Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Невежина, Ирина Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Невежина, Ирина Ивановна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

5-8 ЛЕТ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

§ 1. Психофизиологические основы воздействия музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении языком.

§2. Ритм в природе, музыке и речи.

Выводы.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ

5-8 ЛЕТ.,.:.

§ 1. Содержание обучения английскому языку детей 5-8-лёт на музыкально-ритмической основе.

§2. Технология формирования речевых умений при обучении английскому языку детей 5-8 лет.

§3. Проверка эффективности предлагаемой методики на основе опытного обучения на музыкально-ритмической основе

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Обучение иностранному языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе"

В системе преподавания иностранных языков (ИЯ) в нашей стране ориентация на раннее обучение ставит перед методической наукой новые задачи. Одна из них — разработка таких учебных материалов и приемов обучения ИЯ, которые соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста и обеспечивают повышение эффективности обучения на данном этапе.

Проблема раннего обучения ИЯ, традиционно связываемая с игрой как основным видом деятельности (Е.И. Негневицкая), в последнее время вступает в сферу интегративных исследований (Н.Н. Ачкасова, О.А. Денисенко, Н.А. Малкина, Н.Н. Трубанева, Н.А. Яценко и др.). Обучение интегративному целому рассматривается как оптимальная форма для детей на раннем этапе, которая соответствует нерасчленен-ному восприятию ими окружающего мира и предполагает создание необходимых условий для раскрытия познавательных, интеллектуальных, творческих способностей ребенка.

Несмотря на возрастающее количество работ по раннему обучению ИЯ, спрос на подобную учебно-методическую литературу не ослабевает и свидетельствует о том, что потребность в поиске новых форм и методов обучения еще далеко не удовлетворена. До настоящего времени остаются трудности психологического и методического характера. К ним, в частности, относятся вопросы, связанные с учетом единства процессов обучения и развития (C.JI. Рубинштейн), связи личности и общего развития (памяти, мышления, воображения, эмоций).

Эмоции, стимулирующие познавательные процессы ребенка, являются одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, А.Н.Белоус, Л.М. Веккер, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Б.И. До донов, А.В. Запорожец, З.М.

Истомина, JI.H. Леонтьев, В.Н. Мясгацев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.).

Проблема мобилизации памяти и организации речи детей неразрывно связана с активизацией их мыслительных и эмоциональных процессов. Существенная роль интеллектуальной активности признается и в процессе восприятия музыки (Б.М.Теплов). Во многих отечественных и зарубежных исследованиях отмечается благотворное влияние музыки на развитие эмоциональной и познавательной сферы ребенка (Ю.Б. Алиев, А.Я. Балонов, В.К. Белобородова, С.Н. Беляева-Экземплярская, М.П. Блинова, Н.А. Ветлугина, Г.В. Вершинина, Н.Д.Гродзенская, В.Л. Дег-лин, А.Г. Костюк, Е.В. Назайкинский, Г.С. Ригина, Б.М. Теплов, Л. Ло-вери, К. и И. Пири и др.). Так как эмоциональность музыкального восприятия проявляется у детей наиболее ярко, возникла задача интеграции музыки как вида искусства и английского языка как учебного предмета начальной школы.

Работы методистов в области раннего обучения ИЯ на музыкальной основе главным образом посвящены песне (В.Ф.Аитов, П.Грант, Т.Мерфи, К.Кларк и др.) и детской опере (Н.Н.Ачкасова) как основному приему обучения. Вместе с тем музыка представляет собой уникальный тип учебного материала, возможности которого для раннего обучения ИЯ мало изучены.

В целом, с нашей точки зрения, в процессе взаимодействия музыки и человека необходимо сосуществование двух тенденций. С одной стороны, различные формы познания должны "работать" на развитие, расширение представлений об этом мире взаимодействия, обеспечивая лучшую адаптацию детей к условиям обучения. С другой стороны, в этом взаимодействии должны присутствовать факторы, которые обеспечат стабильность функционирования процесса обучения и усвоения детьми иноязычного материала, что может быть достигнуто, по нашему представлению, путем выявления и использования универсальной интегративной основы личности человека и музыки. Такую основу мы усматриваем в сложном и многогранном явлении ритма, которое интегрирование проявляется в природе, музыке, речи и в любой человеческой деятельности. Ритмическое начало природы человека определяет ту связующую, основополагающую роль, которую играет ритм в его психофизиологической, учебно-познавательной деятельности и, конечно, в речи человека. С одной стороны, ритм является универсальным свойством любой языковой системы, с другой — как ритмический компонент музыки выступает ее организующим и дисциплинирующим началом (Б.В. Асафьев).

