Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности анализа произведений русской классики в национальной школе гуманитарного профиля

Автореферат по педагогике на тему «Особенности анализа произведений русской классики в национальной школе гуманитарного профиля», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Аристова, Мария Александровна
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Особенности анализа произведений русской классики в национальной школе гуманитарного профиля"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

На правах рукописи

АРИСТОВА Мария Александровна

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

13.00.02 - методика преподавания литературы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1992

Работа выполнена б Исследовательском Центре преподавания русского языка при Институте общеобразовательной школы РАО

Научный руководитель - кандидат филологических наук,старший

научный сотрудник МАЙОРОВА И.Х.

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,

профессор БЕЛЕНЬКИЙ Г. И.

кандидат педагогических наук, доцент ДЕМИДОВА H.A.

Ведущее учреждение - Киевский П6Д&Г01'** ческий

институт им.A.M.Горького

Защита состоится "_" _1992 года в_чэссе

на заседании Специализированного совета К 018.08.01 по защите кандидатских диссертаций в Исследовательском Центре преподаванш русского языка при Институте общеобразовательной школы РАО по адресу: II9903, Москва, ул.Погодинская, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан "_"__I99¿ г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат педагогических каук

О.М.АЛЕКСАНДРОВА

■-С;;.', • -•3-

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ДГССЖРТАЦИСННОГО ИССЛЕДОВАНИЕ

Концепция современной общеобразовательной школы особое внимание уделяет дифференциации и индивидуализации обучения, в связи с чем в настоящее время большое значение придается развитию сети профильных школ. В условиях, когда проблема повышения в целом интеллектуального, культурного уровня человека, возрождения духовного потенциала общества поставлена в ряд наиболее актуальных, среди них выделяются школы гуманитарного профиля как учебные заведения, призванные решать задачи гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания молодого поколения. В таких школах расширяется и углубляется преподавание предметов гуманитарного цикла, из которых важнейшее место занимает литература.Ведь-"именно литература ... яснее всего выражает национальные идеалы культуры .

Развитие системы школ гуманитарного профиля, в том числе и национальных, еще только начинается, а потому в настоящее время большое значение придается разработке общих концепций, научно обоснованных принципов, методов, форм и приемов обучения в данном типе школ. В отношении изучения русской литературы в национальной школе такого рода специальных исследований пока кет. Всем этим и определяется актуальность нашего исследования.

В системе преподавания литературы анализу художественного произведения отводится центральное место, а потому именно к этому вопросу прежде всего следовало обратиться в ходе разработки принципов, методов, приемов и форм обучения в национальной школе гуманитарного профиля. Это положение послунило основой выбора темы исследования.

Объектом исследования является анализ литературных произведений в национальных школах гуманитарного профиля. Предает исследования - особенности методики анализа произведений русской литературы е национальной школе гуманитарного профиля.

Материалом данного исследования послужило изучение русской литературной классики, поскольку в школьном курсе именно с

^Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире. - Новый мир. - 1991. - к?1. - С.6 -

произведениями XIX века связан ряд проблем, которые с наибольшей полнотой должны решаться в процессе обучения будущих гуманитариев /прежде всего имеются в ввду проблемы, связанные с задачей реализации принципа функционального подхода/. Кроме того, в национальной школе работа с произведениями русской литературы прошлого столетия имеет определенные особенности, требующие исследования специальных методов и приемов /таких, как, например, комплексное комментирование художественного текста и др./, имеющих свою специфику в школах гуманитарного профиля. Материал исследования ограничивается, в основном, прозой - произведениями малой эпической формы, что обусловлено, с одной стороны, особенностями содержания курса русской литературы в национальной школе основу которого, наряду со стихотворной лирикой, они составляют, а с другой - тем, что проблема анализа поэтических произведений б национальной школе получила гораздо более широкую разработку, нежели анализ прозы.

Целью исследования является обоснование основных принципов и разработка методики анализа художественных произведений ■ в курсе русской литературы в национальной школе гуманитарного профиля

В соответствии с задачами преподавания русской литературы в национальной школе гуманитарного профиля /гуманизация и гумани таризация личности ученика, формирование у него умений глубоко воспринимать литературные произведения и т.д./ была сформулирована рабочая гипотеза: наиболее эффективному решению названных задач способствует обучение анализу литературных произведений, в основу которого положены принципы функционального и системно-целостного подходов и представление об определяющей роли идейно-стилистической доминанты в художественной структуре; оптимизации процесса обучения содействует методика, включающая прием сравнения и сопоставления изучаемых литературных фактов. Такой подход к решению указанных задач будет способствовать углубления литературных знаний учащихся, расширению их культурного кругозора и актуализации личностного восприятия художественного произведения.

