автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Патриотическое воспитание учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства (на базе общеобразовательных школ Узбекистана)
- Автор научной работы
- Азимов, Барот Бафаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Патриотическое воспитание учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства (на базе общеобразовательных школ Узбекистана)"
ЮТОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО 31ШЕШ ПЗДАГ0Г/ПЕС;Ж1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УШВЕРСИТЕ? Я'кнп В.И.ЛЕНИНА
Спбапа-тазирозакный совет К
На правах рукописи
АЗК'ЛОЗ Барот Баваегет
УДК 741:370.174(077)
ПА.ТРИО'ЕЯЕЖОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ 4-6 КЛАССОВ
СРГДСТВА'.М КоОБРАЗЙТКТьНОГО ИСКУССТВА (на база оскдэобрззователыгнх школ Узбекистана)
Специальность 13.00.02 - Методам преподавания нзобпа-зотельного искусства
Автореферат
диссертации на соискание учено;! сто из ни кандидата педагогических наук ■ ■
Ысокза
1901
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте общего образования шш-гстерства образованна Р05СР.
Каучнш'1 руководитель: Член-корреспокдент АПК СССР,
заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических, наук, профессор В.С.КУЗИН
Официальные оппоненты: доктор педагогкческ;т:: наук,
профессор Т.С.КОМАРОВА
кандидат педагогэдеекю: наук, профессор, засаженный работник культуры РСФСР А.А.ШССВЗКИЙ
Ведущее учреяденпе: Орловский государственный педагогический институт.
Защита состоимся " " 15Э1 г. в часов
на заседании специализированного совета К по прпсугдешво
ученой степени кандидата наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знаиени педагогическом государственно;.; университете Есепл З.И.Ленина (117571, Москва, проспект Вернадского, д.88).
С диссертацией поено ознакомиться в библиотеке института (119435, Ыосква, ул. Палая Ппроговская, д.1 ШГТ шленк В.1-1.Ленина).
Аатотэз'лепат вазо
злэя " " г.
/чзннЛ секретарь спецпглпзптовэнного совета, кандидат педагогических наук, доцент
С.ЕЛГГНАТЬЗЗ
ОБЩ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Б условия:-: коренной перестройки нашего >бцества, становления новых отношений между республиками и нациями в нашей стране, ваяное значение имеет совершенствование всей зоспитательной работы с подрастающим поколением. Одним из самых штуальшх, центральных направлений в указанных условиях является патриотическое воспитание. На февральском (1988г.) Пленуме ЦК ШСС отмечалось: "Требуется существенно усилить патриотическое... зоспитание юношества. Прививать с детства чувство сопричастности : традициями и ценностями Советской Родины, с великой историей на-1еа многонациональной страны, осознание священного долга быть вершин защитниками своего Отечества""^ *
Актуальность исследования патриотического воспитания, связан-гого с искусством, определяется первостепенной ролью, которую иг-)аэт искусство как средство, раскрывающее внутренний мир глубоких шрекиваний, утверждающее нравственные црпнпщш и нормы социалис-гического образа жизни. Между тем, как отмечалось на УП съезде ху-ужотков СССР, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР 'О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и по-зшению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся" (1986), гзобразителъное искусство, как один из основньес и особо действен-гых видов искусства в учебно-воспитательном процессе школы исполь-!уется явно недостаточно. Закономерно, что решение проблемы совершенствования патриотического воспитания школьников средствами изобразительного искусства требует разработки теоретических основ и методики патриотического воспитания школьников в процессе обучения 1зобразительноыу искусству как на'уроках, так и зо внеклассной работе.
В советской педагогической науке, благодаря работам А.З.Луна-тарского, П.П.Егонекого, Н.К.Крупскои, А.С.Макаренко, В.А.Сухомли-юкого, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой и многих других, разработаны педагогические подходы и накоплен богатый опыт использования различит: зццов искусства в деле воспитания будущего гражданина своей
^ Нате шалы Пленума Дентватьного Комитета КПСС, 17-18 йеэтэаля, 1988г. М., Политиздат,"1988. С.72.