Мы полагаем, что механизм взаимодействия иностранного языка, музыки, ритма как ее выразительного средства, так и универсального закона природы, регулирующего все стороны жизнедеятельности человека, его взаимоотношения с миром, в том числе и процесс коммуникации, способен более полно и дифференцированно влиять на каждого ребенка как субъекта обучения, на его психическое, эмоциональное, эстетическое и речевое развитие. Следовательно, возможно мотивировать, стимулировать и оптимизировать изучение иностранного языка; направлять учебно-познавательную, физиологическую деятельность в единстве с социально-культурной в их динамичном взаимодействии, основываясь на естественной, природной гармонии. Поэтому проблему использования ритма как естественную основу при восприятии музыки и интегра-тивную единицу при овладении ЙЯ мы считаем актуальной и достойной специального исследования.

Объектом исследования является музыкально-ритмическая основа при обучении иностранному языку детей 5-8 лет.

Предмет исследования составляет методика использования музыкально-ритмической основы при обучении английскому языку детей 5-8 лет.

Гипотеза исследования — использование музыкально-ритмической основы при обучении английскому языку позволит повысить эффективность обучения, если организовать учебный материал, "наложенный" на музыкальный ритм, в гармоничном сочетании с ритмом физических движений и ритмизированной речью учителя и обучаемых, а также использовать графические ритмические опоры (ритмические рамки) и композиционный ритм художественного текста (сказки).

Исходя из гипотезы, сформулированы цель и задачи исследования.

Цель настоящего исследования — научно-теоретически обосновать и предложить методику использования музыкально-ритмической основы при обучении английскому языку детей 5-8 лет.

Для поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) раскрыть психофизиологические основы воздействия музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении языком;

2) показать общность в проявлении ритма в природе, музыке и речи;

3) определить содержание обучения английскому языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе;

4) предложить технологию формирования речевых умений при обучении английскому языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе;

5) на основе опытного обучения проверить действенность предлагаемой методики в повышении эффективности обучения английскому языку.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы по детской, возрастной и музыкальной психологии, педагогике, методике преподавания иностранных языков, методике преподавания литературы в младших классах средней школы, лингвистике, психолингвистике, эстетике, искусствознанию, культурологии, философии по проблеме, а также наблюдения за работой учителей, учителей-воспитателей с детьми исследуемого возраста, собственный опыт работы, беседы с детьми и их родителями, учителями школ и воспитателями детских садов, комплексный композиционный анализ текста сказки, опытное обучение.

Новизна исследования состоит в теоретическом обосновании методики обучения ИЯ детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе, в которой учитываются психофизиологическое воздействие музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении иностранным языком, и роль ритма в формировании речевых умений в таких видах речевой деятельности, как аудирование и говорение.

Теоретическое значение исследования состоит:

1) в теоретическом обосновании методической целесообразности формирования ритмической базы при обучении ИЯ, определении механизма музыкального воздействия, механизма взаимодействия музыкального и речевого ритмов (и соответственно интонаций) в сочетании с физическим ритмом;

2 )во включении в содержание раннего обучения английскому языку "аутентичного" музыкального материала (песенного жанра в стиле "рэп") и аутентичного речевого материала (сказки) и выявлении критериев их отбора.

Практическое значение исследования заключается в том, что предложена конкретная, апробированная на практике технология формирования речевых умений при обучении английскому языку детей 5-8 лет на музыкально-ритмической основе, ритмизированной речи обучающего и обучаемых, графических ритмических опор (ритмических рамок); описаны и конкретно обоснованы упражнения, коммуникативные задания и этапы работы с композиционным ритмом сказки на основе использования музыкального ритма.

Апробация работы проходила в течении 4-х лет (1995-1998) в детском саду 41 в группе пятилеток и в 1 классе средней школы №12 г.Балашова. Результаты исследования обсуждались на научно-методических семинарах преподавателей кафедры иностранных языков Балашовского государственного педагогического института, на городских и районных семинарах методистов, учителей английского языка школ, учителей-воспитателей детских садов г.Балашова, на ежегодных научно-практических вузовских конференциях преподавателей и студентов, на заседаниях педагогического совета в Балашовском Гуманитарно-педагогическом лицее. Материалы данного исследования включены в спецкурс по методике раннего обучения английскому языку для студентов 4 курса факультета иностранных языков Балашовского филиала Саратовского государственного университета.

На защиту выносится теоретически обоснованная и апробированная на практике методика обучения английскому языку 5-8 лет на музыкально-ритмической основе.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы

1. Содержание обучения ИЯ на музыкально-ритмической основе, включает: лингвистический компонент: музыкальный материал как основа обучения ИЯ; речевой материал — текст сказки, малые фольклорные формы (стишки, считалки и т.д.), являющиеся также одним из важнейших средств обучения ИЯ; психологический компонент: речевые умения, обеспечивающие использование предлагаемого речевого материала в процессе обучения аудированию и говорению; методологический компонент: тренировочные упражнения и коммуникативные задания, обеспечивающие формирование речевых умений.

