автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Обучение учащихся детских школ искусств художественному движению на музыкально-ритмических занятиях
- Автор научной работы
- Межецкая, Оксана Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Обучение учащихся детских школ искусств художественному движению на музыкально-ритмических занятиях"
На правах рукописи
МЕЖЕЦКАЯ Оксана Васильевна
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ДВИЖЕНИЮ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание; уровень дополнительного образования)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 9 Ш 2013
Екатеринбург - 2013
005544185
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна
Официальные оппоненты:
Сизова Елена Равильевна, доктор педагогических наук, профессор, ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», профессор кафедры истории и теории музыки и композиции
Трофимова Елена Давидовна, кандидат педагогических наук, доцент, Представительство ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Нижнем Тагиле, доцент кафедры технологий дошкольного и начального образования
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Защита состоится 27 декабря 2013 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ауд. 316.
С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра - научная библиотека ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
Автореферат разослан » ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
необходимости формирования эмоционально-образного отражения музыки в свободном движении или в импровизации.
В отечественных образовательных программах системы дополнительного образования на музыкально-ритмических занятиях используются методики Т.В. Бырченко, Е.В. Коноровой, И.В. Лифиц, Г.С. Франио. Авторы данных методик ставят своей задачей развивать у детей общую музыкальность и чувство ритма, применяя определенные упражнения, музыкальные игры, двигательные импровизации на основе музыкальных произведений. Однако темы импровизации, как правило, определяются педагогом, для их осуществления детям предлагается в качестве обязательного условия включение двигательных танцевальных эталонов, освоенных на уроках ритмики. На музыкально-ритмических занятиях в детских школах искусств и детских музыкальных школах учащиеся воспроизводят под музыку выученный набор определенных движений, соответствующих тому или иному танцу. Художественное движение как определенный творческий акт, включающий свободную импровизацию, при которой ребенком вводятся движения, творчески переработаю! ые или даже созданные самостоятельно для изображения музыкального образа и выражения своего отношения к нему, в содержание занятий не включается.
Анализ программ музыкально-ритмических занятий, предназначенных для детских школ искусств и детских музыкальных школ (Л.А.Степанова, Г.С. Франио, Е.В. Черникова), позволяет говорить о том, что в данные занятия возможно введение художественного движения, так как на них применяются двигательные импровизации, но при изменении цели и подходов к содержанию таких импровизаций. Для этого детей необходимо обучить определенным двигательным формулам, включающим изобразительные и выразительные движения, которые позволят отражать в движении образ музыки, выражать свое отношение и чувство к данному образу при полной свободе двигательного аппарата с различными вариантами применения данных формул.
Анализ работ различных авторов, касающихся подготовительного этапа обучения детей музыке, позволяет говорить о том, что дня будущего музыканта-исполнителя на начальном этапе обучения в детской музыкальной школе необходимо целостное развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, которая входит в структуру музыкальности (Н.А. Ветлугина, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов) как важнейшее свойство, влияющее на качество исполнительской деятельности; необходимо развитие свободы двигательного аппарата юного исполнителя (В.Х. Мазель), способности к выражению отношения к исполняемому произведению. Все указанные способности, качества, свойства можно развивать на подготовительном этапе обучения в группах раннего эстетического развития на музыкально-ритмических занятиях, включающих не только обучению элементам танцев, но и художественному движению. Но, к сожалению, в детских школах искусств и музыкальных школах отсутствует методическое обеспечение процесса обучения
художественному движению: методические рекомендации, содержание занятий, аудиальные записи, наглядные пособия.
Все вышеизложенное позволило выделить ряд противоречий:
- между необходимостью целостного музыкального развития ребенка и недостаточным решением этой проблемы у учащихся в группах раннего эстетического развития на музыкально-ритмических занятиях;
- между разработанностью вопросов художественного движения в художественной и музыкальной педагогике и недостаточной разработанностью вопросов развития художественного движения на музыкально-ритмических занятиях в системе дополнительного музыкального образования;
- между необходимостью введения художественного движения в процесс музыкально-ритмических занятий в детских школах искусств и музыкальных школах и отсутствием методического обеспечения данного процесса.
Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, сущность которой заключается в нахождении способов обучения художественному движению учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях.
Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Обучение учащихся детских школ искусств художественному движению на музыкально-ритмических занятиях».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-поисковым путем методику обучения художественному движению учащихся на музыкально-ритмических занятиях в детской школе искусств.
Объект исследования - процесс музыкального образования учащихся в детских школах искусств.
Предмет исследования — методика обучения художественному движению учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях.
Гипотеза исследования. Обучение художественному движению учащихся групп раннего эстетического развития детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях будет успешным, если:
-художественное движение будет осуществляться в процессе освоения ребенком определенных формул движений, позволяющих изображать различные движения и действия персонажей в музыке и выражать их, а также свои настроения и чувства;
-этот процесс осуществлять последовательно при овладении ребенком свободой двигательных действий, освоении формул изобразительных и выразительных движений и стимулировании его на создание творческого продукта;
- учитывать желание ребенка к участию в различных видах художественной деятельности и включать в музыкально-ритмические занятия взаимосвязь таких ее видов, как речевая и изобразительная для понимания образа музыкального произведения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1.Ha основе анализа литературы по музыкальной и художественной педагогике уточнить понятие «художественное движение».
2. Разработать критерии и показатели обученности художественному движению учащихся 6-7 лет на музыкально-ритмических занятиях.
3. Выявить формулы изобразительных и выразительных движений для детей 6-7 лет.
4. Установить последовательность обучения детей художественному движению на музыкально-ритмических занятиях.
5. Определить принципы, этапы методики, сформулировать ее задачи, разработать упражнения, игры, импровизации, творческие задания для обучения художественному движению учащихся на музыкально-ритмических занятиях, определить методы работы с детьми.
6. Апробировать методику обучения художественному движению учащихся на музыкально-ритмических занятиях в детских школах искусств для групп раннего эстетического развития и проверить успешность ее внедрения.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
положения физиологии и психологии о поэтапном построении движений (H.A. Бернштейн, A.B. Запорожец, J1.B. Чхаидзе); теория эмоций и их выражение (К. Изард, П.К. Анохин); идеи ученых о влиянии речи и ритма на развитие координации движений (Г.А.Волкова, В.А.Гринер, А.Р. Лурия); теоретические положения психологии о возрастных особенностях двигательного развития детей (М.О. Гуревич, B.C. Мухина, Э.Я. Степаненкова); теоретические положения о связи эмоционального воздействия музыки с двигательно-моторными особенностями ее восприятия (Б.В. Асафьев, А.Г. Костюк, В.Коэн, М.С. Красильникова, Л.А.Мазель, Е.В. Назайкинский, A.B. Пасынкова, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов); идеи художественной педагогики о развивающем значении художественного движения (Л.Н. Алексеева, И.Е. Кулагина, С.Д. Руднева, Э.М. Фиш); теоретические положения о сущности, стадиях и формах самовыражения (B.C. Безрукова, A.A. Вострикова, O.E. Дрень, Р.К. Ерохина, А.Ф. Яфальян); педагогические идеи о рассмотрении импровизации как творческого самовыражения и способа познания себя и окружающего мира (А.И. Катиене, Л.М. Мун, О.П. Радынова, В.О. Усачева), как способа переноса отработанных движений в ситуацию нового художественного образа (С.И. Бекина, К. Орф); идеи о выразительных и изобразительных возможностях музыкального искусства (Б.В. Асафьев, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский); положения о развивающем значении ритмики в музыкальном воспитании детей (О.Б.Бубнова, Э.Жак-Далькроз, А.Н. Зимина, Т.Э. Тютюнникова, М.И. Чистякова, Б.Л. Яворский).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение программ и методической литературы в сфере
дополнительного образования детей; сравнение, проектирование методики, прогнозирование результатов исследования;
- экспериментальные: опытно-поисковая работа, методы статистической и математической обработки результатов исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, творческие задания, анализ продуктов детского творчества.
Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в течение 2009-2013 гг. в условиях естественно протекающего образовательного процесса и проводилось в три этапа.
На первом этапе исследования (2009-2010 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; осуществлялось обобщение педагогического опыта в области обучения учащихся в группах раннего эстетического развития подготовительного отделения ДШИ; формулировалась тема, цель, задачи, гипотеза исследования.