Родины, горячо любящего свою страну, цреданного идеалам и революционным традициям советского народа, искренне и горячо перекивающего свое отношение к явлениям окружающей действительности, к явлениям общественной аизни страны.
Психологическое обоснование рож использования средств искусства в патриотическом воспитании учащихся ш находим в работах Л.С.Выготского, Л.И.Бокович, A.A.Люблинской, Е.И.Игнатьева, Б.Г.1.. Теплова, П.М.Якобсона.
Вопросы теории, методики, практики патриотического воспитания подрастающих поколений, школьников средствами изобразительного искусства рассматриваются в трудах Н.С.Боголюбова, В.С.Кузина, Т.С. Комаровой, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпнкаловоп и.-других известных ученых, методистов.
В последнее время выполнен ряд диссертационных исследований по проблема патриотического воспитания детей, школьной молодежи средствами различных видов искусства. Это кандидатские диссертации Т.Приумова, Н.Ф.Самсошк, А.Х.Давлетпшной, Т.В.Козловской, И.В.Пастыря1^ и других авторов.
В работах указанных авторов патриотизм рассматривается в общих чертах как нравственное качество личности, выражающееся в эмоционально-положительном отношении человека к Родине, ее общественной жизни, к гражданам Отечества. В соответствии с концепцией К.К.Платонова о структуре личности, патриотизм относится к социально-обусловленным качествам и, таким образом, не является врок-денным, а воспитывается с первых лет жизни.
Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что под патриотическим воспитанием следует понимать процесс специального патриотического воздействия на личность, который приводит к расширению знаний о Родщга, закреплению чувства гордости за достижения своей страны, вызывая активное желание участвовать з посильном труде на общее благо..
-^Цриумов Т.Военно-патшотическое воспитание учащихся старших классов в процессе преподавания узбекской литератуш.Ташкент, 1978; Самсонюк Н.Ф.Нашдные пословицы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.IL, 1983~;Дввлетшина А.X.Патриотическое воспитание учащихся шестилетнего возраста средствами искусств: Н.,1987;Козловская Т.В.Формирование интернациональных убездений учащихся пои обучении изобразительному искусству(5-7классы) .LI., 1988;Пастьфь И.в.Формирование у будущих учителей готовности к патриотическому воспитанию младших школьников средствами изобразительного искусства. М.,1988.
Однако тот яе обобщающий анализ специальной литературы, анализ практики постановки патриотического воспитания з общеобразовательных школах свидетельствует об отсутствии обстоятельных научно-теоретических исследований и методических разработок по проблема патриотического воспитания школьников средствами изобразительного искусства. В итоге не раскрыта специфика патриотическо- __
го воспитания учащихся на уроках рисования о натуры, на темы, декоративного рисования, на уроках-беседах об изобразительном искусстве, на занятиях художественных крушсов, факультативах, в процессе проведения других видов внеклассной и внешкольной работы с детьми по эстетическому воспитанию и худояественному образованию, отсутствуют проверенные практикой и обоснованные методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами ашзописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.
Особач острота, настоятельная социальная потребность в разработке рассматриваемой проблемы вызываются условиями современн- . ой школы, ее демократизацией, гуманизацией и гуманитаризацией.
Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в советской педагогической науке, в теории и практике художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.
Предмет исследования: пути, метода и средства повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 4-6 классов в процессе обучения изобразительному"искусству.
Гипотезой исследования является предположение о том, что раскрытие научно-теоретических основ патриотического воспитания учащихся 4-6 классов средствами кивописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры п разработка практических рекомендаций, по рациональному использованию методов, форм и средств патриотического' воспитания на уроках, во внеклассной работе по изобразительному искусству способствуют значительному повышению эффективности патриотического воспитания школьников, обеспечивают в цело;.: решение комплекса задач художественного воспитания и образования, содействуют формированию духовной
культуры учащихся.
Проблема исследования: раскрытие, научная разработка и экспериментальная проверка теоретических основ и эффективной методики патриотического воспитания учащихся 4-6 классов средствами изо бразительного искусства в школах Узбекистана. Решение этой проблемы составило и цель исследования.
Проблема и предмет исследования потребовали решения следующих задач:
1. Изучить и обобщить передовой опыт учителей изобразительно го искусства по патриотическому воспитанию учащихся.