2. Для отбора первого компонента содержания обучения (музыкального и речевого материала) было принято два критерия: аутентичность и возрастные особенности обучаемых. Критерий аутентичности понимается нами как включение в обучение музыкального и речевого материала, соответствующего традициям национальной (аутентичной) (английской или американской) музыки и речевой культуры. Критерий учета возрастных особенностей детей предусматривает отбор музыкального и речевого материала, соответствующего потребностям, интересам и психологическим особенностям исследуемого возраста обучаемых. В итоге, в качестве музыкальной основы обучения английскому языку был отобран песенный жанр в стиле "рэп", построенный на четком ритме, соответствующем просодической организации английской речи, и мажорному ладу. В качестве речевого материала отобраны малые фольклорные формы и сказки, обладающие ярко выраженным композиционным ритмом.

3. Использование отобранного речевого материала позволяет формировать умения, необходимые при обучении аудированию и говорению.

4. Для формирования необходимых умений говорения и аудирования предлагается целенаправленная технология обучения, включающая упражнения и коммуникативные задания на музыкально-ритмической основе. С одной стороны, предлагаемые упражнения и задания под ритмичную музыку соотносятся с психофизиологическими особенностями воздействия музыки на ребенка, ритмом физических движений, механизмом взаимодействия музыкального и речевого ритмов и, соответственно, интонаций. С другой стороны, технология соответствует трем ступеням работы над текстом: предтекстовой, текстовой, послетекстовой, что реализует три общепринятых этапа работы над учебным материалом: ознакомление, тренировку, применение.

5. Ход и результаты опытного обучения показали, что использование музыкального ритма в качестве основы для обучения ИЯ детей в гармоничном сочетании с ритмом физических движений, ярко выраженной ритмизированной речью учителя и обучаемых, а также ритмическая особенность текста сказки в системе способствовало повышению уровня владения речевыми умениями. Основной формой контроля являлось наблюдение за учебной активностью детей, показатели которой — вовлеченность ребенка в предлагаемую учителем деятельность, а также собственно ритмический компонент интонации обучаемых и ритмики речи детей. Учитывая специфику данной методики, можно сказать, что ритм является здесь и организатором, и средством контроля за речью на ИЯ.

6. Опытное обучение ИЯ на музыкально-ритмической основе подтверждает возможность организации учебного материала, "наложенного" на музыкальный ритм с самых первых занятий при условии применения всех форм ритма, приемлемых для данной методики, а также свидетельствует о его эффективности, выражающейся в более длительной активности ребенка на занятии, быстром овладении ритмом и интонацией естественно звучащей иноязычной речи, более эффективном усвоении учебного материала и восприятии ритмизированного аудитекста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем исследовании были раскрыты психофизиологические основы воздействия музыки на развитие психических функций детей, участвующих в овладении языком; рассмотрена физиологическая и психологическая природа ритма, а также механизм взаимодействия музыкального и речевого ритмов, музыкальной и речевой интонации как одного возможного способа решения ряда психологических и методических проблем, возникающих при обучении. В работе было также определено содержание обучения на музыкально-ритмической основе и предложена технология обучения ИЯ.

В результате теоретического исследования и опытного обучения доказывается целесообразность обучения на музыкально-ритмической основе, которая обеспечивает повышение эффективности обучения и овладения ИЯ детьми. Это дает возможность считать, что задачи, поставленные перед исследованием, решены, выдвинутая в ходе опытного обучения гипотеза подтверждена, а музыкально-ритмическая основа, составляющая суть исследования, обеспечивает активизацию внутренних резервов личности обучаемых и оптимизацию их учебной деятельности.

Перспективы развития методики обучения ИЯ на музыкально-ритмической основе мы видим в решении основных проблем, связанных с выделением лингво-ритмического компонента в содержании обучения: анализ и отбор речевого и музыкального материала, необходимых для организации коллективного взаимодействия с учетом возрастных особенностей, личностных потребностей разных групп учащихся; разработка системы упражнений с учетом индивидуализации, дефференциации и интеграции музыкально-ритмических навыков и умений, обеспечивающих оптимизацию и эффективность использования речевого материала.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Невежина, Ирина Ивановна, Москва

1. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки.//Проблемы детской литературы: Межвуз. сб. / Петрозавод. гос.унив-т им. О.В. Кууленена. Петрозаводск, 1976. - с.169-184.

2. Аванесов Р.И. Заметки о музыке и речи // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1983. -с.232-267.

3. Алхазишвили А.А. Теория и практика обучения устной речи на иностранном языке: Учеб. пособие для вузов и фак. Тбилиси: Ганатле-ба, 1984. -224с.

4. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками. // ИЯШ. 1986. №2. - с.24-27.

5. Антипова A.M. Беседы о ритме (беседа первая). ИЯШ. 1985, №5. -с. 18-23.

6. Антипова A.M. Беседы о ритме (беседа вторая). ИЯШ. 1986, №1.-с.20-24.

7. Антипова A.M. Интонационная стилистика. Сб.: Иностранные языки в высшей школе. - Вып. 13, М., Высшая школа, 1978, с.56-65.

8. Антипова A.M. Основные проблемы в изучении речевого ритма. Вопросы языкознания. - 1990 - №5. - с. 124-134.