На втором этапе исследования (2011 -2012 гг.) была разработана методика обучения художественному движению учащихся 6-7 лет в детской школе искусств на музыкально-ритмических занятиях, определены ее этапы (начальный, промежуточный и обобщающий); проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы, проанализированы его результаты. На данном этапе осуществлялась проверка гипотезы, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация методики обучения художественному движению учащихся ДШИ на музыкально-ритмических занятиях, осуществлялись анализ и обработка результатов ее внедрения в образовательный процесс ДШИ.
На третьем этапе (2012-2013 гг.) проводилась контрольная диагностика, анализировались и обобщались материалы исследования, формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление результатов работы.
Научная новизна исследования.
1. Определено, что обучение художественному движению способствует музыкальному развитию ребенка, необходимому для дальнейшего обучения игре на любом музыкальном инструменте, так как процесс подготовки будущего музыканта-исполнителя включает формирование способности эмоционально откликаться на музыку, выражать к ней свое отношение, отражать образ музыкального произведения в движениях свободным двигательным аппаратом.
2. Разработаны формулы движений для детей 6-7 лет (формула двигательного перевоплощения и формула двигательного переживания музыки), которые понимаются как эталоны изобразительных движений (изображающие характер, действия, поведенческие реакции людей, животных, сказочных персонажей) и эталоны выразительных движений (выражающие различные эмоциональные состояния и отношение к музыке), выполненные свободным двигательным аппаратом, включаемые в процесс музыкально-ритмических занятий в детской школе искусств.
участием (Тюмень, 2010; Самара, 2010; Тюмень, 2011; Тюмень, 2012), всероссийских (Москва-Челябинск, 2009; Екатеринбург, 2012; Екатеринбург, 2013) научно-практических конференциях и всероссийских педагогических чтениях (Нижний Тагил, 2012), а также нашли отражения в опубликованных научных статьях и тезисах докладов (Екатеринбург, Москва, Нижний Тагил, Самара, Тюмень, Челябинск), представлялись на заседаниях кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета и кафедры музыкального образования Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматриваются его методологические основы, определяются цель, объект, предмет исследования, выдвигается научная гипотеза, ставятся конкретные задачи исследования, раскрываются этапы и методы исследования, формулируются положения о научной новизне, теоретической и практической значимости, а также положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы обучения художественному движению учащихся ДШИ на музыкально-ритмических занятиях» представлен анализ физиологической, психолого-педагогической, художественной, музыкально-педагогической литературы; уточняется понятие «художественное движение», обосновываются возможности художественного движения в целостном музыкальном развитии учащихся на начальном этапе обучения музыке; определяются формулы движений для детей 6-7 лет; обосновываются принципы обучения художественному движению учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях.
Понятие «художественное движение», трактуемое как воплощение художественного образа музыки в движении, встречается в работах И.Е. Кулагиной, которая, опираясь на идеи А. Дункан, представляет его как раскрепощение тела и творческого духа, проявляющееся в самовыражении танцоров. А. Дункан, в свою очередь, считала, что свободный танец основан на пластическом самовыражении и выполняется раскрепощенными движениями.