2. Раскрыть научно-теоретические основы патриотического воспитания учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусств
3. Определить наиболее оптимальные методы и приемы изучения произведений изобразительного искусства на патриотическую тематику на урока::, на внешкольных и внеклассных занятиях по изобразите лъному иску сс тву.
4. Раскрыть возрастные и индивидуальные особенности формирования патриотических чувств, понятий и представлений у учащихся 4-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству.
5. На основе обобщения и анализа результатов опытно-педагогической п экспериментальной работы, проведенной в школах, определить эффективные пути и методы повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства, разработать практические рекомендации по рациональному использовании методов, форм и средств патриотического воспитания на урока::, во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству.
Методологической основой нашего исследования является марксистско-ленинское учение о сущности социалистического патриотизма, о единстве и неразрывности национальны}: и интернациональных интересов гракдан социалистического общества, решения партийны:: съездов,-Пленумов ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе.
Теоретической основой исследования язились труды видных советских педагогоз: М.И.Калинина, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, а такяз работы по общей педагогике, художественному образовании, эстетике и изобразительному искусству.
Цель и задачи настоящего исследования согласуются с основными направлениями общесоюзной комплексной программы эстетического воспитания населения СССР.
Методы исследования:
- изучение, анализ и обобщение проблемы исследования в литературных источниках в области философии, педагогики, психологии
и методики изобразительного искусства;
- анализ передового опыта учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ Узбекистана; педагогические наблюдения за деятельностью учителей, учащихся;
- изучение документации по обучении изобразительному искусству, методик и учебных црограмм, планов работы и др.;
- анкетирование с целью выявления отношения учителей изобразительного искусства к педагогическим рекомендациям по усовершенствованию системы патриотического воспитания;
- психолого-педагогический развивающий эксперимент.
Экспериментальное исследование проводилось с 1979 по 1990
годы включительно в общеобразовательных школах .'Ш 6,7,15,10 г.Бухары и 7,17 - Бухарской области. В школах 7,13 г.Бухары апробировались отдельные положения нашей гипотезы в период педагогической практики студентов ЕГШ шл. Файзулла Хаджаета Экспериментальная работа проводилась как непосредственно самим диссертантом, так и экспериментаторами - учителями изобразительного искусства, а также студентами худонествешо-графического факультета по предлоненной наш методике. Экспериментальной работой было занято 750 школьников; изучено более 1604 детских рисунков. В предшествующий эксперименту период - в период изучения опыта работы общеобразовательных школ в Узбекской ССР, а также в РСФСР, нами было проанализировано более 40 уроков изобразительного искусства на патриотические темы.
Экспериментальные (как в системе уроков, так и во внеклассной и внешкольной работе) занятия проводились по разработанным .диссертантом экспериментальной программе и методике. Кроме программы, школьникам предлагалась серия специальных наглядных пособий (плакатов, методических таблиц) обучающего характера, применялись дробленные и игровые ситуации п задания. Разработана и
апробирована методика исследования системы бесед по изобразительному искусству (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, архитектуре) Узбекистана, РСФСР, Казахской и других республик страны, наделенных на решение задач патриотического воспитания-
То есть, в экспериментальных классах использовалась экспериментальная методика обучения школьников, нацравленная; на активное к продуктивное овладение ими знаниями и умениями в области изобразительного искусства, на максимальное развитие их эстетически-творческих интересов, потребностей, художественных образов, познавательной активности, являющихся основой, базой формирования патриотических чувств и представлений. Экспериментальное обучение сопрововдалось специальными воспитательными приемами, мероприятиями по развитию патриотизма у учащихся.
Сравнительными классами были параллельные классы, где не применялась экспериментальная программа, не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, не использовались проблемные ситуации и задания, специальные воспитательные беседы с цриьмнением произведений искусства на патриотические темы. Учащиеся этих классов получали отдельные сведения по репродукция!.! произведений искусства, имеющихся в наличии в школах (как правило, очень малочисленных), с ними не проводились экскурсии к памятникам архитектуры, они не участвовали в творческих конкурсам на лучший рисунок, иллюстрацию, ыа лучшую художественную поделку. То есть методика обучения и воспитаний в контрольных классах была обычной, традиционной.