9. Антипова A.M. Ритмическая организация английской речи (экспериментально-теоретическое исследование ритмообразующей функции просодии): Автореф.дис. . канд. филолог, наук. МГПИИЯ им. М.Тореза М., 1980. - 35с.

10. Антипова A.M. Ритмическая система английской речи. М.: Высшая школа, 1984. -119с.

11. Антипова A.M. Ритмико-мелодическая организация английской речи. / Учеб. пособие. — Моск.гос.пед.ин-т иностр. языков им. М.Тореза, 1978. -с.77-101.

12. Антипова A.M. Система английской речевой интонации.: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1979. 131с.

13. Арановский М.Г. Что такое программная музыка? М.:Музгиз, 1962.-119с.

14. Арутюнов А.Р. Коммуникативный интенсивный учебный курс РКИ — для заданного контингента учащихся: Метод, пособие. М., 1989.-90с.

15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. / Книга вторая. Интонация. М.- Л., 1947.-164с.

16. Ачкасова Н.Н. Методика построения пропедевтического курса по английскому языку для детей 5 лет на музыкальной основе (на материале детской оперы) Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1997.-16с.

17. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1967,-192с.

18. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. (Статьи и очерки). М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974.-336с., нот., ил.

19. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Музыка, 1978, 146с.

20. Батагиев А. Джаз — свободная музыка свободных людей. // Огонек, 1993, №30-31, с. 18-24.

21. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников./Сб. статей.— М.: Педагогика, 1975, 160с.

22. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965, 227с.

23. Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальное восприятие и современная психология // Развитие музыкального восприятия школьников. -М. -Вып.2, 1971. с.22-32.

24. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. Книга для учителя к учебнику "Английский язык для маленьких" (для обучения детей 6-7 лет). —М.: Просвещение, 1994, ч.2.-125с.

25. Бим И.Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи. // ИЯШ 1979. - №5. - с.20-27.

26. Благовещенский И.П. Проблемы музыкальной выразительности в свете учения о динамической стереотипии высшего отдела головного мозга. В кн.: Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор). — Минск, 1965, с.75-102.

27. Блинова М. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников. // В свете учения о высшей нервной деятельности. М.: Просвещение, 1964. С.9-85.

28. Блинова М.П. Учение И.П. Павлова и некоторые задачи советского музыкознания. Сов. музыкознание, 1951, №8, с.52-58.

29. Блудова В.В. Природа и структура художественного восприятия. / В кн.: Эстетические очерки. Вып.4, М., 1977. с.114-152.

30. Борзов Е.Ю. Речевая интонация и распевная речь. Дисс. канд. филолог, наук. Ленинград, 1985, с.20-50.

31. Борн Ян. Рэп: краткая история музыкальных гангстеров. // "Мы", 1994, №2, с. 187.

32. Брауде Л.Ю. К истории понятия "литературная сказка". И Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1977. - т.36, №3.-с.226-234.

33. Ванслов В. Понятие интонации в советском языкознании / Вопросы музыкознания , 1954, Вып. 1, Т.1. с. 178-204.

34. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. М.: Музыка, 1988. С.8-40.

35. Вахрушев B.C. Уроки мировой литературы в школе (5-11кл.) // Книга для учителя. — М.: Просвещение, Владос, 1995.—228с.

36. Венгер Л.А. Психологические особенности 6-летних детей (обучение детей с 6-летненго возраста). — М.: Знание, 1985. 65с.

37. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Литература и страноведение // Страноведение и преподавание русского языка как иностранного: Тез. докл. и выступлений. — М., 1887. с.31-34.

38. Вершинина Г.В. Использование музыки в процессе работы по развитию связной речи учащихся на уроках русского языка. Авто-реф.дис. канд. пед. наук. -М., 1995, с.16.

39. Ветлугина Н.А.Методы музыкального воспитания ребенка в детском саду. / Музыкальное воспитание в СССР. /М., 1978, с.40-435.

40. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Интельсон и др. под ред. А.В.Петровского.-2-е изд. испр. и доп.—М.:Просвещение,1979.-288с.

41. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992.-335с.: ил.

42. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собр.соч. В 6 т. Т.4. Детская психология. М., 1983. - с.243-385.

43. Выготский Л.С. Избр. психологические исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1956. - с.379.

44. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982. - с. 6-361.

45. ВыготскийЛ.С. Психология искусства/Предисловие А.Н. Леонтьева; Общ. ред. В.В.Иванова. 3-е изд. - М.:Искусство, 1986.-573с.

46. Галочкина И.Е. Роль интонации в формировании прагматических типов высказывания ( на материале английского языка): Авто-реф.дис. . канд.филолог.наук. -М., 1985. 16с.

47. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. -М.: Высшая школа. 1991. с.87.

48. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Эко-прос, 1993.-576с.

49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. 240с.

50. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1978, с. 180-205.

51. Дейк Т.А.ван. Контекст и познание. Фреймы знаний и понимание речевых актов. // Дейк Т.А.ван. Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Прогресс, 1989. с. 12-40.

52. Добрынина Н.В. Обучение основам инициативного высказывания на английском языке в первом классе: Автореф.дис. . канд.пед.наук. -М., 1984. 16с.