Основоположник немецкого «выразительного» танца Р. Лабан, разработавший теорию танца (хореотику), основанную на взаимозависимости движений и внутреннего состояния человека, полагал, что в процессе экспрессивного движения проявляются различные формы чувствования человека. Такое выразительное движение способствует двигательному самовыражению. Систему «выразительного движения» разрабатывал Ф. Дельсарт, считавший необходимым танцору передавать чувства установленными движениями.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Межецкая, Оксана Васильевна, Екатеринбург
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
На правах рукописи
04201 45581 4
Межецкая Оксана Васильевна
/
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ДВИЖЕНИЮ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент О.А. Овсянникова
Екатеринбург - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ДВИЖЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ...........14
1.1. Понятие «художественное движение» в педагогике музыкального и художественного образования.............................................................14
1.2. Формулы движений для детей 6-7 лет на музыкально-ритмических занятиях.........................................................................................30
1.3. Принципы обучения художественному движению на музыкально-ритмических занятиях........................................................................39
Выводы по первой главе.....................................................................52
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ДШИ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ДВИЖЕНИЮ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ..................................55
2.1. Начальная диагностика уровня обученности художественному движению учащихся групп раннего эстетического развития ДШИ на музыкально-ритмических занятиях........................................................................55
2.2. Методика обучения художественному движению учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях.......................................65
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы ................................87
Выводы по второй главе...................................................................100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................104
ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................123
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в детских музыкальных школах и детских школах искусств открываются подготовительные отделения, включающие в свою работу группы раннего эстетического развития. В них обучаются дети 6-7 лет, не имеющие конкретного распределения для обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте. Для таких групп в учебных заведениях системы дополнительного образования разрабатывается и внедряется перечень определенных дисциплин, среди которых обязательной является ритмика или музыкально-ритмические занятия. Главная цель таких занятий - развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся. На них дети изучают танцевальные движения, учатся определять музыкальные жанры, знакомятся с элементами музыкальной грамоты, осваивая танцевальные движения. Однако педагогами ритмики редко используется художественное движение, представляющее собой свободное двигательное фантазирование ребенка, отражающее художественный образ музыки, чаще дети последовательно исполняют танцевальные па.
Основными выразительными средствами создания художественного образа в танце являются гармоничные движения и позы, пластическая выразительность и мимика (И.Э. Кох). Пластическая выразительность языка тела, как считает Ю.А. Кондратенко, многовариантна, благодаря чему исполнитель определяет выбор тех или иных художественных средств, которые могут варьироваться от подражательных (изобразительных) до выражающих определенное состояние (выразительных). Эти выразительные и изобразительные средства могут составлять не только основу для определенных танцев, но и для художественного движения, осуществляемого в процессе импровизации под музыку.
Художественное движение как определенный творческий акт рассматривали отечественные и зарубежные авторы (Л.Н. Алексеева,
Ф. Дельсарт, А. Дункан, Э. Жак-Далькроз, С.Д. Руднева, И.Е. Кулагина, В.Н. Никитин, Р. Штейнер и др.). И.Е. Кулагина, в опоре на работы Л.Н. Алексеевой, ученицы основоположницы «свободного танца» А. Дункан, определяла художественное движение как отражение художественного образа музыки в импровизации. Р. Лабан, использовавший термин «выразительные движения», связывал выразительные движения с выражением внутреннего состояния и с самовыражением. Система выразительного движения Ф. Дельсарта была основана на передаче чувств пластикой тела, выразительными движениями, освоенными танцорами.
Понятие «художественное движение» и сходные с ним понятия освещались в музыкальной и художественной педагогике. Идеи внедрения эстетической гимнастики Ф. Дельсарта, телесного переживания музыки в ритмике Э. Жак-Далькроза, эвритмии Р. Штейнера, гармонической гимнастики Л.Н. Алексеевой, музыкального движения С.Д. Рудневой, художественного движения И.Е. Кулагиной, «пластикодрамы» В.Н. Никитина базировались на необходимости формирования эмоционально-образного отражения музыки в свободном движении или в импровизации.
В отечественных образовательных программах системы дополнительного образования на музыкально-ритмических занятиях используются методики Т.В. Бырченко, Е.В. Коноровой, И.В. Лифиц, Г.С. Франио. Авторы данных методик ставят своей задачей развивать у детей общую музыкальность и чувство ритма, применяя определенные упражнения, музыкальные игры, двигательные импровизации на основе музыкальных произведений. Однако темы импровизации, как правило, определяются педагогом, для их осуществления детям предлагается в качестве обязательного условия включение двигательных танцевальных эталонов, освоенных на уроках ритмики. На музыкально-ритмических занятиях в детских школах искусств и детских музыкальных школах учащиеся воспроизводят под музыку выученный набор определенных движений, соответствующих тому или иному танцу.
Художественное движение как определенный творческий акт, включающий свободную импровизацию, при которой ребенком вводятся движения, творчески переработанные или даже созданные самостоятельно для изображения музыкального образа и выражения своего отношения к нему, в содержание занятий не включается.