В начале и в конце эксперимента проводились контрольные опросы (анкетирование) школьников и учителей,'сравнивались учебно-творческие работы учащихся (с натуры, на теш декоративного рисования). В результате устанавливались сравнительные знания и умения школьников в области изобразительного искусства, сравнительные уровни их худояественно-эстетического развития, сформироза-нности патриотических чувств, понятий и представлений.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается вГ"раскрытш1 научно-теоретических основ патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства; раскрытия возрастных и индивидуальных особенностей формирования пат-
риотических чувств, понятий и представлений у учащихся 4-6 классов средствами глвоииси, графики, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры; определены эффективные пути и методы повышения эффективности патриотического воспита-ши школьников средствами изобразительного искусства как на уроке, так и во внеклассной и внешкольной работе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем создана экспериментальная учебная программа по изобразительному искусству для 4-6 классов, доказавшая свою эффективность, определены наиболее оптимальные методы и приемы изучения произведений изобразительного искусства на патриотическую тематику; разработана система оригинальных учебночлетодическпх таблиц и плакатов, отработаны.практические рекомендации по рациональному использованию методов, форм и средств патриотического воспитания на уроках, во внеклассной и внешкольной работе по изобразительному искусству.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ для общеобразовательных школ, при разработке учебных планов и программ для общеобразователь- . ных школ, при разработке учебных планов, лекционных и практических курсов кабинетов изобразительного искусства и черчения институтов усовершенствования учителей, при написании учебников и учебных пособий по худопаственяыы предметам для общеобразовательных школ.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты исследования получили одобрение па научно-теоретических и практически;: конференции: профессорско-преподавательского коллектива Бухарского государственного педагогического института имени ®.Хаджееза/на заседания:: лаборатории худокестЕе-нно-эстетического образования я воспитания научно-исследовательского института общего образования Министерства образования РСФСР.
Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ Ш 6,7,15,10 г. Бухары и Ш 7,13 - Бухарской области, а такае в виде опубликованных статей и рекомендаций
используются на занятиях по рисунку и живописи на художественно-графическом факультете Бухарского государственного педагогического института.
Структура и объем диссертации.
Диссертация выполнена на-/63 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В нее вошли такяе 14 таблиц, ,Х2 графиков и 44 рисунка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследования, проб-' лема, формулируются объект и предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методики исследования, его научная новизна,-теоретическая и практическая ценность.
В первой главе "Научно-теоретические основы патриотического воспитания школьников средствами изобразительного искусства" рассматривается патриотическое воспитание в общей системе коммунистического воспитания школьников, раскрываются место и роль изобразительного искусства в патриотическом воспитании учащихся общеобразоват ельных школ. -; / ,
Патриотизм Сот греческого слова родина) это,
как определяет советский энциклопедический словарь, - любовь к Родине, "одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (В.И.Ленин.').
А вот какой смысл вкладывает в слово "патриот(тка)" В.Даль: "Любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб". Патриотизм, яо Далю, - это любовь к отчизне.
Как мы видим, патриотизм здесь означает чувство Родины, любовь к отечеству.
В советской педагогической науке, з теории и практике коммунистического воспитания патриотизм понимается как любовь к своему Отечеству, преданность своему народу, готовность к любым кертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, Отечеству, зсегда занимали умы лучших представителей русской интеллигенции, ученье:, писателей, поэтов, художников, передовых учителей, новаторов педагогической мысли.
Воспитание патриотизма, беззаветной любзи к родине занимает з системе нравственного воспитания молодежи, рекомендуемой К.Д.Упшнскпм, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине,-писал Ушинскин, - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последний1.