Для реализации поставленной цели и провер1л рабочей гипотезы необходимо было решить следующие задачи;

- выявить специфику анализа литературных произведений в на циональной школе гуманитарного профиля;

- определить и теоретически обосновать основные принципы етодики анализа литературных произведений в учебных заведени-

х данного типа;

- разработать соответствующую методику, основанную на принтах функционального и системно-целостного подходов, с исполь-ованием приема сопоставительного анализа произведений в рамках дной /русской/ или нескольких /родной, русской, зарубежной/ начальных литератур-, опираясь при этом на достижения совреыен-ого литературоведения в области изучения проблем структурно-це-:остного анализа произведения и литературных универсалий, в частости - так называемых "вечных образов";

- разработать конкретные образцы анализа изучаемых произве-,ений русской классики, опирающегося на принцип системно-целост-ого и сопоставительного анализа и выявление литературных универсалий;

- экспериментально проверить эффективность предлагаемой етодики для углубления восприя литературных, произведений и потения уровня литературного развития будущих гуманитариев.

В соответствии с поставленными задачами были использованы ледующие методы исследования: теоретический, социолого-педаго-'ический, сравнительно-сопоставительный, экспериментальный.

Научная новизна данного исследования определяется следующим:

- определены теоретические основы и разработаны принципы нализа литературных произведений, основанные на достижениях со-ременного литературоведения и методики в области системно-це-остного и функционального изучения произведения;

- впервые предложена экспериментально проверенная методика, нализа литературных произведений в школах гуманитарного профи- . я, включающая в себя прием сопоставительного анализа в рамках дной /русской/ и нескольких /родной, русской, зарубежной/ на-иональных литератур с опорой на литературные универсалии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что азработанные методика и приемы сопоставительного анализа могут нть использованы в практике работы школ гуманитарного профиля, учебно-методических пособиях для школ данного типа, з та}ске в роцессе вузовской подготовки учителей-словесников.

Достоверность научных положений и выводов,^содержащихся в иссертации, подтверждается данные эксперимента, проводившегося

в 1987,, 1988 и 1992 годах в городских и сельских школах различных регионов - Прибалтики, Закавказья, Средней Азии /Эстонии, Армении, Грузии, Киргизии, Таджикистане/.

Основные положения диссертации отражены в выступлениях на заседаниях лаборатории методики преподавания литературы и Ученого совета НИИ ПРЯНШ АПН СССР /с 1990 г. НИИ НРД РАО/, а также на конференции молодых ученых института и в четырех публикациях.

На защиту выносятся следующие положения;

1. Анализ произведения, проводимый в соответствии со спецификой изучаемого предмета на основе сочетания задач формирования у школьников логического и художественного мышления, позволит глубже проникнуть в содержание произведения и усилить его эмоциональное воздепствиё.

2. В процессе работы с художественным произведением у учащихся должны формироваться умения самостоятельного творческого прочтения произведения, позволяющие им включаться в диалог "автор - читатель"; на этой основе происходит актуализация личностного восприятия, что соответствует.задаче развития и обогащения личности ученика.

3. Расширение контекста рассмотрения анализируемого произведения за счет сопоставления его с произведениями других писателей русской, а также родной и мировой литературы позволит » только расширить культурный кругозор учащихся, но и обогатить и представления о мировом литературном процессе, что будет способ ствовать гуманитаризации личности ученика.

4. Необходимость в процессе анализа еходить в поэтический мир произведения через осознание художественных закономерностей его формообразования приведет к обогащению литературоведческих знаний и умений учащихся, позволит им достичь глубокого прочтения произведения, будет способствовать выработке и развитию эо-тетического вкуса.

5. Акцент на специфике литературы как особого искусства, пристальное внимание к художественному тексту в ходе анализа по зволит обогатить русскую речь учащихся и з естес:венном порядке приведет к ее развитию в связи с активизацией иысли и чувства ученика.

П. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, иблиографии и приложений.

Во введении обосновывается актуал! чость темы исследования, пределяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, юрмулкруется гипотеза, раскрывается научная новизна и практи-:еская значимость, приводятся данные, подтверядающие достовер-ость результатов исследования, формулируются основные положения, вносимые на защиту.

В первой главе "Теоретические основы анализа литературных роизведений в национальной школе гуманитарного профиля" в соот-етствии с выдвигаемыми здесь специфическими задачами анализа ли-ературных произведений в национальной школе гуманитарного профи-я обосновываются принципы методики анализа. Они базируются на еоретических положениях научного литературоведения, методики и сихологии. Исходным является положение о том, что школьный ана-из должен учитывать как природу изучаемого объекта - "эстети-еского предмета",- так и особенности читательского восприятия чащкхся. В соответствии с этим в основу его должны быть положе-ы те общие закономерности, которые определяют специфику худонес-венного произведения и восприятия его школьниками. Существование аких закономерностей доказано в работах психологов, филологоз, етодистов, которые рассматриваются в первой главе. Выделяются ледующие основные теоретические положения.

Комплекс проблем, связанных с определением специфики изу-аемого объекта - художественно-эстетической целостности. Выцви-аемые принципы опираются на положения системно-целостнсгс ана-иза, сложившиеся в трудах В.М.Жирмунского, Л.С.Выготского, .М.Бахтина и других ученых этого направления, которое разЕива-гся современными исследователями, такими, как А.П.Чудаков, .К.Гей, Г.Н.Поспелов, М.М.Гириман и многими другими, Особое зна-эние для разработки методики анализа имеют положения: о функци-*альной роли отдельных элементов художественной структуры про-зведения, "эффекте сцепления" как основном свойстве произведе-1Я, выражении его имманентного содержания через архитектонику, принципе "обратной связи" я диалогической природе произведения. 5 работ методистов, таких, как Г.А.Гуковский, Н.И.Кулешов, •Г.Браже, О.Ю.Богданова, М.В.Черкезова и др., выделены полоне-

ния о целостном анализе произведения в единстве его формы и содержания при учете особой роли композиционной структуры, особенностей индивидуально-авторского стиля, возможностей использования проблемных ситуаций и элементов филологического анализа

Рассматриваются проблемы, связанные с соотношением художественного и понятийного мышления и восприятия литературного произведения. В оонове выдвигаемых принципов анализа произведения лежит понимание его как творческого процесса, в который в ходе анализа должен включиться читатель-ученик. Оно сформировалось в трудах методистоЕ, психологов, филологов, таких, как М.М.Бахтин, Б.С.Мейлах, О.И.Никифорова, Н.Д.Молдавская, В.Г.Ма-ранцман и др.

На основе указанных научных данных выдвинуто предположение о том, что проведя анализ на основе учета специфики изучаемого объекта путем проникновения в художественную логику развития поэтической идеи и выявления особенностей и этапов ее становления в структуре целого, а также учитывая при этом закономерности творчества и восприятия произведения - то есть постигая искусство адекватными ему способами познания, возможно добиться не только глубины проникновения в авторский замысел, но и усилить и обогатить эмоциональное воздействие произведения. Это и отвечает задачам анализа литературного произведения в национальной школе гуманитарного профиля. В соответствии с данным положением сформулированы принципы, лежащие в основе построения методики анализа.

1. Учитывая целостный характер изучаемого объекп и его восприятия, анализ и интерпретация литературного произведения должны быть устремлены к воспроизведению целостности художественного воссоздания мира.

2. В соответствии со спецификой художественной литературы анализ произведения должен проводится на основе присущих ему внутренних закономерностей. Для -этого учащиеся должны постигнуть специфику кндизидуально-авторского стиля - "языка" - писателя.

3. "Ключом" к постижению худог.естЕгниого п}. низведения и вхождению в его целостность является доминирующий принцип его формы, а потому анализ должен быть прс-нде. всего нецелен на по-еттазние той идеКно-худож&ствеь-ной доминанты, которая служит

основой индивидуально-авторского стиля писателя.

4. В процессе анализа каждый значимый элемент произведения должен рассматриваться как момент становления, развития, образования всего художественного целого, включающий в себ-, не отдельную частицу, а всю глубину содержания.

