разработке методической системы обучения студентов ФТиП народным росписям по дереву были использованы следующие обобщенные положения:

- при копировании образцов следует проникать в суть увиденного (понимать структурную основу декоративного изображения);

- работать не от частей, а от общей формы (видеть композицию в целом);

- переходить от повтора к самостоятельному творчеству;

- вариативность упражнений и другие требования к ним;

- новое задание обучаемый должен получать только после усвоения предыдущего;

- метод упрощения формы способствует анализу натуры;

- широко использовать метод наглядности, практического показа, упражнения и художественные просмотры.

Особый интерес вызвали элементы «геометрального» метода рисования, рисования по клеткам (по точкам), в которых геометрические фигуры лежали в основе изображения, присутствовали вспомогательные пропорциональные деления, структурная основа и базовые точки в изображении. Геометрическая основа свойственна декоративным элементам графических росписей по дереву. Использование окружностей помогает понять художественную форму северного узора и изобразить декоративный элемент, мысленно воссоздавая его структурную основу.

В содержании работы были отмечены традиции коллективности труда на Руси. Рассмотрены французская и шведская системы трудового обучения, предметно-опреционная система (К.Ю.Цируля), «русская» операционная (Д.К.Советкина), особенности обучения в «трудовой» и «иллюстративной школе» (по комплексной системе). Учитывая, что изготовление декоративно-прикладного изделия требует от создателя творческой самостоятельности и ручной умелости одновременно, то прямое заимствование одной из них, на наш взгляд, не рационально. Традиционно наиболее близка к ремесленному обучению оказалась предметная система.

В диссертации рассмотрены особенности фронтальной организации учебной деятельности и традиционный для трудового обучения метод инструктирования, отмечены отличительные особенности оценки работ на занятиях изобразительным искусством и трудом, в первом случае - это коллективные просмотры, в другом - балловая оценка, имеющая четковыраженные критерии.

Одним из первых о методах преподавания ДПИ в системе дополнительного образования написал А.С.Хворостов, который отметил, что обучение должно начинаться с учебных заданий по образцам, затем учащиеся могут работать над созданием творческих композиций. Он подчеркнул важность промежуточных и итоговых художественных просмотров, экскурсий в музеи и центры народных промыслов, а также выявил необходимость учета интереса обучаемых благодаря самостоятельному выбору объекта труда. Ученый отметил, что мастер должен уметь исправлять ошибки допущенные учениками и координировать временную неравномерность при выполнении ими работ.

Анализ программы школы народных ремесел г.Архангельска показал, что при обучении используется система тренировочных упражнений, работа по старинным образцам и фотографиям. При таком подходе обучаемые постепенно переходят к заданиям творческого характера на развитие традиций ремесла.

Являясь основой сохранения и развития ремесла, художественная традиция и канон влияют на содержание и методику обучения росписи. Разработка методической системы опиралась на следующие положения: «канон» -определяется свойствами самого материала, живет благодаря своей технологичности и высокой обобщенности художественного образа. Это канва, поняв и освоив которую можно видеть и чувствовать художественное ремесло, постигнув изнутри язык искусства росписи по дереву, получить возможность творческого самовыражения. «Традиция» - есть действующий процесс освоения, варьирования и развития художественного опыта в новых исторических условиях. Она динамична и обладает оценочным компонентом. Главный вывод заключался в том, что традиция - это эстетически верное направление для развития творческого подхода в освоении северных народных росписей по дереву. Канон в них сохраняется и живет именно благодаря традиции, как вектора движения в развитии промысла.

В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы и личного опыта работы со студентами были отмечены характерные для периода поздней юности черты, положительно влияющие на процесс подготовки студента ФТиП к дальнейшей профессиональной деятельности в качестве учителя технологии, владеющего техникой выполнения и методикой обучения народной росписи по дереву. В этот возрастной период возможно творческое совершенствование всех профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, так как физические свойства и высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства достигают максимума в своем развитии. Это отвечает интеграции художественно-технологической и методической подготовки студентов в рамках освоения промысла.

В освоении любого ДЛИ лежит деятельностный подход, поэтому в работе рассмотрена структура художественно-технологической деятельности. Принцип поэтапности исполнения элементов росписи, эскиза декоративной композиции, технологии изготовления и оформления изделия отражает основу процесса деятельности, состоящую из отдельных практических действий и операций.