Интересные мысли о воспитании высказывал выдающийся деятель культуры и просвещения дореволюционного Таджикистана Ахмад До-нии. Донищ - писатель, философ, основатель просветительного движения в Таджикистане, родился в Бухаре. В своей книге "В назидание детям о пользе ремесел и занятий", которая составила часть его большого произведения "Редкостные события", изложены основ-не педагогические взгляды мыслителя. Цель нравственного воспи-ания А.Дониш понимал как подготовку из молодежи таких людей, оторые считали бы своим долгом приносить пользу другим людям, этой целью он рекомендовал воспитывать в молодом поколении тру-олюбие, чувство отвращения ко всему тому, что порождает стремлено к наживе и богатству, воспитывать чувство любви к свободе и езависимости, чувство собственного достоинства. Люди должны це-итъ дружбу и товарищество, уметь находить в любом человеке, да-е самом плохом, хорошие стороны. А.Дониш призывал такке узакать элозеческое достошство женщин. Особенно большое знимание он целял патриотическому воспитанию молодежи, ибо, как он говорил, шв человек тогда, когда он стоит за свою родину и, когда он со зоим народом".
Взволнованно рассуждает В.А.Сухомлпнский о патриотическом зспитании и делится своим опытом воспитательной работы в Павлы-зкоы школе в известиоп книге "Как воспитать настоящего человека": ... есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопостазлять, -I сравнивать. Это- Родина, Отечество, сыновняя верность, преда-юсть земле, где ти родился и осмыслил себя, народ, который ¡кормил и взрастал тебя.
Подлинное рождение твое как гражданина, мыслящей, одухотэо-!,нной благородными идеями личности, труженника, борца за торне-■во правды и счастья, семьянина происходит благодаря тому,что I - сын народа; в тебе, как солнечный огонь з капле воды, отра-
жается его многовековая история, его величие и слава, его любовь и надежда, его нерасторжимое единство с теми бесконечно милыми нашему сердцу уголками, которые входят в нашу жизнь как вечное, неуничтожимое, неугасимое.
Мать рождает твою плоть. Отечество рождает твою человеческую гражданскую душу. Нет ничего дороже Отечества. Во имя счастья, величия, независимости Отечества настоящий человек без колебаний отдает жизнь, потому что жизнь без счастья, величия, независимости Отечества - это не только горе, но и позер-^.
Патриотическое воспитание - это многомерный, многоаспектный процесс, направленный на решение целого комплекса задач, органически связанных с задачами важнейших сторон коммунистического
г
воспитания - с задачами идейно-политического, нравственного, трудового-, эстетического, физического и умственного воспитания. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание.
Важная роль изобразительного искусства в патриотическом воспитании школьников объясняется, прежде всего, следующими факторами:
- способностью произведений изобразительного искусства наглядно, в яркой, художественно-образцовой форме показывать самые различные явления, события окружающей действительности, все многообразие их взаимоотношений и взаимодействия, и тем самым формировать определенные знания, представления, оценки об этих явлениях, событиях, их взаимосвязях;
- способностью произведений изобразительного искусства благодаря художественно-образной норме передачи действительности глубоко волновать и впечатлять школьников, вызывать к сопереживав нию, формировать эстетические отношения к явлениям окружающего мира и на этой основе эффективно развивать патриотические чувства и формировать убеждения. То есть благодаря эстетическому воздействию изобразительного искусства патриотическое воспитание получает новое содержание, поднимаясь на новый качественный уровень.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск, Народная асвета, 1978. С. 20-21.
Во второй глазе "Пути и средства повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 4-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству" на основе анализа результатов онытно-эксшршленталъной работы рассмотрены системы патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ средствами изобразительного искусства и пути его совершенствования, раскрываются методики патриотического воспитания учащихся 4-6 классов на уроках (в процессе бесед об изобразительном искусстве, на уроках рисования на теш, с натура, декоративного рисования), во внеклассной работе средствами изобразительного искусства.