Перечисленные принципы, основанные на учете специфики изучаемого объекта, дают возможность ¿ойти в художестве..шый мир произведения. Но для того, чтобы осуществилась "встреча" и диалог писателя и читателя-ученика, необходим учет законов художественного мышления и восприятия произведений искусства. Это положение выдвигает следующие принципы.

5. Переход от структуры текста к постижению в целом художественного мира произведения каждый раз должен являться индивидуальным творческим воссозданием этого единства, а потому анализ должен стать не истолкованием заранее известного, а осуществлять процесс понимания каждый раз чего-то нового, своего, индивидуального, т.е. стать актом сотворчества, что и реализует важнейшую составную часть художественной целостности произведения.

6. При этом критерием объективности анализа .. адекватности восприятия произведения является глубина проникновения в "чужой" мир.

7. Из этого следует, что в основе анализа должен лежать

тагае принцип формирования у школьников умения определять в произведении позицию его восприятия, заложенную автором в процессе творчества, что в конечном счете и служит критерием читательской "квалификации".

Образец анализа литературного произведения, основанного на указанных принципах, представлен в главе на материале прозы А.П.Чехова.

Вторая часть главы посвящена рассмотрению отдельных приемов сопоставительного анализа, призванных актуализировать смысл произведения как художественного целого и тем самым повысить эффективность работы над ним. Теоретически.; основанием использования этого приема в процессе анализа служат положения психолого-педагогической и филологической наук. В данном разделе приведены общие требования к сравнению и указаны его ввды. Основное внимание сосредоточено на тех приемах сопоставления, которые не полу-

чили еще достаточного распространения в национальной школе, но в то та время могут оказать существенную помощь в решении задач, стоящих перед курсом русской литературы в национальной школе гуманитарного прсфиля. Выдвигается положение о том, ч^ при гуманитарной направленности обучения сфера сопоставительного анализа долгота существенно расширяться и охватывать как сопоставления произведений одного автора, так и разных писателей, причем не только по линии русская - родная литература, но и русская - родная - мировая, а также сопоставления в рамках одной национальной литературы. Основное внимание в работе уделяется следующим приемам сопоставительного анализа.

Сопоставление тзорчества разных писателей русской литературы. Этот прием в национальной школе почти не используется, хотя обладает богатым образовательно-воспитательным потенциалом. Такого рода сопоставления дают возможность не только проиллюстрировать гег^тические связи, преемственность, традиции иноваторство как важнейшие литературные категории, но и наглядно выявить специфику творчества каждого из рассматриваемых русских писателей, обращаясь при этом и в сферу типологических связей. Именно этот аспект является наиболее сложным для восприятия учащихся инонациональной культуры. Главный смысл этого приема заключается в том, чтобы помочь учащимся увадеть переход внешних связей произведения во внутренние отношения его художественного целого и через это осознать не только преемственность творческих поисков и их своеобразие у различных писателей, но и понять их включенность в общий литературный и кизненна. процесс.

В разделе выделены критерии отбора произведений для проведения такого сопоставительного анализа и представлены его образцы на материале прозы А.П.Чехова и И.А.Бунина.

Сопоставительный анализ, позволяющий актуализировать вопрос о целостности литературного процесса и общечеловеческой культуры, взаимосвязи-'различных национальных литератур при сохранении самобытности каждой из них. В отличие от традиционного для национальной школы приема сопоставления русская - родная литература предлагается в круг рассматриваемых явлений включать и зарубежную. Анализ при этом строится по линии русская - родная - мировая литература, причем каждая из к к;-, выступает на одном уровне системы соотношения как национальная литература данного народа, входящая