На основе научно-теоретического анализа была разработана методическая система подготовки студентов ФТиП педвузов к освоению росписи по дереву, которая опиралась на общедидактические принципы, предложенную классификацию средств обучения и включала специальноотобранные эффективные формы и методы организации учебной деятельности студентов. Исторически обоснована индивидуальная форма подготовки. Однако современная система образования не позволяет использовать ее в полной мере, поэтому было уделено внимание способу обучения в парах и даны подробные рекомендации по организации коллективной творческой работы, проанализированы ее достоинства и возможные трудности использования. Предложенные этапы коллективной работы обусловлены технологической разделимостью процесса выполнения росписи.

В работе рассматриваются лишь ведущие методы обучения росписи по дереву, которые имеют глубокие исторические корни и обоснованы выводами выполненного научно-теоретического анализа: метод упражнения; работа с репродукциями, фотографиями и объектами ДЛИ; практические работы; метод демонстрации; метод художественного просмотра. А также познавательная игра, так как знакомство студентов с игровыми формами проведения занятий по росписи для школьников имеет историческое обоснование.

Предложенные специальные методические приемы обучения студентов базируются на художественно-технологических особенностях северных росписей. При их разработке учитывалось, что основной состав обучаемых на ФТиП (по результатам тестирования) не обладает высоким уровнем развития художественных способностей. Этим была обусловлена необходимость подбора методических приемов, дающих возможность не только повысить эффективность, но и доступность обучения ремеслу. Приемы опирались на особенности зрительного восприятия декоративных элементов и композиций. Было установлено, что изучение структурной основы элементов позволяет студентам быстрее переходить от воспроизводящей деятельности (на основе копирования образцов) к творческому процессу создания художественных вариаций и импровизаций.

Опыт преподавания показал, что полезно учить студентов «читать» элемент, то есть видеть не только внешний контур изображения, но и его внутреннюю конструкцию, которая построена на основе добавления (наращивания) красочных пятен к базовой форме. Технологические особенности исполнения элементов связаны с конструктивной, структурообразующей функцией кистевого мазка. Разработанные методические приемы нацелены на то, чтобы обучаемые умели не просто смотреть на образец росписи, а учились художественно осмысливать увиденное.

Развитие у студентов умения целостного видения достигалось с помощью композиционных схем старинных образцов предметов быта (прялок). Проведенный художественный анализ традиционных образцов росписи выявил высокую вариативность северных расписных композиций, которая образуется в результате асимметричности основных (базовых) элементов росписи, а также благодаря образованию новых декоративных единиц на основе группирования элементов узора по принципу подобия. Внимание студентов обращается на пропорциональные отношения в элементах, особенности ритмического порядка и условную (динамическую) симметрию в растительных мотивах росписи.

В работе предложена методика обучения студентов приемам стилизации и художественной вариации, рассмотрены особенности зрительного восприятия отношения элементов и фона в росписи, возможность использования ассоциативных связей декоративных образов с живой природой. Визуальное восприятие фона в художественной композиции достаточно важный момент, так как северные росписи по дереву обладают ярковыраженной особенностью - «ковровым» характером расписного узора.

Анализ ошибок, допускаемых студентами при изображении декоративных элементов росписи, позволил обнаружить, что среди наиболее типичных - нарушение пластичности формы и использование синтезирующего контура. Студенты быстрее и качественнее начинают рисовать декоративное изображение, если они знакомятся со структурностью элементов северной росписи. Условно-выделенные опорные точки в элементе несут большую визуальную информацию и позволяют понять развитие его формы.

Использование структурного анализа декоративных элементов и композиций в обучении, закладывает базу для самообразования и творческого развития студента. Этот анализ имеет педагогический смысл вхождения в традицию. Он связан с подготовкой студентов к восприятию изобразительного наследия мастеров прошлого, развитием у обучаемых художественных умений и навыков.

В результате научно-теоретического и методического анализа по проблеме исследования была разработана экспериментальная программа обучения студентов ФТиП педвуза: «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания» (на материале росписей по дереву Архангельской области), ведущее место в которой отводится практике. В работе раскрываются цели и содержание практических заданий, даны подробные методические рекомендации к их проведению. Содержание практических работ по курсу наглядно отображено в иллюстрированном учебном плане.

Программа включает изучение элементов методики преподавания росписи по дереву в процессе непосредственного освоения ее художественно-технологических особенностей, что способствует повышению уровня профессиональной подготовки и росту творческой активности студентов.

Эффективность разработанной методической системы была проверена экспериментальным путем. Исследование проводилось на IV курсе ФТиП ПГУ им. М.В.Ломоносова г.Архангельска в три этапа: поисковый (1995-1996 гг.), констатирующий (1996-1997 гг.) и обучающий (2002-2003 гг.).