Как свидетельствуют анализ и результаты цроведенного эксперимента, первым и необходимым условием повышения эффективности патриотического воспитания учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства является создание системы патриотического воспитания школьников в процессе го: обучения изобразительному искусству. Модель такой системы была создана наш на первом этапе исследования и затем, на следующих этапах, нашла практическое воплощение, опытно-экспериментальную проверку. Данная общая система включает такие подсистемы, являющиеся, в свою очередь, тояе системами, но более узкого локального характера, как: патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства, патриотическое воспитание в художественных кружках и на факультативах, всистеме внеклассных л внешкольных мероприятий - беседах-вечерах по творчеству русских и узбекских художников, беседах и лекциях по русскому, украинскому, узбекскому, таджикскому, казахскому народному, декораишно-цршсладао-му искусству, экскурсиях к памятникам архитектуры, в худокест-взнные краеведческие музеи, з мастерские художников, народных мастеров, во время проведения конкурсов на лучший детский рисунок, конкурсов на лучшее знание родного узбекского искусства, русского, украинского, белорусского, таджикского, казахского и искусства других народов страны, коллективного составления альбомов с открытками - малых третьякозок и т.д. Своеобразную систему, комплекс патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в условиях урока наглядяо характеризуют особенности, специфику воспитательного воздействия различных по видам, учебно-творческой работы уроков изобразительного искусства - рисования с натуры и по памяти, тематического и
декоративного рисования, уроков-бесед об изобразительном искусстве .
3 итоге экспериментального обучения у 'учащихся экспериментальных классов значительно быстрое и успешнее формируется интерес к памятникам архитектуры г.Бухары, чем у учащихся контрольных классов. При этом следует отметить, что сформпрованность' интереса, как спещгфического, ярко окрашенного всем складом личности и, преэде всего, эстетическиг,:й чувствами, потребно с тямп, вкуса:.®, отношения личности школьника к предметам и явлениям действительности, выражавшемся в келаши, потребности познавать их, эстетически воспринимать представляет собой, с одной стороны, важный и необходимый компонент худогественно-эстетического развития личности школьника в целом, с другой - необходимое условие патриотического воспитания. Наличие интереса у учащихся к памятникам архитектуры.г.Бухары - это не только готовность у них глубже, полнее познавать их, расширять своя знания п представления о них, восхищаться их красотой, стройностью, мощью, . искусством древних узбекских мастеров, архитекторов, но и начало формирования осознанного чувства гордости за величественные памятники архитектуры узбекского народа, уважения к другим мастерам узбекского искусства,архитектуры. То есть это фундамент, на котором начинается развитие патриотических чувств, патриотического отношения у школьников к древним памятникам архитектуры г.Бухары, к творчеству народных мастеров Узбекистана, к искусству своих талантливых предков.
Если, например, в начале эксперимента у учащихся 4-го экспериментального класса наблюдается проявление осознанного интереса (то есть сторнированного интереса) только у 6-ти учащихся пз 34, т.е. у 17,6$, наличие неосознанного интереса у 10 учащихся (29,4/5), а у основной массы учащихся (18 учащихся -53£) интерес практически отсутствует. В конце ке эксперимента в этом классе под влияние:.! экспериментального обучения уне наблюдается проявление осознанного интереса у 24 школьников, что составляет 70,5% от всего количества учащихся. У 7 учащихся (20,7;2) проявляется неосознанный интерес к памятникам архитектуры г.Бухара и, только у 3 учащихся (8,8/0 интерес так и не сформировался. Совсем другую картину ш наблюдаем в контрольном 4-ом классе. Если здесь в начале эксперимента проявляли
осознанный интерес 5 человек (14,3$), неосознанный интерес 12 учащихся (34,3$), отсутствовал полностью интерес у 18 учащихся (51,4^), то з конце эксперимента осознанный интерес проявили 10 учащихся (28,5%), неосознанный интерес - 13 учащихся (37,2)1), по-преянему отсутствовал интерес у 12 учащихся (34,3/5).
То есть, разница меаду данными экспериментального класса и данными контрольного класса в конца обучения существенна. Если в начала эксперимента наблюдается,примерно,одинаковый про--цент (довольно низкий) учащихся и экспериментальных, и контрольных классов, у которых сфортрозал осознанный интерес к памятникам архитектуры г.Бухары (в экспериментальном рслассе у 17,6%, в контрольном - у 14,3/5), проявляется неосознанный интерес в экспериментальном классе у 29,4$ учащихся, в контрольному 34,3^, то в конце эксперимента осознанный интерес в экспериментальном классе у^э проявляется у 70,5/5 учащихся, з контрольном - только у 28,5%. Таким образом, в экспериментальном классе процент учащихся, у которых проявляется осознанный интерес (интерес сформирован) вырос с начала экспериментального обучения к концу на 52,9$ (что составляет 18 учащихся), в контрольном на классе этот гдроцент составил всего 14,2% (5 учащихся). В то ке время, если в■экспериментальном классе количество учащихся, у которых отсутствует интерес, сократился к концу эксперимента на 15, что составляет 44,2^, то в контрольном классе из 18 таких учащихся проявился интерес только у 6, т.е. сокращенна составило всего 17,1%.