в единый Одфозой литературный процесс. В результате и соотношение русской и родной литературы выглядит иначе, чем в традиционном сопоставлении: они выступают не только как своеобразные и в то не время взаимосвязанные явления, но и как самостоятельные и сам-битные части единого целого, имеющие точки соприкосновения постольку, поскольку они являются звеньяз.:и едино;'; цепи исторического, развития. В ходе такого анализа в естественном порядке будут р-шаться важнейшие задачи школ гуманитарного профиля - гуманизации и гуманитаризации личности ученика, расширения его культурного кругозора, воплощения принципа взаимосвязанного изучения трех литератур и т.д. В разделе на осноЕе рассмотрения основополагающих идей сравнительного литературоведения, выдвинутых в трудах А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, Н.О.Конрада, И.Г.Неупокоевой и др., дается теоретическое обоснование указанного приема анализа. Здесь ррссптри-вается вопрос об основных закономерностях международного литературного общения, выделяются виды литературных влияний, особенности процесса взаимодействия различных национальных литератур в новое время - начиная с XIX века, специфика обращения к литературным универсалиям в литературе XX столетия. На основе этих теоретических положений предлагается применять в национальной школе гуманитарного профиля прием сопоставительного анализа русская - родная -мировая литература, путь которого, лежит через выявление и рассмотрение в ходе аналига конкретных произведений универсального компонента, входящего в их состав. Речь идет о коррелятивном приеме рассмотрения сходных явлений при установлении всех условий возникновения данного литературного'факта - как внутринациональных, так и внешних.

Особо вцделен вопрос о "вечных образах" как важнейшей литературной универсалии, поскольку на этом примере представлены образцы такого сопоставительного анализа. Рассмотрены особенности этой литературной универсалии, выделены принципиальные усмзнты, существенные при сопоставительном анализе с опорой на "вечные образы", которые продемонстрированы на примере истории функционирования "вечных образов" в русской литературе, а также в приложении к разделу представлен материал о "вечных образах" в украинской литературе, на основе сопоставления с которой в методической части работы даны образцы методики такого рода анализа.

Вторая глава "Методика обучения анализу литературных произведений в национальной школе гуманитарного профиля" посвящена разработке методики анализа, основанной на теоретических положениях и принципах, выдвинутых в предыдущей главе. Здесь продемонстрированы образцы этой методики, представлен ход работы с использованием приемов сопоставительного анализа, дан анализ результатов эксперимента.

Методика проведения анализа литературного произведения раскрыта и экспериментально проверена на материале рассказа Чехова "Верочка". Подробно охарактеризованы особенности работы на каздом из ее этапов, приведена поурочная разработка, а в приложении дан материал для учителя по творчеству Чехова, который может -быть использован на различных этапах изучения теш /во вступительном слове, при -нализе произведения и т.д./.

Первый этап работы - вводное занятие. Оно посвящается знакомству учащихся с творческой биографией писателя и призвано не только обеспечить учащихся необходимыми фоновым знаниями, но и создать соответствующую установку, нацеливающую их на восприятие и анализ изучаемого произведения.На данном этапе происходит первоначальное знакомство учащихся с основными чертами поэтики писателя и ее доминантным принципом. При этом роль учителя - помочь учащимся освоить "язык", с помощью которого автор говорит со своими читателями. Непосредственному анализу произведения предшествует его комплексное комментирование - прежде всего лингвистическое, при котором снимаются языковые "шумы и помехи".

Второй этап - вхождение в художественный мир произведения. Здесь происходит формирование первоначальных представлений учащихся об авторской идее и принципах ее формообразования и становления. спо самый ответственный момент в анализе, поскольку он млеет решающее значение для всего последующего. Известно, что читателю, как правило, бывает сначала достаточно трудно проникнуть в художественный мир, созданный автором. Тем более сложна эта проблема для читателя-ученика, принадлежащего другой национальной культуре и говорящего на ином языке. Представленная методика работы и призвана помочь учащимся преодолеть эти трудности. Здесь роль учителя также весьма значительна - именно он помогает формированию адекватного восприятия учащихся, показывает путь вхождения в художественную целостность произведения.

Третий этап - рассмотрение развертывания и развития авторской идеи в различных элементов художественного целого. Здесь отмечаются наиболее существенные моменты ее формообразования. На этом этапе доля самостоятельности учащихся существенно возрастает и работа приобретает характер эвристической беседы. Именно здесь уже можно говорить о включении учеников в диалог "писатель-читатель", поскольку к этому моменту они достаточно хорошо осваивают специфику индивидуально-авторского стиля и на основе приобретенных умений работы с текстом оказываются подготовленными к тому, чтобы самостоятельно его анализировать, проникая в художественный мир и разбираясь в его необычной логике. Учитель при этом контролирует лишь наиболее сложные и ответственные моменты работы. В основном, его роль сводится к тому, чтобы направлять ход размышлений учеников и корректировать в итоговом обобщении сделанные ими вывода.