Первый этап эксперимента носил поисковый характер, определялись трудности, возникающие при обучении студентов северным графическим росписям по дереву. Велся отбор содержания учебных занятий, проводились пробы в выборе методов и приемов обучения, определялся объем часов на выполнение каждого практического задания с учетом уровня подготовки обучаемых на факультете. Анализировался интерес, проявляемый студентами к отдельным видам северных росписей.

На втором этапе была организована экспедиционная работа в Котласский район Архангельской области. Шла апробация и коррекция тестовых заданий для выявления уровня художественно-технологических знаний, умений и навыков. Организовывалась материально-техническая база, корректировалась программа спецкурса. Совершенствовалась система учебных занятий. Были разработаны и частично апробированы тестовые задания для проверки начального и приобретенного уровня художественно-технологических знаний, умений и навыков студентов.

Третий этап эксперимента носил обучающий характер. Методом тестирования изучался начальный уровень художественно-технологической подготовки студентов ФТиП педвуза, формировались экспериментальные и контрольные группы. В первых обучение велось по экспериментальной программе «Народная роспись по дереву с элементами методики преподавания» (на материале росписей по дереву Архангельской области) с использованием теоретически обоснованной методической системы.

Проводились начальный, промежуточный и итоговый срезы. Велась обработка полученных статистических данных. Для анализа продуктов творческой деятельности студентов были разработаны критерии оценки по трехуровневой системе (высокий, средний, низкий), которые включали: подбор цветовых тонов, качество заливки элементов красками, пропорциональность отношения цветовых масс, качество обводки элементов росписи, качество оживки и расштриховки элементов росписи, композиционное решение, размер (масштабность) элементов, характер связи между элементами, плотность заполнения поверхности элементами, форма элементов, уровень самостоятельности, последовательность выполнения работы.

Сравнительные результаты промежуточного и итогового срезов на этапе обучающего эксперимента показали успешность подготовки студентов по предложенной программе учебного курса, и позволили сделать вывод, что на уровень профессиональной подготовки будущих учителей технологии положительно влияют следующие особенности обучения графическим росписям по дереву северного региона:

• комплексный подход (единство художественно-технологической и методической подготовки);

• изучение истории возникновения и развития росписей по дереву Архангельской области с опорой на художественную традицию и канон, как основополагающие принципы развития ремесла;

• системный подход при изучении ряда северных росписей;

• исторически обоснованные педагогической практикой и специально отобранные формы и методы обучения, среди которых достаточно важное место отводится коллективной форме работы при выполнении творческих заданий;

• специально разработанные методические приемы обучения, построенные на особенностях визуального восприятия декоративных элементов северных росписей по дереву;

• использование приемов активизации творческой деятельности (работы в материале на ранних этапах обучения росписи, вариативность заданий);

• использование структурного анализа построения элементов и композиций, который способствует осознанному освоению учебного материала и развитию творческих способностей обучаемых;

• обучение студентов приемам стилизации природных форм и художественной вариации, зрительному восприятию элемента и фона в росписи, а также созданию ассоциативных связей с живой природой;

• тесная структурная связь теоретического обучения с практической деятельностью студентов, где ведущая роль отводится практике.

На основе полученных в эксперименте данных можно сделать заключение, что предложенная методическая система обучения будущих учителей технологии северным росписям по дереву способствует повышению их профессионального, художественно-технологического уровня и росту творческой активности.

В данном исследовании получены следующие результаты: 1. С учетом социально-экономических предпосылок и психолого-педагогических основ, опираясь на исторический анализ методов передачи опыта изобразительных и трудовых навыков подрастающему поколению, было обосновано содержание обучения будущего учителя технологии росписям по дереву Архангельской области и разработана методичеекая система, развивающая основа которой заложена в художественных традициях и канонах ремесла.

2. Опираясь на художественные особенности северных росписей, а также опыт преподавания на ФТиП педвуза, был отобран и систематизирован необходимый материал для учебных занятий со студентами по спецкурсу. Содержание данного материала систематизировано на базе комплексного подхода и системного изучения видов росписи, апробировано в ходе экспериментальных занятий.

3. В ходе исследования были научно обоснованы и апробированы формы, методы и приемы, базирующиеся на основных дидактических принципах, которые обеспечивают наиболее эффективное решение задач подготовки будущего учителя технологии по основам северных народных росписей по дереву.

4. Были предложены специальные методические приемы обучения с использованием структурного анализа элементов и композиций, базирующиеся на особенностях их зрительного восприятия, описана методика проведения работы по стилизации природных форм и варианты игровых ситуаций на занятиях, разработана методика организации коллективных творческих работ по северным графическим росписям.