Аналогичная картина наблюдается в 5-ых и 6-ых экспериментальных классах.
Формирование интереса у учащихся 4-6 классов к памятникам -узбекской старпны идет параллельно с формированием патриотпчес-кого отношения у них к 'этим памятникам и фактически слушт условием, основой развития патриотических чувств.
динамику ооршровашя патриотического отношения к памятникам старины (мечетям г.Бухары) определяют четырэ качественны:: уровня сфорг.ированности патриотического отношения. Первый из них - равнодушное отношение к памятникам старины. Второй уровень сформированном!! патриотического отношения - неосознанное поло-
жительное отношение к памятникам старины. Третий уровень - осознанное положительное отношение к памятникам старины. Четвертый уровень - проявление чувства любви к памятникам старины и гордости за их величие и красоту.
Проведенное исследование позволило раскрыть индивидуальные особенности формирования патриотических чувств у учащихся 4-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству.
По результатам эксперимента мы установили три типа индивидуальных особенностей формирования патриотических чувств, понятий и представлений, которые характеризуют собой три вида комбинаций, специфического сочетания психолого-типологических черт, структур, особенностей личности, которые и представляют собой ~ сплав сугубо индивидуально врожденного и результат педагогических воздействий обучения и воспитания.
В заключение диссертации подведены основные итоги работы, сделаны следующие выводы:
Успешное решение задач художественно-эстетического образования и восшленая в процессе обучения изобразительному искусству обусловливает эффективность патриотического воспитания школьников.
Анализ и обобщение результатов эксперимента свидетельствуют■ о том, что разработанная нами экспериментальная методика обучения изобразительному искусству в 4-6-ых классах является значительно эффективнее традиционной и обеспечивает в целом решение задач как художественно-эстетического образования и воспитания, так и патриотического воспитания. Нами установлено, что в условиях специфики обучены изобразительному искусству задачи и содержания художественно-эстетического, трудового, нравственного и патриотического воспятания'тесно переплетаются и органически связаны.
Разработанная нами методика эксперимента, совокупность использованных методов'исследования позволили решить поставленные задачи, что, в' своз/ очередь, определило научную новизну, теоретическую и практическую ценность проведенного исследования.
Обшше закономерности, особенности патриотического воспитания школьников йредс^ами изобразительного искусства в условиях узбекских школ установленные нами в ходе исследования, можно
вполне, с соответствующей корректировкой, использовать в школах других республик.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Кадыров И.К., Азимов Б.Б. Воспитание советского патриотизма при изучении изобразительного искусства. Ташкент, Совет мактаби, 1983, № 10. С.29. __
2. Азимов Б.Б. Программа "Изобразительное искусство" (с поурочной методической разработкой). У класс (экспериментальная). М., КИИ школ МП РСФСР, 1985. С.27-40.
3. Азимов Б.Б. Программа "Изобразительное искусство" (с поурочной методической разработкой). У1 класс (экспериментальная). И., НИИ школ МП РСФСР, 1985. С.34-40.
4. Азимов Б.Б. Методические рекомендации к экспериментальной программе "Изобразительное искусство". У класс (экспериментальные). М., НШ школ МП РСФСР, 1985. С.77-85.
5. Программы средней общеобразвательной школы. Начальные ' планы (1-1У классы одиннадцатилетней школн). Изобразительное искусство. М., Просвещение, 1986 (объем - 4 п.л.). -'
6. Азимов Б.Б., Кадыров И.К. Важное условие военно-патриотического воспитания. Ташкент. Совет мактаби, 1987, Я> 5. С.13.
7. Азимов Б.Б. Скульптурные памятники - средство военно-патриотического воспитания молодежи. Ташкент. Совет мактаби, 1988, №5. С.12. /I