На заключительно этапе осуществляется конечный синтез, который призван восстановить целостность восприятия произведения, но уже на новой, более высокой по сравнению с первоначальным восприятием ступени. Проводится дискуссия, которая привносит в понимание произведения новые'грани. Именно здесь а происходит осуществление конечной цели анализа: постижение учащжися произведения в единстве его содержания и ^орш и осознание его через включенность в этот особый художественный мир. При этом учитель нацеливает учеников не просто' на собственное - соавторское - прочтение и истолкование, но и на его аргументированность с позиции соответствия законам существования авторского художественного мира. Точка зрения самого учителя не должна дойлеть над мнениями об изучаемом произведении, сложившимися у ребят, она выступает на равных правах со всеми возникающими способами интерпретации Завершает работу в целом сочинение.

Методика проведения сопоставительного анализа в рамках одной - русской - литературы раскрыта к экспериментально проверена на материале рассказоз Чехова "Беглец" и Бунина "Танька". Основные этапы работы даются с ориентацией на изученный ранее литературно-художественный материал и опираются на приобретенное учащимися умения анализа. На завершающем этапе с помощью методически нацеленных вопросов учащиеся выявляют моменты сходства и различия процесса становления авторской идеи в сопоставляемых про-

ъ

изведениях и на основе этого уясняют специфику художественного решения поставленных вопросов кандым из писателей, общее и различное в их позиции. Вместе с тем углубляется их понимание индивидуально-творческого облика каздого из писателей, ученики определяют свое личностное отношение к изучаемым произведениям. В целом такая работа конкретизирует представления учащихся о закономерностях историко-литературного процесса и специфике его развития в русской литературе. В данном разделе приводится поурочная разработка, а в приложении - материалы для учителя к занятиям по творчеству Чехова и Вунина.

В качестве литературной универсалии, на основе которой демонстрируется методика применения приема сопоставительного анализа русская - родная - мировая литература, используется один из самых известных "вечных образов" - образ Дон Жуана. Художественный материал,в структуре которого выделяется данный компонент, та:.se относится к чеховской и бунинской прозе. Это рассказа "Дама с собачкой" и "Солнечный удар". Но кроме того, в работу подключен и гораздо более широкий круг произведений: из русской литературы это "Каменный гость" Пушкина, Из украинской - "Ременный господин" Леси"Украинки, представлена история функционирования данного "вечного образа" в мировой литературе, из которой подробно предлагается рассмотреть "Дон Жуана" Мольера. Нг. конкретном материале раскрываются формы и приемы работы, указываются ее основные этапы и определяются их особенности, приводится разработанная система вопросов и заданий. К данному разделу диссертации относится род приложений, содержащих материал, который используется на уроке по этой теме: об образе Дон Еуана в мировой литературе, о "русском Дон /йуане", воплощенном в "Каменном госте" Пушкина, о связи творчества Леси Украинки с мировой литературой и о своеобразии "украинского Дон Нуана" в ее драме "Каменный господин". Предлагаются теш завершающих изучение письменных работ: "Док ;^ан" Чехова и Бунина"; "Второсортный Дон Куан" в русской и украинской литературе"; "Судьба Дон Нуана в мировой литературе"; "Встреча с Дон Зуаном".

Отдельный раздел главы посвящен анализу результатов эксперич мента, который проходил в три этапа в течение ряда лет в различных регионах. На первом этапе /1987 г./ был проведен констатирующий ьксперииент, целью которого явилась проверка возможности

о

использования в условиях обучения в национальной школе гуманитарного профиля предложенной методики анализа литературного произведения, а также выявление основных трудностей и причин их возникновения. Экспериментом были охвачены две городски^ школы -СШ ГОО и СП! ИЗ г.Ленинакан /Армения/ и сельская школа с.Кара-Дюбе Чуйского района /Киргизия/. Результаты эксперимента на этом этапе позволили констатировать, что предлагаемую мег. эдику возможно и целесообразно использовать в национальных школах гуманитарного профиля при условии последовательной и планомерной организации такой работы с учетом подготовки к профильному обучению в среднем концентре.