53. Долгжанский А.Н. О связи между ритмом русской речи и рус-кой музыки. Изб. статьи. - Л., 1973. - с. 194-230.

54. Долидзе Л.И. О специфике проявления национального в музыкальном творчестве Стравинского в свете общей теории сознания и бессознательного психического // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978, - с.597-606.

55. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. -М.: Педагогика, 1985. 192с., ил.

56. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Отв. ред. И.Т.Левыкин. М.: Наука, 1984. - 268с.

57. Елина Н.Г. Обучение прогнозированию содержания на первом этапе работы над текстом (на ст. курсах отд-ния англ. яз.): Автореф.дис. . канд.пед.наук. Л., 1982. - 18с.

58. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // ИЯШ 1977. - №1. - с.36-45.

59. Жинкин Н.И. Взаимодействие компонентов интонации в речи и музыке. В кн.: Проблемы структурной лингвистики. 1982, М., 1984, с.137-148.

60. Занков JI.B. Развитие учащихся в процессе обучения (1-2 кл.). М.: 1963.

61. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. -М.: Просвещение. 1985. с.8-29.

62. Захарова СЛ. Обучение аудированию фабульных текстов на английском языке в V-VI классах общеобразовательной школы: Авто-реф.дис. .канд.пед.наук.-Киев, 1983.- 16с.

63. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении языку как иностранному // Рус.яз. за рубежом. 1985. - №5. - с.49-54.

64. Зимняя И.А. О слуховой и зрительной наглядности в обучении иностранному языку. В кн.: Проблемы зрительной и слуховой наглядности. - М., 1970. - с. 11.

65. Зимняя И.А. Психология слушания и говорения: Автореф.дис. . докт.психол.наук. М., 1973. - 32с.

66. Зимняя И.А. Речевой механизм и обучение речи на иностранном языке // Материалы второго симпозиума по психолингвистике / Москва, 4-6 июня 1968г/ АН СССР. Ин-т языкознания. М., 1968. - с.26-28.

67. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. -С.562.

68. Зись А.Я., Лазарев И.Л. Эстетическое воспитание и искусство. -В кн.: Теория эстетического воспитания. М., 1979, с. 139-173.

69. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х томах. М.: Искусство, 1973, - т.1. - 408с.

70. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / МГУ им. М.ВЛомоносова. М., 1967. - 329с.

71. Книга по эстетике для музыкантов. / Ред. К.Ангеров (НРБ), И.Константинов(СССР).-М.:Музыка, 1983; София Музыка, 1983.-272с.

72. Колосницына Г.В. Ритмическая основа интегративного обучения русскому языку как иностранному: Дис. .докт.пед.наук. М., 1993. -с.25-175.

73. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // ИЯШ- 1985. -№1.

74. Комарова Л.И. Текст как основа обучения личностно-ориен-тированному общению в старших классах средней школы (на материале немецкого языка): Дис. . .канд.пед.наук. М., 1992. - 194с.

75. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия. В кн.: Художественное восприятие. - Л., 1971, с.334-347.

76. Красникова Е.И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки. Вопросы психологии, №2, 1981, с. 150-155.

77. Кремлев Ю.А. Интонация и образ в музыке // Интонация и музыкальный образ. -М., 1965. -с.35-52.

78. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. -303с.

79. Лебедев А.Н. Единицы памяти и связанные с ними особенности речи. / Психологические и психофизиологические исследования речи. -М., 1985.

80. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку: Сб.ст. / МГУ им.М.В.Ломоносова. М., 1967. - с.6-17.

81. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.:Смысл,1997-287с.

82. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. - 307с.

83. Леонтьев А.А. Психология общения. // Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А.Шерковина. М., 1975. -с.154-194.

84. Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам: что нас объединяет? // Русск.яз. за рубежом. 1985. - №4. - с.50-53.

85. Леонтьев А.А. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным языком // ИЯШ, 1975, №6, с.93-96.

86. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. - 214с.

87. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-39с.

88. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа функции мотива. // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психолог. 1993. -№2. - с.73-81.

89. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника // Учен.зап. / ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1941. — Т.35 - с.21-73.

90. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии / Отв.ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. - с.3-22.

91. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1974 -598с.

92. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М.: 1927. - 262с.

93. Лурия А.Р. Язык и сознание. МГУ им. М.В. Ломоносова. - М, 1979.-319с.

94. Любимова Н.В. Развитие умений экспрессивной устной речи на основе аутентичного текста // Специфика обучения различным видам речевой деятельности / Сб.науч.тр. МГИИЯ им. М.Тореза. М., 1990. -В.349. -с.20-26.

95. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 224с.

96. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. Изд. 2., доп. и перераб.: Учеб. пособие для вузов. / Ред. А.Д.Трейстер. - М.: Музыка, 1979. - 536с., нот.

97. Максимов С.Е. Музыкальная грамота. Изд. 4. - М.: Музыка, 1984. - 176с., рис., нот.