Анализ программ музыкально-ритмических занятий, предназначенных для детских школ искусств и детских музыкальных школ (JT.A. Степанова, Г.С. Франио, Е.В. Черникова), позволяет говорить о том, что в данные занятия возможно введение художественного движения, так как на них применяются двигательные импровизации, но при изменении цели и подходов к содержанию таких импровизаций. Для этого детей необходимо обучить определенным двигательным формулам, включающим изобразительные и выразительные движения, которые позволят отражать в движении образ музыки, выражать свое отношение и чувство к данному образу при полной свободе двигательного аппарата с различными вариантами применения данных формул.
Анализ работ различных авторов, касающихся подготовительного этапа обучения детей музыке, позволяет говорить о том, что для будущего музыканта-исполнителя на начальном этапе обучения в детской музыкальной школе необходимо целостное развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, которая входит в структуру музыкальности (H.A. Ветлугина, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов) как важнейшее свойство, влияющее на качество исполнительской деятельности; необходимо развитие свободы двигательного аппарата юного исполнителя (В.Х. Мазель), способности к выражению отношения к исполняемому произведению. Все указанные способности, качества, свойства можно развивать на подготовительном этапе обучения в группах раннего эстетического развития на музыкально-ритмических занятиях, включающих не только обучению элементам танцев, но и художественному движению. Но, к сожалению, в детских школах искусств и музыкальных школах отсутствует методическое обеспечение процесса обучения
художественному движению: методические рекомендации, содержание занятий, аудиальные записи, наглядные пособия.
Все вышеизложенное позволило выделить ряд противоречий:
- между необходимостью целостного музыкального развития ребенка и недостаточным решением этой проблемы у учащихся в группах раннего эстетического развития на музыкально-ритмических занятиях;
- между разработанностью вопросов художественного движения в художественной и музыкальной педагогике и недостаточной разработанностью вопросов развития художественного движения на музыкально-ритмических занятиях в системе дополнительного музыкального образования;
- между необходимостью введения художественного движения в процесс музыкально-ритмических занятий в детских школах искусств и музыкальных школах и отсутствием методического обеспечения данного процесса.
Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования, сущность которой заключается в нахождении способов обучения художественному движению учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях.
Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Обучение учащихся детских школ искусств художественному движению на музыкально-ритмических занятиях».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-поисковым путем методику обучения художественному движению учащихся на музыкально-ритмических занятиях в детской школе искусств.
Объект исследования - процесс музыкального образования учащихся в детских школах искусств.
Предмет исследования - методика обучения художественному движению учащихся детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях.
Гипотеза исследования. Обучение художественному движению учащихся групп раннего эстетического развития детских школ искусств на музыкально-ритмических занятиях будет успешным, если:
- художественное движение будет осуществляться в процессе освоения ребенком определенных формул движений, позволяющих изображать различные движения и действия персонажей в музыке и выражать их, а также свои настроения и чувства;
- этот процесс осуществлять последовательно при овладении ребенком свободой двигательных действий, освоении формул изобразительных и выразительных движений и стимулировании его на создание творческого продукта;
- учитывать желание ребенка к участию в различных видах художественной деятельности и включать в музыкально-ритмические занятия взаимосвязь таких ее видов, как речевая и изобразительная для понимания образа музыкального произведения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы по музыкальной и художественной педагогике уточнить понятие «художественное движение».
2. Разработать критерии и показатели обученности художественному движению учащихся 6-7 лет на музыкально-ритмических занятиях.
3. Выявить формулы изобразительных и выразительных движений для детей 6-7 лет.
4. Установить последовательность обучения детей художественному движению на музыкально-ритмических занятиях.
5. Определить принципы, этапы методики, сформулировать ее задачи, разработать упражнения, игры, импровизации, творческие задания для обучения художественному движению учащихся на музыкально-ритмических занятиях, определить методы работы с детьми.