На втором этапе /1988 г./ был проведен первый обучающий эксперимент, которым были охвачены городские школы с достаточно высокой базовой подготовкой учащихся - СШ N32 г.Пярну /Эстония/ и СШ №51 г.Тбилиси /Грузия/. В эксперименте участвовал также класс из киргизской школы села Кара-Дюбе-, в котором проводилась работа и на первом этапе, целью эксперимента было проверить эффективность предлагаемой методики анализа, ее соответствие задачам школ с гуманитарной направленностью обучения. Чтение и работа по рассказу "Верочка" вызвали большой интерес учащихся, хотя многие вопросы, особенно связанные с наблюдениями над поэтикой писателя, были непривычны для учащихся. Тем не менее под руководством учителя работа прошла успешно во всех классах, ребята с ней справились. Очень хорошо были выполнены задания по отбору текстового материала, нахождению деталей, определению специфики композиционного построения. Ученики неплохо справились и с работой по рассмотрению такой важной особенности чеховской поэтики, как смена тональности повествования, а работа с другим значительным компонентой -пейзажем - не только заинтересовала, но и увлекла ребят, позволила ш по-новому взглянуть на чеховскую прозу,, более глубоко проникнуть е изучаемое произведение. В заключении учащиеся написали сочинения, которые продемонстрировали не только глубокое понимание рассказа, но и в целом художественной манеры Чехова. Также било стыечепо, что хотя работы ребят из селоско.'? киргизской лколы оказались более слабыми, но по сравнению с предыдущим этапом эксперимента наблюдался очевидный лрогресс. Помимо этого, эксперимент выявил к определеннее трудности в работе: сни связаны с неподготовленностью в ряде случаев учащихся к обучению в

школе гуманитарного профиля и низким уровнем владения русским языком, а также в целом непродуманностыо системы обучения в гуманитарных классах. В соответствии с этим третий этап эксперимента /1992 г./ - второй обучающий эксперимент - проводился в сельской школе Среднеазиатского региона в условиях школы, где имеется пропедевтическая подготовка к обучению в гуманитарных классах б старшем концентре - это СШ лЪ7 Ленинского раЛона /Таджикистан/. Материалом эксперимента явились уже апробированные на предыдущих этапах методические разработки по рассказам Чехова "Верочка" и "Беглец", а для сопоставления был взят рассказ Бунина "Танька". Работа проводилась в 10 классе. Дель эксперимента - не только проверка методики анализа, но и выяснение возможности использования приема сопоставительного анализа в рамках одной - русской -питературч. Эксперимент показал, что учащиеся гуманитарного класса хорошо справились с работой по рассказу "Верочка", выполняли се с большим интересом. Это позволило сделать вывод, что в условиях собственно гуманитарного обучения с подготовленные контингентом учащихся предлагаемая методика позволяет достичь еы-соких результатов даже в тех регионах, где общий уровень знаний по русскому языку и литературе достаточно низок.

Подтвердилось предположение, что работу по вторчеству незнакомого писателя облегчает опора на знания, полученные в :;оде изучения другого русского автора. Учащиеся были совершенно не знакомы с творчеством Бунина, но проведение параллелей с Чеховым помогло вызвать у них интерес и положительную мотивацию к дальнейшей работе. Сходство ¿еш и ситуации в рассказах, а также определенные соответствия в способах выражения авторской вдеи помогли ребятам разобраться и понять рассказ "Танька", более сложный для восприятия. Результаты эксперимента позволили сделать вывод о том,что прием сопоставительного анализа может быть эффективно использован в национальной школе гуманитарного профиля и помочь не только более глубокому проникновению в художественный мир каждого из писателей, но и облегчить введение нового литературного материала.

В заключении подведены итоги, сделаны обобщающие выводы по всем разделам диссертационного исследования, определены перспективы дальнейшей работы.

Основные положения диссертационного исследования получгли отражение в следушчх публикациях:

1. Программа по русской литературе для средних общеобразовательных национальных школ с углубленным изучением русского языка. УП-Х1/ХП/ классы. - М.: АПН СССР, 1988.-3 п.л./в соавт./.

2. Литературоведческий анализ художественных произведений в школах с углубленным изучением русского языка // Тезисы до-гаадов к конференции молодых ученых НИИ ПРЯНШ АПН СССР. - М. : АПН СССР, 1988. - С.58-59.

3. Анализ художественных произведений /на материале прозы А.П.Чехова/ // Репетитор /в производстве/.

4. Новые имена в курсе русской литературы /творчество И.А.Бунина/ // Репетитор /в производстве/.