98. Малкина Н.А. Методика использования сказки в обучении дошкольников устной речи на английском языке. Автореф.дис. . канд.пед.наук. - С.-Петербург, 1996. - 16с.

99. Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология мл.школьника / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - с.304-330.

100. Маркова А.К. Психологическая концепция учебной деятельности. В кн.: Психология учебной деятельности студента при овладении иностранным языком в языковом вузе. — М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1980. с.3-7.

101. Медушевский В.В. К теории коммуникативной функции. -Сов.музыка, 1975, №1, с.21-27.

102. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Наука, 1976. 253с.

103. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. - М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1966. - с.354-387.

104. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. / Под ред. БухбиндераВ.А., Китайгородской Г.А. /Киев, 1988, 342с.

105. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. М.: Высшая школа, 1982. -373с.

106. Мильруд Р.П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам. ИЯШ, 1990, №3. - с.8-13.

107. Мильруд Р.П., Денисенко О.А. Образность как психолого-педагогическая основа интегрированного курса "Иностранный язык и детская литература".- ИЯШ, 1995, №6. с. 18-24.

108. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.-152с.

109. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку.-М., 1990.

110. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения переводу на слух. М.: Изд-во института международных отношений, 1959. 186с.

111. Миньяр-Белоручев Р.К. Механизмы билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному. ИЯШ 1988, №6, - с.14-17.

112. Миролюбов А.А. Изучение иностранных языков: средство развития личности ученика. Сов.педагогика, 1989, №6. - с.13-16.

113. Московская И.Л. Интегративный подход в подготовке воспитателя с правом преподавания иностранного языка в детском саду на дошкольном факультете педагогического института. — Автореф.дис. . канд.пед.наук. -М.,1994. 16с.

114. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.-Л.:Изд-во ЛГУ,I960 426с.

115. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. 383с.

116. Назаретян В.П. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников. -М.: Педагогика, 1994, №2, -с.31-35.

117. Народные сказки Британских островов. Сборник / Сост. Дж. Риордан. - М.: Радуга, 1987. - На англ .яз. - 368с.

118. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // ИЯШ 1987. - №6. - с.20-26.

119. Негневицкая Е.И. Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений на втором языке: Автореф.дис. . канд.психол.наук. -М., 1986.-23с.

120. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Английский язык. // Книга для учителя к пробному учебному пособию по англ.яз. для 1 кл. средней школы. М.: Просвещение, 1992. - 159с.

121. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981.-111 с.

122. Неелов Е.М. Современная литературная сказка и научная фантастика: Автореф.дис. . канд.филол.наук. Петрозаводск, 1973. - 17с.

123. НемченкоН.Ф. Ритм как форма организации текста (на материале англоязычной сказки). Дис. . канд.филол.наук. М., 1985. - с.5-211.

124. Никитенко З.Н. Обучение произношению детей с 6 лет в курсе английского языка для 1 класса. ИЯШ, 1992, №1. - с.36-43.

125. Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в первом классе средней школы. ИЯШ, 1991, №4. - с.52-59.

126. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе // ИЯШ 1993. - №3. - с.5-10.

127. Носенко Э.Л., Егорова С.Н. Проявление эмоциональных состояний в показателях вербальной памяти на родном и иностранном языках: Психолог.журнал. -М., Т.13, №15, с.72-79.

128. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В.Брушлинский, В.П. Зинченко и др./ Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464с.

129. Орлов Ю.М.Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. 287с.

130. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. / Под пед. В.Г. Костюка. Киев: Муз. Украина, 1975. - 200с.

131. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223с.

132. Петров В.В., Герасимов В.И. На пути к когнитивной модели языка (вступит, статья) // НЗЛ. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка.- М.: Прогресс, 1988. с.5-12.

133. Платон. Собр.сочинений. Т.З, ч.1. М., 1991. - 684с.

134. Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. / Вопросы психологии. 1985, №2. С.65-71.

135. Полат Е.С.Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы (На примере английского языка): Дис. . докт. пед. наук. М., 1988.-551с.

136. Практическая фонетика англ.яз.: Учеб. для фак. англ. яз.пед.ин-тов / Соколова М.А., Гинтовт К.П., Кантер JI.A. и др. М.: Высш.шк., 1984, с.206-209.

137. ПроппВ.Я. Морфология сказки.-2-е изд.-М.:Наука, 1969. 168с.

138. Просодия устного текста / Сб.статей. М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1987.-с. 198.

139. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Изд.2, дополн. - М.: Музыка, 1972. - 168с.

140. Репина Г.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1959. №1. -с. 127-140.

141. Репкина Г.В. Об объеме оперативной памяти. Проблемы инженерной психологии. -М., 1967.

142. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб.статей: Л.: Наука, 1974. 297с.

143. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебн.пособ. - М.: ВЛАДОС, 1996, с. 20-514.

144. Рогова Г.В. Обучение устной речи как средству общения. — ИЯШ, 1976, №4, с.95-101.

145. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 224с.

146. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова. М.: Просвещение, 1991. - 287с.

147. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету "иностранный язык" у школьников. // ИЯШ. 1982, №2. - с.29-32.

148. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка у школьников IV-VII классов // ИЯШ. 1982. - №6. - с.37-45.

149. Рогова Г.В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. // ИЯШ. — 1984, №4, с.60-63.

150. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 485с., Т.2. - 322с.

151. Сафонова В.В. Английский язык: для школ с углубленным изучением иностранных языков. М., 1995, - 84с.

152. Сахарова Т.В. Проблема ситуации при обучении диалогической речи: В кн: Общая методика обучения иностранным языкам / Хрестоматия: М.: Русский язык, 1991, с. 180-187.

153. Сеченов И.М. Избр.произведения. Т.1, М., Изд-во АН СССР, 1952, 325с.

154. Скрозникова А.Б. Ассоциативная реакция как единица порождения сообщения (текста). В кн.: Материалы V Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - Л.-Д., 27-30 мая 1975г. Ч. IIМ, 1975, с.138-139.

155. Снегова С.В. Использование английской сказки в обучении английскому языку на начальной ступени обучения. Автореф.дис. . канд.пед.наук. - М., 1994. - 16с.

156. Соловьева А.И Основы психологии слуха. / Под ред. Ананьева Б.Г. Л. Изд-во ЛГУ, 1972. - 187с.

157. Сохин Ф.А., Негневицкая Е.И. Психолого-педагогические закономерности овладения вторым языком // Русский язык в национальной школе. 1984. - №3. - с.32-36.

158. Станиславский К.С. Собрание соч. В 8т. М., 1955, - Т.З. - с.52, 522-534.

159. Степанский В., Леонтьев А.А. Как мы понимаем способности. // Семья и школа, 1989, №4, с. 16-17.

160. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). / Отв.ред. К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1979. - 192с.

161. Татару Л.В. Композиционный ритм художественного текста (на материале ранней прозы Дж.Джойса). Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М., 1993.-16с.

162. Теоретическая фонетика английского языка: Учеб.для студ.ин-тов и фак.иностр.яз. / М.А. Соколова, К.П.Гинтовт, И.С. Тихонова, P.M. Тихонова. М.: Высш.шк., 1991. с.146-147.

163. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981. - 456с.

164. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Сов.педагогика. №6, 1946. - с.96-112.

165. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров. Т. 1.-М., 1950.

166. Федичева О.В. Механизм взаимодействия музыкального и речевого ритмов: Дис. . канд.филол.наук. М., 1995. — с. 13-150.

167. Харлап М.Н. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986. - 104с.

168. Холопов Ю.Н. А.Ф.Лосев и советская музыкальная наука // А.Ф. Лосев и культура XX века. М.: Наука, 1991. - с.95-101.

169. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983. 267с.

170. Чейф У. Память и вербализация прошлого опыта // ИЗЛ. Вып. XII. Прикладная лингвистика. М.: Радуга, 1983. - с.35-73.

171. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Русский язык, 1982. - с.15-35.

172. Шахбагова Д.А. Некоторые особоенности акцентно-ритмичес-кой структуры английской фразы (на материале национальных вариантов английского языка) // Речевой ритм и его функции. / Сб. научн. трудов / МГПИИЯ им. М.Тореза. 1987. - Вып.293. с.63-71.

173. Шварц И.Е. Экспериментальная разработка основ релаксации / Методы интенсивного обучения иностранным языкам. -М., 1977. Вып.7.

174. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Ин-т психологии АПН РСФСР.- М. 1958. 115с.

175. Якобсон Р.К. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. - с.82-87.

176. Яценко Н.А. Пути методической интеграции развития речи и обучения иностранному языку в условиях детского сада: Автореф.дис. . канд.пед.наук. -М., 1994.- 16с.

177. Adams С. English Speech Rhythm and the Foreign Learner. The Hague, Paris, New York: Mouton Publishers, 1979, -23 lp.

178. Abercombie D.A. Phonetician's View of Verse Structure. Lun-guistics, 1964. - V.6. - p.5-13.

179. Akhmanova O., Sishkina T. Registers and Phythm. Moscow Univ. Publishers, 1975. - 167p.

180. Bettelheim, Bruno. The uses of enchantment: The meaning and importance of fairy tales. Harmondsworth: Penguin Books, 1978.-333, XI p.

181. Bolton T.L. Rhythm. American Journal of Psychology. 1894. -V.6.-p. 145-238.

182. Bromley R.F. Language Arts: Exploring connections. Boston etc. : Allyn and Bacon, 1988. - XXI, 490p.

183. Brown D. Teaching Aural English. The English Journal, 1950. V.39, №13, p 17-20.

184. Brown Warner: Temporal and Accentual Rhythm. Studies from the Psychological Laboratory of the University of California. / Psychological Review. -1911.- v.XVIII. - p.336-346.