6. Апробировать методику обучения художественному движению учащихся на музыкально-ритмических занятиях в детских школах искусств для групп раннего эстетического развития и проверить успешность ее внедрения. Методологической и теоретической основой исследования явились: положения физиологии и психологии о поэтапном построении движений (H.A. Бернштейн, A.B. Запорожец, JI.B. Чхаидзе); теория эмоций и их выражение (К. Изард, П.К. Анохин); идеи ученых о влиянии речи и ритма на развитие координации движений (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, А.Р. Лурия); теоретические положения психологии о возрастных особенностях двигательного развития детей (М.О. Гуревич, B.C. Мухина, Э.Я. Степаненкова); теоретические положения о связи эмоционального воздействия музыки с двигательно-моторными особенностями ее восприятия (Б.В. Асафьев, А.Г. Костюк, В. Коэн, М.С. Красильникова, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, A.B. Пасынкова, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов); идеи художественной педагогики о развивающем значении художественного движения (Л.Н. Алексеева, И.Е. Кулагина, С.Д. Руднева, Э.М. Фиш); теоретические положения о сущности, стадиях и формах самовыражения (B.C. Безрукова, A.A. Вострикова, O.E. Дрень, Р.К. Ерохина, А.Ф. Яфальян); педагогические идеи о рассмотрении импровизации как творческого самовыражения и способа познания себя и окружающего мира (А.И. Катиене, Л.М. Мун, О.П. Радынова, В.О. Усачева), как способа переноса отработанных движений в ситуацию нового художественного образа (С.И. Бекина, К. Орф); идеи о выразительных и изобразительных возможностях музыкального искусства (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский); положения о развивающем значении ритмики в музыкальном воспитании детей (О.Б. Бубнова, Э. Жак-Далькроз, А.Н. Зимина, Т.Э. Тютюнникова, М.И. Чистякова, Б.Л. Яворский). В ходе исследования использовались следующие методы: - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической литературы по исследуемой
проблеме; анализ и обобщение программ и методической литературы в сфере дополнительного образования детей; сравнение, проектирование методики, прогнозирование результатов исследования;
- экспериментальные: опытно-поисковая работа, методы статистической и математической обработки результатов исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, творческие задания, анализ продуктов детского творчества.
Этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в течение 2009-2013 гг. в условиях естественно протекающего образовательного процесса и проводилось в три этапа.
На первом этапе исследования (2009-2010 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; осуществлялось обобщение педагогического опыта в области обучения учащихся в группах раннего эстетического развития подготовительного отделения ДШИ; формулировалась тема, цель, задачи, гипотеза исследования.
На втором этапе исследования (2011-2012 гг.) была разработана методика обучения художественному движению учащихся 6-7 лет в детской школе искусств на музыкально-ритмических занятиях, определены ее этапы (начальный, промежуточный и обобщающий); проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы, проанализированы его результаты. На данном этапе осуществлялась проверка гипотезы, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация методики обучения художественному движению учащихся ДШИ на музыкально-ритмических занятиях, осуществлялись анализ и обработка результатов ее внедрения в образовательный процесс ДШИ.
На третьем этапе (2012-2013 гг.) проводилась контрольная диагностика, анализировались и обобщались материалы исследования, формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление результатов работы.
Научная новизна исследования.
1. Определено, что обучение художественному движению способствует музыкальному развитию ребенка, необходимому для дальнейшего обучения игре на любом музыкальном инструменте, так как процесс подготовки будущего музыканта-исполнителя включает формирование способности эмоционально откликаться на музыку, выражать к ней свое отношение, отражать образ музыкального произведения в движениях свободным двигательным аппаратом.
2. Разработаны формулы движений для детей 6-7 лет (формула двигательного перевоплощения и формула двигательного переживания музыки), которые понимаются как эталоны изобразительных движений (изображающие характер, действия, поведенческие реакции людей, животных, сказочных персонажей) и эталоны выразительных движений (выражающие различные эмоциональные состояния и отношение к музыке), выполненные свободным двигательным аппаратом, включаемые в процесс музыкально-ритмических занятий в детской школе искусств.
3. Разработана методика обучения художественному движению на музыкально-ритмических занятиях учащихся детских школ искусств, включающая три этапа. Начальный этап, задачей которого является развитие эмоционально-слуховой сферы учащихся, обучение формуле двигательного перевоплощения: изобразительным движениям на основе визуального, а затем музыкального ряда, раскрепощение двигательного аппарата. Применяются упражнения на определение характера визуального, а затем музыкального образов, творческие задания, игры, направленные на овладение изобразительными движениями через восприятие изобразительных и музыкальных произведений, пр