5. Прошла апробацию экспериментальная программа обучения студентов ФТиП народным росписям по дереву Архангельской области, которая сопровождена иллюстрированным учебным планом, содержащим примеры практических работ адоптированных для обучения будущих учителей технологии и методическими рекомендациями к ним. Полученные результаты говорят о ее эффективности. Повысился уровень художественно-технологической подготовки и творческой активности обучаемых. Интеграция технологической и методической подготовки способствовала росту уровня профессиональной подготовки и мотивации к приобретению навыков ремесла.

6. Выполнен анализ ошибок, допускаемых студентами на различных технологических этапах исполнения северных росписей по дереву, установлены причины их возникновения и даны практические рекомендации по оказанию педагогической помощи обучаемым.

7. Были разработаны тестовые задания для проверки различных художественно-графических знаний, умений и навыков, которые могут быть использованы не только для фиксации их уровня развития, но и в качестве обучающих заданий и упражнений для студентов и школьников.

8. Определен комплекс критериев для анализа художественно-творческих работ студентов по графическим росписям, разработанный по трехуровневой системе: высокий, средний и низкий уровень.

Разработанная методическая система и полученные результаты могут оказать реальную помощь в обучении студентов и школьников графическим росписям по дереву Архангельской области.

Данное исследование не является исчерпывающим, оно может служить основой для дальнейшего изучения особенностей обучения росписям по дереву различных возрастных групп, в условиях дошкольного, школьного, вузовского и дополнительного образования.

Методические разработки могут быть продолжены в направлении расширения и конкретизации приемов обучения студентов отдельным видам северных росписей по дереву, углубления дидактических основ изучения их цветового состава и отличительных художественно-стилистических особенностей. Проведенный в данной научной работе теоретический анализ позволяет выполнить комплексную разработку методических пособий по каждой из представленных в работе росписей.

227

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пальмина, Людмила Николаевна, Москва

1. Абдуллаев С.Ф. Теоретические и методические основы использования народного ДПИ Узбекистана в подготовке учителей изобразительного искусства.: Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. - М., 1988. - 221с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -624с.

3. Аверина Г.С., Шелепеева О.Н. Мезенская роспись. Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1992. - 54с.

4. Аверина Г.С., Шелепеева О.Н. Павла мастерица из Борка // Памятники Архангельского Севера / Сост. Л.А. Куратов. - Архангельск: СевероЗападное книжное издательство, 1991. - 286с.

5. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 176с.

6. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией: Сб. науч. трудов МГПУ им.В.И.Ленина / Отв. ред. Е.В.Шорохов. М.: «Прометей», 1994. - 302с.

7. Алферов Л.Г. Технологии росписи: Дерево. Металл. Керамика. Ткани. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 348с.

8. Арбат Ю.А. Русские народные росписи по дереву. М.: Изобр. искусство, 1970.- 199с., ил.

9. Арбат Ю.А. Шесть золотых гнезд. М.: Московский рабочий, 1961. -232с.: ил.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Изд. «Прогресс», 1974.-392с.: ил.

11. П.Архангельская область: социально-экономическое развитие, история, культура, образование / Под ред. Лукина Ю.Ф. Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1999. — 273 с.

12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 367с.

13. Бабушкины уроки: Художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе / Н.И.Рогозина, О.Т.Попова, Н.А.Загайнова и др.; под ред. Т.Я.Шпикаловой. Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1997. -240с.

14. Бадаев B.C. Народное искусство в содержании художественного образования в школе. М.: Изд-во «Прометей» МГЕГУ, 2003. - 176с.

15. Бадаев B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей к изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов (На материале хохломской росписи) .: Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1995.- 198с.

16. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925.-240с.

17. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. - 112с.

18. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование, 2002. -112с.

19. Белов A.A., Гвоздев Е.М. Композиция в декоративно-прикладном искусстве. С-Пб.: Образование, 1992. - 88с.

20. Белянина Е.Г. Проблемы и тенденции становления национальной идентичности // Россия: 10 лет реформ. Социально демографическая ситуация. XI ежегодный доклад / Под. ред. Н.М.Римашевской. М.: 2002. - С.327-338.

21. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1 / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 304с.

22. Боголюбов Н.С. Преподавание с учетом инновационных процессов // Декоративно-прикладное искусство в школе. Сборник статей / Отв. ред. П.Г.Демчев, Г.В.Черемных. -М.: Век книги, 2002. С.3-7.

23. Боголюбов Н.С. Преподавание с учетом инновационных процессов // Декоративно-прикладное искусство в школе. Сборник статей / Отв. ред. П.Г.Демчев, Г.В.Черемных. М.: Век книги, 2002. - С.3-7.

24. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. Краснодар: Центр педагогической ин-новатики, 1992. - 27с.

25. Боголюбов Н.С. Структура мастерства художника // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей / Отв. ред. В.Л.Матросов. М.: Прометей, 2003. - С.385-386.

26. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л.: Сов. художник, 1968. - 160с.: ил.

27. Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт. М.: Изд-во стандартов, 1989. -192с.

28. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. — 256с.: ил.

29. Буторина Т.С. Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области). Архангельск: Изд-во ПМПУ им. М.В.Ломоносова, 1994. - 83с.

30. Буторина Т.С. Педагогическая регионология: Научно методическое пособие. - Архангельск: АО ИППК, 2000. - 68с.

31. Буторина Т.С. Учебный план школы с национально-региональным компонентом как способ интеграции в европейскую систему образования. Архангельск: Изд-во ПМПУ им.М.В.Ломоносова, 1993. - 14с.

32. Варцава P.M. Содержание и методы преподавания (художественной) керамики на художественно-графических факультетах педагогических институтов.: Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М-, 1989. -273с.

33. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М.: Сов. художник, 1974. - 294с.: ил.

34. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII XX вв. -М: Изд. Моск. ун-та, 1960. - 181 е.: ил.

35. Вишневская В.М., Каплан Н.И., Буданов С.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.: Коиз, 1956. - 258с.: ил.

36. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Т.Я.Шпикалова, М.А.Некрасова, Г.А.Покровская, Н.Д.Бордюг; под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 е.: ил.

37. Возрастная и педагогическая психология / М.В.Гамезо, М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик и др.; под ред. М.В.Гамезо. М.: Просвещение, 1984. -256с.

38. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова, Л.М.Орлова. М.: Пед. общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. - 272с.

39. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. - 88с.

40. Волков И.П. Цель одна дорог много (Проектироование процессов обучения): Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. -159с.: ил.

41. Волкова Е.В. Трудовое воспитание детей в семье. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1960. - 152с.

42. Воронов B.C. Крестьянское искусство. М.: Гос. изд-во, 1924. - 140с.: ил.

43. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-326с.

44. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

45. Выготский JI.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. -М: Педагогика, 1991. -479с.

46. Гапбаров А.П. Подготовка студентов педагогического вуза к трудовому обучению на основе народных промыслов. : Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -Чарджоу, 1990. 177с.

47. Герасев В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения.: Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Челябинск, 1995. - 208с.

48. Горячева И.А. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. - 64с., вкладка.

49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для подготовки учителя технологии и предпринимательства / Сост. Учебно-методическое объединение вузов РФ по пед. образованию. -М.,2002. 22с.

50. Гренберг Ю.И. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV XIX вв. - С-Пб.: Наука, 1995. - Т. 1. - 448с.

51. Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение, 1987. - 48с.: ил.

52. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -424с.

53. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. М.: Высшая школа, 1972. - 248с.: ил.

54. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования // Сборник науч. трудов / Ред. В.В.Корешков, Н.С.Боголюбов. М.: Изд-во «Прометей», 1995. -70с.

55. Демчев П.Г. Система графической подготовки студентов ХГФ при изучении основ декоративно-прикладного искусства // Научные труды Mill У.

56. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей / Отв. ред. В.Л.Матросов. -М.: Прометей, 2003. С.383-385.

57. Диалектика и теория творчества / Под ред. С.С.Гольдентрихта, А.М.Коршунова. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 200с.

58. Дмитреева С.И. Мезенские прялки: К вопросу о происхождении мезенской росписи // Советская Этнография. 1988. - Вып.1. - 174 с.

59. Дубов А.Г. Практические занятия в учебных мастерских: Методическое пособие для преподавателей труда V-VII классов. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1957. - 204с., приложение.

60. Еремина H.A. Бытовая роспись крестьянского жилища Русского Севера второй пол. XIX нач. XX вв. (по материалам Архангельской области, бассейнов рек Мезени, Пинеги, Ваги): Дис. на соиск. ученой степени канд. искусствоведения. - Л., 1989. - 117с.

61. Жегалова С.К. Роспись по дереву: Русское декоративное искусство / Под ред. А.И.Леонова. М.: Изд. Акад. Художеств СССР, 1965. - Т.З. - 424с.

62. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1984. -176с.: ил.

63. Журкин A.A. Художественно-оформительская деятельность: Учеб. пособие. С-Пб.: Изд-во «ЛЮБАВИЧ», 1996. - 108с.: ил.

64. Заикин Н.И., Заикина Н.Е. Сознательное мировоззрение. Генодрево: Теория. С-Пб.: Спец. литература, 1998. - 288 с.

65. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись / Отв. ред. А.В.Щербаков. М.: Искусство, 1986.- 158с.: ил., 31л. ил.

66. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. М.: Педагогика, 1989. - 208с.: ил.

67. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие В творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 26с.

68. Избранные психологические произведения / В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.А.Леонтьев, А.В.Петровский.; под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1983.-Т.2.-318с.

69. Изместьева JT.А. Борецкая роспись: Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера». Архангельск: АО ИППК, 1994. - 48с.

70. Изместьева Л.А. Мезенская роспись: Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера». Архангельск: АО ИППК, 1992. - 32с.

71. Исследование проблем психологии творчества / Я.А.Пономарев, И.Н.Семенов, В.К.Зарецкий и др.; под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1983.-336с.

72. Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961. - 160с.: ил.

73. Каменская М.Н. Роспись по дереву: Русское декоративное искусство / Под ред. А.И.Леонова. М.: Изд. Акад. Художеств СССР, 1963. - Т.2. - 696с.

74. Каменский A.A. О смысле художественной традиции // Сб. статей. Критерии и суждения в искусствознании. М.: Сов. худ-к, 1986. - С.215-253.

75. Канев В.Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства.: Дис. на соиск. ученой степени доктора пед. наук. М., 1995. - 234с.

76. Канцедикас A.C. Искусство и ремесло. М.: Изобр. школа, 1977. - 87с.: 16л.ил.

77. Канцедикас A.C. Народное искусство. М.: «Знание», 1975. - 56с., 8с. вкладка.

78. Капланова С.Г. Как рисуют дети: Экспериментальные исследования. -С-Пб.: Наука, 1995.-56с.

79. Качнев В.И. Дидактические системы трудового обучения школьников // Трудовая подготовка учащихся общеобразовательных школ СССР и ВНР /

80. Сборник науч. тр. / Отв.ред. П.Р.Атутов. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. -92с.

81. Коваленко В.И. Подготовка учителей труда по основам технической эстетики (на примере обучения основам композиции во взаимосвязи с остальными факторами формообразования). : Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1979. - 31 Ос.

82. Козлова НС. Пучужская роспись: Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера». Архангельск: АО ИППК, 1993. - 32с.

83. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественноо-эстетической организации среды.: Дис. на соиск. ученой степени докт. пед. наук. М., 1994. - 371с.

84. Котряхов Н.В. Ручной труд в дореволюционной русской школе // Школа и производство. 1994. - Вып.6. - С. 15-17.

85. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. -480с.

86. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины: Альбом. М.: Изобр. искусство, 1987. - 126 ил.

87. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. - 256с.: ил.

88. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.

89. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128с.

90. Курс начального рисования: Издание императорского общества поощрения художеств // Тетрадь III-я Рисование листьев, цветов и орнаментов / Сост. Е.А.Сабанъевым. С.-Петербургъ: Печатня Р.Голике, 1900.

91. Кушнир A.M. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. 2001. -Вып.1. - С.50-65.

92. Лаврова Т.Е. Пермогорская роспись: Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера». Архангельск: АО ИППК, 1994. - 32с.

93. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). -М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. 135с., ил.

94. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Полит, литература, 1976. - 144с.: ил.

95. Лында A.C. Методика трудового обучения. М.: Просвещение, 1977. -232с., ил.

96. Лямин И. Вторая жизнь дерева. М.: Лесная промышленность, 1970. -134с.

97. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. -159с., ил., 8л. ил.

98. Марченко И.В. Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену.: Автореферат на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1999. - 16с.

99. Масленицын С.И. Положительный опыт работы художника-профессионала с мастерами народных промыслов // Проблемы народного искусства / Под ред. М.А.Некрасовой, К.А.Макарова. М.: Изобр. искусство, 1982. - С.82-93.

100. Масленицын С.И. Ученичество в народном искусстве // Проблемы народного искусства / Под ред. М.А.Некрасовой, К.А.Макарова. М.: Изобр. искусство, 1982.-С.101-112.

101. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 240с.

102. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 77с., ил.

103. Методика обучения учащихся технологии / Под ред. В.Д.Симоненко. -Брянск: Изд-во ИГПИ, 1998. 296с.

104. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин / Под ред. Д.А.Тхоржевского. М.: Просвещение, 1982. - 286с.

105. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 252с.

106. Мидовский A.C. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1994. - 398с.: ил.

107. Мидовский A.C. Скачи, добрый единорог. М.: Дет. литература, 1983. -191с.: ил.