185. Cognitive science. Cambridge, 1990. - 497p.

186. Dixon P.F. Subliminal perception: The nature of a controvery. L.: M. Graw Hill, 1971: XIII. 302p.

187. Fogerty E. Rhythm / Proceedings of the Second International Congress of Phonetic Sciences. Cambridge: the University Press, 1936. - p.92.

188. Fraisse P. Rhythm and Tempo. // Psychology of Music. 1982. -p. 149-177.

189. Gardner R.C. Social Psychology and Second Language Learning: the Role of Attitude and Motivation. Lnd: Adwad Arnold, 1985.

190. Graham C.R. Music and Early Language Development. N.Y., 1983, -189 p.

191. Hymes D. Foundations in Sociolinguistics./An Enthnographic Ap-proach/.G.B., 1977, -248 p.

192. Integrated Studies in the Secondary School.(Ed. By D. Warwick.) -London, University of London Press, 1973.- 121 p.

193. Jarolimek J. Social Studies in Elementary Education. N.Y., 1959, -357 p.

194. Jespersen O. Notes on Metre. Linguistica, 1933 (reprinted in: Selected Writings of Otto Jespersen, - Ldn.- Tokyo.- p.647 - 672).

195. Kuhermeher L. We sing and Read. Camb. Press, 1987, 198 p.

196. Ladousse D.P. Role Play. Oxf. Un. Press, 1991,- 182 p.

197. Lee W.R. Types of Communication in the Foreign and Second- Language Classroom. Perspectives.-1985. -9.-1.

198. Liberman M. The intonational System of English. NY, London: Garland Publishing inc., 1979. -319 p.

199. List G. The boundaries of speech and song. Ethnomusicology, V.7, №1, 1963, p. 1-16.

200. Loveray L. Sociolinguistics of Learning and Using a Non-Native Language. Oxf., 1982, 196 p.

201. Martin S.R. Reminiscence and Gestal Theory. Psychological Monographs, L., 1940. - 240 p.

202. Music and Child Development. / Ed. By C.Peery, I.Peery, T. Draper / C.-P., 1989.-382 p.

203. Musical Openings. / Using Music in the Language Classroom. By Granmer D., Laroy C., Pilgrims, 1995, 111 p.

204. Nash R. Turkish intonation. An instrumental study. The Hague-Paris: Mouton, 1973/ - 190 p.

205. Pike K.L. The intonation of American English. Ann Arbor: Univ. Of Michigan press, 1947. - 200 p.

206. Rees M.V. Rhymes and rhythm Practical English Teaching, 1992, vol.13, №2. - p.58.

207. Rivers W. Interaction as the key to teaching language for communication // Interactive Language teaching / Ed. By W.Rivers. 6ed. - Cambridge: Cambridge univ. Press, 1993. - p.337.

208. Serafine M.L. Music as Cognition. The Development of Thought in Sound. N.Y., 1988.-248 p.

209. SheehyE.D. Children Discover Music and Dance. N.Y., 1959,- 282p.

210. Slobin Dan. Introduction. Music as Cognition. The Development of Thought in Sound. N. - Y., 1988.

211. Sonnenschein E.A. What is Rhythm? Oxford: Blackwell, 1925. -p. 18.

212. Stetson R.H. Motor Theory of Rhythm and Discrete Succession / I and II Psychological Review. 1905. - Vol. XII. - p. 250-269, 293-335.

213. Stevick E.W. Memory, meaning and method. N.Y.: Newbury House Publishers, 1976. - 177 p.

214. Teaching in the Modern Elementary School. N.Y., Macmillian, 1971. -310p.

215. Thomson W. The Rhythm of Speech. Glasgow: Maclehose, Jackson, and Co., 1923, - p. 20-28.

216. Uldall E.T. Isochronous Stresses in R.P. // Form and Substance. -Copenhagen, 1971.-p. 205-210.

217. Wenk В., Wioland F. Is French really syllable-timed? // Journal of Phonetics. 1982.-N10.-p. 193-216.

218. Whitehead, Robert. Children's Literature: strategies of teaching. Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1968.

219. Beidinger Werner "Lieder und Das Drumherum" (Modelle zum Um-gang mit Liedem in Fremdsprachunterricht) // Primar, 1994, N7, p. 42-46.

220. Ethno und psycholinguistische Dimensionen des fruhen Fremdsprachenlerners // Fruhes Fremdsprachenlemen Schulreform fur Europa / Hrsg. K.Ermert.- Rehrburg-Loccum Erangelische Akademie Loccum, 1911, s.12-21.

221. Federspiel C. Vom Volksmarchen zum Kindermarchen. Wien: Notring, 1968.-325 p.

222. Gras Ferrares Brigitte "Kinder singen gern Kinder lernen gern mit Lieder".— Primar, 1994, N17, s.4-11.

223. Neuner Gerhard. Texte auf dem Priifstand. Welcher Text eignet sich fur den DaF-Unterricht? Fremdspacher Deutsch. - Munchen: Klett Edition Deutsch. 1990. - Heft 2. - s.16-19.

224. Stumpf C. Singen und Sprechen. Zeitschhrift fur Psycholigie, 1924, b.94, s. 4-38.