108. Мир детства: Юность / М.В.Антропова, А.К.Громцева, Р.К.Гурова и др.; под ред. А.Г.Хрипковой. М.: Педагогика, 1991. - 256с.

109. Михнюк Н.С. Рисунок и методика его преподавания. Красноярск: Изд-во Красноярского ин-та, 1988. - 129с.: ил.

110. Ш.Молева Н., Белютин Э. П.П.Чистяков теоретик и педагог. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1953. - 228с.: ил.

111. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 416с.

112. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. -27с.

113. Мурий Б.О. Формирование оценочно-диагностических умений у будущих учителей трудового обучения.: Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Киев, 1991. - 181с.

114. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456с.

115. Невзорова Н.К. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по художественно-прикладным видам работ в процессе трудового обучения в IV VI классах. : Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. - М., 1985. - 170с.

116. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. -М.: Изобр. искусство, 1983. -344с.: ил.

117. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192с.

118. Облицова З.Г. Технология педагогического эксперимента. Архангельск: АО ИППК, 2000.-52с.

119. Орнамент: Методические рекомендации по работе над орнаментальной композицией / Сост. Г.М.Логвиненко. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского пед. ин-та, 1996. - 62с.

120. Основы декоративного искусства в школе: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Под ред. Б.В.Нешумова, Е.Д.Щедрина. -М.: Просвещение, 1981. 175с.: ил.

121. Основы художественного ремесла: Пособие для учителя. 4.1. В 2ч. / Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1986. - 240с.: ил.

122. Пальмина Л.Н. Использование средств наглядности в обучении росписи по дереву // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сб. статей / Отв. ред. В.Л.Матросов. М: Прометей, 2002. - С.417-419.

123. Пальмина Л.Н. Место и роль народной росписи по дереву в подготовке студентов на факультете технологии и предпринимательства педвуза // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сб. статей / Отв. ред. В.Л.Матросов. М.: Прометей, 2003. - С.392-393.

124. Пальмина Л.Н. Северные узоры. Вып.1 Архангельск Изд. ПТУ им.М.В.Ломоносова, 2002. - 26с.

125. Пальмина Л.Н. Северные узоры. Вып.II Архангельск Изд. ПТУ им.М.В.Ломоносова, 2002. - 20с.

126. Пальмина Л.Н. Северные узоры / Учебное пособие. М.: Народное образование, 2003. - 48с.: ил.

127. Ш.Пандина Л.В. Ракульская роспись: Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера». Архангельск: АО ИППК, 1995. - 16с.

128. Паньшина И.Н. Роспись по дереву: Русское народное искусство. Л.: Учпедгиз, 1959. - 95 е.: ил., 48с. ил.

129. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. М.: Академия, 1999. - 509с., ил.

130. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; под. ред. Ю.К.Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.

131. Педагогическая культура Европейского Севера: Общее и профессиональное образование: Сб. статей. Вып.II. / Отв. ред. И.Р.Луговская. Архангельск: Изд-во ПТУ им.М.В.Ломоносова, 2000. - 113с.

132. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. - 230с.

133. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 191 е.: ил.

134. Пономарев Я.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 485с.

135. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология 1-4, 5-11 классы / Под. ред. Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко. -М: Просвещение, 1996. 224с.

136. Просвиркина С.К. Русская деревянная посуда. М.: Госкультпросветиз-дат, 1955.-54.: 22 е.: ил.

137. Просецкий П.А., Семиченко В.А. Психология творчества: Учебное пособие. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И.Ленина, 1989. - 83с.

138. Психология профессиональной направленности в подготовке студентов // Межвузовский сб. науч. трудов / Отв. ред. Беспечанский В.П. Челябинск: Полиграф, объединение «Книга», 1990. - 172с.

139. Пузенкова Л.А. Шенкурская роспись: Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера». Архангельск: АО ИППК, 1995. -32с.

140. Пухначева Е.Ю. Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2000. - 4.1. - 82с.

141. Равкин З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921-1925г.г. -М.: Гос-ое уч-пед. изд-во Мин. Проев. РСФСР, 1959. -276с.

142. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изо. иск., 1970. - 255с.

143. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия // Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н.Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989.-207с.

144. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. - 208с.

145. Рождественский К. Ансамбль и экспозиция. Л.: Художник РСФСР, 1970.-232с.

146. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. -M.: Просвещение, 1984. 144с.: ил., 8л. ил.

147. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. - 608с.: ил.

148. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. Т.2. - 672с.: ил.

149. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов.- 3-е изд., доп. и перераб. М.: АГАР, 2000 - 256с.

150. Ростовцев H.H. Учебный рисунок: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1976. - 288с.: ил.

151. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 239с.

152. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т.2. - 328с.

153. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994 - 608с.

154. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. / Учебное пособие М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. -336с.: ил. 32с.

155. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968. -296с.: ил.

156. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.-256с.

157. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве: Альбом. Киев: «Радянська школа», 1988. - 78с.: ил.

158. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368с.

159. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150с.

160. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. -206с.

161. Скворцов К.А. Структура содержания и методика преподавания художественной обработки металла на художественно-графических факультетах пединститутов.: Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1985. - 183с. с приложением.

162. Словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Пчелкина. М.: Рус. язык, 1989.-624с.

163. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект Пресс, 1995. 271с.

164. Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения народных росписей Урала и Приуралья.: Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 1996.-243с.: ил.

165. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву (технология народных художественных промыслов): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 304с.: ил., 16с. ил.

166. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 е.: ил., 12 л. ил.

167. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Изд-во «Титул», 1996. - 80с.: ил.

168. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск: Изд-во «Титул», 1996. -95с.: ил.

169. Соловьев С.А. Декоративное оформление. М.: Просвещение, 1987. -144с.

170. Социально-экономические проблемы Европейского Севера. Межвузовский сб. науч. трудов / Отв. ред. Вызова Н.М.- Архангельск: АГПИ им. М.В.Ломоносова, 1991. С.108-116.

171. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении / Под ред. Л.В.Занкова. -М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1958. 380с.

172. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 - 672с.

173. Строков В.П. Дидактические условия реализации национально-регионального компонента в процессе обучения ДНИ на ХГФ // Научные труды МИГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей / Отв. ред. В.Л.Матросов. М.: Прометей, 2003. - С.386-387.

174. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.- 192с.

175. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. - 343с.

176. Тарановская Н.В. Русские прялки. С-Пб.: Образование, 2001. - 50с.

177. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207с.

178. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология. М., 1948. -184с.

179. Тимофеева Л.Ф. Народные росписи Русского Севера: программа творческой мастерской росписи по дереву. Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1998.-33с.: ил.

180. Традиции народного искусства Севера России в образовательном контексте / Отв. ред. Ю.П.Окунев. Архангельск: Изд. «Боргес», 2001. - 164с.

181. Традиция // Большая советская энциклопедия. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1977.-С. 135 -Т.26.

182. Трудовое воспитание и политехническое обучение // Краткий словарь для учителя / Под ред. М.Н.Скаткина, В.А.Полякова. М.: Просвещение, 1968-480с.

183. Турро И.Н. Коллективные работы учащихся по рисованию. M.-JL: Просвещение, 1965.-77с.

184. Тэдд J1. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей (руководство к одновременному воспитанию руки, глаза и ума) / Перевод И.Г.Самсоновой, Л.Д.Азаревич. М.: Типо-литография Т-ва И.Н.Кушне-ревъиК0, 1914.

185. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992. - 160с.

186. Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство Северорусских городов кон. XVII сер. XIX вв.: Дис. на соиск. ученой степени докт. ист. наук. - Л., 1985. - 408с.

187. Учебные программы «Основы народного декоративно-прикладного искусства» Школы народных ремесел г.Архангельска / В.К.Хорева, Т.Б.Знатных, С.Л.Шеметов, Г.С.Аверина. Архангельск: Изд. «Март», 2000. -77с.

188. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. - 207с.

189. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1990. - 575с.

190. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.- 175с., ил.: 16 л. ил.

191. Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий ДПИ: Дис. на соиск. степени докт. пед. наук. -Орел, 1982.-572с.

192. Чекалов А.К. Основы понимания ДПИ. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 68с.: ил.

193. Чекалова А.К., Полунина В.Н. Русское народное декоративно-прикладное искусство. -М.: Просвещение, 1973. 16с.: 56 таблиц.

194. Черемных Г.В. О художественном опыте студентов по декоративно-прикладному искусству // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей / Отв. ред. В.Л.Матросов. М.: Прометей, 2003. -С.387-388.

195. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. -320с.

196. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АППЦИТП, 1992.-64с.

197. Шевелева Е. Отсвет каргопольских небес // Народное творчество. 1996. - Вып.З. - С.22-23.

198. Шнитников Ю.Д. Неиссякаемый родник // Архангельск 1584-1984: Фрагменты истории / Науч. ред. Г.Г.Фруменков, А.С.Щукин. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984. - С.322-327.

199. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977. - 112с.

200. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160с.

201. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 144с.

202. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М.М.Поташника. М.: Произв. издат. комбинат ВИНИТИ, 1991. - 42с.

203. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе: Вып.П. -М.: Сентябрь, 1996. 96с.